Open
Close

Инкерманский монастырь в крыму. Инкерманский пещерный монастырь — выдающийся памятник нескольких эпох

Почему удивительным и особенным? Инкерманский монастырь - это затейливый узор из фактов, легенд и преданий.

Историческая справка

  • Полное название: Инкерманский во имя священномученика Климента, Папы Римского, мужской монастырь.
  • Время основания: VIII-IX век.
  • В середине XV века территория была захвачена турками и получила название Инкерман, то есть «Пещерный город».
  • Его возрождение началось только в 1852 году, тогда же он и получил современное наименование.

Пещерный Инкерманский монастырь возник у подножия скалы, впоследствии названной Монастырской. Многие связывают его появление с тем, что здесь в VI веке была построена византийская крепость Каланита, и уже под ее защитой начала зарождаться монастырская жизнь.

Но история освоения этого места начинается гораздо раньше VI века. Еще в I веке здесь уже были каменоломни Римской империи, куда ссылали христианских проповедников и их последователей.

Предание о Клименте, Папе Римском

Климент был ревностным сторонником Христианской веры. Его крестил и рукоположил на епископство сам апостол Петр. Апостол Климент был Папой Римским с 92 по 101 год. Он имел множество последователей, за что был сослан римским императором Траяном в каменоломни при Херсонесе Таврическом. В одной из пещер этих каменоломен, Климентом и его учениками, последовавшими за ним, был устроен храм. Климент по приказу императора был утоплен в море, а его мощи открывались раз в год на семь дней. А в середине IX века мощи священномученика Климента чудесным образом море вернуло уже навсегда.

Святыни и реликвии монастыря

В храмах Инкерманского пещерного монастыря находятся частицы мощей святых и мучеников: Климента, Георгия Победоносца, Мартина исповедника, целителя Пантелеимона и других святых.

Почему здесь стоит побывать

Это красивейшее место, где каждый найдет для себя что-то интересное и увлекательное.

  • Пещерные храмы в неприступной скале. Простота убранства. За стеклом можно увидеть склепы-костницы. Аккуратный монастырский дворик, тишина и неповторимая энергетика святого места.
  • Пещерный город, который находится с другой стороны Монастырской скалы. В эти пещеры можно спуститься и побродить по ним. Увидеть монашеские кельи и пещерные святилища. От высоты захватывает дух.
  • Крепость Каламита. Остатки башен и стен, к которым ведет старинная дорога. Недалеко от крепости находятся развалины поселения. Всюду отголоски Великой Отечественной войны.
  • Каменоломни, на которых с незапамятных времен добывался инкерманский белоснежный известняк. Карьер, затопленный водой из святого источника, открытого молитвой самого Климента Римского.

Как добраться до Инкерманского пещерного монастыря

Автобусом

Инкерман - знаменитый пригород Севастополя, здесь добывают инкерманский камень - плотный белый известняк, который используют для облицовки зданий. Добывали этот камень с незапамятных времен, поэтому в скалах образовалось множество катакомб и пещер.

Именно здесь в Монастырской и загайтанской скалах в средние века возник пещерный монастырь. Он хорошо виден со стороны трассы Севастополь - Симферополь.

Церковное предание связывает основание монастыря с именем святого Климента - римского епископа с 92 по 101 год, сосланного за проповедь христианства императором Траяном в каменоломни в окрестностях Херсонеса (ныне - Севастополь) и претерпевшего здесь в 101 году мученическую кончину. Мощи святого Климента, обретенные чудесным образом через год после его кончины находились в Херсонесе до X века, и хранились сначала в подводном гроте (место обретения), доступ куда открывался раз в год, в день смерти праведника, когда море отступало, потом на маленьком островке (ныне - остров Казачий) посредине бухты, где, как гласит предание руками ангелов, была построена церковь.

Рядом с этой Святыней, под защитой возникшей здесь в VI веке грозной крепости, и возник в VIII - IX веках пещерный монастырь. Однако, после захвата в 1475 году крепости турками, монастырь постепенно пришел в упадок.

Возрождение обители произошло после присоединения Крыма к России. Инкерманская киновия была открыта вновь в 1850 году, и просуществовала здесь до 1926 года, когда была закрыта советской властью.

Возрождение Инкерманского Свято-Климентовского монастыря началось в 1991 году благодаря неусыпным заботам архимандрита Августина (в миру Александра Половецкого). Этот удивительный человек целью своей жизни видел востановление православных святынь Крыма и много трудов положил на это.

Итак, как уже говорилось выше, Инкерманский монастырь ведет свою историю, примерно, с VIII - IX веков. Пещеры служили первым монахам и жильем и подсобными помещениями. Храмы также устраивали в пещерах, из камня вырубали алтарь, престол, скамьи. Все помещения соединялись вырубленными в скале лестницами. Находясь рядом с крупным торговым портом монастырь жил безбедно.

