Open
Close

Храм Святого Саввы в Белграде — православная святыня в сердце Балкан. Храм святого Саввы город Белград: история и описание



Одним из самых посещаемых и узнаваемых сооружений в Белграде, бесспорно, является храм Святого Саввы. Находится он на Белградском плато, откуда величественно возвышается над городом. Поэтому попав в сербскую столицу, обязательно загляните сюда. Вас наверняка удивят габариты храма, ведь он считается одним из самых крупнейших православных храмов во всем мире! Да и расположен он почти в центре города, поэтому можно совершить интересную и насыщенную пешую прогулку. Предлагаю сегодня поближе познакомиться с храмом Святого Саввы.

// mybalkans.livejournal.com


Место для строительства этого внушительного сооружения было выбрано не случайно. Ведь именно здесь в XVI в по приказу османского воеводы Синан-паши были сожжены мощи одного из самых почитаемых в Сербской Православной церкви святых - Святого Саввы.

// mybalkans.livejournal.com


Строительные работы было решено начать в 1894 году. Однако еще около тридцати лет ушло на разработку планов и проектов, проведение конкурсов и т.п. В итоге к 1939 году было отстроены лишь стены, высота которых составила 12 метров. Однако вскоре строительство было прервано началом Второй Мировой войны. Возобновить же его решили лишь спустя почти полвека, в 1986 году. В 1989 году на храм был воздвигнут купол. Вес его составил четыре тысячи тонн! (Какая-то невообразимая цифра, на мой взгляд. Проверила в нескольких источниках, действительно четыре тысячи тонн!). Интересно, что строили купол на земле, а затем, водрузив на его верхушку позолоченный крест, подняли и установили на положенное место на вершине храма.

// mybalkans.livejournal.com


Теперь еще немного цифр. Купол храма возвышается над землей на высоте в 70 метров. На нем установлен огромный 12-метровый позолоченный крест. Сооружение располагается на высоте в 134 метра над уровнем моря и видно практически со всех частей Белграда. Длина храма составляет 91 метр, а ширина - 81 метр. На куполах установлены в общей сложности 18 позолоченных крестов, имеющих разные размеры. Колокольня включает 49 колоколов. Храм Святого Саввы может одновременно вместить десять тысяч верующих. Хоры же рассчитаны на восемь сотен певцов. Подобные внушительные габариты сооружения ставят его в один ряд с крупнейшими православными соборами мира, в том числе и с Покровским собором Москвы.

// mybalkans.livejournal.com


Несмотря на такую долгую строительную эпопею этого внушительного сооружения, оно не достроено и по сей день. Так, храм Святого Саввы уже обзавелся колоколами и окнами, здесь практически завершена отделка фасада. Однако, как можно видеть на фото, работ по внутренней отделке сооружения остается еще очень и очень много.

// mybalkans.livejournal.com


Несмотря на то, что еще не завершены внутренние отделочные работы, в 2004 году храм Святого Саввы был официально открыт. Первое же богослужение состоялось здесь пятью годами ранее, в 1999 году. Это случилось во время посещения тогда еще Югославии Патриархом Московским Алексием.

// mybalkans.livejournal.com


// mybalkans.livejournal.com


// mybalkans.livejournal.com


// mybalkans.livejournal.com


// mybalkans.livejournal.com


Как видим, внутри дел у строителей еще очень много! Однако, не смотря на то, что серые стены пока не покрылись росписью и декоративными элементами, посещение храма уже сейчас вызывает чувство восхищения и трепета.

// mybalkans.livejournal.com


На выходе из храма Святого Саввы открывается такой пейзаж. С левой стороны, кстати, расположена Национальная Библиотека.

Самый большой православный собор, расположенный на Балканском полуострове - Храм Святого Саввы. Он построен на месте, где оттоманскими властями были сожжены мощи Святого. Возведенный на Белградском плато, сегодня собор величественно и гордо возвышается над городом.

Да не оскудеет рука дающего

Храм существует за счет добровольных пожертвований прихожан, здесь постоянно проводятся реконструкции. Если смотреть с духовной и технической позиции, то здание собором не является, так как здесь не располагается резиденция патриарха. Однако туристы привыкли называть его именно собором, по причине большого размера и значимости.

