Open
Close

Город в индии где умирают. Все о Варанаси — Городе мертвых

Убитые в хлам дороги, убитый тук-тук, отсутствие света, 350 рупий, час времени и еще одна мечта исполнена. Варанаси, он же Бенарес, он же Коши — город мертвых и один из самых древнейших городов человеческой цивилизации — встречай!

Честно говоря, читая чужие отчеты, у меня сложилось если не страшное, то как минимум зловещее представление об этом городе. Это совершенно не так, лыба не сходила с моего лица 24 часа в сутки все 4 дня пребывания.

Во-первых, «ужас» разбавлен привычной индийской действительностью:


Детишки, вынужденные с юных лет бороться за жизнь, еще не научились ненавидеть.



Во-вторых, в индуизме совершенно иное отношение к смерти. Жизнь — это всего лишь путешествие от созидателя Брамы к разрушителю Шиве, а смерть — возвращение к началу пути и так бесконечно (почти) по кругу. Почти — потому что Варанаси — город священный, просто умерев здесь можно освободиться от колеса Сансары, то бишь цикла перерождений, к чему все и стремятся. Поэтому куча бомжей, стариков и калек стекаются к старости сюда. От количества фриков и неведомых персонажей реально хочется ржать в голос!


Даже местный бомж немного прифигел от происходящего:


Вереница нищих с баночками будут визуально сопровождать вас повсюду.


Ну как, зловеще?


Улочки старого города. Торговля, сотни бомжей, религия, шум, сари, блаженные коровы и, конечно, фирменный замес запахов цветов, пота, мочи и специй — все это в атрофированном количестве ждет вас на улочках древнего Варанаси. Здесь сама жизнь встречается со смертью.


Здесь жгут

Так почему же «город мертвых»? Ответ прост. Варанаси — это не только святейший город индуизма, это еще и круглосуточный крематорий на свежем (ну как свежем...) воздухе. Кремированные тела сжигают 24 часа в сутки 365 дней в году и это очень прибыльный бизнес. Быть сожженым в Варанаси — значит получить все возможные ништяки, предусмотренные религией, круче ничего в жизни индуса не бывает!

Как и где жгут? Варанаси — город гхатов. Гхаты — это бывшие дворцы правителей Индии, окутавшие священную реку Ганг полумесяцем и впоследствии ставшие достоянием общественности. Есть два особенных гхата, где и расположены крематории. Показывать я их не буду (мне не интересно это снимать, вперед в гугл за извращениями, но интересного там мало). Если очень хочется представить крематорий, то подставьте на фото ниже большую кучу дров с торчащими оттуда обугленными ногами:


Всей грязной работой занимаются неприкасаемые — низшая каста индуизма, по сути это люди-рабы. Беременных женщин и детей сжигать нельзя — их тела просто скидывают в воду (к рыбкам). Пепел от сгоревшего тела (а сгорает он за часа три-четыре) и останки тоже скидывают в реку. Ну как, неплохо?

Панорамы на гхаты и город:


Или так:-) Свастика — важный атрибут индуизма, и она повсюду. Этот священный символ был за многие века до того, как его негативно популяризовали нацисты.


Гхаты и развлечения

Один из самых красивых и популярных гхатов — Кедар Гхат.


Он же издалека — движняк кипит!


Самый популярный аттракцион — лодочная прогулка по реке Ганг. Вид на закате чумовой и полный дзен в процессе! А по реке то и дело плывут повязки (те, которыми опутывают женщин и детей при скидывании за борт)...


Ближе к ночи загорается упоротый желтый свет, и ты окончательно теряешь ощущение реальности происходящего.


После заката каждый день идет какое-то шоу, которые типа маст хев при посещении Варанаси. Полный отстой! Лодочки скапливаются возле одного из гхатов и сотни людей с воды смотрят скучнейшее представление. Было настолько скучно, что своего лодочника я развернул гораздо раньше, чем оно закончилось.


Весь мусор города сливается в реку, труды крематория тоже в реку. А теперь сладенькое — так как река святая, то индусы в ней с радостью купаются! Более того, есть религиозная обязанность — каждый индус должен хотя бы раз в жизни сделать омовение в Ганге, желательно в Варанаси. Это такой концентрат треша, что будет отдельный пост только про это.


Типичная улица города: индус, коровья лепешка, собака/коза/свинья/корова и много мусора. Кстати, знакомьтесь — это Рико, мой местный гид, 6 часов водивший персональную экскурсию и рассказавший все-все-все, что только можно было. Рико крутой гид и обладатель спортивного мото (с неработающим спидометром, естественно), правда, лавировать по таким улицам через коров страшно, даже если за плечами неплохой опыт катания на двухколесном.


Здесь не заканчивается движуха, она здесь кипит почти 24/7. Правда, движуха абсолютно тупая и бесполезная, в двух словах это колесо сансары пары баксов (цикл перетекания пары баксов из кармана в карман) и религия.


А религия очень красивая и гулять по улицам старого города одно удовольствие (заодно можно стать чемпионом по прыжкам через лепехи).


Сидишь в кафе, ешь ласси...и тут радостные крики как команда поддержки на футболе — опа, очередное тело понесли. Мозг окончательно берет отпуск от визуальной картинки вокруг.


Вообще, с едой весело — ты берешь уличную еду, кусаешь, а рядом опять понесли кремированного...Не дадут заскучать!


Говорят, быть убитым коровой — это большая удачу, переродишься кастой выше. So close, но, сорян, ребята, у меня и без того все отлично и большие планы:-)


Панорама города мертвых самой высокой точки:


Обратите внимание на правый берег — он необитаем, там по преданиям находится царство мертвых.


