Open
Close

Христос Воскресе из мертвых! Пасхальные послания Предстоятеля и архиереев УПЦ. Православная энциклопедия «Азбука веры

01 мая 2016, 16:36

Пасха- это праздник, отмечаемый всеми людьми писаний с Ветхозаветных времен. У иудеев этот праздник называется Пейсах, у христиан- Пасха, у мусульман- Ашура. В разных книгах Писаний, отмечается в разное время. Суть одна- это праздник демонстрации всемогущества Всевышнего, который Сотворяет из мертвого Живое. Мертвое-Оживляет, Живое- Умершвляет, Умершвленное- Воскрещает в Судный день. В основе празднования Пасхи заложена центральная идея- могущества Творца и его милость ко всем Уверовавщим в Могущество, Милость, Милосердие и Любовь Творца к своим творениям.
Это праздник напоминания Величия Господа миров, которы спас Евреев из египетского плена и наделил их благами. Это напоминание христианам, утверждающим, что Иса а.с.- Исус Христос (Христос- это помазанник Бога) был умерщвлен- распят, а не Вознесён, как утверждается и подтверждается самим Всевыщним. Это напоминание и мусульманам, что у них бвли предшественники и пророк- Мухаммад с.а.с. был завершением цепи пророчеств и завершающий ПЕЧАТЬЮ (ХАТИМА) всех предшествоваших Посланий, Законов- Шариа и Пророков- мир им.
Ислам со ссылкой на исторические факты предшествоваших Писаний и жизнеописаний всех пророков, предшественников мусульман, отвергает учение об умерщвлении Исуса, в результате распятия Христа. Коран утверждает, что Христос- не был распят, а ВОЗНЕСЕН к БОГУ.
Первым Подтверждением этого довода является тот исторический факт, подтвержденный Всеми Апостолами, что Исус явился к ним в своем человеческом обличье, если и пил вместе с апостолами. Бог- не ест и не пьёт и тем более после еды и питья- не справляет нужду. Бог не рождается в утробе женщины матери, не развивается там 9 месяцев, не рождается кем то, не бывает у Бога выделяемых природаз нечистот, нет у бога пупка, и крайней плоти, которые полежат обрезанию, по закону Моисея.
Вторым доводом является тот непреложный факт, что Исус Христос явиться в мир, к концу веков, сразиться и победить Антизриста (даджаля), установит Халифат и будет правит по самому Справедливому- Шариа- Закону, согласно Корану.
Третьим доводом является тот факт, что Исус умрет естественной смертью и будет похоронен, как любой человек и вновь Будет Воскрещён в Судный день и будет свидельствовать за свою общину и община за Него или против него.
Таким образом Бог, на примере своего пророка - помазанника Божьего, показывает человечеству своё Могущество и что только Он -над всякой вещью Мощен.
Каждая община обязана благословлять своих пророков, ибо они ИЗБРАННИКИ ВСЕВЫШНЕГО. Каждый из пророков Всевышнего обладал определенными качествами, которыми их мог наделить только Господь миров.
Но среди пророков есть- двое, Качествами которых не могли обладать и не обладали никто из пророков.
Первый- Адам а.с. Сотворенный из праха и Словом Божьим-Духом Святым.
Второй - это Иса а.с. Сотворенный из человеческой плоти, во чреве своей матери- Марьям р. а. Словом Божьим- Духом Святым.
Марьям р.а. - единственная женщина, в отношении которой использовано понятие -"Къанитинаhа"- "особо благочестивая женщина", которая сохранила свою девственность ради Всевышнего и во благо Света и Любви для всего человечества и миров.
