Open
Close

Храм христа спасителя истории интересные. Архитектурные особенности и внешнее оформление храма

Неожиданные факты об истории создания храма Христа Спасителя


200 лет назад, 24 октября 1817 года, на Воробьевых горах началось строительство храма Христа Спасителя. Его заложили в пятую годовщину ухода французов из Москвы.
Но первоначальный проект так и не был осуществлен, а позже храм построили на Волхонке. Самые главные и неожиданные факты о истории создания храма Христа Спасителя, – в материале ТАСС.

Как связаны храм Христа Спасителя и война 1812 года?

Храм Христа Спасителя изначально задумывался как храм-памятник участникам Отечественной войны 1812 года. Манифест о строительстве храма был издан 25 декабря 1812 года – в день, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России. Главный престольный праздник храма, отмечавшийся в этот день года, - Рождество Христово - совпадал с ежегодными праздничными мероприятиями в честь победы в войне. Заложен был храм также в день, связанный с войной, - 26 августа 1837 года, то есть в 25-ю годовщину Бородинского сражения.
Знаменитая увертюра П. И. Чайковского "1812 год" исполнялась на освящении храма 26 мая 1883 года. По некоторым данным, ее премьера состоялась там же, в еще не освященном храме, даже раньше - 20 августа 1882 года.
На церемонии освящения храма в 1883 году присутствовали немногие из оставшихся на тот момент в живых ветераны войны.
На стены нижней галереи храма нанесены имена героев войны 1812 года и заграничного похода русской армии, описания сражений и тексты императорских манифестов тех дней.

Каким мог бы быть храм Христа Спасителя?

Первый проект храма, утвержденный императором Александром I, не имел ничего общего с тем, который был в итоге реализован. Храм должен был быть в несколько раз больше, иметь колоннаду из 600 трофейных французских пушек и состоять фактически из трех храмов, нижний из которых должен был стать поминальным храмом, в котором непрерывно служили бы панихиды по погибшим участникам войны. Автором этого неожиданно победившего проекта был Карл Магнус Витберг - 28-летний шведский лютеранин, масон, да еще и художник, а не архитектор (он принял православие под именем Александр Лаврентьевич).
Храм планировалось построить не на нынешнем месте, а на Воробьевых горах. При этом нижний храм должен был быть фактически прорыт в склоне.

Талантливый художник, Витберг был слабым организатором: строительство застопорилось, деньги расхищались. В итоге после разбирательства при новом императоре Николае I Витберга сослали в Вятку с конфискацией имущества. Историки, однако, отмечают, что он, скорее всего, не был причастен к растратам, а просто оказался плохим руководителем.
Воцарившийся император Николай I выбрал для храма новое место. Называют разные причины такого решения: оседающую почву на Воробьевых горах, их тогдашнее местоположение "на отшибе" и трудности с подвозом стройматериалов к этому месту, а также прагматичность Николая I, который не оценил проект, выполненный в духе мистицизма, столь любимого Александром I. Хотя новый конкурс и проводили, император лично назначил архитектором Константина Тона, русско-византийский стиль которого ему нравился.

Что было на месте храма до его строительства?

На месте храма Христа Спасителя, для которого в итоге была выбрана площадка неподалеку от Кремля, с середины XVI века находился женский Алексеевский монастырь.
Для строительства храма монастырь был снесен. На этом основании возникла легенда, что игуменья монастыря Клавдия якобы прокляла место строительства храма, напророчив, что ни одна постройка не простоит на нем дольше полувека (первый храм Христа Спасителя простоял 48 лет).
Существует еще более конкретизированная версия легенды, в которой игуменья якобы сказала, что на месте строительства храма будет «лужа» - так Клавдии приписывают пророчество о возникновении здесь впоследствии бассейна "Москва".
Ни одна из версий легенды о проклятии игуменьи не имеет под собой исторического основания.

Сколько строили храм?

