Open
Close

Доктор богословия игорь корнильевич смолич. Церковные ученые степени

Богословие и смежные предметы.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В Великобритании степень доктора богословия - англ. Doctor of Divinity (D.D.) - традиционно является самой престижной из докторских степеней степенью «Доктора Университета», примерно соответствующей российской степени доктора наук. Её не следует смешивать со степенью доктора теологии - англ. Theology Doctor, ThD (D.Theol.) - первоначальный докторат, присваеваемый за исследования, и примерно соответствующий российской степени кандидата наук, в данном случае - богословия.

    Далее по важности следуют степени доктора юриспруденции (Legum Doctor) (или доктор гражданского права - Doctor of Civil Law), доктора медицины (Medicinæ Doctor), доктора гуманитарных наук (Litterarum doctor), доктора естественных наук (Scientiæ Doctor) и доктора музыки . Своим высоким статусом степень Divinitatis Doctor обязана традиционной связи британских университетов с христианской церковью. По мере секуляризации университетов в XX веке степень Divinitatis Doctor утрачивает своё прежнее значение, хотя официально всё ещё является высшей докторской степенью в английских университетах в Оксфорде, Кембридже, Дареме , а также в шотландских университетах св. Андрея, Глазго, Абердина .

    США

    В США степень Divinitatis Doctor чаще всего даётся honoris causa . В США не существует системы «высших докторских степеней» («higher doctorates»), поэтому высшие степени в академическом богословии - доктор философии и доктор богословия (Doctor of Theology) или доктор священного богословия (Doctor of Sacred Theology).

    Другие докторские степени в области богословия - Doctor of Biblical Studies , Doctor of Practical Theology , Doctor of Ministry .

    Российская империя

    В Российской империи учёные степени в духовных учебных заведениях были учреждены в начале XIX века .

    Доктором богословия мог стать магистр академии. Для получения степени доктора магистр должен был написать сочинение на латинском или русском языке , которое вносилось в конференцию в установленном порядке. Сочинение должно было состоять: «a) или из ответа на одну какую-нибудь из задач, конференцией предложенных к разрешению; b) или из открытия новых способов улучшить которую нибудь из наук к духовной учености относящихся: c) или из произвольно избранного сочинителем содержания, которое может иметь особенное влияние на пользу церкви».

    «Пространство предложенного сочинения достаточным, а достоинство онаго уважительным признается: а) когда сочинитель обдумал избранный им или от конференции назначенный ему предмет со всех возможных сторон: b) когда столько написал об оном, сколько должно было написать; с) когда таким точно слогом изъяснился, какой сроден сущности предмета».

    Устав также определял, что звание доктора не должно даваться за: «a) За переводы. b) За проповеди, разве бы кто постоянным упражнением в сем роде, и чистотой христианского учения, отличился особенно и заслужил общее одобрение. c) За сочинение, без особливого труда выбранные из других книг отечественных, или иностранных». В Уставе были прописаны нравственные требования к претендентам на звание доктора.

    «Никакое совершенство сочинения не должно доставить звания доктора тому, кто чистым и неукоризненным образом жизни не засвидетельствовал о себе вышнего звания быть учителем христианским. Конференция всемерно должна стараться иметь о сем верные сведения».

    Современное использование

    Степень Divinitatis Doctor чаще всего даётся honoris causa людям, чьи выдающиеся труды связаны с религией. В большинстве англоязычных университетов студенты, защитившие диссертацию на соискание докторской степени, получают степень доктора богословия (Doctor of Theology), а не Divinitatis Doctor. Согласно мнению Национального научного фонда США, эта степень эквивалентна в настоящее время степени доктора философии .

    В России

    В настоящее время на территории Российской Федерации присвоение учёной степени «доктор богословия» не относится к компетенции Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации .

    В России и на Украине степени доктора богословия присваиваются в следующих образовательных организациях:

    • Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия - совместная программа с западными университетами с присвоением степени «Доктор теологии II степени» или «англ. Doctor of Divinity » (в европейской классификации)
    • Славяно-Греко-Латинская Академия - совместная программа с западными университетами с присвоением степени «Доктора богословия англ. Doctor of Theology »
    • Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет - только «Кандидат богословия ».

    Законодательство РФ о богословских степенях.