После захвата крепости турками (именно они, перестроив ее, дали ей название Инкерман, - "пещерная крепость") монастырь постепенно пришел в запустение. Некоторые ученые предполагают, что монахи ушли на мыс Фиолент и основали там Георгиевский монастырь. Возможно, в последующие века обитель на короткое время возрождалась. Так в некоторых документах упоминается церковь святого Георгия, а в 1773 году штурман русского фрегата И. Батарин обозначил на карте у подножия крепости Инкерман именно "собор святого Георгия Победоносца".

В 1634 году в составе русского посольства монастырь посетил священник Иаков описавший пещерный храм святого Георгия. Священник Иаков и его спутники увидели в храме нетленные мощи, достали их из гробницы и омыли теплой водой, при этом кожа покраснела, как у живого человека. Послы узнали, что татары несколько раз выносили их из церкви, но наутро они снова оказывались на прежнем месте. Священник Иаков решил увезти мощи неизвестного святого на Русь, но ночью ему приснился сам святой и сказал: "… с великим запрещением: мните мя, о друзи, взяти мощи моя на Русь, а аз убо хощу по-прежнему зде ученити Русь, а имя ми и память моя бывает в Симеонов день".

В 1778 году после исхода христиан из Крыма монастырь опустел окончательно. Упоминание о нем осталось только в название горы - Монастырская.

Возрождение древней обители началось после присоединения Крыма к России. Архиептскоп Иннокентий не мого обойти стороной место, связанное с именем папы римского Климента. Благодаря его стараниям Инкерманская обитель была открыта в 1850 году. Сразу началась реконструкция трех пещерных храмов. Однако, из-за отсутствия денег, порходила она без дорогостоящих работ. Храмы очистили от мусора и камней, обновили росписи.

15 октября 1852 года былда освящена церковь во имя священномученника Климента (бывший Георгиевский храм). Предание утверждает, что сам Климент вырубил этот храм в скале. Церковь имела форму базилики, два ряда колонн (частично сохранились) делили храм на три нефа. К церкви ведет коридор в котором вырубленны каменные скамьи. В апсиде сохранился двухступенчатый ситрон, в центре которого остатки горнего места. Над ним в стене - ниша для запрестольногообраза. Здесь же вырезан большой процветший крест, концы его расширены и к ним примыкают маленькие кресты в круге. От фресок, о которых упоминал священник Иаков, в XIX веке можно было рассмотреть только изображение Спасителя сидящего на престоле. С правой стороны храма находился древний предел в честь апостола Андрей Первозванного - небольшой, с низким потолком.

В 1857 году была открыта еще одна пещерная церковь, посвященная римскому епископу святому Мартиниану.

Восстановлением древних храмов занимался московский историк, археолог и художник Д. М. Струков (1827 - 1899). Занимаясь восстановлением храма святого Климента он покрыл потолок серебрянной краской, создал новые настенные росписи, настелил доски на пол. Им также были написаны иконы для храма. Правда современные археологи сожалеют, что в результате древний храм утратил свой первоначальный вид.

Через два года после открытия монастыря началась Крымская война. Недалеко от монастыря шли тяжелые бои. 24 октября 1854 года союзная армия обстреляла крепость Каламиту, где расположились русские войска. Серьезно пострадал и монастырь. Серьезных разрушений небыло, но англичане разграбили все имущество. После окончания войны монашеская жизнь в киновии возобновилась.

В 1867 году построили дом настоятеля и домовую церковь во имя Святой Троицы, отреставрировали источник святого Климента. В 1895 году в обители построили новый храм в византийском стиле, алтарную часть которого вырубили в скале. Он был освящен в честь великомученника и целителя Пантелеимона.

В 1896 году в монастыре появилась гостиница для паломников.

В 1905 году в обители появилось сразу несколько храмов. Один из них устроили на месте средневекового пещерного храма святого Евграфия и освятили во имя священномученника Димитрия Солунского. На верхнем плато в то же время закончили строительство храма во имя святого Николая Чудотворца. Церковь, крестообразная в плане, имела два придела.

27 сентября в присутствии великого князя Алексея Михайловича и ветеранов Крымской войны была освящена пещерная церковь в честь иконы "Всех скорбящих Радосте". Храм устроили на месте древней Софий ской церкви. Внутри него хранились образа войсковых частей принявших участие в боях близ монастыря.

К 1910 году архитектурный облик обители сложился окончательно. Были построены два жилых здания для братии, в одном из которых устроили домовую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. При обители открыли церковно-приходскую школу.

Древней монастырь в разное время посещали члены царской семьи: Екатерина II, великий князь Алексей Александрович, Александр III, великая княжна Мария Александровна, великий князь Алексей Михайлович.

