Open
Close

Кафедральный собор неаполя. Собор святого януария

Среди узких улиц в религиозном сердце Неаполя находится архитектурное творение, сочетающее все лучшее от двух противоречивых стилей – барокко и готики - католический собор Святого Януария. Величественный, светлый богатый фасад и еще более богатое внутренне убранство впечатляет до глубины души и приводит в благоговейный трепет. Собор, названный в честь покровителя города, имеет множество легенд и фактов, связанных с главной его реликвией – кровью святого Януария.

История возникновения

Строительство собора Святого Януария в Неаполе датируется XIII веком, но некоторые историки утверждают, что эта дата ближе к началу XIV века. Инициатором работ по возведению главной церкви Неаполя был Карл II Анжуйский. Строительство было развернуто на месте руин от ранее построенных церкви Св. Стефания и церкви Св. Реститута, фрагменты уникальных мозаик которых можно увидеть и сегодня на территории собора Святого Януария. Позже в стены храма были перемещены останки покровителя Неаполя, с которыми связано несколько удивительных историй. В 1608-1646 году горожане построили капеллу для хранения реликвий святого, над которой трудились такие мастера, как: Хосе Рибери, Доменикино и Гвидо Рени. К этому знаменательному событию в Сокровищницу собора Св. Януария каждая церковь Неаполя направила по серебряному бюсту своего святого, и каждая из 51 статуй принимали непосредственное участие при крестном ходе с участие останков Св.Януария. Среди реликвий Св.Януария, хранящихся в стенах храма, а это – голова, мощи и кровь святого – наиболее загадочным и известным артефактом является кровь святого Януария. Трижды в год (первая суббота мая - память перемещения мощей в Неаполь, 19 сентября - день гибели святого, 16 декабря -память о освобождении Неаполя от последствий вулкана Везувия) ампулы с кровью покровителя города перемещают из хранилища к бюсту, изображающего Св. Януария, в котором храниться останки головы святого. Вследствие такого перемещения происходит чудо «закипания крови», которое предвещает отсутствие всяческих бедствий для жителей города и всей страны. Если же знаменитое чудо святого Януария не происходит, то следует ждать большого несчастья. Примером может послужить чума в 1527 году (40 тыс. жертв) и землетрясение в 1979 году (3 тыс. жертв).

Архитектура

Архитектурно здание церкви Святого Януария в Неаполе имеет вытянутые треугольно-заостренные формы присущие готическому стилю, но пышные украшения фасада придают ему оттенки, свойственные барокко. С высоты птичьего полета форма собора Святого Януария напоминает латинский крест. Трехнефное здание разделено 16 пилонами, которые сооружены из 110 гранитных колонн. Фасад здания светло песочного цвета украшен причудливыми вензелями и различными статуями. Центральный вход в здание, обрамленный высокими колоннами, охраняют каменные львы, а над самим порталом расположилась статуя Богоматери, благословляющая всех проходящих в собор Святого Януария. Внутри храм имеет богатое убранство в стиле барокко. Наиболее популярными здесь считаются капелла Св. Януария с размещенными останками святого и капелла Токко с уникальной напольной мозаикой и фресками XIII века.

Туристу на заметку

Время работы церкви Святого Януария в Неаполе: в пн-сб с 8.00 до 12.30 и с 16.30 до 19.00, в вс с 8.00 до 13.30 и с 17.00 до 19.30; вход в зону раскопок с руинами древних базилик открыта в пн-сб с 9.00 до 12.00 и с 16.30 до 19.00, в праздничные дни с 9.00 до 12.30.

Неаполь по праву считается одним из самых загадочных и мистических городов мира. А потому многие его достопримечательности так или иначе связаны с таинственными, аномальными особенностями.

Не обошло это правило стороной и такую известнейшую достопримечательность Неаполя как Кафедральный Собор Святого Януария.

Собор Святого Януария.



При входе в собор вы увидите огромную статую головы Святого Януария- священномученик а , почитаемый Католической и Православной Церквами , покровитель Неаполя , известный регулярно происходящим чудом.

Урна с костями Святого Януария.

После 1497 года все реликвии святого Януария находятся в Неаполе. В 1964 году было произведено исследование мощей. Они были помещены в запечатанной овальнойтерракотовойурнелангобардской эпохи (VI — IX века), завёрнутой в бархатную ткань.

Урна с надписью C(orpus ) S(ancti ) Ianuarii Ben(eventani ) Epi(scopi ) в свою очередь находилась в деревянном ларце, а последний — в бронзовомреликварии1511 года. Сами мощи представляют собой хорошо сохранившиеся кости мужчины 35 — 40 лет, ростом около 1,90 м.

Капелла Суккорпо (по сути, крипта собора святого Януария) создана ломбардским скульптором Томмазо Мальвито и представляет собой яркий пример ренессансной архитектуры 15 16 веков. Капелла размещается под апсидой и разделена на три нефа мраморными колоннами.


