Open
Close

Государство как социальный институт философия. Государство как социальный институт

Государство является одним их главных не только политических, но и социальных институтов общества. Именно благодаря государству предобщество из примитивного, естественного состояния переходит к упорядоченным способам и формам существования. Формально, будучи исторически более поздним, чем экономика, семья, религия, мораль, воспитание, образование, государство, тем не менее, стало центральным звеном всей общественной жизни и оказало решающее влияние на глубокую трансформацию всех без исключения социальных институтов, разумную организацию жизни людей. Оно выступило главным органом общественной солидарности, связало индивидов, различные этнические, религиозные и другие общности в одно целое, стало социальным фактом, определённым типом юридически регулируемого социального поведения людей. Пожалуй, нельзя сомневаться в том, что государство - гениальнейшее изобретение человеческого ума, ставшее важнейшим инструментом общественного прогресса. «Народ, не имеющий своего государства, не имеет своей истории», - утверждал в своё время Г. Гегель, и это в значительной степени правильно! Действительно, ни одно общество не возможно без государства. Если внимательно изучить историю различных обществ, то мы увидим, что, когда наступает кризис государственности, то и общество находится в глубочайшем кризисе, на гране развала. Так было не раз в российской истории и в истории других стран. Развал общества не обязателен, но в подобной ситуации перестают нормально функционировать другие социальные институты - суд, полиция, армия, образование, экономика, мораль и др. Соответственно, на общество обрушивается град неприятностей - обман, преступность, беззащитность индивида, развал экономики, кризис образования, внешние угрозы.

В главе «Общество» мы писали о том, что, в сущности, государственность возникает одновременно с формированием общества. Может быть даже чуть раньше. Сколько-нибудь усложнённое, масштабное общество без государства не может появиться. То, что называют примитивным, первобытным обществом в строгом смысле этого слова обществом не является. Оно есть предобщест- во, результат естественной эволюции человека. Общество же - результат целенаправленной социальной деятельности большой массы людей, во главе с государством. Можно даже сказать, что государство выступает субъектом, а общество объектом его власти. Так что, общество и государство возникают одновременно, параллельно в результате договорённости одних с другими, завоевания одних другими, постепенной интеграции, стечения различных обстоятельств.

Подтверждением этого являются события нашего времени, когда развалились старые общества и государства (СССР, Югославия, Чехословакия), то на их месте туг же появились одновременно новые общества и государства. Государства даже раньше, нежели оформились общества. Подобное даёт нам право утверждать, что возникновение общества и государства это не одноразовый, а многократный акт, имевший, имеющий и будущий иметь место в истории человеческой цивилизации. Причин же для данных процессов есть немало: интеграция небольших сообществ людей в более крупные, желание объединить ресурсы, войны, кризисы, желание обособиться и т.д.

В любом случае государство возникает (потому-то оно собственно и возникает) для благих целей. Как писал русский философ Владимир Соловьёв: «Государство существует для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а не способствовать её окончательному превращению в ад». Как бы там ни было, но государство явление объективное, закономерное и общество без него существовать не может.

Так что же такое государство?

Очень непросто сформулировать четкое и точное его определение. В литературе за два с лишним тысячелетия даны сотни дефиниций того, что следует понимать под государством. Его определяли как умственное и нравственное сосредоточие интересов всех граждан (Аристотель) и как начало общей пользы, справедливости и правовых интересов (Цицерон), и как нравственное начало (Кант), и как обман большинства народа (Мор, Руссо), и как выражение интересов экономически господствующего класса (Маркс), и как институт для защиты благоденствия граждан и т.д. и т.п. Т. Гоббс, и того более, называл государство смертным Богом.

Большого преувеличения в этом нет. Государство, государственная власть в обществе действительно выступает чем-то вроде Бога. Вспомним слова Ф.М. Достоевского, говорившего о том, что если Бога нет, то всё позволено. Так вот, если даже Бога нет, или он не вмешивается в дела человеческие, то его заменяет государство, причём вполне успешно, если власть в нём нормальная, власть институциональная.

