Open
Close

Эриксон психология. Развитие и кризисы

Эрик Эриксон - выдающийся психолог 20-го века.

Он знаменит тем, что разработал теорию психосоциального развития и сформулировал концепцию кризиса идентичности.

Учёный считал, что каждый человек на протяжении всей жизни проходит 8 этапов психосоциального развития, каждому из которых соответствует свой центральный конфликт.

Например, доверие против недоверия к миру и родителям у младенца, или же генеративность против стагнации у человека в зрелом возрасте.

В теории развития Эриксона не существует автоматического завершения каждого этапа по заданному расписанию. Вместо этого способность людей справляться с возникающими проблемами определяет, будут ли они развиваться дальше или же надолго «застрянут» на каком-то этапе развития.

Биография

Эрик Эриксон родился во Франкфурте, в Германии, в 1902 году. Мальчик никогда не видел своего биологического отца и даже достоверно не знал, кем тот был. На момент рождения его мать, Карла Абрахамсен, уже несколько месяцев не встречалась со своим первым мужем, Вальдемаром Саломонсеном.

Эрик воспитывался матерью, а позже и отчимом Теодором Хомбергером, который женился на ней в 1905 году. Увы, всю свою юность он ощущал, что отчим никогда не любил его, как своих собственных дочерей. В обществе сверстников мальчик тоже чувствовал себя чужаком: в еврейской школе его сторонились из-за нордической внешности, а в гимназию не принимали из-за еврейского происхождения.

В юности Эрик интересовался живописью и мечтал стать художником, но знакомство с психоанализом изменило его планы. На протяжении трёх лет он изучал эту науку под руководством дочери Фрейда, Анны. Медицинского образования он так никогда и не получил. В 1930 году Эрик женился на художнице и танцовщице Джоан Серсен, с которой они впоследствии воспитали троих детей.

В 1933 году семейство покинуло Германию, где пришёл к власти Гитлер и начал процветать антисемитизм. Учёному довелось некоторое время пожить в Дании, а позже он перебрался в город Бостон в США. Эрик вырос, нося фамилию своего отчима, но в 1939 году, уезжая из Европы, он взял себе другую фамилию – Эриксон.

Таким образом, по его собственным словам – он «сам себя усыновил». Прежнюю фамилию психоаналитик оставил в качестве второго имени.

Научная работа

С 1936 по 1939 Эрик Эриксон работал в Институте человеческих отношений Йельского университета. Целый год из этого периода он провёл, работая с детьми индейского народа сиу в резервации в Южной Дакоте. В 1939 году учёный переехал в Калифорнию, где работал в Институте благосостояния ребёнка на факультете Калифорнийского университета в Беркли и Сан-Франциско.

В это же самое время он продолжал изучать особенности личностного развития коренных американцев, установив доверительный контакт с народом племенем юрок. Знаменитый психоаналитик работал на кафедре университета до 1951 года, когда его обязали подписать присягу на верность конституции штата и подтвердить, что он не коммунист.

Эрик Эриксон отказался подписать документ в знак протеста против антикоммунистической истерики, хотя, по его словам, и не был коммунистом лично. После этого он был вынужден уйти из университета и вернулся в Массачусетс. Эриксон закончил свою профессиональную карьеру на должности профессора кафедры развития человека в Гарварде.

Ещё долгое время после этого он продолжал проводить психологические исследования и публикации очерков. Умер учёный в почтенном возрасте 91 года, в 1994 году, находясь в доме престарелых.

Будучи незаурядным мыслителем, Эрик Эриксон сумел внести огромный вклад в научное понимание человеческого развития. Хоть он и считал себя фрейдистом, его реалистичная концепция развития эго не ограничивается одним лишь детством. Она охватывает весь период жизни и учитывает критическую важность социальных факторов, с которыми человеку постоянно приходится сталкиваться.

Его работы положили начало новым, серьёзным исследованиям становления личности.

  • За свою жизнь учёный носил целых три фамилии: Саломонсен, Хомбергер и, наконец, Эриксон.
  • За книгу о Махатме Ганди и «о происхождении воинствующего ненасилия» Эриксон получил престижную Пулитцеровскую премию.
  • Его сын Кай Теодор Эриксон пошёл по стопам отца и стал известным социологом в США.

Сын отца-датчанина и матери-еврейки, Эрик Эриксон (Erik Erikson) родился в 1902 году в Германии, недалеко от Франкфурта. Его родители развелись еще до его рождения, и мать затем вышла замуж за д-ра Теодора Гомбургера. Маленькому Эрику в течение нескольких лет не говорили о том, что д-р Гомбургер приходился ему отчимом. Позже, подписываясь под своими первыми психоаналитическими статьями, Эриксон использовал фамилию отчима, хотя, когда он натурализовался как американский гражданин в 1939 году, он выбрал отцовскую фамилию.

В отличие от других персонологов, Эриксон не получил ­формального высшего образования после окончания школы. Он учился в «гуманистической гимназии» в Германии и, несмотря на то, что был посредственым студентом, преуспевал в изучении истории и искусства. Вскоре после окончания гимназии, в пику настояниям отчима выбрать профессию врача, Эриксон отправился в путешествие по Центральной Европе. Годом позже он поступил в художественную школу, однако скоро он не смог усидеть на месте и отправился в Мюнхен для обучения в известной Академии художеств. Спустя два года, Эриксон путешествует по Италии, посещает Флоренцию, загорает и бродит по художественным галереям.

В 1927 году «мораторий» на работу закончился, и он был принят по рекомендации школьного товарища Петера Блоса преподавателем в маленькую экспериментальную американскую школу в Вене. Школа была основана Анной Фрейд для детей, чьи родители обучались психоанализу. Некоторые из молодых студентов Эриксона сами подвергались психоанализу, и «гepp Эрик», как его нежно называли, присоединился к ним.

Эриксон начал изучать психоанализ на горном курорте вблизи Вены. Там он, будучи младшим преподавателем, впервые познакомился с семейством Фрейда, а потом был принят кандидатом для занятий в Венском психоаналитическом институте. С 1927 по 1933 годы Эриксон продолжал изучать психоанализ под руководством Анны Фрейд. Это было его единственное формальное академическое образование, не считая свидетельства, выданного Ассоциацией учителей им. Марин Монтессори в Вене.

В Вене Эриксон женился на канадке Джоан Серсон, которая тоже посещала экспериментальную школу Анны Фрейд. В 1933 году семья Эриксона (включая двоих сыновей) отправилась в Копенгаген, где Эриксон попытался получить гражданство и помочь созданию в этой стране центра обучения психоанализу. Когда стало ясно, что эта идея неосуществима, семья эмигрировала в Соединенные Штаты и поселилась в Бостоне, где годом раньше было основано психоаналитическое общество. Следующие два года Эриксон практиковал в Бостоне, специализируясь в лечении детей. Он также был штатным сотрудником клиники Генри Мюррея в Гарварде и занимал должность научного сотрудника по психологии в отделении нейропсихиатрии Гарвардской медицинской школы. Эриксона даже зачислили кандидатом на соискание степени доктора по психологии в Гарварде, но он отказался от этой научной программы после неудач на первом курсе.

В 1936 году Эриксона приняли на должность преподавателя в медицинскую школу Йельского университета. В 1938 году он предпринял экспедиционную поездку в резервацию Пайн-Ридж в Южной Дакоте с целью наблюдения за воспитанием детей у индейцев племени сиу. С этого исследования начался ин Эриксона к изучению влияния культуры на развитие ребенка - тема, которой он уделял много внимания в дальнейшей профессиональной работе.

В 1939 году Эриксон направился в Калифорнию, где подвел итоги своей аналитической работы с детьми и углубился в антропологию и историю. С 1942 он - профессор психологии в Университете Беркли, Калифорния. С этого времени начался интенсивный период глубоких клинических наблюдений и размышлений: Эриксон становится главной фигурой в области психоанализа. Однако его деятельность в должности профессора в Беркли закончилась, когда он отказался присягнуть на лояльность во время антикоммунистической кампании. Позднее он был восстановлен в должности как политически благонадежный гражданин, но предпочел отказаться из солидарности с теми, кто обвинялся в этом же «преступлении». Свою первую книгу «Детство и общество» он опубликовал в 1950 году (она была переработана и переиздана в 1963 году).

Благодаря этой работе он скоро получил мировое признание как ведущий представитель эго-психологии.

В 1951 году Эриксон поступил в Центр Остен Риггс в Стокбридже, штат Массачусетс, - частный центр восстановительной терапии для подростков с психическими нарушениями. Эту работу он совмещал с преподаванием в должности профессора в разных университетах США. В течение следующего десятилетия его труды и исследования вылились в теорию психосоциального развития, первоначально сформулированную в книге «Детство и общество».

В 1960 году, после года работы в Центре передовых исследований в области бихевиоральных наук в Пало-Альто, штат Калифорния, Эриксон снова возвратился в Гарвард, где проработал до 1970 года.

После ухода из Гарварда Эриксон продолжал уделять много времени применению своей схемы жизненного цикла человека к изучению известных исторических личностей и американских детей, преимущественно из групп социальных меньшинств. Его великолепное психобиографическое исследование истоков идеи Ганди о непротивлении злу насилием «Истина Ганди» (1969) получило Пулитцеровскую премию и Национальную книжную премию в области философии и религии. Кроме этого, он опубликовал еще три важных книги: «Молодость Лютера: психоаналитическое и историческое исследование» (1958), «Инсайт и ответственность» (1964); «Идентичность: кризис юности» (1968), а также второе издание «Юность: изменение и вызов» (1963). Роберт Коулз, психиатр из Гарварда и студент Эриксона, подтвердил признание достижений своего наставника в области теории и практики психоанализа в монографии «Эрик Эриксон: плоды трудов». Несмотря на уже немолодой возраст, Эриксон до своей смерти (в 1994 году) продолжал активную деятельность в Центре Эриксона в Кембридже, штат Массачусетс. В число его недавних публикаций вошли: «В поисках общей почвы» (1973); «История жизни и исторический момент» (1975); «Игрушки и рассуждения: стадии ритуализации опыта» (1977); «Идентичность и жизненный цикл» (1979); «Зрелость» (1978); «Целостный жизненный цикл» (1982); «Жизненная вовлеченность в старости» (1986).

Эрик Эриксон родился в г. Франкфурт в Германии, в семье Карлы Абрахамсен и биржевого брокера, еврея Вальдемара Исидора Саломонсена. На тот момент, когда мальчик появился на свет, его родители уже несколько месяцев не видели друг друга. Записали его как Эрика Саломонсена, однако подлинной информации о его биологическом отце нет. Вскоре после рождения сына, его мать перебирается в Карлсруэ, где устраивается работать медсестрой и выходит замуж второй раз, за педиатра Теодора Хомбургера.

В 1911 г. Хомбургер официально усыновляет мальчика, и тот становится Эриком Хомбургером. Историю его рождения от него тщательно скрывают, и мальчик растёт, не зная, кто его настоящий отец.

Научная деятельность

Эриксон преподаёт в частной школе в Вене, где знакомится с Анной Фрейд, дочерью Зигмунда Фрейда. Именно она разжигает в нём интерес к психоанализу, и Эриксон отправляется постигать эту науку в Венский институт психоанализа.

В 1933 г., во время его учёбы в институте, в Германии к власти приходит нацистская партия, и Эриксону приходится бежать из страны. Вначале он отправляется в Данию, а после переезжает в США, где становится первым детским психоаналитиком в г. Бостоне.

Проработав там некоторое время, Эриксон меняет должности в различных институтах, в том числе и Общеклинической больнице штата Массачусетс, Центре семейного воспитания судьи Бейкера, Гарвардской медицинской школе и Психологической клинике и т.д.

В 1936 г. Эриксон преподаёт в Гарвардской медицинской школе, а также трудится в Институте межличностных отношений при этом университете. Он также находит время для обучения группы детей в резервации сиу в Южной Дакоте.

В 1937 гг. Эриксон оставляет Гарвард и поступает в штат Калифорнийского университета. Он тесно сотрудничает с Институтом социальной защиты детей и занимается частной практикой. Часть своего времени Эриксон посвящает обучению детей племени юрок.

В 1950 г. его личный опыт общения с представителями разных рас, проживающих в различных социальных условиях, приводит к написанию самой известной книги за всю его научную деятельность, «Детство и общество». В этой книге автор и представляет миру собственную теорию «личностного кризиса».

Уволившись из Калифорнийского университета, Эриксон начинает работать и преподавать в Центре Остен Риггс – главном психиатрическом лечебном заведении г. Стокбридж, штат Массачусетс. Там, по роду своей деятельности, он сталкивается с психически неуравновешенными подростками.

В 1960 г. Эриксон возвращается в Гарвардский университет, где проработает до пенсии, после чего, совместно со своей женой, займётся написанием работ на различные темы в психологии.

Основные работы

Главным вкладом в развитие психологии Эриксона была его теория развития личности. Он утверждал, что человек развивается на протяжении всей своей жизни, и определил восемь основных этапов этого развития.

Награды и достижения

В 1973 г. Национальный гуманитарный фонд удостоил Эриксона чести выступить чтецом Джефферсонской лекции – высшей награды США за достижения в области гуманитарных наук. Его лекция имела название «Измерение новой идентичности».

За свои работы, внесшие значительный вклад в развитие психологии, Эриксон получает Пулитцеровскую премию. За книгу «Правда Ганди» (1969 г.) автор награждается Национальной книжной премией США в категории «Философия и религия».

Личная жизнь

В 1930 г. Эриксон женится на Джоан Серсон Эриксон, с которой и проживёт всю свою жизнь. В их семье родилось четверо детей. Его сын, Кай Т. Эриксон, станет выдающимся американским социологом.

В еврейской школе юного Эриксона дразнят за принадлежность к нордической расе, в то время как в немецкой средней школе его обзывают евреем.

Эриксон прошел ортодоксальную психоаналитическую подготовку под руководством Анны Фрейд. Ему принадлежит довольно популярный подход к изучению проблем личности, который впоследствии разделяли многие психоаналитические системы, несмотря на все их разногласия в прочих областях. Эриксон разработал собственное представление о стадиях развития личности, полагая, что личность человека меняется на протяжении всей его жизни. Он признавал также влияние культурных, исторических и социальных факторов на развитие личности.

Страницы жизни

Эрик Эриксон известен прежде всего как автор концепции кризиса идентичности *. Это понятие основано в значительной мере на его личной биографии. «Мои друзья, - писал он, - настаивали на том, что я должен дать какое-то название своему кризису и суметь отыскать нечто похожее у кого-то другого, чтобы лучше разобраться в себе самом» (Ericson. 1975. P. 25-26). Первый такой кризис в его жизни был связан с его именем. В течение многих лет он полагал, что его фамилия Хомбургер, по фамилии отчима, которого он считал своим настоящим отцом. Он сменил эту фамилию на Эриксон в возрасте 39 лет, когда стал гражданином Соединенных Штатов*.

Второй кризис идентичности связан со школьными годами в Германии. Сам Эриксон считал себя немцем, но одноклассники-немцы его своим не признавали, называя евреем**. В то же время одноклассники-евреи также не считали его своим из-за слишком светлой шевелюры и типично арийской внешности.

Третий кризис разразился после окончания школы, когда Эриксон буквально бежал из привычного круга общения и в течение нескольких лет путешествовал по Европе в поисках собственного Я. В возрасте 25 лет он начал преподавать в небольшой школе в Вене, специально созданной для детей пациентов и друзей Зигмунда Фрейда. Он прошел курс психоаналитической подготовки и объявил, что наконец нашел то, что искал: личную и профессиональную идентичность. И хотя формально он не имел высшего образования, он читал курс лекций в Гар-варде и в итоге смог стать одним из наиболее влиятельных психоаналитиков современности.

Психосоциальные стадии развития

Теория Эриксона рассматривает развитие личности на протяжении всей жизни человека, от рождения до самой смерти. При этом центральной темой подобного развития выступает поиск собственной идентичности.

По Эриксону, человек на протяжении своей жизни проходит восемь психосоциальных стадий развития* , каждая из которых включает в себя конфликт или кризис, требующий разрешения. Подобные кризисы неизбежно возникают на каждой стадии психосоциального развития, поскольку социальные и физические условия среды создают ситуации нового вызова. Человек может выбирать между двумя основными путями разрешения кризиса: адаптивным или неадаптивным. И только когда кризис миновал, получил соответствующее разрешение и личность изменилась, человек готов к преодолению нового кризиса.


Первые четыре стадии повторяют фрейдовское членение. Это оральная, анальная, фаллическая стадии и латентный период, в котором Эрик-сон, однако, подчеркивает больше не биологические и сексуальные факторы, а социальные. Последние четыре стадии, которые выделяет сам Эриксон, охватывают период от детства до старости (возраст, который Фрейд практически игнорировал).

Каждая из таких психосоциальных стадий и соответствующих им кризисов может иметь позитивный результат при условии, что удается ее разрешить адаптивным образом. Если же кризис разрешается неадаптивным образом, ситуацию еще можно поправить, если адаптивное решение удается достичь на следующей стадии развития. Поэтому оптимистическая перспектива сохраняется на всех стадиях развития.

Эриксон полагал также, что на протяжении всех стадий развития сохраняется возможность сознательного контроля и коррекции, что прямо противоречит убеждению Фрейда об определяющей роли в развитии личности исключительно детского периода жизни. Эриксон признавал, что детские впечатления могут быть чрезвычайно важны и даже иметь решающее значение в тех или иных случаях. Его возражения строились на том, что на последующих стадиях человек способен преодолеть или скорректировать негативные последствия детских конфликтов. Всегда сохраняется возможность достижения главной цели человеческой личности - установления позитивной идентичности эго.

Кризис идентичности

Вопрос об идентичности эго должен быть решен в юности (примерно 12-18 лет). Именно в этот период должна происходить консолидация личности, когда человек формирует и оптимизирует образ собственного Я. Именно эти процессы позволяют сохранять преемственность с прошлым опытом и определять цели на будущее. По Эриксону, принятие определенного образа Я - процесс сложный и полный тревоги. Юноша или девушка должны экспериментировать с различными социальными ролями и образами Я для того, чтобы найти свой собственный образ, в наибольшей степени отвечающий их внутренним устремлениям.

Те, кто смог обрести достаточно сильное чувство идентичности, тем самым оказывается наиболее подготовлен к столкновению со взрослыми проблемами. Те же, кто по тем или иным причинам потерпел неудачу в обретении чувства идентичности, по мнению Эриксона, неминуемо должны столкнуться с кризисом идентичности. Они могут либо выпасть из нормального хода жизненного процесса (образование, работа, женитьба), как это произошло с самим Эриксоном, либо попытаться найти негативную идентичность на путях социально осуждаемого поведения: наркотики и преступления.

Различия в психологии мужчины и женщины

Одним из спорных аспектов концепции Эриксона является утверждение о том, что психология мужчины и женщины различается на основе биологических признаков: наличия или отсутствия пениса. Он строил свои заключения не только на основе фрейдовского различия психологии мужчины и женщины, но и на основании собственных работ. Он провел интересное исследование на мальчиках и девочках 10 - 12 лет, которые в ходе игр складывали различные фигуры из кубиков и блоков детского деревянного конструктора (Erikson. 1968).

Те фигуры, которые складывали девочки, были невысокими, статичными, в них каким-либо образом проникали животные и мужские фигурки. Конструкции, которые создавали мальчики, были сравнительно высокими, они были устремлены вверх и воплощали в себе действие. Эриксон интерпретировал эти результаты следующим образом: что мальчики и девочки таким образом в символической форме обозначают свои гениталии. Правда, при этом он допускал, что половые различия в психологии могут быть и результатом соответствующего воспитания, усвоения свойственной полу социальной роли, когда мальчиков приучают быть более энергичными и агрессивными, чем девочки.

Конструкции, сооружение в

процессе игры мальчиками (вверху) и девочкаит (внизу).

Воспроизводится по книге Эрик Г.Эриксон «Ребенок и бщество»2-е изд. 1963.