Open
Close

История христа спасителя. Храм христа спасителя краткая информация

Полемика с его софиологией Николая Лосского, .

Библиографии: Л.А. Зандер. Бог и Мир. Париж, 1948. Т. II. С. 353-354; Serge Boulgakov. Bibliographie [Сергей Булгаков. Библиография] / Сост. К. Наумов. Париж, 1984; В .Акулинин . С.Н. Булгаков. Библиография. Новосибирск, 1996; Мон. Елена [Е.И. Казимирчак-Полонская] . Профессор протоиерей С.Н. Булгаков (1871-1944) // Прот. С. Булгаков. Из памяти сердца. Орел, 2001.

Сочинения: Капитализм и земледелие (Т. I, II.) СПб.: Тип. и лит. В.А.Тихомирова, 1900; От марксизма к идеализму. Сборник статей (1896-1903). СПб: Т-во «Общественная польза», 1903; Два града. Исследования о природе общественных идеалов (Сборник статей в двух томах). М.: Путь, 1911; Философия хозяйства. Ч. 1-я. Мир как хозяйство. М.: Путь, 1912 [переизд.: С.Н. Булгаков . Соч.: В 2-х т. Т.1. М., 1993 (Приложение к журналу «Вопросы философии»)]; Очерки по истории экономических учений. Вып. I. М., 1913; Свет Невечерний: Созерцания и умозрения. Сергиев Посад, 1917 [переизд.: С.Н. Булгаков. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994]; Тихие думы. Из статей 1911-1915 гг. М.: Изд. Г.А. Лемана и С.А.Сахарова. 1918 [переизд.: Булгаков С.Н. Тихие думы. М.: Республика, 1996]; На пиру богов. София, Российско-болгарское К-во, 1921; Новозаветное учение о Царствии Божием. Протоколы семинария проф<ессора> прот<оиерея> (по записи Л.А.Зандера) // ДМС. Прага. 1923. № 3. С. 47-69; ДМС. Прага. 1924. №4. С. 51-71; ДМС. Париж. 1925. № 5 (de visu недоступен) [Переиздан в: ]; Ипостась и ипостасность (Sholia к “Свету Невечернему”) // Сб. статей, посвященных 35-летию научной деятельности П.Б.Струве. Прага: Пламя, 1925. С. 353-371 [Переизд. в: С.Н. Булгаков . Труды о Троичности. М., 2001]; Очерки учения о Церкви. I. // Путь. 1925. №1. С. 53-78; Очерки учения о Церкви. II. Обладает ли Православие внешним авторитетом догматической непогрешимости? // Путь. 1926. № 2. С. 47-58. Очерки учения о Церкви. III. Церковь и «инославие» // Путь. 1926. №4. С. 3-20; Св. Петр и Иоанн. Два Первоапостола. Париж, 1926; Купина неопалимая. Опыт догматического истолкования некоторых черт в православном почитании Богоматери. Париж, 1927; Друг Жениха (Ио. III, 28-30). О православном почитании Предтечи. Париж, 1927; Лестница Иаковля. Об ангелах. Париж, 1929. Очерки учения о Церкви. IV. О Ватиканском догмате // Путь. 1929. № 15. С.39-80; № 16. С.19-48; Главы о Троичности // Православная мысль. Труды Православного богословского института: Вып. I. Париж, 1928. С. 31-88; Вып. II. Париж, 1930. С. 57-85 [Переизд. в: С.Н. Булгаков . Труды о Троичности. М., 2001]; Евхаристический догмат // Путь. 1930. № 20. С.3-46. № 21. 1930. С. 3-33; Иуда Искариот - апостол предатель // Путь, 1930-1931. №№ 26-27 [Переизд. в: С.Н. Булгаков . Труды о Троичности. М., 2001]; Икона и иконопочитание. Париж, 1931 [Переиздано в: С.Н. Булгаков . Первообраз и образ // Соч.: В 2 т. Т.I. СПб., 1999]; О чудесах евангельских. Париж, 1932; Святый Грааль. (Опыт догматической экзегезы. Ио. XIX, 34) // Путь. 1932. № 32. С. 3-42 [Переиздано в: С.Н. Булгаков . Первообраз и образ // Соч. в 2 т., Т. I СПб., 1999]; Агнец Божий. О Богочеловечестве. Часть I. Париж, 1933 [Переиздано: Прот. С. Булгаков . Агнец Божий. М., 2000]; Иерархия и Таинства // Путь. 1935. № 49. С. 23-47; О Софии Премудрости Божией. Указ Московской Патриархии и докладные записки прот. Сергия Булгакова Митрополиту Евлогию. Париж, 1935; Утешитель. О Богочеловечестве. Часть II. П., 1936 [Переиздано: Прот. С. Булгаков. Утешитель. О Богочеловечестве. М., 2003]; Проблема «Условного бессмертия» (Из введения в эсхатологию) // Путь. 1936-37. № 52. С. 3-23. 1937. № 53. С. 31-49; The Wisdom of God, A brief summary of Sophiology, New York, London, 1937; Радость церковная. Слова и поучения. Париж, 1938; Невеста Агнца. О Богочеловечестве. Часть III. Париж, 1945 [переизд. в: Прот. Сергий Булгаков . Невеста Агнца. М.: Общедоступный православный ун-т, основанный прот. Александром Менем, 2005]; Автобиографические заметки. Париж, 1946 [Переиздано в: Автобиографические заметки. Париж, 1991; С.Н.Булгаков. Тихие думы. М., 1996]; Апокалипсис Иоанна. Париж, 1948 [Переиздано в: Апокалипсис Иоанна. М., 1991]; Философия имени. Париж, 1953 [Переизд. в: Философия имени. СПб, «Алетейя», 1998]; Мариология в четвертом Евангелии // Вестник РСХД. 1971. № 101-102; Софиология смерти // Вестник РХД. 1978. № 127. 1979. № 128 [Переизд. в: С.Н. Булгаков . Тихие думы. М., 1996]; Богословие Евангелия Иоанна Богослова // Вестник РХД. 1980. № 131; 1981. № 134-137; У стен Херсониса // Символ. Париж. № 25 (июль); Трагедия философии // С.Н. Булгаков . Соч.: В 2-х т. Т.1. М., 1993; Прот. Сергий Булгаков. О Вл. Соловьеве // Исследования по истории русской мысли Ежегодник за 1999 год. М., 1999; Мужское и женское. Мужское и женское в Божестве // Булгаков: Религиозно-философский путь .

