Open
Close

Философский плюрализм означает. Нужною укаюзають таюкжею наю тою, чтою маютеюриаюлизм и идеюаюлизм веюсьмаю раюзличаюются в своюих цеюнноюстных оюриеюнтаюциях


Введение

1 Истоки философского плюрализма

2 Философия и религия

Глава 2. Приобретения и утраты философского плюрализма

1 Многообразие философских учений и направлений

2 Плюрализм и толерантность в науке и философии

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Философия как форма духовной деятельности непременно содержит момент историчности, она - ответ человеческого духа на вопросы, поставленные исторически обусловленным бытием человека. С этим связывается философский и плюрализмам.

На многообразие философских систем влияют историческая эпоха, место и время деятельности мыслителя, его национальность и принадлежность к религии, а также развитие, характер общественных отн шений, состояние науки, культуры, тенденции их развития и др. Определенное влияние может осуществлять и социальное положение мыслителя (хотя рабу, затем вольноотпущенники Эпиктета и императору Марку Аврелию их различные социальные статусы не мешали развивать похожие философские идеи стоицизма).

Философский плюрализм проявляется в обосновании тем или иным мыслителем сущности развития философии. У Гегеля, например, это развитие связывается с конкретной исторической эпохой, с ее экономическими, культурными, религиозными ними и другими характеристиками, а развитие философии является не только внутренней логикой развития абсолютной идеи, но и зависимостью от социальной реальности.

Философские системы - это исторические образования, «духовные квинтэссенции эпохи». Каждый философ - сын своего времени. Но если каждая эпоха порождает определенный тип философии, то при рассмотрении различий историческим эпохам, цивилизациям, к культур, национальных особенностей напрашивается вывод о неизбежности философского плюрализма не только для прошлого человечества, но и для современного.

В марксизме проблема плюрализма приобретает историко-материалистического решения Философия как одна из форм общественного сознания, как духовное образование определенной степени зависит от особенностей общественного бытия, различных факторов общественной жизни. Этот подход был абсолютизированным в советской философии, где всячески отстаивается идеологический патриотический принцип и неизбежно критиковался плюрализм философских подходов.

К важнейшим источникам по теме следует причислить ряд имеющихся на русском языке работ авторов, относящихся к главным представителям плюралистического мировоззрения. В философии это прежде всего У. Джемо, Ф. Ницше, Б. Рассел, К. Поппер, П. Фейерабенд; в области политической мысли Дж. Локк, А. де Токвиль, З. Бернштейн. Особо необходимо отметить несколько связанных друг с другом работ русских философов, начала века - В.М. Хвостова, Л.М. Лопатина, Б.В. Яковенко, являющихся очень важными для понимания существа проблемы.

Цель работы: охарактеризовать философский плюрализм, его приобретения и утраты.

1.Описать истоки философского плюрализма.

2.Выделить сущность философии и религии.

.Рассмотреть многообразие философских учений и направлений.

.Определить плюрализм и толерантность в науке и философии.


Глава 1. Сущность философского плюрализма

философский плюрализм толерантность

1.1 Истоки философского плюрализма


Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) - философская концепция, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал, или видов бытия (плюрализм в онтологии), либо форм познания (плюрализм в гносеологии), равноправных и суверенных личностей и групп (плюрализм в этике и социологии), ценностей и ценностных ориентации, выражаемых в многообразных идеологиях и убеждениях, конкурирующих друг с другом и борющихся за признание (плюрализм в аксиологии).

Период становления философии приходится на особый момент в истории культурного самоопределения древних цивилизаций, когда мировоззренческое знание, его истоки и глубинный смысл, издревле окруженные ореолом таинственности, стали объектом осмысления и рационального анализа со стороны вольных любителей мудрости. Этот процесс захватывает, прежде всего, древнегреческий мир. Резкое усиление торговых и культурных связей греческих городов-полисов с соседними, более древними цивилизациями - такими, как Египет, - порождало процесс взаимопроникновения культур, религиозных верований, мироустроительных систем, философских учений. Это неизбежно расшатывало целостность архаичного представления о мире. Все больше осознавалась условность, относительность и противоречивость старых мировоззренческих схем.