В центре – статуя молящегося кардинала Оливьеро Карафа, который в 1497 году перенес в Неаполь мощи святого Януария и заказал строительство этой капеллы.

С каждой стороны капеллы сделано пять ниш, в которых находятся алтари; в глубине расположена небольшая апсида с алтарем , под которым расположена урна с мощами святого Януария.


Мощи святого Януария.(фото из инт.)

Доступ к ним осуществляется по двум лестницам по обе стороны от главного алтаря собора и является свободным за исключением времени богослужения на «верхнем» алтаре.

Основной достопримечательностью храма является часовня св. Януария , к созданию убранства которой приложили руку Доменикино, Гвидо Рени, Хосе Рибера и другие мастера XVII века. В капелле Минутоло, которая упоминается в “Декамероне”, сохранились росписи XIV века.





Кровь Святого Януария.Фото из инт.


Святой великомученик Януарий, небесный покровитель Неаполя, был казнен язычниками в начале IV века. С тех пор его запекшаяся кровь хранится в специальном сосуде в городском соборе Неаполя. Первые упоминания о сосуде с кровью св. Януария и связанном с этой реликвией чуде относятся к XIV векe.

Чудо святого Януария за редкими исключениями проявляет себя на протяжении 600 последних лет и представляет собой таинственное превращение на короткое время запекшейся крови святого в багряную жидкость, происходящее таинственным образом на глазах у всех присутствующих.

Три раза в год (в мае, сентябре и декабре) неаполитанцы стекаются в городской собор, чтобы стать свидетелями чуда. В атмосфере, близкой в истерии, архиепископ демонстрирует стеклянный сосуд, содержащий засохшую кровь св. Януария, потом начинает его встряхивать и, наконец, объявляет, что кровь стала жидкой или осталась засохшей.

16 декабря, когда неаполитанцы отмечают годовщину чудесного избавления от извержения Везувия в 1631 году, происшедшего благодаря заступничеству святого; и наконец, чудо происходит в субботу, предшествующую первому воскресенью мая, когда празднуются многочисленные перемещения святых реликвий. В этот день в центре Неаполя происходит красочное шествие.

Глава святого, помещённая в реликварий — позолоченный серебряный бюст, находится в капелле Сокровищницы святого Януария, пристроенной к собору. В 1713 году бюст был увенчан митрой, украшенной 3 328 бриллиантами, 198 изумрудами и 168 рубинами.

В1769 году ювелир Микеле Дато изготовил для бюста ожерелье, состоящее из тринадцати золотых цепей, украшенных драгоценными камнями. На ожерелье подвешены четыре креста:

— крест с 13 бриллиантами и 13 рубинами подарен Карлом VII Бурбонским в 1734 году,

— крест с 64 драгоценными камнями преподнесён Марией Амалией Саксонской, женой Карла VII в 1739 году,

— крест с 106 бриллиантами и 6 сапфирами подарен Марией Каролиной Австрийской, женой Фердинанда IV Бурбонского, в 1775 году,

— крест с 248 бриллиантами и 4 изумрудами преподнесён Марией Кристиной Савойской, женой Фердинанда II, короля Обеих Сицилий

Драгоценности, преподнесённые Януарию, в обычное время хранятся в музее собора, а сам бюст доступен для свободного обозрения в капелле Сокровищницы.

ВНУТРЕННИЙ ВИД СОБОРА:


Хотела у вас спросить.А вы верите в магическую силу реликвий?

Прочла такое заключение итальянских учёных.

"Если в сосуде действительно находится кровь св. Януария, то спонтанно перейти из твердого (запёкшёгося) состояния в жидкое она не может. Не поможет этому и встряхивание. Есть, однако, целый класс веществ, вязкость которых уменьшается иногда в тысячи раз при встряхивании или перемешивании, например, кетчуп.

Поэтому группа учёных из Итальянской ассоциации изучения паранормальных явлений, утверждают, что в чаше еще со Средневековья, по-видимому, содержится коллоидный раствор гидроокиси железа FeO(OH), который внешне напоминает кровь, являясь тёмно-коричневым и почти твёрдым гелем, но стоит его потрясти, и он разжижается. Такие жидкие смеси называют тиксотропными."(

