Open
Close

Как русский купец петр губонин сделал из гурзуфа первоклассный курорт.

Пробегая по нашим брянским интернет-ресурсам, наткнулся на сообщение, что в областной библиотеке открылась выставка, посвященная 190-летию со дня рождения основателя БМЗ Петра Губонина. В честь этой даты презентовали альбом «Не себе, а Родине».
Трудно представить Брянщину без Брянского машиностроительного завода, а город - без Бежицы. Всё это детище Петра Губонина.

Кем же он был? И почему его помнят у нас? Что он сделал для Брянщины?

Сухие строки биографии.

(1825-1894) - русский купец 1-й гильдии, промышленник и меценат.
Родился в 1825 году в деревне Борисово Федосьинской волости Коломенского уезда Московской губернии в семье каменщика.
Начинал работать каменщиком, занимался подрядами по каменным работам. Впоследствии вместе с инженером Садовским он получил подряд на постройку каменных мостов Московско-Курской железной дороги; затем участвовал в строительстве Орловско-Витебской, Грязе-Царицынской, Лозово-Севастопольской, Уральской, Горнозаводской, Балтийской и других железных дорог.
Вместе с В. А. Кокоревым создал Бакинское нефтяное общество, Северное страховое общество. Купил также в Крыму известное имение Гурзуф, завёл там обширное виноделие и стремился сделать из него европейский курорт. Губониным в Гурзуфе был построен Храм Успения Пресвятой Богородицы.
Принимал Губонин ближайшее участие и в постройке в Москве храма Христа Спасителя и многих других благотворительных проектах. На средства Губонина было построено Комиссаровское техническое училище в Москве, финансировал строительство Политехнического музея.
В Твери на его средства было построено здание духовной семинарии.

За труды в работе Русского технического общества Губонин получил звание коммерции советника.
Дворянство было ему дано «в воздаяние пожертвований с 1870-1872 года, на устройство и обеспечение бывшей в сем году политехнической выставки в Москве и во внимание к стремлению его своими трудами и достоянием содействовать общественной пользе». На выставке Губонин возглавлял железнодорожный отдел.
После строительства Севастопольской дороги, в 1875 году, Губонин стал действительным статским советником, что дало потомственное дворянство его сыновьям - Сергею и Николаю; в 1878 году Губонины получили дворянский герб с девизом «Не себе, а Родине»


П. И. Губонин был почётным членом педагогического совета Императорского московского технического училища, членом Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.

Состояние Губонина оценивалось примерно в 20 миллионов рублей. Пётр Ионович Губонин скончался 30 сентября 1894 года в Москве, похоронен согласно его завещанию в Гурзуфе.

За свои заслуги в развитии отечественной промышленности и крупные пожертвования Петр Ионович получил чин тайного советника.

Первую свою награду Серебрянною (так в документе) медаль с надписью „За усердие“ для ношения в петлице на Аннинской ленте он получил ещё будучи крепостным, 8 ноября 1856 года за труды по возобновлению Большого театра в Москве е награжден. Эта награда от Государя - первая по рангу и первая у П. И. Губонина. Был награжден орденами Св. Станислава 1-й степени, Св. Анны 1-й степени, Св. Владимира 2-й степени. Заслуги Губонина были признаны за границей. Он был награжден иностранными наградами: сербским орденом Белого Орла, черногорским - Князя Даниила 2-й степени, австрийским - Командорского креста Франца Иосифа, персидским - Льва и Солнца 2-й степени. Первый Почётный гражданин Царицына.

Орловско-Витебская железная дорога.
В 1866 году вместе с инженером Т. Л. Садовским и генерал-майором А. Б. Казаковым Петр Ионович получил подряд от Орловского земства на строительство Орловско-Витебской железной дороги протяженностью 488 верст. В марте 1867 года Александр II утвердил положения Комитета о концессии на земскую Орловско-Витебскую железную дорогу, обязав Орловское земство в течение трех месяцев создать общество по строительству дороги от Орла до Витебска, главным подрядчиком которой стал Губонин и его компаньоны из Министерства путей сообщения: инженер-генерал-майор А. Б. Казаков и инженер-подполковник Т. Л. Садовский. За год дорога была построена и принесла подрядчикам 19 млн. руб. прибыли. Затраты на строительство - 40 845 065 рублей 78 копеек.
Строительство шло быстро, так как Губонин имел в достаточном количестве строительные материалы и рабочую силу. Вдоль дороги возникали новые населённые пункты и полустанки. История большинства начиналась с того, что приезжал Губонин, ставил барак, селил туда несколько семей для обслуживания дороги, заправки паровозов водой и дровами. Открытие линии состоялось в 1868 году. Дорога пролегла от Орла через Хотынец - Карачев - Брянск - Рославль - Смоленск - Витебск, по Орловской, Смоленской, Могилёвской и Витебской губерниям.
Построенная железная дорога в Брянском уезде имела станции «Брянск», «Бежица» (Бежицкая), «Жуковка» и «Людинка» (Людиново). Станция «Бежица» располагалась в девяти верстах от уездного центра (Брянска). Свое название она получила по аналогии с селом Бежичи. Но станцию пришлось вскоре переименовать в Брянский завод, так как грузы по железной дороге стали попадать в город Бежецк Тверской губернии.
По дороге ежегодно перевозилось до 500 тысяч человек и 114 миллионов пудов грузов. На ней служило около 4 тысяч человек и на их содержание уходило около 1,5 миллионов рублей ежегодно. Как при строительстве, так и при работе дороги, на всём её протяжении возникали многочисленные лесопилки. От дороги отходят в разные стороны узкоколейки для доставки древесины, торфа. Крупнейшие из них, это линия Жуковка - Клетня и Мальцовская железная дорога (Брянск - Дядьково - Людиново). Последняя являлась первой частной промышленной дорогой России. Её построил С. И. Мальцов за свои деньги, из своего материала и своими рабочими силами в 1878 году. Затраты составили около двух миллионов рублей. Дорога представляла собой однопутку, соединявшую, через лесные чащобы и многочисленные реки, все главнейшие Мальцовские заводы, производившие: механическую, чугунолитейную, фаянсовую и хрустальную продукцию.
Это был успешный проект Губонина - он составлял четвертую часть всех железных дорог, проложенных в России в том году.

Основатель Бежицы

Среди множества славных дел Губонина было создание в 1870-х годах Брянского машиностроительного завода. Одно из крупнейших в России предприятий выпускало рельсы, паровозы, вагоны, сборные элеваторы, пароходы и прочую продукцию из металла.
Вначале сельцо, где жили строители завода, называлось Губонино, затем с 1889 года стало именоваться Бежица. Скупив земли между реками Болва и Ветьма у разорившегося помещика Астахова, Губонин основал распилочный шпальный завод, для обеспечения строительства железной дороги.
Губонин вместе с инженером В. Ф. Голубевым решили построить на месте распилочного шпального завода рельсопрокатный и получили в 1873 году Высочайшее разрешение на учреждение Общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода.
Идея строительства принадлежала Голубеву с которым Губонин познакомился во время строительства Орловско-Витебской железной дороги. Инженер убеждал Губонина довольно долго, но основным аргументом стала насущная необходимость строительства такого предприятия, так как рельсы в стране изготовляли лишь заводы Демидова и Мальцева. В ожидании царского указа Губонин вовлек в дело князя В. Н. Тенишева, который непосредственно руководил строительством завода.






Некоторые старые строения дожили до наших дней.


