Open
Close

Где находится вертеп. Рождественский вертеп, рождественское представление – что это такое, когда устраиваются, какие бывают, история, традиции

В старину на Руси, накануне Рождества Христова, в Cочельник, повсеместно ходили по домам христославы, по-другому – славильщики. Радостно, с песнями и стихами, они славили рождение Спасителя. Нередко среди участников были и те, кто показывал вертеп. Что же такое вертеп и как он попал в Россию?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно обратиться к церковным зрелищам – мистериям, которые устраивались в средневековой Европе.

Из истории Западной церкви известен тот факт, что 25 декабря 360 года римский епископ Либерий, посвящая в монахини сестру Марцеллу, обратился к ней со словами: «Ты видишь, сколько собралось народа в день праздника Рождения твоего Христа». Отсюда видно, что именно в этот день уже в IV веке празднование Рождества Христова было признано на Западе как церковное установление.

Этот праздник совпадал с языческими празднествами, которые проводились ранее у греков, римлян и варварских народов Западной Европы. Церковь боролась против языческих обрядов, которые в те времена соблюдались наряду с новыми, христианскими. Для обращения народных обрядов в христианское празднество Церковь увеличила и время богослужений в эти дни, и торжественность их проведения.

Накануне праздника храмы, роскошно украшенные и освещенные тысячами свечей, были переполнены молящимися. Вся ночь проходила в совершении разных служб, при участии хора певчих и всех прихожан.

С XI века в становится известен обряд-мистерия «Поклонение пастырей». Нужно сказать, что слово «мистерия» указывает на таинство и, следовательно, на связь с богослужением.

Итак, на мраморном столике, возвышавшемся над главным престолом, устраивались ясли, в которых находилась статуя или изображение Девы Марии. Пять старших священников-каноников в церковном облачении с амиктами (льняными платками) на голове и с жезлами в руках представляли собой вифлеемских пастырей у входа в алтарь. К ним подходил мальчик из хора, изображавший ангела, и возвещал пастырям рождение Спасителя, произнося евангельские строки.

Пастыри проходили в алтарь, а в это время дети-певчие, стоявшие в разных местах храма, представляли небесное ангельское воинство и пели: «Слава в вышних Богу…» Затем пастыри направлялись к яслям с пением гимнов в стихах.

Здесь их ожидали два каноника, условно представлявшие двух женщин, находившихся при Святой Деве. Они спрашивали: «Кого ищете в яслях, пастыри?» – «Мы ищем, – отвечали пастыри, – Спасителя Христа». Женщины (каноники) отдергивали завесу, которая скрывала статую Младенца Иисуса. Указывая на нее, они говорили: «Вот он – этот Младенец со своей Матерью».

Тогда пастыри преклонялись перед Ним и приветствовали Деву Марию гимном: «Будь благословенна, Царица Неба», а потом торжественной процессией возвращались в алтарь. При этом они пели: «Аллилуйя, аллилуйя! Воспойте же Его пришествие!» Затем следовал возглас священника, которым начиналась обедня.

Вот эта древняя мистерия и называлась «Вертепным действом». Как «вертеп» она была известна в Западной Украине, куда перешла из Польши, которая, в свою очередь, получила ее из Германии. В мюнхенской рукописи XIII века есть описание рождественского действа, исполнявшегося монахами.

Автор этой мистерии был, несомненно, лицом церковным – и, может быть, одним из преподавателей в монастырской школе. Воспитанники таких школ обычно принимали участие в представлении мистерий, и не случайно, что эта рукопись была написана в Мюнхене, ведь «монах» по-немецки – «мюнх», и город рос когда-то вокруг монастырских стен…

Интересно, что Византия в этом отношении опередила Запад: здесь мистерии появились уже в V–VI веках, а в X–XI веках в церкви Святой Софии в и других городах торжественно устраивались драматические представления.

Кукольные рождественские мистерии были известны в Европе с XVI века, и на протяжении веков формировались ее многочисленные разновидности: это касалось и архитектуры сцены, и текста представления. В Польше такие представления назывались «шопками», на Украине – «вертепами», в Белоруссии – «батлейками».

Вертеп как представлял собой переносной ящик из тонких досок или картона. Внешне он напоминал домик, который состоял из одного или двух этажей. Чаще всего встречались двухэтажные вертепы.

В верхней части игрались драмы религиозного содержания, в нижней – интермедии, комические бытовые сценки. Это определяло и оформление частей вертепа. Верхняя часть («небо») обычно оклеивалась изнутри голубой бумагой, на задней ее стене были нарисованы сцены Рождества; или же сбоку устраивались макет пещеры либо хлева с яслями и неподвижные фигуры Марии, Иосифа, Богомладенца Христа и домашних животных.

