Open
Close

Как делать праздничный намаз ид. Как читать праздничный намаз

В Исламе есть два ежегодных праздника – это праздник разговения - Ид аль-Фитр (Ораза айт/байрам), который знаменует окончание поста в месяц Рамадан и праздник жертвоприношения - Ид аль-Адха (Курбан айт/байрам), который знаменует окончание хаджа.

Оба праздника начинаются с праздничного намаза – Ид (айт) намаз, который совершается через 30-40 минут после восхода солнца.

Согласно ханафитскому мазхабу, айт намаз относится к категории ваджиб, т.е. обязателен для всех тех, кому предписано совершать пятничный намаз.

Иначе говоря, путники, невольники и женщины освобождены от выполнения праздничной молитвы. Однако, по желанию женщины могут присутствовать на праздничном намазе, при условии соблюдения правил и этикета пребывания в мечети.

На праздничную молитву желательно брать с собой детей, чтобы они тоже учились Исламским обрядам, ведь этот светлый праздник является радостным днем для всех – мужчин и женщин, взрослых и детей.

Омовение и наряды

Мусульманам в этот день желательно совершить омовение, а мужчинам сделать так, чтобы от их тела исходили приятные ароматы. Желательно также одеться в лучшие наряды. Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Умар взял джуббу, недавно приобретенную на рынке, и пошел к Посланнику (мир ему и благословение Аллаха). Умар сказал: "Посланник Аллаха, возьми этот наряд и встречай в нем Ид и делегации"».

Ибн Умар в праздник Ид Аль-Фитр одевал лучшие одежды (Аль Бухари)

Прием пищи перед молитвой Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха

Перед тем как прийти на намаз Ид аль-Фитр (Праздника разговения), согласно сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, желательно съесть нечетное количество фиников или что-то сладкое, подтверждая тем самым окончание поста.

Cообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«В день разговения посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не выходил (из дома на праздничную молитву), не съев несколько фиников».

В другой версии (этого хадиса) сообщается, что (Анас, да будет доволен им Аллах,) также сказал:

«...и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно) съедал нечётное количество (фиников)». (Аль Бухари, 953)

Однако в Ид аль-Адха (Праздник жертвоприношения), желательно не принимать пищу перед намазом, чтобы после окончания молитвы отведать мяса жертвенного животного.

По дороге на праздничную молитву

По пути к месту совершения праздничной молитвы желательно чаще произносить такбир:

Аллаху акбар, Аллаху акбар! Ля иляха илля-Ллаху, ва-Ллаху акбар! Аллаху акбар, ва ли-Лляхи-ль-хамд!

Аллах велик, Аллах велик! Нет бога, кроме Аллаха, Аллах велик! Аллах велик, хвала Аллаху!

Как совершается праздничный намаз Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха

Айт намаз выполняется коллективно под руководством имама. Он состоит из двух ракатов и отличается от других намазов тем, что в каждом ракаате праздничной молитвы совершаются дополнительные три такбира.

В первом ракате, после произнесения первого такбира и дуа “сана”, произносятся еще три такбира. Во втором ракате, после чтения Корана, перед тем, как совершить поясной поклон, произносятся ещё три такбира, а затем еще один такбир для поясного поклона.

Итого, в каждом ракате, в положении кыяма, в общей сложности произносится 8 такбиров.

Азан и камат перед намазом не произносятся.

После праздничного намаза все мусульмане поздравляют друг друга пожеланием: "Ид Мубарак!" - "Благословенного праздника!"

Праздничная хутба (проповедь)

После завершения праздничного намаза, имам, согласно сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, читает короткую хутбу на арабском языке. Нежелательно вставать и уходить сразу после завершения намаза, необходимо оставаться на месте и дослушать хутбу до конца. Совершение ид-намаза без хутбы или чтение хутбы до намаза – нежелательно (макрух).

Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я присутствовал на праздничных молитвах, проводившихся посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакром, Умаром и Усманом, да будет доволен ими Аллах, и все они совершали молитву перед проповедью».

Поздравления с праздником Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха

Не возникает никаких сомнений в необходимости поздравить людей с приходом праздника Ид Аль-Фитр и Ид аль-Адха. В этом случае произносят следующие слова:

Так"аббалла Аллах Минна уа Минкум! Пусть Аллах примет это от нас и от вас!

В хадисе, переданном Джабиром бин Нафиром, сказано:

«При встрече в праздник Ид сподвижники Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) говорили друг другу: "Пусть примет Аллах от нас и от вас"».

Возвращение домой с праздничной молитвы

Возвращаясь с места совершения молитвы, согласно сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, желательно изменить маршрут, т.е. если вы пришли одной дорогой, то желательно вернуться домой другой.

Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

«В день праздника пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно возвращался обратно с молитвы не тем путём (которым он шёл на неё)» (Аль Бухари, 986)

Что лучше всего совершать после праздничной молитвы

В дни праздника можно приготовить праздничный стол (дастархан), пригласить родственников, соседей, друзей. В эти дни особо поощряются поддерживание родственных связей, поэтому рекомендуем посетить своих родных и близких. Будьте доброжелательны, улыбчивы. Подавайте милостыню, творите доброе.

Ниже приведен порядок совершения праздничных намазов Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха.

НИЯТ

  1. Намерение

Выровняв ряды, следующий за имамом (муктади), совершает намерение:

«Я намереваюсь совершить два ракаата праздничного намаза (Ид аль-Фитр или Ид аль-Адха) за имамом ради Аллаха»

Стоять нужно прямо, ваши глаза должны смотреть туда, куда опустится ваш лоб в момент совершения земного поклона (саджда). Наклонять голову и класть подбородок на грудь нежелательно (макрух).