Место для завода было выбрано очень удачно: рядом сосновый лес, торфяные болота, реки Десна и Болва. На строительство потянулись крестьяне Орловской, Смоленской, Калужской, Могилевской и Минской губерний, так что недостатка в рабочей силе не было. Первым был построен двухэтажный корпус с машинным и модельным отделениями, а также чугунолитейные и механические мастерские.
В 1876 году правление Общества получило правительственный заказ на изготовление 1.800.000 пудов стальных рельсов. Брянский завод выплавлял третью часть стали, производимой в России. Орловско-Витебская, Грязе-Царицынская, Курско-Харьковская и Орловско-Грязевская железные дороги оснащались исключительно рельсами Брянского завода. Капитал Брянского общества, определенный уставом в 600 тыс. руб., через пять лет вырос втрое.


В 1882 году численность работающих на заводе достигла пяти тысяч человек.
Не забывали основатели завода и о социальной сфере. Одновременно с домами для администрации и служащих начали строиться дома барачного типа для рабочих.
Первыми общественными учреждениями в центре села Губонино стали больница из пяти павильонов на 75 коек с аптекой и амбулаторией и начальное училище, в котором обучалось вначале 130, а затем 375 человек. В 1878 году при училище были открыты вечерние курсы, которые посещали мастеровые и их дети. Открыто ремесленное училище на 100 человек, народная столовая на 500 человек, заводской продовольственный магазин с паровой мельницей и бойней, детский сад на 60 детей.


Когда двух школ не стало хватать, открыли третью, платную, для детей более зажиточных работников завода. Годовая стоимость обучения составляла 6 рублей с ученика. В 1883 году построили Преображенскую церковь, которой в 1884 году Губонин пожертвовал иконостас. На территории села построены два парка, пруд, птицеферма, были и 300 усадеб с огородами, коровниками, ледниками. С 1889-го село стало называться Бежицей, от слова «прибежище», так как в эти места бежали люди от голода в соседних землях. Численность населения в это время доходила до 12 тысяч человек. Дальнейшие же преобразования в Бежице связаны с именем княгини М. К.Тенишевой, приехавшей сюда в 1892 году.
Иногда можно прочитать, что эксплуатация рабочих на Брянском машиностроительном заводе Губонина бала самой бессовестной. Однако, не каждое современное предприятие может сейчас похвастать такой "социалкой". И не будем забывать, какое было время. 1861 год – год отмены крепостного права. Прошло лишь десятилетие до основания завода.
С 80-х годов XIX века завод начал осваивать продукцию машиностроения. Почти ежегодно здесь рождались новинки, еще нигде в России не производившиеся.
На Брянском заводе выпускались двухосные грузовые вагоны и платформы, паровозы различных типов, жатки, плуги, бороны, конструкции железнодорожных мостов через Днепр и Амударью, знаменитый дебаркадер Киевского (Брянского) вокзала в Москве, спроектированный инженером В. Г. Шуховым, краны, трубы, прокат, литье... Гордостью заводчан стал выпущенный в 1910 году первый отечественный электропоезд. До 1917 года здесь было построено 2850 паровозов, более 50 тысяч вагонов. Броневыми листами, выпущенными на Брянском заводе, были обшиты все новые корабли Черноморского флота, в том числе и броненосец «Потемкин».
Интересен факт, что когда Морское министерство решало вопрос по размещению заказов на изготовление броневой стали, в споре с англичанами победили брянцы: 53 из 170 листов английской стали не прошли испытаний, а брянская, в полтора дюйма толщиной, их выдержала. В обзоре о военном судостроении утверждалось, что «Брянский завод стоит по всей справедливости на первом плане в числе частных наших заводов... отличается высоким качеством выделываемой судостроительной стали, давшей при официальных пробах превосходные результаты и оказавшейся выше стали лучших английских заводских фирм».


Паровоз Ов Брянского завода - 1903 год

Электрический Аккумуляторный вагон

Работает завод и в наши дни. Но это другая история.

Даже в наших учебниках истории, как ни странно много пишут об отцах-основателях американской промышленности и финансов. Семьи Рокфеллеров, Форда у всех на слуху. А о наших основателях промышленной мощи России знаем очень мало. В лучшем случае вспомнят о Демидовых, да и то в основном о том, как эксплуатировались рабочие на их заводах. Что они сделали для страны пишут очень мало. А надо бы наоборот.

Петр Губонин - предприниматель и благотворитель
Кеня И.А. Слепнев И.Н.
Брянск, 2010


Брянский региональный общественный
благотворительный Фонд
имени братьев Могилевцевых

Петр Губонин - промышленник и предприниматель

Знаменитый российский строитель железных дорог, предприниматель и благотворитель Пётр Ионович Губонин прошёл необычный жизненный путь от крепостного до одного из самых успешных российских промышленников второй половины XIX столетия. Он родился в 1825 году в деревне Борисово Коломенского уезда Московской губернии в семье крепостных крестьян помещика Д.Г.Бибикова. Дед Губонина был умелым каменщиком, можно предположить, что освоил он это ремесло при возведении храма Святого Духа в селе Шкинь, на строительстве которого в конце XVIII века трудились мужики со всей округи «во славу Божью». Поразительное сходство храма с величественным Троицким собором Александр-невской лавры неизменно поражало всех, кто его видел. Вид неординарной церкви, словно перенесенной в неведомую Шкинь с петербургского проспекта, не мог не отразиться на формировании духовных и жизненных приоритетов юного Петра Губонина. Интерес к ремеслу камнетеса и камнереза повлиял на его решение получить разрешение помещика и в возрасте 17 лет уйти в Москву для работы по найму у своего родственника Яковлева. Мастер, видя смекалку и усердие юноши, сделал его своим приказчиком. В 1848 году Петр получил в наследство от Яковлева инструменты и несколько подрядов на выполнение каменных работ. Добросовестно справляясь с заказами, он сумел собрать деньги для своего выкупа и в 1858 году получил от помещика вольную.

Петр Ионович поселился в Москве в Большой Лужниковской слободе и записался в купцы 3-й гильдии, потом перешел в 1-ю гильдию. Его первой крупной покупкой стала запущенная каменоломня графа Зотова в селе Котельники под Москвой. Приведя ее в порядок, Губонин наладил производство изделий из камня. Основной продукцией были: жернова, точила, тумбы, ступени. Петр Ионович участвовал в поставках камня для завершения строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Осуществление каменных подрядов на строительство мостов для Московско-Курской и Московско-Рязанской железных дорог стало началом его пути в качестве железнодорожного подрядчика, а затем и концессионера.

П.И. Губонин
1825 - 1894

В 1866 году вместе с инженером Т. Л. Садовским и генерал-майором А. Б. Казаковым Петр Ионович получил подряд от Орловского земства на строительство Орловско-Витебской железной дороги протяженностью 488 верст. Это был успешный проект Губонина -он составлял четвертую часть всех железных дорог, проложенных в России в том году. За первым успехом последовали новые... При участии удачливого предпринимателя на условиях концессии были выстроены Балтийская, Московско-Брестская, Грязе-Царицынская, Лозово-Севастопольская, Уральская горнозаводская, Оренбургская и другие железные дороги.

Губонин входил в число директоров правлений ряда акционерных обществ, в том числе Оренбургской, Уральской и Фастовской железных дорог. К концу 1870-х при участии Губонина в качестве подрядчика или концессионера было построено не менее 20% всей протяженности российских железных дорог. Имя Петра Губонина не сходило со страниц ведущих российских изданий, его по праву называли «железнодорожным королем».

Круг предпринимательской деятельности П. И. Губонина был необычайно широк. В сферу его кипучей деятельности входило и развитие нефтяной промышленности. Поездам были необходимы смазочные и осветительные материалы, и поэтому в начале 70-х годов Губонин начинает заниматься бурением нефтяных скважин в 27 верстах южнее Керчи. В 1871 году он принял решение о строительстве завода «Товарищества для перегонки добытой нефти». Свою первую продукцию завод уже в следующем году представил на Политехническую выставку в Москве.

