Open
Close

Храмы праги. Особенности готической архитектуры

Пражские соборы, храмы, монастыри и костелы прошли через многие века истории, а некоторым зданиям уже исполнилась тысяча лет. Каждый храм построен в уникальном архитектурном стиле и несет отпечаток своей эпохи.

НАВИГАЦИЯ

(Katedrála svatého Víta, Václava a Vojtěcha) – одна из жемчужин европейской готики. Строился и реконструировался на протяжении сотен лет, поэтому впитал в себя самые разные архитектурные стили. В стенах Собора похоронены монаршие особы, здесь место хранения чешской короны и других регалий. Находится посреди , является его архитектурной доминантной и сердцем всего города. Интерьер и экстерьер здания украшены множеством готических скульптур.

Бржевновский монастырь (Břevnovský klášter) также известен как Собор Святой Маркеты. Первый бенедиктинский монастырь в Чехии. Строительство началось еще в X веке – возраст обители насчитывает более тысячи лет. На протяжении чешской истории монастырь несколько раз был уничтожен, но каждый раз его восстанавливали, поэтому он стал одним из национальных символов. Нынешние постройки выполнены в стиле барокко. Находится недалеко от Пражского града и парка «Звезда».

Вифлеемская часовня (Betlémská kaple) выглядит далеко не так ярко, как Соборы в стиле барокко или готики. Однако это важнейшая достопримечательность для любителей истории. Именно под этими скромными средневековыми сводами проповедовал национальный герой Чехии – Ян Гус. Здесь в XVВеке родилось движение гуситов. Сегодня здесь, на правом берегу от Карлова моста, проводят торжественные мероприятия пражские студенты.

(Týnský chrám) возвышается над Староместской площадью. Постройка храма началась более 700 лет назад. В конце XVII века здесь произошел страшный пожар, но огонь сделал храм только более уникальным – после пожара башни были реконструированы асимметрично, одна шире другой. Внутри Тынского храма находится один из древнейших органов Европы. Под сводами похоронены многие знаменитые чехи, некоторые из которых причислены к лику святых.

(Strahovský klášter) расположен в Градчанах, историческом районе чешской столицы. Насельники относятся к монашескому ордену премонстрантов. Монастырь был основан в середине XII века. Несколько раз за свою историю его перестраивали и реконструировали. Страговский монастырь знаменит на всю Европу своей библиотекой. Во время правления Иосифа II монахи начали собирать коллекцию картин, поэтому сейчас туристы могут посетить художественную галерею.

Костелу Святого Николая (Kostel svatého Mikuláše) больше трехсот лет. Построен в честь святого, покровительствующего путешественникам. Это знаковое здание для чешского барокко, а для любителей архитектуры – настоящий учебник и антология этого стиля. Огромный купол в диаметре составляет больше двадцати метров. Внутренний зал высотой почти 50 метров – здесь самые высокие потолки в Праге.

Базилика апостолов Петра и Павла (Bazilika svatého Petra a Pavla) видна издалека, благодаря двум своим острым готическим шпилям. Прогуливаясь по Вышеграду, вы сразу их заметите. Здание имеет историческое значение для Праги. В XI веке базилику возвели по приказу короля, чтобы знаменовать борьбу государства и папского католичества. В те времена это была лишь деревянная постройка. Сейчас мы видим храм, восстановленный в духе готики после пожара XIII века, и украшенный внутри величественными фресками.

Костел Девы Марии-Победительницы (Kostel Panny Marie Vítězné) – сердце Кармелитской улицы. Храм притягивает толпы католиков со всего мира, которые идут поклониться священной статуе Христа. Экстерьер выдержан в стиле барокко. Первоначально был возведен немецкими протестантами, но после религиозных войн все же достался католикам. Здесь находится деревянная статуэтка младенца-Иисуса в монарших одеждах, которая часто копируется и продается в виде сувенира. В костел Девы Марии Победоносной приходят женщины, чтобы помолиться о рождении детей и их здоровье.

Кафедральный собор Святых Кирилла и Мефодия (Katedralni Chrám svatých Cyrila a Metoděje) – шедевр пражского барокко, возведен в начале XVIII века. Расположен на ул. Рессловой. Незадолго до 2-ой мировой войны был передан Православным христианам. Цокольный этаж во время фашистской оккупацией служил базой сопротивления. Прямо здесь произошел бой, в результате которого чешские герои не выдержали натиска и покончили жизнь самоубийством. До сих пор на каменных стенах легко заметить следы от пуль.

Церковь Святейшего сердца Иисуса (Kostel Nejsvětějšího srdce Páně) на Виноградах посвящена одному из июньских католических праздников. В архитектурном центре старого района Праги под названием Винограды вы издалека заметите высокую башню храма. Советуем всем туристам заглянуть внутрь и пройтись по лестницам на колокольню. Стилистически это очень необычная постройка для католического зодчества.

Костел святого Франциска Ассизского (Kostel svatého Františka Serafinského) на Площади Крестоносцев – главная святыня и дом Ордена рыцарей Красной звезды. Впервые храм здесь был построен в середине XIII века, но несколько раз сгорал в пожарах и перестраивался. Нынешний облик он принял только триста лет назад. Фасад выполнен в стиле барокко, а само здание имеет крестообразную форму. В интерьере доминирует мрамор, а в боковых капеллах туристы смогут полюбоваться на произведения пражского художника Вильмана.

Костел Святого Вацлава

Величественный костел Святого Вацлава (Kostel svatého Václava (Smíchov) – украшение района Смихов. Очень молодой храм для Праги – был построен в конце XIX века частично на пожертвования семьи Габсбургов. Архитектурный стиль – неоренессанс с легким налетом готики. Внутри находятся мраморные скульптуры святых и ангелов. Алтарь украшен позолоченным памятником Святого Вацлава.

Монастырь Капуцинов (Klášter kapucínů) – сердце архитектуры и истории Лоретанской площади в Праге. Основан вокруг святыни католиков – лореты, копии хижины Девы Марии. Сама хижина стоит здесь до сих пор, хоть и напоминает скорее богато украшенную часовню. Недалеко от монастыря жил знаменитый чешский ученый Тихо Браге, которому очень мешали колокольный звон и песнопения. Из-за этого император чуть было не разогнал обитель, однако все обошлось и монахи-капуцины служат здесь до сих пор.

Костел Святого Петра

Храм, посвященный Святому Петру (Kostel svatého Petra na Poříčí), выполнен в романском стиле и выглядит скромно. Костелу на Поржичи больше восьми веков. Исторически здесь находилась резиденция рыцарей-тевтонцев, после помещение было передано Ордену с Красной звездой. Церковь сильно пострадала во времена гуситских войн и была частично перестроена в готическом духе. Почти все здание подверглось реконструкции, не перестраивали только две западные башни.

