Open
Close

Интересные факты о самой высокой колокольне россии. Место: Тула, Россия

Религиозные сооружения всегда отличались внушительными размерами. Православные храмы и колокольни - не исключение. Некоторые из них взметаются ввысь на 100 метров и больше. Высота Исаакиевского собора и может составить конкуренцию самым высоким православным храмам.

Один из великих

Так по праву можно назвать Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Ведь он - один из значительных и красивейших купольных сооружений мира. По размерам этот храм превосходят только соборы Святого Петра (Рим), Святого Павла (Лондон) и Святой Марии (Флоренция). В России выше Исаакиевского собора считается только заново отстроенный храм Христа Спасителя в Москве, его высота вместе с крестом составляет 103 метра.

Высота Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге достигает 101,5 метра. Он занимает площадь в 4000 кв. м. Подсчитан и общий вес храма - около 300 000 тонн. Одномоментно он может вместить в себя около 12 000 человек. Окружают собор 112 монолитных колонн. Высота колонн Исаакиевского собора, вернее, некоторых из них, достигает 17 метров.

Это пятикупольный храм, диаметр главного купола которого составляет около 25 метров. Еще четыре маленьких купола установлены над четырьмя звонницами, расположенными по углам основного объема здания.

История создания

Ныне существующий Исаакиевский собор - четвертый, построенный на этом месте.

Первой в 1707 году была возведена Исаакиевская церковь, простая, деревянная, но с высоким шпилем. Церковь была возведена по приказу Петра Первого, и в день его рождения состоялась закладка храма. А поскольку 30 мая - это еще и день почитания преподобного Исаакия Долматского, церковь получила его имя. По решению Петра через два года были проведены реставрационные улучшения храма. В этой же церкви в 1712 году царь венчался с Екатериной.

Однако в 1717 году началось строительство каменной Исаакиевской церкви. Деревянная к этому времени обветшала. Новая каменная церковь не отличалась особой красотой. Очень походила на Строительство ее было завершено в 1727 году. Однако близкое соседство с Невой (оседание грунта) и пожар, вызванный ударом молнии в 1735 году, со временем привели строение в негодное состояние. И хотя его пытались реставрировать, хороших результатов добиться не удалось. Было принято решение разобрать церковь и построить новую, более значимую, т. е. не церковь, а собор. Но тогда еще нельзя было предположить, какая высота Исаакиевского собора станет окончательной.

Третий собор при Екатерине Второй

Строительство нового собора началось по приказу Екатерины Второй в 1768 году. Архитектором проекта стал А. Ринальди. Пять куполов и высокую колокольню должен был иметь собор по замыслу архитектора. Однако до конца воплотить свои замыслы ему не удалось. Когда умерла Екатерина Вторая, строительство было доведено только до карниза здания. Работы были в это время приостановлены, А. Ринальди уехал на родину.

Новый царь Павел вскоре велел продолжить строительство собора и поручил это сделать архитектору В. Бренна, который значительно исказил первоначальный проект, особенно в отношении куполов и шпиля. Купол остался один, да и тот уменьшился в размерах. В результате высота Исаакиевского собора в Петербурге, который был освящен в 1802 году, была значительно ниже запроектированной А. Ринальди. Храм получился совсем неказистым.

История строительства современного Исаакиевского собора

Совсем не соответствовал собор статусу столицы. Поэтому не прошло и семи лет, как был объявлен конкурс на строительство нового. Александр Первый поставил условием сохранение трех алтарей, существовавших ранее. Один за одним отвергал царь предлагаемые проекты. В конце концов разработать проект поручили молодому французу. В начале 1818 года проект был утвержден царем.

Для руководства строительством была создана специальная комиссия, а в 1819 году заложили первый камень.

Однако вскоре с критикой проекта выступил известный архитектор А. Модюи. Основные его замечания сводились к непрочности фундамента и неправильности проектирования главного купола. Пришлось проект переделывать и дорабатывать, зато были учтены все замечания. Только в 1825 году проект был окончательно утвержден, а строительство собора продолжилось. Завершилось оно через 40 лет.

Кстати, высота Исаакиевского собора и колокольни Ивана Великого в Москве по тем временам считалась самой значительной.

Смотровая площадка собора

Если до 1917 года Исаакиевский собор считался главным собором Петербурга, то после нее он превратился в музей. В годы Великой Отечественной здание храма особо не пострадало, хотя и было посечено осколками снарядов.

В настоящее время собор по-прежнему является музеем, однако по праздникам с разрешения дирекции там проводятся богослужения. Первое состоялось в 1990 году.

На колоннаде собора сооружена смотровая площадка, с которой открывается прелестный вид на город. Увидеть можно практически все основные Зимний дворец, Адмиралтейство, Васильевский остров с Академией художеств, и другие.

Высота составляет 43 метра. Выше - только колокольня смотровая площадка которой сооружена на высоте 50 метров.

Примечательно то, что в петербургские белые ночи площадка Исаакия работает круглосуточно.

Из Петербурга в Москву

Высота Исаакиевского собора и колокольни Ивана Великого интересует многих любителей истории и памятников архитектуры России. О петербургском соборе пока все сказано. Настало время отправиться в Москву, в самый ее центр.