В 1874 году П. И. Губонин совместно с В. А. Кокоревым учреждает Бакинское нефтяное общество, а через 8 лет выкупает паи близкого к банкротству «Товарищества Русско-Американского нефтяного общества», владевшего Кусковским нефтеперегонным заводом, и выводит его из кризиса. Продукция завода успешно дебютировала на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Москве в 1882 году, где была удостоена бронзовой медали за высокое качество. Эта награда явилась стимулом для дальнейшего совершенствования «губонинского» нефтяного дела.

Окрыленный успехом, Петр Ионович обращается с предложением о сотрудничестве к великому химику Дмитрию Менделееву. По соглашению, заключенному на 4 года, Менделеев выступает консультантом по техническим и химическим вопросам. Именно на заводе Губонина был пущен в эксплуатацию первый в мире аппарат непрерывной безотходной перегонки нефти, изобретенный ученым. На Всемирной выставке 1885 года в Бельгии продукция завода получила серебряную медаль, а в 1889-ом в Париже ~ золотую. На Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году «Товарищество Русско-Американского нефтяного общества» удостоено золотой медали. В итоге к славе железнодорожного прибавилась слава «нефтяного короля».

П. И. Губонин учреждает, организует предприятия по добыче и перевозке нефти. В 1883 году был утвержден устав новой компании - Русского товарищества «Нефть» для добычи, перевозки и торговли продуктами нефти. Губонин закупает тысячу вагонов-цистерн и приобретает земельные участки в Царицыне и в районах железнодорожных станций Москвы, Санкт-Петербурга и Варшавы. В 1894 году его компания становится монополистом в транспортировке нефтепродуктов по железным дорогам России.

Масштабы деятельности Губонина не могут не поражать воображение, поскольку его предпринимательский талант успешно находил приложение в самых различных сферах экономики. Его можно назвать одним из основоположников городского рельсового транспорта в России. В 1862 году в Санкт-Петербурге вместе с предпринимателем С. Башма-ковым он основал Первое Товарищество конно-железной дороги, построил линии на Невском проспекте и до Васильевского острова, - и в столице появилась конка. А в 1871 году губонинской конкой стали пользоваться жители Москвы. Петр Губонин внес весомый вклад в развитие угольной промышленности. Участие его Марьевской шахты (Донецкий бассейн) во Всероссийской выставке было отмечено высшей наградой - правом изображения государственного герба.

В 1870 году Губонин участвовал в учреждении Русского общества механических и горных заводов, владевшего Невским судостроительным и механическим заводом в Петербурге, в 1871-ом - акционерного Коломенского машиностроительного завода общества совместно с братьями Струве, в 1873 году - акционерного общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода совместно с В.Ф. Голубевым и В. Н. Тенишевым. Показал себя Петр в банковской и страховой сферах, состоял в числе учредителей Волжско-Камского банка, Северного общества страхования и других финансовых структур.

П. И. Губонин входил в число учредителей Пермского Товарищества по торговле солью, владел солеваренным и помольным производством в Царицыне, а также лесопильными заводами в Орловской и Смоленской губерниях. Губонину и его сыну Сергею в Москве принадлежала торговля пеньковыми изделиями и мельничными принадлежностями, а также винная торговля в Москве и Санкт-Петербурге. В результате своей учредительской деятельности Губонин приобрел многомиллионное состояние.

За свои заслуги в развитии отечественной промышленности и крупные пожертвования Петр Ионович получил чин тайного советника, был награжден орденами Св. Станислава I ст., Св. Анны I ст., Св. Владимира II ст.

Неординарным направлением деятельности Губонина стало развитие русского курортного дела. В 1881 году он купил у наследников сенатора Фундуклея и князя Барятинского имение Гурзуф в Крыму за 250 тыс.руб. и превратил его в курорт мирового уровня. Он построил водопровод, семь гостиниц и ресторан «Венеция», курортный комплекс с грязелечебницей, обустроил набережную, развил в коммерческих масштабах виноделие. Главной достопримечательностью Гурзуфа стал парк, в котором был создан великолепный ансамбль: беседки в восточном стиле, оранжерея, фонтаны. Самый известный из них - фонтан «Богиня ночи» (копия работы немецкого скульптора Бергера), привезенный по заказу Губонина в 1889 году со Всемирной выставки в Вене. И местом своего упокоения Губонин завещал сделать Гурзуф, где и был похоронен в 1894 году в построенной им церкви Успения Богородицы.

Общественная и благотворительная деятельность П.И. Губонина

Во второй половине XIX столетия в российском обществе имя Губонина неизменно упоминалось в связи с его активной общественной деятельностью и многими благотворительными акциями как в Москве, так и в других городах России. Он был гласным Московской городской Думы, присяжным поверенным Московского коммерческого суда, выборным от купеческого общества, казначеем и почетным членом Совета 1-го Арбатского отделения Дамского Попечительства о бедных в Москве, членом и жертвователем Благотворительного общества попечения о раненых и больных воинах, почетным членом Санкт-Петербургского Совета детских Приютов и Покровской общины сестер милосердия, членом Дома призрения и ремесленного образования бедных детей в Санкт-Петербурге. Одним из первых его благотворительных дел стало основание в 1860 году Детского приюта Петра Губонина в Петербурге, на содержание которого он ежегодно вносил 4 тыс.рублей. В 1868 году передал 25 тыс. руб. на содержание Николаевского дома призрения вдов и сирот московского купечества. Для Петра Ионовича было характерно сочувствие и гуманное отношение к нуждающимся. Он часто соглашался быть крестным отцом детей небогатых людей по-христиански осознавая, что должен в первую очередь позаботиться об их образовании, а крестницам обеспечить приданое.

Будучи истинно православным человеком, Губонин построил немало церквей, участвовал в ремонте и реконструкции соборов. По просьбе императрицы Марии Александровны на свои средства устроил внутреннее убранство храма святого Владимира в Херсонесе, где по преданию принял крещение великий князь киевский Владимир Красное Солнышко. Был церковным старостой церкви Параскевы Пятницы в Москве и Петропавловского собора в Петербурге, которые реконструировал на свои средства. В Петропавловском соборе установил надгробие Александру II из монолита алтайской волнистой яшмы, а Марии Александровне - из уральского розового орлица.

Значительную часть своих доходов Петр Ионович тратил на благотворительную помощь, финансировал строительство школ, училищ, музеев, учреждал стипендии. Совместно с X. X. Мейеном в 1865 году основал Комиссаровское техническое училище в Москве, построил при нем церковь, был пожизненным почетным попечителем училища. В 1880 году газета «Сенатские ведомости» сообщила о пожертвовании Губониным 2,5 тыс. руб. для учреждения в училище на проценты с этой суммы двух стипендий и его обязательстве пожизненно вносить еще по 2,5 тысячи на содержания десяти бедных мальчиков. На средства Губонина было учреждено Техническое училище в Борисоглебске Тамбовской губернии. Предметом своей особой заботы он считал Императорское Московское техническое училище (ныне МВТУ им. Баумана), был почётным членом его педагогического Совета.

Содействие развитию отечественной науки и техники находилось в числе жизненных приоритетов Петра Ионовича. В 1870 году его избрали членом Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, он также принимал активное участие в деятельности Императорского Русского технического общества.

В 1872 году Александр II подписал Высочайшее повеление об учреждении Комитета по устройству Музея прикладных знаний в Москве. Губонин вошел в его состав и финансировал строительство здания Политехнического музея.

