Open
Close

Гора сион горница тайной вечери. Горница тайной вечери на горе сион в иерусалиме

Это место знакомо практически каждому. Если и не само место, то событие, в нем произошедшее, – точно. Картина Леонардо «Тайная Вечеря», а точнее – ее репродукция встречается в экспозициях музеев разных городов, она украшает фойе различных офисов и гостиничные номера отелей. Она известна.

А сегодня я хочу вас немного познакомить с тем местом, где непосредственно происходило это событие – с Горницей Тайной Вечери.

Итак, начнем. И для начала вспомним Евангельское повествование.

Иисус Христос прибыл в Иерусалим за неделю до Пасхи. Это был главный иудейский праздник, и народ стремился его встретить в главном городе страны. Вошел Он в Иерусалим как Царь, как Избавитель. Народ постилал на Его пути пальмовые ветви и одежду, крича Ему: «Осанна!»

Обо всем этом мы вспоминаем в Лазареву Субботу и Вербным Воскресеньем за праздничными Литургиями.

Но к этому времени первосвященники и священники уже приняли свое окончательное и бесповоротное решение – расправиться со Спасителем.

Господь, как Тайноведец, безусловно, знал об этом готовящемся злодействе. И не просто знал, а знал, кто и когда его совершит. Поэтому Он и решил повечерять со своими апостолами тайно, в последний раз, рассказать им о грядущем злодействе и совершить первое таинство Причащения.

О том, как выбрано место тайной вечери, мы можем прочесть у апостола Марка:

«В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим. И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам. И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху ».

Итак, накануне Пасхи Иисус отправляет двух учеников (а из параллельного текста в Евангелии от Луки мы можем прочесть, что это были Петр и Иоанн) в некий дом, где они готовят пасхальную трапезу.

Сионская горница на спутниковой карте

Сионская горница оказалась самым удобным местом для собраний учеников Христа. Она находилась наверху, прямо под крышей дома, была довольно просторной и удачно расположенной – сюда не доносился шум городских улиц. Помещение делилось на две части: ближайшая от входа стала местом Тайной Вечери, а в соседней совершилось Сошествие Святого Духа. Кто был хозяином дома, который, рискуя навлечь на себя беду, в дни гонений на Спасителя предоставил Ему и Его ученикам кров, доподлинно неизвестно, но предполагают, что это был состоятельный человек, близкий кому-либо из апостолов или даже Учителю. Не иначе! Потому что случайный человек не захотел бы впустить в свой дом Христа с учениками, да и Христос-Сердцеведец не вошел бы в случайный дом для столь важного христианского события, которое в нем совершилось.

В двухэтажном здании, на верхнем этаже им была отдана большая, устланная горница. О размерах этой горницы можно говорить даже по тому, что она могла вместить в себя возлежавшими 13 человек: Иисуса и двенадцать апостолов.

И вот в этой горнице Иисус разделил со своими учениками последнюю трапезу Своей земной жизни. В ней же Он установил Таинство Евхаристии – вкушения Его плоти и крови, которые на Литургии заменяются хлебом и вином. Здесь же, в этой самой горнице Иисус омыл ноги своим ученикам, дав апостолам заповедь «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас». И здесь же, понимая, что это последние минуты его свободной земной жизни, Иисус установил таинство священства: «Как Ты послал меня в мир, так и Я послал их в мир».

Все эти события невероятно важны для христиан, они вспоминаются при чтении Евангелий, о них напоминает еженедельная Литургия.

Здесь же, в этой горнице, Иисус прямо указал на предателя.

Читаем у апостола Матфея в его Евангелии:

«Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви’? Иисус говорит ему: ты сказал ».

Итак, Иуда был изобличен. Но это не остановило его. И злодейство было совершено.

Здесь же, в этой горнице, семью неделями спустя произошло Сошествие Святаго Духа на апостолов и Богородицу. Вследствие этого они заговорили на разных языках и отправились в разные точки этого мира проповедовать Новый Завет и Святое Евангелие, свидетелями событий которого были и сами. Теперь этот праздник именуется Троицей или Пятидесятницей.

