Open
Close

История и теория культуры. Ранние формы религиозных верований

В 2 главе Конституции есть статьи (57 58 59),в которых говорится об обязанностях гражданина. Иной раз можно услышать мнение,что эти статьи

противоречат принципу прав и свобод человека. Ознакомьтесь с текстом статей и выскажите ваше мнение в связи с затронутым суждением. Аргументируйте свой ответ.\Статья 57 Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Статья 58 Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Статья 59 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. 3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Верны ли следующие суждения об особенностях искусства? А. Искусство нужно людям только тогда, когда оно рождает у них интерес. Б.

Искусство должно действовать на человеческие чувства и рождать эмоциональный отклик.

1) верно только А.

2) верно только Б.

3) верны оба суждения.

4) оба суждения неверны.

Практическое мышление Различие между теоретическим и практическим мышлением заключается в том, что они по-разному связаны с практикой: не в том, что

одно из них имеет связь с практикой, а другое - нет, а в том, что характер этой связи различен. Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач: организовать работу данного завода, разработать и осуществить план сражения и т. п., тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей: принципов организации производства, тактических и стратегических закономерностей. Работа практического ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергается непрерывному испытанию практикой, тогда как работа теоретического ума обычно подвергается практической проверке лишь в своих конечных результатах... Теоретический ум отвечает перед практикой лишь за конечный результат своей работы, тогда как практический ум несет ответственность в самом процессе мыслительной деятельности. Ученый-теоретик может выдвигать разного рода рабочие гипотезы, испытывать их иногда в течение очень длительного срока, отбрасывать те, которые себя не оправдывают, заменять их другими и т. д. Возможности пользоваться гипотезами у практика несравненно более ограниченны, так как проверяться эти гипотезы должны не в специальных экспериментах, а в самой жизни, и - что особенно важно - практический работник далеко не всегда имеет время для таких проверок. Жесткие условия времени - одна из самых характерных особенностей работы практического ума. Сказанного уже достаточно, чтобы поставить под сомнение одно очень распространенное убеждение, а именно убеждение в том, что наиболее высокие требования к уму предъявляют теоретические деятельности: наука, философия, искусство. Кант в свое время утверждал, что гений возможен только в искусстве. Гегель видел в занятиях философией высшую ступень деятельности разума. Психологи начала XX в. наиболее высоким проявлением умственной деятельности считали, как правило, работу ученого. Во всех этих случаях теоретический ум рассматривался как высшая возможная форма проявления интеллекта. Практический же ум, даже на самых высоких его ступенях - ум политика, государственного деятеля, полководца, - расценивался с этой точки зрения как более элементарная, более легкая, как бы менее квалифицированная форма интеллектуальной деятельности. Вопросы и задания: 1) Какие различия теоретического и практического мышления выделяет Б. М. Теплов? 2) Каким видам деятельности в большей мере соответствует практический тип мышления? 3) Продолжите перечень названных во фрагменте видов деятельности. По какому принципу вы включаете тот или иной вид деятельности в данный список? 4) Согласны ли вы с ученым в оценке значения практического мышления? О чем бы вы могли поспорить? Какие аргументы вы можете привести в пользу своей точки зрения?

Тест по теме «Религия»

2. Распределите виды религий в два столбика: 1 – мировые религии, 2- архаичные религии

7. Убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной, называется:

Тест по теме «Религия»

1. К научному пониманию религии не относится утверждение о том, что:

а) первым ее элементом является вера в существование сверхъестественных сил как основы всего мира;

б) наличие у людей религиозных знаний делает невозможным познание мира;

в) религиозная вера включает в себя нормы морали;

г) составной частью религии являются различные ритуальные действия.

б) фетишизм г) ислам е) тотемизм

3. Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога называется:

а) теологией; б) каноном; в) доктриной; г) писанием.

4. Вера в существование духов и души называется: а) тотемизмом; б) анимизмом; в) фетишизмом.

5. Самой ранней формой мировоззрения, отражавшей отношение человека к миру и происходящим в нем событиям, является:

а) наука; б) мифология; в) религиозная вера; г) искусство; д) культура.

6. Религиозное поклонение не животным, а конкретным предметам, является сущностью:

а) тотемизма; б) фетишизма; в) анимизма.

