Open
Close

Иконография праздника введения во храм пресвятой богородицы. Икона божьей матери «введение во храм пресвятой богородицы

Икона «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» рассказывает о событии, которое произошло еще до рождения Иисуса Христа, о его матери Деве Марии и ее родителях, которые отдали свою дочь Церкви согласно своим обещаниям и предвидя ее судьбу.

История и предания

Праздник и икона «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» появились на основе церковного жизнеописания Девы Марии, преданий о событиях, которые предшествовали рождению Иисуса Христа.

Родители ее — Анна и Иоаким — в течение многих лет не могли зачать ребенка и, молясь о его появлении, дали Богу обет о том, что после рождения долгожданного малыша его посвятят церкви и служению Богу. Когда же у них родилась дочь, и ей исполнилось 3 годика, счастливые родители обета повели ее в храм Иерусалима, чтобы отдать на обучение. Для них это было своего рода жертвой, ведь они привели своего единственного и такого долгожданного ребенка, которому предстояло посвятить свою жизнь церкви.

Икона и праздник «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» как раз и посвящены этому событию. Около входа в храм их встретил первосвященник — праведный Захария. По необъяснимому вдохновению он открыл двери Святая Святых, которые являются прообразом православного алтаря, перед 3-летней девочкой и ввел ее в двери храма.

Перед этим событием торжественная процессия, возглавляемая родителями Девы Марии и всеми ее родными, проходила из Назарета в Иерусалим. Девочку одели в красивое платье, расшитое жемчугом, а впереди нее шла процессия девушек, которые держали зажженные свечи. Только спустя 3 дня процессия подошла к храму, где их встретил священник.

Ее мать Св. Анна обратилась к нему с речью, в которой просила принять свою Богодарованную Дочь и ввести ее в святое жилище. Маленькая девочка не испугалась, а сама направилась к храму, не оглядываясь, поднялась по 15 ступеням и взошла на церковный помост. Удивленный Захария взял ее на руки, и тут его коснулся Святой Дух. Он занес девочку в Святая Святых, как будто предвидев ее будущую судьбу.

Значение Богородицы в православии

Впоследствии в православной религии Богородицу, ставшую матерью Христа, стали считать «одушевленным храмом», т. е. местом, где пребывал Бог. для людей является прообразом сердца, в глубине которого верующий человек носит Бога. Это место считается сокровенным, ведь внутри в киоте хранятся каменные скрижали Завета, содержащего 10 заповедей, данных Господом еврейскому народу.

По традиции Православия это событие отмечается во время праздника Введение во Храм Пресвятой и значение которого посвящены детям, чистоте их души и тела.

Жизнь и путь Девы Марии

После этого события родители Марии вернулись в Назарет, а девочка много лет прожила в комнате храма, предназначенной для молодых девушек. Она научилась читать, вышивать, шить, ткать лен и прясть шерсть. Большую часть ее времени она занималась чтением молитв и Священного Писания.

Из стен храма Мария никогда не отлучалась, а пищу ей приносил архангел Гавриил, ставший ее неотступным хранителем, его изображение обычно присутствует на иконе вверху, в правом углу. Мать часто приходила навещать ее, своими разговорами она укрепляла ее дух.

После 12-летия Марии Захария по указанию Ангела устраивает смотр подходящих женихов для нее, во время которого был выбран вдовец Иосиф, держащий в руке посох, чудесным образом расцветший. После этого Дева Мария покидает храм.

Богословское толкование произошедших с Богородицей событий было дано Григорием Паламой в Слове «На Введение…», где рассказано о причинах избрания Девы Марии выполнить важную миссию и стать матерью Сына Божьего.

Икона «Введение во Храм Пресвятой Богородицы»: описание и значение

В основе композиции иконы лежит изображение Иерусалимского храма, куда Анна и Иоаким подвели свою дочь Марию. Все семейство встречает священник, голова которого увенчана нимбом. Позади него находятся врата Святая Святых, которые представляют особое место, где хранятся важные реликвии иудеев. Сюда даже первосвященник может входить только 1 раз в год, потому что для верующих находиться здесь равнозначно возможности увидеть Бога и поговорить с ним, пребывать около него.

Слева на иконе видны родители Марии, а справа стоит священник около входа в храм. В центре изображения — сама Дева Мария, образ которой знаменует начало спасения и стремления к чистоте души. Обращаясь к Богу, каждый верующий совершает работу над собой, своим духом, что затем приносит радость и праздник.

Старинные иконы «Введение во Храм Пресвятой Богородицы», фото приведены в обзоре, есть во многих православных храмах России и в коллекциях музеев.

Храм по традиции на иконах изображают в виде кивория, шатра. Вверху иконы художники рисовали красное покрывало (велум), которое символизирует собой место действия и означает, что оно происходит внутри Иерусалимского храма, интерьеры которого также часто присутствуют. На голову первосвященника надет кидар, что означает его принадлежность именно к этому храму, к нему всегда крепится табличка с надписью «Святыня Богу». 15 ступеней символизируют 15 восходящих псалмов, которые произносят паломники, поднимаясь в Храм.

Иконография праздника

Первоначальные версии "Введения" входили в цикл жития Богородицы. Так, на фресках 9 в. капеллы Иоакима и Анны и в Софийском соборе в Киеве изображение располагалось в алтарной части в составе цикла, в наосе, парклисе и т. д. Впервые в виде отдельной иконы это событие было отображено на миниатюре Минология Василия 2-го, а также среди икон праздничного ряда иконостаса в и др., часто этот сюжет был представлен отдельно в монументальных росписях.

Композиция и описание иконы «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» соответствуют теме прославления ее как чистой и непорочной девы, принесенной в дар Богу. В центре находится фигура Марии, одетой в мафорий, который в те времена считался традиционной одеждой замужних женщин, красного или вишневого цвета. Синяя или голубая туника и чепец подчеркивают ее девство. В данном случае мафорий символизирует ее материнство. А изображение трех золотых звезд на нем является знаком ее непорочности. Облик Богородицы совсем не детский, чем подчеркивается ее избранность и будущая предназначенность судьбы.

Отличия в иконографии и композиции

В западноевропейской живописи эпохи Возрождения восхождение Марии по лестнице представлено единственной ее фигурой, а священник ожидает ее на вершине. Так выглядит сюжет иконы «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» (фото ниже) знаменитого живописца Тициана (написана в 1534-1538 гг., Венеция) и у Джотто на фресках в капелле Скровеньи в Падуе (1303).

Композиции в русских иконах были созданы по другому принципу: дева стоит рядом со священником на ступени при входе. В верхнем углу позади первосвященника изображена сцена принятия пищи Девой Марией от Ангела.

