Open
Close

Истинная свобода. Только истина сделает вас по-настоящему свободным

В нашей душе присутствуют какофония и разнобой. Как найти собственное «я» и отличить мимолетное желание от жизненно необходимого?

Свобода — это товар, который продается в нашем мире активнее всего. Идея, согласно которой человек должен быть свободным и независимым, без какого-либо ярма и начальства, отдающего приказы, пользуется популярностью во всём мире. Причиной многих войн, как в прошлом, так и в настоящем, является политическая независимость, в которой заинтересована конкретная группа лиц, несмотря на сопряженные с этим трудности. На персональном же уровне парни и девушки бунтуют против своих родителей — и не потому, что им не по нраву то или иное родительское указание, а потому что принцип, согласно которому надо прислушиваться к сказанному другим человеком, их не устраивает. Никакие аргументы не помогают, ни «Это для твоей же пользы», ни «Папа (вариант: учитель) лучше знает, что тебе подходит». Ведь причиной бунта является не сомнение в правильности отцовских или учительских рекомендаций, а полнейшее неприятие любых попыток диктовать что-либо извне.

Когда ребенка вынуждают отказаться от собственных предпочтений, он воспринимает это как попытку внешних сил подчинить и поработить его собственные желания. Такая ситуация немыслима для юного бунтаря, и поэтому он готов заплатить высокую цену за то, чтобы избежать ее всеми силами. Есть немало историй о подростках, которые убегали из дома и затем страдали от холода, голода и других бед, не желая «капитулировать"перед своими родителями.

Чтобы понять, что такое свобода, давайте сначала постараемся понять, что имеет в виду человек, когда произносит два простых слова: «Я хочу…» Что это за «я» такое? Немало разных сил заключено в человеке, и какая из них — это «я»? Общеизвестно, что такие силы действуют на владельца в самых разных направлениях и с разными целями. В одно и то же время человек может испытывать несколько противоречащих друг другу желаний. Какое же из них — это пресловутое «я хочу…»?

Давайте попытаемся проследить, что происходит, когда человек должен дать однозначный ответ на имеющийся вопрос. У человека есть немало различных сил, каждая из которых обладает собственным желанием и имеет собственное мнение по данному вопросу. Если представить эти силы в качестве членов парламента, создавшаяся какофония была бы оглушительной. Каждая из сил кричала бы что есть сил: «Я хочу!.." При этом человек, в сердце которого заседает такой своеобразный парламент, готов согласиться с каждой такой репликой — ведь за ней стоит та или иная материальная или духовная составляющая его собственного «я». Мальчуган, который одновременно хочет дочитать детектив, подготовиться к контрольной и поиграть в футбол с друзьями, действительно хочет и того, и другого, и третьего. Несмотря на то, что удовлетворить все эти желания одновременно невозможно.

Так каким же образом принимается конечное решение? Как выбирается одно-единственное желание из всех имеющихся? Ответ крайне прост: побеждает то желание, которое озвучивается громче всех остальных. Соответственно, мальчик из предыдущего примера будет реализовывать самое сильное свое желание, проявленное в момент раздумий. Ему будет казаться, что это и есть самое искреннее и самое естественное желание, которое он испытывает. Параллельно ребенок будет противиться любой внешней попытке помешать исполнению этого желания.

Мы же, независимые наблюдатели, должны спросить себя: секундочку, кто здесь хозяин? Кто управляет этим шумным парламентом? Кто ответственен за принятие окончательного решения? И в чем заключается роль человека, обладающего свободой выбора, если при создавшемся положении вещей можно обойтись простейшим датчиком для замера амплитуды крика?

Тора учит нас, что человек — это единственное созданное Творцом существо, в котором ведут противоборство две субстанции, душа и тело. Небесные ангелы — целиком одухотворенные создания, собака и осел — исключительно телесные. А вот мы с вами представляем собой сплав двух этих основных элементов. Поскольку человек — это Б-жественное творение, получившийся сплав даже при тщательном рассмотрении кажется идеальным и цельным, без швов и трещин. Никто и не заподозрит среднестатистического человека в имеющемся раздвоении личности.

Более того, все силы, которые скрываются в человеке, можно классифицировать всё по той же основной шкале — «душа» или «тело». И каждая такая сила обладает собственным, весьма громким голосом, который требует немедленно удовлетворить ее желания.

Наша Б-жественная душа обладает возможностью выбора. Это механизм, который позволяет подчинить себе внутренние силы, которые тянут их обладателя в разные стороны, перестать подчиняться многочисленным требованиям «Я хочу…» и выявить истинное желание человека. Необходимо отметить, что этот механизм не включается автоматически. У тех людей, которые на протяжении многих лет жизни не задействовали Б-жественную душу в нужном направлении, такой механизм ржавеет и перестает функционировать. Сила выбора — это максимальное проявление духовной составляющей человека. Испытания и проверки, которым мы подвергаемся ежедневно, являются истинной целью нашего пребывания в этом мире. Верно и обратное: если мы не будем использовать дарованный нам механизм, предпочитая какофонию многочисленных внутренних голосов, мы не выполним собственное предназначение.

Человек, который не пользуется силой выбора, приходит и уходит из этого мира с пустыми руками. Внешне он может казаться активным, деятельным и харизматичным, отдавать указания и раздавать интервью, его окружение может считать такого человека вождем, но на самом деле, наш герой — раб наиболее громкого желания, завладевшего внутренним микрофоном. И такое низменное желание человек представляет как высший идеал!..

Между прочим, когда мы употребляем термин «выбор», речь не идет о выборе напитка или предмета одежды из нескольких имеющихся вариантов. Это не тот выбор, в котором проявляется максимум духовного и душевного потенциала. Настоящий выбор возможен в ситуации, когда душа действует в рамках абстрактной идеи и противостоит требованиям, которые выдвигает тело. Когда человек отказывается от аппетитно выглядящей порции молочного мороженого из-за того, что не прошел требуемый временной интервал после мясного обеда, это и есть выбор! Когда человек, вдохновленный лекцией о любви к ближнему, отказывается от предоставившейся возможности съязвить по его адресу, тем самым он подавляет негативный импульс телесных сил и делает правильный выбор. Тот же, кто предпочитает сидеть и глядеть в окно автобуса, не обращая внимания на стоящего рядом пожилого человека, делает однозначный выбор между альтруизмом и эгоизмом. Ведь эгоизм проистекает из наших телесных основ, «праха земного», из которого был создан Адам, тогда как альтруизм — это качество чистой души.

Чтобы осуществить правильный выбор, следует понять, откуда проистекают наши желания. Стремление насладиться едой, даже когда человек вполне сыт, проистекает из нашего телесного «я». Желание самоутвердиться, унизив ближнего, подобно желанию дикого зверя убить и съесть себе подобного. Когда сомневающийся человек знает, какая сила скрывается за тем или иным импульсом, лишь тогда становится возможным выбор: дух или тело? идеал или импульс? Тот же, кто пассивно выслушивает вопли, исходящие от членов внутреннего парламента, не вправе оперировать таким понятием как выбор. Выбор возможен только между двумя явными и строго определенными предметами, но никак не между невнятными голосами. Способность выбирать функционирует только тогда, когда человеку удается проникнуть в собственную душу, понять, что в ней происходит и какие силы оказывают на нее влияние.

