Open
Close

Изгнание адама и евы из рая. Изгнание адама и евы из рая в картинах и иконах

ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ

Всё, что мы видим, называется миром видимым. Но есть и другой мир, который мы не можем видеть, то есть мир невидимый. В нём живут Божьи Ангелы.

Кто же эти Ангелы?

Это бестелесные духи, они невидимы. Но иногда Бог открывает через них Свою волю и Ангелы принимают образ человека. Всех Ангелов Господь сотворил добрыми и послушными. Но один из них сделался гордым, перестал слушаться Бога и некоторых других ангелов научил тому же. За это Господь изгнал их от Себя и они стали называться злыми ангелами, или бесами, а первый ангел, который восстал против Бога, стал называться сатаной, или диаволом.

С тех пор добрые Ангелы отделились от злых. Злые ангелы везде сеют зло; они ссорят людей, заводят вражду и войну, стараются, чтобы люди не любили Господа и жили между собою, как враги. Добрые Ангелы, напротив, учат нас всему доброму и хорошему.

У каждого человека есть свой добрый Ангел-хранитель. Такие Ангелы-хранители оберегают людей от всякой беды и, в случае опасности, закрывают их своими крыльями. Добрые Ангелы грустят и плачут, если дети не слушаются папу и маму, так как дерзких и злых детей Господь не может взять на Небо. Ведь они помнят, как Господь удалил с неба дерзких и непослушных ангелов.

Когда Адам и Ева жили в раю, злые ангелы завидовали их счастью и захотели лишить их райской жизни. Для этого диавол превратился в змея, взобрался на дерево и сказал Еве:

– Правда ли, что Бог запретил вам есть плоды со всех деревьев?

– Нет, – отвечала Ева, – Господь запретил нам есть плоды только с одного деревца, которое растёт посреди сада, и сказал, что если мы их съедим, то умрём.

Тогда хитрый змей сказал:

– Не верьте Богу, вы не умрёте, а, напротив, сами сделаетесь, как боги, и будете всё знать.

Тут Ева посмотрела на запретные плоды, и ей очень захотелось их попробовать. И тогда она сорвала один плод и съела его, а другой дала Адаму, и он тоже съел его. Как только это случилось, они вдруг заметили свою наготу. И после этого им стало ужасно стыдно, как и всем, кто дурно поступает.

Прежде, когда Господь приходил в рай, Адам и Ева бежали к Нему навстречу и беседовали с Ним, как дети с родителями. Но теперь, когда Бог позвал их, им стыдно было показаться Ему, и они спрятались от Него. И сказал им Господь:

– Где ты, Адам?

– Я здесь, – ответил он, – но мне стыдно показаться Тебе, Господи, потому что у меня нет одежды!

Изгнание из рая

– Кто сказал, что тебе должно быть стыдно без одежды? Не ел ли ты плодов от дерева, с которого Я запретил тебе?

Адам ответил:

– Жена, которую Ты дал мне, она дала мне плодов, и я ел.

И сказал Бог жене:

– Что ты сделала?

Ева же отвечала:

– Змей обольстил меня, и я ела.

Адам и Ева не раскаялись и не попросили у Бога прощения, а стали обвинять друг друга, и за это Господь наказал их. Он сказал:

– Итак, вы не послушались Меня, съели запрещённый плод, идите же прочь из рая, трудитесь и в поте лица добывайте пропитание! До сих пор вы не знали ни болезней, ни смерти, теперь же вы будете болеть и умрёте!

Тут явился Ангел, слуга Господа, с огненным мечом и изгнал Адама и Еву из рая. Вот до чего доводит непослушание!

Однако, наказав людей, Господь, по своему милосердию, обещал прислать на землю Своего Сына Иисуса Христа, Который спасёт их, пострадает за людей и опять сделает их достойными жить в раю с Богом после смерти.

Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Изгнание из рая. Бытие 3:23-24 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву

Из книги Бон и тибетский буддизм автора Берзин Александр

Изгнание бонцев Около 760 года император Три Сонгдецен пригласил Гуру Ринпоче (Падмасамбхаву) из Индии. Они построили первый монастырь – Самье, положив начало монастырской традиции. В Самье было и переводческое бюро, где переводились тексты не только с языков Индии и

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 2 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

28:11-19 Изгнание из «рая» В этом плаче представлена картина возвышения и падения царя Тирского, а следовательно, и самого города–государства. Здесь просматривается явная параллель с повествованием об Эдемском саде в Книге Бытие, хотя и не совпадающая с ним во всех

Из книги Хасидские предания автора Бубер Мартин

ИЗГНАНИЕ И СПАСЕНИЕ Некий ученик спросил маггида из Злочова: «Бог сказал Моисею: «Теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном; по действию руки крепкой он отпустит их; по действию руки крепкой даже выгонит их из земли своей»*. Необходимо ли раба, который освобождается от

Из книги Вера после Катастрофы автора Беркович Элиэзе

Изгнание Изгнание - основное событие еврейской истории. Еврейский народ живет в диаспоре дольше, чем на родине. Тем не менее, иудаизм считает жизнь в галуте ненормальным состоянием и в политическом, и в социальном, и в духовном смысле. Как же евреи объясняют изгнание? Одни

Из книги Житие старца Паисия Святогорца автора Исаак Иеромонах

Изгнание беса Свидетельство Евангелоса К. из Салоник: «С двенадцати лет я мучился от вселившегося в меня беса. Моя жизнь была сплошным мучением. Надо мной читали заклинательные молитвы, но после них я чувствовал себя так, словно меня избили.В первую субботу Великого поста

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Предстоящее изгнание 17 Собирайте пожитки, чтобы покинуть страну,живущие в осаде.18 Ведь так говорит Господь:- На этот раз Я изгоняю тех,кто живет в стране;Я пошлю им несчастье,чтобы они были схвачены их врагами.19 Горе мне в моем сокрушении!Моя рана неизлечима!Но я сказал

Из книги Моя первая Священная История. Учение Христа, изложенное для детей автора Толстой Лев Николаевич

Изгнание из рая Всё, что мы видим, называется мир видимый. Но есть и другой мир, которого мы не можем видеть, то есть мир невидимый. В нём живут Божьи ангелы.Кто же это ангелы?Это такие живые существа, как и люди, только невидимые и очень добрые и умные. Всех ангелов Господь

Из книги История мировых религий автора Горелов Анатолий Алексеевич

Изгнание из рая (грехопадение) Библейский рассказ о рае и изгнании из него перекликается с имеющимся у многих народов представлением о золотом веке. В данном мифе присутствует идеал счастливой жизни и объясняется, почему он недоступен людям, а заодно и происхождение

Из книги Благая Весть от Иисуса Христа автора

Изгнание сатаны И был среди больных один, которого Сатана изводил более других. И тело его иссохло так, что остался один скелет, и кожа его была жёлтой, как осенний лист. Он был так слаб, что даже на руках не мог подползти к Иисусу и мог только прокричать ему издалека:-

Из книги Святитель Нектарий Эгинский. Жизнеописание автора Фонтрие Амвросий

Изгнание Другой указ, датированный 11 июля того же года, повелевал митрополиту Пентапольскому покинуть египетскую землю. Святитель Нектарий уехал из Египта, не пытаясь оправдываться или защищаться, а лишь повторяя за Иовом: Господь дал, Господь и взял (Иов. 1, 21) - и за

Из книги Библия в рассказах для детей автора Воздвиженский П. Н.

ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ Всё, что мы видим, называется миром видимым. Но есть и другой мир, который мы не можем видеть, то есть мир невидимый. В нём живут Божьи Ангелы.Кто же эти Ангелы?Это бестелесные духи, они невидимы. Но иногда Бог открывает через них Свою волю и Ангелы принимают

Из книги Библейские рассказы для детей с иллюстрациями. Ветхий Завет автора Воздвиженский П. Н.

Из книги Иллюстрированная Библия для детей автора Воздвиженский П. Н.

ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ Все, что мы видим, называется мир видимый. Но есть и другой мир, которого мы не можем видеть, то есть мир невидимый. В нем живут Божьи ангелы.Кто же эти ангелы?Это такие живые существа, как и люди, только невидимые и очень добрые и умные. Всех ангелов Господь

Из книги Библейские предания. Ветхий завет автора Яснов М. Д.