Постепенно повышалось благосостояние обители. Монахи поддерживали в порядке исторический памятник, находившийся на территории монастыря - крепость Каламиту.

В 1917 году в киновии жили 25 монахов и 122 паослушника.

В годы гражданской войны монастырь поддержал белую армию барона Врангеля. После установления советской власти в Крыму земли монастыря были национализированы и переданы трудовой артели деревни Инкерман, куда вошли и монахи. С 1920 года все монастырские храмы становятся приходскими. В 1922 году для борьбы с голодом из них изъяли 68 серебрянных предметов и передали религиозной общине, которую возглавил архимандрит Венгедикт (Чеботарев). Но денег у общины не хватало, чтобы поддерживать все храмы.

В 1925 году Инкерманская община отказалась от пяти церквей, оставив себе пещерный храм во имя святого Климента и домовую Троицкую церковь, но и они просуществовали недолго. В 1926 году Севастопольским райисполкомом было принято решение о закрытии Георгиевского и Инкерманского монастырей. Храмы и церковное имущество перешли в ведение Севастопольского музейного объединения. В 1927 году сильное землетрясение повредило здания собора святого Николая и Благовещенской церкви. В том же году разобрали часовню на могиле войнов, погибших в Инкерманском сражении. В 1928 году закрыли храм иконы "Всех скорбящих Радосте". В 1932 году уничтожили собор святого Николая.

В монастыре после его закрытия остались жить настоятель архимандрит Венедикт (Чеботарев), отец Прокопий (Кочан) и два 85-летних старца отец Герман (Андреевский) и отец Митрофан (Бороздин).

Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря разместился штаб 25-ой Чапаевской дивизии Приморской армии. Во время Второй обороны Севастополя в июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах старались сдержать врага, рвавшегося к городу. После войны погибшим войнам поставили памятник.

Инкерманский Свято-Климентовский монастырь:

Летом 2010 года мне довелось отдыхать в Крыму. Сочетание безжизненных скал и бесконечно голубого моря не могли оставить меня равнодушной. Но Крым знаменит не только своей природой. На территории чуть большей, чем половина Московской области, находятся множество памятников истории и архитектуры: это и Херсонес в Севастополе, и Ливадийский дворец близ Ялты, и Инкерманский монастырь, и Генуэзская крепость в Судаке и другие достопримечательности.

Я побывала во многих местах Крыма, но больше всего меня поразил Инкерманский монастырь, поэтому хочу остановиться на его истории и описании современного состояния более подробно.

Местоположение

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь находится близ города Севастополя, в его пригороде Инкерман, на правом берегу реки Черной.

Инкерман знаменит инкерманским камнем. Это плотный белый известняк, который используют для облицовки зданий. Этим камнем, например, облицован знаменитый Ливадийский дворец, который был построен в начале 20-ого века для отдыха царской семьи. Этот дворец также знаменит тем, что в 1945 году в нем проходила Ялтинская конференция. Добывали этот камень здесь ещё во времена Римской Империи, поэтому в скалах образовалось множество катакомб и пещер. Именно здесь, в Монастырской и Загайтанской скалах, и возник пещерный монастырь.

История святого Климента

Еще в 1-ом веке Крымский полуостров носил название Таврического и принадлежал Римской империи. Одним из крупнейших городов на Таврическом полуострове был Херсонес, или Корсунь (территория нынешнего Севастополя), а близ этого места (в нынешнем Инкермане) находились каменоломни, куда, по преданию, в качестве рабов ссылали христиан нечестивые римские императоры. Так, римский император Траян, который был ревностным идолопоклонником, в 94 году среди других христиан сослал на каторжные работы в каменоломни и святого Климента, папу Римского .

Прибыв на место ссылки, святой Климент встретил много верующих христиан, осуждённых работать на каменоломнях совершенно без воды. Он помолился вместе с осуждёнными, и Господь в образе Агнца явил ему место источника, из которого излилась целая река. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. И там, в каменоломнях, был вырублен храм, в котором святитель проводил Литургии .

Правителям Херсонеса не нравилась деятельность святого Климента, поэтому его решили казнить. На шею святому привязали тяжёлый якорь и бросили его на дно моря в Казачьей бухте. Так в 101 году погиб святитель Климент, но через год море отступило, и в подводном гроте люди увидели останки праведника. Каждый год в день смерти святителя приходили христиане к месту казни и по обнажившемуся дну шли поклоняться святым мощам.

Морской отлив позволял приходить к святым мощам до VI века, затем на маленьком островке посреди бухты была построена церковь. В 861 году в Херсонес прибыли святые братья Константин (Кирилл) и Мефодий - создатели славянской азбуки. Они обратились к архиепископу Херсонеса Георгию с просьбой помочь им приобрести святые мощи. Святые Кирилл и Мефодий часть мощей перевезли в Рим, где они и хранятся по сей день в базилике святого Климента. А другую часть блаженных останков святого Климента оставили в Херсонесе, где они оставались вплоть до X столетия. После крещения князь Владимир испросил себе в благословение от местного епископа честную главу и часть мощей святого Климента и перевёз их в Киев.