Базилика Вознесения Девы Марии

Нынешний вид Базилика Вознесения Девы Марии (Bazilika Nanebevzetí Panny Marie) сохранила с середины XVIII века. В архитектурном облике смешались барокко, готика и романский стиль. В базилике на Страгове вы сможете насладиться прекрасным грегорианским пением. Богослужения проводятся здесь ежедневно в шесть вечера, а по воскресеньям – еще и в десять утра. Также здесь часто проходят концерты академической музыки.

Костел Святого Вацлава

Еще один костел, посвященный Святому Вацлаву (Kostel svat ho Vclava) находится на месте бывшего поселения Здераз. Костел – смесь готического и романского стиля. Богато украшенный древними фресками интерьер ближе к стилю барокко. Здание сильно выделяется на фоне домов современной архитектуры. Стены, которым больше 500 лет, возвращают зрителя в позднее Средневековье. Когда-то костел принадлежал ордену Крестоносцев, а затем был захвачен гуситами.

Монастырь (Klášter bosých karmelitánek) построен по обету императрицы Марии Анны Испанской. Кармелитки, жительницы обители, были прозваны босыми из-за своего аскетического устава, запрещавшего носить обувь. Во времена коммунистического влияния монастырь превратился в шикарный отель для высших должностных лиц. Был возвращен в руки католиков только в конце прошлого века, с тех пор произошла полная реконструкция здания. На территории монастыря были входы в систему подземных тоннелей, которые были замурованы в 1987 году, после исчезновения девочки.

Церковь Святого Аполлинария

Католический костел Святого Аполлинария (Kostel svatého Apolináře) стоит на Ветровом холме. Зданию около шести веков, строительство было начато императором Карлом IV. По задумке здесь должны были собираться для обсуждения насущных вопросов духовные лица. Изначально был выстроен в стиле готики, а затем реконструирован под барокко. Храм значительно пострадал во время Первой мировой войны и был вновь открыт для прихожан только в восьмидесятых годах прошлого века. После реставрации XIX века мы вновь видим готический образ.

Величественный готический собор Святого Антония Падуанского (Kostel svatého Antonína Paduánského) находится в отдаленном районе Голешовице. Можно сказать, что храм современный – строительство началось только в 1908 году, однако это не делает вид его фасада менее впечатляющим. Шпили костела заметны издалека. Внутри прихожанин оказывается под сводом колонн и витражных окон. Колокольни сильно пострадали во время Первой мировой войны и фашистской оккупации. До сих пор здесь сохранилось два громадных колокола – один весом 500 кг, другой – больше тонны.

Церковь Святой Екатерины Александрийской

Церкви Святой Екатерины Александрийской (Chrám sv. Kateřiny Alexandrijské) почти 700 лет. Изначально это был центр женского монастыря. Во времена реформ Иосифа IIкостел превратился в приют для сумасшедших, и богослужения проводились только для пациентов. Отличительная черта церкви – башня высотой более 50 метров. В интерьере сочетаются темные колонны и монументальная роспись.

Собор Святого Варфоломея (Kostel svatého Bartoloměje) стоит на Бартоломейской улице и является ее главным украшением. В XIV веке на месте нынешнего храма располагались злачные места. Чтобы вернуть улице нравственный облик, по распоряжению Карла IV была построена церковь, затем здесь располагалась иезуитская школа, позже – госпиталь Ордена Серых сестер. Коммунисты организовали под сводами храма студию мультипликации, но после Бархатной революции собор вновь вернулся монахиням.

Часовня Святого Креста (Kaple sv. Kříže) – архитектурная доминанта 2-ого двора Пражского Града. Возведена в середине XVIII века в стиле барокко, интерьер расписан фресками на библейскую тематику. Сейчас часовня служит музейным отделением Собора Святого Вита. Туристы могут увидеть в экспозиции драгоценные предметы богослужений древности. Важнейшая святыня часовни – крест из чистого золота, внутри которого находятся частицы креста и тернового венца Христовых.

Костел Святого Яна Крестителя

Костел Святого Яна Крестителя (Kostel sv. Jana Křtitele) на Прадле недалеко от острова Кампа. Выполнен в готическом стиле, многие элементы экстерьера не реставрировались и сохранили древний облик. После реформ XVIII века церковь превратилась в госпиталь, а затем и вовсе в подсобные помещения. Здесь была прачечная и хранилище угля. Попросите служителей Костела, они покажут вам комнату сторожа тех времен. Церковь была вновь передана христианам, но теперь уже гуситам, только в тридцатых годах прошлого века.

Церковь Святой Урсулы

Церковь Святой Урсулы (Římskokatolický kostel svaté Voršily) – шедевр европейского барокко, расположенный недалеко от Национального театра. Насчитывает уже более трехсот лет. Построен благодаря пожертвованиям знатной дамы Сибиллы Ламбо. Планировался как женский монастырь и образовательный центр для девушек знатного рода. Храм пострадал во время Второй мировой войны, но был полностью реконструирован.

Эта небольшая капелла (Kaple Marie Magdalény) – украшение набережной Эдварда Бенеша. Построена во времена Возрождения, принадлежала рыцарям-госпитальерам. Здесь не происходило исторических потрясений, под сводами часовни не похоронены знаменитости и короли, но прогуливаясь на берегу Влтавы, загляните внутрь. Часовня Марии Магдалины навевает особую задумчивую атмосферу.

Костел Благовещения (KostelZvěstování Panny Marie Na Slupi) находится недалеко от Вышеграда. Когда-то здесь стояло языческое капище, где происходили жертвоприношения славянским богам. От главного идола остался деревянный столб, который превратился в опору для христианского храма. Нынешнее строение воздвигнуто уже намного позже крещения Чехии – в середине XIV века. Колокольня из-за плохого грунта немного покосилась в сторону, превратив костел в пражский аналог Пизанской башни.

Церковь гуситов в Голешовицах (Husitský kostel v Holešovicích) изначально была построена в качестве живого дома. Понять, что это христианский храм, можно только по кресту и золотому потиру на крыше. Уникальный храм, выполненный в стиле модерн. Алтарь украшен статуей авторства Вацлава Мысльбека. Сам Роден говорил, что лучше него Христа не изображал никто и никогда. Витражи внутри создают особенное, внеземное освещение.

