Open
Close

Французская энциклопедия дидро. Работа над "Энциклопедией"

Имя: Дени Дидро (Denis Diderot)

Возраст: 70 лет

Деятельность: писатель, философ, драматург

Семейное положение: был женат

Дени Дидро: биография

Французский философ и писатель Дени Дидро запомнился миру благодаря трактатам о религии и искусстве, проникновенным романам о жестокой доле монахинь, острым семейным пьесам и крупнейшему справочнику эпохи Просвещения – «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Его переписка с Софи Волан – эталон романтического письма, раскрывающий глубины сурового, но справедливого представителя Франции XVIII века.

Детство и юность

Биография Дени Дидро берет начало 5 октября 1713 года во французском городе Лангр. Из 7 детей Дидье Дидро и Анжелики Вигнерон лишь четверо дожили до совершеннолетия. Дени, будучи старшим ребенком, помогал воспитывать сестер Денизу (1715-1797) и Анжелику (1720-1749), брата Пьера-Дидье (1722-1787). Согласно сведениям историков, теплее всего Дени относился к Денизе, восхищался ею, называл «Сократом в женском обличии».


В детстве будущий писатель зарекомендовал себя как блестящего ученика. Родители решили, что мальчик будет прислуживать церкви. В 1726 году Дени поступил в католический лицей Луи Великого, где воспитывались священники, затем – в Jansenist Collège d"Harcourt. Изучая вселенную и место человека в ней, в 1732 году Дидро окончил колледж и получил степень магистра философии.

Идеи современной ему эпохи, взгляды на историю государственности и права побудили Дидро оставить профессию священника и поступить на юридический факультет Парижского университета. Позже, в 1749 году, француз окончательно разочаровался в религии: горячо любимая сестра Анжелика, будучи монахиней, умерла от переутомления во время несения церковной службы.

Книги и театр

Желание стать писателем настигло Дени Дидро в 1743 году, и он начал с переводов английских произведений на французский язык. Среди ранних работ – «История Греции» Тэмпла Станьяна (1743), «Медицинский словарь» Роберта Джеймса (1746-1748). В 1745 году опубликовал «Опыт о достоинстве и добродетели» английского философа Энтони Шефтсбери, но с собственными размышлениями.


В 1746 году Дидро выпустил первую авторскую работу – «Философские мысли». В этом труде француз размышлял о примирении разума с чувством и пришел к выводу, что без дисциплины чувство будет разрушительным, а разум необходим для контроля. В момент написания Дидро следовал идеям деизма, поэтому в труде содержатся аргументы против атеизма и критика христианства.

Религиозная идея подробно рассматривается в «Прогулке скептика» (1747). Эта работа – диалог между деистом, атеистом и пантеистом о природе божественности. Деист опирается на телеологический аргумент, атеист объясняет происхождение вселенной физикой, химией и законами динамики, пантеист говорит, что бог – это космическое единство разума и материи.


«Прогулка скептика» была опубликована лишь в 1830 году: местная полиция пригрозила Дидро сожжением рукописи и арестом в случае распространения этой «ереси». Угроза была реализована в 1749 году – за труд «Письмо о слепых для тех, кто может видеть» философа заточили в тюрьме Венсен. В одиночной камере Дидро имел только «Потерянный рай» Джона Мильтона, на полях которой зубочисткой и самодельной тушью оставлял заметки. Заключение длилось с июля по ноябрь.

В 1750 году Дидро стал главным редактором крупнейшего французского справочника эпохи Просвещения – «Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел». За 16 лет работы над книгой Дени написал несколько сотен статей об экономике, механике, философии, политике и религии. Бок о бок с Дидро работали , Шарль Луи де Монтескьё и другие великие французы.


Редакцию Дидро прошли 28 из 35 томов «Энциклопедии». Сотрудничество с издателем Андре ле Бретоном прекратилось, потому что тот без ведома мыслителя вычеркивал «опасные» мысли из статей. Посчитав этот поступок предательством, философ распрощался с монументальным трудом.

В 1750-е годы француз обращается к театру и сочиняет ряд пьес, посвященных семейной тематике. Драма «Внебрачный сын» (1757) обращается к теме незаконнорожденных детей, а «Отец семейства» (1758) – автобиографичное произведение о выборе жены по велению сердца, а не по желанию отца.


Во времена Дидро театр разделялся на высокий (то есть трагедию) и низший (то есть комедию). Философ не принимал такой системы и в «Парадоксе об актере» писал, что у аристократов в жизни бывают веселые моменты, у бедняка – грустные. В труде он придумывает «серьезный жанр», который размывает границу между трагедией и комедией.

Помимо философских трактатов, трудов об искусстве («Салоны»), пьес, Дидро писал художественные произведения. Ключевыми являются роман «Жак-фаталист и его хозяин» (1765-1780), диалог «Племянник Рамо» (1760-е), повесть «Монахиня» (1780). А еще перу Дидро принадлежат множество афоризмов, в том числе высказывание «лестничный ум», которое подразумевает нахождение подходящего ответа в момент, когда время для него уже упущено.


Биография Дени Дидро тесно связана с Россией, а именно с . Узнав о финансовых трудностях талантливого французского философа, императрица предложила купить его библиотеку и назначить его наблюдателем с зарплатой 1000 ливров в год. Она выплатила Дидро аванс за 25 лет службы вперед.

В октябре 1773 года француз приехал в Санкт-Петербург и пробыл в России 5 месяцев. За этот период Дидро и Екатерина II встречались почти ежедневно. Желая привлечь внимание императрицы к своим мыслям, философ хлопал ее по ногам.


В письме к Марии Жофрен, владелице французского литературного салона, Екатерина писала, что после бесед с Дидро у нее на бедрах остаются черные синяки.

Одна из основных тем для обсуждения – превращение России в идеальное государство, создание утопии. Екатерина Великая, видимо, считала мысли Дидро неразумными. В переписке с дипломатом Луи-Филиппом Сегюром императрица писала, что если последовать его идеям, то Россию постигнет хаос.

Личная жизнь

В начале 1743 года философ познакомился с Анной-Антуанеттой Чампион (1710-1796) – необразованной девушкой из низшего класса, которая вместе с матерью жила в одном доме с Дидро. Молодой человек, желая жениться на ней, спросил разрешение у отца. Дидье не просто воспротивился идее сына, а добился «письма с печатью», то есть внесудебного ареста Дени. Писателя заточили в монастыре Кармелитов.


Спустя несколько недель Дидро бежал и сразу отправил возлюбленной письмо, заключающее главный вопрос – согласна ли Антуанетта выйти замуж. Девушка ответила отказом: не хотела связываться с семьей, в которой ей не рады. Однако позже француженка изменила мнение. В ночь на 6 ноября 1743 года Дидро и Чампион тайно обвенчались в одной из церквей Парижа, разрешающей брак без согласия родителей. Интересный факт: отец Дени узнал о браке сына 6 лет спустя.

В браке родились четверо детей. Первенец, Анжелика, появилась на свет 14 августа 1744 года, а спустя полтора месяца, 29 сентября, умерла. Сыновья Франсуа Жак и Дени-Лоран также погибли в младенчестве. Единственным выжившим ребенком стала Мария-Анжелика (1753-1824), названная в честь погибших матери и сестры француза. Она прославилась как музыкант-инструменталист.

Личная жизнь Дидро бурно протекала и вне супружества. Среди его любовниц – писательница Мадлен де Пюизье, дочь французского актера Жанни-Катрин де Мо и, безусловно, Софи Волан. Настоящее имя мадемуазель Волан – Луиза-Генриетта, а прозвище Софи дал Дидро, восхищаясь мудростью ее мыслей. Изначально ничего не значащая переписка завязалась в 1755 году, со временем превратившись в роман в письмах, и завершилась в 1784-м, со смертью Софи.

Документальный фильм о Дени Дидро

Благодаря нумерации самого философа доподлинно известно, что он отправил Софи 553 письма, 187 дошли до наших времен. В них встречаются цитаты, кричащие об искренности чувств:

«Я люблю вас так, как можно любить лишь однажды, и кроме вас не полюблю никого».

Обратных писем, от Софи к Дидро, не сохранилось, как выглядела девушка, история также умалчивает. Говорят, что друг философа нарисовал портрет мадмуазель Волан на форзаце книги Горация. После смерти Дидро всю его библиотеку выкупила Екатерина II, а таинственное изображение так и не найдено.

Смерть

На 71-м году жизни, пережив Софи Волан на 5 месяцев, Дени Дидро скончался 31 июля 1784 года от эмфиземы легких.


Тело захоронили в церкви Святого Роха, но в период Французской революции 1789 года все могилы в храме были разорены. Сейчас точное местонахождение останков философа неизвестно.

