Open
Close

Кафедра философии и гуманитарных наук. Ренессансный гуманизм

1. Социально-исторические условия смены мировоззрения в Европе XIY-XYIв.в.

2. Антропоцентризм, гуманизм и пантеизм в философии Возрождения. Человек – творец, художник.

3. Отношение Бога и мира в философии Н. Кузанского. Натурфилософия Дж.Бруно.

1. Эпоха Возрождения – это период зарождения капиталистических производственных отношений, возрастания социально-политической роли городов, формирования класса буржуазии, интеллигенции, непосредственно связанной с набирающей силу наукой и искусством. Это эпоха глубоких социальных потрясений, войн, возрождения античной культуры.

В таких условиях формируется новая система ценностей, основанная на принципе индивидуализма. С развитием городов, торговли и промышленности выявляется особая значимость творческой активности человека. Это приводит к пересмотру вопросов о положении человека в мире, сущности человека и его отношении к Богу и природе. Активно обсуждается вопрос о достоинстве человека, о смысле его земного бытия.

Возникает новая, гуманистическая культура. Она основывается на светской образованности и противопоставляет себя официальной церковной. Новая культура опиралась на античное наследие, которое казалось ближе и понятнее, чем богословско-схоластическая культура. Поэтому эпоха Возрождения в лице гуманистов осознает себя как возрождение античных ценностей, образа жизни, мышления и чувствования. Однако сам человек, его мировоззрение существенно отличаются от античного. Велик или ничтожен человек? Ответ на этот главный для эпохи Возрождения вопрос проясняет как сходство, так и различие античной и средневековой философии и культуры в целом (см. Сапронов П.А. Культурология – СПб.: СОЮЗ, 1998. – Ч. 7).

2. Основанием философии эпохи Возрождения является антропоцентризм. Антропоцентризм Возрождения – это признание центрального положения человека в мире на основе утверждения единосущности Бога и человека.

В своей «Речи о достоинстве человека» Пика делла Мирандола (1463-1494) дает образ человека как творца самого себя, бесконечного по своим творческим возможностям. Гимн человеку поет и Т.Кампанелла (1568-1639) – знаменитый утопист. Человек является порождением бесконечной «сущности», «результатом бесконечного творца». Если же Бог и человек имеют одинаковую сущность, то божественность человека не имеет границ: человек стремится «возвыситься над небом и миром». В пределе человек и есть Бог. Главная цель жизни такого человека – самореализация, а не преодоление греховности. Человек создает себя и свой мир в земном бытии, и это бытие приобретает черты божественного.

Следовательно, главным в возрожденческом гуманизме является не человеколюбие, а направленность на самого себя. Не смирение, а гордость владеют человеком. Человек реализует себя во всех видах деятельности. Однако главным средством его развития являются гуманитарные занятия – риторикой, поэзией, историей, этикой. Античные мыслители становятся учителями, наставниками в делах человеческих.


Гуманизм – это не только свобода мысли и индивидуализм, но и образ жизни. Жизнь гуманиста – это напряженное эстетическое самоутверждение. Фигура художника творца становится символом культуры. Художник видится гуманистами как человек в его высшем, божественном выражении.

Так как земное возвышается до небесного, то теоцентрическое, иерархическое мировоззрение сменяется пантеистическим (пан – все, теос – бог). Пантеизм – учение, отождествляющее Бога с мировым целым.

В обосновании пантеизма философы Возрождения опираются на последователей учения Платона – неоплатоников. Так, согласно взглядам Плотина (205-270) Мировая душа является посредником между божественным и материальным. Поэтому «тьма» природного, телесного пронизана светом духовного. Душа сообщает материи смысл, ценность и красоту, без которых мир бы не существовал. Так как душевное начало находится в каждой части природы, то человек может войти с ним в контакт и научиться им управлять. Так магия и алхимия органически вписываются в мировоззрение и культуру Возрождения: «… магия сочетает землю с небом, т.е. низшее женит на силах высшего.» (П.делла Мирандола).

С пантеистическим мировоззрением связан и художественный идеал Возрождения. В соответствии с пантеистической установкой духовное непосредственно проявляется в природном в виде гармонии, пропорциях линий и форм, в игре света и тени, «музыке» цвета. «Стереоскопичность изображения и центральная перспектива (предметы изображаются на плоскости так, как их видит человеческий глаз. – М.Б.) в ренессанской картине диктуются … не потребностями точного копирования объектов…, а пантеистической природой ренессанского идеала. Именно этим объясняется особая одухотворенность живописного пространства ренессанских картин. За кажущимся реализмом здесь в действительности странным образом просвечивает мистицизм.» (Бранский В.П. Искусство и философия. Роль философии в восприятии художественного произведения на примере истории живописи. –Калининград: «Янтарный Сад». 1998. с. 321). Духовное выражается прежде всего красотой человеческого тела. Используемые при этом евангельские и мифологические сюжеты придают возвышенный тон земным проявлениям человека. Ярко выражена духовность и в облике самого художника, поэтому почти все из них оставили свои автопортреты.

