Open
Close

Фаянсовые иконостасы. Хрупкость бытия

Фарфор – в представлении большинства это достаточно хрупкий материал для изготовления посуды или предметов декора интерьера. Но еще в начале XX века архитекторы и фарфоровые мастера обнаружили, что материал на самом деле сильно недооценен и существует еще масса способов его применения.

Например фарфоровые оклады икон и даже целые иконостасы давно уже не редкость в православных храмах. На просторах России встречаются даже храмы, купола которых выполнены из этого уникального материала.

Чтобы узнать, как делают эти замечательные изделия, фотокорреспондент “Фомы” отправился в Санкт-Петербург в цеха производственного объединения «Паллада».

Процесс изготовления фарфоровых изделий

Отминка

Все начинается на участке отминки, где из глины, руками опытных мастеров, появляются на свет детали будущих изделий. Ценность глины - в её природном происхождении, в её через огонь полученной чистоте, теплопроводности, устойчивости к высоким температурам. Глина - живой материал, он запоминает настроение, которое передаётся через руки мастера и остается в готовом изделии. Подбор глины для фарфоровых изделий – процесс ответственный, и выполняют его с особой тщательностью – от этого зависит качество будущего изделия.

Конечно же все начинается в проектной мастерской, где разрабатывается внешний вид изделия, определяются детали, из которых оно состоит, делаются чертежи. После этого изделие поступает в призводство.

Чертежи и формы

Фото Владимира Ештокина

Сначала по чертежам делаются макеты, или модели деталей будущего изделия, будь то иконостас, или оклад иконы, или обыкновенные изразцы для камина или печи. С этих моделей делается гипсовая форма, в которой после сушки и происходит формовка будущих фарфоровых изделий.

Сушка и обжиг

Фото Владимира Ештокина

Гипс имеет пористую структуру и быстро вытягивает из глины воду. Через два-три часа после заполнения форму переворачивают, изделие из формы вынимают, накрывают тканью, чтобы поверхность не слишком быстро высыхала и не треснула. Сохнет такая деталь около двух недель. Потом его ещё два дня досушивают в специальной сушильной камере. А затем отправляют в большую электрическую печь на обжиг.

Контрольная подгонка деталей

Фото Владимира Ештокина

Когда все элементы изделия высушены и обожжены, проводится их контрольная подгонка, стыковка всех деталей. Важно проверить, нет ли между ними щелей, ровные ли швы. Если что-то не так - изразцы подравнивают на камнерезном станке. Это один из важнейших этапов производства изразцовых изделий. Каждая деталь таким образом находит свое индивидуальное место и маркируется для сборки на объекте. При этом технологические припуски производства необходимые для сушки и обжига убираются. Изделие принимает законченный вид, если окончательно должно остаться в терракоте, в естественном цвете глины.

Роспись

Фото Владимира Ештокина

Если иконостас должен быть расписным, а так чаще всего и бывает, то его отправляют сначала на участок глазурования, где с помощью специальных пистолетов в специальных камерах изделия «обливают» глазурью.

Ну и самый ответственный этап работы, от которого зависит красота нового изделия – это роспись деталей, из которого состоит иконостас. Роспись бывает подглазурная и надглазурная. Подглазурная - это когда роспись наносится по сырой эмали, а затем производится обжиг. Надглазурная - когда рисунок наносится на обожжённую эмаль. И в том, и в другом случае после художественной росписи изразец ещё раз проходит обжиг, уже последний.

Теперь изделия можно собирать, упаковывать и отправлять на монтаж.

Интерьер Благовещенского храма очень наряден, в чем большая роль принадлежит изразцовому иконостасу.

Фрагмент главного изразцового иконостаса Благовещенской церкви усадьбы Новотомниково. Тамбовская область. Фото 2009 г.

С древних времен культовые и светские здания на Руси, по примеру византийских, декорировались керамическими плитками, от которых впоследствии произошли изразцы . Расцвет этого вида искусства пришелся на XVII век, когда керамические мастерские процветали по всей стране. В середине столетия красные (терракотовые) изразцы стали заменяться глазурованными муравлеными и многоцветными эмальированными. Именно в то время появился удивительный памятник архитектуры - ансамбль Ново-Иерусалимского монастыря (1656-1685), где керамика обрела место не только на фасаде, но и в интерьере Воскресенского собора - в виде многоярусных изразцовых иконостасов и декоративных фризов .

После этого долгое время никто в России не делал подобных иконостасов. Положение изменилось после Отечественной войны 1812 года, когда началось небывалое по размаху строительство, сопровождавшееся изучением отечественной истории и искусства.

Попытка изготовления керамического иконостаса после почти двухвекового перерыва была предпринята в селе Волокитино Черниговской губернии, где в 1830-1861 годах около природных залежей фарфоровых глин действовал завод А.М. Миклашевского. Предполагается, что именно в Волокитино сделали первый иконостас из фарфора . Однако фарфор по своим свойствам оказался непригоден для декорирования архитектуры, возрождением же традиционного поливного изразца тогда никто не занимался. Об этом, в частности, сожалел архимандрит Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря Леонид (Кавелин) - писатель и ученый, будущий наместник Троице-Сергиевой лавры. В 1876 году он издал исследование об архитектурной керамике «Ценинное дело в Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом монастыре» , в котором писал: «Не нашлось охотников возобновить приложение ценинного дела к внутреннему украшению церквей».


К 1881 году, очевидно, относится первый опыт изготовления иконостаса из фаянса . Тогда в Петербурге на фабрике М.С. Корнилова выполнили два одноярусных иконостаса для церкви Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня .

Возобновил же производство изразцовых иконостасов Н.В. Султанов, который изучал историю изразца и публиковал архивные материалы по этой теме . Результаты своих изысканий Николай Владимирович использовал при проектировании новотомниковского иконостаса, изготовленного в 1889 году на кирпичном заводе М.В. Харламова в Петербурге.

Выбор завода не был случаен. Его владелец, Михаил Васильевич Харламов, являлся выпускником Академии художеств, учеником Н.С. Пименова, получившим золотую медаль за академическую скульптурную работу «Сеятель» (1862; ГРМ). Одно время Харламов, открывший завод, сотрудничал с Л.П. Бонафеде, приехавшим в Петербург из Рима и работавшим по контракту на оформлении Исаакиевского собора. Бонафеде писал: «Несколько лет тому назад по предложению князя Г.Г. Гагарина я с… братом моим сделал несколько опытов эмальирования глины. <...> Два года тому назад Его Высочество Великий князь Владимир Александрович, увидев мои последние опыты, изволил передать через князя Гагарина желание возобновить это искусство в России; …вслед за тем мне было отведено помещение на Императорском стеклянном заводе, где я устроил маленькую мастерскую, которая в настоящее время уже в состоянии эмальировать и обжечь до 200 штук 4-х вершковых живописных изразцов в день. При исполнении этих работ мне весьма много содействует скульптор М.В. Харламов, который на своем… заводе… помогает успешному выполнению работ» .


Северная часть иконостаса Благовещенской церкви.
Новотомниково, Тамбовская область. Фото 2009 г.

Высокое художественное качество иконостаса новотомниковской церкви является также заслугой и М.В. Харламова, которому, наравне с Султановым, принадлежит его авторство. Перед отправкой в Тамбовскую губернию иконостас демонстрировался в столице как уникальное произведение искусства, о чем объявлялось: «Председатель С.-Петербургского общества архитекторов имеет честь уведомить г. г. членов, что в понедельник 27 ноября в 1 ч. дня состоится осмотр на заводе члена-соревнователя общества М.В. Харламова (Лиговка, колония Сан-Галли) изразцового иконостаса, изготовленного для имения г. министра Императорского Двора (в Тамбовской губернии) по рисункам действительного члена общества Н.В. Султанова» .

Иконостас Благовещенского храма выполнен в форме перспективного изразцового портала, характерного для ярославских и ростовских церквей XVII века. Он отличается пропорциональностью, скульптурной пластичностью, многообразием и гармонией использованных цветов . При всех художественных достоинствах, он имеет и характерные для своего времени недостатки. Так, обращаясь при его проектировании к московскому церковному зодчеству XVII века, Султанов не уделил должного внимания иконостасной традиции: для иконных образов он оставил мало места, поэтому архитектурные формы стали главенствовать над иконописными. На подобные изъяны храмовых интерьеров конца XIX века в 1891 году указывал Н.А. Сперовский - будущий архиепископ Старорусский Димитрий. В кандидатской диссертации «Старинные русские иконостасы» он писал: «Главный недостаток нынешних иконостасов составляет бедность их иконографического содержания, доводимая иногда до крайности» .


Новотомниково, Тамбовская область. Фото 2009 г.

Практический опыт Новотомникова Н.В. Султанов использовал при постройке Владимирской церкви в Мариенбаде (1902; ныне Марианские Лазне, Чехия) , в которой тоже появился иконостас в традиции XVII века, и петергофского Петропавловского собора (1905), где установил шестиярусное сооружение, выполненное по типу высокого русского иконостаса.

Однако, несмотря на то, что на рубеже XIX-XX веков в России возрос интерес к изразцу и глазурованному кирпичу, изготовление иконостасов по традиционной изразцовой технологии не получило развития. В указанный период в храмах стали возводить фаянсовые иконостасы. Их массовое производство и сбыт наладило товарищество М.С. Кузнецова . В одной из статей того времени о преимуществе керамики говорилось: «Иконостасы, киоты и подсвечники фаянсовые отличаются прочностью, красотой и изяществом, и так как они, будучи глазурованными, раскрашенными и позолоченными, обжигаются при очень высокой температуре (1200˚), поэтому прочность красок и золота допускает держать их всегда в безусловной чистоте. <…> Фаянсово-эмалевые иконостасы являются конкурентными как деревянных иконостасов, так и мраморных. Деревянные иконостасы рассыхаются, вследствие чего резьба отваливается, а золото скоро тускнеет, а посему и требует скорого и дорогого ремонта, …а мраморные тяжелы, и гладкие некрасивы, а рисуночные рельефные слишком дороги» .

Строительство Благовещенского храма в Новотомниково завершилось в 1889 году; в 1890-м состоялось освящение. Историк А.Е. Андриевский писал: «Церковь каменная, построена на средства гр. Воронцова-Дашкова в 1890 году, престолов два: главный - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и придельный - Михаила Архистратига. Храмовые праздники: вместо Благовещения 25 марта празднуется 8 июля и придельный - 8 ноября» . Таким образом, храмовым праздником является Знамение от иконы Благовещения Божией Матери в граде Устюге (в год освящения храма отмечалось 600-летие этого события).

Н.В. Султанов разработал еще один проект для новотомниковской усадьбы - часовни преподобного Романа Сладкопевца (1894), возведенной в память погибшего гардемарина Романа Илларионовича Воронцова-Дашкова.

С 1892 года, о чем уже говорилось, архитектор работал над проектом Петропавловского собора в Петергофе, которому суждено было стать памятником эпохи Александра III. «Автор проекта осознавал, что храм в ансамбле петергофских дворцов и парков контрастировал с их стилистикой, но отдавал предпочтение выбранному «русскому стилю». «Я думаю, - писал он, - что… специфический дух Петергофа… вызовет сильные порицания моей церкви, но мне это все равно: во-первых, я стою уже у конца моего жизненного пути, и Петергофская церковь будет… моей «лебединой песнью» в архитектуре, а во-вторых, я убежден, что я прав. Я думаю, что такой великий народ, как народ русский, должен иметь «смелость своих мнений». Так пусть же моя церковь громко говорит всем этим англичанам и американцам, которые приезжают в Петергоф восторгаться пошлыми подделками под западные образцы, что Россия народила «своего» в великой и светлой области художества!» .


Керамический иконостас Никольской церкви Беловежской Пущи (1897).
Фото 1943 г.

После революции новотомниковскую церковь как памятник архитектуры взял на учет Тамбовский отдел народного образования, благодаря чему она уцелела. В 1924 году заведующий Губмузеем В.Ф. Силин писал: «В усадьбе … при селе Новотомниково, кроме главного дома, храма, построенного архит. Султановым во владимирско-суздальском стиле с мозаичным иконостасом и иконами (памятник искусства) и при нем часовня с мозаичными иконами (его же), также парк (22 ½ дес.), культивированный известным Альфредом Регелем (памятник природы)» . Интересно, что иконостас в документе назван мозаичным, как и иконы в часовне.

Со времени освящения Благовещенской церкви минуло ровно 120 лет. Под воздействием исторических обстоятельств и времени пришел в упадок господский дом и хозяйственные постройки, зарос парк, обветшали конюшни знаменитого когда-то конезавода, и лишь храм с его иконостасом свидетельствует о былом великолепии графской усадьбы.



Детали изразцового иконостаса Благовещенской церкви. Новотомниково, Тамбовская область. Фото 2009 г.

18 Изразцы (от слова «изразить», т. е. украсить) - плитки из обожженной глины с выступами на тыльной стороне для крепления в стене. В искусстве Древней Руси этим термином называли любую архитектурную керамику (температура обжига 950-980º). Слово «керамика» происходит от греческого «keramos» - «глина». Керамикой называют изделия из обожженной глины или ее смеси с минеральными добавками, окислами и другими неорганическими соединениями. Основными технологическими видами керамики считаются терракота, майолика, фаянс, фарфор. (Об изразцовом декоре в старорусской архитектуре см. обстоятельную статью: Баранова С.И. «Золотой век» московского изразца» // Московский журнал. 2010. № 7. - Прим. ред.).
19 Муравой в XVII в. называли прозрачную свинцовую глазурь, а изразцы, покрытые ею, - муравлеными. Слово «муравленый» применялось и для определения изделий с глазурью зеленого цвета - цвета травы-муравы.
20 Наружное изразцовое убранство утрачено в середине XVIII в., когда здание перестраивалось по проекту В. Растрелли. Сохранились лишь фрагменты - наличники, пояса и пр.
21 Баранова С.И. Москва изразцовая. М., 2006. С. 332. Фарфор - вид керамики, отличающейся тонким помолом компонентов, высокой температурой обжига (до 1400º), белизной, тонкостью и хрупкостью. Поскольку он обжигается при очень высокой температуре, форма изделия деформируется, не сохраняя конструктивную совместимость деталей. В связи с этим, а также с дороговизной производства, из фарфора нельзя наладить поточную отливку массивных предметов.
22 Кавелин Л., архимандрит . Ценинное дело в Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом монастыре // Вестник общества любителей древнерусского искусства. 1876. № 11-12. В конце XIX в., при производстве изразцов применялись разноцветные «поливы», в состав которых входило олово (по-немецки - «zinn»), поэтому такие изделия назывались ценинными.
23 Фаянс - вид керамики, покрытой прозрачной глазурью. От фарфора он отличается большим содержанием глины (до 85%) и более низкой температурой обжига (до 1200º).
24 Эта церковь, называемая Спасо-Бочаринской (XVIII в.), разобрана после 1932 г.
25 См.: Султанов Н.В. Изразцы в древнерусском искусстве // Прохоров А. Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной. Т. IV. СПб., 1885; Он же . Древнерусские красные изразцы // Археологические известия и заметки. 1894. № 12.
26 Зодчий. 1874. № 5. С. 57. Технология и материалы, используемые Бонафеде и Харламовым, применялись в керамической мастерской Абрамцева.
27 Нащокина М.В., Савельев Ю.Р. и др. Указ. соч. С. 93.
28 «Близнец» новотомниковского иконостаса был установлен в Никольском храме Беловежской Пущи (1897); частично сохранился до сих пор. М. В. Харламов сделал иконостас и изразцы для Петропавловского собора в Петергофе (1905), а также изразцы и черепицу для храма Воскресения Христова (Спаса-на-Крови; 1883-1907) в Петербурге.
29 Сперовский Д., архиепископ. Старинные русские иконостасы // Высокий русский иконостас. М., 2004. С. 127.
30 Там был установлен кузнецовский фаянсовый иконостас, вероятно, изготовленный по чертежам Н.В. Султанова.
31 Первые фаянсовые иконостасы завод М.С. Кузнецова выполнил в 1895 г. для петербургской Покровской церкви и Новоафонского монастыря в Абхазии. В 1896 г. были изготовлены иконостасы для Пантелеимоновского храма в Ессентуках, в 1898 г. - для Богоявленской церкви на о. Гутуевском в Петербурге.
32 Цит. по: Савина Л. Фарфоровый иконостас // Памятники Отечества. Подмосковье. М., 1994. № 31. С. 155. В статье фаянсовые иконостасы ошибочно названы фарфоровыми.
33 Андриевский А.Е. Указ. соч. С. 666-667.
34 Перед иконой Божией Матери «Благовещение» Устюжской 25 июня 1290 г. молился Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый, о спасении града Устюга. В 1567 г. при митрополите Филиппе (Колычеве) образ был перенесен в Успенский собор Московского Кремля.
35 Савельев Ю.Р. Указ. соч. С. 93.
36 ГАТО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 813. Л. 68.

Керамика играла немалую роль в русском зодчестве, в том числе - и церковном. Изразцы украшали фасады и интерьеры храмов, а фарфоровые иконостасы, каждый из которых неповторим в своей красоте и оригинальности, были достопримечательностями соборов и обителей. В годы гонения на все церковное большая часть этих произведений искусства была утеряна. Сегодня традиция применения керамики в церковной архитектуре переживает свое возрождение.

История русского керамического иконостаса зарождается в стенах Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря. Строительство собора было начато в 1658 г. по приказу и при непосредственном участии патриарха Никона. Начиная с 1660-х годов, в Воскресенском соборе было устроено и освящено девять приделов с керамическими иконостасами. Сохранившиеся семь трехъярусных и двухъярусных керамических иконостасов поражают величием форм, блеском цветных искрящихся глазурей, лепкой крупных фигурных деталей.После уникальных керамических иконостасов XVII века история русского изразцового искусства долгое время не знала подобных примеров. Не случайно в середине XIX века исследователь изразцов Нового Иерусалима архимандрит Леонид (Кавелин), высоко оценивая керамические иконостасы собора, сожалел о том, что в его время «не нашлось охотников возобновить приложение ценинного дела к внутреннему украшению церквей».Однако «охотники» нашлись и вскоре были предприняты попытки изготовления фарфоровых иконостасов на заводе А. М. Миклашевского.Но это были скорее отдельные эпизоды, ведь для выпуска сложнейшего, больших размеров иконостаса требовалось мощное производство с высоким уровнем оснащения. Кроме того, эти дорогостоящие изделия нужно было удачно реализовать, а это могло сделать предприятие, уже завоевавшее рынок. Этим условиям в России в то время отвечало «Товарищество М. С. Кузнецова».В иные годы на заводах М.С. Кузнецова производилось до двух третей всей фарфоровой продукции России. Не случайно его называли «фарфоровым императором». Хотя масштаб производства архитектурной керамики не мог сравниться с количеством фарфоровой и фаянсовой посуды, ее ассортимент был весьма разнообразен. Каталоги изделий Товарищества предлагал и покупателям печи и камины, киоты и иконостасы.Представленный на Всемирной выставке 1900 года в Париже иконостас Кузнецова был отмечен премией. Конструктивные, технологические и художественные качества этих изделий проверены и временем. До наших дней дошли три иконостаса и напольный киот церкви Архангела Михаила в поселке Мордово Тамбовской области; три иконостаса церкви Воскресения Христова в селе Зимовеньки Белгородской области; три – в Свято-Троицкой церкви в селе Красногвардейское Ставропольского края; два – в Никольской церкви в селе Голенково Тверской области; один – в соборе Бориса и Глеба в Рязани; еще один – в церкви Святого Владимира в чешском городе Марианские Лазни. Три фаянсовых иконостаса находятся неподалеку от Москвы – в церкви Преображения Господня в городе Железнодорожном (бывшее село Саввино).Нынешнее возрождение церковной жизни вновь обратило ее устроителей к старой традиции – созданию керамических иконостасов. В 1996–1998 годах на Урале воссозданы три фаянсовых иконостаса в Крестовоздвиженском соборе Верхотурского Свято-Николаевского монастыря. Работа подразумевала и изучение русской традиции в этой области, в первую очередь иконостасов М. С. Кузнецова.Достоинства фаянсовых и фарфоровых иконостасов неоспоримы: их нетрудно содержать, на них долго держится позолота, а если какая-то деталь разобьется, то ее легко можно заменить. В современном производстве отлажен технический процесс во всех звеньях изготовления: проектировании, компьютерном моделировании, изготовлении моделей и керамических изделий, монтаже. Такое воплощение получила традиция производства керамических иконостасов, ведущая свое начало из семнадцатого столетия, продолженная в девятнадцатом и возрожденная в наше время.

Подготовлено зав. сектором керамики МГОМЗ Барановой С.И. совместно с ООО «Паллада»

На вопрос В каких городах сохранились фарфоровые иконостасы российских мастеров? заданный автором A-stra лучший ответ это Мордовская церковь во имя Архангела Михаила была открыта в 1909 году. Проект мордовского храма утвердили губернские архитекторы А. Ф. Миролюбов и Ф. А. Свирчевский.
Где, конкретно, изготовили иконостас, документальных сведений нет.
ссылка
ссылка
Церковь была воздвигнута на красивом месте в историческом центре города. До застройки прилегающих кварталов была видна издалека ее русская архитектура, но особенно поражали ее внутренние красота и убранство. Храм был построен в стиле московских церквей XVII века в два этажа (внизу - приходская школа). Ее расписывали художники В. Беляев. В. Павлов, Г. Нестеров, А. Рябушкин; венецианская мозаика была подарена академиком И. Фроловым. Фирма Кузнецова изготовила уникальный фарфоровый иконостас.
Всего в России на знаменитых Кузнецовских фарфоровых заводах в 19-м веке было изготовлено около двадцати таких иконостасов. Два из них остались в России, еще один – В Аргентине. Свято-Тихоновский храм пережил две мировых войны. В советское время служил зернохранилищем, и фарфоровый иконостас был одной из его стен. Фарфор иконостаса сохранил и розовую глазурь, и автографы неизвестных мастеров. Он состоит из нескольких сотен фарфоровых деталей, большая часть которых уцелела.
ссылка
Источник:

Ответ от Serj Shishkov [новичек]
www.мастерскаяшишкина. рус


Ответ от Людмила Мамзурина [новичек]
Фарфоровый иконостас в храме Святителя Николая в селе Полтево Балашихинского района. Храм относится к Балашихинскому благочинию.


Ответ от ЀЭЙДА*** [гуру]
Лидером производства в России керамических иконостасов являлось Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова, учрежденное в 1889 году. Мощное объединение включало 18 предприятий, правление располагалось в Москве. Матвей Кузнецов, внук основателя династии Терентия Кузнецова, открывшего в 1832 году первый завод в Гжели, являлся монополистом на рынке фарфорово­фаянсовых изделий России. Товарищество выпускало две трети объема производства отрасли, имело пятнадцать постоянных торговых центров в Москве, Петербурге, Одессе, Харькове, Варшаве, принимало участие в ярмарках в России и за границей. С 1872 года на изделиях заводов Кузнецовых ставился государственный герб Российской империи, что являлось в тот период неким знаком качества. «Поставщик двора его императорского величества» Кузнецов расширил производство, приобрел ряд прославленных заводов (А. Я. Ауэрбаха, Е. Н. Гарднера). Значительно вырос и ассортимент изделий. Сохранились и нуждаются в реставрации:





Ответ от Ася Бякина [гуру]
В Москве.. . Ново-Девичий монастырь.


Ответ от Алла [гуру]
Летопись потерь и возрождения
Не сохранились фарфоровые иконостасы:
1. В храме Серафима Саровского и Анны Кашиной на кладбище Донского монастыря в Москве. Храм­усыпальница на 40 склепов строился в 1904–1914 годах. Впоследствии в нем располагался крематорий, расписной фарфоровый иконостас с киотами были уничтожены.
2. В Знаменской церкви в Царском Селе.
3. В Древлеправославной церкви в честь Святого великомученика Георгия (село Ново­Харитоново, Брянская область) , построенной в 1912 году на средства владельца фарфоровых заводов И. Е. Кузнецова.
4. В Спасо-Бочаринской церкви (Тамбовская область). Иконостас изготовлен на фабрике Корнилова в Санкт-Петербурге.
5. В Вознесенской церкви города Козлова.
Сохранились и нуждаются в реставрации:
1. Иконостас в храме во имя Святого Равноапостольного князя Владимира в чешском курортном городе Марианске-Лазне (Мариенбаден). Был изготовлен на заводе Кузнецовых под Тверью. Украшен кобальтом и золотом, разделен на две части и представляет собой образец возрожденной перегородчатой эмали, каждому оттенку соответствует различное количество обжигов. Автор проекта иконостаса - скульптор Анненский; в 1900 году на Всемирной выставке в Париже он получил Гран­при. Приобретен для храма за 20 тысяч рублей на средства церковного старосты полковника П. П. Рыжковского.
2. Иконостас Свято-Троицкой церкви села Красногвардейское (бывшее Медвежье) , на Ставрополье. Изготовлен на рубеже XIX–XX веков за два года мастерами из Екатеринбурга (завод Кузнецовых) .
Крепились фарфоровые фрагменты на железный каркас, возведенный при помощи заклепок и болтов. На деталях иконостаса - отдельные цифры и буквы, предназначенные для обозначения места в сложной конструкции. На керамике ставилась буква «М» , которая обозначала место установки - село Медвежье. Сохранились розовая глазурь, автографы мастеров (например, Некрасова). Уцелело около половины деталей иконостаса, потому что долгое время в храме было хранилище зерна, которое до самого верха укрывало иконостас. Некоторые детали ныне прикреплены на ненадлежащее место проволокой. Часть мелких позолоченных деталей утрачена.
3. В церкви Спаса Преображения (ныне подворье Дмитровского мужского монастыря Бориса и Глеба) в г. Железнодорожном Московской области. Изготовлен на одном из заводов Кузнецовых в 1904 году.

Фрагмент иконостаса. Конец XIX – начало XX. Фабрика И. Д. Перевалова, с. Хайта. Фарфор, роспись надглазурная. Диаметр 32,5. Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачева

Традиция устанавливать в православных церквях керамические иконостасы восходит к середине ХVII века. Первыми в России стали иконостасы Воскресенского собора Ново- Иерусалимского монастыря в Московской области.

Их «массовое» производство началось в России во второй половине XIX века. Первые иконостасы из фаянса были изготовлены на Кузнецовском заводе в 1895 году. Тогда в России было создано более ста иконостасов такого рода. Существовало три основных варианта цветового решения иконостасов и киотов: одноцветные; одноцветные с золотом; многоцветные с золотом. Наиболее популярными были белый, бирюзовый, розовый цвета и их сочетания.

В богоборческие годы искусство изготовления было практически полностью утрачено, технологии забылись, казалось, безвозвратно. Возрождение производства началось на Урале в 1997 году. На сегодняшний день в России насчитывается всего около двух десятков таких иконостасов.

Одним из уникальных фарфоровых иконостасов, сохранившихся до наших дней, является иконостас церкви Св. Владимира в чешском городке Марианске-Лазне.

Он был изготовлен в керамической мастерской села Кузнецово, неподалеку от Твери. Роспись по позолоченной цинковой доске была исполнена иконописцем Пашковым из Москвы, а сам иконостас был создан совместными усилиями художника Краснощекова, скульптора Анненского и точильщика Иванова. Каждый цвет иконостаса имел свою температуру обжига, поэтому некоторые его части помещались в печь для обжига по нескольку раз. При изготовлении иконостаса использовано много золота и не менее дорогой кобальтовой краски.

В 1898 году был выставлен на Всемирной выставке в Париже, где удостоился награды Гран-Приде-Франс. В 1900 году его приобрел полковник (позднее – генерал) П.П. Рыковский для тогда еще не построенной церкви Св. Владимира в Марианске-Лазне.

Кирилл Лаптев