Цитаты

Дать обет бедности - значит поклясться быть лентяем и вором. Дать обет целомудрия - значит обещать Богу постоянно нарушать самый мудрый и самый важный из его законов. Дать обет послушания - значит отречься от неотъемлемого права человека - от свободы. Если человек соблюдает свой обет - он преступник, если он нарушает его - он клятвопреступник. Жизнь в монастыре - это жизнь фанатика или лицемера.
Женщины пьют льстивую ложь одним глотком, а горькую правду каплями.
Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном.
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Произведения

  • 1746 - «Философские мысли»
  • 1747 - «Прогулка скептика»
  • 1749 - «Пись о слепых для тех, кто может видеть»
  • 1750-1766 - «Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремесел»
  • 1751 - «Письмо о глухом и немом»
  • 1757 - «Внебрачный сын»
  • 1758 - «Отец семейства»
  • 1759-1781 - «Салоны»
  • 1763 - «Племянник Рамо»
  • 1771-1778 - «Жак-фаталист и его хозяин»
  • 1780 - «Монахиня»

Дени́ Дидро́ (5 октября 1713 - 31 июля 1784) - французский философ-просветитель, писатель и драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751). Иностранный почётный член Петербургской академии наук (1773).

Стиль Дидро оригинален. Наиболее живой, подвижный ум среди просветителей XVIII века, Дидро пишет с эмоциональной выразительностью и конкретностью. Дидро принадлежит к числу тех цельных натур с законченным миросозерцанием, которые не могут ограничить свой кругозор какой-нибудь специальностью или частными проблемами. Его величайшим подвигом было создание «Энциклопедии», первый том которой вышел в 1751 году, и которая с перерывами издавалась в течение двадцати девяти лет. Во всех её статьях чувствуется влияние мысли Дидро - идеолога воинствующей буржуазии, писателя, окрашивавшего умонастроением тогдашнего передового класса все разнообразные темы, которых он касался.

Биография

Дидро Дени родился в семье ножовщика. Образование получил в иезуитском коллеже Лангра, в парижском янсенитском Коллеж д"Аркур. Отец отказал ему в содержании, т.к. Дидро вызвал его гнев, отказавшись от церковной карьеры. Зарабатывал на жизнь Дидро частными уроками и случайными статьями в журналах, сочинением проповедей. Круг его друзей в ту пору состоял преимущественно из таких же полунищих интеллектуалов.

Далее отец посадил его в тюрьму по причине того, что Дидро, влюбившись в свою будущую жену Антуанетту Шампьон (жившую в большой бедности с овдовевшей матерью), собрался на ней жениться и потребовал причитающуюся ему долю семейного состояния. Бежав из темницы, Дидро вернулся в Париж, где они с Нанеттой тайно обвенчались.

В начале 1740х были публично сожжены Философские мысли , напечатанные без имени автрора, где Дидро выступает как скептик и вольнодумец. К этому времени Дидро-философ уже достиг зрелости, заявляя о себе как об атеисте, материалисте и детерминисте, но прежде всего – как о поборнике скептицизма.

После публикации в 1749г вызывающе дерзкого Письма о слепых в назидание зрячим , Дидро был заключен в Венсенскую крепость-тюрьму, где провел около четырех месяцев. Вскоре опубликовал Письмо о глухих и немых . В обоих Письмах главенствует дорогая для Дидро мысль: философу может потребоваться «ослепить себя», чтобы по-настоящему видеть, и «стать глухим», чтобы как следует слышать.

Около 1756г Дидро написал драму Побочный сын . Далее последовала вторая пьеса Дидро Отец семейства . В рассуждениях, сопровождавших эти пьесы, Дидро устанавливает новый вид драматического искусства, который он называет «серьёзным жанром». Средний (между трагедией и комедией) жанр получил впоследствии распространение под именем драмы. «Серьёзный жанр» снимал границы между аристократическими классами и низшими, право на трагическое перестало быть исключительным правом придворного общества.

В середине 1760-х годов Дидро, заботясь о приданом для дочери, продал свою библиотеку Екатерине II. Дидро стал советником Екатерины II в делах, связанных с живописью, помог ей положить начало коллекции Эрмитажа. В 1775 по просьбе Екатерины II составил План университета или школы публичного преподавания наук для Российского правительства.

В феврале 1774 его разбил удар, и 31 июля того же года Дидро умер; его жена Нанетта воспрепятствовала попыткам обратить умирающего в лоно церкви. В согласии с его желанием дочь Анжелика отослала экземпляр ненапечатанных рукописей Екатерине II. В Петербург была перевезена и библиотека Дидро, купленная императрицей еще в 1765.

Литературное наследие Дидро составляют две группы произведений. Одна – это сочинения, напечатанные при его жизни и представляющие большой, но по существу лишь исторический интерес; другая – несколько замечательных произведений в прозе таких как Монахиня, Племянник Рамо, Жак фаталист и его хозяин, едва известных современникам Дидро, но много говорящих современному читателю.

Дени Дидро - интеллектуал своего времени, французский писатель и философ. Наибольшую известность ему принесла составленная им "Энциклопедия", работу над которой он завершил в 1751 году. Наряду с Монтескье, Вольтером и Руссо, считался одним из идеологов третьего сословия во Франции, популяризатором идей Просвещения, которые, как считается, подготовили почву для Великой французской революции 1789 года.

Детство и юность

Дени Дидро родился в 1713 году. Он появился на свет в небольшом французском городке Лангре. Его мать была дочерью кожевника, а отец изготавливал ножи.

Родители решили, что Дени Дидро станет священником. Для этого они отдали его в иезуитский коллеж, который он окончил в 1728 году. Двумя годами ранее мальчик официально стал аббатом. Биографы отмечают, что в этот период герой нашей статьи был крайне религиозным человеком, постоянно соблюдал пост и даже носил власяницу.

Прибыв в Париж для завершения своего образования, он поступил в иезуитский коллеж Людовика Великого, чуть позже, по всей вероятности, в янсенитское учебное заведение - д"Аркур. Здесь он получил профессию адвоката, поскольку отец побуждал его к юридической карьере. Предположительно, как раз возникшие конфликты между янсенитами и иезуитами и отвратили его от выбранной дороги.

В 1732 году Дени Дидро получает степень магистра на факультете искусств Парижского университета. Вместо карьеры священника, он всерьез подумывает о том, чтобы стать адвокатом, но в результате предпочитает образ жизни свободного художника.

Отказ от карьеры священника

В краткой биографии Дени Дидро нужно уделить внимание его личной жизни. В 1743 году он женится на Анне Туаннете Шампьон, которой принадлежит полотняная лавка.

При этом достоверно известно, что брак не мешал ему заводить интрижки с другими женщинами. Считается, что у него были романтические отношение в середине 1750-х годов с Софи Воллан, привязанность к которой он сохранил практически до самой своей смерти.

После свадьбы Дени Дидро, биография которого довольно интересна и насыщена всевозможными идеями, поначалу зарабатывал с помощью переводов. В 40-е годы он работал с самыми известными произведениями Стениана, Шефтсбери, Джеймса. К этому же периоду относятся и его первые самостоятельные литературные труды. Они свидетельствуют о смелости и зрелом уме достаточно молодого автора. В 1746 году выходят его "Философские мысли", а позже - "Аллеи, или Прогулка скептика", "Письмо о слепых в назидании зрячим", "Нескромные сокровища". По всей видимости, уже к этому времени Дидро превратился в деиста, а в скором времени - в убежденного материалиста и атеиста. По тем временам эти книги Дени Дидро были отнесены к разряду вольнодумных, за что его и арестовали в 1749 году. Заключение он отбывал в Венсеннском замке.

Работа над "Энциклопедией"

С работой над "Энциклопедией" Дидро впервые столкнулся в 1747 году. Задумка у столичного издателя Бретона перевести на французский язык так называемый "Всеобщий словарь ремесел и наук" появилась еще несколько лет назад. Но ни один редактор не мог справиться с этой задачей.

Над проектом Дидро работал вместе с Д"Аламбером. Одному из них в результате пришла идея полностью отказаться от перевода английского словаря, а подготовить самостоятельное издание, которое будет уникальным. В любом случае именно благодаря Дидро работа над "Энциклопедией" приобрела тот размах, который и превратил ее в настоящий манифест эпохи Просвещения.

На протяжении последующей четверти века герой нашей статьи продолжает курировать работу над книгой познаний, которая к тому времени разрастается до 17 томов одних статей, которые сопровождают еще одиннадцать томов иллюстраций. Даже рассматривая биографию Дени Дидро кратко, нужно остановиться на большом количестве препятствий, которые ему удалось преодолеть на своем пути. Помимо уже упомянутого тюремного заключения, это еще и приостановка работы по независящим от редактора причинам, кризис, из-за которого из проекта ушел Д" Аламбер, запрет издания и его тщательная и скрупулезная цензура.

Только в 1772 году первое издание "Энциклопедии" было, наконец, завершено. В ее создании приняли участие практически все великие умы эпохи Просвещения, которые в то время были во Франции - Вольтер, Гольбах, Руссо, Монтескье.