Раскрытие божественных пропорций требует знания математических, анатомических, оптических, механических и других закономерностей. Поэтому искусство неразрывно связано с наукой, их строгого различия нет. Творчество понимается как процесс, контролируемый зрением и осуществляемый рукой: «… высочайший гений не прибавит ни единой мысли к тем, что мрамор сам таит в избытке – лишь это нам рука, послушная рассудку, явит.» (Микеланджело Б.). Аналогичны высказывания Леонардо да Винчи о живописи как средстве познания.

Установка на самореализацию человека, ее «титанизм» привели к созданию шедевров мировой культуры. Однако такая установка имеет и обратную сторону. Титаническая по своим культурным достижениям эпоха известна и фактами злодейства, доведенного до своего высшего предела (см.: Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Искусство, 1978). Гуманистические идеалы не могли воплотиться в реальной жизни, осознание чего выразилось в самом факте появления утопий (Т. Мор, Т. Кампанелла).

3. Философские основания гуманистических воззрений разработаны также в учениях Н. Кузанского (1401-1464) и Дж. Бруно (1548-1600).

Николай Кузанский (Николай Кребс) – кардинал католической церкви. Свою философскую и научную деятельность рассматривал как побочное занятие «для облегчения души от тяжких забот».

Н. Кузанский различает Бога как предмет разума и Бога как предмет веры. Бог как предмет осмысления философией – это «развернутый» мир и его познание является делом разума. Вера постигает Бога лишь в его «свернутой» форме.

В Боге, поскольку он бесконечен, все различия и противоположности исчезают, «максимум» и «минимум» совпадают. Бог как «все во всем» содержит мир в себе. Переход от Бога к миру осуществляется путем развертывания заключенной в Боге возможности бытия мира. Мир – это «развернутое» и поэтому ограниченное божественное начало. В результате такого уподобления мира Богу «мир имеет свой центр повсюду, а окружность нигде».

Бесконечность Бога «разворачивается» как во Вселенной, так и в индивидуальном человеческом существовании. Человек в своей завершенности несет божественность, но опять-таки в ограниченном виде. Полное слияние божественного и человеческого состоялось лишь во Христе. Совпадение противоположностей в качестве намека на божественное бесконечное имеет место и в единичных вещах. Например, треугольник при увеличении до бесконечности одной из его сторон превращается в прямую линию. Совпадение противоположностей познается человеческим разумом. Он интуитивно постигает это как принцип. Всякое становление есть процесс предельного перехода, наглядно представленный в геометрических построениях. Абсолютным пределом является Бог. В постижении совпадения таких противоположностей как Бог и человек, субъект и объект достигается обожествление человека. «Как Бог развертывает из себя все многообразное богатство природных вещей, так и человеческий ум развертывает понятия, свернутые в нем».

Стремление обосновать самоценность земной жизни человека неизбежно приводило к вопросу о положении человека в космосе, о его физических и смысловых связях с миром. Пока мир оставался геоцентрическим, человек мыслился несомненно центром мировых связей. Положение изменилось после выступления Н.Коперника (1473-1543), заменившего геоцентризм гелиоцентризмом.

Дж.Бруно развивает философские представления Н.Кузанского и астрономические взгляды Н.Коперника. В свете новейших данных Бог, по мнению Дж.Бруно, это мировое целое. Поэтому никакого источника движения вне мира не существует. Он содержится во всех взаимосвязанных частях мирового целого. Материя – это самодвижущееся единое начало. Она порождает из себя все многообразие своих форм. Бог видится Дж.Бруно в «бесконечной способности природы все создавать и всем становиться». Единое саморазвивается во многое.

Бесконечной мощи таким образом понятого Бога соответствует бесконечная мощь Вселенной. Пространство бесконечно. Бесконечному пространству соответствует бесконечное число миров. Все они состоят из одних и тех же элементов и подчиняются единым закономерностям. В бесконечной Вселенной нет центра. Деятельность человека должна быть возвышенной, устремленной к бесконечности, частью которой является он сам. Человек обязан познавать Вселенную и в соответствии с полученными знаниями реализовывать себя.

Рационально-дедуктивный метод Р.Декарта.

Методология научного познания Ф.Бэкона. Индуктивный метод.

Причины разработки философией теории и методов познания.

VI. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

ТЕСТ 5.

ВОПРОСЫ

1. Чем различаются трактовки человека как образа и подобия Бога в христианской философии и в философии Возрождения?

2. Раскройте различия между античным и ренессанским образами человека.

3. В чем сущность ренессанского гуманизма?

4. Почему неоплатонизм является философской основой гуманизма Возрождения?

5. В чем сущность пантеизма и как он влияет на художественный идеал Возрождения?

6. Почему искусство и наука в эпоху Возрождения не имели четкого различения?

7. Какую роль играет идея совпадения противоположностей в учении Н.Кузанского об отношении Бога и мира?

8. Почему Н.Кузанский называет человека «Вторым Богом»?

9. Раскройте диалектическое содержание натурфилософских взглядов Дж.Бруно.

1. Чьё учение составляет философскую основу гуманизма Возрождения?