А солнце здесь злое и закаты с рассветами просто сумасшедшие, особенно полоска солнца на воде, никогда такого не видел...


Пссс, парень...как насчет немного Варанаси?


Варанаси – город мертвых, главный город индуистского паломничества в северо-восточной области Индии.

Это своеобразный Ватикан для индусов, центр ведической мудрости и философии. Варанаси считается святейшим местом в индуистском учении, а также одним из старейших городов мира.

Варанаси на карте Индии

Один из самых древних городов мира находится в подобной древнейшей стране на планете – .

Где находится?

Город Варанаси находится на северо-востоке Индии, в самом центре долины реки Ганг. Административно местность относится к штату Уттар-Прадеш .

Агломерация Варанаси насчитывает около полутора тысяч квадратных километров.

Город мертвых расположился в высшей точке между Гангом и Варуной . Несмотря на то, что город стоит на берегу реки Ганг, местность здесь довольна сухая и комфортная для посещения и строительства поселений.

Как добраться?

Достичь Варанаси возможно несколькими путями :

  • на – в городе есть международный аэропорт, поэтому туда можно попасть не только из всех концов Индии, но и из других стран;
  • на автобусе или автомобиле из разных городов страны;
  • на поезде из Нью-Дели или Калькутты.

В 18 веке город был центром автономного царства Каши , императоры которого происходили из древней династии Нараян. Затем царство перешло под прожектерство Британской империи и потеряло статус автономного государства.

В 1897 году здесь произошло восстание сипаев , которое закончилось кровавой расправой со стороны британской армии. В 1910 году был создан новый штат, к которому административно прилегал священный город.

Достопримечательности

Варанаси является святыней не только для буддистов, но и для мусульман, и для христиан. Основная активность туристов и паломников сосредотачивается вдоль левого берега реки Ганг.

Здесь располагаются так называемые гхаты – это каменные сооружения, спускающиеся прямо к воде, предназначенные для омовения и проведения всевозможных религиозных ритуалов. Всего здесь расположено 84 гхата, наиболее популярными из них являются следующие:

  1. Асси ;
  2. Кедар ;
  3. Панчаганга ;
  4. Десашвамедх ;
  5. Маникарника .

За несколько веков в Варанаси было построено около тысячи индуистских святынь.

Более древние не сохранились из-за нападений мусульманской армии. Самым известным считается храм Каши Вишванатх (в переводе означает «храм из золота»), посвященный богу Шиве. Кровля храма действительно покрыта 800 кг чистейшего золота.

Рядом воздвигнут храм богини Аннапурны , поклонение которой защищает человека от нищеты и голода. Также знаменитым храмом является Дургакунд (в переводе – «обезьяний храм»), стены которого покрыты красной краской.

Варанаси является местом преклонения и для буддистов , ведь считается, что именно здесь Будда прочитал свою первую после достижения просветления речь. Здесь расположены святыни буддизма, несколько храмов и школ, где обучаются юные монахи.

Варанаси состоит по большей части из узких улиц, именуемых гали . Как правило, подобные гали загрязнены и по их поверхности текут грязные воды от бытовых отходов и испражнений. Поэтому улица наполнена духотой и не совсем приятным запахом. Ширина некоторых улочек настолько тесная, что пройти по ним можно только пешком или на мопеде.

Несколько улочек объединяются в своеобразный квартал, именуемый махаллей . В них часто образовывают базары – это обширные точки для торговли определенными товарами.

По окрестностям города пролагаются несколько маршрутов для религиозных паломников – такие пути традиционно именуются ятрами . Паломники проходят маршрут босиком и в абсолютном молчании, принимают пищу только раз в день и не используют никаких приспособлений, чтобы защитить себя от дождя или палящего солнца.

Это довольно тяжелое испытание, но по прохождению паломничества человек поднимается на одну ступень выше на пути просветления духа и тела.

Город погребальных костров

Одно из названий города, Махасмассана , буквально переводится как «большое место для погребения». Действительно, в Варанаси уже тысячу лет не переставая горит большой костер, в котором принято сжигать тела умерших людей.

Местные обычаи

Согласно местным обычаям, любой паломник должен пройти ритуал омовения в реке Ганг, которую сложно назвать чистой. Ежедневно в нее стекаются все нечистоты города, а также местные бытовые испражнения проживающих на берегу людей.

В этой воде люди и стирают одежду, и моются, и она также служит местом для отхода канализации города.

Также паломнику необходимо посетить храм Шивы , где без устали горит огонь, и привести богу жертву в виде ритуального сожжения какой-нибудь еды или одежды. Считается, пламя от огня очищает души всех людей, что находятся неподалеку.

Шокирующие зрелища

Одним из самых шокирующих зрелищ для европейского туриста является обряд кремации . Со всей Индии верующие в Шиву и в жизнь после смерти люди везут тела своих погибших родственников, чтобы сжечь их на огромном костре. Подобное мероприятие считается как дар поклонения Шиве и удачное перерождение умершего в другой жизни.

Кремация происходит на двух гхатах – Маникарнике и Харишчандре . В последнем установлен электрический аппарат для кремации, правда, он мало используется из-за высокой цены на обряд.

После смерти тело человека омывается в реке Ганг , где такой же ритуал проходят все его родственники. С умершего состригаются все волосы, кроме одной пряди, тело омывается, натирается маслами и благовониями, заворачивается в саван из белого шелка.