Зарождение монастырской жизни

Сначала в VI веке на правом берегу реки Чёрной на высокой скале появилось укрепление, возведённое местными племенами. Позже, когда в этой части Крыма окрепло влияние феодального княжества Феодоро, в конце бухты Северной, в устье реки Чёрной был основан морской порт Авлита, а для его защиты мангупский князь Алексей заново отстроил древнее укрепление, превратив его в крепость Каламиту. Вот здесь, под защитой грозной крепости, примерно в VIII-IX веках и возник пещерный монастырь. После распада Римской империи Крым перешёл во владения православной Византии.

Пещеры служили первым монахам и жильём, и подсобными помещениями. Храмы также устраивали в пещерах, из камня вырубали алтарь, престол, скамьи. Все помещения соединялись вырубленными в скале лестницами. Находясь рядом с крупным торговым портом, монастырь жил безбедно.

Крым под властью турок и Сказания русского священника Иакова Лызлова

Но в 1475 году Крым захватили турки. Они перестроили крепость и назвали её Инкерманом, что означает «пещерная крепость». Очевидно, что христианский монастырь не мог существовать рядом с мусульманской крепостью и постепенно пришёл в упадок. Запустение было достаточно долгим, оно продолжалось без малого четыре столетия.

Предание, которое основывается на Сказаниях русского священника Иакова Лызлова, рассказывает, как отец Иаков совершал паломничество по Крымскому полуострову, когда он находился под турецко-татарским игом. Сказание относится к 30-м годам 17 века. Отец Иаков, прибыв в монастырь, нашёл в опустевшем и разорённом Свято-Климентовском храме нетронутую раку с мощами. Он долго собирал сведения у местных жителей, пытаясь определить, кому принадлежат нетленные останки. Но этого уже никто не мог вспомнить. Местные жители рассказывали отцу Иакову, как эти мощи татары несколько раз пытались зарыть в степи, но они чудным образом возвращались в раку в монастырь. В конце концов, татары решили оставить мощи в монастыре. Священник Иаков, помолясь, решил увести святые мощи в Россию, чтобы они не были поругаемы нечестивцами. Но во сне ему явился образ святого Георгия Победоносца и запретил увозить свои останки из Крыма (Ранее монастырь назывался также Георгиевским).

Крым - часть Российской Империи

С 1783 года Севастополь перешёл под власть Российской Империи.

Благодаря стараниям архиепископа Иннокентия Инкерманская киновия была открыта в 1850 году. Началась реконструкция трёх пещерных храмов. Но поскольку денежные средства государством не выделялись, а сама она была очень бедная, то реставрация проходила без дорогостоящих работ. Храмы очистили от мусора и камней, обновили росписи.

15 октября 1852 года была освящена церковь во имя священномученика Климента. Храм имел форму базилики, когда-то два ряда колонн делили пространство церкви на три нефа. До наших дней сохранилась только часть колонн.

В 1867 году была открыта ещё одна пещерная церковь, посвящённая римскому епископу святому Мартиниану.

Восстановлением древних храмов занимался московский историк, археолог и художник Д.М.Струков (1827-1899). Реставрируя храм святого Климента, он покрыл потолок серебряной краской, создал новые настенные росписи, настелил доски на пол. Им также были написаны иконы для храма .

Через два года после открытия монастыря началась Крымская война. У Чёрной речки происходили жестокие бои. Серьёзно пострадал и монастырь. Вражеские ядра и пули не разрушили пещерные храмы, остались лишь следы от них на стенах, но англичане разграбили всё имущество Инкерманского монастыря. Но лишь война закончилась, в киновии поселились два послушника и иеромонах. Они очистили храмы от ядер и возобновили богослужения.

В 1867 году построили дом настоятеля и домовую церковь, которую освятили 13 августа во имя Святой Троицы, отреставрировали источник святого Климента. В 1875 году закончили строительство железной дороги, соединившей Севастополь со станцией Лозовая. Она прошла рядом с Монастырской скалой .

Шум проходящих поездов нарушил вековую тишину монастыря, но увеличилось число паломников. Чтобы удобно расположить их, в монастыре в 1896 году построили гостиницу.

В 1895 году построили новый храм в византийском стиле. Архитектурной особенностью этого храма, освящённого во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона, было то, что алтарную часть вырубили в скале, остальная часть храма была наземная.

В 1905 году в монастыре появилось сразу несколько храмов. Один из них устроили на месте средневекового пещерного храма святого Евграфия и освятили во имя святого священномученика Димитрия Солунского. Храм расположен в восточной части Монастырской скалы. Над его престолом находилось изображение Христа в чаше. По низу изображения сохранилась надпись - моление раба божьего Зотика с женою и детьми. Эта надпись датирована 1272 годом.