Колокольня Ивана Великого расположена на Соборной площади Кремля. Полное ее название - церковь-колокольня Иоанна Лествичника. В 2008 году ей исполнилось 500 лет.

Высота колокольни Ивана Великого достигает 81 метра (без креста).

В колокольне расположены музеи, к примеру, истории Московского Кремля. Имеется здесь и смотровая площадка.

История колокольни Ивана Великого

Некоторые источники свидетельствуют, что на этом месте в 1329 году была возведена церковь христианского богослова Иоанна Лествичника, специально предназначенная «под колокола». Однако позже она была разрушена.

В 1505-1508 годах архитектор Бон Фрязин построил здесь же из белого камня и кирпича трехъярусный столп, высота которого была около 60 метров. В нижнем ярусе находилась непосредственно церковь, в верхних - колокола. Сооружение было возведено в память об Иване Третьем.

Позже церковь несколько раз перестраивалась. Так, при Борисове Годунове была увеличена высота основного столпа. В результате высота колокольни Ивана Великого стала ровняться 81 метру. А чуть раньше к ней была пристроена звонница, предназначенная для больших колоколов, еще с одним храмом.

В годы нашествия Наполеона колокольня пострадала, частично была разрушена. В последующие годы проводились реставрационные работы.

Колокола современности

В настоящее время на колокольне Ивана Великого сохранился 21 колокол. Три из них, самые большие, установлены на Филаретовой пристройке и звоннице - Успенский (более 65 тонн), Реут (Ревун, почти 33 тонны) и Семисотный (13 тонн).

Непосредственно на колокольне располагаются 18 колоколов, конечно, меньших размеров. На нижнем ярусе установлены шесть из них. Кстати, названия у них очень своеобразные: «Медведь», «Лебедь», «Широкий», «Новогородский», «Слободский « и «Ростовский». Вес их тоже внушительный - от 3 до 7 тонн.

На втором ярусе размещается 9 колоколов, размер которых еще меньше. Наконец, на самом последнем, третьем ярусе установлены еще три колокола.

Первоначально все колокола висели на балках из дерева, значительно позже они были перемещены на металлические.

Все колокола колокольни Ивана Великого действующие. Они звонят по праздникам.

В заключение можно добавить, что, конечно, высота Исаакиевского собора и колокольни Ивана Великого впечатляет. Однако еще в большее восхищение приводит весь их облик, ведь они по праву являются шедеврами мировой архитектуры.

Возвышается колокольня Святого Иоанна Лествичника, известная также как колокольня Ивана Великого. Кремль и все его постройки соединяются в единое целое в самом центре столицы. В 2008 году этому памятнику архитектуры исполнилось 500 лет.

Церковь святого Иоанна Лествичника

Колокольня Ивана Великого Московского Кремля насчитывает несколько веков истории, и начинается ее отсчет с 1329 года. Именно в этом году была заложена церковь святого Иоанна Лествичника при правлении Ивана Калиты. Храм создавался как колокольня, поэтому помещения позволяли гармонично звучать нескольким колоколам, размещенным на верхних ярусах церкви. Раскопки, которые были проведены в XIX-XX веках, указывали на то, что архитектура строения напоминает храмы древних армян. Снаружи церковь имела восемь граней, а внутренний разрез храма имел крестообразную форму. По восточной стороне располагалась апсида в форме полукруга, а на втором этаже размещались арки колоколов. Храм просуществовал до начала XVI века.

Боновская колокольня

В 1505 году при правлении Великого князя Василия III старый храм разобрали. На прежнем месте был заложен новый храм по проекту мастера из Италии по прозвищу Бон Фрязин. Храм был построен в память царя Ивана III. Строительство велось в течение трех лет. В 1508 году двухъярусная колокольня была готова. Традиции зодчества, характерные для Италии того времени, значительно повлияли на архитектуру храма. Именно поэтому постройка имела несколько колоколен, которые располагались отдельно друг от друга. Церковь также получила и другое название - «Боновская колокольня». Внушительная колонна соединила разнокалиберные храмы Кремля в единый ансамбль. Это была вторая каменная церковь в Москве. Трон Святого Иоанна Лествичника был спущен на первый этаж строения.

В 1532 году на северной стороне колокольни построили звонницу с храмом по проекту еще одного зодчего из Италии - Петрока Малого. Она предназначалась для солидного колокола весом в 1000 пудов, получившего название «Благовестник». Окончание строительства звонницы в 1543 году осуществляли местные умельцы. Непосредственно храм размещался на третьем этаже, к которому вела специальная лестница. На звоннице величественно располагался барабан с куполом.