Манифест эпохи Просвещения

Результатом их совместной работы стал универсальный свод современных знаний. Отдельно нужно отметить, что в статьях, посвященных политическим темам, ни одной из форм правления умышленно не отдавалось никакого предпочтения. А похвалы, которые авторы обращали в адрес Женевской республики, они сопровождали ремарками, что подобное государственное устройство возможно только для сравнительно небольших территорий, к которым сама Франция не относится. На страницах "Энциклопедии" господствовал плюрализм в его чистом виде, потому что писатели в одних статьях выступали за ограниченную монархию, а в других придерживались варианта абсолютной, видя только в ней основу общественного благосостояния.

При этом отдельно отмечалось, что подданные имеют право оказывать сопротивление деспотам, а королям следует в обязательном порядке подчиняться закону, помогать бедным и обездоленным, отстаивать веру своего народа.

Авторы "Энциклопедии" выступали за облегчение участи простого народа. Однако для достижения этой цели они не призывали к установлению в стране демократии, а обращались к правительству, обращая внимание чиновников и министров на необходимость проведения реформ в образовании, экономике (справедливом налогообложении, борьбе с нищетой).

Философские взгляды

Основные идеи Дени Дидро в области философии были им сформулированы еще в 1751 году в трактате "Письмо о глухих и немых в назидание тем, кто слышит". В нем он рассматривает проблему познания в контексте символики слов и жестов.

В 1753 году он публикует "Мысли об объяснении природы", которые создает по образу и подобию произведений Бэкона, полемизируя с рационалистической философией Лейбница и Декарта. К примеру, он опровергал теорию врожденных идей.

Когда сформировалась философия Дени Дидро, он категорически отрицал дуалистическое учение, посвященное раздвоению духовного и материального начала. Он утверждал, что в мире существует только материя, которая может обладать чувствительностью, а все разнообразные и сложные явления, которые происходят в реале, - результат движения ее частиц. Подтверждение этому можно найти и в цитатах Дени Дидро:

Религия мешает людям видеть, потому что она под страхом вечных наказаний запрещает им смотреть.

Отнимите у христианина страх перед адом, и вы отнимете у него веру.

Бог христиан — это отец, который чрезвычайно дорожит своими яблоками, и очень мало — своими детьми.

В его философских взглядах прослеживались также мысли о влиянии на индивидуума различных внешних факторов. Среди идей Дени Дидро можно встретить утверждение о том, что человек представляет собой исключительно то, что из него способно сделать его окружение и воспитание. При этом каждое действие, которое он совершает, - необходимый акт в общем мировоззрении.

Отношение к политике

Рассматривая мировоззрение Дени Дидро, основные мысли и идеи философа и писателя, нужно отметить, что по политическим убеждениям он был сторонником просвещенного абсолютизма, соглашаясь в этом с Вольтером. Дидро также отказывался доверять народным массам, которые считал неспособными решать государственные и нравственные вопросы.

По его мнению, идеальный политический строй - это монархия, которой управляет государь, наделенный философскими и научными знаниями. Дидро был убежден, что союз философов и правителей не только возможен, но и необходим.

При этом его собственное материалистическое учение было направлено против духовенства. Конечной целью было передать государственную власть в руки философов.

В этом Дидро ошибался. Как можно судить по истории, монархи уважали философов, но не позволяли им реально влиять на практическую политику. Например, когда Дидро в 1773 году приехал в Россию, откликнувшись на приглашение Екатерины II, они часами вели возвышенные беседы, но при этом русская императрица скептически отнеслась к его проектам по уничтожению роскоши при дворе, направлении освободившихся средств на нужды народа, а также об организации всеобщего бесплатного образования.

За свою библиотеку Дидро получил от Екатерины крупную сумму денег, при этом ему было назначено жалование за ее содержание.

Творчество

Активно заниматься творчеством Дидро начинает в 50-е годы. Он публикует две пьесы - "Отец семейства" и "Побочный сын, или Испытания добродетели". В них он категорически отказывается от правил господствовавшего тогда классицизма, стремясь создать мещанскую, буржуазно-сентиментальную драму, что ему в результате и удается. На первый план в большинстве его произведений выходят конфликты, которые возникают между представителями третьего сословия, описывается их быт, поведение в самой обыденной обстановке.

К его классическим трудам можно отнести повесть "Монахиня", о которой мы еще расскажем подробнее, романы "Племянник Рамо", "Жак-фаталист и его хозяин". Для большинства современников эти книги остаются неизвестными, так как напечатать их при своей жизни автору практически не удается.

Стоит отметить, что все эти произведения объединяет реализм, удивительная рассудительность и прозрачный предельно ясный стиль повествования. Читать произведения Дидро всегда было просто, потому что в них практически полностью отсутствуют словесные украшения.

В большинстве его произведений можно встретить неприятие церкви и религии, приверженность гуманистическим целям, идеализированным представлениям о человеческом долге.

Эстетические и философские принципы, которые провозглашает Дидро, можно проследить и в его отношении к изобразительному искусству. С 1759 по 1781 годы он регулярно публикует обзоры парижских салонов в рукописной газете своего приятеля Гримма, которая называется "Литературная корреспонденция". По подписке ее рассылают влиятельным князьям и монархам.

"Монахиня"

Это одно из самых известных произведений Дидро. В нем изображаются развращенные нравы, царящие в женском монастыре. В книге "Монахиня" Дени Дидро повествование ведется от лица юной послушницы, которая не осознает, какие чувства переживает.

Критики отмечают в этом произведении удивительное сочетание психологической правды с чрезвычайно смелым для того времени натурализмом. Все это делает повесть Дени Дидро "Монахиня" одной из лучших прозаических произведений XVIII века, по крайней мере, во Франции. К тому же это отличный образец антирелигиозной пропаганды.

Толчком к написанию этой книги послужила реальная история, о которой узнал автор. В 50-х годах XVIII века были разоблачены тайны женского монастыря. В предреволюционной Франции церковный быт был одной из самых волнующих и насущных тем.

Сама повесть начинается с эпизода, в котором главную героиню Сюзанну, которая является незаконнорожденным ребенком, насильно отправляют в женский монастырь. По сути, ее предает родная мать, но девушка все равно любит ее, не раскрывает тайны своего происхождения, хотя это могло бы помочь ей освободиться. Вместо этого она предпринимает несколько попыток сбежать из обители, чтобы обрести свободу, одна из которых заканчивается удачно.

"Племянник Рамо"

Еще одно знаменитое произведение Дидро - роман "Племянник Рамо". Многие литературоведы считают его вершиной творчества героя нашей статьи.

Екатерина II, которая переписывалась и состояла в дружеских отношениях с Вольтером, с интересом отнеслась к работе Дидро над знаменитой "Энциклопедией". Едва заняв престол, она сразу предложила перенести издание в Россию. За этим скрывалось не только ее желание упрочить свою репутацию, но и попытка удовлетворить интерес образованной и просвещенной части российского общества к этому труду.

Дидро отказался от этого предложения, но согласился продать императрице свою уникальную библиотеку за 50 000 ливров. Причем сами книги остались в его полном распоряжении до конца жизни. Он стал хранителем произведений в своем доме в статусе личного библиотекаря императрицы.

По приглашению Екатерины он пробыл в Петербурге с октября 1773-го по март 1774 года. За это время его избрали почетным членом академии наук в Петербурге.

Когда он вернулся во Францию, то написал несколько сочинений, посвященных возможному приобщению России к европейской цивилизации. Его скептические высказывания о политике Екатерины вызвали ее гнев, но о них узнали в России уже после смерти философа.

В 1784 году он умер в Париже в возрасте 70 лет.

Игура Свободы на баррикадах на знаменитой картине Эжена Делакруа символизирует восставший Париж. Таким он был в 1830 г., таким он был и в 1789 г., когда разбушевавшаяся народная стихия разбила оковы абсолютизма.

«Баррикады», «Взятие Бастилии», «Великая французская революция» - эти слова знакомы нам со школьной скамьи, и каждый из нас облекает их в яркие образы. Мы представляем себе шумные и торжественные, веселые и мрачные, величественные и смешные эпизоды того могучего общественного движения, которым была низвергнута королевская власть, уничтожены сословные привилегии и установлен новый общественный порядок. Провозглашенные в ходе революции требования всеобщего равенства и справедливости на деле оказались лозунгами буржуазными. Однако в то время буржуазия выступила от лица всего общества, как представитель французского народа в целом, против его угнетателей - королевского двора, дворянства и духовенства. Именно поэтому ее требования носили тогда общедемократический характер.