Нижняя часть – «земля» или «дворец» – оклеивалась яркой цветной бумагой или фольгой, посредине на небольшом возвышении устраивался «трон», на котором находилась кукла, изображающая царя Ирода. В дне ящика и в полочке, разделявшей ящик на две части, были прорези, по которым кукловод передвигал стержни с прикрепленными к ним неподвижно куклами – персонажами драм. Передвигать стержни с куклами можно было вдоль ящика, куклы могли поворачиваться во все стороны. Справа и слева каждой части были прорезаны «двери»: из одной куклы появлялись, в другой исчезали.

Кукол обычно вырезали из дерева, изредка лепили из глины, красили и наряжали в матерчатую или бумажную одежду и закрепляли на металлических или деревянных стержнях. Если в «шопках», «вертепах», «батлейках» использовались куклы на палке, то в бельгийских театрах применялись тяжелые марионетки на проволоке длиной до одного метра, а в провансальских вертепах куклы были наполовину механизированными: каждая из них имела собственный механизм, приводящий в движение конечности, а для движения в пространстве была необходима помощь аниматора.

В Центральной и Западной Европе были популярны мистерии стационарные – непереносные. Их показывали на сцене, унаследованной от барочного театра. Такая сцена имела просцениум, в глубине – задник-перспективу, иногда по бокам кулисы. А вот постоянные чешские и итальянские вертепы строились под крышей, но как бы в открытом пространстве, то есть в пространстве, не ограниченном сценической рамой. Сцена такой мистерии поднималась кверху несколькими планами, причем куклы могли действовать на каждом этаже.

Представление состояло из мистериальной драмы «Царь Ирод» и из бытовых сцен. Исследователь народного театра Н.Н. Виноградов в своей работе «Народная драма. История русской литературы» так описывал вертепное представление в России:

«Действие открывается благовестием о рождении Христа. Новорожденному идут поклониться и принести дары пастыри и три царя (волхвы – мудрецы Востока). Затем в нижнем ярусе происходит торжественный выход царя Ирода, который призывает воинов и велит им избить (убить) младенцев “сущих первенцев”. Воины уходят и возвращаются обратно, ведя с собою к Ироду Рахиль, которая не дает на смерть своего ребенка. Она со слезами, на коленях умоляет Ирода пощадить своего младенца, но царь неумолим и приказывает поднять малютку на копье. Рахиль с рыданиями мечется по сцене, проклиная Ирода. Воин выгоняет ее вон. Оставшись один, Ирод начинает помышлять о смерти и, желая избежать ее, окружает себя караулом. Раздается песнь, возвещающая приближение страшной гостьи, слышится страшный треск – и на сцене вырастает зловещий скелет с косою на плече – Смерть. Стража в ужасе бежит, а трепещущий Ирод начинает умолять о пощаде. Смерть вызывает к себе на помощь черта, являющегося с криком “гу-гу-гу!”. Узнав в чем дело, он велит сестре поднять косу и убить Ирода, которого затем и тащат в со словами:
О, проклятый Ироде,
за твоя превеликия злости
Поберу тя в преисподнюю бездну
и с кости.

Этим заканчивается первая серьезная часть вертепной драмы. Вторая часть состоит из неодинакового в различных местах количества сцен и диалогов, представляющих самостоятельную обработку сюжетов из народной жизни. Сцены эти часто совершенно не связаны одна с другою и могут следовать в произвольном порядке. Все действие в этих сценах заключается почти исключительно в том, что типы различных национальностей, полов и профессий дерутся или пляшут».

Постепенно первая часть представления сокращалась, а вторая, наоборот, расширялась. Действующими лицами сценок с бытовым содержанием были мужик, барин, франт, «новомодные барыни», солдат, священник, еврей-шинкарь, цыган и другие персонажи.

Когда вертепная драма разыгрывалась не только куклами, но и живыми любителями, тогда она носила название «живой вертеп».

Со временем вертепщики, то есть кукольники, становились профессиональными бродячими исполнителями. Обычно кукловод был владельцем и вертепа, и кукол. Во время представлений он, стоя за ящиком, приводил в движение кукол, водя их по прорезям в полу ярусов вертепного домика. При этом вертепщик произносил текст драмы, изменяя тембр голоса и интонации речи, чем создавал иллюзию, что представление играется несколькими актерами. Он помнил текст наизусть и мог его изменять в зависимости от условий выступления.

На Руси вертепный ящик часто напоминал не пещерку, а часовенку, олицетворяющую Церковь Христову. При хождении с таким вертепом дети распевали духовные песни или все вместе пели рождественский ирмос. Бывало, что вертепы никто не носил, а ставили их в середине храма, убирали цветами и хвойными ветками, внутрь ставили икону Рождества Христова. Очень радовались прихожане такому праздничному чуду.