Письма и дневники: В.И. Кейдан . Взыскующие града. Хроника частной жизни русских религиозных философов… М., 1997; С.Н.Булгаков. Письма [к В.В.Розанову и Р.М.Плехановой] // Логос. №2. 1991; С.Н.Булгаков. Письма к В.В.Розанову // ВФ. 1992. №10; Письма С.Н. Булгакова С.Н. Дурылину // ВФ. 1993. №3; Прот. С. Булгаков . Из памяти сердца. Прага // Исследования по истории русской мысли . Ежегодник за 1998 год. М., 1998; Переписка священника Павла Александровича Флоренского со священником Сергеем Николаевичем Булгаковым. Архив свящ. П.А. Флоренского. Вып. 3. Томск, 2001; Письма к родному брату Алексею Николаевичу Булгакову // Прот. Сергий Булгаков . Из Памяти сердца. Орел, 2001; Письма С.Н. Булгакова Фрицу Либу // Исследования по истории русской мысли . Ежегодник 2001/2002. М., 2002; Письма С.Н. Булгакова к Г.В. Флоровскому // Там же; Ялтинский дневник. Из «Дневника» // Булгаков. Pro et contra; С.Н. Булгаков. Письма к П.Б. Струве // Исследования по истории русской мысли . Ежегодник 2003. М., 2004.

Литература: Н.И. Кареев . Экономический материализм и закономерность социальных явлений. По поводу статьи С.Н. Булгакова «О закономерностях социальных явлений». ВФиП. 1897. Кн. 36 [Переиздано в: Булгаков. Pro et contra ]; А.В. Луначарский . Русский Фауст. ВФиП. 1902. Кн. 63. [Переиздано в: Волжский-1 ]; Волжский. По поводу книги г. Булгакова // ЖДВ. 1903. № 12. [Переиздано в: Волжский-1 ]; Свящ . Н.Р.Антонов . Русские светские богословы и их религиозно-общественное миросозерцание. Т.1. СПб., 1912; Н.Н. Алексеев . Опыт построения философской системы на понятии хозяйства. Сергей Булгаков. Философия хозяйства. Часть первая. Мир как хозяйство // ВФиП. 1912. Кн. 115 [Переиздано в: Булгаков. Pro et contra ]; С.Н. Дурылин . [Рец. на:] С. Булгаков. Очерки по истории экономических учений. Выпуск I. Издание автора. М., 1913 // Путь. 1913. № 8; Ю. Граббе. Корни церковной смуты. Парижское бранство св. Софии и Розенкрейцеры. Белград, 1927; Прот. Иоанн (Максимович) . Учение о Софии Премудрости Божией. Варшава, 1930, Вл. Лосский . Спор о Софии. “Докладная записка” прот. С. Булгакова и смысл указа Московской Патриархии. Париж, 1936; Прот. Иоанн (Максимович) . Почитание Богородицы и новое направление русской религиозно-философской мысли // Церковная жизнь, 1936, №№. 6, 7, 8-9, 10-11; 1937, №1, П.Н. Граббе. О парижских «богословах». Ровно, 1937; C. Lialine . Dom. Le debat sophiologique // Irenikon. T. XIII. 1936; Paul Anderson. Father Sergey Boulgakov // The Living Church. 1935. 9 November; A.F . Dobbie-Bateman. In quos fines saeculorum // Sobornost. 1944. New Series. № 30; В.В . Зеньковский. История русской философии. Т.2. Ч.1-2. Париж, 1948 [Переизд.: Л.,1991];. N/ Lossky. History of Russian Philosophy. N.Y., 1951 [ Переизд .: Н . Лосский . История русской философии. Киев, 1992]; Л.А. Зандер. Бог и мир: (Миросозерцание отца Сергия Булгакова): В 2 т. Т. I, II. Париж, 1948; Прот. Г. Сериков . Учение об апокастасисе (о всеобщем восстановлении) у «отца отцов» (свят. Григория Нисского) и у прот.Сергия Булгакова // Вестник РСХД. 1971. № 101-102; Прот. А. Шмеман . Три образа // Там же; Архим. Евфимий. Relatio religare // Там же; Fr. C. Copleston. Russian philosophy from Gertzen to Berdyaev and Lenin. Notre Dame, Ind., 1986; Fr.C . Copleston Russian religious philosophy. Notre Dame, Ind, 1988; Игум . Геннадий (Эйкалович). Дело прот. Сергия Булгакова: (Историческая канва спора о Софии). Сан-Франциско, 1980; М.А.Колеров. Предисловие и примечания к публикации: Смерть первая и воскресение первое: Письма Булгакова 1917-1923 гг. // Новый мир. 1994. № 11; C . Evtuhov. The Cross and the Circle: Sergei Bulgakov and the Fale Russian Religious Philosophy. Itaca (N.Y.) and London, 1997; М.П. К вопросу о так называемом «единоличном мнении» митрополита Сергия // Символ. 1998. № 39. С. 151-186, Мон. Иоанна (Рейтлингер) . Апофеоз невечернего света (из воспоминаний об о. Сергии) // Вестник РСХД. 2001. № 182 (1). С. 64-66; М.А. Колеров . С.Н. Булгаков в Крыму 1919 года // Исследования в по истории русской мысли . Ежегодник за 1997 год. СПб., 1997; О.К. Локтева. С. Н. Булгаков в Киеве осенью 1918 года // Там же; Vegetus . Неделя о Булгакове // Там же; И.В.Никитина, С.М . Половинкин. Московский Авва // Архив свящ. Павла Александровича Флоренского. Вып. 2: Переписка с М.А. Новоселовым. Томск, 1998; И.Б. Роднянская. Чтитель и толмач замысла о мире // С.Н. Булгаков . Первообраз и образ. Соч: В 2 т. М., 1999; А.П. Козырев. Нижегородская Сивилла // История философии: Вып. 6. М., 2000. № 6; А.Е. Климов. Г.В. Флоровский и С. Н. Булгаков: История взаимоотношений в свете споров о софиологии // Булгаков: Религиозно-философский путь ; А.И . Резниченко. «Я». К метафизике субъекта в работах С.Н. Булгакова в работах 20-х гг. // Там же; Свящ. Д. Лескин, С. Н. Булгаков - участник Афонских споров об имени Божием // Там же. С. 170-190. С.С. Хоружий . София - Космос - Материя: устои философской мысли отца Сергия Булгакова // Булгаков: Pro et contra. М.А. Колеров . С.Н. Булгаков в 1923 году: из Константинополя в Прагу // Исследования по истории русской мысли . Ежегодник 2003. М., 2004; Н.А. Ваганова . С.Н. Булгаков - «византийский гуманист» ХХ века (иконография Софии Премудрости и софиология С.Н. Булгакова) // Вестник ПСТБИ: Филология. История. Философия. 2004. Вып. 2.