а) мифом; б) мировоззрением; в) верованием; г) верой.

Тест по теме «Религия»

1. К научному пониманию религии не относится утверждение о том, что:

а) первым ее элементом является вера в существование сверхъестественных сил как основы всего мира;

б) наличие у людей религиозных знаний делает невозможным познание мира;

в) религиозная вера включает в себя нормы морали;

г) составной частью религии являются различные ритуальные действия.

2. Распределите виды религий в два столбика: 1 – мировые религии, 2 – архаичные религии

а) буддизм в) анимизм д) христианство

б) фетишизм г) ислам е) тотемизм

3. Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога называется:

а) теологией; б) каноном; в) доктриной; г) писанием.

4. Вера в существование духов и души называется:

а) тотемизмом; б) анимизмом; в) фетишизмом.

5. Самой ранней формой мировоззрения, отражавшей отношение человека к миру и происходящим в нем событиям, является:

а) наука; б) мифология; в) религиозная вера; г) искусство; д) культура.

6. Религиозное поклонение не животным, а конкретным предметам, является сущностью:

а) тотемизма; б) фетишизма; в) анимизма.

7. Убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной, называется:

а) мифом; б) мировоззрением; в) верованием; г) верой.

Адаптация – процесс физического, психофизио­логического и социального приспособления к среде.

Аккультурация – процесс, во время которого происходитчастичное усвоение традиций и ценностей чужой культуры.

Артефакт – процесс или образование, несвойственный объекту в нормальном для него состоянии и возникающий обычно в ходе его исследования.

Архетип – прообраз, первичная форма, образец. В аналитической психологии К. Юнга понятие А. соотносится с бессознательной деятельностью людей. Архетип – это врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Согласно К. Юнгу, архетипы служат питательной почвой творчески-продуктивного, в т.ч. и художественного, воображения и фантазии; находят воплощение в сновидениях, мифах, сказках, выступают исходным материалом для художественной литературы и искусства.

Ассимиляция – пол­ное погружение в чужую культуру, означающее, что индивид забыл традиции и ценности родной культуры.

Вера – это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого поведения, о результате проверки. Вера возникает по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл, и представляют собой сплав когнитивного, эмоционального и волевого моментов. Поскольку вера появляется в вероятностной ситуации, действие человека в соответствии с ней связано с риском. Несмотря на это, вера выступает важным фактором интеграции личности, группы, массы, стимулом решимости и активности людей.

Верование – убежденность, эмоциональная привержен­ность какой-либо идее, реальной или иллюзорной.

Герменевтика одна из древних наук, она появилась в раннем христианстве и занималась тогда трактованием религиозных текстов. Современная философская герменевтика, основателем которой считается Г.Гадамер, занимается интерпретацией текста, не только реконструируя, но и конструируя смысл.

Глобализация – ускорение интеграции наций в миро­вую систему в связи с развитием современных транс­портных средств, СМИ, экономических связей.

Диверсификация культуры выражается в форме разветв­ления доминирующей культуры на множества субкультур.

Доминирующая культура – совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководству­ется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой. Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно ор­ганизовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.

Знак – это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения, и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением.

Знания – достоверные сведения о чем–либо, научные сведения. Знания являются результатом познания – специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми.

Игра – форма свободного самовыражения человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний. Современная культурологическая мысль выдвигает игру в качестве самостоятельной области изучения (Й.Хейзинга, Д.Лихачев) и обосновывает сквозное значение игры в развитии основных культурных форм человеческой деятельности: искусства, науки, философии, политики и др.

Изобретение – новая комбинация известных культур­ных элементов или комплексов. Они включают новый способ изготовления пещей, т. е. технологии. Изобрете­ния подразумевают не только технические и научные новации, но и социальные, например создание новых форм государственного управления. Они подразделяются на материальные и духовные.

Инкультурация – продолжающийся всю жизнь человека процесс усвоения тра­диций, обычаев, ценностей и норм родной культуры.

Искусство – это специфический вид духовного отражения и освоения действительности, имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. Искусство – один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности.

Контркультура – термин, которыйобозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующи­ми ценностями.