В большинстве сюжетов Иоаким и Анна стоят впереди и вручают свою дочь священнику, позади них стоят девы со свечами, на более поздних иконах родители изображались в конце процессии, а девы окружали Богоматерь, иногда и ее рисовали со свечкой в руке.

В сцене питания Богоматери она сидит на ступенях Храма, а к ней слетают Ангелы с небес. На росписях в Успенском соборе на территории Московского Кремля композиция этого сюжета изображена в интерьере пятиглавого храма, а Святая Святых является алтарем новозаветного храма, где Богородица сидит на ступенях над престолом, а к ней летит ангел, держащий кадило в руке.

Где находятся иконы, посвященные Деве Марии

Сведения о земной жизни Святой Богородицы можно узнать из церковного Предания. Событие и подробности передачи Девы Марии от родителей стали известны из разных рукописей и устных источников: греческого «Протоевангелия Иакова» 2 в., Евангелия псевдо-Матвея 9 в. и других старинных религиозных книг. Иконография этого праздника на протяжении многих веков оставалась неизменной: Мария, стоящая с трагическим лицом перед входом в Святая Святых, и Захария, который склонился перед ней в поклоне, что показывает его благоговение перед ней. Торжественный вход Марии в храм является символом начала ее новой жизни, посвященной Богу и - впоследствии - подвигу рождения Иисуса Христа.

Первые фрески с таким сюжетом существовали в 9 в. в храмах Каппадокии. На территории России первые росписи были сделаны в 11 веке в Софийском соборе (Киев, Украина), затем в 15 в. - в церкви Успения Пресвятой Богородицы в Новгороде, которая была уничтожена во время войны.

Древние иконы «Введения» экспонируются во многих музеях России и мира: в Третьяковской галерее, в Центральном музее древнерусской культуры и искусства, в Русском музее и др.

Праздник Введения: история и значение

Праздник, посвященный иконе «Введение во Храм Пресвятой Богородицы», отмечается 4 декабря (по старому стилю 21 ноября), в самом начале традиционного Рождественского поста. Сейчас он принадлежит к самым большим православным праздникам, которые называются двунадесятыми (от слова «дванадесять», т. е. 12).

Торжество посвящено праздничному событию, которое стало звеном Божьего промысла и ожидалось в течение 5,5 тыс. лет после грехопадения. Дева Мария явилась для того, чтобы совершить свой личный подвиг: благодаря своей чистоте и безгрешности она смогла ввести вместе с собой в церковь все православное человечество.

Вхождение Марии также символизирует событие, когда вместо утраченного после завоевания Вавилоном Ковчега Завета она становится новым Киотом. Наступает время Нового Завета, приближается событие Рождения Христа.

Спустя 10-летие после этого события произойдет вхождение в мир Сына Божьего, к чему и готовилась все это время Божья Матерь. По историческим данным, в список он вошел после 14 в. и вначале отмечался менее торжественно.

Богослужение в храме

Во время празднования, уже за месяц до великого события Рождества Христова, в песнопениях и радости люди готовятся встречать появление на свет Богомладенца.

Праздник состоит из одного дня предпразднества и четырех дней попразднества. Впервые празднование упоминается в сочинениях Григория Нисского в 4 в., сохранились проповеди патриархов Германа и Тарасия из Константинополя, датированные 8 в.

Накануне празднования служится всенощное бдение, читается акафист Божьей Матери. Во время самого праздника служатся часы и литургия. После этого совершается торжественный крестный ход, после чего священник произносит проповедь, поздравляя всех прихожан. Священнослужители одеваются в бело-голубые облачения. Украшение иконы «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» делается с помощью цветочных гирлянд и зажженных свечей.

Иконография композиции и расположение на ней участников, место иконы среди богородичных сцен и картин земной жизни Христа соответствуют темам песнопений во время службы праздника. Самая важная из них - прославление Богородицы как вместилище одушевленного храма.

Традиции и празднование у верующих

По народным приметам в этот день заканчивается осень и наступает зима. На Руси во всех городах и селах в этот день проводились веселые введенские ярмарки, самой широко известной была Московская, на которой проходили рыбные торги, продавались кренделя, пряники и блины, пили сбитень — горячий медовый напиток.

По традиции после окончания празднования крестьяне меняют летние телеги на сани. Также в эти дни было принято устраивать смотрины, где молодожены садились в сани и объезжали все окрестные деревни, где местные жители собирались их смотреть. Для девочек в такой день мамы дарили подготовленные заранее подарки.

Молитвы и пение во время праздника

Во время богослужения звучат религиозные песнопения: акафист, кондак и тропарь. Акафистом называют хвалебное пение, торжественный гимн, написанный в честь Божьей Матери или Христа, который читать нужно обязательно стоя, обращаясь за утешением к изображению святого. Акафист иконе «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» читают стоя к ней лицом. Состоит он из нескольких частей, которые называют кондаками и икосами.

Кондак — небольшая песнь, описывающая кратко определенное действие, которое совершил святой, а икос — восхваление этому событию. При чтении акафиста также читаются тропари, восхваляющие слова, предназначенные святым или в честь праздника.

Молитва иконе "Введение во Храм Пресвятой Богородицы" читается в храме во время праздника и имеет силу, если человек искренне верует. Считается, что икона может помочь в карьере, творческом и духовном росте человека. Совершая около нее молитву, верующий просит Бога об исцелении от болезней, а девушки — о благоприятном и удачном замужестве.

По традиции считается, что в такой день данная Богу клятва будет исполнена с его помощью. Все люди совершают ошибки, многие имеют грехи, и загладить свою вину поможет молитва, с которой верующий обращается к Божьей Матери, ведь она прошла свой земной путь, пережив и радости, и лишения.

Церкви и храмы, посвященные Богородице

Всего на территории нашей страны построено почти 400 храмов, посвященных иконе «Введение во Храм Пресвятой Богородицы»:

  • Церковь около Салтыкова моста в Москве, где еще в 1801 г. было возведено деревянное здание, освященное в честь Богородицы, затем в 1825 г. был построен каменный храм.
  • Церковь Введения в Барашах, построенная в конце 17 в.
  • В Сергиевом Посаде — является одной из древнейших в России, построена в 15 в.
  • В Калужской области, в г. Козельске, на территории Свято-Введенской Оптины пустыни, датируется концом 14 в.
  • В Иваново, Пскове, Туле и других российских городах.

Заключение

В иконе «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» показана внутренняя красота Девы Марии, ее духовное величие, искренность веры и непорочность. Именно этой девушке с детства было предначертано стать Божьей Матерью. В ее образе для христиан всего мира воплотились основные человеческие ценности: жертвенность, любовь, материнство и внутренняя чистота.

