Open
Close

Фотография конца 19 века. Фотографии мертвых на память: странности Викторианской эпохи

Все мы знаем и любим фотографии Сергея Прокудина-Горского. Цветные кадры царской России – это уникальное достояние. Но есть еще один классик, равный по величине. Это Максим Дмитриев. В отличие он Прокудина-Горского, он донес до нас не открыточную Россию. Он сделал первые жанровые снимки страны.

Голодный год в Нижегородской губернии 1891-1892

1. Народная столовая в деревне Пралевке Лукояновского уезда. 1891-1892 гг. Негатив 18х24 см

2. Доктор Решетилов осматривает больного сыпным тифом Кузьму Кашина в селе Накрусове. 1891-1892 гг. Негатив 18х24 см

3. Раздача хлеба в ссуду крестьянам в городе Княгинине. 1891-1892 гг. Негатив 18х24 см

4. Больные тифом в городе Княгинине. 1891-1892 гг. Негатив 18х24 см

5. Изба татарина Саловатова в деревне Кадомке Сергачского уезда. 1891-1892 гг. Негатив 18х24 см

Нижегородская ярмарка 1896

6. Театральная площадь Нижегородской ярмарки во время половодья. Негатив 18х24 см

7. Общий вид ярмарки со Спасского Староярмарочного собора. Негатив 18х24 см

8. Машинный отдел. Всероссийской художественно-промышленной выставки. 1896 г. Негатив 18х24 см

9. Самокатская площадь. Кинотеатр «Волшебный мир». Негатив 18х24 см

10. Колокольные ряды на ярмарке. Негатив 18х24 см

11. Театр Фигнер. Негатив 18х24 см

12. Общий вид на Лубочные ряды и Мещерское озеро. Негатив 18х24 см

Русь верующая 1891-1904

13. Странник в Серафимо-Дивеевском женском монастыре. 1904 г. Негатив 18х24 см

14. Настоятель молельни поморцев в Семеновском уезде. 1897 г. Негатив 18х24 см

15. Типы богомолок в Серафимо-Понетаевском женском монастыре. 1904 г. Негатив 18х24 см

16. Проводы иконы Оранской Божьей Матери из Нижнего Новгорода в Оранский Богородицкий монастырь. Негатив 45х55 см. Фрагмент.

17. Святой источник в Саровском мужском монастыре. Негатив 18х24 см

18. Съезд старообрядцев в Нижнем Новгороде. Негатив 50х60 см. Фрагмент.

19. Богомолки-мордовки, направляющиеся в Серафимо-Дивеевский женский монастырь. 1904 г. Негатив 18х24 см

20. Закладка городской соборной мечети в Нижнем Новгороде. 1902 г. Негатив 18х24 см

21. Странники на пути в Саровский мужской монастырь. Негатив 18х24 см

22. Оленевский скит. Уставщицы. 1897 г. Негатив 18х24 см

23. Серафимо-Понетаевский женский монастырь. Вид на монастырский пруд и Больничную церковь. Негатив 18х24 см

24. Проводы иконы Оранской Божьей Матери из Нижнего Новгорода в Оранский Богородицкий монастырь. Негатив 45х55 см. Фрагмент.

25. Благовещенский Керженский единоверческий мужской монастырь. Монах-схимник. 1897 г. Негатив 18х24 см

Поволжье 1894-1904

26. Сушка сетей. Негатив 18х24 см

27. Озеро Вселуг. Широковский погост. Негатив 18х24 см

28. Ложкарный базар в городе Семенове. 1897 г. Негатив 18х24 см

29. Типы старообрядцев. Шарпанский скит в Семеновском уезде. 1897 г. Негатив 18х24 см

30. Группа старообрядцев. Деревня Кузнецово Семеновского уезда. Негатив 18х24 см

31. Вид на Волгу с Башменской горы. Негатив 50х60 см. Фрагмент.

32. Караван судов на Волге под Ярославлем. 1894 г. Негатив 30х40 см

33. Ложкарное производство. Отделка ложечного черенка. 1897 г. Негатив 18х24 см

34. Осташковские рыбаки. Негатив 18х24 см

35. Слуда. Вид на берег Оки. Негатив 18х24 см

36. Александровский мост через Волгу в Сызрани. 1894 г. Негатив 18х24 см

Нижний Новгород 1912-1914

37.Вид на нагорную часть Нижнего Новгорода с левого берега Оки. Негатив 45х55 см. Фрагмент.

38. Вид на плашкоуютный мост и нагорную часть Нижнего Новгорода. Негатив 18х24 см43. В зале городского суда. Негатив 18х24 см

44. Нижегородские «босяки». Негатив 18х24 см

Максим Дмитриев – Биография

45. Максим Дмитриев

1858 г. Родился в Тамбовской губернии.
1873 г. Поступает в ученики к известному московскому фотографу М.П. Настюкову.
1874 г. Работает в фотопавильоне М.П.Настюкова на Нижегородской ярмарке.
1877 г. Поступает ретушером в ателье Д.Лейбовского.
1879 г. Принят в ателье выдающегося фотографа А.О.Карелина.
1881 г. Открывает собственное фотоателье.
1889 г. Принимает участие во Всероссийской юбилейной фотографической выставке в Москве.
1892 г. Получает малую золотую медаль Московской выставки, золотую медаль Парижской всемирной фотографической выставки, Гран-при выставки в Сен-Жиле, Почетный диплом выставки в Брюсселе.
1893 г. Издает знаменитый альбом фотографий «Неурожайный 1891 – 1892 год в Нижегородской губернии».
1894 г. Приступает к созданию монументального цикла фотографий, посвященного Волге.
1896 г. Принимает участие во Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде.
1901 – 1904 гг. Снимает руины Макарьевского Желтоводского монастыря.
1903 г. Завершает работу над «Волжской коллекцией».
1913 г. Фиксирует в серии крупноформатных фотографий приезд императора Николая II в Нижний Новгород.
1929 г. Фотоателье Дмитриева переходит в ведение комиссии по улучшению жизни детей. Фотограф утвержден заведующим художественной частью и павильонным фотографом.
1937 г. Из архива Дмитриева реквизируются 7000 негативов.
1948 г. Умер в Горьком в возрасте 90 лет.

После изобретения в конце 19 века дагерротипа, дорогую и не особо реалистичную живопись начала стремительно вытеснять фотография. Во времена викторианской эпохи около семейных фото сложились очень странные обычаи. Наверное, самым странным из них стала традиция делать фотографии мертвых людей как живых.

Для современного человека такая практика кажется странной и пугающей. Мы боимся любого физического контакта с мертвыми, прячем факт смерти близких от детей, боясь травмировать их душу или напугать. Да и вообще мертвые внушают нам ужас и страх. Но так было не всегда.

Фотографии мертвых людей 19 века

В 19 веке никто не испытывал страха перед мертвыми. Их хоронили рядом с домом, в котором они жили при жизни. Вечерняя прогулка на семейное кладбище вселяла не ужас, а наоборот успокоение.

Когда человек умирал, он какое-то время находился в своем доме. С ним разговаривали как с живым, его трогали и одевали, и никого это не пугало.

Начавшаяся в викторианскую эпоху мода на посмертные фотографии окончательно выродилась во время самой кровавой войны 20 века.

Фотографии мертвых детей 19 века

Детская смертность в 19 веке была очень высокой. Зачастую посмертные фото детей были единственным напоминанием об умершем ребенке.

Довольно часто живых детей фотографировали вместе с умершей сестрой или братом. Для придания реалистичности мертвым открывали глаза. Чтобы придать живой вид активно применялись румяна и белила. В руки вставляли букет из живых цветов. Одевали усопших в лучшую одежду.

Иногда мертвых детей фотографировали так, как будто они уснули.

Посмертные фото девушек в гробу

Этот мальчик, казалось бы, просто стоит посреди комнаты и нехотя позирует фотографу. На самом деле он давно умер, а его голову из-под занавески держит невидимая рука.

Существовала еще отдельная мода фотографировать умерших в положении стоя. Чтобы это сделать применялись специальные металлические держатели, невидимые на фотографии.
На фото изображена мертвая девушка
На этой фотографии изображен Джон О’Коннор через два года после своей смерти. Спустя пять дней его захоронили.

Ещё одной странностью Викторианской эпохи были .