В прошлом рассказе я уже упомянул, что помимо основного трехнефного пространства, построенного при Карле II Хромом, в состав собора Неаполя включен в качестве обширной боковой капеллы бывший кафедральный собор Санта-Реститута. На этом своеобразная матрешка не заканчивается: к правому нефу собора пристроено еще одно обширное здание, которое, стой оно отдельно где-нибудь в Н-ске, вполне сошло бы за собор. Эта пристройка называется Tesoro San Gennaro (не путать с одноименным музеем!), то есть Сокровищница святого Януария. Таким образом, кафедральный собор Неаполя состоит из трех по отдельности весьма больших зданий: 1) Санта-Реститута (IV век с последующими перестройками), 2)собственно собор (XIV век с множеством перестроек) и 3) Сокровищница святого Януария.
История почитания святого Януария в Неаполе - это предмет отдельного рассказа, без которого смотреть собор дальше будет неинтересно. Можно порекомендовать качественную статью в ПЭ: http://www.pravenc.ru/text/200381.html . Есть еще в русской Вики статья "Святой Януарий", но поскольку ее тоже писал я, ничего нового, по сравнению с тем текстом, который у вас перед глазами, Вы не почерпнете)))

1. Сухие антикварные изыски.
Первое упоминание о Януарии относится к 431 году, когда один из неаполитанских клириков в письме назвал Януария "епископом и мучеником, славой Неаполя". В Болонских актах (датируются VII веком) содержится уже подробный рассказ о мученичестве Януария. В VIII-IX веках т.н. Ватиканские акты фиксируют житие Януария в том виде, которое будет пересказано ниже.
Мартиролог блаженного Иеронима (V век) сообщает 2 даты праздников в честь Януария и его товарищей по мученичеству.
Т.о., судьба Януария совпадает с судьбой многих известных мучеников: современных сообщений об их подвиге нет, почитание зафиксировано в V веке.
2. Житие.
Януарий происходил из знатной беневентанской (город - часа полтора на поезде от Неаполя) семьи, в юности стал христианином, а около 30 лет -епископом в родном Беневенте. Во время гонений Диоклетиана в Путеолах (Поццуоли, полчаса на метро, линия 2, от Неаполя) был арестован диакон Соссий, а затем был схвачен прибывший навестить узника Януарий со спутниками Фестом и Дезидерием. Далее сюжет до боли повторяет сотню таких житий: узники на суде объявляют себя христианами, не соглашаются отречься от Христа и за это подвергаются всяким мучениям. Их бросают в раскаленную печь, а они остаются целыми; их приговаривают к отсечению головы, но судья (или палач, версии разнятся) внезапно слепнет, а затем исцеляется по молитве мучеников; их бросают к зверям в Путеольском амфитеатре (есть такой, мы туда еще съездим), но зверям они не по вкусу. Наконец, узники взмолились к Богу о прекращении мучений, после чего им все-таки отсекают голову.
Казнь состоялась в окрестности Путеол, рядом вулканом Сольфатара (еще одно великолепное место - позже , даже кино будет). Там же мученики и были погребены. Последующие легенды (появились в XIV веке, о причине сами догадаетесь) сообщают, что некая благочестивая вдовица, которой Януарий явился во сне и исцелил от слепоты, собрала в сосуд пролитую кровь священномученика. На всякий случай, заостряю внимание: Януарий не родился, не жил и не умер в Неаполе. Он был епископом Беневента (сейчас Беневенто) и умер в Путеолах (сейчас Поццуоли)
3. Януарий путешествует во времени и пространстве.
Итак до начала V века о существовании Януария нет письменных известий. До V века у Неаполя патроном был первый епископ Агриппин, но он, вот незадача, не был мучеником. Дольняя неаполитанская церковь удачно прошла через гонения и не дала Церкви горней ни одного мученика)))
И вот неаполитанский епископ Иоанн I (414-432 годы) обрел в Путеолах мощи Януария и перенес их в находящиеся севернее городских стен Неаполя катакомбы. С этого момента начинается слава Януария. Уже в 431 году о нем впервые упоминают письменные источники. В катакомбах (они очень скоро стали именоваться его именем: ) находятся многочисленные изображения Януария, причем он, как и легко узнаваемые апостолы Петр и Павел, никогда не подписывается: его, очевидно, узнают "в лицо". Над гробницей Януария устраивается крипта епископов, в которой похоронены, судя по всему, все епископы - преемники Иоанна I, затем эта крипта становится пресвитерием огромной подземной базилики. Паломники прибывают, желающие быть похороненными рядом с мучеников - тоже (люди смертны).
И тут в 831 году происходит катастрофа: беневентский князь Сико (по-итальянски Sicone) осаждает Неаполь, хоть и неудачно, и забирает из катакомб мощи святого Януария. Неаполь, как мы помним, был полуавтономным дукатом (герцогством) Византии (см. ), а в Беневенто восседали лангобардские правители, желавшие вытеснить Византию с "сапога". А если добавить к этому, что Януарий был вообще-то епископом Беневенто, а Неаполь "присосался" к славе мученика, то действия Сико кажутся вполне объяснимыми. Лишившиеся главной святыни катакомбы Сан-Дженнаро постепенно приходя в упадок.
С этого момента судьба мощей распадается на две сюжетных линии.
3а. Голова святого Януария.
Этот ценнейший артефакт неаполитанцы сумели сохранить у себя. Одновременно со строительством нового кафедрального собора решил устроить и новый реликварий для святой головы. Около 1305 года провансальскими мастерами (Прованс также принадлежал Анжуйской династии) был изготовлен позолоченный серебряный реликварий в виде бюста, в голову которого (бюста, разумеется) и была помещена голова. Голову (вместе с реликварием, конечно) можно видеть в Сокровищнице святого Януария:

По мере того, как росла слава святого Януария, бюст все более украшался. Внимание: последующий абзац взят из местного путеводителя и лишь переведен мной на русский, поэтому за аутентичность местному письменному источнику отвечаю головой))) Хоть это и кажется невероятным, но
"В 1713 году бюст был увенчан митрой, украшенной 3 328 бриллиантами, 198 изумрудами и 168 рубинами. В 1769 году ювелир Микеле Дато изготовил для бюста ожерелье , состоящее из тринадцати золотых цепей, украшенных драгоценными камнями. На ожерелье подвешены четыре креста:
— крест с 13 бриллиантами и 13 рубинами подарен Карлом VII Бурбонским в 1734 году,

— крест с 64 драгоценными камнями преподнесён Марией Амалией Саксонской, женой Карла VII в 1739 году,

— крест с 106 бриллиантами и 6 сапфирами подарен Марией Каролиной Австрийской, женой Фердинанда IV Бурбонского, в 1775 году,

— крест с 248 бриллиантами и 4 изумрудами преподнесён Марией Кристиной Савойской, женой Фердинанда II, короля Обеих Сицилий"
Только представьте себе, каким первым парнем казался Януарий в перенаселенном бедняками городе. При этом никто ни разу не посмел коснуться этих ценностей, настолько был велик страх перед святым покровителем. К сожалению, XX век породил чудовищ, ни во что не ставящих святого, и все эти бриллианты пришлось убрать подальше. Я был свято уверен, что именно эти побрякушки и показывают в музее Tesoro. Увы, это не так, поэтому идти туда в поисках золота-бриллиантов нет смысла.
3б. Мощи святого Януария.
Мощи, перенесенные, выражаясь языком официальном, а, если без церемоний, просто стибренные князем Сико, были помещены в . В 1154 году (так в путеводителе, по логике истории - в 1156 году) сицилийский король Вильгельм I Злой победил папу Адриана IV (с XI века Беневенто принадлежал папам) и экспроприировал экспроприированное: мощи были перевезены в бенедиктинское аббатство , где они и находились в безвестности. В 1497 году неаполитанский архиепископ Алессандро Караффа договорился с братом кардиналом Оливьеро, который был коммендатором аббатства, о возвращении мощей в Неаполь.
В настоящее время мощи находятся в крипте под главным алтарем собора. Там обустроен алтарь со стеклянной передней стенкой, куда и помещена терракотовая урна с костями:

В 1964 году мощи вскрывались и исследовались учеными. Установлено, что кости принадлежат мужчине средних лет, ростом 1,90 м; урна лангобардской работы выполнена в VI-iX веках. Так что явных противоречий с изложенной историей не обнаружилось.
Я к моменту приезда в Неаполь был наслышан о культе святого Януария, поэтому-то и нахожусь по сию пору в легком недоумении. Никаких следов какого-то особого почитания: свечей, вотивных подношений и стоящих на коленях богомольцев я так и не обнаружил. Неаполь, с таким трудом добывший мощи своего покровителя, сосредоточил всю свою любовь к святому на еще одном любопытнейшем артефакте.
4. Кровь святого Януария.
Первое упоминание об этом артефакте относятся к 1389 году, когда по сообщению хроники 17 августа произошло необъяснимое чудо. Но по порядку.
Кровь святого Януария представляет собой нечто, находящееся в запаянных ампулах. Ампулы хранятся в Сокровищнице святого Януария в особом хранилище, за серебряными дверями (дар короля Карла II Испанского, последнего из Габсбургов), ключи от которых хранятся у нескольких человек. Три раза в году (19 сентября - день смерти святого, 16 декабря - день чудесного избавления Неаполя от извержения Везувия, суббота перед первым воскресеньем мая - память пересения мощей из Путеол в Неаполь) ампулы извлекают из хранилища и помещают рядом с главой Януария (п. 3а). Из некоторых источников следует, что главу и ампулу в эти дни переносят из собора в базилику Санта-Кьяра, другие источники об этом умалчивают, так что этот вопрос еще для меня не прояснился. Как бы то ни было, но после соединения двух артефактов (главы и ампулы) нечто,находящееся в ампуле, разжижается, а иногда вскипает. Это и есть знаменитое чудо святого Януария.
Сам я этого чуда не видал, на youtube.com полно роликов, можете глянуть.
5. Неаполь и святой Януарий - странное партнерство.
Взаимная любовь города и святого, как и полагается, увенчалась законным союзом))) В 1527 году напуганные ужасами эпидемии и войны неаполитанцы, в лице своих 6 представителей, подписали со святым Януарием (вот уж не решился бы я ставить подпись за святого, а ведь кто-то это сделал) договор. И даже заверили нотариально. Горожане пообещали святому воздвигнуть достойную капеллу для хранения реликвий, а святой обещал за это всяческую помощь и споспешествование. В 1608-1646 году неаполитанцы выполнили свою часть договора: Сокровищница была построена.
Сама по себе капелла оставляет странное впечатление. Она настолько перегружена барочной живописью и серебряными изделиями, что трудно сосредоточить свое внимание на чем-то конкретно. Здесь есть Доменикино, здесь есть Рибера, здесь есть Лафранко. Все это обрамлено серебром и золотом, ярко освещено; в общем - великолепно, по частям - и фотографировать нечего.
Каждая приходская церковь Неаполя прислала тогда в Сокровищницу серебрянный бюст своего приходского святого. Эта свита (51 серебряная статуя) следовала за реликвиями святого Януария во время торжественных процессий. Вернуть себе статую на время приход мог, только оставив залог в размере стоимости самой статуи. Большинство статуй по-прежнему стоят на посту по обе стороны от алтаря святого Януария, некоторые перемещены в музей.