Следование Пророкам- не означает их обожествление. Бог всегда только Один и Он -- Един для иудея, христианина и мусульманина и нет иного Бога, кроме Елиного Бога, ибо только Единый Бог- Влыдыка Судного дня. Все остальное в мире смертно, в том числе и пророки и Праздники, отмечаемые людьми.
Вечен лишь Лик- Вевышнего- Оживляющего, Умершляющего, Воскрещающего и Вечного (аль- абкъа).
У каждого Пророка есть своя ступень стояния перед Всевышним в День Суда.
Поэтому, все уверовавшие в Бога и Судный день, выполняющие Сунны своих Пророков и установленные Богом Законы- Шариа, для этих общин, не должны при жизни на этой бренной земле, свидетельствовать тому, что может противопоставит их пророка Единому Богу, так как ни один пророк - мир им, не говорил и не утверждал, что он- Бог и что Писания не от Бога и что они выше или могущественне Бога, избравшего их для выполнения их пророческой миссии на земле. Все ангелы, пророки, все творения видимых и невидимых миров, люди и джины Благословляют лишь одного - Елиного Всевышнего, у которого нет и не может быть никаких сотоворищей, ни дочерей, ни сыновей. Все мы- творения Бога, в том числе пророки- мир им. В отличии от простых людей, пророки любимые избранники Всевышнего, через которых Всевышний проявил свой Свет, Милости, Любовь, прощение для своих Творений, последовавших призыву:- нет Бога, кроме Бога и пророки избранные богом для сужения Ему и человечеству -рабы Его.
Всевышний возложил на общины мусульман обязательства и запреты в отношении иудеев и назареев- христиан. Среди этих обязательств- обязанность признавать все Предшествовавщие писания: Таврат, Псалтырь, Евангелие и пророков - предшественников ислама. При упоминании имен этих пророков предписано их восхвалять словами Всевышнего- мир им и благословение от Господа миров.
Среди запретов:- запрет на уничтожение скитов, синагог, церквей и храмов и убийство их священнослужителей. Так как среди них могут быть и есть люди поклонящиеся Всевышнему и следующие по пути их пророков. Этот коранический принцип пророком мусульман Мухаммадом с.а.с. Никогда и нигде не нарушался и это запрет Аллаха распространяется на всю общину не только мусульман, но и общины иудеев и христиан в отношении святынь мусульман.
Вот что что сообщает Коран мусульманам о словах Иссуса своей общине:- "Мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я скончаюсь, и в тот день, когда я буду воскрешен к жизни».
Коран, Сура 19, Аят 33. Обратите внимание, слова, "когда я скончаюсь, когда буду Воскрещён" употреблено в будущей форме...
Иса (Иисус) сказал: «Воистину, Аллах - мой Господь и ваш Господь. Поклоняйтесь же Ему. Это и есть прямой путь».
Коран, Сура 19, Аят 36
"Таков Иса (Иисус), сын Марьям (Марьям)! Слово Истины, относительно которого они препираются".
Коран, Сура 19, Аят 34.
Зачем мы это говорим в праздничный день? Чтобы мы перестали препираться и Признали Истину от Бога такой, как она есть и Разъяснена нам и не пытались ее подменить своими умозрениями и не приписывали Богу того, в чем Он не нуждается.
Этого нельзя делать ни в понедельник, ни в пятницу, ни в субботу, ни в воскресение, ни по праздниками, ни по будням.

«Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение,
иного жития вечнаго начало, и играюще поем Виновнаго,
единаго благословеннаго отцев Бога и препрославленнаго»
(Тропарь 7 песни Пасхального канона)

Возлюбленные о Господе пресвитеры и диаконы,
боголюбивые иноки и инокини,
дорогие братья и сестры!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Н ыне Святая Православная Церковь торжественно празднует величайшее священное событие - «праздников Праздник» - Светлое Христово Воскресение! Благодатны и спасительны для христиан духовные плоды сего великого дня. Воскресение Христово - это победа жизни над смертью, праведности над грехом, торжество Истины над ложью и лицемерием. Воскресение Христово - венец жертвенной любви Творца к Своему творению, утверждение Нового Завета между Богом и человеком, вселенская победа и слава Богочеловека.

П асха Христова - прообраз будущего всеобщего воскресения мертвых и духовное, таинственное, трепетное предощущение ожидающей нас непостижимой радости и вечного блаженства в раю, о котором Священное Писание повествует, что «не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). По слову Спасителя, сказавшего: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11, 25), все мы, верные чада Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, верим в то, что если Христос воскрес из мертвых, то воскреснут и все верующие в Него.

В оскресение Христово является основанием нашей веры. «Если Христос не воскрес, - свидетельствует апостол Павел, - то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша… Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 17-22). Христос воскрес, Его не коснулось жало смерти, через Него жизнь торжествует во Вселенной. Своим Воскресением Христос обновляет мир и дает всем силу для преодоления греха. Эту созидательную силу каждый может ощутить в сердце и перенести в свою собственную жизнь. Воскресение Христово не символ, а реальность, которую человек способен воспринять через веру. Празднуя Пасху, мы становимся внутренне сопричастными этому событию, обретаем уверенность для устроения своей судьбы, своего духовного развития, для проповеди добра и Истины.

В наше время с прискорбием можно наблюдать, что многие не имеют в своем сердце спасительной веры. Но именно отсутствие веры в Бога и духовно-нравственной основы в жизни порождают в душе человека тоску, уныние и неуверенность в завтрашнем дне, приводят к экономическим кризисам, войнам и социальным конфликтам. Без веры человек не имеет подлинной свободы, он легко превращается в послушное орудие в руках князя тьмы. Все, живущие бездуховно, утрачивают человеческие качества и лишаются Божественной любви, не замечают, как становятся завистливыми, наполняются гневом, как встают на путь неправды и противления Правде Божией, забывая, что «Правда Господня пребывает во век». На Пасху Христос Жизнодавец победил ад и призвал всех без исключения к духовному обновлению и соучастию в радости Воскресения, повелел хранить веру и верность Богу, терпеливо неся свое служение среди множества житейских скорбей, исполняя нравственные Евангельские заповеди, никого не осуждая и не проявляя ропота, а прославляя всесвятое имя Спасителя во всех обстоятельствах жизни. Отзываясь на призыв Божий с благодарностью и благоговением, приблизимся к чистому и светлому Источнику, просветимся невечерним светом Воскресения Христова, и этот Божественный Свет, как огонь, уничтожит неправду мира, укажет нам верный путь в Царство Славы.

В озлюбленные о Господе отцы, братия и сестры! Благочестивая паства Тамбовской епархии! Сердечно поздравляю вас с торжественным и спасительным днем Святой Пасхи. Пусть свет Воскресения наполняет нас пасхальной радостью, пусть вера приумножается в нас и сохраняет от разделений, пусть отображается на скрижалях нашего сердца Божественный Лик Спасителя, зовущий к совершенству, пусть сила Божия отвращает нас от всего греховного и увлекает на путь духовного делания, мира, добра, согласия и любви. Будем праздновать этот день едиными устами и чистым сердцем, ибо, по слову святителя Филарета Московского, «кто празднует с чистым сердцем, тот празднует с Ангелами; кто празднует с любовью к Богу и Воскресшему Христу и в духе братолюбия к ближним, тот празднует в общении с Небесной Церковью». Аминь!

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

ЕПИСКОП ТАМБОВСКИЙ И МИЧУРИНСКИЙ

Пасха Христова
2012 г.
г. Тамбов


Пасхальное поздравление благочинного Богоявленского благочинноческого округа протоиерея Александра Пронина.