Тело несут на носилках к подготовленному месту и кладут его туда, где уже сложены дрова, предварительно сняв дорогой саван, который впоследствии подвергается стирке все в той же реке. Старший из мужчин семейства поджигает костер, пять раз обойдя его по часовой стрелке.

Процесс сожжения длится около трех часов, но такому ритуалу подвергаются не все умершие. Тела детей до трех лет, беременных женщин и погибших от эпидемии не сжигаются – их трупы заворачиваются в саван, отвозятся на середину реки и опускаются в воду с каким-либо грузом , чтобы покойник не всплыл.

Настоящий ужас можно увидеть, когда тело не догорает и его полуобугленным опускают в воду. Так происходит, потому что некоторые семьи не могут позволить купить достаточное количество дров для полного сожжения тела.

Еще одним шокирующим явлением Варанаси являются агхори – это представители древнего религиозного культа, в обязанности которого входит избавить своих единомышленников от понятий хорошо-плохо, мерзко-приятно, вкусно-противно и так далее. Агхори, или бесстрашные:

  • обмазывают свое тело пеплом от костров кремации;
  • коллекционируют черепа людей;
  • занимаются каннибализмом трупов, которых вылавливают из реки Ганг.

Также в городе Варанаси встречается такое явление, как приставучие наркоторговцы.

По большей части они похожи на попрошаек , продающих галлюциногены, которые, кстати, популярны среди почитателей различных культов.

Смотрите увлекательный выпуск телепередачи «Орел и Решка» о городе мертвых Варанаси в этом видео :

: Записки об Азии

Варанаси - духовный центр Индии

С чего стоит начать о Варанаси? Этот город священен... Священен на столько, что некоторые международные конвенции ООН в этом городе не имеют силы, так как отменены правительством Индии в связи с особенными обычаями и традициями, дух которых поддерживают миллионы паломников. Этот город построен Шивой, этот город и есть Шива. Одно из имён Варанаси - Каши, что переводится как сияющий. Одно из обращений к Шиве, - Каши Вишванатх, то есть Высший Владыка Сияющего Города.

Миллионник Варанаси, расположенный на берегу Ганги, встречает гостей запахом гари и пеленой слабого, но перманентного дыма, позже я расскажу почему. Создаётся впечатление что Индия стала концентрированнее: улочки уже, грязь грязнее, суета суетнее.

Увидев неисторический городскую часть, я решил во что бы то ни стало пробиратся по южноазиатским городским джунглям к набережной реки Ганг. Наудивление, религиозная и историческая часть города оказалась тише спально-магазинных районов. Можно было спокойно присесть отдохнуть-передохнуть, или прогулятся по спокойным улочкам. Возвле входа на одну из таких от Ганга, я познакомился с стареющим испанцем Же-Же. Испанец, похожий на наших бородатых геологов, только с дредами, тестировал гашиш с уличным продавцом. Продавец нервничал заметно сильнее чем испанец. Больше из-за репутации в ханжески двухстандартном индийском обществе, чем из-за police.

Прибрежные узкие улочки выполняют функцию канализации, по ним текут в Гангу бытовые отходы и испражнения . Каково вам ходить по щиколотку в моче и кале? Сама Ганга в Варанаси уже не сияет гималайской голубизной, коричневая, кирпичная, красная, жёлтая, зелёная, её цвета могут варьировать. Какая угодно, но не голубая. В Варанаси есть возможность ощутит себя героем фантастического фильма «Вспомнить всё» с Шварцнегером, где он попадает в колонию на Марсе. На улицах Варанаси тоже мутанты, проститутки и наркодилеры , а сакральный цвет этого города - красный.

You want Hash? - Hash? - You want something? - Hash? - Hash? - Hash? - Предлагают вам наркотики на каждом углу полуобморочные дилеры с кроваво красными губами от постоянно жевания стимулятора «Paan».
- This is a holy place! - Возмущённо оправдываются они, при попытке их упрекнуть.
И действительно, продукты из конопли, растения Шивы, в этом святом городе имеют легальный статус.

Для определения этого города напрашиваются слова: безумный, mad, crazy. Нередко кто-нибудь может упасть замертво на улице, от перегрева в этом странном месте.

Город Ришикеш это добрый Шива, а Варанаси - злой. - Так отозвался об индийских культовых центрах, и дал мне первоначальные сведения еще в России, мой друг мистик, долго путешествовавший по Хиндустану.

Что же тянет пилигримов и путешественников в этот город?


От жевания стимулятора «Paan» губы приобретают кроваво-красный оттенок.

Варанаси, он же Бенарес, он же Каши, он же Каси, - самый древний город живой ныне. По скептическому мнению учёных ему 3000 лет. Это мощный религиозный центр расположенный на берегах Ганга. Это самый священный и почитаемый город индуизма.

По преданию это город, который построил Шива. По другому преданию это город, в котором Шива родился. Есть мнения, что Варанаси это и есть Шива.

В этом городе успел засветится Будда Гаутама. Пригород Сарнатх, является местом, где он прочёл свою первую после просветления проповедь - «повернул Колесо учения». Если Будда начал свою миссию здесь, это говорит о том, что Варанаси уже в те далёкие времена имел культовый статус.

Такая преемственность времён создаёт в Варанаси неповторимую атмосферу.

Последний путь

Одно из исторических названий варанаси - Mahashmashān, то-есть большой shmashān (шмашан - место для кремации). Варанаси это всеиндийский крематорий. Тысячи лет, без остановки, 24 часа в сутки, 365 дней в году, - здесь сжигают тела умерших. Ритуальные комплексы для кремации распологаются вдоль ганга. К типичному для всей Индии запаху сжигаемых отходов тут добавляется трудноуловимый запах человеческой плоти. Но именно он создаёт уникальную энергетику, атмосферу пограничную между жизнью и смертью.