Культура (I ) – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные спо­собности и навыки, усвоенные человеком как членом общества. (Э. Тейлор)

Культура (II ) – совокупность символов, верований, ценно­стей, норм и артефактов. В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря это­му, общества, нации и группы различаются именно сво­ей культурой. Культура народа – это его образ жизни.

Культурная аккумуляция представляет собой такой про­цесс, конечным завершением которого выступает обра­зование культурного наследия. Аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Напротив, когда в течение конкретного периода исчеза­ет больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении.

Культур­ная динамика описывает изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве.

Культурная диффузия – стихийное и не контро­лируемое заимствование культурных ценностей, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Распростра­нение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культурного влияния и расши­ряющееся культурное общение заставили ученых гово­рить о процессе глобализации современной культуры.

К ультурная интеграция – такая взаимосвязь различных частей или элементов культуры, когда эти элементы объединяются в некую целостность. Интеграция, или единство культуры создается благода­ря близости или сходству основных элементов культуры и различию второстепенных, неглавных элементов.

Культурная трансмиссия – процесс, благодаря которо­му культура передается от предшествующих поколений к последующим через обучение. Культурная трансмис­сия делает возможным такое явление, как преемствен­ность культуры, ее непрерывность во времени.

Культурная экспансия (от лат. expansio – распростра­нение) представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первона­чальные пределы или государственные границы.

Культурное запаздывание происходит в тех случаях, когда нематериальная (духовная) культура не успева­ет приспособиться к опережающему развитию мате­риальной культуры, например, научно–технического прогресса.

Культурогенез – процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходящей в тесной связи со становлением и развитием орудий труда и материально-технической деятельности и социальных закономерностей.

Культурология – синтетическая область знаний, возник­шая на стыке философии культуры, культурной антро­пологии, социологии культуры, теологии культуры, эт­нологии, психологии культуры, истории культуры. Исторический и теоретический способы рассмотрения форм культурного существования человека находятся в культурологии в единстве. Исходя из этого, культуроло­гию можно рассматривать как знание о прошлой и со­временной культуре, ее структуре и функциях, перспек­тивах развития.

Ментальность – мироощущение, мировосприятие, формирующееся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания; совокупность психологических, поведенческих установок в недрах определенной культуры под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания. Ментальность является очень устойчивым образованием, меняющимся медленно и незаметно для тех, кто им обладает.

Мораль общества – предписания того, что та­кое правильное и неправильное поведение в соответст­вии с провозглашенными нормами.

Нация территориальное, экономическое и лингвисти­ческое объединение людей, имеющее социальную струк­туру и политическую организацию, является этносоциальной общностью, рассматриваемой в исторической перспективе.

Национальная культура – культура, которая включает наряду с традицион­но-бытовой, профессиональной и обыденной также спе­циализированные области культуры. А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной куль­туры охватывает субкультуры всех больших групп. Эт­нические культуры входят в состав национальной. Поскольку общество распадается на множество групп – национальных, демографических, социальных, профес­сиональных, – постепенно у каждой из них формиру­ется собственная культура, т. е. система ценностей и пра­вил поведения.

Неорганическая модернизация являет собой ответ на внеш­ний вызов со стороны более развитых стран. Она пред­ставляет собой способ «догоняющего» развития, пред­принимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зави­симости.

Нравы – особо оберегаемые, высоко почитаемые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают мораль­ные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций.

Нравственность – совокупность этических нор­м, духовных принципов, которые определяют важней­шие стороны жизни общества.

Обряд – совокупность действий, установленных обыча­ем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиоз­ные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относят­ся ко всем слоям населения.

Органическая модернизация является моментом собст­венного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Такая модернизация на­чинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания.

Полное знание о культуре возникает на пересечении ан­тропологического, гуманитарного и социологического знаний.

Ритуал – стилизованный и тщательно распла­нированный набор жестов и слов, исполняемых лица­ми, избранными и подготовленными для этого. Ри­туал наделен символическим значением. Принесение человека в жертву языческому богу – яркий пример ри­туала.

Семиотика – наука о знаковых системах или семиозисе культуры (то есть процессах порождения знака) и знаковой – лингвистической и нелингвистической – коммуникации.

