Open
Close

И над родом человеческим нависла угроза самоистребления. Как вы думаете, могут ли люди жить без ценностей? Свое мнение аргументируйте

«Проблема человека в философии» - Воспитание и образование. Философская антропология. Феномен человека. Проблема человека в философии. Биологическая эволюция человека. Средневековая христианская концепция человека. Основные концепции антропогенеза. Разработка проблем антропогенеза. Философия Древнего Востока. Жизнь. Антропогенез. Немецкая классическая философия.

«Формирование мировоззрения» - Мифологическое мировоззрение. Убеждения. Миропонимание. Методы формирования общественного сознания. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно. Понятийный аспект мировоззрения. Методы стимулирования деятельности. Целостное представление о природе. Мировоззрение. Способы формирования мировоззрения.

«В чем счастье человека» - Группа профессора Эндрю Освальда. Джеймс Фоулер и Николас Кристакис. Упражнение «Наши эмоции». Что значит счастье для вас. Подавленный гнев перерастает в чувство обиды. Сам себе кузнец. Можно ли стать еще счастливее. Понятие морального сознания. Тренинг. Гнев требует выхода. Нерациональные требования.

«Смысл жизни и счастье» - Смысл жизни и счастье. Надо уметь видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня. Что это у тебя в руке. Основные термины и понятия. Зачем живёт человек. Что такое смысл жизни. Притча о счастье. Разнообразие смыслов жизни. Смысл жизни Л.Н.Толстого. Счастье - состояние полноты существования. Высказывания о счастье.

«Ценности» - Господство разума над аффектами. Аксиология как учение о ценностях. Фильм: «На пути к золотому сечению». Золотое правило нравственности. Частные разновидности красоты. Различие между познавательным и ценностным отношениями. Содержательные признаки прекрасного. Мораль. Красота в природе. Категории эстетики.

«Программа «Социокультурные истоки»» - Слышать слово. Методика. Семь чудес России. Истоки. Семья. Приобщение к истокам духовности. Слово и образ Отечества. Истоки творчества. Истоки дела и подвига. Комплексная интегративная программа «Социокультурные истоки». Концепция программы. Приобщение к истокам родной культуры. Цель. В поисках истины.

Всего в теме 23 презентации

    Создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким -либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большо­го дела -строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой...

  • И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.

  • Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.

  • Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому - музыканта, третьему -лекаря и т. д. А как поступить со стыдом и правдой?

  • Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей...

  • О чем этот миф?

  • Сегодня на уроке речь пойдет о социальных ценностях и нормах - регуляторах человеческого поведения.


  • С ценностями мы сталкиваемся на каждом шагу. Но часто ли задумываемся над ними? Изречение «Смотри внутрь себя» предполагает, что основой нашей нравственности должен быть внутренний диалог, суд человека над самим собой, в котором он сам и обвинитель, и защитник, и судья.

  • А что определяет суть этого монолога?

  • Конечно, те ценности, которые двигают человеком. Что же такое ценности?

  • По ходу моего объяснения мы будем составлять конспект- схему.



  • Все ценности находятся во взаимосвязи, в единстве и образуют целостный внутренний мир человека - пирамиду ценностей.

  • Постройте свою собственную пирамиду ценностей и объясните свой выбор.

  • Как вы думаете, могут ли люди жить без ценностей? Свое мнение аргументируйте.

  • Ценности -это незыблемые, сокровенные жизненные ориентации человека .

  • Без них человек существовать не сможет. Другое дело, что для кого-то золотой телец является главным ориентиром, а для кого-то высшей ценностью является дружба.

  • И все же есть такие ценности, которым поклоняется абсолютное большинство жителей планеты. О каких ценностях я говорю?


Добро Вера

  • Добро Вера

  • Благородство Надежда

  • Достоинство Истина

  • Красота Свобода

  • Совесть Любовь

  • Как вы думаете, какую роль эти ценности играют в жизни человека?




  • Следовательно, любая ценность носит социальный характер.

  • Под социальной ценностью понимается компонент общественной жизни, наделенный особым значением в сознании индивидуума или в общественном сознании. Ценности активно воздействуют на сознание и поведение людей.

  • Приведите примеры воздействия социальных ценностей на сознание и поведение людей.

  • Кто-то из вас спросит: а разве нормы поведения не воздействуют и не определяют поведение людей? Попробуем провести параллели между ценностью и нормой.



  • Регулирование поведения людей социальными нормами осуществляется тремя способами:

  • Дозволение -указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны;

  • Предписание -указание на требуемое действие;

  • запрет -указание на действия, которые не следует совершать. Внимательно изучите данные таблицы «Социальные нормы»и укажите, какие из представленных норм являются запретом?

  • Какие -предписанием? Какие - дозволением?



социальное действие

  • Важнейшим понятием социологии является социальное действие , т. е. преднамеренный, целенаправленный акт поведения, ориентированный на других, на их ответные действия.

  • Скажите, каким должно быть поведение человека, включенного в систему социальных отношений.




  • Правоведы утверждают, что правовая система без правовой культуры не существует. Чтобы наглядно представить, что такое правовая культура общества и личности, из каких частей она состоит, нарисуйте (схематически) дом в три этажа. На каждом из этажей расположена одна из трех характеристик правовой культуры:

  • Правовые знания и умение ими пользоваться.

  • Положительное отношение к праву (уважение к праву).

  • Правомерное (правопослушное) поведение, действия в соответствии с законом .

  • Расположите эти характеристики по этажам по своему усмотрению.

  • Затем дорисуйте фундамент дома (т. е. то, на что правовая культура опирается). Поместите в него все, что вам покажется существенным, из следующего перечня составляющих общей культуры: нравственная культура, художественная культура, политическая культура, техническая культура, информационная культура... Свой выбор обоснуйте. Затем представьте свою работу.


  • Золотое правило морали гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

  • Можно ли считать это правило моральной нормой? Ответ аргументируйте.

  • Суть правовой культуры правоведы выражают формулой: «Знать- уважать - соблюдать». Согласны ли вы с ней? Почему?

  • На вопрос о том, что для вас является высшей ценностью, нередко дают ответ: «Деньги». Есть, конечно, и другие ответы. А как вы ответите на этот вопрос? Свой ответ аргументируйте.