 Сократа

 Платона

 Плотина

2. Каким является взгляд на природу у гуманистов?

 тенстическим

 атенстичесеким

 пантенстическим

 деистическим

3. Каким образом движется мысль человека в гуманизме Возрождения?

 от личного к божественному

 от божественного к личному

 от общественного к индивидуальному

 от индивидуального к общественному

4. К чему стремиться Возрождение?

 возвысить земное до божественного

 принизить божественное

 игнорировать земное

5. Какая ориентация доминирует в гуманизме Возрождения?

 предметно-практическая ориентация

 этическая ориентация

 эстетическая ориентация

6. Какое направление утверждает тождество Бога и природы?

 теоцентризм

 пантеизм

 космоцентризм

 антропоцентризм

7. Кому принадлежит следующая мысль: «Так как Бог есть все, он также и ничто», ибо он «везде и нигде»?

 Н.Копернику

 Т.Кампанелле

 Н.Кузанскому

 П.делла Мирандоле

 Плотин

 Н.Кузанский

 Дж.Бруно

 Т.Кампанелла

 П.делла Мирандола

9. В учении Н.Кузанского:

 Бог отождествляется с природой

 природа и мир заключены в Боге

 природа и мир заключены в человеке

10. Чем является мир с точки зрения Дж.Бруно?



 развернутая сущность Бога

 самодвижущаяся природа

 космической сущностью

11. Кто из философов Флорентийской академии почитался почти наравне с Христом?

 Аристотель

 Платон

 Сократ

 Августин

12. Кому принадлежит высказывание: «Живопись является философией», ибо «глаз меньше ошибается, чем разум»?

 Л. да Винчи

 Л. Валле

 Микеланджело

Философия Нового времени развивается в период становления капитализма, приведшего к изменениям не только в социально-экономических отношениях, политике, но и в сознании людей. В значительной степени это было вызвано становлением экспериментально-математического естествознания. А в силу того, что наука стала занимать в мировоззрении этой эпохи ведущее место, произошла и переориентация философии, в которой на первый план вышла теория познания, методология научного познания.

Основоположниками методологии научного познания в философии Нового времени стали англичанин Фрэнсис Бэкон (1561-1626) и француз Рэне Декарт (1596-1650).

Гуманизм, который ознаменовал собой новую эру в развитии человеческого общества под названием эпоха Возрождения. в те времена находилась под тяжелым бременем церковных предрассудков, всякая свободная мысль жестоко подавлялась. Именно в то время во Флоренции и зародилось философское учение, заставившее взглянуть на венец творения божьего по-новому.

Гуманизм эпохи Возрождения - это совокупность учений, представляющих человека мыслящего, умеющего не только плыть по течению, но и способного сопротивляться и действовать самостоятельно. Основным его направлением является интерес к каждому индивидууму, вера в его духовные и физические возможности. Именно гуманизм эпохи Возрождения провозгласил иные принципы формирования личности. Человек в этом учении представляется как созидатель, он индивидуален и не пассивен в своих мыслях и поступках.

Новое философское направление взяло за основу античную культуру, искусство и литературу, акцентировав внимание на духовной сущности человека. В средние века наука и культура были прерогативой церкви, которая очень неохотно делилась накопленными знаниями и достижениями. Гуманизм эпохи Возрождения приоткрыл эту завесу. Сначала в Италии, а потом постепенно и по всей Европе стали образовываться университеты, в которых, наряду с теософскими науками, стали изучать и светские предметы: математику, анатомию, музыку и гуманитарные предметы.

Самыми известными гуманистами являются: Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буанаротти. Англия дала миру таких гигантов, как Вильям Шекспир, Фрэнсис Бэкон. Франция подарила и Испания - Мигеля де Сервантеса, а Германия - Альбрехта Дюрера и Ульриха фон Гуттена. Все эти великие ученые, просветители, художники навсегда перевернули мировоззрение и сознание людей и показали человека разумного, красивого душой и мыслящего. Именно им обязаны все последующие поколения за подаренную возможность взглянуть на мир иначе.

Гуманизм в эпоху Возрождения во главе всего поставил добродетели, которыми обладает человек, и продемонстрировал возможность их развития в человеке (самостоятельно или при участии наставников).

Антропоцентризм отличается от гуманизма тем, что человек, согласно этому течению, является центром мироздания, а все, что располагается вокруг, должно служить ему. Многие христиане, вооружившись этим учением, провозгласили человека высшим созданием, при этом взвалив на него и самый большой груз ответственности. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения очень существенно разнятся между собой, поэтому нужно уметь четко разграничивать эти понятия. Антропоцентрист - это человек, являющийся потребителем. Он считает, что ему все обязаны чем-либо, он оправдывает эксплуатацию и не задумывается над уничтожением живой природы. Его основным принципом являются следующий: человек имеет право жить так, как ему хочется, а остальной мир обязан служить ему.

Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения были в дальнейшем использованы многими философами и учеными, такими как Декарт, Лейбниц, Локк, Гоббс и другие. Эти два определения неоднократно брались за основу в различных школах и течениях. Самым значительным, конечно, для всех последующих поколений стал гуманизм, в эпоху Возрождения посеявший семена добра, просвещения и разума, которые мы и сегодня, спустя несколько веков, считаем наиважнейшими для человека разумного. Мы, потомки, наслаждаемся сегодня великими достижениями литературы и искусства Ренессанса, а современная наука основывается на многих учениях и открытиях, которые зародились в XIV веке и существуют до сих пор. Гуманизм эпохи Возрождения попытался сделать научить его уважать себя и окружающих, а наша задача - суметь сохранить и преумножить лучшие его принципы.

1. Слово «философия» первым употребил:

б) Пифагор;

в) Сократ;

г) Диоген.

2. Что такое философия:

а) мировоззрение;

б) теоретическое мировоззрение;

г) методология познания.

3. Специфическая черта научности философского знания:

а) объективность;

б) истинность;

в) всеобщность;

г) теоретическая форма осмысления проблем.

4. Две специфические составляющие философского знания:

а) научность и ценностность;

б) объективность и истинность;

в) доказательность и проверяемость;

г) доказательность и истинность.

5. Основной вопрос философии есть:

а) проблема соотношения материи и сознания;

б) важнейшая проблема эпохи;

в) система нравственных норм;

г) проблема первоначал.

6. В чем отличие материализма и идеализма:

а) в ценностном отношении к миру;

б) в подходе к соотнесению материи и сознания;

в) в различных идеалах жизни.

7. Определите, какие из приведенных ниже суждений верны:

а) если мысль истинная, то она материалистическая;

б) если мысль материалистическая, то она истинная;

в) если мысль идеалистическая, то она ложная;

г) если мысль ложная, то она идеалистическая;

д) истинными или ложными могут быть как материалистические, так и идеалистические мысли, суждения, теории.

8. Согласие, с каким из нижеследующих положений означает агностицизм:

а) некоторые вещи никогда не станут объектами нашего знания;

б) процесс познания бесконечен;

в) человек никогда не сможет до конца исчерпать всех тайн природы;

г) все научные теории неполны и не отражают объект абсолютно точно;

д) сущность вещей принципиально непознаваема;

е) в науке есть неразрешимые задачи;

ж) чем больше познаем, тем меньше знаем.

9. Религию можно определить как мировоззрение, которое полагает наличие:

а) акта веры;

б) мистического содержания;

в) всеобщего мирового закона;

г) сверхъестественного начала.

10. Философию отличает от религии:

а) теоретическое осмысление мировоззренческих проблем;

б) отсутствие акта веры;

в) отказ от сверхъестественного начала;

г) идея совершенной мудрости.

11. Выделите признаки, обязательные для философского мировоззрения:

а) системность;

б) абстрактность;

в) логическая непротиворечивость;

г) простота;

д) эмпирическая обоснованность;

е) наглядность;

ж) конкретность;

з) максимальная общность;

и) оценочный характер.

12. Какие из перечисленных вопросов имеют философский характер:

а) в чем смысл существования человека;

б) каковы пути разрешения экологического кризиса;

в) что есть истина;

г) в чем сущность гравитации;

д) возможно ли создание искусственного интеллекта;



е) расширяется ли Вселенная;

и) что такое свобода.

13. Основную задачу первые греческие философы видели:

а) в поиске первоначала многообразного мира;

б) в исследовании сущности человека;

в) в познании общества;

г) в исследовании души человека.

14. Подлинное бытие в атомизме Демокрита – это:

а) пустота;

г) Космос.

15. Кто утверждал, что «все течет, все изменяется» и «в одну и ту же реку нельзя войти дважды»:

а) Демокрит;

б) Гераклит;

в) Пифагор;

г) Протагор.

16. Антропологический поворот в античной философии связан с именем:

а) Демокрита;

б) Пифагора;

в) Сократа;

г) Гераклита.

17. Сущность концепции этического рационализма в учении Сократа состоит:

а) в поиске разумом общезначимых регуляторов поведения людей;

б) в отождествлении добродетели и знания о ней;

в) в осознанном следовании нравственным предписаниям;

г) в подчинении нравственных предписаний интересам государства.

18. Основоположником объективного идеализма является:

а) Аристотель;

б) Платон;

в) Плотин;

г) Пифагор.

19. Диалектика, по Платону, это:

а) общая теория развития мира;

б) учение о понятиях и методах логического мышления;

в) учение о развитии через противоположности;

г) учение о цикличности в развитии мира.

20. По мнению Аристотеля человек – это:

а) высшее природное существо;

б) разумное животное;

в) носитель идей;

г) общественное животное, наделенное разумом.

21. Добровольное следование судьбе, апатия, отношение к жизни и смерти как к естественно необходимому, характеризуют принципы человеческой жизни:



а) в стоицизме;

б) в скептицизме;

в) в эпикуреизме;

г) в платонизме.

22. С точки зрения христианства, тело человека:

а) темница души;

б) источник греха;

в) ничто, а душа – все;

г) подчинено душе.

23. Человек является образом и подобием Бога:

а) по происхождению от Бога;

б) по воле Божьей;

в) благодаря единосущности с Богом.

