Open
Close

Гледенский монастырь иконостас. Троице-гледенский монастырь в великом устюге

На самом северо-восточном краю Вологодской области расположен древний город Великий Устюг. А на другом берегу находится один из самых древних на севере России Троице-Гледенский монастырь. Летописи рассказывают нам, что названием своим это место обязано тому, что расположено на пригорке, сам виден издалека, и с него открывается красивый вид на слияние рек Сухоны и Юг, воды которых теперь образуют Северную Двину. Летописец, восхиящаясь силой Северных рек писал: «Слившись, две реки расширяются пространством великим и широко начинают течь в великое море-океан, в Соловецкую пучину». Тот же летописец рассказывает нам, что владели этой местностью князья Святослав, Владимир, а потом владимиро-суздальские князья. О самом городе Гледен известно мало, знаем только, что заложен он был князем Всеволодом Большое Гнездо в 1178 году, и здесь же возник монастырь Живоначальной Троицы, который все древние летописцы называют не как иначе, как Лаврой. И только спустя примерно 40 лет на другом берегу Сухоны появляется град Устюг. Но не мирная жизнь ждала эти места, а постоянные набеги и битвы. Особенно пострадали здешние места от набегов золотоордынских татар, а позже и от междоусобицы русских князей. Всем им надо было одно - богатства здешних лесов пушниной и рыбой. И Троицкий монастырь не один раз сжигали и грабили. В середине XV века и город Гледен и монастырь разрушили, но будучи известен по всей округе, монастырь быстро восстанавливался. В 1597 году в летописи упоминается, что помогали его строить архангелогородцы, на постройку давали хлеб и работников, которые валили лес и возили его на Гледен. В 1613 году польско-литовский отряд хотел сжечь только что отстроенный монастырь, но отряд легких лыжников, отправленный из Устюга выкрал польского пана, и в Устюге, после страшных пыток его казнили. Ансамбль строений монастыря сложился в конце XVII – первой половине XVIII века, когда на средства богатых устюжских купцов перестроили в камне сначала Троицкий собор, затем – теплую Тихвинскую церковь с трапезной, а рядом церковь Успения Богоматери и больничную палату. Немного позднее Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей, которая сейчас не сохранилась. Как и соседний Великий Устюг, Гледенский монастырь с тех пор почти не претерпел изменений. Каменные постройки не подвергались поздним переделкам и сохранили неизменными свои первоначальные формы. Искусствоведы относят его к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей Русского Севера. Классическая для Руси шатровая колокольня, венчающая вход в храм, массивный куб собора, окруженный крытой галереей, стена с необычными низкими башенками и больничной палатой. Игумены монастыря с конца 17 века получили чин архимандрита, а число братии доходило до 40 монахов, а всего насельников и работников насчитывалось больше ста. За монастырем некогда находилась пристань, а монастырь торговал зерном и солью. И только в начале XIX века, во время одного из очередных половодий, река Юг сменила русло и пристань потеряла свое значение. Но что же тогда делает этот монастырь одним из самых известных среди специалистов по древнему искусству? - Чтобы понять это, достаточно зайти внутрь Троицкого собора. «Невероятный, захватывающий дух и впечатляющий своим мастерским исполнением» - так отзываются искусствоведы о резном иконостасе, скрывающем алтарь древнего храма. Неслучайно Президент Российской Федерации Владимир Путин побывал здесь на Рождество 2008 года. Иконостас Троицкого Гледенского собора - одна из жемчужин русского зодчества, и равного ему по сложности исполнения просто нет. В 1772 году у плотника Прокопия Старостина монастырь закупил липовые кряжи, а у купца Василия Курочкина краски, листовое золото и осетровый клей. Особая делегация ездила зарисовывать оформление Спасо-Яковлевского собора Зачатия святой Анны. И лишь после нескольких лет подготовки работы были заказаны тотемским мастерам-резчикам Николаю и Тимофею Богдановым. Более 8 лет ушло у мастеров на резьбу всех этих деталей, соединение и укрепление элементов. Работы пришлось распределить между артелями и объемные фигуры вырезали уже не Богдановы, а другие мастера. Золочение и роспись деталей выполняла отдельная артель. Иконы писали устюжане Алексей Колмогоров и протоиерей Василий АлЕнев, а затем и другие мастера. Ведь наполнить пять ярусов иконостаса единым живописным ансамблем образов было крайне непросто. Даже при беглом взгляде на иконы, заметен европейский стиль живописи. И это не случайно. Предполагается, что образцы брались из иллюстраций Виттенбергской Библии, отдельные листы которой продавались в то время в Москве как картины. Еще более необычным были упоминавшиеся в 1785 году зеркала, вставленные сзади резных царских врат, для усиления эффекта роскоши. Никогда и нигде более мы не увидим зеркал в православных храмах, и эти тоже спустя некоторое время были сняты, очевидно, чтобы не нарушать церковную традицию. Необычны и сюжеты живописи. Слева от царских врат расположена икона Божией Матери с Младенцем. На Ее главе венец из 12 звезд, Она стоит на лунном полумесяце, а ногами попирает красного дракона, исполняя слова Откровения апостола Иоанна Богослова - «И явилось на небе великое знамение - Жена, облеченная в солнце: под ногами Ее луна, и на главе Ее венец из двенадцати звезд...» А весь образ символизирует Богородицу, попирающую диавола. Иконостас собора уникален еще и тем, что это один из немногих памятников церковной старины сохранившийся до наших дней в неизменном виде. Образы, исполненные торжественности и тайных символов, когда каждый взгляд, мановение руки или мерцающая на небе звезда имеют сокровенное значение... Вырезанные со старанием и терпением ветви виноградных лоз, и диковинных плодов, словно вышедшие из детской мечты человечества о потерянном рае... Совершенное творение северных мастеров,- источник любви к нашим прапрадедам и вдохновение для будущих поколений. В храме тишина, горят лампады, прямо впереди иконостас, и Спаситель ясными очами смотрит в душу каждому из нас. И под этим взглядом ощущаем всю греховность трепетной души, не случайно видно повторяем: "Господи, помилуй и спаси" (Стихи неизвестного автора).