Изгнание из рая Адам и Ева жили в раю. Они были нагими, но не смущались этого, ведь они не знали, что такое стыд. Их благоденствие кончилось в тот день, когда Ева встретила в райском саду змея. Змей оказался самым хитрым из всех созданий Господа: выведав, что Бог запретил

Босх Иероним. Воз сена, левая створка: Рай. Ок. 1500 г.

Бертрам из Миндена Мастер: Грабовский Алтарь, правая внутренняя створка, лицевая сторона. Изгнание из Рая. ок. 1379 г.

Мазаччо. Цикл фресок в капелле Бранкаччи в Санта Мария дель Кармине (Флоренция): Изгнание из рая. 1425-1428 гг.

Хуберт ван Эйк. Гентский алтарь: Адам; Ева. До 1426-1432 гг.

Анджеликo Фра. Благовещение Марии

Когда Адам и его спутница отведали плодов древа познания, они обнаружили, что они - люди. «И открылись глаза у них, и узнали они, что наги». Они осознали, что у них есть тело, и тем самым произошло разделение тела и сознания. Одновременно они увидели, что они - мужчина и женщина, и прикрыли свою наготу листьями смоковницы. Женский аспект Адама, андрогенного ангелоподобного существа, обособился в женщине. Это противоречие - мужчины и женщины, духа и тела - поставлено Библией в начале истории человечества.

Бог запретил человеку пробовать плоды от древа познания Добра и Зла: «Не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам нс умереть». Оказывается, плоды древа познания содер

жат в себе тот же яд, что и ящик Пандоры, который в греческой мифологии принес чересчур любопытным грекам все плохое, болезни и сознание смерти.

Фольклорная интерпретация этого мифологического мотива видит причину наказания людей в зависти бога. В сборнике еврейских рукописей Хатгада, которые были написаны примерно в то же время, что и Ветхий завет, представление о зависти бога к людям находит выражение в том, что бог Яхвс собственноручно закапывает Моисея так, чтобы никто не мог найти его могилу и чтобы народ почитал Яхвс, а не Моисея. Именно сходство человека с богом (его богоподобпость) вызывайте гнев богов, что мы видим также и в греческой мифологии.

Другое объяснение изгнания из рая находим, когда угрожающая человеку смерть понимается нс в физическом, а в духовном смысле. В этом случае умирает только Адам, поскольку, как человек бессознательный, он практически не отличается от животных и находится во всеохватывающем единстве с природой и богом. Его смерть - одновременно рождение человека. Как ребенок в акте рождения отделяется от матери, с которой он до того находятся в неразрывной связи, так отделяйся от природы гермафродитпый ангел Адам. Знание, которое он получает, а именно знание Добра и Зла, следует понимать не как приобретение определенных нравственных представлений, а скорее как осознание самого себя существом, которое, в отличие от животного, может делать свободный выбор и действовать как ему захочется, а не быть полностью детерминированным. В то же время знание своей особенности влечет за собой страдание и боль. Смерть ангела, равнозначная рождению человека, означает, что отныне человек должен в поте лица добывать хлеб свой и в болезни рождать детей своих.

Понятно желание изгнанного, оказавшегося чужим в чужом мире, вернуть утраченное единение, вернуться в рай. Христианский путь обретения утраченного единства, «соединения с богом», состоит в том, чтобы освободиться от всех соблазнительных пут, которые связывают человека с материальным миром. Бог запретил людям есть плоды древа жизни, которое тоже стояло в раю. Осознание самих «тбя, которое приходит с вкушением плодов дерева познания, приносит и осознание неизбежности собственной смерти. Люди приобрели знание, но одновременно стали смертными. В христианской мистике приобретение божественного бессмертия, преодоление смерти равнозначно преодолению плоти и освобождению духа.