Ступни должны стоять так, чтобы пальцы ног были направлены в сторону киблы. Промежуток между обеими ступнями должен быть небольшим, размером примерно в ладонь. Не нужно ни сдвигать ступни слишком близко, ни расставлять ноги слишком широко.

Я намереваюсь совершить два ракаата праздничного намаза (Ид аль-Фитр или Ид аль-Адха) за имамом ради Аллаха

  1. ТАКБИР

Вступление в намаз

Имам вслух произносит такбир «Аллаху Акбар!». Совершающий намаз за имамом (муктади) произносит вступительный такбир «Аллаху Акбар», после имама. Все действия в намазе муктади должен совершать после имама. Нельзя опережать имама в произношении такбира.

Если муктади произнесет слово «Акбар» прежде, чем это скажет имам, то присоединение муктади к имаму будет не действительным и ему нужно будет заново произнести "такбиратуль-ихрам".

  1. КЫЯМ

В этом положении, как имам, так и стоящий за ним тихо читают вступительное дуа «сана» (другое название – «Субханака»):

Cубханакаллахумма уа бихамдик, уа табарака смук, уа та’аля джаддук, уа ля иляха гойрук

  1. ТАКБИРЫ

Дополнительные такбиры

Закончив чтение дуа «Сана», имам трижды вслух произносит такбир: «Аллаху Акбар», при этом подымает руки до уровня мочек ушей и затем опускает их по швам.

Совершающий намаз за имамом (муктади) следуя за ним, выполняет такбир таким же образом, но произносит «Аллаху Акбар» шепотом.

Совершив такбир в третий раз, имам и муктади складывают руки под пупком так, чтобы правая рука обхватывала мизинцем и большим пальцами запястье левой руки. Указательный, средний и безымянный пальцы при этом расположены вдоль внешней стороны кисти и направлены в сторону локтя.

  1. КЫРААТ

Следующий за имамом не читает "истиъазу" и "басмалу", а молча стоит в положении кыяма.

Затем имам вслух совершает кыраат т.е. читает суру «Аль-Фатиха» и дополнительную суру (аяты).

Стоящий за имамом (муктади) не должен совершать кыраат. Ему следует молча слушать кыраат имама.

По окончании суры «Аль-Фатиха» как имаму, так и муктади желательно произнести «Амин» («Амин» произносится тихо).

  1. По окончании чтения дополнительной суры, имам вслух произносит «Аллаху Акбар», и совершает поясной поклон – руку. Молящийся за имамом произносит тихо «Аллаху Акбар» и, следуя за имамом, тоже совершает поясной поклон.

При совершении поясного поклона желательно, чтобы спина образовала прямой угол с ногами. Шею старайтесь держать прямо, не задирая и не опуская голову.

Ладони кладутся на колени и обхватывают их, однако пальцы друг к другу прижимать не нужно. Руки тоже надо стараться выпрямить.

Смотреть в положении поясного поклона следует на свои ступни.

В положении руку молящийся три раза произносит:

«Субхана роббияль-ʼазым»

  1. ВЫПРЯМЛЕНИЕ

Начиная выпрямляться после поясного поклона, имам произносит: «Самиʼаллаху лиман хамидах», а следующий за ним, выпрямляясь, тихо произносит:

«Роббана уа лякаль-хамд»

САДЖДА

1 земной поклон

Имам произносит такбир: «Аллаху Акбар», и опускается на земной поклон саджда (также «суджуд»). Молящийся за ним произносит тихо такбир и следуя за имамом совершает саджда.

При этом сначала опускаются колени, затем ставятся ладони, потом касаются пола сначала кончиком носа, а затем – лбом.

В положении саджда голову желательно расположить между ладонями.

Ладони не должны быть слишком далеко от головы.

Локти не должны прижиматься ни к бокам, ни к полу.

Живот не должен касаться бедер. Пальцы ладоней следует прижать друг к другу и поставить так, чтобы они были направлены в сторону киблы. Лоб и нос должны быть прижаты к полу. Пальцы ног прижаты к полу и направлены в сторону киблы. Следите внимательно за тем, чтобы ваши ноги не отрывались от пола в продолжение всего земного поклона.

Некоторые люди совершают саджда, ни на мгновение не опуская на пол ни одного из пальцев ног. В таком случае их земной поклон считается невыполненным, соответственно, вся молитва становится недействительной. Очень внимательно следите за тем, чтобы не совершать эту ошибку!

В данном положении желательно три раза тихо произнести слова восхваления Аллаха: «Субхана роббияль-аʼля», – спокойно и не торопясь.

СИДЕНИЕ

После первого саджда имам произносит вслух "Аллаху Акбар" и садится на бедра. Следующий за имамом произносит тихо "Аллаху Акбар" и также садится на бедра.

Совершение второго земного поклона без полноценного выпрямления, лишь чуть приподняв голову, недопустимо!

Подложите левую ногу под себя, а правую поставьте вертикально, так, чтобы пальцы были обращены в сторону киблы. Некоторые люди поджимают под себя обе ноги и сидят на пятках. Это неправильно.

Ладони положите на бедра, так чтобы кончики пальцев совпали с краем колена, не выступая за него.

Взгляд следует направить на свои колени. В этом положении имам и муктади тихо произносят: «Робби гфир ли, робби гфир ли»

САДЖДА

земной поклон

Затем имам снова вслух произносит такбир «Аллаху Акбар» и совершает второй суджуд. Молящийся за ним произносит тихо такбир и следуя за имамом совершает саджда.