К числу выдающихся ансамблей Великого Устюга относится также и Троице-Гледенский монастырь, расположенный в 4 км от города на противоположном правом берегу Сухоны в том месте, где она, сливаясь с Югом, дает начало Малой Северной Двине. Здесь на высоких отрогах коренного берега некогда стоял древний чудский город Гледен, вблизи которого и был основан Троице-Гледенский монастырь.

Место для монастыря было выбрано необычайно удачно, и вплоть до наших дней этот величественный ансамбль господствует над бескрайней ширью заливных лугов и водных просторов, отмечая важнейший узел пересечения древних торговых путей Северного края. Одна из основных видовых точек на монастырь открывается с Двины, откуда путешественник, подъезжающий к Устюгу по реке, уже на расстоянии 12–15 км видит замечательный ансамбль, как бы представительствующий от города. Удивительно хороши и другие аспекты Троице-Гледенского монастыря и, в частности, его северо-западный фасад, особенно если смотреть на него с устюжской набережной в вечерние часы, когда утопающие в зелени белоснежные постройки вспыхивают багрянцем в последних лучах заходящего солнца.

Дата основания монастыря теряется в глубокой древности, а «Летопись великоустюжская» по этому поводу сообщает, что «... в которые лета постройся о том подлинного летописания обресть не возмогохом». Некоторые исследователи считают, что Троице-Гледенский монастырь был древнейшим оплотом христианства в этом районе и даже предшествовал Михайло-Архангельскому монастырю. Однако это предположение вызывает большие сомнения, так как очень трудно представить себе, чтобы самая ранняя христианская «пустынь» возникла у стен чудского языческого Гледена, в то время как вблизи на противоположном берегу реки уже существовал основанный русскими Устюг. Поэтому правильнее предполагать, что первым по времени своего основания здесь был Михайло-Архангельский монастырь, построенный под защитой устюжских укреплений (1212 г.), а уже вслед за ним, в процессе дальнейшей христианизации Северного края и постепенного обращения в новую веру местного населения, возникали другие монастыри, в числе которых одним из ранних был и Троице-Гледенский. Таким образом, дату основания комплекса ориентировочно можно отнести ко второй половине XIII в.

Вся с была неразрывно связана с историей древнего города Гледена, о котором из-за отсутствия археологических данных мы, к сожалению, знаем очень мало. Поэтому современному исследователю приходится полагаться в основном на сведения устюжских летописцев, которые сообщают, что в 1438 г., в результате жестокой междуусобной войны, город Гледен был до основания разрушен вятчанами, а жители его переселились в Устюг и в село Морозовицу, основанное в 1440 г. Во время этой катастрофы сильно пострадал и Троице-Гледенский монастырь, однако он был, по-видимому, быстро восстановлен, тогда как сам город так и не поднялся из руин.

К сожалению, устюжские писцы XVII в. не включили в свои книги описания построек Троице-Гледенского монастыря. Не попал этот комплекс и в изображение на иконе «Прокопий и Иоанн Устюжские». Поэтому в настоящее время мы не располагаем материалами, позволяющими представить ранний облик монастыря, и только размещение каменных его зданий, построенных, согласно традиции, на местах старых деревянных сооружений, в известной степени отображает первоначальную планировочную структуру этого ансамбля, очень сходного с ансамблем Михайло-Архангельского монастыря.

Возведение основных каменных зданий Троице-Гледенского монастыря было завершено в 1659 г., через шесть лет после окончания строительства центрального комплекса Михайло-Архангельского монастыря, а общее композиционное сходство главных сооружений этих ансамблей свидетельствует о том, что строителями их были, очевидно, одни и те же мастера. При этом Троице-Гледенский монастырь, как вариант более поздний, представляет дальнейший этап развития общих принципов организации ансамблей этого типа. Так же, как в Михайло-Архангельском монастыре, напротив главных западных ворот здесь разместилось центральное сооружение всего ансамбля – величественный пятиглавый Троицкий собор, окруженный двухэтажными крытыми галереями паперти. Однако шатровая колокольня расположилась здесь не на углу главного объема собора, а прямо над западным его крыльцом, предваряя тем самым симметричные композиции храмов XVIII в. Теплая Тихвинская церковь с трапезной палатой аналогична комплексу Введенской церкви Михаило-Архангельского монастыря, но отличается от последнего своими скромными размерами и более интимной трактовкой основного объема. Значительно усиливали общее сходство центральных сооружений этих монастырей и каменные переходы, связывавшие некогда Троицкий собор с трапезной и Тихвинской церковью, но, к сожалению, в настоящее время утраченные.

В первой четверти XVIII в. в монастыре было завершено строительство каменных зданий и весь ансамбль приобрел тот облик, который он в основном сохранил до наших дней. В это время в северо-западном углу монастыря была построена одноглавая больничная Успенская церковь, получившая типичную для культовых сооружений XVIII в. форму восьмерика на четверике и связанная в единый комплекс с низким одноэтажным корпусом больничных палат и братских келий. Ближайший к реке северо-восточный угол монастыря был закреплен восьмигранной каменной башней, от которой к Успенской церкви и далее на юг протянулась каменная монастырская стена. В этой стене были устроены двое одинаковых ворот, обращенных на запад и на север и выполненных в сдержанных и строгих формах, хорошо гармонирующих с общим характером архитектуры этого ансамбля. Остальные стены неправильного многоугольника территории монастыря остались деревянными, так же как и все его хозяйственные, подсобные и жилые постройки.

Троице-Гледенский монастырь был беднее Михайло-Архангельского и значительно уступал ему в размахе хозяйственных и торговых операций. В начале XIX в. доходы монастыря еще больше сократились, а в 1841 г. он был «приписан» к Михайло-Архангельскому монастырю. С этого времени ведение строительных работ здесь совсем прекратилось. Вот почему этот монастырь почти не знал поздних переделок, так сильно исказивших общий облик большинства старых устюжских ансамблей, а его каменные постройки вплоть до наших дней сохранили почти неизменными свои первоначальные формы. Это обстоятельство еще больше повышает художественную ценность Троице-Гледенского монастыря, который подобно Михайло-Архангельскому монастырю может быть отнесен к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей всего Северного края.

Троице-Гледенский монастырь - недействующий православный монастырь. В настоящий момент входит в состав Великоустюгского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Один из самых древних монастырей на севере России - монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы, расположенный вблизи города Гледен. Этот город заложил в конце 12 века князь Всеволод. Расположен он был на холме, вблизи перекрестка речных путей. Примерно в то же время возле города был построен и монастырь.

От места, где находился Гледенский монастырь видно, как соединяют свои воды реки Сухона и Юг. В двадцати километрах от этого места в древности проходила главная дорога Русского Севера. На Сухоне стоит город Устюг. Название города произошло именно от его расположения: Усть-Юг. Благодаря своему расположению, на перекрестке всех путей, когда-то он был одним из главных городов России.

А вот у Гледена, история более запутанная и загадочная. Об этом городе сохранилось мало сведений. Предания и легенды представляют Гледен славным и богатым городом. Говорят, что погубили его татары, которые польстились на золото и богатства устюжан. Сохранившиеся документы свидетельствуют, что он был разгромлен в середине 15 века, как следствие жестоких междоусобиц и войн между русскими князьями. После этого город так и не был восстановлен, но мужской Троице-Гледенский монастырь был восстановлен устюжанами. Его буквально возродили из пепла.

Он просуществовал долго, и в течении нескольких веков был свидетелем еще многих событий, которые происходили в этих местах: реформы Петра I, секуляризация при Екатерине II и.т.д. В 1841 году монастырь был упразднен, а в 1912 году он был вновь открыт как женская обитель. Окончательное закрытие произошло в 1925 году. После закрытия, монастырские строения использовались колонией для беспризорников, потом здесь был устроен детский дом-изолятор. Еще в зданиях монастыря был пересыльный пункт, где держали раскулаченных, и дом престарелых.