  • Как вы понимаете смысл слов Аристотеля, который говорил: «Мы становимся справедливыми, поступая справедливо, умеренными - поступая умеренно, смелыми -делая смелые поступки... Поэтому немаловажно то, что мы формируем наши те или иные привычки с самых ранних лет. Это очень важно, а может, самое важное»?

  • Домашнее задание

  • Выучите § 5, выполните задания. Напишите эссе на тему: «Если бедность - мать преступлений, то недостаток ума - их отец» (народная мудрость).


СОЦИАЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ

Важнейшим понятием социологии, как известно, являет-ся социальное действие, т. е. преднамеренный, целенаправ-ленный акт поведения, ориентированный на других, на их ответные действия.

В связи с этим встает вопрос: как тот или иной субъект (участник) социального действия (будь то человек или орга-низация) может быть включен в систему социального взаи-модействия таким образом, чтобы его поведение по отноше-нию к другим было предсказуемо, понятно, должным образом урегулировано? Невозможно же каждый раз дого-вариваться о нормах взаимосвязи. Следовательно, во всем и всегда необходим некий единый порядок (стандарт, крите-рий) поведения, который может стать своеобразным посред-ником во взаимодействии между различными людьми и бу-дет понятен всем участникам социальных отношений независимо от их статуса и характера сотрудничества.

Такие типовые стандарты поведения людей вырабатыва-лись веками на основе различных жизненных ситуаций, бес-конечного количества личных вариантов поведения. Для их создания, как отмечал известный вам французский социо-лог Э. Дюркгейм (1858-1917), множество различных умов сравнивали между собой, сближали и соединяли свои идеи и свои чувства и длинные ряды поколений накапливали свой опыт.

К числу «посредников», социальных регуляторов, выра-ботанных самим обществом на протяжении истории, отно-сят, прежде всего, мораль и право.

Единая система нравственных ценностей дает людям моральные стандарты (нормы) поведения, которые скрепля-ют общество, делают возможным устойчивое взаимодействие его участников в любых ситуациях.

Из предшествующей части курса вы знаете, что мораль принято характеризовать как систему особых правил - мо-ральных норм. Как и положено нормам, моральные нормы жестко (в императивной форме) устанавливают границу (ме-ру) возможного и должного, помогают человеку правильно оценивать свои и чужие поступки и тем самым способствуют урегулированию, или, как говорят философы, гармонизации, отношений между людьми, отношений человека с самим со-бой (самоконтроль, самоорганизация), с окружающей средой. Оценка поступков (своих, чужих) осуществляется с помощью особых моральных понятий (моральных категорий) - добра и зла, справедливости и несправедливости. Если субъект соци-ального действия соблюдает моральные нормы, поведение оценивается как положительное. Не соблюдает - как отрица-тельное, вредное, злое. Моральный контроль при этом осу-ществляет общественное мнение и «внутренний контро-лер» - совесть. Других «контролеров» у морали нет.

В духовной жизни народа моральные нормы складыва ются стихийно или же их формулируют выдающиеся мо- ралисты. Закрепляются (фиксируются) моральные нормы особым образом: или в сознании народа, переходя из поко-ления в поколение, или в религиозных учениях, или в тру-дах моралистов в виде принципов, заповедей и т. д.

Вы, конечно, замечали, что понятие «моральные нормы» нередко употребляют в более широком смысле, имея в виду как собственно нормы (относительно конкретные правила), так и принципы морали. В свете изложенных выше размы-шлений о соотношении ценностей и норм есть возможность уточнить, что принципы морали - гуманность, справедли-вость, милосердие - можно характеризовать как высшие ценности морали. Они выражают содержание морали в са-мом обобщенном виде: определяют стратегическое направле-ние наших поступков и вместе с тем служат опорой для частных правил поведения. Нормы морали - это и есть ча-стные правила, которые предписывают человеку способ дей-ствия в более определенной форме. Возьмем, например, выс-шую из моральных ценностей - человеколюбие. Она дает абстрактно-обобщенное представление о самом желан-ном - о сохранении жизни. А воплощается в действитель-ность посредством моральных норм-заповедей, направляю-щих действия людей: «не убивай», «не лги», «не воруй»,

«не завидуй», «не клевещи», «не сквернословь», «уважай старших», «будь терпим к чужим недостаткам», «умей про-щать» и т. д. Это и есть человеколюбие, выраженное в ви-де относительно конкретных моральных требований.

Мы отмечали выше, что норма жестко определяет стан-дарт поведения, независимо от индивидуальных особеннос-тей личности. Это значит, что социальная норма не частное индивидуальное правило поведения, а общезначимое. Каса-ется это и моральных норм.

Но в таком случае возникает вполне логичный вопрос: как же сделать общее правило автономной позицией лично-сти, осознанным мотивом ее поведения? Как добиться, что-бы общее правило выполнял каждый вменяемый человек? В этом состоит проблема реализации любой моральной нормы.

Дело в том, что между «должным» и «сущим» существу-ет противоречие, которое принято выражать формулой: «Знаю, как надо, а поступаю, как хочу». При всей своей от-носительной конкретности любая моральная норма все-таки остается стандартом, образцом, даже идеалом поведения. Иначе говоря, она в определенной мере тоже абстрактна и умозрительна.

Чтобы воплотить желаемое в действительность, в жизнь, существует только один путь: каждому поступать мораль- но. А это, как известно, требует огромных усилий, душев-ной энергии, даже мужества. Но только собственные созна-тельные действия, совершенные безо всякого подталкивания и принуждения, позволяют реализовать моральные требова-ния в бесконечном многообразии реальных жизненных си-туаций. Научиться этому помогает, во-первых, воспитание, а во-вторых, беспрерывное самовоспитание.

Правовое регулирование социальных отношений также имеет свои особенности.

Из курса права вы уже знаете о различных подходах к определению сущности права, его основных признаках, ис-точниках и системе права. В данном случае мы охарактери-зуем право с социологических позиций - как «посредника» в социальном взаимодействии субъектов.

Право формально уравнивает всех членов общества, за-ставляет нести определенные обязанности перед ним, спо-собствует сохранению основных условий существования как каждого индивида, так и общества в целом.

В общественной жизни, как вы знаете, между людьми и их многочисленными организациями складываются самые разнообразные отношения - экономические, политические, семейные, трудовые, культурные и др. Все они в цивилизо-ванном обществе определенным образом упорядочены. До-стигается это, как мы видели, с помощью социальных норм (моральных, политических, религиозных и т. д.).

