Open
Close

Как выглядит черт в реальной жизни. Использование слова чёрт в русском языке

В славянской мифологии демонический персонаж, злой дух. Популярный представитель нечистой силы в восточном фольклоре. Его образ очень схож с человеческим, так же у него две руки и две ноги, человечья голова, но с большими ушами и рожками, тело покрыто черной косматой шерстью с хвостом. У черта на ногах копыта, а на руках когти. Он несет в себе зло и не выступает в роли покровителя и благодетеля, как леший или домовой. Его постоянное присутствие дает человеку осознанное представление о вездесущем черте: «Богу молись, а черта не гневи». Черт крадет маленьких детей, соблазняет женщин, доводит до самоубийства и толкает на страшные преступления. Зло причиняемое чертом всегда опасно, но иногда человеку все же удается обмануть или перехитрить его при помощи ангела или крестной силы. Он существенно отличается в русских поверьях от дьявола, который представляет собой абсолютное зло.

У народа о черте разнообразные представления: он может предстать как хитрый искуситель, а может выглядеть, как смешной глупец, который постоянно попадает в глупые ситуации.

С чертом можно померится силой или договориться с ним. На Орловщине считается, будто черти пошли от сатаны, который произошел от плевка духа святого в воду еще до сотворения мира. Они творят себе подобных для войны с ангелами. У них существует своя иерархия: в аду находятся самые лихие черти, на земле живут уже рангом пониже, их обиталища - болота, глухие леса, заброшенные дома. В легендах и сказаниях черт является к человеку, как правило, в образе странника, соседа или в женском образе. Но может предстать и в образе собаки, свиньи или змеи. Черта распознают по рожкам, торчащим на голове, либо копытам.

Согласно поверьям нечистая появляется на перекрестках или росстанях. Здесь не надо поминать черта даже днем. Считается, что если кому нужно повидаться с чертом, то пусть в полночь идет с черным котом на перекресток, что черти за большую сумму кота выкупят. При этом нужно идти уверенным шагом и нельзя оборачиваться, если обернешься, то могут изорвать в клочья.

Восточнославянские сказки, где присутствует черт, имеют сатирический характер: например как солдат учил черта солдатскому ремеслу, ездил на нем в родное село на побывку. В сказках сопоставляют черта с лихой бабой. Например, мужик бросил лихую бабу в яму с чертями, а потом ее именем заклинает черта, обманывая его с помощью жены. Мораль всех этих сказок одна - «баба хуже черта». Представления о черте часто связываются с гаданиями.

Девушки на Рождество, перед тем как приступить к гаданию, зажигают свечу и ходят с ней в поле «зачертиваться»: «Черти с нам, водяной с нам, маленькие чертяточки все по за нам, из черты в черту и девки к черту», а после слушают, кому отвечают колокольным звоном, та и замуж пойдет, кому доски тешут - та и помрет. Уберечь себя можно от напасти крестным знаменем и различными оберегами (образок, серебряный крест).

В Вологде существует оберег молитвенный: «Враг-сатана, отступись от меня, есть у меня и почище тебя». В демонологии славян образ черта можно рассматривать с двух сторон: как общее представление о нечистой силе, а с другой как отношение народа к неправедному злу.

Многие люди время от времени поминают нечистую силу, не задумываясь о том, кто такие черти. Эти существа фигурируют в крылатых выражениях, становятся героями поговорок и даже сказок. Их происхождение окутано тайной, порождает многочисленные предположения и легенды. «Черти» приходят на помощь, когда человек хочет высвободить отрицательные эмоции, выругаться. Откуда же взялись эти мифические создания и что о них известно?

Кто такие черти: происхождение

Существует много легенд, приписывающих различное происхождение существам, которые ассоциируются с самим злом. Кто такие черти, если опираться на самую распространенную в народе версию? Когда-то эти создания были небесными ангелами, служившими добру. Но они отказались подчиняться Богу, что послужило причиной для их изгнания из рая.

Предлагаются и «мокрые» теории, отвечающие на вопрос о том, кто такие черти. К примеру, многие древние славяне не сомневались в том, что злые духи появляются тогда, когда Дьявол мочит руки и стряхивает воду. Другая версия предполагает рождение от плевка Бога.

