Open
Close

Как надо правильно встречать пасху. О традициях встречи пасхи

Рассказывает Елена Кузьминична Фролова, матушка протоиерея Михаила Фролова, клирика Петропавловской церкви г. Самары:

Пасху мы всегда все очень ждем. В Пасхальную ночь идем на службу, детей брали с пяти лет с собой, теперь берем внуков. Такая радость необыкновенная в душе, и все вокруг радуются, целый день перезвон колоколов. Даже не знаю, есть ли большая радость, чем когда в храме впервые запоют "Христос воскресе из мертвых". До Пасхи - пост. Посты у нас всегда соблюдались строго. А в Пасху разговляемся. День Пасхи мы всегда отмечаем дома, никуда не ходим, отдыхаем, вечером тоже идем на службу. Готовимся к Пасхе заранее. Яйца красим в Чистый Четверг луковой шелухой, минут десять. Раньше дети раскрашивали яйца красками, вырезали крестики и наклеивали, а теперь появились цветные наклейки.
Каждый год мы готовим творожную пасху, обычно в пятницу с пяти часов вечера. Пасха получается нежная и в то же время плотная. Очень важно, чтобы все продукты для нее были свежие, не кислые (я обычно покупаю их в пятницу утром) и не из магазина, а с рынка. Тогда пасха будет стоять в холодильнике целую неделю и не испортится, всю Светлую Седмицу мы ее едим.

Пасха
1 кг творогу деревенского; 8 желтков вареных; 300-400 граммов сливочного деревенского масла; 1 стакан сахару; 1 - 1,5 стакана желтого изюму без косточек; 200 граммов деревенской сметаны; ванилин.
Творог, желтки и масло два раза перекрутить через мясорубку. Добавить сметану, сахар, перемолотый в кофемолке, изюм и ванилин. Все тщательно перемешать руками, выложить в двойную марлю и подвесить на ночь на 10-12 часов. Утром положить под пресс на 2-3 часа. Набить плотно в специальную форму для пасхи, лучше деревянную, часа на три, а потом снять форму и можно нести пасху освящать в храм. Если нет формы, выложить в посуду горкой. Хранить в холодильнике. Пасха получается плотная, как сыр, мы ее едим ложкой. На нашу семью мы обычно делаем большую пасху, на 3-4 килограмма творогу.

Рассказывает Алевтина Тимофеевна Куликова, мать трех самарских священников - протоиерея Александра, протоиерея Сергия и иерея Илии Куликовых:

Мы жили в Большой Глушице Самарской области. Ходили на ночную Пасхальную службу в церковь, а утром выбегали смотреть, как солнце играет. Мама обязательно шила мне к Пасхе новое платье, с рюшечками, шестиклинку по тогдашней моде. В этот день у нас даже ярые коммунисты притихали, они тоже чтили Пасху и встречали ее дома. Приготовить на Пасху угощение мог только тот, у кого была корова. Но все друг друга выручали, давали что-то в подарок. Сноха известной подвижницы тети Паши Дмитриевской Зоинька принесет нам молока. На Пасху была радость, все чувствовали душой эту радость. Мама красила яички луковыми шкурками, добавляла постного масла, у нее яички получались рябые, одно красивее другого. На Пасху мама всегда пекла куличи и делала лапшевник. Печку истопит, уже закрывать заслонкой, и ставит лапшевник. Испечет тонкие блинчики, порежет их как лапшу, складывает в небольшую жаровню, зальет сливками, яйцами, сливочным или топленым маслом. Поставит лапшевник, а мы сидим и ждем, когда же он будет готов. Сверху он запеченный, очень вкусный.

Рассказывает матушка духовника Самарской епархии протоиерея Иоанна Букоткина (2000 г.) Мария Дмитриевна:

Как я всегда любила Пасху! Когда батюшка в церкви крикнет: "Христос Воскресе!" - у меня волосы вставали дыбом. Нет слов высказать эту радость. А если еще мой духовный отец протоиерей Александр Ильин выйдет и яичко крашеное даст, так целую неделю не ходишь, а летаешь от радости. Сейчас, мне кажется, нет такого. Пусть мы жили в бедности, но не могу выразить, сколько было тогда радости. Я девчонкой была, на Пасху из церкви иду - все христосуются. Даже те, кто обычно смеялся надо мной, что в церковь хожу, на Пасху дадут мне яичко. Как играет солнце с утра в этот день! И все всегда говорили: "Пойдем к Гаврюшовым, они хоть по яичку, а дадут". Мы держали десяток кур, собирали им колоски, бабуля обязательно заколет на Пасху курочку и сделает к ней свою лапшу. Обязательно варили щи. Всегда все собирались у нас, мы жили - три сестры и бабушка, она всех принимала, добрая была. Собирались дети, менялись яичками: "А у меня такое!", "А у меня вот какое!". Яйца красили лучными перьями, эта краска не вредная. Христосовались, радовались, птичка летит, мы и ей кричим: "Радуйся, Христос воскрес!"
К нам с батюшкой Иоанном всегда все приезжали разговляться. Певчие, а я сама в хоре была, мне говорили: "Как хочешь, Димитриевна, мы к тебе разговляться идем". Отец Иоанн всю Пасху был на службе. Ночная служба кончилась, все батюшки ушли, а он ждал еще позднюю, она начиналась с восьми утра. Он так любил служить на Пасху и всю Светлую неделю служил, мы его почти не видели. На Пасху мы его ждем, накроем стол, подогреваем. Внуки: "Ну когда же дедушка придет?" Начало первого - он идет. "Наверное, еле живой?" - "Нет, мать, я еще бы отслужил". Он утешение находил у престола, говорил, что всегда чувствует от него тепло. Батюшка идет не один, обязательно кого-нибудь приведет, мы без людей не были. Говорит зятю Сергею: "Отвези меня в церковь завтра в пять часов утра, видишь, сколько у меня записок". Он и на Пасху поминал. Я старалась, готовила. Пасха - не могу выразить, неописуемая радость, у меня душа выпрыгивала в этот день.
Бабушка в детстве очень хорошо пекла куличи в русской печке. Кто-нибудь нам пожертвует мучицы и просит: "Анастасия Харитоновна, нам куличи испеки и себе испечешь". Есть у меня знакомая кулинарша хорошая, сейчас мы ей позвоним, пусть скажет рецепт куличей.

