Open
Close

Для фр бэкона идеалом ученого выступает. Почему бэкон критикует традиционную философию

Фрэнсис Бэкон (1561—1626) — анг-лийский философ и государственный деятель. Окончил Кембриджский университет и юридическую школу. В 1584 г. был избран в палату общин , где заседал около 20 лет. В 1613 г. Фр. Бэкон стал главным прокурором Королевского двора, в 1617 г. — лордом — хранителем печати, в 1618 г. — лорд-канцлером. В этом же году король наградил его титулом барона Ве-руламского, а позднее еще и титулом виконта Сент-Олбанского. В 1621 г. палата лордов обвинила его в коррупции и взяточничестве. Решением суда Фр. Бэкону было запрещено вести любую государственную деятель-ность, но до самой смерти он продолжал заниматься наукой.

Хотя большая часть жизни Бэкона (а при другом подходе — и вся) протекала внутри условных хронологических рамок эпохи Возрожде-ния, в силу характера его учения он считается первым философом Нового времени.

Практическая польза науки. Бэкон отмечал, что открытие книго-печатания, пороха и компаса полностью изменило положение дел соот-ветственно в литературе, военном деле и навигации; эти изменения в свою очередь дали толчок для многочисленных изменений во всех дру-гих сферах человеческой деятельности. Ни одна империя, ни одна сек-та, ни одна звезда не произвели на человечество большего влияния. Но, изучая историю культуры, мы видим, что на протяжении всей челове-ческой истории наука оказывала весьма слабое влияние на повседнев-ную жизнь . Это необходимо изменить: наука и полученные знания должны приносить плоды на практике, должны служить для развития техники и промышленности, облегчать человеческую жизнь.

Биология и антропология. Механистически Декарт истолковывает не только неживую природу, но и живую. Организм животного — это автомат, в котором мышцы, связки, суставы выполняют роль шестеренок, рычагов и т.п. От мозга по всему телу, как нити, тянутся нервы, через них осуществляется воздействие предметов внешнего мира на мозг, и через них передаются команды мозга мышцам. Но с помощью механики невоз-можно объяснить деятельность мышления, и это одна из причин того, почему Декарт считал сознание особой субстанцией. Резкое противопо-ставление тела как механизма сознанию (душе) поставило перед Декар-том сложную проблему их взаимосвязи у человека. Он попытался ре-шить ее механистически, утверждая, что данные органов чувств (механи-ческие воздействия) передаются сознанию в шишковидной железе.

Учение о методе. Научное познание мира должно быть основано на использовании строгих методов, что позволит нам перейти от слу-чайного нахождения отдельных истин к их систематическому и целе-направленному «производству» Если Фр. Бэкон основой науки считал опыт, относящийся к предметам внешнего мира, то Декарт основное внимание обращал на деятельность человеческого разума, на поиск правил, по которым должен действовать человеческий ум. В книге «Правила для руководства ума» он предлагает 21 такое правило, в «Рассуждении о методе» сводит их к четырем.

Таблица 59. Правила для руководства ума

Первое правило Считать истинами лишь то, что с очевидностью признается мною таковым, т.е. тщательно избегать поспешности и предубежденности и принимать в свои суждения только то, что представляется моему уму так ясно и отчетливо, что ни в коем случае не возбуждает во мне сомнения.
Второе правило Разделить каждое из рассматриваемых мною затруднений на столько частей, на сколько возможно и сколько требуется для лучшего их разрешения.
Третье правило Мыслить по порядку, начиная с предметов простых и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных.
Четвертое правило Составлять всюду настолько полные перечни и такие общие обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропустил.

Гносеология и рационализм. Первое правило есть одновременно и последнее: с него все начинается и все им заканчивается. Но что мо-жет считаться абсолютно ясным и очевидным, не вызывающим ника-ких сомнений? Наши чувства временами нас обманывают. Значит, мож-но предположить, что ничто в мире не является таким, каким нам пред-ставляется. Другой источник знания — наш ум. Чистый ум порождает, например, математику. И мы можем сказать, что 2+2=4 при любых об-стоятельствах, во сне и наяву. Но ведь возможно, что и математическое знание есть всего лишь мистификация, изобретенная каким-либо злым духом?

Сомнение полезно и необходимо, оно — обязательный этап на пути к истине. Сомневаться можно во всем, но для этого все-таки не-обходимо, чтобы существовал тот, кто сомневается, думает, размышля-ет. Отсюда, как совершенно очевидный и бесспорный, выводит Декарт свой знаменитый тезис: «Мыслю, следовательно, существую» («Cogito ergo sum») 1 . Абсолютная очевидность данного тезиса для нашего ума делает его образцом тех истин, которые могут считаться настолько ясными и отчетливыми, что не вызывают никаких сомне-ний. С другой стороны, именно очевидность идеи для ума оказывает-ся высшим критерием истины. В уме человека Декарт выделяет три вида идей (табл. 60).