Со всей Индии сюда везут тела умерших, чтобы отправить их в последний путь именно здесь. Индусами считается, что кремация в этом городе избавляет от дальнейших перерождений в колесе сансары, душа человека после смерти достигает состояния Мокши, абсолютной свободы.


Европейским туристам, встреча со смертью кажется необычной и завораживающей.


Ремесло сжигания трупов передаётся по наследству, эту касту называют Дом. Домы считаются неприкасаемой кастой, поэтому я с большим удовольствием дотронулся до первого дома, с которым познакомился.

Святых людей не кремируют, их отправляют в реку. Считается что они не подвергнуты тлению, и не нуждаются в очищении огнём.


Кремация - дорогое удовольствие, чтобы тело прогорело до тла, нужно немалое количество дров. Продажей дров занимаются те-же самые Домы. Цена простиньких дров для одной кремации - около 100 долларов. Особенно ценится для кремации сандаловое дерево, но оно стоит дороже.

Многие люди. чувствуя предсмертный час, приезжают в Варанаси чтобы ждать. Они живут в специальных комнатах при гхатах, напоминающих лепрозорий и зал ожидания одновременно.

Агхори

В фильме «Маленький Будда» Бертолучи есть момент, принц Сидхартха впервые видит смерть, видит кремацию, а ночью, когда на месте сжигания остался только медитирующий аскет, Будда берёт в ладонь пепел оставшийся от тела.

В этой сцене показана древнейшая традиция (которая встречалась и у христанских аскетов уединяющихся на кладбище) радикальной переоценки жизненных ценностей. Аскет встречается со смертью лицом к лицу, переступает страх, и обретает новое рождение, сакральное, вечное, уже как существо свободное от рождения и смерти. Пепел символизирует бренность бытия, он является важным атрибутом Шивы, и аскеты часто посыпают своё тело им.

В Варанаси много подобных аскетов, часть из них занимается игрой на публику, часть из них ищет духовной свободы.


Самая многочисленная из уцелевших сект радикального аскетизма называется Агхори. Агхори (अघोर) в переводе с санскрита - бесстрашные (приставка «а» означает отрицание; «гхора» - страх, и близко к славянскому «Горе»). Эти ребята коллекционируют человеческие черепа, пьют и едят из них как из мисок, вылавливают трупы из Ганги и едят их плоть (не от голода, а в ритуальных целях), ходят голые измазанные пеплом кремационных костров, в общем реализуются по полной. Основная задача таких практик - избавится от оппозиций плохое-хорошее, красивое-безобразное, вкусное-невкусное, духовное-материалистичное.

Этого агхори, который долго стоял у меня на аватаре, я встретил в варанаси, он сидел у правого гхата для кремации, с еще одним агхори и натха-йогином. Его зовут Black-Bom-Bom-Baba. Баба предложили мне выпить с ними чая, я из скромности отказывался, но они уговорили, дав понять, что это их оскорбит, и мне пришлось выпить с ними. Так я попил чай с каннибалами.

Застройки

Традиционной застройкой Варанаси являются узкие улочки и переулки, называемые гали. Часто они настолько узкие, что по ним можно перемещаться только пешком или на мототранспорте, при этом пешеходам приходиться прижиматся к стенам, чтобы пропустить мотоцикл. Гали формируют плотно населённые кварталы, которые называются мохалла.

Добрый Шива

Через какоето время привыкаешь к местному колориту, и Варанаси не кажется больше таким ужасным. Я пожаловался Шушу на приставучих наркоторговцев. Он ответил: - Это только первое время так, потом они привыкают к тебе, здороваются и улыбаются. Пойдём лучше я покажу крышу нашего гестхауса, сейчас время запуска воздушных змеев.


Варанаси чудесно перображается через несколько дней. Теряет ужас. На ступенях Ганги, недалеко от крематориев, молодые монахи играют в крокет и футбол, агхори по детски хвастаются друг другу фотокарточками и газетными вырезками со своим изображением, с крыш дети запускают множество разноцветных воздушных змеев. Даже диллеры больше не пристают с предложением что-то купить, а просят сказать им чтонибудь по-русски. И совершенствуя с каждым днём фразу, в один момент, на чистом русском, они говорят вам: «Доброе утро, друг!».

Варанаси по праву считается священной столицей Индии. Помимо своего официального названия, его часто называют «городом мертвых». Чуть позже вы узнаете почему. На сегодняшний день Варанаси – один самых старых городов не только в Индии, но и во всем мире. При изучении ученые пришли к выводу, что ему уже более 3000 лет. Местное население же считает, что город основал бог Шива, и он разменял уже пятое тысячелетие. В любом случае, все подобные города, например Вавилон, давно разрушены, а вот Варанаси все стоит и процветает.

Данная статья призвана рассказать о достопримечательностях этого удивительного города, однако, уже сама территория Варанаси – одно большое историческое наследие. Наиболее интересные места расположились ближе к реке. Там стоят целые кварталы с узкими улочками, где когда-то проводились тайные ритуалы. Они буквально пропитаны многочисленными легендами и преданиями. Путешествие в Варанаси принесет массу удовольствия и удивит любого, даже самого искушенного туриста. Многие, кто приезжают сюда, свое первое впечатление о городе называют «культурным шоком». Но обо всем по порядку.

