Open
Close

История массовых праздников вертеп. Рождественский вертеп: происхождение, история и гонения

Близится Новый год - любимый всеми с детства праздник, сказочный и сверкающий. А за ним вскоре наступает и светлый праздник Рождества Христова . Это тоже во многом детский праздник, когда мир радуется рождению Младенца, славит и празднует это великое событие. И, наверное, во многих семьях в эти дни возле красивой елочки будет стоять сделанный руками детей и родителей рождественский вертеп.

Что же это такое, как его сделать и когда установить? Постараемся ответить на эти вопросы.

История и традиции рождественских вертепов

Тихая ночь, пещера для скота, над ней яркая звезда, а в яслях крошечный Христос со своей Матерью - этот сюжет воплощают в искусстве уже много веков. Традиция делать «вертеп» - воспроизводить сцену Рождества с помощью фигурок из разного материала - пришла к нам в Россию сравнительно недавно из европейских стран. Сейчас во всех странах, где есть христианство, существует такой обычай, и сформировались свои особенности.

Например, во Франции фигурки из вертепа имеют коричневатый цвет и расписаны вручную; в Италии и Германии они деревянные и покрыты лаком, непременно добавляется аромат ладана или цветочного масла; в Англии статуэтки для вертепа вообще… съедобные! Очень изысканные и тонкие фигурки в Мексике делают из фарфора или фаянса с инкрустацией.

" А в Японии все персонажи одеты, разумеется, в местные национальные костюмы, и им не рисуют лиц: по японской традиции, это означает главенство духовного начала.

Нет строгих правил, когда нужно устанавливать вертеп. Чаще всего они украшают дома и храмы со 2 января - Новый год отшумел, начинается предпразднество Рождества. Но вполне уместным будет сделать и поставить его раньше, даже с конца ноября (с начала Рождественского поста). А вот стоит вертеп обычно всегда до конца святок (до 19 января), затем убирается.

Количество участников композиции вертепа может быть различным, обязательны лишь Христос, Богородица и, как правило, святой Иосиф. Чаще всего рядом с ними - овечка, теленок, иногда ослик или другие животные. По преданию, первыми услышали весть о рождении Христа пастухи, которым явился ангел, и поспешили в пещеру - поэтому и все они часто участвуют в картине. Через несколько дней после Рождества к Младенцу, вслед за звездой, пришли три волхва, Гаспар, Валтасар и Мельхиор, принесшие богатые дары - золото, смирну и ладан. Иногда их фигурки добавляются позднее. А над вертепом помещается Вифлеемская звезда.

Все эти фигурки - не совсем куклы. В них не играют, эта композиция статична и служит символом, напоминанием о Рождестве. Более того, чаще всего в России вместо фигурок Святого семейства в центр просто ставят икону Рождества.


Из чего же делать вертеп? Сразу скажем - вариантов здесь множество, все зависит только от вашей фантазии и возможностей. Композиции бывают от простейших до высокопрофессиональных. Но мы поговорим в основном о несложных вариантах вертепов, которые можно зачастую сделать буквально из подручных средств.

Основа для вертепа

Прежде всего, для самой пещеры нам понадобится либо коробка, либо ящик. Оклеиваем ее бумагой, чаще всего коричневой (цвет дерева) либо серой (скалы). Иногда бумага специально сминается:

Верх обычно - темно-синий со звездами; сверху вертепа - Вифлеемская звезда из фольги или золотой бумаги. Традиционно звезда делалась объемной и подсвечивалась изнутри; но вполне можно обойтись отблеском огоньков, если вы украсите вертеп иллюминацией.

На «пол» часто кладут сено или еловые веточки. Бывают вертепы из глины, пластика, с использованием камней. Но возможно вообще обойтись без картонной или деревянной основы - например, её сможет заменить красивая тканевая драпировка:



Вертеп с использованием игрушек

Самый простой способ оформить вертеп своими руками - добавить к иконе праздника фигурки соответствующих зверей и ангелочков из игрушечных наборов и сувениров и украсить всю композицию. Несколько веточек или немного сухой травы, свеча или гирлянда, возможно, мишура - и каждый вертеп неповторим!



А в этом вертепе фигура ангела связана крючком. Есть мастерицы, полностью изготавливающие весь сюжет в такой технике! Но, пожалуй, ограничимся менее трудоемкими вариантами…

Бумажные вертепы

При изготовлении домашних рождественских вертепов популярнее всего, конечно, бумажная техника. Можно нарисовать фигурки на картоне или бумаге, вырезать их и закрепить на поперечной основе:

Можно свернуть туловища конусом, склеить их, приклеив плоские ручки, и получатся объемные персонажи. Головы могут быть плоскими бумажными, из глины, теста, пластиковых шариков и т. д., тут также есть простор для вашей фантазии:



А вот, хоть и не вертеп в строгом смысле слова, однако тот же сюжет, и удивительная по красоте силуэтная техника:

Вертепы с использованием пластилина

Пластилин или пластика (последняя предпочтительнее, если мы хотим, чтобы вертеп прослужил несколько лет) для изготовления фигурок вертепа - также очень доступный и несложный вариант. Всё тут зависит лишь от умения и терпения:

Конечно, можно добавить бусинки, серебряную бумагу и прочие красивые мелочи. Иногда получаются настоящие шедевры!

А можно просто добавить пластилиновые фигурки волхвов и пастухов к имеющимся игрушечным овечкам и ангелу, дары волхвов тоже позаимствовав у кукол:

Глина, соленое тесто

Немного более сложные, но схожие по сути с пластикой и пластилином материалы. Зато фигуры из глины выглядят более «живыми» и естественными. Глиняные фигурки, а иногда и слепленные из теста, запекаются в духовке и затем раскрашиваются - специальными красками либо обычной гуашью.


Вертеп в Орвьето

В Италии существует древняя традиция перед Рождеством украшать дома вертепами (presepe), изображающими сцены Рождества Христова.
К этому мероприятию семья готовится заранее, покупая фигурки и создавая пещеру, звездное небо и ясли, которые остаются пустыми до 25 декабря.
Ровно в полночь в ясли положат младенца, который будет символизировать Христа.


