Open
Close

I.1.6. Философия и наука

Каждая наука – это своего рода обрывок знания, а все науки в простом сложении – это сумма обрывков. Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот «интеграл», строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п.

Как пишет В.С. Соловьев «задача философии – не одна какая-то сторона существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство».

В связи с этим возникает необходимость определения предмета философии и ее функций.

1. Предмет философии. Место философии в системе наук и культуре

Термин “философия ” возник из соединения двух греческих слов “phileo” - любовь и “sophia” - мудрость и означает любовь к мудрости.

Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.

Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их объема и многообразия и привели к дифференциации знаний, выражающейся в появлении разных наук. Разложение единого знания на отдельные науки, начавшееся еще в период античности, не означало исчезновения философии. Наоборот, появилась потребность в особом разделе знания, способном выступить в качестве средства интеграции знания, и способа выработки наиболее общих принципов и норм познавательной и преобразовательной деятельности людей. Постепенно философия сконцентрировала свое внимание на теоретизировании вокруг наиболееобщих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления, стремясь дать ответы на вопросы о целях и смысле существования общества и личности . На эти вопросы, возникающие в исторически конкретных условиях жизни, невозможно дать ответы, пригодные для всех времен и всех народов. Люди, ставящие мировоззренческие вопросы, стремились получить такие ответы на них, которые соответствовали их потребностям и уровню интеллектуального развития. Причем в разных исторических условиях меняется не только набор мировоззренческих вопросов, но и преобразуется сама их иерархия, а также характер желаемых ответов на них. Это закладывает основу для специфики в понимании предмета философии и в его содержание.

Следует учесть, что долгое время предмет философии многими учеными отождествлялся с предметом науки вообще, а знания, содержащиеся в рамках отдельных наук, рассматривались как компоненты философии. Такая ситуация сохранялась вплоть до ХVIII в. Однако на передний план философствования разные мыслители выделяли те грани предмета философии, которые были для них объектом первоочередного интереса. Нередко отдельные мыслители ограничивали предмет философского исследования лишь некоторыми, казавшимися им наиболее существенными частями. Иными словами, надо иметь в виду, что предмет философии, как и представления о нем формируется с развитием научного знания, т. е. сведения о нем складываются в ходе преобразования самой философии. Например, из истории философии известно, что в качестве предмета философии для первых древнегреческих философов выступал природный мир, позднее для Аристотеля в этом качестве выступил весь мир. Для эпикурейцев и поздних стоиков предмет философии главным образом очерчен кругом проблем, относящихся к человеку в мире. Христианские философы средневековья предмет философии сводили к взаимосвязи между человеком и Богом. В Новое время на передний план в структуре предмета философии выдвигаются проблемы познания, методологии. В эпоху просвещения для многих европейских философов предметом размышлений снова становится человек со всем множеством его отношений. В ХIХ - ХХ вв. многообразию школ и представлений в мировой философии соответствует и богатство представлений о характере ее предмета. В наши дни в качестве предмета философских размышлений выступает природный и социальный мир, а также человек в нем как многомерная и многоуровневая система во всем изобилии связей. Философия изучает наиболее общие стороны, свойства, тенденции развития мира, выявляет всеобщие принципы самоорганизации, существования и развития природы общества, человека и его мышления, раскрывает цели и смысл существования человека в мире. При этом современная философия свои выводы основывает на обобщении данных частных наук.

В предмет философии включается и рассмотрение вопросов о том, как возникает, развивается и преобразуется сама философия, как она взаимодействует с разными формами общественного сознания и практики.

Иными словами, в качестве предмета философии рассматривается вся совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на которые дает возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов.

Значение и роль философии: в системе духовной культуры мира разнопланово и заключается в следующем:

1. Обобщает имеющиеся знания о действительности.

2. Позволяет более достоверно предвидеть и прогнозировать течение различных процессов, возможные изменения и последствия (на основе знания философских законов, т.е. устойчивой связи предметов и явлений действительности). Например: процессы развития общества.

В настоящее время философия призвана осмыслить и прогнозировать важнейшие проблемы, ставшие перед человечеством в начале 21 века:

Сущность и перспективы научно-технического прогресса;

Формы организации социальной жизни и международного сотрудничества;

Экологические, демографические и другие глобальные проблемы современности.

3. Помогает человеку достовернее судить о том, что происходит в природе, в обществе;

4. Специалисту дает общетеоретические представления о мире и общенаучные методы его познания;

5. Политикам помогает более грамотно вести политику и развивать экономику.

При этом философия тесано взаимодействует с другими сферами культуры (с наукой, искусством, религией) и обогащает их.

Наука - это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена.

Философия является учением об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

При рассмотрении вопроса о взаимоотношении науки и философии имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации:

Является ли философия наукой;

Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук;

Соотношение философии и вненаучного знания. Научного характера философии нельзя отрицать, она - наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Философия сама оказывает воздействие на развитие частных наук, а не только испытывает влияние с их стороны. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным.

