Open
Close

Древние храмы Камбоджи: описание, история и интересные факты. Традиционное национальное блюдо Камбоджи

Лишь каких-то полтора века назад произошло великое открытие затерявшегося в джунглях Камбоджи Ангкора. Сегодня это одно из самых интересных мест нашей планеты.

История храма

Первые упоминания о громадных каменных сооружениях относятся еще к 1601 году. Тогда Марсело Рибандейро из Испании случайно наткнулся на странный храм Ангкор-Ват в джунглях Камбоджи. Живущие на этой земле кхмеры не могли строить каменные сооружения, возникала тайна происхождения храма, за которой миссионеру пришлось обратиться к местным жителям. Но и они не смогли удовлетворить возникший интерес Рибандейро. Это еще раз подкрепляло мысль о наличии здесь задолго до кхмеров совершенно другой цивилизации, наследием которой и стал Ангкор. В этом городе-храме никто не жил кроме животных, местные считали, что по одной из легенд город должны были восстановить иноземцы.

Про это огромное открытие быстро забыли. Для Европы храм Ангкор-Ват не представлял никакого интереса. Новая волна упоминаний этого памятника пошла в 1868 году после выхода в свет книги путешественника из Франции Анри Муо.

Долгое время Муо блуждал по джунглям, страдал от голода и болезней, пока в один из дней ему не удалось набрести на поляну. На фоне неба вырисовывались три башни, поначалу ему даже показалась, что это начавшиеся галлюцинации. Но приблизившись к постройкам, он понял, что сделал великое открытие.

Это произошло 22 января 1861 года. Открытие оказалось очень важным. Так появился этап в камбоджийской истории - эпоха Ангкорской цивилизации. А башни Ангкора закрепились на флаге и гербе Камбоджи.

Легендарный дворец

В далекие времена в камбоджийском государстве Ченла правил Джайяварман II . Этому человеку приписывается создание Ангкорской империи. А его преемник Сурьяварман II (1113-1150) как раз и построил храм Ангкор Ват.

Храм возводился для бога Вишну. Но по факту являлся святилищем и усыпальницей короля Сурьявармана II . В империи Ангкора существовало поклонение короля, считавшегося воплощением великого божества. А сам храм Ангкор считался его небесным домом на земле.

О возведении храма существует целая легенда. Так у одного из правителей был сын Преа Кет Меалеа. Богу Индра понравился этого юноша, и он пригласил его к себе на небо. Преа Кет Меала полюбил это место, но особенно ему понравился великолепный дворец с пятью башнями. Но у всего хорошего рано или поздно приходит конец, тевода (божественные танцовщицы) забеспокоились возникновением божественного духа на небе, нарушающего его гармонию. Они рассказали об этом Индре, и ему пришлось вернуть принца на землю. А полюбившийся дворец божество решило возвести и на земле. Место для строительства указал бык Нандин, а руководителем постройки выбрали Преа Пушнука. Были собраны лучшие мастера со всех земель, так был построен Ангкор Ват.

Описание храма

Храм находится в центре обширного комплекса, объединяющего порядка 200 других храмов. Храм окружен рвом, наполняющимся во время сезона дождей. В отражении воды храм выглядит как священная гора Меру в окружении мирового океана. Так и было задумано великими строителями.

Ангкор-Ват окружен стеной, а посетитель попадает внутрь через главный портал. Перед его глазами предстаю три возвышающиеся друг над другом террасы. Первая находится на высоте 3,5 метров, вторая - 7, третья - 13. В плане террасы представляют уменьшающиеся квадраты. На верхней террасе находятся пять башен - четыре по углам и одна в центре, возвышающаяся на 65 метров. Из-за ориентации храма при подходе с любой из сторон видно только три башни.

Подсчеты показывают, что количество камней в Ангкор-Вате соответствует задействованному количеству камней на строительстве египетской пирамиды Хефрена . Но так как в Ангкоре камни имеют глубокую художественную обработку, то стоит только удивляться затраченному труду древних жителей этой земли.

Вас очень трудно удивить? Вы побывали во всех уголках планеты и считаете, что видели все? Тогда предлагаю развеять ваш скепсис очередным туром, что включает посещение одного из самых ярких памятников древней религии кхмеров. Сегодня мы отправляемся в далекую Юго-Восточную Азию, в джунглях которой сокрыто ничуть не меньше тайн и артефактов, чем в Южной Америке с ее знаменитыми поселениями майя и инков. Конечная цель нашего туристического путешествия – величественный храм Ангкор-Ват, история которого насчитывает примерно 900 лет.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 марта:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT1500guruturizma - промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб

До 31 мая предлагает промокоды на туры в экзотические страны - Доминикана, Мексика, Ямайка, Индонезия, Куба, Маврикий, Мальдивы, Сейшелы, Танзания, Бахрейн. Количество туристов в туре – от 2-х взрослых.