Успенская колокольня

В урожай по всей территории страны был мизерным, жители голодали. Борис Годунов, чтобы спасти своих подданных, решил осуществить крупную перестройку Боновской колокольни, которую выполняли прибывшие со всех окраин люди. Он планировал достроить к ней один ярус и опять создать церковь Святого Иоанна Великого на нижнем этаже. Поэтому все сооружение стало носить другое название - колокольня Ивана Великого. Пристроенный этаж был цилиндрической формы, и высота колокольни увеличилась до 82 метров. Она стала самым масштабным строением той эпохи. Чтобы добраться до верхнего уровня, потребовалось бы пройти через 329 ступеней. Под была высечена надпись золотыми буквами, в которой указывалась дата его возведения и имена царей, правивших в то время (Борис Годунов и его сын). На площади около колокольни, носившей название Ивановской, зачитывались все указы царя. С тех пор появилось выражение «кричать во всю Ивановскую».

Во второй половине XVII века звонница была полностью перестроена. Во время правления Михаила Романова и патриаршества его отца Филарета, в 1624 году, на северной стороне была возведена Филаретова постройка по проекту Бажена Огурцова. Строение имело белокаменные пирамиды и шатер, покрытый черепицей. Колокольня Ивана Великого Московского Кремля получила новое название - Успенская колокольня.

Колокольня во время Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война 1812 года губительно сказалась на памятнике архитектуры. Солдаты французской армии сняли позолоченный крест с колокольни и пытались взорвать ее. Но пострадали только Филаретова пристройка и звонница, расположенные с севера. Когда закончилась война, мастер Д. Жилярди полностью восстановил взорванные элементы колокольни, поменяв некоторые пропорции и общий стиль постройки. И в 1895-1897 годах колокольня Ивана Великого в Москве была реставрирована С. Родионовым.

Особенности строения

В высоту колокольня Ивана Великого возвышается на 82 метра. С самой верхней точки строения можно рассмотреть окрестности столицы на 30 верст вокруг. Несмотря на достаточно простую архитектуру колокольни, постройка отличается величественностью и красотой. Пропорции всех ее элементов подобраны таким образом, что создается очень гармоничный Благодаря опытным мастерам, приложившим свою руку к ее созданию, колокольня Ивана Великого является ярким историческим памятником Москвы.

Колокола на колокольне

В общей сложности в постройке располагается 34 колокола, причем на Филаретовой пристройке и звоннице осталось только 3 из них. В давние времена колокола вешались на балки из дерева, но в XIX-XX веках они были заменены железными. Все колокола были изготовлены мастерами литейных дел различных эпох.

Самый старый из них - «Медведь», весивший более 7 тонн, был отлит в 1501 году. Самым тяжелым и заметным колоколом является «Успенский» («Царь-колокол») с весом 65 тонн, который был отлит в 1819 году мастерами Завьяловым и Русиновым из старого материала. Вторым по значимости колоколом является «Ревун» весом в 32 тонны, созданный А. Чеховым в 1622 году. Именно с ним связан один трагический эпизод, когда в 1855 году крепления колокола не выдержали и, пролетев 5 этажей, он упал на землю, лишив жизни не одного человека. Третьим по значимости колоколом является «Воскресный» («Семисотенный») весом в 13 тонн. Он был создан в 1704 году И. Моториным и располагался на Филаретовой пристройке.

Колокольня содержит всего 18 колоколов. На нижнем этаже находятся 6 из них, среди которых и древнейший, на среднем - 9. Верхний ярус содержит 3 колокола, история которых неизвестна.

Музеи колокольни

На первом уровне Успенской звонницы располагается музейный зал, где представлены предметы искусства.

В колокольне размещен музей истории Кремля в Москве, где выставлены макеты старинных белокаменных построек XIV века, представлена панорама Москвы и другие оригинальные предметы. Стены колокольни украшены проекциями различных памятников. Смотровая площадка открывает прекрасный вид на Кремль и прилегающую к нему территорию. Для гостей имеется специальный аудиогид, который помогает туристам из разных стран узнать исторические факты такого памятника архитектуры, как колокольня Ивана Великого, описание и интересные подробности.

Памятник архитектуры в наши дни

Сегодня колокольня Ивана Великого - это действующий музей, который принимает тысячи туристов из разных уголков планеты каждый день. В музее экспонируются старинные предметы искусства. Благодаря использованию современных технологий есть возможность воссоздать внешний вид не сохранившихся до наших времен памятников архитектуры.

На протяжении всего существования Советского Союза колокольня была закрыта для посетителей. Вновь в храме колокола зазвонили в 1992 году, в день Светлой Пасхи. И с того времени все церковные службы в кремлевских соборах проводятся под колокольный звон.

Колокольня Ивана Великого в Кремле - это ценнейший памятник архитектуры, который имеет богатую и интересную историю. Каждый, кто приехал в Москву, может насладиться видом этого уникального сооружения.

Колокольня "Иван Великий" (также известная как Колокольня Ивана Великого) — церковь-колокольня, расположенная на Соборной площади Московского Кремля. В основании колокольни располагается церковь прп. Иоанна Лествичника.