Архивы: Архив проф. прот. С.Н. Булгакова в Православном Богословском институте св. преп. Сергия Радонежского (Париж). Коллекции документов, связанных с о. С. Булгаковым, находятся также: ГАРФ. Ф. 5783 (фонд П.Н.Савицкого); Ф. 5812 (фонд П.Б. Струве); РГАЛИ. Ф. 142 (фонд А.С. Глинки), Ф. 427 (фонд Г.А.Рачинского), НИОР РГБ. Ф. 249.

Труды о Троичности / сост., подгот. текста, примеч. А.Резниченко. М.: ОГИ, 2001. - 336 с. (Исслед. по истории рус. мысли: Т. 6). 1000 экз.

Как христианский социалист - реферат книги Патнэма, ;

Зяблицев Георгий, свящ.. Богословие протоиерея Сергия Булгакова и Церковное Предание.. Журнал Московской Патриархии.. Москва. 1996 . № 10.
с. 21-24..

Вейдле Владимир.. Памяти отца Сергия: Фрагмент.. Журнал Московской Патриархии.. Москва. 1996 . № 10. с. 26..

Ильин Владимир.. Из воспоминаний о протоиерее Сергии Булгакове.. Журнал Московской Патриархии.. Москва. 1996 . № 10. с. 24-25..

Паисий (Самчук), архиеп. Орловский и Ливенский.. Духовное призвание профессора протоиерея Сергия Булгакова.. Журнал Московской Патриархии..
Москва. 1996 . № 10. с. 19-21..

Сериков Георгий, прот.. Воспоминания.. Журнал Московской Патриархии.. Москва. 1996 . № 10. с. 27-28..

Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии: В 2-х т. Т. 2: Статьи и работы разных лет. 1902 по 1942 /Ин-т социологии РАН. - М.: Наука, 1997. - 826 с. - (Социологическое наследие).

Во второй том "Трудов по социологии и теологии" вошли статьи и "диалоги" С.Н. Булгакова, написанные в период его почти полувековой научной деятель-
ности (1902-1942).

Письма из России................. з
1. Высшее образование (с. 4). II. Самодержавие и православие

О реалистическом мировоззрении (Несколько слов по поводу выхода в
свет сб. "Очерки реалистического мировоззрения) ................................... 21

Религия и политика (К вопросу об образовании политических пар-

Церковь и государство......... 46
Выступления на заседаниях Государственной Думы................................. 73
На выборах (Из дневника) ... 90

Апокалиптика, социология, философия истории, социализм (Религиоз-
но-философские параллели) ................................... 97
1. Общий характер иудейской апокалиптики (с. 97). III. Апокалип-
тика и "социология" (с. 100). III. Апокалиптика и философия истории
(с. 106). IV. Мессианское царство (с. 113). V. Апокалиптика в Новом
Завете (с. 118). VI. Хилиазм и социализм (с. 129). VII. Основная анти-
номия христианской философии истории (с. 137)

Война и русское самосознание................................ 143

Пол в человеке (Фрагмент из антропологии) ........ 175

Основные мотивы философии хозяйства в платонизме и раннем хри-
стианстве.............................. 191
Глава первая. Космология и антропология (с. 191): 1. Платонизм
(с. 191). II. Христианство (с. 202) Глава вторая. Аксиология и этика
хозяйства (с. 208). 1. Платонизм (с. 208). II. Христианство (с. 222).
Заключение (с. 232)

Человечность против человекобожия (Историческое оправдание англо-
русского сближения)............ 236

Христианство и социализм

1. Первое искушение Христа в пустыне (с. 264). II. Свобода от хо-
зяйства и свобода в хозяйстве (с. 266). III. Ограниченность социа-
листических мечтаний (с. 271). IV. Социализм и гуманизм (с. 274).
V. Мещанство ("буржуазность") социализма (с. 277). VI. Правда со-
циализма (с. 278). VII. Христианский социализм (с. 280). Действитель-
ное значение социализма (с. 282). IX. "Духа не угашайте, пророчества
не уничижайте" (с. 284)

Церковь и демократия......... 286
Об отношении церкви к государству...................... 293
Смысл патриаршества в России................................ 296

На пиру богов pro и contra современные диалоги... 301

У стен Херсониса. Диалоги. 351
1. Чаадаевское (с. 351). 11-IV (с. 361-401). V. Позитивы и негативы
(с. 421). VI. Третий Рим (с. 470)