Планирование и подготовка к строительству шли долгие годы, наконец в 1935 году работы начались, однако Вторая Мировая война внесла свои коррективы. Лишь спустя 40 лет после окончания войны продолжилось возведение храма. Самый ответственный этап был завершен в 1989 году, когда достроили купол, который весит 4 тысячи тонн. Строили его отдельно, на земле, а затем вместе с крестом установили на здание храма.

В конце 20 века, когда бомбили Югославию, в храм приезжал Патриарх всея Руси Алексий II. В еще недостроенном храме он вместе с Патриархом Сербским служил молебен о прекращении страданий и войны в Сербии.

Величие архитектуры

В 2009 году здание культовой достопримечательности Сербии было полностью построено, но отделочные работы идут по сей день. Общая высота строения составляет 82 метра, храм стоит на высоте 134 метров над уровнем моря, его великолепные, живописные очертания можно наблюдать со всех концов Белграда.

Этот монументальный памятник архитектуры был создан по образцу Софийского собора и имеет некое сходство в масштабах, однако диаметр его купола и высота немного больше. На вершине куполов разместилось 18 крестов с позолотой, а колокольня имеет роскошную звонницу из 49 колоколов. В своих стенах церковь может принять сразу 10 тысяч верующих, а роскошный хор вмещает 800 певцов.

Фасад достопримечательности Белграда декорирован прекрасным белым мрамором, на сегодняшний день внутренний интерьер украшается яркой мозаикой, а под главным куполом создана удивительная фреска Христа Пантократора. Этот шедевр является одной из прекраснейших росписей во всем мире христианского искусства и зодчества, одни лишь глаза на лике Христа Спасителя величиной более метра.

Продолжая осмотр храмовой архитектуры города, стоит посетить единственную сохранившуюся в городе мусульманский храм - мечеть Байракли .

Храм Святого Саввы на карте Белграда

Самый большой православный собор, расположенный на Балканском полуострове - Храм Святого Саввы. Он построен на месте, где оттоманскими властями были сожжены мощи Святого. Возведенный на Белградском плато, сегодня собор величественно и гордо возвышается над городом.

Да не оскудеет рука дающего

Храм существует за счет добровольных пожертвований прихожан, здесь постоянно пр..." />

На тему «Небесный Иерусалим» в папской капелле Redemptoris Mater (Ватикан), которая была признана во всем мире «новой Сикстинской капеллой XXI века», на заседании Президиума РАХ 27 февраля 2018 г. в Белом зале Российской академии художеств состоялось также чествование авторов художественного проекта мозаичного убранства главного купола собора святителя Саввы Сербского в Белграде. На реализацию проекта у 70 российских и сербских мастеров под руководством народного художника РФ Николая Мухина ушло три года.

По замыслу Н.А. Мухина, в куполе собора площадью 1248 кв.м должна находиться традиционная для XI-XIII вв. композиция «Вознесение Господне» со Спасителем высотой 14 м в Его небесной славе и предстоящими Ему фигурами Богоматери высотой 9 м, Архангелов и Святых Апостолов высотой 8,2 м. Круглую «славу» Христа поддерживают четыре ангела в белых одеждах, композиционно образующие крест. В ореоле композиции «Вознесения» расположен праздничный тропарь. Всего в композиции 20 фигур и 5 праздничных тропарей (см. фото ).

Как полагает член-корреспондент РАХ И.Л. Бусева-Давыдова , белградский собор святителя Саввы Сербского, построенный по образцу Святой Софии Константинопольской , будет явно отличаться своим мозаичным убранством: «В куполе храма святого Саввы помещена традиционная для XI-XIII вв. композиция «Вознесения Господня» со Спасителем в Его небесной славе и предстоящими Ему Богоматерью, архангелами и апостолами. Утонченная стилизация в композиции «Вознесение Господне» - не самоцель, а способ передачи глубокого духовного содержания, которое присуще лучшим образцам византийского искусства… подобный прием роднит мозаику с современными художественными исканиями. Надо отметить, что никогда и нигде перед современными художниками не стояла столь грандиозная задача декорирования сюжетной мозаикой огромного криволинейного пространства поверхности купола. Н. Мухину удалось создать на основе изучения византийских, древнерусских и балканских средневековых традиций новое решение сюжета «Вознесение Господне», которое по оригинальности композиции не имеет аналогов в православном церковном искусстве».

