Open
Close

Из истории храма станицы архонской. Станица Краснодонецкая: руины, скалы, старинный храм

Свято-Троицкий храм станицы Платнировской.

В нынешнее время упадка духовных ценностей в Славянских и не только странах, изучение и приумножение знаний об истории православия весьма актуально и востребовано. Особенно на примере малых станиц, деревень, сёл России. В контексте микроисторического исследования хотелось бы коснуться истории Свято-Троицкого храма Кубанской станицы Платнировской. Одного из самых старейших и красивейших на Кубани. В этом исследовании нам помогут материалы музея Свято-Троицкого храма, справочник по Ставропольской епархии (обзор городов, сел, станиц и хуторов Ставропольской губернии и Кубанской области) Н.Т. Михайлова за 1911 г., архив администрации Кореновского района. О более поздних эпохах и современности, материалы газетных публикаций и рассказы непосредственных очевидцев истории и возрождения храма.
Второй по значимости станицей в Кореновском районе Кубани после районного центра г. Кореновска является станица Платнировская. Но так было не всегда. Она была основана, как и Кореновск в 1794 г. в числе 40 куреней Черноморского войска. Расположена на реке Кирпили. Располагалась, как и Кореновск на ЖД ветке Екатеринодар-Тихорецк. В станице была железнодорожная станция. Станица известна так же тем, что казаком этой станицы был известный атаман Черноморского казачьего войска Фёдор Яковлевич Бурсак, и его сын герой войны 1812 г. Афанасий Фёдорович Бурсак, который в 1912 г. станет вечным шефом 1 – го Черноморского полка ККВ. Если станица Кореновская по своему составу была станицей с преобладающим иногородним населением, то Платнировская была в большинстве своём казачьей станицей, и играла более важную роль чем Кореновск в Дореволюционную эпоху.
С 1890 г. станица получает мощный импульс к своему развитию. Высочайшим повелением 2 августа 1890 г. станица Платнировская назначена сборным и роспускным пунктом I,II,III, Черноморских полков. В станице находился арсенал, управление казаками 2 и 3 очереди. Ещё в 1886 г. в станице была построена Петропавловская церковь. Однако расширение станицы привело к необходимости строить новый крупный храм. Предположительно за основу был взят проект кубанского архитектора Ивана Клементьевича Мальгерба. В самом музее храма говорят, что на Руси есть всего три храма подобной постройки. Храм Василия Блаженного в Москве, в Платнировской и в Троице-Сергиевой Лавре. Строительство этого красивейшего и старейшего на Кубани храма велось с 1903 г. Строительство началось с постройки моста через реку Кирпили. И велось на возвышенности, чтобы храм было видно с любой точки станицы и окрестностей. Кирпич для стройки возили на подводах из Ростова-на-Дону. Станичники всячески помогали строительству. Они оплачивали труд строителей. Вся станица была разделена на кварталы жители которых по очереди собирали и приносили яйца для добавления в цементный раствор. Работами руководил зажиточный казак станицы Платнировской Г. Ляшенко, он был владельцем обозного завода. Строили храм профессиональные каменщики. Известно, что жили они в станице в доме священника Стефановского. Оплачивали труд каменщиков все жители станицы в складчину. За качество строительства говорит тот факт, что и поныне спустя более чем столетие кирпичная кладка храма сохранилась в хорошем качестве.
Строительство было завершено в 1906 г. О первом богослужении в храме возвестил колокол весом в 135 пудов. При открытии храма регент церковного хора Колесников сказал: «Сегодня мы, открывая храм, должны земно поклонится тем, кто его построил, так как эти люди не только сделали это для спасения своих душ, но во много крат больше, для спасения наших душ и тех, кто придёт в этот храм после нас!». Не будет преувеличением сказать, что главный храм станицы Платнировской ничуть не уступал и не уступает по красоте храмам Старой Москвы и Санкт-Петербурга. Справочник по Ставропольской епархии (обзор городов, сел, станиц и хуторов Ставропольской губернии и Кубанской области) Н.Т. Михайлова за 1911 г. Сообщает нам такие подробности о церковной жизни в этом храме: «Троицкая церковь. Построена в 1903 - 1906 годах, кирпичная, покрыта оцинкованным железом; ограда железная. Состав причта: 1 священник и 1 псаломщик. Причтовой земли: священнику 55 десятин, псаломщику 18 десятин. Церковно-приходская школа 1, помещается при церковной сторожке. Министерских одноклассных училищ в приходе 2. Жалованье законоучителю 190 руб. В приходе жителей (ц. д.): 2681. Рождений 230, браков 29, смертей 115». Согласно метрическим книгам храма хранящимся в архиве администрации Кореновского района в 1907 – 1918 гг. в храме служили священник Филипп Шамрай и псаломщик Иоан Соколов, ставший с 1916 г. диаконом. Так же введении храма находилось 37 десятин земли. 24 августа 1914 г. после церковной службы на площади у Свято-Троицкого храма прошли проводы 2 – го Черноморского полка Кубанского казачьего войска который отправлялся воевать на Восточный фронт Первой мировой войны. Из дореволюционной приходской жизни храма так же известен случай, когда в 1914 г. в нём отпевался умерший в станице болгарский поданный Иван Панайлов Генов.
В 1933 г. храм пытались взорвать по указке партийного руководства. Однако архитекторы, приехавшие с экспертизой, сделали такое заключение: «Необходимый для взрыва заряд взрывчатки быстрее разрушит все близлежащие дома взрывной волной, чем сам храм. Также при разборке кладки не будет целых кирпичей, так как раствор очень крепкий и не будет делиться по швам». Тогда председатель местного колхоза В.Г. Долгих предложил использовать храм как зернохранилище. Он выкупил здание храма у государства под эти нужды за 28 тысяч рублей. Купола с храма были убраны, иконостас разграблен, многие священнослужители и прихожане подвергнуты гонениям. Известно, что в годы Великой Отечественной войны община прихожан храма собрала сумму, около 3000 тысяч рублей, которой хватило на вооружение и содержание танковой бригады «Защитник Юга». Среди прихожан храма есть легенда, будто И.В. Сталин узнав об этом прислал в храм благодарственную телеграмму, так это или нет узнать не представляется возможным. Телеграмма если и была, то исчезла после 1963 г. Храм был открыт и в годы немецкой оккупации в 1942 – 1943 гг. В пятидесятые годы в храме служил протоиерей Николай Терентиенко и священник Павел Стефановский. Отец Николай всячески пытался защитить храм от закрытия, так как это был единственный очаг православия в районе. В храме в то время был организован церковный хор в числе до 50 человек из прихожан храма. Но в 1963 г. храм был закрыт по настоянию Н.Ф. Дудника, директора расположенной рядом с храмом школы, в этом ему активно помогали местные комсомольские организации. Н.Ф. Дудник вместе с председателем сельсовета К.М. Гришко перепалили замки храма. Церковная утварь была вывезена в колхозы, книги сожжены, иконы и небольшие предметы утвари разнесли по домам прихожане чтобы сберечь их от поругания. Храм снова стал использоваться как зернохранилище, в нём так же был устроен тир для учащихся 25 – й школы.
В 1975 г. в результате умышленного пожара сгорела крыша храма. Жители станицы после пожара проявили не лучшие свои стороны, растаскивая храм «по кирпичику» для своих бытовых нужд.
Восстановление храма началось только в 1990 г. Тогда Кореновский районный совет депутатов передал здание храма в собственность прихода Свято-Троицкого молитвенного дома, данного прихожанам в замен храма в советские годы. Прихожане тогда сами взялись за восстановление храма. В большинстве своём это были пенсионеры, многие тяжёлые работы по восстановлению храма на первоначальном этапе сделали они. Смутные 1990- е годы и кризис 1998 г. не позволили в полной мере заняться восстановлением храма. Однако уже в 2000 г. в храме впервые за 37 лет встретили престольный праздник – день Святой Троицы. Жители станицы в период с 10 апреля по 18 июня сами подготовили часть храма для богослужений. В октябре этого же года храм был признан памятником истории и культуры Кубани. В 2001 г. был создан попечительский совет по восстановлению храма, который возглавил тогдашний глава района А.Г. Козицкий. В январе 2002 г. Кубанский Казачий Хор провёл в доме культуры станицы Платнировской благотворительный концерт в целях сбора средств для восстановления храма. Исследовательские работы на предмет восстановления храма вели специалисты кафедры оснований фундаментов Кубанской сельхоз академии под личным руководством академика К.Ш. Шадунца. В апреле 2004 г. эскизный проект восстановления храма был одобрен краевым комитетом по охране памятников истории и культуры и благословлен митрополитом Екатеринодарским Кубанским Исидором. К Пасхе 2005 г. были проведены громадные работы. Заменены кровельные работы, восстановлены все окна, возведены центральный и четыре малых барабана храма. К храму были поведены электричество, газ, обеспечено теплоснабжение, заменены полы, приобретена церковная утварь, колокола, создан иконостас. 11 июня 2006 г. храм отметил свой столетний юбилей, при большом стечении народа была отслужено праздничное богослужение. В 2008 г. на центральный купол Свято-Троицкого храма был водружён крест, весом около 200 килограмм и выстой в шесть метров. 20 мая 2009 г. был освящён и водружён на колокольню храма большой колокол Благовест. Нужно отметить, что все восстановительные работы в храме с начала 2000 – х гг. ведут строители Кореновской проектно-строительной фирмы ООО «Капитель-2» под руководством директора Василия Ивановича Кононенко. В 2008 г. митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор за активное участие в восстановлении храма наградил В.И. Кононенко орденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского 3-й степени. Активно помогали в восстановлении храма директор филиала №1 ЗАО МПБК «Очаково» Н.И.Хворостина, житель г. Сочи В.В. Каравайный на пожертвования которого был приобретён главный колокол храма, бывшие главы Кореновского района А.Г. Козицкий и В.Н. Рудник.
11 февраля 2011 г. храм посетил губернатор Кубани А.Н. Ткачев. Он в частности заявил во время посещения храма: «Это дело хорошее, и мы вас не оставим! Это правильно, что храмы восстанавливаются – ведь это наши корни, наша история и традиции и относиться к ним нужно очень бережно, – отметил глава региона». 23 марта 2011 г. состоялось рабочее заседание попечительского совета Свято-Троицкого храма, где в частности настоятель храма отец Алексей сказал следующие слова: «Восстановление храма; это яркая примета современной России, того, как возрождается духовная жизнь, восстанавливаются исторические духовные памятники, консолидируются государство, Церковь и общество». Однако и поныне восстановление храма до конца не завершено внутри храма. Не хватает ещё около 30 миллионов рублей. Однако снаружи храм сияет своей красотой в самом центре Кубани.
Помимо работ по восстановлению храма в 2007 г. состоялось ещё одно важное событие в жизни храма. По инициативе Платнировских и Кореновских казаков в храме были открыты памятные таблички со списками казаков станицы Платнировской сложивших головы свои за Веру, Царя и Отечество, так же памятные таблички в память о I,II,III Черноморских полках, в память о начале Первой мировой войны 1914 – 1918 гг.
Сейчас в храме есть свой музей, библиотека, и читальный зал, храм центр духовной жизни станицы и в какой-то степени Кореновского района.
Сложная история Свято-Троицкого храма станицы Платнировской показывает и весь сложный исторический путь России в XX веке. Храм олицетворяет собой и патриархальную жизнь Кубанского казачества до вихря смут 1917 г., храм прошел сквозь все гонения советской эпохи и уцелел только чудом. А в наше время Свято-Троицкий храм является одним из символов православного и духовного возрождения как Кореновского района, так и всей Кубани. Здесь лишь была сделана попытка описать и проследить судьбу храма за сложное столетие. Написание полной истории храма к концу его полного восстановления специалистами по церковной истории с привлечением широкого спектра источников было бы как нельзя актуально и востребовано. Это было бы закономерным итогом восстановления храма.

Примечания:
1. Кореновские вести, 2002. 9 февраля.
2. Православный голос Кубани 2005. №6 (175).
3. Там же.
4. Платнировская станица (Кавказский отдел)URL: (дата обращения 17.08.2012).
5. Архив администрации Кореновского района. Ф145. Оп.1. Д.94. Л.30.
6. Православный голос Кубани 2005. №6 (175).
7. Благовест №4. Кореновские вести, 10.06.2006.
8. Там же.
9. Там же.
10. Там же.
11. Там же.
12. Кореновские вести. 2009. 23 мая. №64(11215).
13. Кореновские вести. 2006. 20 июня.
14. Губернатор Кубани Александр Ткачев: «Будем продолжать и дальше восстанавливать и возрождать наши традиции». URL: http://admkrai.krasnodar.ru/content/section/11/detail/27260/ (дата обращения 17.08.2012).
15. Состоялось рабочее заседание попечительского совета Свято-Троицкого храма станицы Платнировской. URL: (дата обращения 17.08.2012).

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Станица Краснодонецкая находится в Белокалитвенском районе Ростовской области, примерно в 150 километрах от Ростова-на-Дону. Места здесь невероятно красивые. Старинный деревянный храм, скалы у реки…

Мост и скалы у станицы Краснодонецкая

Первым делом мы поехали на берег Северского Донца. Виды с холма – потрясающие. Вдали виднеются скалы, отражающиеся в речной воде. У их подножия пасётся большое стадо коров. Лодка качается у самого берега. Идиллические пейзажи и умиротворяющая тишина.

Северский Донец у станицы Краснодонецкой

Вдоль берега – рыбачьи мостки. Эх, здесь бы расположиться на пару дней с палаткой. Пожить в такой красоте. Половить рыбки, покупаться в Донце. Я бы с удовольствием доплыла до самых скал, нависающих над гладью реки.

Руины дома так похожи на остатки старинной крепости…

А развалины старого дома из плитняка так похожи на руины крепости… Интересно, почему дом в таком живописном месте был брошен?

Через Северский Донец на ту сторону реки ведёт понтонный мост. Проезд по нему платный. Мотоцикл – 20 рублей, легковой автомобиль – 40. Дороже всего обходится проезд грузового автомобиля с прицепом («Камаз», «Краз») – эти платят 160 рублей плюс ещё 5 за каждую тонну груза.

Расценки на переправу по понтонному мосту

Мы не стали переезжать на ту сторону. Просто прогулялись по мосту, поговорили с рыбаками, а потом поехали смотреть саму станицу. В архитектурном плане она довольно интересна. Много типичных для старых хуторов и станиц домиков – саманных, выбеленных, с окнами со ставенками.

Кстати, похоже синий цвет в станице очень любят. То ли церковь, возвышающаяся на холме, задала такой тон всей станице, то ли голубая вода Северского Донца, то ли бескрайнее голубое небо, то ли степь с синими васильками. Но здесь очень много синего цвета: синие крыши, синие ставни, двери, калитки…

Ещё один типичный станичный домик

Удивительно, но многие дома в разных местах станицы выглядят как братья-близнецы. Белый основной дом, на фасаде два окна с синими ставенками, и синяя деревянная пристройка слева.

И ещё один домик станицы…

Встречаются и настоящие архитектурные шедевры. Какие есть только здесь, в станице Краснодонецкой. О них и расскажу.

Красота уходящая

Один домик просто потряс меня своей красотой. Точнее – красотой своего резного деревянного балкончика. И расписными воротами с лошадками. Яркий красивый дома на улице Муравчука. Не удержавшись, я пошла его фотографировать, предварительно спросив разрешения у стоявшего во дворе станичника.

– Да фотографируйте на здоровье! – сказал хозяин всей этой земной красоты. – Уже сто раз фотографировали.

– Ничего удивительного, – кивнула я. – Как можно пройти мимо такого…

Оказалось, хозяина дома зовут Андрей. Красоту эту всю вырезал из дерева местный плотник. А сейчас хозяин дом собирается перестраивать.

– Неужели и балкончик уберёте? – изумилась я.

– Да снесу, потому что никому уже не нужна эта красота, – вздохнул Андрей. – Сделаю тут всё на современный лад.

Так что возможно, это не только сто первая фотография этого восхитительного балкончика, но и последняя… Боюсь, в следующий раз, когда приедем сюда, балкончика уже не будет. А, может, местный умелец вырежет новое, не менее красивое украшение для своего дома?

Узнав, что мы из Ростова, Андрей обрадовался: «Земляки!» и посоветовал нам съездить к скалам, на которых мы только что были. Услышав, что мы ищем красивые места, к разговору подключилась жена хозяина, рассказав, что рядом есть места, куда обязательно надо съездить, потому что там очень красиво.

Ворота с лошадками у дома с резным балкончиком

Прощаясь с нами, Андрей пригласил нас на обратном пути заехать на шашлык. Вот оно, донское гостеприимство! Всё-таки необычайно милые люди в наших сёлах, станицах и хуторах. В городе таких открытых и приветливых уже не встретишь. Каждый живёт сам по себе, иной раз и соседей по именам не зная…

Предложением мы, правда, не воспользовались. Потому что после Краснодонецкой нас ждал ещё хутор Дядин, а затем – снова Белая Калитва. И к вечеру дети уже устали от хождения по степям, да и мы немного измучились под палящим солнцем. А жара, несмотря на начало июня, уже за 30… Надеюсь, эти добрые люди на нас не в обиде, что мы не стали испытывать их гостеприимство и не завалились большой компанией в маленький станичный дворик.

И всё же – так жаль мне этот красивый балкончик. Каждый раз, когда вижу, что красота уходит – щемит в душе. Ведь умели же раньше строить не так, как у всех, украшали свои дома какими-то изысками, радующими глаз прохожих, была почти у каждого дома какая-то своя изюминка. Жаль будет, если и в сёлах, как и в городах, все дома будут на одно лицо.

Привет из прошлого века

Ещё одно здание, мимо которого невозможно пройти – это местный Дом культуры. Рядовым его точно не назовёшь.

Необычайно помпезное для станичного клуба, с широкой, во весь фасад, лестницей, с мощными белоснежными колоннами, подпирающими синюю двускатную крышу – это здание производит сильное впечатление. Очень неожиданно увидеть такое здесь. И всё же, вступая в некий архитектурный диссонанс с окружающими домиками и стоящей неподалёку старинной церковью, оно усиливает неповторимый колорит станицы.

Синие грубые двери с амбарным замком немного не вяжутся с общим обликом здания и, хотя и выкрашены в тот же цвет, что и крыша, смотрятся чужеродными элементами.

Символика советского времени под крышей и архитектурный стиль наводит на мысль, что здание было построено, скорее всего, уже после войны. А герб СССР – словно привет из прошлого века, из того самого времени, когда такие очаги культуры были не редкость во всех уголках нашей Родины. Помню, как поразило меня большое здание Дома культуры под Семикаракорском. Такая громада в небольшом хуторе…

Кстати, в краснодонецком Доме культуры есть и библиотека. К сожалению, она была закрыта – праздничные дни. А то бы я с удовольствием поговорила с местным библиотекарем, узнала бы, что за книги читают станичники.

Ласточкино гнездо под крышей Дома культуры

Под самой крышей Дома культуры свили гнездо ласточки. Они всё время носились туда-сюда, то ныряя в гнездо, то занимаясь своими птичьими делами снаружи.

Напротив дома культуры – памятник погибшим станичникам во время Великой Отечественной. Такие памятники не редкость в донских селениях. Помнят люди подвиги своих отцов и дедов.

А рядом с самим зданием – ещё один скромный мемориал со звездой на макушке. Тут захоронены расстрелянные в станице в 1918 году члены местного революционного комитета.

Екатерининская церковь в «потёмкинской деревне»

Всё здесь связано с именами императрицы Екатерины Второй и светлейшего князя Григория Потёмкина. Станица Краснодонецкая раньше называлась Екатериновской. Была она основана в 1775 году. И положил ей начало тот самый князь Потёмкин, когда возводил свои знаменитые «потёмкинские деревни» в тех местах, по которым собиралась проехаться посмотреть на свою империю Екатерина II.

Когда-то тут было несколько казачьи хуторов, но казаки обратились к императрице с прошением объединить все этих хутора в одну станицу. Согласно указу Екатерины, 25 августа 1775 года хутора объединили. А по желанию благодарных станичников назвали новую станицу в честь царицы Екатериновской.

Екатерининская церковь в станице Краснодонецкая

В объединённой станице был возведён храм – и тоже Екатерининский, церковь Святой Екатерины. Специально для него была писана икона Св. Екатерины Великомученицы. И ликом она имеет большое сходство с императрицей.

Поначалу станицу построили на низком берегу Северского Донца, но дома станичников каждый год страдали от половодья, и станицу было решено перенести выше, на холмы. В 1835 году станица была перенесена, а через пять лет сюда же перевезли и станичную церковь.

В 1877 году старый деревянный храм погиб при пожаре. Это было большой бедой для станицы. Люди собрались всем миром, и уже через два года был выстроен новый храм. Тот, что украшает станицу до сих пор. То есть церкви уже 133 года.

Известный ростовский журналист Эмиль Сокольский в своём очерке «Весёлая литургия» восхищается тем, что эта старинная церковь, «уникальность которой в том, что она деревянная! Ей давно уже перевалило за сто, а она крепкая, стоит и служит. Тогда как от многих каменных храмов на донской земле не осталось и фундамента». И это действительно поражает!

Вообще деревянные храмы нетипичны для наших мест. У нас они в основном каменные. А уж тут, в Белокалитвенском районе, где из камня строят даже заборы на огородах, тем более удивительна деревянная церковь.

Церковь Святой Екатерины в станице Краснодонецкая. 1879 год постройки

После революции церковь закрыли, в храме устроили зернохранилище. Когда в годы борьбы с церковью станичникам приказали сорвать купола, никто не решался сделать это. Но потом нашёлся всё же один доброволец. Говорят, потом его парализовало, и целых тридцать лет лежал он неподвижно…

Во время фашистской оккупации храм снова ненадолго открыли. А после войны службы в храме не велись до 1985 года.

Из современной истории этой церкви известно, что на её фоне снимали сцены двух художественных фильмов — «Атамана» и «Дины». Неудивительно. Киношники вообще очень любят снимать в наших краях фильмы. Ведь места у нас, на Дону, очень красивые.

К сожалению, во время нашего визита в Краснодонецкую здание церкви было закрыто. А мне так хотелось увидеть её внутреннее убранство! Я видела в блоге Марии Анашиной, какая красивая Церковь Святой Екатерины внутри , и так хотелось увидеть всё это своими глазами!

Но увы – сельские храмы открыты редко, по определённым дням и часам. Надо было предварительно созвониться, узнать. А мы просто поехали погулять по станице, полюбоваться красивыми местами. Ну что ж, надеюсь, приведут нас ещё туда. И может быть, я увижу всё великолепие этого храма изнутри.

Кстати, сейчас собирают всем миром средства на проведение в храме отопления. Если у Вас есть возможность и Вы хотите помочь старинной красивой церкви – обращайтесь в храм, там с радостью примут любую помощь.

Станица Краснодонецкая – настоящее украшение Донской земли. Хотя в Белокалитвенском районе немало других восхитительно красивых мест. Некоторые из них я видела и о них расскажу. В других нам только предстоит побывать…

© Галина Шефер, сайт «Дороги мира», 2012. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.

———————

Схожие записи:

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Ф.С. Киреев

Из истории храма станицы Архонской

В 2003 году в станице Архонской Республики Северная Осетия было начато строительство новой церкви. Ее решили возвести на месте разрушенного храма, так как фундамент оказался в хорошем состоянии. Ныне строительство на стадии завершения, и уже в скором времени архонцы обретут новый, просторный, величественный храм, какой и должен быть в этой богатой православными традициями казачьей станице.

Это будет уже третий храм на этом месте. Как было сказано, храм сооружается на фундаменте бывшей церкви. В далеком 1838 году станица Архонская была основана малороссийскими казаками, которых перевели для службы на Кавказ. Вскоре станичники, как добропорядочные христиане возвели деревянную церковь во имя св. благ. Александра Невского. Храм соорудили в центре станицы, на большой площади. В ограде церкви появилось и первое станичное кладбище. Причт церковный состоял из одного священника и одного псаломщика.

Священник и псаломщик жили при церкви, жалованья, изначально они не получали, но пользовались станичною землею и «доброхотными» подаяниями, посредством которых они собирали в станице не одну сотню мер картофеля, пшеницы, ржи и других хлебов.

Священник ходил по станице, раз пять в год и из каждой избы ему давали то меру картофеля, то меру пшеницы или несколько копеек (до 20) денег, или печеный хлеб. Перед рождественскими праздниками давали и кусок сала, так, что у него собиралось изрядное количество разных продуктов, которые он потом продавал. Кроме того, бывали различные требы, как например свадьбы, (за которую полагалось не меньше 12 рублей) которые давали ему ежегодный доход до 300 руб..

Долгие годы деревянный храм возвышался над станицей. Хотя Архонская располагалась близко от Владикавказа, на удобной, благодатной почве, но здесь не было богатых станичников, поэтому соорудить каменный храм своими силами они не могли.

Со временем деревянный храм пришел в ветхость, а население станицы выросло, достатка появилось больше и, архонцы стали задумываться о новом храме. Еще когда был выстроен деревянный храм состоятельные и не очень станичники начали класть во Владикавказский городской банк пожертвования на строительство нового каменного храма. Так в ноябре 1848 г. казак Василий Марченко пожертвовал 148 руб. В 1868 г. казак Герасименко дал 1 меру гречки и 1 меру жита. Всего в тот год в пользу новой церкви было собрано 15 мер гречки и 18 мер жита. В феврале 1879 г. в банк было положено 640 руб. Из них 310 руб. от Василия Кикотя, 300 руб. от Ивана Горбенко и от других станичников 30 руб..

Станичная земля, отданная в пользу церкви, находилась между реками Малкой и Дур-Дуркой и сдавалась в аренду за 115-130 руб. в год . Эти деньги также накапливались во Владикавказском банке.

Постепенно накопилась нужная сумма, и станичники приступили к постройке нового храма. В ноябре 1880 г. уполномоченные от станицы урядники Тимофей Малышев и Василий Клименко заключили договор с техником Василием Алексеевым, который за 200 руб. обязался к 1 января 1881 г. составить проект со сметою будущего храма на 600 человек . Свою задачу техник Алексеев выполнил, затем его проект рассматривался областным архитектором Терской области, после чего он получил одобрение областного начальства.

18 апреля 1882 г. в станице Архонской собрался станичный сход из числа 200 человек имеющих право голоса, на котором был рассмотрен дальней этап сооружения храма. Согласно составленной сметы стоимость храма должна была составить 18 тыс. 182 руб. 12 коп. серебром, при этом на постройку в наличии имелось лишь 13 тыс. руб., которые хранились во Владикавказском банке и банковские билеты на 6 тыс. 250 руб. серебром находящиеся в Александро-Невской церкви и 7 тыс. 725 руб. находящиеся в станичном правлении. Все это скопилось за несколько лет посредством подушного оклада на сооружение церкви (с общего согласия), добровольных пожертвований и частью от арендной платы за общественную землю .

Так как эта сумму оказалась недостаточной, то на сходе было решено обложить население станицы еще одним налогом по 10 руб. от души, что дало бы, считая взрослое население станицы (с 17 лет) 600 душ, сумму 6 тыс. рублей. Эту сумму было решено собрать в течение трех лет постройки храма .

Независимо от собранных денег на сходе решили подвести к месту постройки церкви булыжный и тесаный камень, кирпич с утроенного для постройки церкви завода, дрова для обжига кирпича и извести, а также провести канал для воды от реки Невольки.

После этого было начало строительство церкви, которое продолжалось четыре года. 6 июля 1886 г. казаки станицы Архонской собрались на сходе и с участие представителей областного начальства осмотрели выстроенный храм. Было признано, что все работы сделаны из доброкачественного материала, правильно и прочно и во всем согласно чертежам и поэтому было признано допустить в ней богослужение.

30 августа 1886 г. в присутствии большинства жителей станицы, областного и отдельского начальства новый храм во имя св. Александра Невского был освящен. Храм получился вполне приличный, содержался в чистоте и порядке, станичники регулярно жертвовали на его нужды, что отмечалось епархиальным начальством .

Прошли годы, и уже этот храм перестал вмещать возросшее население станицы. Вновь станичники стали решать что делать – строить новый храм на новом месте или перестраивать действующий.

После всестороннего обсуждения обоих вариантов было решено построить новый храм на месте существующего храма. Автор нового проекта инженер Ф.Ковалев в присутствии станичного начальства и приходского священника внимательно изучил место предполагаемого строительства. Чтобы проверить грунт была выкопана яма глубиной 4 аршина. После чего проект был направлен на утверждение в строительное отделение областного правления.

Здесь возникла одна проблема. Согласно существующим нормативам от стен церкви до жилых помещений должно быть не меньше 20 сажень. Этого не получалось по проекту нового храма. Но, председатель строительного нового храма приходской священник Николай Диомидов и станичники настаивали на своем решении. На станичном сходе уже было решено новый храм строить в старой ограде, разобрав старую церковь. Аргументы этого решения были следующие:

1. В станице Архонской нет другой площади, на которой можно было строить храм, а ставить его на выгоне – за станицей не только далеко, но и не крайне неудобно, тем более что станичное общество желало иметь пока один храм, а не два.

2. То место, которое избрано для постройки будущего храма, являлось в станице почти центром, около него находились станичное правление, церковно-приходская школа и недалеко начальное и городское училища.

3. Именно на этом месте изначально стоял деревянный храм, затем его сменил каменный.

4. С восточной стороны храма (через улицу) стояли церковно-приходская школа и квартира приходского священника, а это такие здания, которые могли иметь место и в церковной ограде.

5. Расширить площадь покупкою усадебных мест с западной стороны не представлялось возможным вследствие крайней дороговизны земли и возведенных на ней постройках .

Доводы станичников были приняты во внимание и 28 мая 1914 г. Начальник Терской области и Наказной Атаман Терского казачьего войска генерал-лейтенант С.Н. Флейшер утвердил проект нового храма в станице Архонской.

Увы, новому проекту было не суждено осуществиться. Начавшаяся вскоре Первая мировая война вынудила отложить строительство до лучших времен. Но «лучшие времена» наступили не скоро. Более того, в советское время Александро-Невский храм в станице был разрушен. В 30-х годах церковь была закрыта, сняты колокола и кресты, а в 40-х годах она была полностью разрушена.

Новый приход во имя св. Александра Невского в станице Архонской был основан иеросхимонахом Иосифом (Бунделевым) летом 1947 г. и в этом же году освящен. Он расположился в одном из станичных домов, переделанных под храм. А на месте бывшего храма так ничего и не построили, здесь устроили парк. Но, по воле Божией, именно на этом месте вновь засияют купола. Новый храма выстроен на фундаменте прежнего храма, там же где когда стоял еще деревянный храм. Вот так, несмотря на все невзгоды, храм вернулся на свое место.

Рассказывая о станичном храме нельзя не сказать о приходских священниках, трудами которых здесь утверждалось и сохранялось православие. К сожалению, имена первых священников станицы Архонской пока не найдены. Известно, что в 60-х годах XIX века здесь служил священник Иоанн Сиротин. 28 января 1871 г. в возрасте 43 лет он скончался от чахотки. До сентября обязанности приходского священника исполнял священник станицы Ардонской Петр Воскресенский. 12 сентября 1871 г. в Архонскую прибыл и приступил к своим обязанностям священник Стефан Волков. Больше двадцати лет прослужил он в станице. При нем, при его деятельном участии деревянный храм был заменен каменной церковью.

С середины 90-х годов XIX века до 1905 г. приходским священником был Алексий Молчанов, затем его сменил священник Николай Диомидов. При нем в 1914 г. решался вопрос перестройки станичного храма. Отец Николай возглавлял приход до своей смерти в середине 20-х годов.

Такова история одного из станичных храмов Осетии. Она наглядный пример того как несмотря на все гонения во времена воинствующего атеизма, огонь православия в казачьих станицах не погас, и ныне разгорается с новой силой.

Библиография

  1. Владикавказские епархиальные ведомости, 1895, № 6.
  2. Статистические монографии по исследованию станичного быта Терского казачьего войска, Владикавказ, 1881.
  3. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия – Алания (ЦГА РСО-А), ф. 11, оп. 62, д. 393.
  4. ЦГА РСО-А, ф. 49, оп. 1, д. 59.
  5. ЦГА РСО-А, ф. 49, оп. 1, д. 60.

Православные храмы Новопокровского района Краснодарского края

Православные храмы Новопокровского района Краснодарского края

Содержание:
Православные Храмы станицы Новопокровской
Православный храм станицы Новоивановской
Православные храмы станицы Калниболотской
Православные храмы станицы Ильинской
Часовни
Поклонные кресты

Православные Храмы станицы Новопокровской

Богородицкая церковь была построена в 1851 году в станице Новопокровской в самом красивом и удобном месте там, где сейчас расположен Дворец культуры. Храм был деревянным, но построен из бревен и выдержанных досок, на века. Над храмом возвышались две огромные башни, выполненные в разных стилях со шпилями и куполами с крестами, и три небольших с крестами, высокие окна, колонны. Этот храм был настоящим памятником зодчества.
Вокруг располагались: волостное правление (сегодня библиотека), Нижний и Верхний рынок, церковно- приходская школа (сегодня здание школы искусств), построенная за счет средств священника и общественного деятеля Кулабухова Алексея Ивановича, дома зажиточных станичников – торговый дом купца Адоевцева Захара Дмитриевича (ул. Первомайская, детский сад № 2), дом купца Астанкова Ивана Назаровича (здание сбербанка), торговое здание купца Коновалова (где кинотеатр), дом купца Иглина (старое здание милиции), дома купцов Пирожкова и купца Меньшикова (где здание райпотребсоюза), дом священника Петра Рудольфа, приобретённого потом дедом Первенцева (музей), второй дом построенный Рудольфом (старый военкомат).
Храм ввиду его особой значимости располагался в центре.
Святая Богородица покровительница станицы, от Покрова Богородицы название станицы – вначале село Покровское, а так как в Ставропольском крае, к которому раннее было приписано село, было уже село с таким названием, переименовали в Новопокровское, а в дальнейшем в казачью станицу Новопокровскую.
В страшные годы репрессий, гонений в 1937-1939 году Богородицкая церковь была разрушена. Её разнесли по брёвнышку, на различные нужды. Кованный красивый забор использовался для ограды парка, а потом и частных дворов, в настоящее время его часть использована для ограды православного Храма по улице Суворова. Железные листы с крыши послужили для крыш общественных зданий. Часть церковного инвентаря верующим удалось спасти.
При производстве работ по перекрытию крыши спортивной школы станицы Новопокровской (бывшая Коробкина школа) в 2000 г. строители обнаружили лист железа на крыше с образом Пресвятой Богородицы. Лист был положен образом вниз на чердак и он не повреждён каемкой, видимо у кровельщиков того времени была совесть и они решили сохранить фреску. Фреска с образом Божьей Матери часть алтаря Богородицкой церкви и только чудо, иначе это не назовёшь, более чем через полвека вернуло образ верующим.
Население станицы Новопокровской бурно росло, и возникла необходимость в строительстве нового храма. На месте сегодняшней редакции в 1874 году была построена новая каменная церковь – Николаевская . Она также расположена в центре станицы и колокола церквей перекликались друг с другом. Храм был необычайно красив – высокие окна с разноцветными окнами, серебристые купола. Недалеко от церкви, по переулку напротив санаторного парка (ранее выгон, торговая площадь) была построена церковно- приходская школа. В школе учился будущий известный писатель Аркадий Первенцев, его дед Афанасьев Андрей Никанорович служил в церкви псаломщиком.
Николаевскую церковь постигла та же участь, что и Богородицкую – она полностью была разрушена варварами. Школа использовалась в дальнейшем как жилье, дом пионеров, интернат, сегодня это жилой дом.
В период немецкой оккупации верующие намеривались использовать для богослужения здание сегодняшней библиотеки. Но церковные богослужения начались только после освобождения станицы в 1943 году, в выделенном верующим помещения на углу ул. Почтовой и Первомайской (хозяйственный магазин №1). Верующие снесли в церковь иконы, церковную утварь, уцелевшую после разрушения церквей. В этот период люди как никогда чувствовали потребность в утешении, общения с богом. Но ещё в пятидесятых деятельность церкви в этом здании была прекращена.
В шестидесятые годы верующие собрали средства, приобрели земельный участок на улице им. Ворошилова (сегодня ул. Суворова), а также старый амбар, разобрали его и с выдержанных, толстых досок построили церковь – это храм Рождества Пресвятой Богородицы . Постепенно храм обустраивался, построена в торце церкви красивая колокольня, вместо небольшого колокола, привезенного с железнодорожной станции, воронежский литейный завод изготовил именной колокол для храма и сделана надпись «Сей колокол отлит для станицы Новопокровской Краснодарского края» Теперь в церковные праздники колокольный звон слышно далеко за пределами церкви.
Во дворе церковного двора построена Воскресная школа.
Но, конечно, по красоте этот храм далеко уступает разрушенным храмам – Богородицкой и Николаевской церкви. Ведь они строились всем миром и были украшением казачьей станицы.

В 1992 году было решено построить в станице Новопокровской новый храм Рождества Пресвятой Богородицы , который бы был достойной заменой разрушенных храмов, украшением станицы, центром духовной жизни станицы.
25 декабря 1992 г. состоялся чин освящения места будущего строительства храма. Место строительства улица Почтовая, в центре станицы. В настоящее время возведен и перекрыт первый этаж, там, где будет располагаться хозяйственный блок- кухня, трапезная, ризничная, комната духовных служителей. Возводятся стены второго этажа, в этом помещении будут проходить богослужения и церковные таинства. Из-за недостатка средств, строительство затягивается.

Православный храм станицы Новоивановской

Свято – Покровский храм в станице Новоивановской расположен на большой площади в центре, его окружают школа, детский сад, дворец культуры, административные здания и жилые дома. Расположение храма подчеркивает его значение, величественность и красоту. Храм заложен в 1910 году и уже в 1912 освящён.
Революция, гражданская война, годы гонений на церковь сделали храм недействующим, богослужение в нём прекратилось на долгие годы. Но разрушить храм не смогли, использовался он под разные хозяйственные цели, как склад. Храм медленно разрушался под воздействием времени и человеческих рук.
Только после двухтысячного года оценили этот поистине талантливый памятник зодчества как культурную ценность России и края. Из краевого бюджета были выделены немалые средства на восстановление храма. Храм оделся в леса, начались восстановительные и реставрационные работы, в 2006 -2008г. восстановлена кирпичная кладка барабана центрального купола, шатровых кладок над колокольней и северным приделом, заменены покрытия куполов.
Сегодня это действующий храм, вновь началось богослужение. Храм с огромным главным куполом с крестом устремлен вверх и каждый приезжающий в Новоивановскую прежде всего обращает свой взор на это чудесное сооружение.

Православные храмы станицы Калниболотской

В 1797 году по благословению епископа Иова Мариупольского заложена церковь Георгия Победоносца в казачьей станице Калниболотская. Первое упоминание о богослужении в этом храме январь 1799 год. Этот храм входил в число первых четырнадцати храмов Черномории. На средства жителей станицы он перестраивался и достраивался. Было построено новое здание в 1817г, потом к нему пристроили колокольню, в 1872 построено здание с пределом во имя святого Николая Чудотворца. При церкви было две церковно- приходских школы. Для одной построено специальное здание, вторая помещалась в причтовом доме.
Население станицы Калниболотской росло и в 1909 г. составляло более 11 тысяч жителей. Возникла необходимость в строительстве ещё одной церкви. Решено было построить церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 23 мая 1910 г. совершена закладка церкви и уже 9 сентября 1913г. эта церковь была освящена и открыта для богослужения. Население станицы в 1913г. было более 12 тысяч жителей.
В Тридцатые годы церкви в ст. Калниболотской были закрыты, храмы в дальнейшем полностью разрушены. Строительные материалы, бревна и имущество церквей были растащены.
В период оккупации верующие использовали для богослужения здание бывшей церковно- приходской школы. После освобождения станицы здание начали использовать для других нужд, для больницы и верующие стали арендовать другие здания. В 1965г. приход в ст. Калниболотской был закрыт.
В 1991г. в станице был вновь образован Приход Свято- Георгиевского храма и ему было передано здание бывшего детского сада. В 1997г после престольного праздника это здание сгорело и общине вновь было предоставлено здание больницы (церковно- приходской) школы.
В 2006г. был заложен камень в основание будущего храма и начат сбор средств на строительство. Проект храма изготовил своим землякам калниболотцам в качестве дара В.И. Лещенко. В настоящее время возведён фундамент и цоколь этажа.
В посёлке Незамаевский в бывшем здании хлебного магазина по ул. Будённого оборудован сельский храм Молитвенный дом священномученика Иоанна Пригоровского .
В посёлке Незамаевском служил и принял мученическую смерть в 1918г Иоанн Пригоровский.
Молитвенный дом приписан к храму Георгия Победоносца в ст. Калниболотской.

Православные храмы станицы Ильинской

В станице Ильинской строится новый Свято – Покровский храм . Храм будет украшением станицы, местом возрождения духовности. Храм строится быстро, без длительных протяжек во времени. Уже установлены купола, один из них засияет золотом.
Храм строится за счёт средств жителей станицы, их пожертвований. Значительный вклад в строительство храма внёс житель станицы Ильинской Сидоренко П.Ф.