Улица названа Троицкой именно в честь этого костела, возведенного в середине XIV века. По преданию, архитекторы были рады построить церковь Святой Троицы (Kostel Nejsvětější Trojice) и решили не брать за работу денег. Район когда-то был одним из беднейших в Праге – строительство велось медленно, материалы приходилось собирать где придется. Даже нищие жители почитали за необходимость пожертвовать что-нибудь, чтобы здесь появилась церковь.

Костел Святой Анны

Строгое здание костела Святой Анны (Bývalý kostel sv. Anny) возвышается недалеко от Карлова моста. Здесь настоящая обитель легенд о любви, рыцарях и древних алхимиках. Считается, что именно здесь черпали вдохновение многие чешские писатели. Интерьер украшают росписи, принадлежащие разным эпохам и отражающие историю чешской иконописи. В разные времена храмом владели тамплиеры, иоанниты, монахини ордена Святого Доминика.

Костел Святого Климента (Katedrála sv. Klimenta) был построен в XI веке – один из старейших храмов Праги. Долгое время он принадлежал монахам-доминиканцам. Из-за наводнения был разрушен, и позже реконструирован в скромном варианте готического стиля. В ходе антицерковных реформ Иосифа IIбыл продан за сравнительно небольшую сумму, и использовался как амбар. В конце прошлого века во время реставрации были найдены древнейшие фрески, посвященные Страстям Христовым.

Доминиканский монастырь

Недалеко от Староместской площади находится древний Доминиканский монастырский комплекс (Dominikánský klášter). Его строили в XVII веке итальянские зодчие. Одна из главных достопримечательностей монастыря – трапезная, украшенная картинами и лепниной. Сегодня помещение сдают в аренду для тех, кто проводит торжественные мероприятия. Совсем недавно монахи открыли в здании монастыря собственный отель.

Костел Святого Роха

Костел Святого Роха в Градчанах (Kostel svatého Rocha) на данный момент перестал служить в качестве христианского храма. Сейчас это художественная галерея MIRO, в которой проходили экспозиции самых известных художников – в том числе Пикассо, Дали и Шагала. Здание построено в духе позднего возрождения с деталями готики. Три алтаря церкви посвящены святым, защищающим от инфекций и болезней. Связано это с историей костела – он был возведен Рудольфом IIв честь избавления от чумного поветрия.

Ты уже отпускала. Теперь?
– Иронизируешь, вместо того, чтобы помочь! Даже не знаю. Наверное, в этот раз будет немного больше, чем два раза по два часа. Скажем, “Полдня на Прагу”. Но что выбрать? Парижскую улицу? Квартал Йозефов? Побродить по Старому месту? В какие храмы зайти? Какие на потом оставить? Тебе хорошо, ты уже написал.

– Мы на Староместской площади стоим. Давай отсюда и плясать.

– Я тоже так думаю. Просто здесь и на Ратушу хочется подняться, и в храм Девы Марии перед Тыном зайти, и в церкви Святого Микулаша интерьеры посмотреть. С таким раскладом и полдня на одном месте будем топтаться. А хочется людям город показать! Особенно господам КтоВпрагеНебыл.

– Вот гидовская твоя натура! Теперь влезла в шкуру турменеджеров, которых ругаем, на чём свет стоит! Они, думаешь, как туры планируют? Тоже бедные мучаются, что включить, что выключить…

– …сколько бабла себе в карман положить за сдвиг мыши и удар по клаве! Знаешь, ведь не всем интересны религиозные интерьеры. Давай вот что сделаю. Отдельный пост по Пражским храмам, а? Кому интересно – посмотрит, кому нет – пропустит!

Годится! К Святому Микулашу? Вот и он.

Это начало 18 века, барокко и внутри, и снаружи. Принадлежал он когда-то бенедиктинскому монастырю, а теперь – чехословацкой церкви.

Дева Мария перед Тыном тоже может кое – чем похвастаться. Меня удивило, что по виду костёл – готический, а вот внутри – барокко!

– Он не просто готический. Заложен в 1365 году на месте двух стоявших здесь ранее, один из них был романский. Из-за своих башен, наверно, самый знаменитый и самый узнаваемый. 80-ти метровые башни появились только на рубеже 15 и 16 веков.

И с барокко всё объяснимо – пожар конца 17 века уничтожил много домов на Староместской площади, и Тынский храм не пощадил. Вот он и был покрыт новым, барочным сводом.

– А почему название такое – перед Тыном?

Ничего удивительного. Расположен он перед Тыном – учреждение такое. Там иноземные купцы останавливались, а правитель города им охрану предоставлял за определённую плату. Но это – другая история. Знаешь, что мы с тобой прошляпили?

Уже знаю. Давай узелочек на память завяжем, чтобы потом литературу не перелопачивать, а свои записи посмотреть.

1. Тимпан северного портала, сохранившийся с 1390 года, с изображением страстей Христовых.

2.Внутри – готическая кафедра для проповедей,

3.Готическая мадонна,

4.Готическое распятие начала 15 века (на алтаре, в конце северного бокового нефа),

5. Древнейшая из сохранившихся пражских оловянных купелей (1414). И, пожалуй, ещё каменный балдахин работы Матея Рейсека (1493г.).

Снимать в интерьерах нельзя, просто потом посмотрим.

Следующим выдающимся пражским храмом является Вифлеемская часовня, она тоже в Старом месте находится.

Чем она знаменита? Вроде – ничего приметного!

В ней сам Ян Гус проповедовал! И после его казни – последователи, проповедники. Судьба у часовни не менее трагична, чем история Гуса. То, что мы сейчас видим – точная реконструкция 50-х годов 20 века. Разрушили её в конце 18 века, а оставшиеся три стены были встроены в жилой дом.

Просторная какая!

До трёх тысяч человек вмещала! И кафедра проповедника в центре была, чтобы все слышали!

Теперь у нас костёл Св.Ильи на Гусовой улице. И снова та же история – суровая готика экстерьера и пышное барокко внутри. И только сейчас храм как бы вписан в городскую застройку, целиком его ниоткуда не рассмотришь. А в средние века от был одним из монументальных строений Старого Места.

Интересно, что внутренняя отделка храма принадлежит художнику, Райнеру, который и погребён здесь.

Да, и ещё ты статую святого Мартина Порреса (Перуанского) снял. Я в книжечку его имя записала. Изображается он с животными, потому что был целителем и всем, даже животным не отказывал в помощи и облегчал их страдания.

Даже больные звери приходили лечиться к Мартину. Он легко с ними управлялся и очень заботился о них (что для испанцев было непостижимо), простирая свою любовь вплоть до мышей и крыс и оправдывая их повадки чувством голода. Святой содержал приют для кошек и собак.