В 1329 году на этом месте была построена церковь Св. Иоанна Лествичника типа "иже под колоколы". Согласно материалам раскопок рубежа XIX—XX веков, опубликованным В. В. Кавельмахером, здание храма повторяло аналогичные более ранние армянские храмы "под колоколы": оно было восьмигранным снаружи и крестообразным внутри, восточный рукав креста завершался полукруглой апсидой, не выступавшей за контур "восьмерика", во втором ярусе были прорезаны арки для колоколов — как в сохранившихся церквах "под колоколы" Спас-Каменского и Болдина Дорогобужского монастырей

В 1505 году старая церковь была разобрана, и к востоку от неё приглашённым итальянским мастером Боном Фрязиным была сооружена новая церковь в память об умершем в тот год Иване III. Строительство было закончено в 1508 году:

" Того же лета (1508 год) свершиша церковь святаго Архангела Михаила на площади и Иоанн святый иже под колоколы и Иоанн святый Предтеча у Боровитских ворот, а мастер церквам Алевиз Новый, а колоколници Бон Фрязин".

В 1600 году при царе Борисе Годунове, предположительно — «государевым мастером» Фёдором Савельевичем Конём, к двум ярусам колокольни "Иван Великий" был достроен ещё один, после чего колокольня приобрела современный вид. Завершение строительства отмечает надпись золотыми буквами под куполом колокольни:

"Изволением святыя Троицы повелением великого государя царя и великого князя Бориса Федоровича (всея Руси самодержца и сына его благоверного великого государя царевича князя) Федора Борисовича всея Руси сий храм совершен и позлащен во второе лето государства их".

В 1532—1543 годах зодчий Петрок Малый пристроил с северной стороны церкви прямоугольную Успенскую звонницу с храмом Вознесения Господня

В 1635-36 годах с северной стороны к Успенской звоннице была пристроена Филаретова и Семисотенная пристройки (мастер — Бажен Огурцов).

Вид колокольни и звонницы (1805) до взрыва французами

В 1812 году, когда Москва была захвачена французами, колокольня пострадала от мародёров. Здесь находился штаб генерала Лористона и телеграф. Наполеон приказал снять с колокольни позолоченный крест, но французы не смогли снять крест, и он рухнул на землю. Во время этой операции французским саперам, забравшимся на колокольню, мешала огромная стая ворон, летавших вокруг креста. Сейчас на позолоченной главе Ивана Великого находится восьмиконечный крест, сделанный из железа, покрытый медными позолоченными листами. На верхней перекладине вырезаны слова "Царь Славы".

С крестом колокольни Ивана Великого связана доныне бытующая кладоискательская легенда, основанная на ошибках в мемуарах участников французского вторжения в Россию, повествующая о вывозе святыни из Москвы и последующем затоплении в одном из озёр по пути отступления. Обломки креста были обнаружены 5 марта 1813 года синодальным ризничим иеромонахом Зосимой под талым снегом около Успенского собора, о чём и доложил обер-прокурору правительствующего Синода князю А. Н. Голицыну 10 марта 1813 года московский архиепископ Августин (Виноградский). Опровержение сообщений о вывозе креста из столицы за подписью "Кремлевский житель", исходившее от "почтенной духовной особы", было опубликовано в № 1 "Вестника Европы" за 1813 год.

Разбор завалов после подрыва Филаретовской звонницы. Рисунок 1812 года

Французы взорвали северные пристройки у Ивана Великого, которые впоследствии (1819—1819) были восстановлены архитектором Д. Жилярди, но с изменением пропорций и с элементами архитектурного стиля начала XIX в. В 1895—1897 годах архитектором С. К. Родионовым была проведена реставрация колокольни.

Ивановская площадь

Это самая большая из кремлёвских площадей. До 1917 года на площади стояли здания Успенской звонницы, колокольни Ивана Великого, Чу́дова монастыря, а также Малый Николаевский дворец. В XVI—XVII веках здесь располагались государственные приказы, судейские службы, канцелярии различных ведомств. Площадь была одним из самых бойких и многолюдных мест Москвы, сюда стекались челобитчики со всей Руси. Ивановская площадь была первым адресом московской почты: здесь размещался Ямской приказ, где принимались частные письма для пересылки.

В начале тридцатых годов XX века Ивановская площадь увеличилась в результате сноса Малого Николаевского дворца, Вознесенского и Чудова монастырей, на месте которых был построено задние Военной школы имени ВЦИК (ныне 14-й корпус Кремля). В настоящее время на Ивановскую площадь выходит угол Сената и фасад 14-ого корпуса Кремля. Ивановская площадь - это, прежде всего, уникальный архитектурный ансамбль, неотъемлемой часть которого помимо Успенской Звонницы, Колокольни Ивана Великого, Сената и 14-ого корпуса Кремля, еще является и Большой кремлевский сквер, расположенный в верхней части Тайницкого сада Московского Кремля.

История выражения "кричать во всю ивановскую"

На этой площади обыкновенно глашатаи объявляли царские указы, распоряжения и прочие царские повеления, когда это требовалось сделать публично. Специальные дьяки со специального возвышения на Ивановской площади в определенное время и доводили монаршью волю до москвичей и всего народа Московии. Усилителей тогда не было и орать приходилось во весь голос, или "во всю ивановскую", чтобы услышало как можно больше людей.