Символ – универсальная категория в культуре, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Символ – 1) предмет, действие и т.п., служащее условным обозначением какого-либо образа, понятия, идеи; 2) художественный образ, воплощающий какую-либо идею; 3) условный вещественный опознавательный знак для членов определенной общественной группы.

Синкретизм (греч. – соединение, объединение) – слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего- либо (напр., синкретизм первобытного искусства, характеризует нерасчлененность деятельности и мышления человека в первобытной культуре).

Субкультура – это часть общей культуры нации, в отдель­ных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая куль­туру нации, которая получила название доминирующей культуры. Различия могут быть очень сильными, но суб­культура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и до­бавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

Табу – абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет.

Техника – (в узком смысле) инструментальные средства, используемые человеком в своей деятельности по преобразованию природы, это некоторые «объекты» (артефакты), созданные человеком, имеющие свою внутреннюю природу и логику действия (работы), которая изучается техническими науками, а их создание и использование связано со специфическим видом человеческой деятельности – инженерией. Либо под техникой (в широком смысле) понимается инструментальное средство, техническое знание, часть общественного прогресса, социальной динамики. При этом нередко «внетехнический», точнее «внетехнологический», смысл техники рассматривают как дополнение к инструментальности, как смысл, находящийся за пределами самой техники.

Технология – способ, механизм осуществления любой деятельности, любого действия и поведения.

Универсалии культуры – исторически обусловленная система понятий и способ осмысления мира, где фиксируются свойственные данной культуре наиболее общие представления о человеческой деятельности, о месте человека в мире и т. п. Универсалии культуры обеспечивают воспроизводство образа жизни и человека данной культуры от поколения к поколению.

Ценности – важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами. Это свойство определенного предмета или явления удовлетворять потребности, желания, интересы индивида, группы людей, общества в целом. С помощью этого понятия характеризуется личностный смысл для отдельного человека и социально-историческое значение для общества определенных предметов и явлений действительности. Ценности формируются в результате осознания субъектом своих потребностей в соотнесении с возможностями их удовлетворения. Ценности определенной культуры задают образцы и стандарты поведения и оказывают влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами. Ценности бывают материальные и духовные, большие и малые и др. В том или ином сообществе складывается определенная система ценностей. Церемония – последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию (празднованию) каких-либо событий или дат. Функция этих действий – подчеркнуть особую ценность отмечае­мых событий для общества или группы.

Этническая культура – совокупность черт культуры, ка­сающихся преимущественно обыденной жизни, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верованиям виды народного искусства.

Этнокультурный стереотип - обобщенное представление о типичных чертах, характеризующих какой-либо народ. Этнокультурные стереотипы подразделяются на автостереотипы (отражают представления о свое народе) и гетеростереотипы (представления о другом народе).

Этнос – это соци­альная группа, членов которой объединяет этническое самосоз­нание – сознание своей генетической связи с другими предста­вителями этой группы. Этническое самосознание индивида стро­ится на его представлениях о своем происхождении. Он сознает себя принадлежащим к определенному этносу потому, что по­лагает себя потомком ряда предшествующих поколений пред­ков, принадлежавших к этому этносу. Из поколения в поколе­ние передается память о предках. В результате образуется ис­торическая наследственность, которая и определяет целостность этноса.

Язык культуры - те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры

Большинство религиоведов склонны рассматривать тотемизм в качестве одной из наиболее ранних форм религии (хотя есть и другие точки зрения) как в силу его значительной примитивности, так и потому, что он составляет основу религиозных представлений аборигенов Австралии, считающихся весьма примитивным народом.

Обычно под тотемизмом понимаются представления, предполагающие наличие коллективного родства между группой (например, племенной) людей и определенным видом животных или растений (иногда - неодушевленных предметов) Тотем (например, тотемное животное) рассматривается как предок данной группы и объект поклонения. Каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу. Тотемные племена верят, что после смерти каждый человек обращается в животное своего тотема и что, следовательно, каждое животное - умерший родственник. Тотему поклонялись, его умилостивляли, к нему приобщались. Тотем тщательно оберегали от врагов и своих общинников, не посвященных в исполнение обрядов. Все важнейшие этапы жизненного цикла человека: рождение, переход из юношей во взрослые, смерть, - проходили через специальные обряды посвящения. В процессе этой обрядности происходила социализация индивида, освоение обычаев, традиций и ценностей общины. Важнейшая роль веры у тотемических предков заключается в том, что в них как бы олицетворена связь родовой общины с территорией. Тотем освящает традиционное право данного рода на его землю и на его угодья. Тотем - это видимый знак единства и солидарности первобытного рода. Через тотем почитается не только животное, но и данный род. Таким образом, тотемизм - самая ранняя и самая сильная форма идентификации группы.