Дорогие и возлюбленные о Господе отцы, боголюбивые иноки и инокини и все благочестивые миряне!
От всей души, с глубоким чувством пасхальной радости сердечно поздравляю вас с великим, всепобеждающим и жизнеутверждающим праздником Светлого Христова Воскресения! В эту светозарную и спасительную ночь и во все дни Святой Пасхи шлю вам, мои дорогие, вместе с пасхальным лобызанием вечно новое, веселящее душу приветствие: «Христос Воскресе!».
Истина Воскресения Христова всегда занимала центральное место в апостольской проповеди и вера в него считалась основанием христианства, неразрывно связанным с делом нашего спасения. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна», - писал апостол Павел коринфским христианам (1 Кор. 15, 14). Воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых явилось завершением всего дела нашего спасения, совершенного Воплощением Христовым, страданием Его за грехи всего мира и Его крестной смертью.
Пасха! Этот праздников Праздник возводит нас от рабства греху и от горечи смерти к духовной свободе и радости жизни вечной! Пасха — праздник бодрящий, исполненный надежды нескончаемого блаженства в горнем мире. "Радуйтесь всегда о Господе и еще говорю: радуйтесь!" — ободряли апостолы себя и своих учеников. Суть пасхальной радости состоит в том, что мы "смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало."
По милости Божией, мы с вами, дорогие братья и сестры, — христиане. Наша вера — это религия радости, оптимизма, веры в победу добра. И так потому, что Пасха для нас — не только воспоминание давнего великого события, но и постоянная, вечная реальность. Чем глубже христианский идеал проникает в душу христианина, тем живее он ощущает радость Пасхи.
Христос в Своем Воскресении становится Победителем смерти, Начатком и Первенцем из мертвых (Кол. 1, 18). Поэтому вера в Воскресение Христа Спасителя неизбежно приводит нас к чаянию всеобщего воскресения и жизни будущего века. В этой неразрывной связи праздника Воскресения Христова с грядущим воскресением мертвых, с откровением Нового неба и Новой земли, связи Пасхи земной, явленной во времени, с Пасхой Вечной, и заключается источник пасхального света и пасхальной радости. Эта Вечная Пасха открывается уже здесь, на земле, тем, кто нынешнюю Пасху празднует духовно, кто является участником и свидетелем Воскресения Христова, кто видит это радостное событие своими духовными очами, как поет об этом Святая Церковь: «Воскресение Христово видевше…».
Праздник Святой Пасхи является для нас, таким образом, праздником, раскрывающим перед нами тайну грядущего обновления всего творения, тайну духовного воскресения. К этому духовному воскресению, к обновлению наших душ и призывает нас Святая Церковь в этот великий и радостный день Воскресения Христова.
Изгоняя гордость и ложный стыд из своих душ, по-детски с чистым сердцем будем обращаться в молитвах к Богу, и мы почувствуем, как Воскресший Господь воскресит и вас, наполнив миром и пасхальной радостью наши сердца.
Пусть этот Праздник Праздников и Торжество Торжеств поможет нам стать нравственно лучше, добрее, духовно чище, еще больше приблизит нас к Богу и друг к другу. Дай же Бог, чтобы в эти праздничные пасхальные дни мы почувствовали благодатную силу Воскресшего Христа, встрепенулись бы своими кающимися сердцами навстречу любящему и спасающему нас Господу и твердо стали бы на путь духовного преображения. — Да будет так!
С праздником Пасхи, дорогие мои!
Христос Воскресе!
Воистину Воскресе!

С любовью о Воскресшем Господе благочинный Богоявленского благочиннического округа протоиерей Александр Пронин.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием.

«Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков»

(Тит. 2:11)

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

В ночь, пронизанную Божественным светом, исполненную великого торжества и духовной радости о Владыке мира, победившем смерть, обращаю ко всем вам древний возглас, непоколебимо свидетельствующий о нашем неизменном уповании:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Постичь хоть в малой мере то, что произошло почти две тысячи лет назад в лоне светозарного гроба Господня, желали многие поколения святых мужей и жен. Они стремились сделать доступным нам, насколько это возможно для ограниченного человеческого разума, ведение сей дивной тайны, совершившейся в погребальной пещере близ старых стен Иерусалима. Искали образы, которые бы приблизили нас к осознанию поистине кардинального изменения, произведенного Богом в ту ночь со всем мирозданием.

