Open
Close

Храм св николая в бари на карте. Итальянские каникулы: бари

Италия славится множеством христианских святынь, особенно верующие любят посещать город Бари (Bari) – столицу Апулии (Puglia). Италия по количеству достопримечательностей и памятников культуры занимает в Европе первое место. Для любого религиозного человека этот город имеет важную ценность. Здесь находится храм святителя Николая Чудотворца (Basilica di San Nicola) - Русская церковь, посвященная святому, почитаемому многими верующими, где хранятся его мощи.

Базилика Града Барского является уникальнейшим памятником русского зодчества, который украшен торжественным фасадом, богато отделан резьбой и увенчан арками. Прекрасный зодческий комплекс среди других сооружений нового города выделяется внушительными пропорциями и архитектурными формами.

Немало архитектурных сооружений возникло за пределами России, но почти все они были построены в московской или ярославской манере. Город Бари славится грандиозным комплексом, который напоминает древнерусский терем. Строение было выполнено в новгород-псковском стиле архитектуры 15 века. Каменная одноглавая церковь рассчитана на 260 человек.

Подворье Бар-града состоит из красивейшего храма, уютных построек для приема паломников, восхитительного большого сада. Этот комплекс — духовное пристанище для странников из России, которые посещают город в надежде увидеть мощи Святителя.

Церковь и подворье строилось на деньги, сбор которых шел по всей Российской империи. Так как долгое время не удавалось восстановить храм св. Николая Чудотворца в Мире Ликийской, в 1911 году был основан комитет Бар-града, которому покровительствовал сам император. Задачей организации являлось возведение в Бари постоялого двора для путешественников, которые стекались к мощам великого чудотворца, а также сооружение церкви, достойно отражавшей православное искусство.

Празднование памяти Чудотворца установлено 19 декабря и 22 мая, вот тогда то и устраивался Барградский сбор. Комитету были также переданы пожертвования на церковь от княгини Елизаветы Федоровны в сумме 3 тысячи рублей, от императора Николая II было получено 10 тысяч и внушительная сумма 246 тысяч рублей, которые ранее были собраны на храм в Мире Ликийской.

Проект постройки

Весной 1912 года уже был готов проект, составленный знаменитым знатоком древней храмовой архитектуры А. В. Щусевым, в личном архиве зодчего сохранилось множество рабочих чертежей, эскизов, различных вариантов создания внутренней отделки, разработанных до мельчайших деталей. Однако из-за начавшейся революции работы были остановлены, а памятник зодчества до сих пор находится без задуманного богатого интерьера.

Италия и Россия установила свои государственные флаги на участке для строительства, когда состоялась торжественная церемония начала постройки в 1913 году. В 1914 году уже вел свою работу приют для паломников, а позже он стал временным для беженцев.

Русские эмигранты стали смотрителями церковной собственности за рубежом, стремясь сохранить ее для возрожденной России. Но в 30-е годы 20 столетия храм перешел в собственность муниципалитета города, против воли людей его построивших. Постоялый двор и церковь в Бари на время забросили, паломничество к святым мощам прекратилось.

Базилика лишилась почти всего церковного имущества, без следа исчезли ценные вещи, такие как библиотека, старинная утварь, несколько десятков древних икон. Для церкви уже было подготовлено великолепное убранство и древние иконы, но из-за революции доставить их из Российской империи стало невозможно. Художнику К. С. Петрову-Водкину собирались доверить роспись нового храма, но он не смог выехать.

Русских верующих в Италии стало намного меньше после революции, и только благодаря большой греческой диаспоре православного вероисповедания, особо чтившей святителя Спиридона Тримифунтского (Саламинского), в 1921 году был освящен нижний приход в его честь.

Только в 2009 году Италия передала Базилику в Российское ведомство, и теперь храм опять стал достоянием и гордостью Русской Церкви. Одновременно с созданием храмового комплекса в Бари было заложено строительство нового «Барградского» храма в Санкт-Петербурге. Итальянская и российская Барградская церковь даже похожи между собой – одноглавые, квадратные, колокольни расположены над западными стенами, двухскатный кров, купола, похожие на ратный шлем.

Иконостас Подворья


Иконостас представляет собой каноническую композицию: образ Спасителя и Богородичная икона с Младенцем – справа от Царских ворот, образ св. Николая - слева от них. Слева направо в иконостасе также установлены иконы Св. Царицы Александры, Св. целителя и великомученика Пантелеймона, Святого Димитрия Солунского, Великомученика и Победоносца Георгия, Сергия Радонежского, Александра Невского, преподобного Серафима Саровского, чудотворца Спиридона Тримифунтского. Далее Базилика украшена иконами Святителей Василия, Григория и Иоанна, Святых апостолов Петра и Павла, Святого равноапостольного князя Владимира и княгини Ольги.


В Апулии очень почитаема икона святых бессребреников Космы и Дамиана, ее разместили с северной стороны над входом в храм. Икона Богородицы «Знамение» была написана художником А. А. Бенуа-Конским совместно со своей супругой. Ниже Богородичной иконы - Спаситель на Престоле.

Среди святынь в нижнем приделе находится икона св. Николая Чудотворца, где хранятся его мощи. С 1087 года святые мощи Св. Николая бережно хранятся в часовне Базилики. С правой стороны от входа в верхний храм базилики находится великий храмовый образ.

Над входом в базилику размещена мозаичная икона, на которой запечатлены: Спаситель, Божья Матерь и святой Николай с Евангелием в руке, написал итальянский художник Никколо Колонна (Niccolo Colonna) в 1967 году.

Внушительных размеров паникадило изготовлено в Сербии на собранные пожертвования русских эмигрантов. Установленное в 1998 году, оно заметно выделяется на фоне белоснежного свода. Перед архитектурным комплексом установлена скульптура святителю Николаю, мастерски выполненная российским скульптором В. М. Клыковым.

Паломничество к мощам

Даже после своего упокоения, святой Николай не перестает опекать своих духовных чад, внимая их молитвам и содействуя болящим и страждущим. Особенно его молитвы помогают детям, пожилым людям, убогим и болящим, торговцам, морякам и путешественникам. Святителя почитают во всех конфессиях – православной, католической, мусульманской и даже язычники.

Каждый год в город Бари съезжаются тысячи российских паломников. У православных паломников есть право совершать службы и молебны, лицезреть целебные мощи святителя. Многие путешествующие получают божественную помощь исцеления от великого угодника Божия. Город Бари может гордиться тем, что имеет такую святыню, как досточтимая икона святителя и его мощи.

Полезная информация

  • Адрес: город Бари, Базилика Святителя Николая (Basilica di San Nicola)
  • Церковь открыта ежедневно с 7:30 – 13:00 и с 16:00 – 19:30. Вход бесплатный .
  • Каждый четверг в 10:30 церковь начинает Богослужение с Евхаристией (кроме Великого Поста).
  • Молебен с акафистом: четверг – 16:00, в остальные дни – 11:00.
  • Как добраться: в город Бари ходит паром до порта, храм располагается рядом с морским побережьем. От порта до церкви можно дойти пешком за 10 минут, железнодорожный вокзал находится в 15 минутах ходьбы.
  • Официальный сайт: bargrad.com

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

В 2014 году мы летали отдыхать на Адриатическое побережье Италии . Выбор пал на не раскрученное у нас направление – – из-за красивых морских пейзажей и множества достопримечательностей в округе. Еще осенью забронировали дешевые билеты на самолет из Варшавы в город , о котором и будет рассказ.

(итал. Bari) – город-порт в Италии , столица региона Апулия , по своей сути не курортный город, хотя расположен на побережье Адриатического моря.

Прилетели мы в субботу, и нам нужно было из добраться до железнодорожного вокзала, чтобы отправиться на отдых в небольшой городок на берегу Адриатического моря – Монополи .

Чтобы совместить приятное с полезным, мы заранее заказали через интернет экскурсию по . Нас встретила Ольга Малич , уроженка Питера, но уже много лет проживающая в Италии , и повезла смотреть достопримечательности.