В этом же году в Москве проходила масштабная Политехническая выставка, на которой Губонин был председателем железнодорожного отдела. Его экспозиция вызывала особый интерес посетителей - здесь на средства Петра Ионовича был построен настоящий вокзал со сквером. На рельсах установили специальный вагон для перевозки живой рыбы. Чтобы доказать возможность перевозки рыбы с Волги в таком вагоне, было задумано тут же ее продавать. Кроме этого, демонстрировались паровозы, вагоны, были показаны мосты, к строительству которых также имел отношение Губонин. Чтобы привлечь внимание посетителей, в отделе установили императорскую палатку, эстраду для музыкантов и даже фонтан. За лето выставку посетили 750 тысяч человек. Именно здесь, в экспозиции железнодорожного отдела выставки, произошла встреча бывшего крепостного

с царем-освободителем Александром II. За пожертвования на устройство выставки и участие в её организации Губонин получил личное дворянство и был удостоен чина статского советника за «стремление своими трудами и достоянием содействовать общественной пользе».

В январе 1875 года в Зимнем дворце Петра Губонина принимал император, поблагодарив его за строительство Севастопольской железной дороги. В том же году Губонин получил чин действительного статского советника, то есть первый «генеральский» гражданский чин, обеспечивавший право на потомственное дворянство. Это событие ярко отразил в своей эпиграмме русский поэт П. Мартьянов:

Черноземная сила, мужик с головой В генералы - с лопатой пришел и с киркой.

Император Александр II относился к Петру Ионовичу с уважением, и они нередко беседовали на разные темы. В одну из встреч П. И. Губонин поднес царю серебряную чернильницу с изображением народов России с надписью: «От бывшего крестьянина, ныне твоею милостью действительного статского советника Петра Губонина». Подарок этот украсил царский стол: видимо, понравился царю. В 1885 году император Александр III произвел Губонина в тайные советники, и теперь к нему следовало обращаться «ваше превосходительство».

Заботился Петр Ионович и о развитии русской культуры, принимал активное участие в культурной жизни Москвы, оказывал финансовую поддержку драматургу А. Н. Островскому в его усилиях по созданию народного театра. Губонин был почетным членом основанного Островским Московского артистического кружка, в который входили также М. Е. Салтыков-Щедрин и И. С. Тургенев. За участие в строительстве здания Большого театра Губонин был награжден золотой медалью. Губонин оказывал помощь и П. М. Третьякову в формировании коллекции русской живописи.

Всех добрых дел Петра Ионовича перечислить невозможно, да он никогда и не ждал благодарности. Он никогда не забывал, откуда вышел «в люди», поэтому всегда заботился о тех, кто нуждался в его помощи.

Современник Губонина К. А. Скальковский отзывался о нем: «Глядя на Губонина, с его красивой, чисто русской наружностью, красивыми оборотами речи и мягкими манерами, мне становилось ясно как бояре и дьяки московской Руси без малейшего образования, кроме грамотности, заимствованной у пономаря или из чтения рукописных переводов нескольких книг византийских церковных писателей, решали с успехом важнейшие государственные дела, искусно вели дипломатические переговоры и лицом в грязь не ударяли при утонченном дворе Людовика XV».

Заслуги П. И. Губонина в предпринимательской и общественной деятельности были признаны за границей. Он был награжден иностранными наградами: сербским орденом Белого Орла, черногорским - Князя Даниила II ст., австрийским - Командорского креста Франца Иосифа, персидским - Льва и Солнца П степени.

Основатель Бежицы

Среди множества славных дел Губонина было создание в 1870-х годах Брянского машиностроительного завода. Одно из крупнейших в России предприятий выпускало рельсы, паровозы, вагоны, сборные элеваторы, пароходы и прочую продукцию из металла.

Вначале сельцо, где жили строители завода, называлось Губонино, затем с 1889 года стало именоваться Бежица. Скупив земли между реками Болва и Ветьма у разорившегося помещика Астахова, Губонин основал распилочный шпальный завод. В марте 1867 года Александр II утвердил положения Комитета о концессии на земскую Орловско-Витебскую железную дорогу, обязав Орловское земство в течение трех месяцев создать общество по строительству дороги от Орла до Витебска, главным подрядчиком которой стал Губонин и его компаньоны из Министерства путей сообщения: инженер-генерал-майор А. Б. Казаков и инженер-подполковник Т. Л. Садовский. За год дорога была построена и принесла подрядчикам 19 млн. руб. прибыли. Губонин вместе с инженером В. Ф. Голубевым решили построить на месте распилочного шпального завода рельсопрокатный и получили в 1873 году Высочайшее разрешение на учреждение Общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода. Идея строительства принадлежала Голубеву с которым Губонин познакомился во время строительства Орловско-Витебской железной дороги. Инженер убеждал Губонина довольно долго, но основным аргументом стала насущная необходимость строительства такого предприятия, так как рельсы в стране изготовляли лишь заводы Демидова и Мальцева. В ожидании царского указа Губонин вовлек в дело князя В. Н. Тенишева, который непосредственно руководил строительством завода.

Место для завода было выбрано очень удачно: рядом сосновый лес, торфяные болота, реки Десна и Болва. На строительство потянулись крестьяне Орловской, Смоленской, Калужской, Могилевской и Минской губерний, так что недостатка в рабочей силе не было. Первым был построен двухэтажный корпус с машинным и модельным отделениями, а также чугунолитейные и механические мастерские. В 1876 году правление Общества получило правительственный заказ на изготовление 1.800.000 пудов стальных рельсов. Брянский завод выплавлял третью часть стали, производимой в России. Орловско-Витебская, Грязе-Царицынская, Курско-Харьковская и Орловско-Грязевская железные дороги оснащались исключительно рельсами Брянского завода. Капитал Брянского общества, определенный уставом в 600 тыс. руб., через пять лет вырос втрое. Кроме рельсов заводом были изготовлены конструкции 336-метрового моста через Днепр, 1590-метрового моста через Аму-Дарью, балки для Киевского вокзала в Москве и Варшавского в Санкт-Петербурге.

Не забывали основатели завода и о социальной сфере. Одновременно с домами для администрации и служащих начали строиться дома барачного типа для рабочих.

Первыми общественными учреждениями в центре села Губонино стали больница на 50 коек и начальное училище, в котором обучалось вначале 130, а затем 375 человек. В 1878 году при училище были открыты вечерние курсы, которые посещали мастеровые и их дети. В 1883 году построили Преображенскую церковь, которой в 1884 году Губонин пожертвовал иконостас. С 1889-го село стало называться Бежицей, от слова «прибежище», так как в эти места бежали люди от голода в соседних землях. Численность населения в это время доходила до 12 тысяч человек. Дальнейшие же преобразования в Бежице связаны с именем княгини М. К.Тенишевой, приехавшей сюда в 1892 году.

Губонины в истории России

В Петре Губонине воплотились лучшие качества русского народа. Его главным жизненным девизом были слова «Не себе, а Родине!», начертанные рукой императора Александра II в 1878 году при утверждении дворянского герба Губониных.

Герб Губонина

По мнению Витте Губонин оставался «простым русским мужиком с большим здравым смыслом». Его толковый и прямой ум, без всякой подготовки и учения схватывал все - от сложных технических вопросов до замысловатых финансовых комбинаций. Выйдя из крепостных крестьян, он прошел через купечество и вышел во дворянство. В необычной судьбе крестьянского сына промыслом Божьим приняли участие помещики отец и сын Бибиковы, переведшие своих подмосковных крепостных на оброк.

Именно с Петра Ионовича семья Губониных вошла в историю России. Его родители: Иона Михайлович и Ирина Гавриловна были крепостными. Старший брат Григорий (1823-1874 гг.) участвовал во многих проектах Петра Ионовича, стал миллионером, но известностью младшего брата не обладал. Сыновья П.И.Губонина Сергей и Николай были купцами 1 гильдии, а благодаря отцу стали потомственными дворянами. Они также как и Петр Ионович поддерживали культуру и театральное искусство. Племянник Иван Семенович также был купцом 1 гильдии, занимался подрядами, имел доходные дома в Москве. Другой племянник Николай Семенович (1879-1945 гг.) учился в Императорском Московском техническом училище бесплатно в память о больших заслугах перед заведением его знаменитого родственника. Занимался строительством шоссейных дорог Сибири, потом в Крыму и Закавказье. Племянник Иван Григорьевич своим размахом содеянного сопоставим со своим дядей Петром Ионовичем. Как главный подрядчик строитель он построил: Исторический музей на Красной площади, здание МГУ на Моховой, музей изящных искусств имени Александра III, памятник Александру II в Кремле.