Монастырь строился в конце 18 века. Тогда богатые устюжские купцы выделили средства на реконструкцию Троицкого собора, затем были перестроены церкви Успения Богоматери и Тихвинская, больничная палата. Позже, в начале 19 века, Троицкий собор был соединен крытой галереей с Тихвинской церковью, и началось строительство каменной ограды. К сожалению, из-за нехватки денег, ограждение осталось незавершенным. Надо отметить, что почти все каменные строения монастыря не были подвергнуты последующим переделкам, поэтому сохранили свои первоначальные формы неизменными. Этот факт придает комплексу особенную ценность и очарование. Искусствоведы единодушно относят его к наиболее совершенным монастырским ансамблям Российского Севера.

Главной монастырской достопримечательностью является восхитительный золоченый резной иконостас находящийся в Троицком соборе. Резные работы иконостаса были выполнены тотемскими мастерами, братьями Николаем и Тимофеем Богдановыми. В оформлении иконостаса они использовали традиционные мотивы 18 века: рокайли, завитки, гирлянды, волюты и т.п. Резьба, выполненная ими, поражает своим богатством и удивительным разнообразием форм.

Иконы отличаются изяществом и точностью рисунка. Они были написаны местными мастерами и умельцами и отличаются богатой и необыкновенной цветовой палитрой. Часть икон были написаны В. А. Аленевым, протоиереем Успенского собора. Композиция ликов отличается от общепринятых канонов. Ввиду того, что они были списаны с печатных образцов западноевропейских гравюр, они больше напоминают светскую живопись. Позолоченное одеяние иконостаса придает ему особенно богатый и нарядный вид. Оно было выполнено местной артелью, в очень сложной технике, и свидетельствует о высоком мастерстве исполнителей.

Деревянная скульптура иконостаса изображает четырех евангелистов, стоящих перед царскими вратами, над которыми высоко в облаках парит Саваоф. Скульптурная композиция состоит из головок херувимов и ангелов, предстоящих у Распятия. Резьба, скульптуры, иконы и позолота органично сочетаются в одно целое и представляют подлинное произведение искусства. Можно с уверенностью сказать, что мастера, выполнившие иконостас обладали тонким вкусом и незаурядным мастерством.

Троице-Гледенский монастырь - не действующий православный монастырь в 4 км от Великого Устюга, при слиянии рек Сухоны и Юга. Его здания находятся в ведении Великоустюгского музея-заповедника.

Достоверные сведения о монастыре, в то время небольшом и малобратном, появляются с середины XVI века. В позднем житии Киприана Устюжского утверждается, что обитель существовала на этом месте ещё в домонгольское время. Достоверно известно, что монастырь занимает холм Глядень, где в средние века стоял русский город Гледен, заложенный, по локальному преданию, Всеволодом Большое Гнездо.

Параллельно росту торговых оборотов устюжских купцов в XVII веке укреплялась и Гледенская обитель. В середине XVII века на средства купцов Грудцыных и с благословения митрополита Ионы Сысоевича она начинает застраиваться кирпичными зданиями. В 1697 году в Троице-Гледенском монастыре учреждается архимандритское правление. В то время основание обители приурочивали к 1492 году: «Троицкай же Гледенский монастырь, скажут, архангелские помогали строить: хлебом ссужали и людей работных посылали церковной лес ронить и возить».

Дореволюционное фото

Ныне существующий ансамбль монастыря сложился в конце XVII - первой половине XVIII века: сначала был построен двухстолпный Троицкий собор (по образу и подобию собора Архангельского монастыря в Устюге), затем - теплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. В XVIII веке Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей. Возведение каменной ограды не было завершено из-за нехватки денег.

В 1784 г. были завершены работы по созданию жемчужины обители - нового барочного иконостаса, длившиеся 8 лет. Образцом при его создании послужил иконостас старого собора Яковлевского монастыря в Ростове. Иконостас сохранился и знаменит своей резьбой по дереву.

Монастырь был упразднен за малобратностью в 1841 году и приписан к Михайло-Архангельскому монастырю. Вновь открылся в 1912 году в качестве женской обители. В 1925 году упразднён. Троицкий собор с иконостасом как памятник архитектуры закреплен за музеем, остальные монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом-изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом инвалидов, дом для престарелых.

В начале 1980-х здания переданы музею. Епископ Игнатий 16 июля 2014 года распорядился образовать архиерейское подворье «Троице-Гледенский монастырь». Сохранившиеся постройки:

  • Собор Святой Живоначальной Троицы (1659-1701 гг.)
  • Церковь Тихвинской иконы Божией Матери с трапезной (1729-1740 гг.)
  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы с больничной палатой (1729-1740 гг.)
  • Сторожевая башня (1759-1763)
  • Святые и Северные (хозяйственные) ворота.