Специфика правового регулирования социальных отно-шений состоит в том, что они (эти отношения) основывают-ся на праве, регулируются нормами права. В этом случае социальные отношения обретают новое качество, новый вид - становятся правовыми отношениями. Это означает, что государство с помощью норм права переводит те или иные социальные отношения под свое юридическое покро-вительство, придает им упорядоченность, стабильность, желаемую направленность. Оно запрещает одни действия, разрешает или запрещает другие, устанавливает ответствен-ность за нарушение своих предписаний, пресекает вредную деятельность.

При этом регулируемые отношения (экономические, по-литические, семейные и т. д.), конечно же, не утрачивают своего фактического содержания (т. е. продолжают оставать-ся экономическими, политическими, семейными и т. д.). Однако они обретают новое, дополнительное качество, ста-новятся правовыми. Возьмем, например, семейные отноше-ния. В них есть много личного, интимного в отношениях между взрослыми, взрослыми и детьми, что не может и не должно регулироваться правом. Но в жизни семьи есть и та-кие стороны, которые нуждаются в правовом регулирова-нии: сам институт брака, имущественные отношения супру-гов, права и обязанности родителей, права и обязанности детей и т. д. Урегулированные нормами права, семейные от-ношения становятся правовыми отношениями. Но это вовсе не означает, что они перестают быть семейными. То же можно сказать о всех других видах социальных отношений: становясь правоотношениями, они не утрачивают своей спе-цифики. И это понятно: нормы права только регулируют, а не создают общественных отношений. Отношения творит са-ма жизнь общества, а нормы права служат средством их ста-билизации, упорядочения.

Как вы, очевидно, уже поняли, нормы права и правовые отношения тесно взаимосвязаны. Между ними существует причинно-следственная связь. Не только нормы права воз-действуют на правовые отношения (будучи юридической ба-зой, на основе которой они возникают и развиваются), есть и обратная связь. Правовые отношения, в свою очередь, ока-зывают влияние на нормы права. Ведь именно благодаря правовым отношениям и через них реализуется на практи-ке, воплощается в жизнь государственная воля, заложенная в нормах права. Сама норма права имеет, в сущности, абст-рактное содержание. Здесь в общей, обезличенной форме да-ются лишь образцы будущих общественных отношений. Свою настоящую жизнь, т. е. воплощение в реальную дей-ствительность, абстрактные нормы права получают только тогда, когда становятся правовыми отношениями конкрет-

цых лиц - субъектов права. Не случайно правовые отноше-ния называют формой конкретизации абстрактного содер-жания нормы права.

Подведем итог. Правовые отношения можно определить как социальные отношения, урегулированные нормами пра-ва. Они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм. В этом и состоит специфика пра-вового регулирования социальных отношений. Правовые нормы непосредственно порождают правовые отношения и вместе с тем реализуются через них. Нет нормы - нет пра-вовых отношений.

И еще одна черта, которую важно отметить. Правовые отношения, как и нормы права, на базе которых они возни-кают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют. И в этом также проявляется специфика правового регулирования социальных отношений.

А в заключение вернемся к вопросу о правовой культу- ре. Она является частью общей культуры. Неподготовленно-го в юридическом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Под правовой культурой понимают до- стигнутый уровень развития в правовой организации жиз- ни людей. Она находит свое выражение в уровне развития правовой деятельности общества, в качестве юридических актов, в уровне правосознания и, конечно, в том, насколь-ко высока степень гарантированности государством и обще-ством прав и свобод человека.

Основа правовой культуры - правовые знания. Каждому необходимо знать хотя бы исходные положения действую-щего законодательства, и в первую очередь Конституции РФ. Без правовых знаний гражданин не сможет ни реали-зовать, ни защитить свои права. А представьте ситуацию, когда юридически неграмотными оказываются люди, зани-мающиеся законотворчеством (депутаты парламента и т. д.), работающие в судах, правовых органах, органах государст-венной власти и управления (госчиновники).

Понятие «правовая культура» всегда предполагает оцен-ку качества правовой жизни общества и сравнение его с наиболее развитыми образцами, идеалами и ценностями. К высшим ценностям современной правовой культуры отно-сятся в первую очередь правовое государство и права чело-века. Их признание, защита и реальное осуществление пред-ставляют собой высший уровень правовой культуры современного общества.

Правовая культура - понятие многоуровневое. Условно разделяют правовую культуру всего общества и правовую культуру личности. Правовая культура общества включает ряд элементов. Прежде всего, это достигнутый уровень пра-вового сознания общества. Он складывается из полноценно-

го законодательства, развитой правовой системы, эффектив-ного независимого правосудия. Важно также, как гаран-тированы права и свободы граждан, каково состояние закон-ности и правопорядка, насколько четко работают правоохра-нительные органы, какова юридическая грамотность населе-ния, каково его отношение к законам и т. д.

Другой важнейший элемент правовой культуры общест-ва - уровень развития правовой деятельности, которая складывается из теоретической и практической деятельнос-ти. Под теоретической имеется в виду деятельность ученых-правоведов, а также специальное юридическое образование в школах и вузах. Практическая правовая деятельность складывается из правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов.

Правовая культура личности, помимо правовых знаний, включает также понимание своего правового статуса - пра-вильное уяснение своих прав и обязанностей, свободы и от-ветственности, норм взаимоотношений с другими людьми. Вместе с тем знания останутся бесполезным интеллектуаль-ным грузом, если человек не приучит себя к правовой дея-тельности, практическому применению правовых норм.

■■Основные понятия: ценности, нормы, социальные нормы, правовые отношения.

■■Термины: нормы морали, нормы права.

Проверьте себя

1) Чем отличается ценность от нормы? 2) Какова роль со-циальной нормы? 3) Как соотносятся принципы морали и нормы морали? В чем основные особенности моральной нор-мы? 4) Какую моральную проблему выражают формулой: «Знаю, как надо, а поступаю, как хочу»? 5) В чем состоит специфика правового регулирования социальных отноше-ний?

Подумайте, обсудите, сделайте

    «Золотое правило» морали гласит: «Поступай по отно-
    шению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие посту-
    пали по отношению к тебе». Можно ли это правило считать
    моральной нормой? Или же это высшая моральная цен-
    ность?

    На вопрос о том, что для вас является высшей ценно-
    стью, нередко дают короткий ответ: «Деньги». Есть, конеч-
    но, и другие ответы. А как вы ответите на этот вопрос? Свой
    ответ аргументируйте.