Внук Губонина - Петр Николаевич (1884-1933 гг.) закончив Морской кадетский корпус, служил мичманом на крейсере «Варяг», участвовал в знаменитом сражении при Чемульпо в 1904 году, награжден орденом Св. Георгия IV степени.

Внучка Губонина Ольга Цубербиллер (1885-1975 гг.) - выдающийся педагог-математик, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор Московского государственного университета. Автор многих учебников и задачников по геометрии, суммарный тираж ее книг составлял несколько миллионов экземпляров.

Двоюродный внук Губонина Михаил Ефимович (1907-1971 гг.) церковный историк, талантливый художник-график занимался росписью храмов. Главным делом его жизни стало создание архива документов о жизни и служении Богу и России Святейшего патриарха Тихона.

Несомненно, история семьи Губониных заслуживает отдельного серьезного исследования. Но в династии Губониных мы явно видим общие черты мощного русского характера, глубокой православной веры и стремления строить и созидать.

Сын крепостного каменщика деревни Борисовой Коломенского уезда Московской губернии Иона Михайловича Губонина и Ирины Гавриловны.

В семнадцать лет покинул деревню и отправился в Москву, где работал по найму. С 1848 года занимался подрядами по каменным работам, что позволило ему набрать нужную сумму и в 1858 году выкупиться из крепостной зависимости.

Купив подмосковную каменоломню, наладил производство изделий из камня, таких как жернова, ступени и т.д. Поставлял камень для строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, для постройки каменных мостов Московско-Курской дороги. С середины 1860-х годов начал участвовать в железнодорожных кампаниях. Им были выстроены Уральская, Балтийская, Лозово-Севастопольская и многие другие железные дороги. В результате при его участии было построено двадцать процентов от всех российских железных дорог, за что он получил славу «железнодорожного короля». Сделал огромное состояние, исчислявшееся в десятках миллионов.

Губонину принадлежит заслуга устройства первой конки сначала в Санкт-Петербурге, а с 1872 года в Москве.

В 1870-х годах получил потомственное дворянство.

Создал несколько новых предприятий, в том числе Бакинское нефтяное общество. Стал одним из первых, кто занялся развитием нефтяной промышленности в России. Для усовершенствования переработки нефти на своих заводах пригласил к сотрудничеству химика Д. Менделеева. Продукция его нефтяных заводов неизменно получала самые высокие призы на Всероссийских и Всемирных выставках, и он стал также именоваться «нефтяным королем».

Владел угольными шахтами, солеваренным и помольным производством, был учредителем множества акционерных обществ, Волжско-Камского банка, Северного страхового общества и др.

Активный общественный деятель и благотворитель. На средства Губонина содержался приют в Санкт-Петербурге, дом призрения вдов и сирот в Москве, построено здание Политехнического музея, Комиссаровское техническое училище и др. Оказывал материальную поддержку драматургу А.Н. Островскому.

Особую статью расходов Губонина составляло строительство церквей по всей стране. Принимал участие в постройке храма Христа Спасителя.

Губонину принадлежало имение Гурзуф в Крыму, где он пытался наладить курортное дело. В Гурзуфе им были построены множество гостиниц, грязелечебница, проведен водопровод. Много времени Губонин уделял развитию крымского виноделия.

В 1875 году Губонина принимал император Александр II, благодаривший его за труды во благо отечества.

Имел сыновей: Сергея и Николая – московских купцов.

Погребен в Гурзуфе в построенной им церкви Успения Богородицы. В 1932 году, когда церковь снесли, его прах был перенесен на местное кладбище, могила не сохранилась.

Знаменитый российский строитель железных дорог, промышленник и благотворитель Пётр Ионович Губонин (1825-1894) был выходцем из крепостных крестьян. С детства, проявив недюжинные таланты в организации строительного производства, он прошёл блистательный путь от крепостного до одного из самых успешных российских промышленников второй половины XIX века. Созданные им железные дороги и заводы и в наше время успешно работают на благо России и стран ближнего зарубежья.

Даже краткий рассказ о свершениях П.И.Губонина занял бы очень много места. Но существенная часть его деятельности нередко выпадает из поля зрения пишущих о нём. Это его неустанные труды на благо русской православной церкви. За свою долгую жизнь он сам построил немало церквей, а количество храмов и соборов в строительстве, ремонте и реконструкции которых он участвовал, не поддаётся учёту. То, что упомянуто в этой заметке, является только частью совершённого Губониным, известной нам по скупым публикациям в российской и советской печати.

Везде, где Губонин строил железные дороги, заводы, шахты, он строил и храмы Божьи. Об этой стороне деятельности Петра Ионовича и хотелось бы кратко рассказать читателям.

Одним из первых известных деяний во славу Божию стало участие Петра Ионовича в завершении строительства Исаакиевского (во имя преподобного Исаакия Далматского) собора в Санкт-Петербурге, который был освящён в 1858 году. Молодой промышленник поставил гранит для облицовки цоколя. В этот год он выкупился из крепостной зависимости у помещика Бибикова, записался в третью гильдию московского купечества и получил первое широкое признание общественности.

В начале своей вольной, некрепостной жизни, в 1860-х годах Губонин приобрёл бывшую усадьбу генерала-от-инфантерии Н.Д.Дурново в Климентовском переулке Пятницкой улицы Кузнецкой слободы Замоскворечья. Там большей частью и жил он со своими чадами и домочадцами. Ближайшим храмом была церковь великомученицы Параскевы Пятницы на одноимённой улице. Истинно верующий, человеколюбивый, щедрый на пожертвования Губонин с 1867 года до своей смерти был церковным старостой этого храма. За его счёт в начале 70-х годов в церкви был выполнен капитальный ремонт, приобретались дорогие украшения для храма. Однажды, на одной из выставок Губонину глянулось огромное бронзовое паникадило на 365 свечей. Своды храма не смогли бы выдержать махину. Кров был разобран, паникадило через образовавшийся проём перенесено в церковь (по-другому не проходило) и затем всё устроено заново, более прочная крыша. В этой церкви потом и отпели его после кончины.

Став сказочно богатым и влиятельным человеком, потомственным дворянином, кавалером множества российских и иностранных орденов, тайным советником, Пётр Ионович жил довольно скромно. Например, в московском Музее российских предпринимателей, меценатов и благотворителей бережно хранится скатерть из дома Губониных. Сами можете судить были ли Губонины прожигателями жизни. Значительную часть своих доходов Пётр Ионович и его сыновья тратили на помощь сирым, больным, обездоленным, увечным. Строили школы, училища, музеи. Устраивали промышленные выставки, заботились о развитии науки и культуры. Так, в немалой степени на деньги Губонина была построена первая очередь Политехнического музея. Губонин с сыновьями оказывали большую помощь великому драматургу А.Н.Островскому в его попытках создать в Москве общедоступный русский драматический театр. Но особой заботой всё-таки были церкви.

Многим и многим храмам России помогал Пётр Ионович. Поэтому не случайно, что панихиды в память о нём служили во многих церквах и соборах. Как это было, например, в Спасо-Преображенском соборе Николо-Угрешского монастыря. Сей величественный храм был освящён незадолго до кончины Петра Ионовича. А сам Губонин заложил первый камень в основание 77-метрового собора. Конечно, без помощи в строительстве не обошлось.