Так ли это на самом деле, или иконографическая композиция «Вознесения Господня», ставшая результатом 10-летнего труда мозаичной мастерской Николая Мухина, представляет собой всего лишь вторичную реплику всемирно известной мозаики?

Композиция «Вознесение Господне» с раннехристианских времен широко представлена в храмовой декорации, занимая доминирующее положение в куполе. Значительная вариативность купольных «Вознесений» по иконографии и составу обусловлена разным посвящением храмов и разницей их размеров.

По данным письменных источников, «Вознесение» было изображено в одном из куполов церкви св. Апостолов в Константинополе (565-578). В начале IX в. скальный купол церкви Агачалти Килисе в долине Ихлара также украсила фреска «Вознесение Господне», связанная с образом Христа во славе и насыщенная иконографическим деталями: мандорлу поддерживают 4 архангела (сохранились надписи «Михаил» и «Уриил»), а Христос изображен в сопровождении многочисленной свиты ангелов. Ниже представлены в барабане полуфигуры пророков, ниже которых расположены апостолы и святители. В крестово-купольных храмах небольшие по размеру фигуры Богоматери и апостолов нередко опускались в простенки барабана или на стены, если купол был боковой, как в росписях церкви Элмали в долине Гереме в Каппадокии (третья четверть XI в.).

В системе крестовокупольного храма, имеющего менее обширные купольные поверхности в сравнении с эпохой Юстиниана, изображения Христа Вседержителя постепенно вытесняют «Вознесение Господне». Некоторые исследователи считают, что Христос Пантократор генетически связан с «Вознесением», имеет тот же смысл и является как бы его краткой иконографической версией . Христос Пантократор изображался в мандорле, поддерживаемой ангелами, что усиливало сходство образа с композицией «Вознесение». Икона Вседержителя в куполе представляет, согласно данной точке зрения, Христа во славе после Вознесения (Demus, 1947: 19).

Оба варианта украшения купола эсхатологичны по своему содержанию. В повествовании из Деяний Апостолов о Вознесении возникает тема Второго Пришествия Спасителя (Деян. 1, 11). Эта же идея выражается иконографически, когда видение Сына Человеческого, восседающего на радуге, из Апокалипсиса (Отк. 4, 3) появляется как в изображении Страшного Суда (мозаики XIII в. флорентийского баптистерия), так и в «Вознесении» (София Фессалоникийская, IX в.). Если придерживаться точки зрения о символической близости композиций «Вознесение» и Христос Пантократор, последнее изображение также можно связывать с темой Второго Пришествия. Подтверждением этой идеи являются, например, пророческие надписи главы Софии Новгородской: «Се грядет Сам Господь Вседержитель» (Мал. 3, 1-2) и «Бог от юга приидет» (Авв. 3, 3).

Для более величественных храмов, таких как Св. София в Салониках (ок. 885 г.), где зеркало купола достигает значительных размеров, чаще всего использовалась круговая композиция - в центре свода изображался возносящийся Христос, вокруг которого группировались фигуры Богоматери Оранты, апостолов и ангелов. Единый ритм кругового движения отмеряли статичные изображения деревьев по контрасту с динамичными фигурами апостолов. Контуры деревьев создавали благоприятное «обрамление», выделяя индивидуальность каждого апостола. Если в купольных композициях нужно было подчеркнуть вероучительный аспект, то все апостолы изображались либо со свитками, либо с книгами в руках.

Для базиликальных храмов была разработана особенная иконографическая схема: мандорла с возносящимся Христом располагалась в центре свода, на склоне которого располагались Богоматерь, ангелы и апостолы. Такой иконографической схеме следуют фрески Св. Софии в Охриде (40-50-е гг. XI в.), церкви Богоматери Пантанассы в Мистре (1428) и ряда других памятников.

Вот почему в классических памятниках византийской монументальной живописи «Вознесение Господне» не встречается вместе с Христом Пантократором в пределах одного храмового пространства . Исключением является провинциальная по отношению к Византии традиция, представленная в соборе Сан Марко в Венеции. Сама система декорации Сан Марко в силу своей сложности и чрезмерной насыщенности многообразными, лишенными внутренней связи сюжетами имеет мало общего с росписями византийских церквей, которые, как правило, подчинены одной ведущей идее и отличаются стройностью и обозримостью.

