Open
Close

Днесь спасения нашего главизна тропарь. Благовещение Пресвятой Богородицы

Тропарь - жанр церковной гимнографии, краткое песнопение, выражающее суть празднуемого события. Ранние тропари писались ритмической прозой, в IV-V вв. появились стихотворные тропари.

Тропарь предпразднеству

Тропарь

Кондак - жанр церковной гимнографии, созданный преподобным Романом Сладкопевцем; в первоначальном виде представлял собой поэму из 20-30 строф. В современной его форме кондак - краткое песнопение, по форме и содержанию очень близкое к тропарю, так что тропарь и кондак вместе дополняют друг друга.

Кондак

Величание - краткое торжественное церковное песнопение, поющееся духовенством в центре храма перед праздничной иконой во время самой торжественной части всенощного бдения накануне дня праздника. Пение величания подхватывает хор, а затем и все собравшиеся в храме, и поют его до тех пор, пока священник совершает каждение всего храма.

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Задостойник - церковное песнопение, поющееся на литургии во время Евхаристического канона. На литургии святителя Иоанна Златоуста поется «Достойно есть...», на литургии святителя Василия Великого «О Тебе радуется...», но в двунадесятые праздники вместо «Достойно есть...» поются припевы и ирмос 9-й песни канона, отсюда и пошло название «задостойник».

Припевы

Благовествуй, земле, радость велию, / хвалите, небеса, Божию славу

Ирмос 9-й песни

Тропарь, глас 4-й
Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак, глас 8-й
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеея от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величание
Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

ТРОПАРИ К ВЕРБНОМУ ВОСКРЕСЕНЬЮ
(ВХОДУ ГОСПОДНЮ В ИЕРУСАЛИМ)

Тропарь, глас 1-й
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.

Тропарь, глас 4-й
Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.

Кондак, глас 6-й
На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати.

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Сразу за семью днями разгульного масленичного веселья начинается семинедельный период строгости, святости, воздержания.

«Весна постная» - так называет Православная Церковь время Великого поста. Для христиан, не прервавших живой связи с апостольской традицией, Великий пост - это время радости и укрепления сил в любви к Богу и Его творению, и только человеку, чуждому духовной жизни, может показаться, что это время уныния и мрака.

Начиная с древнейших христианских писателей, мы имеем свидетельства, что Великий пост (или Святая Четыредесятница) был установлен апостолами в подражание сорокадневному посту Иисуса Христа (Мф. 4.2). В пределах Апостольских (69 пр.) пост Святой Четыредесятницы считается обязательным.

Называется он Великим не только по количеству дней, но, главное, по важности и значению его для православных христиан. Как в древности, так и сейчас Великий пост остается временем покаяния, когда мы горюем и печалимся о собственных грехах.

Пост этот «есть дело из сильнейших средств к обузданию нашей чувственности, от преобладания которой над нами гибнет в нас все чистое и светлое» (протоиерей Григорий Дьяченко).

Великий пост начинается с Чистого понедельника, который следует за Прощеным воскресеньем, и продолжается, с учетом строгого поста Страстной седмицы, до Пасхи. По приблизительному расчету это время является десятой частью целого года. Поэтому святая Четыредесятница есть не что иное, как еще издревле узаконенная десятина Богу, которую мы посвящаем Ему как десятую часть нашей жизни.



В дни Великого поста значительно меняется характер богослужений. Святая церковь в эти дни отлагает всякую торжественность в своем богослужении. Прежде всего, среди недели не совершается полная литургия, которая служится только по субботам, воскресеньям и праздничным дням. Вместо нее по средам и пятницам полагается литургия Преждеосвященных Даров.

Церковь в Великий пост почти отменяет пение как выражение радостного состояния человеческого духа, а широко употребляет чтение. Все богослужения Великого поста совершаются тихо, медленно, с глубоким благоговением. Светильники возжигаются в малом количестве, царские врата открываются редко, перезвон допускается не часто, молящиеся в храме призываются к земным поклонам, коленопреклонению, падению ниц. Такие же черты в дни Великого поста несет на себе и домашняя бытовая жизнь христиан.

Образ хранения Великого поста был определен издревле. Древние христиане соблюдали этот пост с особой строгостью, воздерживаясь от вкушения пищи до 3 часов пополудни. В Великий пост не празднуются дни рождения, не совершаются браки. Каждый православный христианин в эти дни должен исповедаться и причаститься.

Великий пост был и остается временем наибольшего проявления милосердия и любви христианской: в эти дни освобождали пленных, прощали должников, облегчали участь преступников, помогали бездомным, сиротам, вдовам, посещали больных и заключенных, примиряли враждующих, принимали странников.

В постные недели менялся не только внутренний облик храмов и жилищ, но и внешний вид городов: закрывались питейные заведения, в первую неделю поста не работали лавки и магазины. Так было в не столь отдаленные времена, когда нравы людей укладывались в понятия благочестия, а многим соотечественникам нашим были доступны тайны Божественного откровения и близки высокие духовные идеалы.