Таблица 60. Идеи, содержащиеся в уме человека

Врожденные идеи содержатся в человеческом уме в свернутом виде, как зародыши. Важнейшей среди них является идея Бога как бесконечной, вечной, неизменной, независимой, всезнающей субстан-ции, породившей человека и весь мир. Благость Бога есть гарантия того, что и человек — Его творение — способен познавать мир, т.е. те идеи, которые Бог вложил при сотворении в мир как фундаментальные законы бытия. Эти же идеи, и в первую очередь математические законы и аксиомы, Бог вложил в сознание человека. В уме человека, занимающего наукой, они разворачиваются и становятся ясными и отчетливыми. 1 Этот тезис Декарта интересно перекликается с тезисом Мейстера Экхарта: «Бог есть, потому что познает» (см. с. 231).

Этика. Этические воззрения Декарта также строятся на базе рационализма: задача мыслящего человека состоит в том, чтобы ук-репить власть разума над тиранией чувств. В работе «Страсти души» он сформулировал свои основные правила морали (максимы) (табл. 61).

Таблица 61. Правила морали

Первое правило Подчинение законам и обычаям моей страны, уважение к религии, под сенью которой Бог дал мне милость получить образование, начиная с самого раннего возраста направлял меня во всех делах в соответствии с наиболее умеренными взглядами, далекими от каких-либо крайностей, повсеместно принятыми и распро-страненными среди людей, в обществе которых мне приходилось жить.
Второе правило Твердость, решимость и упорное следование избранным позициям, даже если они вызывают сомнение, как если бы они были надежнейшими.
Третье правило Побеждать, скорее, себя самого, нежели судьбу, и менять, скорее, свои желания, чем мировой порядок; верить, что нет ничего, что было бы целиком в нашей власти, за исключением наших мыслей.
Четвертое правило Употребить всю мою жизнь на культивирование разума и, насколько возможно, продвигаться вперед в познании истины, следуя методу, который я сам себе предписал.

Судьба учения. Разнообразные идеи Декарта оказали весьма су-щественное влияние на развитие всей последующей западной филосо-фии. Так, дуализм Декарта получил развитие в особом течении — ок-казионализме, но не был принят другими философами — даже Спино-зой, которой считал себя учеником Декарта. Заложенные в учении Декарта основы деизма и механицизма активнейшим образом развива-лись в учении Ньютона, а позднее и многими просветителями. Рацио-нализм Декарта лег в основу всего рационализма Нового времени, но уже в конце XVII в. в философии зарождается противоположное ему учение — сенсуализм (подробнее см. схему 103).