Святитель Иоанн Златоуст так пишет об этом событии: «День Воскресения Господа нашего Иисуса Христа — основание мира, начало примирения, прекращение враждебных действий, разрушение смерти, поражение диавола» (Слово на Святую Пасху).

В свете сказанного особым смыслом наполняются для нас слова первоверховного Павла, уподобляющего восстание Спасителя от гроба новому творению мира и созиданию нового человечества. «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5: 17), — читаем мы в апостольском послании к коринфянам.

Воскресение Господа Иисуса — главное содержание христианского послания миру. Только благодаря Голгофской жертве, неразрывно соединенной со славным Воскресением, обретают смысл и ценность все человеческие дерзания, направленные к Источнику всякого блага. Жертва Христова стала ответом на предпринимавшиеся людьми разных культур и традиций попытки поиска Живого Бога, ибо, по слову Священного Писания, Господь «нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий праведно угоден Ему» (Деян. 10:34-35), и Он хочет, чтобы все спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4). Эти напряженные усилия воплощали в себе чаяния и надежды миллионов людей, в разные времена тщетно искавших возможность преодолеть свое плачевное состояние и обрести подлинную «жизнь и жизнь с избытком» (Ин. 10:10).

Совершилось предначертанное от века. Отныне смерть не имеет более такой власти над человеком — и теперь как «в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:22). Потому Пасха и является важнейшим христианским праздником, что униженный и истерзанный Иисус из Назарета, осиянный Божественной славой, «воскрес в третий день, и путь сотворив всякой плоти к воскресению из мертвых: <...> да будет Сам вся, во всех первенствуяй» (анафора Литургии Василия Великого).

Сегодня Христос вновь зовет всех нас на пир веры, пир Царствия, призывает вкусить от плодов Его искупительной жертвы, напиться воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14). Однако наше единство с Господом не может ограничиваться лишь участием в богослужении или личным молитвенным усердием. Оно должно в полной мере отразиться на всех сторонах нашей жизни. Мы не можем пребывать в беззаботном праздновании, зная, что рядом есть люди, не обретшие радости жизни в Боге, страдающие, скорбящие, одинокие, обездоленные или мучимые болезнями. Нашей святой обязанностью является забота о том, чтобы имя Христово восхвалялось повсюду, дабы люди, видя добрые дела, совершаемые во славу Божию, приобщались к вере православной, обращали сердца свои к Отцу, Который на небесах.

К сожалению, злая человеческая воля и диавольский соблазн все еще действуют в мире. Но унынию не должно быть места в нашей душе, ибо несмотря на все беды, катаклизмы, конфликты и противоречия, мы знаем, что Господь победил мир (Ин. 16:33), восторжествовал над грехом и смертью. И потому мы имеем возможность свидетельствовать словом и делом о благодати, подаваемой нам через общение со Спасителем, благодаря пребыванию в Его Церкви. Будем же усердны в исполнении евангельских заповедей, дабы и ближние, и дальние, следуя нашему примеру, возжелали приобщиться к торжеству веры и богатству благодати, ниспосылаемой от Бога на всех верных чад Его.

Паки поздравляю всех вас с величайшим праздником Пасхи, праздником Воскресения «Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Откр. 1:5-6).

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Москва, Пасха Христова, 2017 год

Смотрите, какую любовь дал нам Отец,
чтобы нам называться и быть детьми Божиими.

(1 Ин. 3:1)

Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Этими радостными и жизнеутверждающими словами сердечно приветствую всех вас, дорогие мои, и поздравляю с великим и спасительным праздником Пасхи.

Праздником праздников и торжеством из торжеств именует Церковь сей святой день устами одного из вселенских учителей святителя Григория Богослова. И в этом заключается глубокий духовный смысл, ибо «настолько Пасха превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, насколько солнце превосходит звезды» (Слово 45. На Святую Пасху).