В те годы Н. В. Гоголь писал: «Спокоен и грозен Великий пост! Кажется, слышен голос: "Стой, христианин, оглянись на жизнь свою". На улицах пусто. В лице прохожего видно размышление. Я люблю тебя, время думы и молитвы!»

И в наши дни Великий пост - время покаяния, когда верующий человек постом и молитвой очищает в себе помраченный образ Божий,

Для приготовления блюд в Великий пост у славян широко использовались крупы, грибы, фрукты, овощи, мука, мед, мак, изюм, варения, квашенья, соленья, в праздничные дни - рыба, икра. Эти продукты употребляются и сегодня по дарованному Господом имеющемуся достатку каждого.

Питание в Великий пост
ВЕЛИКОПОСТНОЕ МЕНЮ
Постные блюда Великого поста

Великий пост - самый продолжительный из всех многодневных постов. Согласно церковному положению, первые два дня и последний день поста рекомендуется обходиться без пищи, в остальные дни соблюдать умеренность и ограничивать себя в еде. Мясо, яйца, молочные продукты, животные жиры исключаются полностью. Растительное масло разрешается употреблять только по субботам и воскресеньям, а рыбу - в Благовещенье (7 апреля) и в Вербное воскресенье.

В дни памяти почитания святых тоже разрешается растительное масло. Рыбная икра допустима в Лазареву субботу. Для детей, болящих, беременных и путешествующих, по согласованию с духовником, может быть послабление, но только в рамках постной пищи.

Великий пост является важнейшим и древнейшим многодневным постом. Он напоминает о сорокадневном посте Спасителя в пустыне и имеет цель очистить дух человека молитвой и покаянием, а тело - определенным режимом питания и составом пищи. Длится Великий пост 48 дней и имеет свои особенности. Так, первая постная неделя отличается особой строгостью: нельзя покупать продукты на рынке, можно есть растительную пищу без масла. В пятницу первой недели готовят, освящают и едят «коливо», т. е. отваренную пшеницу с медом.

Все последующие недели, исключая четвертую и седьмую (последнюю), в рацион постящегося должны входить хлеб грубого помола, каши, сваренные на воде без сливочного масла, овощи, фрукты, иногда орехи и грибы, но никаких блюд из мяса, молока, яиц, никакой сдобы.

В пост возбраняется употреблять алкоголь и специи. Такой строгий рацион помогает вывести из организма шлаки, холестерин, очищает дыхание, помогает нормализовать вес.

Последняя, седьмая неделя Великого поста и особенно Страстная пятница требуют от постящегося строжайшего контроля за питанием. Разрешается употреблять в пищу сырые или полусырые овощи без жира и практически без соли.

Первая неделя Великого поста - Сборная. Понедельник Сборной недели называется чистым: люди моются, меняют белье, прощаются с буйным масленичным весельем. В этот день пекли ритуальное блюдо «жиляники» - замешанные на воде и выпеченные без жиров коржи. Они служили обедом; в этот день нельзя было есть горячую еду. «Жиляники» тяжело жевать, отсюда и название. Ели эти пресные коржи с тертым хреном, смешанным со свекольным квасом, заедали тертой редькой.

Шестая, предпасхальная неделя Великого поста - Вербная. Основные обряды, поступки, действия, связанные с этой неделей, совершались в воскресный день, в Вербное воскресенье. Весь этот день проходит под знаком освященной вербы. Растение это, особенно сережки, распустившиеся почки, повсеместно считалось целебным, наделенным особой силой. В старину в Вербное воскресенье обязательно варили ритуальную вербную кашу.

Седьмая, Страстная неделя посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя, его страданиям на кресте, смерти и погребению. По величию и важности совершившихся событий каждый день этой недели именуется святым и великим. С апостольских времен дни Страстной недели были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводили ее в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия.


Заметил, что в иконостасах бывают разные иконы, но почти во всех храмах на Царских вратах изображено Благовещение. Почему? Отвечает протоиерей Николай ЧЕРНЫШЕВ


Одна из секций Рождественских чтений была посвящена храмовой архитектуре. В ходе дискуссии священник и архитектор Андрей Юревич поставил коллег перед проблемой отсутствия в Русской Православной Церкви современной церковной архитектуры


6 мая Церковь празднует память одного из самых почитаемых христианских святых - великомученика Георгия Победоносца. С его именем связано много различных, порой не очень согласуемых друг с другом легенд. Исторические мотивы, церковное предание и народные сказания нашли отражение в иконографии святого


Сегодня мы расскажем об одной из самых ярких региональных архитектурных традиций, сложившейся в уральском городе Туринск и его окрестностях. Как правило, специалисты применяют к региональным школам XVIII века, расположенным за Уральским хребтом, общее название - «сибирское барокко». Однако название это очень условно - слишком уж разнообразна сибирская архитектура тех времен. Но в нашем случае можно определенно сказать: перед нами «туринское барокко»


На одних иконах Божия Матерь Сама простирает свой покров над молящимися, на других его держат ангелы, а Дева молится вместе с людьми. Разные варианты иконографии Покрова, начиная с XII века.