О святых мощах (По поводу их поругания) ............ 501

Христианская социология... 528
О царствии Божием (с. 529). Учение церкви о личности и социальная
наука (с. 531). Право и государство (с. 534). О хозяйственных воп-
росах (с. 547). Общественная организация труда и производства
(с. 558). Социализм (с. 560). Учение Федорова (с. 564)

Православие и социализм.... 566

Гонения на Израиль (Догматический очерк) ......... 569
Родословная Христа (с. 570). Тайна Израиля (с. 572). Христианство
без Израиля (с. 577)

Расизм и христианство......... 582
1. Расизм в отношении к христианству (с. 582). 2. Учение о народ-
ности и расизм в свете софиологии (с. 592): Расизм и еврейство
(с. 606). 3. Судьбы мира, грядущее (с. 623): Вопрос еврейский (с. 623).
Судьбы России, германство и еврейство (с. 632)

Размышления о войне.......... 650
Первая часть: 1-VIII (с. 650). Вторая чисть. Война и софийность
творения (с. 672)

Русский философ, богослов, экономист, публицист. Автор фундаментальных работ по философии и богословию, оказавших влияние на эволюцию русской мысли.

Булгаков Сергей Николаевич (16(28). 06.1871, Ливны Орловской губ. — 13.07.1944, Париж) — экономист, философ, богослов, публицист и общественный деятель. Родился в семье священника. В 1881 г. поступил в Ливенское духовное училище, а в 1884 г. — в Орловскую духовную семинарию. В 1890 г. поступил на юридический факультет Московского университета, по окончании которого был оставлен при кафедре политической экономии и статистики для подготовки к профессорскому званию.

В 1895 г. преподает политическую экономию в Московском техническом училище. В 1897 г. выходит его первый значительный труд «О рынках при капиталистическом производстве», написанный с позиций так называемого «легального марксизма».

В 1898 г. Булгаков сдал магистерский экзамен и был направлен в двухлетнюю заграничную командировку (Германия, Франция, Англия). Здесь он написал свою магистерскую диссертацию «Капитализм и земледелие» (Спб., 1900. Т. 1—2), глубоко изучил немецкую классическую философию, особенно И. Канта и Ф. В. Шеллинга. В эти же годы он знакомится с ведущими германскими социал-демократами: К. Каутским, А. Бебелем, В. Адлером и др. Плеханов оценивает его как «надежду русского марксизма».

По возвращении Булгакова в Россию, приблизительно с 1901 г., начинается его постепенный переход к идеализму, что выразилось сначала в его участии в сборнике «Проблемы идеализма» (М., 1902; ст. «Основные проблемы теории прогресса») и затем явно обозначилось в книге «От марксизма к идеализму» (Спб., 1903).

С 1901 г., защитив магистерскую диссертацию, Булгаков живет в Киеве, где избирается ординарным профессором политической экономии Киевского политехнического института и приват-доцентом Киевского университета. Тогда же начинается его лекторская деятельность, принесшая ему вскоре широкую известность.

В августе 1903 г. он принял участие в нелегальном съезде, на котором было положено начало «Союзу освобождения» (будущему ядру партии кадетов), с 1904 г. вместе с Бердяевым редактирует журнал «Новый путь» и «Вопросы жизни».

Революция 1905 г. привела его к окончательному разочарованию в идеях марксизма и социализма (относительную правоту последнего он, впрочем, никогда не отрицал, считая социализм как бы социально-политическим «минимумом» христианской политики).

В 1906 г. Булгаков участвовал в создании Союза христианской политики, а в 1907 г. был избран депутатом во II Государственную думу от Орловской губернии как беспартийный «христианский социалист».

В 1906 г. Булгаков переезжает в Москву, где становится приват-доцентом Московского университета, а в 1907 г. — и проф. политической экономии Московского коммерческого института.

Начиная с 1907 г. в творчестве Булгакова заметно возрастает и затем начинает преобладать религиозно-философская проблематика. В 1909 г. он принял участие в сборнике «Вехи» (ст. «Героизм и подвижничество»), в 1911 г. в издательстве «Путь», в организации и работе которого Булгаков играл заметную роль, выходит его сборник «Два града» (в 2 т.).

В 1912 г. публикуется первая монография Булгакова «Философия хозяйства» (с подзаголовком «Часть первая. Мир как хозяйство»), в которой вся проблематика политической экономии и социальной философии марксизма подвергнута коренной переработке с позиций религиозной философии. В том же году Булгаков защитил ее как докторскую диссертацию.

Публикуя первую часть «Философии хозяйства», издательство «Путь» объявило, что готовится к печати вторая ее часть — «Оправдание хозяйства (этика и эсхатология)», но в ходе работы замысел этот существенно изменился, и в итоге в 1917 г. Булгаков издал книгу «Свет невечерний. Созерцания и умозрения», которую считал фактическим продолжением и завершением «Философии хозяйства».

Она является своеобразным итогом всего предыдущего периода философского развития Булгакова, предельной точкой эволюции его мировоззрения в рамках религиозной философии. Дальнейший шаг этой эволюции — принятие сана священника летом 1918 г. (чему предшествовало активное и плодотворное участие Булгакова в работе Всероссийского Поместного собора, восстановившего патриаршество) — был для него вполне последователен и естествен.

В 1918 г. Булгаков уехал из Москвы в Крым, где находилась его семья и откуда он в конце 1922 г. был выслан в Турцию по решению Советского правительства. За четыре года пребывания в Крыму Булгаков написал ряд философских трудов, изданных уже после его смерти: «Философия имени», «Трагедия философии» и др. На этом период собственно философского творчества Булгакова заканчивается.

С мая 1923 до лета 1925 г. Булгаков был профессором церковного права и богословия на юридическом факультете Русского научного института в Праге и затем окончательно обосновался в Париже, где был профессором богословия и деканом Православного богословского института. С 1925 по 1938 г. Булгаков совершает ряд поездок по странам Европы и Америки.