    11 октября 2015 года в России был принят Паспорт научной специальности по направлению теология, предполагающий защиту кандидатских и докторских диссертаций по данному направлению . В соответствии с ним будут присваиваться степени кандидатов и докторов только по философским, историческим, филологическим, педагогическим, культурологическим и искусствоведческим отраслям наук. Кандидатов и докторов теологии в соответствии с данным паспортом специальности не присваивают.

    Вместе с тем, согласно Закона об образовании в Российской Федерации, Положений об лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации, Федеральным образовательным стандартам по направлению теология - богословские степени и богословские звания, присужденные и (или) признанные на территории Российской Федерации или за рубежом признаются . Присуждение и (или) признание богословских степеней на территории Российской Федерации законодательно не регламентировано, в связи с чем де-юре и и де-факто признаются богословские степени, присужденные за рубежом и подтвержденные Апостилем , государства выдавшего богословскую степень (Doctor of Divinity и Doctor of Theology). Также де-факто признаются богословские степени выданные образовательными организациями, принимающими защиту богословских степеней в рамках дополнительного образования, однако в рамках действующего законодательства, они могут быть легитимны в статусе почетной степени Honoris Causa по богословию.

    См. также

    Примечания

    1. https://www.ox.ac.uk/sites/files/oxford/field/field_document/Degree%20ceremony_201617_web.pdf
    2. Криворученко В. К. // Официальный сайт Московского гуманитарного университета . Автор - доктор исторических наук , профессор кафедры истории

    Президиум Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Минобрнауки России одобрил паспорт новой научной специальности «теология». Об этом сообщается на сайте ВАК.

    Эта новость вызвала не только радость, но и удивление, и споры. В интервью ректора Православного Свтяо-Тихоновского университета протоиерея Владимира Воробьева, данного еще до утверждения теологии в ряду научных специальностей, рассказывается о причинах борьбы за признание теологии наукой.

    Иностранка

    – Что происходит с теологией в Европе?

    – Теология – это древнейшая наука. Именно с нее начинались первые европейские университеты, некоторым теологическим факультетам уже около 1000 лет. В самых знаменитых университетах теологические факультеты имеют большой авторитет. Доктор теологии – это на западе почетная учёная степень.

    Когда у нас звучат фразы о том, что теология – не наука, в Европе над этим могут только смеяться, для них это все равно что объявить, что математика – это не наука.

    – А как в России?

    – В России же за 70 лет советской власти настолько серьёзно изменился менталитет, что даже люди учёные, имеющие научные степени, слыша слово теология, начинают фантазировать: теология – наука о Боге? Что за наука о Боге, и при чем тут ВАК? Это мы слышим и в Министерстве образования, и в Академии наук.

    Помню, как ещё в 1960-е годы в Кратком философском словаре было написано, что кибернетика – это буржуазная лженаука. Там же и генетика была. У нас, к сожалению, никак не могут освободиться от такого способа мышления.

    – Что такое теология?

    – Современная теология – это крупное образовательное направление, или, говоря в терминологии ВАКа, укрупнённая научная специальность: комплекс специальностей и наук. В неё входят такие науки, как история вероучений, библеистика, историческая литургика, история Церкви, церковная археология, церковное искусство, патрология (наука о христианской письменности – богатейшей области древней письменности), ряд психологических дисциплин, христианская этика, христианская философия, церковное право, каноника. Все эти дисциплины представлены в западном образовании и являются неотъемлемой частью европейской гуманитарной культуры.

    – Православный Свято-Тихоновский университет возник в каком-то смысле стихийно.

    Когда в конце 80-х годов прошлого столетия появилась возможность открыто говорить о христианстве, к нам обратились с просьбой читать лекции о православии. В течение нескольких лет мы проводили лектории: сначала по 4 лекции, потом годовые.

    И наши слушатели спросили, не можем ли мы устроить что-то более серьёзное и систематическое?

    – То есть это был запрос «снизу»?

    – Да, и мы решили организовать курсы (в 1991 году), а затем студенты и преподаватели сказали: давайте сделаем институт. Курсы, по благословению Патриарха Алексия II были преобразованы в Свято-Тихоновский Богословский Институт.