Наконец, третья популярная легенда имеет собственное объяснение того, кто такие черти. Она приписывает создание мифических чертей Сатане - падшему ангелу, которому потребовалось преданное войско для борьбы со слугами света. Причем в качестве основы для своих подчиненных Дьявол использовал гуляющих по козлят и оленят, объединив этих очаровательных зверушек воедино.

Когда они появились

Не способны исследователи и прийти к единому мнению о том, когда появились эти солдаты ада. Большинство теорий предполагает, что они возникли еще задолго до сотворения мира, сброшенные с небес божьей рукой. В пользу этой версии говорит и хромота, которой, по мнению славян, обладают падшие ангелы. В момент падения ноги злых существ были сломаны.

Есть и другая легенда, связанная со временем происхождения чертей. Они прятали за щеки глину, из которой Бог планировал создать мир, однако воровство открылось. Черти были вынуждены выплюнуть «строительный материал», что привело к появлению гор и озер. Карой, которую они понесли, стало изгнание.

Иерархия

Иерархия - явление, которое присутствует не только в человеческом обществе. Легендарные существа также верят в необходимость порядка, строго выполняют приписываемые им обязанности. Историки могут бесконечно спорить о том, кто такой черт. Но они единодушны в вопросе о том, кому подчиняются безжалостные духи, нарушающие людской покой. Разумеется, Сатане.

Дьявол повелевает своими верными слугами, распределяя между ними обязанности. Интересно, что помощники подразделяются на две группы. Наибольшим почетом пользуются «лихие» черти. Они большую часть жизни проводят в преисподней. Именно «лихих» представителей сил зла следует бояться тем, кто совершает грехи при жизни, так как они будут издеваться над ними в адской бездне.

Существуют также обыкновенные черти, гуляющие по земле. Их задача - сводить человечество с ума, заставляя отказаться от праведной жизни и грешить. Периодически такие существа отправляются в отпуск в ад, спускаются они в бездну и за новыми распоряжениями Дьявола.

Как они выглядят

Вопрос о том, кто такой черт, не является единственным, представляющим интерес. Занимательно и описание внешности, которой он обладает. Очевидно, что представление о внешнем облике мятежных духов является весьма расплывчатым. Исследователи еще в 19 веке пытались понять, какими видят этих ужасных существ представители народа.

В большинстве случаев последователям Сатаны приписывается Как и люди, они обладают двумя ногами и двумя руками. Все тело этих созданий покрыто густой шерстью, которая имеет скомканный и нечистый вид, цвет, близкий к коричневому или черному оттенку. Необычно и лицо, которым они обладают. В нем прослеживаются черты сразу нескольких животных, к примеру, свиньи, козла.

Характерные признаки

Когда историки пытались выяснить, кто такие черти и как они выглядят, опрашивая население страны, описания внешности страшных существ им предлагались различные. Однако присутствуют характерные признаки, которые практически всегда приписываются этим созданиям. Начать перечисление таковых можно с зубов, которые отличаются необыкновенной длиной и желтизной.

Интересны глаза, которыми обладают представители адского воинства. Люди полагают, что в них светится пугающий огонь. Пламя способно приобретать оранжевый или желтый цвет, но чаще всего представляется кроваво-красным. Конечно же, черти имеют злобный взгляд и глядят на человечество с ненавистью.

Рога, расположенные на голове, также нельзя не упомянуть в числе характерных признаков. Некоторые люди убеждены, что эти наросты имеют небольшие размеры, другие описывают их как огромные, ветвистые. Разумеется, у черта присутствуют копыта и длинный хвост. Необычно и представление о голосе, который видится отталкивающим, скрипучим.

Обязанности

Разобравшись с тем, кто такой черт в мифологии, исследователи попытались четко представить себе его задачи. Очевидно, что «лихие» представители нечистой силы занимаются в основном изобретением новых издевательств над теми, кого после смерти затягивает адское пекло. Но на чем же специализируются их «земные» собратья?

Ответить на этот вопрос поможет понимание того, кто такие черти у славян. Это мучители, основная задача которых заключается в уничтожении всего хорошего, что есть в человеке. Именно их обвиняют во всех несчастиях, которые переживают люди. Сверхъестественные возможности, которыми обладают мифические создания, позволяют им склонять свои жертвы даже к убийству или самоубийству. Именно последователи Сатаны управляют человеком, когда он решается на воровство, насилие.