икона БогоМатери «ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»

____________________________________________________

На иконе двунадесятого (одного из 12 главных) праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы отображён евангельский сюжет о событии, происшедшем после того, как Деве Марии исполнилось три года. Родители Пресвятой Богородицы, праведные Иоаким и Анна, не имеющие детей, молясь о даровании им ребёнка, дали обет Господу: если родится дитя, то посвятить его на служение Богу. И вот родилась у них дочь, которую назвали Марией.

Когда Деве Марии исполнилось три года, праведные Её родители, во исполнение своего обета, одев Марию в лучшие одежды, с зажжёнными свечами привели Её в Иерусалимский храм. К храму вели высокие каменные ступени. По этим ступеням трёхлетняя Мария неожиданно для всех взошла сама, без помощи взрослых. Первосвященник, по внушению свыше, взял Её за руку и ввёл не только в храм, но и в «Святое Святых» – место в храме, вход в которое был разрешён только первосвященнику, и то всего один раз в год. Все находившиеся в храме дивились столь необыкновенному событию.

Пречистая Дева воспитывалась в Иерусалимском храме в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. Пребывала Пресвятая Дева в храме до четырнадцати лет – возраста, когда по закону Ей уже нельзя было более оставаться в храме. Священники хотели выдать Её замуж, но Она объявила о своём обещании Богу – сохранить Свою чистоту и остаться Девою. Тогда священники обручили Её дальнему родственнику восьмидесятилетнему Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Её девство.

Пред иконой «Введение во храм Пресвятой Богородицы» молятся об исцелении от различных недугов.

Молитва пред иконою Божьей Матери «Введения во храм Пресвятой Богородицы»

К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная?
Кто плач мой услышит и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам, грешным?
Кто паче Тебе в несчастиях защитит?
Услыши стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычице и Мати Бога моего!
Не презри ищущаго Твоея помощи и не отрини мене грешнаго, Царице Небесная!
Научи мене исполняти волю Сына Твоего и даруй желание всегда следовати Его святым заповедям. За мой ропот в болезнех, трудах и несчастиях не отступи от мене, но пребуди Материю и Покровительницею мене малодушнаго, Царице моя преблагая, Заступнице усердная! Твоим ходатайством прегрешения моя покрый, от видимых и невидимых врагов защити, сердца враждующих против мене смягчи и Христовою любовию согрей их.
Мне же немощному даруй Твою всесильную помощь победити моя греховныя привычки, дабы, очищенный покаянием и последующею добродетельною жизнию, в общении со святой Церковию провел остальныя дни земнаго странствия. Предстани мне, надеждо всех христиан, в час кончины моея и подкрепи мою веру в смертный тяжкий час. Вознеси за мене, многопрегрешающаго в жизни сей, Твоя всесильныя молитвы по отшествии моем, да оправдает мене Господь и соделает причастником Его безконечных радостей. Аминь.

Тропарь, глас 4
Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает.
Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак, глас 4
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.

____________________________________________

АКАФИСТ ВВЕДЕНИЮ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Кондак 1
Избранней Предвечным Царем Богоотроковице Марии, Ангелов и человеков Царице, пришедшей иногда в храм Господень во Святая Святых, на обручение девства Своего Жениху Небесному воспитатеся в Божие Жилище, достойное поклонение усердно Тебе приносим, Ты же яко многомощная Заступница наша, от всяких нас бед и скорбей свободи, да с любовию и умилением Тебе вопием: Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзшая.

Икос 1
Архангелов и Ангелов лики от небесных высот стекошася видети преславное Твое, о Богомати, во храм Господень Введение и вкупе с земным ликом чистых дев невидимый лик безплотных умов с веселием идяше, Тя, Пречистая Дево, провождающе и яко сосуд избранный Богу повелением Господним окружающе, и яко Госпоже своей служаще, аще не видесте тайны Твоея силу, видяще же Тя небесныя чистоты неизреченно исполнену, и вся бывшая о Тебе зряще, ужасахуся и со страхом многим воспеша Тебе тако: Радуйся, прерадованная Дево, Мати Царева имущая быти. Радуйся, предпочтенная Царице, в храм Царев грядущая жити. Радуйся, Бога Отца Дщерь избранная и превознесенная. Радуйся, Бога Сына Матерь от века предреченная. Радуйся, Богу Духу Всесвятому Невесто неискусобрачная. Радуйся, всея Твари видимыя и невидимыя Владычица превожделенная. Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзшая.

Кондак 2
Видяще праведнии родители Твоя, Пресвятая Дево, яко три лета исполнишася от рождества Твоего, восхотеста совершити делом обетование свое, еже первее словесы изрекоша, да принесут Тя в дар Богу, сего ради созваша в Назарет вся сродники своя от царскаго и архиерейского рода, и священники многия, пригласиша же и лик чистых дев, да со свещи горящими провождают Тя, яко же предрече Писание: "приведутся Царю девы в след Ея, искренния Ея приведутся Тебе, приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев". И тако совокупльшеся вси и помолившеся о Тебе Богу, воспеша Ему: Аллилуиа.

Икос 2
Разум Небесный открывая, Богоотроковице, благоволила еси, яко да не в нищетных рубищах предстанеши ко храму Царю Небесному, сего ради преодеяна была еси со славою и красотою многою, да исполнится на Тебе Давида праотца Твоего предречение: "Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена". Егда же, яко Невеста Божия преукрашена была еси и вся ко всечестному Введению Твоему достойна устроишася, поведоста Тя родителя Твоя, яко трехлетнюю агницу во Иерусалим, воспевше Тебе тако: Радуйся, преодеянная в рясны златыя девства и чистоты. Радуйся, преукрашенная во вся доброты небесныя красоты. Радуйся, Дщи Царева всю славу девственную внутрь Себе имущая. Радуйся, Невесто Божия, предстати одесную Небесному Жениху грядущая. Радуйся, одушевленный Кивоте Божий, посреде дев тимпанниц шествия своя устрояяй. Радуйся, пречистый Храм Спасов, ко храму законному пути Своя направляяй. Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзшая.

Кондак 3
Сила Вышняго осени Тя и Дух Святый найде на Тя и бысть Предводитель Твой, егда по триех днех пути достигла еси града Иерусалима, и яко Кивот Божий ведома была еси ко храму Господню, Богородице Дево, да сбудется слово псаломское, глаголющее: "Видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога моего Царя, иже во Святем". И тако за премногую небесную чистоту Твою, храм Божий удостоилася еси быти, идеже Дух Святый хотяше жити да соделает Тя Жилище Свое, селение небесное, да паки исполнится на Тебе другое Писание, глаголющее: "Освятил еси Селение Свое, Вышний, Свят храм Твой, Господи, дивен в правде", сего ради да воспоим вси о Тебе: Аллилуиа.