    Потом мы узнали, что в государственном перечне образовательных направлений, оказывается, уже имеется бакалавриат то теологии. Туда теологию внесли без наших хлопот, без каких-либо усилий со стороны Церкви. Инициатива эта принадлежала, как это ни парадоксально, бывшим научным атеистам.

    – В чем была их мотивация?

    – После перестройки они остались без работы, и в стремлении обеспечить себя трудовой деятельностью они ввели в перечень образовательных направлений религиоведение и теологию. Стандарт по теологии отличался от стандарта по религиоведению буквально двумя фразами. И оба стандарта были атеистическими.

    – Подождите, атеистический стандарт по теологии?

    – Это парадокс, но факт. Тем не менее, это дало нам возможность получить лицензию. Через несколько лет стали вводить образовательные стандарты второго поколения, и тут мы взбунтовались и сказали, что не может существовать теология, преподаваемая по атеистическому стандарту. Нужен конфессиональный стандарт. Оказалось, что это непонятно и трудно для нашего Министерства образования.

    – Как это, конфессиональный стандарт? Ну, введите, мы не умеем. Только вы помните, что у нас страна поликонфессиональная, значит, стандарт должен быть и для православных, и для мусульман, буддистов и иудеев. Одна теология для всех должна быть, мы не можем водить 20 разных теологий.

    А мы понимаем, что не может быть одного стандарта для христиан, мусульман и буддистов. Что же делать? И тут нас озарила счастливая идея. Мы предложили ввести поликонфессиональный стандарт.

    Это стандарт похож на куст. У него одно основание, один корень, в который входят общие дисциплины вроде истории России, английского языка, истории культуры, ОБЖ и т.д. Затем эти стандарты разветвляются по конфессиям. Каждая религия выбирает себе свою ветвь из пучка стандартов.

    Министерство согласилось на такой подход, и мы его осуществили. Причем, мы сделали шаблоны для всех религий, так что они все нам были очень благодарны.

    Такой стандарт и был утвержден министерством и стал государственным. В нашей стране появилось государственное религиозное образование. Легитимное религиозное образование. Это настоящее преодоление декрета Ленина об отделении Церкви от школы и Церкви от государства!

    Осознавать это стали позже.

    – А на тот момент было ли сопротивление сверху?

    – И очень большое – нужно было преодолеть множество препятствий. Менталитет русского человека ещё совершенно не свободен от последствий советского периода. Приходится убеждать людей в самых элементарных вещах.

    Теперь мы выдаем нашим выпускникам дипломы государственного образца. В 2008 году был принят Закон об аккредитации духовных школ, и наш стандарт пригодился теперь для всех Духовных Семинарий и Академий Русской Православной Церкви. Наш университет оказался ледоколом. Теперь уже никто не спорит про государственный стандарт по теологии.

    Так, несомненно, будет и тогда, когда теологию внесут в Перечень научных специальностей. Все сразу, как по команде, забудут, что теология якобы не наука.

    Преподает

    Магистратура:

    Экзегетика Священного Писания

    Общий педагогический стаж:

    Стаж работы по специальности:

    Библиография

    На русском языке:

    1. Понятие образа и подобия у архимандрита Софрония // Богословие, философия, культурология. № 4. СПб., 2001. С. 101–117.
    2. Архимандрит Софроний и Давид Бальфур // Церковь и время 2001. № 2 (15). С. 170–183.
    3. Основные вехи богословского становления архимандрита Софрония // Церковь и время 2001. № 3 (16). С. 229–270.
    4. Учение архимандрита Софрония о старчестве // Начало / Журнал Института богословия и философии. СПб, 2001. № 10. С. 84–112.
    5. О причинах иконоборческих споров согласно трактату преподобного Иоанна Дамаскина «Первое защитительное слово против отвергающих святые иконы» // Альфа и Омега 2001. № 2 (28) и 3 (29).
    6. Подвиг Богопознания // Архимандрит Софроний. Подвиг Богопознания. Письма с Афона к Д. Бальфуру. М., 2002. С. 25–38.
    7. Архимандрит Софроний. Рождение в Царство Непоколебимое / Предисловие. М., 2001. С. 11–15.
    8. Архимандрит Софроний. Письма в Россию / Предисловие. М., 1997. С. 7–16.