Было время, когда даже маленькие дети знали, что такое дурное желание, «йецер а-ра ». Отец говорил сыну, что дурное желание — это голос, который призывает его понежиться в кровати в ущерб утренней молитве. Мама напоминала, что ребенок должен превозмочь дурное желание и помочь сестре, несмотря на то, что вчера она сломала его любимую игрушку. Дети постепенно привыкали к тому, что вкрадчивый шепот или настырный крик не отражает их истинного «я». Они начинали понимать, что на самом деле слова «Я хочу…» произносит инородный обьект, который называется дурным желанием. Ни отец, ни мать, ни преподаватель в хедере не изучали основы психологии и понятия не имели об интроспекции, методе, позволяющем получить представление о своей сущности и внутренних устремлениях. Несмотря на это, они готовили маленького человека к использованию силы выбора — той силы, которая сегодня не используется многими образованными и активными в общественном плане людьми.

Можно только представить себе радость ребенка, когда его настоящее духовное «я» одерживало победу над чужеродной силой, будь то желание разозлиться, отомстить или унизить ближнего. Ребенок знал, что такие позывы на самом деле являются внешними, и что он может справиться с ними и победить. Это и есть ощущение истинной свободы, когда человек может сбросить с себя путы спрятавшихся внешних сил, маскирующихся под его собственные желания.

Наши мудрецы трактовали заповедь «Да не будет в тебе чужого бога» следующим образом: «чужой бог» — это природные силы, такие как гнев и др., которые находятся в человеке и выдают себя за его сущность. Это чужаки, которые подчиняют себе еврея, противясь любой попытке высвободиться. И лишь тот, кто одерживает над ними победу, достоин называться свободным человеком. Тот, кто хотя бы раз ощутил вкус этой свободы, будет безмерно благодарен родителям и наставникам, которые желают ему настоящего добра.

Неслучайно комментаторы Торы обращают внимание на то, что в рассказе о сотворении человека дурное желание представлено в виде змея. То есть, внешнего объекта, который обращается к Хаве во втором лице: «Тебе стоит сделать то-то и то-то ». Первородный грех привел к тому, что дурное желание стало частью нас самих и заговорило в первом лице: «Я хочу…» Поэтому первым этапом борьбы, как это указано выше, является понимание того, что подобные слова произносятся внешней силой, несмотря на то, что она находится в теле человека. Как приятно из раба, подчиненного низменным желаниям, стать «человеком выбирающим» и обрести свободу! Такое поведение отдельно взятого еврея способствует исправлению мира и всего человечества, начиная с исправления ущерба, нанесенного грехопадением Адама, и заканчивая приближением мира к его идеальной модели. Счастлив тот, кому удается это сделать, и счастлив тот, который обучает этому других — в духе Святой Торы.

Тема свободы. Господь создал нас действительно свободными. Очень часто люди говорят: «В Бога не верим, потому что в жизни много несправедливого». Помните у Карамазова, про слезу ребенка: «Как же так? Где же Бог? Если бы Бог был, разве бы Он допустил? А если Он допускает, значит, Его нет». Но почему-то никто не задумывается о том, что если Бог создал нас совершенно свободными, то всякое вмешательство, включая пресечение наших человеческих бесчинств, — это вмешательство в нашу свободу.

Это удивительный алгоритм человеческой жизни, исполненной свободы от Бога. Конечно, в какие-то моменты жизни Господь может вмешаться — например, по молитвам матери, спасая ребенка, по нашим молитвам, в каких-то иных обстоятельствах. Но мы свободные люди, и, выбирая добро или зло, действуем свободно. И когда нам говорят, что свобода выбора есть абсолютная ценность, я с этим не согласен. Какая абсолютная ценность, если человек избирает зло, если в результате свободного выбора он наносит боль другим людям, провоцирует войну или совершает другие беззакония? Поэтому свобода является Божественной нормой жизни, а вот реализация свободы — это наша ответственность.

Приведу такой пример. Идея свободы была движущей силой всех революций, всех социальных потрясений. Всегда на вопрос «Вы хотите быть свободным?» любой нормальный человек скажет: «Да, конечно». Чтобы возбудить людей на революционные действия, нужно им сказать: «Вы несвободные, вас закабаляют, но мы поможем вам стать свободными, а вы за нас проголосуйте или, если нужно, силой поддержите». Все революции так совершались, но мы знаем, что ни одна революция — ни у нас, ни где бы то ни было — не приводила людей к реальной свободе.

Контролировать человека можно разными способами. Можно так, как было у нас в советское время, по мелочам: какую одежду носить, что смотреть, что читать, куда ездить. А можно просто формировать общественное мнение так, что если вы ему не соответствуете, вы становитесь изгоем. Вот представьте себе: все средства массовой информации работают в одной системе координат — внутри свобода, но в одной системе координат. Люди формируются в этой системе, а если кто-то вдруг скажет: «Слушайте, а король-то голый!» — он становится изгоем в обществе. Разве это не управление личностью и обществом, только более тонкое? В этих условиях может появиться какой-то «пророк», который скажет: «Призываю вас к истинной свободе! Нам нужно вырваться из оков финансового капитала, из оков продажных масс-медиа» и так далее, по списку. Но никто не знает, к чему могут привести такие призывы.

Поэтому я и говорю, что свобода — это в первую очередь свобода внутри человека. И от чего же мы должны быть свободны? Очень просто сказано в слове Божием: подлинная свобода есть свобода от греха. Современный человек может сразу сделать кислое выражение лица: «О чем это они опять?» О том самом, что не внешние факторы закабаляют человека — мы сами своими инстинктами, своей похотью делаем себя рабами той или иной модели поведения, и Господь призывает нас освободиться от этой внутренней тирании.

Тот самый монах с блестящим образованием, с четырьмя или пятью языками, который на грузовичке развозил подержанную мебель, был абсолютно свободным человеком. Его ничем не напугаешь. Работы лишить? Пожалуйста, милости просим, он и так на подаяние живет. Квартиры? Он жил в маленькой тесной комнатушке. Машины? Так это ему кто-то подержанный грузовичок дал. Но это был действительно один из самых выдающихся представителей нашей зарубежной элиты. Вот и вопрос: как сделать так, чтобы эта яркая упаковка, этот фантик, именуемый свободой, не сбивал нас с толку, чтобы мы, развернув этот фантик, не съели отравленную конфету.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Истинная свобода - не политическая, не экономическая; она - духовна. Политическую свободу можно в любой момент отнять; экономическая свобода может исчезнуть, точно как исчезает роса на утреннем солнце. Она не в ваших руках. А то, что не в ваших руках, не может называться истинной свободой

Истинная свобода - всегда духовна. Она имеет некую связь с вашим глубочайшим внутренним существом, которое нельзя заковать в цепи, на которое нельзя надеть наручники, которое нельзя заключить в тюрьму.

Да, тело может страдать от всех этих вещей, но ваша душа - внутренне и неотъемлемо свободна. Вам не нужно просить этой свободы, не нужно за нее бороться. Она уже есть, есть в это самое мгновение. Когда вы обращаетесь вовнутрь, все цепи, все тюрьмы, рабство во всех формах исчезает - а форм у него много. Свобода только одна; форм рабства много - точно как истина одна, а форм лжи могут быть тысячи.

Что такое в точности эта внутренняя субстанция свободы? Она состоит в том, что вы свободны от прошлого, что вы свободны от будущего . У вас нет воспоминаний, которые приковывают вас к прошлому, тащат вас всегда назад - что противно существованию; ничто не движется вспять. И это свобода также и от воображения, желания, жажды - они тащат вас в будущее.