Вертеп в Риме на площади Витторио Эмануэле II

Начало этой традиции положил святой Франциск Ассизский. В 1223 году в пещере Греччо недалеко от Риети он устроил представление перед верующими, создав живой вертеп. Он велел приготовить ясли, принести сена, привести осла и овец и отслужил мессу. С этого года ни одно Рождество в Италии не обходилось без вертепа.


Вертеп во Флоренции

Сначала вертепы изготавливали для храмов, их делали достаточно большими (например, мраморный вертеп работы Арнольфо ди Камбио, который находится в соборе Санта-Мария-Маджоре в Риме ).
Позже презепе полюбили иезуиты, посчитав, что наглядное изображение будет укреплять веру.
С XIV-XV вв. вертепы стали изготавливать не только монахи, но и ремесленники. Фигурки вырезались из дерева, из ткани шили одежду.


Настоящий рассвет мастерства наступил в XVII в., искусно выполненные фигурки, составляли сложные композиции, которые стали появляться в домах знати.
Самыми роскошными и искусными вертепами считаются неаполитанские. Первый вертеп появился в Неаполе в 1470 году, благодаря братьям Джованни и Пьетро Алеманно. Деревянные фигуры младенца Иисуса, Марии, Иосифа были выполнены в натуральную величину, композиция соответствовала библейскому тексту. В неаполитанских композициях всегда присутствует грот – граница между светом и тьмой, мост – знак перехода, река – символ рождения, крещения и смерти, постоялый двор – признак достатка и человеческое равнодушие.


Позже вертепы стали отражать быт и нравы, моду и обычаи современности. Одежды фигурок шились из дорогой ткани, украшались серебром и золотом.


Но, когда в XVIII-XIX вв. наступил упадок, вертепы опять стали более простыми.
Тем не менее, фигурки для вертепов и декорации до сих пор поражают своим разнообразием и искусностью исполнения. В каждом регионе Италии таинство рождества Христова представляют в соответствии со своими культурными традициями. Вместо пейзажей Вифлеема, здесь господствует природа Италии.
Римские вертепы селят Христа в район Трастевере , где рядом находится траттория и вывешены связки лука.


Маленькие здания похожи на настоящие, в окошках горит свет, женщины готовят обед, ремесленники заняты работой. Часто вертепы бывают не статичными: фигурки движутся благодаря механизмам, вода журчит, а в небе загорается звезда-лампочка.




Разыгрывать театрализованные, т.е. «живые» вертепы является чисто итальянской традицией, которая насчитывает ни одно столетие.
Один из самых известных в Италии «живых» рождественских вертепов можно увидеть в Греччо в храме Франциска. Здесь разыгрывается шесть сцен, повествующих о том, как Святой Франциск создавал свой первый вертеп.
Весь город превращается в живые декорации, на фоне которых появляются герои в костюмах времен Франциска Ассизского.

В городе Дженга (Genga) в регионе Марке разворачивается самый большой в мире театрализованный рождественский вертеп. Его устраивают в одной из пещер ущелья Фразасси. Впервые он был показан в 1981 году, и с тех пор ежегодно проходит два представление: 26 декабря в праздник Святого Стефано и 6 января на Благовещенье. В вертепе принимают участие 300 человек, которые воссоздают сценки, напоминающие о быте и традициях этой территории прежних времен.

Сицилия славится своими «живыми» рождественскими вертепами, из них самым известным является тот, что проходит в городе Кустоначи (Трапани). Представление разворачивается в известняковой пещере Гротта Манджапане, где селились люди со времен палеолита. Борго Скурати превращается в сказочное место, наполненный рождественскими мелодиями.

В Марконе (провинция Беневенто, Кампания) можно увидеть одно из самых известных итальянских рождественских представлений. Старинный городок, расположенный на склоне горы, похож на Святую Землю и практически не нуждается в дополнительных декорациях. Официально праздничное представление называется «Вертеп в вертепе» и состоит из двух актов. Сначала зрители окунаются в изысканную атмосферу исторического центра городка, где перед ними разворачиваются сцены, посвященные старинным ремеслам. Пройдя через весь город по рождественскому маршруту, зрители выходят через ворота Порта Сан Марко, и перед ними открывается потрясающий вид на окрестности, где разыгрывают вторую часть действа – сценки Рождества Христова, начиная с Благовещенья до самого Рождества и поклонения волхвов, которые появляются, освещенные сотнями факельных огней и ярким пламенем знаменитых факелов «ндоче» из Аньоне.

Традиционно в период Рождества в городе Матера библейские события разворачиваются на фоне улиц и домов в самом центре квартала Сассо Баризано в районе Сасси-ди-Матера. Перед зрителями предстают семь живых картин, связанных с темой Рождества Господня: благовещение, рынок, демонстрация старинных ремесел, встреча Марии и Елизаветы, двор Ирода, Рождество Христа. Сценки разыгрываются в пяти местах квартала Сассо Баризано (три в зарытых помещениях и две под открытым небом) с использованием фрагментов фильмов о жизни Христа, снятых в разное время в Матере.

Сказочно-красивый вертеп проходит в городе Триказе (Апулия). Рождественские сценки разворачиваются на холме Монте Орко, где загорается несколько тысяч огоньков, освещая ремесленников и крестьян. На самой вершине холма расположены ясли Младенца Христа.

Как рассказать ребенку о событиях Рождества Христова, чтобы он не только узнал, но и прочувствовал их? Попробуйте устроить вертеп! Об этом наша статья!

Что такое вертеп?

Вопросом организации вертепа задаются многие современные родители-христиане, призывая на помощь игру, музыку, иконопись, живопись. И конечно, детское Рождество невозможно представить без кукольного .

Есть версия, что самый первый вертеп придумал в XIII веке , который приходил с братьями-монахами в хлев к ослам и коровам петь рождественские песнопения, прославляя родившегося Спасителя. Позже появились резные деревянные вертепы со статичными сценами Рождества Христова (они назывались презепе) , которые устанавливали в католических храмах Западной Европы и на площадях крупных городов.