Отдельные чудеса святого Януария, изображенные в Сокровищнице, вызывают восхищение, но некоторые истории я бы назвал стебными и, как бы помягче выразиться, попахивающие пусть не язычеством, но по крайней мере не-христианством. Вот, например, что произошло в 1631 году. Началось извержение Везувия, причем поток лавы направлялся к городу. Неаполитанцы бегут в собор с требованием поскорее извлечь из хранилища реликвии Януария и пойти с ними крестным ходом навстречу лаве. Как помним, двери хранилища нужно было открывать несколькими ключами, находившимися у разных честных людей. Проблема была в том, что сии достойные мужи давно сбежали, бросив обреченный город.на произвол стихии. Чтобы скрыть сей постыдный факт, каноник объявил собравшимся, что святой Януарий - прирожденный аристократ и не будет выходить из своего храма по требованию какой-то черни. В возмущенной толпе послышались крики, что в отличие от Януария Христос - приемный сын плотника, и Он-то несомненно поможет Неаполю. К такому повороту событий каноники были не готовы, и им пришлось взять Святые Дары и пойти навстречу гибели. Увы, продолжает легенда, Дары не помогли. И тут (внимание!) Януарий посрамил своих нетерпеливых подопечных. На пути лавы был мост со статуей святого, и вдруг на глазах паникеров статуя подняла руку, и... извержение прекратилось.
Не знаю, насколько эта история учит христиан быть христианами, но случившееся стало причиной установления третьего праздника в честь святого Януария - 16 декабря.

Я думаю, все читатели уже провел мысленные параллели с еще одним повторяющимся ежегодно событием, о нем же срамно и глаголати. Параллели можно проводить и далее. Как и в случае с БО, неслучившееся чудо предвещает, по мнению неаполитанцев, немыслимые бедствия. Такое несколько раз случалось: кровь святого Януария так и не вскипела накануне начала Второй Мировой, перед последним крупным извержением Везувия в 1944 году и (только не смейтесь!) проигрышем Napoli в финале Кубка Италии. Поэтому если чудо почему-то запаздывает, в соборе поднимается шум и гвалт. Местные приходские ведьмы, называющие себя родственницами святого Януария, осыпают его немыслимой бранью. Обычно святой Януарий уступает таким необычным мольбам.

В истории был случай чуда не по расписанию. На рубеже 1798-1799 годов французская революционная армия генерала Шампионне овладела Неаполем, король Фердинанд IV бежал на Сицилию, и в городе была провозглашена Партенопейская республика. За республику и французов выступало незначительное меньшинство горожан, а большинство только и ждало случая расправиться с "вольтерианцами" (вкратце просходившее описано здесь: ). Тогда Шампионне приказал соборному духовенству выставить для поклонения ампулы с кровью святого Януария и молить его о незапланированном чуде, причем если чудо бы чудо не произошло, клирики подллежали расстрелу. Чудо произошло ко всеобщему ликованию 24 января 1799 года, после чего горожане поголовно стали республиканцами.
6. Вместо эпилога.
Как я уже говорил, чудо регулярно происходит по сей день три раза в год, по установленному расписанию. Попытки объяснить происходящее предпринимались неоднократно. Самым удачным было предположение, что в ампуле находится вещество, переходящее из твердого в жидкое состояние в результате встряхивания (неизбежно при извлечении из хранилища), но в таком случае неясно, почему иногда чудо так и не происходит. Защитники чуда утверждают, что на спектрограмме отчетливо видно присутствие внутри ампулы гемоглобина, а, значит, там действительно кровь. Отслеживание баталий защитников и противников чуда не входит в круг интересов автора этого рассказа, так что Вам, дорогие читатели, предоставляется возможность делать выводы самим. Или не делать никаких выводов. Тем более, что ампулы никогда не вскрывали. Тем более, что чудо продолжает регулярно совершаться.

Еще раз напомню, что музей Tesoro San Gennaro - очень дорогой, а ожидаемых сокровищ там почему-то не показывают. Вполне можно сэкономить трудовые евро, тем более, что в других местах их придется отдавать - иначе много интересного пропустите.

В следующий раз мы с тобой, читатель, пойдем по средней Декумане - виа Трибунале и посмотрим таящую сюрпризы церковь Сан-Лоренцо-Маджоре. Строгая готика, величественные гробницы, античные развалины под ногами ничего не подозревающих прохожих ожидают и манят...

Собор Святого Януария или Собор Успения Святой Марии (Duomo di Santa Maria Assunta) – это главный кафедральной собор Неаполя. Он построен в честь Святого Януария – покровителя города, чей сосуд с кровью хранится в этом соборе со времен Средневековья.

Готический вид собора одновременно с его эклектическим интерьером производит яркое впечатление. Внутри собора находится много значимых реликвий, древних фресок и мозаик.

Удобное расположение храма – в самом центре Неаполя – сделает осмотр этой важной достопримечательности еще более интересной.

История возникновения собора Святого Януария

Храм строился почти на протяжении целого века. Первый камень был заложен Карлом I Анжуйским во второй половине 13 века в том месте, где раньше стояли древние базилики. Окончательно храм был построен в начале 14 века уже во время правления внука короля Роберта.

Собор впитал в себя направления различных стилей, но основным остается его готический облик.

На протяжении всей своей истории храм неоднократно реконструировался, поэтому его капеллы и базилики по своему архитектурному стилю отличаются друг от друга. Последние изменения здания были осуществлены в 1974 году.

Архитектура собора Святого Януария

В архитектуре собора Святого Януария можно проследить наличие различных стилей, начиная от 13 века и заканчивая 19 веком. Он выглядит очень монументально, а в ясную погоду его белоснежный фасад очень красиво смотрится под лучами солнца.

Фасад

Внешне собор смотрится достаточно мрачно и готично. При взгляде на фасад чувствуется, что каждая из временных эпох привнесла в его облик свои декоративные элементы. На сводах храма красуются различные мозаики и живописные работы, выполненные известными мастерами.

Последний раз фасад был обновлен в 19 веке. Архитектором был выбран Энрико Альвино. Скульптуры, установленные на портале 15 века, выполнены Тино да Камайно.

Внутри собора

Внутренний интерьер собора выглядит очень богато и пышно, внутри находится большое количество важных реликвий. Как и в большинстве католических соборов того времени, здесь можно увидеть несколько капелл, относящихся к разным временным периодам.

Капелла Святого Януария (Reale cappella del tesoro di San Gennaro)

Это главная достопримечательность храма. Ее строительство было начато в 1608 году, а завершено только в конце 17 века.

Капелла Святого Януария представляет собой настоящее произведение искусства. Над украшением купола работал выдающийся Доменикино (Domenichino). А внутри капеллы хранятся красивейшие фрески работы Джованни Ланфранко (Giovanni Lanfranco), Хосе де Риберы (José de Ribera) и других известных художников, а также скульптуры знаменитых мастеров.

Здесь находятся сокровища Сан-Дженнаро. Наиболее примечательным экспонатом является богато украшенный бюст Святого Януария из серебра и золота, выполненный тремя французскими мастерами в 1305 году. Внутри бюста находятся мощи святого.

В 18 веке бюст был увенчан головным убором, вышитым изумрудами, бриллиантами и рубинами. Отдельного внимания заслуживает ожерелье, которое состоит из 13 золотых цепей и 4 крестов с драгоценными камнями, которые были принесены в дар правящими монархами.

Конечно, главное достояние крипты – это сосуд с кровью Святого Януария, впервые упомянутый в хрониках еще в 1389 году.

Базилика Святой Реституты и крестильня Святого Иоанна

Базилика вместе с крестильней находится слева перед алтарем и представляет собой самую древнюю часть храма.

Правда, современный вид базилики Святой Реституты – это уже значительно измененный вариант изначальной базилики, построенной в 13 веке. Так, в 18 веке под руководством архитектора Арканджело Гульельмелли вместо боковых неф были созданы капеллы, а на месте прежнего потолка появилась огромная фреска Джордано «Прибытие святой Реституты на Искью».