Весь французский народ - буржуа, ремесленники, крестьяне - восстал против старого строя и добился успеха в этой борьбе. Однако при изучении революции нельзя ограничиться рассмотрением только ее завоеваний, нельзя забывать о тех, кто обдумывал лозунги, подхватываемые восставшими, кто осмысливал задачи, стоящие на повестке дня, иначе говоря, о тех, кто участвовал в духовной, идейной подготовке революции. И здесь в первую очередь следует воздать должное тем писателям и ученым, сгруппировавшимся вокруг «Энциклопедии», которые получили имя энциклопедистов. Центром этой группы был Дени Дидро.

Можно сказать, что ему и его единомышленникам повезло, они жили в то время, когда после долгого перерыва вновь приобрели важное значение самостоятельность индивида и его личная инициатива, так как это стало запросом времени.

Новое время требовало нового человека и создавало его; конечно, человеческие права надо было непрерывно завоевывать и утверждать, но для этого имелась уже благоприятная историческая почва.

Франция начала XVIII в. представляет собой картину упадка абсолютной королевской власти и силы дворянства. Крепостная зависимость становится все более тяжелым гнетом для крестьян, налоги увеличиваются только для того, чтобы обеспечить праздное времяпрепровождение стремящимся к королевскому двору крупным феодалам. В XVIII в. начинается процесс расслоения как дворянства, так и духовенства, и это приводит к усилению позиций третьего сословия. Обедневшие дворяне и священники по своему образу жизни почти ничем не отличаются от представителей нового слоя общества, точнее, его наибольшей по численности и наибеднейшей части. Зато тем более богатеют королевский двор, принадлежащие к нему богатые дворяне и верхушка духовенства. Говоря словами французского историка И. Тэна, «весь этот мир пародирует, пьет и ест до отвалу на церемониальных пиршествах, и в этом заключается их единственное назначение, которое они добросовестно выполняют» (21, 89).

Один из тогдашних прогрессивно настроенных министров, Д’Аржансон, писал, что «двор сделался сенатом нации; самый ничтожный лакей в Версале - сенатор, а горничные принимают участие в правительстве, если не для того, чтобы приказывать, то, по крайней мере, для того, чтобы мешать выполнению законов и правил» (цит. по: 21, 91–95), Знатные дворяне, высшее духовенство освобождены от налогов, они не только живут за счет третьего сословия, но и обогащаются за его счет. Бедные дворяне, священники, ремесленники нищенствуют и не могут найти защиты от произвола.

Налоги все более увеличиваются: как правило, на 100 ливров дохода налогоплательщик платит 54, а в некоторых местах и 71 ливр налогов, в его пользовании остается около трети дохода; многие небогатые дворяне в такой ситуации низводятся до положения простых фермеров. Крестьяне же в массе своей превращаются в нищих; с них взимаются огромные налоги - сюда входят дорожные пошлины, рыночный сбор, налог на скот, налог на стражу и дозоры и т. д. и т. п.

В качестве примера одного из чудовищных налогов можно привести налог на соль. После 1680 г. каждому человеку старше семи лет вменялось в обязанность потреблять ежегодно 7 фунтов соли, но из этих семи фунтов ни одной унции нельзя было использовать для каких-либо иных целей (например, для засаливания мяса), кроме как для варки пищи. Если бы какой-нибудь крестьянин вдруг вздумал посолить этой солью свинину для зимнего запаса, то ему пришлось бы дорого поплатиться за это - тотчас же явились бы приставы, конфисковали бы свинину, а его присудили бы к штрафу в 300 ливров. Человек, желающий посолить мясо, должен был явиться на склад, купить для этого другой соли и получить на нее удостоверение, которое он мог затем предъявить сборщикам налогов и соляным досмотрщикам. В любой момент в дом имел право явиться пристав, открыть шкаф и бочонок с рыбой или солониной и проверить крепость рассола, попробовать соль в солонке и арестовать крестьянина по малейшему подозрению. Подобный произвол не был исключением. Не удивительно, что число крестьянских бунтов растет.

Феодальному строю все больше угрожает развитие нового, капиталистического способа производства - количество мануфактур и работников на них увеличивается, что требует ликвидации крепостной зависимости, расширения торговли внутри страны и с другими странами. В то время буржуазия становится единственной социальной группой, получающей денежные доходы, только она и может ссудить их королю и дворянам. Уже в 1755 г. проценты государственного долга буржуазии были равны 45 млн. ливров, в 1789 г. эта цифра увеличилась до 206 млн. Тем не менее буржуазия не получала почти ничего; правительство платило, только когда хотело и когда было чем, а это случалось редко. Превращаясь в экономического хозяина страны, в политическом отношении буржуазия оставалась совершенно бесправной. В 30-е годы XVIII в. это противоречие между формальным и фактическим положением дел настолько обостряется, что переходит в кризис королевской власти.

Борьба между сословиями, особенно на первых ее этапах, принимала в то время религиозную окраску. Это объясняется тем обстоятельством, что вплоть до Нового времени религия была той первой формой человеческой общности, в которой осуществлялось приобщение индивида к коллективу, осознание каждым отдельным человеком себя как части рода. Именно по этой причине тот или иной шаг в человеческой истории длительное время был движением в рамках религии, хотя оно происходило здесь в превращенных формах.

Борьба различных религиозных течений во Франции в начале XVIII в. выражала определенную расстановку классовых сил, так как две наиболее враждебные друг другу партии - ультрамонтаны и янсенисты - собирали вокруг себя соответственно старые, привилегированные и новые, формирующиеся классы. Хотя французы были нацией католического вероисповедания, исторически ситуация сложилась так, что в ходе формирования государственности они вынуждены были обороняться от чрезмерных притязаний римского папы и видели защиту от них в сильной королевской власти. Упадок последней поставил короля и двор перед необходимостью искать опору в католическом духовенстве, а это означало усиление позиций Рима. Вследствие этого партия иезуитов во Франции, чьи интересы справедливо отождествлялись с интересами разложившегося королевского двора, вызвала к себе враждебное отношение со стороны народных масс. Ультрамонтаны и были выразителями взглядов иезуитов, янсенисты же - последователи голландского богослова Яна Корнелиуса (1585–1638) - пытались вести борьбу с иезуитами и тем самым привлекли к себе всеобщие симпатии, хотя многие держались этого учения, не понимая хорошенько ни одного слова из его толкований, только из ненависти к Риму и иезуитам. Массы народа, непосредственно вовлеченные в эту религиозную борьбу, постепенно, как это ни странно на первый взгляд, освобождались от религии вообще. Один из исследователей данного периода французской истории, Ф. Рокэн, попытался вскрыть причины этого явления. По его словам, «это насмешливое настроение, это сомнение и скептицизм, вышедшие от крайностей споров, присоединились к зачаткам неверия… и современники в первый раз стали говорить „о безверном веке“» (20, 87). Развитие общественного сознания, таким образом, осуществлялось в столкновении различных точек зрения.

Если в 1715–1733 гг. классовая борьба во Франции велась еще в религиозных рамках, и прежде всего вокруг знаменитой буллы Unigenitus, в которой духовникам предписывалось отказывать в причастии людям, не согласным с этой буллой (что долгое время продолжало служить причиной волнений), то с начала 30-х годов интересы нации выражаются в «светской» борьбе дворянства - парламента - народа. Парламент при этом играл роль той буржуазной верхушки, которая в своих столкновениях с королевской властью всегда шла на уступки в случае серьезной опасности со стороны усиливающегося третьего сословия. А внутри последнего постепенно выделяются его идеологи - литераторы и философы.

Выдвижение на первый план общественной жизни особой группы литераторов было обусловлено той огромной, пока еще недостаточно объясненной ролью, которую играла в политической борьбе Франции книга. Религиозные распри постепенно сменились «книжными» боями, которые велись уже не из-за религиозных интересов. Можно сказать, что книги в это время стали настоящим «духовным оружием» масс. Именно в философских сочинениях обосновывается необходимость политической борьбы, и они с огромным интересом читаются очень широким кругом людей, которые постепенно начинают замечать тесную связь между философским тезисом о «природной» сущности человека и утверждением всеобщего равенства людей. Не случайно парламент, осознавший угрозу старому порядку с этой стороны, решает сжигать наряду с еретически-религиозными также и прогрессивные философские книги. С 1715 г. в Париже вспыхивают настоящие «книжные пожары». И в то же время сам парламент косвенно способствовал распространению атеистических и материалистических взглядов, поскольку перед сожжением каждой книги палач оглашал ее содержание и предъявлял к ней вполне определенные обвинения Генерального Совета. Начиная с 30-х годов XVIII в. в числе приговоренных к сожжению философских произведений были такие бессмертные творения человеческого ума, как «Философские письма» Вольтера (обвиненного в распространении «распущенности, крайне опасной для религии и для гражданского порядка»), «Мысли к истолкованию природы» Дидро, «Эмиль» Руссо, «Об уме» Гельвеция и многие другие.