Поняв, кто такие черти, фото рисунков которых можно посмотреть выше, необходимо разобраться и с оружием, которым они наделены. Азартные игры, алкоголь, сигареты, наркотики - все это инструменты, которые позволяют нечистой силе уничтожать человечество массово.

Где живут черти

Конечно же, встреча с безжалостным духом на протяжении нескольких веков сохраняла статус одного из главных страхов человечества. Места, где можно столкнуться с чертом, известны. Эти существа любят выбирать бани, мельницы. Пыльные чердаки также испокон веков привлекали их, равно как и пространство за печью, подполье. Но черт может появиться в жилом доме только тогда, когда его владельцы погрязают в семейных конфликтах, равнодушно относятся к уборке.

Гораздо больше чертей привлекает природа. Их можно отыскать в непроходимых лесных чащобах, на болотах. Кстати, одна из популярных легенд гласит, что именно в болотную вязь падших ангелов погрузил Бог, наказывая за восстание.

Черти, бесы, ангелы

Славянская мифология пестрит удивительными существами, в которых сложно разобраться. Кто такие черти и разница между ними? Одна из версий предполагает, что эти два слова являются синонимами, описывающими одних и тех же адских созданий. Другая теория настаивает на том, что бесы являются другими существами, отличающимися от чертей внешним видом и возможностями.

Если придерживаться второй версии, то у бесов к внешности чертей прилагаются крылья, от них разит смрадом. Эти создания способны управлять погодными явлениями, к примеру, вызывать грозу. Они могут организовать мор домашнего скота. Также среди их способностей числятся такие таланты, как вселение в человеческое тело, изменение своего облика.

Ответ на вопрос о том, кто такие черти, бесы (фото, распложенное выше, демонстрирует, какими в представлении фантастов могут быть эти чаще всего звучит одинаково: падшие ангелы, изгнанные Богом. Существует также легенда, утверждающая, что помимо персонального ангела к человеку при рождении прикрепляется и представитель нечистой силы. Херувим и демон беспрестанно борются друг с другом. В зависимости от того, какая сторона победит, ребенок становится хорошим или плохим, достигнув взрослого возраста.

Как защититься от черта

В наши дни люди легко произносят имена злых духов, что было нехарактерно для их далеких предков. Древние славяне верили в то, что произнося слово «черт», они его призывают. Говоря о представителях нечистой силы, человек пытался использовать прозвище, а не настоящее имя. Именно отсюда появились такие определения, как «лукавый», «нечистый». Были у черта прозвища, которые даже могут показаться ласковыми, к примеру, «недобрик».

Молчание было далеко не единственным инструментом защиты, которые применяли наши предки. Едва ли можно было в прошлом отыскать дом, в котором не было бы оберега, охраняющего от порождений ада. Чаще всего предметы, которым приписывалась магическая сила, орошались святой водой. Также славяне использовали травы, которые в их воображении были наделены волшебными возможностями. К примеру, такие свойства приписывались полыни, зверобою.

Разумеется, встречались и смельчаки, которые совершали попытки не защититься от слуг Сатаны, а призвать их. В этих целях применялись разнообразные магические ритуалы, делались подношения злым духам.

Так выглядит самая интересная информация, известная о чертях.

15 Фев

Кто такие черти

Бесы и черти – общее название для достаточно большого количества видов нечисти.

Сюда относят мелкую нечисть физического и астрального плана – чертей, домовых, бесов, некоторых лесных и болотных духов, духов пустых домов и прочих. Также термином “бес” называют “солдат” – низших демонов, обитающих в Нижних мирах, вернее, самой глубокой их части и, иногда суккубов\инкубов.

Также чертей и бесов часто несправедливо путают с демонами и элементалями стихий Земли, Огня и подстихии Растений. Хотя ни один из этих видов не имеет с ними толком ничего общего с чертями.

Черти имеют очень большое разнообразие форм и видов, но “классическое” изображение, как ни странно, является в общем то обоснованным и верным. Так как это истинный вид этих милых сущностей, какой бы другой они ни принимали.
Внешне – это антропоморфная маленькая сущность (от 10 см до метра высотой), имеет морщинистую грубую кожу темного цвета (чаще – красного, коричневого или бежевого оттенка), ручки\ножки и большую голову с лицом. В качестве тюнинга обычно имеют хвостик и рожки:surprise:
Они умеют разговаривать. Голос обычно противный. Гнусавый, тонкий, часто растягивающий и коверкающий слова, хихикающий или шепелявящий.