Фрэнсис Бэкон Фрэнсис Бэкон (англ. Francis Bacon) (* 22 января 1561, Лондон – † 9 апреля 1626) – английский политик, философ и эссеист. Один из создателей эмпиризма – философского направления, которое утверждает, что главное – собственный опыт.
Стал лордом-канцлером в 1618 году и того же года, будучи уличенным во взяточничестве, был оштрафован на 40000 фунтов (впоследствии сумма была уменьшена королем). Провел 4 дня в лондонской тюрьме.
Его работы: «Эссе» (1597), характеризующееся особой краткостью, «Успех обучения» (1605), который рассматривает научный подход в образовании; «Новый Органон» (1620), в которой он переопределил задача естественной науки, видя в ней средство для экспериментального открытия и метод усиления власти человека над природой, «Новая Атлантида» (1626), описывающий тот утопический состояние, в котором обычно происходит поиск и использование научной истины.
Бэкон разработал новый, антисхоластичний метод научного познания. Догматической дедукции схоластов он противопоставил индуктивный метод, основанный на рациональном анализе опытных данных. Материализм Бэкона – непоследовательный. Признавая объективность и познаваемость материального мира, активность материи и ее движение, веря в силу разума и науки, Бэкон делал уступки теологии и соблюдал учение о т. н. двойственную истину. Важнейшие философские произведения Б.: «Новый Органон», «О принципах и начала».
Философия Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) посвящена сознательной попытке формирования науки и научного познания. Трактат в виде проекта (который не был завершен полностью) "Великого возрождения наук", дополненный 1620 p. трактатом "Новый Органон", является наиболее популярным в философии прошлого и настоящего.
Бэкон последовательно подвергает критике философию как форму созерцания и пропагандирует философию как науку о реальном мире, основанная на опытном познании. Такой позицией он, собственно, выражает новую фундаментальную идею, что ложится в фундамент современного естествознания, объективного познания действительности. Его творчество во многих местах пронизана компромиссностью концепции "двойственной истины", т.е. истины "откровения", истины о Боге (теологической истины) и истины философской, то есть истины, открытой в научном познании.
Место науки Бэкон видел в решении общественных проблем и противоречий современного ему общества. Определяя место науки, Бэкон определяет цели научного познания: "истинные цели науки, чтобы не занимались ею ни ради своего духа, ни ради ученых дискуссий, ни для унижения других, ни ради корысти и славы, ни ради власти, а ради того, чтобы иметь от нее пользу и успех самой жизни общества ". Этому направлению науки подчиняет Бэкон и научные методы, цель которых он видит в познании объективного, реально существующего мира. Независимым от субъективных устремлений человека орудием такого познания он признает эксперимент и его последствия. Идеалом научного знания признается отсутствие различия между мыслями и вещами. Именно для преодоления такого расхождения Бэкон формулирует принципы научного метода в "Новом Органоне".
Теоретическое обоснование эмпиризма
Согласно теории двойственной истины Бэкон осуществляет различение чувственной и разумной души человека. Разумная душа входит в человека по божественному провидению, является предметом теологии, а чувственная душа имеет все характеристики телесности, является предметом философских исследований. Таким разделением он создает для науки концепцию, позволяющую изучать человека, его поступки. Исходным моментом познавательной деятельности он признает чувственность. Поэтому Бэкона часто называют основателем эмпиризма – философского направления, которое строит свою гносеологию, анализируя чувственное познание и опыт. Главный тезис эмпиризма состоит в такой трактовке:
"Нет ничего в разуме, что до этого не прошло через чувства".
Теоретическое обоснование эмпиризма, данное Бэконом, признается самым совершенным среди различных направлений философии и среди естествоиспытателей.
Эмпирия – опыт, опора на экспериментальное исследование (а не на изолированное чувственное восприятие) – является для него исходным пунктом нового научного метода, который дополняется систематической логической работой. Саму логику он понимает как орудие познания – органон. Однако предложенная и детально проработана Бэконом логика кардинально отличается от аристотелевской, опиравшейся на теорию силлогизму. Критика Бэконом силлогистикы базируется на выявлении того факта, что дедуктивная логика не способна отойти от знаков, слов к понятиям. Ни один образованный человек не может сомневаться в том, что два термитов, которые совпадают в среднем термине, совпадают взаимно. Однако, считал при этом Бэкон, силлогизмы строятся из суждений, суждения – из слов, а слова являются лишь знаками понятий. Для истинного познания важно иметь дело с самими понятиями и их источником.
Четыре идолы
Создание новой науки и философии, считал Бэкон, возможно только после осознания причину ведущие к ошибкам. Главный недостаток он видит в применении традиционных форм мышления, основанные на логической науке Аристотеля, распространенном среди европейцев христианством. Такая логика создает своих идолов (распространенные ошибки). Бэкон выделяет четыре вида идолов: идолы рода, идолы пещеры, идолы рынка, идолы театра.
Идолов рода и пещеры он признает врожденными, такими, которые вытекают из естественных свойств души, тогда как идолы рынка и театра есть приобретенными в интеллектуальном развитии человека. Идолы рода кроются в самих ощущениях человека. Все чувственные восприятия, мысли относятся к свойствам человека, а не к действительности. Человек как кривое зеркало смешивает свою природу и природу вещей, не выделяя их четко. Преодоление недостатков человеческой природы заключается в последовательном соблюдении правил новой индуктивной логики, предложенная Ф. Бэкон. Главное из этих правил заключается в постоянной эмпирической проверке представлений человека: отвечают наши представления действительности или нет. Идолы пещеры – это личные недостатки конкретного человека, причина которых может быть различной: плохое воспитание, психическая неуравновешенность, собственные предпочтения, собственные предубеждения и т.д. Если идолы рода является обусловленными общим для всех людей природе – создавать суждение по аналогии с собственными способностями, то идолы пещеры обусловлены индивидуальной природой человека, присущие только соответствующим группам, индивидам. Идолы площади – препятствия, которые возникают вследствие общения между людьми посредством слов.
Во многих случаях значения слов были установлены, не выходя из сущности вещей, а на основе случайного впечатления от встречи с предметом. Идолы театра – препятствия, которые рождаются среди ученых по причине некритического усвоения ошибочного мнения. Идолы театра не свойственны человеку от рождения, они возникают вследствие подчинения ума ошибочным представлениям.
Истинный метод познания по Бэкону
Использование дедуктивного метода (дедуктивной формы построения мысли) часто приводит к случаям, когда незначительная ошибка в общем суждении, при создании определения свойств единичного, становится решающей в представлении человека. Поэтому мышления от общего к особенного и единичного, согласно заключению Ф. Бэкона, нельзя признать четким в научном познании. Знание различных препятствий, возникающих при исследовании природы, предотвращает возникновение некоторых ошибок. Однако это знание лишь негативное, а не положительное, такое, что направляет познания. Изучая историю науки, Бэкон пришел к выводу, что существует два пути исследования: метод догматический (дедуктивный) и метод эмпирический (индуктивный). Именно эмпиризм позволяет освободить познание от субъективизма догматики, делает познание положительным, независимым от воображения. Ученый, который руководствуется индукцией, подчиняет свою субъективность свойствам действительности, поэтому имеет знания, которые не зависят от личных предпочтений, авторитета и других идолов познания. Объективное знание природы провозглашается идеалом науки. Однако и чистый эмпиризм не позволяет пойти дальше фактов, явления к познанию сущности. Поэтому нужна интеллектуальная переработка эмпирического материала. Истинный метод познания состоит из интеллектуальных действий по переработке материала, полученного через опыт. Ученый, руководствуется таким методом, похожий на пчелу, собирающую нектар, и не оставляет его в первоначальном виде, а перерабатывает нектар в мед.
Основные достижения
Фрэнсис Бэкон определил содержание и смысл научного метода познания, выделив в нем значение эксперимента и указал на индукцию как главный путь к гипотезе.
Он определил цели науки как способ принести пользу человечеству. Большинство законов природы, которые кажутся универсальными, как выяснилось справедливы лишь при определенных условиях, пока нет причин подозревать ограниченность или недостаточность самого научного подхода к изучению природы. Фрэнсис Бэкон утверждал, что "истина – дочь времени, а не авторитета".
Бекона удалось точно определить не столько цель Знания, сколько его роль в будущем мире технологий и, прежде всего, в капиталистической Англии.
Наиболее значительные последователи эмпирической линии в философии Нового времени: Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм – в Англии; Этьен Кондильяк, Клод Гельвеций, Поль Гольбах, Дени Дидро – во Франции.