Главный купол собора Сан Марко, расположенный на пересечении трансепта и центрального нефа, на рубеже ХII и XIII вв. украшен мозаикой «Вознесение Христово» (см. фото ). В центре купола на фоне звездного круга изображена фигура Христа, сидящего на радуге, которую возносят вверх четыре ангела. Ниже по периметру расположены Дева Мария и два ангела слева и справа от Богородицы и двенадцать апостолов, между которыми изображено Древо жизни. Апостолы по часовой стрелке от Девы Марии: св. Андрей (держит в руках удлиненный крест), св. Марк, св. Петр, св. Иуда, св. Симон, св. Филипп, св. Матфей (изображен спиной к зрителям), св. Варфоломей, св. Фома, св. Павел, св. Иоанн, св. Иаков.

В главном куполе с «Вознесением» можно обнаружить все характерные черты византийских купольных схем. Мастер, судя по стилю, работал под присмотром византийца или же сам получил хорошую подготовку в этой области. Он тоже следует средневизантийскому образцу и располагает евангелистов в парусах, однако их фигуры несколько великоваты.

Хотя в классических ансамблях Христос Пантократор и «Вознесение» никогда не использовались одновременно, но мозаичистам Сан Марко нужно было украшать пять куполов. В куполах главной оси храма они разместили традиционные для средневизантийского периода композиции Христос Пантократор, «Вознесение» и «Сошествие Св. Духа», упустив из виду то, что таким образом они смешали две разные программы и в известной степени дублировали их догматическое содержание . Два остальных купола над трансептом были произвольно заполнены сценами из жития св. Иоанна Богослова и четырьмя одиночными фигурами святых. Эти две композиции не соответствуют куполам ни в художественном, ни в иконографическом отношении.

Очевидно, богословы и художники, которым пришлось решать эту проблему, были в полной растерянности . Подобная богословская неуверенность обнаруживается даже в мозаиках трех главных куполов Сан Марко ...

Как ни странно, но именно композицию «Вознесение Господне» из главного купола собора Сан Марко в Венеции академик РАХ Николай Мухин взял за «образец» для своих мозаик купола собора святителя Саввы Сербского в Белграде, возведенного в подобие константинопольской Софии ?! Ни в решении жюри, ни в одном официальном заявлении РАХ не говорится о том, что работа Н.А. Мухина фактически полная копия с мозаики «Вознесение Господня» в соборе Сан Марко в Венеции (см. фото ). Однако ни венецианцев, ни базилику Сан Марко нигде даже не упоминают, хотя плагиат налицо. Плодом 10-летнего труда стала плохо проработанная (особенно в «личном» и складках гиматия!) гигантская копия с ошибочной надписью «ΟΩΝ» («όών» - «СЫЙ») в нимбе. Поразительно, что сопредседатель межгосударственной комиссии по приемке мозаичного оформления храма святителя Саввы в Белграде со стороны РПЦ (см. фото ) её «главный богослов» митрополит Иларион (Алфеев) , глава ОЦАД, даже не заметил столь вопиющей ошибки …

См. также по данной теме - Полемика о изображении десницы Спасителя на современных сербских фресках :

Для справки : с обор святителя Саввы Сербского в Белграде задуман как кафедральный храм Сербского Патриархата и крупнейший православный храм в Европе. Его закладка состоялась в 1894 г., а возведение началось в 1935 г. в столичном районе Врачары на месте, где по приказу турецких властей в 1594 г. были сожжены мощи свт. Сербского Саввы (1175-1236), основателя и первого Предстоятеля автокефальной Сербской Православной Церкви. Возобновление начатого строительства стало возможным только в мае 1986 г. Купол был завершен в 1989 г., а в 2004 г. состоялось официальное открытие еще не полностью законченного второго по величине православного собора в мире. Его размеры поражают: 91 на 81 м, площадь - 7.570 кв.м, диаметр купола составляет 30,16 м, а высота - 65 м.

В апреле 1999 г. Святейший Патриарх Московский Алексий II во время своего визита в Союзную Республику Югославию совершил с Патриархом Сербским Павлом Литургию в соборе и на площади перед ним, молитвенно пожелав, чтобы « величественный храм святителя Саввы Сербского стал символом возрождения сербского народа. Поэтому мы тоже своим малым участием хотим внести лепту в это святое дело - завершение строительства храма Святителя Саввы».