Женский принцип в Книге Бытия - Ева, «матерь всех любящих». Это она, науськанная змеем, соблазнила Адама отведать запретных плодов. Хитрое животное из райского сада пообещало Еве: «Нет, не умрете. Но знает Бог, - что в день, когда вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и мо». Змея здесь - символ мудрости матерей, се яд может принести смерть, а может - излечение разных болезней. Змея - животное, не имеющее рук и ног и поэтому могущее только ползать по земле; это единственное животное, которое может укусить свой собственный хвост, и потому она - символ вечности. Змея сбрасывает свою кожу и становится совершенно беззащитной, но потом у нее отрастает новая кожа, и потому она - символ вечного обновления и возрождения.

И в Книге Бытия змея также вещает раздвоенным языком - ведь Адам и Ева, хотя и становятся богоподобными, начинают различать добро и зло, но с осознанием своей смерти они одновременно теряют божественное бессмертие.

Стихия змеи - земля, материя, которая в смысле христианского учения противостоит освобождению духа из подземелья противоречий, в которое он сам себя заточает. «Тело - темница души», - так учили орфики, секта, эмигрировавшая из Индии в Грецию. Распад тела, то есть смерть, должна соответственно означать освобождение духа, но не сексуальности,как увековечения физического существования. Чтобы спасти дух, нужно преодолеть праматерь Еву, саморождающуюся змею, обновляющую свою кожу. Возврат к единению с богом был бы равносилен состоянию, в котором реальность всех предметов, определяющих человеческое бытие, признается иллюзией.

Еще одно доказательство существования определенных, хотя и трудно постижимых, архетипических представлений человека заключается в том, что история изгнания из рая читается как аллюзия на тантристское миропонимание. Здесь мы тоже видим вначале неразличимое единство мужчины и женщины, тела и духа. Это единство распадается на два полярных пола, и женское начало продуцирует мир явлений - преходящую «майя», так же, как Ева, праматерь всего живого из Библии. Определенные варианты индийской традиции йоги учат преодолению противоречия между мужчиной и женщиной, духом и материей, которое понимается как восхождение по ступеням процесса творения, процесса развития мира в обратном направлении - к первоначальному единству в акте физической любви. Христианская мистика отвергает этот путь, как, впрочем, и дру

гие эзотерические учения. Согласно христианскому учению возврат к единству с богом - это путь аскезы, освобождения от оков земного чувственного мира, и каждый должен проделать этот путь в одиночку.

Изгнание Адама и Евы из рая. Адам и Ева ослушались Бога, и Он, убоявшись того, что они, вкусив плод с дерева жизни, растущего в саду Едемском, станут как боги, возложил на них определенное наказание и изгнал из рая. И Бог объявил, что из-за греха Евы все женщины в болезни будут рожать детей своих и подчиняться мужу. Поскольку Адам также согрешил, Господь сказал ему, что «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). Адам и Ева добывают себе хлеб насущный на земле. Адам и Ева, несущие тяжкое бремя жизни на земле и добывающие хлеб свой насущный, как завещал Бог, «в поте лица своего», - сюжет весьма распространенный.

Заканчивая серию постов об Адаме и Еве хочется привести небольшой отрывок из одной проповеди. Он не только для верующих людей, мне кажется и атеисты могут кое что почерпнуть для себя (да и не только о боге тут речь):
"Когда я был еще студентом духовной семинарии, один преподаватель в священном сане рассказал нам такую историю. Как-то прихожанин пригласил его к себе домой на чай. Усадив его за стол, а дело было Великим постом, он вытащил из холодильника бутерброды с колбасой и сыром и подал их к чаю. Заметив смущение на лице еще неискушенного диакона, хозяин быстро смекнул, в чем дело, подошел к «красному» углу с иконами, расположенному над столом, и плотно закрыл иконы шторкой. Диакон, еще более изумленный увиденным, спросил его: «Ты полагаешь, Ему оттуда не видно?». «Нет, не видно, – ответил простодушный хозяин, – я проверял».
Это замечательная, почти по юродивому пророческая иллюстрация нашего образа действий в различных ситуациях. Да и за «прообразом» далеко ходить не надо…

В общем-то, со времен Адама и Евы ничего не изменилось. Эпизод грехопадения наших праотцев, описанный в третьей главе книги Бытия, – своего рода архетип поведения всякого человека на пути от греха к Богу и (возможному) покаянию. По выражению одного современного богослова, «в каждом греховном поступке людей действует духовный механизм, однажды пущенный прародителями в раю».