Ни прошлого, ни будущего не существует. Все, что есть в ваших руках, - это настоящее. И тот, кто живет в настоящем, освобожденный от бремени прошлого и будущего, знает вкус свободы. Нет никаких цепей - цепей воспоминаний, цепей желаний. Это настоящие цепи, сковывающие душу и никогда не позволяющие вам жить в этом мгновении, которое - ваше.

Что касается меня, я не вижу, как без медитативного ума человек когда бы то ни было может быть в свободе.

В Индии то, что на Западе известно как «рай», известно как мокша. Мокша значит «свобода». Рай не подразумевает свободы, слово «рай» происходит от персидского корня фирдаус , что означает «огражденный сад». Но не забывайте, что это сад огражденный : может быть, это сад, но одновременно и тюрьма.

Библейская история говорит, что Бог, раздраженный Адамом и Евой, изгнал их из Эдемского сада. Изгнал во что? Куда? Если вы спросите меня, я скажу, что это проклятие скрывало в себе величайшую свободу, величайшее благословение. Они вышли из тюрьмы, и это было началом человечества. Теперь все небо и вся земля стали принадлежать им, и от них зависело, что из этого сделать. Очень жаль, что они не смогли создать свободного мира. Каждая нация снова стала огражденной тюрьмой - даже не огражденным садом.

В начальной школе преподаватель религии рассказывал детям о библейских началах мира. Маленький мальчик поднял руку, чтобы задать вопрос. Учитель спросил:

Что ты хочешь спросить?

Вот что я хочу спросить, - сказал мальчик. - Бог вывез Адама и Еву из рая. Какая у него была модель машины?

Наверное, это был «Форд» - первая модель, так называемый «Форд Т-Модель» - без всякой механики, потому что ни его сын Иисус Христос не был механиком, ни Святой Дух, ни он сам.

Христианство думает, что Бог наказал человека. Мое понимание и прозрение говорит, что Бог, может быть, и думал, что наказывает их, но в действительности сам Бог все еще остается заключенным в своем огражденном саду. И то, что он сделал человека свободным, было скрытым благословением. Его намерение не было добрым, но результатом стала вся эволюция человечества. И если эволюция не развивается так быстро, как должна бы, то опять-таки потому, что священники Бога, священники всех религий ей препятствуют.

Когда Галилей открыл, что Солнце не вращается вокруг Земли, что это только видимость, а не реальность, - когда он открыл, что реальность как раз противоположна; что Земля вращается вокруг Солнца, - он написал трактат, приводя все свои обоснования, доводы, аргументы, доказательства. Он был очень стар - ему было семьдесят или семьдесят пять лет - и болен, прикован к постели, почти на пороге смерти. Но так велика христианская любовь, что люди, представляющие церковь, вытащили его из постели и привели на папский суд. Папа сказал:

Вы совершили самое серьезное преступление, потому что Библия говорит, и всякий знает, что Солнце вращается вокруг Земли. Вы должны изменить свое утверждение, или наказанием вам будет смерть.

Галилей, даже в старости, больной и умирающий, должно быть, был безмерно красивым человеком, человеком чувства юмора. Он сказал:

Ваше Святейшество, нет никакой проблемы. Я могу написать все, что вы скажете. Только одно я хотел бы разъяснить вам: то, что я напишу, не станут читать ни Земля, ни Солнце. Они будут продолжать вращаться по-старому, как делали всегда. Вы можете сжечь мою книгу, или я могу изменить этот абзац.

Измените этот абзац, - сказал Папа.

Он изменил этот абзац и написал: «Согласно Библии, согласно словам Папы и мнению обычного человечества, кажется, что Солнце вращается вокруг Земли». При этом он сделал сноску: «Истина противоположна. Я ничего не могу сделать - не могу убедить Землю и Солнце следовать букве Библии. Они не христиане». Эта сноска была обнаружена после его смерти; иначе он был бы распят христианами, которые продолжают поднимать столько шума вокруг распятия Иисуса.

Я разговаривал с одним из самых влиятельных миссионеров в Индии, Стэнли Джонсом, и я спросил его:

Что вы об этом думаете? Почему Папа так настаивал? Если наука это открыла, Библия должна была быть исправлена.

Стэнли Джонс мне сказал:

Это могло повлечь огромные последствия. Если одно утверждение в Библии ошибочно, какая тогда может быть гарантия, что не ошибочны и все остальные утверждения?

Библия - это святая книга, пришедшая непосредственно от Бога. Ничего нельзя в ней изменить, ничего нельзя в ней исправить, ничего нельзя в нее добавить. А между тем за последние триста лет человек открыл столько вещей, противоречащих Библии.

Фактически, если вы будете расти в сознании, то неизбежно найдете, что написанное две тысячи лет назад или пять тысяч лет назад нуждается в постоянном исправлении. Но чего недостает религиям, так это храбрости - храбрости стать на сторону истины. И это касается не только христиан, то же самое верно в отношении индуистов, мусульман, евреев, буддистов, джайнов. Между их ментальностями нет никакой разницы .

Человек свободы свободен от прошлого. И человек свободы также свободен и от будущего, потому что вы не знаете, что случится в следующее мгновение. Как вы можете продолжать желать?..

Один старик умирал. Его четыре сына, каждый из которых жил отдельно, были очень богатыми людьми. Услышав, что отец умирает, они поспешили к нему

Отец умирал, испускал последний вздох в постели, и, сидя у самой его постели, сыновья стали обсуждать, как перевезти его тело на кладбище. Их заботил не отец - через несколько минут его не станет, не станет навсегда; нет никакой возможности, что они еще раз встретятся снова или узнают друг друга… но это их не заботило. Вот что их заботило: «Когда он умрет, как мы перевезем его тело?»

Младший из сыновей предложил:

Он всегда хотел иметь «Роллс-Ройс». И у него достаточно денег, у нас достаточно денег, нет надобности в том, чтобы он страдал и подавлял это невинное желание. Самое меньшее, что мы можем для него сделать, это обеспечить «Роллс-Ройс, чтобы перевезти его тело на кладбище В жизни он был этого лишен, но, по крайней мере, в смерти пусть у него будет «Роллс-Ройс».

Второй сын сказал:

Ты слишком молод и не понимаешь вещей, связанных с деньгами. Это сущее мотовство. Он мертв - повезешь ты его на «Роллс-Ройсе», или на грузовике, это для него не будет иметь никакого значения. Он никак не сможет об этом узнать: зачем напрасно тратить деньги?

А денег нужно было не так много - просто чтобы нанять «Роллс-Ройс»; речь не шла о том, чтобы его купить. Он сказал:

Я считаю, что дешевый грузовик сгодится не хуже любого «Роллс-Ройса» - для мертвых это не имеет значения.

Третий сын сказал:

Ты тоже еще не достиг зрелости. Зачем заботиться о грузовике, когда муниципальная санитарная служба принимает - бесплатно - любого нищего, который умирает? Просто положите его на дорогу! Утром муниципальный грузовик, со всем остальным мусором, возьмет его бесплатно. Дадим ему бесплатно покататься! Какое имеет значенне для мертвого человека, муниципальный это грузовик, нанятый грузовик или «Роллс-Ройс»?

В это самое мгновение старик открыл глаза и спросил:

Где мои туфли?

