Open
Close

Элементы пламенеющей готики. Пламенеющий стиль - поздняя готика Франции

Flamboyant ) - название, данное витиеватому стилю поздней готической архитектуры , популярному во Франции, Испании и Португалии в XV веке. В Англии мода на пламенеющую готику появилась и ушла во второй половине XIV века, а в XV веке главенствовал в основном готический «перпендикулярный стиль». В Германии в это же время царила «особая готика» (нем. Sondergotik ).

Этот стиль произошёл от лучистой готики и был отмечен ещё большим вниманием к украшениям.

Название пламенеющей готики происходит от похожих на языки пламени узоров орнаментов и сильному удлинению фронтонов и вершин арок. Часты орнаменты в форме «рыбий пузырь». Стиль мануэлино в Португалии и позднеготический стиль исабелино в Испании в конце XV века и начале XVI века стали ещё более экстравагантными продолжениями данного архитектурного стиля.

Образцы пламенеющей готики

  • Церковь Сен-Маклу (Сен-Мало), Руан
  • Собор св. Вульфрама, Абвиль
  • Собор Святого Николая , Фрибур
  • Поперечные нефы (трансепты) кафедрального собора Нотр-Дам (фр.) русск. де Санлис
  • Миланский собор , Милан - редкий образец пламенеющей готики в Италии
  • Башня Сен-Жак (бывшая колокольня церкви Сен-Жак-ла-Бушери), Париж
  • Севильский кафедральный собор , Севилья - в частности, «пламенеющий» свод
  • Костёл святой Анны , Вильнюс
  • Шартрский собор , Шартр - шпиль северной башни

См. также

Напишите отзыв о статье "Пламенеющая готика"

Литература

  • Кох Вильфрид Энциклопедия архитектурных стилей. Классический труд по европейскому зодчеству от античности до современности/Пер. с нем. - М.: ЗАО «БММ», 2006. - 528 с.:ил. ISBN 3-577-10480-5 (нем.), ISBN 5-88353-214-4 (рус.)

Отрывок, характеризующий Пламенеющая готика

В 5 часов утра еще было совсем темно. Войска центра, резервов и правый фланг Багратиона стояли еще неподвижно; но на левом фланге колонны пехоты, кавалерии и артиллерии, долженствовавшие первые спуститься с высот, для того чтобы атаковать французский правый фланг и отбросить его, по диспозиции, в Богемские горы, уже зашевелились и начали подниматься с своих ночлегов. Дым от костров, в которые бросали всё лишнее, ел глаза. Было холодно и темно. Офицеры торопливо пили чай и завтракали, солдаты пережевывали сухари, отбивали ногами дробь, согреваясь, и стекались против огней, бросая в дрова остатки балаганов, стулья, столы, колеса, кадушки, всё лишнее, что нельзя было увезти с собою. Австрийские колонновожатые сновали между русскими войсками и служили предвестниками выступления. Как только показывался австрийский офицер около стоянки полкового командира, полк начинал шевелиться: солдаты сбегались от костров, прятали в голенища трубочки, мешочки в повозки, разбирали ружья и строились. Офицеры застегивались, надевали шпаги и ранцы и, покрикивая, обходили ряды; обозные и денщики запрягали, укладывали и увязывали повозки. Адъютанты, батальонные и полковые командиры садились верхами, крестились, отдавали последние приказания, наставления и поручения остающимся обозным, и звучал однообразный топот тысячей ног. Колонны двигались, не зная куда и не видя от окружавших людей, от дыма и от усиливающегося тумана ни той местности, из которой они выходили, ни той, в которую они вступали.
Солдат в движении так же окружен, ограничен и влеком своим полком, как моряк кораблем, на котором он находится. Как бы далеко он ни прошел, в какие бы странные, неведомые и опасные широты ни вступил он, вокруг него – как для моряка всегда и везде те же палубы, мачты, канаты своего корабля – всегда и везде те же товарищи, те же ряды, тот же фельдфебель Иван Митрич, та же ротная собака Жучка, то же начальство. Солдат редко желает знать те широты, в которых находится весь корабль его; но в день сражения, Бог знает как и откуда, в нравственном мире войска слышится одна для всех строгая нота, которая звучит приближением чего то решительного и торжественного и вызывает их на несвойственное им любопытство. Солдаты в дни сражений возбужденно стараются выйти из интересов своего полка, прислушиваются, приглядываются и жадно расспрашивают о том, что делается вокруг них.

Теперь не строят готических соборов.
В былое время у людей были убеждения; у нас,
современников, есть лишь мнения; а мнения
мало для того, чтобы создать готический храм.
Генрих Гейне


Историческая справка
Период Средневековья в истории Европы длился с V по XV вв. Саму историю Средних веков делят на два периода – и .


Готика – это период с XIII по XV вв.



В это время на смену романской оборонительной архитектуре (замки, крепостные стены городов) приходит архитектура готическая. В это время уже не надо было держать оборону. Государства выросли, исчезла феодальная раздробленность. Феодалы (землевладельцы) одного государства теперь не нападали друг на друга. Отныне враждовали между собой и боролись за земли лишь государства, в которых вся власть сосредоточилась в руках монарха.


В период готики большую роль начинают играть и города, они развиваются. Развивается ремесло и торговля. В городах начинают строить ратуши, больницы, рынки и, конечно же, соборы. Величественные, гигантских размеров, со шпилями, уходящими в само небо. Соборы одновременно мрачные и светлые, соборы, которые охраняют жуткие фигуры химер и горгулий (кстати, у них была и чисто практическая функция – они прикрывали водостоки, делая их вид более эстетическим). Соборы со множеством символов, как христианских, так и астрологических. Соборы с огромными окнами-витражами, в противовес церквям романского стиля – с маленькими окнами-бойницами.



Готическая архитектура зарождается во Франции и уже оттуда распространяется по всей Европе – Англия, Германия и, конечно же, Прага (Чехия).


Точно такими же вытянутыми и заостренными как соборы, были и одежды жителей средневековой готической Европы. Они носили вытянутые заостренные кверху шляпы-колпаки, туфли с острыми и вытянутыми носами, платья, удлиняющие фигуру. Но при этом цвета одежды, как и ранее, оставались весьма яркими – синий, желтый, красный.


Мужские прически периода готики мало чем отличались от более ранних романских причесок.



Геннегаусские хроники. 1448. Королевская библиотека. Брюссель.
Мужские прически и головные уборы.


Так, среди мужчин по-прежнему популярностью пользовалась «пейзанская» стрижка – волосы завитые и с длинной густой челкой, закрывающей весь лоб.


Знать могла носить более длинные и также завитые в локоны волосы. Также мужчины могли украшать свои прически и золотыми обручами. Горожане очень часто носили различные головные уборы – колпаки, шляпы, мужские чепцы. Но, в отличие от более раннего времени, в XIV – XV вв. головные уборы были распределены по сословной принадлежности. Так, во Франции ученые и богословы носили шапочки черного цвета, врачи – шляпы с полями и подвязанными к ним наушниками из ткани, которыми закрывались уши. Еще особенностью средневековых врачей было наличие маски в виде длинного птичьего клюва. Такую маску на лицо одевали во время эпидемий чумы. В длинный «клюв» были вложены тряпочки, пропитанные различными растительными отварами, что, как считалось, защищало от инфекции. Нотариусы и судьи носили бобровые шапки. Духовенство – митры и тиары.



Кадр из фильма «Проклятые короли». 1972


Крестьяне носили стрижки «в кружок», «под скобку». Мужчины всех сословий носили бороды и усы.


Представления о красоте также мало чем изменились с периода романского стиля. Так, женщины по-прежнему выбривали волосы надо лбом, выщипывали брови и ресницы, использовали румяна и яркую помаду.



Средневековая миниатюра.
На переднем плане – эннен.


Женщины так же, как и ранее, вынуждены были скрывать волосы под головными уборами. Единственное, теперь они выпускали из под головного убора на лоб несколько прядей, сплетенных в косичку, и уложенных полукругом.


«Рыцарские» косы (длинные и широкие – шириной с ладонь) выходят из моды. Начинают носить две косы, которые закручиваются над ушами в виде «улиток». На такие косы надевалось украшение темплет – украшение в виде выпуклого полушария или же щитка. Такое украшение, темплет, крепилось на обруче, который одевался на голову. Еще одним способом украсить прическу могли служить золотые сетки для волос.


Что касается головных уборов, то они в период готики стали очень высокими и зачастую принимали весьма причудливые формы.



Миниатюра. Франция. XV в.
Головной убор похожий на «рогатый» чепец.




Ян ван Эйк, "Портрет Маргареты Ван Эйк", 1439
«Рогатый» чепец


Так, популярностью пользовался такой головной убор, как горж. Горж – это головной убор в форме трубы или же цилиндра, чьи края расширялись книзу, а сзади, на затылке, находился небольшой разрез.



Нижняя косынка барбет и шляпа.


Носили эннен. Головной убор из ткани, который имел форму конуса и делался на проволочной или же картонной основе. С таким головным убором носили длинные прозрачные вуали. Считается, что моду на эннен ввела королева Елизавета Баварская. Эннен очень не любила церковь, усмотрев в нем карикатуру на готические соборы. Но дамы с завидным упорством продолжали носить, несмотря на все запреты, эннены, которые с каждым разом все больше и больше вырастали в высоту.



Кадр из фильма.
Прическа и украшение темплет.


Из головных уборов также носили барбет – косынка, поверх которой одевались покрывала или же, зимой, шапки. Омюз – платок, концы которого были завязаны вокруг шеи, а сам он по форме напоминал капюшон. Носили и разнообразные чепцы. К примеру, «рогатый» чепец, особенностью которого были золоченые сетки на ушах, или же различные высокие чепцы.





Слово "готика" происходит от итальянского слова "gottiko" - буквально "готский" , по названию германского племени готов. Как художественный стиль он возник в период позднего средневековья (середина 10 - 15вв.) и стал последним этапом искусства этого времени. Как и романский стиль, готический находился под сильным влиянием католической церкви, отсюда преобладание религиозной тематики.

В искусстве особенно ярко этот стиль проявлялся в архитектуре. Соборы, замки, крепости, построенные в готическом стиле, значительно способствовали украшению городов. Храмы, дворцы представляли высокие вертикальные сооружения с колоннами, стрельчатыми арками, узкими вытянутыми окнами, островерхими крышами.

Феодализм продолжал развиваться и укрепляться, сопровождаемый частыми войнами, развитием и ростом городов, торговли, ремесел.

Готический стиль повлиял и на внешний облик людей. Были издан законы о рангах в одежде, прическах. Костюмы стали более изящными, подчеркивая пластику человеческого тела.

Совершенствуется портновское искусство, возникает навык кроения тканей. Формы костюмов становятся красочнее и разнообразнее. вторяются и линии архитектуры: вытянутые пропорции определяют и модные силуэты в одежде 13- 14 веков.

Костюмы и головные уборы приобретают вытянутый силуэт, женские одежды - силуэт, напоминающий латинскую букву "S".

Пропорции мужского костюма в сочетании с остроносой обувью и высоким головным убором слегка конусообразной формы как бы вытягивали фигуру - она казалась не только более высокой, но и подчеркнуто гибкой.

В конце 14 века чрезмерная роскошь и богатство бургундского двора начинают значительно превосходить блеском и пышностью другие королевские дворы Европы - появляется бургундская (франко-бургундская) мода (1425-1490 г.). Мода, впрочем, менялась очень часто. Но общими чертами для всех ее видов были: вычурность, богатство тканей и отделки, изысканность линий и силуэта.

Увеличивается число верхних одежд, надеваемых одна на другую одновременно (у знатных горожан и придворных). Костюм становится теперь более приземистым, тяжелым, просторным.

Основной становится испанская мода. Воротнички стоячие, высокие. Их отделывают узким рюшем. Позднее появился круглый плоеный воротник типа фрезы.

Мужчины продолжали носить "пейзанские" прически, молодые знатные вельможи отпускали длинные волосы, завивали в локоны.

Иногда они надевали круглый золотой обруч, вокруг которого обматывали длинные затылочные пряди волос, образуя своеобразный валик.

Крестьяне, горожане стриглись "под скобку" , "в кружок". Борода и усы дополняли прическу. Бороды имели самые разнообразные формы. округлые, крючкообразные, раздвоенные перевитые нитями, штопорообразные.



Женские прически все еще были скрыты разнообразными головными уборами огромных размеров и причудливой формы.

Девушки также могли ходить с распущенными волосами, украшенными лентами, венками.

Дамы убирали волосы под тонкие льняные платки, оставляя на лбу тонкую косичку, уложенную в форме полукруга - петли, по ней можно было определить цвет волос. Прическа "рыцарские косы" почти исчезла, на смену ей с изменением форм головных уборов появляется другая - тоже из кос, но уже закрученных над ушами в виде "улиток", которые покрывались модным в то время украшением в виде выпуклого полушария или щитка. Называлось оно темплет.

Темплеты укреплялись на обруче, охватывавшем голову. Часто "улитки" из жгутов волос покрывались тонкими золотыми сетками - таким образом, каждая "улитка" имела свой золоченый "домик".

Волосы в сетках имели вытянутую или округлую форму в зависимости от укладки. Пожилые дамы полностью скрывали волосы под массивными головными уборами. При этом шея была полностью открыта.

В период позднего средневековья однообразие причесок компенсировалось головными уборами. Мужчины носили шляпы, капюшоны, мужские чепцы - бегуины из ткани белого цвета. Они служили как бы нижним головным убором, поверх надевалась шляпа. Носили шляпы из фетра и сукна разнообразных форм, но популярным стал бегуин. Колпаки имели вид усеченного конуса, с полями или без. Мужские головные уборы в период 14 - 15 веков резко разграничивались по сословной принадлежности. Формы шляп и колпаков были определены специальными королевскими указами. Во Франции это было особенно заметно. Так, духовенство по предписанию обязано было носить митры, тиары, бареты; судейские чиновники и нотариусы - бобровые шапки; ученые и богословы черные шапочки; врачи - шляпы и шапки с подвязанными наушниками, полями.

Во времена господства бургундской моды появились головные уборы шаперон буреле с длинным кё (хвостом). Их носили знатные мужчины, а также почти все придворные.

Женские головные уборы, все ещё полностью заменявшие прически, претерпели некоторые изменения по сравнению с романским периодом.

Самым популярным убором была косынка под названием барбет. Поверх нее, особенно зимой, женщины обычно надевали утяжеленные шапки и покрывала. Носили платки омюз, напоминавшие капюшон, с завязанными вокруг шеи длинными концами.

В 13 - 14 веках горожанки и знатные дамы начали носить горж, по форме представляющий собой цилиндр или трубу, достаточно высокую, внизу края убора расширялись, сзади на затылке делался небольшой разрез.

Модными были шляпы типа туре из фетра и войлока. В 15 веке получают распространение высокие колпаки, получившие названия "сахарная голова", "паруса". Уборы увеличивались в высоту, повторяя силуэты готических крыш.

В 1395 году Елизаветой Баварской был введен в моду головной убор Эннен. Считалось, что эннены африканского происхождения. Эннен имел форму усеченного конуса на картонной и проволочной основе. Поверх каркаса натягивали ткань. Дополнением этого своеобразного головного убора служила длинная прозрачная вуаль.

Церковь неоднократно высказывала свои протесты по поводу появления и быстрого распространения этих головных уборов - своеобразных карикатур на готические соборы.

Бургундская мода создает также "рогатый" чепец с боковыми золочеными сетками на ушах и высокие чепцы разной формы, которые зависели от каркаса и расположения тонких прозрачных вуалей. Носили также венцы, разнообразные сетки.

В средневековых городах по одежде, головным уборам, прическам можно было определить сословную принадлежность людей. Суровые законы предписывали строгое разграничение в ношении драгоценностей. Так, головные уборы знати украшались павлиньими перьями, серебряными пряжками, эмалями, подвесками, восточными вышивками.

Поскольку прическа была полностью скрыта, золотые шнуры, венки, обручи изящной работы надевали поверх платков.

На портретах Яна ван Эйка, Лукаса Кранаха Старшего. витражах соборов можно увидеть женские лица с неестественно высокими лбами, выщипанными бровями и ресницами. Дамы пользовались пудрой, помадами, розовой туалетной водой, маслами, привезенными из восточных стран, духами.

Парикмахерское искусство в эпоху возрождения (XIV-XVI вв.)

В эпоху Возрождения все стремились наслаждаться жизнью на земле, а не на небе. «О! Как молодость прекрасна, но мгновенна! Пой же, смейся, счастлив будь, кто счастья хочет, и на завтра не надейся», - писал в своих стихах Лоренцо Медичи, правитель Флоренции. Совершенно другая эпоха, изменившая все: жизнь, философию и психологию людей, искусство, стиль архитектуры…

Женщины юга по-прежнему стремились к тому, чтобы стать блондинками. Они часами сидели под палящим солнцем в лоджиях, надев шляпы с огромными полями, предохранявшими их от загара (в моде была белая кожа); на поля шляпы-солари выкладывались пряди волос. В прическе обязательным условием был открытый высокий лоб, для большей выразительности стремились увеличить высоту лба, сбривая часть волос над ним. Иногда сбривали и брови.

Парикмахерское искусство получило новое развитие. Происходит возврат к наследию античности, прически вновь становятся сложными, с применением дорогих украшений, перьев и диадем. Судить об этом мы можем по картинам Боттичелли, ибо модной красавицей была Симонетта Веспуччи, не раз вдохновлявшая Сандро Боттичелли (ее черты можно увидеть в знаменитой боттичеллиевской «Венере»).

Одним из главных признаков женской красоты считались волосы, заботам о которых женщины посвящали много времени. В Венеции на крыше каждого дома имелась маленькая беседка, открытая сверху, где женщина, защищенная от нескромных взглядов, могла сидеть с распущенными волосами, смоченными специальной краской, продетыми в шляпу с полями и без дна, и ждать, когда под знойным солнцем волосы приобретут знаменитый золотой оттенок. Мужской стиль - это волосы длиной до плеч, уложенные валиком, обрамляющим лицо и шею, борода и усы сбриты.

Девушки могли ходить с волосами, распущенными по плечам, а женщины, изящно скручивая волосы с нитями жемчуга, прикрывали их сетками, чепчиками и легкими шарфами (на манер восточных тюрбанов), убирая волосы с затылка и лба, так как длинная шея и высокий лоб считались признаками красоты. Для этого сбривали волосы со лба, а иногда и брови, вырез платья на спине обнажал шею, делая ее более длинной. Пожилые женщины обязательно прикрывали головы платком, чепцом или накидкой. На поясе висел веер из страусовых перьев, кинжал (что входило в обязательный туалет дамы, выходящей из дома). На ногах мягкие кожаные туфли. В непогоду сверху надевался подбитый мехом плащ. В другое время - легкий.

1. Введение темы. Учитель сообщает учащимся, что они будут делать на уроке и организует повторение пройденного в прошлый раз материала.

Вспомни, что означает слово «готический»? Почему это слово имеет один корень со словом «готы»?

В какой стране зародился этот архитектурный стиль? Как сначала назывался? Какой стиль в архитектуре ему предшествовал?

Каковы основные отличия готического собора от романского?

Для того, чтобы вспомнить терминологию, учитель проводит «мозговую атаку»: соревнование по колонкам, кто больше других назовёт терминов по теме «Готический стиль в архитектуре».

Рассмотри изображения и расскажи о нововведениях в декоративном убранстве и строительной технике готических соборов по сравнению с романскими.

Как изменилась арка по сравнению

с аркой романского собора?

Почему понадобилось меньше

Как изменились своды собора?

Перекрытия? Система опор?

К чему привели эти нововведе-

ния? Представь, каким было

освещение внутри собора? Что противопоставлялось сиянию,

исходящему сверху из витражей? Символом чего был этот свет?

Каково было освещение собора внизу, где собирались молящиеся? Сколько людей могло поместиться в таком соборе в средние века? Каково было влияние церкви на жизнь городской общины?

2. Заполни таблицу, прослушав рассказ учителя (просмотрев фильм) о трёх периодах развития готической архитектуры в Англии. Как ты думаешь, судя по названию каждого периода, чем он будет характеризоваться?

Учитель сообщает следующую информацию:

Готическая архитектура Англии делится на 3 периода:

1) Ранний готический период(1175-1250). Для этого периода характерен романский интерьер. Это означало чёткое деление собора на 3 уровня: аркада, трифорий (своды собора), клересторий, предназначением которого было освещение собора.

2) Средний (декоративный) период(1250-1300). Главная характерная черта этого периода - орнаментальное украшение окон. (каменная резьба, поддерживающая витражи). В украшении окон большую роль сыграли контакты с исламом и империей монголов. Поддерживающие элементы стен становятся легче. Больше используются металлические конструкции.

3) Перпендикулярный период(1300-1400). В этот период экстерьеры соборов приобретают особую суровость, жёсткость. Присутствуют элементы египетского влияния в связи с тем, что многие английские торговцы, художники, паломники устремились на восток. Введение новой техники постройки сводов привело к большей их декоративности.

Задание: разбившись на группы, учащиеся распределяют выданные им картинки с изображением трёх соборов и их фрагментов на 3 группы по периодам. Во время выполнения задания негромко звучит музыка Генри Пёрселла или Иоганна Себастьяна Баха (орган). Когда все группы готовы, проводится обсуждение и обмен мнениями.(10-15 минут). После этого продолжают заполнение таблицы, записывая туда примеры готической архитектуры (названия соборов) по каждому периоду.

1. Свод собора в Глостере.

2. Собор в Линкольне

3. Собор в Уэллсе 4. Собор в Глостере

5. Окно собора в Линкольне

6.Собор в Уэллсе

3. Учитель раздаёт материалы с изображением восточного фасада собора в Уэллсе (см. приложение №1). Учащимся предлагается распределить по порядку в вертикальном столбце сцены и скульптуры, украшающие фасад:

Фигура Христа

Святые и пророки

Епископы и отшельники

Короли и королевы

Апостолы

Мученики

Сцены из Старого и Нового Завета

Мадонна с младенцем Иисусом

Сцены воскресения из мёртвых

Девять иерархических ордеров ангелов

Изображения ангелов, взлетающих над облаками

Коронация Пресвятой Богородицы

Эти названия можно нарезать на полоски, чтобы дети могли быстро разложить их по уровням. Задание опять можно выполнить в группах или парах, а потом сравнить результаты и сверить с правильным вариантом учителя. Затем учащиеся рассматривают цветные изображения этого собора.

Как вы думаете,

· Что отражали роскошные порталы?

· Чьё изображение появляется всё чаще в украшении портала?

· Если романская скульптура сосредоточилась на воплощении идеи неизбежности страшного суда, то что отражала готическая?

4. Учитель предъявляет учащимся виды Кёльнского собора (см. приложение).

Что общего у него с готическими соборами Англии?

Чем он отличается? Заполни таблицу:

После этого следует обсуждение результатов работы.

4. Учитель предлагает учащимся рассмотреть изображения

Кентерберийского собора, где находится гробница Святого Томаса Беккета, архиепископа Кентерберийского, убитого в 1170 году в этом соборе. К его гробнице в средние века устремлялись многие сотни паломников, чтобы поклонится святым мощам.

Как ты думаешь, к какому периоду английской готики относится этот собор и почему? Придумай названия к этим изображениям.

На изображении №3 собор сфотографирован с того места, где к нему ведёт дорога, по которой прибывали странники. Что они

чувствовали, когда после долгого пути перед ними наконец открывался этот собор? Представь себя на месте такого странника: что бы ты почувствовал?

5. Работа с текстом учебника Р.Д.Апстеда «Люди в истории», глава «Джеффри Чосер и «Кентерберийские рассказы»». Перед чтением внимательно рассматривают иллюстрацию в книге. Кто могут быть эти люди? Чем занимаются в жизни? Где они находятся? Кто человек, стоящий перед ними? Как вы думаете, о чём он может говорить присутствующим? Какие чувства отражены на лицах этих людей?

Дети читают текст и проверяют свои догадки:

« Таверна Табард на юге Лондона была переполнена. Весь день прибывали посетители. Мальчики конюшие сбились с ног, таская воду и сено для лошадей. Служанки едва успевали приносить мясо и эль из кухни. К вечеру компания человек около двадцати собралась в большой комнате для гостей.

Хозяин гостиницы, крупный краснолицый человек с громким голосом, стоял, довольно сияя перед всей этой компанией. Он был счастлив, как школьник: ещё бы - на следующий день он собирался отправиться в путешествие, оставив таверну на попечении своей тучной жены Джоан. Это и в самом деле было настоящее путешествие, за сорок пять миль от дома, в Кентербери, где он помолится у гробницы Святого Беккета и оставит там свои дары.

Все в Англии старались хотя бы один раз в жизни попасть в Кентербери, а он, хозяин таверны Табард, был там уже два раза!

Конечно, он не отправится туда один; в те дни это было бы очень неблагоразумно, ведь леса по обе стороны от дороги были полны грабителей! Он отправлялся как предводитель всей этой компании, собравшейся здесь у него в гостинице.

Хлопнув в ладоши в знак тишины, он выступил вперёд.

«Мои дорогие друзья, хорошо ли вас обслуживают? Есть ли у вас эль в кружках? Итак, завтра мы отправляемся в Кентербери. Честно говоря, мы отправляемся туда попросить Святого Беккета отпустить нам наши грехи. Однако, давайте проведём как можно веселее наш путь. Это долгая и трудная дорога, но в наших силах превратить её в увлекательное путешествие. Слушайте внимательно: каждый из вас должен рассказать две истории по пути в Кентербери и две по пути назад.

Тот, кто расскажет самую лучшую историю, по возвращении сюда будет вознаграждён великолепным обедом».

На следующее утро странники отправились в путь. Компания была довольно разношерстной. Кого там только не было! Храбрый рыцарь, участвовавший в крестовых походах; его слуга, красивый румяный юноша; честный фермер; повар; толстый монах; изящная настоятельница; бедный школяр из Оксфорда; обманщик доктор; бедный приходской священник; пара мошенников; мельник; сборщик налогов; моряк; монахиня; весёлая ткачиха из Бата и человек с маленькой острой бородкой.

Этого человека звали Джеффри Чосер, он имел некоторое влияние при королевском дворе, а также был поэтом и любителем забавных историй. Он решил присоединиться к компании пилигримов, отправляющихся в Кентербери. По пути он слушал и запоминал истории, а когда вернулся, то записал их. Он также дал забавные и проницательные описания самих странников. Он не закончил свои «Рассказы», но его книгу читают уже 500 лет люди во всех уголках земного шара».

Домашнее задание:

Учитель предлагает ребятам

1) выбрать роль одного из странников и к следующему уроку придумать забавный рассказ из его жизни;

2) приготовить простейший средневековый костюм (есть иллюстрация в книге);

3) составить меню средневекового обеда.(ужином)

По желанию можно 1)сделать модель готического собора;

2) изготовить витраж;

3)нарисовать украшения для портала или капители колонны.

На следующем уроке можно попробовать реконструировать эпоху, проведя беседу пилигримов за ужином.

В самом центре Милана

Когда-то давно на том месте, где сейчас возвышается величественный миланский дворец, находилась маленькое кельтское святилище. С приходом римлян его заменили на храм Минервы, богини мудрости.

Простоял он почти до IV века и уступил место церкви Санта-Текла, а та, в свою очередь — церкви Санта-Мария-Маджоре. Последнюю снесли, когда расчищали территорию для постройки Дуомо. Место это пользовалось такой популярностью не случайно — Миланский собор находится в самом центре исторической части города.

От готики до барокко

В 1386 архиепископ Антонио де Салуззо заложил первый камень в основание Миланского собора. К началу работ власть перешла в руки Джана Галеаццо Висконти, знаменитого герцога и по совместительству двоюродного брата архиепископа. Собор должен был послужить наградой для народа, угнетенного тираном Висконти Барнабо.


Жители города были преисполнены энтузиазма, и кузены собрали большое количество пожертвований на еще не достроенный собор.

Миланский собор начали строить в XIV веке, а закончили только в XX

Первым архитектором Дуомо был Симоне де Орсениго. Он планировал возвести здание в стиле традиционной готики. Но Висконти хотел непременно следовать современным тенденциям и решил обратиться к архитектуре барокко.

Итальянский долгострой

Вскоре на должность архитектора заступил французский инженер Николя де Бонавентура. Он привнес в проект собора французский дух, а также решил, что кирпичное здание будет облицовано мрамором.


Василий Суриков «Миланский собор»

Его позволили брать дорогой материал из лучших каменоломен, к тому же Галеаццо освободил Дуомо от налогов. Впрочем, архитекторы менялись один за другим, каждый раз добавляя в проект новые детали. К 1402 году почти половина собора была завершена, но до конца XV века работа застопорилась: не хватало денег и новых идей.

На шпиле Дуомо расположена четырехметровая статуя Мадонны

Сомнительной казалось и техническая сторона проекта. Однако в 1417 главный алтарь собора освятил папа Мартин V, а в 1572 Дуомо торжественно открыл кардинал Карло Борромео, который впоследствии был причислен к лику святых. В XIX веке собор все-таки достроят, но некоторые работы будут продолжаться вплоть до 1965 года.

Миланская Мадонна

В начале XVI века принялись за отделку еще недостроенной церкви. В начале столетия возвели восьмиугольный купол, отдав дань моде на барокко.


Мадонна на шпиле собора

Изнутри собор украсили четырьмя рядами статуй по 15 в каждом, изображающими святых, пророков и других персонажей из Библии. Лишь к концу XVIII века наконец появился главный шпиль высотой в 106 метров. Его венчает четырехметровая позолоченная статуя Мадонны. Это не случайно — собор посвящен Рождеству Пресвятой Девы Марии. Интересно, что в Милане действует закон, согласно которому в городе нельзя возводить здания, которые бы закрывали собой заступницу.

План собора

В XIX веке собор «покрылся» лесом из каменных игл, устремленных ввысь. Такие элементы нетипичны для готической архитектуры, но прекрасно передают ее настроение. План собора также не совсем традиционен — он состоит из нефа с четырьмя проходами, которые пересекаются трансептом, затем следуют хор и апсида.

Главной святыней собора считается гвоздь, которым был распят Христос

Высота нефа составляет около 45 метров — своды Дуомо выше, чем у всех других готических церквей. Миланский собор нельзя назвать в числе рекордсменов по высоте. Однако по вместимости это второй крупнейший готический собор в Европе — Дуомо уступает только храму в Севилье. В нем могут одновременно поместиться около 40 тысяч прихожан.

Собор-рекордсмен

Но все-таки Миланскому собору есть чем похвастаться. Для украшения Дуомо были созданы около 3400 скульптур. Одна из них, например, очень сильно напоминает Статую Свободы. Если очень постараться, можно даже найти изображение Муссолини — правда, его переделали до неузнаваемости.


Скульптура на фасаде Дуомо напоминает Статую Свободы

Главной святыней Дуомо считается гвоздь, которым, по преданию, был распят Христос. Обычно он находится под куполом, но раз в год в сентябре святыню спускают вниз, чтобы показать прихожанам.