Знаменитый английский мыслитель – один из первых крупных философов Нового времени, эпохи разума . Сам характер его учения сильно отличается от систем древних и средневековых мыслителей. У Бэкона нет и помину о знании, как чистом и вдохновенном стремлении к высшей истине. Он презирал Аристотеля и религиозную схоластику за то, что они подходили к философскому познанию с такой точки зрения. В соответствии с духом новой, рационально-потребительской эпохи для Бэкона характерно прежде всего стремление к господству над природой. Отсюда и его известный афоризм знание – сила .

До того как целиком отдаться философии, Фрэнсис Бэкон был одним из виднейших чиновников английского королевского двора. Его общественная деятельность была отмечена крайней беспринципностью. Начав карьеру в парламенте как крайний оппозиционер, он вскоре превратился в верного лоялиста. Предав своего первоначального покровителя, Эссекса , Фрэнсис Бэкон стал лордом, членом тайного совета и хранителем государственной печати, но затем был уличён парламентом в крупных взятках. После скандального разбирательства его присудили к огромному штрафу в 40 тысяч фунтов и заключению в Тауэр. Король простил Бэкона, однако с политической карьерой ему всё же пришлось расстаться (подробнее - см. в статье Бэкон, Фрэнсис – краткая биография). В своих философских трудах Фрэнсис Бэкон провозглашал цель завоевания материального могущества с такой же беспощадной односторонностью и опасным пренебрежением к нравственным законам, с какими действовал в практической политике.

Портрет Фрэнсиса Бэкона. Художник Франс Пурбус Младший, 1617

Человечество, по мнению Бэкона, должно подчинить себе природу и господствовать над ней. (Эта цель, впрочем, одушевляет всю эпоху Возрождения .) Род людской двигался вперёд благодаря научным открытиям и изобретениям.

Признавая гениальность многих древних философов, Бэкон утверждал, однако, что гений их ни к чему не послужил, так как был ложно направлен. Все они бескорыстно искали отвлечённые метафизические и моральные истины, не задумываясь о практических выгодах. Сам Бэкон думает, что «наука не должна сводиться к бесплодному удовлетворению праздного любопытства». Ей следует обратиться к широкой материально-производительной работе. В устремлениях и личности Бэкона исчерпывающе воплотился практический англосаксонский дух.

«Новая Атлантида» Бэкона

Фрэнсис Бэкон был проникнут мыслью о том, что развитие науки приведёт в будущем к наступлению золотого века. При почти несомненном атеизме он писал о предстоящих великих открытиях с приподнятым энтузиазмом религиозного пророка и относился к судьбе науки, как к своеобразной святыне. В своей неоконченной философской утопии «Новая Атлантида» Бэкон рисует счастливую, комфортную жизнь мудрого, небольшого народа островитян, которые систематически применяют в «доме Соломона» все ранее сделанные открытия для новых изобретений. У обитателей «Новой Атлантиды» есть паровая машина, воздушный шар, микрофон, телефон и даже вечный двигатель. Самыми яркими красками Бэкон изображает, как всё это улучшает, украшает и удлиняет человеческую жизнь. Мысль о возможных вредных последствиях «прогресса» даже не приходит ему в голову.

Бэкон «Великое восстановление наук» – кратко

Все главные книги Фрэнсиса Бэкона объединяются в одно гигантское произведение под названием «Великое восстановление наук» (или «Великое возрождение наук»). Автор ставит в нём перед собой три задачи: 1) обзор всех наук (с установлением и специальной роли философии), 2) развитие нового метода естествознания и, 3) его применение к единичному исследованию.

Решению первой задачи посвящены сочинения Бэкона «О преуспеянии знания» и «О достоинстве и приумножении наук». Книга «О достоинстве и приумножении наук» составляет первую часть «Великого восстановления». Бэкон даёт в ней обзор человеческих знаний (globus intellectualis). По трем основным способностям души (памяти, воображению и рассудку) он разделяет все науки на три ветви: «историю» (опытные знания вообще, гуманитарные и естественные), поэзию и философию.

Философия имеет три объекта: Бога, человека и природу. Однако познание Бога, по Фрэнсису Бэкону, недоступно человеческому уму и должно черпаться только из откровения. Науки, изучающие человека и природу – антропология и физика. Опытную физику Бэкон считает «матерью всех наук ». Метафизику (учение о первоначальных причинах вещей) он в число наук включает, но склонен смотреть на неё как на излишнее умозрение.

Памятник Фрэнсису Бэкону в Лондоне

Фрэнсис Бэкон, который жил на рубеже XVI и XVII веков, сформулировал множество идей, которые по сей день повторяют психологи и специалисты по когнитивным наукам.

В трактате «Новый Органон», или «Истинные указания для истолкования природы» Бэкон говорит о необходимости пересмотра и восстановления наук, закладывая основы для научного метода, который знаком нам сегодня. И там же рассказывает о трудностях, с которыми сталкивается всякий, кто стремится объяснять мир.