Итальянский мыслитель и революционер А. Грамши сравнил государство со рвом перед крепостными стенами и казематами гражданского общества. Проще говоря, с чем только не сравнивали государство. И надо сказать, что многовековой опыт в той или иной степени подтвердил правоту сказанного выше. Тем не менее, этот же опыт свидетельствует о том, что при всем многообразии подходов к пониманию государства в современной науке вырисовываются, по большому счету, две его трактовки.

1. Широкая, когда под государством понимаются объединенные в единое целое народы, проживающие на определенной территории, имеющие единые структуры управления и право.

В этом смысле государство фактически является синонимом общества. Такое представление о государстве бытовало в Античности (Платон, Аристотель, Цицерон). По большому счёту - это философский подход к пониманию государства.

2. Узкая трактовка, когда под государством понимаются собственно сами структуры власти (аппарат), которые наделены обществом правовыми полномочиями для решения важнейших (наиболее значимых) управленческих задач общественной жизни. В таком плане государство - это король, президент, законодательные, исполнительные, судебные органы. Здесь преимущественно проявляется социологический, политологический и юридический подходы.

На наш взгляд, наиболее приемлемым, можно сказать рабочим, является следующее определение государства.

Государство - это политическая, юридическая и территориальная организация граждан, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, придающая своим решениям обязательную силу для населения всей страны. Это высшая законная форма власти в обществе, которую оно признает и, разумеется, которой обязаны подчиняться все. Конечно, подобное определение далеко от совершенства и не может передать всю ту огромную палитру свойств, качеств, присущих государству.

Нельзя не заметить, что государство противоречивое явление. Оно содержит практически все стороны, аспекты и тенденции, имеющие место в человеческой жизни. Оно выражает и классовые и общенациональные, и общечеловеческие интересы. Государство бывает и бездушной машиной, и инструментом нравственного здоровья: оно созидает и разрушает, помогает и забирает, лечит и калечит, радует и огорчает. Будем откровенны, государство мало кто любил, но все или большинство понимали, что общественная жизнь без него невозможна. Многие реагировали на него как на костёр - держались на таком расстоянии, чтобы нельзя было замёрзнуть, но и чтобы не сгореть.

Как говорил когда-то автору в его студенческую бытность старый мудрый крестьянин: «Я от государства ничего хорошего не жду и ничего у него не прошу, кроме одного, чтобы оно оставило меня в покое. Но я прекрасно понимаю, что без меня государство может обойтись, а вот я без него - нет». Что ж, пожалуй, это правда. Без государства не может быть ни личности, ни общества, ни нормальной человеческой жизни.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Кафедра социологии и психологии

РЕФЕРАТ

на тему:

«ГОСУДАРСТВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»

по дисциплине «Социология»

Направление:

Направленность:

Студент:

Группа:

Проверил:

Должность:

Оценка:_________________ Дата:_____________

Подпись:________________

Санкт-Петербург

2017

1. Государство как социальный институт 4

2. Функции государства 6

3. Субъект социальной политики 7

4. Российская Федерация как социальное государство 8

5. Социальная защита населения 9

6. Социальное обеспечение 10

7. Субъекты социальной работы 11

8. Социальное государство 12

Список использованных источников 16

Введение

Государство - социальный институт организации жизни людей, удовлетворяющий общественные потребности, сферой общего интереса (в отличие от гражданского общества, в основе которого лежит частный интерес), а также основным органом политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства, в том числе принуждение. Но как же государство выполняет свои задачи для населения, являясь социальным институтом? Для начала узнаем что же такое институт.

Институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе. Именно поэтому нам приходится говорить о государстве как о социальном институте, которое выполняет соответствующие функции и задачи.

1. Государство как социальный институт

Для понимания особенностей государственного управления необходимо разбираться в вопросах возникновения государства и его развития. До сих пор среди ученых продолжается дискуссия по теории образования государства.

Существует теория, которая объясняет возникновение государства с коллективистских позиций, в основе которого лежит насилие или внутреннее или внешнее. При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей подчиняет себе остальную массу населения. При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями. К этой группе теорий возникновения государства можно отнести и классовую теорию К. Маркса. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы и государство является органом и средством насилия господствующего класса.