Икос 3
Имуще леты три, Пресвятая Дево, приведена была еси ко храму, святыя же родители Твоя, ов от единыя страны, ова же от другия, вземше за руки Тя, Богодарованную им Дщерь свою, кротко и честно ведоша Тя ко храму, глаголюще: "Начните Девы свещеносныя, предшествуйте пред Богоотроковицей". Все же множество сродник и соседов знаемых и священник с веселием последоваху, свещы в руках держаще, и окружающе Тя, якоже звезды луну светлую. Стечеся же и весь Иерусалим, новое сие превождение со удивлением зряще, Отроковицу трехлетнюю толикою славою облачаемую и таковым светоношением почитаемую и воспеша Тебе таковая: Радуйся, трилетствующая телом, неба небеси ширшая. Радуйся, многолетствующая духом, горних сил превысшая. Радуйся, Агнице Непорочная, девство Свое Богу в жертву чисту принесшая. Радуйся, Голубице Нескверная, чистотою Своею Ангелы удивившая. Радуйся, с девственными лики ко Господу приведенная. Радуйся, с горящими светильники ко храму препровожденная. Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзшая.

Кондак 4
Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, Первосвященник Захария смятеся, зря Твое, Пречистая, ко храму Господню со славою многою превождение и ко вратом на востоки зрящим затворенным сущим приближение. Егда же воспомяну Иезекииля предречение древнее: "Врата сия затворена будут и никтоже пройдет сквозе их, яко Господь Бог пройдет ими, и будут заключена" исполнися Духа Святаго и откровение свыше получив, да отверзет приведенной Богоотроковице заключенная врата, возопи Богу: Аллилуиа.

Икос 4
"Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего, и возжелает Царь доброты Твоея". Тако глаголаху Тебе, Пресвятая Дево, родители Твоя, егда приведена была еси ко храму Господню. Священницы же, службы совершающия, видеша пришествие Твое, изыдоша во сретение славному введению Твоему, и с песньми прияша Тя, яко Матерь имущую быти Архиерея Великаго Небеса Прошедшаго, глаголюще: Радуйся, благоволения Божия предображение, пророки предвозвещенная. Радуйся, человеков спасения проповедание, нам ныне явленная. Радуйся, Ангелы Небесными со славою провождаемая. Радуйся, иереи Божиими с радостию сретаемая. Радуйся, дом Отца Твоего и люди Твоя оставльшая. Радуйся, дом Божий явлением Своим освятившая. Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзшая.

Кондак 5
Боговместимый храм бывши, Богородице Дево, ко храму законному со славою многою провождена была еси, да исполнится Аггея пророка предречение: "И исполню храм сей славою, зане велия будет слава храма сего последняго паче перваго, глаголет Господь Вседержитель". Мати же Твоя приведе Тя к церковному входу, глаголющи: Гряди, Дши, ко Иже Тебе мне Даровавшему. Гряди, Кивоте освящения, к благоутробному Владыце. Гряди, Двере Жизни, к Милосердому Дателю. Гряди, Кивоте Слова, ко храму Господню. Вниди в Церковь Господню, мира радосте и веселие, да воспою о Тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 5
Видевши Мати Твоя, Богородице Дево, иереи Божии из храма изшедшия, и Святителя великаго Захарию, во сретение Твое грядущаго, рече к нему: "Приими, Захарие, Сень Нескверную; приими, священниче, Непорочный Ковчег; приими, пророче, Кадильницу невещественнаго Угля; приими, праведниче, Кадило Духовное. Приими, о пророче, Богом дарованную Дщерь мою и введи в храм Зиждителя твоего, и введ, насади Ю в горе святыни, в готовом жилище Божием, ничтоже испытуя, Тоя бо ради будет избавление", с нею же и мы возопием Тебе таковая: Радуйся, небесныя лики возвеселившая Твоим вхождением. Радуйся, иереи Божии обрадовавшая Твоим явлением. Радуйся, Селение Небесное, храм законный паче перваго освятившая благодатию. Радуйся, Небо земное, Сама Себе в жилище Христово приуготовившая чистотою. Радуйся, Невесто Божия, яко велико и дивно предшествие Твое. Радуйся, Дево Чистая, яко страшно и преславно во храме обитание Твое. Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзшая.

Кондак 6
Проповедник вхождения Твоего во храм Господень праведный Захария удивися зело, видев Твое, Богородице Дево, по лествице церковней, пятнадесять степень имущей, дивное восхождение: поставлена бывши родители Твоими на первом степени, Ты абие Сама о себе потекла еси на прочия степени скоро зело, никемже поддержи-мая, и на высочайший степень востекши, стала еси, укрепляема невидимою силою Божиею; святый же Захария, видев сие, объят бе Духом Божиим и рече Матери Твоей: "Благословен Плод чрева твоего, о жено, преславно приведение твое: Жизни бо Матерь истинную вводиши, како храм вместит Ю?" Темже благодаряше Бога, воспел Ему: Аллилуиа.

Икос 6
Возсия радость велия всем храму законному предстоящим, егда Святитель великий Захария, Духа Святаго исполненный, прият Тя, о Богомати, пред враты церковными, рукама своима держа, и вводя Тя во Святая, вещаше к Тебе тако: "О, Отроковице Нескверная! О, Дево Неблазная! О, Девице Прекрасная! О, женам украшение! О, дщерям удобрение! Ты Благословенная в женах, Ты препрославленная чистотою, Ты запечатленная девством, Ты Адамовы клятвы разрешение. Гряди, исполнение моего пророчества. Гряди, совершение

обетований Господних. Гряди, печате Того завета. Гряди, изъявление Того совета. Гряди, исполнение Того таинств. Гряди, пророков всех Зерцало. Гряди, обновление обветшавших. Гряди, Свете во тьме лежащих. Гряди, дарование новейшее и Божественнейшее. Вниди в радость в Церковь Господа Твоего, ныне убо в дольнюю, человеки входную, не по мнозе же в горнюю и неприступную". С ним же и мы воспоем Тебе сице: Радуйся, Лествице одушевленная, ко храму Господню по степенем лествицы высокия востекшая. Радуйся, Двере, непроходимая человеческими помыслы, во двери храма вошедшая. Радуйся, яко по степенем добродетелей возвысилася еси до высоты Небеснаго Алтаря. Радуйся, яко на крылех девства и чистоты достигла еси Града Великаго Царя. Радуйся, Дом Божий на версе горы достигшая. Радуйся, врата заключенная прошедшая. Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзающая.

Кондак 7
Хотя Человеколюбец Господь спасти род человечь, избра Тебе едину в Матерь Себе и введе Тя во святый храм Свой, да тамо в уединении и тишине глубоцей далече от соблазнов мира сего воспитаешися во святыне Господней в Божие жилище. Ты же, играющи и зело радующися, яко в чертозе, в дому Господни шествовала еси, аще и мала была еси возрастом, триех лет сущи, обаче совершенна была еси благодатию, яко предуведенная и предызбранная от Бога прежде сложения мира, и тамо воспевала еси Ему: Аллилуиа.

