Open
Close

Фанатик веры. Что такое религиозный фанатизм? В чем он проявляется

Я всегда был уверен: уж фанатиком человеку с моим интеллектом не стать. Когда меня называют фанатиком за то, что вместо одного раза на неделе сходил в церковь два, думаешь: побольше бы мне такого «фанатизма».

А тут на одном православном форуме затронули тему фанатизма, и кто-то привел оригинальное толкование неизвестного священника. По его мнению, фанатик – тот, кто думает: «Все погибнут, я один спасусь». А православный думает иначе: «Заповеди – для меня одного, а остальных Господь помилует».

Если так, у меня заметные признаки фанатизма. Идя по улице, я вижу только погибающих. Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди (Лк. 18:10). Встречаю хорошего человека и тут же принижаю его в своих глазах: может ли он быть хорошим, если отвергает Христа? Православных ведь не так много вокруг. Да и среди них многие отпугивают меня неканоничностью своего православия.

Друзей остается все меньше. Что они могут сказать мне мудрого или нового?

Единственный смысл – если кто обличит. Один вот сказал не так давно: «Ты в последнее время сделался ужасно отвратительным типом. С тобой стало невозможно общаться». Он, наверное, имел в виду то чувство превосходства, с которым я громлю его буддистско-индуистские рассуждения и заявляю, что истина только в Православии. Таких откровенных людей очень мало. А что касается этого друга – я же не могу согласиться с тем, что индуизм – просто другой путь к истине, равнозначный христианству? Добрый он парень, но куда пойдет с такими рассуждениями?

Стало быть, я фанатик.

И только я обнаружил в себе фанатизм – со мной практически одновременно произошло несколько событий.

Первое. Я откликнулся на повешенное в нашем храме объявление с призывом сдавать кровь для маленьких пациентов одной детской больницы. Кровь сдал. Пришла мысль сделать статью об этой инициативной группе, которая развешивает объявления, пишет о детях в газеты, поддерживает сайт, принимает сотни донорских звонков и в итоге бесперебойно обеспечивает гематологическое отделение, где дети больны лейкозами и кровь им нужна каждый день. Пример в нашем немилосердном обществе тем более поучительный, что подают его, как всегда, православные.

Сказано сделано. Пришел в отделение гематологии, пообщался с мамами, пофотографировал их детей. Перед лицом смерти все становятся лучше – и дети, и их мамы, живущие при отделении, и ты, даже глядя на все это сквозь объектив. Многие люди показались мне почти святыми. В том числе и те, о ком я решил написать. Все молодые, самоотверженные. Видно, что они стали членами единой семьи, в которой все мамы – как сестры, а дети, стало быть, племяши, в том числе и донорам.

И дело их Бог благословил явными чудесами. Во-первых, Он независимо друг от друга вложил желание помочь больнице двум девушкам, трудившимся в одной коммерческой фирме – Тане и Лене. Во-вторых, Он дал этим девушкам, никогда не писавшим, поразительный дар слова и помог им со жгучими по силе очерками о детях пробиться буквально во все многотиражные московские издания. В те самые – желтые, коммерческие, которые и в храм, говорят, нельзя вносить.

Но вот неожиданность. Оказалось, Таня – атеистка, Лена – католичка. Объявления в храмах развешивает их православный помощник Саша, но локомотивом доброго дела пока еще являются эти две «инославные».

Какие, по святым отцам, должны быть мотивы добрых дел? Или во исполнение воли Божией, или для воспитания в себе милосердия. А у этих девушек – жалость к детям и желание устранить несправедливость судьбы по отношению к ним. Жалость – это прекрасно, но насчет справедливости это, понятное дело, ошибка, нельзя обвинять Бога в несправедливости и воображать, что ты милосерднее Его. Об этом я не постеснялся сказать моим героиням. Интервью переросло в спор. Вроде и правильно говорил, но на душе становилось все тяжелее …

Второе. Желая избавиться от некоторых прочитанных мною православных книг (по принципу «На Тебе, Боже, что мне не гоже»), я через интернет нашел в Риге Виктора, который занимается миссионерской работой с заключенными. Передал книги, общение продолжилось по электронной почте. Правда, тон Виктора показался мне каким-то немного восторженным, не православным. Копнул глубже. Оказалось, православный, причем в Церкви почти столько лет, сколько я на земле. Но с отклонениями. Вместо того, чтобы опираться во всем на святых отцов, превыше всего ставит Ветхий Завет на основании откровения, лично ему данного Богом. Сами понимаете – явная прелесть, о чем я ему вскоре и объявил. А так как он сопротивлялся, не желал принимать моих намеков, я с каждым письмом становился все непримиримее. А он, хотя и упорствовал, но оставался со мной терпелив и доброжелателен. И ведь, в конце концов, я только отдал ненужное, а он тратит время и силы на помощь тем, кому она так нужна. Переписка все тяжелее ложилась на совесть …

Спор по электронной почте с Таней, оказавшейся с родителями в Америке, происходил в то же время. Каждое утро я включал компьютер, читал полные заблуждений письма этих двоих людей и отправлял им свои вразумления, стараясь казаться как можно терпимее. (Надеюсь, вы улавливаете печальную иронию моих слов.) Но вопрос, которым Бог стучал в мое сердце, проявлялся все очевиднее. Почему при внешней правоте совесть обличает меня?

Сайт получился – православнее не бывает. На создание благословил иеромонах Троице-Сергиевой лавры, уже после создания пришли благословения от нескольких священников, которым очень понравилось. Мы заранее отказались даже от новостей о церковной жизни как от вещей суетных, отвлекающих от молитвы и борьбы со страстями. И, как и положено православному сайту, на нем присутствовал раздел «Спасутся ли иноверные». Разумеется, с отрицательным ответом, подтвержденным святыми отцами.

Божий промысел относительно моих товарищей, сотрудников в работе над сайтом, подтвердился также и тем, как хорошо они работали и какими оказались людьми. Ольга, с которой приходится общаться чаще, своим смирением, всегдашней готовностью помочь и радостным состоянием духа похожа на православную монахиню, причем уже преуспевшую. Даже не знаю, что больше радует – что удался сайт или что благодаря ему удалось познакомиться с такими людьми. Ничтоже сумняшеся в вероисповедании Ольги, я поздравлял ее с церковными праздниками, она меня. Но вот однажды, после двух лет совместной работы, поздравив ее с праздником, я вдруг услышал: «А знаете, я не православная. Вы вправе отстранить меня от работы над сайтом».

Меня как кирпичом по голове ударили. Самое приятное – узнать, как кто-то сделал шаг ко спасению, и самое тяжелое – увидеть, что кто-то, как думалось тебе, идущий ко спасению, на самом деле идет в другую сторону. Чтобы не огорчиться еще сильнее, я даже не стал уточнять, какова же ее вера. Но, прислушавшись к себе, ответил, что не мне оспаривать Божий промысел. Она приняла мой ответ с благодарностью: «Спасибо, что делитесь со мной Божьей милостью». И все потекло как раньше, только я перестал поздравлять ее с нашими праздниками.

И вот, начав разбираться в своем фанатизме, я решился спросить ее: «Кто Вы, Ольга?». Оказалось, мусульманка! Они с Валерием русские, но приехали в Москву из Ташкента. Вовлечение в эту работу Ольга сама считает чудом. У нее был первый в жизни Рамадан. А в Рамадан необходимо заплатить закят (что-то типа нашей десятины). Денег не было. В таком случае полагается сделать что-то хорошее бесплатно. Ольга просила Бога послать ей какое-нибудь полезное дело. И вот ее сердце откликнулось на призыв потрудиться над православным сайтом. И при первом же знакомстве с текстами сайта она нашла ответ на тревоживший ее важный вопрос. Который приняла как глас Божий.

Не так уж много в Москве русских католиков и мусульман. И если Господь так часто знакомит меня с ними и показывает, какими хорошими они могут быть, значит, Он что-то хочет сказать мне. Хочет помочь мне излечиться от возношения, от фанатизма, которые мешают мне любить.

Да не поймут меня превратно мои товарищи по несчастью – фанатики. Я не собираюсь хвалить чужую веру и тем более атеизм. Просто все больше сомневаюсь в том, что могу судить людей по принадлежности к той или иной вере. Если у Татьяны, Елены и Ольги любви в сердце больше, чем у меня, кто из нас угоднее Христу? К тому же «конец делу венец», и неизвестно, что будет с каждым из нас в итоге. Доброму человеку гораздо легче стать христианином, чем злому человеку добрым, – сказал кто-то.

Когда-то мне пришла в голову мысль относительно того, почему становятся фанатиками. Человек постепенно осознает, что он ничем не лучше других, может, даже хуже. Но вместо того, чтобы смириться с этим и начать работать над собой, он вдруг начинает превозносить такое качество, над которым работать и не нужно. И за счет этого выделяться среди людей. Например, националист начинает кичиться своей национальностью. Это объяснение на психологическом уровне. На духовном: сатана, внедряя в человеческий ум мысль об особенном значении какого-то человеческого качества, убивает двух зайцев: сеет ненависть между людьми и отклоняет их от покаяния.

Наша религиозность, принадлежность к определенной церкви действительно имеет особенное значение. Но беда в том, что я забываю: моя принадлежность к Православию определяется не только посещением служб и участием в таинствах, но и соблюдением заповедей. Прежде всего – заповеди о любви и ограждающей ее заповеди о неосуждении.

Как принизить в своих глазах себя, не принижая своей веры? Хотелось бы получить ответ от церковных авторитетов, знающих ответ на такие вопросы.

Для себя пока решил следующее: раз не удается не мерить людей, пусть моим мерилом будет их любовь.

Эмоционально самодостаточные, уверенные в себе, позитивно настроенные люди живут в гармонии с окружающим миром. Они не нуждаются в отстаивании своей правоты, чего бы она ни касалась. Спокойно взаимодействуя с другими, они с достоинством несут свою точку зрения, не испытывая потребности в том, чтобы кто-то ее непременно разделил. Однако в мире представлена и иная категория людей, противоположная описанной выше и именуемая «фанатики».

Фанатизм… Это что такое?

Однако не всякое проявление чрезмерного интереса к чему-либо может характеризовать человека как фанатика. И наоборот.

Фанатизм – это чрезмерное увлечение какой-либо идеей или личностью, выражающееся в посвящении объекту поклонения значительной части своей жизни и ее духовного содержания, а также в непримиримом отстаивании собственного взгляда и навязывании его другим людям, зачастую в агрессивной форме. Данное явление может иметь отношение к чему угодно – морали, знаменитой личности, политическому течению и…

Фанати зм (религиозный) – вера без любви и рассуждения. В патристике в этом смысле обычно употребляется выражение ревность не по разуму, основанное на словах Апостола Павла (Рим. 10:2).

Термин религиозный фанатизм, наряду с прямым смыслом, часто используется:

нецерковными людьми для осуждения христиан, которые ответственно относятся к вере, практически выражают её в своей жизни. атеистами для пропаганды безбожия. При этом делается акцент на преступления, совершенные под знаменами религии. Контраргумента здесь два: 1) фанатизм противоречит заповедям Христа; 2) атеистический фанатизм (в России, Франции, Испании, Мексике…) привёл к значительно бо льшим жертвам, чем религиозный.

Что такое фанатизм? Кого можно назвать фанатиком?

иеромонах Иов (Гумеров)

Фанатиками (лат. fanaticus – исступленный; связано с корнем fanum – капище) в древности называли служителей языческих…

Должно быть, каждый из нас в жизни сталкивался с проявлениями религиозного фанатизма. По крайней мере, уж точно хорошо знает о нем из новостей или истории. Мы же поговорим о том, существует ли такого рода фанатизм в православии. Как он проявляется и к чему приводит?

Что такое фанатизм на религиозной почве?

Само слово («fanum» в переводе с латинского означает «капище») указывает на языческое, культовое происхождение этого понятия. «Фанатик» переводится как «исступленный» - значит, человек, который «не ведает, что творит», не отдает себе отчета, больной.

Чем же отличается фанатизм на религиозной почве? Во-первых, чрезмерной приверженностью какой-то одной идее, часто искаженной. Во-вторых, отсутствием самокритики, нежеланием посмотреть на себя со стороны, самоуверенностью. И в-третьих, неприятием других взглядов, вплоть до жесткой агрессии.

Религиозный фанатизм как форма нетерпимости к другим отрицает саму религию, к которой он…

Вера как зависимость. Религиозный фанатизм — угроза обществу и отдельной личности

Фанатизм в широком смысле слова - это приверженность и поклонение кому-либо или чему-либо, доходящее до крайней степени, а также категорическое неприятие иных убеждений и ценностей. В отношении религии фанатизм проявляется абсолютной увлечённостью религиозной деятельностью с образованием культа из неё, поклонением и безотчётным следованием за группой единомышленников.

Истоки данного явления заключаются в изначальных притязаниях каждой мировой религии на обладание истиной в последней инстанции о происхождении и сущности мира, о том, от чего зависит гибель и воскрешение всего человеческого рода. Во все эпохи и в настоящее время религия является наиболее опасной и сильной разновидностью фанатизма. История хранит немало примеров, когда одержимость религиозными идеями разрушительно действовала на целые народы. Религиозный фанатизм превращает группу людей в стадо, живущее по навязанным…

Что такое религиозный фанатизм

За последние сто лет внимание к религиозному фанатизму возросло. Результатами религиозного фанатизма или просто фанатизма являются убийства и нескончаемые войны в Индии, на Ближнем Востоке, Ирландии и так далее. Все больше молодых людей неосознанно вступают в те или иные секты и слепо двигаются за предводителями.

Религиозный фанатизм – это увлечение религией и ее деятельностью, и стремлением человека сделать из религии культ, вовлечением в нее таких же единомышленников. Основой такого поведения является вера. По мнению экспертов, религиозный фанатизм часто является причиной действий террористов-смертников.

Фанатизм – это психологическое состояние человека, которое заставляет его слепо верить в какую-то идею. Часто фанатик не ограничивается своей личностью и старается навязать ее окружающим.

Ученые выделяют несколько видов религиозного фанатизма:

обрядоверие. Человек привержен и суеверен по поводу обычаев и…

Важным моментом будет сказать, чем для меня является религия, так как именно с этой позиции я буду отталкиваться, пытаясь ответить на многочисленные вопросы, связанные с религией. Для меня религия – это определенный путь, который включает в себя особую форму понимания мира и свод морально-этических норм поведения, который в конечном счете ведет к обретению любви к Богу и ко всем живым существам. Образцом религиозной жизни для меня являются люди, которые жили и живут правильно, которые изо всех сил стремились помочь людям идя путем добра, а не насилия, независимо от духовной традиции. Также можно заметить, что к святым людям относят именно людей религиозных, именно этих людей надо вспоминать, говоря о религии, а не тех, кто еще не вырос духовно и идет путем насилия, фанатично пытаясь изменить других людей.

Для меня любить Бога, в первую очередь означает любить людей, приносить своим поведением благо, а не количество посещений церкви или количество иконок в машине, религия для…

Религиозный фанатизм и религиозные фанатики

Я всегда был уверен: уж фанатиком человеку с моим интеллектом не стать. Когда меня называют фанатиком за то, что вместо одного раза на неделе сходил в церковь два, думаешь: побольше бы мне такого «фанатизма».

А тут на одном православном форуме затронули тему фанатизма, и кто-то привел оригинальное толкование неизвестного священника. По его мнению, фанатик – тот, кто думает: «Все погибнут, я один спасусь». А православный думает иначе: «Заповеди – для меня одного, а остальных Господь помилует».

Если так, у меня заметные признаки фанатизма. Идя по улице, я вижу только погибающих. Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди (Лк. 18:10). Встречаю хорошего человека и тут же принижаю его в своих глазах: может ли он быть хорошим, если отвергает Христа? Православных ведь не так много вокруг. Да и среди них многие отпугивают меня неканоничностью своего православия.

Друзей остается все меньше. Что они могут…

ФАНАТИЗМ - (от лат. fanaticus исступленный) ..1) доведенная до крайней степени приверженность к каким либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к любым др. взглядам (напр., религиозный фанатизм)2)] В переносном смысле страстная преданность чему либо … Большой Энциклопедический словарь

ФАНАТИЗМ - ФАНАТИЗМ, фанатизма, мн. нет, муж. Образ мыслей и действий фанатика, крайняя нетерпимость. Религиозный фанатизм. Он ослеплен фанатизмом. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Фанатизм - (лат. fanurn храм, жертвенник) 1) полная поглощенность какой нибудь идеей, мировоззрением, религией, страстная и слепая приверженность делу, идеологии. 2) доведенная до крайней степени приверженность к каким либо верованиям или воззрениям,… … Политология. Словарь.

Фанатизм - (лат. fanaticus – исступлённый, от fanum – храм) – 1. изуверство, доведённая до крайности, до исступления преданность своей или обычно чужой вере, убеждениям, какому то…

О фанатизме, религиозности и Православии

Что такое фанатизм? Кто ему подвержен? Где грань между верой и фанатизмом? Верно ли, что фанатизм питают суверия и искушения?

С начала осени этого года практически весь цивилизованный мир с негодованием следит за действиями религиозных фанатиков-экстремистов. Наблюдая руины американских небоскребов, слыша о новых и новых конвертах с «белым порошком» – спорами сибирской язвы, – которые держат в напряжении государство, претендующее по сей день на мировое лидерство, мы часто думаем: «Вот уж эти мусульмане! Слава Богу, среди нас нет таких фанатиков!» Но думая так, мы обманываем себя, ибо фанатизм и экстремизм возможны не только в исламе (кстати, традиционный ислам рассматривает фанатические движения как своего рода секты). Фанатизм возможен в любой религии, в любом…

Введение

Фанатизм - это болезненное состояние, слепая вера в какую-нибудь идею и навязывание ее другим. Фанатизм был и остается сегодня сложным и противоречивым социально-историческим феноменом, который всегда вызывал живой интерес у философов, богословов, политиков, деятелей культуры, рядовых обывателей. В многообразных формах и разновидностях фанатизм проявляется практически во всех сферах жизнедеятельности общества и человека.
Религиозный фанатизм как исторически первая форма фанатизма занимает особое место среди других его разновидностей. Он потенциально содержится в любой религии, может развиться в определенных исторических условиях и может быть использован различными религиозными и политическими группировками как средство достижения своих социально-политических целей.

По своей сути религиозный фанатизм – это особая интерпретация религиозного мировоззрения и особый склад религиозных чувств. Повышенная опасность религиозного фанатизма заключается в том, что…

Признаки религиозного фанатизма

Основным признаком одержимого следования идее считается нетерпимость к другим вероисповеданиям. Неприкрытая ненависть и презрение к инаковерию порождает агрессию, проявляющуюся порой в самых отвратительных формах. Сам по себе фанатик не несет большой угрозы обществу, однако объединение таких людей в группы может рано или поздно вылиться в открытые столкновения между представителями разных конфессий. Опасен массовый фанатизм еще и тем, что страдать будут от таких действий не только сами фанатики, но малорелигиозные и нерелигиозные группы граждан.Рассекреченные архивы по делу расстрела царской семьи выявили глубокие корни иудейского ортодоксального фанатизма. Ритуальное убийство было совершено накануне «9 ава» – взятие Иерусалима и разрушение храма Соломона.

Другим признаком религиозного фанатизма является ортодоксальный религиозный фундаментализм, который не приемлет ничего нового. Фанатик воспринимает свою идею как абсолютную истину, не…

Библиотека » Психология религии » Религиозный фанатизм

© Г. В. Старшенбаум

Религиозный фанатизм: описание, терапия

Не проглатывай веры больше, чем можешь переварить.
Генри Брукс Адаме

Религиозный фанатизм - это крайняя степень увлечения религиозной деятельностью с созданием из нее культа, поклонением и растворением в группе единомышленников. Кроме религиозного, существуют другие распространенные варианты фанатизма - политический (партийный), спортивный, музыкальный и т.д.

Экстатические пляски сектантов во главе с лидером приводят их в состояние деиндивидуализации, растормаживания инстинктов и психофизического возбуждения, аналогичное опьянению психостимуляторами, вплоть до появления галлюцинаций. Во время рок-концертов происходит навязывание альфа-ритма, при этом ЭЭГ неотличима от гипнотической. У слушателей возникают общие для всего зала или стадиона эмоции, индивидуальность растворяется, растормаживаются стадные инстинкты. Резко повышается внушаемость…

Что такое религиозный фанатизм? Судя по ответам и поведению верующих фанатизм бывает трёх типов:

Фанатики первого типа - тихие помешанные. Это люди с надломленной психикой, проблемами, решение которых он перекладывают на кого-то другого, сами же принимая на себя некие методы поведения, правила, постулаты. Это очень часто замечательные люди, просто так им легче жить в сумасшедшем мире.

Фанатики второго типа - агрессивные верующие. Эти люди готовы сжигать на кострах, бегать за язычниками, иноверцами с топорами, и всем доказывать мирность своей религии силой, оскорблениями, жестокостью. Они полностью соответствуют тому образу, который оставлен нам их любмой мистической литературой. Там тоже главные персонажи занимались геноцидом иноверцев, инородцев и т.д.

Третий тип фанатиков - управленцы.

В последние десятилетия наблюдается всплеск религиозного фанатизма. Именно он является причиной непрекращающихся ре лигиозных войн на Ближнем Востоке, в Индии, Северной Ирлан дии… Что же такое религиозный фанатизм и как его можно отли чить от истинной веры и стараний осуществить эту веру в жизни?

Фанатизм - это болезненное состояние, слепая вера в какую-нибудь идею и навязывание ее другим. Главными видами фана тизма являются: расовый, националистический (шовинизм), поли тический (фашизм, тоталитаризм) и религиозный (религиозная не терпимость) .

ВИДЫ РЕЛИГИОЗНОГО ФАНАТИЗМА

Религиозный фанатизм встречается у верующих многих ре лигий и провоцирует их на конфликты как с представителями сво ей, так и с последователями иных вероисповеданий. Главными его видами являются:

обрядоверие - приверженность, доходящая до суеверия, внешней форме богослужения и обычаям;

пуританство - строгость нравов и правил в повседневной жизни, превращенная в…

Фанатизм — это увлечение какой-либо деятельностью, достигающей крайней степени выраженности с формированием культа и создания идолов с полным подчинением человека и «растворением» индивидуальности. Чаще фанатичное отношение формируется в таких сферах, как религия (религиозный фанатизм), спорт (спортивный фанатизм) и музыка (музыкальный фанатизм). Фанатизм характеризуется выработкой человеком стереотипа подчинения собственных интересов и устремлений интересам конфессии, команды, музыкального коллектива, сосредоточение внимания и сил на поддержке идола и оказания всемерной и активной помощи, миссионерская деятельность. В рамках девиантного поведения в виде фанатизма человек начинает действовать по психологическим законам группы и ведомого человека, он не способен критично отнестись к высказываниям кумира, идола и осознать отклонения собственного поведения, которое может заключаться в отрыве или уходе из семьи, игнорировании работы.

Особое место в психологии девиантного…

ФАНАТИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ (от лат. fanaticus - исступленный, неистовый) - слепая, доведенная до крайней степени приверженность религ. идеям и стремление к неукоснит. следованию им в практич. жизни, нетерпимость к иноверцам и инакомыслящим. История различных церквей, в части, христианской, знает немало примеров Ф. р. Особенно проявляет себя Ф. р. в религ. сектантстве. Характерной особенностью проявления Ф. р. является преобладание эмоц. начала над рациональным. Типы фанатиков бывают различные: от пассивно-созерцательного, мистического до активно-экстремистского. Ф. р. проявляется в различных формах: в беспрекосл. соблюдении религ. норм, обетов (напр., ) «аскетич. подвигах» (пустынничество и пр.), в навязывании «истинной веры» окружающим и т. д. Крайним выражением Ф. р. является . Ре-лиг.-фанатич. настроения используются церковью и эксплуатат. классами для разжигания ненависти к представителям др. вероисповеданий, расправы над «еретиками».

Атеистический словарь.- М.: Политиздат . Под общ. ред. М. П. Новикова . 1986 .

Смотреть что такое "ФАНАТИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ" в других словарях:

    Религиозный фанатизм - Религиозный фанатизм это крайняя степень увлечения религиозной деятельностью с созданием из неё культа, поклонением и растворением в группе единомышленников. Религиозный фанатизм обычно основан на святости жертвы во имя Бога. Его… … Википедия

    ФАНАТИЗМ - (фр., от лат. fanaticus иступлённый, изувер; от fanum капище, храм). Изуверство, грубое суеверие, преувеличенное религиозное усердие, преследование разномыслящих именем веры; чрезмерная привязанность к какой либо партии. Словарь иностранных слов … Словарь иностранных слов русского языка

    ФАНАТИЗМ - (от лат. fanaticus исступленный) ..1) доведенная до крайней степени приверженность к каким либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к любым др. взглядам (напр., религиозный фанатизм)2)] В переносном смысле страстная преданность чему либо … Большой Энциклопедический словарь

    ФАНАТИЗМ - ФАНАТИЗМ, фанатизма, мн. нет, муж. Образ мыслей и действий фанатика, крайняя нетерпимость. Религиозный фанатизм. Он ослеплен фанатизмом. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Фанатизм - (лат. fanurn храм, жертвенник) 1) полная поглощенность какой нибудь идеей, мировоззрением, религией, страстная и слепая приверженность делу, идеологии. 2) доведенная до крайней степени приверженность к каким либо верованиям или воззрениям,… … Политология. Словарь.

    Фанатизм - (лат. fanaticus – исступлённый, от fanum – храм) – 1. изуверство, доведённая до крайности, до исступления преданность своей или обычно чужой вере, убеждениям, какому то человеку, сочетающаяся с нетерпимостью и агрессивностью к иным верованиям,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Фанатизм - Запрос «Фанатик» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Фанатизм (лат. fanatismus от fanaticus «фанатик» от fanum «храм») слепое, безоговорочное следование убеждениям, особенно в области религиозно философской,… … Википедия

    ФАНАТИЗМ - страстная привязанность к какому либо мнению, как правило, религиозному или политическому. Именно фанатизм лежал у истоков религиозных войн и инквизиции, а сегодня может привести к войнам идеологическим. Его принцип в том, чтобы не причислять к… … Философский словарь

    Фанатизм - (лат. – исступленный, неистовый) – слепая преданность своим взглядам и убеждениям, приверженность каким либо идеям, а также стремление им неукоснительно следовать в своей практической жизни. При этом фанатизм проявляется как нетерпимость к другим … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    фанатизм - а; м. [франц. fanatisme] 1. Образ мыслей и действий фанатика (1 зн.). С фанатизмом следовать чему л. Дикий ф. Религиозный ф. Ф. коллекционера. 2. Страстная преданность чему л., приверженность каким л. идеям, взглядам. ◁ Фанатический; Фанатичный… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Затерянные города. Реальность и вымысел , Джоэл Леви. Эта книга посвящена городам древности, некогда поражавшим человечество своим великолепием и неприступностью. Однажды оставленные и обратившиеся в руины, ныне онивсе еще волнуют наше…

Необходимость отстаивания своей позиции очевидна, особенно если есть желание быть успешным. Но бывает, люди слишком далеко заходят в этом вопросе, возводят свою точку зрения в ранг абсолюта, теряя способность слышать другое мнение. Такие чрезмерно увлеченные последователи встречаются во многих сферах жизни, но больше всего удивляет религиозный фанатизм и экстремизм, так как в храме абсолютно не ожидаешь увидеть озлобленных людей, готовых на самые ужасные поступки ради своих убеждений.

Примеры религиозного фанатизма

Слишком большое увлечение религиозными идеями, желание сделать культ из своих религиозных убеждений или духовного лидера называют фанатизмом. Такое психологическое состояние человека обуславливает безоговорочную веру в какую-либо идею. Нередко фантики стараются навязать свои окружающим, причем способы для этого могут быть использованы самые разные. Примеры религиозного фанатизма можно найти в православии, исламе, иудаизме, католицизме и даже буддизме. Последнее время благодаря громким терактам в общественном сознании прочно утвердилась мысль, что религиозные фанатики – все сплошь мусульмане, но это не так.

Возможно, другие случаи и не получают настолько громкой огласки, но люди, убежденные в своей вере, готовые за нее умирать и убивать, есть везде. Достаточно вспомнить историю: крестовые походы, инквизиция, акты самосожжения староверов во время реформ Никона – все это яркие примеры религиозного фанатизма в христианстве, в том числе и православии. Поэтому не стоит на основании последних событий считать какую-то веру плохой или хорошей, здесь дело в организации, а не в самих догматах. Кроме того, разрушить человеческую жизнь можно и без массовых убийств, если вам доводилось общаться с фанатиком, то можете представить, насколько тяжело видеться с ним ежедневно. А если такие люди имеют еще и влияние в обществе, то нормальная жизнь становится практически невозможной. Поэтому стоит научиться распознавать зачатки фанатизма, чтобы уберечь себя и близких от подобного затуманивания сознания.

Причины религиозного фанатизма

Нужно различать причины разжигания и возникновения религиозного фанатизма. В первом случае преобладают политические предпосылки, так как над крайне увлеченными людьми, не способными к самостоятельным рассуждениям, власть захватить гораздо проще.

А вот что толкает людей становиться фанатиками? На этот счет мнения исследователей расходятся. Одни утверждают, что причиной является страх перед окружающей реальностью, и люди просто ищут способ почувствовать себя в безопасности, поэтому и стараются влиться хоть в какую-то группу единомышленников. Следствием такого страха становится агрессивность по отношению к остальным людям, так как в каждом, по мнению фанатика, таится угроза. Другие полагают, что религиозный фанатизм – это следствие недостатка любви в сердце человека, из-за неумения сочувствовать и сопереживать он старается всем навязать свою волю, считая себя единственным источником спасения для окружающих. Но как бы там ни было, страх или не любовь, все это лишь следствие одной общей причины – несовершенства психики, неумения человека адекватно воспринимать реальность и реагировать на нее. Так что избежать фанатизма можно только путем , необходимо тренировать свой разум, не стесняясь подвергать сомнению слова любых авторитетов, и не забывать о духовном наполнении, так как появление пустоты будет способствовать заполнению некачественными идеями и смыслами.

Религиозных фанатиков можно разделить на две группы. Одни фанатеют за идею (их церковь – самая крутая, учение – самое продвинутое, только они получают настоящие откровения от Бога, только они по-настоящему поклоняются, только у них самое правильное понимание Писания и так далее). Вторые являются фанатами своего религиозного лидера, который нередко становится для них и апостолом, и пророком, и отцом всех времен и народов. Бывает, что обе категории фанатизма сочетаются в одной личности.

Однако не нужно путать понятия религиозного фанатизма и догматизма. Религиозный догматик скурпулезно придерживается своих убеждений, традиций и веры. Он, как и фанатики, может восхищаться религиозным лидером и нередко считает представителей других религий еретиками. Однако целью религиозного догматика является следование своей вере, удовольствие ему доставляет его собственная деятельность, он остается сам для себя целостным. Восхищение кем-то не переходит у догматика за грань разумного, не обедняет его личность, а только дополняет ее.

Как же распознать религиозных фанатиков?

* Религиозный фанатик получает наслаждение не от своей деятельности, а от самого факта существования идеала или идеи. Он растворяется в своем пристрастии.

* Религиозный фанатик хочет испытывать страсти и эмоции. Он несамодостаточен, оттого и творит себе кумира – из идеи или некой сильной и яркой личности. Что-то архиважное для себя он находит вне себя.

* Подражая яркому религиозному лидеру, фанат как будто становится частичкой этой успешной личности, на нем отражается сияние человека, который чего-то достиг, взошел на пьедестал.

* Фанатик передает ответственность за себя в руки своего кумира и подчиняет всего себя чужой идее.

* Религиозный фанатик – тщеславный, но неуверенный в своих силах и возможностях человек. Ему легче жить отраженным светом своей идеи или своего идеала.

* У религиозного фанатика есть потребность в единомыслии и единомышленниках. Он ищет себе подобных поклонников, среди которых он чувствует себя как среди своих, говорит с ними на одном языке, они «смакуют» свою идею или своего героя и прекрасно понимают друг друга. Окружение фанатика – некое психическое объединение людей, наэлектризованных общим чувством, которое в кругу своих разрастается и может достичь неизвестных величин.

* Религиозный фанатизм зачастую направлен на разрушение чужой культуры, религии, системы ценностей. Считая свою идею самой правильной и своего лидера самым «продвинутым», религиозный фанатик агрессивно ниспровергает другие идеи и авторитет других лидеров. Делается это в доказательство любви к своему лидеру. Потому что только его кумир истинный и его церковь лучше всех!

* Нередко фанатизм – это подростковая болезнь. Многие ее переростают, но не все. В подростковом возрасте человек начинает отвергать прежних кумиров и авторитеты. Ни родители, ни учителя уже больше не удовлетворяют его духовных и моральных чаяний. Подростки задаются вопросом: с кем я? Кто мои друзья? Им необходимо чувствовать себя частью группы.

* Религиозный фанат сам для себя по большому счету не представляет никакого интереса. Фанатизм обедняет человека как личность. Религиозными фанатиками легко манипулировать и управлять.

* Фанатея, человек все больше втягивается в происходящее. Его начинает переполнять какая-то незнакомая энергия. В этом странном состоянии он от себя отключается, начинает вместе со всеми искренне радоваться, горевать, ждать чуда.

Как люди становятся религиозными фанатиками?

Будущий фанат подсознательно страдает от того, что его собственная жизнь бесцветна, в ней нет волнующих событий, поэтому он невольно ищет, на кого обратить свой взор. Вдруг ему понравился какой-то религиозный лидер, как он одет, как он проповедует, как двигается по сцене. Вслушавшись в смысл его учения, он вдруг осознает, что этот замечательный человек говорит о нем, что он понимает его душу! На следующем этапе ему хочется больше узнать о своем кумире. Со временем фанат начинает идентифицировать себя с ним, ему необходимо походить на него в манере держаться, говорить, одеваться. В конце концов ничем не примечательный и малоинтересный самому себе человек становится сопричастен личности, которую знают и любят многие.

Справедливости ради, надо заметить, что многие религиозные лидеры нередко сами провоцируют подобное «растворение» в их личности. Они цитируют места Писания, вырывая их из контекста, типа слов апостола Павла «подражайте мне, как я – Христу», а иногда даже развивают целое учение о том, что надо «креститься в лидера», концентрируясь только на откровениях «современного Моисея», исповедуя только его учение, следуя только его инструкциям.

Религиозных фанатиков нетрудно убедить в необходимости иметь своего единственного и неповторимого кумира. Толпа всегда нуждалась в авторитете, в личности, которая вызывает любовь, уважение, страх. Со дня сотворения мира у человечества были духовные лидеры, цари, пророки. Религиозные лидеры легко становятся чьими-то кумирами. Они всегда на виду – услышал, увидел и полюбил.

Но приходит пора, когда уже надо задаться вопросом, не «с кем я», а «кто я».

Как избавиться от религиозного фанатизма?

Первый объективный шаг реабилитации религиозного фанатика – это перестать отрицать наличие этой проблемы. Фанатик должен осознать, что его фанатизм отрицательно сказывается на взаимоотношениях с окружающими его людьми. Иногда для этого требуется конфронтация и вмешательство извне. Если фанатик не признает своей проблемы, то надежды на его восстановление остается мало. Как только фанатик распознает свои проблемы, разрушающие отношения с Богом, с другими и отношение к себе, первый шаг уже сделан. Это начало восстановления.

Вторым важным шагом к восстановлению является осознание себя в вере и подчинение Богу. Точкой отсчета в смирении перед Богом является возможность фанатика в конечном счете признать, что его жизнь стала неуправляемой. Без отношений с Богом изменения невозможны. Смирение перед Богом – это процесс. Это чрезвычайно трудный шаг.

Религиозному фанатику необходимо душевное восстановление. Оно включает в себя замену фанатизма на мышление, основанное на реальности. Религиозному фанатику необходимо избавиться от экстримального образа мышления. Фанатизм всегда рассматривает события и людей как черное и белое, все только хорошо или только плохо, абсолютно правильно или абсолютно неверно. Для фанатика все экстримально. Он водим принципом «пан или пропал».

Смирение перед Богом и подчинение Слову Божьему расставит правильные акценты в жизни восстанавливающейся личности, а также поможет ему правильно относиться к себе и к окружающим.

Подчинение Богу вовсе не приводит человека к отказу от его собственной позиции. Мол, я - раб Господень и ничего своего у меня нет. Это заблуждение. Бог не относится к людям, как к марионеткам. Но относится как к личностям, потому что Сам является Личностью. Водительство Божье приводит человека к формированию его личной позиции, развитию и совершенствованию ее. В конечном счете, образуется колоссальная разница между безвольным и бестолковым существом, носимым разными духами, и человеком, предстоящим перед Господом как ответственная за себя личность. Восстановление фанатика предполагает взять ответственность за самого себя, за свои слова и поступки. Ответственность - это позиция личного предстояния человека перед Богом.

Строители, отвергающие Краеугольный Камень, неизбежно приходят к идолопоклонству. Возврат к Истине, ко Христу означает отказ от кумиров и навязчивых «важных» идей и делает важным и ценным самого человека.