Также большое художественное значение имеет мозаика Лелло Орвиетского 1322 года — «Мадонна с младенцем на троне, со св. Януарием и св. Реститутой».

Кстати, мощи Святой Реституты до сих пор находятся в одной из капелл.

Изначально крестильня Святого Иоанна представляла собой часть базилики и была построена еще в 343 году во время правления императора Константина I Великого. Здесь интересны древние мозаики, относящиеся к 4 веку – «Явление Ангела женам-мироносицам», «Чудесное уловление рыбы», «Самаритянка и Брак в Кане», а также изображения апостолов и евангелистов.

Капелла семьи Капече (Cappella dei Capece Minutolo)

В капелле известного неаполитанского семейства Капече примечателен великолепный мозаичный пол 13 века, а также фрески, самые старинные из которых датируются 13 веком. Это фрески, созданные Монтано Аретинским под названием «Распятие» и «Святые Пётр и Павел».

В готической капелле также можно увидеть картины художников Джорджо Вазари «Святые покровители» и «Рождество», Луки Джордано «Новые святые покровители» и «Благовещение», Перуджино «Успение Богородицы».

Чудеса собора Святого Януария

В первую субботу мая и 19 сентября каждого года сосуд с кровью Святого Януария выносят на площадь и все пришедшие могут видеть, как закипает кровь в сосуде.

Чудо не произошло только два раза за всю историю со времени смерти святого – в 1527 году, когда на Неаполь обрушилась чума, и в 1979 году, когда произошло сильное землетрясение.

Считается, что, если кровь не закипает, то это дурной знак и стоит готовиться к худшему.

Как добраться до собора Святого Януария

Собор Святого Януария располагается по адресу Piazzetta Guglia del Duomo / Via Duomo в историческом центре Неаполя.

Часы работы

Собор открыт с 9.00 до 17.00 каждый день. Во время празднования Пасхи посетить собор можно до 14.00.

Стоимость посещения

По состоянию на 2019 год вход в собор бесплатный, кроме Капеллы Святого Януария, где хранятся сокровища.

Билет в Капеллу стоит 6 Евро без экскурсии и 8 Евро с экскурсией.

Официальный сайт собора Святого Януария www.museosangennaro.it .

Экскурсии по Неаполю

Хотите, чтобы экскурсию по собору Святого Януария для вас провел опытный гид? Да еще и показал Неаполь во всей красоте. Конечно, будет лучше, если ваш экскурсовод — местный житель, который познакомит вас с городом так, как никто иной.

Посмотрите самые интересные и необычные экскурсии на сайте .

Мощи Святого Януария,крипта собора в Неаполе.

Неаполь по праву считается одним из самых загадочных и мистических городов мира. А потому многие его достопримечательности так или иначе связаны с таинственными, аномальными особенностями.Не обошло это правило стороной и такую известнейшую достопримечательность Неаполя как Кафедральный Собор Святого Януария.

При входе в собор вы увидите огромную статую головы Святого Януария-мученика, почитаемого Католической и Православной Церквами, покровителя Неаполя. Имя Святого Януария связано с регулярно происходящим чудом.

Мощи святого Януария были первоначально тайно погребены в Поццуоли, а неаполитанский епископ Иоанн I (занимал кафедру в 414-432 годах) обнаружил их и перенёс в катакомбы, находившиеся у подножия холма Каподимонте, к северу от Неаполя.После их переносили в разные Места6 Беневенто, монастырь Монте-Верджине.

Только после 1497 года все реликвии святого Януария находятся в Неаполе. В 1964 году было произведено исследование мощей. Они были помещены в запечатанной овальной терракотовой урне лангобардской эпохи (VI - IX века), завёрнутой в бархатную ткань.

Урна с надписью C(orpus) S(ancti) Ianuarii Ben(eventani) Epi(scopi) в свою очередь находилась в деревянном ларце, а последний - в бронзовом реликварии 1511 года. Сами мощи представляют собой хорошо сохранившиеся кости мужчины 35 - 40 лет, ростом около 1,90 м.

Капелла Суккорпо (по сути, крипта собора святого Януария) создана ломбардским скульптором Томмазо Мальвито и представляет собой яркий пример ренессансной архитектуры 15 – 16 веков. Капелла размещается под апсидой и разделена на три нефа мраморными колоннами.

В центре – статуя молящегося кардинала Оливьеро Карафа, который в 1497 году перенес в Неаполь мощи святого Януария и заказал строительство этой капеллы.
С каждой стороны капеллы сделано пять ниш, в которых находятся алтари; в глубине расположена небольшая апсида с алтарем, под которым расположена урна с мощами святого Януария.

Доступ к ним осуществляется по двум лестницам по обе стороны от главного алтаря собора и является свободным за исключением времени богослужения на «верхнем» алтаре.