Так мы позвонили Нине Павловне Ширяевой.

Нина Павловна 30 лет проработала директором 58-й школы г. Самары, сейчас на пенсии. С 50-го года, когда окончила школу и поступила в институт, она научилась у подружкиной бабушки печь куличи. Мамин брат работал шеф-поваром в крупных московских ресторанах. Нина Павловна считает, что готовить - это у нее семейное, это любить надо. Хотя она с утра до ночи пропадала в школе, дома у нее всегда была приготовлена еда. Ее пирожки на Пасхальную неделю заказывают в семье Букоткиных, а ее куличи не раз пробовал и Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. Нина Павловна пекла куличи для Иверского монастыря. Обычно она печет куличи в пятницу, допоздна, опару ставит в 12-13 часов. Перед тем, как месить тесто, обязательно помолится.

Кулич для пожилых людей
Он не такой жирный и не такой дорогой, легкий, не плотный и не тяжелый, но тоже вкусный.
Опара на пол-литра рисового отвара (1 стакан риса отварить в 700 граммах немного подсоленной воды на медленном огне, рис откинуть, воду взять для опары). В теплый отвар добавить пакетик дрожжей "Саф-момент" и немного муки (до жидкой сметаны), стоит часа три в теплом месте. Добавляю муки и мешаю (до густой сметаны). Потом кладу 3 яйца, взбитые со стаканом сахара. Еще добавляю муки до того, что чувствую, что мешать надо уже рукой. Добавляю одну пачку размягченного недорогого сливочного масла, 1 пакетик ванилина и по желанию полстакана изюма без косточек. Тесто поставить в теплое место. Когда подойдет второй раз, промешу руками. Тесто не должно быть крутым, оно должно отставать от рук. Тесто надо вымешивать только по часовой стрелке. Еще раз тесто подойдет - раскладываю по приготовленным формам, смазанным очищенным растительным маслом. На дно кладу кружочки из белой бумаги. Как куличи подрумянились сверху - кладу сверху смоченные водой кружочки из белой бумаги, чтобы куличи не подгорели, и пеку дальше, минут 40 - час в не очень горячей духовке. Проверяю готовность деревянной лучинкой.
Для глазури взбиваю белок яйца с сахарной пудрой и горячими намазываю куличи сверху. Для буковок "ХВ" смешиваю ложку глазури с половиной чайной ложки свекольного сока. На такой рецепт получится приблизительно 6 средних куличей. Обычно я пеку на две порции.

Истинный кулич
- крутой, сдобный, может лежать две недели, и ему ничего не будет.
Состав продуктов: пол-литра молока; 1 стакан сливочного масла; 1 стакан топленого масла; 2, 5 стакана сахара; 10 яиц; 50 граммов дрожжей; 1 чайная ложка соли; 1 пакетик ванилина; по желанию 1 стакан изюма или 1 стакан толченых орехов.
Опара. В теплом молоке размешать дрожжи, добавить соль, муку до жидкой сметаны и поставить в теплое место на три часа. Яичные желтки взбить с сахаром и ванилином. Белки взбить отдельно без сахара. Добавить в опару взбитые желтки, взбитые белки, размягченное сливочное масло, муки и замесить тесто. Оно получится крутое. Опять поставить в теплое место. Когда тесто увеличится вдвое, класть изюм. Его предварительно помыть, высушить и немного посыпать мукой, чтобы не был липким и легко вмешивался в тесто. Поставить еще приблизительно на 40 минут. Как еще увеличится в два раза, раскладывать по формам.

Пасхальная ватрушка с творогом
Можно еще испечь пасхальную ватрушку с творогом из нежирного куличного теста для пожилых людей. Тесто сделать в половину пропорции, на один стакан рисового отвара. Для начинки - 1 кг деревенского творога, подвесить его в марле, чтобы сцедить лишнюю воду. Творог хорошо протереть с одним стаканом сахара, добавить 1 стакан деревенской сметаны, изюм, сырое взбитое яйцо и немного муки. Раскатать тесто, положить начинку, защепить и печь в духовке, можно на чугунной сковороде.