«Органоном» (от греческого слова «инструмент, метод») тогда называли логические сочинения Аристотеля. Тот посредством своих работ подарил метод не только схоластам, которые основывали на аристотелевской логике собственные «суммы» и диспуты, но и всей европейской научной мысли. Бэкон решил создать нечто не менее масштабное, потому и назвал «Новым Органоном» вторую часть работы о «великом восстановлении наук». Главным методом научного познания мира Бэкон полагал индукцию, которая предполагает рассуждение от частного к общему и опирается на опыт.

На пути познания даже людям разумным и просвещённым встречается множество препятствий. Эти препятствия он назвал идолами или призраками - от слова «idolum», которое в греческом языке означало «призрак» или «видение». Этим подчёркивается, что речь идёт о мороке, иллюзии - о том, чего нет на самом деле.

Предлагаем взглянуть на этих идолов и разобраться, существуют ли они по сей день.

Идолы рода

«Родовые идолы» - это, согласно Бэкону, заблуждения, которые «находят основание в самой природе человека». Ошибочно было бы полагать, будто мир именно таков, каким он видится нашим органам чувств. «Ложно утверждать, что чувства человека есть мера вещей», пишет Бэкон. А ведь опыт, который мы получаем, общаясь с внешней средой, ещё и подвергается интерпретации, что также создаёт неизбежные погрешности. Ум человека в «Новом Органоне» сравнивается с неровным зеркалом, которое добавляет к отражаемым вещам собственные погрешности, искажая природу.

Идея о том, что наше восприятие относительно, была развита впоследствии множеством учёных и сформировала современное понимание наук о человеке и природе. Фигура наблюдателя влияет на трактовку знаменитых квантовых экспериментов, будь то кот Шрёдингера или опыт Клауса Йенсономса с дифракцией электронов. Изучение субъектности и индивидуальных человеческих переживаний - главная тема в культуре начиная с ХХ века.

Бэкон отмечет, что заблуждения «родоплеменного» характера есть у всех людей: они называются так, потому что свойственны всем нам как виду, и от этого багажа собственной природы никуда не деться. Зато философ - человек, который идёт по пути познания - может, как минимум, осознать эту природу и делать на неё скидку, выдвигая суждения о сути явлений и вещей.

Идолы пещеры

Прежде, чем говорить об этих заблуждениях, сперва нужно остановиться на символике пещеры. В классических текстах этот образ всегда отсылает к платоновской пещере , которую тот описывает в диалоге «Государство».

Согласно мифу о пещере, человеческое знание и незнание можно описать следующим образом. Стоя спиной к свету костра в тёмной пещере, человек смотрит на тени, отбрасываемые вещами на стены пещеры, и, видя их, полагает, что имеет дело с подлинной реальностью, в то время как видит лишь теневые фигуры. Согласно Платону, наше восприятие строится на наблюдении иллюзий, и мы только воображаем, будто познаём подлинную реальность. Таким образом, пещера представляет собой чувственно-воспринимаемый мир.

Бэкон уточняет, что у каждого человека своя пещера, которая искажает свет природы. В отличие от «идолов рода», «пещерные» заблуждения разнятся для каждого из нас: это означает, что погрешности в работе наших органов восприятия индивидуальны. Также важную роль играют воспитание и условия развития. Как и несколько сотен лет назад, сегодня у каждого из нас есть свой опыт взросления, усвоенные в детстве модели поведения, сформировавшие внутренний язык любимые книги.

«У каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы. Происходит это или от особых прирожденных свойств каждого, или от воспитания и бесед с другими, или от чтения книг и от авторитетов, перед какими кто преклоняется, или вследствие разницы во впечатлениях».Фрэнсис Бэкон, «Новый Органон»

Рассуждая об этом, Бэкон во многом опередил своё время. Только во второй половине ХХ века антропологи, психологи и когнитивисты стали массово говорить о том, насколько различается восприятие разных людей. Разобщающим фактором могут стать как , так и , которые, в конечном счёте, определяют особенности мышления, не говоря уже о разнице культур и особенностях семейного воспитания.

Идолы площади

https://www.google.com/culturalinstitute/beta/asset/the-wedding-dance/pAGKgN6eHENosg?hl=ru

(источник:)

Этих «идолов» Бэкон предлагает обнаружить (и обезвредить) в тесных сообществах людей, объединённых общими связями, интересами и проблемами. Социальное общение - наше лучшее умение как вида, однако в нём же может быть корень ошибок, которые из индивидуальных становятся коллективными, поскольку люди передают друг другу свои заблуждения.

Особое внимание Бэкон уделяет словам, ведь люди объединяются с помощью речи, а главная ошибка, которая может возникнуть в этой связи - «плохое и нелепое установление слов». Пусть слово «площадь» вас не обманывает: название эти идолы получили просто потому, что площадь - место шумное. А этому греху познания, по мнению философа, подвержены не только зеленщики на рынках, но и учёные. Ведь даже когда между учёными затевается спор, он чаще всего увязает в потребности «определиться с понятиями». Все, кто участвовал когда-либо в научных дискуссиях, знают: определяться можно сколь угодно долго. Поэтому Бэкон советовал обратиться к «обычаю и мудрости» математиков - начать с определений.