ОВЦС МП участвует в реализации проекта благоукрашения собора святителя Саввы с 2008 г., когда в Российской академии художеств началась подготовительная работа над проектом создания мозаик: разработана уникальная концепция мозаичного убранства и создана мастерская для выполнения этих масштабных работ.

16 марта 2012 г. в Москве министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров и министр иностранных дел Республики Сербия В. Еремич подписали Протокол о российском участии в оформлении внутреннего убранства храма святителя Саввы в Белграде.

В соответствии с Протоколом для координации дальнейшей совместной деятельности по благоукрашению храма святого Саввы в 2013 г. была создана российско-сербская рабочая группа, учредившая состав конкурсного жюри по выбору лучшего художественного решения по внутреннему оформлению собора святителя Саввы в Белграде. Сопредседателями конкурсного жюри были избраны митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) и первый вице-премьер, министр иностранных дел Республики Сербии Ивица Дачич.

Летом 2014 г. был объявлен Всероссийский открытый конкурс на проект оформления внутреннего убранства с обора святителя Саввы Сербского в Белграде. В экспозиции отчётной выставки, прошедшей в залах Российской академии художеств осенью 2014 г., были представлены более 50 работ - проекты, фотографии, мозаичные иконы и фрагменты в материале. 6 октября 2014 г. в Российской академии художеств прошло заседание жюри конкурса проектов оформления внутреннего убранства собора святителя Саввы Сербского в Белграде. С российской стороны в заседании приняли участие народный художник СССР, президент Российской академии художеств З.К. Церетели, народный художник РФ, член Президиума РАХ Н.А. Мухин, директор Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры России С.М. Апфельбаум, главный научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ И.Л. Бусева-Давыдова, вице-президент РАХ, ректор Московского государственного академического художественного института имени Сурикова А.А. Любавин, начальник Отдела изобразительного искусства Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ М.Ю. Спаржина, заслуженный деятель искусств РФ, секретарь отделения живописи РАХ Е.Н. Максимов. Вместе сними в заседании приняли участие члены конкурсной комиссии с сербской стороны, а также гости из-за рубежа: митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий, представитель Патриарха Сербского при Московском Патриаршем Престоле епископ Моравичский Антоний, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Сербия в России С. Терзич, советник Президента Республики Сербии Р. Павлович, главный зодчий храма святителя Саввы Сербского в Белграде профессор В. Милованович, профессор богословского факультета Белградского государственного университета Н. Милошевич, профессор Академии художеств в Белграде М. Лазович, директор Центра «Энцио Алети» (Рим) Марко Рупник (см. фото ), протоиерей Стаматис Склирис (Элладская Православная Церковь).

В результате голосования членов жюри конкурсной комиссии было принято решение первую премию присудить двум проектам, один из которых выполнен созданной в 2008 г. мозаичной мастерской МОО «Московский Международный Фонд содействия ЮНЕСКО» РАХ под руководством народного художника РФ Н.А. Мухина, а другой - Стенописной мастерской при Свято-Елисаветинском монастыре в Минске. Первый из этих проектов решено отдать в детальную разработку с тем, чтобы на этапе реализации к нему подключились также авторы второго проекта.

По поручению президента России Владимира Путина, с 2015 г. генеральным координатором работ по оформлению внутреннего убранства храма является Россотрудничество, и заместитель руководителя Россотрудничества А.В. Радьков стал сопредседателем комиссии по приемке этапов выполнения работ мозаичного оформления внутреннего убранства храма святителя Саввы Сербского на Врачаре в Белграде. Финансирование осуществляется за счет внебюджетных средств, предоставляемых российскими компаниями, ведущими бизнес в Сербии. Договор пожертвования на реализацию этого проекта был подписан в августе 2016 г. Первый вклад в размере €4 млн. был выделен ПАО «Газпром нефть».

28 сентября 2016 г. Президент Академии Зураб Церетели, академики, члены Президиума РАХ - Николай Мухин, Евгений Максимов, вице-президент Московского Международного Фонда содействия ЮНЕСКО Манана Попова представили митрополиту Илариону (Алфееву) макет (см. фото ) мозаичного убранства главного купола с обора святителя Саввы Сербского в Белграде.