Содержание:

География Варанаси

Старейшие здания расположены ближе к побережью. Связано это с тем, что древний город строился по течению священной реки Ганг на западном ее берегу. Восточный берег все время пустовал. Существовала легенда, что Шива отправлял сюда души умерших. Даже сегодня, на восточном берегу проходят кремации и ритуальные погребения. Жители города считают, что кремации, проводимые здесь, даруют покой душе и отправляют ее в лучший мир. Именно поэтому Варанаси называют «городом мертвых». Приехав в Индию, стоит посетить этот город, так как только здесь можно задуматься о бытие, а потом со спокойной душой отправиться дальше в путешествие.


Гхаты

Нельзя не заметить, что самым главным местом для паломничества считаются гхаты. Ко всему прочему, это одна из главных местных достопримечательностей, которую очень любят посещать туристы. Гхаты – это большие сооружения на берегу реки ступенчатого типа, которые используются для омовения и кремации мертвых. Самые старые гхаты находятся как раз таки в Варанаси и по возрасту составляют более шести тысяч лет. В городе насчитывается 84 гхатов, различающихся по структуре. Познакомимся с самыми главными из них.



Гхат Асси. Это один из важнейших гхатов Варанаси. Расположился он в южной части города. Упоминания о нем можно найти в древней индийской литературе во многих известных произведениях: Матсья-Пурана, Карма-Пурана и так далее. Существует легенда, по которой богиня Дурга убила своим мечом демона Шумбха-Нишумбха. Из того места, где когда-то произошла битва, берет свое начало река Асси. В месте слияния двух рек сегодня находится одноименный гхат.



Гхат Гхета Сингх. Это огромный гхат, поделенный на 4 части. В 18 веке на этом месте произошла кровопролитная битва между войском Уоррена и отрядом Сингха. В начале 20 века гхат вместе с британским фортом, находящимся по соседству, насильно присоединил махараджа Прабха. На территории гхата еще в 18 веке основаны три великолепных храма Шивы, которые вплоть до 20 века являлись главным культурным центром Варанаси. Именно здесь впервые стал проводиться фестиваль Булхва Мангал, который не забыт и по сей день. Омовения в этом гхате не делают из-за большого течения Ганга.



Гхат Дасасвамедх. Такое название он получил из-за того, что здесь Брахма принес в жертву (медх) 10 (дас) лошадей (асва). Гхат Дасасвамедх - одно из самых популярных и посещаемых туристами мест. А все потому, что тутвитает особая атмосфера, которая помогает почувствовать священный город изнутри.



Гхат Гай. Это самый духовный гхат в Азии. Также как и остальные он имеет лестничное расположение и спускается прямо к реке Ганг. Отсюда открывается великолепный вид на ритуальные действа и каждодневную жизнь обычных людей.



Гхат Хариш Гхандра. Назвали его так в честь известного мифического правителя. Гхат Хариш представляет собой одно из нескольких сооружений для кремирования, а также является самым старым гхатом среди своих собратьев. Крематорий с использованием электричества здесь открыли в конце 20 века. Однако стандартный способ кремирования в гхате используется до сих пор. Фотографировать или проводить съемку строго запрещено. Если вас увидят с камерой, то могут и вызвать полицию.


Храм Каши Вишванатх

Это один из самых известных индуистских храмов не только в Варанаси, но и во всем мире. Это небольшое здание, скрытое от глаз в лабиринте улиц и закоулков. Оно имеет несколько куполов, однако даже их трудно увидеть, находясь в черте города. Настолько плотно застроен город. Чтобы увидеть святое место, придется подняться на крышу соседнего дома. Это единственное, на что могут рассчитывать отдыхающие, ведь вход разрешен только индусам. Уникален храм Каши тем, что на отлитие куполов пошло около тонны золота. Главный экспонат сооружения - это лингам Ади Вишеашвара. Находится он на полу, на металлическом блюде в окружении растений и фруктов. Не сложно догадаться, что построен храм в честь Шивы. Ежегодно на паломничество приезжают миллионы индусов. Подобное событие можно сравнить с посещением Мекки.


Кедарешвар

Кедарешвар – это один из немногих древних храмов, который практически не подвергался изменениям с момента основания. До современников он дошел почти в первозданном виде. Построен храм был во времена правления Баллала II. Кедарешвар также как и остальные посвящен Шиве и считается одной из почитаемых святынь в Индии. На сегодняшний день он вызывает интерес ученых и туристов. Связано это с тем, что расположилась святыня прямо на берегу Ганга, а главное, она никогда не подвергалась кардинальным изменениям. Так что, изучая это место, можно смело делать выводы о жизни и культуре города в ту далекую эпоху. Добраться до него гораздо проще, а полюбоваться на красоты можно будет с лодки, проплывая мимо.


Сарнатх

Это не достопримечательность Варанаси, а всего лишь его пригород. Однако это не умаляет его достоинств. Главным отличием этого храма от других будет религиозная направленность. В Сарнатх для поклонения приезжают буддисты. Существует легенда, что впервые Будда приехал именно в это место, чтобы зачитать свои проповеди. Расположение храма выбрано специально. По историческим данным, на месте древнего города когда-то было небольшое лесное поселение, куда со всего мира приезжали философы, писатели и другие ученые умы, дабы познать истину и узнать много нового. Так что можно поверить легенде, ведь Будда просто не мог посетить то место, где не было знаний.

Сегодня, большая часть пригорода Сарнатх разрушена и являет собой руины, которые были обнаружены только во время раскопок. Однако это не мешает туристам приезжать сюда и посещать помимо развалин исторический музей, где можно увидеть древние орудия труда и предметы, найденные во время раскопок. Также сюда приезжает немало паломников, которые мечтают отдать дань уважения этим священным местам.