Богословское наследие о. Сергия весьма обширно: «Св. Петр и Иоанн», «Купина неопалимая», «Апокалипсис Иоанна», «Православие», трилогия — «Агнец Божий», «Невеста Агнца», «Утешитель» и др. Правда, и как богослов Булгаков весьма философичен и даже «социологичен», о чем свидетельствуют такие его статьи, как «Душа социализма» (Новый град. 1931. № 1; 1932. № 3; 1933. № 7), «Нации и человечество» (Там же. 1934. № 8), «Православие и социализм» (Путь. 1930. № 20), небольшая брошюра «Христианская социология» (Париж, 1927) и опубликованная посмертно книга «Христианство и еврейский вопрос».

Значительную роль в жизни о. Сергия занимала и его экуменическая деятельность, которая не получила в церковно-православных кругах однозначной оценки (как, впрочем, и все его богословское творчество).

Мировоззрение Булгакова, если учесть к тому же его переход «от марксизма к идеализму», не укладывается в единую формулу. Большинство исследователей выделяют три этапа его творческой эволюции: легальный марксизм (1896—1900), религиозная философия (1901—1918), богословие (с 1919). Эволюция взглядов Б. на протяжении всей его жизни была органической и никогда не содержала в себе ни малейшей доли того, что принято называть «ренегатством».

Л. А. Зандер насчитывает четыре «личностных фактора», которые придают Булгакову облик чисто «русского мыслителя»: 1) почвенность, 2) эсхатологичность, 3) необычайную способность к философскому и богословскому синтезу, 4) чисто русское стремление доходить во всем до конца (Зандер Л. А. Бог и Мир. Париж, 1948. Т. 1. С. 11—12).

На первом (марксистском) этапе творчества Булгакова эти черты сказались следующим образом. Подвергнув анализу идеи К. Маркса о конечных судьбах человечества — прежде всего идею прогресса и Zukunftstaat"a (государства будущего), — Булгаков пришел к убеждению о невозможности социологического обоснования глобальных закономерностей общественного развития. В самой попытке установить такого рода закономерности он усмотрел элементы утопизма и «богоборчества», причем последнее он считал основным движущим мотивом марксизма и вообще социализма.

Что касается перспектив развития капитализма в России, то, не отрицая таковых, Булгаков подчеркивал, что и капиталистическая Россия должна для сохранения своей национальной специфики остаться страной по преимуществу аграрной и крестьянской.

На втором этапе творческого пути в центре внимания Булгакова оказались все те проблемы, которые, по его мнению, не получили в марксизме адекватного развития. Главным сочинением этого этапа следует считать «Философию хозяйства», в которой помимо ответа на основной ее вопрос, сформулированный по-кантовски: «Как возможно хозяйство?», Булгаков дал свое понимание природы философского и научного знания.

В этой же книге он впервые в развернутой форме изложил свой вариант софиологии — учения, которое в полном объеме не осмыслено и не оценено до сих пор. Считая, что исторический материализм, в котором с наибольшей силой воплотился дух современного экономизма, не может быть просто отвергнут, а должен быть «положительно превзойден», Булгаков попытался построить собственную философскую систему, соединив достижения немецкой классической философии (преимущественно гносеологизм) с традиционным русским (в духе христианизированного Платона) онтологизмом.

Многие критики справедливо усматривали в «немецкой» терминологии Булгакова лишь своего рода философическое «кокетство», совершенно ему чуждое. Однако это не совсем так. Хотя синтез в целом и не получился, он помог Булгакову преодолеть гегелевскую и Марксову диалектику, которая так или иначе приводила к торжеству «историцизма» (если воспользоваться термином К. Поппера).

Крайности гносеологизма и онтологизма, по Булгакову, преодолимы с помощью понятия Софии, которую в самом первом приближении можно истолковать как предвечный замысел Божий о мире и человеке. Именно понятие Софии позволяет Булгакову считать себя «религиозным материалистом», избегающим гипостазирования общих понятий с «изобретением» места обитания идей («умного места» Платона) и того «размывания» физической (или материальной) субстанции мира, которое зачастую происходит в рамках идеалистической гносеологии (особенно в ее неокантианском варианте).

Кроме того, с помощью понятия Софии Булгаков пытается установить непрерывную иерархию сущностей от Бога до человека и тем самым преодолеть (до известной степени) разрыв между Творцом и Тварью, характерный, например, для протестантской либеральной теологии.

Следующая книга Булгакова — «Свет невечерний» — посвящена решению тех философско-богословских проблем, которые в «Философии хозяйства» были лишь сформулированы и поставлены. Эту книгу вместе с «Тихими думами» (М., 1918) можно считать последним философским произведением Булгакова, после которого начинается богословский период его творчества.

Еще в Крыму в 1918—1922 гг. Булгаков написал несколько философских произведений (изданных посмертно), в которых богословие и философия так тесно переплетены, что трудно однозначно решить вопрос о том, с каких именно позиций они написаны. Это «Философия имени» (Париж, 1953), «Трагедия философии» (М., 1993; нем. перевод: Дармштадт, 1927), философские диалоги «У стен Херсониса» (Символ. Париж, 1993. № 25).

Особый интерес представляет «Трагедия философии», в которой Булгаков обосновывает тщетность усилий человеческого разума построить всеобъемлющую философскую систему.

Начиная с 1922—1923 гг. творчество Булгакова носит преимущественно богословский характер. Его софиологические идеи были оценены с точки зрения православной ортодоксии как еретический уклон и попытка ввести четвертую ипостась.

Экуменическая деятельность о. Сергия, которой он уделял много сил во время своего пастырского служения, в некоторых ее аспектах расценивается как «либеральная».

К своеобразным чертам Булгакова-мыслителя на всех этапах его творческой эволюции можно отнести «социологизм» его мышления (несмотря на то, что в его «Философии хозяйства» имеется довольно сильная критика «социологического разума»). Проект «христианской социологии», вынашиваемый Булгаковым всю жизнь, в полном объеме не был реализован, но принес свои плоды в разработках конкретных социальных проблем, которыми он занимался на протяжении всей жизни. К числу таких проблем относится «национальный вопрос», природа общества (Булгаков вплотную подошел к проблеме «социального тела», активно обсуждаемой в XX в.).