Как сущность, черти не блещут гениальным умом, но они очень сообразительные создания, и очень хитрые. Имея в полном доступе и своей стихией все, что связано с грязью, они кроме всего прочего способны также очень сильно влиять на денежные потоки, вылавливая для повелевающего деньги буквально из воздуха.

За всю историю маги всех рангов тесно общались с этими созданиями. Думаю, любой практик хоть раз да носил на пеший перекресток отливки или деньги для этих милах… :flag:
Но это свободные черти.

Домашний чертик, находящийся во владении мага называется “Фамильяр” (иногда Фетч).
Добывают их обычно или по контракту, или по знакомым сущностям, которые способны на них влиять. Ему дают имя и натаскивают на определенные навыки.
Также интересен тот факт, что черти набираются повадок и привычек от существ, рядом с которыми обитают. По этому у разных народов мира они несколько разнятся в поведении предпочтениях.

Многие из нас то и дело поминают черта, но чем является черт на самом деле? Что под ним подразумевали наши предки. О каком существе или явлении идет речь?


«Черт» - тайное имя…

На самом деле, в отличии от современных людей, предки редко употребляли слов «черт», так как считали, что при упоминании своего имени он может тут же появиться и навредить. Подобная вера существовала практически у всех народностей. Поэтому везде, как и у славян, имя «нечистой силы» старались заменять каким-либо другим словом, прозвищем, отражающим то или иное ее свойство. Самыми распространенными «псевдонимами» черта были «нечистый», «недобрик», «лукавый», «немытик» и так далее.

В древние времена чертями называли вообще всех нечистых и злых духов, поэтому «черт» был образ собирательный. У восточных славян «черт» был родовым понятием, указывающим на достаточно большую сферу зловредных потусторонних существ, включающую в себя водяных, леших, домовых и прочее. По некоторым поверьям, водяные – это водные черти, леший – лесной черт и так далее.

Хотя следует сказать, что словом «черт» называли не только категорию нечистых духов, но и отдельных существ, то есть было как бы две версии понимания – черти (как нечистые существа) и черт (как отдельная «личность»). Но постепенно, черт все больше персонифицировался в отдельное демоническое существо и уже с приходом христианства окончательно стал тем чертом, которым мы знаем теперь.


Легенда о происхождении чертей

Самая распространенная легенда о происхождении чертей гласит, что чертями стали ангелы, восставшие против Бога и свергнутые за неповиновение с Небес. Но в отличие от Сатаны, который при этом провалился сквозь землю, ни остались на поверхности и постепенно, «одичав», превратились в чертей.

Есть и другие легенды, о происхождении чертей. Например, одна из них говорит о том, что черти произошли от плевка Бога, другая утверждает, что черти появляются каждый раз, когда Сатана стряхивает воду с рук позади себя.

Образ черта

Образ чета уходит в глубокую древность еще к языческим бесам, но постепенно, под влиянием христианской мифологии, образ этого существа был сильно демонизирован, пока не превратился в «слугу» Дьявола.

В целом же, облик черта во многом перекликается с внешним описанием беса, а именно, черт, как правило, черен, мохнат, с хвостом, рогами и копытами. Глаза черта пылают огнем, а его зычный и сиплый. Также черта нередко изображают лысым и слегка хромым. Согласно легендам черти стали хромать, когда упали на землю, свергнутые Богом.


Где обитают черти

Согласно поверьям черти разделяются на две категории – обычные и «лихие». Первые обитают на земле, вредят людям, сбивают их с праведного пути и устраивают всяческие пакости, а время от времени, возвращаются на «отдых» в преисподнюю или за новыми указаниями. А «лихие» черти постоянно живут в аду, где мучают грешников.

Что же касается «земных» чертей, то они обитают преимущественно в темных чащах, болотах, оврагах и так далее. Одна из легенд о чертях объясняет это так: при сотворении мира черт за щеку спрятал глину, а архангел донес на него. Черту пришлось выплюнуть - образовались горы и озера. Бог в наказание посадил черта в самый глубокий и бездонный овраг и наполнил его вонючей водой и глиной. Поэтому черти теперь и бывают в оврагах и болотах, даже можно слышать, как они там стонут, визжат и хохочут.