27 сентября в присутствии великого князя Алексея Михайловича и ветеранов Крымской войны была освящена пещерная церковь в честь иконы «Всех скорбящих радосте». Храм сооружён на месте древней пещерной церкви св.Софии, вырубленной в обрыве Каменоломенной балки. Автор проекта реставрации и строитель храма — архитектор А.М.Вейзен.

Как связь с историческим днём Инкерманского сражения и полувековым юбилеем обороны Севастополя внутри храма поместили в копиях образа всех войсковых частей, принимавших участие в Инкерманском сражении. Храм был приписан к Никольскому адмиралтейскому собору в Севастополе.

Храм был закрыт в 1920-е годы, во время Великой Отечественной войны разрушен. Его облик запечатлели открытки, хранящиеся в фондах Музея героической обороны и освобождения Севастополя.

Храм св.Николая на верхнем плато Монастырской скалы освящён 5 октября 1905 года. Храм-памятник героической обороны Севастополя 1854-1855 гг. сооружён из белого инкерманского камня в византийском стиле, крестообразный в плане с двумя приделами, он воспроизведён на открытках и литографиях XX в. Долгое время не удавалось установить автора проекта и строителя храма. Есть мнение, что им был Г.Долин, архитектор Севастопольского градоначальства. Храм св.Николая был закрыт в 1926 г. Разрушен в годы Великой Отечественной войны.

К 1910 году архитектурный облик Инкерманского монастыря сложился окончательно. Были построены два жилых здания для братии, в одном из них устроили домовую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. При обители открыли церковно-приходскую школу, в которой обучались 37 мальчиков. В 1917 году в киновии жили 25 монахов и 122 послушника.

Монастырь во время гражданской войны и советской власти

В годы гражданской войны монастырь поддержал белую армию барона Врангеля. После установления в Крыму советской власти все земли обители были национализированы и переданы в распоряжение трудовой артели, в которую вошли и монахи. С 1920 года все монастырские храмы становятся приходскими. Денег религиозной общины не хватало, чтобы поддерживать все храмы в надлежащем состоянии. В 1925 году Инкерманская религиозная община отказалась от пяти церквей, оставив себе пещерный храм во имя святого Климента и домовую Троицкую церковь, но и они просуществовали недолго. В 1926 году на заседании Президиума Севастопольского райисполкома было принято решение о закрытии Георгиевского и Инкерманского монастырей. Часовню, построенную на могиле воинов, разобрали в 1927 году. В 1928 году закрыли храм иконы «Всех скорбящих Радосте». В монастыре после его закрытия остались жить четыре монаха.

Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря разместился штаб 25-ой Чапаевской дивизии Приморской армии. Во время второй обороны Севастополя в июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах старались сдержать врага, рвавшегося к городу .

После войны погибшим войнам поставили памятник.

Возрождение обители. Судьба архимандрита Августина

Возрождение Инкерманского Свято-Климентовского монастыря началось в 1991 году и шло довольно успешно благодаря неусыпным заботам архимандрита Августина. Этот удивительный человек целью своей жизни видел восстановление православных святынь Крыма и много трудов положил на это. Он родился в Севастополе в 1955 году, служил в военно-морском флоте. Получив образование, некоторое время работал художником-постановщиком в театрах Севастополя. Но Господь уготовил ему иной путь. В 1989 году Александр работал в Свято-Никольском храме на Братском кладбище, принимал участие в восстановлении повреждённой мозаики, был рабочим в алтаре. В августе того же года он был рукоположен во диакона, а через три месяца во священника. Его назначили настоятелем сразу двух разорённых храмов. Но никто никогда не видел отца Александра огорчённым, он напротив был жизнерадостным, говоря: «Господь всё управит». Эту свою веру в Христа и оптимизм он передавал всем, кто окружал его.

Отец Александр получил духовное образование в Одесской Духовной семинарии. В 1992 году был назначен настоятелем церкви Святой Троицы при Инкерманском Свято-Климентовском монастыре. Он сам расписал иконостас, с его помощью в обитель вернулись мощи священномученика Климента. Впоследствии отец Александр принял монашеский постриг и был назначен наместником в один из крымских монастырей, но всегда помогал братии Инкерманского монастыря. В 1996 году архимандрит погиб в автомобильной катастрофе, его тело решили похоронить на территории Инкерманского Свято-Климентовского монастыря.

За семь лет своей деятельности архимандрит Августин восстановил три обители и семь церквей.

Его могила находится в монастырском дворике у подножия скалы.

Современное состояние

Ныне действующими являются древние пещерные храмы: Климентовский, Мартиновский и Андреевский. Все они соединены общим коридором.

Вход в пещерный храм - это дверь в закопчённой стене. Паломник, переступив порог, видит перед собой узкую лестницу из камня. Эта лестница ведет к храмам монастыря. В правой стене коридора вырублены окна и дверные проёмы. Прежде они вели, вероятно, на балкон.

В левой стене - склепы-костницы и три пещерные церкви. В костнице горит лампада, на полках лежат человеческие черепа. На стекле, через которое паломник смотрит внутрь, надпись: «Мы были такими же, как вы, - вы будете такими же, как мы». Сложенные в особом помещении кости напоминают об афонской традиции вскрывать могилу и по состоянию останков определять, принята ли душа человека Господом.

Снаружи помещения верхнего яруса выглядят теперь как две прилепившиеся к отвесной скале деревянные часовенки, увенчанные маковками с крестами.

Средняя из трёх церковь - во имя святого апостола Андрея - как считают, вырублена самим папой Климентом. Она небольшая по размеру, с низким горизонтальным потолком. Алтарь отделён от основного помещения сплошной скальной преградой с вратами посередине и двумя маленькими окошками. Через правое окно, говорит предание, принимали исповедь кающихся: тут устроено седалище из камня для священника. Престол в алтаре, примыкающий, как принято, к восточной стене, тоже вырублен из камня. Свято-Андреевский храм - это настоящая пещерная церковь, какой ее себе представляешь, читая про катакомбы первых христиан: стены и свод здесь не спрямлены, они грубы и морщинисты, в отличие, скажем, от соседнего храма во имя св.Мартина Исповедника (другого папы Римского, сосланного в Крым). И именно эта простота и безыскусность рождают особое чувство общности с первыми исповедниками христианства.

Главный храм монастыря, освящённый во имя святого священномученика Климента, - это один из самых больших пещерных храмов Крыма. Он имеет форму базилики, рядами колонн разделённой на три нефа; в алтаре, чуть выше ниши для запрестольного образа - традиционное византийское рельефное изображение «процветшего» креста в круге. За Свято-Климентовским храмом находится последнее помещение этого яруса - комната с каменной скамьёй, вырубленной вдоль стен по внутреннему периметру. В древности она служила братской трапезной, теперь используется для совершения треб.

Все три описанных пещерных храма - действующие. Народу здесь может поместиться немного, и богослужения по праздникам совершаются в уже восстановленном наземном храме - Святой Троицы. Здесь же находится частица мощей священномученика, переданная из Киева.

А в монастырском дворе - маленький пруд с кувшинками и золотыми рыбками, которые подплывают посмотреть на разглядывающих их паломников и просто любопытных... А кругом - постоянный тяжёлый труд монахов и послушников: их руками возрождаются храмы, которых раньше в монастыре было гораздо больше...

Материал подготовила Ольга Руднева

Примечания.

1. Кстати, каменоломни работают и по сей день: вероятно, это самое древнее из действующих предприятий в Крыму. В мягкой известняковой скале прорублен узкий и длинный, с пятиэтажный дом, тоннель, через который грузовики въезжают в ущелье. Неподалёку - товарная станция «Инкерман-1».

2. Источник пересох в 1930-х (возможно - в связи с проводившимися строительными работами), а его вода, по одной из версий, постепенно затопила карьер по добыче инкерманского камня, находящийся по другую сторону Монастырской скалы.

3. Есть мнение, что попытки реконструкций оставшихся храмов нанесли непоправимый урон их первоначальному облику: были уничтожены средневековые фрески в храме святого Евграфия. При строительных работах менялась планировка церквей в соответствии со вкусами новых заказчиков, так что нынешние храмы уже мало походят на первоначальные.

4. Это строительство также нанесло существенный урон архитектурному облику монастыря. Были уничтожены пещерные скиты в Георгиевской и Троицкой балках. Эта железная дорога действует до сих пор, на территории монастыря находится железнодорожная станция.

5. Интересно заметить, что в то время как штаб советской армии располагался под защитой отвесной скалы в монастырских пещерах, рядом проходила железная дорога, штаб немецкой армии находился в знаменитом Ливадийском дворце на значительном возвышении, так что немецкое командование могло любоваться изумительным видом на море.


Публикация: Храм свв. мучеников и старстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине

Настоятель: ? Адрес: г. Инкерман (пригород Севастополя), на правом берегу р. Чёрной Телефон: ? Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь - один из старейших пещерных монастырей в Крыму, в пригороде Севастополя - Инкермане. История Основные помещения монастыря - пещерные, высечены в западном обрыве Монастырской скалы, на плато которой сохранились руины средневековой крепости Каламита, основанной в VI в.; в XIV-XV вв. крепость входит в состав православного княжества Феодоро, защищает его порт; в 1475 году захвачена турками. Время основания монастыря определяется историками неоднозначно: от VIII-IX до XIV-XV веков. Св.Климент I , четвёртый епископ (папа) Римский, апостол от 70-ти, рукоположен ап.Петром. Возникновение монастыря предание связывает с почитанием св. Климента, римского епископа (папы) в 92-99 (101) годах, сосланного императором Траяном за проповедь христианства в каменоломни близ Херсонеса, проповедовавшего и убитого (утопленного) по тайному приказу императора здесь в 101 году. Мощи святого Климента, обретенные через год после его кончины, хранились сначала в подводном гроте близ Херсонеса (где были обретены), доступ в который открывался, по преданию, раз в год, когда - в день смерти праведника - море отступало; потом они были перенесены на небольшой остров (ныне - Казачий остров) посреди бухты, на котором, согласно преданию, руками ангелов была построена церковь.Около 861 года мощи святого Климента были обретены святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием при участии херсонесского епископа Георгия блаженного и священников из константинопольского собора святой Софии. Мощи были внесены в Херсонесский храм и по молитвам святого Климента совершалось много чудес. Возле монастыря находился водный источник, по преданию открытый чудесным образом святым Климентом для облегчения участи каторжан. Источник пересох в 1970-х (возможно - в связи с проводившимися строительными работами), а его вода, постепенно затопила карьер по добыче инкерманского камня, находящийся по другую сторону Монастырской скалы. Церковь св. Климента (бывшая Георгиевская) в Инкерманском монастыре После захвата в 1475 году крепости Каламита турками, монастырь постепенно пришёл в упадок. Крепость была переименована в Инкерман, что и дало название возникшему здесь городу. С 1783 года город принадлежал России. В 1850 году монастырь был возрождён и получил современное двойное наименование - по имени города и в честь св. Климента. В 1867 году был перепланирован и заново открыт пещерный храм св. Мартина исповедника. В 1895 в память о спасении царской семьи в железнодорожной катастрофе был построен храм во имя великомученика Пантелеимона. В 1905 году в память о Крымской войне на верхнем плато была построена церковь во имя святого Николая Мирликийского (по проекту архитектора Г. П. Долина). C 1924 года храмы монастыря стали постепенно закрывать. В 1927 году землетрясение сильно повредило Благовещенскую и Николаевские церкви, было принято решение их разобрать (закрытая в 1926 году церковь святого Николая на верхнем плато была полностью уничтожена в 1932 году). В 1928 году был закрыт храм иконы «Всех скорбящих Радосте». В 1931 году в пещерных храмах прекратились богослужения, монастырь был окончательно закрыт, его имущество передано Севастопольскому музейному объединению. После закрытия монастыря в нём остались жить его настоятель Венедикт, отец Прокопий и два 85-летних старца. Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря размещался штаб 25-ой Чапаевской дивизии Приморской армии. В июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах сдерживали врага, рвавшегося к Севастополю. С 1991 года трудами настоятеля архимандрита Августина (Половецкого †1996), братии и мирян началось постепенное возрождение монастыря, были восстановлены храмы и келейные корпуса. Из Киева была передана частица мощей от честной главы святого священномученика Климента; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма. Местонахождение Монастырь находится в городе Инкерман (пригород Севастополя) на правом берегу р. Чёрной. Проезд: катером от Графской пристани; электричкой до платформы "Инкерман"; авт.117,103 от остановки «5-й километр»; автобусом 106 от площади Захарова на Северной стороне или любым междугородним автобусом проходящим через Инкерман до остановки "Втормет"(возле автомобильного моста через Чёрную Речку). Примечания Данный объект расположен на территории полуострова Крым, бо́льшая часть которого является предметом территориального спора между Россией, контролирующей спорную территорию, и Украиной. Согласно административно-территориальному делению России, на полуострове располагаются субъекты РФ Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административно-территориальному делению Украины, на территории Крыма располагаются входящие в состав Украины Автономная Республика Крым и город с особым статусом Севастополь. Инкерманский Свято-Климентовский мужской монастырь. НПЦ «ЭКОСИТИ-Гидрофизика». По другим сведениям, Николаевская церковь разрушена во время Великой Отечественной войны, см. По материалам

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь – главная достопримечательность Крыма (западной части). Это удивительное место поражает не только своим расположением, но и увлекательной историей, длившейся много веков. Многие мои знакомые спрашивали, как добраться до монастыря и стоит ли «игра свеч». Однозначно скажу – стоит.

Где находится монастырь

Расположен мужской монастырь в окрестностях Севастополя, в городе Инкерман, точнее в его пещерах. С правой стороны реки Черной. Увидеть его вблизи есть возможность уже в пути, если вы отправились в Крым поездом. По дороге увидите удивительную картину, прямо в скалах, совсем рядом с железнодорожным полотном, множество окон, балкончиков. Такое впечатление, что дотянуться можно рукой. Координаты и карта находятся внизу страницы.

История возникновения и развития

О дате возникновения Инкерманского монастыря спорит огромное количество ученых. Многие из них уверенны, что он был образован еще в восьмом веке, но некоторые утверждают – основан мужской монастырь не ранее 14 – 15 века. В то же время точно известно – жизнь в этом месте возникла еще в шестом веке.

В то время тут находилось поселение рабской силы, участвовавшей в добыче камни для строительства еще одной достопримечательности – « » . В шестьдесят третьем году до нашей эры, когда южная сторона Крыма была в составе Римской империи, на горе Монастырской была возведена крепость Каламита.


Уже в пятом веке до нашей эры, земля стала собственностью византийцев, именно они обосновали тут город. Возвели одиннадцати километровую крепостную стену, выкопали ров. Считается, что именно в это время тут появилось огромное количество различных сооружений. И не только на самой скале, но и в ее стенах. Считается, что уже тогда появились пещерные храмы и кельи.

Когда Византийская империя утратила свою мощь (8 век), Каламита опустела. В девятом веке крепость восстановили, а в 1475 году городок получил название Инкерман. По сути монастырь не создавался специально. Монахи просто оборудовали большие каменоломни для своих целей. Хоть со временем тут было сооружено несколько храмов.

Главный храм освятили в тысяча восемьсот пятьдесят втором году, в то же время весь комплекс и получил сегодняшнее название – Инкерманский пещерный монастырь. В 1867, после перестройки, открыли храм Святого Мартина, в 1895 – Пантелеймона. В 1905 открыта церковь Николая Мирликийского.


С 1924 года церкви и храмы начали массово закрывать, не обошла эта участь и пещерный монастырь в Инкермане. И только после знаменательного 1991 года жизнь в монастыре стала возрождаться. По сути это было второе открытие святыни и основной достопримечательности полуострова.

Все храмы Крыма здесь .

Что интересного в пещерном монастыре, особенности

Благодаря архимандриту Августину на протяжении двадцати лет огромное количество храмов, келий в пещерах и корпусов восстановили. Причем восстанавливать в прямом смысле слова надо было из пепла. Сегодня комплекс включает в себя пять храмов, корпус братства, различных хозпостроек и огромного количества пещер.

Мое внимание сразу привлекли две церкви, сооруженные на земле, прямо под отвесом скалы Монастырской. Именно это и придает строениям, особенной неповторимости. Главной из них считается церковь Святой Троицы, это в ней храниться рака с остатками святого Климента. А вот Пантелеймоновская церковь славиться своим стилем Византии и алтарем, расположенным прямо в скале.

Конечно меня, впрочем, как и большинство других туристов, поразили именно храмы в пещере: Свято-Климентовская базилика, Мартина Исповедника и Андрея Первозванного. Попасть к ним можно только через один вход, с запада Монастырской скалы. Путь не из легких по крутой лестнице в длинном коридоре с множеством разветвлений.


Внутри много простора и света, благодаря оборудованным оконным и дверным проемам на балконы. Именно балконы поражают больше всего. Когда смотришь на них с улицы, создается впечатление, что видишь необыкновенные гнезда птиц, устроенные на склонах скалы.

Если хотите повидать больше и относитесь к храбрым людям, можете посетить заброшенные храмовые сооружения и неизведанные пещеры. Зрелище потрясающее, но опасное. Большинство из них аварийны. При необузданном желании есть возможность подняться на плато Монастырской скалы и познакомиться с руинами древней крепости. Именно отсюда открывается завораживающий вид на горы и долины, а также озеро, появившееся на карьере и, конечно же, море. Пещерные храмы имеют общий вход с общими лестницей и коридорами.

Чтобы описать все прелести мужского монастыря в скале, мне не хватит одного поста. Но надеюсь, что предоставленной информации вполне достаточно для принятия решения о посещении этого удивительного места. А доехать до него не так и сложно, как может показаться на первый взгляд.

Как добраться (доехать)

Если вы остановились в Севастополе, отправляйтесь на Графскую пристань, садитесь на катер, который и доставит вас к месту. Можно доехать до станции «Инкерман» на электропоезде. Если решите ехать автобусом – садитесь на маршрут «Севастополь – Инкерман» и выходите на остановке «Втормед». Путешественники автолюбители на своем или арендованном авто следуют согласно координатам и карте (смотрите ниже) . В любом случае путь не сложный, даже интересный. Кроме того, по дороге есть возможность увидеть и другие .

Цены и официальный сайт

Получить больше информации о монастыре и узнать цены можно на официальном сайте Инкерманского мужского монастыря в пещерах – kliment-monastery.ru Если есть желание, можно заказать экскурсию, тогда вам не надо будет думать, как добраться до места и что посмотреть в первую очередь.

Фото