Мартин был великим целителем, но самая известная история о нём связана с крысами. Настоятель монастыря был практическим человеком и не питал нежных чувств к грызунам. Он велел Мартину извести их ядом. Мартин внял его повелению, но ему было очень жалко крыс. Он вышел в сад и тихонько их позвал, и крысы тотчас явились на его зов. Он отчитал их за дурное поведение и поведал о яде. Даже пообещал кормить их каждые день в саду, если они перестанут досаждать настоятелю. На том и порешили. Мартин отпустил грызунов, и с тех пор они больше не причиняли хлопот монастырю.

– Интересная история. А мы продолжаем знакомиться с пражскими храмами.

И был за то наказан! Комплексный обед билет включал все иудейские храмы, кроме Староновой, ради которой этот поход и планировался! Что же мне теперь было, купить билет и не поехать?

– Съездил, да не туда! Будем синагоги в рассказ о храмах включать?

Здрасьте, приехали! Ты о них в разделе “пивные” расскажи, самое оно будет!

Не смотрю на тебя. Смотрю на синагогу.

Майзлова –

была названа по имени заказчика Мордехая Майсела в самом конце 16 века. Переделки – перестройки, не без этого. А во время оккупации использовалась как склад мебели, отнятой у отправленных в лагеря евреев.

– Что там внутри? Книжки по разному говорят. Старая говорит, что там выставка уникальной коллекции изделий из серебра. Если верить новой – то там экспозиция истории евреев, живших на чешских землях с древних времён до эпохи Просвещения.

Знаешь, уже не помню, фотографировать внутри было нельзя. Но, думаю, это одно и то же – ведь это выставка предметов культа, которые использовались при богослужениях в 153 еврейских религиозных общинах и сотнях частных домов. Знаешь, откуда эти вещи там взялись?

Расскажи.

Опять шпильки будешь вставлять, зачем я в синагоги пошёл?

Не.

Фашисты собирались устроить в Праге “музей исчезнувшего народа”. Поэтому и свозили в столицу Чехии еврейские ценности.

Даже не знаю, что сказать. Давай просто помолчим.

………………

Это-Староновая синагога. Удачный снимок, тут сразу и Еврейская Ратуша в объектив попала.

А на Ратуше аж двое башенных часов. Нижние – с древнееврейским циферблатом. Текст в них пишется справа налево, поэтому идут эти часы, “наоборот”, показывают обратный ход времени.

– А название – Староновая, потому что была старая, а потом была перестроена и стала новая?

– Есть такая версия, что синагогу построили на старом фундаменте. Но мне больше по душе такое объяснение, что на древнееврейском она называлась “временная” – Alt-nai. В переводе на немецкий получилось – Alt-neu, а отсюда и “староновая” на чешском.

– Тут и ритуальный зал есть. Для прощаний?

– И не только. Для омовения тел усопших. И что ты скажешь на то, что это здание – 20 века.

Удивлюсь. Стилизация готическая. Хотя, если подумать и внимательно посмотреть… Это и сейчас ритуальный зал?

Был до недавнего времени, до конца 20 века. Сейчас – музей. Что-то бедноватая коллекция синагог у тебя получается. Хорошо, хоть испанская есть. Сегодняшний мавританско-ренессансный вид она получила в конце 19 века.

– Хотя на этом месте иудейский храм стоял уже в 12 веке. “Испанской” её стали называть, когда в Прагу пришли евреи, бежавшие от преследований инквизиции. Их ритуал был “сефардский” и отличался от “ашкеназских”, которые здесь жили. Испанская синагога служила им несколько лет, а название так и закрепилось.

– Ещё в Праге, в том же Йозефовом квартале есть Высокая синагога, Пинкасова и Клаусова.

В Старом городе у нас ещё церковь Святого Франциска осталась. И Святого Сальватора. Мы этот снимок в рассказе показывали. Давай продублируем, лучше всё равно нет.

– Купол костёла Святого Франтишека Серафинского – старомейстская доминанта. Здесь уже Орден крестоносцев с красной звездой свой вклад в городскую архитектуру сделал.

– И всё? Так скучно? Расскажи ещё, что строили его на месте старого, готического. Про архитектурный анализ не забудь.

– Не кипятись. Не всё так обычно. Посмотри, как он сориентирован. Не восток-запад, а север-юг!

Вот это да! И правда! На нашем снимке это хорошо видно, соседний – Святого Сальватора (Спасителя) имеет правильную ориентацию, Святой Франтишек под прямым углом к нему стоит!

– И давай уже про храм Св.Сальватора пару слов скажем. Он лет на сто старше своего соседа. И если Св.Франтишек стоит на месте готической церкви, то Св.Сальватор вырос из романского, посвящённого Св. Клименту. Как и первый костёл, этот – часть комплекса Клементинума, иезуитского университета.

– А теперь на Малу страну пойдём храмы собирать?

Знаешь, у меня идея появилась. Давай на этой стороне Влтавы останемся и в Новое место пойдём. Там тоже есть, что посмотреть.

– Согласна! Во-первых – Дева Мария Снежная!

Может быть и не во-первых, но уже в неё то зайти точно стоит!

Слушай, а почему этот храм самым большим в Праге называют?

Не путай! Не самым большим, а самым высоким! Это действительно так. Карл IV только ЗАДУМЫВАЛ его в 1347 году, как самый большой, в противовес кафедральному святого Вита. Но так получилось, что отстроить до конца его так и не удалось. То, что мы сейчас видим – всего навсего пресвитерий задуманного храма. С необыкновенно красивым сводом!

– Это свод 14 века?

– Да нет же. Тот ещё выше был, да рухнул в 16 веке. Этот – ренессансный, был занижен.

Это сюда бедные пражане приходили послушать проповеди гуситского проповедника Яна Желивского? Он обличал развращённость и взяточничество служителей церкви и феодалов. И отсюда он в 1419 году возглавил шествие своих сторонников к Карловой площади?

Когда мы будем на площади ты увидишь Новоместскую ратушу, откуда бунтовщики выбросили из окна несколько членов магистрата. Желивски проповедовал в костёле Девы Марии Снежной до своей казни в 1422 году. Но сейчас речь о храмах, давай не будем отвлекаться.

– Хорошо. Только посмотрим на тимпан над воротами. Знаешь, сначала он был помещён на башне костёла, которую снесли в 19 веке. На нём Карл IV изображён. Я его в кружок обвела.

Костёл Святого Индржиха (Гейденрейха) мы мимо прошли. Отправляемся на Карлову площадь. Смотреть костёл Св.Игнатия. Скульптуру Святого Игнатия на фасаде видно издалека и нимб вокруг всей фигуры святого стал предметом разбирательств между иезуитами, которые строили костёл в конце 17 века и церковью.

