Open
Close

Как правильно поставить поклонный крест. О поклонных крестах

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ8 (2012)

Кто имеет право установить поклонный крестОтвечает клирик храма преподобного Серафима Саровского в Раеве, протоиерей Андрей Рахновский

Установка поклонных крестов - не только российская, а общехристианская традиция, которой многие сотни лет. Специалисты говорят, что на Руси поклонные кресты вблизи сел и городов, на развилках дорог существовали ещё до татаро-монгольского нашествия. Кресты бывают придорожные, памятные, то есть отмечающие особые события, благодарственные, поминальные. Причины для установки могут быть разными, но духовная суть одна - молитва, благодарность Богу. По словам святых отцов, поклонный крест - это духовный щит от врагов видимых и невидимых, часовой, лествица, которая соединяет молящегося с Небом. Иногда есть необходимость освятить место какого-то события, но нет возможности построить там часовню или храм. Тогда делают поклонный крест, чтобы любой проходящий, проезжающий мог здесь остановиться и помолиться. Установка совершается по благословению епископа или лица, которое епископ уполномочил такое благословение давать (это может быть и приходской священник).

- Могут ли верующие миряне сами установить такой крест?

Нужно благословение. И сама установка происходит с обязательным участием священнослужителя. Существует специальный чин освящения поклонного креста, на него возливается святая вода, священник читает молитвы.

Можно ли устанавливать кресты в городе, допустим, рядом с развлекательными центрами, как бы наперекор неверующим?

Нет, поклонные кресты не ставят там, где над ними легко могут надругаться. Кресты - для верующих, а не вопреки неверующим. И верим мы - в Бога, для спасения души, а не вопреки дьяволу.

Поклонные кресты изготовляются из дерева, реже из камня или металла, обычно двух или более метров в высоту, могут украшаться резьбой и орнаментами. Неизменным остается их православное содержание и ориентация на восток . В подножье Креста часто укладывают камни так, чтобы получилось небольшое возвышение, которое символизирует гору Голгофу , на которой был распят Господь Иисус Христос .

Традиция установления поклонных крестов имеет древние корни. Такие кресты вероятно были предшественниками часовен , особенно сродны они открытым часовням-столбам . Начало распространение Христианства на Руси часто связывают с установкой первого поклонного креста на Киевских горах - равноапостольной княгиней Ольгой или даже святым апостолом Андреем Первозванным .

Поклонные кресты ставятся в разных - чаще возвышенных - местах. Например, в случае переселения деревни - на старом месте и на том, которое хотят заселить; на границах; на перекрестках и вдоль дорог; на курганах. Поклонные кресты различают по причинам установки.

Обетные, памятные, благодарственные

Ставятся по обету (обещанию) в благодарность Господу о каком-либо памятном событии: избавлении от врагов, различных бед, в благодарность за чудесное исцеление, дарование наследника и т. п. Например, недалеко от Переяславля-Залесского стоит часовня, построенная как сень над обетным крестом, который, по преданию, в память рождения в году наследника Феодора установил царь Иоанн Грозный .

Придорожные, межевые

Ставятся у дорог, чтобы путники могли помолиться и испросить благословения Божия на дальнюю дорогу. Такими крестами отмечали въезд в город или село, а также границы (межи) сельскохозяйственных угодий и даже государств. Придорожные кресты в русской традиции часто имели "крышу" из двух дощечек, а иногда и киот с иконой и лампадкой или свечкой внутри и назывались голубцами . В начале XXI века стало традицией освящать установкой креста опасные участки автодорог.

Поминальные

Ставятся на месте внезапной гибели христианина, часто их можно видеть вдоль дорог. На поминальном кресте помещают имя того, о чьем упокоении просят помолиться поставившие крест. Один из наиболее известных поминальных крестов установленных в России последних лет был воздвигнут на месте массовых расстрелов на Бутовском полигоне в году.

Приметные

Служили ориентиром для мореплавателей, поэтому достигали высоты 10-12 м. Они были распространены у поморов северной

Даже среди церковных людей далеко не все знают, как сложилась на Руси традиция ставить кресты вне храмов и кладбищ и как она развивалась. Об этом рассказывает кандидат искусствоведения Светлана ГНУТОВА, автор-составитель книги «Крест в России» и научный редактор серии сборников, посвященных исследованиям истории креста в России.

