Open
Close

Фридрих гегель основные идеи. Биография гегеля

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Макс Фрай - литературный псевдоним двух авторов - Светланы Мартынчик и Игоря Стёпина . В серии «Лабиринты Ехо », «Хроники Ехо» и «Сновидения Ехо» входят около 40 повестей, где от первого лица рассказывается о приключениях обычного, на первый взгляд, молодого человека, который резко меняет свою жизнь, дав согласие на предложение своего нового знакомого из снов - переехать в другой мир и поступить к нему на службу. Таким образом, Макс Фрай является и псевдонимом , и главным действующим лицом. Некоторые причины, по которым главный герой является одновременно и автором книг, раскрываются позже.

Макс Фрай как литературный псевдоним

Раскрытие псевдонима

Изначально имена настоящих авторов не афишировались, хотя на книгах Максима Фрая (вначале имя писалось полностью), вышедших в издательстве «Азбука», стоял копирайт Стёпина и Мартынчик. В 2001 году на записи телепередачи «Ночная смена» Дмитрий Дибров назвал настоящее имя Светланы и что она является реальным автором книг «культового писателя» Макса Фрая. Примерно в это же время директор издательства «Азбука» Максим Крютченко пытался зарегистрировать «Макса Фрая» как торговую марку своего издательства. В результате возникшего скандала Макс Фрай перестал сотрудничать с «Азбукой» и перешёл к сотрудничеству с издательством «Амфора» .

После истории с раскрытием псевдонима следующая книга Макса Фрая «Энциклопедия мифов» получила подзаголовок «Подлинная история Макса Фрая, автора и персонажа».

В настоящее время под псевдонимом «Макс Фрай» пишет в основном Светлана Мартынчик, без соавтора.

Сотрудничество с издательством «Амфора»

Начавшееся в 2000 году сотрудничество Макса Фрая с издательством «Амфора » оказалось весьма плодотворным: кроме выпуска книг про сэра Макса и других фантастических романов, был начат совместный проект «Фрам» , название которого сложилось из слов «Фрай» и «Амфора». Проект просуществовал 10 лет.

Сотрудничество с издательством «АСТ»

С 2014 года книги Макса Фрая, а также составленные им сборники рассказов издаёт «АСТ ».

Награды и премии

Описание литературного персонажа

В «Предисловии правообладателей», предваряющем издание первого тома «Лабиринт» (издательство «Азбука», 1996 год) имеется сцена, где персонаж по имени Макс передаёт Стёпину и Мартынчик некие рукописи, при этом Макс указывает на этикетку безалкогольного напитка с надписью «alkohol frei», утверждая «вот так и пишется моя фамилия».

Сюжет циклов «Лабиринты Ехо» и «Хроники Ехо» построен на приключениях Сэра Макса преимущественно в городе Ехо (Практически в Сердце Мира), где он служит в Малом тайном сыскном войске - организации, занимающейся контролем за использованием магии в соответствии с Кодексом Хрембера и борьбой с совершаемыми с её помощью преступлениями. В «Хрониках Ехо», продолжении цикла «Лабиринты Ехо», действие происходит в Городе в Горах (Шамхуме), созданном Сэром Максом на окраинах Кеттари. Каждая книга этой серии содержит одну рассказанную историю из жизни сотрудников Тайного Сыска.

м

Отрывок, характеризующий Макс Фрай

Qui eut le triple talent,
De boire, de battre,
Et d"etre un vert galant…
[Имевший тройной талант,
пить, драться
и быть любезником…]
– A ведь тоже складно. Ну, ну, Залетаев!..
– Кю… – с усилием выговорил Залетаев. – Кью ю ю… – вытянул он, старательно оттопырив губы, – летриптала, де бу де ба и детравагала, – пропел он.
– Ай, важно! Вот так хранцуз! ой… го го го го! – Что ж, еще есть хочешь?
– Дай ему каши то; ведь не скоро наестся с голоду то.
Опять ему дали каши; и Морель, посмеиваясь, принялся за третий котелок. Радостные улыбки стояли на всех лицах молодых солдат, смотревших на Мореля. Старые солдаты, считавшие неприличным заниматься такими пустяками, лежали с другой стороны костра, но изредка, приподнимаясь на локте, с улыбкой взглядывали на Мореля.
– Тоже люди, – сказал один из них, уворачиваясь в шинель. – И полынь на своем кореню растет.
– Оо! Господи, господи! Как звездно, страсть! К морозу… – И все затихло.
Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем то радостном, но таинственном перешептывались между собой.