    На английском языке:

    1. I Love Therefore I Am. The Theological Legacy of Archimandrite Sophrony. New York: St Vladimir"s S. Press, 2002.

    2. The Theology of Archimandrite Sophrony. D. Phil. Thesis. Oxford, 1999.

    3. Monastic life according to Father Sophrony // Sourozh, № 99. London, 2005. C. 29–41.

    4. St Silouan the Athonite and Archimandrite Sophrony // Conomos D. and Speake Gr. (eds.). Mount Athos The Sacred Bridge: The Spirituality of the Holy Mountain. Oxford: Peter Lang, 2005. C. 141–162.

    На французском языке:

    1. L"Archimandrite Sophrony; Esquisse // Buisson Ardent № 10. Pully, 2004. C. 107–126.

    J"aime done je suis: Le legs theologique de 1"archimandrite Sophrony. Пер. Michel Quenot. Paris, 2005.

    1. Архимандрит Софроний. Единство Церкви по образу Святой Троицы // Рождение в Царство Непоколебимое. М., 2001, С. 50–90.

    2. Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы 51–57 // Церковь и время 2000. №4 (13). С. 328–355.

    Биография

    В 1982 г. окончил 9 классов средней общеобразовательной школы № 116 в Москве и поступил в Московское государственное музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.

    В 1986 г. получил диплом преподавателя теории музыки.

    С 1986 по 1988 г. проходил военную службу в армии.

    В 1989 г. совершил паломническую поездку в монастырь Св. Иоанна Предтечи в Великобритании, основанный архимандритом Софронием Сахаровым, по благословению которого был принят в братию монастыря.

    В 1990 г. рукоположен в сан диакона.

    С 1990 по 1991г. проходил курсы английского языка в Кольчестере (Colchester Institute, U.K.), по окончании которых получил следующие сертификаты: Первый Кембриджский Сертификат (Cambridge First Certificate) и Кембриджский Сертификат Квалифицированного владения языком (Cambridge Proficiency).

    В 1992 г. поступил в Оксфордский Университет (Великобритания) на богословский факультет в колледж «Пемброук» (Pembroke Colledge, Oxford).

    1996 г. окончил с отличием полный курс бакалавра (ВА Honours in Theology), продолжил образование в Оксфордском университете и в 1997 получил звание магистра (MA Honours).

    В 1999 г. защитил докторскую диссертацию по теме «Богословие архимандрита Софрония», получив звание «Доктор богословия» (PHD in Theology).

    В 2001 г. проходил обучение греческому языку в Афинском лингвистическом центре и в 2002 г. в Аристотелевском университете (Салоники, Греция).

    В 2001 г. принял монашеский постриг и был рукоположен в сан священника.

    Принимал участие и выступал с докладами в различных богословских конференциях: в Международном конгрессе по Свт. Григорию Паламе (Афины, 1998) и др.

    С 2004 г. преподает в Кембриджском Православном Институте, читая курсы лекций по русской религиозной мысли XIX–XX веков и по Новому Завету.

    С 2006 г. зачислен в коллегию Эссекского Университета (Великобритания) накафедру «Психоаналитики».

    С 2006 г. преподает Экзегетику Священного Писания на Кафедре библеистики в МДА.

    В 1916 года окончил гимназию в Жмеринке. В 1916 году по желанию отца, преподававшего физику и математику в гимназии, поступил в Киевский политехнический институт. Но проучился там недолго, и поступил на историко-филологический факультет Киевского Университета.

    Вступил в Белое движение, сражался боевым офицером в армии Корнилова и Деникина. С остатками разбитой армии барона Врангеля в 1920 году он покинул родину. В Константинополе он перебивался заработками ночного сторожа и помощника повара.

    В 1923 году получил стипендию, позволившую ему продолжить образование в Берлине. Поступил на отделение экономики Русском научный институте, где слушал Н. А. Бердяева, Л. П. Карсавина, А. А. Кизеветтера, В. А. Мякотина и В. В. Стратонова.

    В 1925 году поступил в Университет Фридриха Вильгельма, где изучал историю России, историю Русской Церкви, и нашел там себе покровителя и друга, в лице знаменитого учёного-слависта Макса Фасмера, автора «Этимологического словаря русского языка». По замечанию самого Смолича, дружба с Фасмером сильно повлияла на всю его дальнейшую научную деятельность.