«И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Быт. 3: 8–13). Пересказ этой ситуации на современный лад не составит никакого труда.

«Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» – «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел», – это Адам.

– Не грабил ли, не прелюбодействовал? – спрашивает батюшка на исповеди.
– Да, всё было, батюшка. Но в таком мире живем: «с волками жить – по-волчьи выть», – это уже наш современник, например Вася.- «Живу, как все; никого не убивал, не воровал. А что касается мелких грехов, то у кого их нет»

Если всё же вновь вернуться к Адаму и Еве, то причиной их изгнания из рая было вовсе не их прегрешение, а нежелание обратиться к Богу с покаянием. По толкованию этого места Писания святыми отцами, неоднократные вопросы Бога к Адаму и Еве имели целью обратить их к осознанию своего греха и искреннему раскаянию, что избавило бы их от дальнейших бедствий. «Если бы он (Адам) сказал: “Помилуй мя, Боже, и прости”, – то опять остался бы в раю и не подвергся бы тем лишениям, какие испытал потом. Одним словом, он искупил бы все множество лет, какие пробыл в аде» , – утверждает преподобный Симеон Новый Богослов. Но это, к сожалению, на тот момент оказалось для Адама и Евы неподъемным грузом. И причина тому – гордость и рожденное ею нежелание признавать за собой всю меру ответственности за содеянный грех.

Таким же неподъемным грузом искреннее «прости» становится, увы, и для современного человека. Нет, мы, конечно, готовы сказать: «Прости, Господи», особенно если речь идет об исповеди, на которой священник выпытывает у нас «ответа на многое». Но мы зачастую не готовы брать на себя ответственность за всё происходящее с нами и «прячемся» от Бога, подобно Адаму, в хрупкой «скорлупе» самооправдания." (Священник Димитрий Выдумкин)


Адам и Ева прячутся от Бога (Быт. 3, 8-9). Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XIII в


Коул, Томас Изгнание из Рая


Джузеппе Цезари Изгнание "Адама и Евы из рая"


Masaccio: Expulsion by Granger


Dieric the Elder Bouts


Бенвенуто ди Джованни. "Изгнание из рая" 1470г.


Буонарроти Микеланджело: Грех...Грехопадение и изгнание из рая (ок.1509)




Лоджии Рафаэля. Изгнание из рая
За год до своей смерти (в 1519 г.) Рафаэль закончил роспись длинной и узкой галереи в Ватиканском дворце. В этой галерее с большой открытой аркадой художник создал вместе со своими учениками то, что вошло в века как "Библия Рафаэля". Пятьдесят две фрески на библейские и мифологические сюжеты украсили тринадцать куполов лоджий Ватикана, свидетельствуя о неисчерпаемом творческом воображении их создателя.
Императрица Екатерина II, рассматривая гравюры Вольпато с изображением фресок лоджий Ватиканского дворца, была настолько очарована ими, что решила во что бы то ни стало выстроить эти лоджии и поместить в них копии. Работа была закончена в 1782 г., и в следующем году архитектор Джакомо Кваренги начал в Петербурге постройку отдельного здания, завершенного в 1785 г. Лоджии Эрмитажа с незначительными отклонениями воспроизводят ватиканскую галерею.


Изгнание из рая Адама и Евы; Балканы.


Илья Глазунов Изгнание из рая

И сказал Бог Еве: "умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою" (Бытие, 3: 16). Адаму же сказал: "за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься" (Бытие, 3: 17-19). После этого Адам и Ева были изгнаны из Рая.


Бог изгоняет Адама из рая возделывать землю Адам и Ева прячутся от Бога Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XIII в


"Грабовский алтарь" (фрагмент): Грехопадение, Изгнание из рая, Адам и Ева за работой. .

Изгнание Адама из рая — самое страшное событие, которое произошло от сотворения мира и многое определило в жизни всего человечества и каждого из нас. В результате этого люди утратили единство с Богом, друг с другом и с остальным миром.