Колокола "Ивана Великого"

На протяжении 74 лет колокола Ивана Великого молчали. И лишь в 1992 году, москвичи вновь услышали звучные голоса кремлевских колоколов. В настоящее время на трех ярусах столпа Ивана Великого размещены 18 колоколов.

Колокола первого яруса Ивана Великого - 6

Первый ярус Ивановского столпа расположен на высоте около 17 метров. Восемь проемов-арок, прорезающие восьмерик, имеют высоту пять метров. В галерее, опоясывающей грани столпа, на балках расположены шесть колоколов:

Колокола "Медведь" и "Лебедь" отлиты в 1775 году, литейщиком Семеном Можжухиным. Они похожи друг на друга и имеют вес около 450 пудов.

Колокол "Новгородский" перелит в 1730 году мастером Иваном Моториным из благовестника 1555 года, принадлежавшего новгородскому Софийскому собору. Вес "Новгородского" колокола 430 пудов.

Колокол "Широкий" был отлит в 1679 году мастерами-братьями Василием и Яковом Леонтьевыми. Его вес - 300 пудов.

Колокол "Слободской" отлит в 1641 году. Вес колокола 309 пудов 20 фунтов.

Колокол "Ростовский" отлит в 1687 году известным мастером Филиппом Андреевым для Белогостицкого монастыря близ Ростова Великого. Вес "Ростовского" колокола 200 пудов.

Два проема - северный и северо-восточный - оставлены пустыми, пролеты открыты только с внешней стороны, поэтому площадка звона не просматривается насквозь. В северном, пустом, пролете находятся звонарские приспособления, устроенные специалистами Общества церковных звонарей в 1992 году.

Колокола второго яруса Ивана Великого - 9

На втором ярусе колокольни Иван Великий сейчас находятся двенадцать колоколов XVI-XVIII веков весом от 40 до 200 пудов и два колокола современной работы.

Колокол "Корсунский" привезен на Русь из Корсуни (Херсонеса),в 1559 году колокол перелил московский литейщик Нестор Иванов сын Псковитинов. Вес колокола по Описи 1749 года - 40 пудов.

Колокол "Безымянный" отлит Нестером Псковитиновым. Вес - семь с половиной пудов (123 килограмма).

Колокол "Немчин" отлит в 1550 году, привезен в Москву после Дерптского похода в период Ливонской войны 1558 - 1583 годов в качестве военного трофея. Вес около 150 пудов.

Колокол "Новый Успенский" отлит в 1679 году мастером Федором Моториным. Его вес по Описи 1685 года - 200 пудов

Колокол "Даниловский" изготовлен также Федором Моториным в 1678 году. Вес колокола около 200 пудов.

Колокол "Ляпуновский" изначально отлит в 1697 году Андреем Григорьевичем Ляпуновым для церкови Святой Троицы села Троицкого Коломенской волости. Вес - 10 пудов 10 фунтов"

Колокол "Марьинский" 1668 года. Вес - 79 пудов.

Колокол "Глухой" отлит известным русским литейщиком Андреем Чоховым и его учеником Игнатием Максимовым в 1621 году. Вес колокола по Описи 1695 года - около 100 пудов.

Колокол 1687 года отлит московским мастером Филиппом Андреевым. Вес колокола около 65 пудов,

Колокол "Архангельский" XVII века, весом восемь пудов.

Колокола третьего яруса Ивана Великого - 3

Колокол "Родионовский" отлит в 1647 году, имя мастера неизвестно, находится в южной арке третьего яруса. Вес колокола, судя по надписи на нем, составляет 35 пудов.

Второй колокол находится в северной арке третьего яруса. В надписи на нем указано: "Лета 7195 (1687) году марта в 25 день лил сей колокол мастер Филипп Андреев, весу в нем 41 пуд".

Самый маленький колокол третьего яруса находится в северо-восточной арке. Он был отлит в 1621 году мастером Андреем Чоховым со своим учеником Игнатием Максимовым. По результатам современных исследований вес колокола составляет 480 килограмм, т.е. больше 29 пудов.

Колокола Успенской звонницы - 3

"Большой Успенский", отлитый в 1760 году (58 т) мастером Слизовым по приказу императрицы Екатерины Петровны, разбился при взрыве, устроенном французами, при отступлении из Москвы.

Новый "Большой Успенский" был отлит в 1817 году на заводе Михаила Богданова из трофейных французских пушек времен войны 1812 года. Лили колокол мастера Яков Завьялов и пушечный мастер Русинов. Вес колокола 2000 пудов

"Реут"(Ревун) - колокол отлит мастером Андреем Чоховым в 1622 году.его высота с ушами - 2м 90 см, диаметр - 2м 85 см. В наши дни он находится под сводами южного проема Успенской звонницы и с земли почти не виден. Его вес по разным оценкам составляет от 1200 до 2040 пудов.

"Вседневный" (Семисотный) - отлитый в XVIII веке И. Моториным, весит 13 т 71 кг.

Царь-колокол

Царь-колокол. Фото XIX иека

Отлит мастерами Иваном Моториным и его сыном Михаилом Моториным 25 ноября 1735 года. Формовка колокола производилась на Ивановской площади. Для этого была вырыта яма 10 м глубиной.

20 мая 1737 года во время Троицкого пожара народ стал заливать водой раскалённый металл, в результате 11 трещин и от него откололся значительный кусок весом около 700 пудов (11,5 тонн). Поэтому колокол был оставлен в литейной яме, где и находился около 100 лет.

Однако, современные исследования подвергают сомнению тот факт, что колокол, изготовленный из пластичной колокольной бронзы, мог расколоться во время пожара и предполагают, что трещины возникли из-за допущенных нарушений в технологии (остывающий после отливки колокол мог быть оставлен на стержне и треснул из-за обжимания), а пожар мог стать удобным оправданием.

Колокол В 1792 году и в 1819 году делались неудачные попытки поднять колокол.

17 августа 1836 года Царь-колокол был поднят из литейной ямы (два предыдущих подъема в 1792 г. и в 1819 г. были неудачными)

Высота колокола с ушками составляет 6,24 м, диаметр — 6,6 м, масса около 200 тонн.

Колокольня Ивана Великого Московского Кремля является центром архитектурного ансамбля Соборной площади. Звонница образует единую композицию вместе с Филаретовской пристройкой и церковью. До начала 20 в. башня являлась самым высоким зданием в столице. Сооружение выполняло ряд важных функций. Его использовали как дозорную вышку и пожарную каланчу. В настоящее время колокольня является туристическим объектом.

Фундамент колокольни заложен на месте существовавшего в 14-15 вв. храма Иоанна Лествичника. Древняя церковь возводилась специально под колокола. По внешнему виду, она напоминала старинные армянские соборы. Внутреннее пространство было разделено на части крестообразно. Снаружи здание имело форму 8-гранника.

Алтарная часть располагалась в полукруглой апсиде, ориентированной на восток. Для колоколов было отведено место на 2 ярусе церкви. Примыкавшую к собору площадь окрестили Ивановской. На ней провозглашали указы царя и читали другие важные государственные документы. Глашатаям приходилось громко кричать, «во всю ивановскую». В начале 16 века церковь Иоанна Лествичника было решено разобрать, а на ее месте построить колокольню, в память об умершем московском князе Иване III «Великом».

История строительства Колокольни

Для руководства постройкой, невиданного на Руси по высоте сооружения, были приглашены иностранные зодчие. Проект возглавил выходец с Аппенинского полуострова, архитектор Бон Фрязин. Работы продолжались 3 года (1505-1508 гг.). Чтобы обеспечить надежное крепление башни, Фрязин распорядился вбить в ее основание дубовые сваи. Древесина дуба под воздействием грунтовых вод приобретает колоссальную прочность и надежно удерживает все строение. При этом глубина фундамента составляет не более 4,3-4,5 метров.

Кроме того, архитектор умело использовал и другие способы стабилизации сооружения:

  • металлические скрепы внутри стен из кирпича;
  • добавление яиц в связывающий раствор;
  • толстые стены нижнего яруса (до 5 м).

Изначально план предусматривал создание 2-ярусного здания. Однако в 1532 г. архитектурный ансамбль решили расширить, за счет Воскресенской церкви и колокольни. Ведение строительных работ было поручено итальянцу Петру Франческо Анибале, известному на Руси под прозванием Петрок Малой Фрязин. Он дополнил башню третьим ярусом, на котором установили гигантский колокол весом ок. 1,5 т. У великана было собственное имя «Благовестник». Для подъема внутри стен проделали лестницу.

Полная высота башни составила 81 м. Она приобрела стратегическое значение, поскольку с верхней площадки далеко просматривались окрестности столицы (на расстояние 30-40 км). Чтобы обзор не закрывался, по повелению Бориса Годунова, было запрещено возводить в Москве здания превышающие колокольню Ивана Великого. Верхнюю декоративную надстройку опоясали золоченые буквы. Надпись гласит о том, что работы по благоустройству храма велись согласно приказу Бориса Годунова и его сына Федора.

Первый царь из династии Романовых — Михаил Федорович, распорядился переделать Воскресенскую церковь в Успенскую звонницу. К храму также пристроили флигель, который стали называть по имени патриарха Филарета.

В завершенном варианте архитектурный ансамбль объединяет 3 части:

  • 8-гранную башнеобразную колокольню
  • церковь со звонницей в псковско-новгородском стиле
  • флигель с шатровым навершием

Несмотря на свою высоту, колокольня визуально кажется легкой и стройной. Подобный эффект достигается за счет постепенного сужения ярусов. Верхняя часть завершается округлым барабаном, над которым возвышается луковичный позолоченный купол. В качестве декоративных архитектурных элементов выступают каменные кокошники с псевдооконными проемами.

При постройке здания использовались разные строительные материалы:

  • белый обтесанный камень – фундамент и цоколь
  • красный кирпич — основная часть сооружения

Судьба храма Ивана Великого во время войны с Наполеоном

После взятия российской столицы наполеоновскими войсками, в колокольне разместилась штаб-квартира генерала Лористона. При отступлении, французы заминировали и взорвали Кремль. Полностью разрушенными оказались Филаретовская пристройка и Успенская звонница. Колокольня осталась стоять на месте, но по верхнему ярусу прошла огромная трещина.

Позолоченный крест на вершине купола Ивана Великого, москвичи считали символом царской власти. Потому Бонапарт приказал снять его. Когда французские солдаты выяснили, что в основе изделия медный сплав, а не драгоценные металлы, то бросили остатки у стен Успенского собора. На месте свергнутого креста был воздвигнут новый, выполненный из железа и покрытый позолоченными медными пластинами. Его верхнюю перекладину украсила надпись «Царь Славы».

Послевоенные восстановительные работы возглавил швейцарский архитектор Доменико Жилярди. Он руководствовался проектом, составленным зодчим Луиджи Руски. При ремонте использовали белый облицовочный камень, на вершине звонниц видоизменили декор. Главным новшеством стала перестановка купола Успенской звонницы в западную часть крыши.

Колокольня во время Великой Отечественной войны

Сразу после начала военных действий летом 1941 года в здании был организован командный пункт для воинского отделения, расположенного на территории Кремля. Он действовал с июня по сентябрь 1941 г. Для налаживания бесперебойного сообщения внутри Царь — Колокола, у подножия звонницы, был оборудован узел связи.

Реставрация разрушенных строений в послевоенное время

В начале 21 в. для реконструкции архитектурного ансамбля были задействованы специалисты компании «Реставратор-М». В ходе проведения работ они обнаружили фрагменты старинного пола (18 в.). По его образцу было положено новое покрытие.

Метод фрагментарной реставрации использовался также для сбережения подлинного вида внутристенной лестницы, дверного проема, декоративных элементов (розетки, карнизы, импосты) внутри помещения. Проведенные работы позволили оставить в неприкосновенности и продемонстрировать посетителям оригинальные образцы древнерусского зодчества.

О колоколах

В общей сложности на звоннице насчитывается 34 колокола. Среди них литейные изделия мастеров 16-19 веков. Лучшие в России набаты отливали в Москве. Самые знаменитые колокола имели собственные имена. Их было принято украшать барельефами и орнаментом. На каждом колоколе оставляли памятную надпись с указанием фамилии мастера, даты изготовления, веса.

Исходными материалами служил специальный «колокольный» сплав. В его состав входили:

  • олово
  • серебро
  • золото

Пропорции металлов устанавливал мастер. От содержания состава во многом зависело звучание звона. Со временем колокола утрачивали свою звонкость, в стенках образовывались трещины и изделие отправляли на переплавку. Для крепления колоколов на Иване Великом изначально использовали деревянные балки. В 19 веке их стали постепенно заменять более прочными, металлическими.

Успенский колокол

Колокол Ревун

Вторым по величине колоколом на Иване Великом считается Ревун или Реут. Он уступает собрату по габаритам в 2 раза –32 760 кг. Вместе с тем, это набат – патриарх. Он был изготовлен в 1622 г. прославленным российским литейщиком Андреем Чоховым.

Семисотный колокол

Вседневный или Семисотный колокол предназначался для ежедневного пользования. Он заметно уступает громогласным товарищам и весит 13071 кг. Создателем набата является И.Моторин.

Другие колокола

В зависимости от диапазона, издаваемых звуков, колокола подразделяются на 3 вида:

  • зазвонные – дискант
  • красные
  • благовестные – бас

Сочетание разного звучания создает общий гармоничный перезвон. Поэтому на колокольне поместили целый оркестр из набатов. Их распределили по 3 ярусам башни:

  1. На нижнем – Лебедь, Медведь, Широкий, Новгородский, Ростовский, Слободской.
  2. На среднем – Корсунские (3 шт.), Новый, Немчин, Безымянный, Даниловский, Марьинский, Глухой.
  3. На верхнем – Безымянные (3 шт.).

После установления советской власти колокольный звон был запрещен. В 1992 г. перезвон на Иване Великом зазвучал вновь.

Музеи колокольни

Помещение внутри Успенской звонницы переоборудовано под музей. В нем собраны старинные артефакты, с помощью которых наглядно представлена история обустройства Московского Кремля. В музейной коллекции посетители могут увидеть фрагменты существующих и уже исчезнувших построек на территории столичного детинца.

Выставочный зал служит местом для размещения передвижных экспозиций. Здесь демонстрировались подборки на темы:

  • «Венчания на царство и коронации в Московском Кремле»
  • «Искусство сохранять искусство. Реставрация в Музеях Московского Кремля»
  • «Золотой век английского двора: от Генриха VIII до Карла I»
  • «Индия. Драгоценности, покорившие мир»

Колокольня Ивана Великого сегодня

Помимо объекта для посещения туристами, звонница выполняет свое основное предназначение. Ее колокола вновь зазвучали после почти 75-летнего перерыва, в честь пасхальных праздников в 1992 г. Именно на башне Ивана Великого первыми начинают звонить колокола в дни главных церковных праздников.