– Я помню. Нимб над скульптурой Христа внутри собора был гораздо меньше, чем нимб святого Игнатия, что и стало предметом критики. Папа Римский всё же решил спор в пользу иезуитов, одобрил размер ореола, его мы и сейчас видим на самой верхней точке фасада.

Интерьер барочный?

А какой он ещё мог быть в конце 17 века?

– Теперь в православный, к Кириллу и Мефодию? Он всегда был православным?

Что ты! Храмом после постройки в 1735 году он побыл недолго. Уже через 50 лет его упразднили и использовали, как армейский склад. Только в середине 30-х годов 20 века его приобрела православная церковь.

– Здесь и экспозиция есть!

Да, я об этом уже писал в отчёте . Расскажи сама, что помнишь. Ты и в музее откровенно скучала.

Прости. Ты знал об этом, а я нет. И не сразу осознала. Теперь только поняла. После убийства Гейдриха, фашистского наместника Чехии, в мае 1942 года здесь скрывались парашютисты. Нашёлся предатель, который выдал их. Все они погибли в гробнице костёла, отстреливаясь до последнего патрона от окруживших храм гитлеровцев. И покончили там с собой. У них НЕ БЫЛО ВЫХОДА. Экспозиция в крипте рассказывает об этой славной и трагической странице истории борьбы против захватчиков.

– Теперь – в монастырь “На Слованах – Эмаузы”.

Наверное, не успеем. Только мимо пройдём. Почему название такое странное?

-“На Слованах” – потому что он был единственным, где богослужения проводились не на латыни, а на древнеславянском языке. Второй название тоже легко объяснить. При его освящении в 1372 году читалось Евангелие о встрече Иисуса с учениками в Эмаузах.

– А башни? Это что, Карл IV, который основал монастырь такие придумал?

– Ещё один костёл в Новом месте мимо проходим. Святого Яна Непомуцкого на Скалке. А зайти надо было. Ведь с деревянной позолоченной фигуры Яна Непомуцкого отлита его скульптура на Карловом мосту.

Жаль. Но если бы в храм зашли, то уже точно в музей Альфреда Мухи не попали. Зато снаружи особенность храма хорошо заметна. Он очень необычен тем, что возведён на восьмиугольном фундаменте и его башни развёрнуты – одна навстречу другой. Удивительная барочная композиция первой половины 18 века.

– И ещё один храм рядышком, неопознанный. В источниках ничего про него не нашла.

– Это всё, что мы видели в Новом месте. Теперь в Малу страну надо идти. Там тоже недостатка в церквях нет. Но со святым Николаем мало какой сравниться может. И ведь с виду в нём ничего необычного нет. Мы с тобой на Украине и поинтереснее барочные строения видели. Смотри, на этом снимке костёл вместе с колокольней изображён. Интересно, что колокольня принадлежала городу, а не церкви, поэтому у неё свой отдельный, независимый от храма вход. Но если внутрь зайти, то немудрено там надолго остаться. Можно и просто полюбоваться, а можно на детали внимание обратить.

– Знаешь, я клип подготовила на полминутки. Кому захочется на интерьеры в общем взглянуть, то лучше его включить. А про детали мы ведь уже позже узнали.

Знаешь, давай опять “узелочек на память”. А когда ещё поедем в Прагу, то потом по святому Николаю Малостранскому отдельный пост сделаем.

– Да! Самое главное – на фасад обратить внимание. Он скульптурами разных святых украшен. Мы с тобой распишем, кто-где.

– А внутри надо на главный свод посмотреть. Там огромная фреска “Прославление святого Николая”- это крупнейшая в Европе фреска, 1500 кв. метров создана Яном Лукашем Кракером.

И ещё в этом соборе на органе играл Вольфганг Амадей Моцарт, когда в Прагу приезжал.

И вот ещё что интересно. Строили костёл иезуиты с 1703 по 1760 год. Они стремились продемонстрировать победу католицизма над чешским народом, который они считали еретиками. Но в 1773 году Римский Папа Климент XIV орден распустил, и им пришлось проститься с этим прекрасным храмом, а “еретики” стали проводить в нём богослужения. Идём дальше?

– В Костёл Девы Марии Победительницы.

Внутри я не снимала. И у этого храма своя изюминка имеется. Оказывается, церковь стала первой ласточкой барочной сакральной архитектуры. Представляешь, уже в первой трети 17 века!

– Главная его святыня – копия чудотворного образа Девы Марии Победительницы. Образ помогал императорским войскам победить в сражении на Белой горе.

– А в подвале музей Пражского Ангелочка. Знаешь легенду?

Это то самое восковое изображение Иисуса-младенца, которое из Испании привезла в Чехию жена канцлера Вратислава из Пернштейна Мария. Их дочь подарила 47-см фигурку монастырю кармелитов у Девы Марии Победительницы, которому этот храм тогда принадлежал.

Совершенно верно! Монастырь стал получать многочисленные дары от паломников к Чудотворному Ангелочку, а также одежду для фигурки. В музее больше 60 видов разных платьев, даже с Востока и Южной Америки. А сама фигурка постоянно с 1741 года находится в витрине алтаря.

Знать бы заранее, ни за что не прошли бы!

Так ещё поедем. А теперь – к Деве Марии под Цепью. Мы с тобой только на “самые” костёлы внимание обращаем. Этот – один из древнейших Пражских, конца 12-го века. Название “под Цепью” – тоже объяснимо. Расположен он на улице Лазеньской.

Жилая постройка монастыря ордена иоаннитов (были и такие) прилегала к костёлу с северной стороны. Это здание соседствовало с Юдифиным мостом, его Карлов заменил. Раньше улицы на ночь на цепь закрывались. Рядом с такой цепью и был расположен костёл.

– Перед погребением в этом храме находились тела императоров Карла IV, а позже – его сына Вацлава IV.

Смотри, а мальтийский крест над воротами, и ещё один на стене?

– Принадлежал храм первоначально рыцарям Мальтийского ордена. Память об этом до сих пор сохранилась.

– Ещё на Малой стране костёл святого Йозефа есть. На фасаде, над входом, хорошо виден герб. В нём – буква L – напоминает о закладке первого камня в 1687 году императором Леопольдом.

– Не забыть ещё и святого Томаша, то есть Фомы, упомянуть. Высокая башня храма издалека видна.

– Самое интересное внутри храма. Копии двух картин Рубенса над главным алтарём. “Мученичество святого Фомы” и “Святой Августин”.