Х
Войска французские равномерно таяли в математически правильной прогрессии. И тот переход через Березину, про который так много было писано, была только одна из промежуточных ступеней уничтожения французской армии, а вовсе не решительный эпизод кампании. Ежели про Березину так много писали и пишут, то со стороны французов это произошло только потому, что на Березинском прорванном мосту бедствия, претерпеваемые французской армией прежде равномерно, здесь вдруг сгруппировались в один момент и в одно трагическое зрелище, которое у всех осталось в памяти. Со стороны же русских так много говорили и писали про Березину только потому, что вдали от театра войны, в Петербурге, был составлен план (Пфулем же) поимки в стратегическую западню Наполеона на реке Березине. Все уверились, что все будет на деле точно так, как в плане, и потому настаивали на том, что именно Березинская переправа погубила французов. В сущности же, результаты Березинской переправы были гораздо менее гибельны для французов потерей орудий и пленных, чем Красное, как то показывают цифры.
Единственное значение Березинской переправы заключается в том, что эта переправа очевидно и несомненно доказала ложность всех планов отрезыванья и справедливость единственно возможного, требуемого и Кутузовым и всеми войсками (массой) образа действий, – только следования за неприятелем. Толпа французов бежала с постоянно усиливающейся силой быстроты, со всею энергией, направленной на достижение цели. Она бежала, как раненый зверь, и нельзя ей было стать на дороге. Это доказало не столько устройство переправы, сколько движение на мостах. Когда мосты были прорваны, безоружные солдаты, московские жители, женщины с детьми, бывшие в обозе французов, – все под влиянием силы инерции не сдавалось, а бежало вперед в лодки, в мерзлую воду.
Стремление это было разумно. Положение и бегущих и преследующих было одинаково дурно. Оставаясь со своими, каждый в бедствии надеялся на помощь товарища, на определенное, занимаемое им место между своими. Отдавшись же русским, он был в том же положении бедствия, но становился на низшую ступень в разделе удовлетворения потребностей жизни. Французам не нужно было иметь верных сведений о том, что половина пленных, с которыми не знали, что делать, несмотря на все желание русских спасти их, – гибли от холода и голода; они чувствовали, что это не могло быть иначе. Самые жалостливые русские начальники и охотники до французов, французы в русской службе не могли ничего сделать для пленных. Французов губило бедствие, в котором находилось русское войско. Нельзя было отнять хлеб и платье у голодных, нужных солдат, чтобы отдать не вредным, не ненавидимым, не виноватым, но просто ненужным французам. Некоторые и делали это; но это было только исключение.
Назади была верная погибель; впереди была надежда. Корабли были сожжены; не было другого спасения, кроме совокупного бегства, и на это совокупное бегство были устремлены все силы французов.
Чем дальше бежали французы, чем жальче были их остатки, в особенности после Березины, на которую, вследствие петербургского плана, возлагались особенные надежды, тем сильнее разгорались страсти русских начальников, обвинявших друг друга и в особенности Кутузова. Полагая, что неудача Березинского петербургского плана будет отнесена к нему, недовольство им, презрение к нему и подтрунивание над ним выражались сильнее и сильнее. Подтрунивание и презрение, само собой разумеется, выражалось в почтительной форме, в той форме, в которой Кутузов не мог и спросить, в чем и за что его обвиняют. С ним не говорили серьезно; докладывая ему и спрашивая его разрешения, делали вид исполнения печального обряда, а за спиной его подмигивали и на каждом шагу старались его обманывать.
Всеми этими людьми, именно потому, что они не могли понимать его, было признано, что со стариком говорить нечего; что он никогда не поймет всего глубокомыслия их планов; что он будет отвечать свои фразы (им казалось, что это только фразы) о золотом мосте, о том, что за границу нельзя прийти с толпой бродяг, и т. п. Это всё они уже слышали от него. И все, что он говорил: например, то, что надо подождать провиант, что люди без сапог, все это было так просто, а все, что они предлагали, было так сложно и умно, что очевидно было для них, что он был глуп и стар, а они были не властные, гениальные полководцы.
В особенности после соединения армий блестящего адмирала и героя Петербурга Витгенштейна это настроение и штабная сплетня дошли до высших пределов. Кутузов видел это и, вздыхая, пожимал только плечами. Только один раз, после Березины, он рассердился и написал Бенигсену, доносившему отдельно государю, следующее письмо:
«По причине болезненных ваших припадков, извольте, ваше высокопревосходительство, с получения сего, отправиться в Калугу, где и ожидайте дальнейшего повеления и назначения от его императорского величества».
Но вслед за отсылкой Бенигсена к армии приехал великий князь Константин Павлович, делавший начало кампании и удаленный из армии Кутузовым. Теперь великий князь, приехав к армии, сообщил Кутузову о неудовольствии государя императора за слабые успехи наших войск и за медленность движения. Государь император сам на днях намеревался прибыть к армии.
Старый человек, столь же опытный в придворном деле, как и в военном, тот Кутузов, который в августе того же года был выбран главнокомандующим против воли государя, тот, который удалил наследника и великого князя из армии, тот, который своей властью, в противность воле государя, предписал оставление Москвы, этот Кутузов теперь тотчас же понял, что время его кончено, что роль его сыграна и что этой мнимой власти у него уже нет больше. И не по одним придворным отношениям он понял это. С одной стороны, он видел, что военное дело, то, в котором он играл свою роль, – кончено, и чувствовал, что его призвание исполнено. С другой стороны, он в то же самое время стал чувствовать физическую усталость в своем старом теле и необходимость физического отдыха.
29 ноября Кутузов въехал в Вильно – в свою добрую Вильну, как он говорил. Два раза в свою службу Кутузов был в Вильне губернатором. В богатой уцелевшей Вильне, кроме удобств жизни, которых так давно уже он был лишен, Кутузов нашел старых друзей и воспоминания. И он, вдруг отвернувшись от всех военных и государственных забот, погрузился в ровную, привычную жизнь настолько, насколько ему давали покоя страсти, кипевшие вокруг него, как будто все, что совершалось теперь и имело совершиться в историческом мире, нисколько его не касалось.
Чичагов, один из самых страстных отрезывателей и опрокидывателей, Чичагов, который хотел сначала сделать диверсию в Грецию, а потом в Варшаву, но никак не хотел идти туда, куда ему было велено, Чичагов, известный своею смелостью речи с государем, Чичагов, считавший Кутузова собою облагодетельствованным, потому что, когда он был послан в 11 м году для заключения мира с Турцией помимо Кутузова, он, убедившись, что мир уже заключен, признал перед государем, что заслуга заключения мира принадлежит Кутузову; этот то Чичагов первый встретил Кутузова в Вильне у замка, в котором должен был остановиться Кутузов. Чичагов в флотском вицмундире, с кортиком, держа фуражку под мышкой, подал Кутузову строевой рапорт и ключи от города. То презрительно почтительное отношение молодежи к выжившему из ума старику выражалось в высшей степени во всем обращении Чичагова, знавшего уже обвинения, взводимые на Кутузова.
Разговаривая с Чичаговым, Кутузов, между прочим, сказал ему, что отбитые у него в Борисове экипажи с посудою целы и будут возвращены ему.
– C"est pour me dire que je n"ai pas sur quoi manger… Je puis au contraire vous fournir de tout dans le cas meme ou vous voudriez donner des diners, [Вы хотите мне сказать, что мне не на чем есть. Напротив, могу вам служить всем, даже если бы вы захотели давать обеды.] – вспыхнув, проговорил Чичагов, каждым словом своим желавший доказать свою правоту и потому предполагавший, что и Кутузов был озабочен этим самым. Кутузов улыбнулся своей тонкой, проницательной улыбкой и, пожав плечами, отвечал: – Ce n"est que pour vous dire ce que je vous dis. [Я хочу сказать только то, что говорю.]
В Вильне Кутузов, в противность воле государя, остановил большую часть войск. Кутузов, как говорили его приближенные, необыкновенно опустился и физически ослабел в это свое пребывание в Вильне. Он неохотно занимался делами по армии, предоставляя все своим генералам и, ожидая государя, предавался рассеянной жизни.
Выехав с своей свитой – графом Толстым, князем Волконским, Аракчеевым и другими, 7 го декабря из Петербурга, государь 11 го декабря приехал в Вильну и в дорожных санях прямо подъехал к замку. У замка, несмотря на сильный мороз, стояло человек сто генералов и штабных офицеров в полной парадной форме и почетный караул Семеновского полка.
Курьер, подскакавший к замку на потной тройке, впереди государя, прокричал: «Едет!» Коновницын бросился в сени доложить Кутузову, дожидавшемуся в маленькой швейцарской комнатке.
Через минуту толстая большая фигура старика, в полной парадной форме, со всеми регалиями, покрывавшими грудь, и подтянутым шарфом брюхом, перекачиваясь, вышла на крыльцо. Кутузов надел шляпу по фронту, взял в руки перчатки и бочком, с трудом переступая вниз ступеней, сошел с них и взял в руку приготовленный для подачи государю рапорт.
Беготня, шепот, еще отчаянно пролетевшая тройка, и все глаза устремились на подскакивающие сани, в которых уже видны были фигуры государя и Волконского.
Все это по пятидесятилетней привычке физически тревожно подействовало на старого генерала; он озабоченно торопливо ощупал себя, поправил шляпу и враз, в ту минуту как государь, выйдя из саней, поднял к нему глаза, подбодрившись и вытянувшись, подал рапорт и стал говорить своим мерным, заискивающим голосом.
Государь быстрым взглядом окинул Кутузова с головы до ног, на мгновенье нахмурился, но тотчас же, преодолев себя, подошел и, расставив руки, обнял старого генерала. Опять по старому, привычному впечатлению и по отношению к задушевной мысли его, объятие это, как и обыкновенно, подействовало на Кутузова: он всхлипнул.
Государь поздоровался с офицерами, с Семеновским караулом и, пожав еще раз за руку старика, пошел с ним в замок.
Оставшись наедине с фельдмаршалом, государь высказал ему свое неудовольствие за медленность преследования, за ошибки в Красном и на Березине и сообщил свои соображения о будущем походе за границу. Кутузов не делал ни возражений, ни замечаний. То самое покорное и бессмысленное выражение, с которым он, семь лет тому назад, выслушивал приказания государя на Аустерлицком поле, установилось теперь на его лице.
Когда Кутузов вышел из кабинета и своей тяжелой, ныряющей походкой, опустив голову, пошел по зале, чей то голос остановил его.
– Ваша светлость, – сказал кто то.
Кутузов поднял голову и долго смотрел в глаза графу Толстому, который, с какой то маленькою вещицей на серебряном блюде, стоял перед ним. Кутузов, казалось, не понимал, чего от него хотели.
Вдруг он как будто вспомнил: чуть заметная улыбка мелькнула на его пухлом лице, и он, низко, почтительно наклонившись, взял предмет, лежавший на блюде. Это был Георгий 1 й степени.

На другой день были у фельдмаршала обед и бал, которые государь удостоил своим присутствием. Кутузову пожалован Георгий 1 й степени; государь оказывал ему высочайшие почести; но неудовольствие государя против фельдмаршала было известно каждому. Соблюдалось приличие, и государь показывал первый пример этого; но все знали, что старик виноват и никуда не годится. Когда на бале Кутузов, по старой екатерининской привычке, при входе государя в бальную залу велел к ногам его повергнуть взятые знамена, государь неприятно поморщился и проговорил слова, в которых некоторые слышали: «старый комедиант».
Неудовольствие государя против Кутузова усилилось в Вильне в особенности потому, что Кутузов, очевидно, не хотел или не мог понимать значение предстоящей кампании.
Когда на другой день утром государь сказал собравшимся у него офицерам: «Вы спасли не одну Россию; вы спасли Европу», – все уже тогда поняли, что война не кончена.
Один Кутузов не хотел понимать этого и открыто говорил свое мнение о том, что новая война не может улучшить положение и увеличить славу России, а только может ухудшить ее положение и уменьшить ту высшую степень славы, на которой, по его мнению, теперь стояла Россия. Он старался доказать государю невозможность набрания новых войск; говорил о тяжелом положении населений, о возможности неудач и т. п.
При таком настроении фельдмаршал, естественно, представлялся только помехой и тормозом предстоящей войны.
Для избежания столкновений со стариком сам собою нашелся выход, состоящий в том, чтобы, как в Аустерлице и как в начале кампании при Барклае, вынуть из под главнокомандующего, не тревожа его, не объявляя ему о том, ту почву власти, на которой он стоял, и перенести ее к самому государю.
С этою целью понемногу переформировался штаб, и вся существенная сила штаба Кутузова была уничтожена и перенесена к государю. Толь, Коновницын, Ермолов – получили другие назначения. Все громко говорили, что фельдмаршал стал очень слаб и расстроен здоровьем.
Ему надо было быть слабым здоровьем, для того чтобы передать свое место тому, кто заступал его. И действительно, здоровье его было слабо.
Как естественно, и просто, и постепенно явился Кутузов из Турции в казенную палату Петербурга собирать ополчение и потом в армию, именно тогда, когда он был необходим, точно так же естественно, постепенно и просто теперь, когда роль Кутузова была сыграна, на место его явился новый, требовавшийся деятель.

Начнём с маленького сюрприза, который, правда, сейчас, в 2015 году, наверное, уже ни для кого и не сюрприз. Макс Фрай – не писатель. И даже не писательница. И мы не пытаемся сейчас как-то принизить литературную составляющую всех его (или её) книг. Просто Макс Фрай – это центральный персонаж, а заодно и рассказчик (от его лица практически всегда ведётся повествование) во всех книгах таких популярных циклов как «Лабиринты Ехо», «Хроники Ехо» и «Сновидения Ехо». Поэтому и в качестве автора на всех обложках, к которым уже давным-давно привыкли все книжные магазины страны, указаны именно его имя и, с позволения сказать, фамилия.

А в нашем с вами, реальном, мире пишут за Макса Фрая замечательные Светлана Мартынчик и Игорь Стёпин. Последнее время, правда, госпожа Мартынчик пишет одна, без соавторов, потому у более молодых читателей, именно её имя прежде всего ассоциируется со всеми книгами, вышедшими из-под пера Макса Фрая. Мы, в свою очередь, не открыли тут ничего нового, так как псевдоним был рассекречен официально Дмитрием Дибровым (такой известный наш телеведущий) ещё в 2001 году. Причём без серьёзного литературного скандала с участием знаменитого издательства «Азбука» не обошлось. Подробности ищите в сети.

В цикле «Лабиринты Ехо» восемь частей (в каждой ещё по несколько (до восьми, в частности, в первой)), как и в «Хрониках Ехо». В самых свежих, выходящих с 2014 года «Сновидениях Ехо» того гляди выйдет третья часть, на которую многие наши интернет-магазины активно принимают предзаказы (ситуация на январь 2015 года).

Если резюмировать, то прочесть все книги автора «Макс Фрай» (да, именно так сформулируем) стоит тем, кому хочется погрузиться в удивительные миры с головой, да ещё и надолго. Потраченный время, силы и деньги однозначно будут того стоить.

Библиография

1997 - Идеальный роман
1999 - Идеальный роман, новая редакция
2001 - Книга непристойностей
2002 - Книга извращений
2003 - Книга врак Соавтор: Сергей Красиков
2003 - Книга вымышленных миров
2003-2010 - Русские инородные сказки. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ,8
2004 - прозаК
2006 - 78. Антология
2006 - Пять имен — I
2006 - Пять имен — II
2006 - Секреты и сокровища. 37 лучших рассказов 2005 года
2007 - Уксус и крокодилы. 38 лучших рассказов 2006 года
2007 - триП Путешествие с тремя пересадками
2008 - Беглецы и чародеи. 39 лучших рассказов 2007 года
2008 - Книга страха
2008 - Кофейная книга
2008 - Куда исчез Филимор? Тридцать восемь ответов на загадку сэра Артура Конан Дойла
2008 - Чайная книга
2009 - Вавилонский голландец
2009 - Праздничная книга. Июль-январь
2009 - Праздничная книга. Январь-июль
2009 - Шкафы и скелеты
2009 - Ключ из жёлтого металла
2009 - Большая телега
2010 - Одна и та же книга
2010 - Живые и прочие. 41 лучший рассказ 2009 года
2011 - В смысле
2011 - Здесь был ФРАМ
2012 - Первая линия: избранные рассказы
2012 - Вторая линия: избранные рассказы
2012 - Сказки старого Вильнюса. Том 1
2012 - Сказки старого Вильнюса. Том 2
2014 - Сказки старого Вильнюса. Том 3
2014 - Ветры, ангелы и люди
2014 - НяпиZдинг Сэнсэе
2015 - О любви и смерти
2015 - Сказки старого Вильнюса. Том 4

Порядок чтения

Цикл книг «Лабиринты Ехо»

«Чужак (Лабиринт)» (1996)

  1. Предисловие (1996)
  2. Дебют в Ехо (1996)
  3. Джуба Чебобарго и другие милые люди (1996)
  4. Камера № 5-хох-ау (1996)
  5. Чужак (1996)
  6. Король Банджи (1996)
  7. Жертвы обстоятельств (1996)
  8. Путешествие в Кеттари (1996)

«Волонтёры Вечности» (1997)

  1. Магахонские лисы (1997)
  2. Корабль из Арвароха и другие неприятности (1997)
  3. Очки Бакки Бугвина (1997)
  4. Волонтеры вечности (1997)

«Простые волшебные вещи» (1997)

  1. Тень Гугимагона (1997)
  2. Простые волшебные вещи (1997)

«Вершитель (книга) или Темная сторона (в другом издании)» (1997)

  1. Тёмные вассалы Гленке Тавала (1997)
  2. Дорот — повелитель манухов (1997)

«Наваждения» (1997)

  1. Зеленые воды Ишмы (1997)
  2. Сладкие грезы Гравви (1997)