В славном Воскресении Господа Иисуса, ставшем важнейшим событием в истории спасения человеческого рода, заключается самый смысл и глубинная суть нашей веры, сердцевина и мощная сила христианского послания миру. Вся наша проповедь в эти дни умещается всего в два слова. «Христос воскресе! – Сказав сие, что могу сказать более? Всё сказано!» – восклицает святитель Филарет, митрополит Московский (Слово в день Святой Пасхи, 18 апреля 1826 года).

История человечества после грехопадения Адама – это история непрерывной борьбы добра со злом. Проявив непослушание Создателю, люди впустили в свою жизнь и в мир грех, а вместе с ним страдания и болезни, тление и смерть. Но, самое главное, грех разлучил людей с Богом, Который зла не сотворил и чужд всякой неправды. Ни один праведник не был способен преодолеть это трагическое разделение, эту огромную духовную пропасть, поскольку исключительно человеческими силами сделать это невозможно. И потому, как говорит святитель Григорий Богослов, «мы возымели нужду в Боге воплотившемся и умерщвленном, чтобы нам ожить» (Слово 45. На Святую Пасху).

Иными словами, Воскресение Христово стало тем прорывом в вечность, благодаря которому была преодолена человеческая ограниченность и утолена жажда единения с Богом. Пасха – это торжество безграничной любви Творца к людям, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Но что значит праздновать Пасху в мире, отягощенном болью и страданиями, изнемогающем от войн и конфликтов, полном ненависти и злобы? Что значит петь «смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» , когда смерть остается очевидным завершением земной жизни каждого из нас? Безусловно, Пасха не отменяет реального присутствия смерти во Вселенной, но теперь человеческая боль и трагедия земного бытия превозмогаются Воскресшим Господом Иисусом, даровавшим нам, Его ученикам и последователям, необоримую надежду на обретение вечной жизни. Смерть отныне для нас, христиан, – более не разлука, но радостная встреча и чаемое воссоединение с Богом.

Христос, первенец из умерших (1 Кор. 15:20), показал нам единственно возможный путь преодоления греха и смерти. Это путь любви. И об этой любви мы призваны свидетельствовать всему миру. И свидетельствовать призваны в первую очередь примером собственной жизни, ибо по тому узнают все, что мы ученики Спасителя, если будем иметь любовь между собою (Ин. 13:35).

Любовь, которая, по слову апостола Павла, есть совокупность совершенств (Кол. 3:14), – это наивысшая и величайшая из христианских добродетелей. С переходом в вечность, когда мы сподобимся узреть Самого Господа, наша вера превратится в знание, а надежда на спасение по милости Божией достигнет осуществления. Однако же любовь никогда не перестанет (1 Кор. 13:8) и никогда не изменится.

Как замечательно пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), совершенство христианства состоит в совершенной любви к ближнему (Аскетические опыты. О любви к ближнему). А что значит «совершенная любовь»? Это любовь, которая простирается до любви к незнакомым людям, к недоброжелателям и даже к врагам. Это любовь жертвенная, которая превосходит всякое человеческое разумение, поскольку не укладывается в рамки обыденной житейской логики. Стяжать ее можно через духовный подвиг, привлекающий благодать Божию, которая и дарует нам возможность отвечать любовью на ненависть и добром на зло.

Именно такую любовь явил к нам Христос, ради нашего спасения претерпевший страшные унижения, крестные страдания и мучительную смерть. Его всепобеждающей и все наполняющей любовью был до основания сокрушен ад, а для всего человечества открыты, наконец, врата рая. В любых обстоятельствах жизни мы призваны помнить о том, что на самом деле силы зла иллюзорны и не столь велики, ибо не могут сравниться с силами любви и добра, единый источник которых – Бог. Будем помнить и о том, что лучший ответ и действенное средство противления греху и неправде – наша искренняя и исходящая из глубины сердца молитва, и прежде всего – молитва соборная, возносимая в храме за богослужением, наипаче же – приобщение Телу и Крови Самого Спасителя в Таинстве Евхаристии.