Интересна и поучительна история двух крымских храмов святого равноапостольного великого князя Владимира. В их строительстве самое непосредственное участие принял П.И.Губонин. Из-за схожих названий эти храмы нередко путают. Оба они связаны с принятием Русью христианства. Известно, что в Херсонесе в 988 году великий князь киевский Владимир Красное Солнышко сам принял крещение, а уж затем крестил всю древнюю Русь. Поселения, расположенные в этом месте, в разное время назывались Херсон и Корсунь, сейчас Херсонес. Развалины средневекового Херсонеса находятся на окраине современного Севастополя.

Понятно, почему Владимирский собор первоначально планировалось построить в Херсонесе. Но по просьбе командующего Черноморским флотом адмирала М.П.Лазарева, обеспокоенного недостаточным числом православных храмов в Севастополе, было принято решение о строительстве собора в центре города. Подготовительные работы начались в 1848г. Автором проекта был знаменитый К.А.Тон. В 1851г. умер Лазарев, и в память о его заслугах было решено похоронить его в специально сооруженном склепе на месте будущего собора. Закладка собора произведена 15 июля 1854г. Предполагалось построить его за три года. Но уже начавшаяся Крымская война внесла существенные поправки.

11 октября 1853 года турками на Дунае из крепости Исакчи была обстреляна небольшая русская флотилия. Погибли капитан II ранга Варпаховский и шесть матросов. Турция объявила войну России в октябре 1853 года. Николай I обратился с манифестом к народу 20 октября. 18 ноября – уничтожение турецкого флота у Синопа. 9 апреля 1854 года – обстрел флотом союзников неукрепленной Одессы. 1 сентября 1854 г. произошла высадка англо-франко-турецкого десанта в Евпатории. Это было началом сухопутных боев за Крым, приведших к осаде Севастополя.

Таким образом, закладка храма была произведена после предъявления Россией ультиматума султану в связи с притеснением христиан в Османской империи. Турция готова была выполнить справедливые требования России, но подстрекательство Англии и Франции привело к срыву переговоров и спровоцировало Восточную (в России обычно называемой Крымской) войну.

Торжественная закладка храма во время разгоравшейся войны имела большое патриотическое значение, что было высоко оценено российским народом.

До высадки неприятельского десанта в храме св. Владимира успели построить только подвальный этаж, возвышавшийся над землей на 60-90 сантиметров. Но даже незавершённое строительство укрепляло силы защитников Севастополя.

В склепе рядом с Лазаревым были похоронены и погибшие герои обороны Севастополя контр-адмирал В.А.Корнилов, вице-адмирал В.И.Истомин и адмирал П.С.Нахимов. Строительство собора было возобновлено в 1858г. по измененному проекту архитектора А.А.Авдеева, утвержденному в 1862г. От проекта К.Тона остался только фундамент и основные размеры. Нижний храм был освящен во имя святого Николая 5 октября 1881г., верхний – во имя святого равноапостольного князя Владимира в 1888г.

С наружной стороны храма в обшивку стен южного и северного фасадов вмонтированы четыре плиты из черного мрамора с именами адмиралов и датами их смерти. Захоронение адмиралов в нижнем храме отмечено черным крестом, на четырех сторонах которого высечены бронзовые надписи с их именами и датами смерти.

Понятно, что П.И.Губонин не мог оказать существенной помощи в строительстве собора на начальных этапах его возведения. Но в 1872-75гг была сооружена первая железная дорога Крыма, Лозово-Севастопольская. Главным строителем этой дороги был Губонин. Строительство принесло немалую прибыль, часть из которой Губонин передал на достройку севастопольского храма.

Годы борьбы с религией и Вторая мировая нанесли немалый урон храму. Реставрационно-восстановительные работы начались в 1965 году. 6 марта 1972 года Владимирский собор стал филиалом Музея героической обороны и освобождения Севастополя.

Одновременно со строительством Владимировского собора в Севастополе российское общество не забывало и о необходимости увековечивания памяти святого равноапостольного великого князя Владимира постройкой величественного храма и в Херсонесе на территории основанного в 1850 г Херсонесского Свято-Владимировского монастыря.

Именно для этого храма создавал свой проект Константин Тон. Затем проект начали реализовывать в другом месте, в Севастополе. А потом, при достройке, заменили. В Херсонесе же по этому проекту даже не начинали строить – сразу заменили на проект архитектора Д.И.Гримма в византийском стиле (1859). Закладка храма произошла 23 августа 1861 года в присутствии семьи Императора Александра II.

Строительство шло долго и трудно. Выявились ошибки в устройстве основания храма – он дал неравномерные осадки, появились трещины. Выделенные суммы стремительно таяли, а конца строительству не было видно.

В 1873 году Императрица Мария Александровна, супруга Александра II, отошедшая по болезни от мирских дел, через видного железнодорожного чиновника инженер-генерал-лейтенанта А.И.Дельвига, обратилась к Губонину с необычной просьбой. Она просила его завершить строительство херсонесского храма. Сделать это надо было за счёт Губонина, т.к. отпущенные деньги заканчивались. Несмотря на большой объём работ, величественный храм был закончен с большими улучшениями по сравнению с первоначальным проектом.

В советское время (в 1924 году) монастырь был закрыт. Сначала там разместилась воинская часть, а потом – историко-археологический музей. Во время Второй мировой войны в него попала крупная авиабомба и до сих пор храм до конца не восстановлен. В 1992 г богослужения в храме возобновлены, а в 1994 г собор передан православной общине, но ещё долго придётся ждать нового Губонина, который приведёт его в божеский вид.

Важное место в деяниях Петра Ионовича во славу Церкви занимает период, когда он был старостой Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. Поскольку своего прихода у придворного собора Апостолов Петра и Павла не было, то церковного старосту сроком на три года выбирали сами служители собора. Затем кандидатуру утверждала Консистория, конечно, учитывая мнение Императора. Губонину выпало быть старостой в тяжёлый для России период, с 1881 по 1883 годы.

Как известно, 1 марта 1881 года был убит Царь-освободитель Александр II. Страна погрузилась в траур. Хватало в это время забот и старосте собора, являющегося усыпальницей дома Романовых. Трудно представить нравственные страдания Губонина, обожавшего покойного Императора. Частично это можно понять по небольшой цитате из некролога на самого П.И.Губонина в «Московском листке»:

«Он имел счастие быть любимым в Бозе почившим Императором Александром II, удостоивавшим его нередко разговорами. Однажды Петр Ионович удостоился поднести Его Величеству серебряную чернильницу с надписью: «От бывшаго крестьянина, ныне Твоею милостью действительнаго статскаго советника Петра Губонина». Надпись эта очень понравилась Его Величеству. На чернильнице изображена изящная группа народов России; она была любимым украшением стола в Бозе почивающаго Монарха».

Стараниям Петра Ионовича в содержании собора не было конца. Старостами храма обычно выбирались богатые купцы с безупречной репутацией. Историки отмечают троих из них, выделявшихся особым радением о храме: М.Д.Ертова (был старостой пять сроков с 1833 по 1848), потратившего на храм до 90 тысяч рублей ассигнациями, П.Д.Кудряшова (1848-1860) – 25 тысяч серебром и П.И.Губонина. Причём последний не пожелал объявить величину истраченной суммы. Ясно, что сумма была чрезвычайной, но благотворительность и самореклама для истинно нравственного человека есть вещи трудно совместимые.