«Власть несбывшегося» (1998)

  1. Возвращение Угурбадо (1998)
  2. Гугландские топи (1998)

«Болтливый мертвец» (1999)

  1. Тайна клуба дубовых листьев (1999)
  2. Болтливый мертвец (1999)
  3. Наследство для Лонли-Локли (1999)
  4. Книга огненных страниц (1999)

«Лабиринт Мёнина» (2000)

  1. Белые камни Харумбы (2000)
  2. Лабиринт Мёнина (2000)
  3. Тихий город (2000)
  4. Эпилог (2000)

Цикл книг «Мой Рагнарёк»

  1. Гнёзда химер. Хроники Овётганны (редакторская версия) (1997) / Гнёзда химер. Хроники Хугайды (авторская версия) (1999)
  2. Мой Рагнарёк (1998)

Цикл книг «Хроники Ехо»

  1. «Хроники Ехо» (2004)
    1. Чуб земли. История, рассказанная сэром Максом из Ехо
    2. Туланский детектив. История, рассказанная леди Меламори Блимм
  2. «Хроники Ехо 2»
    1. Властелин Морморы. История, рассказанная сэром Джуффином Халли (2005)
  3. «Хроники Ехо 3»
    1. Неуловимый Хабба Хэн. История, рассказанная сэром Максом из Ехо (2005)
  4. «Хроники Ехо 4»
    1. Ворона на мосту. История, рассказанная сэром Шурфом Лонли-Локли (2006)
  5. «Хроники Ехо 5»
    1. Горе господина Гро. История, рассказанная сэром Кофой Йохом (2007)
  6. «Хроники Ехо 6»
    1. Обжора-Хохотун. История, рассказанная сэром Мелифаро (2010)
  7. «Хроники Ехо 7»
    1. Дар Шаванахолы. История, рассказанная сэром Максом из Ехо (2011)
  8. «Хроники Ехо 8 (Последняя из Хроник Ехо)»
    1. Тубурская игра. История, рассказанная Нумминорихом Кутой (2013)

Цикл книг «Сновидения Ехо»

  1. Мастер ветров и закатов (2014)
  2. Слишком много кошмаров (2015)
  3. Вся правда о нас (2015)

Цикл книг "Накхи"

  1. Энциклопедия Мифов — Первый том от «А» до «К» (2002)
  2. Энциклопедия Мифов — Второй том от «Л» до «Я» (2002)
  3. Жалобная книга (2003)
ТОП-10 книг Макс Фрай

99 р
Макс Фрай В этой книге сэр Мелифаро из Ехо расскажет историю о том, как он стал Тайным сыщиком, о смешливом призраке, о господине Королевском парфюмере, о воспитании разумной посуды, о самом чудовищном человеке в Соединенном Королевстве и других, не менее интересных вещах....

266 р
Макс Фрай Самый популярный автор начала ХХI века Макс Фрай дарит своим поклонникам новую серию книг! Таким образом, МАСТЕР ВЕТРОВ И ЗАКАТОВ - первая книга новой серии Макса Фрая "Сновидения ЕХО", которая раскроет ранее неизвестные стороны жизни сэра Макса из Тайного Сыска города Ехо. Сэр Макс, сидя в башне на крыше Мохнатого Дома, затягивает читателей в новый круговорот приключений и загадок, магии и колдов...

298 р
Макс Фрай Чужак - первый том из цикла книг ЛАБИРИНТЫ ЕХО самого читаемого автора начала ХХI века Макса Фрая. Если вы взяли в руки эту книгу, будьте готовы отправиться в самое захватывающее путешествие своей жизни, полное опасностей и приключений. Причем, надолго! Ведь вы попадете в волшебный мир Лабиринтов Ехо, названный так в честь крупнейшего города могущественнейшего королевства. В Ехо не действуют закон...

298 р
Макс Фрай ВОЛОНТЕРЫ ВЕЧНОСТИ - второй том из цикла "Лабиринты Ехо" Макса Фрая, уже давно и надежно ставшего легендой. В этой книге бесстрашный сэр Макс продолжает вести расследования загадочных историй, происходящих в волшебном мире Лабиринтов Ехо - мира, названный так в честь крупнейшего города могущественнейшего королевства. На этот раз сэру Максу удастся обезвредить банду разбойников, поселившихся в Мага...

278 р
Макс Фрай Простые волшебные вещи - это такая разновидность магических артефактов. Сделанные вдали от Сердца Мира как простые талисманы, пригодные скорее для спокойствия своего владельца, чем для дела, попадая в Ехо, они внезапно обретают большую силу и удивительные, часто непредсказуемые свойства. Иногда сэр Макс чувствует себя такой же "простой волшебной вещью", от которой никогда не знаешь, чего ожидать. ...

Светлана Юрьевна Мартынчик (род. 1965, Одесса) — современный писатель и художник.

Известна как автор литературных произведений, обзоров и рецензий, опубликованных под именем Макса Фрая , и как ведущая радиопередачи. Некоторые ранние произведения, издававшиеся под именем Макса Фрая, были созданы в соавторстве с Игорем Степиным.

Училась на филологическом факультете Одесского государственного университета, но университет не окончила. С 1993 года жила в Москве, с 2004 года — в Вильнюсе.

Книги (17)

Болтливый мертвец

После череды уже ставших привычными чудес и приключений столкнуться с угрозой конца Мира и найти врагов вместо лучших друзей, выяснить, что лучшие твои воспоминания всего лишь блеф, тут уж любой в сердцах выдаст: "Гори оно все синим пламенем!"

Вершитель

Сэр Макс – бесшабашный и временами безалаберный, но никогда не унывающий герой, чьи похождения по бесконечным трактирам и улочкам затерянных городов не перестают удивлять и будоражить воображение. Вдвойне повезло любому почитателю фэнтези, так как вместе с романом об экзотических мирах он заполучит добротный детектив.

Власть несбывшегося

Раздвоение личности у мага - вещь крайне опасная для окружающих. Бедному сэру Максу приходится прибегать к помощи трупов. Макс вынужден научиться изощренной жестокости, очередной раз чуть не погибнуть, правда, личная жизнь

Волонтеры вечности

Приключения сэра Макса в другом мире продолжаются. События все столь же фантастичны, а герои - веселы. Фантазия и великолепное чувство юмора Макса Фрая позволят вам получить истинное удовольствие от чтения.

Жалобная книга

В трудную минуту, когда кажется, что жизнь не удалась, будьте бдительны, не проклинайте судьбу - ни вслух, ни даже про себя.

Мужчина за соседним столиком в кафе, девушка, улыбнувшаяся вам в метро, приветливая старушка во дворе могут оказаться одними из тех, кто с радостью проживет вашу жизнь вместо вас.

Вы даже и не заметите, как это случится. Они называют себя НАКХИ. Они всегда рядом с нами. Мужество и готовность принять свою судьбу, какой бы она ни была, - наша единственная защита от них, но она действует безотказно.

Лабиринт

Обыкновенный трамвай может оказаться средством для путешествий между мирами; город, привидившийся во сне, – сногсшибательной реальностью; смертельная опасность – поводом для шутки,а маньяк – убийца – вашим двойником.

Возможно все – и не только на страницах книги, но и в нашей собственной жизни; чудеса случаются не с избранными, а с кем попало – так утвреждает лукавый волшебник, Макс Фрай.