Оригиналы в музее?

Где ж им ещё быть? В Национальной галерее.

– Из главных пражских храмов у нас остались самый главный -собор святого Вита на Граде. И Лоретта в Градчанах. Я думаю, не буду их в этот пост включать. О Святом Вите, наверное, отдельно напишу. А о Лоретте в Градчанах расскажу.

– Наверное, ты права. И сама устала, и читатели, наверное, уже выдохлись. Как следующую пражскую часть назовёшь? .

Ин. название: англ. Cathedral of St Vitus, St Wenceslas and St Adalbert

Собор святого Вита, полное название Кафедральный собор святых Вита, Вацлава и Войтеха (чеш. Katedrála sv. Víta, Václava a Vojtěcha), - самый главный и большой католический храм в , резиденция Пражского архиепископа. Является частью национального памятника культуры - дворцового комплекса Пражский град. Это духовный символ чешского государства, обязательное место для посещения в рамках классической экскурсии по .

Собор святого Вита - действующий храм, в нем проводятся римско-католические богослужения на регулярной основе.

Краткая история

Храм посвящен трем святым:

  • Вацлаву - покровителю и святому Чехии, основателю ротонды святого Вита. Тело Вацлава перевезено сюда в 938 году;
  • Виту - князь Вацлав поместил в строящуюся ротонду кость десницы (правой руки) святого Вита, которую он получил от императора Генриха I - Птицелова;
  • Войтеху - второму чешскому епискому, убитому прусскими язычниками. Его тело покоится здесь с 1039 года.

Князь Вацлав заложил первую ротонду святого Вита на этом месте в 925 г., но позднее она была снесена как недостаточно просторная для Пражского града.

В 1060 г. чешским князем Спытигневом II на ее месте была построена новая базилика святого Вита, Вацлава и Войтеха.

В 1344 г. императором Карлом IV было начато строительство собора, который должен был служить одновременно католическим храмом (костелом), местом погребения и сокровищницей.

Собор строился почти шесть столетий, с перерывами, под руководством нескольких архитекторов. В 1929 году строительство было торжественно завершено, а здание освящено.

Что посмотреть в Соборе святого Вита

Это величественный готический собор с двумя каменными башнями на западной стороне высотой по 82 метра и одной башней на южной стороне высотой 96,5 метра.

Западный фасад украшен окном с розеттой диаметром 10 метров и четырнадцатью статуями святых и королей, включая Карла IV.

Внутри собора - длинное арочное пространство с алтарем и скамьями для молитв, богато декорированное скульптурами, мозаиками и цветными витражными окнами.

Видео собора снаружи и внутри.

Самые известные объекты Собора святого Вита:

Так называется парадный вход с южной стороны собора. Он украшен мозаикой на тему Страшного суда из миллиона цветных камушков. В настоящее время Золотые ворота почти всегда закрыты, но на них можно посмотреть с внешней стороны собора.

Часовня расположена в юго-восточной части храма, недалеко от Золотых ворот. В центре часовни, на пьедестале с драгоценными камнями, находится гробница святого Вацлава. В ларце над надгробной плитой хранятся мощи святого. Здесь же установлен серебряный бюст Вацлава.

В часовне есть маленькая дверь в Коронный зал, где хранятся королевские принадлежности для коронации: корона, скипетр, крест, меч и королевские одеяния. Доступа для посетителей в Коронный зал нет.

3. Королевская усыпальница.

Перед главным алтарем установлен мраморный королевский мавзолей.

Под мавзолеем сооружена подземная гробница чешских королей и их родственников. В ней захоронены останки короля Карла IV, четырех его супруг, сына Яна Згоржелецкого и других выдающихся особ.

Отдельного упоминания заслуживает саркофаг Яна Непомуцкого, изготовленный из двух тонн чистого серебра. Его можно осмотреть внутри собора.

4. Южная башня.

На самую высокую башню собора можно подняться по 287 ступеням за отдельную плату. Вход слева от Золотых ворот.

5. Сокровищница.

Отдельно стоящее здание во 2 дворе Пражского града - Часовня святого Креста. В ней собрана богатая коллекция драгоценных изделий (ювелирные украшения, текстиль) из закромов Собора святого Вита, датируемых 11 в. и позднее.

Ее также называют Святовитской сокровищницей по названию постоянной экспозиции. Попасть в нее можно отдельно от посещения собора.

Время работы

Собор святого Вита открыт ежедневно, часы работы отличаются в зимний и летний период.

В зимний период (с ноября по март):

  • с понедельника по субботу с 09:00 до 16:00;
  • в воскресенье: с 12:00 до 16:00.

В летний период (с апреля по октябрь):

  • с понедельника по субботу с 09:00 до 17:00;
  • в воскресенье: с 12:00 до 17:00.

Большая южная башня открыта для посещения ежедневно, за исключением периодов неблагоприятных погодных условий.

В летнее время на нее можно подняться с 10:00 до 18:00, в зимнее - с 10:00 до 17:00.

Стоимость билетов

Для посещения сооружений царского комплекса Пражский град предлагается несколько вариантов доступа.

Зайти в переднюю, готическую часть кафедрального собора можно бесплатно.

Для посещения исторической части собора нужно приобретать комплексный билет, предоставляющий право посещения нескольких объектов на выбор:

  • билет в Округ A - стоимость 350 крон, включает посещение Собора святого Вита, Старого Королевского дворца, экспозиции «История Пражского Града», Базилики св. Йиржи, Золотой улочки и башни Далиборка, Пороховой башни, Рожмберкского дворца;
  • билет в Округ B - стоимость 250 крон, включает посещение Собора святого Вита, Старого королевского дворца, Базилики св. Йиржи, Золотой улочки и Далиборки.

Другие билеты не включают посещение Кафедрального собора.

Купить билет на посещение только Собора святого Вита нельзя.

Все билеты действуют 2 дня. Посетить каждый объект по ним можно только один раз. Билеты можно приобрести в Картинной галерее Пражского града.

Более подробная информация представлена на фото выше (сведения действительны на 2017 год). Уточняйте цены на официльном сайте.

Внутри разрешено фотографировать и проводить любительскую видеосьемку, но без использования вспышки, штатива и другого дополнительного оборудования.

Как добраться до Собора святого Вита

Пражский град и входящий в него Собор святого Вита находятся в историческом районе Праги - Градчаны. Башни готического собора, напоминающие башни средневекового замка, видно практически с любой смотровой площадки города.

Добраться до него можно на такси и общественном транспорте: трамвае или метро.