Среди отдельных современных теоретиков получило распространение олигархическая теория образования государства (власть немногих). В основе ее лежит неодинаковость людей, их различные личные качества и способности и т.п., что приводит к образованию элиты общества, которая поднимается над обществом и присваивает власть себе. С позиций олигархической теории возникновение государство идет тремя способами:

  1. Военный – в ходе постоянных захватнических набегов и защиты от других племен, сообществ, захватом большой добычи в ходе военных действия, как у монголов или франков;
  2. Аристократический – власть знати как в Древнем Риме;
  3. Плутократический – в обществе выделяется небольшая группа, слой богатых людей, которые присваивают власть себе (плутократия – власть богатства).

В российской теории государственности преобладает многофакторный подход к первоначальному образованию государства. В процессе образования государства наиболее важную роль играют следующие факторы:

Государство - социальный институт организации жизни людей, удовлетворяющий общественные потребности, сферой общего интереса (в отличие от гражданского общества, в основе которо­го лежит частный интерес), а также основным органом политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства, в том числе принуждение. Как социальный институт государство характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного типа государства.

История возникновения. Появление государства обусловлено целым комплексом экономических, климатических, географических, религиозных и других факторов, имеющих разнос значение для организации общественной жизни. Поэтому следует различать причины, условия и формы образования государства.

Возникновение государства и постоянно возобновляющаяся потребность в его существовании явились, прежде всего, следствием саморазвития общества, которое имеет свои внутренние механизмы и стимулы развития и требует скоординированного направляющего воздействия из единого центра.

Этому в определенной степени способствовало и изменение природно-климатических условий. Наступившее похолодание привело к исчезновению крупных животных и лесных массивов. Люди разбивались на небольшие семейные коллективы и кочевали вместе с мигрирующими животными. Уменьшение биомассы животных и расширение ареала степей побуждали людей к занятию земледелием и скотоводством. Однако природно-климатические и иные обстоятельства, стимулирующие специализацию трудовой деятельности, лишь ускорили процесс государствообразования.

Важнейшие функции любого типа государства:

· защита государственного строя;

· предотвращения и устранения социально опасных конфликтов;

· регулирования экономических и других общественных отношений;

· осуществление общей для страны внутренней политики как системы ее конкретных проявлений – социальной, экономической, финансовой, научной, культурной, образовательной и прочей политики;



· внешнеполитические функции защиты интересов страны;

· функции обороны страны и ведения вооруженной борьбы и т.д.

Важнейшие социальные функции государства:

· обеспечение целостности общества и создание основных условий для его безопасного развития;

· обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина;

· создание условий для быстрого экономического роста;

· обеспечение свободы, независимости и безопасности народа в мировом сообществе.

Государство как социальный институт выполняет следующие функции:

· защитная;

· интеграционная;

· экономическая;

· социального контроля и другие.

Особенности функционирования государства на современном этапе развития условно можно разделить на внутреннее функционирование и внешнее.

К числу внутренних относятся функции:

1. Экономическая - функция реализация государством управленческого влияния на экономическую сферу, объектами данной деятельности становятся производственные отношения в различных секторах экономики, государственном, а также в негосударственном;

2. Финансовая - осуществление управленческой деятельности по сбору и распределению денежных средств в целом относится к экономической функции государства, хотя можно выделить ее как самостоятельную финансовую функцию;

3. Социальная - в социальной функции государства речь идет о деятельности государства в сфере оказания различных социальных услуг членам общества, а также заботе о повышении уровня благосостояния малообеспеченных категорий населения, оказание им материальной и другой помощи;

4. Политическая - функция государства определяет ее деятельность по формированию и организации работы всех органов государственной власти;

5. Экологическая - функция государства – это деятельность государства, включающая мероприятия по охране природы и рациональному применению природных ресурсов;

6. Культурная - направление деятельности государства по духовному, культурному развитию общества, так как в современных условиях для нормального функционирования и развития общества необходимы развитые духовно и интеллектуально люди, знающие, квалифицированные специалисты;

7. Охраны правопорядка, прав и свобод граждан - Функция охраны правопорядка, прав и свобод граждан содержит деятельность государства в области борьбы с правонарушениями для создания благоприятных условий для действенной реализации всех прав и свобод граждан, их объединений, органов государства;

8. Обеспечения общественной безопасности - деятельность государства по предупреждению и ликвидации последствий различных неблагоприятных явлений: стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, организованной преступности;

Внешние функции государства – функции, которые реализует государство за пределами своей территории для решения своих внешнеполитических задач.

Государство в современном мире реализует свои внешние функции в соответствии с новыми задачами внешней политики, а именно:

1. Последовательное продвижение национальных интересов при соблюдении открытости и сотрудничества в международных отношениях;

2. Создание благоприятных условий для внутреннего развития страны и продолжения реформ;

Можно выделить две основные внешние функции современного государства:

1. Военная функция;

2. Функция сотрудничества с другими государствами.

Среди главных направлений межгосударственного сотрудничества необходимо выделить сотрудничество:

1. в экономике;

2. в поддержании мира и мирового правопорядка;

3. в природоохранительной деятельности;

4. в борьбе с международной преступностью;

5. в сфере науки, культуры, образования;

6. в решении демографической, сырьевой, энергетической проблем, освоении космического пространства.

Термин "институт" произошел от латинского означает "учреждение, установление" . Появившись в категориальном аппарате социологической науки благодаря трудам О. Копта и Г. Спенсера, понятие "институт" стало одним из центральных в социологии . Г. Спенсер рассматривал институты как образования, возникшие эволюционным путем, развитие которых связано с осуществлением определенных функций в обществе .

А. Гелен предложил антропологическое объяснение причинам появления социальных институтов. Он исходит из того, что человек - это "недостаточное существо", он не может быть результатом естественного отбора. Недостаточность человека изначально предполагает общество, в котором человек только и может возникнуть. Общество с помощью культуры передает индивиду отработанный предками набор стереотипных привычек, заменяющих инстинкты. Привычки обладают огромной силой сопротивления потоку времени. Человек руководствуется ими не задумываясь, автоматически. Институты возникают уже па основе привычек как сложные их соединения. Институты, закрепляясь в языке, создают стабильность внешнего мира и его объективность. По мнению А. Гелена, общение всегда опосредовано институтами.

Т. Парсонс, давая характеристику социальной системе, отдельно выделил институциональный уровень, "где решаются вопросы общего порядка". Он показывает, что именно здесь создается система статусов и ролей, которая позволяет людям взаимодействовать, начиная с технического уровня, где осуществляется непосредственное взаимодействия, до социетального, где решаются цивилизационные задачи. Институциональный уровень выполняет наблюдательные, контролирующие и регулирующие функции по отношению к другим уровням с целью сохранить в обществе в целом и в каждом из его компонентов состояние равновесия.

П. Бергер и Т. Лукман под институтами понимают типизацию опривы-ченных действий и деятелей и видят их предназначение в контроле человеческого поведения посредством установления определенных образцов из ряда других возможных. Процесс институционализации они видят как процесс хабитуализации (опривычивания) ролей других. Под ролями Бергер и Лукман понимают тины деятельности в контексте объективного запаса знаний, общего для данной совокупности деятелей (акторов).

Д. Норт определяет институты как правила игры. Он пишет, что предприниматели, создавая организации, производят институциональные изменения, потому что этим обретают новые или видоизмененные альтернативные возможности. Предприниматели создают институциональные изменения, изменяя правила и санкции или их эффективность6. Однако сам Норт налагает серьезные ограничения на свою конструктивистскую теорию институтов. Он требует учета менталитета, который будет ограничивать рациональный выбор и влиять на создание институтов. Институты имеют более глубокие корни, чем может показаться па первый взгляд.

Отказ от учета этих корней ведет к поспешности и политическим ошибкам. В конечном счете Норт приходит к выводу, что институциональные изменения могут быть только постепенными - "инкрементными" и зависящими от пути развития.

Таким образом, институт - исторически сложившиеся установление, органично вошедшее в социальную жизнь, определяющее и организующее ее.

Институт - это не какое-либо новое явление социальной реальности, а качественная характеристика уже существующего, т.е. социальное явление может как приобрести ее, так и утратить.

Государство является одним из основополагающих социальных институтов современного общества. В этом качестве государство организует политическую жизнь в систему статусов, ролей и санкций. Будучи системой исторически сложившихся социальных установлений, оно влияет и на остальные сферы общественной жизни.