И в наши дни эта традиция не забыта в церкви: во все дни , до праздника Богоявления Христова, любой может зайти в храм и поклониться Богомладенцу Христу.

От редакции

Некоторые педагоги сумели по-новому использовать вертепную традицию, чтобы по-старому добро и понятно раскрыть детям историю Боговоплощения, так, чтобы их питомцы сами приняли участие в поисках и поклонении новорожденному Спасителю и запомнили этот свой личный опыт. И никому не заказано дерзать – изобретайте свои вертепы. А пока что мы послушаем педагогов из клуба «Преображение» г. Москвы Ю.А. Харитонову, Е.И. Мещерякову, Н.П. Сергеевскую.

– Мы стали выезжать под Рождество на турбазу «Елочка» под Тарусой с 1998 г. Там перенесли мы вертеп в лес. В первый раз это был маленький вертеп, слепленный из снега по подобию вертепов у храмов. Подрастали наши маленькие детишки, с ними вместе вырастал и наш вертеп – теперь это уже настоящий шалаш из лапника и снега, куда можно войти в рост.

Идея эта родилась неожиданно. Мы приехали готовиться к встрече Рождества. Конечно, со святочными рассказами и церковными разговорами, конечно, с подготовкой к причастию и с сочивом, самими нами приготовленным. Разговор о празднике Рождества Христова естественным образом вывел на тему пещеры, в которой родился наш Господь. Обстановка, в которой мы находились, подсказала идею сооружения «вертепа» в лесу.

«Давайте тоже пойдем, как волхвы, искать вертеп!» – решили мы.

Мы, взрослые и руководители поездки, хотели, чтобы дети всей душой почувствовали величие праздника, его реальность и одновременно его чудесность.

Дома часто не увидишь, а то и не поймешь, что творится с природой: то вдруг выпадет мягкий снег после слякоти и дождей, а то в обложенном тучами сумрачном небе появится звезда, то ветер сорвется, то тишина водворится… Природа вместе с нами идет навстречу Рождественскому чуду.

…Мы решили, что дорога к лесному вертепу будет непростой, детей будут ждать трудности и приключения. То повстречаются им «волхвы» или «пастухи», которые зададут вопросы, а за ответы на них помогут найти верный путь; то вдруг на дороге попадется конверт с головоломкой, которую нужно быстро решить и в ней найти путеводную нить к вертепу, то совсем неожиданно встретится клубок, который катится по темному лесу, а когда-то свеча то загорится, то погаснет в лесной чаще, указывая верный путь, а колокольчик нежным звоном позовет к вертепу…

Сюжет поиска лесного вертепа всегда святочный, но сценарий может быть разным. И конечно, самый красивый, таинственный и чудесный момент – это встреча у вертепа, заранее втайне сделанного взрослыми. Он украшен бусами, свечами и в центре его рождественская икона Божией Матери с Младенцем.

Здесь перед иконой мы не читаем стихи и не поем песни – мы не делаем ничего, что интерпретирует событие по-своему, мы просто и строго читаем главу Евангелия о Рождестве Иисуса Христа. Текст Евангелия исключает актерство, требует внутреннего отношения к происходящему. За этим скромным и непритязательным действием разворачивается история Рождества Христова… После тропаря искатели вертепа вереницей светящихся бумажных фонариков возвращаются из леса домой к самому главному – рождественской литургии для встречи с Христом.

Наверное, ребенку интересно прочесть дома евангельские рассказы о Рождестве, но вместе с друзьями встретиться с историей светлого праздника в необычной обстановке, в лесу, когда каждый старается внести свою лепту в подготовку праздника, принести свой дар новорожденному Спасителю – незабываемое событие в жизни. А дальше их ждет продолжение праздника – тропари, колядки, православные детские песни понесут маленькие христославы всем окружающим. Они будут ходить с Рождественской звездой и славословить родившегося Богомладенца.

Когда-то хорошим подарком на Рождество был пряник, который появился на Руси еще в IX веке. Мы заменили этот обычай печь особые пряники строительством пряничного терема из тех сладостей, которые наколядовали христославы. Процесс приготовления домиков сложный, торжественный и по-настоящему веселый! Производим мы это строительство все вместе, а можно и разделившись на команды, учитывая выдумки, которые любому в голову придут: дело это сложное – непросто построить дом из печенья. Детали дома хрупкие, ломаются, и с первой попытки невозможно соединить стены. И какое счастье съесть сладкий терем за праздничным чаем с друзьями, когда вокруг лес, зима, снег, а завтра всех ждут лыжи, санки и снежная крепость.

Рождество в нашей стране как и во всём мире, является самым радостным и любимым праздником, праздником,полным чудес. Люди стараются более нарядно украсить свои дома, батюшки на приходах украшают храмы, покупают подарки,и всё это для того, чтобы подарить друг — другу радость. Одним из таких ярких моментов праздника является — рождественский вертеп. Ещё в прошлые века люди устраивали представления на рождество, показывая так называемый священный вертеп, рассказывая в действии и изображении о событиях рождественской ночи, полностью изменивших мир.

Вертепы изготавливались мастерскими, так и отдельными людьми из разных материалов. Они всегда имели свой неповторимый вид, но всегда отображали рождественское чудо. Иконописная мастерская АССИСТЪ, старается изготовить рождественские вертепы, всегда по разному, и в каждый священный вертеп добавить немного творческого подхода. Мастерская АССИСТЪ изготавливает вертепы разных размеров, соотнося их с желанием заказчика.

Также можно изготовить отдельно фигуры, и разместить их в самостоятельно изготовленных вертепах, украсив их по своему вкусу. Также можно купить уже готовый, небольшой вертеп и украсить им самый любимый праздник. Большие Рождественские вертепы на Рождество изготавливаются нашей мастерской заранее, корректируя изделие с желанием заказчика(размеры, количество фигур, украшения).

В нашей мастерской вертепы изготавливаются из влагостойких и морозостойких материалов, что позволяет размещать их на уличной территории рядом с храмом или домом, не боясь за качество изделия. Священный вертеп может стать неповторимым украшением рождественского праздника как церковного прихода, так и семейного торжества, и может стать памятным подарком для близких и любимых людей!

Галерея Рождественских вертепов

Вертеп «Рождественская ночь»

Гипсовый камень, состаренное дерево, масленая живопись. Рамповое освещение, искусственная ель, иллюминация. Фигуры левкас, фресковая живопись.Размеры: высота 1м,ширина 80см и глубина 50см. Под заказ. Срок изготовления 4 недели.


Комплект фигур «Рождественский»



Комплект фигур «Рождественский малый комплект»

Живописные фигуры - высота 70 см, длинна около 130 см. масляная, влагостойкая живопись, деревянная основа. Под заказ. Срок изготовления 3 недели.


Фигуры Иконографичные

Рождественские Иконографичные фигуры - высота 100 длинна около 170 см, влагостойкая живопись, деревянная основа. Под заказ. Срок изготовления 3 недели.



Вертеп «Рождественская радость»

Рождественская радость — высота 180 глубина 100 длина 200 см. Вертеп разборный — металлический каркас, состаренное дерево, искусственный камень, живопись- масленая живопись, натуральные и искусственные декоративные элементы. Под заказ. Срок изготовления 4-5 недель.

Рождественская Пещера

Рождественская Пещера» ширина 80 см, высота 60 см, глубина 50 см. Ручная живопись., камень, состаренное дерево, искусственная ель, рампавое освещение, иллюминация.

«Рождественская композиция с аркой»

Композиция с аркой — высота 170 длина 200 см Состаренное дерево, металлический каркас, искусственный камень, масляная живопись. Под заказ. Срок изготовления 3-4 недели.


«Рождественские живописные фигуры»

Рождественские живописные фигуры — высота 130 длинна около 200 см. масляная, влагостойкая живопись, деревянная основа. Под заказ. Срок изготовления 3 недели.


«Фигуры на подставке для декоративного оформления»
Фигуры на подставке для декоративного оформления — высота 140 длина 200 см. Металлический каркас, состаренное дерево, фигуры жестко закреплены, стойки для украшений — ели, деревца и пр. Под заказ. Срок изготовления 3 недели.






В христианстве есть замечательная традиция - в канун Рождества ставить в доме вертеп. К сожалению, в России этот обычай был на время прерван - в связи с революцией 1917 года и последующей антирелигиозной пропагандой, но позже был восстановлен. Католики же никогда не оставляли традицию устанавливать вертепы. Что такое вертеп и какова история его возникновения, вы сможете узнать из этой статьи. Кроме того, в ней изложены особенности устройства вертепных ящиков и основной сюжет спектакля, который разыгрывался в них.

Место рождения Иисуса Христа

На самом деле, вертеп устанавливается не только под Рождество. Это место - величайшая христианская святыня - существует вне зависимости от времени года и находится в Базилике Рождества Христова, что в Вифлееме. Оно известно примерно со II века до нашей эры. Что такое вертеп? Это настоящая пещера, пол которой украшает серебряная звезда, некогда позолоченная и украшенная драгоценными камнями. Внутри звезды есть надпись, гласящая «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». Над звездой висят шестнадцать лампад - они принадлежат разным христианским конфессиям, по несколько на каждую ветвь. Кроме нее, в пещере установлен мраморный престол, где совершают литургию православные и армяне.

Южную часть вертепа занимают Придел яслей, выложенный мрамором, туда Богородица положила Христа сразу после его рождения. Сами Ясли (по сути, кормушка для животных, но Дева Мария использовала их как колыбельку для Младенца) еще в XII веке была увезена в Рим. Рядом с Яслями установлен престол Поклонения Волхвов, принадлежащий католикам.

Именно этот вертеп стал прообразом для многочисленных последующих, которые христиане устанавливают на Рождество в своих домах.

Что такое вертеп?

В переводе со старославянского это слово обозначает пещеру. Это значение слова "вертеп" используют для названия единственной пещеры - ту, где родился Христос. Также у этого слова существуют дополнительные значения, о которых речь пойдет позже - они уже не связаны с Рождеством.

Рукотворный вертеп

Иногда появление рукотворных вертепов приписывают Франциску Ассизскому, создавшему такую живую панораму как напоминание об исконном празднике. Это маловероятно, но в любом случае с XII-XIII века в Европе стали появляться статичные композиции из разнообразных материалов, которые изображали Святое Семейство, ангелов, пастухов и других участников сцены Рождества. Нередко их представляли в условиях, которые соответствовали современности, а не древнеиудейскому быту. Популярны были и мистерии, в которых Рождение Спасителя изображалось в лицах.

Вертеп в России

В России же больший интерес проявляли к театральным вертепам (в Европе они, конечно, существовали, но не были столь популярны). Этим словом назывались как короткие представления на сюжеты Рождества, так и двух- или трехэтажные домики, в которых происходило действо.

Особенно вертепное искусство расцвело к XIX веку. В Петербурге к этому времени даже сложилась династия вертепщиков, семья Колосовых, которые хранили и передавали по наследству секреты рождественских спектаклей (подобные явления встречаются в Европе и сейчас - так, в современном Неаполе есть улица, полная вертепных мастерских). К концу столетия мастера-вертепщики путешествовали по стране - всей России уже было известно, что такое вертеп. Он стал гораздо более светским искусством, нежели прежде, и рождественскую мистерию заканчивала вполне мирская комедия с местным колоритным юмором.

Артисты ходили с ящиками не только в канун Рождества, но и дальше, вплоть до самой Масленицы, а то и до лета. Революция 1917 года оборвала эту традицию, и достаточно скоро устройство вертепов, тексты спектаклей, секреты изготовления кукол забылись вплоть до конца XX века. Восстановлением вертепных ящиков фольклористы под руководством Д. Покровского занялись лишь в 1980-х годах, именно их опыты в итоге взяты за основу возрожденной традиции.

Устройство театрального вертепа

Для того чтобы лучше понять, что такое вертеп, обратимся к его устройству. Как уже было сказано, чаще всего домик-вертеп состоял из двух или трех этажей. Фактически вертеп - это такая маленькая модель Мироздания, мир горний и мир дольний. В верхней части разыгрывались сцены, связанные с рождением Иисуса Христа. Эту половину обклеивали голубой бумагой, в глубине находились ясли, вокруг которых стояли фигурки Святого семейства, волхвов, ангелов и домашних животных.

Нижнюю часть занимал дворец царя Ирода, здесь обычно происходили разные комические ситуации. Эту часть ящика украшали яркой бумагой, на троне сидел сам Ирод. Внизу и вверху ящика были прорези, по которым куклы могли передвигаться вдоль сцены. По бокам находились открывающиеся двери. Куклы не могли переходить с одного яруса на другой.

Кукол чаще всего изготовляли из дерева, иногда - из глины. Их раскрашивали, наряжали в красивые бумажные или тканые одежды и в конце к ним прикрепляли стержни, благодаря которым куклы могли передвигаться по сцене.

В зависимости от размера ящики могли возить на санях, носить на руках или устанавливать стационарно.

Вертепное действо

В основе спектакля лежит сюжет о приходе в наш мир Христа. Когда он рождается, к нему приходят поклониться ангелы и волхвы. Последние позже рассказывают о радостной вести царю Ироду, который в страхе, что новоприбывший в мир Царь рано или поздно отнимет у него власть, приказывает убить младенцев города Вифлеема. К царю приходит Рахиль, плачущая о своих детях, но Ирод не желает слушать просьб о пощаде. Но Ангел спускается с неба, чтобы утешить Рахиль, а царя посещает Смерть, в свою очередь, не слушая его просьб об отсрочке. Смерть велит Черту забрать Ирода в ад, что тот и выполняет. Этот сюжет занимает первую часть представления.

Вторая часть посвящена бытовым юмористическим сценам, которые различаются по длительности и содержанию - в зависимости от местности, где показывается вертепный спектакль. Обычно сюжетом для них служили разрозненные истории, посвященные пляскам или дракам разнообразных колоритных персонажей: цыган, модных барышень, мужиков, евреев, солдат и т. д. Со временем вторая часть спектакля занимала все больше и больше времени, сокращая длительность «серьезной» части, превращая действо в чисто светское развлечение.


Вертеп в Орвьето

В Италии существует древняя традиция перед Рождеством украшать дома вертепами (presepe), изображающими сцены Рождества Христова.
К этому мероприятию семья готовится заранее, покупая фигурки и создавая пещеру, звездное небо и ясли, которые остаются пустыми до 25 декабря.
Ровно в полночь в ясли положат младенца, который будет символизировать Христа.


Вертеп в Риме на площади Витторио Эмануэле II

Начало этой традиции положил святой Франциск Ассизский. В 1223 году в пещере Греччо недалеко от Риети он устроил представление перед верующими, создав живой вертеп. Он велел приготовить ясли, принести сена, привести осла и овец и отслужил мессу. С этого года ни одно Рождество в Италии не обходилось без вертепа.


Вертеп во Флоренции

Сначала вертепы изготавливали для храмов, их делали достаточно большими (например, мраморный вертеп работы Арнольфо ди Камбио, который находится в соборе Санта-Мария-Маджоре в Риме ).
Позже презепе полюбили иезуиты, посчитав, что наглядное изображение будет укреплять веру.
С XIV-XV вв. вертепы стали изготавливать не только монахи, но и ремесленники. Фигурки вырезались из дерева, из ткани шили одежду.


Настоящий рассвет мастерства наступил в XVII в., искусно выполненные фигурки, составляли сложные композиции, которые стали появляться в домах знати.
Самыми роскошными и искусными вертепами считаются неаполитанские. Первый вертеп появился в Неаполе в 1470 году, благодаря братьям Джованни и Пьетро Алеманно. Деревянные фигуры младенца Иисуса, Марии, Иосифа были выполнены в натуральную величину, композиция соответствовала библейскому тексту. В неаполитанских композициях всегда присутствует грот – граница между светом и тьмой, мост – знак перехода, река – символ рождения, крещения и смерти, постоялый двор – признак достатка и человеческое равнодушие.


Позже вертепы стали отражать быт и нравы, моду и обычаи современности. Одежды фигурок шились из дорогой ткани, украшались серебром и золотом.


Но, когда в XVIII-XIX вв. наступил упадок, вертепы опять стали более простыми.
Тем не менее, фигурки для вертепов и декорации до сих пор поражают своим разнообразием и искусностью исполнения. В каждом регионе Италии таинство рождества Христова представляют в соответствии со своими культурными традициями. Вместо пейзажей Вифлеема, здесь господствует природа Италии.
Римские вертепы селят Христа в район Трастевере , где рядом находится траттория и вывешены связки лука.


Маленькие здания похожи на настоящие, в окошках горит свет, женщины готовят обед, ремесленники заняты работой. Часто вертепы бывают не статичными: фигурки движутся благодаря механизмам, вода журчит, а в небе загорается звезда-лампочка.




Разыгрывать театрализованные, т.е. «живые» вертепы является чисто итальянской традицией, которая насчитывает ни одно столетие.
Один из самых известных в Италии «живых» рождественских вертепов можно увидеть в Греччо в храме Франциска. Здесь разыгрывается шесть сцен, повествующих о том, как Святой Франциск создавал свой первый вертеп.
Весь город превращается в живые декорации, на фоне которых появляются герои в костюмах времен Франциска Ассизского.

В городе Дженга (Genga) в регионе Марке разворачивается самый большой в мире театрализованный рождественский вертеп. Его устраивают в одной из пещер ущелья Фразасси. Впервые он был показан в 1981 году, и с тех пор ежегодно проходит два представление: 26 декабря в праздник Святого Стефано и 6 января на Благовещенье. В вертепе принимают участие 300 человек, которые воссоздают сценки, напоминающие о быте и традициях этой территории прежних времен.

Сицилия славится своими «живыми» рождественскими вертепами, из них самым известным является тот, что проходит в городе Кустоначи (Трапани). Представление разворачивается в известняковой пещере Гротта Манджапане, где селились люди со времен палеолита. Борго Скурати превращается в сказочное место, наполненный рождественскими мелодиями.