Форт Рамнагар

Это удивительная достопримечательность, а все потому, что находясь в священном городе, она не принадлежит ни к одной религии. Расположился форт на другой стороне реки, напротив города. Однако проблем с доступом нет, так как между ним и Варанаси проведен современный удобный мост. Основан форт был в середине 18 века, и использовался как резиденция одноименной династии. оформлен форт Рамнагар в монгольском стиле с ажурными окнами и многочисленными минаретами. Почему монгольский стиль? Связано это с тем, что долгое время этой территорией Индии владели моголы, которые исповедовали ислам. Благодаря ним, очень многое из города просто не дошло до настоящего времени. После захвата Варанаси мусульманами, большинство храмов были разрушены, а на их месте возвели мечети.

В настоящее время форт – не только известная достопримечательность необыкновенной красоты, но и интересный музей, где можно увидеть предметы обихода, одежду, обувь, украшения махараджей. Особого внимания заслуживает зал с оружием, в котором собраны великолепные образцы того времени, инкрустированные драгоценными металлами. Это место однозначно стоит того, чтобы его посетить.


Музей Бхарат-Кала-Бхаван

Это еще одна достопримечательность Варанаси, заслуживающая особого внимания. Расположился музей со сложным названием в студенческом городке известного высшего учебного заведения. Музей славится своей огромной коллекцией скульптур, произведений живописи, старых записей, книг, предметов роскоши, оружия, изваяний и так далее. Причем собраны не только индусские предметы роскоши, но буддистские. Экскурсия по музею Бхарат-Кала-Бхаван понравится любителям эстетики, которые увидят всю уникальность местной культуры.


Храм Дурги

Если после долгого путешествия вы не знаете куда пойти, то посетите храм, основанный в честь богини Дурги. Он имеет еще одно название – Обезьяний храм. Связано это с тем, что на его территории водится очень много обезьян. Наверное, только поэтому большинство туристов приезжают сюда. С обезьянками можно пообщаться, сфотографироваться. К слову сказать, что в самом городе и так много этих животных, порой они даже сильно надоедают местным жителям. Однако всячески издеваться над обезьянками запрещено законом. Играя с пушистым зверьком, будьте внимательны, не все они такие добрые. Многие особи отличаются агрессивностью и острыми клыками.

Сам храм Дурги являет собой очень любопытное место. Он построен индийскими мастерами полностью из редкого камня красного цвета, который по всей своей площади имеет изумительную гравировку. Прямо у входа в храм находится искусственный, но необыкновенно красивый пруд.

Также как и Шива, богиня Дурги уважаема среди индусов, ведь она является защитницей города и много раз спасала население от бед. Стоит храм в непосредственной близости от музея Бхарат. Так что, если вы решили посетить храм, то потом обязательно сходите в музей.



Вот некоторые достопримечательности Варанаси. На самом деле их гораздо больше, но описывать их придется очень долго. Стоит лично съездить в город и воочию увидеть всю ту красоту, сохранившуюся спустя многие тысячелетия.

С первыми лучами утреннего солнца на берегу реки Ганга, пожилой человек протягивает руки по направлению к медленно поднимающемуся огненному шару и произносит "намасте" (преклонение и прославление Всевышнего). Такие сцены повторяются каждый день в течение вот уже более трех тысяч лет в Варанаси, священном городе Индии. Наблюдая за происходящим на берегу реки Ганга, создается впечатление о городе, застывшем во времени. Варанаси является важным религиозным местом в мире индуизма, центром паломничества индусов со всего мира, таком же древнем как Вавилон или Фивы. Здесь более сильно, чем где-либо еще, проявляются противоречия человеческого существования: жизни и смерти, надежды и страдания, молодости и старости, радости и отчаяния, блеска и нищеты. Это город, в котором так много смерти и жизни одновременно. Это город, в котором сосуществуют вечность и бытие. Это лучшее место для понимания того, что собой представляет Индия, ее религия и культура.

В религиозной географии индуизма, Варанаси является центром Вселенной. Один из самых священных городов для индусов служит своего рода гранью между физической реальностью и вечностью жизни. Здесь боги спускаются на землю, а простой смертный достигает блаженства. Это святое место, чтобы жить, и благословенное место, чтобы умереть. Это самое лучшее место для того, чтобы достичь блаженства.

Известность Варанаси в индуистской мифологии не имеет себе равных. Согласно легенде, город был основан индусским Богом Шивой несколько тысяч лет назад, что сделало его одним из самых важных мест паломничества в стране. Это один из семи священных городов индусов. Во многих отношениях он воплощает самые лучшие и худшие стороны Индии, иногда приводящие иностранных туристов в ужас. Тем не менее, сцены паломников, произносящих в лучах восходящего солнца молитву у реки Ганга, на фоне индуистских храмов является, одной из самых впечатляющих достопримечательностей в мире. Путешествуя по северной Индии, постарайтесь не обойти стороной этот древний город.

Основанный за тысячу лет до Рождества Христова, Варанаси является одним из старейших городов в мире. Его нарекли многими эпитетами - "город храмов", "священный город Индии", "религиозная столица Индии", "город огней", "город просвещения" - и только совсем недавно было восстановлено его официальное название, впервые упоминавшемся еще в джатаки – древнем повествовании индуской литературы. Но многие до сих пор продолжают использовать английское название Бенарес, а паломники называют его не иначе как Каши – именно так нарекли город три тысячи лет.