Собственно рождественским кукольным театром вертеп стал в Европе в XV веке, возникнув как упражнение учеников богословских школ в искусстве красноречия.

На русскую землю вертепный театр был принесен в XVII веке выходцами с Украины, учениками западно-русских духовных училищ, находившихся под значительным влиянием католической системы образования. Но, несмотря на это, ни идеи рационализма, господствовавшие в тогдашней Европе, ни, тем более, расхождения с католиками в вероисповедании, никак не коснулись русского вертепа. Русские школяры и их наставники взяли лишь привлекательную форму, наполнив ее своим родным содержанием. Вертепные спектакли стали у нас своеобразным жанром проповеди, наиболее доступным восприятию юных христиан.

photosight.ru. Фото: Еля Старикова

Ящик с секретом

С течением времени форма вертепных представлений менялась – от домашних спектаклей, которые демонстрировались за символическую плату, до выступлений на ярмарках при большом стечении публики. Форма самого театра – вертепа также изменялась, в зависимости от местных условий и степени состоятельности “вертепщиков”.

Обычно это был большой деревянный ящик (в половину роста взрослого человека), который ставился на подставку или возвышение. Сами актеры – кукловоды прятались за ящиком, разговаривая разными голосами за своих героев. На заднюю стенку ящика обычно прикреплялась икона Рождества Христова, боковые стенки расписывались рисунками или узорами. Передняя часть ящика закрывалась двустворчатыми дверками, игравшими роль занавеса.

Часто вертеп был двухэтажный, хотя встречались и одноэтажные, и трехэтажные варианты. Если в вертепе была всего одна сцена-этаж, то, как правило, разыгрывалось само событие Рождества Христова, и набор кукол был минимальным (обычно – ангелы, вырезанные из дерева или сшитые из лоскутков, посаженные на проволоку, при помощи которой через прорези в полу ящика передвигали фигурки).

Если же вертеп был двухэтажный, спектакль приобретал более сложные формы. Пространство символически делилось на горний, небесный мир (верхний этаж) и мир земной (нижний этаж). Наверху укреплялась икона Рождества, иногда располагались небольшие фигурки пастухов и ангелов. Внизу – дворец царя Ирода, куда приходили волхвы, а в конце спектакля Смерть срубала бумажной косой царскую голову.

В некоторых вертепах делали куклу Рахиль, плачущей о детях, куклы чертей и римских солдат-легионеров. Если в вертепе устраивали третий этаж (мезонин), туда помещали фигурку ангела, который возвещал о рождении Спасителя.

На самом верху ящика прикрепляли вифлеемскую звезду, вырезанную из картона, или небольшой деревянный крест. Текстом спектакля могли служить либо пересказ Евангелия, либо народные духовные стихи, посвященные Рождеству Христову. Тексты собственно рождественских драм стали появляться только в XVIII веке.

Вертеп. photosight.ru. Фото: consttt linoleum

«С каким нетерпением ждем мы Святок!»

С особенной радостью ждали вертеп маленькие дети, заранее предвкушая предстоящие переживания.

Вот как рассказывает о вертепе начала XIX столетия Николай Полевой в книге “Мои воспоминания о русском театре и русской драматургии”:

“Содержание было всегда одинаково: представляли мистерию Рождества; в верхнем этаже устраивали для этого вертеп и ясли, в нижнем трон Ирода. Куклы одеты бывали царями, и вертепы нашивали по улицам семинаристы и приказные в святочные вечера, ибо только о святках позволялось такое увеселение. Боже мой! С каким, бывало, нетерпением, ждем мы святок и вертепа! С наступлением вечера, когда решено “пустить вертеп”, мы, бывало, сидим у окошка и кричим от восторга… И вот несут вертеп, ставят полукругом стулья; на скамейках утверждают самый вертеп; раскрывают двери его – мишура, фольга, краски блестят, пестреют; является первая кукла – Пономарь. Он зажигает маленькие восковые свечки… И вот заскрипела скрипка; раздались голоса – являются Ангелы и преклоняются перед яслями… И каких потрясений тут мы не испытывали: плачем, бывало, когда Ирод велит казнить младенцев, задумываемся, когда смерть идет, наконец, к нему при пении: “Кто же может убежать в смертный час?” И ужасаемся, когда открывается ад, где черти пляшут над Иродом…”

В середине девятнадцатого – начале двадцатого столетия, когда вертепное искусство постепенно стало в России угасать, вертепные представления соединились со светскими комедиями, которые обычно показывали во второй части спектакля, что уже никак не совмещалось с образом домашнего духовного праздника.

Но самое замечательное, что традиция вертепных театров не исчезла, хотя уже, было, совсем умерла в начале двадцатого века. Еще в шестидесятые годы прошлого века, когда Хрущев обещал показать по телевизору “последнего попа”, трое мальчишек ходили по улицам одной украинской деревни с неказистым, склеенным ими самими вертепом и распевами колядки, славили Христа.

Где можно увидеть настоящий вертеп?

Современная практика вертепных театров еще только складывается, возродившись снова в Россию в начале девяностых годов прошлого века. Первоначально это было увлечение небольшой группы людей, а теперь существует целая Гильдия вертепщиков . Московский театр «Бродячий вертеп» под управлением Александра Грефа организует ежегодные фестивали самодеятельных вертепных театров (как правило, основные участники – семейные труппы или воскресные школы при храмах). Существует даже международный Фестиваль вертепных театров . И еще ни разу еще не было повторений, каждый вертеп в чем-то отличен от других. Каждый по-своему делится переполняющей радостью Рождества.

photosight.ru. Фото: Алла До

Как сделать вертеп самим?

Впрочем, можно сделать и свой собственный домашний вертеп. Конечно, чтобы соорудить классический двухэтажный вариант, потребуется много времени и сил и не в каждом доме найдется место, где можно было бы его хранить целый год даже в разобранном виде.

Мы с детьми придумали несколько разных «походных» вариантов, которые очень быстро собираются-разбираются, а ощущение таинственности и чуда не исчезает. И даже совсем маленькие принимают участие в его создании.