В Марконе (провинция Беневенто, Кампания) можно увидеть одно из самых известных итальянских рождественских представлений. Старинный городок, расположенный на склоне горы, похож на Святую Землю и практически не нуждается в дополнительных декорациях. Официально праздничное представление называется «Вертеп в вертепе» и состоит из двух актов. Сначала зрители окунаются в изысканную атмосферу исторического центра городка, где перед ними разворачиваются сцены, посвященные старинным ремеслам. Пройдя через весь город по рождественскому маршруту, зрители выходят через ворота Порта Сан Марко, и перед ними открывается потрясающий вид на окрестности, где разыгрывают вторую часть действа – сценки Рождества Христова, начиная с Благовещенья до самого Рождества и поклонения волхвов, которые появляются, освещенные сотнями факельных огней и ярким пламенем знаменитых факелов «ндоче» из Аньоне.

Традиционно в период Рождества в городе Матера библейские события разворачиваются на фоне улиц и домов в самом центре квартала Сассо Баризано в районе Сасси-ди-Матера. Перед зрителями предстают семь живых картин, связанных с темой Рождества Господня: благовещение, рынок, демонстрация старинных ремесел, встреча Марии и Елизаветы, двор Ирода, Рождество Христа. Сценки разыгрываются в пяти местах квартала Сассо Баризано (три в зарытых помещениях и две под открытым небом) с использованием фрагментов фильмов о жизни Христа, снятых в разное время в Матере.

Сказочно-красивый вертеп проходит в городе Триказе (Апулия). Рождественские сценки разворачиваются на холме Монте Орко, где загорается несколько тысяч огоньков, освещая ремесленников и крестьян. На самой вершине холма расположены ясли Младенца Христа.

… в древние времена на Руси жили люди, посвятившее свою жизнь непростому делу - славословить Христа. В Рождественский Сочельник они ходили от дома к дому, пели песни и рассказывали проникновенные религиозные стихи, в которых отображались события Рождения Иисуса. Иногда рассказы дополняли инсценировками, сделанными с помощью резных фигурок маленького переносного театра - вертепа. Так что же такое вертеп, и откуда он пришел в Россию?

История возникновения Рождественского Вертепа

Корни традиции устраивать религиозные представления следует искать на Западе. Причем - в глубокой древности. Первая рождественская мистерия была разыграна в 1V веке во время хода церковного богослужения. И предназначение ее отвечало жестким реалиям мира, в котором только лишь происходило становление христианства как массовой религии. Дело в том, что на территории многих стран, где на государственном уровне уже было провозглашено христианство, по-прежнему в глухих углах процветало многобожие и язычество. Причем, многие языческие праздники (у кельтов, друидов и др.) совпадали во времени с христианским Рождеством. Чтобы укрепить главенство веры во Христа над другими религиями, римские и греческие священники проводили во время всенощного Рождественского богослужения обряд-мистерию «Поклонение пастырей».

Для него, на мраморном столике над главным престолом устраивали ясли с младенцем, над которыми возвышалась статуя (икона) Девы Марии. Пять старших священников изображали из себя Вифлеемских пастырей, у входа в алтарь. Пастыри вели между собой неспешную тихую беседу, как вдруг к ним являлся ангел (мальчик из хора, в белых одеждах) и извещал о рождении Спасителя. Пастыри спешили пройти в алтарь, но им дорогу преграждали две женщины (каноники, их изображавшие), которые, согласно Библейской истории, были при Деве Марии в момент рождения Иисуса Христа. Они спрашивали: «Кого ищете в яслях, пастыри?» - «Мы ищем, - отвечали они, - Спасителя Христа». Женщины отдергивали завесу, и, указывая на статую Младенца Иисуса, говорили: «Вот он - этот Младенец со своей Матерью». Пастыри преклонялись перед Младенцем, возвеличивали Деву Марию и начинали торжественную обедню во славу прихода на землю Спасителя.

Вот эта древняя мистерия и получила название «Вертепного действа». Впервые на Руси «вертеп» разыграли в Западной Украине (куда, в свою очередь, традиция пришла с Польши).

Что являет собой кукольный вертеп?

Что же касается кукольных рождественских мистерий, то первое историческое свидетельство о них датировано 16 веком. Именно с 16 века в Европе формирование рождественского Вертепа стало своеобразным индикатором уровня мастерства, как для архитекторов, скульпторов и столяров (которые работали над созданием образов), так и для поэтов, музыкантов, священнослужителей (творивших сценарии религиозных представлений).

Что характерно, в каждой стране миниатюрный божественный уголок и рождественское представление вокруг него называют по-разному. Например, в России и Украине это «вертеп», в Польше - «шопка», в Белоруссии - «батлейка». Не зависимо от названия, в сути своей это миниатюрный переносной ящик из тонкого ДСП или плотного картона. Внешне он похож на домик (в один, или два этажа). В верхней части показывали религиозные представления, в нижней - разыгрывали бытовые рождественские сценки и интермедии.

Божественную, верхнюю часть вертепа («небо») оклеивали голубой бумагой и декорировали библейскими рисунками Рождества.