Он выполняется таким же образом, как и первый. После второго земного поклона имам вслух произносит «Аллаху Акбар» и возвращается в вертикальное положение (кыям). Молящийся за ним произносит тихо такбир и следуя за имамом, встает в положение кыям.

Вставать желательно так: сначала оторвать от пола лоб, потом нос, затем руки, а потом – не опираясь на них – встать. Однако, если человеку по возрасту или состоянию здоровья тяжело вставать, не опираясь на руки, ему можно приподнять сначала колени, потом руки.

Первый ракаат Айт (праздничного) намаза на этом завершается.

2 РАКААТ

ТАКБИРЫ

Дополнительные такбиры

Вернувшись в положение кыяма, имам вслух совершает кыраат, т.е. читает суру «Аль-Фатиха» и дополнительную суру (аяты).

Стоящий за имамом (муктади) не должен совершать кыраат (чтение Корана). Ему следует молча слушать кыраат имама.

По окончании суры «Аль-Фатиха», как имаму, так и муктади желательно произнести «Амин» («Амин» произносится тихо).

Закончив кыраат имам трижды вслух произносит такбир «Аллаху Акбар», при этом подымает руки до уровня мочек ушей и затем опускает их по швам. Совершающий намаз за имамом (муктади) следуя за ним выполняет такбир таким же образом, но произносит «Аллаху Акбар»шепотом.

РУКУ

Поясной поклон

Сразу после трех дополнительных такбиров, имам вслух произносит «Аллаху Акбар», и совершает поясной поклон – руку. Молящийся за имамом произносит тихо «Аллаху Акбар» и следуя за имамом, тоже совершает поясной поклон.

При произнесении четвертого такбира "Аллаху Акбар", руки не поднимаются, как это делалось в трех дополнительных такбирах, а сразу кладутся на колени с переходом в положение "руку"

Находясь в руку, желательно три раза тихо произнести восхваление Аллаха: «Субхана роббияль-ʼазым»

ВЫПРЯМЛЕНИЕ

Начиная выпрямляться после поясного поклона, имам произносит: «СамиʼаЛлаху лиман хамидах», а следующий за ним мусульманин, выпрямляясь, тихо произносит: «Роббана уа лякаль-хамд»

САДЖДА

земной поклон

Имам вслух произносит такбир: «Аллаху Акбар», и опускается на земной поклон. Молящийся за ним произносит тихо такбир и следуя за имамом, совершает саджда.

В данном положении желательно три раза тихо произнести слова восхваления Аллаха: «Субхана роббияль-аʼля»

СИДЕНИЕ

После первого саджда имам произносит вслух "Аллаху Акбар" и садится на бедра. Следующий за имамом произносит тихо "Аллаху Акбар" и также садится на бедра. В этом положении имам и муктади тихо произносят: «Робби гфир ли, робби гфир ли»

САДЖДА

земной поклон

Затем имам снова вслух произносит такбир «Аллаху Акбар» и совершает второй суджуд (земной поклон). Молящийся за ним произносит такбир тихо и следуя за имамом совершает саджда.

Он выполняется таким же образом, как и первый.

ТАШАХХУД

После совершения второго саджда, имам вслух произносит «Аллаху Акбар» и садится на бедра. Молящийся за имамом произносит тихо такбир, и следуя за имамом тоже садится на бедра. В этом положении имам и муктади тихо читают ташаххуд (ат-тахийату).

Во время чтения ташахуда на словах: «Ашхаду алля иляха», – молящийся поднимает указательный палец правой руки и направляет его в сторону киблы (но не вверх!), а на словах «илляллах» опускает его. Во время поднятия указательного пальца большой и средний пальцы смыкаются в кольцо, а мизинец и безымянный палец подгибаются. Когда палец опускается, ладонь следует выпрямить и разместить в том же положении (у кромки колена), что и до поднятия пальца. Шевелить указательным пальцем или держать его поднятым на протяжении всего чтения ташаххуда не следует.

После чтения ташахуда имам и муктади тихо читают салават.

Затем имаму и муктади желательно тихо совершить дуа на арабском языке, не поднимая рук.

Если вы не знаете слова ташаххуда и салавата, следут сидеть молча и не шевелиться.

Транскрипция

Ат-тахийяту лилляхи уас-соляуату уат-тоййибат

Ассаляму ʼаляйка айюхан-набийю уа рахматуллахи уа баракатух

Ас-саляму ʼаляйна уа ʼаля ʼибадилляхис-солихин

Ашхаду алля иляха илляллаху уа ашхаду анна Мухаммадан абдуху уа расулюх

Аллахумма солли ʼаля Мухаммад, уа ʼаля али Мухаммад

кама солляйта ʼаля Ибрахима уа ʼаля али Ибрахим

иннака хамидум-маджид

Аллахумма барик ʼаля Мухаммад уа ʼаля али Мухаммад

кама баракта ʼаля Ибрахима уа ʼаля али Ибрахим

иннака хамидум-маджид.

Роббана атина фид-дунья хасанатан,

уа филь-ахирати хасанатан,

уа кына ʼазабан-нар

САЛЯМ

После чтения салавата и дуа имам поворачивает голову направо так, чтобы сидящий сзади мог увидеть его правую щеку, и вслух произносит салям (или таслим). Совершающий намаз за имамом (муктади) следуя за ним тоже поворачивая голову, тихо произносит салям. Затем, имам, поворачивая голову налево, второй раз вслух произносит салям. Муктади выполняет тоже действие, произнося тихо салям и выходит из состояния намаза. Однако, если муктади не успел прочесть салаваты или дуа, то он может дочитать их и совершить таслим после второго саляма имама.

На этом Ид (праздничный) намаз состоящий из двух ракаатов завершается.