Ближайшие трамвайные остановки - Pražský hrad, Královský letohrádek, Malostranské náměstí (трамваи №22, 23).

Ближайшая станция метро - Malostranská.

Если заходить в Пражский град через центральный вход, то нужно пройти через главные ворота на площадь, где расположены кассы и Картинная галерея. С этой площади прямой выход к центральному входу в Собор святого Вита.

Новая Прага сохранила на своих улицах старинные христианские памятники архитектуры: церкви и храмы. Именно в этих стенах покоится величественное наследие средневековья, сумевшее вопреки капризам истории дойти до наших дней. Среди церковных зданий сохранились и те, что были заложены ещё при Карле Великом в начале XIV века. В основном это готические и барочные католические храмы, много раз перестроенные, отреставрированные и со временем вовсе не утратившие своё первозданное величие и средневековую красоту.

Костел Св. Вацлава на Здеразе (Kostel svatého Václava na Zderaze) относится ещё кXII в. и был выстроен намного раньше времени основания Новой Праги. Характерные черты этого немного мрачного здания в стиле барокко и готики - это восьмиугольный купол и романская башня. До наших дней сохранилась готическая роспись, фрагменты нефа и художественные произведения - шедевры старины, созданные великими мастерами прошлого.
В древности на месте храма находилась базилика в романском стиле - единственная в Здеразе, впоследствии несколько раз перестроенная в разновидностях готического стиля (XIV-XVI вв.) В конце XVIII в. храм принадлежал монастырю августинов, здесь находилась тюрьма. Только в начале XIX в. здание храма было отреставрировано по проекту архитектора Йозефа Фанты и освящено.
Свой настоящий облик церковь Св. Вацлава приобрела в 1930-х гг., когда была украшена шедеврами известного чешского скульптора и живописца Франтишека Билека.
Kostel sv. Václava na Zderaze,
Resslova 6, 120 00, Praha 2 (Прага - Новый город), CZ .


Церковь Девы Марии Семискорбной (kostel Р. Marie Sedmibolestné)
построена в стиле барокко знаменитым чешским архитектором Динценхофером. Достопримечательность здания - величественная башня 1725 г., изначально являла собой часть одного из местных пражских монастырей. Ещё одна достопримечательность небольшого храма - это богатый сад с оранжереями, сохранившийся от Карлова университета - самого старинного в Европе. Жемчужина сада и главная его достопримечательность - это гигантская лилия "Королева Виктория", способная удержать на своих лепестках маленького ребёнка.
Kostel Panny Marie Sedmibolestné,
Na slupi 448/6, 128 00
Prague 2 (Прага - Новый город) , CZ.


Церковь девы Марии и святого Карла Великого (Kostel Panny Marie a svatého Karla Velikého)
с потрясающими сводчатыми потолками и башнями прежде была августинским монастырем. Здание церкви относится к 1350 г. и основано ещё Карлом IV Великим. Храм находится рядом с Вышеградом. Главная его достопримечательность - звёздчатый свод, датируемый 1575 г. - творение архитектора Вольмута. Свод храма представляет собой величественное и монументальное сооружение, с которым связаны некоторые легенды. Примечательно, что когда было завершено его строительство и отделка, никто из мастеров долгое время не решался разобрать строительные леса из опасения, что под тяжестью конструкция может не выдержать и обвалиться. Однако талантливый архитектор продумал все до мелочей, и свод храма по сей день продолжает удивлять многочисленных посетителей своей красотой и величием. Сейчас в храме находится музей.
Kostel Panny Marie a svatého Karla Velikého,
Ke Karlovu 453/1 128 00 Praha 2
(Прага - Новый город) , CZ.


Пражская церковь Св. Косьмы и Дамиана (kostel sv. Kosmy a Damiána)
на Вышеградской улице относится к XII в. Церковь выстроена в строгом и лаконичном романском стиле рядом с бенидиктианским монастырем Эмаузы, основанном при Карле IV. Храм был перестроен из небольшой церкви, находившейся в поселении Подскали, теперь уже не существующем. В 1347 г. костел был значительно реконструирован. Здесь некоторое время велась литургия на старославянском языке. Позднее в 1657-1659 гг. церковь была перестроена в стиле барокко с характерной лепкой, гладкими стенами, коническими куполами и барочной башней.
Kostel sv. Kosmy a Damiána,
Vyšehradska 49, Praha 2, CZ.


Церковь святой Урсулы
(Římskokatolický kostel svaté Voršily) 1704 г. расположена на улице Народни трида (Národní třídě). Это яркий и выразительный пример позднего барокко, творение архитектора Канневалле. Церковь является частью монастыря урсулинок. В средние века здесь были роскошные сады, городские дома и мастерские.
Особенно красиво украшен главный фасад храма, где изображены скульптуры великих святых: Урсулы, Архангела Михаила, Девы Марии, Маргариты, Агаты и ангелов.
Храм замечательно сохранился до наших дней.

Церковь св. Урсулы (kostel svaté Voršily)
Národní třída 8 - Nové Město, 110 00 Praha (Прага - Новый город), CZ.


Готическая Церковь св. Войтеха (kostel sv. Vojtěcha)
XIII в. изначально относилась к небольшой деревне задолго до основания Современного Города. В XVII -XVIII в.в. церковь была перестроена в стиле барокко. Позднее в 1877 г. в облик снова добавили элементы готики. Своды храма украшены росписями в стиле готики и ренессанса XVI в. Колокольня костела выстроена в форме призмы. Главная достопримечательность - скульптура Здеразской Девы Марии в позднеготическом стиле XV в. Именно в этой церкви служил органистом знаменитый А. Дворжак.
Kostel svatého Vojtěcha,
Římskokatolická farnost u kostela sv. Vojtěcha Praha - Nové Město
Pštrossova 214/17, 110 00 Praha (Прага - Новый город), CZ.


Бенидиктианский Монастырь Эмаузы (klášter Na Slovanech / Emauzy)
на Вышеградской улице основан ещё при Карле IV. Первоначально здесь жили монахи-бенедиктианцы из Хорватии. Другое название монастыря - церковь Девы Марии на Слованех, произошедшее от чтения в монастыре молитв на славянском языке.
В прежние времена монастырь Эмаузы был своеобразным центром культуры, собравшим в своих стенах многих великих мастеров. Впоследствии их произведения стали историческим и культурным достоянием страны и мира. В 1419 г. монастырь стал принадлежать гуситам, и только в конце XVI в. вновь стал католическим. В XVII в. здание перестроили в стиле барокко. В годы II мировой войны барочный вид фасада несколько пострадал от бомбардировок и был отреставрирован только в 60-х годах XX в. В храме монастыря в наши дни открыт музей.
Emauzský klášter или Klášter na Slovanech,
Vyšehradská 49/320, 128 00 Praha 2 (Прага - Новый город) , CZ.