Идея институционализации государственного управления не так очевидна, как представляется. В течение длительного исторического времени власть была персонифицирована, т.е. исходила от определенной исторической фигуры. Почитание этой фигуры было не случайным, она объявлялась священной. Древнеегипетские папирусы не скупились на создание разнообразных и напыщенных титулов - "могущественный из могущественных", "великое Солнце великого Египта". Близкое понимание демонстрировали французские короли. Монарх в силу имеющейся у пего королевской власти занимает промежуточное положение между Богом и остальными людьми. Вспомним "короля-солнце" Людовика XIV с тезисом "Государство - это я".

Эта концепция, называемая "сакрализация власти" (от лат. - священный), фактически позволяла правителю подменять собой государство, само же государство носило священный характер и ему были присущи некоторые признаки сакральных институтов. Институциональная идея государства отождествлялась с Богом, религией, церковью. Важно отметить, что государство может рассматриваться как сакральный социальный институт и в условиях светского общества, если на смену церковной приходит гражданская религия. Как отмечал социолог Р. Белла, гражданская религия может порождать сильные чувства национальной солидарности и цели. По его мнению, гражданская религия характерна для современных США. Бесспорным проявлением гражданской религии является теория коммунизма при СССР.

Дадим характеристику государства как сакрального социального института:

  • идея государства связывается с высшей ценностью, благом, идеалом, авторитетом и занимает в ценностной иерархии общества высшую ступень, становясь святыней;
  • государство требует от человека готовности подчиняться своим идеям вне зависимости от чувства собственной безопасности;
  • государственный институт связывается с коллективным сознанием или бессознательным, с коллективными архетипами, верованиями, чувствами;
  • государство может вызывать благоговение, восхищение, ужас, уважение, страх;
  • через определенные ритуалы государственная идея реализуется в сфере повседневного, индивидуального или социального человеческого мира;
  • государственная идея проецируется через разные формы общественного сознания (религию, идеологию, науку, искусство) и способна к трансформации одной в другую.

В XVII-XVIII вв. под влиянием нарождающейся буржуазии и ее стремления устанавливать общие правила государство стало рассматриваться как орган, регулирующий социальную жизнь с помощью норм права. Таким образом, при становлении государства как инструментального социального института сакральные нормы заменяются на нормы права, которые являются результатом или соглашения сторон, или отчуждения нормотворческой деятельности в пользу государства.

Идея государства как инструментального социального института имеет определенные положительные и негативные стороны. К положительным можно отнести упрощение порядка деятельности государства, повышение ее прозрачности. Государство стремится рационализировать прежде всего сферы государственного управления, но может быть нейтральным по отношению к другим сферам, например политике или экономике.

Вместе с тем идея государства как инструментального социального института имеет свои недостатки. Оно слабо консолидирует общество из-за того, что правила выполняются лишь формально, правящая бюрократия "живет своей жизнью". В ответ на распространение бюрократических правил возникают различные формы уклонения и бойкотирования государственных институциональных норм, которые подрывают институты общества. Самая большая опасность возникает, если в ответ на избыточную рационализацию со стороны государства возникают систематизированные латентные (т.е. скрытые, внешне не проявляющиеся) практики уклонения от них. Это может привести к появлению институтов, "параллельных" с государственными, выполняющих социальные функции вместо государства (например, рэкета и "крыш" перестроечного периода). Несмотря на указанные недостатки, идея государства как инструментального социального института является господствующей в большинстве современных стран.

Как концепция, преодолевающая недостатки сакральной и инструментальной, обычно выдвигается идея строительства государства как коммуникативного социального института. Государство рассматривается не как глава, а как координатор (модератор) системы институтов государства и гражданского общества. При этом государством инициируется такая система институтов, которая позволяла бы людям в дискуссии, направленной па взаимопонимание, совместно планировать и осуществлять материальное производство, определять политические цели. Фактически государство здесь выступает как институциональная форма демократического пути принятия решений.