Адам и Ева – первые, сотворенные Богом, люди на земле, являются прародителями всего человеческого рода. Бог создал Адама и Еву для того, чтобы они, и весь их род, т.е. мы с вами жили в раю, познали Господа и могли с Ним общаться . Описание жизни Адама и Евы можно прочесть в первой книге Библии – Бытие – в главах 2 – 4.

Адам и Ева были созданы Богом по подобию Его на шестой день творения. Адам был создан «из праха земного». Бог наделил его душой и поселил в Эдемском саду (Рае). Адам должен был возделывать и хранить Эдемский сад, а также дать названия всем, созданным Богом, животным и птицам. Ева была создана как помощница Адама. Создание Евы из ребра Адама подчеркивает идею двуединства человека. В тексте Бытия подчеркивается, что «не хорошо быть человеку одному ». Создание жены - это один из главных замыслов Бога - обеспечение жизни человека в любви, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем ».

Бог наделил Адама свободной волей выбора . Это величайший, но и очень ответственный дар. Как испытание свободного выбора, как утверждение верности Отцу, в Рае росло Древо Познания Добра и Зла. Бог разрешил Адаму есть плоды с любого дерева, кроме Дерева Познания Добра и Зла. Конечно же и оно тоже было предназначено для человека, но Господь предрек и указал, что о добре и зле еще не пришло время знать юному Адаму. Он еще не окреп, не усовершенствовался, и поэтому, если вкусит от этого древа, то умрет.

Неизвестно, как долго Адам и Ева жили в Эдемском саду (согласно Книге Юбилеев, Адам и Ева прожили в Эдемском саду 7 лет) и находились в состоянии чистоты и невинности.

Искушение

Сатана хотел погубить Адама и Еву. В облике змея, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», дьявол уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла. Ева отказывается, ссылаясь на Бога, который запретил им есть с этого дерева и обещал смерть всякому, кто вкусит этот плод. Змей искушает Еву, обещая, что, вкусив плод, люди не умрут, но станут Богами, знающими Добро и Зло: «если вкусите от этого древа, то будете как боги. Сразу! ». А у Адама, действительно, была эта цель - быть как Бог. Он и создан был по образу и подобию Божию и, совершенствуясь, шел именно в этом направлении.

Известно, что Адам и Ева поддались дьявольскому искушению и совершили первый грех — они ослушались Бога , даже не догадываясь о том, к каким последствиям это приведет.

История грехопадения

Сначала Ева, а потом Адам, увлеченный своей женой, нарушили Заповедь Божию и вкусили от плода Дерева Познания Добра и Зла . Следует отметить, что нарушение Заповеди Божией было лишь предложено Адаму и Еве, но не навязано. Причиной грехпадения Адама и Евы была их свободная воля. Они участвовали в своем падении по доброй воле, ибо вне свободной воли - нет греха и нет зла. Дьявол лишь возбуждает на грех, а не принуждает к нему.

Отведав запретное лакомство, Адам и Ева проявили непослушание, то есть противопоставили данную им свободную волю воле Божией .

Когда первые люди согрешили, им стало стыдно и страшно. Вместо того чтобы получить совершенство, равное Божиему, как они того хотели, получилось наоборот: разум их помрачился, совесть стала мучить, и они лишились душевного спокойствия. Грех настолько изменил людей, что когда они услышали голос Бога в раю, то в страхе и стыде спрятались между деревьями, уже сразу забыв, что от вездесущего и всеведущего Бога нигде и ничего скрыть нельзя. Так всякий грех удаляет людей от Бога .

Но Бог, по милосердию Своему, стал призывать их к покаянию, то есть чтобы люди поняли свой грех, признались в нем перед Господом и попросили прощения. Однако Адам и Ева не раскаялись, а начали перелагать вину друг на друга: Адам - на жену, а жена - на змея.

Грехопадение Адама и Евы судьбоносно для всего человечества. Падением был нарушен Богочеловеческий порядок жизни, люди пожелали стать Богами, минуя Бога.

Последствия греха Адама и Евы сказались на всем человечестве, унаследовавшем от них испорченную грехом человеческую природу - на всех нас. Вот почему мы рождаемся уже грешными и подлежим всем последствиям греха: скорбям, болезням и смерти .