Они были озадачены:

Что ты собираешься делать с туфлями? Ты же умираешь.

Он сказал:

Я все еще жив и, может быть, могу дышать еще некоторое время. Просто принесите мне туфли; я пойду на кладбище пешком. Это самый дешевый и самый здравый способ. Все, что вы предлагаете, - экстравагантное мотовство.

Люди могут иметь деньги, и деньги становятся их оковами. Люди могут иметь престиж, и престиж становится их оковами. Кажется, в продолжение всего прошлого человечество разрабатывало способы улучшения собственных цепей, но даже если цепь золотая, она все же остается цепью. Внешняя свобода - это лишь непрерывный обман всего человечества политиками.

Свобода - это ваше индивидуальное дело. Она абсолютно субъективна. Если вы выбрасываете весь мусор прошлого, все желания и амбиции, относящиеся к будущему, в это самое мгновение вы свободны - свободны, как птица на крыле, и все небо - ваше . Может быть, даже небо - не предел.

Но человек так влюблен в собственное несчастье, что не может понять идею свободы, потому что быть свободным - значит быть свободным от несчастья. И кажется, человек боится быть свободным. Он хочет, чтобы на небе был некий отец, хотя бы для жалоб и молитв. Он нуждается в отце на небе, в Боге, который позаботился бы о нем. Без Бога в небе он чувствует себя заблудившимся ребенком. Это психологическая фиксация на отце. Поскольку вам нужна фигура отца, вы изобретаете Бога, который о вас заботится. Это ваше изобретение - определенный способ, которым вы поклоняетесь самим себе, окольным путем. Проще было бы просто поставить зеркало, стать перед ним, сложить руки и повторять любую молитву - на иврите, санскрите, арабском языке, греческом языке, латинском языке. Не говорите на языке, который вы знаете, потому что, если вы знаете язык, молитва покажется очень обычной. Если вы не знаете языка, это сообщает молитве элемент таинственности.

Ваше поклонение подобно тому, как если бы рабы славили тирана, который низвел их из человеческого существования в рабство, который может в любой момент их убить, потому что раб - это собственность, не человек. Тысячи лет многих форм рабства приучили вас так бояться быть свободными - тогда как это ваше право от рождения, ваше высочайшее блаженство Ваши так называемые храмы и синагоги, мечети и церкви - не символы свободы, это символы вашего рабства, ваших мертвых тиранов. Но даже разумные люди продолжают делать то же самое. Человеческая слепота, кажется, беспредельна.

И оставаясь многие тысячи лет в цепях, в наручниках, наверное, вы начали верить, что это украшения, что это воля божья. Ваши родители не могут быть вам врагами. Если они привели вас в церковь или в храм, то привели потому, что любят вас. Но реальность в том, что они вас туда привели, потому что их привели их собственные родители. Это роботообразный процесс, механический. И мало-помалу рабство проникло в саму вашу кровь, вошло в вас до мозга костей.

И если кто-то выступает, например, против Кришны, тут же вы готовы с ним сражаться: он выступил против вашего Бога - который представляет собой не что иное, как рабство. Если кто-то выступает против Иисуса, тотчас же вы приходите в ярость, он выступил против вашего Бога - но он выступил только против ваших цепей.

Именно по этой причине меня осуждали и осуждают все страны мира, все религии мира - потому что я выступаю против их рабства. Оно отполировано, украшено, и они жили в нем всегда. Их родители и родители их родителей… долгая генеалогия рабства. Как они могут отбросить свое наследие? Вы не получаете в наследство ничего, кроме рабства. И даже если вы не принимаете этого всерьез, все же это серьезно.

Я слышал… три раввина разговаривали о своих синагогах. Первый раввин сказал:

Моя синагога - самая прогрессивная, потому что в моей синагоге, когда я произношу проповедь, людям разрешается курить, болтать, разговаривать. Я предоставил им полную свободу.

Двое других рассмеялись. Второй сказал:

Ты называешь это прогрессивностью? Приходи в мою синагогу. Я предоставил своим прихожанам свободу пить алкоголь, и когда они напиваются, то начинают кричать, вопить, драться, а я продолжаю лекцию. Вот это - свобода.

В синагоге женщины и мужчины не могут даже сидеть вместе; между ними есть определенная перегородка. И второй раввин сказал:

Эта перегородка тоже удалена. Теперь женщины и мужчины сидят вместе. Я даже не вмешиваюсь… сидишь ли ты со своей женой или нет. Даже молодым людям и девушкам разрешается делать все возможные любовные игры - они целуются, обнимаются - и моя лекция продолжается. Мы пришли к эпохе свободы.

Третий раввин сказал:

Вы оба идиоты. Вы должны когда-нибудь прийти в мою синагогу. Я поместил напротив синагоги табличку, в которой сообщается, что синагога закрывается на все еврейские праздники. Вот что такое свобода. Зачем людям впустую тратить время? Пусть хотя бы на праздники они получат возможность развлечься.

Но все это - не свобода. Они по-прежнему принадлежат иудаизму. Пока вы не отбросите свой иудаизм, свой индуизм, свой джайнизм, свой ислам, пока вы полностью не очиститесь от прошлого, пока вы не прекратите подчинять свое существование мертвому и не перестанете очаровываться непредсказуемым будущим, вы не свободны. Свобода здесь и сейчас - не вчера, не завтра, но в это самое мгновение.

Человек понимания освобождает себя от бремени. И все цепи, тяжелым грузом обременявшие его сердце, - хотя он и привык к этой тяжести, - исчезают.

Но помните: само желание свободы может стать очередными оковами. Все желания вас порабощают; желание свободы - не исключение… по той простой причине, что все желания обитают в будущем Тот, кто действительно свободен, даже не знает о рабстве или свободе, но просто наслаждается свободой. Это само качество его существа.

Все цели неизбежно оказываются в будущем, а всякое желание будущего осуществления - не что иное, как попытка скрыть несчастье в настоящем Ваши «завтра» продолжают давать вам обещания: «Это только один день, и он пройдет; завтра я буду свободным». Но завтра никогда не приходит, никогда не приходило. Вы никогда не будете свободны. Завтра - это лишь утешение. Вместо того, чтобы принести вам свободу, оно принесет вам смерть. И все те дни, что вы прожили, вы прожили рабом, потому что никогда не заботились о настоящем.

Я говорю вам, что настоящее - единственная существующая реальность Будущее есть лишь в вашем воображении, прошлое есть лишь в вашей памяти. Их не существует. Все, что существует. - это настоящее мгновение. Быть полностью бдительным в настоящем, собрать все сознание из прошлого и будущего и сосредоточить в настоящем - значит узнать вкус свободы.

Но кажется, человек попал в такую ловушку! Он даже не свободен так, как птицы в небе или как дикие звери в лесу. Его сковывает столько цепей, и он принимает эти цепи.