Мы взяли обычную коробку от ботинок, поставили ее набок и выкрасили внутри темно-синим и коричневым цветом, изображая пещеру и небо. В центр, на стенку коробки наклеили репродукцию картины Рождества. Внутри выстелили пол пещеры сухой травкой, которую насобирали во время прогулок. Сделали ограду из круглых морских камушков и пластилина и пустили туда всех игрушечных домашних животных, которые нашлись в детской. Сверху провели гирлянду и поместили вертеп под елкой, в центре.

Очень уютно было потом на Святках сидеть всем вместе под ёлкой и еще и еще раз рассказывать рождественскую историю. А когда Святки прошли, мы просто накрыли коробку-вертеп крышкой и убрали вместе с ёлочными игрушками.

Когда дети подросли, они, конечно, захотели сами играть в вертеп и показывать его родным и друзьям. И мы вырезали из картона контур пещеры, фигурки Богородицы с Младенцем на руках, пастухов, волхвов, овечек, воинов, царя Ирода, Смерти с косой и укрепили их на круглых картонных подставках, какие обычно бывают у игрушечных солдатиков. Взяли детский столик и стульчик, составили рядом, накрыли тканью – получился двухярусный вертеп. Сели вокруг прямо на пол, зажгли свечи, взяли в руки флейту, колокольчик и треугольник и изобразили нехитрый мотив. А дальше – пели рождественский тропарь и рассказывали историю Рождества своими словами, передвигая фигурки по сцене.

Еще как-то раз соорудили Вифлеем из пакетов от сока, обклеенных обратной стороной старых бумажных обоев. Получилось очень похоже – низенькие домики песочного цвета с плоскими крышами, как в настоящем Вифлееме. А внутрь снова провели гирлянду и в окнах горели огни.

А еще лепили домики из глины и вставляли в них зажженные свечи. А еще можно вылепить их из соленого теста. А еще…

photosight.ru. Фото: Захаров Валерий

Словом, было бы горячее желание прославить Христа и немного фантазии, и дети с радостью создадут вместе с нами собственный маленький домашний вертепный театр.

Вы прочитали статью Давайте устроим вертеп!

Рождество Иисуса Христа - это один из главных праздников в христианской религии, его празднуют христиане всего мира. С празднованием связано множество разных традиций, и в их число входят вертепы рождественские.

История рождественского вертепа в европейских странах

В 1223 году святой Франциск Ассизский создал первую рождественскую композицию. Так, он поместил людей и животных в пещеру, и они разыгрывали там сцены из Рождества. Зрителям это зрелище очень понравились, и они решили, что его нужно повторять каждый год. Первоначально вертепы рождественские давали представления только в храмах, но со временем они появились на городских площадях и рынках. Над созданием и оформлением вертепа и его персонажей работали лучшие скульпторы и художники, а сценарии для вертепа создавались поэтами и музыкантами.

Истинное признание им удалось получить в шестнадцатом веке нашей эры. Именно тогда в Европе развивается кукольный театр-вертеп. Такой театр представлял собой небольшой ящик, сделанный из дерева или картона. Он состоял из двух этажей, верхний этаж ящика обычно был предназначен для религиозных представлений, посвященных Рождению Христа, а на нижнем этаже разыгрывались бытовые рождественские сцены.

История рождественского вертепа в России

На территории Российской Империи вертепы рождественские появились в конце шестнадцатого века. Расцветом для российского вертепа становится восемнадцатый век. Тогда обычного театра в России как такового не было, поэтому был популярен театр-вертеп. Он был главным развлечением на святках и часто заменял собой театр в богатых купеческих домах.

Но увидеть представление вертепа можно было не только в чьем-то доме. Все чаще представления проходили на ярмарках, на них можно было купить билет. Но с развитием театра в России вертепы рождественские начали терять свою популярность. После Октябрьской революции 1917 года они вообще были запрещены. В Советскую эпоху такие представления на территории России не проводились. С 1980-х годов начинается возрождение народных традиций, и рождественский вертеп, сценарий которого известен всему миру, снова начинает вызывать интерес у обычных людей.

Рождественские традиции, связанные с вертепом

Рождественский вертеп в России являлся частью праздника Рождество. В этом праздновании соединились языческие и христианские традиции.

В канун Рождества, сочельник, в домах варили кашу, это был ритуал, призванный принести в семью богатство и благополучие. Каша называлась кутья. Считалось, что в этом занятии хозяевам дома помогают Воды и Земли. Кашу надо было варить на огне, разожженном с помощью трения. Это считалось священным огнем пращуров.

Священный огонь служил для того, чтобы разжигать полена. Обрядовое полено называлось «бодняк», с его помощью огонь переносили из одного очага в другой. Огонь в языческой традиции считался божеством, которому поклонялись. А на ужин в праздник приходили духи предков, и считалось, что после ужина им нужно что-нибудь оставить.

Важную роль в этом празднике играл Коляда. Это существо не имеет точного определения - божество или колдун, эльф или леший. Коляда стоял в углу дома, на него надевали венки и украшения.

С именем Коляды связаны колядки. Это песни, которые дети пели во время празднования Рождества. Собиралась шумная компания, ходила по селу, пела песни, просила угощение у хозяев домов. Многие колядующие наряжались козами и коровами. Их появление в сельских дворах символизировало богатство и приплод скота.

В случае когда хозяева давали колядникам много угощений, то им пели красивые песни, колядки. После пения песен колядники делили между собой собранное угощение или устраивали пирушку.

Оформление рождественского вертепа

Вертеп - это деревянный ящик, поделенный на два этажа. Верхняя часть ящика оклеивается голубой бумагой, в вертепе это «небо». Нижнюю часть оклеивают блестящей бумагой, рисуют на ней разные цветные узоры. Посреди нижней части находится трон царя Ирода, главного отрицательного персонажа рождественского действа.