Как и положено, экскурсию начали с главного места поломничества – Базилики Святого Николая Мирликийского , в которой хранятся его мощи.

И первая удача, мы увидели свадебную церемонию (к слову, такая же удача нас преследовала и в Монополи и в Полиньяно-а-Маре ).

Так друзья жениха встречают свадебный бусик с молодыми. Ветер мешает развернуть полотно с надписью «Самый прекрасный подарок, который жизнь могла позволить мне любить – это ты» (как мы поняли эту надпись).

Базилика Св. Николая Чудотворца (итал. Basilica di San Nicola) в Бари – очень популярное место проведения свадебных торжеств, как у самих итальянцев, так и у молодоженов из других стран.

Николай Угодник почитается и католиками, и православными, и протестантами.

Св. Николай считается покровителем, моряков, путешественников и детей. Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти.

Статуя Св. Николая работы Зураба Церетели была преподнесена в дар от России итальянскому городу Бари в 2003 году. Бронзовая статуя установлена на площади перед базиликой. Фигура высотой 2,7 метра расположена на пьедестале, изготовленном из местного камня.

Итак, главная достопримечательность в – Базилика Николая Чудотворца . Сюда стремятся как католические, так и православные паломники, чтобы приложится к мощам святого.

Скульптуры львов и быков за века так истерлись, что сложно с первого взгляда определить что это за животное.


Внутри храм выглядит еще больше и величественней, чем снаружи.

Богатство свода, с позолотой и росписью контрастирует с простотой каменных стен.

Сокровищница Базилики с портретами настоятелей Базилики св. Николая.

Здесь же, в базилике, похоронена Бона Сфорца - миланская принцесса, королева польская и великая княгиня литовская. Бона стала второй женой пятидесятилетнего польского короля Сигизмунда I . Подарила ему четыре дочери и долгожданного сына. По сути, при престарелом муже сама правила корлевством.

Бона научила польскую шляхту пользоваться вилками. Итальянка привезла в Краков новую моду - дамы вслед за ней примерили платья с глубоким декольте. И попробовали апельсины, лимоны, инжир, оливки и другие южные фрукты. Все это, с подачи Боны Сфорцы, стали выращивать в оранжереях при княжеских дворцах в Речи Посполитой.

Бона Сфорца в подарок от мужа получила Кобринское и Пинское княжества. Одна из резиденций Сфорцы была в Мотоле . Здесь был построен дворец, руины которого можно было видеть еще в начале ХХ века. Сейчас Мотоль – деревня, а в XVI веке это был свободный город.

Чтобы увеличить количество используемых для земледелия участков пыталась осушать болота. По ее распоряжению был выкопан канал, прообраз мелиоративного, от Пинского замка до деревни Стытычево. Канал существует до сих пор и назван в ее честь.

Гродно обязан Боне Сфорце появлением водопровода, первыми мощеными улицами и часами на Ратуше. Эти часы работают до сих пор, правда, теперь они отсчитывают минуты на башне Кафедрального костела и являются самыми древними в Восточной Европе действующими башенными часами.

В старости Бона вернулась в Италию и умерла в .

Рака с мощами Святителя Николая хранится в нижнем храме – крипте с конца ХI века . Тут же проходят православные службы. Но скамеечки здесь смотрятся непривычно, как в костеле.

Гробница Николая Чудотворца имеет строгую аскетическую форму. В передней части гробницы устроено полукруглое отверстие, через которое раз в год достают миро.

Мощи Николая Угодника относятся к числу мироточивых. Это было обнаружено еще в Мирах. Когда барийские моряки вскрыли гробницу, чтобы извлечь и перенести в Италию святые мощи, оказалось, что честные глава и кости Святителя почти плавают в неизвестной таинственной жидкости. Взяв мощи, моряки постарались взять с собой в сосудах и священную жидкость. Впоследствии ее называют по-разному: православные – «елеем» или «мирой», современные католики – «манной святого Николая».

В лавке рядом с храмом можно приобрести бутылочку с мирой.

На стенах картины со сценами из жизни Св. Николая

На одном из полотен изображено рождение Святого Николая. Ребёнок стоит в лохани, поддерживаемый кормилицей, и молится. На него спокойно и умиротворённо смотрит мать.

Пространство церкви поддерживается 26 колоннами, две из которых - редкого нумидийского мрамора, две из кораллового щебня, одна из карского мрамора, а остальные – из греческого. Одна колонна, расположенная в углу у подножия лестницы за железной решеткой, считается чудотворной. Верующие, прикладываясь к ней, получают исцеления от различных болезней. А девушки, желающие выйти замуж, должны обойти коллону 3 раза с молитвой Св. Николаю. Не смотря на то, что сейчас колонна стоит в углу, девушки умудряются протискиваться между стеной и решеткой, чтобы найти суженного.

Согласно древней легенде, чудотворная колонна происходит из Кафедрального собора в Мирах Ликийских, куда она попала из Рима. Колонна сама чудесным образом приплыла из Малой Азии вслед за мощами Святителя Николая. В ночь перед освящением храма люди видели, как сам Святитель своими руками с помощью двух ангелов водружал на место эту колонну.

Еще одна достопримечателность Бари – (Святого Себастьяна) (Cattedrale San Sabino) , епископа из Канозы, жившего в VI веке, второго покровителя Бари. Своим внешним обликом собор очень напоминает базилику Св. Николая .

Заглянули в собор.


Обязательно стоит пройти по «макаронной» улице и посмотреть как итальянские бабушки лепят вручную и сушат на столах местную пасту. Можно и прикупить их тут же.

По этой улице вышли к окраине Старого города Città vecchia »), где стоит замок Castello Normanno Svevo (Швабский замок) . Первый его хозяин, норман Роджер Гвискар – «хитрый», не планировал превращать замок в тяжелую военную крепость; после него это сделал Фридрих II. Он отстроил полуразрушенную цитадель и снабдил ее всеми обязательными атрибутами для защиты как с суши, так и с моря. В Лечче находится замок, построенный в таком же стиле.

За Апулию в древние времена воевали все кому не лень – греки, арабы, византийцы, норманны, соседи-лангобады. С упадком династии Бурбонов замок превратился в пустующую каменную громаду, которую позже стали использовать как здание тюрьмы. В настоящее время замок используется для проведения культурных мероприятий.

В столице Апулии находятся четыре университета, театры Петруцелли и Пиччини, Aудиториум, посвященный маэстро Нино Рота, и семь библиотек.

Театр Пиччини (Teatro Piccinni) – старейший театр в Бари (на 600 мест) . Был построен в 1884 году, через год получил свое название в честь композитора Николло Пиччини, уроженца Бари.

Современная скульптура, в шутку названная нашим гидом «конь в пальто». Это памятник коню одного из правителей Апулии Фредерика II Гогенштауфена (XIII в.), установленый на улице Витторио Эммануэле II, которая разделяет старую и новую часть города. Официально скульптура работы итальянского мастера Марио Чероли называется Конь в чепраке (Cavallo con gualdrappa):

Театр «Маргерита» , стоящий на сваях над морской водой в старом городском порту. Здание было построено в 1912-1914 гг. Городская администрация попыталась соблюсти договор, заключенный с семьей Петруццелли, по которому действовало обязательство не выдавать разрешения на строительство частных театров на землях города (а на воде получается можно).

Театр в настоящее время реставрируется и в дальнейшем предполагается, что в нем будет открыт музей.

Бюст черногорского короля Николы I Петровича. Выдал свою дочь Елену за наследника итальянского престола Витторио Эммануэле III Савойского. Елена Савойская 46 лет была королевой Италии.


Площадь Пьяцца Феррарезе.

Площадь Пьяцца Меркантиле с сохранившейся на ней Колонной Правосудия.

Бари – крупнейший пассажирский порт на Адриатическом море. Самый известный и доступный пляж в городе – Pane e Pomodoro (дословно – «Хлеб и помидор»). Приобрел такое название, потому что небогатые жители города приходили отдохнуть на этот пляж и перекусить самыми доступными продуктами – хлебом с помидорами. Вода на пляже не самая чистая, но для городского пляжа она очень даже супер. Здесь советуют присматривать за вещами, так как сюда приезжают разного рода воришки.

Популярные сообщения


Город Бари известен во всем православном мире. Именно здесь в храме св. Николая Чудотворца почивают его мощи. Они хранятся в крипте пол алтарем, и спуститься к ним можно по лестнице, расположенной справа от престола. Посетителей базилики охватывает необыкновенное волнение от возможности соприкоснуться с ее великим сокровищем.

Войдя в церковь Николая Чудотворца, с правой стороны увидите маленькую часовню и «капеллу реликвий». В ней собраны христианские святыни Бари: частица Животворящего Креста Господня и шипов из Тернового венца Спасителя, мощи великомученика Лонгина сотника и святого апостола Иакова. Вокруг базилики всегда толпится народ, говорящий на разных языках, а в крипте у гробницы Николая Чудотворца стоит молитвенная тишина. Здесь в нижней части собора христиане разных стран молятся этому Святому, прикладываясь к его мощам.

Мироточивые мощи Николая Чудотворца в Бари

Паломничество в Бари развито с давних времен. Паломники из Европы стремились попасть в храм Николая Чудотворца в Бари и получить чудодейственное миро. Это истекающее от мощей святителя освященное ароматическое масло собирается один раз в году 9 мая, в день перенесения мощей из Ликийских Мир. Затем его разбавляют святой водой, разливают по маленьким бутылкам и продают в церковной лавке. И хотя оно содержит всего каплю чистого миро, вместе с силой молитвы и веры оно оказывает чудодейственную силу, исцеляя больных людей. Миро можно пить либо смазывать ним нездоровые участки тела.

История мощей Св. Николая

До 1087 года мощи Св. Николая хранились в Малой Азии (нынешняя территория Турции, Анталия). Барийцы поплыли в Миры Ликийские за этими мощами в надежде на покровительство и помощь одного из самых почитаемых византийских святых. Жители Бари надеялись, что это поможет им поднять авторитет и популярность своего города, завоеванного в 1071 году норманнами (варягами) и потерявшего экономическое значение.

Так, в 1087 г. 62 мореплавателя из Бари отправились в Миры и проникли к гробнице святого под видом паломников. Вынув из нее источающие миро мощи, они смогли перенести их на корабль. Доставив мощи Николая Чудотворца в Бари, изначально предполагалось разместить их в кафедральном соборе, но потом было принято решение построить новый специальный храм. Уже через месяц начала строиться БАЗИЛИКА СВЯТОГО НИКОЛАЯ В БАРИ, а в 1089 г. святые мощи были положены в крипту новой Базилики.

Русское подворье в Бари

В получасе ходьбы от Базилики Николая Чудотворца в Бари находится русская православная церковь этого святого, официально переданная правительством Италии весной 2009 г. Изначально она была построена как храмовый комплекс для проживания русских паломников, приезжающих приклониться святым мощам. В результате гонений в советские годы эта православная церковь стала заброшенной, а русские иммигранты передали ее в городской муниципалитет. В нынешнее время русская церковь в Бари отреставрирована, а православные паломники могут молиться в ней и служить литургию на мощах Св. Николая. Случается это еженедельно по четвергам.

Паломнический тур в Бари

Паломническая поездка в Бари – это всегда праздник, ведь душа, соприкасаясь со святынями, радуется, обретает мир и покой. В паломническом туре Вы встретитесь с единомышленниками и в непринужденной обстановке обговорите с батюшкой все волнующие вас темы. Не важно, насколько Вы верующий человек и как часто ходите в церковь. Паломничество в Бари (Италия) – это возможность получить ответы на тревожащие Вас вопросы, разрешить все недоумения и просто отдохнуть и телом, и душой.

Самая популярная паломническая поездка - недельный тур в Бари «Святыни православия» с 5 по 11 мая, припадающая на праздник перенесения святых мощей из Мир Ликийских. Программа тура предусматривает:
5 мая: Прибытие в Римини и трансфер в Бари с посещением по дороге Ланчано (Евхаристическое Чудо) и Лоретто (Домик Богородицы). Обед в Лоретто и размещение в гостинице г. Бари.
6 мая: 10.00 - литургия в русской церкви Св. Николая, экскурсия по Старому городу. После обеда в ресторане Бари свободное время.
7 мая: После раннего завтрака поездка в Неаполь и Амальфи к мощам Св. Апостола Андрея Первозванного. После обеда в ресторане Амальфи возвращение обратно в Бари. В 20.30 – начало исторического театрализованного праздничного шествия по улицам города, посвященное чудесам и житию Святителя Николая.
8 мая: 10.00 - Базилика Святого Николая в Бари – утренний молебен. 12.00 - поездка в Альберобелло, коммуну в провинции Бари, молебен в кафедральном Соборе Св. Дамиана и Косьмы.
9 мая: Свободное время до 19.00. Затем церемония выемки Миро из мощей Николая Чудотворца.
10 мая: 9.00 - литургия в крипте Святого Николая. Свободное время до конца дня.
11 мая: Вылет в Москву в 13.45 из аэропорта Римини.

Стоимость тура от? 915. В нее входит авиаперелет из Москвы в Римини и обратно, проживание в отелях с завтраками, экскурсии в сопровождении гида, свободно владеющего русским языком. В стоимость поездки не входит: виза и страховки? 120, обеды и ужины.

Примерно за эту же цену можно подобрать и другой паломнический тур в Бари, например:


«Сорренто – Бари: Путь к Св. Николаю Чудотворцу» . Помимо посещения Собора Св. Николая и участия в православной литургии этот тур предусматривает поездку на прекрасный остров Капри, экскурсию по зрелищному Амальфитанскому побережью. Вы также увидите разрушенные извержением вулкана в 79 году Помпеи и побываете окрестностях Бари: Гроты Кастеллана – Альберобелло, Сорренто - Сан Джованни Ротондо. Учитывая то, что прибытие и обратный вылет в Москву осуществляется через Неаполь, то Вам посчастливится познакомиться с этим замечательным городом контрастов, где царит особенная атмосфера яркой и насыщенной событиями жизни.

«Римини - Бари: Путь к Св. Николаю Чудотворцу» . За время тура Вы побываете в самом Римини, в Сан-Марино, в spa-центре Риччоне, посетите Альберобелло и его знаменитые трулли. Кроме того Вас ждет дополнительная экскурсия в Гроты Кастеллана - самые большие пещеры страны. И, конечно же, паломничество к мироточащим мощам Св. Николая.

«Рим - Бари: Путь к Св. Николаю Чудотворцу» . Этот тур предусматривает всевозможные экскурсии по Риму и Бари с посещением Православного Свято - Николаевского подворья, Базилики Николая Чудотворца и преклонение к его мощам. Кроме того, у Вас будет еще много свободного времени, которое можно использовать, например, на шоппинг в Бари, посещение театра Петруццелли и пляжа в теплое время года.



Вместе с этим материалом обычно читают:


Помимо Базилики Николая Чудотворца в Бари еще много интересных мест. Здесь можно сходить в театр Петруццелли, посетить Швабский замок, знаменитую Пинакотеку, Николаевский и Археологический музеи Бари, а также отправиться на экскурсию по живописному региону Апулия.

Аэропорт Генуи: самые востребованные рейсы и цены на авиабилеты.
Около 1,4 млн. пассажиров ежегодно обслуживает генуэзский аэропорт имени Христофора Колумба. Путешествовать на самолете можно как по всей Италии, так и по всему миру. Определившись с маршрутом, перед Вами откроется несколько вариантов рейсов, отличающихся по цене и продолжительности полета.


Железнодорожные вокзалы Генуи, Принципе и Бриноле, обслуживают международные и межрегиональные поезда, на которых быстро и с комфортом можно добраться в любую точку Италии, а также других стран, к примеру, России (в Москву) и Франции (в Ниццу).

Базилика Святого Николая хранящая мощи Николая Чудотворца расположенная в Бари - одном из древнейших итальянских городов с историей в 3 тысячи лет - место паломничества тысяч христиан.