    Суть правовой культуры правоведы выражают форму-
    лой: «Знать - уважать - соблюдать». Раскройте ее содер-
    жание.

    Как вы объясните правовой афоризм: «Жизнь пра-
    ва - в правоотношениях»?

5. Правоведы утверждают, что правовая система без правовой культуры не действует. Объясните почему.

i Сработайте с источником

Познакомьтесь с фрагментом работы одного из основоположников рус-ской и американской социологии - Питирима Сорокина (1889-1968). В 1922 г. он был изгнан из России большевиками и большую часть жиз-ни проработал профессором Гарвардского университета в США. Автор ана-лизирует состояние этики (морали) и права западного общества 40-х гг. XX в. По мнению современников автора, его оценки излишне категорич-ны и суровы. Тем более интересен он нам сегодня.

Рассмотрим теперь кризис нравственных идеалов и пра-ва...

Суть кризиса заключается в постепенной девальвации (обесценивании. - Ред.) этических и правовых норм. Де-вальвация зашла уже так далеко, что сколь бы странным это ни показалось, но этические и правовые ценности поте-ряли свой престиж. В них уже нет той былой святости, в которую первоначально они облекались. Все больше и боль-ше на истинные нравственные ценности смотрят как всего лишь на «рационализации», «выводы» или на «красивые речевые реакции», маскирующие эгоистические материаль-ные интересы и стяжательские мотивы индивидов и групп. Постепенно их начинают интерпретировать как дымовую за-весу, скрывающую прозаические интересы, эгоистические желания и особенно страсть к материальным ценностям. По-добным образом юридические нормы все больше и больше рассматриваются как орудия в руках стоящей у власти эли-ты, эксплуатирующей другие, менее влиятельные группы населения. Иными словами, они есть своего рода уловка, к которой прибегает господствующий класс для того, чтобы держать в повиновении и контролировать подчиненные классы... С потерей престижа они постепенно утрачивают свою контролирующую и регулирующую силу - важный фактор человеческого поведения. Их «ты не должен» и «ты должен», как моральные императивы, все меньше и мень-ше определяют поведение людей... Если ни религиозные, ни этические, ни юридические ценности не контролируют на-ше поведение, то тогда что же остается? Ничего, кроме гру-бой силы и обмана. Отсюда - современное «право сильно-го». И в этом - основная черта современного кризиса в этике и праве.

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. - С. 500.

вопросы и задания к источнику. 1) Как оценивает автор состо-яние моральных и правовых ценностей современного ему общест-ва? 2) Чем, по мнению автора, общество подменяет моральные и правовые нормы? 3) Во что они превращаются в руках властной

элиты? 4) Какую роль должны играть в обществе моральные и пра-вовые нормы? Найдите в тексте подтверждения мысли автора. 5) Что происходит, когда моральные ценности теряют свое влия-ние в обществе? 6) Можно ли оценки П. Сорокина применять к со-временному состоянию моральных и правовых ценностей в нашей стране (учитывая склонность автора к излишней категоричности суждений)? Свой ответ аргументируйте.

§ 6. Отклоняющееся поведение и социальный контроль

Вспомните:

какую роль в жизни общества и человека играют нрав-ственные и правовые нормы? Что вы узнали в основной школе об отклоняющемся поведении? Как с позиций права определяется преступление? Как влияют на сво-их членов антисоциальные группы? В чем состоит осо-бая опасность криминальных групп?

Далеко не всегда поведение людей соответствует социаль-ным нормам. Вы, вероятно, помните, что поведение, кото- рое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющимся по- ведением. Социологи дают и другое определение: отклоняю-щееся поведение - это форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнару-живающая несоответствие сложившимся ожиданиям, мо-ральным и правовым требованиям общества. Проблему от-клоняющегося поведения изучают и психологи, отводя значительное место исследованию его мотивов. Внимание юристов направлено на изучение одного из наиболее опас-ных проявлений отклоняющегося поведения - преступнос-ти. В данном параграфе мы рассмотрим проблему главным образом с позиций социологии, которая изучает также и ме-ханизм социального контроля, обеспечивающего целена-правленное воздействие на поведение людей с целью укреп-ления порядка и стабильности, включая и смягчение возникающих в обществе отклонений от принятых норм.

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ

Негативные отклонения от социальных норм на уровне личности проявляются, прежде всего, в преступлениях и иных правонарушениях, в аморальных поступках. На уров-не малых социальных групп эти отклонения проявляются в деформациях, нарушениях нормальных взаимоотношений людей (раздоры, скандалы и т. д.). В деятельности государ-ственных и общественных организаций такие отклонения

проявляются в бюрократизме, волоките, коррупции и дру-гих явлениях.

Отклонения от норм могут носить и позитивный харак-тер, т. е. иметь полезные для общества следствия (напри-мер, проявления инициативы, новаторские предложения, направленные на улучшение общественных отношений). Бы-вают и сугубо индивидуальные, не приносящие никакого вреда особенности поведения отдельного человека: чудачест-во, эксцентричность.

Проявления негативного отклоняющегося поведения раз-
нообразны. Их общая черта - вред, ущерб, наносимый об-
ществу, социальной группе, другим людям, а также лично-
сти, допускающей негативные отклонения.
| «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормаль-
! ным состоянием людей». \

I Ф. М. Достоевский (1821-1881), русский писатель

Особенно опасны социальные отклонения как массовое явление. Наркомания, религиозный фанатизм, расовая не- терпимость, терроризм - эти и иные подобные негативные процессы в развитии общества приносят неисчислимый урон человечеству.

Каковы причины отклоняющегося поведения? Исследова-тели имеют различные точки зрения по этому вопросу.

В конце XIX в. было выдвинуто биологическое объясне ние причин отклонений: наличие у некоторых людей при-рожденной предрасположенности к нарушениям социальных норм, которая связана с физическими особенностями инди-вида, преступным темпераментом и т. п. Эти теории в даль-нейшем были подвергнуты убедительной критике.