Главные действующие лица здесь куклы, и вертеп - это место, где происходит управление куклами. Для того чтобы ими управлять, внизу вертепа делаются прорези, через них кукловод управляет действием. Куклы бывают разные. Особенно интересными фигурки для вертепа были во Франции. В Средние века они обычно были деревянными, иногда их делали из глины. Глиняных кукол раскрашивали, делали им одежду из хлопка или ситца. Они закреплялись на деревянных или стальных стержнях. Создатели вертепов при изготовлении кукол проявляли всю свою фантазию, и рождественский вертеп, поделка для которого была интересна для любого мастера, считается одним из самых выдающихся произведений в истории мирового искусства.

Персонажи вертепа

Уже понятно, что вертеп - это культурный феномен, который оказал влияние на историю многих стран мира и на их культуру. Задача вертепа - рассказать о целой совокупности событий, которые произошли в момент Рождества Христова. Рождественский вертеп, сценарий которого создавался на основе библейских мотивов, освещает в основном рождение Христа и поклонение волхвов. Но при этом для построения сценария могут использоваться и другие библейские события. Так, это могут быть бегство в Египет, явление Марии и так далее. Главные персонажи вертепа, которые присутствуют в нем всегда - это Иисус Христос, Дева Мария, а также Святой Иосиф. Если вертеп разыгрывает поклонение пастухов или волхвов, то Иисус Христос изображается в виде Младенца, который сидит у Матери Марии на руках.

В рождественский вертеп, шаблоны которого изучаются многими людьми, входят также животные. Так, в вертепах многих стран присутствуют вол и осел, которые согревают Младенца Иисуса своим теплым дыханием. Пастухи, которые приходят на поклонение к Младенцу, часто несут на руках животных. Чаще всего они несут ягнят. Ягненок является символом христианства с самых ранних пор. Вообще, в плане животных фантазия создателей театрального действа неограниченна. Во время представления в вертепе могут присутствовать верблюды, на которых приехали волхвы, лошади, птицы, слоны, представители местной флоры и фауны. Предполагается, что действие вертепа происходит в пещере, иногда показывается хижина. И над всем происходящим присутствует

Персонажами вертепа могут быть и волхвы, которые пришли поклониться Младенцу из дальних стран. Они приносят Ему подарки.

Изготовление вертепа

Рождественский вертеп - поделка, которую вы можете изготовить сами своими руками. Для изготовления вертепа своими руками вам понадобится небольшая коробка. Ее можно раскрасить в разные цвета, можно оклеить разноцветной тканью. Эта коробка будет символизировать пещеру, в которой находились Дева Мария и Иисус Христос.

Дно коробки можно сделать серым или коричневым, ее внешнюю сторону можно сделать синей, внутренние стенки обычно делают белыми или красными.

Сделать рождественский вертеп своими руками может любой человек, главное - иметь терпение и стараться. После изготовления вертепа нужно заняться изготовлением кукол. Самый простой вариант - вырезать их из бумаги или из картона, а потом раскрасить. Если вы хотите, чтобы фигурки были объемными, то ясли с Младенцем можно сделать из коробочки спичек. Эта коробочка раскрашивается в красный и коричневый цвета и приклеивается ко дну вертепа. Для изготовления других фигурок вы можете нарезать полоски из цветной бумаги, затем свернуть их в конус. Отдельно можно нарисовать на бумаге головы и приклеить их к конусам. Рождественский вертеп (своими руками), фото которого вы сделаете с удовольствием, доставит радость вам и вашим детям.

Существует большое разнообразие вариантов таких вертепов.

Покупка рождественского вертепа

Если нет времени делать вертеп самостоятельно, то многие начинают выяснять, вертепы рождественские - где купить. Зарубежные производители игрушек уже давно предлагают потребителям в своих странах самые разные варианты вертепов. В России и в странах СНГ этот бизнес только развивается.

Компания Lego, которая специализируется на создании разнообразных игрушек для детей, предлагает потребителям купить игрушечный набор, состоящий их пластмассового домика и пластмассовых фигурок. Это фигурки святого семейства, волхвов и пастухов, животных. Также пластмассовые вертепные наборы предлагают известные компании - производители игрушек Fisher Price и Playmobil. Для тех, кто любит мягкие игрушки, предлагает рождественские вертепы компания Talicor. Это плюшевые домики с открывающейся дверцей, внутри которой находятся фигурки.

Самые маленькие любители вертепов получают в подарок вертепы рождественские, сделанные из дерева. Деревянные вертепы с выпускает немецкая компания Selecta. Вертепы рождественские, которые она выпускает, абсолютно безопасны для здоровья малышей и дают им много возможностей для игры и творчества.

Сценарии рождественского вертепа в Средние века

Неотъемлемой частью рождественского вертепа являются слова для вертепа. В Средние века для вертепных спектаклей обычно составлялись вертепные пьесы. Особенностью этих пьес являлось то, что они были в основном безавторскими. Текст вертепной пьесы придумывался обычно самим владельцем вертепа. При этом владелец вертепа не придумывал все сам, а брал готовые словесные формулы и уже на их основе придумывал свою пьесу.

Сценарий вертепной драмы выглядел так. На сцену выходили Пан и Пани, а также Ангел, которые поздравляли присутствующих с наступлением Великого праздника Рождества. Исполнялась колядка «Нова радость стала». Приходили пастухи или волхвы и приносили свои дары Младенцу. Иногда рассказывалось про изгнание Адама и Евы, про их жизнь в раю и последующий уход оттуда.

Важное место занимает в сценарии сцена избиения младенцев в Вифлееме. Царь Ирод повелел своим воинам убить всех детей в Вифлееме, и воины выполнили его приказ. В том числе он погубил и своего собственного сына. Узнав об этом, за Иродом пришли черти из ада и забрали его с собой. Завершается представление прославлениями в адрес Иисуса Христа.

В зависимости от страны, в которой разыгрывался вертеп, сценарии и действующие лица могли отличаться. В восточно-украинских вертепах действующими лицами являлись также Запорожец, Цыган и Медведь. Фигурировали и исторические персонажи, такие как Александр Македонский, Пор Индийский. В русских вертепах добавляется сцена Крещения Господня.