Нижнюю (земную) часть оклеивали яркой цветной бумагой или блестящей фольгой. Посреди «Земли» («Дворца») стоял трон, на котором сидел царь Ирод. Днище театрального ящичка было сделано таким образом, что кукловод легко мог манипулировать фигурками участников священного действа. Справа и слева и верхней и нижней части были дверцы, сквозь которые «приходили» и «уходили» герои кукольного представления.

Кукол чаще всего делали из дерева. Но изредка можно было увидеть и глиняные статуэтки, раскрашенные яркими блестящими красками и наряженные в одежду из бумаги или ткани. В основном, в России куклы закреплялись на палки и устанавливались в прорези дна театрального домика. Но, например, в Бельгии, можно было увидеть участников таинства Рождества и в форме марионеток на проволоке.

Рождественский вертеп в разных странах

В мире существует очень хорошая и красивая традиция: во многих храмах в дни Адвента устраивают целые международные экспозиции рождественских яслей. Вот, например, в римской базилике Санта-Мария-дель-Пополо в этом году все желающие могли увидеть целых 169 композиций, выполненных в различных техниках и с разных материалов. Дерево, стекло, песок, бумага, камень, даже макароны можно использовать, в очередной раз, повествуя миру о чудесном и долгожданном событии - приходе спасителя на Землю.

Рождественский вертеп в Провансе, Франция

Французский вертеп можно узнать среди тысяч других по одной маленькой, но очень яркой характерной особенности. Все фигурки героев расписаны вручную и сделаны в терракотовом цвете. Статуэтки святых для вертепа называют тут Santons.

Рождественский вертеп в Германии, Австрии, Италии

В этих европейских странах свято хранят древнюю традицию - вырезают фигурки участников рождественской мистерии из дерева. Иногда - вскрывают лаком, иногда - сохраняют природную структуру дерева. Отличительная черта - аромат. Фигурки пахнут ладаном, мускусом, цветочным маслом.

В Великобритании вообще издревле существует традиция печь к рождественскому столу круглый хлебец, а внутрь класть сладкую фигурку младенца Иисуса. Величественную мистерию в Сочельник разыгрывают, тоже используя сахарные (или шоколадные) статуэтки.

Рождественский вертеп в Мексике, США

Ясли (рождественский вертеп) стран Северной Америки отличаются от европейских пышностью, вычурностью, тонкостью работы. Фигурки здесь изготовляют из нежного фаянса, инкрустируют драгоценными камнями и украшают ручной росписью.

Рождественский вертеп в Японии

Особенность японского рождественского вертепа в том, что все персонажи Священной истории не имеют лиц. Фигурки одеты в колоритные и яркие национальные японские костюмы из ткани, но у них отсутствуют глаза, рот, уши. Секрет кроется в древней японской философии: куклы без лиц лишены возможности воспринимать мир внешними органами чувств. Зато у них широко открыты глаза духовные. Они воспринимают сердцем все происходящее, а от того - более искренны в своем отношении к родившемуся Иисусу.

О Рождественской мистерии

Как правило, рождественская мистерия по своей структуре делится на два акта: творческий рассказ о событиях Великой ночи Рождества и светская народная постановка, основанная на традициях, обрядах, рождественских верованиях каждого, отдельно взятого народа. И для подобных светских пьес тоже изготовляют персонажей. Например, в Испании, для того, чтобы показать зрителям рождественское представление, изготовляют около двух тысяч фигурок героев первого, второго плана и декораций.

И знаете, меня больше всего поразило даже не изобилие персонажей в такой постановке. Нет! Удивительнее всего, что к каждому новому Рождеству художники, скульпторы и сценаристы готовят новое повествование! И, соответственно, делают тысячи новых фигурок. Хотя, во многих европейских, американских, и даже восточных семьях существует традиция изготовления собственного рождественского вертепа. В основном, это делают дети, читая при этом вслух Святое Писание. Материал для такого вертепа - простейший. Цветная бумага, кусочки ткани, картон, клей и карандаши. А еще - фольга из-под конфет, оберточная бумага для цветов, ячейки коробок из яиц.

Деревянный ящик-основание для вертепа можно заменить старым, картонным. Верх его покрасить синей гуашью (небо), и сделать крупные белые точки (звезды). Низ - усыпать полосками бумаги или настоящим сеном. При изготовлении вертепа главное не материал, а то, с каким сердцем и верой он будет сделан! Как он будет выглядеть совсем не важно! Главное та информация, та Благая Весть, которую вы хотите посредством рождественской постановки донести до вашего слушателя и зрителя! И то искреннее сердце, которым он ее воспримет! Творите Благую Весть! Создавайте Рождественские вертепы! Пусть в вашем празднике будет благодатное зерно истинной радости Рождества!