Сожжение книг не уничтожало идей, высказанных в них, а, напротив, делало и идеи, и книги более популярными. Запрещенные книги тайно переписывались или перепечатывались и распространялись, хотя правительство налагало за это большие штрафы и подвергало виновных тюремному заключению. Они печатались в Голландии и переправлялись во Францию; дело доходило до того, что их можно было приобрести за несколько су буквально у «подножия» парламента; так, «Персидские письма» Монтескьё можно было купить там за 20 лет до официального разрешения на их публикацию. Вольтер, живший в это время в Ферне, специально предназначал свои сочинения для книжечек небольшого объема, чтобы их можно было легко переписать и распространить.

Потребность в философской и социально-политической литературе ощутили широкие слои общества. Причина этого заключалась в том, что если в относительно мирные периоды человеческой истории люди творят ее бессознательно, т. е. не задумываются над течением своей повседневной жизни, а просто действуют по десятилетиями заведенному обычаю, то в эпоху революций, когда на повестку дня выдвигается вопрос о новом способе производства и, следовательно, о новом жизненном укладе, начинает ставиться под сомнение, подвергаться обсуждению то, что прежде казалось бесспорным и привычным. Теперь требуется объяснить, почему человек жил так, а не иначе и соответствует ли это человеческому предназначению. Очевидно, что сама постановка вопроса уже предполагает отрицание старого, ибо когда все считается правильным, подобные вопросы вообще не встают. Эпохи социальных революций, таким образом, представляют собой периоды сознательного участия человека в общественной жизни, сознательного ее переустройства. Вследствие этого во всякой революции - во время подготовки ее и в процессе осуществления - появляются идеологи, отвергающие прежний человеческий идеал и формирующие новый. Так было и во время Великой французской революции: малочисленная вначале группа литераторов и философов положила начало тому мощному духовному движению, которое получило название Просвещения и оказало огромное воздействие на всю дальнейшую культурную жизнь Европы.

Провозвестником этого движения был Вольтер. Его историческая заслуга заключалась в том, что он «открыл дорогу партии союза буржуазии с народом, партии „просветителей“, „философов“, „патриотов“, пришедшей на смену прежнему авангарду этого класса - парламентской буржуазии, враждебной народу и всегда готовой защищать феодальные порядки, ибо она, по словам Вольтера, сама владела поместьями» (17, 241). Вольтер стал знаменем новой эпохи прежде всего потому, что он один из первых направил острие своего таланта против засилья церкви и невежественного произвола правителей. Его призыв, обращенный против церкви: «Раздавите гадину!» - долгие годы был требованием всей антифеодальной Франции. В деле защиты осужденного церковью Каласа и многих других Вольтер проявил огромную энергию. Однако он выступал не против религии вообще, а только против ее тогдашнего обличья, против католической церкви, и в этом сказалась ограниченность его философской позиции. По мнению Вольтера, религия необходима народу, и если бы бога не существовало, то его следовало бы выдумать.

Вольтер борется против всякого невежества, против фанатизма, он за веротерпимость, или, говоря словами Канта, за «религию в пределах только разума». В своей критике религии Вольтер выступает как блестящий и остроумный обличитель мракобесия, но во многих отношениях он стоит позади некоторых младших своих современников, отрицающих веру в бога вообще. Тем не менее, несмотря на отмеченную слабость его критической позиции, выступления Вольтера против церкви имели колоссальное значение, во-первых, благодаря тому, что они были первыми камнями, брошенными в это здание сильной рукой, во-вторых, благодаря огромному блестящему дару Вольтера, подвергшего все пороки религиозного фанатизма беспощадному и злому осмеянию.

Другим направлением политической деятельности Вольтера была его борьба за просвещенную монархию, против крепостничества и феодальных привилегий. Известны его многочисленные выступления, письменные и устные, в защиту интересов крестьян, в частности «Прошение ко всем должностным лицам королевства», где он описывает притеснения, которым подвергаются крестьяне, и призывает облегчить их участь. Вольтер первый предлагает французским просветителям программу идеологической борьбы с абсолютизмом.

Позднее станет совершенно очевидно, что надежда на просвещенного монарха и на проведение социальных изменений сверху - иллюзия, но не следует забывать, что в то время эта надежда подкреплялась теорией общественного договора. Согласно этой теории, все люди объединяются в общество на основе взаимного договора, соглашения, выбирая государя, т. е. лицо, на которое возлагается наблюдение за выполнением правил договора. Если исходить из такого понимания общественного устройства, то нельзя не признать, что, чем просвещеннее будет правитель, тем более соответствующим назначению человека окажется общественный порядок. Большинство просветителей придерживалось этих взглядов и видело свою задачу в том, чтобы «просветить» относительно «истинных» принципов человеческого общества как монарха, так и весь народ. Эти надежды в то время казались обоснованными. И не удивительно, ведь только К. Маркс спустя почти столетие дал факту общественного состояния людей другое объяснение, связав его не с сознательным договором, а с трудовой деятельностью, Для XVIII же века просветительские объяснения были единственно возможными, и Вольтер был одним из самых сильных их пропагандистов.

Вольтер подготовил почву для дальнейшего развития философской мысли во Франции. В его увлекательных и тонких философских повестях впервые обнаруживаются парадоксы Просвещения. Особенно это видно в таких произведениях, как «Задиг или судьба», «Кандид или оптимизм» и др. В них Вольтер пытается понять закономерности движения человеческой истории, раскрыть ее смысл, объяснить причины существования зла на земле и т. д. Многие работы Вольтера написаны с целью опровержения концепции знаменитого Лейбница, по мнению которого все, что случается с человеком, имеет благую цель; она может быть скрыта от его взора, но тем не менее существует, так что зло в итоге направлено к добру и поэтому не имеет абсолютного значения.

Вольтер ставит эту проблему таким образом, что признание всего происходящего абсолютным благом оборачивается другой стороной - признанием абсолютности и неизбежности зла. Парадоксальность существующего проявляется тогда в том, что зло оказывается необходимым условием самого блага: стоит нам только согласиться с тем, что благо существует, как причиной его вдруг становится нечто противоположное - зло, и наоборот. У Лейбница такой парадоксальности еще нет, для него зло не имело самостоятельного значения и снималось в благе; для Вольтера дело обстоит уже не так - и то, и другое имеют совершенно равноценное значение и являются как следствиями, так и условиями друг друга. Этот парадокс Вольтер продемонстрировал в разговоре Задига с ангелом Иезрадом. В ответ на вопрос Задига: «Разве необходимо, чтобы в мире существовали несчастья и преступления и чтобы они составляли удел лучших людей?» - ангел отвечает: «Нет такого зла, которое не влекло бы за собой добро». В противном случае на земле существовал бы совершенный, божественный, а не человеческий порядок, но он возможен только в жилище верховного существа.

В другом романе - «Кандид», - представляющем уже злую пародию на лейбницевскую теодицею (в то время как «Задига» можно рассматривать скорее как веселую насмешку), Вольтер пытается понять, возможен ли все-таки мир без зла и без парадоксов, но в конце концов вынужден сознаться, что это ему не под силу; по его словам, человек не в состоянии постичь законы мирового порядка, его ум бессилен открыть истину. Поэтому нужно перестать спорить, а следует «возделывать свой сад». Но таким образом проблема не решается, а лишь снимается; Вольтер утверждает, что надо действовать, а не рассуждать, но если не рассуждать, то неизвестно, как действовать. Смысл устройства мира остается туманным.

Мне Лейбниц не раскрыл, какой стезёй незримой В сей лучший из миров, в порядок нерушимый Врывается разлад, извечный хаос бед, Ведя живую скорбь пустой мечте вослед; Зачем невинному, сроднённому с виновным, Склоняться перед злом, всеобщим и верховным; Постигнуть не могу в том блага своего: Я, как мудрец, увы! не знаю ничего,-

заключает Вольтер (цит. по: 17, 246).

Споры о добре и зле, о смысле человеческой жизни и назначении человека в этот период ведутся не только философами - вся Франция, стоящая перед задачей создания нового общественного порядка, решает эти вопросы. Только в немногих аристократических семьях, как свидетельствуют очевидцы, сохраняется дворянский и монархический дух; новое поколение уже находится во власти новых идей. Оно насмехается над старинными модами, над феодальной гордостью своих отцов, над их серьезным отношением к этикету; старые доктрины кажутся теперь претенциозными и отталкивают оппозиционно настроенных людей, вольнолюбивая же философия Вольтера их привлекает.

В общественном мнении начинает преобладать принцип равенства, во многих случаях, например, звание литератора уже дает перевес перед дворянскими титулами. Учреждения еще остаются монархическими, но нравы уже становятся республиканскими. Они проникают даже в среду самых знатных вельмож, и первые места общественное мнение отдает не дворянам, а умным и образованным людям - сыну нотариуса Вольтеру, сыну ремесленника-ножовщика Дидро, сыну часовщика Руссо, воспитаннику стекольщика Д"Аламберу и др. Их не только допускают в светское общество, их просят прийти, ими восхищаются, им подражают. Вся Франция начинает признавать самыми достойными людьми не самых знатных и богатых, а самых умных и просвещенных; ум, образованность становятся мерилом достоинства человека. Это говорит о кануне великих перемен, о наступлении во Франции новой эры - эры Разума.

Говоря словами Ф. Энгельса, все должно было в это время доказать свое право на существование перед лицом разума или погибнуть. «Мы видели… - пишет Энгельс, - каким образом подготовлявшие революцию французские философы XVIII века апеллировали к разуму как к единственному судье над всем существующим. Они требовали установления разумного государства, разумного общества, требовали безжалостного устранения всего того, что противоречит вечному разуму. Мы видели также, что этот вечный разум был в действительности лишь идеализированным рассудком среднего бюргера, как раз в то время развивавшегося в буржуа. И вот, когда французская революция воплотила в действительность это общество разума и это государство разума, то новые учреждения оказались, при всей своей рациональности по сравнению с прежним строем, отнюдь не абсолютно разумными. Государство разума потерпело полное крушение. Общественный договор Руссо нашел свое осуществление во время террора, от которого изверившаяся в своей политической способности буржуазия искала спасения сперва в подкупности Директории, а в конце концов под крылом наполеоновского деспотизма. Обещанный вечный мир превратился в бесконечную вереницу завоевательных войн» (1, 20, 267).

Однако такой финал был далеко впереди. В 30-е годы XVIII в. царство разума представлялось «обетованным миром», он еще не существовал, его надо было завоевывать. Огромную роль в формировании новых представлений сыграла «Энциклопедия», возглавляемая Дени Дидро.

В желании Дидро сделать политической трибуной нации именно «Энциклопедию» известную роль сыграла любовь французов к словарям, доходящая, по выражению Сент-Бёва, до страсти. Как уже говорилось, с начала XVIII в. книги во Франции значили очень много и способствовали развитию революционных настроений. Особенным вниманием пользовались словари, издававшиеся отдельными людьми, а также различными партиями. П. Бейль выпустил в 1695–1697 гг. «Исторический и критический словарь…», во времена Дидро иезуиты выпускали «Словарь Треву» и т. д. Многочисленные словари находили в то время постоянных покупателей, несмотря на подчас высокие цены. Энциклопедия была, по мнению Дидро, самой приемлемой формой по той причине, что в ней можно было в рамках единой мировоззренческой программы дать ответы на многочисленные вопросы, стоявшие в то время перед идеологами революционно и оппозиционно настроенных слоев. Не просто связать имеющиеся знания воедино, но связать их так, чтобы направить к одной цели - пониманию того, какими должны быть новые общественные отношения, - именно к этому стремились издатели «Энциклопедии». О том, что «Энциклопедия» выполнила свое революционное предназначение, свидетельствует постановление Генерального Совета в 1758 г., в котором обвинение, выдвинутое против нее, содержит в то же время признание влияния ее идей на духовную жизнь Франции: «С большой горечью мы вынуждены сказать это; нечего скрывать от себя, что имеется определенная программа, что составилось общество для поддержания материализма, уничтожения религии, внушения неповиновения и порчи для нравов» (цит. по: 20, 228).

В 1758 г., т. е. через семь лет после выхода в свет первого тома, авторы «Энциклопедии» были обвинены в том, что они не признают божественности королевской власти и при объяснении ее указывают либо на насилие, либо на общественный договор; что они считают необходимым рационально обосновать различные религиозные церемонии и обряды; что они требуют свободы совести, веротерпимости и т. д. В 70-е годы королевский прокурор де Флери упрекает их в том, что они «сделались наставниками человеческого рода. Свобода мыслить - вот их возглас, и этот возглас слышится с одного края мира до другого. Одною рукою они стремятся пошатнуть престол, а другою хотят опрокинуть алтарь. Цель их - дать иное течение направлению умов относительно гражданских и религиозных учреждений, и таким образом ими как бы совершена революция» (цит. по: 20, 298).

Действительно, энциклопедисты совершили революцию в умах и тем самым подготовили политическую революцию; именно в их среде сформировались новые взгляды относительно сущности человека, его прав и обязанностей, «истинного» и справедливого общественного устройства и т. д. Издание многих томов «Энциклопедии» привело к тому, что, по словам Вольтера, вопреки всем гонениям, которым подвергалась «Энциклопедия», все французы и даже все европейцы сделались «энциклопедистами» (см.: 19, 91).

Не будет преувеличением сказать, что все участвовавшие в этой работе в течение более чем 20 лет совершили настоящий подвиг, и первым подвижником нужно назвать неутомимого ее организатора и в полном смысле слова духовного руководителя Дени Дидро. Несколько слов из истории «Энциклопедии» покажут, насколько велики заслуги Дидро.

Поводом для издания «Энциклопедии» послужило предложение (в 1742 г.) двух издателей - англичанина Дж. Мильса и немца Г. Селлиуса - французскому книготорговцу А. Ф. Лебретону на переиздание вышедшего в Англии несколько лет назад Энциклопедического словаря Э. Чемберса. К изданию был привлечен Дидро, который загорелся желанием систематизировать все имеющиеся знания и направить их на достижение общего блага, так что Словарь Чемберса был здесь лишь предлогом. Очень много времени было затрачено Дидро на подбор сотрудников и разработку «Проспекта». Ближайшим другом и помощником его в этом важном деле стал крупный математик и философ Д’Аламбер. Позже Вольтер сравнивал Дидро и Д’Аламбера с Геркулесом и Атласом, несущими земной шар на своих плечах. По словам того же Вольтера, и офицеры армии, и моряки, и судьи, и медики, и литераторы, и ученые объединились для дела столь же полезного, сколь и трудного, без всякого личного интереса и даже не стремясь приобрести известность, так как многие скрывали свое имя (см.: 19, 91–92). Среди сотрудничавших в «Энциклопедии» были такие знаменитости, как Вольтер, Монтескьё, Гольбах, Гельвеций, Тюрго, Кенэ, Руссо, Бюффон, Мармонтель, Кондорсе и др.

В «Проспекте», написанном Дидро и Д’Аламбером, раскрывается цель издания: собрать все достижения в области наук и искусств (здесь издатели указывают на Ф. Бэкона как на мыслителя, у которого они заимствовали эту идею). Но кроме того, Дидро предпринимает попытку, которую не делал до него никто, - систематически представить также и развитие ремесел. Для этого он лично посещает самые разнообразные мастерские, изучает производство различных предметов (тканей, бумаги и т. д.), учится делать их сам.

История «Энциклопедии» - это история почти всей жизни Дидро. Мысль об ее издании зародилась в его уме в 1745 г., первый том вышел в 1751 г., когда ему было 38 лет, а все издание с гравюрами и рисунками было завершено к 1772 г. (без участия Дидро до 1780 г. вышло в свет несколько дополнительных томов текста и иллюстраций к ним, а также два тома указателей).

После опубликования второго тома «Энциклопедия» была запрещена. Поводом для этого послужила защита диссертации одним из друзей Дидро и возможным автором ряда статей по вопросам богословия - аббатом де Прада. Де Прада был публично обвинен в неверии, его диссертация была отвергнута, и это дало иезуитам основание для нападок на «Энциклопедию». На вышедшие тома правительство наложило запрет и передало в руки иезуитов дальнейшее издание; однако те не смогли справиться с этой задачей, вследствие чего Дидро и Д’Аламбер без Официального разрешения властей вернулись к своей работе. Настоящая трагедия разыгралась после выхода в свет седьмого тома, в котором была опубликована статья Д"Аламбера «Женева». В этой статье он противопоставлял религиозному фанатизму веротерпимость, которая, по его мнению, имела место в религиозной общине Женевы. Д’Аламбер отстаивал также права искусства, в частности театра, в деле просвещения. Поднялся общественный скандал, в котором оказался замешанным и один из ближайших друзей Дидро - Руссо. Уже и раньше у Руссо возникали разногласия с энциклопедистами по вопросам веры, после статьи Д’Аламбера он публично порывает с ними. Ссора бывших единомышленников стала предвестницей обнаружившихся у них позже политических и идейных разногласий и тяжело сказалась на дальнейшей судьбе «Энциклопедии».

В 1758 г. вышла книга Гельвеция «Об уме», которая в следующем году была осуждена парламентом на сожжение. Печатание «Энциклопедии» вновь было приостановлено, так как между ее идеями и книгой Гельвеция было найдено много общего. Несколько раньше, в 1757 г., король издал суровую декларацию, в которой говорилось, что все, кто будет изобличен в составлении либо в поручении составлять и печатать сочинения, содержащие нападки на религию, покушающиеся на королевскую власть или стремящиеся нарушить спокойствие и порядок в стране, будут караться смертной казнью. В 50-е годы были казнены Ж. Калас и Ж. Ла Барр, обвиненные в преступлениях против католической религии, - из этого можно заключить, как опасно в то время было выпускать запрещенные книги. Для Дидро самое тяжелое в этой ситуации заключалось в том, что Д’Аламбер, не выдержавший постоянной травли и тревог, опасности и напряженной работы, отказался от редакторства. Тщетно Дидро уговаривал его продолжать работу; тот согласился лишь закончить руководство математическим отделом. Вольтер предлагал Дидро последовать примеру Д’Аламбера или по крайней мере перенести издание «Энциклопедии» в одну из «просвещенных» монархических стран - Россию или Пруссию, но Дидро отказался. Считая, что работает прежде всего для Франции, он не мог покинуть ее; не мог не только потому, что здесь у него было 50 хорошо обученных и грамотных наборщиков, участвующих в работе над «Энциклопедией», но также и потому, что здесь остались его друзья, общение с которыми ему было необходимо для того, чтобы мыслить и писать.

В 1759 г. была начата тайная работа по дальнейшему выпуску «Энциклопедии». В течение долгих лет вся тяжесть этой работы лежала на плечах одного Дидро. В 1765 г. были выпущены сразу 10 томов печатного текста, а гравюры и рисунки вышли позже, в 1772 г. Но по окончании работы Дидро ждал еще один тяжелый удар - оказалось, что последние тома непосредственно перед печатанием были «исправлены» осторожным Лебретоном и вышли в изуродованном виде. По свидетельству друга Дидро - М. Гримма, тот рыдал от скорби и отчаяния, обнаружив, что статьи, которые он сам исправлял и переделывал, во многом искажены.

Как бы то ни было, титанический труд, сопряженный со многими заботами, лишениями, страхами и потребовавший большой изобретательности, был наконец закончен. В предисловии к восьмому тому, который Дидро выпустил уже один, без Д"Аламбера, он писал: «В течение двадцати лет подряд мы едва ли имели хоть несколько минут покоя. После дней, поглощенных неблагодарным беспрерывным трудом, сколько было ночей ожидания тех бедствий, которые стремилась навлечь на нас злоба! Сколько раз поднимались мы с ложа, мучимые тревогой, что нам придется отступить перед воплями клеветы, резлучиться со своими родными, друзьями и соотечественниками, дабы под небом чужбины искать необходимый для нас покой и покровительство, которое нам предлагали! Но отечество было нам дорого, и мы постоянно надеялись, что предубеждение уступит место справедливости… О соотечественники и современники наши! Сколько бы строго вы ни судили этот труд, вспомните, что он был предпринят, продолжен и завершен небольшой горсточкой людей одиноких, стесненных препятствиями в своих планах, выставляемых в самом омерзительном свете, осыпаемых самой ужасной клеветой и оскорблениями, поощряемых только любовью к благу, одобряемых только немногими голосами и не имеющих иных средств, кроме тех, которые предоставило им доверие трех или четырех коммерсантов!» (3, 7, 77–79).

Самому Дидро, по свидетельству одного из его биографов, Р. И. Сементковского, принадлежит 1259 статей, по которым видно, что если для Д’Аламбера «Энциклопедия» была сводом научных знаний, то для Дидро она явилась прежде всего политической трибуной. Многие статьи были для него лишь поводом высказать свои политические взгляды. Так, например, статья «Нравы» представляет собой критику неограниченной и непросвещенной монархии; то же самое можно сказать о статье «Собственность».

Дидро следует воздать должное не только за «Энциклопедию» - она была результатом усилий группы философов и литераторов, ученых и общественных деятелей. Заслуга Дидро состоит также в создании своеобразной «Республики ученых». Дело в том, что у истоков каждого нового витка истории можно отыскать небольшую группу образованных людей, формирующих духовную культуру своего времени и нового субъекта этой культуры. В XIV в. в Европе, например, это флорентийский кружок Лоренцо Великолепного, из которого вышли Микеланджело Буонаротти, Пико делла Мирандола и другие великие личности. В XVII в. это «невидимый колледж», связавший крепкими нитями духовной общности Лейбница, Спинозу, Паскаля, Гука, Гюйгенса и др. Во Франции XVIII в. благодаря Дидро также формируется подобное сообщество.

В Европе XVI–XVII вв. духовное общение осуществлялось главным образом в ходе переписки и редких личных встреч; благодаря «Энциклопедии» во Франции в XVIII в. создается иной тип общения - в живых, непосредственных, буквально каждодневных беседах и спорах развивается мышление эпохи Просвещения. Гольбах, Гельвеций, Руссо, Дидро, Кондорсе, Кондильяк и многие другие, создавая свои произведения, полемизируют друг с другом. В выработку общей программы каждый вносит свою долю участия, непрерывно корректируя собственную точку зрения под влиянием других. Авторов «Энциклопедии» можно назвать «совокупным мыслителем», «совокупным философом». Постепенно взгляды ее участников начинают определять духовную жизнь всей Европы.

Энциклопедистов называли также просветителями по той причине, что они ставили своей целью дать народу образование и «просветить» его, а также и монархов относительно смысла «истинного» человеческого общества; речь шла прежде всего о формировании и пропаганде антифеодального идеала человека. Это было насущной задачей потому, что на протяжении нескольких веков в феодальной Европе господствовало освященное церковью учение о человеке как о существе двоякой природы - телесной, греховной, и духовной, божественной. Церковь учила человека жить на земле так, чтобы заслужить награду в ином мире; это касалось его отношений с другими людьми, в которых он хотя и должен был руководствоваться принципом «все люди - братья», но в то же время не имел права забывать о строгой сословной иерархии: тот, кто рожден, скажем, дворянином, вместе с «голубой кровью» получает от бога и другие отличия, в том числе и привилегию повелевать, и сопротивляться божественному предустановлению грешно.

У просветителей в соответствии с требованиями новой эпохи это представление о человеке сменяется взглядом на него как на существо природное, и прежде всего телесное, а его чувства и разум объявляются продуктами телесной организации. Хотя в плане телесности все люди как-то отличаются друг от друга, различия эти можно считать несущественными, так как их роднит то, что все они - природные существа; это делает их равными. Отсюда вытекает, что всякие сословные привилегии должны быть отменены. Они существовали из-за неправильного понимания сущности человека, теперь же задача состоит в том, чтобы помочь людям понять истину и перестроить общество в соответствии с человеческой природой. Именно такое понимание человека и человеческих отношений считается разумным, иначе говоря, разумно то, что ориентировано на природу, что соответствует ей; разумное - это и есть природное. Таким образом, в характеристике Просвещения как «века окончательного господства разума и вместе с тем природного определения человека» (26, 24) выражена очень важная черта мышления той эпохи: если в негативном плане разум понимается как антипод всему существовавшему до сих пор, и прежде всего общественному устройству, то в позитивном смысле разумное совпадает с природным, естественным. Все желания и потребности признаются разумными, поскольку они обусловлены природой.

На первый взгляд просветительское представление о человеке совершенно правильно. Действительно, не является ли человек природным существом, раз он обладает телом и обусловленными телесной организацией физиологическими потребностями? Не вытекают ли его духовные свойства из телесной природы, в частности из устройства мозга? Не разумнее ли вследствие этого удовлетворять все потребности, а не отрекаться от них, к чему призывала церковь? Все это как будто верно, но…

Как быть в тех случаях, когда человек совершает преступление и причиняет зло другим людям? Обусловлено ли это его природой? Здесь открывается возможность двух различных решений, двух в известном смысле противоположных ответов. Если в человеке все определено природой, в том числе его дурные наклонности, то, вероятно, бессмысленно препятствовать им - природа все равно «возьмет свое»; просвещение в этом случае бесполезно, так как оно не в силах «победить» природу. Но возможен и другой ответ, при котором природное должно быть понято особым образом: если сначала все в природе казалось разумным, то затем становится ясно, что нельзя признать разумными дурные желания и страсти - они неразумны; но этого мало - именно потому, что они неразумны, они и неестественны. В этом случае вмешательство просвещения помогает «исправить» природу в соответствии с разумом, более того - в соответствии с «истинной» природой.

Если внимательно проанализировать такие различные ответы, то можно обнаружить противоречивость самой основы просветительских взглядов - понятия «естественного», «природного» человека. В самом деле, с одной стороны, природное, естественное принимается за основу, а правильным, т. е. разумным, объявляется только то, что соответствует природе; разумное, таким образом, вытекает из природного и по сути дела тождественно ему. Но потом выясняется, что разумное противостоит природному: так, если дурные желания признаются неразумными и, следовательно, неестественными, то это означает, что, прежде как будто имевшее основание в себе самом, природное раскрывает теперь свой смысл через иное - через разум. Здесь и приоткрывается завеса «второй», т. е. социальной, природы человека.