Сценарии рождественского вертепа в наше время

Вертепы рождественские и в наше время остаются популярными. Так, в городе Сарове в 2011 году был поставлен рождественский спектакль, автором сценария и режиссером которого является Роман Сванидзе. Этот профессиональный драматург создал сценарий рождественского вертепа специально для детей, этот сценарий рассчитан на то, что спектакль будет показываться на улице. Часто сценарии для рождественского вертепа создаются учениками воскресных школ разных городов России.

Традиции вертепа в нашей стране пока еще не очень развиты, что объясняется тем, что вертепы рождественские у нас долго были запрещены. Но постепенно традиции возрождаются, появляются новые персонажи в рождественском действии. Так, в Москве был разыгран рождественский вертеп, в котором в качестве персонажей вертепного действа присутствовали хоббиты - герои произведения Джона Толкиена «Властелин колец». Хоббиты принимали участие в прославлении Рождества Иисуса Христа.

Рождественский вертеп в наше время остается популярным, даже, несмотря на то, что жизнь во многом изменилась и течение жизни стали определять современные технологии.

Лучшие рождественские вертепы мира

Вертепы рождественские оказали неизгладимое влияние на культуру и традиции народов мира. В последние годы все чаще появляются масштабные реализации рождественских вертепов в самых разных странах мира.

В Испании, в провинции Эстремадура, в регионе Бадахос, на подземной парковке был размещен один из самых больших в Европе рождественских вертепов. Этот вертеп занял площадь 270 квадратных метров, фигурки, которые находятся на его площади, все роста около 20 сантиметров.

Вертеп сделан максимально близко к реальности. Так, это целый ландшафт, на котором есть реки, очень похожие на настоящие, долины, города. Модель средневекового города изображена очень реалистично. Торговые рынки и площади, храмы, улицы - все это действительно изображает средневековую Европу. Фигуры, которые участвуют в сценах, были изначально белыми, и работники раскрасили их красками. Для того чтобы создать такое произведение искусства, им понадобился месяц. Цель создания этого вертепа - развлечь туристов, которые появляются в городе, и оживить торговлю.

В княжестве Монако в декабре 2014 года было открыто «Рождественское путешествие», целью которого стало ознакомление гостей страны и жителей с рождественскими обычаями разных стран мира. Здесь можно было увидеть самые разные вертепы. Вертепы рождественские были размещены на площади перед государственным Министерством иностранных дел Монако. Ведущую роль там заняли вертепы Франции и Германии. На в Монако проходят показы вертепов Америки и Южной Африки. А точная копия Вифлеема стоит перед кафедральным собором. Выставка вертепов начинается в декабре и заканчивается 11 января.

Учитывая, что Рождество в разных странах мира проходит в разное время, то и празднуется этот праздник в разные даты. Если в католических странах Рождество празднуется 25 декабря, то в православной традиции его празднование попадает на 7 января. Поэтому на 7 января приходится празднование Рождества в восточнославянских странах.

В этот день в Киеве устраивается празднование Рождества в старинных традициях. Особенно красивый праздник устраивает народный музей архитектуры и быта «Пирогово». Сначала гости слушают литургию, потом начинаются народные гуляния и развлечения. У гостей праздника появляется возможность попробовать блюда национальной украинской кухни. И в этот день происходят представления вертепа. Именно в Пирогово есть возможность воссоздать народные украинские традиции, потому что в этом музее максимально точно показана обстановка украинского села в восемнадцатом-девятнадцатом веках, когда рождественский вертеп был главным развлечением для людей. Поэтому сюда приезжают много туристов не только с Украины, но и из других стран мира. Рождественский вертеп, фото которого вы можете увидеть на календаре этого музея, является одной из главных достопримечательностей этой местности.

Проходят народные гуляния в этот день и в киевских парках. Люди катаются на санках, лепят снеговиков, водят хороводы и поют песни. По улицам ходят ряженые, поют песни, показывают сцены из Библии.

В Санкт-Петербурге в январе можно увидеть фигуры рождественских вертепов, сделанные изо льда. Посмотреть на это уникальное зрелище можно в Петропавловской крепости. Ледяные фигуры размещаются там в Нарышкинском бастионе. Мастера будут создавать скульптуры изо льда прямо на глазах у посетителей, в ночное время у скульптур будет подсветка, и скульптуры могут постоять там до марта 2015 года.

В канун Рождества Христова по благочестивой традиции православные храмы украшаются вертепами.

Слово «вертеп» соответствует латинскому термину «praesepe», означающему в переводе «ясли, кормушка для скота». В христианском восприятии этот термин получил обобщенное значение как место Рождества Христова. Вертеп не имеет никаких стандартов ни по размеру, ни по количеству персонажей, ни даже по времени (его основной сюжет может быть перенесен и в современность). Единственной константой в веках остается сцена у яслей, где лежит новорожденный младенец-Иисус. Кроме того, вертепом называют театральные постановки на рождественские темы.

На Руси вертеп был известен с XVII столетия. Однако истоки кукольного рождественского театра гораздо древнее. На Украине этот театр был известен с XVI века. Именно Малороссия подарила России такую уникальную традицию. Украинский вертеп, в свою очередь, стал преемником польской традиции. А в Польшу рождественский кукольный театр пришел из католической культуры Европы.

В начале десятого века в Риме существовала традиция представлять в храме сцены из жизни Христа. Это представление длилось несколько дней. Но сцена Рождества Христова никогда не разыгрывалась живым планом. Она присутствовала в храме на протяжении всего действа от Рождения до Смерти Спасителя. Богородицу, Иосифа и Младенца Христа изображали куклы, которых делали знаменитые скульпторы. Кукол, которым выпадала честь играть Деву Марию, в Италии называли марионетками.

Отсюда и пошла традиция устраивать в католических храмах рождественские вертепы. Затем стали изготавливать вертепы меньшего размера. Их помешали в ящики, изготовленные в виде храма. Так вертеп вышел из храма и пришел в дом человека. Западные вертепы были механическими, фигурки в них передвигались по кругу.

Устройство вертепа

Что же собой представлял рождественский вертеп? Вертеп был простым деревянным ящичком с прорезями. Делали этот театрик свободные от своего летнего земледельческого труда крестьяне долгими зимними вечерами. Сам вертепный ящичек представлял собой домик в два этажа. Верхний ярус этого домика, собственно, и представлял пещеру Рождества. В нем размещались маленькие ясли, в которых лежал спеленатый Младенец Христос; фигурки Иосифа и Девы Марии, склоненные над ясельками; вол и ослик, согревающие Спасителя своим дыханием.

Эти фигуры нельзя было назвать просто куклами: в них никогда не играли как в куклы, не произносили за них речи. Они изображали рождественскую сцену и были знаками, символами Рождества. Порой вместо фигурок в верхнем ярусе ставили икону праздника Рождества.

Соответственно этой рождественской сцене оформлялся и весь верхний ярус домика. Его оклеивали бумагой синего цвета или окрашивали в синий цвет. На крышу домика вырезалась рождественская Вифлеемская Звезда, возвестившая всему миру о чудесном рождении Сына Божия. Эта Звезда была сквозной. С внутренней стороны домика ее подсвечивали свечой. И она действительно сияла мерцающим светом во время рождественского представления.

С внутренней стороны ящик обклеивали белой заячьей шкуркой. Белый цвет символизировал чистоту. В то же время заячья шкурка скрывала прорези в ящике, по которым двигались фигурки.

Хозяин вертепа обычно сам говорил текст и водил кукол. Несколько хористов — мальчишек, певших на службе, распевали рождественские песнопения. А если в труппу входил музыкант, то он сопровождал пение и пляски игрой на своем инструменте.

Земное и небесное

Ярусы делили домик на два пространства. Верхний ярус обозначал пространство небесное. Ведь с небес сходит на землю Младенец Христос. А нижний ярус – земное, в котором живем мы, грешные люди, со всеми своими страстями, радостями и надеждами.

Вот на нижнем ярусе театрик и будет представлять само кукольное действие, которое расскажет, что произошло в год рождения Иисуса Христа в городе Вифлееме, – народную драму-мистерию о жестоком царе Ироде. Именно царя Ирода и его воинов народ выведет кукольными персонажами и будет за них говорить речи. Подразумевается еще и третий, нижний, ярус – преисподняя, куда утаскивал черт Ирода. Так простой кукольный домик разрастался до размеров Вселенной.

В течение нескольких веков в Москве за неделю до Рождества разыгрывалась принародно История «Пещное действо». Это был один из излюбленных сюжетов театрализованных представлений на Руси в XVI — XVII веках и до «Петрушки» Игоря Стравинского. Чин «Пещного действа» древняя и совершенно забытая сейчас традиция Церкви. Совершается он в день памяти пророка Даниила и трех святых отроков, то есть 18 декабря по старому стилю и 30 по новому. И если вертепный театр ставился в основном для детей, то «Пещное действо» не уставали смотреть из года в год все от мала до велика. Исполнители этих рождественских представлений не были профессионалами, они давали заработок тем, кто оставался на зиму без работы. В деревнях это были крестьяне, в городах — любители из мещан.

Но зрелищность кукольного действа так и не станет в вертепе главной. Вертепные фигурки останутся иллюстрацией к духовному содержанию текстов. Тексты в рождественских вертепах в народной традиции представляли отстраненно. Их или распевали в духовных стихах, или сказывали, или просто проговаривали без всякой интонации.

Вертепный театр был любимым развлечением для детей, которых в дореволюционной Росси в светские театры практически не возили. В течение года рождественские театрики-ящики, вместе с комплектами кукол хранились где-нибудь на чердаке или в сарае. Ходили с ними с 25 декабря в течение Святочной недели, а иногда и до самого Великого поста, но после Святочной недели духовную часть показывать запрещалось, оставалась только светская.

Не игра, а действо

Из какого же материала делали вертепных кукол? Здесь четких инструкций не было. В русской народной традиции кукол делали и объемными, из тряпочек, деревянных чурочек, и плоскими картонными фигурками. Но вот играть куклами так, как сейчас управляют ими в современных кукольных театрах, было нельзя. Народной православной этикой запрещалось привносить в вертепное действо индивидуальную, актерскую образную игру. Рождественский вертеп представлял народ верующий, православный. Индивидуальное же актерское ремесло несло в себе понятие неискренности и лжи. Плач Рахили, у которой убивают младенца, изображать в вертепе нельзя и, наконец, просто невозможно.

Все фигурки в вертепе из любого материала были статичными, передвигались по прорезям с помощью деревянного стержня, на котором крепилась фигурка. Сам механизм вождения фигурок был скрыт в ящичке потайным дном. Однако у зрителей во время самого действа возникало ощущение чуда: будто фигурки сами выплывали из дверей домика и, плавно скользя, вертелись по прорезям в деревянном ящичке.

Тексты к вертепам писали священнослужители на основе Священного Писания. А представляли вертепы на Святки и на Рождество школяры. Так в старину называли воспитанников духовных семинарий. Так как деревянный кукольный домик-вертеп был тяжелым, то школяры тащили его на носилках. И он словно плыл в рождественской морозной ночи над деревенской дорогой, как спасительный ковчег, защищая землю от всего тревожного и опасного, происходящего в мире.

Однако в отстраненности представления текста и вождения фигурок достигалась полная гармония целостного художественного впечатления. Необходимо упомянуть и то, что вертепы представляли поздно вечером при зажженных свечах. И горящая свеча была составным образом кукольного рождественского представления.

Как прикоснуться к чуду Рождества – особенно если в доме есть маленькие дети? Одно из возможных решений – сделать вертеп. Совместный труд вместе с детьми и другими домочадцами в любом случае подарит радость.

«Ясли, – так мечтал один ребенок, –

Можно склеить из цветных картонок,

Сделать из бумаги золотой

Пастухов с рождественской звездой.