В этот день Божественная литургия напоминает нам о нашем крещении и вместо «Трисвятого» поется крещальное песнопение из Послания к Галатам.

Ну, что же, мы вспомнили и даже еще раз прочли события, связанные с Горницей Тайной Вечери. Теперь самое время осмотреть ее саму и то место, где она находится. Итак, в путь!

Горница Тайной Вечери, или Сионская горница, как ее часто называют, находится на горе Сион, которая в свою очередь является одной из стен Иерусалима. Чтобы в нее попасть, надо подняться по большой лестнице, которая проходит мимо купальни Силоама. Она известна тем, что именно туда направил Иисус слепого от рождения человека: «Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: «посланный». Он пошел и умылся, и пришел зрячим».

Вот какое место есть на Сионе! Надо также сказать, что на этой же горе находился дом первосвященника Каиафы.

А само здание Горницы Тайной Вечери сооружено над гробницей царя Давида. Сооружено оно было крестоносцами и первоначально использовалось как церковь. Ее именовали «Наша Госпожа». Позже это здание было перекуплено францисканским орденом. А позднее вероломные турки превратили это помещение в мечеть. Но сегодня это здание вновь обретено нами.

«Несмотря на полуразрушенное состояние, Горница полна торжественности и величия»

Верхнее помещение Горницы безмолвное. От средневековых строений сохранилось лишь несколько колонн и свод с изображением пасхального агнца. Мраморные колонны поддеживают купол. На капителях мы видим изображение пеликана, который в христианском искусстве является символом милосердия и жертвенности. А с другой стороны – два пеликана, терзающие грудь третьего, – это уже мотив искупления грехов. Все изображения неслучайны. А в уступе по центру комнаты установлена инсталляция оливковой ветви. Всё нам напоминает о тех святых моментах, которые здесь произошли. Несмотря на полуразрушенное состояние, Горница полна торжественности и величия. Оно незримо, но наполняет человека, переступившего ее порог.

Сама Сионская горница сегодня не принадлежит ни одной из конфессий и находится в ведении израильского правительства, вход для всех посетителей свободный и бесплатный. Никаких сувенирных или иконных лавок на территории горницы вы не встретите.

И да, кстати. В 2014 году власти Израиля разрешили молиться в Сионской горнице только шепотом. Это прекрасное нововведение, потому что тогда, когда я посещала ее, нужно было соблюдать абсолютное молчание.

Горница открыта для посещения ежедневно, но в пятницу лишь до обеда. Потом в Израиле наступает шабат.

Да, наша виртуальная экскурсия получилась короткой. История, к великому сожалению, не сохранила для нас всего того, что было в этой комнате. Но история помнит и почитает те события, которые в ней совершились!

Здесь родилась Новозаветная Церковь. Здесь Спаситель на Тайной Вечере установил Таинство Причащения, здесь на апостолов сошел Дух Святой и была произнесена первая апостольская проповедь. А это очень и очень много! И если есть возможность хотя бы ступить в ту горницу, где свершилась вся христианская новозаветная история, этой возможностью надо обязательно воспользоваться!

Кстати, именно в этой горнице был избран апостол Матфий вместо лишившего себя жизни апостола-предателя Иуды.

Я желаю каждому, кто окажется с паломнической или любой другой целью в Израиле, найти время и посетить это святое место.

И конечно, благодарю всех за внимание и с нетерпением жду следующей встречи на страницах любимого издания!

Храни всех вас Господь!

Вконтакте

Израиль. Иерусалим. Дормиицон. Горница Тайной Вечери....

Место это находится на вершине горы Сион, уже за стенами Старого Города, около Сионских ворот. Сейчас там аббатства Дормицион. Архитектура церкви сочетает элементы византийского и современного мусульманского стиля. (Эта фотография, простите, не моя, но дает общее представление. Извините.)
Считается, что именно в этой Горнице на горе Сион апостолы устроили Иисусу Христу праздничную трапезу - Пасхальную вечерю, которая известна под названием Тайной вечери.