Так получилось, что Губонин был последним в истории России церковным старостой Петропавловского собора. С переходом храма в придворное ведомство старосту сменил ктитор, который назначался министром императорского двора. Но Пётр Ионович не оставлял заботами храм и в дальнейшем. Так им была «возобновлена и украшена» могила убиенного Александра II. Это только после 1917 года места упокоения великих людей могут пребывать в запустении. Вряд ли надгробие Императора обветшало, но желание воздать особые почести любимому монарху пересилило. И вся Россия понимала, что бывший крепостной Губонин имеет моральное право на свои средства облагораживать могилу Царя-освободителя. Вряд ли кто-нибудь другой получил бы согласие Александра III на это. А он получил. И дело тут отнюдь не в сказочном богатстве Губонина…

На месте смертельного ранения Александра II, как известно, был построен Храм Воскресения Христова (Храм Спаса-на-Крови). И, хотя освящён он был 19 августа 1908 года (т.е. через 14 лет после кончины П.И.Губонина), нет сомнений, что Губонин и его сыновья внесли достойный вклад в его сооружение. А разве могло быть иначе?

Трагические события 1881 года сорвали освящение завершённого к этому времени московского Храма Христа Спасителя. Торжества прошли через два года уже при Императоре Александре III. Конечно, и возведение народного памятника Отечественной войне 1812 года не обошлось без Губонина. Как и в случае с Исаакиевским собором, Пётр Ионович не имел возможности активно участвовать в сооружении храма с самого начала (а сооружали его при четырёх императорах). Но он так постарался на завершающем этапе, что был в числе 50 (по другим данным – около 130) награждённых золотыми медалями в честь освящения собора. А серебряных медалей было (конечно, по заслугам) выдано огромное количество. Интересно, что на торжествах, состоявшихся в храме 15 мая 1883 года, дирижировал П.И.Чайковский.

За главными храмами России Губонин не забывал о нуждах церквей и в других городах и весях. Так, на своей малой родине, в деревне Борисово Коломенского уезда Московской губернии, он на свои средства выстроил для земляков церковь. А для себя домик, куда любил приезжать, когда позволяли дела, посидеть на крылечке. А другим на том крылечке сидеть не дозволялось. За этим следили сторожа домика, и, подкравшись, пугали нарушителей запрета холостыми выстрелами из ружей над самым ухом. Был у Петра Ионовича такой «смертный грех».

Одним из множества славных дел Губонина было создание в 1870-х годах на голом месте Брянского машиностроительного завода. Одно из крупнейших в России предприятий выпускало рельсы, паровозы, вагоны, сборные элеваторы и прочую продукцию из металла. Даже броню для броненосца «Князь Потёмкин Таврический». Завод был построен на месте заболоченного леса. Вначале сельцо, где жили строители завода, называлось Губонино, затем стало именоваться Бежица, в советское время называлось Орджоникидзеград. Сейчас это крупнейший район Брянска – Бежицкий, который в этом году будет отмечать своё 140-летие.

На территории завода, кроме цехов и других необходимых заведений, было и много чего другого. Например: больница из пяти павильонов на 75 кроватей с аптекой и амбулаторией, мужская школа на 400 человек, женская на 170 человек, церковно-приходская на 125 человек, ремесленное училище на 100 человек, два парка, пруд, птицеферма, народная столовая на 500 человек, заводской продовольственный магазин с паровой мельницей и бойней, детский сад на 60 детей. Когда двух школ не стало хватать, открыли третью, платную, для детей более зажиточных работников завода. Годовая стоимость обучения составляла 6 рублей с ученика. Были и 300 усадеб с огородами, коровниками, ледниками. Служащих завода с чадами и домочадцами было около 15 тысяч. Конечно, в социальную сферу немало сил вкладывала Мария Клавдиевна Тенишева, супруга совладельца завода князя В.Н.Тенишева. Но вряд ли её труды шли вразрез с политикой Губонина. Какое современное предприятие может сейчас похвастать такой «социалкой»?

Были на территории завода и две церкви, вмещавшие 4000 человек. Вероятно, для одной из них, церкви Преображения Господня, в 1884 году Губонин пожертвовал иконостас.

Немало средств тратил Губонин и на развитие образования, от начального до высшего. Им созданы технические училища в Москве, Коломне, Борисоглебске. Построено здание духовной семинарии в Твери. Несть числа стипендий, учреждённых Петром Ионовичем. Особыми заботами он окружал Императорское московское техническое училище. Училищем оно только называлось, а было одним из крупнейших ВУЗов страны, известное затем как МВТУ им. Баумана (?!). Губонин был Почётным членом Совета училища, много помогал материально, особенно в устройстве институтской церкви равноапостольной Марии Магдалины, пострадавшей при пожаре. Не только сейчас, но и в советское время, в училище с почтением относились к памяти великого благотворителя. Правда, церковь при училище давно ликвидирована и в этом месте главного корпуса располагается читальный зал.

В России, как известно, немало церквей создано в память о конкретных исторических событиях. Одна из самых известных – часовня в память гренадеров, павших под Плевной. Надеюсь, читатели знают, что есть слово «гренадер», но нет слова «гренадёр». Первоначально часовню по проекту В.О.Шервуда предполагалось установить в Болгарии на месте знаменитого сражения. Болгарией даже был выделен участок, закреплённый для этих целей «на вечные времена». Но из-за охлаждения российско-болгарских межгосударственных отношений часовня была сооружена в Москве. Её освящение состоялось 28 ноября 1887 и было приурочено к десятилетию сражения. Изящные гранитные детали для наружного оформления часовни были выполнены в мастерской Губонина. Деньги, причитающиеся за работу, Пётр Ионович передал в фонд помощи раненым гренадерам и их семьям.

Надеюсь, читатель уже понял, что Пётр Ионович Губонин был истинно верующий, видевший в Православии одну из главных опор России. Однако нет-нет, да появятся высказывания, что Губонин был старообрядцем. Никаких фактов привести не могут. Уверяют, что все доказательства уничтожены, но они, «специалисты», это через века «нутром чуют». Причём, для этих «знатоков» все староверы едины, и не делятся на толки и течения: все они, как один, пропихивают Губонина вверх и ссужают его из своих заначек, чтобы он тратил миллионы и миллионы на православные храмы (?!). Посмотрим же, как закончил свой жизненный путь «тайный старообрядец». И тут он «замёл следы» – умер и был похоронен по православным обычаям. Для «любителей истины» это служит ещё одним доказательством старообрядческих связей Губонина. Не сомневаюсь, что такие «специалисты» никогда не переведутся.

Особой любовью и заботами Губонина был окружён Гурзуф. В 1881-82 гг. Губонин покупает у наследниц сенатора Фундуклея и князя Барятинского в 12 верстах от Ялты захудалое татарское село Гурзуф и в короткое время превращает его в курорт мирового уровня. И татар никуда не выселял, всем хватало и места, и работы. Ударными темпами строится шесть больших гостиниц. Для бурной во время дождей речки Авунда прокладывается новое, мощенное камнем, русло. Старое засыпается и на его месте разбивается прекрасный парк. Устраиваются чудесные фонтаны: «Богиня ночи», «Рахиль», «Первая любовь» и другие. К услугам отдыхающих электрическое освещение, водо- и грязелечебницы, рестораны, прачечные, медицинское обслуживание, телеграф, магазины, т.е. всё, что угодно. Через некоторое время население городка заметно возросло, а для исполнения церковных обрядов приходилось ездить в Ялту.

Долго Губонин такое положение терпеть не мог, и в 1887 году начинается строительство церкви Успения Пресвятой Богородицы. Через четыре года 24 августа 1891 года состоялось её освящение. Построена она была в византийском стиле и отличалась особо изысканным внутренним устройством. Иконостас был сооружён из итальянского мрамора. В храме находилась икона Николая Чудотворца кисти К.А.Коровина. Алтарь и образ Спасителя освещался электрическим светом. Во время всенощных служений осуществлялась электрическая подсветка креста над церковью. Моряки ориентировались в бурю на этот крест, как на маяк.

При храме была открыта церковно-приходская школа на 40 учеников, для которой в 1893 году было выстроено специальное здание. Учебники и пособия, часть которых была пожертвована обер-прокурором К.П.Победоносцевым, распространялись бесплатно. Для сезонных рабочих проводили народные чтения. Эти рабочие набирались, главным образом, для сбора винограда на обширных плантациях около Гурзуфа. Перерабатывалось всё на заводе в Ай-Даниле, принадлежащем Губонину. Интересно, что и здесь он не забывал о Православии. Губонинская продукция составляла значительную часть всего церковного вина, потребляемого в России.

А для местного населения Гурзуфа была построена мечеть, признанная в советское время памятником архитектуры.

Пётр Ионович очень любил Гурзуф, подолгу жил там. И местом своего упокоения завещал сделать Гурзуф. Заблаговременно под мраморным алтарём был подготовлен фамильный склеп. Туда, после неожиданной кончины Петра Ионовича, последовавшей 30 сентября 1894 года в Москве, и было привезено тело покойного. С великим промышленником, строителем, храмоздателем, благотворителем, меценатом, покровителем наук и прочая, и прочая, и прочая прощалась почитай вся Россия. Путь от Москвы до Гурзуфа занял больше недели. Немалую часть пути в Крыму запаянный металлический гроб пронесли на руках, чтобы похоронить в склепе 8 августа. Позже там же была захоронена и его супруга – Марина Севастьяновна.

После смерти Петра Ионовича у него осталось два сына, Сергей и Николай. Это были прекрасные, добрые русские люди, но они не обладали всеми талантами отца. После его смерти они не удержали накопленного отцом и разорились ещё до 1917 года. Гурзуф перешёл к другим владельцам и поблек. А после революций 17-го года его «захватили» военные, устроившие там санаторий. Правда, они немного поделились с детьми – так у горы Аю-Даг появился пионерский лагерь «Артек». Сильное землетрясение 1927 года в Крыму не нанесло гурзуфской церкви урона. Но надвигались потрясения посильнее… Церковь звоном своих колоколов нервировала отдыхающих и, тем самым, мешала поправлять здоровье политработникам Красной Армии. Такова главная вина храма, из-за чего его и уничтожили в 1932 году. Не помогло даже заступничество Астрономического института, рекомендовавшего сохранить храм, т.к. его крест можно было использовать как пункт триангуляции. Был уничтожен и подцерковный склеп.

Всего на два года Успенскую церковь пережила гурзуфская мечеть. В этом же году была окончательно уничтожена и московская церковь великомученицы Параскевы Пятницы на Пятницкой улице, о которой 27 лет неустанно заботился её староста П.И.Губонин.

5 декабря 1931 года был взорван Храм Христа Спасителя. Другие церкви, в которые вкладывал свою душу Пётр Ионович Губонин, или были уничтожены, или перестали быть действующими, превратившись в музеи, нередко на многие десятилетия закрытые для народа (например, Храм Спаса-на-Крови).

Как видим, печальна судьба большинства храмов Божиих, воздвигнутых Петром Ионовичем Губониным лично или при его участии. Конечно, за Исаакиевский собор можно не волноваться. Да и новый Храм Христа Спасителя это лучше, чем бассейн. Только бы не забывали сильные мира сего, что и бассейны нужны людям, но не на святом же месте? Но упомянутые храмы строились всем народом, а как обстоят дела с церквами, созданными исключительно стараниями Петра Ионовича?

Увы, похвастать тут нечем! Если что и осталось, то об этом никто не знает.

И всё же, есть реальная возможность воссоздать одно из самых любимых детищ Губонина. И не где-то в Тмутаракани, а в самом центре Москвы.

В 1865 году Губониным и известным строителем железных дорог Христианом Христиановичем Мейеном в Москве была создана небольшая ремесленная школа для детей малообеспеченных родителей. Через год, после покушения на Александра II, школа стала именоваться Комисаровской. В честь Осипа Коммиссарова, спасшего императора. Неустанными заботами Губонина и Мейена школа окрепла и вскорости превратилась в одно из лучших технических училищ России. Для неё Губониным в Благовещенском переулке Тверской улицы было приобретено новое здание, а в нём в 1871 году построена и богато украшена церковь во имя святого благоверного великого князя Александра Невского.

В советское время на базе некогда трёхклассной школы, созданной Губониным и Мейеном, возникло несколько ВУЗов. Вначале это был механико-электротехнический техникум, а затем институт им. М.В.Ломоносова. В 30-е годы XX века там созданы институты: сельскохозяйственного машиностроения им. Калинина, автотракторный и автомеханический (ныне Московский Государственный Технический университет «МАМИ»-МГТУ «МАМИ»), машиностроительный им. И.И.Леспе.

Главное же здание с церковью благоверного великого князя Александра Невского «захватили», как нередко бывало, военные – там долгие годы находилась Военно-политическая академия им. Ленина (ныне – Военный университет Минобороны РФ). Конечно, будущим политработникам церковь была не нужна. Алтарь уничтожили, крест сбили, стены оштукатурили и только округлые очертания фасада напоминали о некогда пышной церкви при училище. Но в 1996 году министерству обороны оказалось ненужным здание в Благовещенском переулке, д.1.

При продаже освободившегося помещения на месте бывшего храма удалось под слоями штукатурки найти часть церковного убранства и мемориальные доски в память о создателях храма, которые сейчас хранятся в МГТУ «МАМИ».

В 2003 году в газете Краснопресненской префектуры появилась информация о перестройке здания, хотя в 2002 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обращался к мэру столицы с предложением о возрождении храма.

При решении этого вопроса не следует забывать, что ранее в Москве было 16 храмов, воздвигнутых в честь заступника земли Русской. Сейчас ни один из них не действует, а большинство безвозвратно утрачены. Здание Главного корпуса Императорского Комисаровского технического училища, несмотря на преднамеренное его разрушение новыми владельцами с целью сноса и строительства (реконструкция) «новодела», устояло.

Поэтому, грех упустить возможность максимального сохранения исторического здания с церковью и его реставрации. Здание является единственным в Москве историческим памятником, как защитнику земли русской Святому Александру Невскому, так и великому русскому благотворителю Петру Губонину. Память создателя храма можно увековечить памятной комнатой-музеем, в которой отразить и этапы возрождения храма в наше время.

Купец I гильдии, строитель железных дорог, промышленник и меценат.


Пётр Ионович Губонин (1825 деревня Борисово Коломенского уезда Московской губернии - 1894) - купец I гильдии, строитель железных дорог, промышленник и меценат.

Родился в семье каменщика, начинал работать каменщиком, занимался подрядами по каменным работам. Впоследствии вместе с инженером Садовски

м он получил подряд на постройку каменных мостов Московско-Курской железной дороги. Затем участвовал в строительстве Орловско-Витебской, Грязе-Царицынской, Лозово-Севастопольской, Уральскай, Горнозаводской, Балтийской и других дорог.

Принял участие в создании Волжско-Камского банка, Северного стр

ахового общества, общества «Нефть», и других. Купил он также в Крыму известное имение Гурзуф, завел там обширное виноделие и стремился сделать из него европейский курорт.

Принимал Губонин ближайшее участие и в постройке у Москве храма Христа Спасителя и многих других благотворительных проектах. С

одействовал устройству Николая Краснова.На средства Губонина было построено Комиссаровское техническое училище в Москве, которое долгое время готовило техников, ценившихся в московской промышленности.

Дворянство было ему дано «в воздаяние пожертвований с 1870-1872 года, на устройство и обеспечени

е бывшей в сем году политехнической выставки в Москве и во внимание к стремлению его своими трудами и достоянием содействовать общественной пользе».

По характеристике министра финансов России Витте, Пётр Губонин «представлял собой толстопуза, простого русского мужика с большим здравым смыслом, но