Значительное место в философском наследии Булгакова занимают статьи, посвященные анализу творчества русских мыслителей и писателей В. С. Соловьева, Федорова, Достоевского, Толстого, Пушкина и др.

основные труды

Два града. В 2 т. М., 1911.
Философия хозяйства. М., 1912.
Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1917.
Тихие думы. М., 1918.
Св. Петр и Иоанн. Париж, 1926.
Друг Жениха. Париж, 1927.
Купина неопалимая. Париж, 1927.
Лествица Иаковля. Париж, 1929.
Православие. Париж, 1965; М., 1991.
Апокалипсис Иоанна. Париж, 1948; М., 1991.
Автобиографические заметки. Париж, 1949.

13.07.1944. – Умер философ протоиерей Сергий Николаевич Булгаков

(16.07.1871–13.07.1944) – экономист, философ, богослов; политический и церковный деятель, священник; приверженец религиозно-идеалистической метафизики всеединства и софиологии. В юности – "легальный марксист", прошел путь от атеиста до священнослужителя и богослова.

Родился в г. Ливны Орловской губернии в семье священника. После окончания в 1884 г. Ливенского духовного училища поступил в Орловскую духовную семинарию, которую оставил в 1888 г. в связи с «утратой религиозной веры на долгие, долгие годы» (как он писал). Булгаков поступил в 7-й класс Елецкой гимназии, по окончании которой стал студентом юридического факультета , где изучал политэкономию и увлекся с марксизмом.

После окончания в 1896 г. юридического факультета по кафедре политической экономии стал преподавателем политэкономии в Московском Императорском техническом училище, активно сотрудничал в журналах либерально-народнического и марксистского направлений ("Русская мысль", "Новое слово", "Научное обозрение", "Начало"). К счастью, в 1898 г. Булгаков был направлен в двухгодичную научную командировку в Германию для подготовки к профессорскому званию. В Берлине он общался с лидерами германской марксистской социал-демократии Бебелем и Каутским. Он выезжал также в Париж, Лондон, Женеву (там он познакомился с Плехановым), Цюрих, Венецию. Личное знакомство с Западом, родиной марксизма, пошло на пользу. Тщательно изучив данные о развитии сельского хозяйства в Германии и др. странах Западной Европы, Булгаков пришел к выводу, что теория Маркса применительно к аграрному сектору экономики ошибочна. Экономическое опровержение марксизма стало результатом его двухтомной диссертации "Капитализм и земледелие" (1900). Затем он – профессор политэкономии в Киевском (1901–1906) и Московском университете (1906–1918).

Булгаков вспоминал, что из-за границы он возвратился «уже с разложившимся марксизмом». Вскоре он познакомился с последователями умершего в 1900 г. и вспомнил о своих предках: он все-таки был сыном священника в пяти поколениях и сам учился в духовной семинарии. Подобная мiровоззренческая эволюция была характерна для немалой части тогдашнего "ордена русской интеллигенции", и вскоре Булгаков становится одним из признанных вождей этого возвращения к христианству, он один из инициаторов сборника "Проблемы идеализма" (1902). Пересмотр своего марксистского мiровоззрения Булгаков изложил в десяти статьях 1896–1903 гг., вошедших в сборник "От марксизма к идеализму" (1903). В них Булгаков неразрывно соединяет социально-экономический идеал с христианством, что станет для него и далее основой экономических взглядов и развиваемой философии хозяйства.

Западный капитализм был для Булгакова также системой недолжной и нехристианской. В докладе "Народное хозяйство и религиозная личность" (1909) Булгаков дал исчерпывающую критику западной либеральной политэкономии и капитализма как плода протестантской иудаизации (кальвинизм, пуританизм) западного христианства. Ссылаясь на соответствующие исследования В. Зомбарта и М. Вебера, Булгаков пишет: «недаром пуританизм часто называли английским еврейством (English Hebraism), имея в виду это усвоение им ветхозаветного духа… В пуританизме с грандиозной силой пробудилась и характерная для еврейского мессианизма вера, что англосаксы – избранный народ Божий, призванный властвовать над другими народами ради спасения и просвещения их же самих… пуританский аскетизм стоит у колыбели современного "экономического человека", орудующего на бирже и рынке. Эпоха ХVII в. завещала своей утилитарной наследнице прежде всего необычайно спокойную, – мы смело можем сказать, – фарисейски спокойную совесть при наживании денег, если оно только совершается в легальной форме» .

Марксизм же в своей критике капитализма не только ошибочен экономически, но и не менее безнравственен с христианской точки зрения, – писал Булгаков. Марксистское учение о классовой борьбе за те же земные блага – это мелкий гедонистический идеал "прогресса", ради которого Маркс провозглашает эгоистичную классовую борьбу, насилие и безжалостное разрушение "старого мiра", то есть допускает "временное" применение зла (гражданскую войну) к современным поколениям, которые служат лишь удобрением для "грядущего блаженства" потомков. Марксизму Булгаков дал точное духовное опровержение как еретической утопии: «В основе социализма как мiровоззрения лежит старая хилиастическая вера в наступление земного рая… Избранный (еврейский) народ, носитель мессианской идеи заменился пролетариатом» .

В 1919 г. Булгаков отправился в Крым к семье. В Симферополе он принял должность профессора политэкономии и богословия в университете. Здесь им были написаны работы: "У стен Херсонеса", "Трагедия философии", "Философия имени". В 1920 г., когда красные взяли Крым, Булгаков не захотел эмигрировать, но как священника его исключили из числа профессоров, а в 1922 г. арестовали. Отец Сергий был включён в списки деятелей науки и культуры, подлежащих высылке за границу. 30 декабря 1922 г. он отправляется из Крыма в изгнание.

После недолгого пребывания в он уезжает в Чехословакию, где в мае 1923 г. занимает должность профессора церковного права и богословия на юридическом факультете Русского Научного Института в Праге.