Современные представления о труде иконописцев все чаще связывают написание икон с трудами профессиональных мастеров. Кажущаяся простота некоторых икон отнюдь не означала, что мастер не мог написать красивое высокохудожественное произведение. Дело было в цене. О стоимости иконописных работ во второй половине XIX - начале ХХ века и о принципах ценообразования в иконописи рассказывает искусствовед Жанна БЕЛИК


20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.


Наш корреспондент встретился с известным ученым-византинистом, доктором искусствоведческих наук, профессором Ольгой Сигизмундовной ПОПОВОЙ, чтобы расспросить ее о том, как приходят к византийскому искусству, и выяснить, что мы не понимаем и никогда не поймем в Византии.


6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.


Четвертое воскресенье Великого поста посвящено св. Иоанну Лествичнику. Почему на иконе «Лествица» автор одноименной книги преподобный Иоанн Лествичник изображен без нимба? Почему бесы как только не изощряются, чтобы стащить монахов вниз, а ангелы вроде держатся в стороне? Разобраться в происходящем с помощью специалистов попыталась наш корреспондент.


Икона – это прежде всего святой образ, перед которым мы предстоим в молитве, зримо выраженный опыт жизни святых. Это и произведение искусства, которое доносит до нас представление наших предков о прекрасном. Но кроме всего прочего, икона является еще и важным историческим источником, рассказывающим о забытых традициях. Что, например, означает серьга в ухе Младенца Христа? Необычные детали икон вспоминаем накануне завтрашней памяти первого иконописца – апостола и евангелиста Луки.


Прошло 25 лет с начала нового церковного строительства в России. Первым построенным в новейшей российской истории храмом можно считать Введенскую церковь в поселке Сухарево Белгородской епархии. Она была заложена в 1986 году, освящена к 1000-летию Крещения Руси в 1988-м (архитектор Андрей Родыгин)


Первое воскресенье по Пасхе называется Фомино Воскресение. Почему же именно Фоме, да еще прозванному Неверующим, специально выделено воскресение, сразу же следующее за Воскресением Христовым? Не Петру, как главе общины апостолов, не Андрею, призванному самым первым, даже не Иоанну, который был любимым учеником Иисуса, а Фоме.


Современная церковная архитектура не сложилась как единый стиль, но есть попытки разных людей - архитекторов, попечителей, священников - построить современный храм. Собственно, современным храмом является любой храм, который строят сейчас, независимо от того, на образцы какого века ориентируется храмоздатель


Люди всегда пытались представить то, что ждет их после смерти, и то место, куда отправляется душа для встречи с Богом. Изображения рая в русской иконописи полны деталей, дающих человеку возможность составить свой зримый образ Небесного Царства


В Успенской звоннице Московского кремля открылась уникальная выставка, на которой любители иконописи впервые получат возможность увидеть иконостас Кирилло-Белозерского монастыря целиком. Дело в том, что сегодня иконы из этого знаменитого иконостаса хранятся раздельно в трех различных музеях страны. Посетители выставки увидят иконостас таким же, каким он был в XV веке Какие святыни вернулись из музеев?
Принятый полтора года назад федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» стал вехой в имущественных отношениях Церкви и государства. Очередным этапом такой передачи стало возвращение Церкви знаменитой Иверской иконы Божией Матери в мае этого года. Справится ли Церковь с «музейными» функциями – покажет время, а пока «НС» последил судьбу наиболее известных в России списков Иверской и других икон Богородицы


Память одного из самых любимых нашим народом святых - святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских в церковном календаре отмечается дважды: зимой 19 декабря и почти летом 22 мая. Византийская иконография сохранила множество изображений святого Николая. Как он выглядел? ФОТОГАЛЕРЕЯ.

Тропарь - жанр церковной гимнографии, краткое песнопение, выражающее суть празднуемого события. Ранние тропари писались ритмической прозой, в IV-V вв. появились стихотворные тропари.

Тропарь предпразднеству

Тропарь

Кондак - жанр церковной гимнографии, созданный преподобным Романом Сладкопевцем; в первоначальном виде представлял собой поэму из 20-30 строф. В современной его форме кондак - краткое песнопение, по форме и содержанию очень близкое к тропарю, так что тропарь и кондак вместе дополняют друг друга.

Кондак

Величание - краткое торжественное церковное песнопение, поющееся духовенством в центре храма перед праздничной иконой во время самой торжественной части всенощного бдения накануне дня праздника. Пение величания подхватывает хор, а затем и все собравшиеся в храме, и поют его до тех пор, пока священник совершает каждение всего храма.

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Задостойник - церковное песнопение, поющееся на литургии во время Евхаристического канона. На литургии святителя Иоанна Златоуста поется «Достойно есть...», на литургии святителя Василия Великого «О Тебе радуется...», но в двунадесятые праздники вместо «Достойно есть...» поются припевы и ирмос 9-й песни канона, отсюда и пошло название «задостойник».

Припевы

Благовествуй, земле, радость велию, / хвалите, небеса, Божию славу

Ирмос 9-й песни