Чему учит рассказ о запретном плоде?

  • Послушанию . Нужно стараться строить жизнь по законам Божьим, ибо даны они неспроста. Когда порой мы думаем, что нарушение того или иного запрета ничего страшного не несёт, мы сами препятствуем своему возвращению в райский сад.
  • Доверию к Богу и его руководству нашей судьбой. Даже изгнание из Эдема может обернуться на пользу. Возможно, тёмная полоса, через которую вы проходите, послана, чтобы помочь вам скорее увидеть свет?
  • Противостоянию искушениям . Очень актуальная тема в пост! Причём понимать её можно и в узком смысле, проведя аналогию между запретным плодом и скоромной едой, так и в широком, видя в этом образе грех в целом. Чтобы не повторить ошибку прародителей и дотянуться-таки до рая, придётся научиться противостоять соблазну. И пост – лучшее время для тренировки.

Изгнание из рая

За грехопадением Адама и Евы последовало наказание : женщина была обречена рожать в муках и подчиняться мужчине, а мужчина - трудиться в поте лица. Кроме того, Бог дает обетование о пришествии Спасителя, Который родится от Девы, победит диавола и спасет людей, но для этого Сам должен будет пострадать: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; Семя жены сотрет тебе главу, а ты будешь жалить его в пяту ».

Т.к. как люди стали грешными, то не могли уже больше жить в раю, и Господь изгнал Адама и Еву из Эдемского сада . Чтобы человек не смог вернуться и вкусить снова плодов с Дерева жизни, у входа в Рай был поставлен херувим с пылающим мечом .

Согласно Библии, Адам прожил 930 лет . По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее, рядом с патриархами, по христианскому сказанию - на Голгофе.

О судьбе Евы неизвестно, однако в апокрифическом «Житии Адама и Евы» сказано, что Ева умирает через 6 дней после смерти Адама, успев завещать детям своим высечь на камне историю жизни первых людей.

Библейское предание об изгнании Адама и Евы означает, что человек по своей воле отдалился от Бога, и человечество утратило рай - единство с Богом . Люди неминуемо должны были погибнуть. Но Бог не захотел допустить, чтобы созданный им человек действительно был создан напрасно и избрал другой путь для людей.

Как любящий родитель не отвернётся от нарушившего его запрет ребенка, так и Бог не оставил своё творение. Да, Бог изгоняет людей из рая . Но на самом деле, этим изгнанием Господь дает шанс, Он хочет спасти человека от вечной смерти : «Я не хочу, чтобы погибло Мое создание, но Я хочу, чтобы оно спаслось и пришло к познанию истины, потому что приходящего ко Мне Я не изгоню. »

Изгнание Адама и Евы было вынужденной мерой, необходимой для их спасения . Следуя по сложному пути самосовершенствования, набивая на нём себе синяки и шишки, человечество учится противостоять злу и тем спасается от смерти, вновь обретая жизнь вечную.

А через много лет Сам Бог сошёл на землю в облике своего Сына, чтобы облегчить нам этот путь!

Снова, как и много веков назад, Господь Бог Христос, отворяет двери Своего Царства всем, кто идет с Ним, и кто хочет потрудиться, чтобы его жизнь не была существованием, а превратилась в паломничество к небесному раю.

Перед началом Великого поста Церковь вспоминает плач Адамов, который понял, что он лишился своей самой великой мечты – быть похожим на Бога.

Этот плач относится к каждому из нас – а не изгонят ли меня, за то, что я сделал в жизни, из Рая?

Для этого мы и вступаем в пост, чтобы приложить максимум сил для спасения души, чтобы вырваться из греха и научиться жить просто – жить любя, а не ненавидя.

Возможно, в этот пост мы изменимся и станем наконец-то настоящими христианами по смыслу, а не по названию, и поймем жизнь, увидев ее другими глазами.

10 марта 2019 года Православная Церковь вспоминает изгнание Адама и Евы из рая – событие, самым прямым и, увы, печальным образом касающееся каждого человека. Этот день завершает долгую трёхнедельную подготовку верующих к предстоящему воздержанию и открывает Великий пост, словно давая последние наставления перед духовным испытанием. Для какой цели он установлен?