По окончании намаза желательно приподнять обе руки на уровень груди. Пусть между ними остается небольшое пространство. Не держите руки слишком близко друг к другу и не держите их слишком далеко. Внутренняя сторона ладоней должна быть обращена к лицу. Подняв таким образом руки, желательно произнести дуа-истигфар.

После намаза, согласно сунне Пророка, мир ему и благословение Аллаха, имам читает короткую хутбу на арабском языке.

Нежелательно вставать и уходить сразу после завершения намаза, необходимо оставаться на месте и дослушать хутбу до конца. Совершение ид-намаза без хутбы или чтение хутбы до намаза – нежелательно (макрух).

Всевышний Аллах предписал мусульманам отмечать два праздника: Иду-ль-фитр (Ураза байрам, праздник разговения) и Иду-ль-адха (Курбан Байрам, праздник жертвоприношения). Слово «’ид», происходит от слова «’ауд», что означает «возвращение», «возобновление». Одно из объяснений происхождения данного слова заключается в том, что мусульмане в дни праздников проявляют радость, которая возвращается к ним каждый год.

Аллах говорит в Коране (перевод смысла аятов): «Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал намаз» (сура «Высочайший», аяты 14, 15). Аллах также говорит:«Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (сура «Обильный», аят 2).

Некоторые учёные считают, что аяты суры «Высочайший» относятся к празднику Иду-ль-фитр. «Преуспел тот, кто очистился» – то есть выплатил закату-ль-фитр; «поминал имя своего Господа» – то есть возвеличил ночь перед праздником; «и совершал намаз» – то есть совершил праздничную молитву.

Аяты же суры «Обильный» учёные относят к празднику Иду-ль-адха. «Посему совершай намаз ради своего Господа» – то есть совершай праздничную молитву; «и закалывай жертву» – то есть совершай жертвоприношение.

Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) переселился в Медину, у ансаров со времён джахилии осталось два праздника в году, в которые они веселились. Затем Аллах заменил их на Иду-ль-фитр и Иду-ль-адха, которые олицетворяют окончание двух великих видов поклонения, двух столпов ислама – поста и хаджа в месяц Рамадан.

Передаётся, что, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, у жителей города было два дня веселья и развлечений. Тогда он сказал:«Аллах даровал вам вместо них два более прекрасных дня: день жертвоприношения и день разговения» (Абу Дауд, Ан-Насаи).

Утром в день праздников мусульмане совершают праздничный намаз. По одному из мнений учёных, праздничный намаз является настоятельной сунной (желательным), по другому – коллективной обязанностью, по третьему мнению праздничный намаз является индивидуальной обязанностью мусульман.

Время совершения праздничного намаза

По времени совершение праздничного намаза совпадает с намазом духа – желательный намаз, время совершения которого начинается с момента поднятия солнца на высоту копья после восхода (примерно, через 10–15 минут) и заканчивается перед зенитом.

Передаётся, что однажды несколько всадников вернулись из поездки и засвидетельствовали, что видели молодой месяц, после чего Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал всем разговляться и на утро собраться в месте всеобщего моления (Ахмад, Абу Дауд).

Место совершения праздничного намаза

Праздничный намаз желательно совершать в открытом месте, как это делал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в праздники разговения и жертвоприношения отправлялся к месту моления, где первым делом совершал намаз, а затем поворачивался, вставал лицом к людям, которые сидели рядами, и начинал читать проповедь и давать им советы и указания. Если он хотел в это время послать куда-нибудь военный отряд или отдать какое-нибудь распоряжение, то делал это, после чего возвращался в город (Аль-Бухари, Муслим).

Место, в котором Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал праздничные намазы, находилось вне города. Он выходил вместе с людьми на открытое место за пределы города, что подчёркивало праздничность этих дней. На праздничные намазы отправлялись все мусульмане – мужчины и женщины, дети и старики, богатые и бедные. Совершение праздничного намаза всеми вместе на открытой местности более соответствует духу праздника, передаёт праздничную атмосферу и демонстрирует силу ислама и единства мусульман.

Точно так же поступали и праведные халифы – Абу Бакр , Умар , Усман и Али (да будет доволен ими Аллах) – после Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые выходили вместе с народом для совершения праздничных намазов.

Дозволено совершать праздничный намаз и в мечети (а по мнению некоторых учёных, даже предпочтительнее). Тем более нет никакой проблемы в том, чтобы совершить праздничный намаз в мечети, если для выхода на открытое место есть какие-либо препятствия, как, например, плохая погода или возможная фитна (как, например, плохое поведение). Так, передаётся, что жители Медины во времена халифа Усмана (да будет доволен им Аллах) совершили намаз в мечети по причине дождя, который помешал им выйти в привычную молельню.

Как уже было сказано, в праздничные дни, дни всеобщей радости, на намазы отправлялись все мусульмане. Умм ‘Атыйа (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Нам было велено выходить в день праздника. Мы выводили и незамужних девушек из их комнат и тех, у кого шли месячные кровотечения. Они становились позади людей, произносили вместе с ними такбир и обращались вместе с ними к Аллаху с мольбами, надеясь на благословение этого дня и его очищение». В одной из версий хадиса говорится: «Кто-то из женщин сказал: «О посланник Аллаха, у одной из нас нет джильбаба (покрывала)». На что он ответил: «Пусть её подруга даст ей свой джильбаб, чтобы она могла одеться» » (Аль-Бухари, Муслим).

Некоторые особенности праздничных намазов

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спешил с совершением праздничного намаза в день Иду-ль-адха (праздник жертвоприношения) и немного откладывал совершение праздничного намаза в день Иду-ль-фитр (праздник разговения). Как говорят учёные, причина этого заключалась в том, что жертвоприношение желательно совершать в начале дня, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) заботился о том, чтобы люди успели это сделать. Однако нельзя откладывать намаз в день Иду-ль-фитр так, чтобы это приносило неприятности людям, как на это указывали сподвижники.

Перед праздничным намазом в день Иду-ль-фитр желательно позавтракать. Перед же праздничным намазом в день Иду-ль-адха желательно не есть. Передаётся, что в день разговения Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не выходил из дома, не позавтракав, а в день жертвоприношения он завтракал только после совершения праздничного намаза (Ахмад, Ат-Тирмизи).

На праздничный намаз желательно отправляться пешком. Передаётся, что ‘Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «В соответствии с Сунной, на праздничный намаз следует отправляться пешком» (Ат-Тирмизи).
Молящимся желательно отправляться на праздничный намаз пораньше, после утреннего намаза, поскольку они должны стремиться попасть в первый ряд, и поскольку в ожидании намаза заключается благо. По пути желательно много произносить такбир (см. ниже) и другие зикры, повышая при этом голос. Также желательно искупаться, привести себя в порядок, надеть чистую красивую одежду и умаститься благовониями (мужчинам).

По пути на праздничный намаз следует проявлять смирение перед Всевышним Аллахом и отказаться от высокомерия. Женщинам следует вести себя скромно, не душиться и не одеваться так, чтобы привлекать внимание.

Имаму, напротив, желательно выходить на праздничный намаз позже. Так же как и на пятничный намаз, на который имаму желательно приходить или непосредственно к хутбе, или ближе к ней. Кроме случая, если он опасается, что что-то может задержать его. По мнению некоторых учёных, имаму следует отправляться на праздничный намаз позже, ближе к самому намазу, по причине того, что люди прекращают произносить такбир, когда увидят имама, как это делали некоторые сподвижники. Таким образом, имаму не следует идти вместе с людьми и сидеть с ними до наступления времени намаза, поскольку это более соответствует статусу имама. Также имаму следует надеть самую лучшую одежду, которая у него есть. Однако, как указали некоторые учёные, она не должна быть слишком хорошей, чтобы не отталкивать бедняков, и не должна быть слишком простой, чтобы не отталкивать состоятельных людей.

Желательно идти на праздничный намаз по одной дороге, а возвращаться – по другой. Передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) возвращался с праздничного намаза не той дорогой, по которой шёл на него (Аль-Бухари).

Порядок совершения праздничного намаза

Праздничный намаз совершается до праздничной хутбы (проповеди). Передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакр и ‘Умар совершали праздничные намазы до праздничной проповеди (Аль-Бухари, Муслим).

Праздничный намаз состоит из двух ракатов. В первом ракате после такбирату-ль-ихрам (первое произнесение «Аллаху Акбар», которым начинается намаз) и дуа аль-истифтах (дуа, которые желательно читать перед началом чтения «Аль-Фатиха») и до ат-та’авуза (произнесения «а’узу би-Лляхи мина щ-щайтани р-роджим») и чтения суры «Аль-Фатиха» произносится семь такбиров («Аллаху Акбар»), при каждом из которых поднимаются руки. От Ибн Масъуда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он говорил между такбирами: «Аллаху Акбар кабиран, ва-ль-хамду ли-Лляхи касиран, ва субханаЛлахи букратан ва асыля». По этой причине часть учёных посчитала это желательным.

Далее намаз совершается как обычно до начала второго раката. В нём совершается всё то же самое, что и в первом, за исключением того, что вместо семи такбировчитается пять. Сура «Аль-Фатиха» и идущие за ней читаются имамом вслух.

До и после праздничного намаза не совершаются другие. Также для праздничного намаза не читается азан и икама.

Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Во время праздничного намаза в день разговения следует семь раз возвеличить Аллаха словами “Аллаху акбар!” в первом ракате и пять раз – во втором ракате, после чего в обоих ракатах следует прочесть Коран» (Абу Дауд).

Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил праздничный намаз из двух ракатов, причём он не молился ни до, ни после этого намаза (Аль-Бухари, Муслим).

Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал праздничные намазы без азана и без икамы (Абу Дауд).

После праздничного намаза читаются две хутбы, таким же образом, как и перед пятничным намазом.Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в праздники разговения и жертвоприношения отправлялся к месту моления, где первым делом совершал намаз, а затем поворачивался, вставал лицом к людям, которые сидели рядами, и начинал читать проповедь и давать им советы и указания (Аль-Бухари, Муслим).

Тому, кто пропустил праздничный намаз, желательно восполнить его в той же форме, в которой он совершается. Тому, кто опоздал на один ракат , следует доделать намаз, произнеся во втором ракате пять такбиров , как об этом говорилось выше.

Произнесение такбира

В ночь на праздники желательно произносить побольше такбира. Аллах говорит в Коране: «Он желает, чтобы вы довели до конца определённое число дней (поста) и возвеличили Аллаха (произносили такбир) за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны» (сура «Корова», аят 185). Некоторые учёные даже сказали об обязательности произнесения такбира. Такбир громко произносится дома, по пути к месту совершения праздничного намаза и в самом месте. Произнесение такбиразаканчивается с началом имамом праздничного намаза. Такбир читается следующим образом: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля-Ллаху, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ва ли-Лляхи-ль-хамд».

Нельзя специально договариваться произносить такбир вместе и тем более устанавливать «ведущего», который произносит такбир, и за ним его произносят остальные. Так не поступал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и это близко к нововведению.

Использованные источники: «Шарху зади-ль-мустакни"», шейх Мухаммад Мухтар аш-Шанкити

По мазхабу имама Абу Ханифы

‘Ид - это праздник, названный в честь того, что милости Всевышнего Аллаха нисходят на рабов Его и что они возвращаются каждый год с радостями.

