Open
Close

Фарфоровый иконостас. Керамика в убранстве русских православных храмов

Фарфоровые иконостасы представляют из себя монументальные и крупногабаритные конструкции, собранные из отдельных фарфоровых элементов, закрепленных на металлическом каркасе.
Основные технологические этапы производства фарфоровых иконостасов имеют следующую последовательность. Художник-скульптор совместно с архитектором готовят проект иконостаса отдельно для каждого конкретного храма с детальной проработкой каждого отдельного элемента.
Затем модельщики воспроизводят модели элементов, вытачивая их в модельном материале, точно передавая размеры, конструкцию и рельеф поверхности, заложенные авторами в рабочих чертежах. Следующим этапом модельщики приступают к отформовке элементов иконостаса. Для этого на модели прорисовывают линии разъема будущей гипсовой формы и последовательно отливают ее куски. Гипсовые формы высушиваются до влажности около 5 %.


Фарфоровую массу предварительно готовят в шаровых мельницах совместным мокрым помолом огнеупорной беложгущейся глины, каолина, кварцевого песка, полевого шпата и других материалов.
Следующей операцией является изготовление деталей иконостаса методом ручного литья фарфорового шликера в гипсовые формы. Метод изготовления выбирается в зависимости от формы и величины детали. По истечении времени, необходимого для выстаивания образовавшихся деталей, гипсовая форма раскрывается, детали извлекаются и подвергаются ручной оправке.


После высушивания детали иконостаса проходят утильный обжиг при температуре 800 градусов. Затем детали глазуруют. Глазурь представляет из себя тонкомолотую смесь минералов-плавней, образующую после обжига блестящий стекловидный слой на поверхности изделия.
Политой обжиг осуществляется для фарфоровых деталей в горнах при температуре 1 250 градусов С, в печах 1300 градусов.


Художники и живописцы наносят декор вручную на готовые белые детали в соответствии с утвержденным цветовым решением проекта иконостаса. Для декорирования деталей иконостаса могут использоваться различные надглазурные и подглазурные красители, люстры, а также препарат жидкого золота. Декор закрепляется во время обжига, производимого в электропечи при температуре около 850 градусов С и сохра?няет яркость и свежесть красок на дол?гие годы.
Завершающим этапом создания иконостаса является монтаж и закрепление готовых фарфоровых деталей на металлическом каркасе по месту установки иконостаса.
Конструкции фарфоровых иконоста?сов отличаются от иконостасов, изго?товленных в ином материале. Они состоят их трех взаимодополняющих структур: фарфоровых деталей, со?бираемых по типу кирпичной кладки на строительном растворе, металли?ческого каркаса, обеспечивающего достаточную прочность, надежность и долговечность сооружения, и деревян?ной обшивки со стороны алтаря, дополняющей обитую жесткость кон?струкции.
Фарфоровые иконостасы ручной работы обладают уникальностью и неповторимостью облика, хотя и состоят из модульных, стандартных деталей.
За комбинаторикой повторяемых элементов скрываются большие возможности разнообразия композиционного строя, цветового решения, пластики, формы в пределах единого композиционного решения? канонических рядов. Трансформация составных элементов и широкие возможности ручного декорирования деталей обеспечивают простоту изменяемости художественного облика иконостаса.
Несмотря на то, что фарфоровые иконостасы производятся индустриальным методом, они содержат в себе теплоту рук человеческих, ведь создаются и расписываются детали вручную.
Фарфоровые иконостасы изготавливаются высококвалифицированными специалистами в условиях специализированного фарфорового предприятия на современном оборудовании с использованием высококачественных сырьевых материалов, это позволяет гарантировать строгое соблюдение всех технологических параметров в процессе производства, что в свою очередь обеспечивает высокое качество изделий.

Проектирование фарфоровых иконостасов и убранства из художественного фарфора в храмах

Изделия художественного фарфора, отличающиеся яркостью, гладкостью, блеском глазурованных поверхностей, находят широкое применение в интерьерах храмов. Мы разрабатываем и производим большой ассортимент элементов убранства:
  • Фарфоровые иконостасы;
  • Фарфоровые напольные и настенные киоты;
  • Фарфоровые элементы архитектурного оформления интерьеров: карнизы, пилястры, плинтуса, арки, ограждение солеи и т.п.;
  • Фарфоровые аналои;
  • Фарфоровые напольные подсвечники;
  • Фарфоровые престолы.


Фарфоровые иконостасы и другие элементы убранства проектируются индивидуально для каждого храма. При проектировании учитываются размеры храма, габариты алтарных арок и стен, пожелания Заказчиков по количеству ярусов иконостаса, иконографическому составу, размерам икон и Царских Врат.
Иконостас составляется из отдельных объёмных элементов, средний размер которых 300-400 мм. Различные варианты компоновки элементов позволяют достичь индивидуальности каждого иконостаса или киота. Кроме того, в каждый иконостас привносится 20-30% новых элементов. Поэтому все разработанные и установленные нами иконостасы неповторимы и гармонично вписываются в интерьер храмов.
По желанию Заказчика может быть разработан и изготовлен совершенно новый эксклюзивный иконостас в единственном экземпляре.
В настоящее время освоено изготовление фарфоровых иконостасов в неорусском, византийском стилях, разработаны проекты тябловых иконостасов в древнерусских традициях.
Во многих восстанавливаемых и реставрируемых храмах возникает необходимость воссоздания утраченного когда-то иконостаса. По сохранившимся старым фотографиям мы сможем воплотить образ старинного деревянного, каменного или керамического иконостаса в новом фарфоровом иконостасе.
Такое решение удачно опробовано на нескольких изготовленных нами иконостасах в ряде храмов: Спасо-Преображенском соборе в г. Невьянске, Воскресенской церкви Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, церкви Св. Великомученика Георгия Победоносца в с. Коуровская Слобода, Свердловской области, Свято-Троицкой церкви в г. Арамиль. Внешний вид этих иконостасов, сохранённый на старых фотографиях и в памяти пожилых прихожан, бережно воссоздан и воплощён в новых фарфоровых формах.
Мы можем предложить решения по реставрации, ремонту сохранившихся фаянсовых иконостасов рубеже XIX-XX веков, воссозданию утраченных иконостасов.
При проектировании ведётся индивидуальная работа с каждым заказчиком. Организуется выезд
архитектора в храм для обмеров, оценки возможных решений и консультаций с настоятелем и Заказчиком.
На первом этапе разрабатывается эскизный проект общего решения иконостаса в линиях и цвете в увязке с интерьером храма.
По согласованному Заказчиком эскизному проекту разрабатываются рабочие чертежи как всего иконостаса, так и его отдельных деталей.
Для каждой детали изготавливается модель из модельного материала на основе полиуретановых композиций. Объёмное моделирование ведётся с применением современных компьютерных технологий и станков с ЧПУ. Это позволяет изготавливать модели в сжатые сроки и с высокой точностью стыковки элементов.
Широкие гаммы фарфоровых красителей отечественного и импортного производства позволяют воплотить любые цветовые решения.
Краски на фарфоре отличаются необыкновенной лёгкостью, воздушностью и чистотой. Благодаря глянцевым глазурованным поверхностям фарфоровый иконостас всегда выглядит как новый. Особую торжественность и праздничность придаёт иконостасу натуральное золочение. Зеркальный отражающий блеск золота возможен только на глазурованных фарфоровых и фаянсовых иконостасах, что выгодно отличает их от иконостасов из других материалов.
При разработке цветового решения иконостаса всегда учитывается художественно-символический замысел интерьера всего храма, а так же символическое соответствие цветовой гаммы иконостаса тем святым, в честь которых освящён храм.


Традиция устанавливать в православных церквях керамические иконостасы восходит к середине ХVII века. Первыми в России стали иконостасы Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря в Московской области.

Их «массовое» производство началось в России во второй половине XIX века. Первые иконостасы из фаянса были изготовлены на Кузнецовском заводе в 1895 году. Тогда в России было создано более ста иконостасов такого рода. Существовало три основных варианта цветового решения иконостасов и киотов: одноцветные; одноцветные с золотом; многоцветные с золотом. Наиболее популярными были белый, бирюзовый, розовый цвета и их сочетания.




В богоборческие годы искусство изготовления было практически полностью утрачено, технологии забылись, казалось, безвозвратно. Возрождение производства началось на Урале в 1997 году. На сегодняшний день в России насчитывается всего около двух десятков таких иконостасов.

Одним из уникальных фарфоровых иконостасов, сохранившихся до наших дней, является иконостас церкви Св. Владимира в чешском городке Марианске-Лазне.


Он был изготовлен в керамической мастерской села Кузнецово, неподалеку от Твери. Роспись по позолоченной цинковой доске была исполнена иконописцем Пашковым из Москвы, а сам иконостас был создан совместными усилиями художника Краснощекова, скульптора Анненского и точильщика Иванова. Каждый цвет иконостаса имел свою температуру обжига, поэтому некоторые его части помещались в печь для обжига по нескольку раз. При изготовлении иконостаса использовано много золота и не менее дорогой кобальтовой краски.


В 1898 году был выставлен на Всемирной выставке в Париже, где удостоился награды Гран-Приде-Франс. В 1900 году его приобрел полковник (позднее – генерал) П.П. Рыковский для тогда еще не построенной церкви Св. Владимира в Марианске-Лазне.







Кирилл Лаптев

Керамика играла немалую роль в русском зодчестве, в том числе - и церковном. Изразцы украшали фасады и интерьеры храмов, а фарфоровые иконостасы, каждый из которых неповторим в своей красоте и оригинальности, были достопримечательностями соборов и обителей. В годы гонения на все церковное большая часть этих произведений искусства была утеряна. Сегодня традиция применения керамики в церковной архитектуре переживает свое возрождение.

История русского керамического иконостаса зарождается в стенах Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря. Строительство собора было начато в 1658 г. по приказу и при непосредственном участии патриарха Никона. Начиная с 1660-х годов, в Воскресенском соборе было устроено и освящено девять приделов с керамическими иконостасами. Сохранившиеся семь трехъярусных и двухъярусных керамических иконостасов поражают величием форм, блеском цветных искрящихся глазурей, лепкой крупных фигурных деталей.После уникальных керамических иконостасов XVII века история русского изразцового искусства долгое время не знала подобных примеров. Не случайно в середине XIX века исследователь изразцов Нового Иерусалима архимандрит Леонид (Кавелин), высоко оценивая керамические иконостасы собора, сожалел о том, что в его время «не нашлось охотников возобновить приложение ценинного дела к внутреннему украшению церквей».Однако «охотники» нашлись и вскоре были предприняты попытки изготовления фарфоровых иконостасов на заводе А. М. Миклашевского.Но это были скорее отдельные эпизоды, ведь для выпуска сложнейшего, больших размеров иконостаса требовалось мощное производство с высоким уровнем оснащения. Кроме того, эти дорогостоящие изделия нужно было удачно реализовать, а это могло сделать предприятие, уже завоевавшее рынок. Этим условиям в России в то время отвечало «Товарищество М. С. Кузнецова».В иные годы на заводах М.С. Кузнецова производилось до двух третей всей фарфоровой продукции России. Не случайно его называли «фарфоровым императором». Хотя масштаб производства архитектурной керамики не мог сравниться с количеством фарфоровой и фаянсовой посуды, ее ассортимент был весьма разнообразен. Каталоги изделий Товарищества предлагал и покупателям печи и камины, киоты и иконостасы.Представленный на Всемирной выставке 1900 года в Париже иконостас Кузнецова был отмечен премией. Конструктивные, технологические и художественные качества этих изделий проверены и временем. До наших дней дошли три иконостаса и напольный киот церкви Архангела Михаила в поселке Мордово Тамбовской области; три иконостаса церкви Воскресения Христова в селе Зимовеньки Белгородской области; три – в Свято-Троицкой церкви в селе Красногвардейское Ставропольского края; два – в Никольской церкви в селе Голенково Тверской области; один – в соборе Бориса и Глеба в Рязани; еще один – в церкви Святого Владимира в чешском городе Марианские Лазни. Три фаянсовых иконостаса находятся неподалеку от Москвы – в церкви Преображения Господня в городе Железнодорожном (бывшее село Саввино).Нынешнее возрождение церковной жизни вновь обратило ее устроителей к старой традиции – созданию керамических иконостасов. В 1996–1998 годах на Урале воссозданы три фаянсовых иконостаса в Крестовоздвиженском соборе Верхотурского Свято-Николаевского монастыря. Работа подразумевала и изучение русской традиции в этой области, в первую очередь иконостасов М. С. Кузнецова.Достоинства фаянсовых и фарфоровых иконостасов неоспоримы: их нетрудно содержать, на них долго держится позолота, а если какая-то деталь разобьется, то ее легко можно заменить. В современном производстве отлажен технический процесс во всех звеньях изготовления: проектировании, компьютерном моделировании, изготовлении моделей и керамических изделий, монтаже. Такое воплощение получила традиция производства керамических иконостасов, ведущая свое начало из семнадцатого столетия, продолженная в девятнадцатом и возрожденная в наше время.

Подготовлено зав. сектором керамики МГОМЗ Барановой С.И. совместно с ООО «Паллада»

Любопытно, как со временем меняются вкусы и предпочтения человечества. В наши дни едва ли кого заинтересует выставка, скажем, чугунной промышленности: современные люди жаждут другого и, в попытках убежать от жерновов цивилизации, атакуют художественные выставки и галереи. А вот сто с небольшим лет назад всё было иначе. Промышленный бум, сопровождавшийся сломом старого уклада, вызывал повсеместный интерес к технике, художники искали вдохновение в новых удивительных механизмах, а народ толпился на входе промышленных выставок. Память об одной из них, а именно о промышленной выставке в Париже 1889 года, приуроченной к столетию взятия Бастилии, до сих пор радует глаз туриста и самих парижан: речь идет о знаменитой Эйфелевой башне и так называемой Галерее машин (парижском аналоге нашего павильона «Машиностроение» на ВДНХ), открытых специально к этой дате.

Успех выставки 1889 года был столь огромен, что опыт решили повторить. Новая промышленная выставка в Париже открылась 15 апреля 1900 года в Париже, и за время работы (выставка продолжалась более полугода) её посетило свыше 50 миллионов человек! Всё новое, что возникло в мире, любые идеи и технологии, полёт творческой мысли, прогресс фактический и мнимый — всё нашло отражение на этой выставке века. Да и список участников был более чем солидным: 35 государств, отправивших в Париж почти 76 тысяч своих представителей!

План Парижский выставки 1900 года. Кликните на рисунок, чтобы раскрыть его полностью.

Стоит ли удивляться тому, что парижане вновь весьма ответственно подошли к открытию выставки. К приезду гостей Париж ещё более преобразился: в городе был построен Лионский вокзал, вокзал Орсе (ныне музей Орсе), мост Александра III, Большой и Малый дворцы, знаменитый сквот Улей на Монпарнасе (здание строилось как винная ротонда временного пользования). Уже во время работы выставки, 19 июля 1900 года, открылась и первая линия парижского метро c шестью станциями. Помимо этого, во время выставки в городе действовала троллейбусная сеть. Да что там троллейбусы — частью выставки стали даже проходившие в том году в Париже Вторые Олимпийские игры, длившиеся целых пять месяцев - с мая по октябрь. К слову, это были первые игры с участием женщин.

Олимпийские соревнования по теннису. Париж, 1900 г.

Тогда же впервые в истории подобных выставок каждое государство устроило свой национальный павильон, в котором было сосредоточено всё, что характеризует страну и отличает её от других: исторические памятники, предметы искусства и т.д.. А поскольку на предыдущих всемирных выставках Россия была слабо представлена, в 1900 года правительство Российской империи решило продемонстрировать техническую мощь страны как можно полнее. Парижане пошли навстречу и выделили России для экспозиции более 24000 м². Впрочем, в итоге и этой площади в итоге оказалось мало.

Главный павильон России был построен в средневековом русском стиле и многими своими чертами (башни, шатровые крыши, зубчатая стена, узорчатые окна и крылечки) напоминал Московский Кремль. Рядом была отстроена Кустарная улица с типичными русскими барскими хоромами, избами и сельской деревянной церковью. Основное внимание в обширной экспозиции уделялось этнографии так называемых окраин – Сибири, Крайнего Севера, Средней Азии, Кавказа.

Памятная тарелка Парижской выставки 1900 года. Из коллекции «Конаковского уезда»

Забегая вперед, отметим, что российская выставка полностью оправдала ожидания правительства. Она пользовалась большим успехом у зрителей, что нашло отражение в наградах: по итогам выставки российская экспозиция получила 212 высших наград, 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и 224 почетных отзыва.
Как всегда, русские поражали европейцев не только размахом строительства, диковинными для западного зрителя товарами народных промыслов и удивительными ароматами своей парфюмерной промышленности (заметим, что именно Россия в те годы была одним из мировых лидеров в области парфюмерии — читай заметку «От Бутырки до Шанели»), но и всевозможными техническими «чудесами», многие из которых были тем более удивительными, что выпускались промышленным способом и даже серийно. Одним из таких чудес стал впоследствии знаменитый фарфоровый иконостас, изготовленный в далёком от Парижа тверском селе Кузнецово и привезённый на выставку известным промышленником Матвеем Сидоровичем Кузнецовым, чей павильон на выставке был сооружён по проекту одного из самых известных российских архитекторов того времени Ф.О.Шехтеля. На экспозиции М.С. Кузнецов представил изделия своего детища: «фаянсово –эмалированные изделия: иконостас, чайные и кофейные чашки, тарелки, фигуры и пр.», которые по итогам выставки были удостоены высшей награды в разделе «Керамика».

Тарелка Кузнецовского фарфора (Рижская фабрика) — участница выставки 1900 года. Из коллекции «Конаковского уезда»

Особого внимания заслуживает судьба фаянсового иконостаса, представленного на выставке. Сделан иконостас был на фаянсовом заводе села Кузнецово, где с 1895 года было налажено их массовое производство. Кузнецовские иконостасы были установлены в храмах разных городов России — Санкт-Петербурге, Ново-Афонском монастыре на Кавказе, в Царицыне, Баку, Казани, Дулёве, Керчи, Владимире, Шадринске, с. Саввино в Подмосковье, погосте Голенково Тверской губ. и др. Всего было произведено 38 иконостасов, из которых в настоящее время сохранилось лишь пять. Однако наиболее известным и по сей день считается тот самый фарфоровый иконостас, что в 1900 году стал центральной частью построенного Кузнецовым павильона «Керамика» на Парижской выставке.

Иконостас для выставки был создан совместными усилиями иконописца Пашкова из Москвы, художника С.В.Краснощекова, скульптора Н.В.Анненского (по другим источникам Анесенко) и точильщика С.И.Иванова. Каждый цвет иконостаса имел свою температуру обжига, поэтому некоторые его части помещались в печь для обжига по нескольку раз. При изготовлении иконостаса было использовано много золота и не менее дорогой кобальтовой краски.
Как писал в те годы церковно-строительный отдел Товарищества М. С. Кузнецова, «фаянсовые иконостасы, киоты, подсвечники отличаются прочностью, красотой и изяществом и так как они, будучи глазурованными, раскрашенными и позолоченными, обжигаются при очень высокой температуре (1200 град.), поэтому прочность гарантируется …»

По окончании выставки иконостас приобрёл угольный магнат из Донецка, владелец Григорьевского, Макарьевского и Кальмиусского рудников, член Совета Cъезда горнопромышленников юга России, полковник (позднее – генерал) в отставке Пётр Петрович Рыковский для тогда еще не построенной церкви Св.Владимира в чешском городе Марианские Лазни (Мариенбаде). В этом городе Рыковский провёл последние годы своей жизни. Идея соорудить православный храм в Марианских Лазнях появилась в 20-х годах XIX века среди представителей русской знати, часто посещающей город. Как и Карловы Вары, Мариански Лазни в Чехии всегда были популярны среди русских, а современный санаторий «Манес», сооруженный в 1811 году, назывался «Русским домом». Наряду с иконостасом в Мариански Лазни, другим известным фарфоровым иконостасом производства Кузнецовской фабрики в Твери (бывший Конаковский фаянсовый завод, ныне разрушенный криминальными предпринимателями при полном попустительстве областной администрации — см.) является сохранившийся иконостас в храме Преображения Господня в деревне Саввино около г.Железнодорожный (Московская область). Иконостас состоит из трех ярусов, в которых находятся 33 иконы. Их краски и состояние и по сей день вызывают восхищение посетителей.

Тот факт, что те или иные экспонаты выставки приобретались кем-то из посетителей, был в порядке вещей. Выставка для того и проводилась, чтобы заключать контракты, а уникальные изделия — продавать на месте. Сегодня мало кто помнит, что именно Парижской выставке 1900 года Россия обязана своим главным оргáном, установленным в Большой зале Московской консерватории. Этот уникальный музыкальный инструмент был изготовлен самым известным оргáнных дел мастером того времени Аристидом Кавайе-Коллем специально для строящейся Московской консерватории. Идея построить этот инструмент для России возникла у одного из известнейших французских органистов того времени Шарля-Мари Видора, большого друга П.И.Чайковского. В 1896 году Видор выступал в России, где и предложил дирекции Московской консерватории оборудовать Большой зал столь популярным в Европе (в России органная музыка была известна хуже) инструментом. Почти три ода потребовалось знаменитому Кавайе-Коллю на конструирование большого оргáна. Весной 1899 г. инструмент был готов. По традиции его первая сборка состоялась в специальном зале фирмы. Но Кавайе-Колль так и не успел увидеть своё творение в действии — он умер в том же году.

Тем временем, поскольку строительство Большого зала Московской консерватории ещё не было завершено, а длительное хранение инструмента могло сказаться на его качестве, новый глава фирмы-изготовителя принял решение установить инструмент на Всемирной промышленной выставке в Париже в 1900 году. Оргáн был установлен в Парадном зале Русской секции выставки, где на нем играли многие выдающиеся музыканты того времени, а сам инструмент был удостоен высшей награды выставки — «Гран при». По окончании Всемирной Парижской выставки орган был вновь разобран, перевезён и установлен на сцене Большого зала. Огромную по тем врменам сумму в 45 тысяч рублей, необходимую для демонажа, перевозки из Парижа в Москву и новой сборки инструмента пожертвовал известный меценат того времени Сергей Павлович фон Дервиз, чьё имя с тех пор выгравировано на фасаде инструмента.

Возвращаясь к продукции М.С.Кузнецова, заметим, что по итогам выставки 1900 года «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова» получило высшую награду, а сам Кузнецов удостоился от Правительства Франции ордена Почётного легиона.
Кстати, помимо М.С. Кузнецова на выставке 1900 года Россию представлял ещё один тверской предприниматель — купец 2-й гильдии Сергей Павлович Суратов. Он родился в 1842 году в селе Новое Клинского уезда (ныне село Свердлово Конаковского района, где расположен отель «Дафна»), в семье крепостного крестьянина. После отмены крепостного права семья Суратовых основала в селе басонную фабрику.

Басо́н (от фр. passement - галун, тесьма) - текстильные изделия, предназначенные для украшения: шнуры, тесьма, кисти, бахрома и тому подобное. Часто - узорные плетёные, иногда - с металлическими нитями. Использовались для нашивания на погоны, на мебель и прочее.

Перебравшись в Санкт.- Петербург, Сергей Павлович Суратов основал подобное предприятие в столице, оставив сельскую фабрику в Новом своему родственнику Петру Селихову. В архивных документах ЦИАМ от 1883 г. говорится «Петр Селихов работает на купца Суратова». Вскоре Санкт-Петербургская фабрика Суратова становится поставщиком Двора Его Императорского Величества. Сам Суратов неоднократно представлял свою продукцию на международных выставках в Париже в 1889 г., Чикаго в 1893 г., в Нижнем Новгороде в 1896 г., и везде был награждён золотыми медалями.

Басонное производство

На выставке в Париже 1900 года С.П. Суратов был награждён золотой медалью в разделе «Кружева, вышивки, позументы» за представленные им «военные галуны всехъ формъ, для кавказскихъ же казачьихъ войскъ галуны и тесьмы спец i ально, а также мебельныя и модныя дамск i е отделки и все вообще басонные издел i я».

Страница наградного каталога Парижской выставки 1900 года с упоминанием Сергея Суратова.

Остаётся лишь добавить, что Парижская выставка 1900 года была далеко не последней, где выставлялись и были отмечены высшими наградами изделия Кузнецовского завода. Даже после революции Конаковский завод — к тому времени получивший им.М.И.Калинина — продолжал славиться на весь мир. На другой знаменитой выставке в Париже — теперь уже 1937 года — Конаковский фаянсовый завод вновь завоевал гран-при. Завод неоднократно побеждал и на других международных выставках. Что, впрочем, не спасло его от разрушения уже в наши дни. То, что годами выстраивал М.С.Кузнецов, за несколько лет превратилось в груду руин. Так что к новому владельцу Конаковского завода вполне подходят хлёсткие строчки из бессмертного стихотворения М.Ю.Лермонтова: «Не мог щадить он нашей славы…».

Благодарим Ирину Топунову за неоценимую помощь в подготовке материала.

Об этом сегодня сообщил благочинный Даниловского круга протоиерей Олег Воробьев. Именно он является настоятелем строящегося собора в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи на улице Ключевая, 18А.

Иконостас, по словам священнослужителя, заказывали в Санкт-Петербурге, в керамической мастерской «Гильдии Мастеров» Юрия Волкотруба. Это знаменитое объединение в тесном сотрудничестве с ведущими художниками, архитекторами и реставраторами успешно реализовывает крупнейшие в России проекты. Изразцовые печи и камины, воссозданные и отреставрированные «Гильдией Мастеров», можно увидеть в усадьбе Государственного Пушкинского музея-заповедника «Михайловское», во дворцах Петергофа, в Гатчинском дворце-музее и музее-квартире Святого Праведного Иоанна Кронштадтского.

За выполненные работы по благоукрашению храма Живоначальной Троицы в память 1000-летия Крещения Руси (второго по величине храма Москвы) сотрудники мастерской были награждены Святейшим Патриархом Алексием II тремя орденами, четырьмя церковными медалями и грамотами. Иконостасы «Гильдии Мастеров» украшают храмы Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Татарстана, Псковской и Рязанской областей.

Протоиерей Олег Воробьев уточнил, что в России первые изразцовые иконостасы появились в XVII веке при Патриархе Никоне. Помимо художественной ценности они отличаются долговечностью, поскольку не горят и не рассыхаются. Золото, наносимое на изразец, обжигается при температуре 800 градусов и, прочно спекаясь с глазурью, приобретает особую устойчивость. Сегодня традиция фарфоровых иконостасов понемногу возрождается. И церкви Программы-200 - живое тому свидетельство.

Между тем, отмечает настоятель, работы по благоукрашению нового собора подходят к концу. Потолок оживляет громадное паникадило. В диаметре оно составляет 5 метров, в высоту - 4,5 м, а весит около 700 кг. На полу - художественная кладка гранита. Свечной ящик из дуба, столик для записок, жертвенник, семисвечник, напрестольную дарохранительницу, аналой в алтарь и на клир, - все привезут на этой неделе. Параллельно продолжается монтаж бра: из 60 светильников 15 уже установлены. Вся церковная утварь, все детали внутреннего убранства выдержаны в одном стиле и гармонично дополняют общее архитектурное решение, подчеркивает протоиерей Олег Воробьев.

Напомним, накануне приход отметил свой престольный праздник – Усекновения главы Иоанна Предтечи. Богослужение возглавил архиепископ Истринский Арсений, викарий Московской епархии.

Завтра начинается благоустройство территории