Нина Михайловна Калашникова, мать недавно умершего благочинного г. Самары протоиерея Виталия Калашникова , всегда печет на Пасху куличи. При этом молится, а еще говорит так: "Господи, ставь мне Сам куличи", и куличи всегда хорошо получаются. А рецепт такой:1 литр деревенского молока; 200 граммов сливочного масла; 300 граммов топленого масла; одна пачка маргарина "Пышка"; 7 яиц; 800 граммов сахара; 70 граммов дрожжей; ванилин, изюм. В теплом молоке размешать дрожжи, добавить немного муки и добавлять отдельно взбитые каждые со стаканом сахара желтки и белки яиц из общего количества сахара, разогретые жиры, сахар, соль, ванилин, еще муки и долго вымешивать тесто, чтобы оно стало как живое, поставить тесто в теплое место. Когда тесто подойдет в первый раз, его взбить и поставить еще. Когда оно подойдет во второй раз, вмешать туда изюм и можно раскладывать по формам.

Салют в честь Пасхи

Рассказывает монахиня Лидия , вдова протоиерея Иоанна Державина ( 1998 г.), мать одиннадцати детей, - с. Нероновка Сергиевского района Самарской области:

- …Главным блюдом на пасхальном столе у нас всегда была творожная пасха. Особо не мудрили, готовили ее просто: свежий творог отжимали, пропускали через мясорубку, доводили до кипения, добавляли сахар, сливочное масло. Все это кипело минутки полторы, потом добавляли яйца, изюм, ванилин. Массу помещали в выстеленную марлей деревянную форму-пасочницу, сверху клали небольшой груз. К тому времени, когда все приходили с праздничной Литургии, стол уже был накрыт. Огромная - на четыре килограмма! - пасха, пышные куличи, разноцветные яйца. Батюшка Иоанн все это освящал дома. Христосовался со всеми, каждому вручал крашеное яичко.
Готовили мы и другие вкусные кушанья, и мясные блюда, и разнообразную выпечку. Дети у нас очень любят домашнюю выпечку и сами любят печь. Стол был очень красивый: батюшка любил, когда на праздничном столе стояли свечи в декоративных подсвечниках. На Рождество и на Пасху мы обязательно украшали стол свечами.
Батюшка освящал пасхальную снедь - и начиналась трапеза. Вкушали сначала понемногу пасхи, куличиков и яиц, потом уж принимались за остальные кушанья.
Батюшка Иоанн особенно любил Пасху! Как радостно он служил, как возглашал - не только голосом, но всем сердцем!
Утром мы обязательно шли смотреть, как играло солнце. Дети и взрослые забирались на колокольню, звонили в колокола. И какая же была радость в наших сердцах!
В былые времена на Пасху во время крестного хода вокруг церкви было принято салютовать из пушки. И хотя в нашем селе пушки не было, батюшка нашел выход: он посылал на колокольню кого-нибудь с ружьем, и во время крестного хода гремел ружейный холостой выстрел!..
Батюшки нет - но он с нами! Мы подходим к его могилочке у алтаря нашей Казанской церкви, помолясь, идем домой - и не оставляет чувство, что батюшка Иоанн идет вместе с нами, что и он присоединяется к молитве, что разделяет с нами радость Пасхи - праздников Праздника и Торжества из торжеств. И это чувство не только у нас. Многие верующие сельчане до сих пор видят во сне, как батюшка Иоанн служит в церкви, как заботливо обходит храм, осматривает, все ли в порядке. Он и сейчас не расстался с Нероновкой, где служил столько лет. И в день Светлой Пасхи он тоже возглашает: "Христос Воскресе!" - "Воистину Воскресе!"

Дорога к спасению

У схимонахини Сергии - самарской подвижницы, о которой мы писали в "Благовесте", - я не стала спрашивать кулинарных рецептов. Хотя даже теперь, почти ослепшая, готовит девяностодвухлетняя матушка очень вкусно…

Какая сила в Воскресении Христовом! "Смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". Вы прислушайтесь только к этим словам и растворите их в своем сердце! Вся земля трясется и все творение плачет, а люди очерствели. Простенько живут, без страха. Не могут понять, что это мы - сущие во гробех. Адам и Ева согрешили преслушанием - и умерли для вечности, тело существует, ест, пьет, работает, - а вечность была для них закрыта. Христос падшие души оживил Своей Кровью. Вот ведь в чем радость этого великого дня!
…У нас была семья большая, в одном доме жили 18 человек. Дедя, да отец с матерью, три сына женатых, и мы, младшие. Дедя старенький был, его на лошади отвозили в церковь. И вот он Литургию отстоит и принесет в свой дом Божию благодать. Все дорожили благодатью, ждали - дедушка привезет из церкви благословение: "Во имя отца и Сына и Святаго Духа!" Не только люди ждали. На дворе у каждого - у бедного и богатого - хозяйство, и все живые существа: и цыпленок, и ягненок, и теленок, - в глаза так и смотрят, жизни просят, ждут Божьего благословения!
Дедя приедет, с праздником поздравит, всех благословит. За стол сядет, расскажет, как служба прошла, что в Евангелии читали.
Отец перед большими праздниками - Рождеством, Благовещением, Пасхой - вечерком пробежит всех стариков: "С праздником!" А они и скажут: "Да что же, Михаил Григорьич, - дожили, что корове и дать нечего. Ни денег нет, ни корма не осталось. Ревет, а нам и нечем покормить ее…"
К другим побежит - в нетопленой избе сидят, не на чем похлебку сварить, полена дров не осталось. Вот он нащупает, у кого какие нехватки, а утром встанет рано да сыновьям наказывает: "Ты вези в церковь дедушку, а вы запрягайте лошадей да везите тому - дров, тому - сенца или соломки, тому - еще какой праздничный подарок…" Так вот всем и поможет праздник встретить в радости.
И вот тоже брат мой покойный, Гавриил. Скажут ему: "Как же ты работаешь в колхозе - и выпиваешь, и беды у тебя никакой не делается?" А он говорит: "За меня все старухи в Колывани молятся!.." Брат молоко с фермы возил, машина ночевала у двора. Он объедет всех старух, послушает - жалуются, в село давно хлеба не привозили. Утром встанет в 3 часа, машину заведет - да к ним: "Давайте сумки да деньги, привезу я вам хлеба! А то в магазин еще две недели не привезут…" - "Вот поэтому, говорит, я и целенький - сколько старух за меня молятся!"
Вот она и дорога к спасению - живи по Божьим заповедям. А Господь за тебя пострадал, Свою Кровь на кресте пролил.
"И сущим во гробех живот даровав!"