Как возникла традиция

Традиция ставить кресты возникла на Руси даже раньше ее крещения в 988 году. Согласно «Повести временных лет» святого Нестора Летописца, святая равноапостольная княгиня Ольга «нача требища и кумиры сокрушати и на тех местах нача кресты Христовы поставляти; кресты же Христовы знамения и чудеса творят и до сего дня, идеже святая поставила».

Равноапостольный князь Владимир также следовал традиции водружения крестов. Кресты устанавливались на месте закладки города, церкви, монастыря, крепости - это свидетельствовало об освящении места и об испрошении от Господа благословения на начало строительства.

Что касается происхождения этой традиции, то, по всей видимости, на Русь она пришла из Чехии и Моравии, где проповедовали святые Кирилл и Мефодий. Вообще, отмечу, что традиция возведения памятных крестов общая для всей Восточной Европы - как у православных, так и у католиков. Формы креста различаются, но мотивация одна и та же: испрошение у Господа защиты, благодарность Ему за помощь и призыв к людям лишний раз вспомнить о Боге. На Руси традиция ставить кресты более всего была развита на Севере, на побережье Белого моря. Видимо, потому, что в Средние века это был форпост Православия, русские люди осваивали эти пространства в борьбе и с трудными природными условиями, и с языческой культурой автохтонных народов Севера. По выражению П. В. Боярского, происходила «война религиозных символов» - кресты воздвигались там, где ранее стояли идолы.

Труворов крест XIV–XV веков Белокаменный, находится на окраине древнего кладбища в Изборске, рядом с так называемым Труворовым городищем. Местное предание гласит, что этот крест отмечает могилу Трувора, легендарного князя-варяга, скончавшегося, согласно летописям, в 864 году. Высота его наземной части более 2 метров.

Кроме того, если под Русью понимать именно мир русской православной культуры, а не РФ в ее нынешних границах, то нельзя не сказать об Украине. Там традиция устанавливать кресты, особенно придорожные, всегда была крайне популярна, и, кстати, местные жители проявляют к таким крестам большее уважение, чем многие наши соотечественники.

С какой целью?

Древние подвижники, когда приходили в пустынное место, ставили там деревянный крест - тем самым освящая эту пустыню, свидетельствуя о благодати Божией и изгоняя бесов. Это известно из множества житий русских святых.

Однако кресты ставили не только святые подвижники, но и обычные люди из разных сословий - от царей до крепостных крестьян. Кресты воздвигались, например, для поклонения в тех местах, где не было храмов и часовен. У таких крестов собирались местные жители и молились Богу, такие кресты напоминали о Боге путникам. Ставились и охранные кресты - фактически такие кресты были зримым воплощением молитвы к Господу об избавлении от всякого зла. Поставлялись кресты и по личному обету - скажем, в благодарность за исцеление, за избавление от морового поветрия, за спасение от гибели.

Поморы, кстати, ставили кресты и как знак духовной войны с язычеством северных народов - ненцев и сиртя (народа, который то ли был уничтожен ненцами, то ли ассимилирован ими к XVII веку). Приведу цитату из работы П. В. Боярского «Русский крест в сакральном пространстве Арктики», опубликованную в первом выпуске Ставрографического сборника: «Здесь веками складывалась, имея мощную подпитку из Соловецкого монастыря, особая православная островная культура мореходов. И морской “перекресток” востребовал свой вид межевых крестов на островах, архипелагах и побережье Арктики. Обетные, приметные, поклонные, поминальные и намогильные кресты на побережье выполняли разнообразные функции, порой глубоко отличные от замысла тех, кто их возводил. Во многих северорусских преданиях остров воспринимался как место обитания иноземцев, как сакральный центр чужого мира. Здесь как бы существовала граница жизни и смерти. И смертельно опасный путь по морю помора-морехода в колдовском мире шаманской антикультуры должен был иметь пристанища, где сам мореплаватель и его душа могли спастись и отдохнуть в привычном духовном пространстве. Центральным символом обустроенного для христианина пространства был восьмиконечный православный крест».