10 марта 2017 г. в Москве состоялось очередное заседание комиссии, на котором митрополит Иларион (Алфеев), выразив благодарность коллективу проекта, отметил: «Мы имели возможность до начала заседания осмотреть мозаики, которые на сегодня изготовлены, и хотел бы засвидетельствовать, что они выполнены на высочайшем профессиональном уровне . Сегодня, беседуя с мастерами, которые здесь работают, я напомнил им о том, что мозаики сохраняются в течение очень долгого времени. Мозаики Равенны, выполненные в V-VI вв., сохранились до сих пор и ничуть не потускнели. Если наш мир просуществует еще десять или двадцать веков, то эти мозаики все равно останутся такими же яркими, какими мы видим их сегодня, поэтому дело, в которое мы все вовлечены сегодня, в полном смысле слова может быть названо историческим. Мы вместе созидаем то, что сохранится на столетия! Мозаичное убранство главного храма Сербской Православной Церкви, являющегося также одним из крупнейших православных храмов Европы, будет важным событием в мире искусства и нашим даром Церкви святителя Саввы, готовящейся отметить 800-летие своего автокефального бытия в 2019 г. Центральная часть композиции диаметром 14 м с изображением Спасителя (см. фото ) готова к отправке в Белград в середине апреля, чтобы после монтажа лифтового и иного оборудования началось ее крепление в куполе собора». Митрополит Иларион (Алфеев) заверил присутствующих в том, что со стороны Русской Православной Церкви проекту и в дальнейшем будет уделяться повышенное внимание, а Российская академия художеств продолжит обеспечивать высочайшее качество его исполнения.

В начале мая 2017 г. эта часть мозаичной композиции весом 10 т была доставлена в Белград, правда, ТАСС ухитрился перепутать сюжеты и вместо «Вознесения Господня» неверно проинформировал про «Воскресение Христово»:

Адрес: улица Крушедолска 2а, Белград, Сербия. Режим работы: с 9:00 до 18:00. Как добраться: на трамвае №2, №11 или №13.

Жемчужиной Белграда и центром христианства Балкан по праву можно считать огромный, роскошный собор Святого Саввы. Храм этот стал украшением холма Врачар.

История создания Храма Святого Саввы

Сава, или Савва, был сыном и наследником создателя Сербии Стефана Немани. Парень с молодых лет увлекся религией, совершил паломничество на святую гору Афон, где долгое время жил, постигая основы учения, а позднее нес святую веру в народ и способствовал объединению многих балканских народностей в единую и дружную державу. К концу жизни его отец Стефан тоже проникся идеями христианства, отрекся от престола и выбрал жизнь в тишине монастыря, основав святую обитель под названием Хиландар.
В дальнейшем Савва стал первый и самым значимым епископом Сербии, он буквально создал державу и принес веру сотням и тысячам своих подданных. После смерти епископа, а жил он в 1175-1236 гг., его мощи направили в монастырь Милешево. С приходом к власти турецких властителей было решено жестко и безоговорочно разделаться с христианской верой, для этого из монастыря были привезены мощи Саввы и сожжены на глазах у народа. Страшное событие произошло в далеком 1595 г. по приказу воеводы Османской империи Синана-паши на горе Врачар.
Вполне логично, что с падением турецкого ига христиане пожелали восстановить память эпископа. Для этого на месте сожжения была построена небольшая деревянная церквушка, а активистами создано "Общество строительства храма Святого Савы", которое провело конкурс на лучший проект еще в 1835 г. К сожалению, первая попытка не удалась, определить победителя не получилось. Второй конкурс прошел уже в 1926 г., тогда победу одержал проект Александра Дерока и Богдана Нестеровича.
Строительство началось в 1935 г., до 1939 г. рабочим удалось закончить большую часть стен, но возведению помешала сначала Вторая мировая война, а потом и социалистический строй. Масштабные работы возобновились уже в 1984 г. и завершились сравнительно недавно - всего в 2004 г. Но до сих пор продолжается процесс оформления внутреннего убранства.