Оба ‘ид-намаза установились в шариате в первом году хиджры. От Анаса (да будет доволен им Аллах) рассказывают, что при переселении Пророка (мир ему и благословение) в Медину жители этого города праздновали два дня. Когда Пророк (мир ему и благословение) спросил об этом, ему ответили, что во времена джахилии веселились в эти дни. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что Всевышний дал им два дня лучше прежних - это Идуль-фитр (праздник разговения) и Идуль-адха (праздник жертвоприношения).

Совершать ‘ид-намаз должен каждый, кто обязан совершить джума-намаз. Праздничный намаз имеет те же условия, что и пятничный, т.е. два ракаата и хутба. Для ‘ид-намаза хутбу читают (суннат) после намаза. А в пятницу же нужно (фарз) читать хутбу перед намазом.

Время для обоих праздничных намазов наступает, когда в этот день солнце поднимется над горизонтом на размер штыка. Это время начала зуха-намаза. По времени же это будет спустя 30 минут после восхода солнца. Срок же истекает до наступления обеденного намаза, т.е. до зенита.

Порядок совершения ‘ид-намазов
Начинается намаз со слов «ассалату джамиа», что в буквальном переводе означает «приходите на коллективный намаз». Все становятся в ряды и совершают намерение (имам и ма’мумы) для праздничного намаза. Ма’мумы при намерении вторят имаму. После произнесения слов «Аллаху акбар» совершающие намаз за имамом ма’мумы складывают руки на животе. Читают дуа «Санаъ» («Субханака Аллахума табарака исмука ва та’ала джаддука вала илаха гайрука»). Затем имам начинает читать такбиры. Их еще называют добавленными. Это три такбира, не считая такбира при вступлении в намаз, при каждом из них поднимают руки, как для вступления в молитву, затем опускают, но не складывают. Каждый такбир произносится отдельно друг от друга три раза, с интервалом на время, за которое можно произнести «Аллаху акбар» или прочитать «субханаллахи валхамдулиллахи ва иллаха иллаллаху валлаху акбар». После произнесения третьего добавленного такбира руки складываются на животе. Имам читает суру «Аль-Фатиха» и желательно суру «А’ла» вслух, затем совершают руку’ и сужуд и встают на второй ракаат. Имам читает суру «Аль-Фатиха», затем желательно суру «Аль-Хашия». После чтения приступают к такбирам, их произносят, как и для предыдущего ракаата, три раза и четвертый такбир для руку’а. Совершают руку’ сужуд, читают «Аттахийяту» и, как обычно, выходят из намаза саламом. После салама остаются сидеть на местах, имам читает обе хутбы. После этого он читает проповедь (о жертвоприношении или о празднике разговения, соответственно).

Такбир, читаемый в дни ташрика
Ташриком называют сушку мяса. Поэтому 11-й, 12-й, 13-й дни месяца зуль-хиджа, т. е. следующие за Курбан-байрамом, называют днями ташрика (аяму ташрик). В эти дни после совершения всех фарз-намазов необходимо мужчинам и женщинам читать такбир. Он читается до послеобеденного намаза 13-го дня.

Порядок чтения такбира таков: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, Ла илаха иллаллаху валлаху акбар. Аллаху акбар валилахил хамд». Необходимо после каждого намаза читать по одному разу, а по три раза читать - сунна.

Желательные действия в оба дня
В эти дни желательно все то, что желательно в пятницу: искупаться, использовать сивак, надушиться благовониями, надеть лучшую одежду, отправиться на намаз пораньше. Но для праздника есть еще и дополнительные суннаты: перед тем как отправиться на праздничный намаз разговения, желательно съесть что-либо, лучше нечетное число фиников. А до намаза Курбан-байрама желательно отложить прием пищи, чтобы поесть из жертвенного мяса.

По дороге в мечеть (на намаз) читают такбир (в день разговения - про себя, в Курбан-байрам - вслух). Желательно идти одной дорогой, возвращаться - другой. Раздать закятуль-фитр до отправления на намаз. Желательно после молитвы совершить зияраты на кладбище, как можно больше раздать милостыни.

Обе праздничные ночи проходят в бдениях, время проводят в поклонении Аллаху (мир ему и благословение), за чтением Корана, совершая намаз, поминая Аллаха.

Желательно оба эти намаза совершать в поле, порицается без уважительной причины совершать их в мечетях.

Некоторые решения, связанные с обоими праздниками
Если не смог совершить коллективный праздничный намаз (за имамом), его не нужно самому возмещать. Если прошло время ‘ид-намаза (т. е. наступило время обеденного намаза) и вы не успели на намаз, то его можно совершить и на следующий день. Намаз Курбан-байрама можно совершить еще в три последующих дня, если была причина, по которой его перенесли.

Тот, кто вступит в намаз после того, как имам, прочитав такбиры, приступит к чтению суры «Аль-Фатиха», прочитает такбиры, следуя за имамом, если не пропускает руку’ за ним. Если не успевает на руку’ за имамом, он, вступив в намаз, отправится на руку’, такбиры же прочтет там. Если вступит в намаз после того, как имам поднимется с руку’а, то восстановит пропущенное по завершении намаза имамом.