«Люди верят, что их разум повелевает словами. Но бывает и так, что слова обращают свою силу против разума. Это сделало науки и философию софистическими и бездейственными. Большая же часть слов имеет своим источником обычное мнение и разделяет вещи в границах, наиболее очевидных для разума толпы».Фрэнсис Бэкон, «Новый Органон»

О том, насколько важна лингвистика для сознания, сегодня говорят много - причём не только когнитивные психологи и лингвисты, но и специалисты, которые занимаются обучением машин. О значимости слов и определений начиная с ХХ века активно заговорили социальные философы. Используя язык, в котором много сниженных понятий, мы грубо упрощаем мысль; используя грубые слова для определения других людей - насаждаем агрессию в обществе. В то же время, давая грамотные и развёрнутые определения вещам и явлениям, мы говорим о них более спокойно и взвешенно, создаём более компетентные описания.

Чего Бэкон никак не мог предсказать, так это беспрецедентного для его времени развития средств коммуникации. Однако человеческая психология с получением новых инструментов не слишком изменилась - просто теперь мы можем ещё более эффективно создавать сообщества со своими правилами, представлениями, предрассудками, и языком, который всё это закрепляет.

Идолы театра

Последний вид «идолов», которые берут нас в плен заблуждений - это идолы театра. Имеются в виду представления, которые человек заимствует у других людей. К ним относятся неверные философские учения, ошибочные научные представления и ложные аксиомы, мифы, существующие в обществе. Мы можем слепо доверять авторитету других людей, или же просто не задумываясь повторять за другими неверные вещи.

Своё название эти идолы получили потому что «сколько есть принятых или изобретенных философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры». Бэкон указывает на то, что трактовки мироздания, которые предлагают неверные теоретические системы, похожи на театральные постановки. Описания подлинной реальности они не дают.

Эта идея выглядит актуальной до сих пор. Например, об идолах театра можно вспомнить, услышав очередную лженаучную теорию или просто бытовую глупость, основанную на предрассудке.

Эпохи разные, а искажения те же

Кроме перечисления четырёх идолов, Бэкон оставил в «Новом Органоне» множество упоминаний ошибок мышления, которые мы сегодня назвали бы когнитивными искажениями.

  • Иллюзорная корреляция и ещё несколько сходных искажений: «Человеческий разум в силу своей склонности легко предполагает в вещах больше порядка и единообразия, чем их находит», пишет Бэкон, рассуждая о том, что людям свойственно создавать связи, которых на самом деле нет.
  • Описание склонности субъекта к подтверждению своей точки зрения: «Разум человека всё привлекает для поддержки и согласия с тем, что он однажды принял, - потому ли, что это предмет общей веры, или потому, что это ему нравится. Каковы бы ни были сила и число фактов, свидетельствующих о противном, разум или не замечает их, или пренебрегает ими, или отводит и отвергает их посредством различений с большим и пагубным предубеждением, чтобы достоверность тех прежних заключений осталась ненарушенной».
  • «Ошибка выжившего» (герой этой притчи в неё не впал): «Правильно ответил тот, который, когда ему показали выставленные в храме изображения спасшихся от кораблекрушения принесением обета и при этом добивались ответа, признает ли теперь он могущество богов, спросил в свою очередь: "А где изображения тех, кто погиб, после того как принес обет?"».

Также Бэкон рассуждал о природе суеверий, опираясь на принципы человеческого мышления (а именно, указывал на то, что людям свойственно замечать события, которые укладываются в их ожидания, и игнорировать пророчества, которые не сбываются) и указывал на то, что положительно и отрицательно окрашенные доводы воздействуют с разной силой.

Он отмечал, что на разум сильнее действуют образы и события, которые могут «сразу и внезапно его поразить». Остальные события проходят более-менее незамеченными. Не секрет, что информация, в которой мы заинтересованы, запоминается лучше всего, особенно, если от неё зависит наша жизнь. Интересно, что Бэкон обратил внимание на эти особенности человеческого восприятия уже так давно.

Так что, собравшись почитать Даниела Канемана , имеет смысл дополнить его книги томиком Бэкона - а то и несколькими диалогами Платона.

Френсис Бэкон

Френсис Бэкон (Bacon, барон Веруламский, виконт Сент-Альбанский) - английский философ и пропагандист науки.

Биография

Родился в йоркском дворце 22 января 1561 г. Род Бэкона не принадлежал к знатным фамилиям Англии, но родители его были людьми выдающимися. Фрэнсис Бэкон был младшим сыном сэра Николаса Бэкона, известного английского законоведа и хранителя печати в царствование Елисаветы. Первоначальным воспитанием Фрэнсиса руководила мать его, дочь кавалера Энтони Кука, наставника Эдуарда VI. Анна Кук была замчательным лингвистом и теологом и как верная и преданная дочь пуританской церкви интересовалась ее судьбой. Она вела переписку на греческом языке с епископом Джюэлем и перевела его "Апологию" с латинскато языка настолько правильно, что современная критика не могла упрекнуть ее в незнании языка.

Френсис всегда отличался слабым здоровьем, а потому и принужден был вести сидячую жизнь и заниматься умственным трудом. Сведения о его юности весьма скудны, но и те данные, какие сохранились о нем, свидетельствуют о его ранней склонности к умственной работе, о его богато одаренном и пытливом уме и о разносторонних дарованиях. 12-ти лет от роду он решал вопрос, каким образом фокусник мог отгадывать задуманную кем-либо карту. Сначала Бэкон приписал это отгадывание сделке между фокусником и слугами, но затем он нашел тот психологический закон, на котором основан указанный фокус.

На 13-м году, в 1573 г., Бэкон поступает в Кембриджский университет (Trinity Kollege), где он, главным образом, и посвящает себя изучению древних философов. Университетские лекции вызвали в нем глубокое презрение к курсу преподаваемых там наук, а результатом изучения древних философов была глубокая неприязнь его к Аристотелю и к его последователям. Некоторые из биографов Бэкона полагают, что в Университете Бэкон уже набросал план своего сочинения "Новый Органон", но другие биографы отрицают это на том основании, что названное сочинение принадлежит к числу самых зрелых и выдающихся произведений Бэкона, явившееся плодом размышлений целой жизни и его критического отношения к учениям философов древнего и нового мира, а потому трудно допустить, чтобы план такой работы создался в голове 13-летнего мальчика.

В 1576 г., по окончании Университета, Бэкон вместе с английским послом Амиасом Паулетом отправился во Францию и посетил Пуатье и другие местности Франции. Жизнь во Франции и дипломатическая служба дали ему возможность познакомиться с социальным строем Франции и послужили ему подготовкой к последующей его политической деятельности. Будучи материально обеспечен при жизни отца, Бэкон имел возможность соединить практическую деятельность с занятиями философией и литературой.

Внезапная смерть отца, последовавшая в 1579 г., заставляет его оставить Францию. Весьма незначительная часть наследства, доставшаяся на его долю от отца, заставила его озаботиться приисканием средств в существованию. С этой целью он избирает карьеру адвоката; но деятельность эта была для него слишком узка, а потому он не оставляет своих научных занятий, сосредотачивая их на философии, истории, литературе и на изучении обычного права, причем продолжает следить за политикой и интересоваться церковными вопросами. Только обладая вполне энцикдопедическим умом, Бэкон и мог работать во всех этих направлениях и в то же время мысль об общем преобразовании наук остается заветной его мечтой.

В 25 лет он издает сочинение, под заглавием: "Величайшее произведение современной эпохи" - небольшая книга, не дошедшая до нас, но, по словам современников, - сочинение, отличавшееся большой смелостью и горячностью. В Бэконе как бы жили два человека: человек науки и человек, увлекающийся политическими интересами. Личные честолюбивые замыслы его, однако, не исключают в нем симпатичных черт характера. Бэкон ставит себе три цели: принести пользу человечеству вообще, отыскать истину и служить своему народу.

В скором времени Бэкон обратил на себя внимание королевы Елисаветы, которая жалует ему звание чрезвычайного адвоката короны, звание почетное, но не дававшее ему материального вознаграждения, и, чтобы восполнить этот пробел, он обращается за протекцией к родственнику своему по матери, государственному казначею Бурлею, и при его содействии зачисляется в кандидаты на место регистратора звездной палаты с возможностью получить это место лишь через 20 лет. Обращаясь к Бурлею с просьбой оказать ему протекцию, Бэкон говорит, что двигателем его стремлений служит нужда, мешающая ему сосредоточиться на научных занятиях.

В 1590 г. он заседал в парламенте как депутат от графства Мидльсекса и скоро прославился своим ораторским искусством и уменьем вести споры с противниками. В парламенте Бэкон становится в ряды оппозиции, его речи были истолкованы в невыгодном для него свете и он сочтен был за слишком ярого демократа. Продолжая заниматься в то же время своими научными трудами, Бэкон издает в 1597 г. "Очерки нравственности". При дворе в это время были заняты неудачными походами в Ирландию графа Эссекса; Бэкон, как придворный адвокат, из угождения королеве, должен был поддерживать обвинение против графа Эссекса, покровительством которого он когда-то пользовался. Роль обвинителя Эссекса много повредила нравственной репутации Бэкона, так как Эссекс был народным любимцем.

Со вступлением на престол Иакова I, Бэкон рассчитывал на покровительство короля его научным работам; действительно, в это царствование ему удалось достигнуть высших ступеней на государственной службе. Вскоре по вступлении Иакова, Бэкон получает звание постоянного адвоката с жалованьем 40 фунтов стерлингов и 60 фунтов пенсии, потом назначается членом тайного совета, а через год в 1617 г. был назначен хранителем государственной печати и получает титул лорда.

Отдельные сочинения, изданные им в это время, преследуют ту же задачу, как и его "Великое возрождение наук". Он все более и более старается знакомить публику с проектом преобразования наук. Так, он издает две книги "О преуспеянии наук", переделанные впоследствии в трактат "О достоинстве и усовершенствовании наук" (De dignitate et augmentis Scientiarum, 1663) и "Нить из лабиринта", составляющее первый опыт его основного сочинения. Брошюры: "Мысли и взгляды на толкование природы" и "Вступление к толкованию природы" служили как бы объяснением цели предпринятого им преобразования. Трактат: "Описание интеллектуального мира", "Система неба", "О принципах и началах" и др. мелкие сочинения дают нам понятие о его неусыпной деятельности наряду с его служебными занятиями. Чем меньше было у него времени для научных работ, тем сильнее росло рвение к предначертанной цели. Сам он в письме к одному из влиятельных лиц сознается, как мало участвует его душа в его служебных обязанностях, как он мало способен к ним, и прямо говорит, что благодаря этому часто впадает в служебные ошибки.