Есть еще одно народное поверье о том, почему черти так любят болота. Считается, что до тридцати лет черт живет, где ему нравиться, но потом переселяется в болото, что бы жениться там и начать плодить чертей. А совсем старые черти из болота потом перебираются в моря и большие озера.

Также одним из излюбленных мест обитания чертей являются заброшенные мельницы и бани. По различным поверьям, черти могут также жить на погостах и на чердаках. В последнем случае они легко проникают в дома через трубы или селятся под полом, иногда за печью. Но так происходит лишь в том случае, если в доме нерадивые хозяева, которые не следят за порядком и часто ругаются между собой.

Черт и ангел-хранитель

Интересно отметить, что в некоторых поверьях о чертях отражается, так сказать, полнота представления о жизни человека, то есть понимание «хорошего» и «плохого». Согласно некоторым легендам, при рождении каждому человеку дается не только ангел-хранитель, но и черт, который в течение всей его жизни присутствует за левым плечом (ангел-хранитель, соответственно, находится за правым). Именно наличием ангела и черта древние люди объясняли извечную борьбу между «светлым» и «темным» началом в человеке. При этом черт и ангел постоянно веду бой за душу человека.

© Алексей Корнеев

Черт – один из самых популярных персонажей народной демонологии славян. В нем смешались христианские представления о Диаволе – враге, человеческого рода, сверженного Богом в начале времен с небес в преисподнюю, и древнейшие, языческие верования о демонах и духах, населяющих весь мир.

Эти два толкования никак не противоречат друг другу. Когда на Русь пришло христианство, новая вера попросту объявила чертями, слугами Сатаны всех леших, домовых, банников, овинников, кикимор и прочих. Однако, приписывая домовым и лешим демонические черты, народ все же видел некоторую разницу между этими духами и чертями, наделяя последних совершенно особым обликом и местом обитания, и особыми занятиями.

Облик

Как выглядит черт, знают все. У него есть копыта, хвост, на голове – рожки, он вертляв и подвижен. Цвет у него непременно черный. Некоторые собиратели фольклора считают, что именно от слова «черный» и происходит название «черт». Лучше всего черта, такого, каким он предстает в народной фантазии, описал Гоголь в «Ночи перед Рождеством»: «Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт».

В таком облике черт изображается и на старинных церковных росписях, сюжетом которых является Ад. Однако, далеко не всегда черт предстает перед человеком в таком виде. Он может принимать облик людей, причем, не только взрослых мужчин и женщин, но и детей. Любит черт перекидываться в животное: в черную кошку или в черную собаку, в свинью, в змею, в зайца, в щуку, в сороку. Никогда черт не превращается лишь в петуха, поскольку именно эта птица возвещает рассвет, в голубя, который относится к числу самых любимых христианских символов, и в осла, ведь именно на осле Христос въехал в Иерусалим.

Обиталище

Самые главные черти находятся, конечно же, в преисподней. А те, что попроще, обитают на земле. Они любят места уединенные и страшные, такие, куда по доброй воле ни один человек не пойдет. В старину едва ли не в каждом городе приезжему человеку могли показать заброшенный пустой дом, где живет «нечистая сила». Вне городов черти выбирают себе для жилья болота. «В тихом болоте черти водятся», «Было бы болото, а черти будут», «Не ходи при болоте, черт уши околотит» -- такие пословицы записал еще в XIX веке собиратель русского фольклора С. В. Максимов. Любят черти, впрочем, и воду. «В тихом омуте черти водятся» -- эту пословицу знают все, как все помнят и пушкинского Балду, который веревкой баламутил воду, вынудив чертенка явиться к нему для услуг.

Живут черти, как видно из народных поверий, семьями. У них есть жены – чертовки, и дети – чертенята. Черти любят ходить друг к другу в гости, устраивать праздники и свадьбы. Для этого они выбирают, обыкновенно, перекрестки дорог. Догадливые люди говорили, увидев в таком месте пыльные вихри, что это черти с ведьмами пляшут, свадьбу играют. Если бросить в самую середину такого завихрения нож или топор, то «свадьба» тотчас завершалась, нож обнаруживался окровавленным, а какая-нибудь баба из соседней деревни, слывшая ведьмой, непременно появлялась на людях с перевязанной рукой или головой.