Другие ученые искали психологическое объяснение при-чин отклонений. Они пришли к выводу, что большую роль играют ценностно-нормативные представления личности: по-нимание окружающего мира, отношение к социальным нор-мам, а главное - общая направленность интересов личности (вспомните, что представляет собой и какое значение имеет направленность личности). Исследователи пришли к выво-ду, что в основе поведения, нарушающего установленные нормы, лежит иная система ценностей и правил, чем та, которая закреплена в праве. Например, психологическое ис-следование таких мотивов противоправных действий, как жестокость, жадность и лживость, показало, что у преступ-ников названные качества наиболее выражены, причем их допустимость или необходимость оправдывается ими («Все-гда лучше показать свою силу», «Бей своих, чтобы чужие боялись!», «Бери от жизни все, что можешь!»).

Ученые пришли к выводу, что названные деформации личности являются следствием ее неправильного развития. Например, жестокость может быть следствием холодного,

безразличного отношения к ребенку со стороны родителей, а нередко и жестокости взрослых.

Исследования показали, что низкое самоуважение, само-унижение в подростковом возрасте компенсируется в даль-нейшем отклоняющимся поведением, с помощью которого удается привлечь внимание к себе, добиться одобрения со стороны тех, кто оценит нарушение норм как признак «сильной» личности.

Широкое признание получило социологическое объясне- ние причин отклонений от социальных норм. Известный со-циолог Э. Дюркгейм показал зависимость отклоняющегося поведения от кризисных явлений в общественном развитии. Во время кризисов, радикальных социальных перемен, в ус-ловиях дезорганизации социальной жизни (неожиданные экономические спады и подъемы, падение деловой активно-сти, инфляция) жизненный опыт человека перестает соответ-ствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. Со-циальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения.

Некоторые ученые связывали отклоняющееся поведение с конфликтом между господствующей культурой и культу-рой какой-либо группы (субкультурой), отрицающей обще принятые нормы. В этом случае преступное поведение, на-пример, может быть результатом преимущественного обще-ния индивида с носителями преступных норм. Преступная среда создает свою субкультуру, свои нормы, противостоя-щие нормам, признанным в обществе. Частота контактов с представителями преступного сообщества влияет на усвое-ние человеком (особенно молодым) норм антиобщественного поведения.

Существуют и иные объяснения отклоняющегося поведе-ния. Подумайте над изложенными точками зрения и попы-тайтесь сами объяснить причины отклонения поведения от социальных норм.

По отношению к лицам, допускающим негативное откло-нение от норм, общество применяет социальные санкции, т. е. наказания за неодобряемые, нежелательные действия. Слабые формы отклоняющегося поведения (оплошность, об-ман, грубость, халатность и т. п.) корректируются другими людьми - участниками взаимодействия (замечание, внуше-ние, ирония, порицание и т. п.). Более значительные фор-мы социальных отклонений (правонарушения и т. п.) в за-висимости от их последствий влекут за собой осуждение и наказание, исходящие не только от общественности, но и от государственных органов.

учрежденийУчебно-методическое обеспечение

Тесты по истории России: 6 класс чебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной « ... для общеобразовательных учреждений . География. 6-11 классы / составитель В.И. Сиротин – М.: Дрофа, 2004 География России: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений ...

Важнейшим понятием социологии, как известно, являет­ся социальное действие, т. е. преднамеренный, целенаправ­ленный акт поведения, ориентированный на других, на их ответные действия.

В связи с этим встает вопрос: как тот или иной субъект (участник) социального действия (будь то человек или орга­низация) может быть включен в систему социального взаи­модействия таким образом, чтобы его поведение по отноше­нию к другим было предсказуемо, понятно, должным образом урегулировано? Невозможно же каждый раз дого­вариваться о нормах взаимосвязи. Следовательно, во всем и всегда необходим некий единый порядок (стандарт, крите­рий) поведения, который может стать своеобразным посред­ником во взаимодействии между различными людьми и бу­дет понятен всем участникам социальных отношений независимо от их статуса и характера сотрудничества.

Такие типовые стандарты поведения людей вырабатыва­лись веками на основе различных жизненных ситуаций, бес­конечного количества личных вариантов поведения. Для их создания, как отмечал известный вам французский социо­лог Э. Дюркгейм (1858-1917), множество различных умов сравнивали между собой, сближали и соединяли свои идеи и свои чувства и длинные ряды поколений накапливали свой опыт.


К числу «посредников», социальных регуляторов, выра­ботанных самим обществом на протяжении истории, отно­сят, прежде всего, мораль и право.

Единая система нравственных ценностей дает людям моральные стандарты (нормы) поведения, которые скрепля­ют общество, делают возможным устойчивое взаимодействие его участников в любых ситуациях.

Из предшествующей части курса вы знаете, что мораль принято характеризовать как систему особых правил - мо­ральных норм. Как и положено нормам, моральные нормы жестко (в императивной форме) устанавливают границу (ме­ру) возможного и должного, помогают человеку правильно оценивать свои и чужие поступки и тем самым способствуют урегулированию, или, как говорят философы, гармонизации, отношений между людьми, отношений человека с самим со­бой (самоконтроль, самоорганизация), с окружающей средой. Оценка поступков (своих, чужих) осуществляется с помощью особых моральных понятий (моральных категорий) - добра и зла, справедливости и несправедливости. Если субъект соци­ального действия соблюдает моральные нормы, поведение оценивается как положительное. Не соблюдает - как отрица­тельное, вредное, злое. Моральный контроль при этом осу­ществляет общественное мнение и «внутренний контро­лер» - совесть. Других «контролеров» у морали нет.

В духовной жизни народа моральные нормы складыва ются стихийно или же их формулируют выдающиеся мо­ралисты. Закрепляются (фиксируются) моральные нормы особым образом: или в сознании народа, переходя из поко­ления в поколение, или в религиозных учениях, или в тру­дах моралистов в виде принципов, заповедей и т. д.



Вы, конечно, замечали, что понятие «моральные нормы» нередко употребляют в более широком смысле, имея в виду как собственно нормы (относительно конкретные правила), так и принципы морали. В свете изложенных выше размы­шлений о соотношении ценностей и норм есть возможность уточнить, что принципы морали - гуманность, справедли­вость, милосердие - можно характеризовать как высшие ценности морали. Они выражают содержание морали в са­мом обобщенном виде: определяют стратегическое направле­ние наших поступков и вместе с тем служат опорой для частных правил поведения. Нормы морали - это и есть ча­стные правила, которые предписывают человеку способ дей­ствия в более определенной форме. Возьмем, например, выс­шую из моральных ценностей - человеколюбие. Она дает абстрактно-обобщенное представление о самом желан­ном - о сохранении жизни. А воплощается в действитель­ность посредством моральных норм-заповедей, направляю­щих действия людей: «не убивай», «не лги», «не воруй»,


«не завидуй», «не клевещи», «не сквернословь», «уважай старших», «будь терпим к чужим недостаткам», «умей про­щать» и т. д. Это и есть человеколюбие, выраженное в ви­де относительно конкретных моральных требований.