Таким образом, под государством как социальным институтом понимается устойчивый исторически сложившийся социальный порядок осуществления государственной власти, который создает систему статусов и ролей, позволяющую выполнять функции управления и координации общественной жизни. Этот порядок может иметь несколько типов: сакральный, инструментальный и коммуникативный. В современном обществе преобладает инструментальный тип, основанный нa создании и соблюдении норм права и четкой иерархии государственных должностей. При этом развитые западные страны стремятся к переводу государства в институт коммуникативного типа, предполагающий участие населения в реализации общественных задач и резкое сокращение чисто государственных полномочий.

  • Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 152-200 ; Руткевич Л. М. Теория институтов Л. Гелена // Социологическое обозрение. 2001. Т. 1. № 2. С. 29.
  • См.: Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. Американская буржуазная социология середины XX в. М, 1965.
  • Социетальный - высший организационный уровень социальной системы.

Центральным политическим институтом явл. институт государства. Госуд-во – это подструктура общества, к-рая осуществляет публичную власть на основе концентрации силы. Публичная власть – власть открытая. На основе концентрации силы означает, что любое общество h внутри себя какие-либо силовые механизмы. Государство представляет собой результат обособления силы, концентрацию этого силового начала внутри обособленного социального института. Гос-во – явление историческое. Существовали догосударственные механизмы социальной регуляции, к-рые были эффективны до поры до времени. Это были: 1) традиции – это слово может быть недостаточно для раскрытия этих механизмов, т.к. за традицией всегда стояло ее освящение, сокрализация: Бог, боги или потусторонние силы, к-рые из того мира контролируют поведение людей здесь, в этом мире. Вера в тот мир была непререкаема. (В 18в. на территории южного Зауралья существовала традиция: если совершена кража, и на ч-ка падает подозрение, то он держит над головой икону и говорит: “Да покарай меня, Божья матерь”. Если ч-к виновен, он даже не будет это делать).

2) механизм авторитета ч-ка (вождей, старейшин). Традиции, исходящие от богов – это некий аналог законодательной ветви власти. А авторитет вождей – это аналог исполнительной власти. До поры до времени этих механизмов было достаточно.



Затем возникает государство. Выделяют 3 концепции происхождения гос-ва:

  1. Классовая концепция связывает возникновение гос-ва с имущественной дифференциацией. Возникает частная собственность, и у разных людей оказывается разный объем собственности. Появляется класс имущих и неимущих. Когда сущ-ет класс имущих, обязательно должен быть некто Шариков, к-рый захочет все забрать и перераспределить. Поэтому класс имущих должен обеспечить сохранность своего имущества; стихийно возникает специализированный институт, защищающий их права – государство. С д. точки зрения гос-во есть выражение воли экономически господствующего класса. Эта концепция идет в русле экономического детерминизма.

1. Связывает возникновение гос-ва с необходимостью выполнения ряда экономических функций. Опирается на историю Др.Востока (ирригационные сооружения). Это очень специфическая логика, к-рая обусловлена географической спецификой.

2. В рамках примитивных обществ м/д различными единицами социальной организации (племенами) h место конкуренция, к-рая доходила до силовых столкновений. Когда 1 племя побеждало, оно концентрировало силу в своих руках и оружие и не позволяло пользоваться этим побежденным племенам.

Все эти концепции имели место в реальном историческом процессе. При всем многообразии позиций по поводу происхождения гос-ва можно сформулировать более общие положения: когда общество достигает некоторой ступени развития, прежние механизмы регуляции оказываются недостаточными. Система начинает давать сбои по мере усложнения общества, по мере увеличения его масштабов, роста социальной дифференциации общества.

Что такое исполнительная власть, базирующаяся на авторитете? Авторитет – это некий конкретный ч-к. Это межличностное отношение. Я могу прислушиваться к др. ч-ку как к авторитету, если я его лично знаю. А в масштабах общества кто он такой? Институт авторитета не может регулировать общество.

Возникает социальная дифференциация, разделение труда. А что касается сокрального, то каждый интерпретирует богов в своих интересах. Боги находятся там. Следоват-но, данный механизм регуляции оказывается недостаточно эффективным.

Механизм государственного регулирования общественных отношений, госуд-ой организации общественной жизни возникает не как альтернатива, а как дополнение к прежним механизмам регуляции.