Основной достопримечательностью храма является часовня св. Януария, к созданию убранства которой приложили руку Доменикино, Гвидо Рени, Хосе Рибера и другие мастера XVII века. В капелле Минутоло, которая упоминается в “Декамероне”, сохранились росписи XIV века.

Святой великомученик Януарий, небесный покровитель Неаполя, был казнен язычниками в начале IV века. С тех пор его запекшаяся кровь хранится в специальном сосуде в городском соборе Неаполя. Первые упоминания о сосуде с кровью св. Януария и связанном с этой реликвией чуде относятся к XIV векe.

Чудо святого Януария за редкими исключениями проявляет себя на протяжении 600 последних лет и представляет собой таинственное превращение на короткое время запекшейся крови святого в багряную жидкость, происходящее таинственным образом на глазах у всех присутствующих.

Три раза в год (в мае, сентябре и декабре) неаполитанцы стекаются в городской собор, чтобы стать свидетелями чуда. В атмосфере, близкой в истерии, архиепископ демонстрирует стеклянный сосуд, содержащий засохшую кровь св. Януария, потом начинает его встряхивать и, наконец, объявляет, что кровь стала жидкой или осталась засохшей.

16 декабря, когда неаполитанцы отмечают годовщину чудесного избавления от извержения Везувия в 1631 году, происшедшего благодаря заступничеству святого; и наконец, чудо происходит в субботу, предшествующую первому воскресенью мая, когда празднуются многочисленные перемещения святых реликвий. В этот день в центре Неаполя происходит красочное шествие.

Глава святого, помещённая в реликварий - позолоченный серебряный бюст, находится в капелле Сокровищницы святого Януария, пристроенной к собору. В 1713 году бюст был увенчан митрой, украшенной 3 328 бриллиантами, 198 изумрудами и 168 рубинами.
В1769 году ювелир Микеле Дато изготовил для бюста ожерелье, состоящее из тринадцати золотых цепей, украшенных драгоценными камнями. На ожерелье подвешены четыре креста:
- крест с 13 бриллиантами и 13 рубинами подарен Карлом VII Бурбонским в 1734 году,
- крест с 64 драгоценными камнями преподнесён Марией Амалией Саксонской, женой Карла VII в 1739 году,
- крест с 106 бриллиантами и 6 сапфирами подарен Марией Каролиной Австрийской, женой Фердинанда IV Бурбонского, в 1775 году,
- крест с 248 бриллиантами и 4 изумрудами преподнесён Марией Кристиной Савойской, женой Фердинанда II, короля Обеих Сицилий
Драгоценности, преподнесённые Януарию, в обычное время хранятся в музее собора, а сам бюст доступен для свободного обозрения в капелле Сокровищницы.

Хотела у вас спросить.А вы верите в магическую силу реликвий?
Прочла такое заключение итальянских учёных.

"Если в сосуде действительно находится кровь св. Януария, то спонтанно перейти из твердого (запёкшёгося) состояния в жидкое она не может. Не поможет этому и встряхивание. Есть, однако, целый класс веществ, вязкость которых уменьшается иногда в тысячи раз при встряхивании или перемешивании, например, кетчуп.

Поэтому группа учёных из Итальянской ассоциации изучения паранормальных явлений, утверждают, что в чаше еще со Средневековья, по-видимому, содержится коллоидный раствор гидроокиси железа FeO(OH), который внешне напоминает кровь, являясь тёмно-коричневым и почти твёрдым гелем, но стоит его потрясти, и он разжижается. Такие жидкие смеси называют
Текст с моими снимками внутреннего убранства собора и капеллы Святого Януария.
http://maxpark.com/community/6782/content/2251230

Рецензии

Мы с Вами действительно часто путешествуем по одним и тем же местам; но не всегда по одним и тем же. Италия - наша с Вами общая любовь. А вот в Германии я не был, и, боюсь, уже и не буду.
Но вот например, в разделе "Кафедральные соборы и церкви", ИМХО, можно было бы поместить несколько великолепных соборов Испании - и в Бургосе, и в Леоне, и в Севилье, и, разумеется, в Саламанке - а также архитектурные шедевры le Midi: Сент-Сесиль в Альби и другие.
Прошу прощения, что отвечаю редко и коротко: лежу с дикой ангиной.

Понимаю.Выздоравливайте,загляните в МП.Мы обсуждаем Гогена.Я давно путешествовала по Испании,свои снимки в компьютере не сохранились. Я чаще всего рассказываю о том,что сама видела.Мы ездили по Испании 2 недели,не все названные соборы я видела.Моя любовь- Барселона и Гауди. Была там трижды.И хочется вновь.Ещё вернулась бы во Флоренцию. Подумываю об этом,это два часа езды на поезде.Хотелось бы вновь побродить по УФФици.Это планы на ближайшее время.