Макс Фрай - все книги 1 файлом

Мой Рагнарёк
Наваждения
Темная сторона
Волонтеры вечности
Власть несбывшегося

Гнезда химер
Лабиринт
Вершитель
Хроники Ехо
Лабиринт Мёнина

Болтливый мертвец

Хроники Ехо 2. Властелин Морморы
Жалобная книга

Мой Рагнарек

Бедному Максу приходится принять участие в Армагеддоне, причем ни больше ни меньше как в роли Антихриста. Но Макс не был бы сам собой, действуй он по утвержденному сценарию. И вот результат....

Темная сторона

В необычном мире даже враги необычные. Казалось бы, что может быть безопасней теней? Ан нет. А тут еще обязанности монарха, да и невест, в количестве аж трех персон, спасать приходится. Так что скучать некогда.

Хроники Ехо 3. Неуловимый Хабба Хэн

Некоторые тайны остаются тайнами только потому, что не могут быть высказаны словами: звуки и буквы - неподходящие символы для составления этих магических формул. Иные же тайны - и не тайны вовсе, так, мелкие секреты, зато - чужие. Личные. Приватные.

В повести о неуловимом Магистре по имени Хабба Хэн предостаточно и тех и других тайн. Некоторые будут раскрыты, некоторые - слегка приоткрыты, а некоторые так и останутся тайнами, не доступными нашему пониманию, но сердцу и воображению - вполне. Почему бы и нет?..

Энциклопедия мифов

И, разумеется, получит. Рано или поздно, так или иначе.

Энциклопедия мифов. Том 2

Эта книга не единожды гибла под развалинами уничтоженных черновиков, но с завидным упорством возвращалась к жизни, преследуя автора во сне и наяву, но чаще всего - на заболоченных перекрестках между дремотой и бодрствованием.

Эта книга содержит полный и предельно честный ответ на вопрос "Кто такой Макс Фрай?" и великое множество новых вопросов, ответы на которые автор и сам желал бы получить.

Комментарии читателей

Александра / 28.03.2016 Автор, не показывались бы вы лучше. Настоящая личность автора - это ж натуральное убийство веры в чудо. Люди же правда верили, люди же учились у этих персонажей. Мы камру варили... мы бальзам Кахара готовили... у нас память была такая что можно было на экзамены без шпор приходить! Я вот лично была просто без ума от Джуффина. И вдруг... НА... ХАНА... нет Макса, есть тетя Света. Да я просто как эстет испытала фрустрацию какую-то. Да я плакала, нафиг, от разочарования реальностью. Жестоко, блин.

ир / 19.07.2012 это самое потрясающее что я когда-либо видела.первые истории я читала взахлеб,наслаждаясь тем, как все прекрасно в этом,язык не поворачивается сказать выдуманном, мире и мечтая, что когда-нибудь со мной случиться подобное приключение.но книги становились тяжелее,некоторые приходилось читать пополам со слезами.дочитав последнюю книгу,я думала буду реветь еще долго,но не получается,хотя мне стало бы намного легче,если бы я смогла заплакать и относиться к этому так же несерьезно как просто к грустному фильму или воспоминанию.это не просто книги,эта история многое во мне изменила,кажется,прочитав лабиринты Ехо я стала на пару сотен лет старше.человеческих слов мало чтобы сказать,какие чувства при этом испытываешь.но я знаю что меня поймет каждый,кто хоть раз читал эти книги:то,что Ехо давно стало моим домом,а Макс и все его друзья моими приятелями,которых я успела полюбить и с которыми ужасно не хочется расставаться.ведь каждый в душе мечтает именно об этом-быть безумным Вершителем,который среди бескрайнего множества миров все-таки нашел свой дом.

Alex / 11.02.2012 Макс Фрай - это книги, которые делают нас счастливыми.

Маргарита / 2.01.2011 Книги потрясные, но какое же меня постигло разочарование, когда я узнала, что Макс Фрай-на самом деле не Макс:(хотя такое написать могла только женщина) герой очень похож на меня по привычкам, а о том, что вещи могут рассказывать прошлое, я мечтала еще до прочтения книг...

Павел / 18.11.2010 Потрясающе

Юка / 27.10.2010 Я надеюсь, я один из вешителей благодаря которым еще не рухнул мир с таким прекрасным сердцем как город Ехо.

Тинка / 19.10.2010 Кода даю читать Ваши книги,страшно волнуюсь, а вдруг человек скушный и не поймет? Но пока ни разу не разочаровалась в своих знакомых. Сыну 6 лет. Стараюсь купить все ваши книги, чтобы он мог прочесть их с огромным удовольствием. Вам-Огромное спасибо и творческого вдохновения!!!

Маша / 20.09.2010 Хорошо бы продолжить приключения Макса на Ехо - это самые интересные книжки у автора!Светлана, продолжите эту историю!)))

MilitaryHunter / 6.09.2010 Насколько я осведомлен, Макс Фрай - литературный псевдоним авторов Светланы Мартынчик и Игоря Стёпина

Velud / 29.08.2010 ЛираДумала,пишет книги классный парень,остроумный,веселый,но,видимо,таким парнем может быть только девушка.Спасибо за книги!!!

Возможно так и есть. там чето непнонятное что на самом деле и кто пишет и кто придумывает.

Сталкер / 25.08.2010 Светлана! Огромное спасибо за Новые Миры....Макс и все Хроники Эхо перечитываю практически постоянно...Каждый год приходится восстанавливать всю подборку.Кто то возьмет, передаст дальше и все..Нревится очень многим...Не только мне..Так что выражаю не только свое мнение.

Людмила / 8.08.2010 Дорогая Светлана! "Лабиринты Ехо" читаю непрерывно с 2001 года, то есть каждую книгу прочла уже более 30 раз. Полюбила и "Хроники Ехо". Это, на мой взгляд, лучшие книги всех времён и народов. Не преувеличиваю, т.к. работаю в библиотеке, есть из чего выбрать. Кстати, абсолютно верю в существование и этих миров, и этих людей. Мечтаю в следующей жизни родиться там. Есть некоторые сюжетные фантазии, с удовольствием поделюсь с вами. Пожалуйста, пишите дальше!!! С искренней любовью и уважением - Людмила

оксана / 21.07.2010 Дорогая Марта!!Первая книга попала мне в руки еще в 1997 году.И я пропала!Прочла все до Лабиринта,он мне долго не попадался,наверное не зря.Прочитала,обрыдалась,казалось,что меня лично обманули.Затем с облегчением прочла Хроники.Может Вы сжалитесь и вернете Макса в Ехо?Ведь лично я из всего прочитанного вынесла главное:человек нашел то место,где он стал ПО НАСТОЯЩЕМУ СЧАСТЛИВ!!!Значит можно верить...Спасибо Вам!А потрясение я,кстати,так же испытала,когда узнала,что книги написаны двумя авторами.Мне не верилось,что такой убийственной иронией могут обладать сразу два человека.Я так и думала,что за текстами-женщина.Комп.у нас недавно,но первое,что я сделала-попросила детей научить меня,как зайти на этот сайт.С таким удовольствием читала отзывы,как будто лично написала!Готова подписаться под каждым отзывом и так рада,что так много людей думают со мной одинаково!!!

Не имеет значения, когда человек живет, если его творение находится в зоне пространственных величин. Только для линейных людей такие люди могут быть историей. Для тех же, кто мыслит и пытается познавать себя, они всегда в настоящем и даже в будущем.

Для меня Гегель - один из основателей теории развития сознания, где он сравнивает субъективный анализ с объективным не для решения вопроса в пользу одного из них, а для выявления абсолютного понятия, где дух и сознание едины. Это позволяет нам познать природно-пространственную связь сознания, что так необходимо для понимания концепции существования человека.

Один из величайших философов своего времени, Георг Вильгельм Фридрих Гегель оказал исключительное влияние на развитие философской мысли как в Западной Европе, так и в России в 40-60-х годах 19-го века. Немецкий философ-идеалист противопоставил господствовавшей в 18-ом веке научной мысли (рассматривавшей объективный мир и его отражение в человеческой психике как систему неизменных и замкнутых в себе элементов) диалектический метод, требовавший изучения окружающей природы и человеческой истории в их движении и неразрывной связи.

С точки зрения Гегеля, нет ничего неизменного и постоянного, все течет, движется и изменяется… И суть этого движения - не законы эволюции, а путь диалектики, т. е. путь развития на основе противоречий. Основа всего существующего, для Гегеля, - это Абсолютный дух, развитие которого по имманентным законам и составляет диалектический процесс.

Биографическая справка

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в Штутгарте 27 августа 1770 в протестантской семье. После окончания гимназии Гегель поступил на богословское отделение Тюбингенского университета (1788–1793), где прослушал курсы по философии и теологии и защитил магистерскую диссертацию. Друзьями Гегеля здесь стали молодой Фридрих фон Шеллинг, будущий великий философ-идеалист, и Фридрих Гёльдерлин, поэзия которого оказала глубокое влияние на немецкую литературу. В университете Гегель также увлекался изучением работ Иммануила Канта и произведениями Ф.Шиллера.

В 1799, после смерти отца, Гегель, получив небольшое наследство, смог вступить на поприще академической деятельности, и в 1800 году возник первый набросок будущей философской системы («Фрагмент системы»).

На следующий год, представив в Йенский университет диссертацию «Планетные орбиты» (De orbitis planetarum), Гегель получил разрешение читать лекции. В университете Гегель сумел реализовать свой исследовательско-аналитический талант, параллельно получив статус профессора. Лекции Гегеля были посвящены обширному кругу тем: логике и метафизике, естественному праву и чистой математике.

В тот же период у Гегеля четко формируются положения и его первой из главных работ - «Феноменологии духа» (Phänomenologie des Geistes, 1807). В этом труде Гегель разворачивает идею поступательного движения сознания от непосредственной чувственной достоверности ощущения к его восприятию и затем к познанию разумной действительности, что приводит человека к абсолютному знанию. Таким образом, для Гегеля единственно реальным является только разум.

В 1806 году Гегель покинул Йену, чтобы через два года принять пост ректора классической гимназии в Нюрнберге. Здесь, за восемь лет работы, Гегель получил богатейший опыт - и как преподаватель, и как ученый. Он много общался с людьми, читал лекции по философии права, этике, логике, феноменологии духа, различным направлениям философии. Ему также приходилось вести уроки литературы, греческого, латинского, математики и истории религии.

В 1811 году он женился на Марии фон Тухер, которая была родом из семьи баварской знати. В этот довольно счастливый для себя период Гегель пишет наиболее важные произведения своей системы (например, «Наука логики» (Die Wissenschaft der Logik, 1812–1816)).

В 1816 году Гегель переезжает в Гейдельберг, получив приглашение от местного университета. Здесь он преподает на протяжении четырех семестров, на основе чего возникает учебник «Энциклопедия философских наук» (Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse, первое издание 1817). А в 1818 году Гегель получает приглашение преподавать в Берлинском университете.

Лекции Гегеля в Берлине получили такую известность, что в университет устремились не только немецкие студенты, но и молодые люди из многих европейских стран. Мало того, гегелевская философия права и государственного строя начала обретать статус официальной философии Пруссии, и целые поколения общественных и политических деятелей формировали свои взгляды на государство и общество на основе гегелевского учения. Можно утверждать, что система Гегеля, как философа, обрела реальную силу в интеллектуальной и политической жизни Германии.

К сожалению, сам философ не смог в полной мере почувствовать все плоды своего успеха, так 14 ноября 1831 года он скоропостижно скончался (как предполагают, от холеры).

(Вскоре после смерти Гегеля его друзья и ученики подготовили полное издание его работ, которое было опубликовано в 1832–1845 гг., это были не только уже опубликованные работы философа, но и университетские лекции, рукописи, а также его студенческие записи на самым широкие темы (философия религии, эстетика, история философии)).

Философия Гегеля

Философская система Гегеля строится вокруг того, что реальность поддается рациональному познанию, ибо рациональна сама Вселенная. «Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно» («Философия права»). Абсолютной реальностью для Гегеля является разум, который проявляет себя в мире. Соответственно, если бытие и разум (или понятие) тождественны, то мы можем узнавать о строении реальности через изучение понятий, и в этом случае логика, или наука о понятиях, тождественна метафизике, или науке о реальности и ее сущности.

Диалектизм Гегеля заключается в том, что всякое понятие, реализованное до конца, неизбежно ведет к своему антагонистическому началу, то есть реальность «превращается» в свою противоположность. Однако это не простое линейное противопоставление, так как отрицание противоположности приводит к согласованию понятий уже на новом уровне, что ведет к синтезу, где противостояние тезиса и антитезиса разрешается. Но здесь же возникает и новый виток, ибо синтез в свою очередь также содержит в себе противополагающее начало, которое приводит уже к его отрицанию. Так рождается не имеющее конца чередование тезиса антитезисом, а затем синтезом.

Реальность Гегеля существует в трех стадиях: бытие в себе, бытие для себя и бытие в себе и для себя. Относительно разума, или духа, эта теория предполагает, что дух эволюционирует, проходя три ступени. Вначале это дух в себе, затем, расширяясь в пространстве и времени, он превращается в свое «инобытие», т.е. в природу. Природа в свою очередь развивает сознание, тем самым образуя свое собственное отрицание. Но здесь происходит уже не простое отрицание, а примирение предшествующих ступеней на более высоком уровне. В сознании возрождается дух. В новом цикле сознание проходит три последующие стадии: стадию субъективного духа, стадию объективного духа и, наконец, высшую стадию абсолютного духа.

На основе этого же принципа Гегель производит и систематизацию философии, очерчивая место и значение различных дисциплин: логики, философии природы и духа, антропологии, феноменологии, психологии, морали и этики, включающей философию права и философию истории, а также искусства, религии и философии как высших достижений разума.

Довольно серьезное место в философии Гегеля занимает этика, теория государства и философия истории. Вершиной его этики является государство как воплощение нравственной идеи, где божественное врастает в действительное. По Гегелю, идеальное государство - это мир, который дух создал для себя, или божественная идея, воплощенная на Земле. В исторической же действительности имеются хорошие (разумные) государства и дурные государства.

Гегель полагает, что Мировой Дух (Weltgeist) действует в царстве истории через избранные им орудия - индивиды и народы, поэтому героев истории нельзя судить по обычным меркам. Кроме того, реализация самого Мирового Духа может показаться обычному человеку несправедливой и жестокой, если она связана, например, со смертью и разрушениями, ибо индивиды полагают, что они преследуют свои собственные цели, но на самом деле они осуществляют намерения Мирового Духа, который решает прежде всего свои задачи.

Через призму исторического развития любая нация, как и индивид, переживает, по Гегелю, периоды юности, зрелости и умирания, реализуя свою миссию и затем покидая сцену, чтобы дать дорогу более молодой нации. Конечная цель исторической эволюции - это достижение истинной свободы.

Важная концепция в системе Гегеля - понятие свободы как фундаментального начала духа. Он полагает, что истинная свобода возможна только в рамках государства, ибо только здесь человек обретает достоинство как независимая личность. В государстве, говорит Гегель, правит всеобщее (т.е. закон), а индивид по своей свободной воле подчиняет себя его правлению.

Содержание статьи

ГЕГЕЛЬ, ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ (Hegel, Georg Wilhelm Friedrich) (1770–1831), немецкий философ, родился в Штутгарте (герцогство Вюртемберг) 27 августа 1770. Его отец, Георг Людвиг Гегель, секретарь казначейства, был потомком протестантского рода, изгнанного из Австрии в период Контрреформации. Окончив гимназию в родном городе, Гегель учился на богословском отделении Тюбингенского университета в 1788–1793, прослушал курсы по философии и теологии и защитил магистерскую диссертацию. В то же время в Тюбингене учились Фридрих фон Шеллинг , который был на пять лет моложе Гегеля, и Фридрих Гёльдерлин , поэзия которого оказала глубокое влияние на немецкую литературу. Дружба с Шеллингом и Гёльдерлином сыграла значительную роль в умственном развитии Гегеля. Изучая в университете философию, он обратил особое внимание на работы Иммануила Канта , которые широко обсуждались в то время, а также на поэтические и эстетические произведения Ф.Шиллера. В 1793–1796 Гегель служил в качестве домашнего учителя в швейцарской семье в Берне, а в 1797–1800 – во Франкфурте-на-Майне. Все эти годы он занимался изучением теологии и политической мысли и в 1800 сделал первый набросок будущей философской системы («Фрагмент системы»).

После смерти отца в 1799 Гегель получил небольшое наследство, которое, вкупе с его собственными сбережениями, позволило ему отказаться от учительствования и вступить на поприще академической деятельности. Он представил в Йенский университет вначале тезисы (Предварительные тезисы диссертации об орбитах планет ), а затем и саму диссертацию Планетные орбиты (De orbitis planetarum ) и в 1801 получил разрешение читать лекции. В 1801–1805 Гегель – приват-доцент, а в 1805–1807 экстраординарный профессор на весьма скромном содержании. Йенские лекции были посвящены широкому кругу тем: логике и метафизике, естественному праву и чистой математике. Хотя они и не пользовались большим успехом, годы в Йене были одним из счастливейших периодов в жизни философа. Вместе с Шеллингом, преподававшим в том же университете, он издавал «Критический журнал философии» («Kritisches Journal der Philosophie»), в котором они были не только редакторами, но и авторами. В тот же период Гегель подготовил первую из своих главных работ, Феноменологию духа (Phänomenologie des Geistes , 1807), после опубликования которого отношения с Шеллингом были разорваны. В этом труде Гегель дает первый очерк своей философской системы. В нем представлено поступательное шествие сознания от непосредственной чувственной достоверности ощущения через восприятие к познанию разумной действительности, которое единственно и приводит нас к абсолютному знанию. В этом смысле реальным является только разум.

Не дождавшись опубликования Феноменологии , Гегель покинул Йену, не пожелав остаться в захваченном французами городе. Он оставил должность в университете, оказавшись в трудных личных и материальных обстоятельствах. Какое-то время Гегель редактировал «Бамбергскую газету» («Bamberger Zeitung»), но меньше чем через два года отказался от «газетной каторги» и в 1808 получил место ректора классической гимназии в Нюрнберге. Восемь лет, которые Гегель провел в Нюрнберге, дали ему богатый опыт преподавания, руководства и общения с людьми. В гимназии он преподавал философию права, этику, логику, феноменологию духа и обзорный курс философских наук; ему также приходилось вести уроки литературы, греческого, латинского, математики и истории религии. В 1811 он женился на Марии фон Тухер, семья которой принадлежала к баварской знати. Этот сравнительно спокойный период жизни Гегеля способствовал появлению его наиболее важных произведений. В Нюрнберге вышла первая часть гегелевской системы – Наука логики (Die Wissenschaft der Logik , 1812–1816).

В 1816 Гегель возобновил университетскую карьеру, получив приглашение в Гейдельберг на место, которое ранее занимал его соперник по Йене Якоб Фриз. В Гейдельбергском университете он преподавал в течение четырех семестров; из прочитанных лекций был составлен учебник Энциклопедия философских наук (Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse , первое издание 1817), по-видимому, лучшее введение в его философию. В 1818 Гегель был приглашен в Берлинский университет на место, которое когда-то занимал знаменитый И.Г.Фихте . Приглашение было инициировано прусским министром по делам вероисповеданий (ведавшим вопросами религии, здравоохранения и просвещения) с надеждой усмирить при помощи гегелевской философии опасный дух мятежа, бродивший в студенческой среде.

Первые лекции Гегеля в Берлине остались почти без внимания, однако постепенно курсы стали собирать всё большую аудиторию. Студенты не только из различных областей Германии, но также из Польши, Греции, Скандинавии и других европейских стран устремились в Берлин. Гегелевская философия права и государственного строя все более становилась официальной философией прусского государства, и целые поколения деятелей образования, чиновников и государственных мужей заимствовали свои взгляды на государство и общество из гегелевского учения, ставшего реальной силой в интеллектуальной и политической жизни Германии. Философ находился на вершине успеха, когда скоропостижно скончался 14 ноября 1831, по-видимому, от холеры, свирепствовавшей в те дни в Берлине.

Последней опубликованной работой Гегеля была Философия права (Grundlinien der Philosophie des Rechts oder Naturrecht und Staatswissenschaft im Grundrisse ), вышедшая в свет в Берлине в 1820 (на титуле – 1821). Вскоре после смерти Гегеля некоторые его друзья и ученики стали готовить полное издание его работ, которое было осуществлено в 1832–1845. В него вошли не только работы, опубликованные при жизни философа, но также лекции, подготовленные на основе обширных, довольно запутанных рукописей, а также студенческих записей. В результате вышли в свет знаменитые лекции по философии истории, а также по философии религии, эстетике и истории философии. Новое издание трудов Гегеля, частично включившее новые материалы, началось после Первой мировой войны под руководством Георга Лассона в рамках «Философской библиотеки» и после смерти последнего было продолжено Й.Хоффмайстером. Старое издание было заново отредактировано Г.Глокнером и вышло в 20 томах; оно было дополнено монографией о Гегеле и тремя томами Словаря Гегеля (Hegel Lexikon ) Глокнера. С 1958 после основания в Бонне «Архива Гегеля» в рамках «Немецкого исследовательского общества» была создана «Гегелевская комиссия», принявшая на себя общую редакцию нового историко-критического собрания сочинений. С 1968 по 1994 работой Архива руководил О.Пёггелер.

Философия.

Гегелевская философия обычно считается высшей точкой в развитии немецкой школы философского мышления, именуемой «спекулятивным идеализмом». Главными ее представителями являются Фихте, Шеллинг и Гегель. Школа начала с «критического идеализма» Иммануила Канта, однако отошла от него, отказавшись от кантовской критической позиции в отношении метафизики и вернувшись к убеждению в возможности метафизического познания, или познания всеобщего и абсолютного.