Любое государство характеризуется целым рядом признаков. Часть из них отличает гос-во от организации власти в первобытном обществе. К ним относятся следующие признаки:

1. Наличие особой публичной власти, отделенной от общества и не совпадающей с ним;

2. Государственная власть осуществляется специальным аппаратом управления и принуждения (бюрократия), к-рый состоит из людей, специально для данной цели организованных и располагающих материальными средствами для систематического, профессионального осуществления своих функций;

3. Территориальная организация власти и населения. Если при родовом строе люди были объединены кровнородственными связями и общественная власть осуществлялась по кругу родственников, то государственная власть объединяет людей не по признаку родства, а по территориальной принадлежности и действует по территориальному признаку. Государственная власть распространяется на любых лиц, находящихся в пределах территории государства, независимо от их кровнородственной связи. Население, проживающее на территории того или иного гос-ва, разделяется по административно-территориальным единицам, по к-рым и осуществляется управление обществом;

4. Налоги. Ни одно гос-во не может существовать без сбора общеобязательных платежей (налогов). Их уплачивают физические лица и организации, имеющие какие-то доходы, получаемые на территории гос-ва. Налоги необходимы гос-ву для содержания своего аппарата и осуществления государственных функций.

Вторая группа признаков отличает гос-во от иных политических организаций современного общества (политических партий, профсоюзов и др.).

1. Суверенитет – верховенство госуд-ой власти по отношению к любым лицам и организациям внутри общества и одновременно ее независимость во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет характеризуется двумя сторонами: верховенством и независимостью. Верховенство означает способность гос-ва самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок. Независимость характеризует самостоятельность гос-ва на международной арене.

2. Монополия на правотворчество, подразумевающая исключительное право гос-ва издавать законы и иные нормативные акты, общеобязательные для населения всей страны.

Сущность и назначение гос-ва проявляется в его функциях . Функциями гос-ва называются основные направления его деятельности, выражающие сущность гос-ва и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития. По объекту воздействия функции гос-ва могут быть разделены на внутренние и внешние. Внутренние функции – это основные направления деятельности гос-ва внутри страны:

1. функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан гос-ва;

2. функция легализованного осуществления принуждения в отношении различных социальных групп и индивидов;

3. экономическая функция (выработка экономической политики, формирование и контроль за расходованием госуд-го бюджета, установление системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными предприятиями и т.д.);

4. социальная функция (система социальной защиты населения, здравоохранение и образование, пенсионное обеспечение);

5. экологическая функция (деятельность, направленная на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей);

6. идеологическая функция (пропаганда определенных идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения).

Внешние функции – это основные направления деятельности гос-ва, проявляющиеся преимущественно вне гос-ва и общества, во взаимоотношениях с другими государствами. К внешним функциям относятся:

1. защита общества, гос-ва от внешней угрозы (строительство вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность пограничных войск и т.д.);

2. функция взаимодействия с другими государствами и международными организациями (экономическое сотрудничество, участие в различных международных организациях, в военно-политических блоках, союзах и т.д.).

Вторым основанием для классификации функций гос-ва явл. характер государственного воздействия на общественные отношения. В соответствии с ним все функции могут быть разделены на охранительные и регулятивные. Охранительные функции –это деятельность гос-ва, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, экологическая функция, защита гос-ва от внешней угрозы). Регулятивные функции – это деятельность гос-ва, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, функция взаимодействия с другими государствами).

Третьим основанием классификации служит продолжительность их существования. В соответствии с этим функции могут быть постоянными и временными. И, наконец, по важности в общественной жизни функции делятся на основные и неосновные (подфункции). К последним относится, н-р, организация статистического учета.

В настоящее время в России весьма остро стоит вопрос о совершенствовании деятельности органов гос-ой власти. Требуется повысить уровень компетентности и профессионализма работников гос-го аппарата, преодолеть бюрократические методы руководства и управления делами общества на всех его уровнях. Стоит задача – совершенствовать взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей, демократизировать, т.е.подчинить интересам народа, деятельность СМИ. Н/о постоянно улучшать работу правоохранительных органов. Все это направлено на развитие правового гос-ва, в к-ром высшая власть принадлежит Закону.