Первый храм Христа Спасителя строили почти столько же, сколько он простоял. Торжественная закладка произошла в день 25-летней годовщины Бородинского сражения - 26 августа 1837 года, а активное строительство началось два года спустя - 10 сентября 1839 года. Строительные леса с храма были сняты в 1860 году, однако еще 20 лет продолжались работы по росписи храма, и лишь к 1881 году были завершены работы по обустройству площадки вокруг него. Таким образом, с момента начала активного строительства до освящения храма в 1883 году прошло почти 44 года (существовал он в итоге, напомним, 48 лет). А с момента закладки храма по первоначальному проекту на Воробьевых горах прошло и вовсе почти 66 лет.
Если отсчитывать от момента публикации манифеста Александра I о решении построить храм, то до освящения прошло и вовсе более 70 лет.

Храм Христа Спасителя – это главный храм всей России. Кафедральный собор является местом для проведения богослужений Патриарха Московского и всея Руси, заседаний Архиерейских соборов и прочих важнейших церковных форумов. Данный храм давно стал символом страны и духовной веры россиян, а также памятником сложной и запутанной истории России. Храм Христа Спасителя был передан в постоянное пользование РПЦ мэрией Москвы.

Храм был возведен в честь памяти героев Отечественной войны 1812 года как великий памятник смелости духа русского народа. По обыкновению подобные обетные церкви возводились в честь святого или одного из великих церковных праздников. Однако данный храм был построен в честь самого Христа Спасителя. Главным архитектором первого проекта постройки был Александр Витберг. Он считал, что будущий собор должен быть самым масштабным и величественным, по своей моще превосходя даже римский Собор Святого Петра.

По первому проекту храм должен был быть возведен на Воробьевых горах, однако после заложения фундамента было решено изменить место на территорию с более устойчивой почвой. Александр Витберг был отстранен от строительства из-за огромных расходов, и его место было передано Константину Тону. Под его профессиональным и чутким руководством возведение храма началось в 1839 году на новом месте – неподалеку от Кремля. Проект Тона был выбран основополагающим, и грандиозное возведение храма по нему завершилось только в 1881 году.

Во времена правления Иосифа Сталина Храм Христа Спасителя был принудительно взорван. По плану советской власти на освободившейся территории собора должен был быть построен огромный Дворец Советов с торжественным памятником Ленину. Однако начало войны не дало проекту исполниться, и в результате обедневшего бюджета и изменившихся настроений в политике строительство так и не началось даже в послевоенные годы. С 1960 до 1994 года на месте бывшего храма находился общественный бассейн «Москва».

После переворота власти и образования Российской Федерации правительством было принято решение о новой постройке великого храма. Алексей Денисов – талантливый реставратор – провел огромный труд над восстановлением того облика собора, которым он отличался в XIX веке. В этом помогли сохранившиеся чертежи и рисунки. Денисов был отстранен от работы, и далее постройку взял на себя Зураб Церетели. По его идее отделка фасада была выполнена в бронзе, что противоречит историческим данным. На сегодняшний день храм полностью восстановлен, однако его внешний вид не является повторением проекта Тона.

Храм Христа Спасителя краткая информация.

8 июня 1883 года, 130 лет назад, состоялось торжественное освящение Храма Христа Спасителя. Вспоминаем главные факты о главном кафедральном соборе Русской православной церкви.

Идея создания Храма Христа Спасителя

Илл. План местности у Храма Христа Спасителя, 1870-е годы

Храм Христа спасителя – это мемориал воинам, павшим в Отечественной войне 1812 года. Идея построения храма-памятника участникам войны, которую впервые назвали «Отечественной», и исход которой решало общенародное движение, воскрешала древнюю традицию обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших.

Первый Храм Христа Спасителя

Проект Храма Христа Спасителя предложенный архитектором А.Л. Витбергом

Между разгромом наполеоновской армии и началом строительства Храма в центре Москвы прошло довольно долгое время: почти 27 лет. Не так широко известно, что в эти годы был проведен международный конкурс на постройку Храма, был выбран проект, и даже приступили к самому строительству. Однако это должен был быть другой храм - не тот, копию которого мы видим сейчас на Волхонке. Конкурс, который в 1814-м году провел Александр I, выиграл 28-летний Карл Магнус Витберг. Витберг был готов архитектурно выразить всемирную миссию России, призванной нести истинный свет мира, разума и христианской любви для борьбы против революционной заразы, охватившей цивилизованный мир в обличье Бонапарта. Задумка была грандиозной – создать на Воробьевых горах, в месте, от которого открывается вид на всю Москву, большой храмовый комплекс в стиле ампир, с колоннадами, спусками к Москва-реке и широкой каменной набережной. В 1817 году, через пять лет после выступления французов из Москвы, состоялась торжественная закладка именно такого Храм. Однако вскоре возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи, а сразу после смерти Александра I новый самодержец России Николай I приказал приостановить все работы. В 1826 году строительство было прекращено.