  • Промокод на 1 000 ₽ «LT-EXOT-1000» для туров от 7 ночей
  • Промокод на 1 500 ₽ «LT-EXOT-1500» для туров от 8 до 12 ночей
  • Промокод на 2 000 ₽ «LT-EXOT-2000» для туров от 13 ночей

Если верить официальным источникам, то строительство храма было начато еще в 12 веке. Считается, что Ангкор-Ват являлся частью некогда огромной Кхмерской империи, вокруг которой даже сегодня существует немало споров.

Ангкор – это название города, который считался центром империи. Его размеры поражают. Изначально считалось, что город занимал территорию в 200 квадратных км, а теперь эта цифра выросла еще в десятки раз. Ученые утверждают, что в самый рассвет империи здесь проживали не менее 500 тысяч кхмеров. Сам храмовый комплекс был посвящен богу Вишну и считался самым ярким представителем индуистской религии. Именно архитектура строений напоминает о религии, что проповедовалась на этой территории многие века.

Строительство было завершено во время пребывания на троне короля Сурьявармана II. Именно в этот период Анкор переживал пик своего становления, представлял собой мегаполис и насчитывал население в несколько сотен жителей. Всего же к храму были отнесены огромные площади с деревнями и другими поселениями, в которых проживали не менее 80 тысяч крестьян. Немногим позже, Анкор-Ват стал не только центром для поклонения Вишну, но и Будде.

Уже в те далекие годы храм поражал воображение своей величественностью. По всему его периметру были вырыты огромные рвы (примерно 200 м), наполненные водой. Высота главной башни храма составляет рекордные для того времени 42 метра, а самая высокая точка находится над землей на 65 метрах.

Вся самая интересная информация и обзор самых потрясающих достопримечательностей Камбоджи в нашем путеводителе.

Расположение религиозного центра

Уникальное в своем роде строение, которое поражает гениальной архитектурой, размерами и богатым убранством, расположено всего в 5 км на севере от города Сием-Рип. Интересно то, что о таком строении несколько столетий подряд, начиная с 15 века, почти никто не вспоминал. Это и привело к тому, что храм пришел в некий упадок. Джунгли надежно скрыли грандиозное строение от посторонних глаз, а огромные корни тропических деревьев нанесли непоправимый вред религиозному комплексу, которые на протяжении многих лет успешно сочетал в себе центр двух религий – индуизма и буддизма.

Стоит отдать должное местным активистам и властям, которые вовремя спохватились и занялись облагораживанием территории величественного храма. И сегодня у всех нас есть уникальная возможность насладиться монументальным строением в полной мере, сделать редкие снимки и отметить красным карандашом еще одно место на карте, в котором стоит побывать еще не один раз.

Запущена программа масштабной реставрации громадного комплекса, поиском средств на которую занимается всемирная организация ЮНЕСКО. Масштабность храма и объем необходимых работ требуют серьезных инвестиций в восстановление храма. С 1992 года храмовый комплекс зачислен в список памятников культурного достояния и находится под защитой. Несмотря на это, годы наносят непоправимый ущерб строению, основой для которого выступал хрупкий песчаник. Поэтому, если хотите увидеть грандиозное строение 12 века своими глазами, не стоит откладывать вопрос с заказом путевки в долгий ящик. Поспешите собственными глазами увидеть храм и прикоснуться руками к древней истории!

Есть версия, что известного писателя Редьярда Киплинга посетила идея написания произведения «Книга джунглей» именно после посещения этого грандиозного комплекса сооружений. Кто знает, может и у вас посетит муза или озарение на создание какого-нибудь шедевра…

Чем уникален?

Как уже упоминалось ранее, храм имеет внушительные размеры и богатую архитектуру, даже отдельные элементы которой никак нельзя назвать излишеством. Кроме этого, уникальность строения обусловлена редким сочетанием сразу двух религий, что мирно уживались в стенах храма. Такого не встретишь нигде более.

Но есть и еще одна особенность. Несмотря на размеры и значение для Кхмерской империи, храм не являлся открытым для всех желающих. Попасть за его стены для совершения молебен могли лишь избранные – представители знати и короли. Здесь же находили последнее пристанище души умерших правителей, а их тела навсегда занимали отведенных места в усыпальнице. Это связано с одной особенностью здешней религии того времени. Кхмеры считали, что в храме живут боги, поэтому общаться с ними и видеть их могли исключительно избранные представители духовной и светской знати. Здесь каждая деталь имеет свое значение и играет определенную роль. Три огромные башни имеют форму бутонов лотоса, а их дизайн дополняют особые скульптуры и неповторимый барельеф.

Общая площадь храмового комплекса, который имеет форму прямоугольника, составляет без малого 200 га! А все без исключения строения возводились оригинальным способом – сверху вниз. Такой технологии археологи и ученые не встречали нигде на планете.