Икос 7
Новая, дивная и ужасная сотвори о Тебе Господь, Богоблагодатная, егда Святитель великий Захария, вне себе быв, по таинственному откровению Божию введе Тя паче закона за вторую завесу, во внутреннюю скинию, глаголемую Святая Святых, идеже не точию женскому полу, но ниже священником подобаше входити, но точию единому Архиерею единою в лето; подобаше бо Тебе, яко Одушевленному Божию Кивоту, еще прежде зачатия паче всякаго естества преисполненней чистоты, стати на месте законнаго Кивота Божия, Иеремием сокровеннаго, да исполнится паки славою храм Господень. Сие пречудное вхождение Твое зряще, вопием Тебе таковая: Радуйся, во Святая Святых, яко на небо земное взошедшая. Радуйся, Святая Святых большая, яко к Престолу Божию представшая. Радуйся, Ангелы удивившая, како во Святая Святых преславно взошла еси. Радуйся, человеки возвеселившая, яко храм Господень славою исполнила еси. Радуйся, Чертоже Краснейший, в немже жилище Святыя Троицы содевает Пресущественный. Радуйся, Престоле Святейший, на немже готовится сести плотию Пребожественный. Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзшая.

Кондак 8
Странно Твое зачатие и рождество. Странен образ возростания Твоего. Странно и преславно, Богоневесто, Твое еже внутрь Святилища Введение, и на молитве пребывание присное, и вся, яже суть Твоя: от утра бо даже до третьяго часа стояла еси по вся дни на молитве внутрь Святилища, посем с прочими девы в притворе в рукоделии упражнялася еси, от девятаго же часа паки в храме во Святая Святых предстояла еси Богу на молитве, в Богомыслии и в поучении Божественных Писаний, дондеже Ангел Господень явльшеся препитати Тя небесною пищею. Таковому равноангельскому житию Твоему чудящеся, вопием тако благоволившему о тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 8
Всю Тебе освяти Всесвятый Дух, внутрь храма пребывающую, Пресвятая Дево. Сего ради да не коснется Ти ничто от земныя скверны, небесною и нетленною питаема была еси пищею, подаваемую же земную пищу раздавала еси нищим и странным. И тако приемлющи по вся дни от Ангела хлеб небесный, преуспевала еси мудростию и благодатию, телом и духом радующися, да невместимое Слово Божие непорочно вместиши. И бе Архангел Гавриил неотступный хранитель девственныя чистоты Твоея и со иными Ангелы Божиими часто Тебе являшеся, укрепляше Тя в подвизех духовных, в молитве и посте, в кротости и смирении и любезно беседоваше с Тобою, Превечный Совет Вышняго о Тебе раскрывая, да будеши готова к приятию Божию, вопия к Тебе таковая: Радуйся, неизреченных тайн Божиих предивное исполнение. Радуйся, Предвечнаго Совета Вышняго всечудное совершение. Радуйся, небесным хлебом от Ангела неизреченно воспитанная.

Радуйся, благодатию Божией с небесе несказанно укрепленная. Радуйся, Юже во Святое Святых сретают многоочитии Херувими. Радуйся, с Неюже непрестанно собеседуют шестокрылатии Серафими. Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзшая.

Кондак 9
Всякое естество Ангельское удивися о превелицей красоте девства Твоего, Всесвятая Дево. Ты бо со Ангелы во Святая Святых пребывающи, Сама вожделела еси в чистоте Ангельской и неврежденном Своем девстве вечно жити. Сего ради первая в мире дала еси обет девства и обручила еси Себя на присное служение Богу в чистоте девичестей, и уневестилася еси Ему, да Духом Святым приуготована будеши в чистое и нетленное Селение Слову Божию, поющи Ему день и нощь: Аллилуиа.

Икос 9
Ветии богоглаголивыя не могут глаголати, во еже изрещи тайну жития Твоего в чистоте девства во храме, Богородице. Растущей Тебе леты, Ты бо день от дне укреплялася еси духом и подвижнейшее растяше житие Твое: с трудолюбием бо умножала еси молитву, идущи от силы в силу, дондеже Сила Вышняго осени Тя. Растяху же в Тебе и дары Святаго Духа: егда бо в больший приходила еси возраст, более упражнялася еси в молитве, неже в рукоделии, нощи же целыя в молитве со Ангелы проводила еси за второю завесою; сего ради со удивлением зовем Тебе таковая: Радуйся, Святая Святых Святейшая Дево, в жертву чистую девство Свое Богу принесшая. Радуйся, чистейшая Святаго Духа Палато, в Жилище Христово Себе воспитавшая. Радуйся, Двери Небесная, в храме, яко на небеси пребывшая. Радуйся, Горо Усыренная Духом, во Святилище всеми добродетельми процветшая. Радуйся, Юже Ангели Божии дориносят верно. Радуйся, Юже вси вернии благодарственно славословят присно. Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзшая.

Кондак 10
Спасения нашего весна радостная возсия всем концем земли преславнаго Твоего ради Введения во храм, Богородице. Писание мимоиде и оскуде закон, яко же сень, вшедшей же Тебе во храм Божий, Дево Чистая, лучи благодати всем возсияша, просвещающе души и помышления всех во тьме неведения седящих. Сего ради да радуется небо и земля, небо Умное Грядущее зряще и Ангелов чини и человеков множество да вопиют: в храм вводится радость и избавление всем вопиющим: Аллилуиа.

Икос 10
Стена еси девам в чистоте девства во обителех подвизающимся, Богородице Дево, понеже, давши во храме обет девства Богу, Ты дивно сохранила еси его и достигши лет двунадесяти, егда прочия девы, при храме живущия, сочетовахуся супружества по обычаю подзаконному, Ты открыла еси тайну обетования Твоего, чесо ради отдана была еси на хранение девства старцу Иосифу, Богом указанному возлетением голубицы от жезла его. И тако во всецелую доброту девства облекшися, яко Невеста Божия, Ты всем подаеши в чистоте служение свое совершающим дарования кроткаго Твоего и молчаливаго духа, Твою тишину, смирение и неизглаголанную чистоту, да вси Тобою спасаемии со благодарением воспоют Тебе сице: Радуйся, в молитвах во храме Господнем неусыпающая, не даждь нам во грехе уснути. Радуйся, в безмолвии во Святая Святых пребывающая, сподоби нас в тишине животней пожити. Радуйся, со Ангелы во Святилище присно собеседнице, научи нас безплотных глаголам внимати. Радуйся, с чистыми девы при храме сожительнице, помози нам в девстве и чистоте житие свое совершати. Радуйся, Одушевленный Храм Бога Живаго, храмы Духа Святаго нас сотвори. Радуйся, Чертоже Вседрагий всякаго доброделания, во всех Дарах Духа Святаго нас утверди. Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзшая.

Кондак 11
Пения всеумиленныя от неземных мусикий приношаху Тебе, Пресвятая Дево, Святии Ангели, девическому Введению Твоему служаще и веселие творяше и небеснии припеваху гласы, Тебе на службу Божию входящей, с нимиже на земли от песней человеческих девственнии лицы Господеви поют, псаломски воспевающе и чтуще Тебе Матерь Его. С ними же и нас сподоби чистыми умы и нескверными усты воспети о честнем Введении Твоем: Аллилуиа.

Икос 11
Светоприемная нам возсияла еси свеща, Богородице, во храм Господень пришедши, радость величайшую тамо светящи и на молитве во Святая Святых горящи, отонудоже и облистала еси небесною чистотою всему миру, во тьме греховней пребывающему, да и мы со свещеносными девами, Тя ко храму Господню светло со славою девственною проводившими, узрящем Тя радостно, во свете чистоты душевныя и телесныя сияющу, и воспоем Тебе похвалы таковыя: Радуйся, Свеще Неугасимая, во Святилище возженная, свещеносными девами провождаемая. Радуйся, Заре Незаходимая, весь мир облиставшая, светлыми Ангелы во храме сретаемая. Радуйся, Светильниче Небесныя славы, Свете нелестный во храме всем возсиявший. Радуйся, Чертоже Божия благодати, Хлебе словесный из руки Ангела приявший. Радуйся, Мати Света грядущая быти, светом чистоты Твоея всех просвещающая. Радуйся, Мати Света Тихаго Сияние, теплотою молитв Твоих всех утешающая. Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзшая.

Кондак 12
Благодати Божия новый и одушевленный Кивот сущи, Богородице Дево, в немже вместо манны чувственныя и вещественных скрижалей вмещаются невещественныя неистощимыя дарования Божия, достойно введена была еси во Святая Святых, яко вместити имущая плотски Безначальное Слово Божие, идеже Силы Небесныя служаху Тебе, страшнии Херувими и пламенеющии любовию Серафими осениша Тя крылы своими, Престоли и Господствия, Начала, Силы и Власти припадоша к Тебе со Архангелы и Ангелы, вопиюще о Тебе: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще пречестное Твое во храм Господень Введение, хвалим вси Твое пречудное во Святая Святых со Ангелы спребывание и небесным хлебом питание, поклоняемся равноангельской девственной чистоте Твоей, Богородице, и веруем, яко пришла еси от земнаго дома в Дом Божий, яко жертва чистая, яко дар освящен на обручение девства Твоего Жениху Небесному, да уготоваешися достойно к нетленному и чистому Рождеству Христову в Божие Жилище. Темже тако верующе, возглаголем Тебе сице: Радуйся, храм Господень Пречистых ног Твоих стопами освятившая. Радуйся, жилище Божие от осквернения грешных отмывшая. Радуйся, во Святом храме, яко на небеси, поклонение Горних Сил приемшая. Радуйся, во Святая Святых, яко на небеси, Престолу Божию представшая. Радуйся, Прекрасная Девице, изшествием Твоим из дому отчаго во храм мир всему миру Принесшая. Радуйся, Новая Голубице, вхождением во храм праведным в преисподней надежду впервые даровавшая. Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзшая.

Кондак 13
О, Всепетая Богоотроковице, Пришедшая во храм Господень воспитатися во Святая Святых в Божие Жилище, нынешнее наше о всечестнем Введении Твоем приемши приношение, избави нас от всякия скорби и напасти и искушений вражеских, очисти ны от всякия скверны плоти и духа и сохрани нас до скончания нашего в целомудрии и чистоте, да освященнии Тобою достойны будем введения во обители райския с мудрыми девами, с нимиже да воспоем о Тебе Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак)

Молитва Введению во храм Пресвятой Богородицы

О, Пресвятая Дево, Царица Небеси и земли, прежде век избранная Невесто Божия, в последняя же времена пришедшая в храм законный на обручение Жениху Небесному! Ты оставила еси люди Твоя и дом отца Твоего, во еже принести Себе в жертву чистую и непорочную Богови, и первая дала еси обет всегдашняго девства. Даруй же и нам соблюдати себе в целомудрии и чистоте и в страхе Божием во вся дни живота нашего, да будем храмы Духа Святаго, наипаче помози всем в подражание Твое во обителех живущим и обручившим себе на служение Богови в чистоте девства провождати житие свое и от юности нести иго Христово благое и легкое, свято храняще обеты своя. Ты провела еси, Всечистая, вся дни юности Твоея во храме Господнем вдали от соблазнов мира сего, в присном бодрствовании молитвенном и во всяком воздержании душевном же и телеснем, помози и нам отражати вся искушения вражеския от плоти, мира и диавола находящих на ны от юности нашея, и побеждати оныя молитвою и постом. Ты во храме Господнем со Ангелы пребывающи, украсилася еси всеми добродетельми, наипаче же смирением, чистотою и любовию и достойно воспиталася еси, да готова будеши вместити плотию Невместимое Слово Божие. Сподоби же и нам, одержимым гордостию, невоздержанием и леностию, облещися во всякое совершенство духовное, да уготовает кийждо от нас с помощию Твоею одеяние брачное души своея и елей доброделания, да не нази и неготови явимся во сретение Безсмертному Жениху нашему и Сыну Твоему, Христу Спасителю и Богу нашему, но да приимет ны с мудрыми девами во обители райския, идеже со всеми святыми сподоби нас выну славити и прославляти всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа и Твое милостивое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы
К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой услышит и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надежда христиан и Прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в несчастиях защитит? Услыши стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычице и Мати Бога моего! Не презри ищущаго Твоея помощи и не отрини мене грешнаго, Царице Небесная! Научи мене исполняти волю Сына Твоего и даруй желание всегда следовати Его святым заповедям. За мой ропот в болезнех, трудах и несчастиях не отступи от мене, но пребуди Материю и Покровительницею мене малодушнаго. Царице моя Преблагая, Заступнице Усердная! Твоим ходатайством прегрешения моя покрый, от видимых и невидимых врагов защити, сердца враждующих против мене смягчи и Христовою любовию согрей их. Мне же немощному даруй Твою всесильную помощь победити моя греховныя привычки, дабы, очищенный покаянием и последующею добродетельною жизнию, в общении со Святою Церковию провел остальныя дни земнаго странствия. Предстани мне, Надеждо всех христиан, в час кончины моея и подкрепи мою веру в смертный тяжкий час. Вознеси за мене, многопрегрешающаго в жизни сей, Твоя всесильныя молитвы по отшествии моем, да оправдает мене Господь и соделает причастником Его безконечных радостей. Аминь.

Тропарь празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы
Тропарь, глас 4
Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает, Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак, глас 4
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественнем, юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение небесное.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтем еже в храм Господень вхождение Твое.

Задостойник, глас 4
Ангели, вхождение Всечистыя зряще, удивишася: како со славою вниде во святая святых? Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных, устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: истинно вышши всех еси, Дево Чистая.

Праздник Введения в храм в Русской православной церкви отмечается 4 декабря. Он является вторым двунадесятым богородичным праздником церковного года. Эти праздники отражают события из жизни Иисуса Христа и Богородицы на земле. Один из них посвящен Иисусу Христу, а второй Божьей Матери.

Что обозначает этот праздник

Праведные Иоаким и Анна долгое время прожили вместе, но у них не было детей. Они молились Господу Богу и просили его послать им ребенка, обещая, при этом, что если дитя родится, то они посвятят его служению Богу .

Так, они жили практически 50 лет, но все же их молитвы были услышаны и у них появилась дочь. Было принято решение, что малышку назовут Марией, в переводе с иврита - «надежда», «госпожа».

После исполнения Деве Марии трех лет ее родители решили исполнить свой обет, данный Господу, и посвятить девочку служению Богу. Они позвали своих родственников и знакомых и повели дочь к церкви, где их торжественно встретили непорочные девы со свечами в руках.

Вверх вели пятнадцать ступеней . По Священному преданию, родители поставили Богородицу на первую ступень, а дальше она начала сама быстро подниматься вверх, не оборачиваясь, несмотря на то, что ступени были крутыми, а Мария была еще совсем маленькой. Наверху ее ожидал первосвященник. По некоторым источникам, первосвященником был святой Захария (отец Иоанна Предтечи).

Он встретил Пресвятую Деву, поцеловал и благословил ее. Он получил внушение свыше ввести Деву Марию, которая являлась одушевленным кивотом Божьим, в Святая Святых, куда запрещалось входить даже священникам. Туда раз в год мог заходить только первосвященник, который приносил жертвенную кровь. Все, кто в этот момент находился рядом, очень удивились, ведь это считалось нарушением Закона благочестия.

Вручив свою дочь Господу Богу, ее праведные родители возвратились домой, а Пресвятая Дева Мария осталась жить в помещении при храме вместе с другими девственницами. С этого дня началась трудная и славная жизнь Божьей Матери на земле.

По преданию, в этой церкви Дева Мария находилась до тех пор, пока ей не исполнилось 14 лет . Все это время она проводила в молитвах, в изучении Святого Писания, занималась другими богоугодными делами. Ее воспитание в данном месте заканчивалось и ей необходимо было после этого выходить замуж. Но она отказалась вступать в брак, мотивируя это тем, что хочет остаться девственной перед Господом. В связи с тем, что родителей Марии на то время уже не было в живых, священники приняли решение найти ей покровителя. По особому жребию покровителем Марии стал плотник Иосиф, принадлежавший роду царя Давида.

Как данное событие стало одним из двунадесятых церковных праздников? Исследования показывают, что праздник стал отмечаться во время прихода к власти императора Византии Юстиниана Первого. По его указанию в 543 году в честь Пресвятой Богородицы на месте, где раньше находился Иерусалимский храм, построили большую церковь. Но данная версия не подтверждена документально - это всего лишь гипотеза.

Дата Введение во храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря, неизменна - это не переходящий праздник.

На Западе об этом событии стало известно в IX веке в Сицилии . На то время там находилось большое количество православных греков. В Англию праздник попал вместе с нормандцами, которые захватили этот остров. Это случилось в XI веке. В XIV веке (во второй его половине) праздник Введение во храм распространился по всей Европе. С 1340 года этот праздник был введен и в Католической церкви.

Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы для детей

Прежде чем начать с детьми разговор об этом празднике, необходимо подготовиться . Лучше всего сходить в церковь на служения, в преддверье этого праздника и там можно подробно услышать всю необходимую информацию. Иногда дети сами спрашивают, что такое Введение, тогда ваш рассказ будет ответом на их вопрос. Если у вас есть дети разного возраста, то вы можете начать рассказ, а старшие дети могут его продолжить для младших. Таким образом, они вспомнят услышанное ранее.

Чтобы закрепить полученные знания, можно вместе с детьми рассмотреть посвященные этому событию изображения (иконы, картины). Их легко можно найти в интернете.

Иконы и картины, изображающие вхождение Девы Марии в храм

Иконы называют зримым учением Церкви . На них можно увидеть любое из событий в жизни Иисуса Христа и прочих святых. Например, икона Введение во храм Пресвятой Богородицы отображает все происходящее в тот день. На ней мы видим:

  • большие ступени храма;
  • маленькую Деву Марию, которая была одета в мафорий;
  • праведного Захария;
  • рядом с Марией на иконах всегда изображаются ее праведные родители, которые привели ее в храм.

Помимо икон, художниками написано огромное количество картин, на которых показано событие того дня. Многие художники посвятили свои полотна приходу Божьей Матери в Иерусалимский Храм. Среди них можно назвать таких , как:

  • Тициан Вечеллио;
  • Чима да Конельяно;
  • Альфонсо Боши;
  • Викторе Карпаччо.

Какое духовное значение имеет праздник

Этот праздник, как и все великие события - это этап на пути Божия Домостроительства , одна из ступеней постижения его человеком, предзнаменование на грядущее событие Рождества Сына Божьего. Будущая Богородица вошла в «Святая святых» и это было приготовлением ее к тому, чтобы в последующем стать Матерью Бога на Земле.

Молитва к Божьей Матери защищает верующих от соблазнов и падений. Через нее мы примиряемся с Богом и спасаемся ее молитвами, она защищает нас от всякого зла.

Молятся о карьерном, творческом и духовном росте. Кроме того, обращаясь к ней, молятся об исцелении от различных болезней, а также об удачном замужестве.

Значение образа чудотворной иконы

Образ Царицы Небесной, который написан на иконе "Введение Богородицы во Святая Святых" имеет большое значение в христианской религии. На иконе увековечен момент, когда Дева Мария, поднимаясь по лестнице, входит в храм. При входе ее встречает первосвященник Захария, слева изображены ее родители - святые Иоаким и Анна. В самом центре запечатлена маленькая девочка - Дева Мария. Обыкновенный ребенок, маленькое чистое дитя, было рождено у обыкновенных родителей. Она была послана и благословлена Богом и теперь опять возвращалась к Нему.