Первый миф о Храме Христа Спасителя

Фото А.А.Тон. Храм Христа Спасителя

Хотя работы на Воробьевых горах были свернуты, от самой идеи возведения Храма Николай I не отказался, но лично выбрал для него и место - Алексеевский холм на Волхонке, близ Кремля; и архитектора - автора помпезной «русско-византийской» стилистики Константина Тона. Но было всё-таки одно обстоятельство, которое могло бы смутить любого православного человека: для сооружения нового храма требовалось снести постройки находившегося на этом месте женского Алексеевского монастыря. В связи с этим обстоятельством появилось старомосковское поверье, будто настоятельница Клавдия выразилась следующим образом: «Окромя большой лужи здесь ничего не будет». Так, считали москвичи, игуменья «предрекла» сооружение здесь в будущем открытого бассейна «Москва» с подогревом воды, работавшего круглый год. Вряд ли эта легенда правдоподобна. Ведь митрополит Московский Филарет (Дроздов), совершавший 17 октября 1837 г. службу по случаю переноса Алексеевского монастыря в Красное Село, встречался в этот день с игуменьей Клавдией. Вряд ли Клавдия могла разразиться в такой момент проклятиями. Другое событие, связанное с закрытием Алексеевского монастыря, кажется более достоверным. В первый же день сноса рабочий, снимавший крест с монастырской церкви, сорвался с купола и разбился насмерть в присутствии огромного числа зрителей. Понятно, что народ воспринял это как дурное предзнаменование.

Второй Храм Христа Спасителя

Ф.А. Клагес. Внутренний вид храма Христа Спасителя в Москве. 1883 год

Строительство Храма продолжалось почти 44 года: он был заложен в 1839 году, а освящён - в1883-го. Он был уникален: высотой 103,5 м., он мог вместить до 10 тысяч человек. Стены его были украшены горельефами на религиозные и исторические темы, роспись внутри была выполнена Верещагиным, Суриковым, Крамским, Васнецовым. Храм являлся живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма. Такого грандиоза в московском церковном зодчестве до тех пор не было. Храм был виден из любой точки города, звон его разносился далеко за пределы Москвы. При храме была собрана большая библиотека. Храм просуществовал в своем первоначальном виде 48 лет. В 1931 года он был взорван.

Второй Миф о Храме Христа Спасителя

Илл. Сброшенный с Храма крест не упал вниз, а застрял в арматуре купола

Перед тем как взорвать Храм у научной общественности взяли показания о том, что он не имеет художественной ценности. Академики-архитектуры публично клялись, что он не является произведением искусства. В числе немногих защитников Храма остался знаток и ценитель московской старины, художник Аполлинарий Васнецов. Росписи, барельефы, колонны разошлись по московским учреждениям и новым музеям. Миф или правда, но говорят, что «часовню-алтарь у большевиков выкупила жена американского президента Элеонора Рузвельт и подарила Ватикану», соборным мрамором отделали станции метро «Площадь Свердлова» и «Охотный ряд», а скамейки украсили станцию «Новокузнецкая».

Разрушение Храма

Илл. Проект Дворца Советов

В атмосфере антирелигиозной истерии, советским руководством принимается решение о сносе Храма Христа Спасителя и строительстве на его месте грандиозного здания Дворца Советов, которое должно стать одновременно памятником Ленину, Коминтерну и образованию Союза ССР. Храм должна была заменить гигантская "вавилонская башня", увенчанная колоссальной статуей Ленина. Общая высота Дворца Советов составила бы 415 метров - он должен был стать самым высоким не только в Москве, но и во всем мире. Очень выгодное с градостроительной точки зрения место - Храм стоял на холме, легко просматривался со всех сторон и был расположен вблизи Кремля, а также совокупность некоторых юбилейных дат, стали причиной спешки, с которой было принято решение о сносе Храма Христа Спасителя. В 1932 году исполнялось 120 лет со времени Отечественной войны 1812 - 1814 годов и 100-летие самого Храма – большевикам эти памятные даты не давали покоя. Храм вероломно разрушили. Но строительство Дворца Советов, реально начатое только в 1937 году, не суждено было завершить: после начала войны каркас его фундамента из сверхпрочной стали пошел на изготовление брони танков «Т-34». Затем, на месте храма, с 1960 года функционировал открытый плавательный бассейн «Москва». Нынешний Храм Христа Спасителя не дал пропасть этому пространству: в нем расположен нижний храм, музей Храма, стоянка, зал церковных соборов и другие помещения.