Потерянный рай

Мало найдётся на свете людей, не знакомых с историей изгнания из рая Адама и Евы. Напомним: поселив прародителя человечества в Эдеме и дав ему подругу, Господь заповедовал обоим хранить и возделывать райский сад, вкушая плоды с любого дерева, коме одного-единственного.

«Ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь». Дьявол, с ревностью взиравший на счастливых обитателей райских кущ, обманом уговорил Еву отведать запретный плод, Ева угостила Адама, тоже не устоявшего перед искушением… А завершилось всё потерей Эдема, необходимостью добывать хлеб в поте лица, претерпевать болезни и скорби. Словом, адамово изгнание тяжко отразилось на судьбе всякого человека на земле.

Некоторые исследователи библии выдвигают такую теорию: древо, хранящее запретные плоды, и было предназначено для Адама и Евы. Но вкусить с него нашим прародителям предстояло, лишь духовно окрепнув и возмужав. Тогда, познав добро и зло, оба сделали ли бы твёрдый выбор в пользу добра и ещё больше приблизились бы к Богу.

Поддавшись греху, прародители человечества уже не могли оставаться в Эдеме

Впрочем, это теория. А факт состоит в следующем: отведав запретное лакомство, Адам и Ева проявили непослушание, то есть противопоставили данную им свободную волю воле Божией. А ведь они должны были отнестись к его словам с почтением, как маленькие дети должны подчиняться запретам родителей – не совать палец в розетку, не есть немытые ягоды, не высовываться из окна… И не имеет значения, что ты толком не понимаешь, отчего нельзя. Поверь и исполни, это для твоей же пользы.

Узнав добро и – в особенности! – зло, впустив грех в свою душу через непослушание и противостояние воле Божией, Адам и Ева «умерли», как и предупреждал их Господь. Умерли для жизни вечной, как умирает любой человек, предавшийся греху.

Но как любящий родитель не отвернётся от нарушившего его запрет шалопая, так и Бог не оставил своих детей. Изгнание Адама и Евы было вынужденной мерой, необходимой для их спасения. Следуя по сложному пути самосовершенствования, набивая на нём себе синяки и шишки, человечество учится противостоять злу и тем спасается от смерти, вновь обретая жизнь вечную. Сам Бог сошёл на землю в облике своего Сына, чтобы облегчить нам этот путь!

Оказавшись за пределами Эдема, Адам и Ева не лишились помощи Бога

Уроки библейской истории

Чему учит рассказ о запретном плоде?

  • Послушанию. Нужно стараться строить жизнь по законам Божьим, ибо даны они неспроста. Когда порой мы думаем, что нарушение того или иного запрета ничего страшного не несёт, мы сами препятствуем своему возвращению в райский сад.
  • Доверию к Богу и его руководству нашей судьбой. Даже изгнание из Эдема может обернуться на пользу. Возможно, тёмная полоса, через которую вы проходите, послана, чтобы помочь вам скорее увидеть свет?
  • Противостоянию искушениям. Очень актуальная тема в пост! Причём понимать её можно и в узком смысле, проведя аналогию между запретным плодом и скоромной едой, так и в широком, видя в этом образе грех в целом. Чтобы не повторить ошибку прародителей и дотянуться-таки до рая, придётся научиться противостоять соблазну. И пост – лучшее время для тренировки.

Прощёное воскресенье

Шумная масленичная неделя завершается прощёным воскресеньем

А в народном календаре день знаменателен ещё одним событием. Им завершается Масленица, Сыропустная неделя – время, когда первые ограничения уже вступают в силу, но столы ещё ломятся от яств, а на улицах шумит народное гулянье.

В масленичное воскресенье верующие торопятся в церковь, на торжественную службу, в завершении которой священник попросит у своих прихожан прощения, а те, в свою очередь, попросят прощения у него и у всех, кого знают. Как иначе? Начинать пост, если на душе лежит обида на ближнего или осознание того, что ты сам поступил с кем-то некрасиво и подло вдвое труднее!

Видео: Изгнание Адама и Евы

Рассказ об изгнании из рая с пояснениями священника от канала «Тvsoyuz»: