Open
Close

История монашеских орденов францисканцев и доминиканцев. Инквизиция, францисканцы и доминиканцы

Королевская академия наук Швеции опубликовала имена ученых, которым присуждалась Нобелевская премия по физике. Премии были удостоены Ж.И. Алферов (Россия) и Г. Кремер (США) за развитие полупроводниковых гетероструктур для высокоскоростной и оптоэлектроники. В публикуемой краткой биографической справке о лауреатах указывается высшее учебное заведение, которое окончил лауреат. Таким образом, весь мир узнал, что Нобелевский лауреат Жорес Иванович Алферов окончил Ленинградский электротехнический институт имени В.И. Ульянова (Ленина).

Ж.И. АЛФЕРОВ: СТУДЕНТ, ПРОФЕССОР - НОБЕЛЕВСКИЙ ЛАУРЕАТ

10 октября 2000 г. Королевская академия наук Швеции опубликовала имена ученых, которым присуждалась Нобелевская премия по физике. Премии были удостоены Ж.И. Алферов (Россия) и Г. Кремер (США) за развитие полупроводниковых гетероструктур для высокоскоростной и оптоэлектроники. В публикуемой краткой биографической справке о лауреатах указывается высшее учебное заведение, которое окончил лауреат. Таким образом, весь мир узнал, что Нобелевский лауреат Жорес Иванович Алферов окончил Ленинградский электротехнический институт имени В.И. Ульянова (Ленина).

Студент Жорес Алферов учился на факультете электронной техники и закончил его в 1952 г., получив диплом с отличием. Годы учебы Ж.И. Алферова в ЛЭТИ совпали с началом студенческого строительного движения. В 1949 г. он в составе студенческого отряда участвовал в строительстве Красноборской ГЭС - одной из первых сельских электростанций Ленинградской области.

Еще в студенческие годы Ж.И. Алферов начал свой путь в науке. Под руководством доцента кафедры основ электровакуумной техники Наталии Николаевны Созиной он занимался исследованиями полупроводниковых пленочных фотоэлементов. Его доклад на институтской конференции студенческого научного общества (СНО) в 1952 г. был признан лучшим, и за него он получил первую в своей жизни научную премию - поездку на строительство Волго-Донского канала. Несколько лет он являлся председателем СНО факультета электронной техники.

После окончания ЛЭТИ Ж.И. Алферов был направлен на работу в Ленинградский физико-технический институт и стал работать в лаборатории В.М. Тучкевича. Здесь при участии Ж.И. Алферова были разработаны первые советские транзисторы.

В начале 60-х годов Ж.И. Алферов начал заниматься проблемой гетеропереходов. Открытие Ж.И. Алферовым идеальных гетеропереходов и новых физических явлений -«сверхинжекции», электронного и оптического ограничения в гетероструктурах -позволило кардинально улучшить параметры большинства известных полупроводниковых приборов и создать принципиально новые, особенно перспективные для применения в оптической и квантовой электронике.

Своими открытиями Ж.И. Алферов заложил основы современной информационной техники, в основном через разработку быстрых транзисторов и лазеров. Созданные на базе исследований Ж.И. Алферова приборы и устройства буквально произвели научную и социальную революцию. Это лазеры, передающие информационные потоки посредством оптоволоконных сетей Интернета, это технологии, лежащие в основе мобильных телефонов, устройства, декорирующие товарные ярлыки, запись и воспроизведение информации CD-дисков и многое другое.

Под научным руководством Ж.И. Алферова были выполнены исследования солнечных элементов на основе гетероструктур, что привело к созданию фотоэлектрических преобразователей солнечного излучения в электрическую энергию, коэффициент полезного действия которых приблизился к теоретическому пределу. Они оказались незаменимыми для энергообеспечения космических станций, а в настоящее время рассматриваются как один из основных альтернативных источников энергии взамен убывающим запасам нефти и газа.

Благодаря фундаментальным работам Ж.И. Алферова были созданы светодиоды на гетероструктурах. Светодиоды белого света благодаря своей высокой надежности и эффективности рассматриваются как источники освещения нового типа и в ближайшем будущем заменят традиционные лампы накаливания, что будет сопровождаться гигантской экономией электроэнергии.

К числу научных направлений, которые активно развивает Ж.И. Алферов, относится разработка лазеров на основе квантовых точек. Использование массивов таких квантовых точек позволяет снизить электропотребление лазеров, а также повысить стабильность их характеристик при увеличении температуры. Первый в мире лазер на квантовых точках создан группой ученых, работающих под руководством Ж.И. Алферова. Характеристики этих приборов постоянно улучшаются, и сегодня они по многим показателям превосходят все типы полупроводниковых лазеров.

Академик Ж.И. Алферов прекрасно понимает, что наука и образование неразделимы. Поэтому он целенаправленно формирует систему подготовки научных кадров по новейшим направлениям науки и техники, основанную на широком привлечении к учебному процессу академических институтов и ведущих ученых РАН.

В 1973 г. академик Ж.И. Алферов, используя непрекращающуюся тесную связь с ЛЭТИ, создает и возглавляет на своем родном факультете электронной техники первую в стране базовую кафедру в ФТИ им. А.Ф. Иоффе, преподавателями которой становятся известные ученые. Система подготовки научных кадров на базовой кафедре дала прекрасные результаты. Когда в 2003 г. отмечалось тридцатилетие кафедры, то были приведены следующие данные. За 30 лет кафедра выпустила около шестисот высококвалифицированных специалистов, подавляющее большинство которых стало работать в ФТИ им. А.Ф. Иоффе. Более четырехсот человек защитили кандидатские диссертации, свыше тридцати - докторские, а Н.Н. Леденцов, В.М. Устинов и А.Е. Жуков стали членами-корреспондентами РАН.

Организация кафедры оптоэлектроники явилась началом деятельности Ж.И. Алферова по созданию целостной образовательной структуры. В 1987 г. он создает физико-технический лицей, в 1988 г. — организует физико-технический факультет в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете, деканом которого он является. В 2002 г. по инициативе Ж.И. Алферова постановлением президиума РАН создан Академический физико-технологический университет, который в 2006 г. получил статус государственного учреждения высшего профессионального образования. Созданные образовательные и научно-исследовательские структуры в 2009 г. были объединены и получили название Санкт-Петербургский академический университет -научно-образовательный центр нанотехнологий РАН. Входящие в него подразделения размещены в прекрасных зданиях, построенных благодаря усилиям Ж.И. Алферова.

Академик Ж.И. Алферов делает все от него зависящее, чтобы поддержать международный авторитет российской науки. По его предложению президент Российской Федерации своим указом установил международную премию «Глобальная энергия», которая ежегодно присуждается троим российским и иностранным ученым, внесшим выдающийся вклад в развитие энергетики.

По инициативе и под председательством Ж.И. Алферова проводится Санкт-Петербургский научный форум «Наука и общество». В рамках этого форума первая встреча Нобелевских лауреатов «Наука и прогресс человечества» состоялась в год трехсотлетия Санкт-Петербурга. В ней приняли участие 20 Нобелевских лауреатов в области физики, химии, физиологии и медицины, экономики. Начиная с 2008 г. встречи Нобелевских лауреатов стали ежегодными. Форум 2008 г. был посвящен нанотехнологиям. Форум 2009 г. Темой форума были информационные технологии. Тема форума 2010 г. - экономика и социология в XXI веке.

Академик Ж.И. Алферов - крупнейший советский российский ученый, автор более 500 научных трудов, свыше 50 изобретений. Его работы получили мировое признание, вошли в учебники. Труды Ж.И. Алферова отмечены Нобелевской премией, Ленинской и Государственными премиями СССР и России, премией им. А.П. Карпинского (ФРГ), Демидовской премией, премией им. А.Ф. Иоффе и золотой медалью А.С. Попова (РАН), Хьюлетт-Паккардовской премией Европейского физического общества, медалью Стюарта Баллантайна Франклинского института (США), премией Киото (Япония), многими орденами и медалями СССР, России и зарубежных стран.

Жорес Иванович избран пожизненным членом института Б. Франклина и иностранным членом Национальной академии наук и Национальной инженерной академии США, иностранным членом академий наук Беларуси, Украины, Польши, Болгарии и многих других стран. Он является почетным гражданином Санкт-Петербурга, Минска, Витебска и других городов России и зарубежья. Почетным доктором и профессором его избрали ученые советы многих университетов России, Японии, Китая, Швеции, Финляндии, Франции и других стран.

Все эти награды и звания заслуженно увенчали труд не только исследователя, но и организатора науки. Пятнадцать лет Ж.И. Алферов возглавлял прославленный Физико-технический институт А.Ф. Иоффе РАН. Вот уже более двадцати лет Жорес Иванович бессменный председатель Санкт-Петербургского научного центра РАН, главной задачей которого является координация научной деятельности всех петербургских академических институтов. Ж.И. Алферов - вице-президент РАН.

Профессор Быстров Ю.А.

В настоящее время Орден насчитывает около пяти тысяч монахов и более семисот монастырей. Братья-францисканцы работают на всех континентах в более чем шестидесяти странах мира. В зависимости от конкретных потребностей, они занимаются разнообразной апостольской и благотворительной деятельностью. Ниже приведена примерная «география» распространения Ордена. АФРИКА: Ангола, Гана, Замбия, Кения, Танзания, Уганда. АМЕРИКА: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гондурас, Канада, Колyмбия, Коста-Рика, Мексика, перу, США, Уругвай, Чили, Эквадор. АЗИЯ: Вьетнам, Индия, Индонезия, Китай, Корея, Ливан, Турция, Узбекистан, Филиппины, Япония. ЕВРОПА: Австрия, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Литва, Нидерланды, Мaльта, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Словакия, Турция, Украина, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Югoславия. ОКЕАНИЯ: Австралия.

III. Традиционные формы деятельности францисканцев

1. Апостольская деятельность.

Францисканец понимает, что смысл человеческой жизни связан с принятием и воплощением Евангелия. «Меньший брат» стремится жить Евангелием и нести его другим. Эту основную задачу Орден Францисканцев осуществляет различными путями: с помощью миссионерской и издательской деятельности, посредством пастырской работы в приходах и среди молодежи и т.д.

Миссионерское служение

Уже на заре существования Ордена францисканцы занимались миссионерской деятельностью. В XIII веке широкую известность приобрели два францисканских миссионера: Джованни-да?Пьян-дель-Карпине (ум. 1250 г.) и Джованни-да-Монте-Корвино (ум. 1289 г.), которые достигли пределов Монголии и Китая. В начале XV века францисканцы работали во всех странах Европы, а также в Африке и Азии. В следующем веке они охватили своей деятельностью также вновь открытые материки и страны. В Ордене Францисканцев миссионерское служение является привилегированной формой апостольской деятельности. Миссионерская работа требует готовности нести евангельское свидетельство даже с риском для собственной жизнью. Среди францисканцев есть много мучеников, последние из которых - двое тридцатилетних францисканцев (o. Михаил Томасек и о. Збигнек Стшалковский), убитых в августе 1991 года в Перу. Помимо зарубежных миссий, где братья работают среди язычников или на территориях c мaлым количеством священников (Южная Америка, Африка), организуются также так называемые «народные миссии», во время которых францисканские проповедники приезжают в определенные приходы внутри страны, где к течение нескольких дней они читают проповеди и проводят духовные беседы, посещают больных и принимают исповедь. Цель таких миссий - оживление религиозной жизни в приходах.

Пастырская работа среди молодежи

Францисканцы хотят быть с молодыми людьми, хотят делить их радости и тpевоги. С этой целью организуются различные встречи с молодежью, имеющие характер евангелизации. Довольно популярны молитвенные встречи в малых группах, поездки на двухнедельные реколлекции («каникулы c Богом»), байдарочные и велосипедные походы и т.д. Часто организуются пешие паломничества к различным святыням. Ежегодно происходят большие собрания францисканской молодежи в Ассизи (Италия) и в Пацлавской Кальварии (Польша). На каждую из этих встреч регулярно приезжают около трех тысяч чeловек.

Работа в приходах

В последние годы очень бoльшое число монахов занимаются приходской деятельностью. Братья, которые работают в приходах, помимо обязанностей, вытекающих из их монашеского положения (общая молитва и еда, соблюдение монастырских правил), осуществляют духовное руководство своими прихожанами. Они совершают таинства, богослужения, проводят катехизации в церквях и школах, организуют религиозную жизнь на территории своего прихода.

Издательская деятельность

Братья-францисканцы очень активно занимаются издательской и полиграфической деятельностью. У конвентуальных францисканцев - более десяти крупных издательств и типографий в разных странах мира. Среди наиболее значительных изданий - «Messaggero di Sant"Antonio» в Падуе (Италия), выпускающееся на восьми языках тиражом в несколько миллионов экземпляров, «Rycerz Niepokalanej» в Непокаланове (Польша), «Seibo no Kishi» в Нагасаки (Япония), «Cavaleiro да Imaculada» (Бразилия). Цель этой деятельности - с помощью печатного слова приблизить Христа ко всем людям.

Исповедь u духовное pуководcтвo

Особенно важной формой апостольской деятельности является принятие исповеди. Священники-францисканцы всегда стремятся помогать тем, кто c помощью этого таинства хочет примириться с Богом. В период Адвента и Великого Поста священники ждут верующих в исповедальнях. Многие францисканские священники пользуются славой духовных учителей, и люди приходят к ним за советом и помощью. Конвентуальные францисканцы уже более двухсот лет (с 1774 года) исполняют роль апостольских исповедников в соборе св. Петра в Риме. Они имеют право отпускать даже те грехи, которые находятся исключительно в компетенции Папы: осквернение Святых Даров, вероотступничество, нарушение тайны исповеди.

2. Социально-благотворительная деятельность.

Святой Франциск и его первые ученики оказывали помощь больным, прокаженным, нищим и обездоленным, утешали их. По их инициативе возникали больницы, детские дома и столовые. В последующие столетия по мере возникновения новых социaльных потребностей францисканцы освоили также новые формы благотворительной деятельности.

Выкуп узников u духовная опека над ними

В XVI и XVII веках вследствие набегов туркав резко увеличилось число христиан, попавших в рабство или в плен. В связи с этим широкое распространение получил выкуп рабов, в котором заметную роль играли конвентуальные францисканцы. Среди наиболее активных братьев был Франциск Визидоми (ум. 1573 г.), который на собранные пожертвования выкупил более семи тысяч узников. Этой деятельностью занимался также Франтишек Зивано, в 1605 году в Алжире он принял мученическую смерть. На Востоке узников из татарского плена выкупал отец Войцех Деболевский. К традиционной деятельности францисканцев относится также духовная опека над заключенными. В этой сфере особенных успехов достигли o. Филипп из Равенны (ум. 1598 r.) и о. Франциск Антоний Фазами (ум. 1742 г.). Братская помощь узникам и гoнимым осуществляется и в современной деятельности Ордена Францисканцев. Многие братья исполняют функции капелланов в тюрьмах, защищают обиженных и самых бедных. Некоторые францисканцы свою верность Иисусу, пребывающему в униженных братьях, подтвердили свидетельством собственной крови.

Помощь нуждающимся

На протяжении многих столетий францисканцы с любовью служили больным. С риском для жизни они.ухаживали за людьми, ставшими жертвами эпидемии. Особенной самоотверженностью в этой работе отличались: o. Ганнибал Сантуччи (ум. 1596 г.), который работал в Милане, o. Феликс из Моравии и o. Антоний из Сан-Дженсио, работавшие среди больных в Константинополе, и o. Рафаил Хылинский (ум. 1742 r.), который ухаживал за умирающими в Кракове. С 1877 года в Ордене существует форма помощи бедным и нyждающимся, которая называется «Хлеб святого Антония». Верующие приносят добровольные пожертвования у алтаря св. Антония Чудотворца, и на эти пожертвования покупается еда и различные вещи для бедных. При монастырях организуется бесплатное питание для бездомных. По инициативе францисканцев возникают также приюты для бедных, детские дома, центры трудоустройства, дома отдыха, летние лагеря, кемпинги. Кроме того, «Меньшие Братья» работают с неполноценными детьми и инвалидами, co слепыми и наркоманами.

Народное просвещение (борьба с неграмотностью)

Орден Меньших Братьев имеет богатые традиции в сфере борьбы с неграмотностью. Основывая при своих монастырях школы, братья обучали людей земледелию, ремеслам, хозяйственной деятельности. Выдающиеся достижения в этой области принадлежат o. Григорию Джираролю (ум. 1850 r.). Он основывал так называемые «публичные школы», в которых использовал метод взаимного обучения среди детей. Школы с такой педагогической системой появились в Италии, Франции и Англии. Конвентуальные францисканцы занимаются подобной учебно-воспитательной деятельностью в странах, в которых работают миссионеры - в Африке, Азии и Южной Америке.

3. Деятельность в сфере науки и искусства.

Науки

Конвентуальные францисканцы всегда принимaли участие в развитии науки. С самого начала своего существования Орден организовывал университетские центры: в Париже (1236 г.), Оксфорде (1247 г.), Кембридже (1250 г.). В XIV-)(V веке возникло много новых научных центров: в Тулузе, Падуе, Болонье, Флоренции, Риме, Милане, Саламанке, Кельне. Помимо университетских центров в Ордене действуют монастырские колледжи и гимназии. Среди представителей Ордена было много известных ученых в различных областях науки. В области философии и богословия это Бонавентура, Дунс Скотт, Роджер Бэкон; в области истории - основатели францисканской исторической школы ученые-исследователи Петр Ридольфи (ум. 1607 г.) и Джованни Джачинто Сбаралья (ум. 1764 г.). В области точных наук можно назвать математика Луку Пачоли (ум. 1517 г.), астрономов Илария Альтобелли (ум. 1637 г.) и Винсента Коронелли (ум. 1718 г.). Братья-францисканцы сохраняют верность своей любви к науке и развивают ее нa своих факультетах, а также в руководимых ими высших и средних школах. Францисканским монахам доверяют руководство научными кафедрами в различных yниверситетах, причем это касается не только области философии и богословия, но и сферы точных наук. Продолжается исследовательская работа францисканцев и в области истории. Особенное внимание в Ордене обращают на то, чтобы каждому монаху по окончании полного цикла обyчения (во время которого он проходит подготовку к принесению вечных обетов и рукоположению во священника) бьиа присвоена соответствующая научная степень. Широкое распространение получило обучение братьев иностранным языкам. Нередко настоятели посылают братьев на специализированные курсы (местные или зарубежные). В Ордене практикуется также обмен профессорами и студентами между различными учебными заведениями.

Искусство

Братья-францисканцы всегда обладали чувством прекрасного, которое часто находит свое выражение в произведениях искусства. К шедеврам архитектуры относятся базилики и церкви, построенные конвентуальными францисканцами в)(III веке: базилика св. Франциска в Палермо (Сицилия), базилика Святого Креста во Флоренции, базилика св. Франциска в Ассизи, «Minorintenkirche» в Кельне и Вене, базилика св. Франциска в Кракове и многие другие. Францисканцами были многие скульпторы, художники и другие представители мира религиозного искусства, занимавшиеся внутренней отделкой церквей. В качестве примера можно назвать построенную в 1950 году базилику Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Непокаланове (Польша), в которой все отделочные работы выполнили местные монахи. Орден имеет богатые традиции и в области музыки. Францисканцы заботились не только о красоте фресок и икон, украшавших церкви, но и о красоте духовной музыки, которую они сами сочиняли. Наибольшую известность в сфере музыкального творчества приобрели: Руфин Бартолуччи (ум. 1550 г.), создатель хора «баттенте» (форма двойного хора), Константин Порта (ум. 1601 г.), реформатор духовной музыки, занимавшийся историей и теорией музыки, и Бернардин Рицци (ум. 1968 г.), композитор и дирижер. Музыкальные традиции Ордена продолжаются и сегодня. При францисканских семинариях существуют профессиональные музыкальные коллективы и хоры; братья-францисканцы изучают музыковедение, организуют в приходах музыкальные кружки для детей и молодежи.

IV. Главные духовные центры францисканцев

В Ассизи в ведении конвентуальных францисканцев находится главная святыня Ордена, «святой монастырь» (Sacro Convento), и базилика св. Франциска, в которой покоятся мощи основателя св. Франциска . В этом храме хранится оригинал Устава св. Франциска, его хабит и другие вещи, связанные с его именем.

Падуя

В замечательной базилике в Падуе находится гроб св. Антония Чудотворца (ум. 1231 г.), самого известного и любимого святого в Католической Церкви. Ежегодно этот храм посещают около четырех миллионов людей. Непокаланов - это большой монастырь (и в то же время гoродок) неподалеку от Варшавы (Польша), который в 1927 году был основан святым Максимилианом Кольбе. На территории этого монастыря, посвященного Непорочной деве Марии, находится большое издательство, школа, больница, xлебопекарня, пожарная служба и многое другое. Возле монастыря возвышается базилика, где воздается честь святому Максимилиану (ум. 1941 г.), который добровольно отдал свою жизнь ради спасения другого человека в концлагере Освенцим.

V. Францисканцы в России - история и современность

Первые францисканцы появились в России еще в XIII веке. В XIV и XV веках существовали большие общины францисканцев в Крыму, на Волге (в Цареве и Астрахани), на Дону (в Азове), и на побережье Каспийского моря. Первые упоминания о пребывании «меньших братьев» в Москве и Киеве относятся к пятнадцатому столетию. В XVII веке в Москве образовалась хорошо организованная католическая община. В 1682-85 годах эту общину возглавлял конвентуальный францисканец о. Шиманн. В 1771 году был основан францисканский монастырь неподалеку от Новоскольников (Псковская область). B ХIХ веке францисканцы работали также капелланами в российской армии- в Петрозаводске, Казани, Николаеве и других гoродах. В период существования Советского Союза «меньшие братья» работали как в европейской части страны, так и в Сибири. В наши дни конвентуальные францисканцы работают в Москве, Санкт-Петербурге, Черняховске (Кaлининградская область), Туле, Калуге, Элисте (Калмыкия) и Батайске, а также на территории Узбекистана (в Ташкенте и Самарканде), занимаясь пастырской, благотворительной и издательской деятельностью. Члены Ордена преподают в католических учебных заведениях, посещают дома престарелых и тюрьмы.

VI. Монашеская подготовка

Как и в любом другом монашеском ордене, перед тем как стать священником или братом (монахом-«несвященником»), кандидат в монахи проходит духовную и научную подгoтовку. Она складывается из следующих ступеней: 1-я ступень. Постулат - один год испытания и общего ознакомления с Орденом через жизнь в монашеской общине. 2-я ступень. Новициат - один полный год введения в монашескую жизнь и подготовки к первым (временным) монашеским обетам. 3-я ступень. Обучение u духовная подготовка - шесть лет высшего образования: философия и богословие. Духовная подгoтовка. Принесение вечных обетов на пятом году и рукоположение - на шестом году.

VII. Заключение

3a восемь веков своего существования Орден Францисканцев внес большой вклад как в развитие Церкви, так и в мировую культуру. При этом можно отметить, что созерцательная сторона жизни Ордена всегда сочеталась с активной деятельностью. Возможно, по этой причине духовная традиция Ордена вызывает столь большой интерес (причем не только в религиозных кругах, а личность св. Франциска привлекает внимание людей различной культyры и вероисповедания. 27.03.2019

(Franciscan Order). Один из четырех орденов "нищенствующих братьев" (францисканцы, доминиканцы, кармелиты, августинцы), основанный в XIII в. Возникновение новых орденов знаменовало собой противостояние духовному упадку, растущей урбанизации и быстрому распространению ересей (особенно в Сев. Франции и Юж. Италии). Орден францисканцев основал Франциск Ассизский, благословил папа Иннокентий III в 1210 г. В отличие от прежнего монашества, "нищенствующие братья" жили в миру, проповедуя и духовно окормляя нуждающихся.

Глубокое недоверие Франциска к официальным институтам, а также радикализм его требований (он не признавал для членов ордена никакого имущества, даже прикосновения к деньгам) вызвали ожесточенные споры. Сначала возник конфликт между "ревнителями", отстаивавшими строжайшее соблюдение правил, составленных Франциском, и теми фракциями, крые старались приспособить жизнь ордена к требованиям мира сего. В 1240 г. орден францисканцев при покровительстве папы получил окончательное организационное оформление как международный орган, в к-ром ответственная роль отводилась только клирикам (еще один пример измены духу Франциска тот высоко ставил мирян). Чтобы обойти запрет на владение собственностью, ордену разрешили оформлять т.н. попечительство. В 125774 гг. благодаря взвешенной и миротворческой политике, крую осуществлял тогдашний генерал ордена Бонавентура, накал полемики заметно снизился. Выдающийся мыслитель, Бонавентура свидетельствовал о том, что францисканцы уже приобщаются к миру университетских знаний.

После смерти Бонавентуры возобновились резкие споры об апостольской бедности. Крайние воззрения спиритуалов (бывших "ревнителей", или "зелотов") были отвергнуты папой Иоанном XXII, крый в 1322 г. официально одобрил корпоративное владение собственностью, указав, что Христос и Его апостолы собственностью обладали. Спиритуалы откололись от ордена францисканцев. Даже столь выдающиеся францисканцы, как Михаил Чезенский и Уильям Оккам, оказались в изгнании и осудили папу.

Ряд тяжелых обстоятельств эпидемия чумы, войны, Великий раскол привели к упадку ордена францисканцев, однако в его рамках возникло новое движение в поддержку строгого устава; его сторонники получили название "обсервантов". Оппозицию им составили более умеренные "конвентуалы", предпочитавшие городские резиденции отдаленным скитам. Неудачные попытки примирить эти два течения заставили папу ЛьваХв 1517 г. официально разделить орден францисканцев на две ветви обсервантов (со строгим уставом) и конвентуалов (с умеренным уставом). Однако вскоре сами обсерванты, движимые реформистским духом, раскололись на несколько течений "босоногих", "реколлектов", "реформированных" и капуцинов (носивших остроконечный капюшон). Капуцины сыграли значительную роль в Контр реформации и к 1619 г. добились полной независимости. Новый упадок ордена францисканцев был вызван и внутренними противоречиями, и внешними событиями наступлением эпохи Просвещения и революционными потрясениями в Европе. Лишь благодаря неустанным усилиям папы Льва XIII в 1897 г. произошло объединение всех обсервантов (за исключением капуцинов, сохранивших самостоятельность).

Наряду с орденом " малых братьев ", включающим три независимых образования обсервантов, конвентуалов и капуцинов, возникли еще два францисканских ордена Второй орден монахинь (клариссы), основанный Франциском и его последовательницей Кларой в 1212 г., и Третий орден (терциарии), состоящий преимущественно из мирян.

Францисканцы, вместе со своими конкурентами доминиканцами, представляли собой новую духовную силу в Церкви XIII в. Отстаивая апостольский идеал жизни бедного проповедника, они встречали понимание со стороны городского населения, к-рое все более отчуждалось от церковномонастырского "истеблишмента". Однако члены ордена францисканцев не присоединялись к непокорным еретикам, оставаясь верными слугами официальной Церкви. Помимо городов, центрами наибольшей их активности стали университеты, где они готовили себя к всемирной миссии борьбе с неверными, еретиками и со всеми, кто безразличен к христианской истине. Фактически все выдающиеся ученые того времени принадлежали к " нищенствующим братьям " в т.ч. францисканцы Бонавентура, Иоанн Дуне Скот и Уильям Оккам. Однако, вопреки духу Франциска, орден францисканцев в попытках консолидировать христианское общество оказался тесно связан с репрессивным институтом инквизиции и антиеврейской политикой Западной церкви.

Наряду с доминиканцами францисканцы осуществляли функции инквизиции , которая была основана в XIII веке. Францисканцам была поручена инквизиция в Венссене, Провансе, Форкальке, Арле, , Эмбрене, центральной Италии, Далмации и Богемии.

Ветви францисканского ордена

В настоящее время существует три ветви внутри Первого (мужского) францисканского ордена:

  • Орден меньших братьев, O.F.M.
  • Орден меньших братьев конвентуальных , O.F.M.Conv.
  • Орден меньших братьев капуцинов , O.F.M.Cap. (1525)

В 2014 году Орден меньших братьев насчитывал 14 046 монахов, Орден меньших братьев конвентуальных - 4 294, Орден меньших братьев капуцинов - 10 629 . Общее число францисканцев в настоящее время, таким образом, составляет около 30 тысяч человек.

В конце XIX века папа Лев XIII объединил все группы обсервантов в один Орден - Орден Меньших братьев. Объединение по имени папы получило название - Леонианская уния .

Второй (женский) орден св. Франциска - называется орденом бедных кларисс , основан в г. св. Кларой , сподвижницей св. Франциска.

Третий орден св. Франциска (т. н. терциарии ) - учрежден св. Франциском около , получил в г. собственный устав и название Третьего ордена устава св. Франциска . Помимо терциариев, руководствующихся этим уставом, существует значительное число терциариев, живущих в миру и именующихся Третьим орденом мирян св. Франциска (устав впервые дан в XIII веке, современный составлен в 1978 г.). Ими были, например, Данте , король Людовик IX Святой , Микеланджело и др.

Известные францисканцы

  • Св. Франциск Ассизский (1181/1182-1226) - основатель ордена
  • Св. Антоний Падуанский (1195-1231)
  • Роджер Бэкон (ок.1214 - после 1294) - английский философ и естествоиспытатель
  • Св. Бертольд Регенсбургский (ок. 1220-1272)
  • Св. Бонавентура (1221-1274) - генерал ордена, богослов
  • Гийом де Рубрук (1220-1293) - миссионер, путешественник
  • Якопоне да Тоди (1230-1306) - итальянский поэт, автор гимна Stabat Mater
  • Раймунд Луллий (1235-1315) - каталанский писатель
  • Александр из Гэльса - парижский профессор
  • Джованни Монтекорвино (1246-1328) - первый архиепископ пекинский
  • Блаженный Дунс Скот (1265-1308) - философ-схоластик
  • Вильгельм Оккам (1280-1347) - философ-схоластик
  • Одорико Порденоне (1286-1331) - путешественник по Индии, Индонезии и Китаю
  • Франческо Петрарка (1304-1374) - итальянский поэт
  • Бертольд Шварц (XIV в), считающийся изобретателем пороха
  • Св. Бернардин Сиенский (1380-1444) - миссионер, проповедник
  • Варфоломей Пизанский - (XV в) - автор Liber conformitatum sancti Francisci cum Christo , изд. в Венеции in folio, входящей в число редчайших ининкунабул
  • папа Сикст IV (1471-1484) - теолог
  • Франсуа Рабле (1494-1553) - французский писатель, перешедший в бенедиктинский орден из-за враждебного отношения францисканцев к изучению греческого языка
  • Бартоломей Камби - известный проповедник
  • Бернардино де Саагун - автор «Всеобщей истории о делах Новой Испании», первой всеобъемлющей энциклопедией культуры ацтеков
  • папа римский Сикст V
  • папа римский Климент XIV
  • Иоанн Капистриан ( -) - святой, проповедник крестового похода против еретиков и турок.
  • Педро де Сьеса де Леон ( -) - священник, описавший завоевание Южной Америки и привезший в Европу картофель.
  • Бернардино де Карденас ( -) - епископ и губернатор Парагвая , исследователь истории и обычаев индейцев Центральных Анд .
  • Блаженный Сеферино ( -) - официальный покровитель цыган
  • Максимилиан Мария Кольбе ( -), польский священник-францисканец и мученик, погибший в Освенциме в 1941 году , добровольно пошедший на смерть ради спасения другого человека.
  • Антонио Сьюдад-Реаль ( -) - испанский миссионер и лингвист, составитель шеститомного словаря языка майя .
  • Св. Падре Пио ( -) - монах-капуцин , стигматик
  • Богуслав Матей Черногорский ( -) - чешский композитор и органист .
  • Лист, Ференц ()-() - венгерский композитор , пианист и музыкальный критик

Францисканцы в литературе

  • брат Вильгельм Баскервильский - главный герой романа «Имя розы » Умберто Эко
  • брат Тук - друг и сподвижник Робина Гуда
  • отец Луис Веласко - один из двух главных героев романа «Самурай» Сюсаку Эндо
  • брат Лоренцо - монах веронского монастыря Сен Дзено, один из героев трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта », а также новелл Банделло и да Порто

Францисканцы в музыкальном искусстве

  • Антонио Вивальди , венецианский аббат-минорит, композитор, педагог, скрипач

Францисканцы в изобразительном искусстве

  • цикл фресок Джотто из жизни св. Франциска, (1300-1304) базилика Св. Франциска в Ассизи
  • изображения св. Франциска работы Эль Греко - не портретные, а скорее собирательные образы.

См. также

Напишите отзыв о статье "Францисканцы"

Примечания

Ссылки

  • Братство, объединяющее как католиков, так и последователей св. Франциска за пределами католической церкви (православных, лютеран, англикан, свободных протестантов).
  • .

Отрывок, характеризующий Францисканцы

– Да, больна, – отвечала она.
На беспокойные расспросы графа о том, почему она такая убитая и не случилось ли чего нибудь с женихом, она уверяла его, что ничего, и просила его не беспокоиться. Марья Дмитриевна подтвердила графу уверения Наташи, что ничего не случилось. Граф, судя по мнимой болезни, по расстройству дочери, по сконфуженным лицам Сони и Марьи Дмитриевны, ясно видел, что в его отсутствие должно было что нибудь случиться: но ему так страшно было думать, что что нибудь постыдное случилось с его любимою дочерью, он так любил свое веселое спокойствие, что он избегал расспросов и всё старался уверить себя, что ничего особенного не было и только тужил о том, что по случаю ее нездоровья откладывался их отъезд в деревню.

Со дня приезда своей жены в Москву Пьер сбирался уехать куда нибудь, только чтобы не быть с ней. Вскоре после приезда Ростовых в Москву, впечатление, которое производила на него Наташа, заставило его поторопиться исполнить свое намерение. Он поехал в Тверь ко вдове Иосифа Алексеевича, которая обещала давно передать ему бумаги покойного.
Когда Пьер вернулся в Москву, ему подали письмо от Марьи Дмитриевны, которая звала его к себе по весьма важному делу, касающемуся Андрея Болконского и его невесты. Пьер избегал Наташи. Ему казалось, что он имел к ней чувство более сильное, чем то, которое должен был иметь женатый человек к невесте своего друга. И какая то судьба постоянно сводила его с нею.
«Что такое случилось? И какое им до меня дело? думал он, одеваясь, чтобы ехать к Марье Дмитриевне. Поскорее бы приехал князь Андрей и женился бы на ней!» думал Пьер дорогой к Ахросимовой.
На Тверском бульваре кто то окликнул его.
– Пьер! Давно приехал? – прокричал ему знакомый голос. Пьер поднял голову. В парных санях, на двух серых рысаках, закидывающих снегом головашки саней, промелькнул Анатоль с своим всегдашним товарищем Макариным. Анатоль сидел прямо, в классической позе военных щеголей, закутав низ лица бобровым воротником и немного пригнув голову. Лицо его было румяно и свежо, шляпа с белым плюмажем была надета на бок, открывая завитые, напомаженные и осыпанные мелким снегом волосы.
«И право, вот настоящий мудрец! подумал Пьер, ничего не видит дальше настоящей минуты удовольствия, ничто не тревожит его, и оттого всегда весел, доволен и спокоен. Что бы я дал, чтобы быть таким как он!» с завистью подумал Пьер.
В передней Ахросимовой лакей, снимая с Пьера его шубу, сказал, что Марья Дмитриевна просят к себе в спальню.
Отворив дверь в залу, Пьер увидал Наташу, сидевшую у окна с худым, бледным и злым лицом. Она оглянулась на него, нахмурилась и с выражением холодного достоинства вышла из комнаты.
– Что случилось? – спросил Пьер, входя к Марье Дмитриевне.
– Хорошие дела, – отвечала Марья Дмитриевна: – пятьдесят восемь лет прожила на свете, такого сраму не видала. – И взяв с Пьера честное слово молчать обо всем, что он узнает, Марья Дмитриевна сообщила ему, что Наташа отказала своему жениху без ведома родителей, что причиной этого отказа был Анатоль Курагин, с которым сводила ее жена Пьера, и с которым она хотела бежать в отсутствие своего отца, с тем, чтобы тайно обвенчаться.
Пьер приподняв плечи и разинув рот слушал то, что говорила ему Марья Дмитриевна, не веря своим ушам. Невесте князя Андрея, так сильно любимой, этой прежде милой Наташе Ростовой, променять Болконского на дурака Анатоля, уже женатого (Пьер знал тайну его женитьбы), и так влюбиться в него, чтобы согласиться бежать с ним! – Этого Пьер не мог понять и не мог себе представить.
Милое впечатление Наташи, которую он знал с детства, не могло соединиться в его душе с новым представлением о ее низости, глупости и жестокости. Он вспомнил о своей жене. «Все они одни и те же», сказал он сам себе, думая, что не ему одному достался печальный удел быть связанным с гадкой женщиной. Но ему всё таки до слез жалко было князя Андрея, жалко было его гордости. И чем больше он жалел своего друга, тем с большим презрением и даже отвращением думал об этой Наташе, с таким выражением холодного достоинства сейчас прошедшей мимо него по зале. Он не знал, что душа Наташи была преисполнена отчаяния, стыда, унижения, и что она не виновата была в том, что лицо ее нечаянно выражало спокойное достоинство и строгость.
– Да как обвенчаться! – проговорил Пьер на слова Марьи Дмитриевны. – Он не мог обвенчаться: он женат.
– Час от часу не легче, – проговорила Марья Дмитриевна. – Хорош мальчик! То то мерзавец! А она ждет, второй день ждет. По крайней мере ждать перестанет, надо сказать ей.
Узнав от Пьера подробности женитьбы Анатоля, излив свой гнев на него ругательными словами, Марья Дмитриевна сообщила ему то, для чего она вызвала его. Марья Дмитриевна боялась, чтобы граф или Болконский, который мог всякую минуту приехать, узнав дело, которое она намерена была скрыть от них, не вызвали на дуэль Курагина, и потому просила его приказать от ее имени его шурину уехать из Москвы и не сметь показываться ей на глаза. Пьер обещал ей исполнить ее желание, только теперь поняв опасность, которая угрожала и старому графу, и Николаю, и князю Андрею. Кратко и точно изложив ему свои требования, она выпустила его в гостиную. – Смотри же, граф ничего не знает. Ты делай, как будто ничего не знаешь, – сказала она ему. – А я пойду сказать ей, что ждать нечего! Да оставайся обедать, коли хочешь, – крикнула Марья Дмитриевна Пьеру.
Пьер встретил старого графа. Он был смущен и расстроен. В это утро Наташа сказала ему, что она отказала Болконскому.
– Беда, беда, mon cher, – говорил он Пьеру, – беда с этими девками без матери; уж я так тужу, что приехал. Я с вами откровенен буду. Слышали, отказала жениху, ни у кого не спросивши ничего. Оно, положим, я никогда этому браку очень не радовался. Положим, он хороший человек, но что ж, против воли отца счастья бы не было, и Наташа без женихов не останется. Да всё таки долго уже так продолжалось, да и как же это без отца, без матери, такой шаг! А теперь больна, и Бог знает, что! Плохо, граф, плохо с дочерьми без матери… – Пьер видел, что граф был очень расстроен, старался перевести разговор на другой предмет, но граф опять возвращался к своему горю.
Соня с встревоженным лицом вошла в гостиную.
– Наташа не совсем здорова; она в своей комнате и желала бы вас видеть. Марья Дмитриевна у нее и просит вас тоже.
– Да ведь вы очень дружны с Болконским, верно что нибудь передать хочет, – сказал граф. – Ах, Боже мой, Боже мой! Как всё хорошо было! – И взявшись за редкие виски седых волос, граф вышел из комнаты.
Марья Дмитриевна объявила Наташе о том, что Анатоль был женат. Наташа не хотела верить ей и требовала подтверждения этого от самого Пьера. Соня сообщила это Пьеру в то время, как она через коридор провожала его в комнату Наташи.
Наташа, бледная, строгая сидела подле Марьи Дмитриевны и от самой двери встретила Пьера лихорадочно блестящим, вопросительным взглядом. Она не улыбнулась, не кивнула ему головой, она только упорно смотрела на него, и взгляд ее спрашивал его только про то: друг ли он или такой же враг, как и все другие, по отношению к Анатолю. Сам по себе Пьер очевидно не существовал для нее.
– Он всё знает, – сказала Марья Дмитриевна, указывая на Пьера и обращаясь к Наташе. – Он пускай тебе скажет, правду ли я говорила.
Наташа, как подстреленный, загнанный зверь смотрит на приближающихся собак и охотников, смотрела то на того, то на другого.
– Наталья Ильинична, – начал Пьер, опустив глаза и испытывая чувство жалости к ней и отвращения к той операции, которую он должен был делать, – правда это или не правда, это для вас должно быть всё равно, потому что…
– Так это не правда, что он женат!
– Нет, это правда.
– Он женат был и давно? – спросила она, – честное слово?
Пьер дал ей честное слово.
– Он здесь еще? – спросила она быстро.
– Да, я его сейчас видел.
Она очевидно была не в силах говорить и делала руками знаки, чтобы оставили ее.

Пьер не остался обедать, а тотчас же вышел из комнаты и уехал. Он поехал отыскивать по городу Анатоля Курагина, при мысли о котором теперь вся кровь у него приливала к сердцу и он испытывал затруднение переводить дыхание. На горах, у цыган, у Comoneno – его не было. Пьер поехал в клуб.
В клубе всё шло своим обыкновенным порядком: гости, съехавшиеся обедать, сидели группами и здоровались с Пьером и говорили о городских новостях. Лакей, поздоровавшись с ним, доложил ему, зная его знакомство и привычки, что место ему оставлено в маленькой столовой, что князь Михаил Захарыч в библиотеке, а Павел Тимофеич не приезжали еще. Один из знакомых Пьера между разговором о погоде спросил у него, слышал ли он о похищении Курагиным Ростовой, про которое говорят в городе, правда ли это? Пьер, засмеявшись, сказал, что это вздор, потому что он сейчас только от Ростовых. Он спрашивал у всех про Анатоля; ему сказал один, что не приезжал еще, другой, что он будет обедать нынче. Пьеру странно было смотреть на эту спокойную, равнодушную толпу людей, не знавшую того, что делалось у него в душе. Он прошелся по зале, дождался пока все съехались, и не дождавшись Анатоля, не стал обедать и поехал домой.

«ХРАМОВНИКИ» И «ПСЫ ГОСПОДНИ». ИСТОРИЯ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ОРДЕНОВ ЦЕРКВИ

26 сентября 1181 родился святой Франциск Ассизский, основатель нищенствующего ордена францисканцев. По иронии судьбы, вне католического мира он известен именно благодаря этому ордену — одному из наиболее знаменитых в истории.

В истории христианства особое место занимают ордена — сообщества лиц, объединённых общей целью и особыми правилами жизни.

Когда заходит речь об орденах, то чаще всего вспоминают о «крестоносцах», или о рыцарях Ливонского ордена, разбитых Александром Невскимна Чудском озере.

На самом деле «крестоносцы» являются представителями не одного, а нескольких духовно-рыцарских орденов, возникших во время Крестовых походов.

Помимо духовно-рыцарских орденов, существовали монашеские ордена, то есть сообщества монахов, члены которых соблюдали общий устав монастыря и приносили торжественные обеты. В отличие от воинствующих рыцарских орденов, монашествующие ордена посвящали время, свободное от молитв, благотворительности и помощи нуждающимся.

Ордена начали появляться во времена раннего Средневековья и продолжали образовываться вплоть до XX века, а их общее количество исчисляется десятками. Названия одних мало что говорят нашим современникам, а другие обрели, без преувеличения, мировую славу.

Орден тамплиеров

С какой целью появился: После окончания Первого крестового похода группа рыцарей во главе с французским рыцарем Гуго де Пейном учредила военно-монашеский орден, целью которого была объявлена защита пилигримов во время их паломничества по святым местам на Ближнем Востоке.

Когда создан: Орден, учреждённый в 1119 году и изначально названный «Бедные рыцари Христа и Храма Соломона», был официально признан церковью 1128 году.

Чем известен: Правитель Иерусалимского королевства Балдуин II выделил рыцарям в юго-восточном крыле Иерусалимского храма, в мечети Аль-Акса, место под штаб-квартиру. С той поры орден стали называть Орденом Храма, а рыцарей — храмовниками (тамплиерами).

Благодаря удачно проведённой орденом вербовке в Европе тамплиеры, изначально не имевшие больших финансовых средств, стали обладателями больших денег и земель, переданных новобранцами. В марте 1139 года Папа Римский даже издал буллу, в которой тамплиерам разрешалось свободно пересекать любые границы, не платить налоги, а подчиняться только Папе и больше никому. Настолько вольготные условия способствовали резкому развитию «крестоносного бизнеса».


Когда создан: Папа Римский Клемент III своей буллой от 6 февраля 1191 года провозгласил госпиталь как «Тевтонское братство церкви Св. Марии Иерусалимской». Положение «освободителей Гроба Господня» на Ближнем Востоке всегда было неустойчивым. Именно поэтому военные функции возлагались в том числе и на госпитальные монастыри. 5 марта 1196 в храме Акры состоялась церемония преобразования госпиталя в духовный орден. В конце того же года Папа Римский Целестин издаёт буллу, которой признаётся существование монашеского Ордена Святой Марии Немецкой Иерусалимской. Окончательно преобразование госпиталя в военно-монашеский орден завершается в 1199 году, когда Папа Римский Иннокентий III закрепляет этот статус своей буллой.

Чем известен: Орден очень быстро обзавёлся собственным регулярным войском, и военные функции в его деятельности стали основными. Неожиданное «направление развития» орден, в отличие от других крестоносцев, нашёл в XIII веке в Европе. Языческое (и христианское, но не католическое) население Восточной Европы оказалось удобной целью для «крестоносцев». На завоёванных землях орден основывал свои замки, закрепляясь на этих территориях «навечно». В 1255 году на землях пруссов был основан замок Кёнигсберг.

На основании эдикта императора Священной Римской империи и буллы Папы Римского Пруссия стала владением Тевтонского ордена. Так военно-монашеский орден превратился в целое государство. Уникальное в своём роде образование оставалось влиятельным игроком на карте Европы вплоть до 1410 года, когда рыцари потерпели поражение от польско-литовских войск в битве при Грюнвальде. С этого момента начался закат ордена.

Конец истории: Формально орден, потеряв территориальные владения и влияние, просуществовал до 1809 года и был распущен во время Наполеоновских войн. Восстановление ордена произошло в 1834 году, но уже без политических и военных амбиций, речь шла лишь о благотворительности и помощи больным. Сегодня Тевтонский орден обслуживает несколько больниц и частных санаториев в Австрии и Германии. Любопытный момент — основу современного Тевтонского ордена составляют не братья, а сёстры.

Орден иезуитов

С какой целью появился: Монашеский орден иезуитов возник в период так называемой контрреформации — реформ внутри католической церкви, вызванных борьбой с Реформацией. Фактически он был «ответом» сторонников католицизма на активное распространение протестантского учения.

Когда создан: В 1534 году Игнатий де Лойола и несколько его единомышленников решили создать «Общество Иисуса», задачей которого объявлялась активная миссионерская деятельность. Устав ордена был утверждён Папой Римским в 1540 году.


Эмблема ордена иезуитов. Фото: flickr.com / Lawrence OP

Чем известен: Орден славился жёсткой военной дисциплиной: беспрекословным повиновением младших старшим. Абсолютным был авторитет главы — пожизненно избираемого генерала, подчинённого непосредственно Папе. Иезуиты стремились обратить к католической вере массы, ранее ушедшие в Реформацию или иным способом отошедшие от католицизма. Миссионерская деятельность велась также среди евреев, мусульман и язычников.

Всего за полтора первых десятилетия деятельности иезуиты обзавелись миссиями на территории от Японии до Бразилии. Продвигать свои идеи им помогала просветительская деятельность — члены ордена выступали также в качестве педагогов, преподававших различные научные дисциплины. При этом они отстаивали принцип верховенства власти Папы во всех сферах вплоть до низложения монархов, осмелившихся перечить понтифику. Данный радикализм стал одной из причин последующих гонений на иезуитов.

К середине XVIII века орден иезуитов добился большого политического влияния в различных странах Европы, а также обладания большими финансовыми возможностями. Постоянные попытки иезуитов воздействовать на политический курс европейских монархов привели к тому, что практически все страны Европы выступили за прекращение деятельности ордена.

Конец истории: 21 июля 1773 года Папа Римский Климент XIV, стремившийся нормализовать отношения с европейскими монархами, выпустил папское послание, упразднявшее орден иезуитов. Имущество подлежало конфискации в пользу светских властей. Правда, на территории некоторых стран, в том числе Пруссии и России (до 1820 года), миссии ордена продолжили своё существование.

В 1814 году Папа Римский Пий VII восстановил «Общество Иисуса» во всех его правах и привилегиях. В настоящее время иезуиты продолжают свою деятельность на территории 112 государств.

13 марта 2013 года архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо был избран новым Папой Римским . Новый понтифик, принявший имя Франциск, стал первым представителем ордена иезуитов, ставшим римским первосвященником.

Орден францисканцев

С какой целью появился: Возникновение так называемых нищенствующих орденов, к которым относится и орден францисканцев, произошло на рубеже XII-XIII веков. Причиной их появления стала необходимость в священниках, не втянутых в светские дела, презирающих светские блага и способных демонстрировать чистоту веры пастве личным примером. Кроме того, церковь нуждалась в догматиках, способных вести непримиримую борьбу с различными ересями.

Когда создан: В 1209 году Джованни, сын богатого купца из Ассизи Петра Бернардоне, ставший странствующим проповедником, объединил вокруг себя последователей и создал устав нового ордена, основанный на послушании, целомудрии и полном нищенстве. Замысел Джованни, за склонность к употреблению французского языка прозванного Франциском, одобрил Папа Римский Иннокентий III.

Чем известен: Полное отречение от земных благ и строгость в вере способствовали стремительному росту авторитета францисканцев. Уже к 1264 году генералу францисканцев были подчинены 8 тысяч монастырей и 200 тысяч монахов. К XVIII веку орден францисканцев объединял 1700 монастырей и 25 тысяч монахов. С XIII по XVI века представители ордена были духовниками большинства европейских монархов, что помогало им влиять на политику целых государств.

Существовала и «мирская» ветвь францисканцев — орден терцариев, предназначенный для светских лиц, которые пожелали бы, не покидая мира и своих обычных занятий, вести более чистый образ жизни и найти некоторым образом монастырь в своём собственном доме.


Францисканский символ. Фото: flickr.com / Alwyn Ladell

В 1256 году папство предоставило францисканцам право преподавать в университетах. Они создали свою систему богословского образования, породив целую плеяду мыслителей Средневековья и Ренессанса. В период Нового времени францисканцы активно занимались миссионерской и исследовательской деятельностью, работая в испанских владениях в Новом свете и в странах Востока. Наряду со своими оппонентами в догматических вопросах доминиканцами, францисканцы были наделены функциями инквизиции, которые осуществляли в центральной Италии, Далмации и Богемии, а также в ряде провинций Франции.

Конец истории: В настоящее время орден со своими ответвлениями насчитывает около 30 тысяч монахов и несколько сотен тысяч мирян-терциариев: в Италии, Испании, Франции, ФРГ, США, Турции, Бразилии, Парагвае и других странах. Францисканцы контролируют ряд университетов, колледжей, имеют свои издательства.

Орден доминиканцев

С какой целью появился: Возникший в одно время с орденом францисканцев нищенствующий орден доминиканцев имел несколько иное направление деятельности. Испанец Доминго Гусман, получивший сан архидиакона в Кастилии, был возмущён ростом числа еретиков в южной Франции. Так основатель ордена стал одним из идеологов похода против альбигойцев, растянувшегося на два десятилетия и приведшего к уничтожению сотен тысяч человек, обвинённых в ереси.

Когда создан: В 1214 году Доминго Гусман, впоследствии названный святым Домиником, основал в Тулузе первую общину единомышленников. В 1216 году Папа Римский Гонорий III утвердил устав ордена.

Чем известен: Важнейшим направлением деятельности доминиканцев было углубленное изучение теологии с целью подготовки грамотных проповедников. Центрами ордена стали Париж и Болонья — два крупнейших университетских города Европы.

Со временем главной и основной задачей ордена доминиканцев стала борьба с ересями. Основные функции инквизиции были сосредоточены в их руках. Герб ордена изображает собаку, которая несёт в пасти горящий факел, чтобы выразить двойное назначение ордена: преданно охранять веру Церкви от ереси и просвещать мир проповедью Божественной Истины.

Этот герб, а также своеобразная игра слов способствовали появлению ещё одного неофициального названия доминиканцев. Последователей Доминика также называли по-латыни Domini Canes, что значит «Псы Господни».


Витраж с символом ордена доминиканцев («Псы Господни»). Фото: flickr.com / Lawrence OP

Представителями ордена доминиканцев являлись философ и богослов святой Фома Аквинский, легендарный великий инквизитор Испании Томас Торквемада и создатель «Молота ведьм» Якоб Шпренгер. В эпоху наибольшего процветания орден доминиканцев насчитывал до 150 000 членов в 45 провинциях (из них 11 вне Европы). Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от миссионерской деятельности.

Конец истории: Современный орден доминиканцев продолжает заниматься проповедью Евангелия, изучением наук, образование и борьбой с ересями. Правда, методы своих средневековых предшественников доминиканцы, разумеется, не применяют.

Мужская ветвь ордена сегодня насчитывает около 6000 монахов, женская — около 3700.