Прежде чем колокола заработали снова, они прошли экспертизу. Реже остальных бьют в огромный Праздничный колокол. Поскольку для работы с ним требуется несколько звонарей. Вес колокольного языка составляет 2 тыс. кг. На верхнем ярусе, расположенном на высоте 80 м, открыта смотровая площадка. Посетители могут подняться на нее в теплое время года. Однако путь в 329 ступеней необходимо преодолевать пешком.

Время работы и стоимость билетов

Музей и смотровая площадка на верхнем ярусе башни доступны для посещения исключительно в теплое время года (май-сентябрь). Состав группы не должен превышать 10 чел. Дети до 14 лет не пропускаются. Сеансы проводятся ежедневно строго по времени. Выходной день- четверг. Билеты продаются в кассе возле Кутафьей башни за 45 мин до начала экскурсии. Цена билета 250 руб.

Где находится Колокольня и как до нее добраться

Объект расположен по адресу: Соборная площадь, Кремль, Москва. Туристам рекомендуется выбирать метро для того, чтобы приехать на ближайшие к Кремлю станции:

  • Сокольническая линия – «Библиотека им. Ленина», «Охотный Ряд»
  • Серпуховско-Тимирязевская линия — «Боровицкая»
  • Арбатско-Покровская линия -«Площадь Революции»
  • Филёвская линия — «Александровский Сад»

Колокольня Ивана Великого Московского Кремля на карте

Петропавловский собор среди храмов Санкт-Петербурга занимает особое место. Именно тут похоронены все российские императоры и члены царской семьи (кроме II и Ивана VI). Колокольня Петропавловского собора вплоть до 2012 года была самым высоким зданием Санкт-Петербурга: его высота 122,5 метра. В былые времена она служила ориентиром в городе: видно ее было отовсюду.

Заложили храм в самом сердце Петропавловской крепости в начале XVIII века.


Петр I хотел усилить главенствующее положение Санкт-Петербурга, поэтому новый храм стал самым значительным и высоким сооружением, по показателям превышающим даже московские храмы: колокольню Ивана Великого и Меншикову башню.


Первый камень в основание собора заложили в день святых апостолов Петра и Павла, отсюда и название - Собор во имя святых первоверховных апостолов и Павла, или Петропавловский собор. Кстати, сам тоже был назван в честь апостола Святого , но со временем все больше и больше стал ассоциироваться с именем первого российского императора.

Церковь внутри церкви


Сначала церковь была деревянной (1703-1704 годы). Но потом, почти десять лет спустя, вокруг деревянного храма начали строить каменный. Была именно такая задумка: деревянный храм должен остаться внутри каменного. Строили долго, вплоть до 1732 года. Над храмом работали совершенно разные мастера. Так, главным архитектором стал Доменико Трезини, шпиль установил голландец Харман Ван Болос, иконостас был изготовлен Иваном Зарудным в Москве, а в отделке принимали участие многие художники.

Для царя в соборе оборудовали специальное место: его украсили малиновым бархатом и резной золоченой короной.

Новая мода

Внешне Петропавловский собор своими окнами, стенами и отсутствием пятиглавия больше похож на западный храм, чем на русские церкви. Некоторое время он даже задавал новую моду на строительство церквей, однако традиция просуществовала недолго, примерно до середины XVIII века.

Колокольня как смотровая

Высокую колокольню в Петропавловском соборе сделали не только с целью «переплюнуть» самые высокие храмы Москвы. Она имела вполне прикладное военное значение: в случае нападения на город с нее было бы удобно наблюдать, как к стенам крепости приближаются враги.


Кроме того, здесь хранятся военные трофеи: шведские и турецкие знамена, а до начала ХХ века храм был памятником славы русского оружия, пока все экспонаты не передали в Эрмитаж.

Самая большая колокольня

Колокольня Петропавловского собора - самая большая среди всех других колоколен, учитывая, что она не занимает отдельно стоящее здание, иногда именно этот храм считается самым высоким в мире среди православных.



Тут находится 103 колокола, причем 31 из них сохранился с 1757 года. Здесь же установлен и карильон, периодически в крепости проходят концерты карильонной музыки.

Кстати, Петропавловский собор изображен на заднем плане 50-рублевой купюры.

Летящий ангел - символ Санкт-Петербурга


Ангел, венчающий шпиль Петропавловского собора, считается одним из главных символов Санкт-Петербурга. В высоту он достигает 3,2 метра, а размах крыльев - 3,8 метра. Ангел вертится вокруг своей оси, подобно флюгеру.

С этим ангелом связана любопытная легенда. В 1829 году после сильной бури ангел накренился очень сильно и уже готов был упасть. Какое-то время он оставался согнутым, пока искали способы его восстановления. Вызвался помочь кровельных дел мастер Петр Телушкин, и даже без дорогостоящих лесов. С помощью веревки он добрался до фигуры и отремонтировал шпиль. Легенда гласит, что после этого ремонта мастер получил право на бесплатную выпивку в любом кабаке. Ему даже дали соответствующую грамоту, при предъявлении которой Петру должны были подносить рюмку. Однако мужчина потерял бумагу, и тогда ему набили клеймо на правую сторону подбородка. С тех пор ему нужно было только щелкнуть по клейму, и выпивку тут же несли. Считается, что именно так возник этот характерный жест.