Итак, понятие природного выступает в двух противоположных планах: природа человека индивидуальна, поэтому он, казалось бы, имеет право на удовлетворение абсолютно всех своих желаний, так как они все «от природы» и, следовательно, все естественны и разумны; но человек живет в обществе, возникшем, по мнению просветителей, в результате добровольного соглашения людей, и, следовательно, он должен поступать по отношению к другим так, как, по его мнению, должны поступать с ним другие. Тогда разумными будут только те желания, которые находятся в соответствии с желаниями других; разумным объявляется соответствие индивидуальной и общественной природы.

Взгляды просветителей постоянно колеблются между этими двумя границами «природности» - индивидуальной (которая может быть названа «абсолютной естественностью») и общественной (которая по сути дела является уже искусственной природой, «второй» природой, т. е. уже не природой в собственном смысле слова, так как ее принципы даны человеку не от рождения, как первые, а возникают на основе «разумного договора»). В этом выражено противоречие всей просветительской концепции, развитие которого с неизбежностью приведет к постепенному переосмыслению понятия человека.

Однако это произойдет веком позже, когда К. Маркс покажет, что сама природа с появлением человека превращается в объект его преобразующей деятельности и что человек никогда не бывает просто природным, но всегда является социальным существом.

За «естественным» человеком эпохи Просвещения скрывался буржуа, и требование равенства людей на самом деле было утверждением формального права и формальной справедливости. Иначе говоря, в образе «естественного человека» формировался в то время антифеодальный идеал. Такое понимание, безусловно, было шагом вперед в истории общественного развития; с этих позиций просветители вели борьбу с церковью и королевской властью. Однако противоречивость буржуазного идеала человека начала вырисовываться уже в то время; правда, надо было обладать особенно «острым зрением», чтобы разглядеть ее еще не развитую, зародышевую форму.

Одним из немногих, кому удалось понять это и кто понял, кроме того, что в этой противоречивости выражено своеобразие мышления эпохи, был Дени Дидро. Его можно считать одним из тех, кто сумел подняться до рефлексии над собственной логикой. Рефлексия Дидро стала как бы тем фокусом, в котором преломлялись противоречия способа мышления энциклопедистов. Концентрируя на них свое внимание, он оказался в состоянии очертить границы механицизма XVII–XVIII вв. Это и станет предметом рассмотрения в данной книге.

Дени Дидро (Denis Diderot, 1713 - 1784), великий философ и писатель, был выдающимся пропагандистом, идеологом, организатором. В своем многообразном творчестве он исследовал философские, социально-политические, эстетические проблемы. Главным практическим делом Дидро было издание им «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусства и ремесел», выходившей с 1751 по 1780 г.

и состоявшей из 35 томов (11 справочных томов, содержащих карты, схемы, таблицы, рисунки, и 8 томов указателей). Желая сделать это издание научно-значимым и авторитетным, Дидро привлек к написанию статей видных философов, ученых, крупнейших специалистов во всех областях знаний, писателей, художников, музыкантов своего времени. Таким образом, «Энциклопедия» обобщила все сведения, накопленные человечеством к середине XVIII в. Вторым человеком в редакции «Энциклопедии» был Жан Лерон д’Аламбер, выдающийся философ, математик, теоретик в области механики. В «Энциклопедии» писали статьи Вольтер, Руссо, Монтескьё. «Энциклопедия», которая выходила в зрелый период французского Просвещения, время непосредственной идейной подготовки революции, стала крупнейшим общественно-политическим событием этой эпохи. Ее главной задачей было направить достижения науки, философии, искусства и литературы на борьбу против «старого порядка».

В сущности, «Энциклопедия» должна была стать и действительно стала концентрированным выражением идей Просвещения по всем вопросам политической жизни, государственного строя, науки, религии и культуры. Статьи «Энциклопедии» отрицали абсолютизм как отжившую государственную систему, устарелую систему судопроизводства, идеологию католической церкви. Одновременно энциклопедисты утверждали принципы нового буржуазного государства, требовали ограничения власти монарха и правительства законами природы, политических прав для третьего сословия, формулировали принципы новой буржуазной собственности. Исходя из убеждения, что «суеверие и деспотизм делают землю несчастной», энциклопедисты путь к прогрессу видели в развитии науки и стремились раскрыть сущность всех человеческих знаний, детально описывая все науки. Авторы статей были убеждены, что «Энциклопедия» «сумеет извлечь людей из того унизительного состояния, в котором их так долго держал предрассудок», научит их, как изменить свою жизнь в соответствии с «естественными законами». Большую роль в творческом наследии Дидро играют труды, где разрабатываются проблемы искусства.

Характерно, что основополагающие работы по важнейшим эстетическим проблемам в его творчестве перемежаются с множеством критических статей, в которых отразились процессы, происходившие в искусстве того времени. Дидро стал создателем новой эстетической системы, нового учения о прекрасном; он утверждал новые принципы и правила искусства, разработав теорию просветительского реализма (статья для «Энциклопедии» - «Прекрасное», 1751). Дидро выступил против отжившей эстетики классицизма, поклонения авторитетам античности, против антиисторического представления о красоте как о понятии неизменном и вечном, против классицистского принципа правдоподобия за правдивое отражение жизни.

Основой искусства он считал воспроизведение жизненной правды, конкретной действительности. Красота в искусстве - это соответствие наших суждений явлениям действительности, а художественного образа - предмету. Поскольку цивилизация прогрессирует и жизнь меняется, понятие красоты в искусстве также изменчиво. Будучи противником эмпирического воспроизведения жизни, Дидро утверждал, что подражание жизни заключается в ее творческом воспроизведении, типизации явлений реальности и характеров, т. е. отражении в произведениях существенных черт действительности. Вместе с тем типические характеры для него прежде всего выражение определенного «общественного состояния»; выделяя «родовые» черты персонажа, Дидро недооценивал индивидуально-своеобразные формы выражения этого «родового» начала.

Дидро требовал от писателя страстности в утверждении своих идеалов и в отрицании дурного. Искусство, по Дидро, должно воодушевлять и облагораживать людей, внушать им высокие добродетели гражданского мужества.

Гораздо более значительным было творчество Дидро в жанре художественной прозы. Ему принадлежат три романа и диалог «Племянник Рамо» (1762 - 1779). Из этих четырех произведений три - самых значительных - были опубликованы после его смерти. В романе «Монахиня» (закончен в 1760 г.

) все внимание автора сосредоточено на главной героине Сюзанне Симонен, и сюжет повествования несложен. В этом романе Дидро постоянно пересекаются три плана, что помогает писателю выявить сущность человеческой природы. Это план общественный, который определяет место главной героини Сюзанны в семье и обществе: незаконная дочь и нелюбимая сестра, она подвергается преследованиям семьи и оказывается существом отверженным в глазах общества.

Содержание романа заключается в сопротивлении Сюзанны объединившимся семье и обществу, которые хотят ее изолировать. Второй план - это план религиозный: монастырь становится основным местом, где происходят события романа. Третий план - план природы с ее законами. Из сопоставления с природой выявляются неестественность и неразумность законов социальных и религиозных. Дидро показывает, что монастырь - отнюдь не мирная обитель для тех, кто посвятил себя служению Богу. Это вынужденное общежитие для тех, кто не нужен обществу.

Жизнь в монастыре нарушает естественные права человека, его обитателей лишают свободы и тем самым растлевают их. Дав обет жить в бедности, послушании и целомудрии, монахини на самом деле живут по иным, прямо противоположным законам - они жестоки, вероломны, мстительны, коварны, корыстны. В монастыре живут два типа людей. Одни - лицемеры, примирившиеся со своим положением и извлекающие из него выгоду.

Другие - искренне верующие. Способность испытывать искренние религиозные чувства Дидро сближал с аномалией, патологией в психике.

Добрая и справедливая настоятельница первого монастыря сестра де Мони впадает в состояние молитвенного экстаза, доходит до невменяемости, что приводит ее к болезни и смерти. Другая настоятельница - Арпажонского монастыря - из-за своей противоестественной страсти опускается физически и нравственно. Судьба главной героини Сюзанны дает возможность Дидро экспериментально исследовать человеческую природу. Для этого неопытную, полную жизненных сил девушку он ставит в исключительную обстановку, которая препятствует проявлению этих сил. Враждебная человеческой природе монастырская среда вызывает у нее не просто страх, а физическое неприятие ее. Свою непримиримую вражду к монастырю Сюзанна выражает в словах: «Я с этим родилась».

Это звучит голос самой природы, законы которой не могут сосуществовать с насилием, ибо каждый имеет право на свободу и счастье. Дидро наделяет Сюзанну умом, способностью к пониманию мотивов поведения других и к самоанализу. «Монахиня» отличается глубоким психологизмом. Душевные метания героини переживают эволюцию: от сомнений, от чувства протеста и гнева она переходит к открытому бунту. Кроме того, это и публицистическое произведение, утверждающее личные и общественные права человека.