Эта икона лишний раз подтверждает то, что мы всегда вернемся к нашему Господу. Во время мирской жизни не стоит никогда забывать о чистоте своей души и общении с нашим Господом.

Даты празднования иконы "Введение Богородицы во Святая Святых"

Торжество в честь Введения Царицы Небесной во храм, Православной церковью празднуется 21 ноября/4 декабря и относится к числу двунадесятых праздников, он устойчиво стоит в календаре. Праздник принят в честь тех событий, которые случились за много лет, до рождения младенца Христа. Давайте вспомним историю детства Богородицы. Супружеская пара Иоаким и Анна долго не могли родить ребенка. Отчаявшись, они дали слово: если у них появится младенец, то они предназначат его служить Господу. Вскоре Бог благословил их, и у них родилась дочь. Малышка была очень красивой и очаровательной. Когда Марии исполнилось три года, Иоаким и Анна решили выполнить обет и устроить девочку в храм для обучения.

Отец с матерью решили покинуть Назарет и отправиться в Иерусалим. Из проводов маленькой Богородицы устроили целое празднество. На торжество собрались все родственники, Деву Марию облачили в красивое платье расшитое жемчугом. Возглавляли этот ход девушки с горящими свечами в руках. Их путь к Иерусалимскому храму занял три дня. У порога храма их приветствовал первосвященник Захария.
Мать Богородицы, преподобная Анна сказала дочери: « Иди девочка моя к Богу, который даровал мне тебя". После она обратилась к Захарии: « Захария, я привела свою дочь, которую Господь даровал мне. Прими ее чистую и непорочную. Введи ее во Святую Святых, до того момента пока Господь не позволил сделать задуманное о Ней".

Малышка Богородица, не страшась, пошла вверх по ступеням. Это было чудом для всех. Поднявшись пятнадцать ступеней, она оказалась около ворот в храм. Первосвященник Захария был удивлен. Он взял малышку на руки и в этот момент к его душе прикоснулся Святой Дух. Захария как будто понял, что судьба для девочки уготовлена Богом и ввел ее во святая святых. Это значимое место в Иерусалиме хранило в себе каменные скрижали Завета с Десятью заповедями. Эти заповеди Бог дал еврейскому народу. В это святое место позволялось заходить только первосвященникам и то только раз в год.

Жизнь Богородицы при храме

После того как родители Девы Марии устроили ее на обучение, Иоаким и Анна вернулись в Назарет. Малышку поселили с остальными девушками. Девушки постарше обучали ее чтению, письму и рукоделию. Со временем чтение Писания и молитва занимали практически все свободное время у Богородицы. В редкие свободные часы Дева Мария вышивала, шила, пряла шерсть и лен. Мать девочки Анна старалась как можно чаще навещать дочку. Во время встреч святая Анна много разговаривала с дочерью, пытаясь укрепить в той веру и дух. В 12 лет Дева Мария решила уневеститься Богу, эти заботы поручили Иосифу Обручнику.

Толкование праздника

Введение Девы Марии во святая святых произошло в самом начале Рождественского поста. После того как случилось грехопадение пять с половиной тысяч лет назад, Господь промышляя о мире сотворил это событие. Поэтому этот праздник отмечается очень помпезно. В своей проповеди иеромонах Адриан сказал чудесные слова: " ...мы рады, что наконец-то в это падшем мире, появилось столь чудесное создание. Она была чиста и безгрешна, в силу своих подвигов ей позволили войти во святые святых, и она вошла, и ввела за собой весь человеческий род". Дева Мария вошла в храм, чтобы через несколько лет она помогла появиться на свет Богу нашему - младенцу Иисусу Христу. " Еще целый месяц до этого великого праздника, а мы уже проводим литургии, потому что мы слышим ангельское песнопение о том, что скоро на свет появится святой младенец и мы должны его встретить".
В день почитания иконы "Введение Богородицы во Святая Святых", 4 декабря, люди просят о хорошей карьере, о крепкой семье и удачном браке, о духовном и творческом росте. Конечно же, к ней обращаются за помощью об исцелении больных.

Непереходящий двунадесятый праздник, отмечаемый в Русской Православной Церкви 4 декабря.
Святое Евангелие почти ничего не говорит нам о земной жизни Пресвятой Богородицы, особенно о Ее детстве. О событии Введения Церковь узнала из Священного Предания и из позднейших, так называемых апокрифических текстов, не вошедших в состав Священного Писания.
Согласно Преданию, родители Марии, Иоаким и Анна, дожили до преклонного возраста, но детей не имели. Святая праведная Анна молилась Богу о даровании ей ребенка, и дала обет отдать его в дар Богу. Протоевангелие от Иакова повествует, что после горячей молитвы Анны « предстал пред ней ангел Господень и сказал: Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире».
Когда Марии исполнилось три года, родители решили исполнить данный Богу обет: «И сказал Иоаким: Отведем ее во храм Господень, чтобы исполнить обед обещанный, чтобы Господь вдруг не отверг нас и не сделался бы наш дар Ему неугоден». Святитель Дмитрий Ростовский пишет, что при введении в храм Божий, Пречистой Девы, предшествовал Господь, «об этом святая Церковь в нынешних песнопениях свидетельствует так: во святых святая, святая и непорочная Святым Духом вводится». В храме Пресвятую Деву встретил первосвященник и благословил Ее. Мария с радостью поднялась по ступенькам, ведущим в храм, и родители ее радовались, что их дочь не повернула назад. А затем, повинуясь Духу Святому, первосвященник ввел Ее во Святая Святых храма, куда даже первосвященнику было разрешено входить только раз в год. С тех пор она осталась жить в храме, и жила там до двенадцати лет, по преданию питаясь из рук Ангела Господня, прилежно читая Священное писание, занимаясь рукоделием и воспитываясь в обществе благочестивых дев.
Этим призванием Пресвятой Богородицы во Святая Святых Господь показал особую избранность и предназначение ее для совершения Великого Чуда Рождения Сына Божия. Святитель Григорий Палама в своем Слове на Введение во Храм Пресвятой Богородицы говорит: «Имевшая Свое тело чище самих очищенных добродетелью духов, так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца, - Приснодева Мария, как Сокровище Божие, по достоянию ныне помещена была во Святое святых, чтобы в надлежащее время, как и было, послужить к обогащению и к премирному украшению».

Икона Введение во храм Пресвятой Богородицы

На иконе, посвященной событию Введения во Храм Пресвятой Богородицы традиционно изображается в центре маленькая фигурка Девы Марии, рядом изображаются родители, который привели Ее в храм, и священник, принимающий Ее. На этой же иконе, обычно в углу, может быть запечатлен еще один момент, связанный с жизнью Пресвятой Девы в храме - сидящая Мария принимает пищу из рук ангела.