Кафедральный собор Святых Кирилла и Мефодия (Pravoslavný chrám svatých Cyrila a Metoděje)
относится к 1730-1736 гг. и изначально был католическим. Собор был освящен в честь Карло Борромео - архиепископа Милана, кардинала католической церкви, причисленного к лику святых. С 1933 г. собор Св. Кирилла и Мефодия стал православным. Главную ценность собора представляют иконы и алтарь. История этого собора богата многими драматическими событиями. Во время II мировой войны за стенами церкви скрывались чехословацкие парашютисты, совершившие покушение на фюрера СС Гейдриха - организатора карательных акций в захваченных фашистами европейских странах. Епископ, скрывающий в церкви героев - противников фашизма, не успел отыскать им лучшего укрытия от немцев, которые успели узнать о предательстве. Немцы штурмом взяли храм, следы пуль до наших дней сохранились на иконе Христа Спасителя, возле которой был застрелен фашистами епископ Владимир, причисленный впоследствии к лику святых. Имущество церкви было конфисковано, а все её служители отправлены в Германию на принудительные работы. Только после завершения войны Собор Св. Кирилла и Мефодия был отреставрирован и вернулся к своей деятельности. Сейчас в храме открыт музей, посвященный событиям II Мировой войны.
Chrám svatých Cyrila a Metoděje,
Resslova 9a, 120 00 Praha
(Прага - Новый город) , CZ.

Костел Св. Яна Непомуцкого на Скалце (Kostel svatého Jana Nepomuckého na Skalce) построен в стиле динамического пражского барокко и относится к 1730-1739 гг. Храм расположен рядом с Карловой площадью по пути к Вышеграду и выстроен на площадке в скале, к которой ведет лестница, украшенная скульптурами замечательной красоты. Здание храма Св. Яна Непомуцкого на Скалце признано лучшим творением архитектора Килиана Игнаца Динценгофера. Характерные черты собора - две величественные высокие башни, украшающие фасад, потрясающие воображение старинные фрески и роскошные залы. Отделка храма в стиле динамического барокко отличается чередованием выпуклых и вогнутых элементов интерьера, уникальной системой сводов и других элементов архитектуры, развернутых в разные стороны. При создании храма архитектор выразил принцип двойственности барокко, характерными чертами которого является независимость архитектурных решений экстерьера и внутреннего убранства.

Kostel svatého Jana Nepomuckého na Skalce,
Vyšehradská, 128 00, Praha (Прага - Новый город), CZ.

Посмотреть всю недвижимость в Праге

Предыдущая фотография Следующая фотография

Собор Святого Вита - шедевр готической архитектуры и символ Праги, столицы Чехии. Свою историю этот архитектурный памятник ведет с 1344 года. Расположенный на территории Пражского Града, сегодня он служит резиденцией для архиепископа Пражского. Сложно описать словами величие и красоту этого здания, которое многократно, на протяжении столетий, достраивалось и совершенствовалось, чтобы приобрести свою нынешнюю, непередаваемую красоту.

По сведениям историков беспрерывное строительство костела длилось около шести веков. Этим объясняется и тот факт, что убранство собора включает в себя образчики самых разных видов искусства - от готики до неоготики, от рококо и ренессанса - до барокко. Свою руку к красоте собора приложили лучшие европейские мастера из Чехии, Германии, Франции, а декорированием интерьера занимался великий чешско-моравский художник Альфонс Муха.

Собор Святого Вита возвышается над Прагой, расположившись в самом центре Пражского града, и по заслугам считается выдающимся произведением архитектуры не только Чехии, но и всей Западной Европы.

Собор Святого Вита возвышается над Прагой, расположившись в самом центре Пражского града, и по заслугам считается выдающимся произведением архитектуры не только Чехии, но и всей Западной Европы. Это не только духовная и художественная святыня страны, с костелом Святого Вита связаны и важные исторические события Чехии - в его приделах (в специально отведенной части здания) погребены чешские архиепископы и монархи, здесь же, еще со средних веков, хранятся разнообразные коронационные регалии.

Прага. Собор Святого Вита

Еще до начала строительства собора Святого Вита на его месте находилась маленькая, круглая церквушка. Собор начали возводить в XIV веке, а закончилось строительство только в начале XX. На сегодняшний день здание считается самым долгим «долгостроем» из зданий Европы наряду с собором в Кёльне.

В главной части собора, над алтарем, вы сможете увидеть галерею скульптур основателей костела и его первых строителей - например, бюст Карла IV, мастеров Петра Парлержа и Матье из Арраса, которые были похоронены в стенах здания, пражских архиепископов и других важных лиц государства и архитекторов, причастных к строительству костела. В средневековом искусстве Европы не существует аналогичных памятников.

Каменная резьба украшает величественные фасады собора, а над порталом его южного фасада вы сможете увидеть самую раннюю из ныне сохранившихся чешских мозаик под названием «Страшный суд». На протяжении многих веков башня-колокольня костела считалась самым высоким сооружением чешской столицы.

Высота большой башни собора - около 100 метров, а ведущая на смотровую площадку лестница собора состоит из трехсот каменных ступеней.

Роскошный интерьер собора Святого Вита хорошо известен по открыткам и туристическим путеводителям - золото, словно кружевные стены, многочисленные скульптуры, пышно украшенная резьбой кафедра, цветные витражи, сквозь которые в здание проникают лучи света.

Витражи собора, яркие рисунки которых создают иллюзию солнечного дня в костеле, были выполнены по эскизам Альфонса Мухи.

В богатой библиотеке собора собрано множество средневековых рукописей - таких, как, например, написанное во второй половине XI века Евангелие. Собор Святого Вита славится и своим органом - чуть ли не лучшим в Европе, поэтому, если у вас будет возможность, обязательно посетите концерты органной музыки, проходящие в костеле.

Посещение собора Святого Вита входит в обязательную программу осмотра достопримечательностей Праги. Это один из самых величественных храмов, который часто называют духовным центром всей Чехии, национальной и культурной святыней страны. А ещё говорят, что к виду собора привыкнуть невозможно сколько ни приходи сюда, его величие восхищает, готические элементы пугают, а красота изумляет.

Как добраться

Добраться до Пражского Града можно пешком от Малостранской площади или на трамвае № 22 до остановки «Пражский Град» (Pražský hrad). Найти Собор в Пражском граде - несложно, его видно издалека и к нему постоянно стремятся потоки туристов.