На место единого для всех миропонимания пришло множество различных, часто конкурировавших между собой моделей мира, нравственных установок, религиозных учений и т.п. От мировоззрения как чего-то абсолютного, непререкаемого и единого люди перешли к новой культурной реальности - к факту множественности своих взглядов на мироустройство.

Основаниями для мировоззренческого выбора служило следование культурной традиции, вера или разумные доводы, т. е. культурно-исторические, психологические и гносеологические составляющие. Философами стали называться те, кто опирался в своих суждениях на разум и рациональную аргументацию. Философская рациональность означает специфический способ приведения в действие механизмов мышления с целью беспристрастного, свободного от субъективизма рассмотрения проблемы. Исторически философская рациональность формируется именно в условиях распада единого для архаического общества мировосприятия. Человек оказался в такой жизненной ситуации, когда возникла возможность, а затем и необходимость собственного выбора определенного взгляда на мир, не скованного грузом традиций, тех или иных авторитетов, какими-либо принципами прежних религиозных верований. Ситуация свободного выбора требовала поиска каких-то объективных оснований.

Первым непосредственным следствием этого явился плюрализм философских систем. Там, где была философия, там возникала не только апелляция к логическим аргументам, но и интеллектуальная конфронтация, диалог, спор. Развитие шло от плюрализма мировоззрений как особенности культурного бытия эпохи через рациональность к плюрализму философских систем. Интенсивный и многообразный опыт философствования уже на первом этапе становления философского сознания показал, что в вопросах мироустройства и духовного самоопределения человека рациональная аргументация сама по себе не ведет к выработке какого-либо единого миропонимания.

Философские концепции о первоначалах бытия разделились на монизм (мир имеет одно начало), дуализме (утверждающий равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического) и плюрализм.

Плюрализм предполагает несколько или множество исходных оснований. В его основе лежит утверждение о множественности оснований и начал бытия. Примером здесь могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т. д.

К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает и вопрос о познаваемости мира, или о тождестве мышления и бытия. Одни мыслители полагали, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может и, более того, мир принципиально непознаваем. Они получили название агностиков (Протагор, Кант), а философская позиция, которую они представляют, - агностицизм (от греч. agnostos - непознаваемый). Отрицательный ответ на этот вопрос давали и представители родственного агностицизму направления - скептицизма, которые отрицали возможность достоверного знания. Свое высшее проявление он нашел у некоторых представителей древнегреческой философии (Пиррон и др.). Другие мыслители, напротив, верят в силу и могущество разума и познания и утверждают способность человека получать достоверное знание, объективную истину.

История философии свидетельствует о противоборстве плюрализма и монизма, который утверждал единственность основополагающего принципа бытия. Это было характерно для философии конца XIX - начала XX в.. Наряду с монизмом в этот период существовала дуалистическая трактовка бытия и знания - различение в неокантианстве естественных наук и наук о духе в соответствии с их методами и предметом исследования. Позднее на первый план выдвигается плюрализм в онтологии и гносеологии.

В современной философии плюрализм наиболее ярко представлен в персонализме, который исходит из уникальности каждой личности, ее несводимости к антропологическим и социальным силам, связывает личность со свободой воли и творчеством (Н. Бердяев, Мунье). Персоналистический плюрализм и плюрализм в аксиологии, которые подчеркивают многообразие ценностей утверждают непреходящую ценность христианства и религиозной общины в качестве объединяющего начала социальной жизни.

Классиком плюрализма был великий немецкий философ Г. В. Лейбниц (1646-1716), хотя сам этот термин предложил его ученик Х. Вольф (1679-1754).

С точки зрения Лейбница, реальный мир состоит из бесконечного множества психически деятельных субстанций, неделимых первоэлементов бытия - монад. Между собой монады (отдельные вещи, субстанции) находятся в отношении предустановленной гармонии, которая была создана Богом. Таким образом, философский плюрализм сближается с религиозным и идеалистическим взглядом на мир.

В конце XIX - XX веке плюрализм получил распространение и развитие как в андроцентрических философских конценциях, абсолютизирующих уникальность личного опыта (персионализм, экзистенциализм), а также в эпистемологии (теории познания - прагматизм Уильяма Джеймса, философия Карла Поппера) и, особенно, теоретический плюрализм его последователя Пауля Фейрабенда.

Эпистемологический плюрализм в своей основе подчеркивает субъективность знания и воли в процессе познания (Джемс), историческую (Поппер) и социальную (Фейерабенд) обусловленность знания и критикует классическую научную методологию. Таким образом, он является одной из посылок ряда антисциентистских течений (которые в основе своей подчёркивают ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах толкуют её как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека).

Различные философские школы и направления, в соответствии со своей спецификой и пониманием предмета философии, формулируют и используют различные философские методы. Плюрализм философских концепций подразумевает следующее разделение философских методов:

материализм и идеализм, выступающие как наиболее общие подходы и способы рассмотрения бытия и познания. Теория познания с самого начала во многом определяется тем, что берется за первичное: материя или сознание, дух или природа, т. е. материалистические или идеалистические предпосылки. В первом случае общий процесс познания рассматривается как отражение в сознании объективной действительности; во втором - как самопознание сознания, абсолютной идеи, изначально присутствующих в вещах (объективный идеализм), или как анализ наших собственных ощущений (субъективный идеализм). Другими словами, онтология во многом определяет гносеологию;

диалектика и метафизика. Под диалектикой имеют в виду прежде всего учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности. Диалектика совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она выступает как материалистическая диалектика, во втором - как идеалистическая диалектика. Классическим представителем идеалистической диалектики является Г. В. Ф. Гегель, создавший систему диалектики как теорию и метод познания. А классиками материалистической диалектики являются К. Маркс и Ф. Энгельс, которые придали ей целостный и научный характер. Особенностью метафизики является тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия;

сенсуализм (от лат. sensus - чувство) - методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.);

рационализм (от лат. ratio - разум) - метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум (Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель и др.);

иррационализм - философский метод, который отрицает или ограничивает роль разума в познании, а уделяет основное внимание иррациональным способам постижения бытия (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Бергсон, Хайдеггер и др.).


1.2 Философия и религия


Философия и религия имеют совершенно различные задачи и формы духовной деятельности. Религия подразумевает жизнь в общении с Богом, имеющая целью удовлетворение личной потребности человеческой души в спасении, в отыскании последней прочности и удовлетворенности, незыблемого душевного покоя и радости. Философия по существу независима от каких-либо личных интересов и постигает бытие путем рассмотрения их абсолютной первоосновы.

Являясь разнородными формами духовной жизни, философия и религия совпадают между собой в том отношении, что обе они осуществимы лишь через направленность сознания на один и тот же объект - на Бога, точнее, через живое, опытное усмотрение Бога.

Современному сознанию представляется маловероятным, чтобы то абсолютное, которое в философии нужно как высшая логическая категория, объединяющая и упорядочивающая теоретическое постижение бытия, совпадало с живым личным Богом, которого требует религиозная вера. Религиозная идея Бога противоречит целям философии в том отношении, что предполагает в природе Бога и потому в живом отношении к Богу момент тайны, непостижимости, неадекватности человеческому разуму, тогда как задача философии именно в том и состоит, чтобы до конца понять и объяснить первооснову бытия. Все логически доказанное, понятое, до конца ясное, уже тем самым лишается своей религиозной значимости. Бог, математически доказанный уже не одно и тоже с богом религиозной веры. Отсюда следует, что, если бы даже философия действительно познала истинного Бога, доказала Его бытие, разъяснила Его свойства, она именно этим лишила бы Его того смысла, который Он имеет для религии, т. е. убила бы самое драгоценное, что есть в живой религиозной вере.

Философия и религия стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, источнике добра и зла. Как и религии, философии присуще трансцендирование, то есть выход за границы опыта, за пределы возможного, иррационализм, в ней есть элемент веры. Однако религия требует беспрекословной веры, в ней вера выше разума, в то время как философия свои истины доказывает, апеллируя к разуму, к разумным доводам. Философия всегда приветствует любые научные открытия, как условия расширения наших знаний о мире.

Существуют две противоположные традиции в понимании соотношения философии и веры, и обе эти традиции имеют корни в церковном сознании.

Одна традиция идет от Отцов Церкви Александрийской школы. В ней философия не противопоставляется вере. Филон Александрийский пытался увязать и согласовать эллинскую мудрость и христианскую веру. Сохранилось высказывание неизвестного автора, принадлежавшего этой школе: «Христос - сама философия». Эллинская философия была осмыслена александрийским учителем Церкви, Св. Климентом, как «детоводительство ко Христу». Богословская мысль, начатая великими александрийцами, ассимилировала категории, понятия, язык греческой философии.

С другой стороны, не менее сильной является традиция противопоставления христианства и языческой мудрости, веры и философии. Вера с точки зрения этого рассуждения противоположна рациональному пониманию, с которым всегда связывает себя философия, вера противоположна разуму.

Сущность современных дискуссий о соотношении философии и религии состоит в том, что если в богословской литературе преобладает позиция непротивопоставления философии и веры, то в философских размышлениях указывается на опасность потери философией своего дела и превращения ее во что-то другое, например в теософию. В богословских статьях авторы опираются на традицию, идущую от александрийской школы, они указывают, что под философией святыми Отцами понималась, с одной стороны, аскетическая практика, умное монашеское делание, а с другой стороны - познание сущего как более отвлеченная интеллектуальная деятельность. Познание сущего понимается как познание тварного мира не мыслимое вне отношения к Творцу. Таким образом, отношение веры и познания, осуществляемого цельным разумом укорененного в вере человека, не является антиномичным в православии.

Философия всегда тесно взаимодействовала с богословием, рациональная мысль была встроена в догматические споры и формулировку важнейших догматов. Таким образом, в богословских статьях речь зачастую идет о том, как должно обстоять дело или анализируются причины секуляризации философии в Западной Церкви. Споры о встрече религии и философии вряд ли могут разрешиться в какое-то окончательное объективное решение, оно противоречило бы вечной нерешенности философии и великой свободе веры.

Взаимосвязь религии и философии заключается в осмысление природы и функций религии, а также философские обоснования существования Бога, рассуждения о его природе и отношении к миру и человеку. В более узком смысле под философией религии понимается автономное философское рассуждение о божестве и о религии, особый тип философствования. Единодушия в понимании природы и функции философии религии среди философов нет. Тем не менее, философия религии, безусловно, обладает объективно устанавливаемой предметной сферой, постоянно воспроизводящимися формами осуществления, довольно устойчивыми отличиями от других областей философского знания - от теологии, религиоведческих дисциплин.

Оþнаþ преþдстаþвляеþт соþбоþй оþсоþбый тип филоþсоþфствоþваþния, деþмоþнстрирующий мноþгоþоþбраþзиеþ истоþричеþских фоþрм реþаþлизаþции. Оþбщую преþдмеþтную оþблаþсть поþдаþвляющеþгоþ боþльшинстваþ раþзноþвидноþстеþй соþвреþмеþнноþй филоþсоþфии реþлигии оþбраþзуеþт исслеþдоþваþниеþ и оþсмыслеþниеþ теþизмаþ в саþмых раþзличных аþспеþктаþх, аþ таþкжеþ оþбоþсноþваþниеþ траþдициоþнноþгоþ, «клаþссичеþскоþгоþ» теþизмаþ или коþнструироþваþниеþ филоþсоþфских аþльтеþрнаþтив клаþссичеþскоþму теþизму. Поþд теþизмоþм соþвреþмеþнныеþ филоþсоþфы поþнимаþют наþбоþр оþпреþдеþлеþнных реþлигиоþзноþ - меþтаþфизичеþских утвеþрждеþний, ядроþ коþтоþрых - преþдстаþ

Смысл философского плюрализма XX века

Человечество переживает затянувшийся кризис, в системе ʼʼприрода – человек – обществоʼʼ возникли нестандартные ситуации, которые требуют нестандартных решений, выходящих за рамки возможностей классической философии.

Ключевые понятия˸

Основные проблемы темы

· проблема рационального постижения бытия;

· антропологический ренессанс и проблема возрождения антропоцентризма;

· проблема жестокости, насилия и человеконенавистничества как результат упадка нравственных ценностей;

· проблема гуманизма˸ свобода, выбор, ответственность;

· проблема человеческого понимания и коммуникации;

· проблема смысла и значения философии в современном мире.

Творческое задание

Вопросы для обсуждения и самопроверки

1. Какие причины обусловили пересмотр традиций и принципов классической философии?

2. Какие новые проблемы выдвинула философская антропология ХХ века?

  1. "Мы всегда в ситуации. Я могу работать, чтобы изменить ее. Но существуют пограничные ситуации, которые всегда остаются тем, что они есть; я должен умереть, я должен страдать, я должен бороться, я подвержен случаю, я неизбежно становлюсь виновным. Пограничные ситуации наряду с удивлением и сомнением являются источником философии. Мы реагируем на пограничные ситуации маскировкой или отчаянием, сопровождающими восстановление нашего самобытия (самосознания)". Как Вы думаете, почему К.Ясперс считает пограничные ситуации началом философии.
  2. Что такое ʼʼпониманиеʼʼ в герменевтике, каково различие между процедурами понимания и объяснения?
  3. Социальный и антропологический смысл постмодернизма.
  • - Часть V. КОРЕЯ В XXI ВЕКЕ

    Предлагаемый читателю раздел является во многом эксперимен­тальным. Со времени издания «Курса лекций по истории Кореи» про­шло уже более 5 лет. Кроме того, в Курсе специально не описывались события корейской истории после 2000 г. Несмотря на то, что в сравне­нии с... .


  • - Тема 7. Россия и мир в XX веке.

    1. Началом первой революции в России стало: А. «Кровавое воскресенье»; Б. издание Манифеста 17 октября; В. Московское вооруженное восстание. 2. Автор Манифеста 17 октября 1905 г.: А. Витте С.Ю.; Б. Столыпин П.А.; В. Николай II. 3. Манифест 17 октября 1905 г. способствовал: А.... .


  • - ТЕМА 16. АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ В СССР В 50-60 ГГ. XX В. ПОПЫТКИ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ

    ПЛАН СЕМИНАРА 1. Политическое развитие страны в послевоенный период. Усиление бюрократизации партийно-государственного механизма. 2. Экономические реформы постсталинского периода, их не­последовательность и незавершенность. Библиографический список... .


  • - Сравнительно-историческое исследование в исторических теориях XVIII-XX вв.

    Мы условились, что нас интересует сравнительно-историческое исследование как метод построения метанарратива. По этой причине мы не будем возвращаться к историческим трудам эпохи Просвеще­ния, задача которых была дать нравоучительные примеры и посему «события и деяния»... .


  • - Русская монетная система в XVIII - начале XX в.

    Денежная реформа Петра I. Конец XVII в. характеризуется кризисным состоянием монетного дела и денежного обращения. Копейка, представлявшая практически единственный номинал денежной системы, стала к этому времени чрезвычайно легкой монетой (последний раз ее вес был понижен... .


  • -

    СССР проводил единую политику, подкрепленную монолитной идеологией и защищал свои интересы на мировой арене. Планы его расчленения вынашивали и враги и союзники. Стремясь сохранить рычаги управления, Б.Н. Ельцин предложил национальным окраинам брать власти столько,... .


  • - Российской империи в конце XIX - начале XX в.

    Реформы 60 - 70-х гг. XIX в. открыли для России возможность перехода от традиционного общества к индустриальному, капиталистическому, основанному на частной собственности, рыночной экономике, пар­ламентской демократии. Однако этот процесс проте­кал в огромной евроазиатской... .


  • Плюрализм - философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм).

    Единицей историко-философского процесса является философское учение. Философское учение - система определенных, логически связанных друг с другом воззрений. Формируются философские школы - совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми идейными принципами. Совокупность различных модификаций одних и тех же принципов, развиваемых различными школами, принято называть течениями . Наиболее крупные образования в историко-философском процессе именуются философскими направлениями . Философское направление представляет собой совокупность философских течений (а, следовательно, учений и школ) которые при всем расхождении друг с другом, отстаивают некоторые общие положения (принципиально общие). Философские направления - материализм и идеализм, эмпиризм и рационализм, рационализм и иррационализм.

    В процессе исторического развития предмет философии исторически менялся в тесной связи с развитием общества, куль­туры, науки и самого философского знания. Причем очень редко философы считали результаты предшествовавшего философствования несомненными. Это доказывается тем, что почти каждая новая крупная философская система начинает заново определять предмет, задачи и сущность философии. Практически все великие мыслители стремились провести радикальную реформу философии и считали это существенно важной задачей. Если в платоновско-сократовском смысле философия - это вечный поиск Истины, Добра и Красоты, то Кант определял философию как науку об отношении всякого познания к существенным целям человеческого разума.

    Но большинство ученых едино в том, что в ряду мировоззренческих вопросов доминантным является вопрос об отношении мышления к природе , духовного к материальному. Ибо, какой бы вопрос мировоззрения не рассматривался, он, так или иначе, соприкасается с соотношением этих фундаментальных сущностей. Энгельс, подчеркивая доминантность мировоззренческой проблемы отношения «мышления к бытию», «сознания к материи», назвал это «великим» основным вопросом философии . Именно рассматривая отношение сознания к внешнему миру исторически, мыслители стремились понять, что является первичным, а что - вторичным. Те из них, которые исходили из того, что внешний мир, природа первичны, вечны, бесконечны, а дух, сознание вторичны, назывались материалистами . Философы, придерживавшиеся противоположных взглядов, назывались идеалистами . В истории философии были попытки дать компромиссное, дуалистическое решение вопроса о соотношении духовного и материального. Дуалисты считали сознание и материю независимыми друг от друга, равноправными началами всего существующего.

    ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis - множественный). - В философии - концепция, противостоящая монизму, исходящая из признания множества самостоятельных, несводимых друг к другу видов или начал бытия (онтологический П.), основоположений и форм знания (гносеологический П.). Термин «П.» введен в философию в начале 18 в. (X. Вольф). Особая форма философского П. - дуализм, постулирующий независимое существование материального и идеального (Декарт, картезианцы). Исторически большинство крупных философских систем прошлого, стремясь выявить внутреннюю взаимосвязь явлений, свести их многообразие к единому основанию, имело монистическую направленность. С конца 19 в. наблюдается усиление тенденций к плюралистической трактовке бытия и познания. Онтологический П. утверждает взгляд на мир как на нелинейное, нестационарное, неравновесное, поливариантное, самоорганизующееся многообразие, моделируемое сквозь призму установок синергизма, дополнительности, релятивности, диалогичности, симфонизма. Тенденция к плюрализации онтологической картины бытия отчетливо обнаруживается во всех тех отраслях современного научного знания, в которых имеется интенция на учет взаимодействия многих начал - в физике элементарных частиц, синергетике, глобальном эволюционизме, этнополитологии, социологии, структурной лингвистике, поэтике. При этом происходит заметное перемещение внимания с проблемы исходного начала (начал) мироздания на проблемы гносеологии. Позиции П. в гносеологии и философии науки отстаиваются рядом учений или школ современной философии, в том числе некоторыми представителями отечественной философской мысли. Гносеологический П. кладет в основу теории познания представления о существовании множества равноправных, независимых друг от друга форм и источников знания, функционирующих по своим собственным законам (наука, художественное творчество, религия, магия, миф, мистика и т.д.) и воплощающихся во взаимоисключающих («несоизмеримых») картинах мира. Гносеология и методология П., стремящиеся преодолеть крайности классического рационализма, эмпиризма и трансцендентализма, укладывавших все богатство и многообразие познавательного отношения человека в прокрустово ложе жестких, однозначно детерминированных схем описания и объяснения, ориентируют на создание более гибкой теории познания, избегающей абсолютизации того или иного исторически сложившегося концептуального строя, стиля мышления или картины мира, той или иной конкретной модели структуры знания (гипотетико-дедуктивная модель научной теории, кумулятивистские концепции роста науки и т.д.), утверждая многовариантность развития знания, стимулируя конкуренцию различных теоретико-познавательных и методологических программ. В ряде отношений философский П. соприкасается с политическим и идеологическим П., являющимся теоретическим фундаментом толерантного мышления. Он ориентирует на отказ от признания какой-либо идеологии или системы взглядов в качестве единственно истинной, утверждает необходимость существования в обществе многообразия мировоззренческих и идеологических предпочтений и ориентации, признания права каждого на собственный взгляд и на возможность его выражения и защиты, уважения к оппоненту. В.В. Ильин, В.И. Кураев

    В современной философии П. наиболее ярко представлен в персонализме, который исходит из уникальности каждой личности, ее несводимости к антропологическим и социальным силам, связывает личность со свободой воли и творчеством (Н. Бердяев, Мунье). Персоналистический П. и П. в аксиологии, подчеркивающие многообразие ценностей, избегая релятивизма и нигилизма, утверждают непреходящую ценность христианства и религиозной общины в качестве объединяющего начала социальной жизни.

    В современной гносеологии поворот от фундаментализма к фаллибилизму, от монизма к П. осуществлен в критическом рационализме Поппера, "методологическом анархизме" Фейерабенда и "методологическом П." X. Шпинера. Они выдвинули так называемый принцип пролиферации, который призывает создавать и разрабатывать теории, несовместимые с принятыми точками зрения, даже если последние являются в высшей степени подтвержденными и общепризнанными. В гносеологии и методологии П. предполагает допущение одновременного существования конкурирующих теорий, "картин мира", исследовательских программ, соперничество различных методологических стратегий. Методологический П. делает акцент на многообразии межтеоретических отношений, на взаимной критике и конкуренции теорий, несоизмеримых друг с другом, выдвигает новую модель прогресса научного знания. Критический рационализм Поппера послужил философским обоснованием этического и демократического П., который предполагает принцип легитимации многообразия как в обществе, так и в науке, ориентирует общество на общее благо (подобно тому как наука ориентируется на истину), признает необходимость урегулирования конфликтов и достижения консенсуса как в науке, так и в обществе. Методологический П. подчеркивает важность конкурентной демократии, рассматривая ее как политическую форму, которая допускает существование рациональной конкуренции альтернатив. Фейерабенд расширяет идею плюрализма теорий до плюрализма традиций, усматривая в равноправии и равном доступе к власти всех традиций, существующих в обществе, основную черту плюралистической демократии.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

    Слово «философия» в переводе с греческого означает любовь к мудрости (phileo – люблю, sophia – мудрость), любо­мудрие. Философ, следовательно, – человек, почитающий и любя­щий муд­рость, ориен­тирующийся на нее в своем поведении, в своем отно­шении к миру, к жизни, к людям.

    Испокон веков муд­ре­цами называли людей, находящих лучшее решение тех или иных конкретных вопросов, например проблем, порожденных определен­ными жизненными обстоя­тельствами. Примечательно, что среди почитаемых древними греками семи мудрецов философами были лишь двое – Фалес из Милета и Пифагор из Самоса

    У фило­софии (общий) предмет – сущность мира и место человека в нем.

    Говоря о предмете философии, и её основных функциях, следует учитывать, что в различных исторические периоды, в различных философских школах и направлениях они не однозначны. Поэтому перечисление множества функций в учебниках по философии относятся далеко не ко всем философским школам и направлениям.

    Круг проблем

    Наряду с изучением природы в сферу философского осмыс­ле­ния вошли и стали постоянными фундаментальные вопросы обществен­ной жизни, наиболее общие принципы развития и функ­ционирования важнейших социальных структур. Фило­софы оста­вили немало сочинений, раскры­вающих гуманистические иде­алы свободы и справедливости, идеи наилучшего государствен­ного и общественного устройства, разумного отношения к труду, собст­венности, правилам общежи­тия, функционирования институ­тов власти.

    Через многочисленные философские произве­де­ния красной нитью проходит проблема человека: его происхождение и назначение, природа и сущность, способности и потребности, смысл и образ жизни, позна­вательные возможности, воздействие на окружаю­щую среду.

    2. Возникновение философии: предпосылки, условия, духовные истоки.

    Первые попытки отве­тить на вопросы о сущности мира, общества, человека и человеческого познания с помо­щью разума и выразились в возникновении первых философских сис­тем. Само появление философии свидетельствовало о том, что человечество пе­решло к новой стадии своего развития - к формирова­нию и развитию человека разумного. Поэтомучеловек разумный начинается именно с возникновения философии. И разум­ность каждого человека определяется мерой освоения фило­софской культуры. И в этом смысл философии.

    Само название «философия», согласно преданиям, воз­никло впер­вые у Пифагора. В его время умных людей назы­вали мудрецами. Са­мого Пифагора причисляли к семи вели­ким мудрецам. Но Пифагор за­являл, что он не мудрец, а фи­лософ, то есть любящий мудрость. И это название филосо­фии, как любви к мудростисохранилось до настоя­щего вре­мени.

    Первые философские школы возникают почти одновре­менно в древ­ней Индии, древнем Китае и древней Греции (7 - 6 вв. до н. э.). Но пер­вые целостные философские учения (учение о мире, обществе, человеке и человеческом познании) были созданы в древней Греции. Это дало основание Гегелю считать древнеиндийскую и древнекитай­скую философию предфилософией, а подлинная философия возникла только в древней Греции. Подобная оценка первых философских учений разделяется и многими современными философами.

    Философию можно определить как постижение действительности с помощью ра­зума (категориальное по­стижение действительности) в поисках ис­тины. Категории философии - это наиболее общие понятия с помощью которых работает философия

    Первые философы пытались обобщать все знания, кото­рые суще­ствовали в их время, все достижения культуры и предпринимали по­пытки ответить на все возникающие про­блемы, многие из которых затем стали достоянием конкретных наук. По мере развития человечества происходило накопление опыта, знаний происходило формирование са­мостоятельных наук и этот процесс продолжается в настоящее время.

    Философский плюрализм, его основания. Проблема основного мировоззренческого вопроса.

    Философская мысль признает плюралис­тич­ность мнений и движет­ся, как правило, в форме множества линий, проникая в предмет своего исследования всесторонне, с самых разных сторон. Предполагая теоретическое осмысление отношения сознания к бытию, философия абстра­ги­руется от частной проблематики и обра­щается к ней только при выявлении самого общего, самого сущест­венного. Сила и значение подлинной философии не столько в логиче­ской доказа­тель­ности (хотя и это важно), сколько в глубине постанов­ки новых проблем, в способности адекватного постижения важных сто­рон человеческой жизни, в стремлении к такой выстроенности своего знания, которая обязательно предполагало бы мировоз­зрен­ческую привлекательность. Высшей для нее ценностью потому является сам человек. В отличие от науки, философия не распо­лагает эмпири­ческими приемами исследования, хотя и опирается на данные опыт­ного знания. Достоверность и жизненность ее вы­водов подтверж­даются обычно не отдельными эксперимента­ми, частными наблюде­ниями, а всем потоком происходящих в реальной жизни событий.

    Почти вся новейшая философия делает акцент на соотно­шении духа и материи – что чему предшествует? Материальное предшест­вует идеальному или наоборот? Многие считают основ­ной мировоз­зренческой проблемой вопрос о том, конечен или бесконе­чен мир. В каком направлении развивается Вселенная и есть ли на других планетах разумная жизнь? Сущест­вуют ли объективно дейст­вующие законы природы и общества или человек только верит в них в силу привычки? Что такое человек и каков смысл его жизни? Как осущест­вляет человек познание мира и себя самого? Что такое сво­бода, счастье, любовь, героизм, в чем состоит их гуманистическое истолкование и осуществление?

    Можно говорить и об иных мировоззренческих проблемах, являю­щихся предметом размышлений философов. Но боль­шинство философов едино в конечном счете в том, что вопрос об отношении мышления к природе, духовного к материаль­ному является доминантным, определяющим. Ибо, какой бы аспект мировоззрения ни рассматривался, он так или иначе сопри­касается с этим фундаментальным соотношением. В значительной мере в соот­ветствии с ним решаются все другие вопросы мировоз­зрения. Другое дело, что жесткой связи здесь может и не быть. Философ в своем творчестве бывает порою непоследо­ва­телен, противоречив. Да и выводы о приверженности мыслителя, ученого к той или иной мировоззренческой позиции зависят от многих обстоятельств, определяют­ся не одним критерием, а их совокупностью, и могут потому носить услов­ный характер.