Бари - история

Центр города Бари

Историки затрудняются назвать точный возраст Бари, но предполагают, что уже за тысячу лет до н.э. здесь существовало поселение.

Сегодня древнее поселение стало крупным городом, число жителей которого превышает 325 тысяч человек. Бари является административным центром области Апулия.

В III в. до н.э. эта часть современной Италии вошла в Римскую империю в качестве муниципия (города, население которого получало частичное самоуправление и гражданские права). Здесь был построен театр, возведены храмы, но археологических подтверждений тому найти не удалось.

Существующая же до наших дней структура старого города сформировалась в середине 5 века нашей эры, во время борьбы Восточной римской империи (со столицей в Византии) и лангобардов. В те годы формировались особенные административные единицы, катепанаты, которыми управляли предводители провинциальных воинских отрядов.

Позже городу довелось пережить господство барберов (арабских народов из северных районов Африки), подчинение Бевененто (крупное герцогство на северо-востоке), осаду сарацин, вторжение венецианцев…

Крупным потрясением было восстание Мелуса в борьбе за независимость от византийцев произошедшее в 1009 году. Оно привело к разграблению Бари (и части Италии) призванными на помощь мятежникам войсками норманнов.

Мощи Николая Чудотворца


Бари - крепостная стена

Впрочем, несмотря даже на дальнейшие перипетии, среди которых было и практически полное уничтожение города, важнейшее в его истории событие произошло в 1087 г.

Арабский флот под руководством Хумейда в то время совершал устрашающие набеги на христианские земли. Был разграблен Родос, Миры Ликийские. В последние Хумейд пришел с намерением уничтожить мощи Николая Чудотворца, но по ошибке разрушил не ту церковь. После чего поднялась страшная буря, уничтожившая большую часть судов.

Верующие справедливо опасались за судьбу реликвии. Вошедший на византийский престол Алексей I Комнин стремился сохранить религиозные ценности, однако варваров остановить не удавалось. К тому времени восточная часть Италии практически полностью была разорена. Миры же перешли к туркам.

В 1087 году барийские купцы на обратном пути из управляемой мусульманами Антиохии приняли решение перевезти мощи Николая Чудотворца из Мир Ликийских. Когда выкупить святыню не удалось, отряд в количестве 47 человек силой забрал реликвию из саркофага, связав монахов, охранявших церковь.

8 мая купцы на кораблях с важнейшим грузом прибыли домой, а уже на следующий день мощи Николая Чудотворца разместили в находящейся неподалеку от берега церкви св. Стефана. Любые попытки перевезти мощи куда-либо из города в дальнейшем вызывали народные волнения, поэтому было решено возвести церковь, в которой бы они хранились.

Бари - кафедральный собор
Бари - кафедральный собор - интреьр

Бари - Базилика Святого Николая

На строительство храма, в котором бы находилась христианская святыня - мощи Николая Чудотворца, ушло почти 20 лет. Начавшееся практически сразу после возвращения в итало-нормандские земли мощей, оно длилось вплоть до 1085 г. На освящении церкви, в крипте которой и захоронили останки святого, присутствовал папа Урбан II.

Был он здесь и еще однажды, посетив одно из ключевых событий в истории христианской церкви. В 1098 году, в промежуток кратковременного сближения между позициями Папы и Византийской церкви, был созван Собор, на котором должны были разрешиться разногласия между католицизмом и православием. Участие в событии приняли 180 епископов, присутствовала здесь и делегация Киевской митрополии. Однако результат Собора оказался весьма печальным - было решено предать анафеме всех несогласных с папой (обсуждался вопрос спора вокруг догмата о Троице). Таким образом, церкви остались разделенными и по сей день.

Стоит отметить, что в Бари находится примерно 65% мощей святого. Дело в том, что во время кражи их из Мир Ликийских, не было возможности переложить святыню из саркофага в контейнер, поэтому ее завернули в мантию. Из-за торопливости часть мощей осталась в городе, занятом турками. Их удалось добыть только в ходе крестового похода, после чего христиане перевезли эту часть останков на венецианский остров Лидо.

Базилика Святого Николая
Базилика Святого Николая - интерьер

Базилика Святого Николая - архитектура

Архитектура храма весьма оригинальна - в ней присутствуют, в основном, прямоугольные элементы и прямые линии, что больше уместно для замков или крепостей. Усиливают впечатление две массивные башни по краям фасада. Впрочем, церкви несколько раз все же пришлось выдержать осаду, так что внешность не совсем обманчива.

Пожалуй, единственным внешним украшением можно назвать резьбу XII в. на входном портале. Колонны, поддерживающие портик, опираются на фигуры быков, а в люнете можно наблюдать рельеф с триумфатором на колеснице. Фронтон здания венчает сфинкс. Возможно, изначально здание было более живописным, но во время реконструкций в XIII, XV и XVII веках часть украшений была удалена.

В храме - три нефа длиной 39 м, трансепт короче - 31,5 м. Все нефы завершаются апсидами, о которых снаружи практически ничего не говорит - их скрывают прямые стены с ложными аркадами. Во время обновления сооружения в прошлом столетии интерьер лишился большей части барочных элементов, сохранив лишь украшенный художником Карло де Роза сводчатый деревянный потолок трансепта. Центральное изображение здесь посвящено Богу Отцу, вокруг которого расположились патриархи.

Базилика Святого Николая - мощи Николая Чудотворца
Базилика Святого - богослужение

Мощи Николая Чудотворца - паломничество

Однако ценность для паломников, все же, скрывается не в истории и архитектуре сооружения. Век за веком сюда прибывают верующие, чтобы поклониться мощам Николая Чудотворца.

Столь высокое внимание к церкви в Бари обусловлено тем, что святитель Николай является одним из наиболее почитаемых святых и для католиков, и для православных. Считающийся покровителем моряков и путешественников, он известен рядом чудес и деяний.

Так, еще в молодости он воскресил одного моряка и спас по пути из Александрии другого. Позже Николай уберег от позора трех девиц, обладающих красотой, но живших в бедной семье, не имевшей возможности собрать приданное. По легенде, святитель бросил в окно их дома мешок с золотом, который упал в чулок, повешенный перед камином для просушки. С той поры и ведет свое начало традиция вывешивать чулки для Санта-Клауса.


Мощи Николая Чудотворца - православное богослужение

Исторические документы утверждают, что и православные в церкви - частые гости. Здесь бывали Петр Толстой, Борис Шереметьев, сын Петра Великого Алексей, Василий Барский и т.д.

В России вплоть до XX века Николай Чудотворец считался одним из наиболее почитаемых святых. Количество посвященных ему храмов уступало лишь числу церквей во имя Богородицы.

Однако из-за споров между православием и католицизмом россияне имели возможность приблизиться к мощам только во время паломничества или туристической поездки в Бари.

Стоит заметить, что Римская католическая церковь, несмотря на разногласия, всячески способствует паломничеству из России.

Базилика Святого Николая открыта ежедневно с 7:30 до 13:00 и с 16:00 до 19:30. Вход бесплатный.
Официальный сайт базилики: http://www.basilicasannicola.it

Мощи Николая Чудотворца везут в Россию

Но в 2017 году, благодаря договоренностям между патриархом Кириллом и папой Римским Франциском, достигнутым в Гаване, впервые за 930 лет мощи Николая Чудотворца покинут Храм в Бари - святыня будет временно принесена в Россию.

«Святые мощи будут доставлены в Москву 21 мая чартерным рейсом, их будет сопровождать делегация Римско-католической церкви,- сообщил сотрудник cекретариата по межхристианским отношениям священник Алексей Дикарев.- В Россию будут привезены не все мощи, а только их часть».

По словам митрополита Волоколамского Илариона, принесение мощей святителя Николая Чудотворца в Россию – особое событие для Русской Православной Церкви, где столь глубоко почитается этот святой.
- Мощи находятся под спудом, то есть они замурованы под землей; тем не менее, специально для этого события часть мощей извлечена из-под спуда, - сказал владыка Иларион на специальном брифинге, посвященном историческому событию.

Сначала мощи Николая Чудотворца выставят в Московском Храме Христа Спасителя, а в июле их перевезут в Санкт-Петербург. Место где разместят мощи в Санкт-Петербурге пока уточняется.
По договоренности сторон, мощи покинут пределы России 28 июля.

21 мая Мощи Николая Чудотворца доставлены в Москву

Подробнее о посещении на странице Новости
Во второй половине дня 21 мая 2017 года мощи святителя Николая спецрейсом были доставлены из Италии в московский аэропорт Внуково, откуда кортеж доставит их в храм Христа Спасителя

Доступ верующих к мощам будет осуществляться по следующему графику:

22 мая с 14:00 до 21:00 мск,
с 23 мая по 12 июля ежедневно с 8:00 до 21:00 мск.
Очередь будет формироваться от Крымского моста, ближайшая станция метро - "Парк Культуры" Кольцевой и Сокольнической линий.

Организаторы предупредили, что очередь могут продлить до метро "Фрунзенская" или "Воробьевы горы".
Для удобства паломников на всем протяжении очереди будут организованы так называемые "шлюзы". Там будут организованы точки питания, разместятся машины скорой помощи и автобусы, в которых можно будет отдохнуть. На всем протяжении очереди будут дежурить сотрудники полиции и волонтеры, которые будут распределять потоки людей, раздавать воду и оказывать всю необходимую помощь.

Организаторы подчеркивают, что доступ к мощам будет осуществляться только в порядке общей очереди, без специальных пропусков и возможности подъезда на автотранспорте. Единственное исключение будет сделано для паломников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и грудными детьми.

Очередь желающих увидеть Мощи Николая Чудотворца растянулась до Крымского моста

По сообщениям информационных агентств очередь к Храму Христа Спасителя, куда накануне доставили мощи Николая Чудотворца растянулась от Крымского моста. Очередь образовалась рано утром практически сразу после открытия метро. В связи со скоплением большого количества людей на Пречистенской набережной было выставлено полицейское оцепление.
Многие из желающих привезли с собой складные стулья, чтобы выдержать ожидание в несколько часов. У ближайшей к Храму Христа Спасителя станции метро «Кропоткинская» в настоящее время работает только один выход.

Мощам Николая Чудотворца в Москве поклонились полмиллиона человек

Число верующих, поклонившихся мощам Николая Чудотворца в столичном храме Христа Спасителя, превысило отметку в полмиллиона человек. Об этом рассказал «Интерфаксу» пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла, священник Александр Волков.

«Длина очереди достигает в среднем трех километров», - отметил он. За день в храм приходит от 18 до 48 тысяч человек. Чтобы попасть к мощам люди отстаивают около девяти часов.

Святыня будет доступна верующим до 12 июля. На следующий день мощи Николая Чудотворца, которые не покидали итальянского города Бари 930 лет, отвезут для поклонения христианам в Петербург. Там они пробудут до 28 июля.

30 мая глава синодального информационного отдела церкви Владимир Легойда назвал очередь к мощам святого Николая «маленьким подвигом». Для многих, по его словам, это паломничество станет первым шагом на пути к вере.

BASILICA SAN NICOLA

СТАТУЯ СВЯТОГО НИКОЛАЯ. НАХОДИТСЯ В БАЗИЛИКЕ.

ПОПАСТЬ В БАЗИЛИКУ НЕСЛОЖНО. ДОСТАТОЧНО ИЗ ЦЕНТРА ГОРОДА ВЫЙТИ НА НАБЕРЕЖНУЮ "LUNGOMARE IMPERATORE AUGUSTO" И ИДТИ ПРЯМО В СЕВЕРНОМ НАПРАВЛЕНИИ ДО АРОЧНОГО ПЕРЕХОДА (третьего по счету) В ФОРТИФИКАЦИОННОЙ СТЕНЕ.

ИЛИ ПОДНЯТЬСЯ НА ФОРТИФИКАЦИОННУЮ СТЕНУ С ПЛОЩАДИ "MERCANTILE" И ИДТИ ПО УЛИЦЕ ВЕНЕЦИЯ, ВОЗЛЕ БАЗИЛИКИ ЕСТЬ СТУПЕНЬКИ, ПО КОТОРЫМ МОЖНО СПУСТИТЬСЯ ВНИЗ.

ИЛИ ПРОГУЛИВАЯСЬ ПО СТАРОМУ ГОРОДУ ОТ ПЛОЩАДИ "MERCANTILE" ДО УЛИЦЫ "CORTE DEL CATAPANO", КОТОРАЯ ПРИВЕДЕТ ВАС "LARGO URBANO II", НА КОТОРОМ ЕСТЬ МУЗЕЙ СВЯТОГО НИКОЛАЯ.

ВНЕШНИЙ ВИД БАЗИЛИКИ СВЯТОГО НИКОЛАЯ.

Жизнеописание святого Николая.
Николай был православным епископом в городе Мир Ликийский и жил между III и IV веками после Р.Х. (Теперешняя территория Турции, в те далекие времена – Византийская Империя). О его родителях известно только то, что они не были бедняками. Родился он в городе Патара и очень рано переехал в Мир Ликийский . Первые упоминания о его добрых деяниях приходятся на его молодость. Недалеко от него жили отец и три дочери, из обедневших дворян. Отец, чтобы иметь какой-то заработок и выдать замуж дочерей, хотел чтобы они начали продавать свое тело. Николай узнал об этом и однажды ночью подложил на окно мешочек с деньгами. Таким образом, первая дочка смогла выйти замуж. Когда настал черед второй дочери, случилось то же самое – утром отец находит опять мешочек с деньгами и выдает вторую дочку замуж. Крогда пришел черед третьей дочери, отец хотел узнать, кто же такой добродетельный, и закрыл все окна. Но Николай не растерялся и подбросил деньги через дымоход и упали в камин. Все дочери были выданы замуж, а с тех пор утвердилась традиция – рождественские подарки для детей оставлять в камине. Таким образом, епископ Николай из далекого города Мир Ликийский стал прообразом Санта Клауса, или как его называют в России – Деда Мороза.
Еще одно чудо в жизни святого Николая, когда он был еще обыкновенным монахом. В городе Мира умер епископ главного храма, и все священники собрались на конклав для избрания нового эпископа. Одному из священников ночью снится сон: входит Иисус Христос в храм и говорит: «Эпископом должен быть избран тот молодой священник, который войдет на молитву в храм первым и имя ему Николай». Выслушав вещий сон, все собравшиеся решили остаться на ночь для молитвы и посмотреть, кто же из монахов войдет первым для молитвы. На заре открывается дверь и входит монах, спросили его имя, он ответил: «Николай ». Вещий сон сбылся – обыкновенного монаха поставили эпископом в главный храм города Мир Ликийский.
Святой Николай при жизни своей православного священнослужителя подвергался гонениям со стороны Византийского императора Диоклетиана, который покланялся еще языческим богам. За это он подвергался пыткам и был посажен в тюрьму. Но после конклава Никее в 325 году, на котором была избрана самая истинная религия – христианская, Николай был опрадан и помилован.
Святой Николай еще при жизни сыскал славу «чудотворца ». Во времена, когда он был епископом в Мир Ликийски й, в городе начался великий голод. В один прекрасный момент, в гавань зашли корабли из Египта, груженные зерном, которое предназначалось для императора страны. Епископ Николай , взошел на один корабль и убедил капитана, чтобы тот оставил зерна для бедных умирающих горожан. Капитан после долгих отказов, сжалился и оставил пропитание в городе. Также есть легенда, что в это время многим торговцам зерна из Сицилии приснился сон о том, чтобы они грузили корабли зерном и везли его в Мир Ликийский – смогут продать все и получить большой барыш. Многие из купцов так и сделали – в итоге горожане получили еду и семена, а купцы – много денег.
Еще один эпизод, когда эпископ Николай спас троих жителей города. В Малую Азию прибыло несколько военных кораблей для подавления восстания. После этого командир войска дал солдатам отдых, и несколько из них отправились в город Мир Ликийский , устроили там дебош и убрались восвояси. Но в этом дебоше были обвинены три жителя города, которых тут же посадили в тюрьму. В ночь перед казнью этих троих сниться один и тот же сон императору и прокурору: эпископ Николай приказывает отпустить невиновных. Увидев в этом сне чудодейственную силу Николая , император отпускает невиновных, а в храм присылает многочисленные дары.
Следующий эпизод: Николай просит уменьшения налогов, наложенных на город. Для этого он едет в Коснтантинополь с прошением к Императору Константину. Император его выслушал и снизил существенно налоги. Чтобы узаконить это действие, призвал нотариуса, который заверил грамоту. Николай взял бумагу, запечатал ее в бутылку и выбросил в море. Чудесным образом бутылка попала прямиком в город Мир Ликийский и нашедший ее горожанин отнес налоговзымателю, тот удивился, но приказу подчинился. Император Константин же, после долгих раздумий понял, что погорячился, вызвал опять Николая чтобы забрать подписанную грамоту и дать новую. А Николаю приснился сон, что жители Мира получили бумагу и сказал об этом Константину. Император послал прислужников проверить истинность слов Николая и те подтвердили. Императору Константину пришлось довольствоваться вынесенным прежде решением.
Епископ Николай еще при жизни снискал славу чудотворца и хорошего священника, а с веками эта слава утвердилась и приумножилась. Умер Николай 6 декабря 335 года после Рождества Христова в преклонном возрасте. Эта дата занесена в католические Святки как день Святого Николая . В православных Святках день Святого Николая празднуется 19 декабря. Разница объясняется тем, что католики в 1582 году перешли с Юлианского на Григорианский календарь, (от имени Папы Григория XIII), а православные (в России) перешли только в 1918 году. Поэтому, календарь поменялся, а даты праздников остались прежними.
-СНОСКА- Юлианский календарь был введен Юлием Цезарем в 45 году до н.э. Год начинался с 1 января потому, что в этот день вновь избранные консулы вступали в должность.
Святой Николай считается защитником детей, юношей и девушек, школьников, моряков, рыбаков, аптекарей и купцов.