    Был активным прихожанином Воскресенского кафедрального собора в Западном Берлине и членом Русского студенческого христианского движения (РСХД), с 1925 года — казначей Германского отделения РСХД. В это же время Смолич активно сотрудничал в религиозно-философских журналах «Путь» и «Вестник РСХД», что принесло ему известность в русских церковных кругах.

    В 1936 году была опубликована его первая крупная работа — «Жизнь и учение старцев», посвящённая русскому старчеству. В нём Смолич исследовал аскетический опыт Оптинских старцев, их влияние на различные круги русского общества. Затем он защитил докторскую о жизни и мировоззрении Ивана Васильевича Киреевского, который был тесно связан с оптинскими старцами.

    После войны, когда в Германии была безработица, голод, Смолич зарабатывал на жизнь, торгуя книгами. А потом, когда положение в Германии стабилизировалось, он стал сотрудником Восточноевропейского института при Свободном университете в Западном Берлине. Он входил в НИИ этого университета, где продолжал изучать историю.

    В это время Смолич являлся прихожанином Воскресенского собора в Западном Берлине, кафедрального собора Германской епархии Московской патриархии.

    Целью научных трудов Игоря Смолича было создание монументального свода по Истории Русской Церкви. Сам он писал о том, что, исходя из насущных церковных потребностей, он решил «предпослать истории более раннего периода церковную историю XVIII—XIX веков, то есть периода, начатого глубокими преобразованиями Петра Великого». Однако именно этот труд по истории Синодального периода стал вершиной его научной деятельности.

    За свою научную деятельность историк получил степень доктора философии, а в 1964 году Свято-Сергиевский Богословский институт присудил ему звание доктора богословия honoris causa.

    Ему не суждено было осуществить свой всеобъемлющий замысел. В 1970 году историк почувствовал все увеличивавшийся упадок сил и с большим трудом почти сумел завершить второй том своей Истории Синодального периода. Работа над церковной историей России от Крещения до 1700 года так и осталась на подготовительной стадии.

    Скончался 2 ноября 1970 года в Берлине. Похоронен на православном кладбище Тегель в Западном Берлине.

    И стоит ли его искать или лучше, подобно большинству людей, спокойно плыть по течению? Тысячи людей по всему миру всё чаще задаются подобным вопросом. Может быть, ответить на него нам поможет доктор богословия и служитель Церкви адвентистов седьмого дня Феликс Понятовский, который не понаслышке знает, что такое поиск жизненного предназначения.

    - Феликс Климентьевич, вы с самого детства хотели стать богословом и служителем церкви?

    - Нет. Я никогда не мечтал и не думал, что стану богословом. Я родился ещё в Советском Союзе, и моя семья не была верующей. Я учился в обычной школе, и у меня были обычные мечты. Конечно, я мечтал кем-то стать, чего-то добиться в этой жизни, но мечты менялись по мере моего взросления.

    Очень сильно на меня повлиял юношеский романтизм. Я любил читать книги о приключениях, путешествиях и решил нечто подобное воплотить в своей жизни. Но в Советском Союзе далеко путешествовать просто так было невозможно. И я понял, что единственный способ путешествовать - это стать моряком.

    - Вам нравился процесс обучения в мореходке или вы разочаровались в своём выборе?

    - Если говорить о самом учебном процессе, то, как и в любом учебном заведении, есть предметы, от которых ты просто в восторге, потому что они тебя вдохновляют, а есть те, после которых тебя охватывает депрессия.

    Профессия моряка мне очень нравилась. И хотя потом я понял, что она не так романтична, как мне казалось, всё же я любил её.

    Однако к тому времени я стал верующим человеком, ходил в церковь и осознал, что невозможно будет совмещать профессию моряка с моими религиозными убеждениями. Поэтому внутри меня долгое время шла борьба. Я не знал, как правильно поступить: оканчивать это учебное заведение или оставить учёбу прямо сейчас? Сказать по правде, для меня это был весьма непростой вопрос.

    - Откуда возникло желание стать богословом и служителем церкви? Ведь эта сфера деятельности радикально отличается от работы во флоте!

    - В студенческие годы меня заинтересовала Библия. Но я не хотел играть в религию. Я желал стать по-настоящему духовным, верующим человеком. Вот тогда и начались мои поиски Бога. Я стал ходить в церковь, ежедневно читать Священное Писание. Я столкнулся с тем, что многое из прочитанного в Библии мне непонятно. Мне очень хотелось понимать эту книгу глубже, чем большинство людей! Я осознавал, что для этого мне необходимы особые знания или, скорее даже, особое образование. Тем не менее, мечта понимать Библию продолжала расти в моём сердце.

    - Очень интересно! Давайте вернемся к учёбе в мореходке. Чем же закончилась ваша внутренняя борьба?

    - Я всё же решил получить диплом, а уже потом думать, работать мне по специальности или нет. В то время после выпуска было распределение по местам работы. Меня определили в Мариуполь, но я не поехал. К тому времени я уже твёрдо решил, что не буду связывать свою жизнь с профессией моряка, потому что тогда мне придётся идти на компромисс с моими принципами и духовными убеждениями.

    - Это весьма благородное и мужественное решение, но ведь необходимо на что-то жить. Что вы делали дальше?

    - Следующие несколько месяцев я пробовал себя реализовать в небольшом бизнесе. Не всё шло гладко. И тут мне предложили служение пастора в одной небольшой церкви. Я подумал, что это слишком возвышенное и сложное призвание, и у меня ничего не получится. Ведь для этого необходимо очень хорошо знать Библию, уметь проповедовать, общаться с людьми. У меня на тот момент, как я полагал, таких навыков не было. Я был уверен, что смогу продержаться максимум месяц, и на том вся эта затея закончится. Но так получилось, что я совершал пасторское служение на протяжении целого года, после чего мне предложили получить богословское образование в Заокской духовной семинарии. А когда на учёбу направляет Церковь, это означает, что основную часть расходов за обучение она берёт на себя. Я без колебаний принял это предложение. Вот таким образом Бог начал осуществлять мою новую мечту.

    - Это удивительно! Однако быть моряком куда более престижно и финансово выгодно, чем служителем церкви! Насколько тяжело было отказаться от такой заманчивой перспективы из-за религиозных убеждений?

    - Это было непросто. Мой отец, узнав, насколько прибыльна профессия моряка, какое-то время доставал меня вопросами: «Когда ты одумаешься и будешь работать по своей специальности?» Но тогда я уже начал созревать как личность и сумел осознать, что лучше сейчас оставлю эту мечту, чем потом всю жизнь буду мучим угрызениями совести, что пошёл наперекор своим принципам.

    Кроме того, моя первичная мечта - путешествовать по разным странам, увидеть мир - не умерла. Бог помог воплотить её в жизнь даже более удивительным образом, чем я мог представить. Моряки обычно видят мир из иллюминатора своего корабля. Ну, или, в лучшем случае, как туристы, не имея много времени на пребывание в той или иной стране.

    Мне же Бог позволил увидеть мир по-настоящему. В 2008 году Церковь направила нашу семью на учёбу на Филиппины, где мы с супругой получили докторскую степень. Мы находились там целых четыре года. Потом через пару лет после нашего возвращения в Украину я вновь имел возможность поехать на полгода за рубеж. На этот раз в Голландию. Это тоже был потрясающий опыт! Я без сомнений могу сказать, что, если на то будет Божья воля, Он может исполнить любые наши мечты!

    Как найти своё призвание

    1. Прислушиваться к себе.

    Если человек под воздействием внешних факторов выбирает работу, которая ему не нравится, он будет в дальнейшем мучиться всю жизнь. Необходимо прислушиваться к себе и искать работу, которая приносит удовольствие.

    2. Наибольше е удовольствие и удовлетворение приносит работа

    на которой ты можешь не просто заработать деньги, но и послужить другим. Настоящее счастье начинается тогда, когда ты живёшь не только для себя, но и для других.

    3. Необходимо прислушиваться к Богу.

    Нужно читать Божье Слово, Библию, и в молитве просить у Господа, чтобы Он показал, чего Он хочет от нас в нашей жизни. Я уверен, что у Бога для каждого из нас есть план. И если мы последуем этому плану, мы сможем стать по-настоящему эффективными в нашей профессии и достичь максимально высоких целей в жизни.

    Беседовал Олег БОКОВ
    adventist.ru
    Печатается с сокращениями