Третий Храм Христа Спасителя

Илл. Гвоздь Креста Господня

С 1994 по 1997 год Храм Христа Спасителя в Москве был отстроен заново на том же месте и освящён 19 августа 2000 года. В Храме постоянно находятся такие святыни как Риза Господня и Гвоздь Креста Господня.

До XVII века Риза Христова хранилась в Патриаршем храме города Мцхета - древней столицы Грузии. В 1617 году Грузия была захвачена персидским шахом Аббасом, солдаты которого разорили храм и передали Ризу шаху. В 1624 году он предложил ее царю Михаилу Романову. Вскоре Риза была доставлена в Москву и помещена в Патриарший Успенский собор Кремля. С этого времени было установлено празднование Положения честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, которое совершается 23 июля.

Животворящий крест Господень вкупе с четырьмя гвоздями был обретен равноапостольной царицей Еленой в IV веке. Со временем гвозди были распространены по всей Европе. С первых веков христианства с этих гвоздей делались многочисленные копии, в которые вкладывались и подлинные частицы, и в итоге новые гвозди также почитались как святыни. Гвоздь, хранящийся в Храме Христа Спасителя, был передан Русской Православной Церкви из запасников музеев Московского Кремля 29 июня 2008 года.

Главный столичный храм поражает не только своим масштабом, но и количеством мифов и легенд, которыми окутана его длинная и очень непростая история

На месте сегодняшнего Храма Христа Спасителя был и монастырь, и, собственно, храм, и Дом культуры, и самый знаменитый долгострой советских времен, и большая лужа… Возможно, его судьба сложилась бы иначе, если бы изначально его построили не на месте двух кладбищ, по сути, на костях, а там, где планировали поначалу.

«Путешествие» в Чертолье с Воробьевых гор

Изначально Храм Христа Спасителя должен был стоять абсолютно в другом месте – на юго-западе, на Воробьевых горах. Именно там его задумывал построить молодой шведский архитектор Карл Магнус Витберг , известный в России также как Александр Лаврентьевич (это имя-отчество он получил при принятии православия). Проект, одобренный Александром I , изначально также был другим: масштабнее по размеру, с колоннадой из нескольких сотен французских трофейных пушек, и фактически сооружение должно было являться тремя храмами в одном. Нижний, подземный, планировался как поминальный – для панихид по героям войны 1812 года.

Однако строительство не заладилось, а после того как всплыли хищения почти на миллион рублей (гигантская по тем временам сумма), новый император Николай I отстранил архитектора и отправил в ссылку в Вятку с конфискацией имущества. Как считают современные историки, сам Витберг вряд ли был злостным вором – скорее всего, как творческий человек, он просто плохо следил за процессом.


Николай I решил перенести строительство поближе к Кремлю, в район, который назывался Чертолье, – впоследствии это название, в котором многие усматривали нехорошее предзнаменование, в связи со сложной судьбой Храма Христа Спасителя всплывало не раз. Не одобрил самодержец и архитектурный проект, показавшийся ему слишком сложным и «иностранным» – новый, по его поручению, разработал Константин Тон .

Проклятие игуменьи

На месте постройки будущего храма еще с XVI века стоял женский Староалексеевский монастырь – и, несмотря на протесты монахинь, тот решили снести. По преданию, игуменья Клавдия в сердцах заявила: все, что воздвигнут на этом месте, не простоит и полвека. По другой легенде, она также предрекла, что на этом месте будет «лужа».

Звучали ли проклятие и пророчества в действительности – ни один историк сказать не может, но факты остаются фактами: первый Храм Христа Спасителя простоял 48 лет, а в бассейне «Москва» жители столицы круглогодично плескались тридцать с небольшим лет.

И монастырь, и храм, как оказалось, были построены на костях – при рытье котлована обнаружили два старых кладбища, одно из которых, как считают историки, было чумным.


Справка: Закладка Храма Христа Спасителя состоялась 26 августа 1837 года, в 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Строили его до 1860 года, пожертвования на строительство собирали по всей стране (выделенных из казны миллионов явно не хватало). После еще два десятилетия длились работы по его росписи и внутренней отделке. Храм был освящен 26 мая 1883 года.

Впереди планеты всей

Дальнейшую судьбу главного храма России решила революция. В конце 1920-х собор закрыли, а здание со снятыми куполами передали для оборудования Дома культуры. Однако и тот просуществовал недолго. В июле 1931 года на заседании Центрального исполнительного комитета СССР в соответствии со сталинским Генпланом реконструкции столицы приняли решение храм снести, а на его месте воздвигнуть самое высокое здание в мире – Дворец советов, который стал бы грандиозным памятником Ленину , Коминтерну и Советскому Союзу. Придуманная Борисом Иофаном , бывшим одним из любимых сталинских зодчих и автором проекта знаменитого «Дома на набережной», гигантская башня, которую впоследствии окрестили «вавилонской», должна была иметь высоту более 400 метров и заканчиваться такой же гигантской статуей вождя революции.

Вначале стены храма пытались разобрать – не получилось. Рабочие ограничились лишь варварским разрушением скульптур (упавшие на землю ангелы без крыльев и голов представляли жуткое зрелище), уникальных барельефов и частей конструкции. Врывать Храм Христа Спасителя (это произошло 5 декабря 1931 года) пришлось дважды. После первого взрыва здание устояло.


Разборки обломков длились почти полтора года. Уникальный мрамор пошел на отделку столичного метрополитена (называются такие станции, как непосредственно «Дворец Советов» - сегодня «Кропоткинская», «Охотный ряд» и «Площадь Свердлова», сегодняшняя «Театральная»), скамьи нашли свое пристанище на «Новокузнецкой». Каменные плиты с именами героев войны 1812 года частично использовали для отделки и реставрации зданий, частично – раскрошили и посыпали ими дорожки в парках и скверах. Колокола переплавили, смытое с них с помощью химикатов золото пошло на нужды страны. Рассказывали, что часовню-алтарь выкупила у большевиков супруга президента США Рузвельта и подарила Ватикану – но проверить это впоследствии не удалось.

«…а теперь – срам»


Дворец Советов планировали построить за два года. Проблемы начались уже на уровне котлована – из-за сложного и насыщенного водой грунта с трудом был заложен фундамент, основное строительство началось лишь в 1937-м.

Дальше в ход знаменитого долгостроя вмешалась Великая Отечественная война. С ее началом стало ясно, что проект вряд ли будет осуществлен. Практически готовые к монтажу металлоконструкции пустили на противотанковые ежи, путепроводы и мосты.

После Победы проект заморозили. Котлован начал наполняться водой – старожилы рассказывали, что в нем даже завелись караси. В 1958 году на месте котлована появился бассейн – по иронии судьбы, он какое-то время считался самым большим открытым плавательным бассейном в мире.

Рассказывали, что по ночам, зимой, в поднимавшихся над «Москвой» водяных парах некоторые видели образ разрушенного храма. В 1960-х ходили страшные слухи, что там якобы часто тонут люди – были разговоры о целой секте, мстившей за разрушенный храм.

А в обиход москвичей вошла знаменитая поговорка: «Сначала был храм, потом – хлам, а теперь – срам».


На своем месте

О том, что святыню нужно вернуть на законное место, активно заговорили в конце 1980-х. Тогда инициативная группа выступила за воссоздание храма. «Срам» наконец закрыли. В 1994 году начали строительство. Если дореволюционный храм строили 40 с лишним лет, что в новой истории на это потребовалось лишь три года. Верхний, который большинство москвичей и гостей столицы и называет Храмом Христа Спасителя, был восстановлен в том виде, в котором его создал Константин Тон. Под ним находится Преображенская церковь, сооруженная в память стоявшего здесь ранее женского монастыря.


  • Крупнейший православный храм в России , не менее значимый для Москвы, чем Кремль и Красная площадь.
  • Очень ценные реликвии ‒ частица ризы Иисуса Христа, частица ризы Пресвятой Богородицы, гвоздь Креста Господня, чудотворные иконы, частицы мощей.
  • Со смотровой площадки с высоты 40 метров открывается великолепный вид на Кремль, Волхонку и Замоскворечье.
  • Патриарший музей церковного искусства рассказывает историю храма и 15-вековую историю церковного искусства.
  • В экскурсионном бюро со стороны Волхонки можно заказать экскурсию по храму.
  • Окрестности храма интересны, можно прогуляться по историческим улицам и посетить различные музеи.

Храм Христа Спасителя — крупнейший православный храм России. Для Москвы он значит не меньше, чем Кремль и . В судьбе Храма, как в зеркале, отразилась судьба России в XIX-XX вв. Этот грандиозный храм-памятник, возведенный на берегу Москва-реки напротив Кремля, был построен в знак благодарности Господу за избавление России от наполеоновского нашествия. Он был безжалостно разрушен большевиками в эпоху , и он же был восстановлен по первоначальному проекту на народные пожертвования. Освящение храма 19 августа 2000 года, в день Преображения Господня, стало символом преображения Москвы и России, отказа от богоборческого прошлого.

В 1931 году храм был взорван, чтобы освободить место для нового храма новой эпохи - Дворца Советов. Эпоха, бросившая вызов всему предшествующему и настоящему, хотела воздвигнуть на века памятник самой себе: самое высокое здание в мире, увенчанный стометровой статуей Ленина. Со временем коммунисты отказались от утопии, и на месте храма был устроен бассейн «Москва» — символ сытого и «тёплого» застойного времени 1960-х - 1980-х. Потом началась перестройка, переосмысление и раскаяние за преступления прошлого, и храм, восстановленный в 1990-х гг., стал символом восстановления исторической справедливости.

Убранство Храма

Воссозданный Храм Христа Спасителя является копией прежнего храма XIX века. В плане это четырёхстолпный крестово-купольный храм. Стены храма украшены ажурными аркадами полуколонн и завершаются заострёнными арками-«кокошниками». Главный придел храма посвящён Рождеству Христову, два боковых придела верхнего храма - Николаю Чудотворцу и Александру Невского; нижний храм освящён в честь Преображения Господня с приделами Алексия, человека Божьего и Тихвинской иконы Богородицы. В стилобатной (цокольной) части находятся патриарший музей церковного искусства, зал церковных соборов, технические и хозяйственные помещения храма.

На стенах храма установлены горельефы, повторяющие оригинальные скульптуры. Персонажи скульптур - святые, в дни памяти которых русская армия одерживала победы над армией Наполеона в войну 1812 года. На углах храма изображены легендарные эпизоды русской военной истории. На правом углу храма благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву (1380 год) и даёт ему двух иноков, Пересвета и Ослябю. На левом углу храма преподобный Дионисий, архимандрит Троице-Сергиевой лавры, благословляет князя Пожарского и гражданина Минина на освобождение Москвы от (1612 год). Скульптуры отлиты из бронзы.

В храм ведут 12 бронзовых ворот, по три на каждой стороне храма. На воротах изображены святые небесные заступники и покровители русской земли; в арке средних ворот, в центре на престоле восседает Христос Спаситель, слева от него — апостол Пётр, справа - апостол Павел.

Внутри храм украшен мраморными досками с описанием сражений Отечественной войны 1812 года и заграничного похода русской армии 1813-1815 гг.

Ключевое украшение храма - иконы и росписи. На своде главного купола изображен Господь Саваоф в облике старца, на коленях у которого сидит Сын Божий с хартией в руках. На хартии написано «логос» (греч. — «слово»), на груди у старца сидит голубь - образ Святого Духа. В малых куполах изображены Господь Вседержитель, Иисус Христос в обликах младенца и Спаса Вседержителя, и Святой Дух в виде голубя. В парусах (основаниях главного купола) изображены три важнейшие эпизода в земной жизни Христа: Преображение, Воскресение и Вознесение; на четвертом парусе показано сошествие Святого Духа на апостолов.