Дом, где согреваются сердца

- так говорят о саракташской Обители Милосердия, приютившей пятьдесят детей-сирот в большой и дружной семье протоиерея Николая и матушки Галины Стремских. А как в этой семье празднуют Пасху? На этот вопрос вместо приболевшей матушки Галины по благословению батюшки Николая отвечает одна из первых воспитанниц Обители семнадцатилетняя Настя Стремская:

Подготовили Людмила Белкина и Ольга Ларькина

Есть много праздников, которые любят встречать россияне. Но одним из главных является весенний праздник - Пасха . Это светлый и добрый праздник несёт с собой веру, надежду и любовь.

Воскресение день, просветимся торжеством!

Первый и самый великий праздник в новозаветной церкви, это праздние Пасхи или Воскресения Христова. "Что такое Пасха?" - спросила молодая женщина у иеромонаха. Он остановился, пристально посмотрел на неё и задумаслся. А потом сказал: "Это очень трудно объяснить. У меня есть друг, ему за семьдесят. Так вот он недавно сказал, что год за годом понемногу стал приближаться к пониманию того, что такое Пасха. Но даётся это трудно."

Поражённая таким ответом, женщина стояла и с недоумением смотрела на батюшку. Весенний ветер развевал его мантию, а взгляд его был устремлён далеко-далеко. "Вам больше всего в жизни желаю приблизиться к пониманию того, что такое Пасха," - сказал он и пошёл дальше.

Пасха! Как же произошло это событие? В глубокое утор третьего дня по смерти Христовой произошло великое землетрясение, и Господь расторг врата адовы и Своим божественным всемогуществом воскресил Своё человечество и положил основание нашему воскресению. Сошёл с неба ангел и возвестил людям о воскресении Господа. Вид его был, как молния, одеяние бело, как снег. Отвалив камень, он открыл свободный доступ ко гробу мироносицам и апостолам. Утром рано, когда было ещё темно, спешили благочестивые женщины ко гробу, чтобы помазать миром тело Спасителя. Одна из них, особенно любящая и благодарная, Мария Магдалина, первая приходит к пещере и видит: камень взят от гроба. Подавленная тяжкой мыслью: где же Господь, - она устремляется к апостолам Петру и Иоанну. "Унесли Господа", - сказала им. Те пошли осмотреть пещеру и нашли только одежду Его и не знали, что это значило. Прочие же мироносицы, пришедшие ко гробу вскоре после Марии Магдалины и бывшие ранее этих апостолов, входят во гробю и слышат от ангела: "Что вы ищите живого между мёртвыми? Его здесь нет, Он воскрес. Вот место, где Он был положен. Идите скорее, скажите ученикам Его и Петру, что Он воскрес из мёртвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите"(Мф.28,1-7). Через несколько времени опять подошла ко гробу Магдалина и горько заплакала. Вот свет некий мелькнул в пещере: она видит двух ангулов, в белом облачении сидящих: одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. Они сказали ей: "Жено! Что плачешь?" - "Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его!". В это время она оглянулась назад и увидела Иисуса, но не узнала Его и приняла за садовника. Господь говорит ей: "Жено! Что плачешь, кого ищешь?" Мария сказала:"Господин! Если ты взял Его, скажи мне: где положил Его и я возьму Его". - "Мария!" - сказал ей воскресший Христос. По этому слову Мария узнала Господина, бросилась к ногам Его со словом: "Раввуни!". - "Не прикосайся ко Мне, - сказал ей Господь, - а иди к братии Моей и скажи им: восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему."

Такова евангельская история о Воскресении Иисуса Христа.

Пасха есть день радости христианской.
Христос воскрес из мёртвых, Смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Для жизни созданы мы, и будем жить в этих же самых наших телах: будем жить вечно. Какая радость и какое утешение в этих словах для нас, смертных! Чего же нам, после этого, бояться смерти? Преемственность дня и ночи, ежегодное обновление природы весной, - всё это создано для того, чтобы наглядно и живо представить нам наше будущее воскресение.

