Open
Close

Как православная церковь относится йоги цигун. Православие - вера сильных

ГЙЗХО Й РПЛМПОЕОЙЕ зПУРПДХ вПЗХ йЙУХУХ иТЙУФХ ОЕ УПЧНЕУФЙНЩ.
дЕМП Ч ФПН, ЮФП ЛПТОЙ ДБООПК РТБЛФЙЛЙ ОЕ ИТЙУФЙБОУЛЙЕ. бОФТПРПМПЗЙЮЕУЛЙЕ ПУОПЧЩ ГЙЗХО Й ИТЙУФЙБОУФЧБ ТБЪМЙЮОЩ.
дП ЛХЮЙ ГЙЗХО - ЬФП ЕЭЈ Й ДХИПЧОБС РТБЛФЙЛБ.
иПЮХ ФБЛЦЕ РТЕДХРТЕДЙФШ, ЮФП ДМЙФЕМШОЩЕ ЪБОСФЙС ГЙЗХО ПФЛТПАФ чБН ЧТБФБ Ч НЙТ РБДЫЙИ ДХИПЧ, ЛПФПТЩЕ ОБЮОХФ ЙЪДЕЧБФШУС ОБД чБНЙ Й чБЫЙН ФЕМПН. еУМЙ чБУ ЙОФЕТЕУХЕФ УРБУЕОЙЕ чБЫЕК ВЕУУНЕТФОПК ДХЫЙ, ФП ПФЛБЦЙФЕУШ ПФ ГЙЗХО. мХЮЫЕ ПВЩЮОПК ЗЙНОБУФЙЛПК ЪБКНЙФЕУШ.
иТБОЙ чБУ зПУРПДШ.

ДСДАЫЛБ тЙНХУ РЙУБМ(Б)
ЧТБФБ Ч НЙТ РБДЫЙИ ДХИПЧ

НОЕ ЧПФ ЛБЛ ТБЪ ЙОФЕТЕУОП ЛБЛЙЕ йнеооп БОФТПРПМПЗЙЮЕУЛЙЕ ПУОПЧЩ ГЙЗХО Й РТБЧПУМБЧЙС ТБЪМЙЮОЩ. дЕМП Ч ФПН ЮФП С ЙИ РПЛБ ОЕ ОБИПЦХ. нПЦОП ЛПОЛТЕФЙЛХ?

S@nsei РЙУБМ(Б)
б, ЬФП ЧЩ ЧЙДЙНП П ОЙЦОЙИ НЙТБИ УБОУБТЩ ФБЛ, П РБДЫЙИ ДХИБИ... оЕЧЕТОП ФТБЛФХЕФЕ ОБЪЧБОЙС, ФБН УНЩУМ ДТХЗПК. вХДДЙУФЩ (ЙМЙ ДБПУЙУФЩ, С ФПЮОП ОЕ Ч ЛХТУЕ) ЧЛМБДЩЧБАФ УНЩУМ ЙОПК ЮЕН ЪЧХЮЙФШ ПФ ЧБУ.


оЕФ. с ОЕ УТБЧОЙЧБА ГЙЗХО Й РТБЧПУМБЧЙЕ. с УХЦХ ФПМШЛП У ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС РТБЧПУМБЧЙС.
нЩ ОЕ ЧЕТЙН ОЙ Ч УБОУБТХ, ОЙ Ч ЬОЕТЗЙЙ ГЙ, ОЙ Ч БХТХ, ОЙ Ч ТЕЙОЛБТОБГЙА. чУЈ ЬФП ОЕ УПЧНЕУФЙНП У ОБЫЕК ЧЕТПК Й УП УРБУЕОЙЕН ОБЫЕК ДХЫЙ.
нЙТ РБДЫЙИ ДХИПЧ - ЬФП ВЕУЩ Й ДЕНПОЩ. у ЛПФПТЩНЙ НПЦОП ОБЮБФШ ПВЭБФШУС, ЕУМЙ ЪБОЙНБФШУС ЧУЕЧПЪНПЦОЩНЙ НЕДЙФБФЙЧОЩНЙ РТБЛФЙЛБНЙ. гЙЗХО ЛБЛ ТБЪ ПДОБ ЙЪ ОЙИ. оЕЧПЪНПЦОП ЪБОЙНБФШС ГЙЗХО, ЕУМЙ ОЕ ЧЕТЙЫШ Ч ГЙ Й РТ. ВХДДЙУФУЛХА ДТЕВЕДЕОШ.

S@nsei РЙУБМ(Б)
нОЕ ЧПФ ЛБЛ ТБЪ ЙОФЕТЕУОП ЛБЛЙЕ йнеооп БОФТПРПМПЗЙЮЕУЛЙЕ ПУОПЧЩ ГЙЗХО Й РТБЧПУМБЧЙС ТБЪМЙЮОЩ. дЕМП Ч ФПН ЮФП С ЙИ РПЛБ ОЕ ОБИПЦХ. нПЦОП ЛПОЛТЕФЙЛХ?


у ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС РТБЧПУМБЧЙС ЮЕМПЧЕЛ УПУФПЙФ ЙЪ ДХЫЙ, ДХИБ Й ФЕМБ. хЦЕ ТБЪМЙЮЙЕ, ЕУМЙ Ч РПДТПВОПУФЙ ОЕ ЧДБЧБФШУС.

ДСДАЫЛБ тЙНХУ РЙУБМ(Б)
оЕЧПЪНПЦОП ЪБОЙНБФШС ГЙЗХО, ЕУМЙ ОЕ ЧЕТЙЫШ Ч ГЙ Й РТ. ВХДДЙУФУЛХА ДТЕВЕДЕОШ.


лБЛ-ФП ЧЩ Л ВХДДЙЪНХ РТЕОЕВТЕЦЙФЕМШОП ПФОПУЙФЕУШ. чЩ ЪОБЕФЕ, ЛПЗДБ С ОБЮБМ ЪБОЙНБФШУС ГЙЗХО, С ПЮЕОШ УЛЕРФЙЮОП Л ЬФПНХ ПФОПУЙМУС, ФПЦЕ ОЕ "ЧЕТЙМ" Ч ГЙ. б РПФПН У РТБЛФЙЛПК УФБМ РТПУФП ЕЕ ЮХЧУФЧПЧБФШ, РТЙЮЕН МЕЗЛП. с Й УЕКЮБУ ЧОЕ ЕЕ ОЕ ЧЕТА, ФБЛ ЦЕ ЛБЛ ЧЩ Ч УПМОГЕ ОЕ ЧЕТЙФЕ, ЧЩ ЕЗП РТПУФП ЧЙДЙФЕ ЛБЦДЩК ДЕОШ. с ОЕ ЪОБА ЛБЛ ЬФП ОБЪЩЧБЕФУС - ЛЙФБКГЩ ОБЪЧБМЙ ЬФП "ГЙ". с ВЩ ОБЪЧБМ ЬФП РТПУФП ЬОЕТЗЙЕК (ФБЛПК ЦЕ ЛБЛ ЬМЕЛФТПНБЗОЙФОЩЕ РПМС, РТБЧПУМБЧЙЕ ЦЕ ОЕ ЙУЛМАЮБЕФ ЙИ), НПЦЕФ ЬФП вПЦШС УЙМБ ЙМЙ ЮФП-ФП ЬФП ЕЭЕ. дМС УЕВС С ЬФП ПВЯСУОСА РТПУФП ЛБЛ ЙОУФТХНЕОФ У РПНПЭША ЛПФПТПЗП вПЗ ОБ ЪЕНМЕ УПЪДБМ ЗБТНПОЙА Й ЪБЛПОЩ, РП ЛПФПТЩН УХЭЕУФЧХЕФ РТЙТПДБ.

Б ЮФП ЛБУБЕФУС

ДСДАЫЛБ тЙНХУ РЙУБМ(Б)
у ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС РТБЧПУМБЧЙС ЮЕМПЧЕЛ УПУФПЙФ ЙЪ ДХЫЙ, ДХИБ Й ФЕМБ. хЦЕ ТБЪМЙЮЙЕ, ЕУМЙ Ч РПДТПВОПУФЙ ОЕ ЧДБЧБФШУС.

ФП ЗДЕ ФХФ У ГЙЗХОПН ТБЪОЙГБ???

РТПКДЙФЕУШ РП НПОБУФЩТСН, РПУРТБЫЙЧБКФЕ ВЩЧЫЙИ ВХДДЙУФПЧ Й "ГЙЗХОЙУФПЧ" (ФБН ЙИ ДПЧПМШОП НОПЗП), РПЮЕНХ ПОЙ РТЙЫМЙ Ч РТБЧПУМБЧЙЕ Й РМБЮХФ П РТПЫМПН, ТБЪ ФБН ФБЛ ЧУЕ ВЩМП ЪБНЕЮБФЕМШОП Й РПЮФЙ ОЙЛБЛЙИ ПФМЙЮЙК! :)

Б МХЮЫЕ ЧУЕЗП - "ЪБКНЙФЕУШ" УБНЙ РТБЧПУМБЧЙЕН. у ЧБЫЙНЙ УРПУПВОПУФСНЙ Й ХРПТУФЧПН ЧБН ВХДЕФ РТПЭЕ РПУФЙЮШ ОБЫЙ ФБКОЩ Й ФБЙОУФЧБ, Й РТЙВМЙЪЙФШУС Л уБНПНХ вПЗХ, Б ОЕ РТПУФП УБНПЮЙООП РПДУНПФТЕФШ Ч ЪБНПЮОХА УЛЧБЦЙОХ "ДТХЗЙИ НЙТПЧ". рПМОПФБ ЧПЪНПЦОБ ФПМШЛП Ч РТБЧПУМБЧЙЙ. фБЛ ЪБЮЕН ЧБН ДПЧПМШУФЧПЧБФШУС НБМПК ЮБУФША, ЕУМЙ ЧБН уБН зПУРПДШ РТЕДМБЗБЕФ ГЕМПЕ гБТУФЧП ОЕВЕУОПЕ, Й ЕЭЕ Ч ЬФПК ЦЙЪОЙ ДБТЩ дХИБ уЧСФБЗП?

Б ЧЩ ЪОБЕФЕ ЛПОЛТЕФОП ЬФЙИ ВЩЧЫЙИ ВХДДЙУФПЧ Й ГЙЗХОЙУФПЧ? л ЛПНХ ПВТБФЙФШУС? б ЛБЛ ЧЩ ФПЗДБ РТПЛПННЕОФЙТХЕФЕ НПУЛПЧУЛПЗП ВБФАЫЛХ, РТБЛФЙЛХАЭЕЗП ГЙЗХО? нПЕ ЪОБЛПНУФЧП У ОЙН ВЩМП НЙНПМЕФОЩН, НЩ ОЕ ХУРЕМЙ РПВЕУЕДПЧБФШ, ОП ЖБЛФ ПУФБЕФУС ЖБЛФПН.

С Ч ГЙЗХО РТЙЫЕМ ОЕ ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ РПДУНБФТЙЧБФШ Ч ЪБНПЮОХА УЛЧБЦЙОХ "ДТХЗЙИ НЙТПЧ", Б ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ РПРТБЧЙФШ УЧПЕ ЪДПТПЧШЕ. оЕ ВХДЕН МХЛБЧЙФШ: ЪБОЙНБФШУС ДХИПЧОЩН ЗПТБЪДП РТПДХЛФЙЧОЕЕ, ЛПЗДБ НБФЕТЙБМШОПЕ (ЛПОЛТЕФОП ОБЫЕ ФЕМП) ЪДПТПЧП Й ОЕ ПФЧМЕЛБЕФ. л УПЦБМЕОЙА, Ч РТБЧПУМБЧЙЙ С ОЕ ЪОБА ОЙЮЕЗП, ЮФП РПЪЧПМСМП ВЩ ТБВПФБФШ УП УЧПЙН ФЕМПН. гЙЗХО Ч ЬФПН Й ДПРПМОСЕФ НПЕ РТБЧПУМБЧЙЕ.

ЪОБА, ОЕЛПФПТЩИ ДП УЙИ РПТ ЛПТЕЦЙФ... :(фБЛЦЕ ЪОБА Й ПДОПЗП РТБЧПУМБЧОПЗП, ЛПФПТЩК ОБЮБМ РТБЛФЙЛПЧБФШ ГЙЗХО ДМС ПЪДПТПЧМЕОЙС. оП ПО Й ОЕ УЛТЩЧБЕФ, ЮФП Ч РТЕМЕУФЙ ОБИПДЙФУС, ТБВПФБЕФ ОБД УПВПК. рПУНПФТЙН ЛБЛЙЕ ТЕЪХМШФБФЩ ВХДХФ...
б ЧППВЭЕ - ЙДЙФЕ УЧПЙН РХФЕН, ЛБЦДЩК Л вПЗХ РТЙИПДЙФ РП-ТБЪОПНХ. фПМШЛП РПНОЙФЕ, ЮФП вПЗ - ЬФП МЙЮОПУФШ Й пО ГБТУФЧХЕФ ЧП ЧУЕИ НЙТБИ, ОЙЛБЛПК ДЕНПЛТБФЙЙ Й ВЕЪМЙЛЙИ "ЬОЕТЗЙК", ОЕ РПДЮЙОСАЭЙИУС вПЗХ, ОЕ УХЭЕУФЧХЕФ.

"оЕ ВХДЕН МХЛБЧЙФШ: ЪБОЙНБФШУС ДХИПЧОЩН ЗПТБЪДП РТПДХЛФЙЧОЕЕ, ЛПЗДБ НБФЕТЙБМШОПЕ (ЛПОЛТЕФОП ОБЫЕ ФЕМП) ЪДПТПЧП Й ОЕ ПФЧМЕЛБЕФ."
фБЛ ОЕ МХЛБЧШФЕ. ьФП ЧБЫБ РПЪЙГЙС, Б ПФОАДШ ОЕ РТБЧПУМБЧОБС. зПУРПДШ УЛБЪБМ "...УЙМБ нПС УПЧЕТЫБЕФУС Ч ОЕНПЭЙ". йУРЩФЩЧБС УПВУФЧЕООХА ОЕНПЭШ, ЮЕМПЧЕЛ РПМОЕЕ ЮХЧУФЧХЕФ Й ПУПЪОБЕФ Ч УЕВЕ УЙМХ вПЦЙА, ЧИПДСЭХА Ч ОЕЗП, ЛБЛ ДБТ УЧЩЫЕ." http://www.nachala.ru/docs/209.htm
п ФЕМЕ ОХЦОП ЪБВПФЙФШУС, ОП ФПМШЛП ЮФПВЩ ЬФБ ЪБВПФБ ОЕ РТЕЧЩУЙМБ ЪБВПФХ П ДХЫЕ.

ЛПОЛТЕФОП УНПЦЕФЕ ПВЯСУОЙФШ ЪБЮЕН чБН ЙНЕООП ГЙЗХО?
фПМШЛП ЛПОЛТЕФОП. оБРПДПВЙЕ "ИПЮХ Ч ВПЫЛХ ДБФШ ОЕЗПДСА" ЙМЙ "ЮФПВЩ ДЕЧХЫЛЙ ХМЩВБМЙУШ" ЙМЙ "ФЙРБ С ФБЛ УБНПТЕБМЙЪХАУШ".
фПМШЛП РТПЫХ ПЮЕОШ ПРТЕДЕМЕООП ПФЧЕФЙФШ. вЕЪ УПЧТЕНЕООПЗП ЦХТОБМШОПЗП УМПЧПВМХДЙС.

Б ЧПФ ФХФ, П ВПМЕЪОСИ ФЕМБ, УМЕДХЕФ ДПВБЧЙФШ УМПЧБ уРБУЙФЕМС, ЛПФПТЩНЙ пО НПМЙМУС ОБ зЕЖУЙНБОУЛПК ЗПТЕ, РЕТЕД ЧПМШОЩН РТЕДБОЙЕН уЕВС ОБ ЛТЕУФОЩЕ УФТБДБОЙС "...ДБ НЙОХЕФ нЕОС ЮБЫБ УЙС; ЧРТПЮЕН ОЕ ЛБЛ с ИПЮХ, ОП ЛБЛ фЩ"

ЮЕЗП? пФЛХДБ ЧЩ ЧЪСМЙ, ЮФП зПУРПДШ П ВПМЕЪОСИ ФЕМБ НПМЙМУС?
фПМЛПЧБОЙС УНПФТЙФЕ УРЕТЧБ, Й еЧБОЗЕМЙЕ ГЕМЙЛПН ЮЙФБКФЕ. чЕУШ ЛПОФЕЛУФ зЕЖУЙНБОУЛПЗП УПВЩФЙС ЗПЧПТЙФ П ФПН, ЮФП НПМЙФЧБ УПЧУЕН ОЕ П ВПМЕЪОСИ ФЕМБ ВЩМБ.
фЕН ВПМЕЕ йЙУХУ иТЙУФПУ - ЬФП чФПТБС йРПУФБУШ вПЗБ фТПЙГЩ, Ф.Е. пО ЕУФШ уБН вПЗ. б вПЗ ЧППВЭЕ-ФП ОЕФМЕООЩК, ЮФПВЩ ЕНХ ВПМЕФШ.

ФП МЙ С ФБЛПК ЛПУОПСЪЩЮОЩК, ФП МЙ ЧЩ Л НПЕК РЙУБОЙОЕ РТЕДЧЪСФП ПФОПУЙФЕУШ... :)
с ПФЧЕЮБМ ОБ "иПЮХ ВЩФШ ЪДПТПЧЩН". рТБЧПУМБЧОЩН ТЕЛПНЕОДХЕФУС ОБ ЧУСЛПЕ УЧПЕ "ИПЮХ" ЙУРТБЫЙЧБФШ ЧПМА вПЦЙА, УМПЧБНЙ йЙУХУБ Ч зЕЖУЙНБОЙЙ (ЬФП ЧПЧУЕ ОЕ ЪОБЮЙФ, ЮФП пО НПМЙМУС П ЮЕН-ФП ДТХЗПН, ЛТПНЕ УЧПЕК юБЫЙ). фБЛ ЛБЛ ЕУМЙ ЧПМЙ вПЦЙЕК ОЕФ - ФП ИПФШ ПВГЙЗХОШУС, ИПФШ ПВМЕЮЙУШ - ЪДПТПЧЩН ОЕ ВХДЕЫШ.

ОБУЮЕФ йЙУХУБ ЧЩ ФПЦЕ ОЕФПЮОЩ. пО вПЗП-юЕМПЧЕЛ, Ф.Е. ЙУФЙООЩК вПЗ Й ЙУФЙООЩК юЕМПЧЕЛ. йОБЮЕ ЧЩ ТЙУЛХЕФЕ ПЛБЪБФШУС ЕТЕФЙЛПН-НПОПЖЙЪЙФПН. пОЙ ФПЦЕ ХФЧЕТЦДБМЙ ЮФП пО ФПМШЛП вПЗ Й ЧПЧУЕ ОЕ УФТБДБМ ОБ ЛТЕУФЕ Й ОЕ ФЕТРЕМ ЗПМПД Й ЦБЦДХ. б ОБУЮЕФ ФМЕОЙС ЧППВЭЕ ТБЪЗПЧПТБ ОЕ ВЩМП.

В поисках здоровья, жизненного благополучия, а то и развития в себе тайных способностей многие наши современники обращают внимание на всевозможные восточные практики, в особенности на .

Йогу рекламируют как методику, которая поможет предотвратить заболевания, исцелиться от уже заработанных болезней, даже трудно поддающихся лечению, научит владеть собой, влиять на других, а также дарует приток жизненных сил.

Большинство людей привлекает в йоге внешняя, как они считают, оздоровительная сторона – лечебные позы, холодные ванны, очистительные клизмы, особая техника дыхания и так далее. Целью ставится улучшение работы внутренних органов и систем – пищеварения, потенции, давления, памяти и других органов. Обыватель полагает, что можно игнорировать мировоззрение йоги и в то же время признавать ее уникальной системой физического и психического развития. В современной йоге используется традиционная индусская гимнастика – хатха-йога, сходная с гимнастикой китайцев и древних персов. Встречаются и такие направления, как раджа-йога, мантра-йога, к которым примыкают «трансцендентальная медитация», мистический даосизм, методы тибетского буддизма, дыхательные техники и прочее.

Что же несет в себе эта мудрость солнечной Индии?

Йога является составной частью философско-религиозных учений древней и средневековой . Это система упражнений, методов и приемов, цель которых не только управлять психическими и физиологическими процессами организма, но и восходить к особому духовному состоянию. Изначально йога с ее системой психофизических упражнений ставила целью выработать в душе независимость по отношению к телу, чтобы после смерти человека душа избежала реинкарнации и растворилась в первичной безликой духовной субстанции.

Физические упражнения, развитые в йоге, по сути являются религиозными обрядами, раскрывающими человека навстречу индусской «духовности». Йогические упражнения в своем непосредственном употреблении связаны с оккультными медитациями, а различные позы йоги отождествляют человека с животными или даже предметами (допустим, «поза кобры», «коровьей головы», «собаки мордой вниз» и другие). Как правило, используются специальные движения тела, фиксированные позы, задержка дыхания, повторение мантры, а также визуализация – такой способ работы с воображением, при котором, закрыв глаза, человек мысленно рисует в темноте какой-нибудь образ и со временем он видит воображаемое весьма ярко и отчетливо. Некоторые позы возбуждают сексуальные центры, по представлениям учителей йоги, это нужно, чтобы воспользоваться сексуальной энергией, преобразовать ее и распределить по всему телу для оздоровления и бодрости.

К сожалению, далеко не все понимают, что религиозная вера, нравственность и внешние обряды, практика глубоко взаимосвязаны, так что нельзя использовать какую-то практику саму по себе, не испытав влияния той духовной сути, какую выражает эта практика. Даже внешние движения могут заключать в себе определенную формулу-знак, сообщающую душе соответственное индийской религии настроение. Индийско-оккультные или восточные системы предлагают свои психотехнические приемы, направленные на «расширение сознания», «сверхчувственное восприятие» и «открытие внутренних пространств». Подлинная же цель всех видов йоги – раскрыть в себе скрытую «божественность», слиться с первореальностью и таким образом выявить в себе сверхъестественные духовные силы. Вот как откровенно признается знаменитый апологет йоги, формально принадлежавший к католическому ордену бенедиктинцев, француз Жан-Мари Дешане в своей книге «Христианская йога»: «Цели индийской йоги – духовные. Можно приравнять к предательству забвение этого и сохранение только физической стороны этого духовного учения, когда люди видят в ней только средство достижения телесного здоровья и красоты. <…> Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безмолвие, отбросить от себя все мысли и иллюзии; отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека – божественна; она есть Бог, об остальном можно только мечтать» .

В индуизме многих привлекала как раз мысль о том, что человек сам по себе божествен, что в нем заложены все совершенства, которые можно раскрыть с помощью особых методик, и значит, тяжелый путь к Богу через преодоление своих страстей, который предлагает христианство, вовсе не обязателен. Надо просто выявить в себе скрытую божественность. Интересно заметить, что одним из распространенных выражений-мантр в Индии является «со-хам, со-хам», то есть «Я – это Он, Я – это Он». Как известно, ощущение собственной значимости, самодостаточности, соединенное с чувством эйфории – самонаслаждения, в христианской аскетике называется прелестью, то есть обольщением, самообманом. Человек мнит себя божественным, в действительности же остается без Бога, зато темные силы льстят его гордости имитацией божественных совершенств. Это повторение древнего соблазна стать «как боги» (Быт. 3: 5), обрести божественные знания и силы, что постоянно нашептывает человеку невидимый обольститель.

Приведем пример из жизни, который отражает подлинную подноготную восточных практик. Есть в Сергиево-Посадском районе женщина, которая, будучи крещена в Православии, в какой-то момент увлеклась . Причем она совсем не думала, что это как-то противоречит христианской вере. Просто, не имея опыта церковной жизни, лишь изредка обращаясь к молитвослову, она не почувствовала духовной подмены. Ее привлекали нравственные истины буддизма – всепрощение, бескорыстие, отказ от каких-либо пожеланий, нравилась и их медитативная практика, которая, казалось, вносит в смятенную душу долгожданный покой.

Все больше и больше увлекалась женщина восточной духовностью, достигла, как ей самой в то время казалось, уже немалых успехов. Однажды во сне она увидела двух почтенных буддийских наставников – махатм, которые обратились к ней с такими словами: «Ты уже достигла многого. Но чтобы придти к полному совершенству, тебе осталось сделать только одно – отречься от Христа». С изумлением женщина спросила: «Но зачем это нужно, ведь я считала, что христианство не противоречит буддизму?» Она, как и многие наши современники, полагала, что разные религии – пусть и различные, но равноправные пути к Богу, перед Христом же в сердце благоговела.

Женщина интуитивно почувствовала, что в этом требовании заключается что-то неправильное, чуждое и плохое. Ночные гости ответили: «Это нужно, чтобы придти к полному ». Вероятно, увлекшись буддизмом, она неглубоко вникла в его философию, где ключевое место занимает отречение от всех желаний и привязанностей, стало быть, и от привязанности ко Христу. «Нет, – произнесла она, – я не смогу отречься». «Ах так, – неожиданно отреагировали посетители, – тогда мы будем тебя мучить». В этот момент оба приняли жуткий образ демонов, стали бросать в голову женщине горящие уголья.

Конечно, можно списать подобное видение просто на кошмарный сон. Но сами истязания воспринимались настолько живо, что страждущая стала кричать. Ее родная мама, услышав крики дочери, и видя, что с ней происходит что-то неладное – какой-то страшный приступ, причем дочь не могла очнуться – вызвала скорую. Врачи бесплодно пытались сделать страждущей укол – мышцы были настолько напряжены, что игла не проникала внутрь. Сквозь сонные истязания женщина вспомнила простую христианскую молитву: «Господи, помилуй!», и демоны со своими мучениями вмиг исчезли. Очнувшись, выпив святой воды, она поняла, что за духовной помощью ей надо идти в храм. Батюшка, вникнув в состояние женщины, рекомендовал ей еженедельно исповедоваться и причащаться.

Постепенно ее духовное состояние поправилось, только появилась после того ночного события одна особенность – время от времени женщина видела бесов. Как-то раз она повстречала свою знакомую, которая начала увлеченно рассказывать, что заинтересовалась буддизмом и что все это любопытно и здорово. Умудренная горьким опытом женщина хотела тут же предостеречь ее от подобного увлечения, но едва собралась открыть рот, как увидела на плечах собеседницы двух хитрых бесов, которые ловко закрыли той уши и, ухмыляясь, как бы говорили: «Посмотрим, что у тебя получится». Женщина поняла, что все, что она сейчас скажет, не дойдет до ее души.

Действительно, часто люди настолько увлекаются восточными практиками, что никакие аргументы ими не воспринимаются, и только набитые шишки заставляют их пересматривать свою .

К сожалению, многие в наши дни полагают, что учение буддизма по ряду вопросов совпадает с христианским, допустим, в преодолении страстей, искоренении греховных желаний, совершенствовании, любви к ближним и жертвенности. Однако внешнее сходство часто скрывает пропасть, в которую падает и разбивается всякий, желающий одним прыжком соединить несоединимое. Хочется привести размышления исследователя религий Индии князя Н. С. Трубецкого о том внешнем сходстве и глубоком внутреннем различии, которое наблюдается между буддизмом и христианством: «Путь к достижению нирваны Будда указал двоякий. С одной стороны, психофизические упражнения самопогружения, сосредоточенной медитации, задержки дыхания и прочее, по приемам почти тождественные с системой йоги. Но с другой – самопожертвование и ко всему существующему. Однако этот второй путь есть как бы часть первого, особое психофизическое упражнение. Любовь, милосердие, сострадание – все это для буддиста не чувства, ибо ведь чувств у него в душе остаться не должно, а лишь результат, следствие полной утраты чувства своей индивидуальности и своих личных желаний: при таком психическом состоянии человеку ничего не стоит жертвовать собою для ближнего, ибо, не имея собственного желания, он, естественно, с легкостью исполняет желания других. Подавить свою волю настолько, чтобы поступать исключительно по воле другого, рекомендуется именно в виде упражнения. Всепрощение рассматривается как средство уничтожения чувства: равнодушие находит свое завершение, когда человек относится к врагу совершенно так же, как к другу, когда он равнодушен к радости и к боли, к чести и к бесчестию» . Иными словами, такой человек уподобляется роботу, который не имеет ни личности, ни чувств, и потому бесстрастно выполняет любую заложенную в нем программу. Вопреки этому, в христианстве жертвенность, прощение, любовь основываются не на подавлении в себе желаний, не на уничтожении личностного начала, а на чистоте сердца, стяжавшего Божию благодать. Душа, обретшая в Боге свободу от греха, с радостью помогает ближним, она прощает и жертвует, потому что любит – в этом ее сокровенное счастье.

Возвращаясь к йоге, заметим, что упражнения с дыханием и позы тела подготавливают человека к определенным духовным переживаниям. Повторим, что подлинная цель йоги религиозно-аскетическая. Сами йоги считают, что на высших ступенях этой аскетической практики, когда останавливаются все психические процессы и человек достигает самадхи, то есть состояния сосредоточения без содержания, в нем «выжигаются семена кармы», и это освобождает его от нового перерождения, позволяет уже навсегда освободиться от тела и прекратить свое существование как . Здесь мы видим кардинальное расхождение с христианством, в котором личность не уничтожается, а преображается и достигает высшего своего самовыражения в приобщении Богу.

Согласно христианскому учению, в душе, соединившейся с Богом, раскрываются дары, данные конкретному человеку. И даже в будущем веке, после всеобщего воскресения, когда «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15: 28), личность не уничтожится, ибо, как сказано в Писании, мы увидим Бога «лицем к лицу» (1 Кор. 13: 12), то есть общение с Богом – это всегда глубоко личное общение, которое и в общем соборном молении не обезличивается. Этот опыт в той или иной мере доступен каждому христианину здесь и сейчас. И в этой личной встрече с Богом как Жизнью, Любовью и Радостью, наша собственная жизнь становится более подлинной, внутренне насыщенной, вдохновенной и яркой.

Существенную роль в йоге играет медитация. (от лат. meditatio – размышление) есть внутреннее сосредоточение ума на определенной идее. Медитирующий мысленно отрешается от всех внешних объектов, стремясь к определенному психическому состоянию.

Если молитва есть обращение к Богу, то медитация – беседа с самим собой, по сути же, самогипноз. Предполагается, что медитация пробуждает у медитирующего глубокие силы, дремлющие в глубине души, и такой человек становится способен, например, к ясновидению. Если в христианстве существует умное делание и молитва Иисусова, в которых христианин всем своим существом обращается к Богу и Его милости, то в оккультизме и восточных практиках посредством медитации человек в самом себе ищет тайный ход, ведущий к духовному совершенству. В индуистской медитации человек стремится к тождеству с абсолютом и, достигая транса, приходит к ощущению, что он един с божеством, а точнее, что в нем самом выявлена изначальная божественность.

Медитация, как опыт нехристианской религиозно-мистической практики, естественно, влечет за собой духовные состояния вне Христа и без причастия Его благодати. Такому человеку рано или поздно может показаться, что он сам становится проводником высших откровений, несущим на земле особую миссию. Вспоминается пример индийского поэта и мистика, одного из основателей бенгальского кришнаизма, Чондидаша (XIV–XV вв.), который с юных лет был посвящен во жрецы богини Дурги. Будучи представителем высшей касты брахманов, Чондидаш полюбил женщину низшей касты, простую прачку Рами. Для брахмана сохранение кастовой чистоты – священный долг. Чондидаш искал разрешения своей личной проблемы в медитации и внутреннем обращении к богине Дурге. В этом делании он стал созерцать свою любимую, и в подобных медитациях Чондидаш обрел уверенность, что сам он – проявление духа Кришны, а Рами – воплощение возлюбленной Кришны – пастушки Радхи. Сам Чондидаш считал, что эту тайну ему открыла богиня Дурга. Вот так оккультная духовная практика увенчивается оккультными откровениями.

Приносят ли йога и медитативная практика людям какой-то эффект? Часто представители этих практик свидетельствуют, что йога уравновешивает внутренние силы, успокаивает нервную систему. Но в результате, у человека перестает болеть душа. Он не ощущает в своей душе никаких противоречий, и не испытывает потребности исповедать грехи. Таким образом, достигнутая посредством йоги и медитаций успокоенность лишает человека возможности раскаяться во грехах и освободиться от них. Человек достиг душевного комфорта, но в глубинах его души остались неисповеданные , про которые он не вспоминает. На самом деле, душевная неустойчивость в нашей реальной жизни может быть индикатором, подсказывающим, что надо спешить в храм на Таинства, каяться перед Богом, исправлять себя, а йога с медитативной практикой лишают душу этого индикатора.

Что же касается вроде бы очевидной физической пользы от занятий йогой, то это распространенное заблуждение. Польза от самых простых йогических упражнений наблюдается не больше, чем и от всех остальных физкультурных комплексов. Йога, если заниматься ею серьезно, вредна для здоровья, и мысль о том, что индийские йоги живут долго и не страдают тяжелыми болезнями, глубоко неверна. В 1980-х годах в Индии проводилась всеобщая диспансеризация, которая показала, что йоги живут в среднем даже меньше, чем обычный житель Индии и страдают множеством заболеваний. Например, верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта, потому что каждый день они чистят жгутами носоглотку и делают себе клизмы, и со временем разрушается слизистая оболочка в носовой полости и кишечнике; вывихами суставов, артритами и артрозами из-за частого нахождения в противоестественных позах; катарактой глаз, потому что часто концентрируют внимание на солнце. Нашлось немало страдающих хроническими венерическими заболеваниями.

Поскольку в йоге упор делается на перестройке организма и его ритмов, то это может нарушить биологические процессы таким образом, что психосоматическое расстройство станет необратимым, и ни один врач не сможет понять, что же произошло с человеком.

В заключение нужно сказать, что во всех мистико-оккультных системах, практиках и медитациях можно встретить какие угодно размышления, мысли, представления, кроме одного – в них нет покаяния. Христианство свидетельствует: по мере приближения души к Богу человек все более ясно видит свое несовершенство и несамодостаточность. Поэтому опыт приближения к Богу утверждает в христианине смирение, покаяние и любовь. Благодаря этому возможна чистая, искренняя радость единения с Господом, Который тебя видит, слышит и любит. Восточный же мистический опыт отвергает личностного Бога, а потому стремится к преодолению личности человека в самадхе или нирване, дает переживание растворения своей индивидуальности в океане безличного. Не встретив личностного Бога, человек в восточном мистицизме естественно стремится к личностной смерти.

"Хотелось бы разобраться в вопросе: боевые искусства Китая и гимнастика "цигун".
"Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" (1 Кор. 3.16)
Разве не должно христианину, истинно верующему, живущему не по плоти, а по духу, заботиться о красоте, целостности и гармонии этого храма? Я имею ввиду человеческое тело, каким его создал Бог.
"Душа дана Богом, как оживотворяющее начало для того, чтобы управлять телом. Иначе сказать, душа есть жизненная сила человека и каждого существа" (Беседа о человеке. "Закон Божий").
То есть речь идет о той внутренней энергии, которая двигает нашим телом. Китайская гимнастика "цигун", по-моему, и направлена на то, чтобы с помощью определенных физических упражнений, движений, иглоукалывания, прижиганий и траволечения стимулировать движение "жизненной силы" или "ци" (по-китайски). Неужели в этом есть что-то от врага? Не заложил ли в нас Бог способность совершенствоваться не только духовно, но и физически? А, может быть, даже и необходимость?
Возможно, вопрос заключается в состоянии смирения человека, не превозносящего себя даже внутри, а благодарящего Бога за то, что Он дарует возможность раскрыть как можно больше возможностей, скрытых в человеке Творцом.
Хочу подчеркнуть, что к нашей истинной Православной Вере я пришел очень трудным и тернистым путем. И немалую роль в этом как раз и сыграли занятия спортом и, в частности, гун-фу и цигун. Может быть, выражение "в здоровом теле здоровый дух" не совсем устарело? И в нем есть доля истины? Кто больше задумывается о смысле жизни: спортсмен-аскет или человек пьющий, курящий и едящий?
Правильные ответы на эти вопросы очень важны и, наверняка, волнуют не только меня.
Не могли бы вы опубликовать мнение Православной церкви по этому вопросу жизни верующих?

С уважением
Р.Б. Вячеслав, г. Днепропетровск


НЕ ВСЯКОМУ ДУХУ ВЕРЬТЕ

"Возлюбленные! не всякому духу
верьте, но испытывайте духов, от
Бога ли они, потому что много
лжепророков появилось в мире"

(1 Ин. 4,1)

Дорогой о Господе Вячеслав!
Прежде чем ответить на эти вопросы, хотелось бы внести некоторые пояснения тому, что написано в твоем письме.

Когда ты просишь "опубликовать мнение Православной Церкви" по какому-либо вопросу, то должен знать, что мнение или суждение от лица Церкви может выносить только Собор, будь то Вселенский или Поместный. Это нашло свое отражение в 9-м члене Символа Веры. И ни один священник или монах, какими бы они ни были подвижниками благочестия, не могут выступать от имени всей Церкви. Глава Церкви - Христос, а человек не выше Христа. И если возникает вопрос, не раскрытый соборными решениями, догматами или канонами, то мнение священника является всего лишь его частным мнением.

Однако, это вовсе не означает, что мнение священника не базируется научении Церкви. Поэтому вопросы, которые мы освящаем, являясь нашим частным мнением, исходят все же из того, что есть разделение на Православие, с его учением и историческими корнями и неправославие (инославие), с его учением и историческими корнями. Так, например, высказывая мнение об иглоукалывании, я попытался раскрыть исторические корни и теоретическое обоснование этого метода лечения, которые с Православием не имеют ничего общего.

Может возникнуть вопрос: Разве лечение может быть православным или не православным? Лечение есть лечение. Но лечение или иное другое воздействие нейтрально лишь до того рубежа, пока оно не касается души человека.

И если оно небезразлично для души, это уже вопрос духовный, вопрос веры и исповедания веры, даже если человек и не отдает себе отчета в том, что, занимаясь чем-то он, пусть даже и неосознанно, исповедует какую-то веру или идеологию. А в исповедании веры не может быть мелочей или неважностей. Ведь одна допущенная ошибка, неправильное понимание или вывод, могут исказить все наше религиозное мировоззрение. Поэтому православный христианин свое мнение обязательно согласует и со Священным Писанием, и с теми, кому Духом Божиим открыто правильное понимание Слова, со Святыми Отцами Церкви. И учение Церкви такой верующий не станет приспосабливать к тому, что ему кажется полезным, или к тому, что ему хочется делать, а станет делать то, что необходимо для спасения души.
Теперь, отвечая по существу вопроса, попробуем определить духовную сущность гун-фу и цигун. Это, в той или иной мере, будет касаться и иных восточных систем и боевых искусств.

Чтобы ответ был полнее и понятнее, будем исходить из текста Вашего письма.
Вы привели цитату из послания к Коринфянам Святого Апостола Павла о том, что "вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас (Жор 3,16). Здесь по неопытности или незнанию чего-то, может возникнуть соблазн истолковать тексты в желаемом для себя направлении. Что и произошло в данном случае, когда под словами "вы храм Божий" вы увидели только "человеческое тело" (из письма). Если уж взялись за толкование, то нужно читать весь контекст, ну хотя бы, в данном примере, со следующим стихом. Нужно знать историю написания послания, историческую обстановку, исследовать, что говорят другие книги Писания по данному вопросу и много другой необходимой информации. А еще лучше и правильнее будет, как писалось выше, обязательно испросить мнение Святых Отцов. Так, обращаясь к Коринфянам, со словами "вы" и "вас" Апостол Павел, во-первых, обращается ко всей "Церкви Божией, находящейся в: Коринфе" (1 Кор 1, 2), во-вторых, к каждому конкретно и подразумевает не только тело, но и весь состав человека, и, в первую очередь, его душу. "Ересь растлевает Церковь; грех смертный - душу, - пишет в толковании на этот текст Святитель Феофан Затворник. - За растление Церкви отвечает ересеначальник... за грех смертный, неочищенный покаянием, отвечает грешник... Эту последнюю мысль о растлении (разорении) храма души грешником и раскрывает Святой Павел ниже, когда предостерегает от блудодеяния". (1 Кор 15-20)".
Толкование Святителя Феофана - хороший пример того, как нужно читать и видеть не только конкретный контекст, но и весь текст в целом.

Если следовать Вашей логике и понимать под словами "вы храм Божий" только "человеческое тело", "заботиться о его красоте, Целостности и гармонии", то старец пиргийской лавры преподобный Мироген, подвергшийся водяной болезни, не сберег этот храм.
Ведь все тело его было оплывшим и деформированным. Однако, когда другие старцы приходили с желанием лечить его, то он всегда говорил им: "Отцы, молитесь за меня, дабы мой внутренний человек не подвергся подобной болезни, а что касается настоящей болезни, то я прошу Бога о том, чтобы он не вдруг освободил меня от нее".

Читая послания Апостола Павла, начинаешь понимать, что есть духовная "красота, целостность и гармония" телесного храма: "Тело же не для блуда, но для Господа" (1 Кор 6,13), "... усмиряю и порабощаю тело мое" (1 Кор, 27)...потому что "дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство" (Гал 5,19). И забота о духовной красоте - это победа над "страстями греховными... действующими в членах наших, чтобы приносить плод смерти" (Рим 7,5).

Наши тела создал Бог. И святые учат нас бережному отношению к нему, однако "очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их" (Мф 23, 26). "Весьма опасен необузданный конь для ездока, так и душе твоей опасна плоть, когда она необузданна разумом, покаянием и воздержанием", в этих словах Святителя Дмитрия Ростовского предостережение душе, которая, того не ведая, может запутаться в своих собственных желаниях, принимая их за нечто необходимое для спасения.
И указанием, что не " с помощью определенных физических упражнений, движений, иглоукалывания, прижиганий и траволечения стимулируется движение жизненной силы" (из письма) проявляется забота о храме тела, но покаянием и воздержанием.

Теперь стоит немного коснуться вопроса о "жизненной силе". Вы дословно привели цитату из Закона Божия о. Серафима Слободского, что "душа есть жизненная сила человека". Однако, это вовсе не означает, что "жизненная сила" является и движущей силой, и, тем более, не означает, что душа, как Вы пишете, есть "внутренняя энергия, которая двигает нашим телом". Душа не есть энергия. Так, в одной из своих "Бесед" Святой Григорий Богослов указывает, что возможность двигаться и творить сообщает человеку "именно присущая душе причастность Божественных энергий Духа".

А преподобный Макарий Египетский в "Духовных беседах" пишет, что ошибается человек, думающий, что душа "сама собою без действия Духа может привести тело в совершенство". Наш современник, Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий, в своей книге "Дух, душа, тело" пишет, что "в живых организмах движение... производится и определяется духом жизни, энергией духа...". И это верно. Ведь если, по Вашему мнению, душа является движущей силой, то как же и почему двигаются "бомби", и куда девается эта сила в теле больного или старого человека, в котором есть душа? "Ибо как всемогущий Бог Своим дыханием и проникновением движет и оживотворяет видимые тела". (Святой Григорий Двоеслов).

Из написанного видно, что движущей силой как души, так и тела, является "энергия духа". И все, что пишут Святые Отцы, пишут не от себя, но в соответствии Слову Божию, и каждый, при желании, читая Священное Писание, сможет в этом убедиться. Только один пример: "Когда он говорил мне, вошел в меня дух и поставил меня на ноги мои" (Иезек 2,2). Таких примеров множество, как в Ветхом, так и в Новом Заветах.

Но не только Духом Божиим может быть водим человек. "Разве неясно, - пишет Архиепископ Лука, - что поток злой энергии, злого духа изливается в наше сердце и мозг, когда видим искаженное ненавистью лицо врага нашего, мечущие искры глаза его и сжимается в страхе сердце наше?" И войти может в человека злой дух, чтобы своей злой энергией управлять душой его: "Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, и он пошел..." (Лк. 22,3,4) И силу может подать такую, что человека одержимого "никто не мог связать даже цепями, но разбивал цепи и разрывал оковы..." (Мк 5,3,4). Или вспомним семерых сыновей первосвященника Скевы, когда "бросился на них человек, в котором был злой дух и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома" (Деян. 19,16). Ну чем не ниндзя?

Много разных наименований присваивает Священное Писание этому духу: дух нечистый, дух злобы, дух противления, дух антихриста, дух лукавства, дух заблуждения... И часто дух этот выступает не открыто, своим звериным оскалом, но "принимает вид ангела света" (2 Кор 11,11), пытаясь подменить собой спасительный Дух Православия. Все эти пояснения необходимы были для того, чтобы лучше разобраться в существе вопроса о цигун и гун-фу, заданного Вами, Вячеслав, и определить, о какой "внутренней энергии", а проще, о каком духе идет речь.

Как было написано выше, если система лечения или упражнения воздействует на душу человека, то это уже вопрос духовный, а то, что система цигун и гун-фу воздействует на душу, видно уже из Вашего письма. И то, что, появившись в Китае, они не являются христианскими, а, следовательно, не могут нести в себе Дух Христа, тоже, полагаю, не требует доказательств. Но желая быть объективным в определении духа, которого принимает человек, занимаясь цигун и гун-фу, предоставим слово тем, кто является признанными мировыми авторитетами и учителями цигун, а также беспристрастным и независимым ученым-исследователям этих систем!

Сначала о терминологии.

"Слово "цигун" состоит из двух слов-иероглифов: "ци" и "гун". "Гун" в данном сочетании означает "воздействие", "управление", "мастерство". Именно этот иероглиф входит в сочетание "гун-фу" (известное в искаженном произношении "кун-фу"), которое относится не только к "боевым искусствам", но практически ко всем сторонам физической и духовной деятельности... Но еще более многозначной и загадочной оказывается первая часть бинома "ци", обозначающая то, на что оказывается воздействие. Можно насчитать несколько десятков различных переводов: "воздух", "дыхание", "лимфы", "эфир", "атомы", "нервная регуляция", "жизненная энергия" и т.д....В то же время "ци" человеческого тела неразрывно связано с "ци" Вселенной" (В. Малявин. "Гунфу: действительность мифа". НиР-1988г.). "Рассмотрев различные варианты применения слова "ци", нужно отметить, что "ци" с одной стороны заполняет небо в качестве воздуха (вспомним Еф 2,2: "...по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления" - Авт.), а с другой - душу человека в качестве его настроения характера (нрава, темперамента и т.д.)" (Кобзев А.И. "О понимании личности в китайской и европейской культурах" и он же "Об основах даосской биоэнергетики", НАД. 1979 г.).

"Причем, набор только практических предписаний цигун малоэффективен в отрыве от теоретических знаний" (т.е. от вероисповедания - Авт.) (Общебиологические взгляды врачей древнего Китая. Сб. статей, М. 1955г.).

"Ци" - общая для всей натурфилософии древнего Китая, и понятие "ци", лежащее в основе китайской медицины, являют собой одно и то же энергетическое представление, "теоретически" разрабатываемое в философии (прежде всего даосской) и "практически" апробируемое в медицине.

Даосская философия утверждает, что "истинное ци" является матерью всех вещей. Истинное ци делится на две формы (иньское ци и яньское ци), которые, в свою очередь, дают начало триаде Небо - Земля - Человек, охватывая три сферы бытия... Противопоставление двух главных сил инь и ян имеет смысл лишь в пределах этой целостности... Преобладание одной из сил невозможно...

Применительно к человеческому организму это означает состояние гомеостаза. Все болезни приходят от временного нарушения равновесия инь и ян, и, соответственно, терапия сводится к восстановлению их гармонии... На этом основываются диагностика и многие лечебные предписания, среди которых, например, рекомендации по выбору времени для занятий цигуном, многие методы цигунотерапии, в первую очередь, "метод шестисловного заклинания". (Мо Вэньдань. Выбор времени и направления для занятий цигун. ЦиС. 1983г.)

"Так как корень любой болезни в нарушении баланса противоположностей, то главная задача практикующего "цигун" - восстановить этот баланс за счет компенсации либо, наоборот, истечения соответствующего вида "ци". У мастера цигуна задача несколько иная: установить полный контроль над "ци", его проявлениями и трансмутациями, и за счет этого приобрести сверхобычные способности...

В последние годы некоторые известные мастера цигуна активно выступают с докладами и статьями, где делается попытка теоретического анализа таких явлений, как передача информации на расстояние, ясновидение, бесконтактное лечение сложнейших заболеваний..." (Янь Синь. Я стремлюсь утвердить истинное понимание цигун. ЦиС. 1993г.).

"Приемы "цигун" обычно представляют собой лишь составную часть сложных систем мировосприятия и мироустройства (религиозные системы - Авт.), овладение которыми сообщает телесной и духовной жизни новое качество, одно из эффективных проявлений которого, например, состоит в развитии экстрасенсорных способностей". "Последние Этнологические изыскания показали, что "восточные подходы к здоровью человека имели глобальное распространение: от древних индейцев майя, до современных африканских колдунов".

Это из книги "300 вопросов о цигуне", в предисловии которой читаем: "Книга, которая выделяется своей всеобъемлющей полнотой и популярностью изложения. Один из ее авторов Линь Хоушен, относится к числу наиболее известных мастеров цигуна в Китае (а значит и во всем мире). Он родился в сентябре 1939 г. в провинций Фуцзянь, учился цигуну у наставника-монаха в одном из буддийских монастырей. В совершенстве овладел методами цигунотерапии и цигуноанестезии, а также развил в себе экстрасенсорные способности (телекинез, видение через преграду). Он разработал оригинальную систему "18 форм цигуна Великого предела", которая получила всемирное распространение...".

Думаю, этого достаточно. В предыдущей статье довольно полно освещены и вопросы экстрасенсорики, и принципы лечения иглоукалыванием, положенные в основу цигун и гун-фу, и христиански отношение к болезням и их лечению. Ознакомившись с этими статьями, несложно будет установить, какой дух дает "внутреннюю" энергию в цигуне.

В своем письме, Вы, Вячеслав, пишете, что пришли к Православной вере через гун-фу и цигун. Это невольно наводит на размышления, что слова одного из теоретиков цигуна "через развитие цигун произойдет слияние культур Востока и Запада" (Чэнь Лэтень. Грядет Новая Эра. ЦиС. 1992 г.) имеют под собой основание.

Очень многие нынче говорят, что пришли к Православию через оккультизм, экстрасенсорику, восточные культуры... Хорошо, что пришли. Плохо, что нередко человек, влекомый в Православие духом заблуждения, приносит этим духом и весь хлам инославия, пытаясь совместить или слить Православие и привнесенный дух. И если в душе человека такое слияние состоялось, то исповедует он уже не Православие в его чистоте, а какой-то гибрид, прикрытый православной атрибутикой.

"Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверными? Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого (а не духа восточного - Авт.), как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому" (2 Кор, 14-17).

Дорогой Вячеслав! Коль пришел к Православию, избери духовника, посоветуйся с ним, положи на сердце послушание, "отвергнись себя (того, занимавшегося цигун и гун-фу -Авт.), и возьми Крест свой" и следуй за Христом...

Легко быть популярным течением на своей родине, где сама многовековая история складывает все предпосылки для увлечения тем или иным учением, философией, движением. Цигун в Китае родился и развивался с самим народом, переживал династии за династией, правителя за правителем. Бывали его всплески и практически полное изгнание, но так или иначе он не противоречил людям этой страны. Россия – это совсем другой мир. Про русский менталитет сказано и написано сотни тысяч слов. Русский человек всегда с большим трудом и каким-то врожденным недоверием встречал новинки, не важно с Запада они или Востока. Цигун – не исключение. Помимо простого недоверия к диковинной технике, возникают и животрепещущие вопросы о совместимости древнекитайского течения с православием.

Позиция Церкви

Представителям Русской Православной Церкви уже далеко не раз приходилось комментировать свое отношение к Цигун и прочим восточным религиям, философиям, учениям. В подавляющем большинстве случаев их оценки крайне категоричны и негативны. Русская церковь видит в духовных практиках даже происки дьявола, пытающегося обещаниями долголетия и здоровья переманить православную душу на сторону тьмы и греха.

Доводы священников таковы: в Писании есть четкие рекомендации для спасения души, для обеспечения себе места в Рае, а про энергетические потоки и их влияние на человека – нет ни слова. Следовательно, все это туманно и нежелательно. Священнослужители предостерегают, что интенсивные занятия с энергией Ци, при переходе человека от уровня новичка, до мастера Цигун подталкивают его к тьме. Т.е. на начальном этапе, когда Цигун больше напоминает просто гимнастику, он не представляет опасности, но при совершенствовании познаний в области тонких энергий, при развитии сверхспособностей, человек становится все ближе к бесовским силам.

Православные священники приравнивают медитации, упражнения на активизацию внутренней энергии, на поглощение вселенской энергии с происками сатаны.
Рьяные защитники православия всегда приводят доводы о том, что только наша вера – есть истинный путь к совершенствованию духа, поскольку на всем жизненном пути готовит душу к небесному царствию.

Получается, что глубоко верующий в Христа человек не должен идти по чуждому экзотическому пути Цигун. Для того, что развить и укрепить свой дух, вполне достаточно соблюдать православные традиции, посещать храм и выстаивать службы, своевременно исповедоваться и причащаться. В защиту этого мнения можно сравнить традиционное упражнение Цигун Большое Дерево и выстаивание службы православными в храме во время богослужения.

Позиция Дерево предполагает долгосрочное статическое положение тела, с погружением во внутренний мир, в свои ощущения, в микро- и макро-энергетические течения.

Стоя на службе в храме, человеку также требуется длительное время быть неподвижным, отрешенным от мирских забот, погруженным в слова молитвы. Т.е. физическая составляющая очень похожи, но духовные пути отличаются. Священники настаивают на православном варианте, поскольку в этот момент идет тесный диалог с Богом, душа очищается, человек становится лучше, а при цигун-практике еще не известно, что за энергия войдет в тело, какой она природы и как она повлияет на чистоту помыслов и деяний.

Православие в первую очередь заботиться о здоровье души, о благости мыслей и поступков. Здоровье и долголетие возможно лишь при праведном пути, близком к Богу, с соблюдением всех его заповедей и заветов. Только искренняя вера способна на чудеса, только стойко следуя слову Господа можно получить спасение. Игры с какими-то энергиями и силами – это неправильный путь.

Доводы в защиту Цигун

Конечно, человек искренне верующий в Христа, чтящий законы церкви, должен следовать указаниям священнослужителей. Но мы живем в 21 веке, и многие окружающие нас вещи не особо укладываются в церковное представление о мире. Православие отрицает Ци, поскольку о ней не упоминается в писании, но и об электроэнергии там ничего нет, а все мы ей пользуемся.

Православие не запрещает занятий спортом, гимнастикой, поддержание здорового тела без вреда духовному миру. Поэтому, если рассматривать Цигун, только как комплекс физических упражнений, трудно будет найти причины для отказа от него.

Цигун складывался очень давно. По свидетельствам многих источников он существенно древнее христианства, следовательно, он никак не может изначально противоречить ему. Цигун – это не религия, ведь в нем нет Бога, нет обрядов, нет храмов-соборов-святилищ. Цигун – это образ мысли, это система взаимодействия человека с окружающим миром, предполагающая умиротворенность, размеренность, спокойствие. Цигунисты следят за порядочным поведением, отрицают насилие. Цигун не призывает к пороку, греховности и злу, наоборот, по средствам духовных практик он усиливает не только тело, но и душу.

Существует мнение, что запрет на Цигун или, например, йогу, существует в православии из-за некоторого невежества и косности мышления. Так или иначе, только сам человек может выбрать свой путь, дорогу своего развития. Если Бог есть, то скорее всего для не так уж и важны способы поддержания чистоты души и тела, а сам факт стремления человека к свету и миру.

Фэн-шуй - наука, религия или суеверие?

Последнее время у многих наших сограждан появилось новое увлечение, которое называется фэн-шуй. Литература по фэн-шуй обильно представлена в книжных магазинах. В интернете ему посвящено множество сайтов. В общем, можно сказать, что фэн-шуй нынче в моде.

Но насколько глубоко увлекающиеся им понимают природу фэн-шуй?

Где находятся корни фэн-шуй?

Статья рассчитана на того, кто серьезно относится к своей духовной жизни и считает себя христианином. И, в первую очередь, для христиан, которые размышляют, впустить или нет фэн-шуй в свою жизнь.Итак, что же такое фэн-шуй? Фэн-шуй переводится с китайского как «ветер-вода». Появилось это учение в Китае в IX веке. Интересно отметить, что Лиллиан Ту, популярный гуру современного фэн-шуй, датирующий его IX веком, в другой своей работе пишет: «Китайцы практикуют фэн-шуй тысячелетия». Правда, откуда взялись эти «тысячелетия», она не разъясняет. Впрочем, как заметил автор, в трудах Лиллиан Ту нередко встречаются достаточно противоречивые утверждения, со многими, из которых мы познакомимся ниже поподробнее.

Итак, современные последователи фэн-шуй утверждают, что существует множество его школ, при этом «настоящий Фэн-шуй опирается на одни и те же концепции». Различия в разных школах фэн-шуй лишь в практике. Пытаясь определить фэн-шуй, Лиллиан Ту пишет: «Фэн-шуй – это древнекитайский набор практических методов жизни в гармонии с собственным окружением, то есть со структурой и колебаниями окружающей нас энергии»; «Фэн-шуй – это искусство правильного использования космического дыхания, или ци – силы, циркулирующей во всей окружающей нас среде»; «Фэн-шуй – это не только наука об энергии «ветра и воды» (так собственно переводится термин Фэн-шуй), но и искусство использования, привлечения и генерирования этой энергии».

Из всего вышесказанного можно вывести примерно следующее определение фэн-шуй: фэн-шуй– это теория и практика, с помощью которых человек привлекает и генерирует некую энергию ци, и с помощью этой энергии гармонизирует свое окружение.Для чего все это нужно? На это дается следующий ответ: «…цикл удачи и неудачи может быть существенно изменен, если вы познаете секреты земных энергий и способы манипулирования ими». Под удачей Лиллиан Ту понимает: деньги, здоровье, власть, в общем, процветание.

Лиллиан Ту пишет: «…увеличение доходов – это одно из человеческих стремлений, которое проще всего удовлетворяется с помощью Фэн-шуй»; «Если вам не суждено стать великим воротилой бизнеса, Фэн-шуй поможет вам разбогатеть, но не сделает вас сказочно богатым человеком. Все зависит от вашей небесной удачи».Учитывая, что в основе фэн-шуй лежит учение об энергии ци, познакомимся с этим учением подробнее.

Итак, ци – это некая «вибрирующая» энергия, которая распространена повсюду, она дает человеку «силу и душу». Лиллиан Ту пишет: «Ци человека – это дух, управляющий его деятельностью. Избыток (или недостаток) ци в теле определяет здоровье и жизнедеятельность человека… у разных людей ци отличается качеством и количеством… ци человеческого тела должна находиться в гармонии с ци его окружения». В другой книге Лиллиан Ту добавляет: «Именно ци привлекает изобилие, богатство, процветание, здоровье, признание, популярность и счастье».

Откуда взято учение о ци? Из даосизма. А раз так, то будет полезно узнать даоскую концепцию ци.Необходимо заметить, что даосизм является национальной религией Китая. Его истоки лежат в практике созерцания и медитации, которые использовались для обретения состояния бесстрастия и покоя, а так же для обретения бессмертия. Нет смысла подробно знакомить с даоским учением, так как по данной теме есть очень хорошие работы, к которым автор адресует всех интересующихся даосизмом.

Для наших целей будет достаточно познакомиться только с классическим даоским учением о ци.Даосизм пантеистичен. Ци есть энергия пронизывающая всю Вселенную. Классический пример, объясняющий природу ци, дает древнекитайский-скептик Ван Чун (I век от Р.Х.); он утверждал что материя и дух – это разные состояния ци, как пар и лед – разные состояния воды. Вещество есть «замороженный» дух, дух есть «оттаявшее вещество», т. е. в даосизме материя и дух единосущны, они существовали всегда и не знали Творца. Человек живет в ци. Ци его окружает со всех сторон. Даосы стремились слиться с ци и через это обрести бессмертие. При этом нужно заметить, что даосизм учит не управлению природой, а скорее отдаванию себя ей. Цель не изменить мир, а слиться с ним. Откуда даосы узнали о ци? Через медитации в результате мистических озарений.Что такое фэн-шуй для его последователей: религия или наука? Лиллиан Ту так отвечает на этот вопрос: «Мы рассматриваем Фэн-шуй как прикладную науку, поскольку законы Фэн-шуй формировались на основе эмпирических данных, собранных в течение веков». Итак, последователи фэн-шуй относят к науке.

Что касается религиозности фэн-шуй, то ответ дается такой: «Фэн-шуй не является религией»; «…в самой практике нет ничего духовного или мистического. От вас не потребуется компромиссов с религиозными верованиями или идеологическими принципами, поскольку для практики не требуется никаких молитв, жертвоприношений или веры».

Не относит Лиллиан Ту свое увлечение и к магии: «…Фэн-шуй – это не магия. А также не духовная практика, требующая огромной веры в могущество Фэн-шуй или убежденности в его эффективности».

К сожалению, автор должен заметить, что утверждение Лиллиан Ту касательно того, что в фэн-шуй не требуется вера, является ложным. Лиллиан Ту пишет: «Пока у вас нет потребности верить в фэн-шуй, пока в вас гнездятся сомнения, вы наполняете пространство вокруг себя негативными энергиями»; «Если вы хотите использовать фэн-шуй для улучшения своей жизни, старайтесь не давать много воли недоверию. После того, как необходимые знания «встанут на свое место», вам даже покажется странным, как вы могли не обращать внимания на все эти вещи, о которых говорилось в теории фэн-шуй»; «Методика фэн-шуй сработает лучше, если вы будете поддерживать в себе безмятежное отношение к ней».

Приведенные цитаты скорее опровергают, нежели подтверждают заявление Лиллиан Ту, что вера в фэн-шуй не требуется.Посмотрим теперь, насколько научен фэн-шуй. Лиллиан Ту пишет: «Я должна сознаться, что я не в состоянии точно объяснить, как работает фэн-шуй». Раскрывая вопрос отношения современной науки к фэн-шуй, она продолжает: «Теория, стоящая за рекомендациями фэн-шуй, может казаться странной представителям западной научной школы. Например, многочисленные упоминания об иньских и яньских аспектах энергии. Предполагается также принятие фундаментальной предпосылки о том, что вся вселенная и все в ней сотворено из Пяти Элементов – Земли, Воды, Дерева, Металла и Огня,– состоящих в отношениях взаимного разрушения и порождения».

Если фэн-шуй соответствует стандартам академической науки, почему же ученые его отвергают, как признает это сама Лиллиан Ту? А если они отвергают его, то зачем же Лиллиан Ту вводить в заблуждение своих читателей, заявляя о научности фэн-шуй? Что же это за наука, которую отрицают ученые?

Нужно заметить, что наука построена на парадигме, из которой выводится научная картина мира. Фэн-шуй основан на религиозном учении даосизма, который, насколько известно автору, пока не стал основой научной картины мира. Интересно отметить, что в предисловии к одной из книг Лиллиан Ту, ее почитатель пишет: «Фэн-шуй – сложный предмет, требующий глубокого знания китайских метафизических наук».

Но китайские метафизические науки к академической науке не имеют никакого отношения. В завершении предисловия говорится: «Фэн-шуй тоже занимается проявлением динамических сил и энергий, которые науке еще только предстоит открыть – в масштабе от земного до вселенского».

Если науке еще только «предстоит» эти силы открыть, может тогда не стоит объявлять это свершимся фактом и классифицировать фэн-шуй как научную дисциплину? Может, будет честнее сказать, что теоретическая база фэн-шуй построена на китайском мистицизме, каковым является даосизм?Автор уже приводил выше заверение Лиллиан Ту своих читателей в том, что в фэн-шуй нет никакой религиозности, и что любой человек может его практиковать без всяких компромиссов для своей веры. Нужно заметить, что и это заявление не соответствует действительности. Как выше уже было указано, теоретическая база фэн-шуй основана на религиозной доктрине даосизма.

А разве можно одновременно верить в даосизм и при этом быть, например, христианином? Нет.

Для этого достаточно сравнить их вероучения. Христианство монотеистично, даосизм пантеистичен. Христианство учит о Личном Боге – Творце, в даосизме Бога вообще нет. Для даоса Космос есть Бог и Бог есть Космос. Идея творения мира из ничего, присущая христианству, также отвергается в даосизме. В даосизме нет идеи бессмертной души, которая присутствует в христианстве. Даос воспринимает мир как непрерывный процесс перетекания одних форм и модусов энергии ци в другие. Этот процесс вечен и безличен.

В общем, даосизм и христианство настолько отличны, что лишь человек, не знающий их, может говорить о совместимости этих двух мировоззрений.

К тому же, как пишет Лиллиан Ту: «…наилучшим подходом к использованию фэн-шуй является развитие истинного благоговения перед энергиями Земли и перед самой Матерью-Землей».

А разве христианин не должен благоговеть лишь перед Богом, а землю хранить?

Вызывают сомнения и главные цели фэн-шуй, которые, согласно христианского вероучения, можно классифицировать просто – стяжательство!

Христианство не против материального благополучия, но не ставит его своей целью. Христианин ищет прежде всего Небесного Царствия (Мф.6:33), и уже потом земного благополучия и то, только при условии, если оно не мешает главной цели. Об этом четко сказано в Священном Писании: «…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16:26). А уж идея всепоглощающей концентрации на достижении богатства, к которому призывает Лиллиан Ту, христианству полностью чуждо.

Например, представить себе, что совет, какой дает Лиллиан Ту своим ученикам, сможет дать кому-либо христианин, сложно: «Для успешного создания изобилия вы должны страстно этого хотеть. Вы должны пропитаться этим желанием, полностью сфокусировавшись на нем. … Чем яснее вы представите тип удачи, к которому стремитесь, тем острее и эффективнее будут энергии, которые вы создадите».

А как христианин должен отнестись к следующей рекомендации Лиллиан Ту: «Привыкайте видеть мир вокруг себя глазами Фэн-шуй. Развивайте чувствительность к могущественным, хотя и невидимым энергиям вокруг вас»; «…вы должны попытаться почувствовать свою персональную ци, принадлежащую только вам.Только после этого вы сможете настроиться на свое силовое поле и космическое дыхание внутри вас».

Это хорошая рекомендация для школы экстрасенсов, но полностью неприемлемая для христианства.Используются в фэн-шуй и медитативные практики, которые также полностью несовместимы с христианством, и хотя Лиллиан Ту их критикует, она признает, что используют их мастера фэн-шуй: «Опытные практики фэн-шуй знают секретные методы, позволяющие им овладеть большим количеством персональной ци, которую они используют для вхождения в медитативное состояние для особых консультаций по фэн-шуй. Эти методы разные у разных мастеров, и, судя по тому, что я лично видела, они ближе к шаманству, чем к техникам фэн-шуй». Лиллиан Ту вероятно не в курсе того, что шаманство является отцом даосизма, на теоретической базе которого основан сам фэн-шуй, а потому мастера фэн-шуй, практикующие шаманизм,– это не аномалия, а норма.Фэн-шуй магичен, как впрочем, магичен и даосизм, и, несмотря на то, что Лиллиан Ту отказывается его классифицировать как магию, она все же пишет: «Фэн-шуй действительно сродни магии: зачастую кажется, что в действие вступает некая мистическая сила».

А если учесть, что Лиллиан Ту признает, что она не знает, как работает фэн-шуй, то какие у нее есть основания не допускать возможности реального присутствия «мистической силы»?

Признает фэн-шуй и учение кармы, полностью несовместимое с христианством. А как читателям понравится идея о «трансцендентном фэн-шуй»?

Как пишет о нем Лиллиан Ту: «… трансцендентный фэн-шуй… основан на специальных техниках визуализации и распевании мантр». Сама Лиллиан Ту использует в своей практике мантры из буддизма, но не возражает, чтобы ее читатели для «очищения» использовали, в том числе, и христианские молитвы. А в чем помогает «трансцендентный фэн-шуй»? Как пишет Лиллиан Ту: «Люди, страдающие от неизлечимых болезней вроде СПИДа, рака и других угрожающих жизни заболеваний, могут представить эти проявления нездоровья как мощные блокировки в своей системе. Нарисуйте их в своем воображении как препятствия, которые нужно удалить… представьте мысленно, что блокировки внутри вас рассасываются». Итак, вы больны СПИДом, раком? Нет проблем, мысленно представьте, что ваша болезнь лишь «препятствие» внутри вашего тела и спокойно отправляйтесь на кладбище. Куда у вас есть все шансы попасть, если вы доверитесь фэн-шуй и будете игнорировать медицину.

В самом начале статьи приводилось утверждение Лиллиан Ту, что одна из главных целей, стоящей перед практикующими, есть достижение материального благополучия; правда, там добавляется: «Все зависит от вашей небесной удачи». А если «небесная удача» будет против? Получается интересная логика: если вы достигаете богатства, то вы правильно практикуете фэн-шуй, а если нет?

Как пишет Лиллиан Ту: «Мне кажется, наилучшим способом распознания настоящих специалистов в области фэн-шуй является изучение биографии. Когда кто-то предлагает вам свои услуги в качестве мастера фэн-шуй, посмотрите, помог ли фэн-шуй самому этому человеку достичь тех вещей, которые он обещает сделать для вас. Если данный человек сам явно ничего не выиграл от хорошего фэн-шуй, следует поискать другого. При правильном использовании фэн-шуй всегда срабатывает (выделено нами. – В.П.)».

Логика, которую использует Лиллиан Ту – чисто сектантская. Система всегда права. Если система не работает, виноват человек.

Значит, если последователь фэн-шуй потратил много денег и времени на приобретение литературы, скрупулезно следовал советам фэн-шуй и не получил никаких результатов, то виноват он сам. Система всегда права! С таким подходом можно доказать истинность любой системы.

Приведем несколько советов, которые можно вычитать в книгах по фэн-шуй. Например, читатели могут узнать что «…могила дедушки Мао Цзэдуна находилась «в ладони небесной лунной богини», то есть расположение могилы было настолько благоприятным, что это принесло огромную удачу внуку, в данном случае– великому кормчему Мао». Как просто: удачно расположенная могила привела человека на вершину власти.

Или вот, другой случай: Лиллиан Ту пишет, что она поступала в школу бизнеса, и ей нужны были деньги на оплату учебы в ней. Чтобы их получить: «Я передвинула свою кровать, чтобы выровнять положение во время сна для получения благоприятной ци и удачи с наилучшего направления. Метод не подвел меня, и я смогла получить стипендию ООН для посещения школы бизнеса».

Интересно, а заявление на получение этой стипендии не было подано?Автор, например, долго сидел без денег, попробовал поработать, при этом переставил кровать и– о «чудо»– деньги появились.

Вопрос читателям: в этом «чуде» виновата работа или кровать?

Что можно сказать, завершая статью?

Подытожим то, что мы узнали о фэн-шуй. Многие заявления гуру фэн-шуй Лиллиан Ту противоречат сами себе. К науке фэн-шуй не имеет никакого отношения. Основы его лежат в религиозной доктрине даосизма. При этом, если даосы стремятся слиться с ци, современные фэншуевцы явно пытаются им манипулировать. Современный фэн-шуй по сути является пародией на даоское учение. С христианством фэн-шуй не совместимо. А если учитывать, что в фэн-шуй даются советы для лечения СПИДА и рака, то он может быть и смертельно опасным, если поверивший советам мастеров фэн-шуй человек отвратит свое внимание от медицины и будет «лечиться» только методами фэн-шуй. На взгляд автора статьи, современный фэн-шуй– это типичное суеверие. Занимающимся им можно адресовать слова из Священного Писания: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии…» (1Тим.4:7).

Ну а допускать фэн-шуй в свою жизнь или нет, это уж пусть читатели решают сами.