Главный фасад базилики или западный.

На западном фасаде базилики находятся три входных двери. Центральная – более высокая и широкая, украшенная архивольтом. В его центре изображена колесница с императором, держащим в одной руке солнце, в другой – пальмовую ветку. На острие козырька находится сфинкс, символизирующий непостижимость божьей воли. Архивольт стоит на двух восьмигранных колоннах, которые упираются в спины быков. Есть все осанования думать, что скульптуры этих быков были частью здания катапана. Слева от двери имеется надпись об освещении базилики 22 июня 1197 года, справа – право об рассмотрении уголовных дел в соседних поселениях.

Византийская башня.
По мнению одного историка, башня была частью жилого помещения греческого чиновника, который построил рядом находящуюся церковь Святого Григория в X веке. По другой версии, башня была построена на два века позже и ничего не имеет общего с византийским стилем в архитектуре. Эта башня соединяется с главным зданием базилики и сейчас в ней находятся некоторые статуи и барельефы.

Норманская башня или колокольня.
Время постройки этой башни тоже стоит под вопросом – один историк считает, что она построена в IX веке, другой – что в XII. Хорошо рассмотреть башню можно со стороны южного фасада, пройдя через железные ворота. Колокольня имеет несколько колоколов, один из которых датируется XVI веком. Большое окно башни украшено скульптурой чудовища и человека, которое находится высоко над землей.

Южный фасад.

Южный фасад, как и северный, имеют одинаковое строение – внизу арки, вверху галереи. На верхних галереях вперемешку располагаются головы львов и людей. На этом фасаде имеется портал со львами, но львы плохо сохранились и что это именно они можно судить по такому же порталу, находящемуся на северном фасаде. На юго-восточной стороне портала имеется усыпальница Спарано – главного канцлера города во время правления Анжуйской династии (1294 год). В ней захоронены сам канцлер, его жена и сын. Рядом имеется другая усыпальница,в ней покоится Герцогиня Иоанна Минервино.

Северный фасад.

Северный фасад базилики Святого Николая полностью идентичен южному фасаду, с той разницей, что портал со львами сохранился намного лучше. На надвратной арке изображены сцены завоевания норманнским королем Боэмундом города Антиохии. С двух сторон портала находятся две гробницы, в одно из которых был захоронен средневековый государственный деятель Роберт из Бари.

Восточный фасад
Этот фасад выходит своей стороной к морю, имеет одно апсидальное окно византийского периода , восемь окон меньшего размера, расположенных на разных уровнях и барельеф анжуйского периода с изображением эпизодов жизни Святого Николая .

Портик паломников и анжуйская арка.
Между галереей паломников и церковью Святого Григория находится анжуйская арка через которую можно пройти в старый город или к Кафедральному Собору Святого Сабина . Над аркой со стороны старого города имеется небольшая, но хорошо сохранившаяся статуя Святого Николая и датируется XIV веком. С двух сторон статуи изображены фамильные гербы, один из которых принадлежит Раймонду Орсини.

БАЗИЛИКА СВЯТОГО НИКОЛАЯ.

Базилика Святого Николая находится в исторической части Бари – в старом городе. Была построена на месте катапана (дворец византийского наместника в Апулии), где еще раньше были дворцы римского губернатора, лангобардского правителя и арабского эмира. Здание базилики не было возведено с нуля, а было только перестроено, поэтому в архитектуре здания соединяются византийский, норманский и романско-апулийский стили зодчества. Внешняя часть здания делится на несколько частей:
центральная, с тремя окнами, в которых в средние века размещались статуи Святого Николая , Святого Антония и Богоматерь Непорочного Зачатия;
с правой стороны – колокольная башня, называемая башней катапана или норманской, была построена в IX веке;
с левой стороны – византийская башня, или войсковая;
северный фасад;
южный фасад;
восточный фасад;
портик паломников.

ГЛАВНЫЙ ИЛИ ЗАПАДНЫЙ ФАСАД БАЗИЛИКИ И ДВЕ БАШНИ - С ЛЕВОЙ СТОРОНЫ ФОТО - ВИЗАНТИЙСКАЯ, С ПРАВОЙ - НОРМАНСКАЯ.

ГЛАВНЫЙ ВХОД ЗАПАДНОГО ФАСАДА СО СКУЛЬПТУРАМИ БЫКОВ. .

СЕВЕРНЫЙ ФАСАД БАЗИЛИКИ.

СКУЛЬПТУРЫ БЫКОВ У ВХОДА В БАЗИЛИКУ.

ИНТЕРЬЕР БАЗИЛИКИ СВЯТОГО НИКОЛАЯ.

Внутренне помещение базлики делится на несколько частей:
центральный неф;
правый неф;
левый неф;
клирос и центральная абсида;
мавзолей Боны Сфорца;
крипта с мощами Святого Николая.
православная капелла.

Вход в базилику осуществляется через правую второстепенную дверь. Но чтобы почувствовать все величие храма необходимо переместиться влево и начинать осмотр именно от центральной двери. Взору откроется центральный неф базилики с шестью парами гранитных колонн, вверху которых находятся галереи, или как их называют «эмпоры». Во времена римской империи на этих эмпорах размещались богатые и знаменитые женщины, которые слушали мессу сверху (им запрещалось находиться внизу в храме). Постепенно этот обычай канул в Лету и женщины теперь наравне с мужчинами находятся внизу во время службы. Следует отметить, что храм до реставрации в 1930 году имел несколько другой вид: в левом и правом нефах были разобраны капеллы в стиле барокко, таким образом базилика приобрела величественный романский стиль.

Центральный неф.

В центральном нефе под потолком нужно обратить внимание на три мраморных арки – они были построены для укрепления храма после землетрясения в 1456 году. Капители (верхние, художественно оформленные части) всех колонн относятся к периоду X – XI веков и были украшением византийского катапана. На одной из колонн находится деревянный амвон, который был установлен в 1652 году.

Правый неф.

У самого входа, с правой стороны можно рассмотреть внутреннюю часть Норманской башни или Колокольни. В Средние века здесь находились захоронения священнослужителей храма, позже капелла Святых Петра и Павла, сейчас же эта часть называется «Сокровищница» и в ней находятся святые мощевики и реликвии, связанные со святым Николаем.

Левый неф.

Левый неф имеет вход в Византийскую башню, возле которого виднеется (на уровне роста человека) упоминание о Василие Месардоните. Затем стоит величественная статуя святого в стеклянном кубе. Эта статуя используется во время празднования дня Святого Николая 7, 8 и 9 мая. Ее выносят на мол Святого Антония 7 мая и на лодку вывозят в море. А возвращается она обратно 8 мая как символ прибытия мощей в Бари.

С правого и левого нефа ведут ступеньки вниз в крипту, где находятся мощи святого, но об этом поговорим позже. После ступенек, в глубине храма находится:
слева – большой орган;
справа – серебряная рака;
в центре – мавзолей Боны Сфорцы, киборий и кафедра аббата Ильи.
В левом поперечном нефе, где находится орган, в период правления Анжуйской династии находился алтарь Святого Людовика. Но он был разобран в 1741 году. Выдающимся шедевром искусства можно полюбоваться в алтаре Святого Севастьяна – здесь находится картина «Мадонна с младенцем» венецианского художника Варфоломея Виварини, написанная в 1476 году. Это самая лучшая его работа, написанная в Апулии. Богоматерь сидит с младенцем на троне, с правой стороны находятся святые Николай и Петр, а с левой – Иоаким и Людовик.
В правом поперечном нефе стоит серебряный алтарь, который был переплавлен неапольскими мастерами из алтаря в византийском стиле в алтарь в стиле барокко. Византийский алтарь в 1391 году был подарен сербским царем Стефаном Урошем II Милутиным, в котором на протяжении многих веков хранились мощи Святого Николая. Если хорошо приглядеться, то на алтаре можно рассмотреть сценки из жизни святого.
Здесь же, в абсиде, находится фреска Иоанна из Таранто, датируемая 1304 годом, а над алтарем находится триптих византийского художника (1451 год). В центре триптиха изображена Богородица с младенцем на руках, с правой стороны – Святой Николай. С левой – евангелист Иоанн. Работа была написана Рико из Кандии в 1451 году.
Центр базилики – клирос и центральная абсида – самые богатые в художественном отношении части базилики. Во-первых, здесь находится мраморный киборий с капителями в римском стиле, датируемые 1110 годом. Киборий – это балдахин, построенный над алтарем, где проходят ежедневные католические службы. Во-вторых, за киборием расположена кафедра аббата Ильи, того самого, при котором мощи были доставлены в Бари, и который перестроил катапан в базилику для хранения мощей. Кафедра аббата Ильи, или трон, самая значимая и в историческом смысле ценность в базилике. Изготовлен он был в 1098 году в византийском стиле.
Позади кибория и кафедры находится мавзолей королевы Польши, дочери миланского вельможи Боны Сфорцы. Как я уже писала, она воспитывалась в Бари, затем вышла замуж за польского короля Сигизмунда II Августа в 1517 году. Фактически правила страной до самой смерти своего супруга, но потом была вынуждена вернуться в Бари в 1556 году в результате обвинений в отравлении своей невестки. Через год она умерла и была похоронена в Кафедральном Соборе Святого Сабина города Бари. Но ее дочь, Анна Трансильванская, добилась разрешения о перезахоронении матери в базилике Святого Николая. Мавзолей был изготовлен в Неаполе. В самом центре стоит коленопреклоненная молящаяся скульптура Боны Сфорцы. По две стороны ее находятся святой Николай – покровитель Бари и святой Станислав – покровитель Польши. С левой стороны находится скульптура женщины, держащей герб барийского герцогства, а с правой – Польского королевства. На мраморной плите под скульптурой королевы написана посмертная эпитафия с указанием всех ее титулов, заслуг и количеством прожитых лет.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НЕФ БАЗИЛИКИ.

ПОТОЛОК БАЗИЛИКИ.

СОКРОВИЩНИЦА.

ОРГАН В ЛЕВОМ НЕФЕ БАЗИЛИКИ.

СЕРЕБРЯНЫЙ АЛТАРЬ В ПРАВОМ НЕФЕ.

НА ПЕРЕДНЕМ ПЛАНЕ СПРАВА - КИБОРИЙ,

ЗАТЕМ КАФЕДРА АББАТА ИЛЬИ И НА ЗАДНЕМ ПЛАНЕ СЛЕВА - МАВЗОЛЕЙ БОНЫ СФОРЦЫ.

КАРТИНА "МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ"

ВАРФОЛОМЕЯ ВИВАРИНИ - 1476 ГОД.

ДЕРЕВЯНЫЙ АМВОН.

НА ПЕРЕДНЕМ ПЛАНЕ - ТРИПТИХ БОГОРОДИЦА, СВЯТОЙ НИКОЛАЙ И СВЯТОЙ ИОАНН.

НА ЗАДНЕМ ПЛАНЕ - ФРЕСКА ИОАННА ИЗ ТАРАНТО, ДАТИРУЕМАЯ 1304 ГОДОМ.

КАФЕДРА АББАТА ИЛЬИ.

СОКРОВИЩНИЦА.

Потолок и пол в базилике Святого Николая.

Потолок в базилике долгое время после постройки не имел никаких украшений и картин. Лишь в 1661 году настоятель храма Иоанн Монтеро приглашает художника Карло Розу для росписи потолков. Работать он начал над потолком центрального поперечного нефа – место, где расположен киборий. Тема этой росписи – Бог Отец, находящийся в раю, вокруг него расположены Богородица, апостолы и основатели главных католических орденов. Росписи правого и левого поперечных нефов (над серебряным алтарем и органом) посвящены Святому Николаю . В левом изображен Святой Николай , который произносит пророчество о Бари : «Здесь упокоятся мои кости». Вокруг главной росписи есть четыре поменьше, на которых святой изображен во время сотворения чудес. В правом изображен папа Урбан II, идущий во главе процессии, переносящие мощи святого в крипту. Четыре картины вокруг повествуют о деятельности этого папы в Бари : освящение базилики, собор 1098 года, папа устанавливает колонну и воскрешение паломника.
По окончании работ в поперечных нефах было решено продолжить расписывать также и центральный неф. То, что получилось, считается истинным апулийским барокко и имеет очень большую историческую ценность. Роспись центрального нефа делится на три огромных полотна. Первое (ближе к выходу), восьмигранное – рассказывает о чудесном спасении мальчика Василия из сарацинского плена. Вокруг основного полотна имеются четыре маленьких, три из которых дополняют рассказ о мальчике Василии, а четвертый – о том, как Святой Николай рубит дерево Дианы с находящимся на нем змием. Второе (посредине), прямоугольное полотно – рассказывает о чудесном спасении Николая от огромного кита. Два полотна из четырех находящихся вокруг изображают Раав и Эсфирь из Ветхого завета, а два других – о непорочном зачатии. Третье (у самого алтаря), восьмигранное полотно – рассказывает о том, как Николай во время Никейского Собора объясняет догмат об отце, сыне и святом духе, то есть о святой Троице. Из четырех полотен, расположеных вокруг, на одном изображен Николай, когда ему опаливают бороду. На втором – пощечина еретику Арию, на третьем – Богородица возвращает Николаю митру и на последнем – ангелы спасают святого из темницы.
В 1945 году после взрыва в порту корабля “Henderson” немного пострадал потолок в базилике, который пришлось реставрировать, сохранив целостность апулийского барокко.

Полы, в те далекие времена, в базилике украшались цветной мозаикой на манер арабского стиля. Но трудно утверждать, что пол сохранился в первозданном виде со времен перенесения мощей. Предполагается, что пол был покрыт мозаикой в самой базилике, абсиде и в крипте. Сейчас же мозаика сохранилась только в абсиде – по утверждениям арабских ученых, мозаика повторяет монограмму «Аллах велик». Мозаика у самого алтаря выполнена в виде пяти двойных кругов, в двух из которых расположены колонны кибория. Следует также отметить надпись на верхней ступеньки кибория, сделанная аббатом Евстафием, последователем аббата Ильи: «По сим ступеням не взойти гордому. Только смиренным разрешен путь наверх. Ты, желающий взойти, не будь гордым, а будь смиренным, благочестивым и кротким и ты достигнешь больших высот, как отец Илья, который построил сей храм, настоятель которого Евстафий его украшает». По всей площади базилики пол выполнен из мраморных плит, выложеных в виде геометрических рисунков.