История посмертных фотографий

Оценить статью

Ретро фотографии XIX века, на которых запечатлены российские горожане разных профессий

Окунуться в атмосферу русских городов 19-го века можно, посмотрев какой-нибудь исторический фильм или почитав русских классиков, например, Достоевского.

Но всё же лучшими иллюстрациями к тому времени являются старые фотографии. В нашем обзоре одна из старейших коллекций фотографий русских горожан. Особый интерес эти снимки представляю ещё и потому, что на них запечатлены не аристократические дамы и не высокие чиновники, а простые люди.

Дворник

В 1879 году был издан указ, по которому «в каждом доме в Москве должен быть дворник для очередного дежурства днем и ночью на улице».

Дворники не могли быть младше 21 года, должны были знать всё о жильцах и сотрудничать с полицией.

Дворник с дровами

Дворник важный человек

И его помощники.

Дворник в доме был весьма уважаемой фигурой. Ворота на ограде, которая была у каждого дома, запиралась около 11 вечера, и те их жильцов, которые возвращались домой позже, давали дворнику чаевые. Жили дворники чаще всего в небольших помещениях во дворе дома, в котором служили.

Дворник с метлой, лопатой и корзиной для мусора.

На фотографии запечатлен момент, когда два работника заносят воду в богатый дом. Объектив фотоаппарата запечатлел их в движении. На фото хорошо заметно, что мощение улиц далеко о совершенства, да и крыльцо пора бы подремонтировать, что тоже, кстати, было задачей дворника.

Доставка воды.

Извозчик

Извозчики делились на несколько категорий. Самые дешёвые экипажи, владельцы которые заезжали в город из близлежащих деревень только на день, назывались «ваньки». В их колымаги садились далеко не все.

Московский извозчик.

На верхней ступени извозчичьей иерархии – «лихачи». Их услугами пользовались кавалеры с дамами, богатые купцы, офицеры. Работали они сами на себя и поджидали богатых клиентов. А были и профессиональные извозчики – «голубчики», узнать которых можно было по форменной одежде. Стояли такие извозчики на извозчичьей бирже.

Извозчик отдыхает.

Этот извозчик зашёл в помещение, чтобы выпить горячего чая. Тулуп позволял ему проводить на улице целые дни. Чай пьют, не раздеваясь, только сняв, следуя правилам этикета, головной убор.

Извозчики пьют чай.

Торговцы

Уличная торговля в 19-ом веке в российских больших и малых городах процветала. Купить на улице можно было практически всё — от продуктов питания до предметов для рукоделия. Иногда на улицах подторговывали краденым нечистые на руку личности. Большие города в то время были отдельным миром.

«Мальчишки-торговцы

Уличная молочница. В зимнее время она вывозила свою продукцию в город на специальных санках.

Молочница.

Ещё одна уличная торговка. Правда, сегодня не совсем понятно, что она продаёт.

Торговка.

Торговка с баулами.

Торговка пирожками.

Парень с озорными глазами продаёт на улице товары для рукоделия.

Сушки и баранки к чаю.

В продаже есть всё.

Продавец дичи.

Этот торговец продаёт сбитень – напиток с добавлением мёда, приправ и варенья. Только в конце 19-го века сбитень был вытеснен с рынка чаем и кофе.

Продавец сбитня.

Ремесленники

Этот торговец предлагает берестяные плетёные корзины. Возможно, он сделал их сам. В то время посуды из пластика не было, а береста являлась просто идеальным материалом. Посуда из неё была прочной и прекрасно подходила для хранения любых продуктов.

Продавец корзин.

Ещё один мастер – он делает и продаёт хомуты для лошадей. Стоит обратить внимание на его полосатые штаны. Настоящий франт.

Мастер по изготовлению хомутов.

Профессия точильщика ножей была востребована всегда.

Кочегар

Кочегары обслуживали печи горожан. Обязательные аксессуары — удобная одежда,высокие кожаные сапоги и топор.

Кочегар на рабочем месте.

Каменщик

Каменщик в отличие от кочегара те же самые печи выкладывал. Мужчина на фотографии держит в руках кирпичи с логотипом компании.

Каменщик

Мясник

Мясник

Фотография, безусловно, постановочная. Но огромный её плюс в том, что можно в подробностях разглядеть все детали униформы того времени.

Почтальон.