Иконостас храма необычен: он выполнен в виде восьмигранной часовни из белого мрамора с инкрустацией из драгоценных камней; часовню венчает шатровая глава с крестом. На нижнем ярусе помещены две иконы: Господа Вседержителя и Пресвятой Богородицы.

Во втором ярусе справа от царских ворот находятся иконы Господних праздников, слева - Богородичных праздников. Иконы третьего яруса показывают новозаветную церковь с иконами Христа, Богородицы и апостолов; на иконах четвертого яруса изображены праотцы и пророки ветхозаветной церкви. В алтаре сохранилось 6 полотен работы художника В.П. Верещагина.

На четырёх колокольнях храма - 14 больших и малых колоколов. Главный колокол весит 27 тонн и звучит только 4 раза в году. Пол храма набран драгоценными породами мрамора, яшмы и порфира из Италии, Франции, Греции, России.

Православные святыни храма

Поскольку Храм Христа Спасителя - кафедральный собор Русской Православной церкви, здесь собраны очень ценные святыни: частица ризы Иисуса Христа, частица ризы Богородицы, частица мощей апостола Андрея; гвоздь Креста Господня; чудотворные образы Владимирской и Смоленской икон Божией Матери; частицы мощей святого князя Александра Невского, московских митрополитов Петра и Ионы. Уникальная святыня Храма - трон патриарха Тихона, хранящийся также в алтаре. Именно в этом храме в ноябре 1917 года Тихон был избран патриархом.

В Храме также выставляют мощи, на время привезённые в Москву: так было осенью 2011 года, когда в храме был выставлен для поклонения верующих пояс Богородицы, зимой 2014 года, когда в храме были выставлены святые Дары волхвов и летом 2017 года — мощи Николая Чудотворца.

Деятельность храма

Храм Христа Спасителя - постоянно действующая православная церковь. Каждый день в ней проходят службы: по будням — в нижнем Преображенском храме, а по праздникам и воскресеньям - в верхнем Храме Христа Спасителя. В дни великих праздников - Рождества Христова и Пасхи Христовой - службу ведёт Патриарх Московский и всея Руси. Расписание богослужений можно узнать на сайте храма. Обычно исповедь начинается в 8 часов утра, после неё идёт литургия. Вечерние богослужения обычно начинаются в 17 часов.

В храме работает экскурсионное бюро, оно находится со стороны улицы Волхонка. Там можно заказать экскурсии по храму и на его смотровую площадку, откуда, с высоты 40 метров, открывается восхитительный вид на Кремль, Волхонку, Замоскворечье.

Музей церковного искусства в храме

В цокольной части храма расположен патриарший музей церковного искусства. В нём две постоянные экспозиции: история Храма Христа Спасителя и история церковного искусства. На первой можно увидеть фрагменты мемориальных плит из разрушенного храма, изображения нереализованных проектов храма (работы А. Витберга, Д. Кварнеги, А. Воронихина), закладную доску Храма 1839 года, небольшой колокол старого храма, несколько оригинальных икон старого храма, старинные фотографии. На второй экспозиции, которая значительно больше первой, можно познакомиться с историей пятнадцати веков церковного искусства: от погребального египетского фаюмского портрета и сирийской мозаики V-VI вв. до русских икон начала XX века. В музее собрана очень богатая коллекция икон Крита, Греции, Византии; прекрасно показана русская религиозная иконопись (Новгородская, Тверская, Владимирская школы; иконы царских живописцев Оружейной палаты, иконы XVIII- нач. XX вв.); необычная икона Богоматери Палестинской с Младенцем, написанная мастером Сиенской школы в XIV веке. Заканчивается экспозиция триптихом работы Виктора Васнецова (1899 год), написанным для Всемирной выставки в Париже.

Этот музей открыт совсем недавно, в ноябре 2015 года. В отличие от соседних Пушкинского музея и Третьяковской галереи, здесь очень мало людей: видимо, москвичи и гости столицы ещё не успели понять, насколько богатый и интересный музей находится под Храмом Христа Спасителя.