ФРАГМЕНТЫ РОСПИСИ ПОТОЛКА.

ФРАГМЕНТЫ РОСПИСИ ПОТОЛКА.

ВНЕШНИЙ ВИД БАЗИЛИКИ.

БАРЕЛЬЕФ ВОСТОЧНОГО ФАСАДА. XIV ВЕК.

Крипта базилики Святого Николая.

Наконец, мой рассказ подошел к описанию самого сердца базилики – крипте (подземной церкви), в которой находятся мощи святого. Входить в крипту можно через левый или правый нефы – передвигаясь вглубь храма вы увидите ступеньки, которые ведут в подвальное помещение, то есть в крипту. Если будете опускаться со стороны правого нефа, обратите внимание на скульптурную композицию, изображающую четырех философов в греко-римских тогах. Сама композиция датируется III - IV веками после Рождества Христова, но ее использовали для украшения гробницы аббата Ильи, который покоится в этом месте.
Крипта базилики – самое старое место в храме, аббат Илья для оборудования места под гробницу использовал зал дворца катапана. Перестройка крипты продолжалось пару лет – с 1087 до 1089. Параметры крипты: 30 метров в длину и 15 в ширину. Ее визуально можно разделить на три части:
центральную с мощами святого;
левую – с православной капеллой;
правую – капеллой покровителей Европы.
Если вы входите с правой стороны крипты, опустившись на последнюю ступеньку и повернув голову направо, вы увидите чудодейственную колонну. Она имеет свою историю, связанную со Святым Николаем и обладает чудодейственной силой – прикоснувшись к ней, можно загадать желание, которое непременно сбудется. К сожалению, несколько лет назад вокруг колонны поставили стеклянное ограждение и теперь дотронуться к ней нельзя. Эта колонна изготовлена из красного мрамора и по преданию, считается, что она находилась в храме в Мир Ликийских. Но прежде ее Святой Николай увидел в Риме когда приезжал на Никейский Собор. Проходя по улице, он увидел разрушенный дом с очень красивой красной колонной. Недолго думая, он столкнул ее в Тибр. По прибытии после окончания Собора в Мир Ликийский, святой обнаружил, что колонна чудесным образом приплыла по морю в город. Ее выловили и поставили в Кафедральном Соборе, где Николай был епископом. Прошло время, Николай умер, мощи его уложили в гробнице. Прошло еще время и мощи барийскими моряками были перевезены в Бари . По прибытии корабля жители обнаружили, что колонна тоже приплыла вслед за кораблем, но вытащить на берег ее не удавалось никому. Однажды ночью жители услышали звон колоколов, все вышли из домов и устремились к базилике: их взору открылась картина: Святой Николай и ангелы устанавливают колонну в крипте базилики.
Напротив чудодейственной колонны находится капелла покровителей Европы. Основана была в 1981 году, когда православных святых Кирилла и Мефодия провозгласили святыми. Здесь находится икона с изображением этих святых в обнимку со Святым Бенедиктом (базилика Святого Николая принадлежит бенедиктинскому ордену).
Центральная часть крипты – гробница с мощами, огороженная со всех сторон железной оградой. Во время захоронения мощей в храме именно так выглядела гробница, но в 1319 году над ней поставили серебряный алтарь, который затем был переделан, а впоследствии, вообще, был перенесен в правый неф верхней части базилики. Сейчас мы видим первоначальный вид гробницы. Мощи святого расположены внутри, немного ниже уровня пола крипты и закрыты с четырех сторон бетонными блоками. В гробнице находятся 75% скелета святого, остальные находятся в церкви Святого Николая в Венеции (я об этом уже писала в разделе «Бари » и сделала ссылку на сайт, если кому интересно об этом почитать). На алтаре находится светильник в виде каравеллы – символ единства восточной и западной христианских религий. Над алтарем располагается старинная икона – дар сербского царя Уроша III Дечанского из династии Неманидов, датируется 1327 годом. У этой иконы есть своя история – Урош II, отец Уроша III, наказывает своего сына за непослушание и мятеж, лишив его зрения. Сын и днем и ночью молится святому Николаю, прося того вернуть ему зрение. В итоге Святой Николай еще раз сотворяет чудо – возвращает зрение Урошу III, а в базилику отправляются богатые дары от сербского царя.
Православная капелла . В левой стороне крипты располагается иконостас для проведения православной литургии. Он был расписан хорватским художником Златко Латковичем в середине XX века. Божественная православная литургия в крипте базилики Святого Николая служиться по четвергам, начало в 10.30, исключения составляют дни постов.
Большое значение для верующих имеет манна или миро, которая образуется на мощах святого. Когда барийские моряки в соборе города Мир Ликийских вскрыли гробницу, то они увидели, что кости буквально плавают в воде. Не имея понятия, в чем суть дела, они просто вылили эту воду. Но со временем, монахи в Бари , поняли, что это необыкновенная вода, а святая и что она, как и святой Николай, творит чудеса. За год этой воды собирается всего 750 – 1000 грамм и ее разводят в освященной воде. Бутылочку манны можно купить в магазине, находящимся рядом с базиликой. Манна, которую выбирают из гробницы, очень чистая, без каких-либо примесей и ее химический состав не меняется. Первые исследования манны были проведены в 1925 в химической лаборатории университета города Бари и все последующие анализы нововыбранной воды и остатков прошлых лет показывают один и тот же результат – состав ее не меняется и не образовывается осадок. Манна выбирается каждый год на 9 мая в присутствии многих верующих в последний день праздника, посвященному святому.


Известные личности, которые побывали в базилике Святого Николая.

Это место всегда было местом паломничества – во все времена сюда приезжали поклониться мощам святого и помолится на его гробнице. Первыми паломниками были крестоносцы – на Крестовые походы на Святую землю корабли отправлялись именно с Бари или Бриндизи. Поэтому крестоносцы первым делом заезжали поклониться Архангелу Михаилу в Монте-Сант-Анджело, а затем в базилику Святого Николая . Кроме этого сюда приезжали папы – Урбан II, который освятил базилику, папа Пасхалий II, папа Каликст I, папа Инокентий II, Иоанн Павел II (папа Войтила). Среди царствующих особ можно выделить таких: император Фридрих II Гогенштауфен, король Роджер II, Карл II Анжуйский, король Луи Венгерский, Альфонс II Великодушный, Фердинанд I Арагонский, Виктор Эманул III ди Савойа с женой Еленой, король Греции Георгий, королева Бельгии Елизавета, дуче Муссоллини, принц Карл и принцесса Диана. Среди русских людей тоже было долгом посещение святыни – королевич Алексей (сын Петра I), композитор Чайковский, будущий царь Николай II, космонавт Леонов, президент России В. В. Путин. Памятная табличка об этом находится на стене арки паломников возле статуи святому.

Арка и портик паломников.

Портик паломников находится напротив главного входа в базилику, была построена в период правления лангобардов. В наше время служит для проведения всевозможных выставок и конференций. Между портиком и статуей святого имеется переход в старый город, который называют Аркой Анжуйского периода. Со стороны города на арке имеется барельеф со статуей Святого Николая , говорящей о том, что входящие попадают под покровительство святого и являются неприкосновенными перед церковными и гражданскими властями.

Базилика открыта для посещения все дни недели с 7.00 до 20.30. в воскресенье с 7.00 до 22.00. Магазин при базилике работает ежедневно с 9.00 до 20.00, продавцы разговаривают на русском языке.

Сайт базилики:

В городе Бари также имеется Церковь Святого Николая , которая находится на Корсо Венедетто Кросе (Corso Benedetto Croce) № 130.