Ослик, вол – какая красота! –

Встанут рядом с яслями Христа,

И Святой Младенец в этот час,

Он в сердцах у каждого из нас»…

Изготовление вертепа (разные варианты)

Для изготовления вертепа вам понадобится средних размеров коробка. Декорацию можно оклеить цветной бумагой или фольгой. Для данного случая, уместно задрапировать конструкцию тканью. В этом случае хорошо подойдет темно-синий праздничный материал для внешней стороны, красный для внутренней, серый или коричневый – для земли, пола.

В глубине вертепа, посредине, поставьте ясли с Младенцем, сделанные из маленькой коробочки и усланные соломой или сухой травой.

Справа от яслей посадите Марию, хорошо в красном или голубом одеянии, слева Иосиф в коричневом. Вокруг яслей животные. На переднем плане пастухи в сером одеянии и с посохами в руках. Если вертеп выполнен в виде домика, Ангела можно подвесить на ниточке к крыше конструкции, чтобы создать впечатление парения воздухе. Ясли у вертепа нет крыши, его можно поставить возле пастухов.

По вечерам в вертепе зажигается маленькая лампочка, и персонажи оживают… Для освещения подойдут новогодние гирлянды. Вечером, погасив свет можно будет, уютно устроившись около вертепа, рассказывать детками святочные истории…

Персонажи вертепа

Мария, Иосиф, Младенец, ангелы, пастухи, животные (ослик, овечки, барашки, корова, бык – можно не все, что найдется (если игрушки покупные), главное, чтобы по смыслу подходило). Три волхва, или «три царя», никогда не появляются по одному.

Нам понадобятся: соленое тесто (хотя эти поделки можно сделать и из пластилина или пластика), соломинка, скалка, чайная ложка, карандаш.

Мария

1. Скатайте короткую толстую колбаску для туловища, чтобы она выглядела коленопреклоненной.

2. Сделайте руки и голову, обозначьте рот и глаза. Раскатайте шарик из теста для покрова.

3. Накиньте покров на голову и туловище, чтобы он лежал складками сзади.

Иосиф и пастух

Сделайте им туловище чуть длиннее. Для пастуха скатайте на голову жгут.

Ясли

Скатайте толстую колбаску. Глубоко продавите центр фалангой пальца. Скатайте тоненькую колбаску для крестов с обоих концов.

Три царя

Ярко разрисуйте их одежду. Скатайте жгут на голову из шариков или скрученных колбасок.

Младенец Христос

Сделайте младенца Христа.

Скатайте шарик для головы и колбаску для туловища. Соедините. Поскребите вилкой в местах соединения.

Обозначьте глаза острием карандаша. Скатайте маленький носик.

Для покрывала раскатайте тесто по пленке. Сделайте отметки острием карандаша.

Удалите пленку и заверните ребенка в покрывало.

Запеките в духовке, а потом разрисуйте куклу. Фломастером нарисуйте рот.

Поместите младенца в ясли.

Овца

Для туловища скатайте толстую колбаску.

Прикрепите к туловищу четыре шарика-ножки.

Скатайте колбаску-голову и прикрепите ее к туловищу.

Чтобы получились ушки, сплющите две маленькие колбаски.

Карандашом отметьте ноздри и глаза. Вилкой обозначьте шерстку.

Для даров сделайте бруски из толстораскатанного теста и украсьте их узорами.

Украшение вертепа

Вертеп можно украсить еловыми веточками или шишками, искусственными цветами. На край вертепа можно повесить Рождественскую звезду. Внешние стороны вертепа можно украсить звездами из желтой бумаги или фольги.

Рождественский вертеп создаёт особенную атмосферу в доме: это и ощущение сказки, но при том и осознание величия события, годовщину которого весь мир отмечает в Рождественскую ночь.

Варианты изготовления вертепа своими руками

Итак, нам понадобится:

— картон и цветная бумага

— клей, ножницы

— двухсторонний скотч

— гуашь, кисть

— перепелиные яички

— кусочки ткани, узкая лента

— картонная коробка

— пряжа белая и коричневая

— зубочистки.

Из трех перепелиных яичек с помощью иглы извлекаем желток и белок. Красим одно в белый цвет, а два других — в телесный. Телесный цвет получится, если в белый цвет добавить каплю красного и охры. Для удобства окрашивания, я использовала палочки. Так цвет ложится ровнее, и яичко равномерно сохнет.

Из коричневого и синего картона вырезаем круги диаметром 15 см. Вырезаем из круга сегмент и сворачиваем конус.

От конуса отрезаем верхушку, чтобы головка-яичко держалось надежнее. Яичко к конусу крепим узкой полоской скотча. Приклеиваем ручки, вырезанные из цветного картона.

Из синего конуса получается фигурка Девы Марии. Закрепляем на головке накидку из кусочка ткани. Вокруг фигурки повязываем тонкий «поясок» — полосочку пайеток. Рисуем глаза. Фигурка готова.

Фигурку Иосифа делаем из коричневого конуса. Из коричневой пряжи мастерим волосы и бороду. Приклеиваем на двухсторонний скотч. (можно и на ПВА, но мне показалось, что со скотчем работать удобнее). Вокруг туловища обвязываем кусочек ткани и добавляем поясок. Фигурка готова.

Из белой пряжи сматываем клубок — туловище барашка. Крепим с помощью зубочистки к туловищу головку — белое яичко. Вставляем ножки-зубочистки. Приклеиваем к головке чёлку из пряжи. Рисуем глазки. Барашек готов.

Делаем ясли. Из прямоугольного кусочка пластилина делаем основу. Вставляем по периметру половинки зубочисток. Внутрь яслей насыпаем немного опилок.

Младенца Иисуса изображаем с помощью кусочка ваты, завернутого в ткань.

Обувную коробку ставим набок. Синей бумагой обклеиваем задний план. Приклеиваем «занавес» и Рождественскую звезду.

Осталось только расставить фигурки, и на дно коробки посыпать немного опилок.

Рождественский вертеп готов!

P.S. Схожую схему изготовления фигурок я использовала для Рождественского Ангела. Тот же картонный конус, куриное яйцо, кусочек ткани для плаща. Крылья выполнены из обклеенного ватными дисками картона. Волосы — новогодний «дождь».