Порицательно до или после ‘ид-намазов совершать суннат-намазы. Их можно совершить по прибытии домой. Хутбу начинают с чтения такбира: первый - 9 раз, второй - 7 раз. В дни ташрика такбир можно продолжить добавив: «…Аллаху акбар кабиран валхамдулиллахи касиран ва субханаллахи букратан ва асила ла илаха иллаллаху вахдаху садака ва’даху ва нассара ‘абдаху ва а’аза джундаху ва газамал ахзаба вахдаху ла илагьа илла ллаху вала на’буду илла иййяху мухлисина лахуддина ва лав карихал кафируна. Аллахумма салли ‘ала саййидина Мухаммадин ва ‘ала али Мухаммадин ва ‘ала асхаби Мухаммадин ва ‘ала азваджи Мухаммадин ва салим таслима».

Зайнула Гамзатов

По мазхабу имама аш-Шафии

Праздничный намаз имеет два ракаата, и намерение на его совершение делается следующим образом: «Я намереваюсь совершить желательный праздничный намаз в два ракаата во имя Аллаха (следуя за имамом)».

После произнесения «Аллаху акбар» вступления в намаз, желательно прочитать молитву «ваджжахту», затем желательно семь раз поднять руки как при вступлении в намаз и произнести «Аллаху акбар», и после шести прочесть молитву «Субхана ллахи валхамду лиллахи ва ла илаха иллаллаху валлаху акбар». А после седьмого «Аллаху акбар» следует прочесть суру «аль-Фатиха». (Если намаз коллективный сперва имам прочтет вслух, а мамумы прочтут потом). После суры «аль-Фатиха» желательно прочесть суру «аль-Каф» или суру «аль-А‘ла».

Во втором ракаате после произнесения «Аллаху акбар» вставания на второй ракаат желательно произнести вышеупомянутым способом «Аллаху акбар» и прочесть молитву «Субхана ллахи валхамду лиллахи ва ла илаха иллаллаху валлаху акбар» после четырех, а после пятого прочесть суру «альФатиха». После суры «аль-Фатиха» желательно прочесть суру «аль-Камар», или «ал-Гашия».

Если намаз был коллективным, после него следует прочесть две хутбы с теми же условиями, которые следует соблюдать при хутбах пятничного намаза.

Если человек не может совершить намаз вышеназванным способом, он делает намерение на праздничный намаз и делает обычный желательный намаз в два ракаата.

И так как праздничный намаз бывает раз в году, мусульманину не следует пренебрегать им, и если он пропустил его по уважительной причине, ему желательно возместить его.

Ахмад Абдурашидов

Источник: islam.ru

Богословы выражают различные точки зрения относительно того, какой статус имеют праздничные молитвы в Ураза- и Курбан-байрам.

Так, в рамках ханафитского мазхаба совершение праздничного намаза совершеннолетними и дееспособными мужчинами расценивается как обязательное действие (ваджиб). На остальные категории верующих (женщины, несовершеннолетние, физически или психически нездоровые, ) это обязательство не распространяется.

Шафииты и маликиты считают праздничную молитву (салятуль-ид) сунной муаккада (усиленная сунна), то есть тем действием, которое Милость миров Мухаммад (с.г.в.) никогда не пропускал.

Богословы-ханбалиты определяют этот намаз как общественное обязательство. Их трактовка очень близка к ханафитскому мазхабу. Тем не менее, будет неверным строить во многом искусственные различия между мазхабами по вопросу о важности этого намаза. Содержательно они все занимают очень близкую позицию.

Время молитв, связанных с праздниками разговения и жертвоприношения, наступает после того, как восходит солнце на уровне одного копья (30 минут после восхода солнца). Эти намазы можно читать до того, как солнце окажется в зените. На людей, опоздавших на коллективное выполнение ид-намаза, не возлагается обязанность . Такое положение характерно для ханафитского мазхаба, тогда как представители остальных трёх богословско-правовых школ восполняют пропуск и этой молитвы.

Сунна праздничной молитвы

Необходимо осветить также те действия, которые перед праздничной молитвой регулярно совершал Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.). Перед походом в мечеть он всегда совершал полное омовение (гусль), чистил зубы, использовал благоухания и надевал самый красивый наряд. Кроме того, Пророк Мухаммад (с.г.в.), когда праздновался День разговения, перед выходом в дорогу съедал что-нибудь дома. Однако он не практиковал это действие перед Праздником жертвоприношения, потому как предполагалось, что Пророк (с.г.в.), как и все остальные мусульмане, отведает мясо жертвенного животного сразу после намаза.

В месяц Рамазан также практикуется выплата садака фитр, посредством которой верующий избавляет свой от возможных мелких прегрешений. Мухаммад (с.г.в.) стремился пожертвовать фитр до начала праздничной молитвы в Ураза-байрам, к чему призывал и своих единоверцев. Помимо этого, в сборнике его изречений, собранных имамом аль-Бухари, можно встретить повествование о том, как он шёл на ид-намаз одной дорогой, а возвращаться из мечети предпочитал другим путём. В этом действии лежит рациональное зерно: идя разными дорогами, он мог увидеть и поприветствовать больше мусульман. Также во время похода в мечеть Заключительный Божий посланник (с.г.в.) делал небольшие паузы, чтобы произнести такбир и слова восхваления Господа миров. Если перед праздником Ид аль-Адха он говорил эти слова громко, то перед праздничным намазом в Ид аль-Фитр предпочитал делать это не вслух.

Порядок совершения праздничных намазов

Эта молитва состоит из двух ракаатов. В самом начале молящийся произносит про себя намерение (ният) на совершение намаза. Далее он вслед за имамом поднимает руки и говорит такбир тахрим. Прочитав молитву сана (её текст приведён ) , верующий говорит несколько такбиров, количество которых зависит от мазхаба (о чём будет сказано ниже), затем читает суру «Фатиха», дополнительные коранические аяты, делает поясной и земной поклоны и встаёт на 2-й ракаат. Ханафиты продолжают молитву в обычном порядке вплоть до того момента, когда нужно уходить в поясной поклон. Перед этим действием они произносят дополнительные такбиры, а далее завершают намаз так, как это обычно происходит. Маликиты, шафииты и ханбалиты придерживаются несколько иного порядка во втором ракаате - они говорят дополнительные такбиры сразу после выхода из состояния земного поклона в рамках первого ракаата.

Порядок совершения праздничной молитвы во всех мазхабах примерно одинаков, однако количество такбиров, которые должны быть произнесены, различается в зависимости от богословско-правовых школ. Ханафиты полагают, что праздничный намаз содержит в себе 6 дополнительных такбиров: первые три в 1-м ракаате после дуа-сана и во 2-м ракаате - до того, как человек будет совершать поясной поклон. У маликитов и ханбалитов необходимо произнести 11 такбиров. Первые шесть молящиеся говорят после дуа-сана в первом ракаате, последующие пять - после выхода из состояния земного поклона первого ракаата, то есть до того, как имам станет читать суры из Священного Корана.

Богословы-шафииты считают, что праздничная молитва содержит в себе 12 дополнительных ракаатов: 7 произносятся в первом ракаате после дуа-сана, 5 - во втором ракаате до чтения имамом сур в кыяме (стоянии).

О том, как мусульманам следует провести Ураза- и Курбан-байрам, можно прочитать в , посвящённой этим праздникам.

И вновь мы оставляем позади еще один Благословенный Рамадан. Мы старались воспользоваться всеми его благами по мере наших возможностей. Мы желали, чтобы это отразилось на нашем духовном и материальном благосостоянии. И теперь с грустью в сердце мы прощаемся с Рамаданом. Однако эта грусть переплетается с другим волнительным моментом: праздником в честь окончания Священного месяца - Ид аль-Фитр.

При слове "праздник" у человека возникает душевное спокойствие. Потому что мы всегда встречаем праздники с улыбкой и наблюдаем за красотами, которые он нам дарует. Мы встречаемся с родственниками, друзьями. Пользуясь поводом, мы дарим подарки. Все эти моменты хранятся приятными воспоминаниями. Поэтому при слове "праздник" наши сердца наполняются радостью.

Устраивать веселья, выходя за рамки дозволенного нашей религии, недопустимо. Когда Пророк Мухаммад (мир ему) переселился в Медину, то увидел два праздника, которые отмечали ее жители. Посланник Аллаха (мир ему) спросил: "В чем особенность этих дней?". Мединцы ответили: "С эпохи джахилии [невежество] два дня в году у нас было заведено проводить в веселье". На что Посланник Аллаха (мир ему) сказал: "Вместо этих двух дней Всевышний соизволил даровать вам другие два дня, которые намного благостнее этих двух" [Абу Даут, Салат, 239, 245].

Из данного хадиса становится ясным, что мусульмане также имеют право веселиться. Однако это веселье не должно быть оторванным от поминания Господа. Праздничные дни должны восприниматься как благо, дарованное Всевышним Аллахом и как Сунна нашего Пророка (мир ему). В эти дни вместе с благодарностью Творцу и поминанием Пророка (мир ему), нужно желать, чтобы наше будущее превратилось в праздник. Все наши праздничные визиты, разговоры и застолья должны проходить в этом состоянии души и в таком контексте.

Воистину, в этом празднике есть две большие обязанности: совершение праздничного намаза , и садака аль-фитр.

Садака аль-фитр была предписана Всевышним вместе с постом. Фитр один из видов взаимопомощи - повод для принятия Всевышним Аллахом поста, избавления от предсмертных агоний и мучений в могиле.

Садака аль-фитр является ваджибом (обязательным деянием) с восходом солнца первого праздничного дня, однако нет ничего предосудительного, если ее отдать за несколько дней до праздника. Если обстоятельства вынуждают, ее можно дать и за несколько месяцев до или после праздника. Однако для того, чтобы способствовать беззаботному участию нуждающихся людей в намазе и празднике, садака аль-фитр лучше отдать заранее.

Праздник - это утешение. Подобно тому, как из нежных объятий матери отрывают ребенка, верующие так же с грустью прощаются с Рамаданом. Однако ожидание великого праздника наполняет наши души радостью и спокойствием.

Праздник - это благодарение. Благодарение за целый месяц возможностей получить прощение Аллаха, снискать Его милость и избавление от Ада.

Праздник - это подготовка к жизни вечной. Подобно тому, как в Раю отсутствуют зависть, обман, ненависть, вражда и каждый доволен своим положением, так и в праздники среди людей царит единение.

Праздничные дни - это возможность для прощения грехов, пробуждения сердец и наполнения душ чувством милосердия.

Праздник - это время визитов, застолья и теплого общения. Это время, когда мы оказываем особую щедрость, стараемся всегда улыбаться и никого не обидеть. Это время, когда повсеместно произносятся такбиры, тахлили и салаваты.

Несмотря на свою краткосрочность, праздник скрывает в себе блага, радость и счастье прошедших недель и даже месяцев. Праздник таит в себе дополнительные благоволения и дары Всевышнего, которые могут быть недоступны в обычные дни. Это время, дающее возможность заслужить огромное количество божественных щедрот.

Однако этими возможностями в полной мере смогут воспользоваться лишь те, кто достойно провел Рамадан. Люди, которые видят в празднике лишь повод отдохнуть, которые в священные дни сторонились греховных дел, однако ждут не дождутся времени, когда можно будет все это восполнить, не смогут в полной мере воспользоваться благами этого праздника.

Помните, что пятница - это праздник недели, а Ид аль-Фитр и Курбан байрам - это праздники целого года...