Переживая ныне великую пасхальную радость и созерцая с благоговением и трепетом Восставшего от Гроба Христа Жизнодавца, поделимся же сей спасительной вестью с ближними и дальними, дабы и они узрели неизреченное сияние Божественной любви и вместе с нами благословили и прославили всечестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Превосходящий всякое разумение спасительный свет Воскресения Христова да озаряет неизменно наш жизненный путь, просвещая и утешая нас, делая причастниками и наследниками Небесного Царствия.

Радуйтесь, дорогие мои, ибо

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС БОГ!

+Кирилл,

Патриарх Московский и всея Руси

Пасха Христова, 2016 год

Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла
архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим
и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Возлюбленные о Господе
архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини,
дорогие братья и сестры!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

О т сердца, исполненного светлой радости о Восставшем от Гроба Спасителе, всех вас приветствую этими жизнеутверждающими словами и поздравляю с праздником праздников — Пасхой Господней.

Н ыне мы призываемся на великий пир веры, на великое торжество духа. Единородный Сын Божий, пришедший в мир, претерпевший страдания и смерть на кресте, велением Небесного Отца победоносно восстал от гроба! Иисус воскрес — и «поглощена смерть победою» (1Кор.15:54) ! Он воскрес — и радуется вся Вселенная! Господь упразднил ад и сокрушил власть диавола. И все это совершил Человеколюбивый Бог, дабы усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов (Еф.1:4-5;7) .

П обеда Христа над смертью — это не только духовная, но и физическая реальность. Господь Иисус действительно воскрес телом ради спасения всех людей. С Его воскресением смерть потеряла свой необратимый характер, и для уверовавших во Христа стала рождением в вечную жизнь, дверью, открывающей путь к небу, к Царству Божию.

Н еслучайно и мученики за Христа мужественно встречали любые страдания. И если раньше даже великие праведники скорбели по умершим, как о погибших, то по воскресении Господа Иисуса смерть более не пугала их. Как замечательно пишет святитель Афанасий Великий, отныне все верующие во Христа попирают ее как ничто, зная вполне хорошо, что, когда они умирают, они не погибают, но живут и становятся нетленными через воскресение (Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти). Яркий пример явили нам и новомученики Церкви Русской, бесстрашно принявшие исповеднические венцы в годы гонений на веру в XX веке.

С егодня, когда мир все больше уподобляется неразумному богачу из евангельской притчи (см. Лк.12:16-21) , когда комфорт, успешность и долгая жизнь объявляются чуть ли не главными ценностями человеческого бытия, мы, ученики и последователи Спасителя, вслед за апостолом Павлом дерзновенно свидетельствуем: для нас жизнь — Христос (Флп.1:21) , а смерть — не конец бытия. Говорим и верим так, ибо знаем: Бог создал душу человека для вечности.

К ак часто нам, погруженным в суету и тревоги повседневности, недостает духовной зоркости, чтобы распознать преображающую силу Божественного присутствия в нашей жизни! Но пасхальный период — совершенно особая пора. В эти дни даже сам воздух как бы пропитан ни с чем не сравнимой пасхальной радостью, а любовь и милосердие Божии обильно изливаются на каждого человека.

В ходя в торжество сего дивного и светозарного праздника, мы призваны не только словом, но и делом убедительно свидетельствовать о том великом даре, который получили люди через Воскресшего Господа Иисуса. Поделимся же с окружающими радостной Евангельской вестью, подарим нашу любовь, заботу и внимание близким, сотворим добро тем, кто нуждается в нашей помощи и утешении. Только так, благодарными устами и благодарным сердцем прославляя восставшего от гроба Спасителя, мы становимся наследниками свершившегося пасхального чуда и с дерзновением именуемся сынами и дочерями Бога Всевышнего, явившего безмерную любовь ко всем нам.

С ердечно поздравляя вас со светлым праздником Святой Пасхи, вновь и вновь обращаю к вам радостное приветствие:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Москва, Пасха Христова, 2018 год