Фетишизм (от порт. Fitico – магическая вещь) - культ неодушевленных предметов - фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами и служащих объектом религиозного поклонения. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты - вера в амулеты, обереги, талисманы. Фетишизм представляет собой религиозное поклонение не животным, а конкретным предметам. Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необыкновенной формы или расцветки, зуб животного, кусок дерева, пенек в лесу. Для того чтобы предмет превратился в фетиш, должна проявиться его чудодейственная сила. У первобытного человека фетиши встречались везде - на тропинке, у брода, на двери, на шее. Они предохраняли от болезни, приносили удачу, наполняли водоемы рыбой, помогали ловить и наказывать разбойников, придавали храбрости, приводили в смятение неприятеля. Фетишизм пережил свою историческую эпоху, стал элементов более поздней культуры. Рыцарь брал в крестовый поход платок или изображение дамы сердца, студент прячет в карман перед экзаменом какой-то «счастливый» предмет», бизнесмен или автогонщик пользуется более дорогими реликвиями. Отголоски фетишизма можно найти в уважении знамени полка, государственного флага, символа клуба, чести мундира.

Анимизм (от лат. анима - душа, дух) - одухотворение природных объектов и явлений, приводящее к тому, что в сознании анимиста весь мир как бы наполняется духовными существами, не только действующими в природе, но и влияющими на человеческую жизнь. Духи стихий могут быть злыми и доброжелательными, поэтому в необходимых случаях им делаются небольшие пожертвования. Отношение духов непостоянно и может меняться в зависимости от поведения людей. Этот род религиозных представлений, признающих наличие некоей разумной или чувствующей психической субстанции не только в человеке, но и в любом живом существе, а также зачастую и в неодушевленных, по нашим понятиям, предметах - камнях, деревьях, водоемах и т.п. К анимизму близок аниматизм , то есть представление о тотальной, всеобщей одушевленности как жизненности: все живо, мертвой материи не существует. Аниматизм отнюдь не остался достоянием только примитивной религиозности; в древних цивилизациях он стал объектом теоретической, философской рефлексии и под названием «гилозоизм» вошел в историю философии, существуя в таком виде и в настоящее время, в частности в научных и паранаучных теориях, рассматривающих нашу планету как организм или живое целое. Анимистические и аниматические представления присутствуют во многих развитых религиях, а национальная религия японцев - синтоизм («путь богов») в значительной степени базируется на них.

Более сложной формой религиозного сознания и деятельности является идололатрия (от греч. eidolon - образ, подобие). Ее формальный признак, отличающий от анимизма, тотемизма, фетишизма, - наличие идола в качестве главного объекта почитания, поклонения и служения. Это этап зрелого политеизма (многобожия), обладающего собственной развитой мифологией, культом, нравственными требованиями. Яркой иллюстрацией могут быть многочисленные пантеоны богов древних греков, римлян, имеющие жесткую иерархическую структуру. Обычно объектом обожествления является не сам физический облик, но духовное существо, изображением, символом которого является данный идол.

4. Древнеегипетская религия - религиозные верования и ритуалы, практиковавшиеся в Древнем Египте, начиная с додинастического периода и до принятия христианства. За свою многотысячелетнюю историю древнеегипетская религия прошла через различные этапы развития: от Древнего, Среднего и Нового царств до позднего и греко-римского периода.

В Древнем Египте существовало подобие одной общей религии, а также было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имело генотеистический характер (сосредоточенность на поклонении одному божеству с одновременным признанием других божеств) и поэтому египетская религия рассматривается как политеистическая . Просуществовал также недолго культ атонизма, который можно рассматривать как монотеистический. Некоторые египтологи утверждают, что в Древнем Египте издавна существовали монотеистические тенденции .