24. С точки зрения христианской философии, Бог является:

а) безличным перводвигателем мира;

б) универсальным принципом бытия;

в) абсолютной личностью.

25. Познание человеком Бога, с точки зрения патристики, возможно:

а) через познание гармонии и целесообразности всего сущего;

б) через познание самого себя как единства души и тела;

в) через познание собственной души.

26. Главной целью схоластики является:

а) философско-теологическое обоснование христианских догматов;

б) рационалистическое, логическое обоснование христианской догматики;

в) критика христианской догматики.

27. С точки зрения А. Августина, познание Бога достигается:

а) разумом;

б) чувствами, созерцанием;

28. Какое суждение истинно для учения А. Августина:

а) вера основывается на разуме;

б) вера является самостоятельным источником истины и исключает ценность разумного познания;

в) разум подкрепляет положения веры, но сам истину найти не может.

29. В философии А. Августина свобода является:

а) свойством воли;

б) свойством разума;

в) социальной характеристикой человека.

30. Учение Ф. Аквинского опирается на философию:

а) Аристотеля;

б) Сократа;

в) Платона.

31. С точки зрения Ф. Аквинского, общее существует:

а) как самостоятельная реальность наряду с единичными вещами;

б) как сущность единичных вещей;

в) в Боге как полноте бытия и в связи единичных вещей через Бога.

32. В философии Ф. Аквинского зло в мире идет:

а) от человеческой деятельности;

б) от Бога;

в) от природы.

33. В гуманизме Возрождения доминирует:

а) предметно-практическая ориентация;

б) этическая ориентация;

в) эстетическая ориентация.

34. Гуманистическая система ценностей основывается на принципе:

а) теоцентризма;

б) антропоцентризма;

в) космоцентризма.

35. С точки зрения гуманистов главная цель жизни человека:

а) самореализация;

б) служение Богу;

в) служение обществу.

36. У гуманистов взгляд на природу является:

а) генетическим;

б) атеистическим;

в) материалистическим;

г) пантеистическим.

37. В обосновании пантеизма философы Возрождения опираются на:

а) неоплатонизм;

б) материализм;

в) дуализм.

38. Тождество Бога и природы утверждает:

а) теоцентризм;

б) пантеизм;

в) космоцентризм;

г) антропоцентризм.

39. Кому принадлежит следующая мысль: «Мир имеет свой центр повсюду, а окружность нигде в результате уподобления мира Богу»:

а) Н. Копернику;

б) Т. Кампанелле;

в) Н. Кузанскому;

г) П. делла Мирандоле.

а) Плотин;

б) Н. Кузанский;

в) Дж. Бруно;

г) Л. да Винчи.

41. Главный принцип диалектики Бога и мира в учении Н. Кузанского:

а) совпадение противоположностей;

б) причинность;

в) гуманизм.

42. С точки зрения Дж. Бруно, мир – это:

а) объективная реальность;

б) самодвижущаяся природа;

в) развернутая сущность Бога.

43. В эпоху Нового времени формируется картина мира:

а) космоцентрическая;

б) эволюционистская;

в) субъект-объектная;

г) антропоцентрическая.

44. В философии на первый план выходит проблематика:

а) гносеологическая;

б) аксиологическая;

в) онтологическая;

г) социальная.

45. Основоположником эмпиризма является:

а) Декарт;

46. Какого рода заблуждения Бэкон считал порождением слепой веры в авторитеты:

а) идолы пещеры;

б) идолы рода;

в) идолы театра;

г) идолы рынка.

47. Метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему, называется:

а) индукцией;

б) дедукцией;

в) рационалистическим;

г) эмпирическим.

48. Метод познания, основанный на выведении частных положений из общих, называется:

а) индукцией;

б) дедукцией;

в) анализом;

г) синтезом.

49. Высказывание «Мыслю, следовательно, существую» принадлежит:

а) Декарту;

б) Бэкону;

50. Тезис о том, что в разуме нет ничего, что предварительно не прошло бы через чувства, характеризует:

а) рационализм;

б) эмпиризм;

в) сенсуализм;

г) номинализм.

51. Учение о первичных и вторичных качествах развито:

а) Локком;

б) Бэконом;

в) Декартом;

г) Беркли.

52. Философия Беркли характеризуется как:

а) материалистический сенсуализм;

б) идеалистический сенсуализм;

в) дуализм;

г) материализм.

53. Позиция Д. Юма по вопросу об источнике наших ощущений:

б) этот вопрос неразрешим;

в) материальный мир.

54. Какая идея объединяет всех философов Просвещения:

а) перестройка жизни на разумных началах, путем распространения знания и воспитания;

б) материалистическое мировоззрение;

в) необходимость юридического равенства всех граждан;

г) идея собственности как естественного свойства человека.

55. История, с точки зрения Вольтера, это арена борьбы:

а) просвещения и невежества;

б) классов;

в) этносов и разных культур;

г) великих личностей.

56. Монтескье предлагал:

а) отделить церковь от государства;

б) разделить поровну между гражданами частную собственность;

в) уравнять в правах женщин и мужчин;

г) разделить власть на законодательную, исполнительную и судебную.

57. Кто высказал идею об отрицательном воздействии научно-технического прогресса на состояние нравственности:

а) Вольтер;

г) Гельвеций.

58. В чем усматривал Руссо источник социального неравенства и отчуждения людей:

а) в правлении непросвещенных людей;

б) частной собственности;

в) физическом неравенстве;

г) отсутствии свободы.

59. Вольтер трактует человека как:

а) социальное животное;

б) разумное существо;

в) природное существо;

г) ощущающее существо.

60. В этической теории Гельвеций определяет добродетель через:

а) общий интерес;

б) частный интерес;

в) потребности;

61. Гольбах и Гельвеций пришли к выводу, что интересы людей зависят:

а) от реальных потребностей;

б) от их ментальности;

в) от обстоятельств;

г) от формы их деятельности.

62. Преодолеть социальное неравенство людей, говорит Руссо, можно путем:

а) отказа от государства и возврата человека к «естественному состоянию»;

б) отмены частной собственности;

в) уравнивания собственности людей;

г) просвещением людей.

63. Согласно Канту субъект:

а) является источником знания;

б) определяет форму знания;

в) интуитивно познает объект.

64. Объективность знания по Канту означает:

а) всеобщность и необходимый характер знания;

б) независимость знания от субъекта;

в) отражение свойств вещей самих по себе.

65. Связующее звено между рассудком и чувственностью, по Канту:

а) практика;

в) воображение.

66. Свобода человека, согласно Канту, проявляется:

а) в следовании познанной необходимости;

б) в возможности выбора действий;

в) в следовании нравственному императиву.

67. Кантовские идеи о безусловном – это:

а) обобщения опыта;

б) конечные цели стремлений че-ловека;

в) сверхчувственные сущности.

68. Высшей формой развития абсолютного духа, по Гегелю, является:

а) философия;

б) искусство;

в) религия.

69. С точки зрения Гегеля, всеобщая причина развития находится:

а) в воздействии одних факторов, систем на другие;

б) во взаимодействии внутренних противоположностей систем;

в) в спонтанных переходах от одного состояния системы к другому.

70. Условием могуществ разума является, согласно Гегелю:

а) опора разума на опыт;

б) непротиворечивость мышления;

в) способность разрешать противоречия.

71. Диалектика у Гегеля является:

а) отражением развития объективного мира;

б) саморазвитием идеи;

в) методом познания и преобразования объективного мира.

72. Сущностным свойством человека, по Фейербаху, выступает:

а) врожденное стремление к счастью;

б) разумный эгоизм;

в) нравственный долг.

73. Выход из отчужденного состояния человечества Фейербах видит

а) в изменении отношений человека к природе;

б) в изменении отношений человека к человеку;

в) в изменении общественных условий жизни.

74. В какой работе Маркс сформулировал тезис о необходимости философии не только объяснять, но изменять мир:

а) Тезисы о Фейербахе;

б) Экономическо-философские рукописи 1844 г.;

в) Немецкая идеология;

г) Предисловие «К критике политической экономики».

75. Какая проблема находится в центре внимания Маркса в «Экономическо-философских рукописях 1844 г.»:

а) отчуждения человека;

б) потребностей человека;

в) духовного производства;

г) материального производства.

76. Что, по мысли Маркса, лежит в основе отчуждения человека в обществе:

а) частная собственность;

б) характер труда;

в) социальное устройство общества;

г) нравственные отношения.

77. В чем Маркс увидел источник развития общества:

а) в развитии потребностей людей;

б) в развитии производительных сил общества;

в) в научно-техническом прогрессе;

г) в противоречии субъекта и объекта.

78. Что лежит в основе формационной концепции истории:

а) различие в культурных ценностях;

б) способ производства;

в) уровень духовного развития общества;

г) тип государственного устройства.

79. По Марксу, сущность человека определяется:

а) совокупностью всех общественных отношений;

б) природой;

в) духовностью;

г) разумностью.

80. Что выделяется в качестве причины смены общественно-экономических формаций:

а) материальные потребности людей;

б) противоречие в способе материального производства;

в) духовные потребности.

81. Материалистическое понимание истории есть:

а) отрицание влияния идейных факторов на общественное развитие;

б) утверждение о том, что материальные потребности людей являются движущими силами развития общества;

в) выдвижение в качестве идеала развития такого общества, которое полностью удовлетворит материальные потребности людей;

г) утверждение об определяющей роли материального производства в жизни общества.

82. Согласно учению Г.С.Сковороды, Вселенную и человека связывает:

а) практическая деятельность;

б) божественное происхождение Вселенной и человека;

в) мир символов.

83. Кто из русских философов считал, что существует три мира: макрокосм, микрокосм и мир символов:

а) митрополит Илларион;

б) Г.С. Сковорода;

в) А.С. Хомяков.

84. Кому принадлежит высказывание о том, что Россия не имеет внутреннего стержня культурного развития, не дала миру ни одной идеи, оставшись в стороне от культурного прогресса:

а) А.И. Герцену;

б) П.Я. Чаадаеву;

в) Ю.Ф. Самарину.

85. Сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям характеризует понятие:

а) софийности;

б) всеединства;

в) соборности.

86. Представители славянофильства:

а) И.В. Киреевский;

б) А.И. Герцен;

в) А.С. Хомяков;

г) Ю.Ф. Самарин;

д) В.Г. Белинский;

е) К.С. Аксаков.

87. Социально-культурное многообразие удерживается, по мнению К.Н. Леонтьева, прежде всего:

а) развитием науки и техники;

б) государственной политикой;

в) религией.

88. Социальный идеал В.С. Соловьева:

а) демократия;

б) самодержавие;

в) свободная теократия.

89. Какую форму государственного устройства считали приемлемой для России И.А. Ильин и И.Л. Солоневич:

а) монархию;

б) республику;

в) диктатуру.

90. Представитель религиозного космизма:

а) Н.Ф. Федоров;

б) П.А. Флоренский;

в) В.И. Вернадский;

г) А.Л. Чижевский.

91. Мысль о том, что свобода предшествует бытию, принадлежит:

а) Н.А. Бердяеву;

б) А.С. Хомякову;

в) В.С. Соловьеву;

г) Н.Ф. Федорову.

92. Согласно Н.А. Бердяеву, путь человека в Царство Божие лежит через:

б) познание;

в) творчество.

93. В позитивизме Конта главной задачей философии является:

а) выяснение всеобщих законов бытия;

б) систематизация научного знания;

в) анализ истории развития науки;

г) анализ языка науки.

94. Важнейшая функция философии с точки зрения неопозитивизма:

а) систематизация научного знания;

б) осмысление истории развития науки;

в) логический анализ научных понятий;

г) выявление значения социокультурных факторов в развитии науки.

95. В структурализме культура исследуется в качестве:

а) системы ценностей;

б) преобразования природы;

в) меры развития человека;

г) знаковой системы.

96. В философской герменевтике под познанием понимается:

а) отражение объективных свойств мира;

б) способ бытия человека в мире;

в) средство преобразования мира;

г) главный вид человеческой деятельности.

97. Представителем «философии жизни» является:

а) А. Бергсон;

в) А. Камю;

г) Г. Гадамер.

98. Источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом в структуре психики человека (по З. Фрейду) является:

б) «Сверх-Я»;

99. Критерий подлинности человеческого бытия в экзистенциализме:

а) его направленность к будущему;

б) его прикованность к настоящему;

в) его обращенность в прошлое;

г) его служение идеалам.

100. Балансирование на грани жизни и смерти, ощущение хрупкости своего бытия характеризует существование человека с точки зрения:

а) неотомизма;

б) герменевтики;

в) экзистенциализма;

г) философии жизни.

101. Современный неотомизм отвергает:

а) рационализм;

б) гармонию веры и разума;

в) иррационализм.

102. Образ «лабиринта» в постмодернизме – символ:

а) равнозначной множественности путей, истин.

б) системности мира;

в) отказа от рационального постижения мира.

5. Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»

1. Истоки философии. Религия и мифология.

2. Философское мировоззрение. Специфика философского знания.

3. Основные разделы философского знания.

4. Место философии в системе культуры.

5. Проблема человека в буддизме, конфуцианстве, даосизме.

6. Общая характеристика философии Античности. Человек в учениях Сократа, Платона, Аристотеля.

7. Общая характеристика средневековой философии. Природа и человек как творения Бога.

8. Принципы философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм.

9. Научная революция XVII века и проблема обоснования достоверности знания. Ф. Бэкон и Р. Декарт.

10. Социально-исторические предпосылки философии Просвещения. Трактовка человека и общества в философии Просвещения.

11. Немецкая классическая философия: основные идеи и представители.

12. Основные черты философии марксизма.

13. Традиции и особенности русской философии XI-XIX веков.

14. Основные идеи русской религиозной философии конца XIX- начала XX века.

15. Общая характеристика философии XX века. Мир человека в современной западной философии.

16. Экзистенциализм о сущности, существовании и свободе человека.

17. Неопозитивизм, структурализм, герменевтика.

18. Религиозная философия XX века: «антропологический поворот».

20. Основные формы бытия. Материальное и идеальное.

21. Понятие движения, формы движения.

22. Пространство и время.

23. Проблема сущности человека. Соотношение социального, биологического и духовного в человеке.

24. Понятие сознания. Концепции сущности и происхождения сознания в современной философии.

25. Сущность и существование в бытии человека. Проблема смысла человеческой жизни.

26. Понятие процесса познания. Структура процесса познания.

27. Проблема истины в философии. Критерии истины.

28. Чувственное, рациональное и иррациональное в познании.

29. Структура научного знания.

30. Общество как целостная и развивающаяся система.

31. Понятие гражданского общества.

32. Понятия «культура» и «цивилизация». Многообразие цивилизаций и культур.

33. Религиозные ценности и их роль в современном мире.

34. Добро и красота, их соотношения в духовном мире современного человека.

35. Социальные и философские проблемы информатики.

36. Понятие компьютерной революции, противоречия компьютеризации.

37. Понятие личности. Процесс социализации личности.

38. Проблема свободы и ответственности личности.

39. Современная цивилизация и ее особенности.

40. Глобальные проблемы современности, их происхождение и пути решения.

В первом, раннем периоде, т.е. в XIV-XV вв., Возрождение имеет, прежде всего, «гуманистический» характер и сосредоточивается главным образом в Италии; в XVI и в значительной мере в XVII вв. он имеет главным образом естественнонаучную направленность. Гуманизм Ренессанса в этот период переходит в другие европейские страны.

Гуманизм (лат. humanus - человеческий) в общем смысле слова означает стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки. Гуманизм, по своей сущности, всегда выражает определенные социальные, классовые интересы.

В узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение, которое сформировалось в период Ренессанса и содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Значение гуманистов надо рассматривать не только в связи с развитием философского мышления, но и с исследовательской работой по изучению старых текстов.

Гуманизм Ренессанса в Италии в большой степени ориентировался на Платона. Среди платоников XV столетия важное место занимает Марсилио Фичино (1422-1495). Он перевел всего Платона на латынь, пытался обогатить учение Платона христианскими идеями.

Его последователем был Пико делла Мирандола (1463-1495). В его понимании мира заметен пантеизм . Мир устроен иерархически: он состоит из ангельской, небесной и элементарной сфер. Чувственный мир возник не из «ничего», но из высшего бестелесного начала, из «хаоса», неупорядоченность которого «интегрирует» бог. Мир прекрасен в своей сложной гармоничности и противоречивости. Противоречивость мира в том, что, с одной стороны, мир находится вне бога, а с другой - его становление божественно. Бог не существует вне природы, он в ней постоянно присутствует.

Судьбу человека определяет не сверхъестественная совокупность звезд, судьба является следствием его естественной свободной активности. В речи «О достоинстве человека» (1486) говорится о человеке как особом микрокосмосе, который нельзя отождествлять ни с одним из трех «горизонтальных» миров неоплатоновской структуры (элементарный, небесный и ангельский), так как он проникает вертикально через все эти миры. Человек имеет исключительное право на то, чтобы творить свою личность, свое существование собственной волей, свободным и соответствующий выбором. Таким образом, человек отличается от остальной природы и идет к «божественному совершенству». Человек сам творец своего счастья. Гуманизм Пико антропоцентричен, человека он помещает в центр мира. Человеческая природа существенно отличается от животной, она является более возвышенной, совершенной; человек - это существо, которое способно стремиться к «божественному» совершенству. Эта возможность не дана заранее, но становится, человек сам ее формирует.

Великий французский гуманист Ренессанса Мишель де Монтень (1533-1592) получил прекрасное гуманитарное образование, хорошо знал культуру древности и восторгался ею. Как член городского магистрата, сам воочию убедился в несправедливостях, которым подвергались невинные жертвы религиозного фанатизма, был свидетелем фальши и лицемерия, лживости «доказательств» при судебных процессах. Все это нашло отражение в его литературном творчестве, в котором он рассуждал о человеке и его достоинстве. Критические взгляды на жизнь человека, общество и культуру своего времени, свои чувства и настроения он излагал в форме эссе, заметок, дневников.

С помощью скептицизма он хотел избежать фанатических страстей. В равной степени он отвергал как самоуспокоенность, самодовольство и догматизм, так и пессимистический агностицизм.

Этическое учение Монтеня является натуралистическим. Против схоластической модели «добродетельной» жизни, против ее суетности, сумрачности он выдвигает гуманистический идеал яркой, любвеобильной, умеренной добродетели, но при этом достаточно мужественной, непримиримой к злобе, страху и унижениям. Такая «добродетель» соответствует природе, исходит из познания естественных условий жизни человека. Этика Монтеня является полностью земной; аскеза, согласно его взглядам, бессмысленна. Он свободен от предрассудков. Человека нельзя вырвать из естественного порядка, из процесса возникновения, изменения и гибели.

Монтень отстаивает идею независимости и самостоятельности человеческой личности. Его индивидуализм направлен против лицемерного конформизма, против того положения, когда под лозунгом «жить для других» часто скрываются эгоистические, корыстолюбивые интересы, в которых другой человек выступает лишь как средство. Он осуждает безразличие, подлость и подобострастие, которые душат самостоятельное, свободное мышление человека.

К богу он относится скептически: бог непознаваем, поэтому он не имеет никакого отношения к делам человеческим и поведению людей; он считает бога неким неличным принципом. Его воззрения на религиозную терпимость были весьма прогрессивны: ни одна религия не «имеет преимуществ перед истиной».

Гуманизм Монтеня также имеет натуралистический характер : человек является частью природы, в своей жизни он должен руководствоваться тем, чему его учит природа-мать. Философия должна выступать в роли наставницы, вести к правильной, естественной, доброй жизни, а не быть совокупностью мертвых догм, принципов, авторитарных проповедей.

Идеи Монтеня оказали влияние на последующее развитие европейской философии.