Евангелия от Луки (22:10-12):
«Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального [агнца], и послал [Иисус] Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху». (Лк.22:7-13)
Где могли находиться ворота, через которые ученики вошли в город? Скорее всего там, где расположены кварталы ремесленников и торговцев, а не дома знати, царские дворцы и и покои храмовых священников. В местах, где жили богачи, за водой ходить было не нужно: в каждом доме имелись свои водные цистерны.

Значит, эти ворота вели в Нижний город, и назывались они в то время «воротами ессеев». Из города через эти ворота можно было спуститься в мусорный овраг, называемый Бен Гей-Енном. Там в древности стояли капища языческих богов и приносились человеческие жертвы. Народ прозвал это место адом, присподней. «Гей-Енном» по-русски звучит как «Геена огненная».
Через те же ворота, по дну этого оврага поздней ночью Иисус с учениками направится на восток, и, обогнув городские стены в самой нижней части Иерусалима, там, где находился превращенный царем Иродом в городскую купальню Силоамский бассейн, по ущелью Кидрона поднимется вверх, к подножию Елионской горы...

В те времена кувшины с водой носили не мужчины, а женщины. Мужчина с кувшином – это нечто из ряда вон выходящее. Значит, в доме, где Иисус наметил провести пасхальную трапезу, не было женщин! Такого не могло быть в древней Иудеи, где закон обязывал всех здоровых мужчин обзаводиться семьей. Единственными, кто давал обет безбрачия, были в те времена только ессеи. А рядом с воротами, которые вели в их квартал, проходил акведук, подводящий воду к городским бассейнам.

Там, по преданию, находился дом апостола Иоанна Богослова, где провела свои последние дни в этом мире Богородица. Сейчас там находится Монастырь Успения Богородицы. Дормицион – современное название храма – означает Успение.

Исторически сложилось, что здание это принадлежит трем религиям. Первый этаж иудаизму, второй христианству, третий исламу.

Во дворе храма скульптура царя Давида, подаренная Россией.

Поскольку иудеи не приемлют изображений, то местные иудейские "гопники" периодически памятник, что называется, оскверняют. То яйцами забросают, то краской. И надписи на иврите рисуют. Струны из псалтыри повыдирали.

Нам повезло, мы застали памятник в «почти» полном здравии. Немного был поврежден нос, но на этой фотографии не видно, поскольку надо зайти слева, чтобы увидеть.

Памятник поставлен недалеко от гробницы царя Давида прямо у стен, Храма Успения Пресвятой Богородицы.

По традиции считается, как уже сказано, что могила Давида находится здесь. Хотя аутентичность могилы не доказана, возможно, Давид был похоронен в долине Кедрона, там же, где и все владыки Израиля. Споры о местонахождении могилы ведутся до сих пор.
В храме над алтарем – Богоматерь Царица Небесная, на руках которой Иисус во всём Своём величии и славе.

Под основным залом церкви находится крипта со статуей, лежащей на смертном ложе Марии.
В крипте церкви – уснувшая Богородица, работа из вишневого дерева начала 20 века.

Горница Тайной Вечери
Здание Горницы Тайной Вечери сооружено над гробницей царя Давида в XII веке крестоносцами в качестве церкви, называемой «Наша Госпожа». Позже в 1335 г. церковь была перекуплена францисканским орденом.
Сегодняшняя "Горница Тайной Вечери" – это зала на втором этаже в здании, сохранившемся со времен крестоносцев. Наивные паломники с подачи недобросовестных гидов порой принимают ее за комнату, где Иисус "возлег с двенадцатью учениками". Только зала эта не имеет ничего общего с той древней комнатой в ессейском доме, которая давно погребена под руинами разрушенного римлянами города.

Для традиции важно само место – Сионская гора, где две тысячи лет назад произошло событие, изменившее всю историю человечества...
Это просторная комната, выстроенная в стиле ранней готики.

Никаких икон и распятий здесь нет. Зато колонны в центре Горницы явно свидетельствуют о своем византийском происхождении: когда-то на этом месте стояла церковь, построенная в пятом веке нашей эры.

Сионскую горницу нередко именуют «Матерью всех церквей», поскольку здесь самим Иисусом было утверждено Таинство Евхаристии, и была утверждена сама Церковь. Здесь апостолы и их первые ученики, и преемники совершали Божественную литургию.

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего». (Мф. 26:20–29).
По сути своей, это и есть часть Нового Завета: вместо тела животного человек должен съесть хлеб, символ последней искупительной жертвы Иисуса.
Иными словами, Иисус приносит себя в жертву за грехи всего человечества, и тем самым как-бы отменяет прошлый храмовый ритуал жертвоприношения. Отныне верующие в Него не проливают кровь, а пьют вино, символизирующее эту жертвенную кровь.

Здесь, на Тайной Вечери господь заповедал ученикам: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22:19). В этот день всякий православный человек, кроме катастрофической невозможности, старается причаститься с благодарностью Богу за все совершенное Им ради нашего спасения и в твердом намерении не уподобляться предателю Иуде. Нельзя не причащаться, ведь именно сегодня Христос говорит о Своей Крови: «Пийте от нея вси» (Мф 26:27).
На Тайной Вечере Господь предсказал также предательство Иуды
«Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал». (Мф. 26:20–29)
и отречение Петра.
Он [Пётр] отвечал Ему: Господи! с Тобой я готов и в тюрьму и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня. (Мф.26,34; Мк.14,30; Ин.13,38).
В последнюю ночь перед Своей крестной смертью на праздничной трапезе Он разломил хлеб, дал чашу и сказал: «Это Мое тело и Моя кровь». На древнееврейском языке, на котором Он говорил, эти слова означают: «Это Я». Когда говорится «плоть и кровь», это означает личность человека. Таков был способ выражения. И вот Он показывает, как проливается красное вино и разламывается хлеб, и говорит: «Так проливается Моя кровь за вас и так раздробляется Моя плоть».
И дальше Он прибавил: «Это творите в Мое воспоминание». В древности считалось, что, когда человек приглашает друзей и с молитвой они совершают трапезу, Божество невидимо присутствует здесь. Жертва и трапеза всегда сливались. И вот Христос установил трапезу Нового Завета, Он заключил Новый союз Неба и земли через Свою смерть, которая обозначена была вот этой трапезой. И Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание». Это не просто воспоминание и память, а это вечно повторяющаяся Тайная Вечеря. Она всегда с нами.
Когда мы поднимаем чашу и хлеб на престоле в Церкви, это значит, что Христос приходит вновь и снова наступает ночь Тайной Вечери. Он соединяет нас между собой и соединяет с Самим Собой. Таинство трапезы - это таинство единства с Богом и людей между собой. Вот что значит «плоть и кровь».
В Горнице Тайной Вечери Иисус Христос совершил с апостолами первую евхаристию (таинство причащения) - претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.

Обратите внимание на небольшую арку и мраморную колонну справа от выхода. На капители вы увидите барельеф – два пеликана терзают грудь третьего.
Искупление через самопожертвование - типичный сюжет христианской символики того времени, характерный для крестоносцев, один из лучших образцов, найденных на территории Иерусалима.

В это же Горнице Тайной Вечери семью неделями спустя на Пятидесятницу произошло сошествие Святого Духа на апостолов и Богородицу, и с этого момента апостолы заговорили на разных языках и отправились проповедовать Новый Завет.
Турки в 16 веке превращают это место в мечеть, о чем свидетельствуют надписи, посвященные мусульманскому пророку Дауду (библейскому Давиду) и Сулейману Великолепному, правителю, возродившему к новой жизни древний, многострадальный Иерусалим. От мечети остались - михраб - ниша, указывающая направление Мекки.

Напротив арки внутри такая же на улице.

Здесь родилась Новозаветная Церковь. Здесь Спаситель на Тайной Вечере установил Таинство Причащения, здесь на апостолов сошел Дух Святой и была произнесена первая апостольская проповедь.

Две обители – два полюса

Когда-то в этом районе Иерусалима, находящемся вне стен Старого города, жили первосвященники, кипела жизнь. Строить жилища на вершине Сионской горы, откуда открывался прекрасный вид на окрестности, могли лишь богатые люди. Кто был хозяином дома, который, рискуя навлечь на себя беду, в дни гонений на Спасителя предоставил Ему и Его ученикам кров, доподлинно неизвестно, но предполагают, что это был состоятельный человек, близкий кому-либо из апостолов или даже Учителю.

Сионская горница оказалась самым удобным местом для собраний учеников Христа. Она находилась наверху, прямо под крышей дома, была довольно просторной и удачно расположенной – сюда не доносился шум городских улиц. Помещение делилось на две части: ближайшая от входа стала местом Тайной Вечери, а в соседней совершилось Сошествие Святого Духа.

В тот день, когда Учитель собрал учеников, чтобы разделить с ними свою последнюю трапезу, в доме иудейского первосвященника Каиафы обсуждался план захвата и казни Спасителя. Примечательно, что жилище Каиафы было всего в нескольких минутах ходьбы от Сионской горницы – обитель добра и обитель зла оказались совсем рядом. Так и в нашей жизни: грех и добродетель нередко соседствуют друг с другом.

Избрание Матфия

В своей прощальной беседе с учениками Господь, желая их ободрить, говорит: «Я умолю Отца и Он даст Вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки, Духа Истины… Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам » (Мф. 14, 16-17, 26). Спаситель пожелал, чтобы после Его смерти и Воскресения апостолы не расходились по домам, а вернулись все вместе в Иерусалим и готовились к принятию Святого Духа. Прибежище учеников Христа – Сионская горница – вновь собрала под своим кровом апостолов. Но на этот раз их было только одиннадцать – Иуда, раскаявшись в содеянном, лишил себя жизни.

Собрания учеников
после Вознесения Христа

Кто займет его место? Таким человеком должен быть тот, кто долго находился рядом с Христом и был свидетелем Его Воскресения. Наиболее подходящими кандидатурами признаны двое: Иосиф – сын Варсавы, прозванный Иустом, и Матфий. Но имя более достойного апостолы назвать не решаются – они хотят знать волю Спасителя. Тогда, помолившись, бросили жребий. Он указал на Матфия, который и стал двенадцатым апостолом.

Сошествие Святого Духа

На пятидесятый день после Воскресения Спасителя в Сионской горнице на молитвенное собрание собралось около 120 человек. Здесь были апостолы и другие ученики Христа, жены-мироносицы и Сама Матерь Божья. Все ждали явления Духа Святого, но как именно это произойдет, никто не знал. Был третий час дня по местному времени. Вдруг послышался шум, как будто от сильного ветра, и заполнил собою весь дом. Вслед за этим знамением с неба сошли огненные языки – ровно двенадцать по числу апостолов – и остановились над каждым из них. У Божественного огня было необычное свойство: он ярко светил, но совершенно не жег. Так, на избранных учеников Христа, по слову Божьему, сошел Дух Святой.

Он даровал апостолам ни с чем не сравнимую радость, небывалый прилив сил и воодушевление. Они тут же стали благодарить и громко славить Господа. При этом оказалось, что апостолы – в большинстве своем малограмотные рыбаки – вдруг заговорили на разных языках и наречиях, обрели дар красноречия и убеждения. Небесный огонь с новой силой зажег в их сердцах огонь веры. После крещения Святым Духом апостолы преисполнились уверенности в своей правоте, стали мужественными и бесстрашными, а ведь еще вчера это были необразованные и робкие люди.

Первая проповедь

По случаю иудейского праздника Пятидесятницы в Иерусалим пришло много евреев из разных стран. Сильный и непонятный шум на вершине Сионской горы привлек внимание огромной толпы – все хотели знать, что происходит. Иудеи обступили дом, где собрались ученики Христа. И тогда апостолы поднялись на крышу Сионской горницы и стали славить Господа на разных языках. «Не все ли они галилеяне? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божиих?» – шумела толпа.

Апостол Петр, воодушевленный происшедшими событиями, вышел вперед и произнес первую апостольскую проповедь. Она была простой и краткой, но так как устами Петра говорил Дух Святой, слова его проникали в самые огрубевшие сердца. Многие из уверовавших по слову апостола тут же всенародно покаялись в своих грехах и крестились, так что к вечеру число последователей Христа возросло до 3000 человек.

Пятидесятница стала днем рождения Христианской Церкви и днем памяти о величайшем событии, когда Дух Святой открыто явил Себя как Третье лицо Триединого Бога. Вот почему мы называем этот праздник Троицей.

Апостольский путь

В переводе с греческого слово «апостол» означает «посол, посланник». Получив от Самого Бога дар пророчествовать, исцелять, а главное – нести людям истину, избранные ученики Христа стали послами Христианской Церкви в самых дальних уголках земли. Но прежде чем разойтись, апостолы бросили жребий, кому куда идти. Петру выпал жребий проповедовать веру Христову в Риме, Матфею – в Палестине и Италии. Фоме досталась Индия, Варфоломею – Армения, а Иакову Алфееву – Южная Палестина и Египет. Любимый ученик Христа Иоанн пророчествовал в Малой Азии – Эфесе и Патмосе, Симон – в Ливии и Абхазии, а Иуда Фаддей в Персии. Филипп проложил путь в далекую Скифию. А вот апостол Андрей дошел до тех мест, откуда началась Киевская Русь, поэтому и почитается он на нашей земле особо. Единственным из всех апостолов, кто остался в городе, был Иаков Зеведеев. Он стал главой Иерусалимской Церкви и без малого тридцать лет укреплял в христианской вере не только жителей Иерусалима, но и всей Палестины.

Тропарь праздника святой Троицы. Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.

…Всюду, где прошел апостольский путь, появлялись христианские общины. Несмотря на страшные гонения, Церковь Христова только росла и укреплялась с каждым годом – ведь в ней пребывал Дух Святой. Церковь была и будет непобежденной «вратами ада», как обещал Господь, до самого конца мира. Ей уже более двух тысяч лет, а начиналась она с маленькой горстки людей, собравшихся однажды в доме на горе Сион.

Сейчас это удивительное место почти всегда безмолвно, оно лежит вне туристических маршрутов, но если вам придется побывать в Иерусалиме, непременно поднимитесь на гору Сион, зайдите в ту самую горницу, которая стала матерью всех христианских Церквей.

Важно, чтобы как можно больше паломников посещало Святую Землю, ибо паломничество – это духовный заряд для человека. Прикосновение к святыням многим людям дает укрепление веры, а зачастую – и переосмысление жизни, изменение чувств. Святая Земля оказывает огромное духовное влияние.
Святейший Патриарх Кирилл

Подготовила Людмила Николаева

Сионская горница , по свидетельству Евангелия , была первым православным храмом . Перед Своим распятием Господь заповедал ученикам отыскать горницу большую, устланную, готовую (Мк. 14; 15) и приготовить все, что нужно для празднования иудейской Пасхи .

В этой горнице и состоялась Тайная Вечеря Господа Иисуса Христа со Своими учениками.

Здесь Христос омыл ученикам ноги и Сам совершил первую Евхаристию – Таинство претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь. При этом Господь заповедал апостолам , а в их лице и всем христианам, совершать то же и так же в Его воспоминание.

Сионская горница – прообраз христианского храма, как особо устроенного помещения для молитвенных собраний, богообщения, совершения таинств и всего христианского богослужения.

В Сионской горнице в день Пятидесятницы апостолы, собравшиеся для молитвы , удостоились обещанного им Сошествия Святого Духа. Это великое событие положило начало устройству земной Христовой Церкви.

Первые христиане продолжали почитать Ветхозаветный иудейский храм, куда ходили для молитвы и проповеди Евангелия еще не уверовавшим иудеям, но новозаветное Таинство Евхаристии совершали в других помещениях, какими в то время были обычные жилые дома. В них для молитвы отводилась комната, наиболее удаленная от внешнего входа и уличного шума, называвшаяся у греков «икосом», а у римлян «экусом».

По внешнему виду икосы представляли собой продолговатые (изредка двухэтажные) комнаты, с колоннами по длине, делившими иногда икос на три части; причем среднее пространство икоса могло быть выше и шире боковых.

Гонения на христиан со стороны иудеев полностью прервали связь апостолов и их учеников с Ветхозаветным храмом, который был разрушен римлянами в 70 году н. э.

До Миланского Эдикта Константина Великого, изданного в 325 году, христианство в Римской империи было гонимо. Это не позволяло открыто строить храмовые здания. Но в связи с быстрым распространением христианства в Греции, Малой Азии и Италии такие попытки делались. В основном же для молитвенных собраний служили дома богатых верующих римлян и особые постройки в их имениях –

Находится перед Распятием Христовым, слева - знаменитое "Игольное ушко", через которое можно было попасть в Иерусалим при закрытых городских воротах

Археологические данные не говорят нам о сути Крестной жертвы и Воскресении Христовом, но они позволяют нам понять контекст Евангельских событий. Данные раскопок дают зримое подтверждение веры, с их помощью мы понимаем, что в Евангелиях содержится именно исторический, а не мифологический рассказ.

Где прошла Тайная вечеря?

В наше время в Иерусалиме показывают примерное место Тайной вечери, которое носит название Сионской горницы. Она представляет собой остатки церкви, построенной около XIV века францисканцами и впоследствии переделанной арабами в мечеть. Поэтому мы должны понимать, что нынешняя Сионская горница не является тем самым помещением, в котором проходила Тайная Вечеря. Более того, само местоположение дома, описанного в Евангелиях, мы можем установить только примерно.

Горница тайной вечери

В настоящее время под Сионской горницей находится синагога, в которой показывают гробницу царя Давида. Если это действительно та самая гробница, то становятся понятны слова апостола Петра, сказанные в день Пятидесятницы: Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня (Деян 2 :29).

В этот день апостолы собрались в том же месте, где совершалась Тайная вечеря, а им по преданию являлся дом апостола Марка. Апостол Петр как будто указывает на гробницу. В таком случае действительно Сионская горница может быть связана с гробницей царя Давида, поскольку по преданию семья апостола Иоанна Марка была хранительницей гробницы царя Давида.

Каким город был при Ироде?

Ирод использовал при строительстве римские технологии того времени. И, действительно, мы находим развалины прекрасных больших зданий римского периода существования города. Храмовая платформа даже по современным меркам впечатляет размерами.

В Евангелии есть слова, которые говорят о том, что апостолов поражала мощь иерусалимских строений: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! (Мк 13 :1).

Где Христос шел на Голгофу?

Наибольшие вопросы с археологической точки зрения вызывает так называемый Скорбный Путь Господа, или Via Dolorosa, по которому многочисленные христианские паломники проходят от Гефсимании до храма Гроба Господня .

Иерусалимская улица Виа Долороза, что в переводе означает "Путь страданий", проходит сегодня по той дороге, которую пришлось преодолеть Иисусу на пути к месту казни. Несмотря на прошедшие века.

Надо понимать, что Via Dolorosa - это путь крестного хода католических паломников. Он окончательно утвердился после крестовых походов в XIV веке. Францисканцы решили, что вероятное место расположения претории Понтия Пилата - это крепость Антония. Маршрут крестного хода, который раньше проходил южнее Храмовой платформы, был перенесен ближе к крепости. Но византийские паломники ходили иначе, и этот путь был гораздо ближе к тому, что можно установить на основании данных археологии.

К такого рода памятным местам Иерусалима, как Via Dolorosa, надо относиться, как к некой иконе на местности. А икона, как известно, хотя и не передает, в отличие от портрета, изображение с доскональной точностью, тем не менее открывает путь к встрече с событием или изображенным лицом.

Где Пилат судил Христа?

Другой вопрос, который для археологов остается открытым, - это место суда Пилата над Христом. Вероятно, это событие происходило не в крепости Антония, а в бывшем дворце Ирода Великого, который находился в распоряжении Понтия Пилата.

Интересно, что Иосиф Флавий описывает действия прокуратора Иудеи Гессия Флора именно во дворце: «Флор переночевал в царском дворце, а на следующий день приказал поставить перед дворцом судейское кресло, на которое он взошел. Первосвященники и другие высокопоставленные лица, как и вся знать города, предстали перед этим судилищем» (Иудейская война. II, 14:8).

Где находится Голгофа и Гроб Господень?

Другой не менее серьезный вопрос, который уже не первый век волнует умы людей, - подлинность места страданий Спасителя и подлинность самого Гроба Господня . После восстания Бар Кохбы (132-135 гг.), Иерусалим был окончательно перестроен и превратился в римский город Элия Капитолина. На месте Гроба Господня и Голгофы был возведен огромный храм Афродиты. Находившаяся вне стен города Голгофа возвышалась над участком каменоломни, который был полностью засыпан и выровнен. При этом сам скалистый выступ Голгофы высотой около 5 метров стесан не был, а выходил прямо на улицу. Следовательно, когда епископ Макарий и равноапостольная царица Елена искали Крест и Гроб Господень, имелся заметный ориентир, и место не могло потеряться. Крест Господень был сброшен в водосборную цистерну, ставшую непригодной из-за трещины. Отверстие цистерны видно и сейчас в потолке над местом обретения Креста.

Голгофа

В XIX веке английский генерал Гордон, справедливо предполагая расположение Голгофы вне стен города, решил, что она находится совсем в другом месте. Эта теория, правда, не учитывала того, что границы Иерусалима времен Христа и границы современного города не совпадают.

Тем не менее в качестве альтернативной Голгофы была определена скала, расположенная севернее Иерусалима, напоминающая по форме череп, с двумя могилами внутри. Это место известно как Садовая могила.

Таким образом, в настоящее время традиционные конфессии, а именно: православные, католики, армяне, сирийцы и эфиопы - считают подлинным нынешнее местоположение Гроба Господня, в то время как «альтернативная» Голгофа является местом сбора различных протестантских групп: англикан, баптистов и других христианских конфессий.

В этом плане представляют большой интерес раскопки, произведенные начальником русской духовной миссии в Иерусалиме, архимандритом Антонином (Капустиным) . На участке, где ныне находится наше Александровское подворье, было найдено основание стены и ворота времен Ирода. Именно здесь Спаситель должен был пройти на Голгофу.

Другим аргументом, подтверждающим подлинность Гроба Господня, являются исследования самой гробницы. Из Евангелия мы знаем, что Христа положили в гроб новый, в котором еще никто не был положен (Ин 19 :41).

Гроб Господень имеет только одну нишу с ложем, в которую можно было положить тело усопшего. Традиционные же усыпальницы имели несколько боковых ниш, в которые клались тела умерших. Примерно через год кости человека забирали, омывали розовой водой и складывали в особый ящичек (оссуарий).

Почему же гробница Спасителя такая маленькая, с одним ложем? Небольшой размер гробницы, свидетельствует как раз о том, что она была новая, а значит, использовалась в первый и единственный раз. Тот факт, что гробница, в которой был положен Господь, в дальнейшем не разрабатывалась, говорит о том, что ее владелец не дерзнул хоронить в ней кого-либо еще. Гробница Иосифа Аримафейского, владельца гробницы, устроившего погребение Спасителя, расположена рядом.