На протяжении тысячелетий, Варанаси был центром философии и теософии, медицины и образования. Английский писатель Марк Твен, потрясенный посещением Варанаси, написал: "Бенарес (старое название) старше истории, старше традиции, даже старше, чем легенды и выглядит вдвое старше их всех вместе взятых". Многие известные и наиболее почитаемые индийские философы, поэты, писатели и музыканты проживали в Варанаси. В этом славном городе жил классик литературы хинди Кабир, поет и писатель Тулсидас написал эпическую поему Рамачаритаманаса, ставшей одной из самых знаменитых произведений литературы на языке хинди, а Будда произнес свою первую проповедь в Сарнатхе, всего в нескольких километрах от Варанаси. Воспетый мифами и легендами, освященный религией, он всегда привлекал большое количество паломников и верующих с незапамятных времен.

Варанаси расположен между Дели и Калькуттой на западном берегу Ганги. Каждый индийский ребенок, слушавший рассказы своих родителей, знает, что Ганга является самой крупной и святой из всех рек в Индии. Главная причина посещения Варанаси, это, конечно же, увидеть реку Ганга. Значение реки для индусов не поддается описанию. Она входит в число 20 крупнейших рек мира. Бассейн реки Ганга является наиболее густонаселенным в мире, с населением более чем 400 миллионов человек. Ганга является важным источником орошения и коммуникации для миллионов индийцев, живущих вдоль русла реки. С незапамятных времен ей поклонялись как богине Ганга. Исторически сложилось так, что ряд столиц бывших княжеств располагались на ее берегах.

Для набожных индусов, река Ганга значила то же, что богиня земли Гея для древних греков: даритель жизни, помощи и спасения. Индусы рассматривают реку Ганг как амрита, эликсир жизни, который приносит чистоту жизни и спасения мертвым. Религиозные убеждения индусов побуждают их предпринять паломничество в Варанаси хотя бы один раз в течении жизни. Индусы считают, что река Ганга течет на землю с небес, чтобы смыть мирские грехи с простых смертных. Поэтому вся жизнь в городе сосредоточена вокруг священной реки. Незадолго до рассвета берег Ганги оживает, когда тысячи паломников - мужчин, женщин и детей - спускаются к реке, чтобы встретить восходящее солнце, и тогда погружение в священную реку очистит их от страданий и смоет их грехи. Ежедневно, более 60 000 человек приходят к берегу реки, чтобы окунуться в священных водах Ганги, вознести свои молитвы к силам природы, восходящему солнцу, умершим предкам, унесенные водами священной реки. Людей к реке привлекает твердое убеждение, что вода может снять грехи многих поколений.

Каждый человек совершает свой собственный ритуал соприкосновения со священной Гангой: одни купаются; другие пьют воду, третьи преподносят воде свои жертвоприношения в виде цветов, фруктов, четвертые заполняют принесенные горшки святой водой, чтобы забрать в свои дома для выполнения религиозных ритуалов.

Варанаси больше всего известен своими гхатами - бесконечная цепь каменных ступеней, спускающихся к воде. Каждый из около 100 гхат, больших и малых, имеет свой лингам (мужской орган Шивы), и занимает свое особое место в религиозной географии города. Некоторые из них пришли в упадок на протяжении многих лет, другие продолжают принимать с раннего утра купальщиков. Некоторые гхаты покрыты легендами и мифами, некоторые находятся уже в частной собственности. Большинство гхат предназначены для купания, несколько из них используются для кремации.

Во все времена паломники приезжали в город со всех концов Индии , даже за несколько тысяч километров, чтобы искупаться в Ганге, очиститься от грехов и… умереть, дабы мгновенно возвысится к небесам. Смерть является неплохим бизнесом в Варанаси. Слабые, больные, и пожилые приезжают в город в ожидании смерти. Умереть в городе на берегу реки жизни означает умереть с надеждой на спасение, с надеждой на избавления от бесконечного цикла жизни и смерти (реинкарнации), и получить мокша, то есть вечное блаженство. Таким образом, на протяжении веков индусы приходили в Варанаси, чтобы умереть или принести прах умерших, дабы развеять его над святыми водами реки Ганга.

Набожные индусы рассматривают кремацию в качестве важного обряда, освобождающего душу от тела, что позволяет умершему возвыситься на небеса. В традиционной культуре индусов, когда человек умирает, тело усопшего ритуально омывается, труп сжигается на костре, затем члены семьи рассыпают прах над святой рекой. В Варанаси каждый день ритуально кремируют от 200 до 300 тел в нескольких гхатах вдоль реки. Кремация мертвых тел происходит 24 часа в сутки. Умерших несут на бамбуковых носилках по улицам старого города, затем окунают в реку, и лишь тогда сжигают. Тела окутаны блестящей тканью и покрыты гирляндами цветов. Чтобы скрыть запах горящих тел, в костер бросают благовония. Туристы могут наблюдать за церемонией кремации, при этом должны быть одеты должным образом. Делать фотографии не разрешается.

Умерших детей в возрасте до 10 лет, тела беременных женщин и больных оспой не кремируют. К телу их привязывают камень, и бросают с лодки на середину реки Ганга. Такая же участь ждет тех, чьи родственники не могут позволить купить себе достаточно древесины. Кремация на костре стоит немалых денег и далеко не все могут это позволить. Иногда купленной древесины не всегда достаточно для кремации, и тогда полуобгоревшие останки тела сбрасывают в реку. Вполне обычное явление увидеть обугленные останки тел умерших, плывущих в реке. По оценкам, в городе ежегодно хоронят на дне реки около 45 000 не кремированных тел, повышая токсичность и без того сильно загрязненной воды. Что шокирует приезжих западных туристов, кажется вполне естественным для индусов. В отличие от Европы, где все происходит за закрытыми дверями, в Индии каждый аспект жизни виден на улицах, будь-то кремация, стирка белья, купание или приготовление пищи.

Река Ганга каким то чудесным образом могла очищать себя сама на протяжении многих веков. Еще 100 лет назад, микробы, такие как холера, не могли выжить в ее священных водах. К сожалению, сегодня Ганга входит в число пяти наиболее загрязненных рек мира. В первую очередь, из-за токсических веществ, сбрасываемых промышленными предприятиями вдоль русла реки. Уровень загрязнения некоторыми микробами превышает допустимые показатели в сотни раз. Приезжим туристам в глаза бросается полное отсутствие гигиены. Прах мертвых, стоки канализации и пожертвования плывут мимо верующих, когда они купаются и проводят в воде церемонию очищения. С медицинской точки зрения, купание в воде, в которой разлагаются трупы, несут риск инфекций с многочисленными болезнями, включая гепатит. Это какое то чудо, что так много людей ежедневно окунаются и пьют воду и не ощущают на себе вреда. К паломникам даже присоединяются некоторые туристы.

Ганга арати

Одно из самых завораживающих зрелищ Варанаси происходит каждый вечер на гхате Дашашвамедх. Группа молодых индусских священников - брахман исполняет арати - своеобразный ритуал в индуизме с зажженными свечами, в ходе которого преподносят пожертвования: благовония, цветы, фрукты и прочее. Красочный 45-минутной ритуал выражает поклонение Шиве, священной Матери Ганга, Сурье (Солнцу), Агни (огню), и всей Вселенной. Ритуал арати чрезвычайно зрелищный. Тысячи людей посещают эту церемонию, в том числе многочисленные туристы.

По легенде, Варанаси был основан индуистским богом Шивой 5000 лет назад, хотя современные ученые полагают, что возраст его исчисляется примерно тремя тысячами лет. Город находилась под контролем индуистских правителей в течении многих сотен лет до конца 12 века, когда пал в руки целого ряда мусульманских завоевателей. Результатом стало полное уничтожение индуистских и буддистских храмов и строительство на их месте мусульманских мечетей. Поэтому возраст самых старых зданий и храмов Варанаси датируется 18 веком.

И все же ощущение древней истории здесь вполне осязаемо. Лабиринты узких улочек наполнены паломниками, покупающих цветы для пуджи (молитвы), скорбящими родственниками, несущих умерших, и пением священнослужителей - впечатления, которые забыть невозможно.

Вместе с тем, знакомство с городом имеет две стороны медали. Дороги переполнены легковыми и грузовыми автомобилями, автобусами, рикшами, велосипедами, телегами, людьми, козами, коровами и буйволами. Раскаленный воздух загрязнен неимоверно. Узкие улицы в очень плохом состоянии, зачастую отсутствуют тротуары, священные для индусов коровы роются в уличном мусоре. От шума и запахов голова может пойти кругом. Варанаси впечатляет и шокирует одновременно.

Варанаси славится изготовлением изделий из шелка, являющихся неотъемлемой частью свадебного приданого каждой индийской девушки. Изготовленная в Варанаси парча исторически считается одной из лучших в Индии и хорошо известна во всем мире. Ее особенностью является вышивка из золотых и серебряных нитей. Такие изделия сравнительно тяжелые в силу того, что узор украшен золотыми и серебряными нитями. В зависимости от сложности дизайна и моделей, изготовление сари занимает от 15 дней до одного, а иногда до нескольких месяцев. Техника изготовления весьма сложная и требует большого опыта. В этот бизнес вовлечены целые семьи, дети начинают познавать азы искусства с самого раннего возраста. Традиционно, на протяжении веков, шелк изготовляла мусульманская община города. Произведенные в Варанаси шелковые ткани можно встретить в любом уголке Индии, их высокое качество общепризнано: говорят, что тело Будды было завернуто в саван из шелка, изготовленном в Варанаси.
Предприимчивые дельцы и водители рикш всеми силами стремятся затащить туристов в магазины, чтобы затем получить свои комиссионные. Поэтому совершать покупки в Варанаси вполне может превратиться в настоящий кошмар, но качество текстильных изделий стоит того.

Сарнатх

Воспользуйтесь возможностью и обязательно посетите Сарнатх. Он расположен примерно в 10 км от Варанаси и известен как место, в котором Буда, достигнув просветления, произнес свою первую проповедь около 2500 лет назад. На протяжении свыше 1000 лет Сарнатх привлекал многочисленных паломников, здесь проживало около 3000 монахов, он был важным центром изучения буддизма. Но постоянные мусульманские нашествия и грабежи уничтожили монастыри и их материальные ценности в конце 12 века. Восстановленный в конце 19 века, сегодня он по-прежнему привлекает много паломников, но из древних построек здесь сохранилась только груда кирпичей от разрушенных монастырей и Ступа Дхамек. Построенная примерно в 500 году, высотой 31 м, Ступа, как говорят, обозначает то место, где Будда поведал свой Восьмеричный Путь, ведущий от окончания вечных страданий человека к нирване.

Варанаси лучше всего посетить в период празднования Дипавали. На 15-й день Дивали, с наступлением сумерек, каждый гхат освещен огнями, тысячи свечей плывут по реке Ганга, сопровождаемые пением ведических гимнов. Считается, что боги спускаются с небес, чтобы искупаться в реке по этому поводу. В периоде с апреля по октябрь погода стоит очень жаркая и влажная. В июле и августе часто идут дожди, густой туман окутывает город в декабре и январе.