Фактически, в чем прямо сейчас ваша забота? В чем прямо сейчас ваша тревога? В чем прямо сейчас ваша душевная боль? В этом молчании вы абсолютно свободны

Если целый день вы проводите в беспокойстве и озабоченности, стремитесь и желаете, - и разочаровываетесь, то ваши ночи будут кошмарами Но если вы проживаете каждое мгновение во всей его тотальности, интенсивно, во всей полноте, ваши ночи будут спокойными и тихими, полными расслабления и мира. Вас не потревожат даже сновидения, потому что сновидения приходят из неосуществленной жизни, из подавленной жизни

Западные психологи совершенно просмотрели суть - в особенности психоаналитики; они продолжают анализировать сны, не беспокоясь об их источнике. Источник находится в часах бодрствования - но вы так скованы, гак порабощены своей религией, своей моралью, своим этикетом, своими манерами, что не можете жить. Все эти непрожитые мгновения возвращаются к вам во сне, потому что все, что осталось непрожитым, соскальзывает в бессознательное. Если вы живете полно…

Фрейд очень удивился бы, если бы попал на Восток, пришел и посмотрел на аборигенов, которые живут в глубине лесов… Я их посещал, и самым удивительным было то, что они не видят никаких снов. Они знают настоящую глубину расслабления в жизни. Естественно, утром они чувствуют себя более живыми, более молодыми, более свежими, чтобы встретить новый день и снова прожить его тотально. Состояние цивилизованного человека прямо противоположно. Он видит сны не только по ночам. В любое время суток сядьте в кресло, расслабьтесь, закройте глаза, и начнут всплывать какие-то сновидения.

Вы не живете. Вы только желаете жить. Вы надеетесь жить однажды, надеетесь, что эта ночь не будет длиться вечно, что когда-нибудь, наверное, настанет рассвет. Но для раба нет рассвета. Он обречен жить в темноте, даже не осознавая, что есть такая вещь, как свет.

Не принимайте свою так называемую жизнь как данность. Эта жизнь - еще не все. Вы должны претерпеть революцию; и эта революция не имеет ничего общего ни с какой политикой, ни с какой экономикой. Она связана с вашей духовностью, с осознанностью - когда ваше глубочайшее внутреннее ядро наполнено светом, внешний свет тоже начинает его отражать.

Поскольку ваши привычки так стары, - ваши старые спутники, - они вновь и вновь попытаются сделать вас несвободными. Чтобы выйти за их пределы, нужна непрерывная осознанность. Вы должны наблюдать, когда они приходят, и распрощаться с ними навсегда. В этом, для меня, состоит основная суть саньясы. Тогда внезапно вы начинаете соучаствовать с этими прекрасными деревьями… с этими прекрасными розами, с прекрасными звездами - все они свободны.

Кроме как в человеке, нигде в мире рабства не существует. И освободиться из него нетрудно. Не рабство цепляется за вас. Вот реальность: вы цепляетесь за рабство. Ваши цепи - это ваша собственная ответственность. Вы их приняли; поэтому они есть.

В полной осознанности скажите им: «До свиданья, вы были с нами долго. Довольно, мы уходим». Чтобы принести вам свободу, нужна просто осознанность, но в том, чтобы цепляться за рабство, есть определенный интерес.

Я был преподавателем в университете, и почти двадцать дней в течение каждого месяца меня не было в городе, я ездил по стране. Такое количество отгулов невозможно; несмотря на то даже, что за оставшиеся десять дней каждого месяца я успевал прочитать студентам установленную программу. Я их спрашивал:

У вас есть жалобы?

Они говорили:

Мы благодарны, потому что увидели тот факт, что на такой маленький курс тратится впустую два года… нужно не больше шести месяцев.

Но ректор встревожился, потому что он раз за разом находил, что меня нет в университете.

У меня был определенный метод. Университетский кампус окружали красивые деревья, - но, по какой-то странной причине, все они умерли. Только одно дерево все еще оставалось зеленым и давало тень, и я парковал машину под этим деревом. Все знали, что никто другой не должен там парковать машину. Один или два раза кто-то пытался это делать, но я звал моих студентов, чтобы они удалили эту машину… «Ставьте ее куда хотите, но это место занято». И каждый раз, уезжая из города, я посылал машину с шофером, и ректор, видя мою машину под деревом, был удовлетворен и знал, что я в университете.

Однажды он делал обход всего университета и обнаружил, что мой класс пуст. Он спросил студентов:

Он должен быть здесь, и его машина запаркована, как всегда, под деревом. Фактически, мне это всегда было подозрительно: я читал расписание его лекций - иногда они проводятся в Калькутте, иногда в Амритсаре, иногда в Мадрасе - и всегда был озадачен: его машина остается здесь.

Обычно я водил машину сам, но у меня был шофер, и, уезжая, я ему говорил:

Заприте машину и погуляйте час или два в саду, потом приведите машину обратно домой.

Какой смысл? - говорил он.

Не волнуйтесь об этом, - говорил я, - это не ваша забота.

И однажды, когда я вернулся из Мадраса, ректор вызвал меня и сказал:

Кажется, вы сами себе хозяин. Вы никогда не отпрашиваетесь, никогда не ставите меня в известность.

Я попросил:

Дайте мне лист бумаги, - и подал в отставку.

Что вы делаете? - спросил он.

Это мой ответ, - сказал я. - Страдают ли мои студенты, так или иначе, от моего отсутствия? Говорят ли они, что их курсы не окончены? Для них сущая бессмыслица тратить впустую два года. Моя работа состоит в том, чтобы преподать им полный курс. Неважно, за сколько дней я это делаю.

Вечером он пришел ко мне домой и сказал:

Не уходите от нас.

Я сказал:

Что случилось, то случилось, я не могу вернуться в ваш университет по той простой причине, что сжег все свои сертификаты. Я не хочу иметь никаких мостов, связывающих меня с прошлым. Эти сертификаты мне никогда не понадобятся. Теперь я необразованный человек.

Я никому ничего не скажу об этих сертификатах, - сказал он.

Дело не в этом, - сказал я. - Я давно хотел подать в отставку, но просто ждал - это должно было исходить от вас, а не от меня.

Мой отец встревожился, мои друзья встревожились. Пришли мои студенты, и они сказали:

Пожалуйста, возьмите назад свою отставку.

Это невозможно, - сказал я. - У меня больше нет никаких удостоверений, чтобы быть вашим преподавателем.

Мой отец мне сказал:

Даже если ты подал в отставку, какой был смысл сжигать все свои сертификаты и удостоверения?

Я сказал:

А какой смысл их хранить? Если ты их хранишь, значит, где-то глубоко внутри все еще есть желание… может быть, они понадобятся, и ты цепляешься за них. Я теперь совершенно свободен от всего этого образования, которое мне ничего не дало. Это не сертификаты, это раны - и я не хочу всегда носить с собой эти раны.

Через два года ректор попросил меня:

Хотя бы раз вы можете прийти, выступить перед всем университетом.

И я пришел. Он привел меня в свой кабинет, к окну, из которого раньше была видна моя машина. Он сказал:

Странное явление - только это дерево было зеленым. Теперь и оно умерло.

Жизнь таинственна, - сказал я. - Может быть, это дерево влюбилось в меня, потому что девять лет моя машина ждала под ним, и я очень подружился с этим деревом.

Дело было не только в парковке машины; я всегда благодарил это дерево. Изредка, когда шофер был со мной, сидя на заднем сиденье, он говорил:

Вы что, с ума сошли - благодарить дерево?

Я говорил:

Это дерево - такое любящее. Из всех деревьев в этом ряду оно самое красивое, - гулмарг , с красными цветами. Когда приходит весна, листья едва видны; цветов так много, что все дерево становится красным. Все деревья того же вида умерли, но оно оставалось в живых девять лет. Теперь кто-то другой паркует там машину, но, может быть, он никогда не сделал себе труда поблагодарить это дерево, никогда не проявил благодарности к этому дереву.

В то мгновение, когда вы свободны от прошлого и будущего, просто сядьте рядом с деревом, шепните что-то дереву, и вскоре вы узнаете, что оно отзывается. Конечно, его отклик не будет облечен в слова; может быть, оно осыпает вас цветами; может быть, оно танцует на ветру. И если вы сядете очень близко, так, чтобы спина касалась дерева, то начнете испытывать новое ощущение, которого никогда раньше не испытывали. Дерево вибрирует любовью к вам.

Все существование наполнено любовью, наполнено свободой - кроме несчастного человеческого существа.

И никто за это не ответствен, кроме вас. И вопрос не в том, чтобы постепенно отбросить все те вещи, которые делают вас несчастными. Многие люди приходят ко мне и говорят: «Мы тебя поняли; постепенно мы отбросим свои несчастья». Но рабство никогда не отбрасывается постепенно: либо вы поняли и свободны, либо не поняли, или, может быть, только притворяетесь, что поняли.

Свобода не приходит частями, как не приходит частями и рабство. Когда вы вносите в комнату свет, вы когда-нибудь видели?., уходит ли темнота частями, - одна небольшая часть, за ней другая, становясь в очередь, чтобы покинуть комнату?.. Входит ли частями свет - немного света здесь, немного там, а тут еще немного? Нет, как только вы вносите свет, тотчас же - темноты нет.

В самом понимании того, что такое свобода… вы свободны. Это не дело времени, постепенности.

Нет другого пути, кроме как отбросить все цепи вместе - все те цепи, которые вы начали создавать вокруг себя с самого детства. Может быть, во имя послушания, во имя любви к родителям; во имя доверия к священникам, во имя уважения к учителям - во имя хорошего… Никогда не пренебрегайте тем, чтобы удалить этикетку и посмотреть, что содержится внутри, и вы будете удивлены: рабство продается каждому ребенку под прекрасными названиями. Вам будет трудно его отбросить, пока вы не увидите, что были привязаны не к самому рабству, но к этикетке, которая была на него наклеена.

Я находился в постоянной борьбе со своим отцом. Он был любящим человеком, очень понимающим, но все же говорил: «Ты должен это делать». И моим ответом было: «Ты не можешь мне говорить "ты должен", ты можешь только предложить: "Если хочешь, можешь это сделать; если тебе это не нравится, ты свободен". Это должно быть в своей основе мое решение, не твое. Я послушен истине, послушен свободе. Я могу пожертвовать всем ради истины, ради свободы, ради любви, но не ради любого рода рабства. Твое «должен» пахнет рабством».

Вскоре он понял, что я не принадлежу ни к послушным, ни к непослушным. Я не говорю: «Я этого не буду делать», я просто говорю: «Возьми назад свое «должен». Дай мне пространство решить, хочу я сказать «да» или «нет», и не чувствуй себя оскорбленным, если я говорю "нет".

Это моя жизнь, жить ее должен я, и у меня есть все права жить ее по-своему. У тебя гораздо больше опыта; ты можешь предлагать, можешь советовать, но приказов я не собираюсь принимать ни от кого. Чего бы это ни стоило, каковы бы ни были последствия, приказов я не буду принимать ни от кого».

Мало-помалу он отбросил свое «должен». Он начал говорить: «Есть такая-то проблема. Если ты чувствуешь, что это правильно, то можешь мне помочь; если тебе не хочется помогать, это твое решение».

Я говорил: «Именно такой должна быть настоящая любовь».

Что вы называете свободой? - главным образом, политическую, экономическую, внешнюю свободу, которая не в ваших руках, которая была вам дана. Она может быть отнята. Только то, что выросло внутри, у вас нельзя отнять.

Жизнь человеческого существа мала. Будьте в ней решительны: вы должны быть свободны в душе, потому что это единственная свобода, которая возможна .

61. Полюби чистоту ума - увидишь, как через помыслы тебя борют бесы, и научишься давать им отпор.

62. Отбрось попечения , соедени ум с Богом и это отделит ум от помыслов.

63. Не допускай в сердце помыслов , обманывающих тебя - берегись лжепророков в овечьих одеждах.

64. Не привязывай ум к ложным помыслам - привяжи его к Богу.

65. Истина такова, что скрывается от всякого умения и прячется от всякого знания.

66. Старайся познать самого Бога, а не то, что принадлежит Богу.

67. Дурные помыслы сами растут, а для добрых помыслов нужен большой труд.

68. Какие люди постоянно пребывают в Богооставленности? Только гордые .

69. В этой жизни может быть все, даже то, чего быть не может.
Но никогда не произойдет то, чему происходить не следует.

70. Истинная Любовь никогда не может стать не-Любовью, ибо измениться не может.

71. Если жизнь длится меньше , чем успеваешь ее понять, стоит ли тебе отдавать ей все свои силы? Лучше пойми То, что помогло тебе понять хотя бы это.

72. Сколько бы тебе ни было сейчас лет, все они стали паром , пока ты читал эти слова. Посмотри на свои ладони - они также будут пусты, когда твое сердце перестанет биться.

73. Не стучись в дверь, которая нарисована на стене предыдущими поколениями, обманувшихся в своих пустых мечтах. Войди в Истинную Дверь - Христа.

74. Истинная Дверь Жизни - Христос - всегда открыта и ждет тебя. А ложная дверь этого мира не откроется никогда, ибо в нее войти невозможно.

75. Если во сне ты будешь просить всех людей, которых ты увидишь, чтобы они разбудили тебя, сможешь ли ты проснуться с их помощью? Не просыпаешься ли ты независимо от них?
Так и наше Спасение приходит к нам не от этого мира, но извне - от Бога, пребывающего за его пределами.

76. Человек принимает лекарство , а Бог исцеляет, ибо здоровье - от Бога.
Так человек совершает благие труды для своего Спасения, но само Спасение - в руках Божиих, ибо Оно - Его дар.

77. Несокрушимый покой Божий приобретается только ценой всей жизни.

78. У идущего по раскаленной пустыне и не имеющего запасов воды, жизнь держится на волоске - успеет ли он дойти до колодца.
У идущего духовным путем одна цель - успеет ли он добраться до спасительного источника - спасающей и охраняющей благодати Божией, прежде, чем смерть подстережет его.

79. Эта жизнь похожа на водопад , в котором легко погибнуть, но трудно подняться к его истокам.
Водопад времени обращает в прошлое каждое мгновение твоей жизни, но там, откуда время берет свое начало - времени не существует: именно там вечность ждет тебя.

80. Если привяжешься к мирским желаниям - узнаешь мир смерти , познай цену мирских желаний, пока они тебя не убили.

Истинная свобода

Свобода как объект вожделения


Изнемогая от скорости жизни и испытывая множество неудобств, связанных с осуществлением трудовой деятельности, у современного человека, ориентированного на удовольствие, рождается желание обрести независимость в финансово-материальном, транспортном, социальном и других аспектах. В этой независимости, представляющейся необязательностью работы и подчинения, грезится счастье и благоденствие, она манит и заставляет двигаться ещё быстрее.


Собирательный образ независимости, которая для каждого выражается в чём-то своём, был назван сладким словом «свобода». Необходимо оговориться, что речь в данной статье идёт не об общем смысле слова, но именно о человеческой свободе. Во все века единогласно и единодушно признавалось, что свобода необходима человеку, она есть одно из высших благ, на которое не посягает даже Бог. Но сейчас она стала некоей культовой ценностью общества: её восхваляют, в её честь возводят монументы, о ней поют песни.


Несмотря на это, свободу все понимают по-разному. Например, многие считают, что свободу дают деньги, другие считают, что её больше у бедного. Кто-то считает, что закон уменьшает степень свободы, иные – что подчинённый свободнее. Действительно, свобода необходима человеку для полноценного существования, но она должна быть осознаваема правильно, разумно и последовательно. Тогда и получение, и использование её будет полезным. В чём на самом деле заключается свобода? Что делает человека свободным?


Что мы думаем о свободе


В современном обществе существует несколько популярных определений свободы человека. Рассмотрим их подробно.


1. Самое простое определение: свобода – это независимость (отсутствие помех для действий)


Бывает ли у нас полная независимость? Только в некоторых аспектах. Например, человек бывает независимым от погоды, транспорта, сезона или курса валют, но одновременно зависим от клиентов, работодателей, государства и электричества. Стремясь доказать (в первую очередь себе) свою независимость, иной нарочно переходит дорогу на красный свет, но нередко оказывается под колёсами автомобиля. Может ли это быть свободой? Нет. Полное отсутствие зависимости возможно только в «лабораторных условиях» – теоретических моделях, для реалий же такое определение не подходит. К тому же, оно дано в отрицательных категориях (отсутствие чего-либо), и поэтому неудобопонимаемо.


2. Иное определение: свобода – это возможность действовать без боязни порицания


Другими словами, делать всё, что захочется. Очень модный принцип среди молодёжи, тем более, что он активно подогревается через рекламу и СМИ. Кто может усиливать у действующего лица неудобный ему голос совести? Наблюдатель, общество, государство, мораль. Главное условие определения – отсутствие страха порицания. Для достижения указанного существует три способа: изоляция, игнорирование и самовнушение.
В первом случае можно закрыться в каком-либо помещении или уйти в безлюдное место, творя там всё, что нельзя делать на людях. Ведь так здорово, что нет судьи, никто не остановит. Но в этом и проблема: не имея контролирующего, можно зайти так далеко, что горькие плоды такого поведения ещё долго будут отравлять жизнь.
Во втором случае можно надеть «защиту» от укора:
- чтобы не слышать нравоучений – надеть наушники;
- чтобы не видеть укоряющих взглядов – закрыть глаза, надеть тёмные очки или просто отвернуться;
- чтобы предупредить у окружающих желание укора – принять маргинальный вид или нахамить.


Третий способ – самовнушение. Человек старается убедить себя в том, что порицаемое действие является вполне приемлемым, что укор не обоснован или потерял актуальность. В нравственных спорах часто слышны выпады «что за пуританство!», «у нас не восемнадцатый век», «я не вижу в этом ничего плохого». Возводя психический барьер, человек сам себя лишает полноценного общения. Можем ли мы увидеть радость на его лице?


Данное определение более соответствует термину «вседозволенность, произвол». Хочется делать постыдные вещи и никому не отчитываться, не смотреть в глаза. В результате такая «свобода» превращается в беззаконность, бессовестность, беспринципность, изгнанничество и... одиночество. Довольно жалкое состояние.
Кроме того, потакая своим прихотям, человек взращивает в себе привычки, от которых он потом не может отказаться. Они пленяют его волю и заставляют служить себе, причиняя в конце концов страдание. К примеру, сознательно уже не хочется курить, но тело настойчиво требует, а при отказе – применяет «санкции».
На самом деле такое поведение – не свобода, а подверженность страстям и страх перед ответом за свои поступки, то есть двойная зависимость.


3. Более сложное определение, из классической философии: свобода – это возможность действовать в соответствии со своими целями, опираясь на познание объективной необходимости.


Другими словами, человек ставит цели, но они находятся в границах. Истинное желание порой не помещается в эти границы, так что деятельность осуществляется всё же в соответствии не со своими целями, а с объективной необходимостью. Такая вынужденная деятельность осуществляется нехотя, без воодушевления, и никак не может быть названа свободой.
Вот, мы говорим: действовать. Вообще, может ли человек, не способный к действию, быть свободным? Конечно, может. Например, инвалид двигаться не может, но никто его не ограничивает. Значит, привязка к действиям некорректна. Необходим другой критерий. Оставим тело и рассмотрим психику.


4. Самое распространённое определение: свобода – это возможность выбора.


Но выбор – это только выбор, это всегда рамки. Выбор предполагает обязательное принятие одной из представленных альтернатив, даже если все они неприемлемы. К примеру, человеку предлагают варианты: костёр, расстрел или повешение. Можем ли мы назвать свободным получившего такой выбор? Конечно, нет.
Понимая, что выбор ограничивает, некоторые люди стараются заполучить свободу путём разрушения рамок, в возвышении над правилами. В результате получается поведение по типу протеста, приводящее к отчуждению от тех, кто «остался» в границах. Как следствие, развивается социальная дезадаптация, психический дискомфорт и кризис мировоззрения. Завидного в таком состоянии мало, и на свободу это тоже никак не похоже.


Правильное определение


Как мы можем увидеть, указанные определения не могут полностью описать понятие, вместить реалии и, что главное, указать необходимые условия для получения свободы. Желая внести ясность и избавиться от недопонимания, размыслим следующим образом.


Свобода – это возможность, в некоторой степени эти слова являются синонимами (например, в механике возможность движения узла механизма в определённой плоскости именуется степенью свободы). Возможность – это категория, для неё необходима идея, вещь. Что есть у человека своего? Марк Аврелий писал: «Единственное, что находится во власти человека, – это его мысли». У автора статьи несколько иная точка зрения, ибо порой мысли ведут себя настолько развязно, что не поддаются никакому контролю. На самом деле во власти человека находится только его воля – колоссальный источник энергии, данный Богом. Хочет человек – его ничем не остановить, не хочет (или боится) – ничем не сдвинуть. Свобода начинается с инициативы, с произволения, и стремится к реализации во всей полноте замысла.


Человек действует на основании мотивов (от лат. «двигаю») – движущих информационных посылов, поступающих в сознание из трёх источников: собственного мышления, от других людей, из духовного мира. Обладая разумом, он рассматривает эти мотивы и принимает решение: использовать какой-либо из них для направления своей энергии, либо отклонить его. Таким образом, реализация воли происходит сознательно, для достижения поставленных целей, с учётом взвешенных аргументов.


Итак, свобода есть возможность осуществления сознательного произволения.


Подтверждая определение, попробуем проанализировать его, убирая условия:
- если проявление воли будет неосознанным (непонятым, спровоцированным), то мы не сможем назвать такое действие свободным, оно будет сделано наугад, с опаской, неуверенно, скованно.
- если человек будет осуществлять нечто против своей воли, вынужденно, то несвобода налицо.
- если идеи будут жить только в воображении, не получая реализации, то они останутся несбыточными мечтами.
- если будет отсутствовать сама возможность как таковая, то о свободе тоже не может быть и речи.


Однако мы всё равно не можем описать таким определением современное общество. Казалось бы, чем больше возможностей, тем человек должен быть свободнее и, следовательно, счастливее. Но известны люди, имеющие такую возможность в полной мере, но они не чувствуют себя свободными. С другой стороны, существуют закованные в кандалы узники, которые ощущают полную свободу. Что это? Самообман или исключение из правила?


Истинная свобода


Причина кроется в том, что выведенное определение относится к свободе внешней, видимой, формальной. Ввиду двойственности природы человека понятие свободы должно делиться на внешнюю и внутреннюю составляющие. Понятие внутренней свободы полнее, ибо затрагивает глубинные категории личности.
Как можно дать определение внутренней свободе? Для этого прибегнем к следующему примеру. Кого мы всегда называем свободными и непринуждёнными? Конечно же, детей. Посмотрим на них: чем они постоянно заняты? С одной стороны, изучают мир с любопытством, с другой – рисуют, лепят, строят... Одним словом, творят. Бог есть Творец доброго мира, и человек – единственный обитатель Земли, кто сотворён по образу Божию, – имеет образ такого творчества. То есть, внутренняя свобода – это возможность творчества добра. Дети не только изучают мир, в котором очутились, но и сразу же творят свой. Конечно, вследствие наследственной передачи греховности не всегда их мир изобилует добротой, но это скорее не их вина, а вина взрослых, общества.


Для полноты свободы важно не только иметь возможность, главное – желать этого. Неправильно думать, что человек во все времена и при любых формах государственности стремится только к независимости. Несмотря на социальное положение он стремится к благу и красоте (а совершенное Благо и совершенная Красота есть Сам Бог), и стремление это точно также проявляется произволением.


Стремление к благу есть неотъемлемое свойство человеческой личности. Бог при сотворении мира сказал: «сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» (Бытие 1:26). Однако «сотворил Бог человека по образу Своему» (Бытие 1:27). Где же подобие? Дело в том, что заложенный в человека образ Божий – это способности и свойства (рассудительность, доброта, любовь, творчество и др.), а подобие – это его дела (милосердие, воля, жертва, труд и др.). Человек призван своими действиями достичь подобия Бога, самому стать богом (обожиться), используя полученные возможности. А раз Бог есть Добро, то для того, чтобы стать богом, нужно стать добрым. Бог Добро не отнимает у человека возможность выбора зла, не желает и насильно сделать душу добродетельной, Он лишь призывает к этому: «будьте святы, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (Лев. 19:2).
Полное содействие образа и подобия приводит к обожению, полная разобщённость – к смерти, о которой Бог предупреждал человека в раю (Бытие 2:17). Когда человек выполняет действия, не свойственные образу, он начинает болеть, ибо образ как бы подпитывается подобием. Многие спрашивают: для чего нужно было сажать в Едеме древо познания добра и зла, ведь без него не было бы и грехопадения? Ответ мы находим в свободе. Бог знал, что введение искушения может повлечь за собой падение, но человек должен был укрепиться в добродетели именно добровольно, даже при наличии возможности греха.


Самостоятельное непринуждённое доброделание является проявлением сыновней любви к Богу, а Бог желает именно любви, ведь Он создавал человека не как домашнее животное, но как сына и друга. По отношению к земному другу или отцу мы проявляем высокие чувства: верность, преданность, честность, откровенность, послушание, внимание, любовь. Тем более подобает делать всё это по отношению к Отцу Небесному – к Добру и Любви, произвольно, осознанно, не взирая ни на что. Поэтому истинная, внутренняя, духовная свобода – это непоколебимость в добродетели.


Независимо от социального статуса и среды обитания, степени подчинённости и ограничения выбора, идеологической «обработки» и психического давления, духовно свободный человек сохраняет благодушие и стремление к доброделанию.
Например, Иосиф, которого братья продали в египетское рабство (Бытие 39:28), не сломался ни от уз, ни от притязаний госпожи, ни от темницы, но всегда оставался добрым, честным и правдивым, то есть внутренне свободным. А его братья, формально пребывая на свободе, с самого начала попали в плен греха и сделались раболепнее всяких рабов.
Сотни людей отбывали срок в советских лагерях для того, чтобы, дождавшись формальной свободы, со-направить её с духовной свободой – нести Слово Божие жаждущим. И в течение всего времени пребывания в ссылке сохраняли образ Божий, подбадривая окружающих и помогая им сносить тяготы заключения.


Освобождение


Как же получить такую сияющую свободу? Для начала движения к свободе необходимо осознать нахождение в несвободе – в рабстве. «Всякий, делающий грех, есть раб греха» – говорит Господь (Ин. 8:34). И действительно, производя не свойственные образу Божию поступки, человек болеет, испытывает скорбь.
Слово страсть имеет общий корень (а значит, и смысл) со словами страх и страдание. Страсть – это непреодолимое желание получить нечто, страх – боязнь потерять это, страдание – боль, мучение и печаль от невозможности удовлетворения страсти. Адские муки как раз и заключаются в страдании, потому что после потери материального тела душа уже не может получить желаемое наслаждение (ведь оно было плотским), а упразднение времени и вечность души создают условия для непрекращающегося мучения.


Примечательно ещё и то, что слово страсть переводится с греческого языка также словом болезнь. Нахождение в этой болезни и требует исцеления, спасения – освобождения. Для разрешения от уз нужно обратиться к Источнику Добра – Богу, ведь Он Сам утверждает:
- «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32)
- «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6)
- «если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:36)
- «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2Кор. 3:17)


Если прийти к Богу с верой, то Он сможет освободить нас. Почему же тогда христиане называют себя рабами Божьими, где же здесь свобода? Дело в том, что для современника слово раб уже приобрело негативную окраску, однако оно означает лишь полное подчинение, которое не всегда является негативом. «Кто кому служит, тот тому и раб» – заявляет Апостол Пётр (ср. 2Пет. 2:19). В этом смысле можно быть рабом Бога, а можно – рабом греха, и в последнем случае рабство как раз и принимает страдательный смысл.
В один момент времени вектор нашего внимания, вектор нашей воли может быть направлен только в одну сторону. Приходя под иго Христа, которое благо и легко (см. Мф. 11:29-30) мы одновременно уходим от бремени греха: «Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности» (Рим. 6:18). Кстати сказать, именно по вектору развития души Бог предвидит будущее состояние человека и заранее принимает меры ко его спасению.


Рабство Богу (в широком смысле) – это добровольное подчинение Божественной воле, добровольное служение трёх степеней: раб (в узком смысле), наёмник и сын. Раб трудится из страха наказания за непослушание, наёмник – для получения заработанных благ, сын же стоит выше их, он творит добро ради любви, потому что повиноваться отцу – значит быть с ним в согласии и союзе, следовательно, иметь всё то, что имеет отец. Любовь может быть только там, где свобода. «Насильно мил не будешь» – подтверждает народная пословица. Апостол Павел говорит: «Раб, призванный в Господе, есть свободный Господа» (1Kор. 7:22), таким образом, жизнь с Богом по любви – это по сути уже не рабство, но свобода и покой.


Для того, чтобы исполнять волю Отца, нужно сначала её узнать. В этом нам помогает Сам Господь через Откровение, поэтому нам остаётся только изучить Писание и исполнить его. «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15) – говорит Христос своим ученикам. Так, называя себя рабами Божьими, мы постепенно возрастаем духовно, стараясь стать друзьями и сынами.


С самых древних времён, с самого первого вопроса «Адам, где ты?» (Быт. 3:9) Бог ищет человека, зовёт нас, желая освободить от греха, в который мы по неразумию впали. Употребим же хоть малое усилие, чтобы ухватиться за спасательный круг! Наследуем же уготованное нам от сложения мира Царство Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, ибо Он Благ и Человеколюбец!