Мы отмечали выше, что норма жестко определяет стан­дарт поведения, независимо от индивидуальных особеннос­тей личности. Это значит, что социальная норма не частное индивидуальное правило поведения, а общезначимое. Каса­ется это и моральных норм.

Но в таком случае возникает вполне логичный вопрос: как же сделать общее правило автономной позицией лично­сти, осознанным мотивом ее поведения? Как добиться, что­бы общее правило выполнял каждый вменяемый человек? В этом состоит проблема реализации любой моральной нормы.

Дело в том, что между «должным» и «сущим» существу­ет противоречие, которое принято выражать формулой: «Знаю, как надо, а поступаю, как хочу». При всей своей от­носительной конкретности любая моральная норма все-таки остается стандартом, образцом, даже идеалом поведения. Иначе говоря, она в определенной мере тоже абстрактна и умозрительна.

Чтобы воплотить желаемое в действительность, в жизнь, существует только один путь: каждому поступать мораль­но. А это, как известно, требует огромных усилий, душев­ной энергии, даже мужества. Но только собственные созна­тельные действия, совершенные безо всякого подталкивания и принуждения, позволяют реализовать моральные требова­ния в бесконечном многообразии реальных жизненных си­туаций. Научиться этому помогает, во-первых, воспитание, а во-вторых, беспрерывное самовоспитание.

Правовое регулирование социальных отношений также имеет свои особенности.

Из курса права вы уже знаете о различных подходах к определению сущности права, его основных признаках, ис­точниках и системе права. В данном случае мы охарактери­зуем право с социологических позиций - как «посредника» в социальном взаимодействии субъектов.

Право формально уравнивает всех членов общества, за­ставляет нести определенные обязанности перед ним, спо­собствует сохранению основных условий существования как каждого индивида, так и общества в целом.

В общественной жизни, как вы знаете, между людьми и их многочисленными организациями складываются самые разнообразные отношения - экономические, политические, семейные, трудовые, культурные и др. Все они в цивилизо­ванном обществе определенным образом упорядочены. До­стигается это, как мы видели, с помощью социальных норм (моральных, политических, религиозных и т. д.).


Специфика правового регулирования социальных отно­шений состоит в том, что они (эти отношения) основывают­ся на праве, регулируются нормами права. В этом случае социальные отношения обретают новое качество, новый вид - становятся правовыми отношениями. Это означает, что государство с помощью норм права переводит те или иные социальные отношения под свое юридическое покро­вительство, придает им упорядоченность, стабильность, желаемую направленность. Оно запрещает одни действия, разрешает или запрещает другие, устанавливает ответствен­ность за нарушение своих предписаний, пресекает вредную деятельность.

При этом регулируемые отношения (экономические, по­литические, семейные и т. д.), конечно же, не утрачивают своего фактического содержания (т. е. продолжают оставать­ся экономическими, политическими, семейными и т. д.). Однако они обретают новое, дополнительное качество, ста­новятся правовыми. Возьмем, например, семейные отноше­ния. В них есть много личного, интимного в отношениях между взрослыми, взрослыми и детьми, что не может и не должно регулироваться правом. Но в жизни семьи есть и та­кие стороны, которые нуждаются в правовом регулирова­нии: сам институт брака, имущественные отношения супру­гов, права и обязанности родителей, права и обязанности детей и т. д. Урегулированные нормами права, семейные от­ношения становятся правовыми отношениями. Но это вовсе не означает, что они перестают быть семейными. То же можно сказать о всех других видах социальных отношений: становясь правоотношениями, они не утрачивают своей спе­цифики. И это понятно: нормы права только регулируют, а не создают общественных отношений. Отношения творит са­ма жизнь общества, а нормы права служат средством их ста­билизации, упорядочения.

Как вы, очевидно, уже поняли, нормы права и правовые отношения тесно взаимосвязаны. Между ними существует причинно-следственная связь. Не только нормы права воз­действуют на правовые отношения (будучи юридической ба­зой, на основе которой они возникают и развиваются), есть и обратная связь. Правовые отношения, в свою очередь, ока­зывают влияние на нормы права. Ведь именно благодаря правовым отношениям и через них реализуется на практи­ке, воплощается в жизнь государственная воля, заложенная в нормах права. Сама норма права имеет, в сущности, абст­рактное содержание. Здесь в общей, обезличенной форме да­ются лишь образцы будущих общественных отношений. Свою настоящую жизнь, т. е. воплощение в реальную дей­ствительность, абстрактные нормы права получают только тогда, когда становятся правовыми отношениями конкрет-


цых лиц - субъектов права. Не случайно правовые отноше­ния называют формой конкретизации абстрактного содер­жания нормы права.

Подведем итог. Правовые отношения можно определить как социальные отношения, урегулированные нормами пра­ва. Они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм. В этом и состоит специфика пра­вового регулирования социальных отношений. Правовые нормы непосредственно порождают правовые отношения и вместе с тем реализуются через них. Нет нормы - нет пра­вовых отношений.

И еще одна черта, которую важно отметить. Правовые отношения, как и нормы права, на базе которых они возни­кают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют. И в этом также проявляется специфика правового регулирования социальных отношений.

А в заключение вернемся к вопросу о правовой культу­ре. Она является частью общей культуры. Неподготовленно­го в юридическом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Под правовой культурой понимают до­стигнутый уровень развития в правовой организации жиз­ни людей. Она находит свое выражение в уровне развития правовой деятельности общества, в качестве юридических актов, в уровне правосознания и, конечно, в том, насколь­ко высока степень гарантированности государством и обще­ством прав и свобод человека.

Основа правовой культуры - правовые знания. Каждому необходимо знать хотя бы исходные положения действую­щего законодательства, и в первую очередь Конституции РФ. Без правовых знаний гражданин не сможет ни реали­зовать, ни защитить свои права. А представьте ситуацию, когда юридически неграмотными оказываются люди, зани­мающиеся законотворчеством (депутаты парламента и т. д.), работающие в судах, правовых органах, органах государст­венной власти и управления (госчиновники).

Понятие «правовая культура» всегда предполагает оцен­ку качества правовой жизни общества и сравнение его с наиболее развитыми образцами, идеалами и ценностями. К высшим ценностям современной правовой культуры отно­сятся в первую очередь правовое государство и права чело­века. Их признание, защита и реальное осуществление пред­ставляют собой высший уровень правовой культуры современного общества.

Правовая культура - понятие многоуровневое. Условно разделяют правовую культуру всего общества и правовую культуру личности. Правовая культура общества включает ряд элементов. Прежде всего, это достигнутый уровень пра­вового сознания общества. Он складывается из полноценно-


го законодательства, развитой правовой системы, эффектив­ного независимого правосудия. Важно также, как гаран­тированы права и свободы граждан, каково состояние закон­ности и правопорядка, насколько четко работают правоохра­нительные органы, какова юридическая грамотность населе­ния, каково его отношение к законам и т. д.

Другой важнейший элемент правовой культуры общест­ва - уровень развития правовой деятельности, которая складывается из теоретической и практической деятельнос­ти. Под теоретической имеется в виду деятельность ученых-правоведов, а также специальное юридическое образование в школах и вузах. Практическая правовая деятельность складывается из правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов.

Правовая культура личности, помимо правовых знаний, включает также понимание своего правового статуса - пра­вильное уяснение своих прав и обязанностей, свободы и от­ветственности, норм взаимоотношений с другими людьми. Вместе с тем знания останутся бесполезным интеллектуаль­ным грузом, если человек не приучит себя к правовой дея­тельности, практическому применению правовых норм.

■■Основные понятия: ценности, нормы, социальные нормы, правовые отношения.

■■Термины: нормы морали, нормы права.

Проверьте себя

1) Чем отличается ценность от нормы? 2) Какова роль со­циальной нормы? 3) Как соотносятся принципы морали и нормы морали? В чем основные особенности моральной нор­мы? 4) Какую моральную проблему выражают формулой: «Знаю, как надо, а поступаю, как хочу»? 5) В чем состоит специфика правового регулирования социальных отноше­ний?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. «Золотое правило» морали гласит: «Поступай по отно­
шению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие посту­
пали по отношению к тебе». Можно ли это правило считать
моральной нормой? Или же это высшая моральная цен­
ность?

2. На вопрос о том, что для вас является высшей ценно­
стью, нередко дают короткий ответ: «Деньги». Есть, конеч­
но, и другие ответы. А как вы ответите на этот вопрос? Свой
ответ аргументируйте.

3. Суть правовой культуры правоведы выражают форму­
лой: «Знать - уважать - соблюдать». Раскройте ее содер­
жание.

4. Как вы объясните правовой афоризм: «Жизнь пра­
ва - в правоотношениях»?


5. Правоведы утверждают, что правовая система без правовой культуры не действует. Объясните почему.

i Сработайте с источником

Познакомьтесь с фрагментом работы одного из основоположников рус­ской и американской социологии - Питирима Сорокина (1889-1968). В 1922 г. он был изгнан из России большевиками и большую часть жиз­ни проработал профессором Гарвардского университета в США. Автор ана­лизирует состояние этики (морали) и права западного общества 40-х гг. XX в. По мнению современников автора, его оценки излишне категорич­ны и суровы. Тем более интересен он нам сегодня.

Рассмотрим теперь кризис нравственных идеалов и пра­ва...

Суть кризиса заключается в постепенной девальвации (обесценивании. - Ред.) этических и правовых норм. Де­вальвация зашла уже так далеко, что сколь бы странным это ни показалось, но этические и правовые ценности поте­ряли свой престиж. В них уже нет той былой святости, в которую первоначально они облекались. Все больше и боль­ше на истинные нравственные ценности смотрят как всего лишь на «рационализации», «выводы» или на «красивые речевые реакции», маскирующие эгоистические материаль­ные интересы и стяжательские мотивы индивидов и групп. Постепенно их начинают интерпретировать как дымовую за­весу, скрывающую прозаические интересы, эгоистические желания и особенно страсть к материальным ценностям. По­добным образом юридические нормы все больше и больше рассматриваются как орудия в руках стоящей у власти эли­ты, эксплуатирующей другие, менее влиятельные группы населения. Иными словами, они есть своего рода уловка, к которой прибегает господствующий класс для того, чтобы держать в повиновении и контролировать подчиненные классы... С потерей престижа они постепенно утрачивают свою контролирующую и регулирующую силу - важный фактор человеческого поведения. Их «ты не должен» и «ты должен», как моральные императивы, все меньше и мень­ше определяют поведение людей... Если ни религиозные, ни этические, ни юридические ценности не контролируют на­ше поведение, то тогда что же остается? Ничего, кроме гру­бой силы и обмана. Отсюда - современное «право сильно­го». И в этом - основная черта современного кризиса в этике и праве.

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. - С. 500.

вопросы и задания к источнику. 1) Как оценивает автор состо­яние моральных и правовых ценностей современного ему общест­ва? 2) Чем, по мнению автора, общество подменяет моральные и правовые нормы? 3) Во что они превращаются в руках властной


элиты? 4) Какую роль должны играть в обществе моральные и пра­вовые нормы? Найдите в тексте подтверждения мысли автора. 5) Что происходит, когда моральные ценности теряют свое влия­ние в обществе? 6) Можно ли оценки П. Сорокина применять к со­временному состоянию моральных и правовых ценностей в нашей стране (учитывая склонность автора к излишней категоричности суждений)? Свой ответ аргументируйте.

Вопросы и задания.

1. Что такое право и каковы его признаки?

Признаки права:

Право выражено в источниках – законах, указах и т. д.

Право возникает в процессе правотворческой деятельности. Законы, например, принимаются в парламенте страны.

За нарушение права всегда следует юридическая ответственность.

Право регулирует только конкретные поступки людей и не вмешивается в мир их чувств и идей.

Право не вечно. Оно создается людьми и может ими же быть изменено, но действует оно одинаково для всех.

2. Как связаны между собой права и обязанности в социальном статусе? Проиллюстрируйте эту связь на примере статуса школьника.

Право – совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных либо санкционированных государством.

Обязанность – круг действий или задач, возложенных на кого-либо и безусловны для выполнения.

