Open
Close

Евхаристический пост перед ночной службой на рождество. Пост евхаристический - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

Долгое время в России у власти были воинствующие атеисты, безбожники, всеми силами старавшиеся уничтожить Православную Церковь, заставить людей «забыть Имя Бога». Долгое время Церковь терпела страшные гонения: разрушенные храмы, расстрелянные священники, заброшенные монастыри, поруганные святыни – но всего этого оказалось мало для уничтожения православия среди русского народа.
Согласно отчетам с Архиерейского Собора от 2 февраля 2013 года, в Русской православной церкви уже тогда действовали 30 675 приходов, не считая приходов и монастырей в странах дальнего зарубежья и монастырей в составе Русской православной церкви заграницей – и это число продолжает неуклонно расти. Не сложно подсчитать, сколько было открыто приходов за 25 лет после развала Советского Союза, оставившего после себя менее 7000 действующих храмов!
Зачем и почему восстанавливается, строится такое количество храмов? Патриарх Кирилл говорил об этом после Божественной Литургии в Свято-Троицком соборе в Париже, 4 декабря 2016 года: «Потому что мы прошли через такой исторический урок, через который не прошла ни одна нация. И мы не объясняем наши поступки, ибо каждый, кто знает нашу историю, понимает, что как народ мы спаслись только благодаря тому, что сохранили веру».
И именно поэтому такое, казалось бы, огромное количество приходов не соответствует количеству желающих посещать храм, воцерковляться. Многим до сих пор приходится ездить в соседние села и города, чтобы поучаствовать в богослужении – и вовсе не потому, что у них нет храма, а потому, что храмы эти непригодны для использования.
На фотографиях ниже вы можете увидеть храмы, попросившие на нашем сайте финансовой помощи на восстановление.

Свято-Воскресенский храм, г. Гороховец

Храм Воскресения Христова, с. Ахмат

Богоявленский храм, с. Усть-Миасс

Некоторые из них – это величественные, огромные соборы, находящиеся в ужасном состоянии, некоторые – старые дома священников, трапезные, оставшиеся после снесения храма.
И несмотря на все бедственное состояние этих церквей, люди идут туда, стоят на службах среди ремонта, среди строительных лесов, под протекающими крышами, не обращают внимания на отсутствие икон и росписей. О чем это может говорить, как не о вере и подвиге простых прихожан? И, естественно, этим объясняется их желание помочь родному приходу.

Но, к большому сожалению, процесс восстановления храма является очень сложным делом. На пути к реставрации необходимо решить множество вопросов, таких как:
Кому принадлежит здание храма?
Оно может находится на балансе местного сельского округа, находится в чьих-то частных владениях, или уже быть юридически передано епархии.
Создание прихода
Епархия не может заниматься восстановлением храма до тех пор, пока не будет открыт приход – инициативная группа минимум из двадцати человек. Это не обязательно должны быть местные жители, и, конечно, здесь не идет речь об их финансовой помощи – они должны участвовать в жизни храма, в богослужениях – церковь не должна пустовать.
Реставрация здания
Ни для кого не секрет, каким сложным и опасным делом является восстановление зданий. Речь идет о постройках XVIII – XIX века, которые долгое время никак не обслуживались, а порой содержались в жутких условиях – в них хранили зерно, сено, траву, из-за этого проседали полы, из-за гниения часто случались пожары, при погрузке и выгрузке рабочие выбивали окна, стены, двери. Некоторые церкви просто адаптировали под клубы и кинотеатры, не обращая внимания на историческую и культурную ценность зданий.
Поэтому самым первым шагом является консервация здания – необходимо сразу попытаться замедлить или остановить процессы разрушения. Для этого нужно очистить здание от мусора, вырубить выросшие там деревья, кустарники, поставить охрану, чтобы не допустить вандалов и хулиганов в будущий храм.
Затем с большой осторожностью начинается ремонт – укрепляются стены, фундамент, своды, ремонтируются кровля, двери, окна.
Завершающим этапом являются облицовочные работы внутри и снаружи храма, затем роспись, закупка необходимой утвари и икон.
Помимо этого, существует очевидное – финансовый вопрос. Можно попытаться подключить местную администрацию – с их стороны может быть оказана поддержка, если не деньгами, то строительными материалами или техникой, или агитацией среди местных жителей.
Основной вклад обычно осуществляется за счет пожертвований простых прихожан. Но для этого необходима активная деятельность настоятеля прихода и служащих в храме – ведь если (даже в строящемся храме) не совершать хоть изредка богослужения, молебны – мало кто сочтет нужным принять участие в восстановлении церкви.
Очень эффективным средством является размещение просьб о пожертвовании в Интернете – эту услугу предлагает и наш сайт. Тогда количество неравнодушных, желающих помочь людей увеличивается, о храме узнают не только жители ближних сел, а православные со всей страны.
В сервис

Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы, Денис Гришкин

В Новоспасском монастыре продолжаются масштабные восстановительные работы. В этом году главным объектом реставрации станет колокольня, на которой установят колокол весом 1000 пудов.

В Москве завершилась реставрация 33 храмов и монастырей. Об этом сообщил во время осмотра с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом хода реставрационных работ в Новоспасском монастыре.

«Мы с вами отреставрировали 33 старейших храма Москвы. Ещё примерно столько же находится в активной фазе работы. Это действительно восстановление огромного исторического пласта не только Москвы, но и нашей страны. И это можно видеть по замечательному Новоспасскому монастырю, удивительным храмам, каждый из которых олицетворяет те или иные вехи истории нашей столицы», — отметил Сергей Собянин.

По его словам, основные реставрационные работы планируется завершить в 2017 году.

«И дополнительные работы, в частности по этому храму, я надеюсь, что мы продолжим. Реставрационные работы во всем монастыре будут проведены таким образом, чтобы он стоял веками и радовал и прихожан, и всех москвичей», — подчеркнул Мэр Москвы.

Также он поздравил Патриарха с годовщиной интронизации, которую предстоятель Русской православной церкви отмечал 1 февраля.

«Я хотел, пользуясь случаем, поздравить Вас с очередной годовщиной Вашего служения на этом великом посту. Восемь лет, которые Вы находитесь на нём, можно назвать годами созидания. Это хорошо видно по Москве», — добавил Сергей Собянин.

Семь веков истории

Православный Новоспасский мужской монастырь был основан в 1282 году московским князем Даниилом Александровичем к югу от города на месте современного Данилова монастыря. Здесь он просуществовал полвека, пока около 1330 года князь Иван Калита не перенёс обитель непосредственно в Кремль. Она была посвящена Преображению Господню и приобрела статус «комнатного монастыря».

После разрушительного кремлёвского пожара 1488 года по решению великого князя Ивана III Спасо-Преображенская обитель в 1490 году была вновь перенесена за пределы города — теперь на юго-восток, на Крутицы (название напоминает о крутом левом береге Москвы-реки). Монастырь получил название «Спас на Новом», или «Новоспасский» (современный адрес: Крестьянская площадь, дом 10).

Окружённый крепкой стеной, при необходимости Новоспасский монастырь мог служить и крепостью, защищавшей Москву от набегов крымских татар. Огромное значение для истории монастыря имел тот факт, что с первых лет своего существования на Крутицах он стал родовой усыпальницей бояр Романовых, спустя 100 лет давших начало новой царской династии.

«Это одна из самых почитаемых московских святынь. И конечно, место, имеющее очень большое историческое значение. Монастырь связан с династией Романовых. Михаил Фёдорович — первый русский царь из этой династии, собственно говоря, он построил этот собор. И в этом же месте находится усыпальница Романовых», — отметил Патриарх Кирилл.

Постепенно монастырский комплекс пополнялся новыми сооружениями:

— первый собор во имя Преображения Господня был построен в 1491-1497 годах;

— в 1640-1642 годах при царе Михаиле Фёдоровиче монастырь был обнесён каменной стеной с башнями;

— в 1645-1649 годах при царе Алексее Михайловиче на подклете разобранного монастырского собора возведено новое здание, сохранившееся и поныне;

— в 1652 году построена церковь Святого Николая Чудотворца при кельях и больнице;

— в 1673-1675 годах — церковь Покрова Богородицы с трапезной и хлебодарной палатами;

— в XVIII веке сооружена церковь Знамения Пресвятой Богородицы;

— в 1759-1785 годах установлена новая колокольня с церковью Преподобного Сергия Радонежского на втором ярусе;

— в 1791-1795 годах возведена постройка с усыпальницей князей Черкасских и графов Шереметевых.

Монастырь серьёзно пострадал от огня и грабежей во время французской оккупации Москвы в 1812 году, но в течение следующих восьми лет был полностью восстановлен.

В 1810 году на монастырском кладбище была похоронена инокиня Досифея — легендарная дочь императрицы Елизаветы Петровны и графа Алексея Разумовского. В начале ХХ века над её могилой установили небольшую белую часовню, сохранившуюся до наших дней рядом с колокольней.

В 1919 году Новоспасский монастырь был закрыт, а его территория была передана в ведение Всероссийской чрезвычайной комиссии под концентрационный лагерь. На территории обители проводились расстрелы. Подобная участь постигла ещё три московских монастыря.

В 1920-х годах в бывшем монастыре работали женский исправительный дом и детская колония. Монастырское кладбище было разграблено и снесено в 1927-1930 годах. В Знаменской церкви разместили вытрезвитель. С 1935 года ансамбль монастыря находился в ведении хозяйственного управления НКВД. Большая часть зданий тогда была превращена в жильё и общежития.

В начале 1940-х годов было решено полностью снести монастырь, но реализовать проект не успели — этому помешала Великая Отечественная война. После её окончания от планов уничтожения обители отказались, однако здания находились в плохом состоянии. В относительной сохранности оставался лишь Спасо-Преображенский собор, превращённый в архивохранилище.

Отселять жильцов с территории монастыря начали только в 1960 году. В 1968-м было решено организовать на базе монастыря Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР, однако идея до конца так и не была реализована. Правда, с 1985 по 1990 год здесь существовал крупный реставрационный центр.

В 1980-х годах были проведены первые работы по восстановлению исторического облика обители. Тогда частично отреставрировали многие здания.

Процесс возвращения монастыря Русской православной церкви и возрождения в нём монашеской жизни начался в 1991 году. Спустя четыре года здесь перезахоронили обнаруженные в Кремле останки великого князя Сергея Александровича, а усыпальница Романовых вновь открылась для посещения.

На месте уничтоженного погоста разбили один из лучших в Москве садов. Кроме того, в монастыре можно посетить живописный Итальянский дворик, ставший в начале ХХ века местом массовых расстрелов.

Масштабное восстановление обители

С 2012 года при поддержке Правительства Москвы и ряда коммерческих фирм в Новоспасском монастыре начались масштабные восстановительные и реставрационные работы. До конца 2016 года было выполнено примерно 50 процентов из них.

«Хотел бы поблагодарить Вас, Сергей Семёнович, за понимание важности этой работы и за тот большой объём работы, которая сейчас во всей Первопрестольной совершается: восстанавливаются замечательные памятники архитектуры, наши национальные святыни», — заявил Патриарх.

По словам Патриарха, монастырь был в плачевном состоянии: полуразрушенные стены, проржавевшие купола, обрушившаяся штукатурка. Церковь исключительно на свои средства вела реставрацию. «Но в последние годы, благодаря Сергею Семёновичу, Мэру нашего города, монастырь стал получать субсидии на проведение реставрационных работ, в первую очередь касающихся фасадов, кровли — вот, то есть таких капитальных работ, без которых невозможно проводить и внутреннюю реставрацию, которая совершается на церковные средства», — отметил Патриарх.

В 2017 году главным объектом реставрации станет монастырская колокольня, на которой планируют установить колокол весом 1000 пудов (16,38 тонны).

Реставрационные работы начались в колокольне, построенной в 1759-1785 годах архитектором И. Жеребцовым. Общая площадь здания — 766,7 квадратного метра. С декабря здесь занимаются укреплением конструктивных (несущих) элементов, реставрацией фасадов и белокаменных элементов (колонн, вазонов, карнизов, обрамлений), воссозданием столярных заполнений, реставрацией и золочением купола, креста и подкрестного блока, реставрацией надвратного храма Преподобного Сергия Радонежского с воссозданием живописи, раскрытием (расчисткой) и реставрацией живописи в арке, установкой 1000-пудового колокола, ремонтом внутренних помещений с приспособлением их под современное использование, полной заменой инженерных систем.

Второй объект реставрации — Никольская церковь при больничных палатах общей площадью 445,9 квадратного метра. С июня по октябрь 2016 года в здании проводили следующие ремонтно-восстановительные работы: реставрацию кровли, креста и барабана, реставрацию фасадов, в том числе лицевой поверхности кирпичной кладки, реставрацию кирпичных архитектурных деталей карнизов, поясков, наличников, укрепление расслоившейся кирпичной кладки, воссоздание лицевой части цоколя, работы по фрескам над центральным входом с расчисткой от загрязнений и укреплением лакокрасочного слоя пропиткой, воссоздание подоконных досок, расчистку металлических элементов оконных решёток с последующей окраской, замену окон на восточном фасаде, смену водосточных труб, фигурных элементов водосточных труб, ухватов, воссоздание белокаменного крыльца.

Следующий объект — церковь Знамения, построенная в 1793-1795, 1802 годах архитекторами Е.С. Назаровым и В.И. Баженовым. Общая площадь здания — 59,6 квадратного метра. С июня по октябрь здесь реставрировали фасады и белокаменный цоколь, воссоздавали оконные заполнения, кованые решётки и белокаменные крыльца.

С октября 2015 по октябрь 2016 года работы проходили и в трапезной палате с церковью Покрова, построенными в XVI-XVII веках. В здании площадью 1930,9 квадратного метра были проведены инъектирование трещин фасадов, раскрытие дверного проёма в хлебодарной палате, раскрытие и консервация настенной живописи в интерьере, реставрационные работы на белокаменных поверхностях погребов, раскрытие дверного проёма и воссоздание белокаменной лестницы из трапезной в подвал, воссоздание заполнений дверных проёмов подвала, реставрация белокаменного покрытия пола подвала, реставрация с докомпоновкой белого камня на лестнице, ведущей в подвал. Работы на всех перечисленных объектах проводят за счёт субсидий из бюджета Москвы.

С мая 2015 по май 2016 года были отреставрированы стена и малая башня хозяйственного двора постройки XVIII века. Для них были укреплены фундамент и грунт. Кроме того, воссоздан разрушенный корпус воскресной школы.

В ходе ремонтно-реставрационных работ, проведённых в 2012-2016 годах, на угловой юго-западной башне была воссоздана утраченная кровля.

Православная Москва: строительство и реставрация

Московские храмы и монастыри, являющиеся памятниками архитектуры, реставрируют за счёт религиозных общин, благотворителей, а также средств из бюджета столицы. Правительство города финансирует работы в храмах, находящихся в государственной собственности, напрямую в рамках программы «Культура Москвы» либо выделяя субсидии (300 миллионов рублей в год) религиозным организациям, которые сами организуют реставрацию.

С 2011 по 2016 год работы проводились в 69 храмах и монастырях. На сегодня завершена реставрация 33 памятников церковной архитектуры, среди которых такие знаковые объекты, как церковь Святого Климента на Пятницкой улице, храмы Черниговского подворья, Московский епархиальный дом в Лихове переулке, храмы Зарядья, храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке.

Новые храмы в столице строят за счёт средств религиозных общин, спонсоров и благотворителей. Крупнейшей строительной программой стала «200 храмов», по которой храмы возводят в жилых районах города в шаговой доступности от прихожан. Начиная с 2010 года в рамках этой программы завершено строительство 36 храмов: 27 введено в эксплуатацию, в девяти завершается ввод в эксплуатацию, проводятся регулярные богослужения. Ещё в пяти храмах закончены основные строительно-монтажные работы, и 43 храма находятся в различной стадии строительства.

На местах работ устанавливаются временные деревянные храмы, в которых проводят богослужения. Уже возведено 106 таких храмов.

Кроме того, вне программы в Москве в 2011-2016 годах построено 11 церквей, крупнейшим из которых стал воссозданный Преображенский собор на одноимённой площади.

Таким образом, за последние пять лет в столице возвели более 50 православных храмов.

Культовые выставки, Рождественские чтения и парады кадет

Самым заметным и популярным совместным общественным проектом с Русской православной церковью последних лет стала ежегодная выставка «Православная Русь — к Дню народного единства» в Манеже, которую посещают десятки тысяч людей. Экспозиции послужили основой для создания нового музея «Россия. Моя история» на ВДНХ.

Кроме того, Правительство Москвы помогает реализации ряда духовно-просветительских мероприятий Русской православной церкви, среди которых:

— издание многотомной «Православной энциклопедии»; Международные Рождественские образовательные чтения (январь, более 10 тысяч участников);

— духовно-просветительские мероприятия в честь Дня православной книги (март, более 40 тысяч участников);

— организация доступа верующих к православным святыням, которые привозятся в Москву;

праздничный концерт на Красной площади в честь Дня славянской письменности и культуры, равноапостольных Кирилла и Мефодия (24 мая, более 10 тысяч участников);

крестные ходы, выставки, концерты, юбилейные мероприятия.

Отчет о состоянии объекта Всемирного наследия «Кремль и Красная площадь». Помимо рассказа о мерах по сохранению объекта, предпринимаемых Российской Федерацией, отчет содержит рекомендации международных экспертов по культурному наследию по поводу возможности сноса т.н. «14 корпуса» у Спасских ворот Московского Кремля и восстановления на его месте снесенных в 1929-1930 гг. Чудова и Вознесенского монастырей. Подумать над такой идеей предложил летом 2014 года Президент РФ Владимир Путин.

Отчет констатирует, что 30 января 2015 года Россия представила в ЮНЕСКО проект «уточнения» границ объекта, а также подробный доклад о его состоянии, в котором нашли отражение меры по претворению в жизнь предшествующих решений Комитета Всемирного наследия.

Россия сообщила в ЮНЕСКО, что «нормативные изменения», которые предпринимаются для обеспечения лучшей защиты объекта и его «буферной зоны» от «неблагоприятного развития и использования», а также подготовку «Плана управления» объектом планируется завершить в 2016 году. Имеется в виду, очевидно, новый проект градостроительных регламентов и режимов использования земель в охранной зоне Московского Кремля, который сейчас обсуждается экспертами и некоторыми из них сурово критикуется ; очередной тур намечен на 25 мая.

В отчете отмечается, что ЮНЕСКО не упускает из виду и проект приспособления для кремлевских музеев здания Средних Торговых рядов на Красной площади, связанный с подземным и надземным новым строительством во дворе, на месте снесенных в 2006 году внутренних корпусов комплекса. Экспертная оценка воздействия надземной части новостройки на объект Всемирного наследия – в стадии подготовки.

В целом, международные эксперты признают необходимость предпринимаемых российской стороной мер по повышению уровня защищенности объекта и его буферных зон. Комитету Всемирного наследия рекомендовано предложить России утвердить и реализовать все эти меры «настолько быстро, насколько возможно».

Затем эксперты ЮНЕСКО переходят наконец к проблеме демонтажа 14 корпуса и воссоздания снесенных монастырей. Они сообщают, что впервые информация об этом проекте, включая идею временного археологического парка, была направлена Россией в Центр Всемирного наследия ЮНЕСКО 16 сентября 2014 года. В октябре 2014 года по приглашению российской стороны в Москву для оценки потенциального воздействия планируемой реконструкции на выдающуюся универсальную ценность объекта Всемирного наследия прибыла специальная миссия ИКОМОС, которая по итогам визита представила ряд рекомендаций. Осенью 2014 года они не были опубликованы, но по неофициальной информации, международные эксперты уже тогда согласились со сносом 14 корпуса, но весьма насторожено отнеслись к идее восстановления Чудова и Вознесенского монастырей. Как тогда наш сайт, эксперты могли заключить, что «для научного воссоздания облика снесенных монастырских ансамблей недостаточно документальных данных. Если облик внешних фасадов может быть восстановлен по сохранившимся чертежам и фотографиям, то по внутренним помещениям и убранству интерьеров исчерпывающих данных нет».

И вот наконец рекомендации ЮНЕСКО обнародованы официально. Экспертная миссия ИКОМОС, как указывается в отчете, предоставила России рекомендации по поводу плана демонтажа 14 корпуса , который признан-таки «приемлемым ». Однако эксперты ЮНЕСКО «настоятельно рекомендуют отказаться от идеи восстановления исторических зданий, разрушенных в 1929-1930 гг., поскольку это окажет серьезное влияние на выдающуюся универсальную ценность объекта, в частности, на его целостность и аутентичность» .

Учитывая потенциальную важность археологических слоев, восходящих к XII веку, эксперты ЮНЕСКО одобряют идею создания здесь археологического парка, который будет предоставлять информацию об археологическом наследии, которое дотоле не было изучено.

Для «Хранителей Наследия» - комментарии экспертов:

Юрий Веденин, заместитель председателя федерального Научно-методического совета Минкультуры РФ :

Поддерживаю рекомендацию в той части, которая говорит о восстановлении монастырей, поскольку являюсь противником строительства «новоделов». К идее сноса 14 корпуса я отношусь крайне осторожно, поскольку за десятилетия своего существования он стал уже частью сложившегося кремлевского ансамбля. С другой стороны, мысль о создании археологического парка в Кремле также весьма заманчива. Нашему экспертному и научному сообществу необходимо тщательно продумать, какой вариант лучше и как его реализовать.

Наталья Душкина, эксперт ИКОМОС, профессор МАрхИ :

Считаю, что решение о сносе 14 корпуса нужно было принимать не до, а после получения вердикта экспертов ЮНЕСКО о возможности восстановления кремлевских монастырей. В случае замены 14-корпуса археологическим парком в Кремле образуется никогда не существовавшее на этом месте огромное пустое пространство. Откроются новые видовые панорамы, изменится вся диспозиция кремлевского ансамбля: от Спасских ворот, например, будет виден Дворец Съездов, который пока что скрыт 14 корпусом. Пока последний еще не снесен окончательно, нужно вернуться к обсуждению вопроса о его жизнеспособности в кремлевском ансамбле и вариантам его приспособления под музейные и административные цели. Архитектура этого здания вовсе не так плоха, как стали о ней говорить в последнее время, а с точки зрения связанных с ним исторических событий и деятелей – и политических и культурных – оно имеет ценность.

Борис Пастернак, главный архитектор Центра историко-градостроительных исследований, член Президиума некоммерческого партнерства «Историко-культурный экспертный совет» :

Плюсы и минусы есть у любого варианта решения судьбы 14 корпуса: с одной стороны, его можно использовать для развития Музеев Московского Кремля; с другой – его исчезновение вернет исторический масштаб восприятия старинных зданий кремлевского ансамбля. Что касается идеи воссоздания монастырей, то представляется, что она была обоснована с точки зрения идеологии и символического значения, но с научной и исторической точки зрения – как следует не проработана, во всяком случае, не обсуждена всесторонне экспертным сообществом. Отсюда и настороженное к ней отношение: понятно, что хочется «как лучше», но не видно гарантий от «как всегда». Архитектурно никто не представляет, как это может выглядеть, а реализация небесспорного варианта способна понизить качество восприятия подлинных кремлевский сооружений. Когда воссоздание делается с любовью и готовится не впопыхах, как это, например, было с на московской Преображенской площади, виден позитивный эффект от воздействия такого сооружения на окружающее пространство. Но применительно к Кремлю подобные меры должно очень серьезно обсуждать наше профессиональное экспертное сообщество. С моей точки зрения, определение будущей судьбы этого места – многосоставная задача: необходимо отдать дань памяти тому, что здесь когда-то было, но и не впадать в крайности «ретроразвития». Нужно при этом учитывать, что «археологический парк» - понятие достаточно широкое, не равнозначное пустырю: здесь могут присутствовать и планировочные, и архитектурные элементы.

Межсоборное присутствие разработало и опубликовало ряд проектов документов, в числе которых - «О подготовке ко Святому Причащению». Подобные документы претендуют на то, что отражают соборное мнение Церкви по важным вопросам её жизни. Сейчас есть возможность обсудить представленные проекты и побудить членов соответствующих комиссий внести в них изменения. Предлагаем вашему вниманию отзыв на проект документа «О подготовке ко Святому Причащению» протоиерея Андрея Дудченко.

На портале «Богослов.ру» опубликован проект официального документа Московского Патриархата, регламентирующий правила подготовки к главному христианскому таинству - Причастию Тела и Крови Христовых. Документ, составленный комиссией Межсоборного присутствия, также направлен в епархии Русской Православной Церкви с целью получения отзывов. Само появление подобного документа - явление, несомненно, важное и давно ожидаемое. Радует то, что документ не «спускается сверху» в готовом виде, но предлагается для отзывов. Значит, есть надежда, что мнения будут услышаны и приняты во внимание при составлении окончательной редакции.

Что же можно сказать по сути предлагаемого документа?

Прежде всего, причащение в документе преподносится как индивидуальное дело каждого христианина. Вместо того чтобы акцентировать внимание на том, что причащение неотъемлемо от всего чина Божественной литургии, ради которого, собственно, она и совершается, внимание снова переключается на индивидуальные «правила подготовки». Конечно, об индивидуальном говорить тоже необходимо, но когда Причастие остается делом сугубо индивидуальным, мы теряем что-то очень важное - а именно, наша литургия, что в переводе значит «общее дело», превращается в «дело некоторых подготовившихся». Лучше было бы, на мой взгляд, написать о том, что сам строй литургии предполагает причащение, как, например, приглашение на праздничную трапезу предполагает, что все гости как минимум попробуют угощение. Причащение за каждой литургией, в которой участвует христианин - это не недостижимый идеал и не «сверхчастое» причащение, как говорят некоторые, но норма, вытекающая, прежде всего, из самого строя богослужения.

Сам чин Божественной литургии, на которой совершается , то есть освящаются хлеб и вино, - совершается для того, чтобы причастились все, кто принимает участие в этом богослужении. Именно этот смысл выражается в молитвах литургии. В литургии могут быть только участники, и не может быть зрителей. Это богослужение - общее дело, происходящее из самой сущности Церкви.

Совместное причащение всех верующих за литургией было настолько самоочевидным, что уклонение от этого принципа рассматривается в церковных канонах как отпадение от Церкви: «Всех верных, входящих в церковь и Писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как бесчиние в церкви производящих, следует отлучать от общения церковного», - говорится в 9-м Апостольском правиле. А правило 80 Шестого Вселенского собора говорит, что те, кто без уважительной причины не причастились 3 воскресенья подряд, сами себя фактически отлучили от Церкви.

Хотелось бы, чтобы в документе было отражено главное условие причащения: мы принимаем Святые Дары не потому, что мы постились, исповедовались, вычитали правило и пр., но по единственной настоящей причине - потому что нас призывает к этому Иисус Христос. Подходя к Чаше, мы отвечаем на Его призыв, который звучит на литургии: «Примите, ядите… Пийте от нея вси…». Владыка Филарет (Зверев) в одной из бесед о Причастии, отмечая этот литургический возглас, комментировал: «Слышите, что сказано? Не „постившиеся, вычитавшие правило…“, но - вси!». Это не значит, конечно, что причащаться могут все без разбора. Но все христиане, живущие ответственно по своей вере, призваны всегда подходить к Чаше. И тут задача духовника - объяснить это и вдохновить причащаться чаще!

Документ отводит духовнику чересчур исключительную роль - определять для каждого верующего требования подготовки ко Причастию. И это в наше время, когда среди всех христиан как никогда заметен кризис ответственности. Наши верующие очень часто стремятся переложить ответственность с себя на кого-то другого, и в роли этого другого оказывается священник. Да, духовник должен подсказать и направить, однако задача духовника - чтобы духовное чадо росло и укреплялось, и уже не требовало каждый раз от священника принимать решение вместо себя.

Практика говения, возникшая в нашей Церкви в века упадка евхаристического сознания, возводится документом в ранг нормы, которой отводится почетный второй пункт! Конечно, возникшую по понятным причинам практику нельзя отметать вообще, но стоило бы объяснить, что главной подготовкой ко Причастию должна быть вся жизнь христианина, а не определенный период «говения». Эту практику следует оставить для тех, кто причащается редко - раз в год или один раз в течение многодневного поста, но никак не требовать ее от тех, кто причащается каждое воскресенье или раз в две недели.

Иначе получается абсурд: тех, кто причащается чаще одного раза в месяц, документ призывает поститься дополнительно один день перед причастием. Учитывая, что евхаристический день - это прежде всего день воскресный, верующих призывают систематически нарушать Апостольское правило, запрещающее пост в субботу! И это при том, что сами священники, причащающиеся за каждой службой, дополнительно не постятся. Не вводится ли тем самым порочная практика двойных стандартов?

Мне кажется, было бы лучше изложить требования дополнительного поста в такой редакции: «Для причащающихся один или несколько раз в году достаточно поститься как минимум три дня перед причащением; для причащающихся реже, чем раз в три недели - один день, для причащающихся чаще достаточно соблюдать посты и постные дни, установленные церковным уставом, а также с полуночи воздерживаться от принятия пищи». Дополнительный пост возможен и для тех, кто причащается часто, но он не должен быть обязательным!

Совершенно справедливо в документе указывается на неуместность поста и желательность причащения в дни Светлой седмицы. Однако, будучи последовательными, такой же подход стоит применить и к другим сплошным седмицам, особенно к Святкам.

Отдельный вопрос - о соотношении исповеди и Причастия. Понятно, что при редком причащении возникшая в Русской Церкви практика обязательной исповеди перед Причастием необходима и не должна быть нарушаема. Однако при частом причащении необходимость исповеди находится в компетенции духовника и самого верующего. Ничего страшного нет в том, что человек будет причащаться каждое воскресенье, а исповедоваться раз в месяц или по мере необходимости, при условии хранения себя от смертных грехов.

Документ безусловно запрещает причащение в дни «женской нечистоты». Тут, во-первых, стоило бы смягчить формулировку, назвав упомянутый период «днями очищения», а во-вторых, нужно оговорить условия, при которых женщинам в таком состоянии причащение все же разрешается. Такими условиями могут быть болезнь, смертная опасность или другие особые обстоятельства на усмотрение духовника.

Вопрос подготовки ко Причастию детей требует отдельной проработки. Документ ссылается на 18-е правило Тимофея Александрийского, согласно которому, первая исповедь ребенка совершается по достижении им десятилетнего возраста. В русской же традиции закрепился обычай исповедовать детей с семи лет. Но может ли быть полезной частая исповедь в таком возрасте? Не лучше ли, вслед за о. Владимиром Воробьевым, советовать детям исповедоваться один раз в 7 лет, следующий раз - в восемь лет, и третий раз - в девять?

Точно так же вызывает вопрос и евхаристического поста для детей. Документ предлагает причащать детей натощак начиная с трех лет. На опыте своей семьи и семей прихожан могу свидетельствовать, что далеко не каждый ребенок даже в пять лет способен выдержать пост до Причастия, особенно когда литургия начинается не очень рано, а до храма еще необходимо добраться. Не лучше ли было бы требовать причастие натощак с того возраста, когда ребенок впервые исповедуется, а для младших детей оставить это на усмотрение родителей, обозначив, что после трех лет ребенка нужно начинать постепенно приучать к евхаристическому посту? Разве есть что-то греховное в том, что ребенок в пять лет выпьет утром дома воды или съест печенье, а потом, придя с родителями в храм, спокойно и с радостью подойдет к Чаше?

Как можно сделать вывод из пункта 6 обсуждаемого проекта, документом предполагается не допускать ко Причастию лиц, живущих не в зарегистрированном браке и необвенчанных. Безусловно, блудное сожительство поощрять невозможно и преступно. Но в пастырской практике приходится встречаться с ситуациями, которые не укладываются в простые схемы. Речь не идет о молодых людях: для молодых пар, безусловно, заключение брака обязательно. Однако случается такое, что сходятся и начинают жить как муж и жена люди, уже имеющие детей.

Они не регистрируют брак, чтобы не впутываться в сложные вопросы распределения наследства-то есть, скажем, одна из сторон хочет оставить свое имущество своим детям, либо, наоборот, будучи связан обязательствами по кредиту, муж не желает, чтобы эта ответственность перешла на новую супругу. Бывает, что в таком «браке» люди живут больше десяти лет - и что же, лишать их возможности причащения? Вряд ли такую пару стоит воспринимать как «сожителей» - аналог римского конкубината. Ведь это не «свободная любовь без обязательств», но фактически семья со всей ответственностью друг перед другом.

В этом плане кажется возможным из соображений икономии применить норму, допустимую в еврейском законодательстве: браком считается свободный союз мужчины и женщины, совместную жизнь которых могут подтвердить два или более свидетелей. Но применять подобный подход, еще раз оговорюсь, можно не ко всем подряд, а только к зрелым парам, прожившим совместно достаточно долгое время, и в особых, исключительных случаях, когда другие способы разрешения данной ситуации оказываются невозможны.

В заключение приведу собственный ответ на вопрос «Как подготовиться ко Причастию?» Этот текст вошел в мою книгу «Исповедь и Причастие: практические советы», которая издана в прошлом году по рекомендации Рецензионной комиссии Украинской Православной Церкви.

Как подготовиться ко Причастию?

1. Понимать смысл и искренне желать Причастия. Приходящий ко Причастию должен осознавать, что это такое и зачем. Мы причащаемся для того, чтобы соединиться с Самим Богом, вступить с Ним в общение, принять Тело и Кровь Христовы для освящения и очищения от грехов. К этому необходимо иметь искреннее личное желание, а не вынужденное каким-то авторитетом, «долгом», или рекомендацией знахарки или «бабки».

2. Иметь мир со всеми. Чтобы причаститься, необходимо пребывать в мире со всеми людьми, по крайней мере, не иметь желания отомстить. Нельзя принимать Таинство в состоянии вражды или ненависти. Господь Иисус сказал: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».

3. Не совершать смертных грехов, отлучающих от Причастия. Это прежде всего убийство (в том числе аборты), нарушение супружеской верности, измена Богу с различными гадателями-целителями-экстрасенсами. В случае отступления необходимо прежде всего воссоединиться с Церковью через исповедь у священника.

4. Жить по-христиански каждый день. Для того чтобы причаститься, лучше не изобретать специальные периоды подготовки, но жить так, чтобы сама повседневная жизнь была совместима с регулярным участием в Трапезе Господней. Существенным содержанием такой жизни являются ежедневная личная молитва, чтение и изучение Библии - Слова Божия, обязательное исполнение Божьих заповедей и постоянная внутренняя борьба с живущим внутри нас «ветхим человеком», с поврежденной грехом нашей природой, влекущей ко греху.

Важными составляющими духовной жизни являются ежедневное испытание совести (например, перед сном) и регулярная исповедь. Крайне важно для правильной духовной жизни стремление жить не ради себя, но ради ближнего, внутренняя честность, правдивость и смирение перед каждым человеком. Важно также, насколько это возможно, соразмерять свой жизненный ритм и график с богослужебным ритмом, соблюдая общепринятые посты (среду и пятницу, а также многодневные посты, из которых наиболее важный - предпасхальный Великий пост) и по возможности участвуя в праздничных богослужениях, которые случаются не только в воскресные дни.

5. Литургический пост. Издавна в церковной традиции принято подходить ко Причастию натощак. Эта дисциплинарная норма называется «литургический пост». Как правило, от пищи и питья воздерживаются с полуночи перед Причастием. Согласно определению Священного Синода РПЦ, продолжительность литургического поста должна составлять не менее 6 часов (в случаях, когда литургия совершается ночью, например, на Пасху или Рождество, выдерживать 6 часов полного поста не требуется). То есть, если вы после полуночи случайно выпили воды, а утром к 9 часам собираетесь на литургию - это не повод отказываться от Причащения. Точно так же не повод отказываться от Причастия, если утром проглотил немного воды при умывании.

Следует помнить, что дисциплинарная норма распространяется на физически здоровых людей. Для тех же, кто, например, страдает сахарным диабетом, утром разрешается кушать. Точно так же можно принимать перед Причастием лекарства, необходимые по жизненным показаниям. В конце концов, и Тайная Вечеря, и евхаристические трапезы первых христиан совершались вечером, после приема пищи. И при подготовке к Причастию имеет значение состояние сердца и души, а не состояние желудка.

Дополнительный пост. Тем, кто давно не причащался, в качестве дисциплинарной подготовки необходимо дополнительно поститься перед Причастием три дня или неделю - воздерживаться от мясных и молочных продуктов, а также сосредоточиться в эти дни на молитве, чтении Слова Божия и подготовке к исповеди. Дополнительный пост перед Причастием в течение трех дней или недели в течение многих веков не был традицией Православной Церкви и вошел в обычай лишь в эпоху упадка, когда большинство верующих стали причащаться только один раз в год или в каждый из многодневных постов.

До сих пор многие священники требуют от всех прихожан дополнительно поститься три дня перед Причастием, что, по сути, превращается в необходимость поститься четыре дня подряд - ведь в случае подготовки к причащению в воскресный день пост длится со среды (которая сама по себе является постным днем) по субботу включительно. Но при этом требование дополнительного поста странным образом не распространяется на самих священнослужителей.

По замечанию , требование от мирян более строгих правил подготовки ко Причастию, чем от священнослужителей, является недопустимым и противоречащим самой литургии, на которой «все - и епископ, и священник, и мирянин - предстают пред Богом и предстоят Богу в равном достоинстве или, точнее, в равном недостоинстве» .

Последние годы все больше епископов и священников, в частности, митр. Иларион (Алфеев), приходят к мнению, что для тех людей, которые живут серьезной христианской жизнью, имеют опыт ежедневной личной молитвы, соблюдают установленные Церковью посты и постные дни и стремятся причащаться часто (по возможности за каждой воскресной и праздничной литургией), не требуется дополнительного трехдневного поста перед Причастием. При этом, отмечает митр. Иларион, правила подготовки должны быть более строгими для тех, кто причащается редко, чем для тех, кто причащается часто.

6. Исповедь. Как правило, перед Причастием в храмах требуют обязательной исповеди. Она может совершаться как непосредственно перед литургией, так и вечером накануне или за несколько дней. Тем людям, которых священник знает как сознательных христиан, живущих согласно вере и регулярно причащающихся, может быть позволено причащаться без обязательной исповеди - такая практика общепринята в Греческой Церкви.

7. Молитвенная подготовка перед Причастием включает в себя чтение канона и молитв ко Святому Причащению - вечером либо утром перед литургией. Здоровому человеку рекомендуется прийти накануне в храм на вечернее богослужение. Чтение других молитвословий, таких как каноны покаянный, Богородице, Ангелу-хранителю, акафист Иисусу Сладчайшему, вошло в практику и стало достаточно распространенным обычаем.

Предписание читать три канона перед причастием печатается сегодня во многих молитвословах, однако, по замечанию митрополита Илариона (Алфеева), вопрос обязательности этого правила остается «дискуссионным» . Следует помнить, что в древности чтение малого повечерия с тремя канонами составляло обычное вечернее молитвенное правило и не было связано непосредственно с Причастием. До сих пор малое повечерие является вечерним молитвенным правилом в Греческой Церкви.

Касательно продолжительности молитвенного правила можно посоветоваться со священником, у которого обычно или чаще всего исповедуетесь. Так, практика чтения трех канонов не является обязательной, например, в московском храме Святителя Николая в Кузнецах, где настоятелем служит ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев.

Во время литургии в храме нужно молиться вместе со всеми, а не читать свое правило, которое не успел «вычитать» дома. Литургия является «общим делом», в которое должны быть вовлечены все молящиеся. Если по каким-либо причинам не удалось исполнить молитвенное правило до начала службы, то лучше будет прямо сказать об этом священнику и попросить благословение на Причастие.

8. Телесное воздержание. Супругам в ночь накануне Причащения принято воздержаться от телесных супружеских отношений.

Наконец, стоит напомнить, что желающие причаститься должны приходить в храм к началу Божественной литургии. Таинство Причастия нельзя рассматривать в отрыве от всей службы, на которой оно совершается. Необходимость собрания всех в одно место видна уже из самого слова «литургия», что в переводе с греческого означает общественную повинность или работу, общее служение. Все ранние христианские памятники свидетельствуют о том, что собрание - первое и необходимое условие Евхаристии, ее основа и начало. На это же указывает и наименование возглавляющего литургию епископа или священника предстоятелем, закрепленное в наших богослужебных книгах.

Епископ или священник, стоящий у престола, есть «предстоятель братий». Он совершает службу вместе со всеми предстоящими в храме, вознося молитвы не от себя лично, но от всего собрания верных. Строго говоря, Евхаристию совершает вся община, поскольку каждый верующий не только присутствует в храме, но участвует в общих молитвах. Община и предстоятель со-служат друг другу, и это сослужение выражается в диалогической структуре церковных молитв. Почти все евхаристические молитвы произносятся от лица всего собрания и запечатлеваются словом Аминь; основные части богослужения - чтение Писания, освящение Даров и причащение - начинаются взаимным преподанием мира: Мир всем - И духови твоему. Наконец, как пишет , «все молитвы имеют своим содержанием нашу хвалу, наше благодарение, наше причащение, а своею целью - „соединение всех нас друг ко другу во единого Духа причастие…“».

Мы оставили напоследок таинство Божественной Евхаристии и говорим о нем отдельно не только потому, что оно - величайшее из всех церковных Таинств, но и потому, что по поводу его связи с постом образовалась крупная проблема, не раз обсуждавшаяся в недрах Церкви.

Эта тема до наших дней продолжает занимать как пастырей Церкви, так и многих верующих. Несмотря на то, что не было принято никакого официального церковного решения, возникавшие в последние годы дискуссии и высказывавшиеся мнения способствовали правильному подходу к этому вопросу как с богословской стороны, так и на практическом уровне.

Нет никакого сомнения, что основная цель, ради которой совершается таинство Божественной Евхаристии - это причащение верных . Участие верных в совершении таинства немыслимо без высшей точки этого участия - причастия Телу и Крови Господним. В древней Церкви от причащения отлучались только тяжко согрешившие, которые и удалялись с церковного собрания до начала Литургии верных, то есть собственно таинства Евхаристии.

Это - кристально ясное учение Священного Писания и всего церковного Предания, то есть наших богоносных Отцов, священных правил и древнейшей церковной практики.

В этом учении и в практике, которую изначально приняла Церковь, как условие жизни во Христе указывается частое, как можно более частое участие верных в Божественной Евхаристии - "постоянное причащение" , как учили в своем труде, посвященном данному вопросу, два наших Отца, живших не так давно - святой Макарий Нотарас, епископ Коринфский, и святой Никодим Святогорец.

Хотя сейчас, в эпоху богословского невежества, положение дел изменилось, и среди многих верующих распространилась иная практика, она, конечно, является не церковным Преданием, но, напротив, отступлением от него и проявлением упадка церковной жизни.

Итак, мы должны часто приступать к Божественной Евхаристии. Естественно, вопрос о том, как часто причащаться, мы должны решать не одни, а вместе со своим духовным отцом - верным проводником по жизни во Христе. Только таким образом мы можем быть уверены в том, что к нашему участию в Таинстве нет препятствий и оно отвечает своему основному условию - духовной чистоте, которая абсолютно необходима для достойного, а не недостойного причастия Телу и Крови Господним, согласно учению апостола Павла (I Кор., XI, 26-29).

Апостол пишет: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от этого Хлеба и пьет из этой Чаши (I Кор. XI, 28). Это "испытание", которое, по словам апостола, является для нас необходимым приготовлением к Божественному Причащению, состоит именно в тщательной проверке нашей духовной чистоты и включает в себя испытание совести, исповедь, жизнь в страхе Божием, любовь к ближнему и примирение с нашими братьями.

Помимо духовной чистоты, в чем еще состоит наше приготовление к Божественному причащению? Священные правила яснейшим образом предписывают, что верные, клирики и миряне, должны приступать к Божественной Евхаристии натощак, то есть с пустым желудком, "дабы священнодействие совершаемо было людьми не евшими" , согласно 29 правилу VI Вселенского Собора. Как замечает Аристин, один из выдающихся толкователей священных правил, живший в XII веке, "хотя Господь и тайноводствовал учеников после вечери, но не должно нам, по богословному гласу, следовать непосильному для нас примеру, но последовать церковному обычаю и священникам приносить святые дары к жертвеннику натощак, а причащающимся их также приходить натощак" .

Это явно и из практики, которая существовала при причащении за Литургией Преждеосвященных Даров, когда она совершалась вечером по средам и пятницам. Верные, собираясь причаститься Божественной Евхаристии, ничего не вкушали до времени причащения. Исключение из этого общего правила делается, согласно 9 правилу святого Никифора Исповедника, только для умирающих, которым разрешается давать Евхаристию "и по вкушении пищи".

Другое условие, которого требуют священные правила, - воздержание перед Божественным причащением. Как духовенство, совершающее Божественную Литургию, "Божественных Тайн касающиеся освященные", так и верные, собирающиеся приступить к Божественному Причащению, накануне должны воздерживаться - "от своих воздержатися сожительниц". Святой Никодим Святогорец, объясняя 13 правило святого Тимофея Александрийского, делает вывод, что супруги не должны иметь плотского общения по субботам и воскресеньям (и вообще по всем праздникам), поскольку в этот день совершается Литургия и они должны готовиться к участию в Божественном причащении.

Чистота, необходимая для нашего участия в Божественной Евхаристии, требует, согласно правилам, чтобы женщины не причащались во время месячных, но чтобы сначала очистились, и уже после этого приступали к Божественному причащению (см. 2 правило святого Дионисия Александрийского и 7 правило святого Тимофея Александрийского). Тот же запрет действует и по отношению к мужчинам, то есть, им также не следует причащаться, когда накануне ночью у них было истечение, то есть поллюция во время сна.

После всего сказанного выше об установленных правилами условиях для собирающихся причаститься верных, вернемся к нашему первоначальному вопросу: постимся ли мы и если да, то до какой степени, перед Божественным Причащением?

Ни древняя церковная практика, ни священные правила не предусматривают никакого особого поста для тех, кто собирается приступить к Евхаристии. В апостольские времена, и даже после, верные причащались после общей вечери (ужина). Конечно, позднее это по многим причинам прекратилось и благоговение перед Божественным причащением побудило Церковь определить, чтобы верные причащались натощак, то есть чтобы они воздерживались от любой пищи и от воды со времени ужина или, по меньшей мере, с полуночи накануне причащения. Церковные правила предписывают только этот евхаристический пост и никакого другого.

То, что перед Божественным Причащением нет особого поста, видно и из практики, которой издревле следуют клирики. Собираясь служить Литургию, они соблюдают только основной евхаристический пост, то есть воздерживаются от пищи и воды с полуночи до окончания Литургии.

Хотя, вероятно, и можно считать проявлением благоговения распространенный обычай трехдневного поста без масла перед Божественным причащением, который до наших дней содержат многие христиане, но он не обоснован истинным Церковным Преданием. Он вошел в церковную жизнь в эпоху богослужебного упадка и, к сожалению, до нашего времени связан с неоправданно редким участием многих верующих в таинстве Евхаристии, а во многих случаях, это особенно верно для нашей эпохи, с их нежеланием соблюдать установленные Церковью многодневные и однодневные посты.

Если буквально соблюдать этот обычай трехдневного поста, то, к сожалению, верные никогда, кроме Пасхи, не смогут причащаться по воскресеньям, поскольку правила запрещают пост в субботу. Однако таким образом уничтожается пасхальный характер воскресного дня и во время воскресного церковного собрания, церковного собрания по преимуществу, верные остаются вдали от Вечери Господней, будучи всего лишь простыми зрителями священнодействия!

Подводя итог, заметим: несомненно, пост всегда полезен . В том числе и перед Божественным причащением, хотя Церковь и не предписала такого поста. Но только этот пост, соблюдаемый верующим добровольно или по совету духовника, не должен становиться препятствием к нашему частому участию в Евхаристии - тому, чего требует природа этого Таинства, что настоятельно подчеркивают священные правила и что подтверждается древней церковной практикой.

Те верные, которые могут причаститься в воскресенье, непременно долж-ны соблюдать пост без масла в пятницу. В субботу из уважения к каноническому запрету на пост, они употребляют за обедом растительное масло. Напротив, вечером пусть вкушают чтонибудь попроще: легкий ужин, сушеные или свежие фрукты. Таким образом мы и соблюдаем священные правила, запрещающие пост в субботу, и до какой-то степени и телесно готовимся к участию в воскресной Евхаристии.

Пост перед Божественным причащением
Постимся ли мы, и если да, то до какой степени перед Божественным причащением?