Философскую систему Гегеля иногда называют «панлогизмом» (от греч. pan – все, и logos – разум). Она отправляется от идеи, что реальность поддается рациональному познанию потому, что рациональна сама Вселенная. В предисловии к Философии права содержится знаменитая формулировка этого принципа: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно». (Существуют и другие формулировки самого Гегеля: «Что разумно, станет действительным; и что действительно, станет разумным»; «Все, что разумно, то неизбежно».) Последней сущностью мира, или абсолютной реальностью, является разум. Разум проявляет себя в мире; реальность есть не что иное, как манифестация разума. Поскольку это так и поскольку, в конечном счете, бытие и разум (или понятие) тождественны, возможно не только применять наши понятия к реальности, но и узнавать о строении реальности через изучение понятий. Следовательно, логика, или наука о понятиях, тождественна метафизике, или науке о реальности и ее сущности. Всякое понятие, продуманное до конца, с необходимостью ведет к своей противоположности. Итак, реальность «превращается» в свою противоположность. Тезис приводит к антитезису. Но это не все, поскольку отрицание антитезиса приводит к примирению на новом уровне тезиса и антитезиса, т.е. к синтезу. В синтезе противоположность тезиса и антитезиса разрешается, или упраздняется, однако синтез в свою очередь содержит в себе противополагающее начало, которое приводит к его отрицанию. Таким образом, перед нами не имеющая конца смена тезиса антитезисом, а затем синтезом. Этот метод мышления, который Гегель называет диалектическим методом (от греческого слова «диалектика», ведение спора), применим к самой реальности.

Вся действительность проходит через три стадии: бытие в себе, бытие для себя и бытие в себе и для себя. «Бытие в себе» – ступень, на которой действительность пребывает в возможности, но не завершена. Оно различно с другим бытием, но развивает отрицание последней все еще ограниченной стадии существования, образуя «бытие в себе и для себя». В применении к разуму или духу эта теория предполагает, что дух эволюционирует, проходя три ступени. Вначале дух есть дух в себе. Распространяясь в пространстве и времени, дух превращается в свое «инобытие», т.е. в природу. Природа в свою очередь развивает сознание и тем самым образует свое собственное отрицание. На этой третьей ступени, однако, происходит не простое отрицание, но примирение предшествующих ступеней на более высоком уровне. Сознание составляет «в себе и для себя» духа. В сознании, таким образом, дух возрождается. Но затем сознание проходит три различные стадии: стадию субъективного духа, стадию объективного духа и, наконец, высшую стадию абсолютного духа.

Согласно тому же принципу производится деление философии: логика – наука о «в себе» духа; философия природы – наука о «для себя» духа; и собственно философия духа. Последняя также делится на три части. Первая часть – философия субъективного духа, включающая антропологию, феноменологию и психологию. Вторая часть – философия объективного духа (под объективным духом Гегель имеет в виду разум, рассмотренный в его действии в мире). Выражениями объективного духа являются мораль (этическое поведение в его применении к индивиду) и этика (проявляющаяся в этических институтах, таких, как семья, общество и государство). Эта вторая часть состоит соответственно из этики, философии права и философии истории. Искусство, религия и философия как высшие достижения разума принадлежат царству абсолютного духа. Поэтому третья часть, философия абсолютного духа, включает в себя философию искусства, философию религии и историю философии. Таким образом, триадический принцип (тезис – антитезис – синтез) проводится через всю гегелевскую систему, играя существенную роль не только как способ мышления, но и как отражение присущего реальности ритма.

Наиболее значимыми областями гегелевской философии оказались этика, теория государства и философия истории. Кульминацией гегелевской этики является государство. Для Гегеля государство – действительность нравственной идеи. В государственном строе божественное врастает в действительное. Государство – это мир, который дух создал для себя; живой дух, божественная идея, воплощенная на Земле. Однако это относится только к идеальному государству. В исторической действительности имеются хорошие (разумные) государства и дурные государства. Государства, известные нам из истории, суть лишь преходящие моменты в общей идее духа.

Высшей целью философии истории является демонстрация происхождения и развития государства в ходе истории. Для Гегеля история, как и вся действительность, является царством разума: в истории все происходит согласно разуму. «Всемирная история есть всемирный суд». Мировой Дух (Weltgeist) действует в царстве истории через избранные им орудия – индивиды и народы. Героев истории нельзя судить по обычным меркам. Кроме того, сам Мировой Дух порой кажется несправедливым и жестоким, неся смерть и разрушение. Индивиды полагают, что преследуют свои собственные цели, но на самом деле осуществляют намерения Мирового Духа. «Хитрость мирового разума» заключается в том, что он пользуется человеческими интересами и страстями для достижения собственной цели.

Исторические народы являются носителями мирового духа. Всякая нация, подобно индивиду, переживает периоды юности, зрелости и умирания. Какое-то время она господствует над судьбой мира, а затем ее миссия заканчивается. Тогда она покидает сцену, чтобы освободить ее для другой, более молодой нации. Однако история является эволюционным процессом. Конечная цель эволюции – достижение истинной свободы. «Всемирная история есть прогресс в сознании свободы». Главной задачей философии истории является познание этого прогресса в его необходимости.

Согласно Гегелю, свобода – фундаментальное начало духа. Однако свобода возможна только в рамках государства. Именно в государстве человек обретает свое достоинство как независимая личность. Ибо в государстве, говорит Гегель, придерживаясь руссоистской концепции истинного государства, правит именно всеобщее (т.е. закон), а индивид по своей свободной воле подчиняет себя его правлению. Однако государство претерпевает замечательную эволюцию в том, что касается сознания свободы. На Древнем Востоке свободным был только один человек, и человечество знало только, что свободен один человек. То была эпоха деспотизма, и этот один человек был деспотом. В действительности то была абстрактная свобода, свобода в себе, скорее даже произвол, а не свобода. Греческий и римский мир, юность и зрелость человечества, знали, что свободны некоторые люди, но не человек как таковой. Соответственно свобода была тесно связана с существованием рабов и могла быть лишь случайным, недолговечным и ограниченным явлением. И только с распространением христианства человечество узнало настоящую свободу. Путь к этому знанию подготовила греческая философия; человечество начало сознавать, что свободен человек как таковой – все люди. Различия и недостатки, присущие индивидам, не затрагивают сущности человека; свобода является частью самого понятия «человек».

Французская революция, которую Гегель приветствовал как «чудесный восход солнца», – еще один шаг на пути к свободе. Однако в поздний период своей деятельности Гегель возражал против республиканской формы правления и даже против демократии. Идеалы либерализма, согласно которым в управлении государством должны участвовать все индивиды, стали казаться неоправданными: на его взгляд, они вели к необоснованному субъективизму и индивидуализму. Гораздо более совершенной формой правления Гегелю стала казаться конституционная монархия, в которой последнее слово оставалось за сувереном.

Философия, по Гегелю, занимается только тем, что есть, а не тем, что должно быть. Подобно тому как каждый человек есть «сын своего времени», «философия есть также время, постигнутое в мысли. Столь же нелепо предполагать, что какая-либо философия может выйти за пределы современного ей мира, сколь нелепо предполагать, что индивид способен перепрыгнуть через свою эпоху». Поэтому Гегель в Философии права ограничивается задачей познания государства как разумной субстанции. Однако, рассматривая прусское государство и период реставрации как модель рационального анализа, он был все в большей мере склонен к идеализации прусской монархии. Сказанное Гегелем о государстве в целом (государство – божественная воля как наличный, развертывающийся в действительный образ и организацию мира дух), по-видимому, относилось и к этому конкретному государству. Это соответствовало и его убеждению, что последняя из трех стадий исторического развития уже достигнута: стадия старости, но не в смысле дряхлости, а в смысле мудрости и совершенства.

В философской концепции Гегеля имеются фаталистические и даже трагические мотивы. Философия не может поучать мир, каким ему следует быть. Для этого она приходит слишком поздно, когда действительность закончила процесс формирования и достигла завершения. «Когда философия начинает рисовать своей серой краской по серому, тогда некая форма жизни стала старой, но серым по серому ее омолодить нельзя, можно только понять; сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек».