Open
Close

Иконописная мастерская живая традиция. Выставка «Современная икона

25–27 января 2018 года Дом русского зарубежья им. А.Солженицына, Музей русской иконы и Оргкомитет конференции приглашают на XIV Международную научную конференцию «Икона в русской словесности и культуре».

Организационный комитет:

Председатель:

Валерий Владимирович Лепахин, доктор филологических наук, профессор Сегедского университета.

Сопредседатели:

— Оксана Витальевна Губарева, кандидат искусствоведения, член Союза художников России (Санкт-Петербург, Россия);

— Александр Васильевич Моторин, доктор филологических наук, профессор (Великий Новгород, Россия);

— Ирина Константиновна Языкова, кандидат культурологических наук (Москва, Россия).

— Котина Юлия Викторовна (ДРЗ).

Основные темы, которые предполагается обсудить на заседаниях: богословие иконы, иконология, иконография, эстетика иконы, икона и слово, икона в словесности, икона в литературе русского зарубежья, слово в иконе, словесность об иконе, иконичность словесного художественного образа, иконотопос и эонотопос в художественной литературе.

В 2018 году исполняется 100 лет со дня рождения Александра Исаевича Солженицына, имя которого носит Дом русского зарубежья. Оргкомитет предполагает провести заседание, посвященное памяти писателя и мыслителя. Тема доклада не обязательно должна быть связана с иконой.

В этом году ушли из жизни два участника нашей конференции: Гелиан Михайлович Прохоров и Валентин Арсентьевич Никитин. Оргкомитет приглашает участников почтить память коллег докладами и сообщениями.

Тематику конференции можно расширить, ждем ваших предложений.

Заседания состоятся:

Регламент: доклад - 20 мин., выступление - 5 мин.

Ждем также ваших предложений относительно культурной программы (организация выставки в фойе Дома русского зарубежья, концерт духовной музыки и др.). Пока Оргкомитет планирует экскурсию в Музей русской иконы. Есть также предложение организовать вечер поэзии, на котором участники конференции могли бы выступить со своими стихами.

Как покупателю выбрать нательный крест, каковы особенности продажи крестов в ювелирном магазине?

Данная статья призвана помочь работникам ювелирной торговли продавать этот непростой товар, облегчая выбор покупателю.

Нашим консультантом стала Губарева Оксана Витальевна - искусствовед, член Союза художников РФ, в течение многих лет - преподаватель иконографии Духовного училища Санкт- Петербургской Духовной Академии, арт – директор ювелирной компании «Акимов».

Продавец религиозных украшений, безусловно, может не быть верующим человеком, однако знать историю религиозных символов - его прямая обязанность. Иначе, как он сможет доходчиво объяснить пытливому покупателю особенности той или иной реликвии?

Обычай носить нательный крест на груди восходит к первым векам христианства. Крест является обязательным атрибутом православной веры и «спасительным орудием для изгнания дьявола». Еще в дохристианскую эпоху, кресту придавали особое значение: крест в квадрате был символом земли и стабильности, помещенный в круг - обозначал солнце, центр Вселенной, связывающий небо с землей. Крест воплощал идеи единства противоположностей в природе, мужского и женского начала, у многих народов символизировал жизнь и смерть. Христианство наполнило древний символ новым смыслом, сделав его знамением вечной жизни и единения всего мироздания в Боге. Именно кресту православные христиане уже больше двух тысячелетий доверяют оберегать свою жизнь от напастей.

Культовые украшения - особая товарная категория. Это не просто товар, это образ души человека, раскрывающий его сокровенные чувства и чаяния. С древних времен православные кресты изготавливали лучшие мастера, стараясь передать им тепло своего сердца. Всякая ошибка в работе считалась позором и плохим предзнаменованием мастеру, ведь он делал не просто украшение, а святого спутника человеку на всю жизнь.

Крест целовали, на него молились, и любой изъян сразу обнаруживался. Поэтому хороший крест всегда был высоким произведением искусства. Каждое православное изделие имеет свой замысел, богословскую концепцию, воплощенную в художественных формах и образах. Крест, в первую очередь, это образ славы Иисуса Христа, Бога, который стал человеком из любви к людям, страдал за их грехи на Кресте, и, воскреснув, дал надежду на вечную жизнь. В орнамент крестов, мо-щевиков, образков нередко вплетаются слова молитв, священные символы и знаки. Это делается не случайно, и верующие всегда обращают на это внимание. Именно поэтому, кроме номинальной стоимости и художественно-эстетической ценности, культовые украшения имеют еще духовное значение.

Выставка «Современная икона. Филипп Давыдов и Ольга Шаламова»

Санкт-Петербург, книжный дом Глагол.

Тема : проблемs современной иконописи.

Ведущий круглого стола : протоиерей Александр Степанов - главный редактор радиостанции Санкт-Петербургской епархии «Град Петров», настоятель домовой церкви великомученицы Анастасии Узорешительницы и храма святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских на Васильевском острове.

Участники :

Оксана Витальевна Губарева искусствовед, член Союза Художников России, писатель и автор множества популярных книг по христианскому искусству,

Филипп Андреевич Давыдов руководитель иконописной мастерской Живая Традиция, учёный секретарь Православного института религиоведения и церковных искусств, член союза художников РФ,

Игумен Александр (Федоров) , настоятель Императорского Петропавловского собора и церкви св. Екатерины в Академии художеств, заведующий иконописным отделением СПбПДА, профессор Института им. И. Е. Репина Российской академии художеств, председатель епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам и Санкт-Петербургского православного молодежного движения (СПб),

Ирина Константиновна Языкова кандидат культурологии, искусствовед, зав. кафедрой христианского искусства Библейско-богословского института св. апостола Андрея, и другие компетентные лица.

Начало : 19:00. Вход свободный.

(Особая благодарность за съёмки Риму Шагапову)

Планируемые выставки:

Следующая выставка икон Филиппа Давыдова и Ольги Шаламовой планируется в г. Вашингтон (США), в Дадиан Гэллери (Dadian Gallery) при семинарии Везли (Wesley)

4500 Massachusetts Avenue, NW, Washington, DC 20016, USA

2014-04-10 Современная иконопись - круглый стол в "Глаголе" (Книжный ДОМ, Невский 177) Все видео - https://www.youtube.com/playlist?list=PLPEV1ltoIiC2pLaOvEVKa8XHZUhar-Jv- 10 апреля в конф-зале К д "Глагол" прошел круглый стол, о проблемах современной иконописи. Ведущий о. Александр Степанов, гл. ред. "Града Петрова" представил участников: Ирину Константиновну Языкову, искусствоведа, кандидата культурологии, зав. кафедрой христианского искусства Биб-бог. и-та св. ап. Андрея; Оксану Витальевну Кобыреву, искусствоведа и члена Союза художников СПб; иконописца Филипп Давыдова и Евгению Давыденко, рук. иконописного отделения И-та богословия и церковного искусства Оптиной пустыни. Александра Васильевича Стальнова - председателя секции иконописи в Союзе художников России О.Александр заметил, что сегодня идет мучительный спор эпох и мнений, многое забыто и утрачено. "Многие проблемы церковного искусства возникли... еще в период Средневековья. Всякое творчество - высказывание того, чем наполнен человек. Средневековый человек отличается от современного гораздо большей цельностью. Его центральным познанием было богопознание, а наукой - богословие. И здесь возникает вопрос и проблема того, в каком направлении двигаться". Ирина Константиновна показала подборку икон, отражающую многообразие современной иконописи. "В древности икона собирала человека, сегодня весь процесс расползся вширь. Сегодня нет единства... икона становится авторской. Сегодня личность иконописца выходит на первый план. Сама жизнь нам подсказывает шаги к тому, что нельзя только лишь стилизовать", - отметила искусствовед. Оксана Витальевна Кобырева посмотрела на проблему с другой точки зрения и подчеркнула, что самоцелью становится дематериализация образа, а также маньеризм. "Икона это не стиль, а философия и богословие, осмысление через краски космогонии и устройства вселенной, того, какое место в нем занимает человек, что такое божественное подобие. С помощью метафорических образов и ритмических соответствий перекликаются догматы". Александр Стальнов заметил, что основная проблема иконописной традиции состоит в том, что она должна быть цельной и не отрываться от церковной традиции. Последним выступил Филипп Давыдов. Он отметил, что...есть соблазн остаться в византийской традиции, но мы должны создавать образы для наших современников".