Считается, что внешний вид и структура комплекса в конечном итоге должны были соответствовать легендарной священной горе Мере. Строения словно повторяют все ее очертания: башни – ее пик, внешние стены – скалистые выступы, а ров у подножия – это океан, который окружает Вселенную.

Кхмеры не жалели ни сил, ни драгоценностей для создания уникального храмового комплекса. Изначально, Ангкор-Ват был самым впечатляющим по своему богатому наполнению религиозному центру кхмеров. Но в результате гражданской войны, нашествия атеистов, что больше известны как «красные кхмеры» и солдат Пола Пота в 1970-х годах, большинство украшений и артефактов было разграблено, а самому комплексу нанесен непоправимый ущерб. Защитить храм от нашествия вандалов удалось лишь в 1992 году, когда над ним был установлен контроль со стороны ЮНЕСКО.

Экскурсия по древнему храму

Сегодня туристические экскурсии по храмовому комплексу доступны практически каждому. Главное требование – соблюдать простые правила пребывания в храме и уважительно относиться к этому культурному и архитектурному памятнику.

Ангкор-Ват подарит одни из самых ярких впечатлений каждому, кто окажется в Камбодже. Экзотические приключения, история, пропитанная восточной культурой и удивительная религия – это лишь малая доля того, с чем вам предстоит познакомиться за его стенами.

Нужно также знать, что комплекс строений включает в состав несколько десятков храмов и отдельных строений, а вся ирригационная система, которой насчитывается 900 лет, и сегодня исправно работает и выполняет свои функции. Особого внимания заслуживают храмовая гора, что имеет название Байон, изображения главного бога Будды, вытесанные из камня, Слоновая терраса и изваяние Прокаженного Короля. Конечно, описать словами грандиозное творение рук человека невозможно. Каждое строение выполнено в особом стиле и имеет свои особенности. Остановимся на некоторых достопримечательностях подробнее.

Одним из ранних строений Ангкоры считается Пном-Бакхенг. Считается, что он возводился в девятом столетии и в конечном итоге получил вид сооружения с пятью ярусами и несколькими башнями. Центральная область комплекса называется Ангкор-Тхом, что в дословно переводе означает «большой город». По всему периметру он окружен водяным каналом и стенами (100 м и 8 м соответственно). Цитадель включает пять ворот, что окружают высокие башни, стены которых украшены изображениями божеств.

За стенами цитадели находится пирамида Байон, о которой уже упоминалось выше. Ее окружают 54 башни. Здесь же находятся и такие достопримечательности, как храм Бафуон (точнее его руины, которые сохранились до наших дней), дворец, святилища Бапхуоп и Пимеанакас (что больше известен как «Дворец Неба»), терраса Слонов (с которой правители и наблюдали за ходом всех церемоний). Здесь же можно насладиться оригинальными чертами Врат Победы и мостами из камня, что украшены ликами богов.

Если упомянутые выше строения, в большинстве своем, подвергались частичной или полной реставрации, то некоторые храмы сохранили свой первозданный вид. К примеру, Та-Пром.

Как добраться и где остановиться

Добраться до храмового комплекса можно из Пномпеня (240 км) или из Сием-Рипа (6 км). Именно Сием-Рип пользуется наибольшей популярностью среди туристов, поскольку в последнее время здесь активно развивается туристический бизнес. Для удобства посещения Ангкор-Ват, посмотреть на который ежегодно отправляются сотни тысяч туристов, здесь построен аэропорт международного значения, а удобство для посетителей без проблем обеспечат масса современных отелей. Добираться до храмового комплекса отсюда довольно просто. Что и обусловило такую популярность среди туристов.

Если вы отправляетесь с туристическим визитом в Камбоджу впервые, лучше воспользоваться услугами гида. Даже сегодня территория страны усеяна минами и другими опасными для жизни и здоровья напоминаниями о нашествии «красных кхмеров». Поэтому добраться безопасно до храма и получить те впечатления, за которыми вы сюда приехали, проще всего в составе туристической группы под предводительством опытного гида.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня целью нашего виртуального путешествия будет храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже. Область Ангко́р была центром Камбуджадеши, древнего государства кхмеров. Кроме самой Камбоджи, оно включало территории сегодняшних Лаоса, Вьетнама и Таиланда.

Как известно из , существовало это феодальное королевство с IX по XIII века. Своего наивысшего расцвета достигло в XII веке, когда и строился Ангкор Ват. История умалчивает, как храм назывался в те времена.

Сурьяварман II, один из правителей Кхмерской империи, возвёл его в честь бога индуистов Вишну. Поэтому есть предположения, что историческое название могло звучать как «Варах Вишнулока», то есть «место, где обитает святой Вишну».

Что означает современное название

«Ангкор» (от санскритского «нагара») значит «город». Интересно, что в Камбуджадеше разговаривали на двух языках: правители на санскрите, а простолюдины – на кхмерском языке. Слово «Ват» в языках азиатских странах может обозначать храм, пагоду или монастырь.

Храмовый комплекс Ангкор Ват, Камбоджа

Кхмерский язык здесь не исключение, но в нём есть и второе значение слова «Ват»: это «восхищение» или «почитание».

Камбоджийцы невероятно гордятся своей главной святыней. Изображение Ангкор Вата присутствует на государственных символах страны: гербе и флаге.

Таким образом, название святилища можно перевести как:

  • город-храм;
  • городской храм;
  • столичный храм.

Но фактически слово Ангкор уже давно стало именем собственным и оттого никак не переводится. Поэтому Ангкор Ват – это храм Ангкор.

Расположение

Развалины Ангкора расположены совсем рядом с Сиемреапом. Это столица камбоджийской провинции с таким же названием. Ангкорский археологический парк занимает примерно четыреста кв. км вместе с лесистой его территорией.


Храмовый комплекс Ангкор Ват на карте

Здесь находятся величественные реликвии столиц Кхмерской империи, существовавших в разное время с IX по XV века. Они включают и храм Ангкор Ват, о котором пойдёт речь в нашем рассказе. Ангкорский археологический парк с 1992 года находится под охраной ЮНЕСКО.

Открытие миру заново

Некогда великая Камбуджадеша была обескровлена бесконечными войнами с соседями и непомерными расходами на грандиозное строительство. В XIV веке она перестала существовать. Ангкор Ват постепенно пришёл в запустение, но окончательно заброшен не был, так как тут всегда жили монахи.

Спустя два века священное место посещают первые европейцы. Ими стали португальцы. Вначале купец Диогу ду Коуту опубликовал свои заметки путешественника. А через 36 лет и монах Антониу да Мадалена, посетив развалины храма, описал его в превосходных тонах.


Но по-настоящему европейцы заинтересовались святыней в 1860 году. В этот раз французы внесли свою лепту в привлечении внимания к святыне:

  1. Проповедник Шарль-Эмиль Буйево, издавший двухтомник своих впечатлений от посещения этого места.
  2. Естествоиспытатель и путешественник Анри Муо, популяризировавший среди западных людей великий кхмерский храм.
  3. Анри Эрнест Жан Пармантье, археолог, а впоследствии директор Французского института Дальнего Востока, который изучал, описывал в документах и участвовал в восстановлении памятников Ангкора.

Парижская колониальная выставка, которая проводилась в 1931 году, экспонировала макет святилища Ангкор Ват.


Модель Ангкор Вата в Королевском дворце, Камбоджа

Не обошлось и без варварских выходок. В 70-х годах часть построек и скульптурных изображений были повреждены полпотовцами. Ну а сейчас, охраняемый мировой общественностью, храм является достопримечательностью номер один в Камбоджийском королевстве, и как сюда добраться, подскажут в любом туристическом агентстве.

Те, кто здесь уже побывал, делятся с туристами своим опытом:

  1. Входной билет можно купить на день, три дня или неделю. Его нужно сохранять, так как контролёры периодически проверяют билеты. С билетом можно покидать комплекс любое количество раз в течение оплаченного времени и входить вновь. Он именной: на кассе сделают вашу фотографию, и она будет на билете.
  2. Подделка билета карается законом, равно как и разграбление и порча имущества Ангкора.
  3. В 5 часов утра здесь принято встречать рассвет, а закрывается комплекс в 17:30.
  4. Одеться нужно подобающим образом, закрыв плечи и колени. Головной убор спасёт вас от солнечного удара. А обувь, несмотря на жару, рекомендуют выбирать удобную, типа кроссовок, так как лестницы с каменными ступенями очень круты.
  5. Ну и совершенно очевидные истины: не стоит мусорить, курить, трогать изображения руками. Нужно уважительно относиться к и выполнять предписания указателей и табличек на территории.


Перед посещением храма, конечно, неплохо подковаться в теоретическом плане. Поэтому обратимся к описанию его архитектуры.

Архитектурные особенности

Ангкорианский стиль, в котором построено это святилище, сочетает черты как кхмерской, так и индуистской архитектуры. Это храм-гора, олицетворяющий , в сочетании со множеством галерей. Постройка состоит из трёх прямоугольных террас, составляющих пирамиду.

Внутренний прямоугольный двор занимает двести гектаров. Его окружает стена высотой в четыре с половиной метра. С внешней стороны стены больше чем на три с половиной километра тянется ров, наполненный водой.

По его краям земля расчищена от джунглей на ширину тридцать метров. Ширина рва – сто девяносто метров, и считается, что именно он спас храм от гибели и от нашествия диких животных из джунглей в годы забвения.


Башни Ангкор Вата

Неповторимую красоту монастырю придают пять башен. Каждая из них по форме напоминает цветок лотоса. Башня, которая в центре, возносится в небо на шестьдесят пять метров. Она выше остальных четырёх на сорок два метра.

Кхмерские верующие не ходили в храмы: здесь обитали их боги. Вовнутрь можно было заходить лишь представителям духовенства и правителям. Агкор Ват также служил усыпальницей Сурьявармана II.

Вход в храм осуществляется через западную гопуру (башню над воротами), считающуюся главной. Она состоит из трёх полуразрушенных башенок, за которыми поначалу не видно гигантского основного здания, и является его подобием по форме. Выйдя из гопуры, путник проходит к храму по дороге, с обеих сторон которой тянется парапет с изваяниями змей о семи головах.

Дорога проложена по дамбе, сделанной из песчаника. Вероятно, дамбу ранее заменял деревянный мост. С восточной стороны к святыне ведёт земляная насыпь. Со всех четырёх сторон света есть гопуры, но три другие поменьше, чем западная.


Статуя Вишну в южной башне, Ангкор Ват, Камбоджа

В южной башне есть статуя Вишну. Предполагают, что он появился в ней позже, а первоначально его место было в центральном зале. Четыре гопуры на каждом из трёх ярусов соединяются галереями, украшенными по внешней стене квадратными колоннами.

Галереи настолько просторны, что в них, при желании, мог бы пройти слон. Из-за этого другое название гопур – «слоновьи ворота». Потолок галерей имеет украшения в виде каменных цветов лотоса. А стены имеют богатейшую отделку, более тысячи квадратных метров. Что это:

  • барельефы с сюжетами из истории кхмеров, древнеиндийского эпоса и индуистских мифов;
  • фигурки двух тысяч обворожительных полубогинь – апсар с замысловатыми изысканными причёсками;


Барельефы на стенах храма — апсары

  • грифоны;
  • скульптуры танцующих людей;
  • драконы с крыльями, запряженные в колесницы;
  • танцующие на спинах бегущих животных фигуры мужчин;
  • единороги;


  • воины с предводителями, шествующими верхом на слонах;
  • деваты.

На карте комплекса изначально были и городские постройки, и королевский дворец. Но все они разрушились со временем, так как были построены не из камня. Лишь очертания некоторых улиц сохранились до сих пор.

От главной дороги к храму перпендикулярно ей есть шесть пар боковых лестниц, по которым можно спуститься на территорию бывшего города. Здесь есть два здания библиотек, расположенных симметрично с обоих боков дороги, а перед ними – пруды. Эти водоёмы, как и терраса в виде креста, в которую переходит главная дорога, появились позже, чем другие элементы комплекса.


Тонкости постройки

Камни, служившие для постройки, настолько гладкие, что кажутся полированными. Никакого раствора для их сцепки не использовалось. Они так плотно прилегают к соседним камням, что швов вообще не видно.

Иногда в блоках вообще отсутствуют соединения, их удерживает сила тяжести. В большинстве блоков исследователями были замечены множественные отверстия около трёх сантиметров в длину и чуть меньше в сечении. Мнения об их назначении расходятся: одни учёные считают, что они предназначены для металлических прутов-соединений, другие – что они для соединительных деталей, при помощи которых облегчалось перемещение камней при монтаже.

Имеются сведения, что для приведения в действие блочного механизма использовались слоны. Канаты были сделаны из койра – среднего слоя стенки кокосов. Так камни поднимали на место.


Отверстия есть и в стенах. Это позволяет предположить, что некогда тут были панели из бронзы. Это было верхом шика в древности, но и привлекало мародёров.

Цифра, обозначающая количество песчаника, ушедшего на строительство этого памятника старины, впечатляет: свыше пяти миллионов тонн.Этот строительный материал доставляли с плато Кулен по реке Сиемреап.

По современным представлениям сооружение такой сложности должны были возводить несколько сотен лет. Тем не менее строительство Ангкор Ват завершили примерно за сорок лет – время жизни его основателя. Это свидетельствует, что строители обладали какими-то особыми знаниями и навыками.

И напоследок совсем сенсационная информация: учёные установили с помощью компьютерных программ, что расположение храмов комплекса Ангкор в точности соответствует расположению звёзд в созвездии Дракона, каким оно было во время восхода солнца за десять с половиной тысяч лет до нашей эры, в день весеннего равноденствия.Так что это чудо света , которому всего около тысячи лет, продолжает хранить свои тайны.

Заключение

Посетив храм Ангкор-Ват, даже закоренелые скептики признают, что знаменитое место обладает удивительной энергетикой и надолго западает в душу. Многие возвращаются сюда снова, и не единожды. В одном побывавшие здесь туристы единодушны: это чудо обязательно нужно увидеть собственными глазами хоть раз в жизни.


Ангко́р-Ват - гигантский храмовый комплекс, посвящённый богу Вишну, в Камбодже. Является крупнейшим из когда-либо созданных культовых сооружений и одним из важнейших археологических памятников мира. Построен во времена короля Сурьявармана II (1113-1150).

Ангкор-Ват расположен в 5,5 км к северу от современного города Сиемреап, столицы одноимённой провинции Камбоджи, и представляет собой часть храмового комплекса, сооружённого в районе древней столицы государства кхмеров, города Ангкора. Ангкор занимает площадь в 200 км²; недавние исследования свидетельствуют о том, что его площадь могла составлять около 3 000 км², а население достигало полумиллиона жителей, благодаря чему он был одним из самых крупных человеческих поселений доиндустриальной эпохи.

Он был открыт только в 19 веке французским путешественником Анри Муо. Его изумлённому взгляду предстали множество причудливых строений с проросшими в них деревьями и кустарниками. В настоящее время этот комплекс привлекает множество туристов со всего мира.

Кхмерский буддийский храм 13-го века в Ангкор-Ват, Камбоджа.

Деревья проросли сквозь постройки.

Ангкор-Ват с высоты птичьего полёта. Ясно виден окружающий ров с водой.

Пре Руп, один из многих разрушенных храмов Ангкор-Ват. Он был построен в 961 году, по приказу кхмерского короля Rajendravarman, который был здесь же и похоронен.

Статуя в храме Байон.

Терраса Ангкор-Тхом состоит из статуй слонов.

Причудливые сочетания деревьев и строений, коридоры и лабиринты Байон.

Apsaras, деталь нижнего фронтона. Байон стиль, конец 12 — нач. 13-го века, песчаник.

Терраса прокаженного короля в Ангкор-Тхом.

Бантей Срей (слева): это храм кхмерской архитектуры 10-го века, посвященный индуистскому богу Шиве. Banteay Samre (справа): расположен около 500 м к востоку от восточной Baray, является одним из храмов Ангкора.

Храм Бантей Срей является камбоджийским храмом 10-го века, посвященный индуистскому богу Шиве.

Построенный в конце 12-го века или в начале 13-го века: храм Байон, Ангкор-Тхом.

Сквозь корни и стволы деревьев проступает изображение Будды.

Буддийские монахи перед бассейном, который находится впереди центрального храма Ангкор-Ват.

Два небольших храма, Thommanon и Чао, расположены к востоку от Ангкор-Тхом.

Барельеф на стене в Террасе Прокаженного короля, часть Королевской площади Ангкор-Тхом — Ангкор-Ват.

Храм Та Пром, Ангкор, Камбоджа.

Барельефы и коридоры буддистского храма Ангкор Та Пром. Она восходит к 12-му веку и был построен царем Джаяварман VII, который считается одним из величайших правителей древней кхмерской империи.

Тесные переплетения корней деревьев и камней храма Та Пром.

Головы мифических персонажей расположены над рвом, ведущим к южным воротам Ангкор-Тхом.

Это искусственный остров с буддийским храмом Преа Хан Baray.

Phimeanakas был «построен в конце 10 века, во время правления Rajendravarman (941-968), а затем перестроена Suryavarman II в виде трехуровневой пирамиды, как индуистский храм.

Между Ангкор-Ват и Байон находится храм Пном Bakheng.

Prasat Преа Palilay.

Prasat Сестра Prat представляет собой серию из 12 башен в Ангкор-Тхом.

Вид на руины храма Преа Хан в Ангкор в Камбодже. Преа Хан был построен кхмерским королем Джаяварман VII в конце 12 века, посвящённый его отцу, Dharanindravarman II.

Корни деревьев и храм Та Пром.

Мальчик играет в бассейне перед центральным храмом Ангкор-Ват.

Закат над Ангкор-Ват.

Слева — Та Пром, справа — Ангкор-Ват.

Одно из самых знаменитых мест комплекса — пустой дверной проём в Та Пром.

Наряженная статуя в храме Байон. Здесь монахи разговаривают с духами.

Взгляд сквозь множество дверей храмового комплекса Ангкор-Ват.

Пруд Srah Srang был вырыт в середине 10-го века и лестница, по бокам которой статуи львов.

Храм 12-века посвящён Будде.


Храм Та Пром.

Ангкор — храмовый город кхмерской империи, расположенный на берегу озера Тонлесап. Хотя в список Новых Семи чудес Ангкор так и не включили, посетить древнюю столицу кхмеров — заветная мечта многих путешественников. Но что нам известно об Ангкоре? В нашем обзоре прошлое и настоящее священного города кхмеров, а также рассказ о главных храмах Камбоджи.

КАК ВОЗНИК АНГКОР?

Некоторые вещи в этом мире неизменны. Как известно, руины древнего города Ангкор расположены в центре современной Камбоджи. Тут любопытен тот факт, что и в древности Ангкор был не только политическим и религиозным, но и географическим центром империи кхмеров, так что получается, как ни крути, священный город вне зависимости от исторических пертурбаций был и остается центром страны.

Название Ангкор переводится как «город», и свой священный город кхмеры возвели в особенном месте. Он расположен между горой Пном Кулен и Великим озером, а протекает сквозь него река Сиемреап. В расположении рек, озера и горы кхмеры усматривали магический символизм. Пном Кулен считался своеобразным олицетворением горы Махендрапуры, где по легенде жил Шива, а река Сиемреап ассоциировалась со священной рекой Ганг, и, кстати, по легенде именно в эту область Камбоджи спустилась с небес богиня Ганга, запутавшаяся в волосах Шивы.

Строился Ангкор с седьмого века нашей эры по двенадцатый примерно по следующей схеме. Первый храмовый комплекс тут возвел император Индраварман Первый в 881 году нашей эры. Пример оказался заразительным, после Инравармана каждый следующий правитель кхмеров принимал решение построить в Ангкоре храм.

Возле храмов всегда возникали ашрамы, бассейны, лечебницы и дома простых жителей. Кстати, размер домов у кхмеров строго подчинялся иерархии, существовавшей в обществе, — чем ниже социальное положение, тем меньше должно быть жилище.

Большинство домов простых горожан были деревянными с крышей, крытой соломой, именно потому ни одно из этих сооружений до наших дней не сохранилось.

Из-за того, что каждый новый император возводил в Ангкоре очередной храмовый комплекс, центр города постоянно смещался в зависимости от того, какой храм в тот или иной период времени считался здесь главным. В конце-концов территория Ангкора разрослась аж до 200 километров.

Таким образом, примерно с десятого века нашей эры по конец пятнадцатого века Анкор был городом-миллионником, при этом он являлся не только религиозной, но и политической столицей кхмерской империи, господствовавшей в то время в Юго-Восточной Азии.

К сожалению, в пятнадцатом веке город захватили сиамцы. После разграбления и эпидемии, которая случилась здесь немногим позже, Ангкор опустел. Вскоре город полностью поглотили джунгли, и многие храмы кхмеров были заново открыты археологами лишь в девятнадцатом веке.

РАСЦВЕТ ИНДУИСТСКОГО АНГКОРА

Расцвет Ангкора пришелся на одиннадцатый и двенадцатый века. Конечно, многие из местных храмов значительно более древние, но самые красивые из сохранившихся (включая легендарный Ангкор-Ват) были построены именно в этот период.

На фото: бассейн у входа в Ангкор-Ват

Путешественники, посещавшие Ангкор в то время, называли столицу кхмеров городом-королевством, ведь на его территории помимо знаменитых храмов располагались лечебницы, бассейны, постоялые дворы и множество ашрамов.

Поражала иноземцев и система водоснабжения, существовавшая в Ангкоре: каналы, дамбы и бассейны, именуемые бараями. Ну, и конечно, Королевский дворец, отстроенный в Ангкоре, был настоящим воплощением роскоши и символом могущества империи.

АНГКОР-ВАТ

Знаменитый Ангкор-Ват — храмовый комплекс, посвященный богу Вишну, самое крупное культовое сооружение в мире — был построен императором Сурьяварманом во второй четверти XII века.

Нужно сказать, что у всех храмов Ангкора есть общие черты, и дело тут не только в барельефах, на которых традиционно изображаются знаковые сцены из индуистской мифологии, к примеру, великое пахтание — процесс, в результате которого боги и демоны получали амриту — напиток, дарующий бессмертие.

На фото: внутренний двор Ангкор-Вата

Своей структурой храмы кхмеров более всего напоминают пирамиды, сложенные из крупных камней (Ангкор-Ват, к примеру, состоит из трех пирамид). Подобные конструкции получили название храм-гора.

Еще один интересный момент. В кхмерской традиции храм — не место для молитв, но место жительства богов, поэтому простым смертным вход внутрь был заказан, беспрепятственно войти в храм могли только священнослужители и представители аристократии.

На фото: внутренний двор и барай Ангкор-Вата

Ангкор-ват — олицетворение классической кхмерской архитектуры. Прямоугольная конструкция, окруженная рвом; храм-гора, который венчают три пирамиды.

Однако от всех остальных храмов города Ангкор-Ват отличают два важных момента. Во-первых, это первый храм, посвященный Вишну, все предыдущие храмы города посвящались только Шиве. Во-вторых, Ангкор-Ват «смотрит на запад», хотя все остальные храмы Ангкора ориентированы на восток, то есть по направлению к восходящему солнцу. Хотя сегодня в храм открыт доступ всем желающим, посетителям Ангкор-Вата необходимо соблюдать дресс-код, в шортах вас внутрь не пустят.

Впрочем, гораздо интереснее рассматривать не внутреннее убранство храма, а барельефы, украшающие его стены, они представляют собой превосходные иллюстрации сцен из индийской мифологии.

На фото: барельеф «великое пахтание» в Ангкор-Вате

Хотя Ангкор-Ват и был основан как индуистский храм, уже в шестнадцатом веке он «перешел в буддизм» и продолжает оставаться буддийским святилищем по сей день.

На фото: статуя Будды в Ангкор-Вате

Еще один любопытный нюанс: Ангкор-Ват никогда не был полностью заброшен. Несмотря ни на что, здесь всегда проводились службы, именно поэтому храмовый комплекс дожил до наших дней в гораздо лучшем состоянии чем даже более поздние постройки кхмеров.

БУДДИЙСКИЙ АНГКОР

За свою историю Ангкор успел побыть и индуистским, и буддийским храмовым городом.

Дело в том, что изначально кхмеры исповедовали иудаизм, но к концу двенадцатого века его вытеснил буддизм. Самое большое число буддийских храмов в Ангкоре понастроил Джаяварман VII, правящий страной кхмеров в конце двенадцатого века. Кстати, по мнению некоторых историков, император не только строил храмы, но и был моделью для скульпторов, ваявших в этих храмах лики Будды.

АНГКОР-ТХОМ

Главный шедевр Джаявармана VII — храмовый комплекс Ангкор-Тхом . По задумке императора, Ангкор Тхом (в переводе «Большой город») должен был стать отдельным городом внутри Ангкора, столицей внутри столицы кхмерской империи.

Сказано — сделано. Ангкор-Тхом стал не просто комплексом сооружений, это место представляло собой уменьшенную модель мироздания, какой ее видели кхмеры. «Большой город» представляет собой квадрат, защищенный крепостной стеной и рвом, наполненным водой. Таким кхмеры представляли мир — участок суши, окруженный водой.

Вокруг города были проложены каналы, а внутри созданы бассейны-бараи, в которых, как ни парадоксально, разрешалось совершать омовения даже женщинам.

По крайней мере, о коллективных купаниях представительниц прекрасного пола рассказывает китаец Чжоу Дагуань, посетивший Ангкор в тринадцатом веке. На башнях Ангкор-Тхома и стенах, окружающий большой город, можно увидеть лики Будды. Внутрь города ведет дорога, которую «охраняют» скульптуры демонов и богов.

Внутри города сразу несколько любопытных объектов. Первый — — государственный храм Джаявармана VII, он по праву считаемся вторым после Ангкор-Вата храмом Ангкора.

Издалека храм кажется простым нагромождением камней, но когда к нему подходишь ближе, то понимаешь, что это самые настоящие пирамиды, украшенные изображениями Будды. Венчают Байон 54 башни — именно из такого числа провинций состояла древняя империя кхмеров. В восточной части Ангкор-Тхома располагается Терраса Слонов, которую легко узнать по скульптурам слонов и барельефам, изображающим сцены охоты. По общепринятой версии именно тут восседал император во время торжественных церемоний.

Сейчас близ Байона постоянно можно наблюдать личностей, изображающих Шиву, гаруду или апсар. Цена за фото с ними — традиционные 5 долларов.

ТА ПРОХМ

Второй храмовый ансамбль, возведенный Джаяварманом VII, — — видели все те, кто смотрел фильм «Лара Крофт — расхитительница гробниц», ибо снималась картина как раз на территории этого комплекса. Храм посвящен матери императора.

Во времена Джаявармана VII в Та Прохм проживало более 12 тысяч человек, внутри храм был декорирован золотом и драгоценными камнями, а на территории комплекса располагались больницы, в каждой из которых служили не только врачи, но и священники с астрологами.

На фото: деревья, оплетающие храм Та Прохм

Сегодня гигантский храмовый комплекс представляет собой руины, а крыши и стены зданий оплетают корни деревьев. Зрелище прекрасное и жуткое одновременно. .

На фото: руины и деревья в Ангкоре

ПРEАХ КХАН

Название Преах Кнах переводится как «меч славы» или же «победа», потому что именно такое имя носил меч все того же Джаявармана VII. Храм посвящен победе императора над чамами, в результате чего страна чамов стала провинцией Камбоджи.

Как и все оккультные постройки Ангкора, Преах Кнах огромен, храмовый комплекс в купе с больницей и постоялым двором для паломников занимал площадь равную примерно 56 гектарам.

Особенность Преах Кхана в том, что храмовый комплекс со всех сторон был окружен рвами, по ним поступала вода в резервуары и водохранилище, в центре которого была возведена пирамида.

Помимо храма-пирамиды внимания заслуживают местные статуи (они сохранились в удивительно приличном состоянии) и барельефы: скульптуры, изображающие гаруд, и барельефы с танцующими апсарами встречаются тут на каждом шагу.

Кстати, по словам ученых именно Преах Кхан в древности был местом действия любопытного ритуала. Здесь проводились празднования в честь Будды: статую Будды наряжали в роскошные одежды, повара готовили специально для статуи еду, а музыканты и танцоры развлекали статую представлениями. Безусловно, сейчас никаких подобных ритуалов в Преах Кхане не проводят, но храм не то, чтобы совсем заброшен, здесь по-прежнему возжигают благовония и свечи.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]