Алексеевский крест Поставлен в 1380-е годы в Новгороде по повелению митрополита Алексия Московского. Историки предполагают, что крест этот одновременно является и поклонным, и памятным - поставлен в честь победы над татарами на Куликовом поле. Высечен из цельного белокаменного блока. Во время Великой Отечественной войны был похищен немцами, затем возвращен. Сейчас находится в Софийском соборе Великого Новгорода.

Кстати, как отмечается в этой же работе, ненцы переняли от поморов традицию ставить кресты на могилах.

Но были и внерелигиозные цели установки крестов. Прежде всего, это навигация. Многометровые (до 10 метров в высоту) приметные кресты, расположенные по берегам Белого моря, были своего рода маяками, навигационными знаками, указывали мореходам путь к спасительной гавани. Процитирую художника А. А. Борисова (1866–1934), занимавшегося помимо искусства еще и исследованиями Русского Севера и опубликовавшего в 1907 году книгу «У самоедов. От Пинеги до Карского моря»: «Здесь, на Вайгаче и вообще на севере часто ставят вместо морских знаков кресты, обозначая этим места, удобные для стоянок судов. И сюда, если застигнет буря, идут, не боясь ни мелей, ни камней: значит, вход безопасный и есть где укрыться ».

Но это было не только на Севере. Кресты ставились и по берегам рек в качестве ориентиров и межевых знаков. Например, Стерженский и Лопастицкий кресты XII века, сейчас они находятся в Тверском государственном объединенном музее-заповеднике. Эти каменные кресты являются одновременно и охранительными, и межевыми, и памятными знаками.

Извивы традиции

В старину люди испытывали огромное уважение к уже поставленным крестам. Как пример можно привести историю креста, установленного царем Петром Первым. Местные жители на протяжении многих поколений обновляли этот крест - совершенно самостоятельно, без всякого понуждения со стороны светских и церковных властей.

Сейчас иногда сомневаются: а понимали ли наши предки надписи на таких крестах? Ведь они, дескать, были неграмотны. Тут можно ответить, что не надо преувеличивать неграмотность. Грамотных людей на Руси, причем и среди крестьян, было достаточно много, и такая проблема - невозможность прочитать надпись на кресте - просто не стояла. Всегда нашлись бы те, кто прочитал бы и разъяснил написанное. Другое дело, что надписи на крестах, особенно деревянных, за несколько веков могли стать трудноразличимыми - древесина на открытом воздухе неизбежно портится. Но в любом случае существовала и устная традиция: старики рассказывали детям, что это за крест стоит близ их деревни, кто его воздвиг, что там написано. Разумеется, эти рассказы могли со временем обрастать фольклорными элементами, но основа оставалась неизменной.

Людогощинский крест. Поставлен в Новгороде в 1359 году местными жителями с улицы Людогощи (отсюда и название креста). Надпись на кресте (в расшифровке): «В лето 1359 индикта BI поставлен бысть крест си Господи IC Христе по милости вся христианы на всяком месте молящася Тобе верою чистым сердцем и рабом Божиим помози поставившим крест людгощичам и мне написавшему Якову сыну Федосову». Сейчас хранится в Новгородском государственном музее-заповеднике. Столь замысловатая форма «процветшего креста» в дальнейшем многократно воспроизводилась в нательных крестах Русского Севера.

Ну а что касается общего отношения - оно было благоговейным. Кресты воспринимались как знак Божиего присутствия здесь, в данной местности, как напоминание о вере. Возле крестов люди собирались, устраивали молебны - особенно там, где поблизости не было храмов. Были ли случаи пренебрежительного отношения или тем более святотатства, я сказать не могу, такие сведения мне не встречались. Конечно, я сейчас говорю не о XX веке, а о более старых временах.

А вот в ХХ веке судьба крестов складывалась тяжело. Советская власть и церкви-то не щадила, что уж говорить о стоящих вне храмов «символах религиозного мракобесия». . Вновь приведу несколько цитат.

«Известнейший северный ученый, почетный житель города Архангельска Ксения Петровна Гемп (1894-1998) в своих воспоминаниях говорит: “…Я помню, как на площади перед Троицким собором молодежь с песнями и плясками жгла на костре крест. Нет, не церковный, а опознавательный крест, вытесанный и установленный Петром Великим на Красной горе, в устье Унской губы”». (цитирую работу В. Н. Абрамовского «Две заметки по историческим крестам». Неизвестно, действительно ли это был крест Петра Первого или его копия (тут исследователи не пришли к согласию), но что это меняет!

Поморский путевой крест

Вторая цитата - из уже упоминавшейся работы П. В. Боярского. «И почти на каждом мысу острова Матвеев мы обнаружили в 1991 г. останки поморских крестов. Они так почему-то мешали строителям геодезических знаков и активным атеистам, что спиливались, срубались или в лучшем случае использовались как надежная “несущая конструкция” триангуляционных знаков».

В результате традиция установки крестов на несколько десятилетий практически прервалась. Хотя и далеко не сразу. Да, советская власть с первых же дней своего существования объявила войну крестам - но кресты до поры до времени продолжали ставить, пускай уже и не с религиозными целями. Так, в 1920-е годы научные экспедиции, исследовавшие Новую Землю, устанавливали четырехконечные кресты - как знак своего пребывания там. То есть, заметим, цели уже нерелигиозные, но форма еще прежняя. Понятно, что в сталинские времена за установку поклонного креста можно было поплатиться жизнью, да и крест такой простоял бы недолго. Были ли такие случаи, мне неизвестно, но совершенно исключить это нельзя.

Лопастицкий крест Установлен в XII веке на берегу протоки из Лопастицкого озера в озеро Витбино. Он был вытесан из белого камня, на нем было выбито изображение знака Рюриковичей Владимирского княжеского дома. Он, по-видимому, отмечал начало проложенного новгородцами безопасного Витбинского торгового пути и был поставлен,когда между озерами вырыли канал. Это одновременно и охранительный, и межевой, и памятный знак.

В постсоветские времена традиция установки крестов восстановилась. Порой спрашивают, чем эти современные кресты отличаются от старинных. Если говорить о технологиях, материалах - да, конечно, отличия могут быть, особенно что касается металлических крестов. Деревянные более традиционны. Ну а что касается мотивации их установки, тут можно лишь констатировать, что у всерьез верующих православных людей мотивация та же, что и столетия назад. Могу предположить, сейчас отходит на дальний план «охранная» мотивация, то есть защита от нечисти, а на первое место выступают благодарность Богу за Его милосердие и напоминание христианам об их вере.

Святославов крест 1234 года Согласно преданию, благоверный князь Святослав Всеволодович высек его из камня в память о своем чудесном спасении во время сильной бури, которая обрушилась на его ладьи, возвращающиеся после победоносного похода на волжских булгар в 1220 году. Сейчас этот крест хранится в Георгиевском соборе города Юрьев-Польский Владимирской области и почитается как чудотворный.


Что такое распятие

Крестное распятие, применявшееся римлянами во времена Христа Спасителя, было не просто мучительной казнью, но и средством запугивания и психологического воздействия римской власти на местное население провинций. Эта практика восходит к древней восточной традиции публичных казней.

Распятие стало часто использоваться и в провинциях Римской империи (граждан Рима казнили усекновением мечом). Римляне усовершенствовали восточную технику казни с целью причинить жертве еще больше боли и унижения. Для этого стали распинать на крестах двух форм - так называемом «латинском кресте» (известном нам на примере Креста Христова, †) и «тау-кресте» (в виде буквы T). Оба они состояли из вертикальной стойки и горизонтальной перекладины (патибулума). Распинаемого на латинском кресте клали на вертикальную балку и поднимали всю конструкцию целиком; распинаемого на тау-кресте поднимали вместе с патибулумом и размещали на прежде установленной вертикальной стойке. Руки и ноги фиксировались веревками или пробивались железными гвоздями либо деревянными кольями (руки - в районе запястий, а не ладоней, чтобы гвозди не прорвали ткани и тело не сорвалось со креста). Ступни опирались на подставку и также прибивались гвоздями. Страдания казненного на кресте могли продолжаться от 3-4 часов до 3-4 дней. В 1968 году в гробнице на горе Скопус в Иерусалиме был найден фрагмент пяточной кости с застрявшим в ней гвоздем. Исследования показали, что первоначальная длина гвоздя составляла 17 см, а голени этого человека были перебиты.

Крест в Евангелии

В раннем христианстве символика Креста присутствует с начала существования Церкви: в Евангелиях и посланиях святого апостола Павла - как вероучительный образ, позже - в виде графического символа. Господь Иисус Христос сравнивает жизнь своих последователей с человеком, приговоренным к крестной казни и идущим с патибулумом к месту исполнения приговора (Мф 16 :24; Мк 8 :34; 10 :21; Лк 9 :23; 14 :27). Святой апостол Павел указывает, что учение о «распятом Христе» и «слово о Кресте» стали центром его проповеди (1 Кор 1 :18, 23-24), поскольку на Кресте Сыном Божиим принесена жертва Отцу во искупление человеческого рода (Еф 1 :7; Кол 1 :14). Эта символика дополняется для апостола Павла символикой «заботы о других» (Флп 2 :4), а для апостола Иоанна Богослова - жертвенной любви, которые показал нам Спаситель (1 Ин 3 :16), в послушании Небесному Отцу умаливший («смиривший») Себя даже до смерти, и смерти крестной (Флп 2 :8), что должно быть примером для всех нас (1 Ин 3 :16).

Виды крестов

Поклонные кресты

Ставились вне храмов для напоминания верующим о Христе.

Обетные кресты

Ставились людьми по обету, как знак благодарности Богу за помощь в беде, за чудесное спасение.

Охранные кресты

Ставились в качестве духовной защиты от нечисти, от болезней, от всякой беды.

Памятные кресты

Ставились в знак памяти о каком-то значимом событии, на местах сражений, на местах гибели людей - с целью призвать к молитве за них.

Деление крестов на виды - довольно условное. Часто установленный крест оказывался и памятным, и поклонным, и охранным, а также служил внерелигиозным целям.

Рождение символа

Несмотря на яркую вероучительную символику, ранние христиане избегали использовать графические изображения креста как символ своей веры, поскольку практика этих страшных казней продолжалась вплоть до IV века, когда христианство стало официальной религией Римской империи. Однако после середины II века в христианских общинах появляется практика почитания Креста Христова, в том числе - богослужебная. Первое свидетельство об этом имеется у Марка Минуция Феликса, который на рубеже II и III вв. говорит, что враги обвиняют христиан в почитании «древа креста». Тертуллиан в 204 г. упоминает о том, что христиане в течение дня при разных обстоятельствах регулярно полагают знамение креста на лоб. Однако широкое богослужебное почитание Креста возникает уже после первой четверти IV века - после обретения Креста Христова святой императрицей Еленой.

Изображение так называемого «простого», или «греческого креста» (с одинаковой длиной всех перекладин, +), было найдено в римских катакомбах начала III века. В период до IV века в катакомбах широко используются изображения якоря как символа надежды, в том числе - с перекладиной, ясно напоминающей крест. Наиболее ранние изображения «латинского» креста (†) найдены на римских саркофагах знатных христиан середины и конца IV века по Р. Х. Большое количество различных изображений христианского креста появляется на монументальных памятниках с V века. Кресты с изображением на них фигуры Спасителя известны с конца VI века. Параллельно с богослужебным почитанием Креста к IV веку возникло и ношение нательных крестов. Хронологически первое упоминание об этом относится к концу этого столетия и имеется в одной из бесед святителя Иоанна Златоуста.

Светлана ГНУТОВА

Издавна сложилась традиция устанавливать монументальные кресты вне храма на земле. Они изготавливаются из камня или дерева и имеют высоту до нескольких метров. Такие кресты призывают к молитве и поклонению Спасителю, поэтому часто именуются поклонными. Ставятся они по различным причинам.


Обетные (памятные благодарственные) кресты ставятся по обету (обещанию) в благодарность Господу о каком-либо памятном событии: избавлении от врагов, различных бед, в благодарность за чудесное исцеление, дарование наследника и т. п. Например, недалеко от Переяславля-Залесского до сих пор стоит часовня, построенная как сень над обетным крестом, который, по преданию, в память рождения в 1557 г наследника Феодора установил царь Иоанн Грозный.

Придорожные, межевые кресты устанавливались у дорог, чтобы путники могли помолиться и испросить благословения Божия на дальнюю дорогу. В наше время стало традицией освящать установкой креста опасные участки автодорог. Такими крестами отмечали въезд в город или село, а также границы (межи) сельскохозяйствен-ных угодий. Придорожные кресты в русской традиции часто имели «крышу» из двух дощечек, а иногда и киот с иконой и лампадкой или свечкой внутри и назывались «голубцами».

Поминальные кресты не совпадают с местом захоронения христианина, а ставятся на месте его внезапной гибели, часто их можно видеть вдоль дорог. На поминальном кресте помещают имя того, о чьем упокоении просят помолиться поставившие крест.

Приметные кресты служили ориентиром для мореплавателей, поэтому достигали высоты 10-12 м. Были распространены в северной поморской культуре. Приметный крест недавно был установлен на вершине г. Афон.

Кресты - заместители храма ставятся на месте сгоревшего или разрушенного храма или отмечают место, на котором закладывают камень в основание будущего храма. Известен т. н. Святославов крест, установленный при закладке Георгиевского собора в г. Юрьеве-Польском. Это Распятие с предстоящими, которое является подлинным шедевром древнерусского искусства.
Много таких крестов - заместителей появилось в эпоху возрождения Русского Православия после празднования 1000-летия Христианства на Руси.

Процесс изготовления поклонного креста 6 метров


Изготовление поклонного креста в честь 400 летия дома Романовых(царский крест)

Установка Поклонного Креста возле храма мученика Уара в Химках.

Появились еще в апостольские времена и обозначали просвещение той или иной земли светом и учения Христа. На Руси благочестивый обычай установки несколькими столетиями позже и получил особенное распространение в период татаро-монгольского нашествия.
Уже тогда воспринимался не только как сакральный символ, но и имел вполне практическое приложение – например, охранительную функцию.

Что представляют собой поклонные крестыВ большинстве случаев поклонные кресты изготавливаются из дерева, реже – из металла. Поскольку крест должен быть хорошо с большого расстояния, его габариты достаточно велики – начиная от 2 и более метров в высоту. Иногда крест устанавливают на особом постаменте - своеобразной горке, насыпанной из камней и символизирующей Голгофу и распятие Иисуса Христа. Чем отличаются поклонные крестыКак в прежние времена, так и сейчас, установка поклонного креста в любом месте имеет свою символику и глубокий смысл. Часть крестов устанавливаются, как или обетные. Их создатели хотят поблагодарить Бога за чудесное выздоровление, рождение долгожданного ребенка или любую другую неожиданную, а порой и невозможную милость.

Бывают случаи, когда поминальные кресты устанавливаются там, где совершались массовые убийства. Один из таких крестов установлен на Бутовском полигоне. Он был вырезан и привезен туда с Соловков в память о всех невинно пострадавших в период репрессий.

Соловецкий крест был изготовлен в Кресторезной палате Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. Он достигает 12,5 м в длину и 7,6 м в ширину.

Межевые кресты возводятся вдоль дорог. Их основное назначение – возможность помолиться вдали от и получить благословение на дальнейший путь. На Руси, а позже и в Российской Империи, их всегда устанавливали при въезде в населенный пункт, на перекресте дорог или даже государственной границе.

В последнее время на дорогах все чаще приходиться сталкиваться с еще одной разновидностью крестов - поминальными. Они устанавливаются в месте внезапной гибели людей в память о них и в надежде, что верующие, видя этот крест, помолятся о душе усопшего.

Приметные кресты в современной России чрезвычайно редки. По обычаю, их устанавливали в качестве ориентира для моряков. Такие кресты сильно превосходили габаритами все прочие и достигали 10-12 метров в длину.

Один приметный крест сохранился до сегодняшнего дня – любой может увидеть его, проплывая мимо Святой горы Афон.

Кресты, которые часто использовались в обиходе любого верующего – надвратный и настенный. Один водружался над входом в жилище, второй располагали на стене дома.

Последняя разновидность поклонных крестов – те, что устанавливают на месте утраченного храма. Правда, в последнее время все больше возводимых крестов имеют совсем противоположный смысл и закладываются не только там, -то был храм, но и там, где его обязательно планируют построить. Главное, чтобы их никто больше не разрушал.