Занятия

Главное занятие черта – вредить человеческому роду. Вероятно, именно поэтому черта, чтобы не накликать, остерегались называть по имени, предпочитая иносказания: «нечистый», «анчутка», «лукавый», «враг», «шут», «нелегкая», «ненаш» и так далее.

В народных поверьях «враг» предстает злым, игривым и похотливым духом. Шутить он особенно любит над пьяными, и шутки эти часто заканчиваются если не гибелью, то увечьем несчастного, которого «нелегкая» носит по оврагам и буеракам, сбивает с верной дороги до дома, заставляет блуждать и падать. Свой, персональный «враг» есть у каждого человека. Он стоит за левым плечом и нашептывает свои злобные советы в левое ухо. С правой стороны у каждого из людей – ангел, который, напротив, советует, шепча в правое ухо. Поэтому русский человек никогда не плюнет через правое плечо, а только через левое. Когда черту удается возобладать над ангелом, человек совершает злые дела, а будучи схваченным за руку, кается: «Нечистый попутал! Сам не знаю, как оно вышло!».

Черти забирают детей, особенно некрещеных младенцев, которых матери «приспали», задушили нечаянно во сне. Чтобы отмолить душу такого младенца, мать должна три ночи простоять в церкви. При этом испытания ей выпадают – куда там гоголевскому Хоме! В первую ночь сзади нее воют и хохочут черти, а ребенок кричит: «Не мать ты мне, а змея подколодная!». Обернуться нельзя, иначе черти разорвут на куски. Под утро ей показывается ребенок – весь черный, как головешка. Вторую ночь крики и хохот становятся еще ужаснее, ребенок при этом твердит только одно слово: «Молись!», и является уже наполовину белый. В третью ночь мать слышит жалобный плач и просьбы оборотиться и взять на руки, сквозь которые едва слышен тихий голосок: «Молись, матушка, почти отмолила!». Под утро младенец оказывается лежащим на полу, беленьким и чистеньким, и тут же умирает.

Любит нечистый дух вселяться в людей, особенно в женщин. Такие женщины в старину назывались кликушами. Они бесились, завывали на разные голоса, вытворяли разные грубые и грязные вещи, и их за это не только не наказывали, но даже жалели, как пострадавших от извечного врага рода человеческого. Спасти от такого вселившегося черта бедную кликушу можно было лишь особыми молитвами, «отчиткой». И теперь еще встречаются в некоторых деревнях священники, умеющие «отчитывать» таких одержимых бесами людей, изгоняя вселившуюся в них нечисть. Умение «отчитывать» довольно редкое. Занятие это считается опасным, требующим от священника немалого присутствия духа и безупречно праведного поведения.

Еще одно излюбленное занятие нечистого духа – соблазнение женщин. В старину считали, что если вдова сильно убивается по покойному мужу, то черт запросто может явиться к ней, приняв его облик. Бедная баба, конечно же, не устоит. Тут-то она и погибла! Являются к таким неутешным вдовицам бесы в виде огненного змея. Проникнув в окно или в дымоход, змей ударяется оземь, рассыпается искрами и предстает в виде любимого супруга. Если вдова начинает вдруг худеть и таять, или, напротив, делается вдруг беременной, а после ходит, как ни в чем не бывало, выходит в поле одна и ловко справляется с работой, которая троим лишь по силам – это все верный признак, что повадился к ней огненный змей. Избавиться от него можно, начертив в избе по углам кресты, или развесив чертополох, или заказав молебен и накурив в доме ладаном.

Правда, сварливая и ушлая баба может и сама оставить черта в дураках, так что тот будет бежать от нее опрометью, раз и навсегда.

Черта вообще, довольно часто обводят вокруг пальца хитрые персонажи сказок. В литературе яркими примерами такого рода являются Балда и гоголевский кузнец Вакула. Да и любой человек может справиться с чертом, нужно лишь не забывать о крестном знамении. В старину даже кадки с водой и кувшины с молоком на ночь покрывали двумя положенными крест-накрест лучинками – чтобы черт не пролез. Не забывали русские люди перекрестить рот при зевке – с той же самой целью.