Чем интересен собор для туристов

По задумке архитекторов, он повторяет очертания знаменитого Храма Святой Софии, что в Стамбуле, но имеются и очевидные различия. Во-первых, было решено объединить базилику и центральное строение, во-вторых, сербскую изюминку строению придают традиционные для местной архитектуры четыре башенки по сторонам главного купола.
Получившийся храм стал поистине уникальным. В первую очередь поражает его величина - площадь в 7570 кв. м, ширина в 81 м и длина в 91 м, удивляет и высота купола - 65 м, что значительно превышает размеры известного стамбульского собора, на которые и равнялись зодчие. Масштабы постройки поможет представить вместимость храма - одновременно в нем могут наблюдать службу более 10 тысяч прихожан, а на хорах свободно умещаются около 800 певчих!
Внешне собор не выглядит слишком массивным благодаря легкости византийского стиля эпохи правления Юстиниана I, светящийся белоснежный фасад красиво сочетается с темно серым покрытием башен и куполов. Поражает и сам центральный купол, который имеет высоту более 35 м. С размахом строители подошли и к внутреннему убранству. Одни глаза Христа, изображенного на своде церкви, имеют размер более метра. Традиционными для церквей являются щедро украшенные алтари и иконы, детальная роспись с религиозными мотивами.
Вокруг же православной достопримечательности Белграда раскинулся красивый и ухоженный парк, в котором любят прогуливаться посетители собора и просто прохожие. Также неподалеку размещены некоторые туристические объекты, например уникальная Национальная библиотека, хранящая великое собрание книг и документов.

С учетом размера Храм Святого Саввы является самым большим на территории Балкан, а на континенте он уступает только Храму Христа Спасителя, что в столице Российской Федерации. Естественно, что святыня стала центром христианства не только Белграда, но и всей Сербии, помолиться о здоровье и удаче сюда приезжают и прихожане из других стран. Да и с архитектурной точки зрения строение представляет немалый интерес, так что туристы обязательно включают его в свои путевые маршруты.

Храм Святого Саввынаходится в Белграде, Сербия. Это самый большой православный храм на Балканах и один из самых больших в мире, посвящен Святому Савве, основателю сербской Православной церкви

Храм построен на месте сожжения мощей Святого Саввы оттоманскими властями. Храм построен на Белградском плато, величественно возвышаясь над городом. Несомненно, это самое монументальное здание Белграда и именно его стоит посетить в первую очередь при осмотре городских достопримечательностей

Храм функционирует исключительно за счет пожертвований, постоянно ведутся реконструкции. В техническом и духовном смысле это здание не является собором, так как не является резиденцией Белградского патриарха (Патриарх располагается в Соборе Святого Михаила неподалеку). Потому принято называть его именно Храмом, хотя иностранцы зовут его собором (cathedral) из-за размеров и большой значимости

Как и со многими другими сооружениями подобного типа, история строительства была очень долгой, и не закончилась до сих пор. После нескольких десятилетий планирования и подготовки, строительство началось в 1935 году, но вмешалась Вторая Мировая война, после которой работы снова начались лишь в 1985

Самая важная часть работы была окончена в 1989, когда был достроен купол весом в 4000 тонн. Его строили на земле, и лишь в самом конце, вместе с массивным крестом, подняли наверх

По состоянию на 2009 год Храм Святого Саввы практически достроен, установлены колокола и окна, практически завершен фасад, но остаётся еще огромное количество работы по отделке

Купол храма находится на высоте в 70 метров, а покрытый золотом крест - еще на 12 метров выше. Общая высота сооружения составляет 82 метра. Храм возвышается на высоте в 134 метра над уровнем моря, потому виден со всех частей Белграда. По высоте и размерам это культовое сооружение расположилось среди высочайших православных храмов, наряду с Покровским собором в Москве

Храм Св. Саввы был построен по образцу Софийского собора в Константинополе и примерно схож с ним по масштабам, но имеет больший диаметр купола и большую высоту

Церковь растянулась на 91 метр в длину с востока на запад, и на 81 метр с севера на юг. На её куполах расположились 18 позолоченных крестов различных размеров, а колокольня состоит из 49 колоколов австрийского Литейного завода Grassmayr. Храм может принять 10 000 верующих одновременно. Хор вмещает 800 певцов. В подвал находится склеп и казначейство Святого Савва

Фасад здания украшен белым мрамором, в настоящее время внутри создаются яркие мозаики, а на самом куполе создана монументальная мозаика Христа Пантократора