В 1925 г. году переезжает в Париж, где участвует в создании православного Богословского Института. До самой кончины отец Сергий был его безсменным руководителем, а также профессором кафедры догматического богословия. В 1927 г. вышла первая часть трилогии “Купина Неопалимая”, в том же году вторая часть – “Друг Жениха”, в 1929 г. третья – “Лестница Иакова”.

Помимо того, о. Сергий уделял большое внимание духовному наставничеству в "Русском студенческом христианском движении" участию в экуменическом движении, что было характерно для либеральной т.н. "парижской юрисдикции" митрополита Евлогия, отколовшегося в 1926 г. от . До конца 1930-х гг. Булгаков принял участие во многих экуменических начинаниях, став одним из влиятельных деятелей и идеологов этого движения; в 1934 г. он совершил большую поездку по США.

В 1939 г. у о. Сергия был обнаружен рак горла. Перенес операцию, утратил способность говорить, служить, читать лекции. Начавшаяся ограничила ещё более сферу его трудов в оккупированном Париже. Однако до последних дней жизни он не прекращал работать над новыми книгами. В 1933–1945 гг. была издана вторая трилогия Булгакова: “Агнец Божий” (1933), “Утешитель” (1936), “Невеста Агнца” (1945). Cвою последнюю книгу "Апокалипсис Иоанна" он закончил незадолго до смерти. Похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Восприняв от В.С. Соловьева философию всеединства, Булгаков развивал учение о "Софии Премудрости Божией" как предвечно сущей в Божественном замысле мiровой душе, женственной по своему существу, вместившей Божественную любовь и излучающей ее в мiр. Эти богословские сочинения Булгакова (в которых содержатся также элементы хилиазма) вызвали резкую критику и обвинения в ереси со стороны и Московской патриархии, и Русской Зарубежной Церкви (наиболее обстоятельная критика была дана : " Защита Софианской ереси протоиереем Сергием Булгаковым пред лицом Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви", 1937), и даже среди коллег о. Сергия по Институту. В частности, дал своему декану такую оценку:

«... взяв от Соловьева основную концепцию всеединства (с включением софиологической темы), Булгаков, под влиянием Флоренского, целиком уходит в сторону софиологических размышлений... Однако и в своих чисто богословских трудах Булгаков остается философом – закваска трансцендентализма, метафизики всеединства, даже некоторые общие начала философской мысли, усвоенные Булгаковым на заре научной жизни, сохранили свою силу и в годы чистого богословствования... Булгаков бывал часто достаточно неосторожен в своих формулах, – у него на каждом шагу найдем мы противоречия и трудно согласимые выражения – и именно о Софии...

"Тварь есть всеединство", – утверждает Булгаков в "Свете невечернем": она есть "единое – многое, всё", "ей принадлежит положительное всеединство". "Онтологическая основа мiра заключается в сплошной, метафизически непрерывной софийности его основы"... София, как идеальная основа мiра, стоит между Абсолютом и космосом, как некое "третье бытие", соединяющее в себе и божественную и тварную природу... Для Булгакова космос есть живое, одушевленное целое и потому он серьезно и настойчиво выдвигает понятие "души мiра" – в "Философии хозяйства"... "Тайна мiра, – пишет Булгаков, – в женственности... зарождение мiра есть действие всей Святой Троицы, в каждой из Ее Ипостасей простирающееся на восприемлющее Существо, вечную женственность, которая через это становится началом мiра". И она есть "четвертая ипостась". Булгаков именует Софию как Вечную Женственность и материнское лоно бытия "четвертой ипостасью". ... София собственно есть "мiр идей, т. е. идеальная основа мiра". "София по отношению ко множественности мiра есть организм идей, в котором содержатся идейные семена всех вещей" – в ней "корень их бытия"...

Еще в "Свете невечернем" зло связывается Булгаковым с тем, что "ничто" "врывается в осуществленное уже мiроздание как хаотизирующая сила" (Бог "не остановился и перед тем, чтобы смириться, дав место бунтующему хаотическому ничто"). Т. о., "возможность зла и греха, как актуализации ничто, была заранее дана мiрозданием". Надо сказать, что это очень странная теория зла, которое возводится к "ничто" – словно это ничто (т. е. чистый ноль), может стать "хаотизирующей силой"! ...

Булгаков имеет чрезвычайное значение в развитии русской философии прежде всего тем, что углубил темы космологии, столь существенные для уразумения бытия. Понятие "тварной Софии" (если и не стоять за самый термин, по разным причинам не всегда удачный) глубже всего и основательнее всего проработано в русской мысли именно Булгаковым, – особенно вдохновляющими являются его анализы в "Философии хозяйства"... [Однако] Синтез науки, философии и религии так же не удался Булгакову, как и Соловьеву, – как он вообще не может удаться в линиях метафизики всеединства. Но метафизика всеединства стоит в самой тесной близости к тому чаемому синтезу, который, будучи свободен от основной ошибки всеединства, даст надлежащее и плодотворное сочетание науки, философии и богословия – задача этого синтеза явно неустранима для русской мысли, не утратившей внутренней связи с Православием».
(Прот. В.В. Зеньковский. История русской философии. Т. II, сс. 430-457 )

И другой институтский коллега о. Сергия Булгакова, проф. архм. Киприан (Керн), писал в сборнике, посвященном 25-летию Богословского института, о взглядах своего руководителя: «Надо прямо и решительно заявить во всеуслышание: Богословский институт никогда не считал домыслов о. Сергия своим официальным богословием. Никакой своей школы о. Сергий у нас так и не мог создать. Больше того, он не оставил в среде своих бывших слушателей, а теперь и преподавателей, ни одного ученика... Его идеи, вероятно, останутся, по меткому слову , "продуктом типографского станка и мертвыми обитателями библиотечных полок"...»...