Окрестности Храма Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя находится в самом сердце Москвы, в нескольких сотнях метров от Кремля, на красивом берегу Москвы-реки. Отсюда, перейдя реку по пешеходному Патриаршему мосту, можно выйти в Замоскворечье, посмотреть изумительные палаты Аверкия Кириллова и церковь Николы на Берсеневской набережной. С Патриаршего моста открывается замечательный вид на Кремль и кремлёвские соборы, Большой Каменный мост и Дом на набережной. Сойдя с моста, можно отдохнуть в Парке искусств «Музеон». А если силы ещё не покинули Вас, то можно направиться в Третьяковскую галерею - в Лаврушинский переулок, где перед Вами предстанут старые русские мастера, или в здание на Крымском валу, где Вы познакомитесь с русским искусством XX века.

Можно погулять по историческим районам улиц Волхонки, Остоженки и Пречистенки, посетить музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, где собрана крупнейшая коллекция европейского и мирового искусства - от скульптуры древнего Кипра до картин французских импрессионистов (Ренуар, Моне, Дега). Неподалёку от храма, в Малом Знаменском переулке находится международный центр-музей Н.К. Рериха - известнейшего русского художника, мыслителя и путешественника.

История создания храма

История Храма Христа Спасителя началась в 1812 году, когда, после изгнания войск Наполеона из России, император Александр I распорядился построить в Москве храм-памятник во имя Христа. Вскоре был объявлен конкурс проектов, в котором победил Александр Витберг. Архитектор выбрал местом нового храма Воробьевы горы - живописные холмы к югу от Кремля, с которых виден весь город. В его проекте легко угадывается влияние двух великих римских храмов, на которые ориентировался Витберг: Пантеона (тема ротонды) и собора Святого Петра (тема полукруглых галерей, окружающих храм). Замысел Витберга впечатляет: парадная лестница, длиной 106 метров, высота наземной части храма - 170 метров (почти в два раза выше колокольни Ивана Великого в Кремле) и полукруглые галереи, каждая длиной по 640 метров.

12 октября 1817 года, ровно через пять лет после того, как войска Наполеона оставили Москву, совершилась торжественная зак ладка храма на Воробьевых горах. Замыслам Витберга было не суждено воплотиться: сначала работы затянулись из-за необходимости укрепления грунтов на Воробьевых горах, на этапе фундамента был исчерпан бюджет, и Витберг был отстранен от дел и обвинен в растрате.

В 1829 году начался второй конкурс проектов Храма Христа Спасителя, в котором победил Константин Тон. Он перенёс храм с Воробьёвых гор на Волхонку; ради этого был разобран Алексеевский монастырь. По легенде, настоятельница Алексеевского монастыря отказалась покинуть обитель и приковала себя цепями к дубу; её насильно сняли и тогда она прокляла храм, который будет построен на месте монастыря. Тем не менее, 11 сентября 1839 года храм был заложен, на церемонии также присутствовала императорская семья. Тон спроектировал свой храм по образцу древнерусских четырёхстолпных пятикупольных церквей, добавив килевидные закомары и пояс арочек, взятые от Благовещенского и Успенского соборов московского Кремля. Строительство храма завершилось в 1858 году; после этого началась долгая и кропотливая работа по убранству храма. К 1863 году храм был украшен снаружи скульптурными горельефами с изображением святых, над которыми работали скульпторы А.В. Логановский и П.К. Клодт. Над росписями и надписями работа шла почти 20 лет; в ней приняли участие знаменитые русские художники: Г.И.Семирадский, В.П. Верещагин, И.Н. Крамской, В.И. Суриков. Собор предполагали освя тить в 1881 году, однако радостному событию помешало убийство террористами императора Александра II. Поэтому собор был освящён в дни коронации Александра III - 26 мая 1883 года. Гениальный русский композитор П.И. Чайковский написал к торжеству освящения Храма увертюру «1812 год». В церемонии освящения участвовали ветераны Отечественной войны 1812 года.

Новый храм очень скоро стал одним из главных символом Москвы; его любили изображать на открытках с видами города, сюда приходили не только верующие, но и туристы, для которых устраивали экскурсии по храму. Интересно, что в 1918-1922 гг. дирижером хора Храма Христа Спасителя был Александр Васильевич Александров - автор музыки гимна Советского Союза и современного гимна России.