Влияние философии осуществляется через мировоззрение, которое так или иначе воздействует:

На первоначальные позиции ученого;

Его отношение к миру и познанию;

На его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т. п.).

Связь искусства и философии многосторонняя: они могут быть связаны тем, что вырастают из одной культуры, они могут быть связаны тем, что проникают друг в друга -- искусство философствует, а философия становится искусством, они связаны и тем, что искусство постоянно входит в круг размышлений философии.

Искусство и философия -- важнейшие сферы культуры, которые, являясь формами самосознания культуры, занимают в логике культурных форм полярные места. Искусство вырастает на основе остенсивных форм культуры (форм демонстрации и непосредственного представления культурного содержания), а философия -- на ветви форм-принципов (форм, выражающих глубинные основания деятельности, дающих свободу человеку в отношении деятельности).

Искусство и философия основываются на очевидности и интуиции: для искусства -- это интуиция чувственного восприятия (априори аффективного, как назвал ее Дюфренн), для философии -- интеллектуальная интуиция (intuitus mentis, как назвал ее Декарт), очевидность, до которой доходит эйдетическая редукция.

Философия и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: что есть добро? что есть зло? где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства? Как и религии, философии присуще трансцендирование, т.е. выход за границы возможного опыта, за пределы разумного.

Но между ними есть и различия. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое, элитарное. Религия требует беспрекословной веры, а философия свои истины доказывает, апеллиру к разуму. Философия всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения наших знаний о мире.

Наука – это сумма всех наличных знаний, а также способы получения новых знаний.

В процессе развития науки сложились следующие научные комплексы:

Естественные науки (их предмет – природа);

Социальные науки (их предмет – общество);

Гуманитарные науки (их предмет – человек);

Технические науки (их предмет – техника).

Какое место занимает философия в системе наук? Прежде всего, философия и наука – это разные формы общественного сознания. Философия – «Я мыслю…», наука – «Я знаю…».

Но между ними существует генетическая взаимосвязь: философия может быть научной;

такая философия обладает рядом признаков научного знания: а) системность; б) зафиксирована в логических категориях и законах; в) доказательна; г) объективно истинна, т.е.

обращена к достижениям других наук. Философия науки – это методологические принципы какой-либо науки; такие методы часто разрабатывает именно философия, например,

диалектический метод.

Зачастую в философии сильнее, чем в науке выражена субъективная составляющая – каждый крупный философ создаёт свою версию решения основных философских проблем. Не случайно символом философии является медведь, сосущий собственную лапу, а девизом – «Ipse alimenta sibi» –сам себе пропитание.

Философия и наука различаются по способам доказательства своих положений, методам анализа, языку. В частности философия в своих рассуждениях идёт от не от предмета (объекта), а от человека (субъекта), его изменчивого опыта, интересов, ценностей. Философия не может дать окончательного ответа ни на одну философскую проблему, она обсуждает «вечные проблемы», предполагающие всякий раз новое решение в зависимости от социокультурных обстоятельств.

Философская истина существует в иной форме, чем в науке. Можно сказать. что ключевые философские истины уже открыты – гуманизм, свобода, абсолютная ценность человека и др. Но каждый раз они требуют новых доказательств и поиска путей их реализации.

Для этого нужен отказ от установки, что мир нам известен. Стихия философии – свобода.

Философия побуждает человека свободно мыслить. В этом и заключается исключительная практичность философии. но в этом и трагедия философии в обществе. Люди не любят свободное мышление, они подвержены тёмной вере. И тогда философская мысль начинает преследоваться (судьба Сократа).

Функции философии.

Мировоззренческая – давая человеку общий, целостный взгляд на мир, философия позволяет ему определить своё место и роль в этом мире.

Аксиологическая – ценностная ориентация человека в мире с историческим противостоянием культуры и антикультуры, ценностей и антиценностей, добра и зла, прекрасного и безобразного.

Социальная – формирвание гражданского сознания, гражданской культуры личности, её способности разбираться в сложных социальных процессах и включаться в систему общества.

Антропологическая – воспитание у человека чувства собственного достоинства, представления о своих возможностях и способах их реализации.

Гносеологическая – даёт знания о чувственном, логическом, интуитивном познании мира, о способах познания, о критериях истинного и ложного знания.

Методологическая – вооружает любого человека, независимо от его профессии и типа деятельности, методами познания, исследования, методами теоретической и практической деятельности.

Культурологическая – формирует универсалии культуры на каждом историческом этапе общества; является формой самосознания, основой творчества человека и общества.

В обобщённой же форме можно сказать, что главная задача философии – воздействие на миропонимание людей в ключе критического подхода к любым идеям и действиям. Критичность – краеугольный камень философского взгляда на мир, ибо философия всегда говорит человеку и обществу б их несовершенстве и о возможностях иных горизонтов развития. В этом ключе философия может выполнять функцию экспертизы различных социальных планов и проектов.