Отец Сергий Булгаков о еврейском вопросе

В годы войны, размышляя о судьбе еврейства, переживавшего гонения в гитлеровской Германии, о. Сергий писал:

«В большевизме более всего проявилась волевая сила и энергия еврейства, все те черты, которые так известны уже и по Ветхому Завету, где они были предметом гнева Божия... В грядущих событиях центральное место принадлежит России и еврейству... Россия находится под игом большевизма, ... еврейство же претерпевает еще раз в своей истории гонение. Но само же оно доселе остается в состоянии поклонения золотому тельцу и отпадения от веры, даже и в Бога Израилева. Все эти новые бедствия... кара за то страшное преступление и тяжкий грех, который им совершен над телом и душой русского народа в большевизме... Еврейство в самом своем низшем вырождении, хищничестве, властолюбии, самомнении и всяческом самоутверждении, через посредство большевизма совершило если – в сравнении с татарским игом – и непродолжительное хронологически (хоть четверть века не есть и краткий срок для такого мучительства), то значительнейшее в своих последствиях насилие над Россией и особенно над Св. Русью, которое было попыткой ее духовного и физического удушения. По своему объективному смыслу это была попытка духовного убийства России, которая, по милости Божией, оказалась все-таки с негодными средствами. Господь помиловал и спас нашу родину от духовной смерти». Так что большевизм – это еще не победа сатаны над Россией. Это «ужасная победа сатаны над еврейством, совершенная через посредство еврейства» ("Расизм и христианство", 1941–1942 ).

«Власть денег, маммона являются всемiрной властью еврейства. Этот неоспоримый факт не противоречит тому, что значительная, даже большая часть еврейства и доныне пребывает в глубокой нищете, нужде, в борьбе за существование, которая не находит для себя естественного исхода за отсутствием собственной страны, в силу агасферического рассеяния, состояния "вечного жида". Другое же проявление власти князя мiра сего выражается в лжемессианском пафосе, в ожидании будущего, земного мессии на месте Отвергнутого и Распятого. По силе этого мессианства и всей его пламенности сыны Израиля оказываются в ряду вдохновителей безбожного материалистического социализма наших дней. ... в состоянии антихристианства и христианоборчества Израиль представляет собой лабораторию всяких духовных ядов, отравляющих мiр и в особенности христианское человечество» ("Гонения на Израиль", 1942 ).

Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944) - философ, богослов, экономист, священник. В 1896 оканчивает юридический факультет Московского ун-та и уезжает в Германию, где занимается политэкономией и примыкает к марксизму. По возвращении защищает магистерскую диссертацию «Капитализм и земледелие» и до 1906 занимает кафедру политической экономии в Киевском политехническом ин-те. В 1903 выходит его кн. «От марксизма к идеализму». Участвовал в сб. «Проблемы идеализма», «Вехи», «Из глубины», что отразило духовный кризис Б., его отход от марксизма и обращение к религиозному миросозерцанию. В 1905 издавал философско-религиозный жур. «Вопросы жизни», с 1906 - проф. политэкономии Московского ун-та и депутат Государственной Думы, принял сан священника в 1918, в 1919 переехал в Крым, где преподавал политэкономию и богословие. Как философ Б. проявил себя в написании двухтомного сб. «Два града» и кн. «Философия хозяйства». Работы «Свет невечерний» и «Трагедия философии» завершили филос. период творчества Б., мыслитель постепенно становится богословом. В 1923 Б. высылается из страны - сначала в Прагу, в 1924 Б. занимает должность декана Парижского богословского ин-та. С 1927 по 1945 создает две богословские трилогии - «Купина Неопалимая», «Друг Жениха», «Лестница Иакова», «Агнец Божий», «Утешитель», «Невеста Агнца», а также «Апокалипсис Иоанна» и «Философию имени».

Последние две работы вышли из печати уже посмертно (соответственно в 1948 и 1953), Философия всеединства B.C. Соловьева оказала на Б. определяющее влияние, особенно учение о Софии Премудрости Божией как предвечно сущей в Божественном замысле мировой душе, женственной по своему существу, вместившей божественную любовь и эманировавшей ее в мир. При этом Б. подчеркивал двойственный характер Софии - одновременно божественно-небесный и тварно-человеческий, Важнейшее место в структуре философствования Б. занял трансцендентализм И. Канта и Ф.В.Й. Шеллинга. София понималась Б. также как идеальная основа мира, находящаяся между Творцом (Абсолютом) и творением (космосом).

Онтологическая основа мира состоит в «сплошной, метафизически непрерывной софийности его основы», которая выступает не только как основа, но и как норма, «предельное задание», «аристотелевская энтелехия». В антропологическом срезе бытия София выступает как «мировая душа», «историческое человечество», «целокупное человечество», являющееся трансцендентальным субъектом истории, существование которого придает «динамическую связанность» эмпирически разрозненным действиям отдельных индивидов. Деятельность человека понималась Б. как хозяйственная деятельность, которая в глубинном метафизическом смысле также софийна. Трансцендентальный субъект знания для Б. то же, что и трансцендентальный субъект хозяйства - «историческое человечество», «Божественная София», Философско-богословскую систему Б. можно рассматривать и как содержательный фон его историко-философских изысканий, в т.ч. по истории рус. культуры (многочисленные аналитические характеристики творчества Вл.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина и др.)

во втором – подвижничество, т.е. ориентация на внутреннее устроение личности, осознание своего долга, собственных обязанностей. В этой концепции наиболее явна реформационная направленность творчества Б., закономерность его обращения к теоретическим и практическим вопросам христианской политики и пафос разработки им концепции «христианского социализма». Христианство, согласно Б., должно понять и принять правду социализма, отвергая, однако, его претензии на полное решение проблемы социального зла в рамках истории. Ряд работ Б. посвятил анализу судьбы России, усматривая исток ее трагедии в кризисе византийского православия, которое не было и не могло быть воспринято народом аутентично и выродилось в обрядоверие. Путь возрождения России, согласно мысли Б., – покаяние и внутреннее религиозное преображение человека, его духовное самоопределение.