Обязанности свидетельствую о том, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям. Права говорят о том, что человек может позволить себе или допустить в отношении других людей. Права и обязанности строго расписаны. Они ограничивают поведение людей определенными рамками, делают его предсказуемым. В то же время они жестоко взаимосвязаны между собой, так что одно предполагает другое. Одно без другого существовать не может. Если они существуют порознь, тогда социальная структура деформируется (статус раба в Древнем Риме – есть обязанности, но нет прав).

Во всех школах есть устав в котором прописаны права и обязанности учащихся. Например, ученик имеет право бесплатно пользоваться библиотечно-информационными ресурсами библиотеки школы. Но также у него есть и обязанность бережно относиться к имуществу школы.

3. Расскажите о реальных случаях, когда вам приходилось сталкиваться с правом и законом. Как можно охарактеризовать закон и право?

Согласно закону мы обязаны получить школьное образование. А право – это учиться в государственной или частной школе.

По конституции РФ человек имеет право жить в той части страны, которую выберет. Но по закону у него должна быть регистрация по месту проживания.

Право – совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных либо санкционированных государством.

Закон - это общепринятая норма нравственного поведения, которая обязательна для исполнения. В человеческом обществе закон составляют высшие правительственные органы. Так же есть не установленные законы, принятые только в обществе людей, которые не наказуемы уголовно, но это уже не закон, это общественные нормы.

Получается, что закон может ограничивать права.

4. * Приведите примеры правовых норм, ограничивающих поведение человека. Что случилось, если бы право не ограничивало поведение людей? (Захотел – убил, взял чужую вещь, не заплатил за выполненную работу.)

Основное общее образование обязательно (ст. 43 Конституции РФ); каждый обязан беречь памятники истории и культуры (ст. 44 Конституции РФ). Уголовный кодекс РФ предусматривает наказания за различные преступления. Следовательно, данные действия запрещены для людей (убийство, кража).

Таким образом, правовые нормы регулируют поведение людей в обществе. Если право не будет вмешиваться в нашу жизнь, то наступит хаос и беспорядок.

5. Для чего человеку нужна правовая культура? Как вы думаете, она у вас есть?

Правовая культура личности составляет знание и понимание права, а также действия в соответствии с ними. Следовательно, правовая культура нужна человеку, чтобы знать, понимать право и действовать в соответствии с ним. Нужна для того, чтобы знать свои права и обязанность и иметь возможность защитить первые, если кто-то попытается их нарушить.

Да, у школьников есть правовая культура. Они все имеют представление о том что можно, а что нельзя делать, живя в обществе.

6. С какими отраслями права вы успели познакомиться? Дайте их краткую характеристику.

Отрасли права:

1. Конституционное право. В него включены нормы, устанавливающие государственное устройство нашей страны, правила деятельности органов власти и управления. Они указывают права и обязанности граждан.

2. Уголовное право. В нем объединены нормы, устанавливающие преступность поступков людей и меру наказания за них.

3. Административное право. Его составляют нормы, регулирующие отношения между органами власти, лицами, наделенными определенными полномочиями, и гражданами.

4. Гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право включает нормы, регулирующие порядок разрешения гражданских и уголовных дел.

5. Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения. В него включены нормы, определяющие порядок наследования, владения и распоряжения собственностью, заключения сделок, защиты чести и достоинства и др.

6. Трудовое право устанавливает порядок отношений работодателей и работников в процессе труда и по поводу труда.

7. Семейное право регулирует отношения между мужчиной и женщиной при вступлении в брак, разводе, в процессе семейной жизни.

7. * Можно ли утверждать, что одни отрасли права являются более важными, чем другие? Аргументируйте свою точку зрения.

Нельзя утверждать, что одни отрасли права важнее других. Эти нормы права появлялись в течении определенного времени как реакция на возникновение новых отношений в обществе. Данные отрасли права регламентируют разные стороны общественной жизни, защищая интересы взаимодействующих сторон. Поэтому нельзя говорить о приоритете одних над другими.

8. * Проанализируйте основные отличия системы права в демократическом и тоталитарном государстве.

Демократия характеризуется следующими признаками:

1) народ – источник власти и носитель суверенитета. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их;

2) формально-юридическое равноправием граждан и их равная возможность участвовать в политической жизни страны;

3) наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны государства;

4) принятие важнейших властных решений по принципу большинства: именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю;

5) право меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства;

6) политический плюрализмом, под которым понимается наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции;

7) система разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры;

8) гласность действий государственных органов и должностных лиц, возможностью беспрепятственного контроля за ними со стороны общества. Этому способствуют: открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов, публикация их стенографических отчетов, представление чиновниками деклараций о своих доходах, существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных средств массовой информации;

9) выборностью основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;

10) развитой системой органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решении местных проблем.

Из этих принципов рождаются права людей в демократическом государстве, такте как равноправие, право на участие в политической жизни страны, право на жизнь, право на свободу совести, право на свободу слова, право на создание политических партий и другие.

В тоталитарном государстве все сферы жизни общества строго регламентируются. У людей больше обязанностей чем прав. Основные конституционные права отсутствуют, жесткая цензура, запрет на создания политических партий и оппозиции. Т. е. в таком государстве запрещено все, что в качестве прав существует в демократическом государстве.

?Проблема. Могут ли в государстве существовать права без обязанностей?

В государстве не могут существовать права без обязанностей. Обязанность предполагает ответственность. А иметь права и не нести никакой ответственности не получится, потому что человек живет в обществе. У всех людей равные права, однако использование только прав может привести к нарушению прав других людей. Обязанности свидетельствуют, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям.

Практикум.

1. Поспорили два юриста. Один из них сказал, что право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», - таково естественное право человека.

Другой возразил, отметив, что право означает то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве», - таково право гражданина.

Помогите им разрешить спор.

Оба юриста правы по-своему своих высказывания. В первом случае можно говорить о праве на жизнь, на медицинское обслуживание, равноправие среди людей, т. е. это всегда будет являться справедливым и добрым.

Однако, люди взаимодействуют друг с другом, живут в государстве. И для того, чтобы эта жизнь получилась, приходится идти на уступки ради общего блага. Например, право быть избранным. Побеждает тот, кого выбрало большинство. И есть меньшинство, которое не довольно результатами выборов. Однако ради общего блага меньшинству придется подстраиваться под сложившуюся ситуацию.

2. Сопоставьте между собой содержание двух колонок таблицы, описывающей отрасли права.