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Религия ответы на зачет

Структурно функциональный подход к исследованию религии является частным случаем применения структурно функционального метода к анализу.. ведущим свойством и признаком религиозного сознания является религиозная вера.. в религиозном сознании преобладают чувственные формы особенно велика роль представлений важным компонентом..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Мусульманские государства на территории стран СНГ
Также на территории стран СНГ (Кыргызстан, Таджикистан,Казахстан, Узбекистан) существовали: Казахское ханство(XV-XIX века), Хорезм (XV-XIX века), Бухарское ханство

Мусульмане в Великом княжестве Литовском

Исламские государства Северного Кавказа. Имамат
Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и допо

Мусульмане в СССР
Предположительно, эта страница или раздел нарушает авторские пр

Духовные управления мусульман в России
До 1991 г. в РСФСР действовало два духовных управления мусульман - Духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) в Уфе и располо­женное Духовное управление мусульман Северно

Течения в исламе на территории России
Большинство российских мусульман - сунниты, придерживающиеся ханафитского и шафиитского мазхабов. К ханафитам принадлежит около 65 %, а к шафиитам 20-30 % российских мусульман. Татары, башкиры, каз

Ислам и проблема сепаратизма
В 1980-е годы среди советских мусульман стали распространяться идеи исламского фундаментализма. Сторонники «чистого ислама», как они себя называли, заметно выделялись из основной массы верующих акт

Исламское образование в России
В советское время кадры мусульманского духовенства России в основном готовили в расположенном в Бухаре медресе «Мир-Араб», а также в Исламском институте имени имама Аль-Бухари в Ташкенте.

Феномен нетрадиционной религиозности
Нетрадиционная религиозность - новое духовное явление XX века. Возникновение «новых сект», «новых религий» зафиксировано в США в 50- 60-х годах XX в. Новые духовные объедине

Церковно-государственные отношения в современной России
Гордиенко Н.С. доктор философских наук, профессор Проблема церковно-государственных отношений в равной степени актуальна как для религиоведов, так и для правоведов. Прихо


1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объедин

Федеральный закон
Статья 3.6. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным ос

Свобода совести как феномен демократического общества
Российская Федерация – многонациональное государство. В России исповедуются все мировые религии, действуют многочисленные нетрадиционные церкви и объединения. Для современного российского общества

Функции культуры

Социализация (образование и воспитание), т. е. освоение знаний, языка, ценностей, норм, традиций. Уровень культуры личности определяется её социализированностью, т. е. приобщением к культурному наследию.

Интегративная и дезинтегративная функция. Культурная трансмиссия создаёт чувство принадлежности (идентификации) путём усвоения культурных символов, стереотипов. Существуют субкультуры, контркультуры, антиподы.

Регулирующая функция определяет поведение человека в семье, школе, быту, т. к. содержит систему предписаний и запретов.

Верования, знания и мифы

Идеи, которые лежат в основе ценностей, служат также основой знания. Знание - достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Знания служат результатом познания - специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми. Прежде чем получить наименование знаний, сведения проверяются на истинность или ложность. Ложные сведения отбраковываются, а истинные, т. е. соответствующие реальности, признаются в качестве научных знаний. Сегодня они стали одним из самых главных элементов культуры.

На противоположном полюсе находятся мифы. Миф - фантастическая, вымышленная картина мира в целом, места в нем общества и человека. Мифы существовали не только в первобытном обществе, где в образе богов или легендарных героев отражались природные и социальные явления, но существуют и в современном. Современные мифы выражают освященные идеологией или традицией верования членов общества. Многие американцы верят в американскую мечту о равных возможностях, а советским людям полагалось верить в светлое коммунистическое будущее (хотя, конечно, далеко не все в это верили).

Верование - убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной. Средневековые люди верили, что Земля плоская и держится на трех китах. Но они не считали это заблуждением или ложным сведением. Они относились к этому, как к доказанному знанию. Принять на веру - значит признать истинным без доказательств. Вера не требует никаких доказательств. На верованиях основаны не только мифы, но и научные знания. Ученые уверены в правильности своих теорий. Верование - утверждение о том, что считается истинным или фактически достоверным. Ценности же касаются того, что считается хорошим или желаемым. В этом и состоит различие между ними. Верование само по себе не отличает миф от знания.