Великий пост, предшествовавший Пасхе, круто менял образ жизни городов и весей. В течение всей первой недели поста запрещались всякие развлечения, театральные представления и музыка. Из общественных мест функционировали только бани. "Кругом, - вспоминает современник, - делалось тише, скромней, даже говорили и смеялись на улицах не так громко, и не было видно пьяных. А дома за столом - капуста кочанная с маслом, суп грибной... и уже нет мяса и в помине. Утром за чаем - сахар постный разноцветными кубиками, изюм, в корзинке румяные из теста жаворонки с черными глазами из коринки. И еще хлебные кресты. Это все предвещало разлуку с долгой, суровой зимой". Канун самой строгой последней недели поста - Страстной, когда в воздухе уже чувствовалось весеннее обновление, - приходится на Вербное Воскресенье, праздник Входа Господня в Иерусалим. В православных храмах во время литургии происходило освящение веточек вербы - напоминание о пальмовых ветках, которыми устилали путь Спасителя в столицу Иудеи. В Москве на Красной площади открывался громадный рынок, прозванный "Вербой". Здесь в ларьках и палатках продавали всякую всячину - глиняную посуду пасхальные игрушки, образа, бумажные цветы и вербу. Ею, вишнево-пушистой, с золотистыми вербешками, полны были и сани подмосковных крестьян. Каждый стремился приобрести несколько веточек, чтобы дома положить за образа до следующей "Вербы". Площадь была полна народа: одни что-то покупали, другие только гуляли и, что называется, глазели. В праздничной толпе - смех, шутки, балагурство. Высоко в воздухе, над головами гуляющих, летали большие связки разноцветных воздушных шаров, их охотно покупали для детей, а иногда забавы ради отпускали под облака. Красивое зрелище взмывающих вверх шаров привлекало внимание, многие потом недосчитывались своих кошельков, часов и бумажников. Ближе к праздничному дню начинались хозяйственные хлопоты. Магазины наполнялись товарами, в бесчисленные лавки свозились сотни свиных окороков, битых индеек, гусей, цыплят; в подвалах еле успевали опорожнять винные бочки; в торговых оранжереях была давка от покупателей, цветущие махровые сирени, гиацинты и ландыши дня за два до праздника в изобилии разносились в корзинах по Москве, дразня внимание тех, у кого не хватило денег на такие покупки и подношения. Люди убирали дворы, скребли и чистили дом, ходили в баню, закупали провизию, заготавливали пышные куличи и творожные пасхи и, конечно же, красили яйца. Для крашения яиц применяли фуксин, луковую шелуху яркие обрезки шелка. При этом пасхальные яйца в разных местностях отличались своеобразием рисунка. На одной из этнографических выставок прошлого века было представлено около 800 расписных яиц из разных мест России! Крашеные яйца в корзинах ставили обычно в столовой на окошке и "христосовались" со всеми домочадцами и гостями, приговаривая: "Пусть ваша жизнь будет кругла, как яичко" (т.е. без сучка и задоринки). И даже в витринах магазинов, детям на радость, появились карусели с яичками и тихо кружились, мелькая то пунцовым светом, то зеленым, то белым атласным... В витринах же булочных и пекарен красовались куличи. И таблички: "Принимаются заказы на пасхи и греческие бабы". Но как ни хорош был кулич от Филиппо-Мрикосова, в церковь несли освящать только собственного приготовления, ведь Москва - и дворянская, и купеческая и ремесленная - исстари любила не купленное и угостить не купленным. Поэтому в праздники для хозяек наступала страда - надо было испечь куличи, приготовить пасхи из творога, масла и сметаны на всю семью, которая порой состояла из двух десятков человек. А еще "парадная" пасха для гостей, пасха для слуг, для бедных родственников. Да и "священные" пасху и кулич надо было приготовить таких размеров, чтобы каждому домочадцу хватило по кусочку на каждый день в течение всей Светлой седмицы, т.е. пасхальной недели. Задача не только кулинарная, но и математически сложная! Кроме "священной" готовилось еще много других пасх "для еды" по разным рецептам: вареные и невареные, сметанные и творожные, шоколадные и фисташковые. Не менее вкусны были и куличи, которые тоже делались солидных размеров. "На пуховых подушках, чтобы не проваливались, - вспоминает современник, - лежат огромные куличи, прикрытые розовой кисейкой, остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым". А как весело было ходить в пасхальную неделю по гостям - "пасху сливочную пробовали у дьячка со всякими цукатами, потом у псаломщика кулич ели... у Домны Парфеновны полон стол пасхальный... У ней шоколадную пасху пробовали и фисташковую и бабу греческую - ну закормила..."

Пасхальное утро начиналось с веселого перезвона церквей - "просыпаюсь радостный, меня ослепляет блеском, и в этом блеске веселый звон... сразу не могу понять, отчего такой блеск и звон и вдруг вспоминаю: да это Пасха! Яркое утро - солнце и пасхальный звон!". Трезвонили у Казанской, у Ивана-Воина, у Николы в Пыжах и дальше по всей Москве. И всех желающих звонить - Пасху славить - пускали в этот день на колокольни. Повсюду устраивались красочные и шумные зрелища. В балаганах ставились незатейливые исторические драмы и комедии, кричали петрушки, на бульварах гремели духовые оркестры, взлетали качели, крутились карусели. В разукрашенном флагами и гирляндами Манеже на открытых подмостках выступали фокусники, акробаты, куплетисты и хоры песенников. Иногда на пасхальной неделе в Манеже открывалась очаровательная цветочная выставка, о которой старожилы с удовольствием вспоминали и полвека спустя. Колоссальная внутренняя площадь Манежа бывала вся в цветах, клумбах, декоративных растениях и благоухала тонкими разнообразными ароматами; а так как это бывало в раннюю пору весны, когда на улицах лежал еще грязный и мокрый тающий снег, то впечатление от этого необычного, громадного цветника было очень радостным. Не обходилось и без традиционного катания на лошадях - в России очень любили щеголять породистыми рысаками и всего охотнее делали это на праздничных гуляньях. Немало находилось и любителей верховой езды, и в их числе многолетний "хозяин" Москвы - генерал-губерна-тор В.А. Долгоруков, сопровождаемый блестящей свитой. А на всем протяжении разъезда стояло множество зевак, любовавшихся красивым зрелищем. И, конечно же, по старому русскому обычаю в эти пасхальные дни посылались и разносились дары бедным и неимущим, родственникам и совсем не знакомым людям в богадельни, сиротские приюты, больницы и тюрьмы. Не обделялись и нищие странники - ведь в народе говорили, что "от Пасхи до Вознесения странствует по земле Христос с апостолами, испытывая милосердие и доброту каждого".

Нина Дорохова

Пасха – это один из самых приятных и поистине важных праздников для большинства людей. Многие верующие с нетерпением ожидают день Воскресения Христова, который должен быть светлым, счастливым и торжественным. В течение целого года, а в особенности в последние несколько месяцев перед Пасхой, чувствуется удивительное ожидание торжества. Нужно отметить то, что второе название праздника, а именно Велик день, удивительно точно отражает значимость события. Богатая история Пасхи отводит в древние времена. Каждый человек с детства знает приблизительное развитие событий, которые привели к появлению христианского учения и Пасхи. Считается, что Пасха представляет собой символ искупления, чистоты и торжества вечной жизни над мирской смертью. В день Пасхи произошло воскрешение Иисуса Христа, который мучился после распятия на кресте в течение 3 дней, погиб. Однако воскрешение позволило изменить весь мирской уклад. Неудивительно то, что праздник является одним из наиболее значимых, причем каждый год люди стараются узнать его точную дату и провести специальную подготовку.

Ежегодно Пасху отмечают в разные даты, но при этом отслеживать это церковное событие считается обязательством каждого верующего. Точная дата высчитывается специальным образом. Это объясняется тем, что в наши дни люди используют календарное исчисление, которое имеет определенные отличия от астрономического исчисления. Перед Пасхой традиционно проводится один из самых строгих постов, который нужно соблюдать для искупления грехов и поиска душевного умиротворения.

Большинство верующих начинают подготовку к Пасхе с того, что соблюдают в строгости Великий пост. В это время рекомендуется отказаться от плоских утех, разнообразных кулинарных экспериментов и решиться на всяческие ограничения. Это позволит провести самоочищение, переосмысление произошедших событий, в полной мере осознать ценность духовного мира.

Если у вас отсутствует возможность для того, чтобы на постоянной основе соблюдать пост, в последнюю неделю можно отказаться от мяса, рыбы и молочной пищи, а также подумать о состоянии своей души. В этом случае «пост» становится нестрогим и продолжается минимальное время, но при этом позволит настроиться на Пасху, являющуюся светлым праздником всей жизни и ее победы над мирской смертью. К тому же вы сможете найти определенное умиротворение, что обязательно скажется наилучшим образом на состоянии души.

Как нужно подготовиться к Пасхе?

Страстной четверг, который также принято называть Чистым, представляет собой важный день, ведь именно с него и начинается наиболее важная подготовка к долгожданному дню Воскрешения. Считается, что в четверг Иисус Христос участвовал в Тайной вечере. Люди стремятся к тому, чтобы пройти очистку на душевом и физическом уровне, открыть в себе способность простить ближним людям нанесенные обиды. Неудивительно, что в Чистый четверг верующие люди стремятся искупаться в реке или, по крайней мере, в бане или ванной. При этом ванную процедуру нужно провести до восхода солнца. Это одна из наиболее важных традиций, которая сохраняется в настоящее время.

К нашим дням с Пасхой по-прежнему отмечаются многочисленные традиции и обряды. При этом современность оказывает определенное влияние, поэтому не все обряды чтятся в полной мере. Среди наиболее важных традиций можно отметить Чистый четверг. Более того, именно в этот день многие хозяйки стремятся успешно завершить все домашние хлопоты, поэтому проводятся генеральные уборки. С четверга начинается приготовление классического пасхального стола, который, прежде всего, включает в себя пасхи, куличи, крашеные яйца.

Ориентируясь на старинные верования, до Страстной пятницы все нужно приготовить, так как именно в этот день произошли самые страшные события. В пятницу Иисус Христос был распят и погиб. В этот день нельзя веселиться, шутить, гулять. К тому же рекомендуется отказаться от домашней работы. Страстная пятница – это день скорби и страданий. До настоящего времени дошли многочисленные обряды, связанные именно с пятницей. Например, принято считать, что хлеб, который был испечен в пятницу, никогда не покроется плесенью. Прежде моряки брали с собой этот хлеб, так как он служил талисманом от различных заболеваний и кораблекрушений. В пятницу не принято заниматься приготовлением праздничных блюд, в том числе куличей, пасх, яиц. Если не вы успели приготовить блюда, лучше всего кулинарные процессы перенести на субботу.

Великая суббота – это последний день Великого поста. Все верующие люди должны вечером пойти на богослужение, взяв с собой куличи и яйца, которые впоследствии будут освящены. В корзинку также нужно положить другую еду, но при этом нужно понимать, что можно святить, а что – нельзя. После богослужения утром принято собираться за праздничным столом и употреблять скромную еду, пробовать куличи. Нужно отметить то, что на пасхальных столах часто появляются многочисленные блюда. Прежде у зажиточного народа на столе на Пасхе могло быть до 48 блюд, что равнялось количеству дней в посте. Классическими кулинарными изысками являются запеченное мясо барашка, окорок, жареная телятина, утка с яблоками, буженина, студень, сладкие блины, разнообразные блины. Каждая хозяйка задумывается о том, что же приготовить на Пасху. Например, можно приготовить творожную пасху, которая выполняется в виде усеченной пирамиды. Все десерты готовить крайне легко. К тому же в кулинарном процессе можно задействовать всех членов семьи. Многие блюда играют определенную символику. При этом праздничный стол может быть ярким и пестрым, поистине праздничным.

Особенности проведения Пасхи.

Нужно помнить о том, что Пасха не ограничивается одним днем. Данный праздник продолжается в течение целой недели. Именно в эти дни можно угощать своих близких людей и хороших знакомых куличами, яйцами и другими торжественными блюдами.

В воскресенье нужно отрешиться от забот и хлопот, настроиться на праздничную, умиротворенную атмосферу. Наилучшим решением для того, чтобы отметить праздник, будет пребывание со своей семьей. При желании вы можете организовать большое и веселое застолье, но при этом в воскресенье обязательно должны собраться вместе все члены семьи и поздравить друг друга.

При желании организуйте старинную игру в битки. Данное соревнование обязательно будет восхищать взрослых и детей. Но при этом у победителя обязательно должно быть крепкое яйцо.

На Пасху разрешается ходить в гости. Даже, если вы долго не виделись, не пропускайте возможность увидеться и пообщаться. В это же время традиционно нужно проявлять гостеприимство.

В воскресенье можно ходить только с презентами и, конечно, прежде всего, нужно брать с собой приготовленные куличи.

Если Пасха приходится на хороший весенний день, можно отправиться на природу. Как можно подготовиться к Пасхе, если в вашей семье воспитывается малыш? В этом случае определенные рекомендации обещают быть максимально полезными.

Начинаем готовиться к Пасхе заранее.

Очень важно, чтобы вы начали своевременно знакомить малыша с историей и смыслом долгожданного праздника. При желании можно организовать чтение Библии и просмотр специальных мультфильмов. Вы можете делать пасхальные поделки, создать детскую презентацию о Пасхе, выучить светлые и религиозные стихи. Не нужно переутомлять своего малыша теорией и многочисленными цифрами, так как он должен понять суть и проникнуться атмосферой, символикой.

Красим яйца с малышом.

Вы можете заняться приготовлением пасхальных яиц вместе со своим ребенком. К тому же присутствует возможность воспользоваться полиэтиленовыми заготовками, существенно облегчающими процесс. Дети могут красить сваренные яйца акварельными красками и, скорее всего, им этот процесс понравится. Вы можете попробовать использовать луковую шелуху. В любом случае нужно взаимодействовать с ребенком.

Готовим кулич.

Пасхальный кулич, которая приготовила мама для своих близких людей, должен украсить ребенок. Для украшения нужно использовать сахарную пудру, разноцветную посыпку. Это также позволит малышу понять, что же представляет собой религиозный праздник, являющийся самым значимым и великим. Пусть вы проведете пасхальное воскресенье по-особенному, проникнитесь праздником!

Почему Пасха — главный праздник года

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Воскресение Христово - это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Как происходит Богослужение в Пасху

При конце утрени священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре во время пения стихир. По Уставу «целование настоятеля с прочими иереи и диаконы во святом алтаре бывает сице: глаголет приходяй - «Христос воскресе«. Оному же отвещавшу - «Воистину воскресе». Так же должно совершаться христосование и с мирянами.

По Уставу священнослужители, похристосовавшись между собой в алтаре, исходят на солею и здесь христосуются с каждым из молящихся. Но такой порядок мог быть соблюдаем лишь в древних обителях, где в храме находилась лишь немногочисленная братия, или в тех домовых и приходских церквах, где бывало немного молящихся. Ныне же при громадном стечении богомольцев священник, выйдя с Крестом на солею, произносит от себя краткое общее приветствие предстоящим и заканчивает его троекратным возглашением «Христос воскресе!» с осенением Крестом на три стороны и после этого возвращается в алтарь.

О приветствиях и Лобзании в День Пасхи

Обычай приветствовать друг друга в Пасху этим словами - очень древний. Приветствуя друг друга с радостью воскресения Христова, мы уподобляемся ученикам и ученицам Господа, которые по воскресении Его «говорили, что Господь истинно воскрес» (Лк. 24, 34). В кратких словах «Христос воскресе!» заключается вся сущность нашей веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства. Эти слова, ежегодно бессчетное количество раз повторяемые, всегда, тем не менее, поражают наш слух своей новизной и значением как бы высшего откровения. Как от искры, от этих слов верующее сердце воспламеняется огнем небесного, святого восторга, как бы ощущает близкое присутствие Самого блистающего Божественным светом воскресшего Господа. Понятно, что наши возглашения «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!» должны быть одушевлены живой верой и любовью ко Христу.

С этим пасхальным приветствием соединено и лобзание. Это древнее, идущее еще от времен апостольских, знамение примирения и любви.

С древнейших времен оно совершалось и совершается в дни Пасхи. О святом лобзании в дни Пасхи так пишет святитель Иоанн Златоуст: «Да памятуем и те святые целования, кои при благоговейных объятиях даем мы друг другу».

Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца

Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.т Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо - яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры

Почему Церковь освящает пасхи и куличи

Пасхальный кулич - это церковно-обрядовая пища. Кулич - это род артоса на нижней степени освящения.

Откуда же происходит кулич и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи?

Нам, христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.

Употребление освященных пасох и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4). Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей, верующие в первый день праздника, прийдя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление - прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.

О семидневном праздновании Пасхи

Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством.

С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.

Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую, Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей.

Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.

В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами.

Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо «Царю Небесный» - «Христос воскресе» (трижды).

Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня - до Вознесения Господня.

О поведении православных христиан в Пасху

Древние христиане в продолжение великого торжества Пасхи ежедневно собирались для общественного Богослужения.

Согласно благочестию первых христиан, на VI Вселенском Соборе постановлено для верных: «От святого дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя (Фомины), во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениих и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писания внимая и святыми Тайнами наслаждайся. Ибо таким образом со Христом и мы купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни не бывает конское ристалище, или иное народное зрелище».

Древние христиане великий праздник Пасхи святили особыми делами благочестия, милости и благотворения. Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников (но не уголовных преступников). Простые христиане в эти дни помогали нищим, сирым и убогим. Брашно (то есть еду), освященные в Пасху, раздавали бедным и тем делали их участниками радости в Светлый праздник.

Древний святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми мирянами, состоит в том, чтобы во всю Светлую седмицу не опускать на одного церковного Богослужения.

Что такоe артос

Слово артос переводится с греческого как «квасной хлеб» - общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе - просфора всецелая.

Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого - как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.

С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.

Как хранить и принимать артос

Частицы артоса, полученный в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей.

Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».

Как поминают усопших в Дни Пасхи

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.

Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.

Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой - разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

Как правильно поминать усопших

Молитва за усопших - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике - все это дань традициям, пусть и благочестивым.

Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.

Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего - долг всякого православного христианина.

Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).

После Литургии нужно отслужить панихиду.

Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Как вести себя на кладбище

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен в «Полном православном молитвослове для мирян» и в брошюре «Как вести себя на кладбище», выпущенных нашим издательством).

Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.

Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм - этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Московский Сретенский монастырь

Составление, набор, верстка, оформление «Новая книга», 1998 год

Если вы отмечает Пасху дома, то для успешной встречи Пасхи необходимо знать традиции и обряды Пасхи.

День светлой Пасхи отмечаем дома

Пасха — великий религиозный праздник , который отмечается во всем мире верующими христианами. Собравшись всей семьей за богатым столом, центральное место на котором отводится куличам и яйцам, люди вспоминают чудесное явление Воскресения распятого на Кресте Иисуса Христа.

Кулич — символ, который напоминает, что Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения, сам ел с ними пищу, апостолы же во время трапезы не садились на среднее место за столом, а оставляли перед ним хлеб, как будто Господь Бог присутствовал среди них.

Также сложился обычай, который, к слову, дошел и до наших дней, в праздник Воскресения Христова оставлять в храмах хлеб. На этом хлебе изображается только крест — знамение победы Христа над смертью.

На Руси в день Пасхи хозяйки обычно готовили много теста, так как в большой массе оно лучше бродит. В отличие от теста для пирогов, в тесто для куличей кладется большое количество яиц, много сливочного масла и сахара. Все эти компоненты делают тесто очень сдобным, мягким, а куличи из него долго хранятся и не черствеют. Считается, что тесто для куличей в буквальном смысле слова нужно выхаживать, оберегать от сквозняков, разговаривать с ним, нахваливать. Вкусные, ароматные куличи едят всю Пасхальную неделю вплоть до Радуницы.

Как украсить стол на Пасху

Так как Пасха — праздник весенний, то постарайтесь наполнить свой стол яркими, теплыми красками.

Зеленый цвет — цвет жизни и спокойствия, именно поэтому цветы и другие декоративные растения как нельзя лучше преобразят пасхальную трапезу. Ну и конечно, не забудем о яйцах — традиционном блюде на Пасху.

Во все времена в пасхальных обрядах центральное место отводилось яйцу.

По легенде, первое пасхальное яйцо Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Женщина сообщила ему о том, что Христос воскрес, а император ответил, что это так же невозможно, как и невозможно то, что куриное яйцо станет красным.

И на удивление всем яйцо, которое Тиберий держал в руке, в ту же минуту стало красного цвета.

❧ Пасхальные яйца можно расписать как самостоятельно, так и специальными наклейками для яиц.

❧ Пасхальный венок из пластмассовых яиц — украшение, придуманное предприимчивыми европейцами, которые любят и празднуют Пасху.

Развлечения на Пасху

В былые времена молодежь на Пасху любила развлекаться катанием крашеных яиц с горки. Принято было также устраивать соревнования: люди выбирали из множества пасхальных яиц самое крепкое и шли к знакомым и соседям «биться» яйцами: чье треснет, тот и проиграл.

Некоторые за один пасхальный день выбивали целую корзину яиц. Многие из этих красивых и самобытных обрядов существуют и по сей день.

❧ Если в славянской традиции пасхальным символом является курица, то в западной культуре — кролик. Это милое и очаровательное животное олицетворяет плодородие и весну.