Сочинения Бэкона распространили о нем славу по всей Европе. Он получил титул барона Веруламского, а затем и виконта Сент-Альбанского. Когда благосостояние его достигло апогея, настал момент быстрого падения. Доверие короля все росло, и Бэкон получает звание лорда великого канцлера и таким образом достигает высшей ступени придворного звания. Однако палата общин, недовольная строго монархическим духом правления, которого держался Иаков, потребовала к ответу главных сановников. Бэкон, служа только орудием в руках Иакова, скрепляя печатью противопарламентские его распоряжения, был в числе первых, привлеченных к ответу. Связанный с королем чувством благодарности за все сделанное ему и, не имея духа отречься от Иакова, Бэкон не стал защищать себя самого перед палатой общин. Иаков потребовал от Бэкона абсолютного молчания во время допросов палатой, и Бэкон согласился на это, поддавшись также обещаниям последнего прийти к нему на помощь и восстановить его во всех прежних правах в случае осуждения его палатой общин. Кто-то видит в этом поступке Бэкона проведение его взгляда на королевскую власть, прерогативы которой он расширял вопреки конституционному началу. Так, он полагал, что парламент не ограничивает власти короля, а только созывается в экстренных случаях в помощь королю. Во всяком случае в этом инциденте Бэкон выказал много смирения и уступчивости по отношению к королю и подал повод к обвинению себя в подкупе королем. Обвинения в продажности страшно терзали его. Угрызения совести и упадок духа его дошли до крайнего предела. Приговор, состоявшийся над ним, был строгий. По приговору лордов Бэкон был присужден к штрафу в 40 тысяч фунтов стерлингов и к заключению в Тауэр на столько времени, насколько заблагорассудится королю; затем он лишен был права занимать какую-либо государственную должность и исключен навсегда из придворного штата. Приговор этот не был приведен в исполнение, хотя Бэкон и был посажен в Тауэр, но в конце второго дня он был освобожден. Штраф также был ему прощен короной. Вскоре он получил также позволение являться при дворе, а в 1624 г. приговор был отменен и в остальных своих частях. Он получил право заседать в палате лордов и был приглашен явиться в парламент. Однако, он не являлся на заседания; преклонный возраст, болезни и, быть может, стыд удерживали его дома. Свидетельство о его бедственном положении, особенно разительном после дней могущества и блеска, сохранилось в его письмах к Иакову, в которых он просит у него защиты.

Неудачи по службе не уменьшили энергии Бэкона к научным трудам. Он издает за это время в окончательном виде сочинения: "О достоинстве и усовершенствовании наук", "Историю Генриха VII", "Историю ветров", "Историю жизни и смерти", "Историю сгущения и разрежения", "Введение в историю тяжести и легкости", "Введение в историю симпатии и антипатии вещей" и "Введение в историю серы, ртути и соли".

Здоровье Бэкона, сильно подорванное нравственными потрясениями, все больше приковывало его к сидячей жизни. Он удаляется в Грансин и оттуда уже не выезжал даже в парламент, посвящая свой досуг исключительно науке. "Великому апостолу экспериментальной философии, - говорит Маколей, - суждено было погибнуть ее жертвой. Ему пришло в голову, что снег можно употреблять для предохранения животных веществ от гниения. В один очень холодный день, ранней весной 1626 г., он вышел из своей коляски, близ Хайгэта, намереваясь произвести опыт. С этой целью он вошел в коттедж, купил курицу и собственноручно набил ее снегом. В то время, как он производил эту операцию, он почувствовал внезапный озноб и так сильно занемог, что не в состоянии был возвратиться в Gray"s Inn. Болезнь длилась около недели, и утром в первый день Пасхи 1626 г. он скончался, сохранив, по-видимому, до последних дней силу и живость ума. О курице, бывшей причиной его смерти, он не забывал. В самом последнем своем письме, которое он писал, по его словам, пальцами, едва державшими перо, он не забыл упомянуть о том, что опыт со снегом вполне удался". Умирая, Бэкон не скрывал от себя того грустного факта, что, хотя он мыслил глубоко, но его поступки были предосудительны. Сознавая свои заблуждения, он говорил: "Поручаю свое имя и память о себе милосердному суду людей, чужим народам и будущим векам".

Научное и философское наследие

Бэкон обязан своей славой установленному им методу изолирования. Особенность его философии, отличающая его от всех предшествовавших философов, заключается в регулировании последовательной проверки, как единственного метода исследования. Другие до него, особенно Альберт Великий, также настаивали на необходимости пользоваться при исследовании некоторыми приемами экспериментального метода. Великий предшественник и однофамилец Бэкона, Роджер Бэкон, указывал в своем "Opus majus" на опыт, как на самого надежного руководителя в деле исследования, и распределил причины ошибок на четыре категории (авторитет, привычка, предрассудок и фальшивое знание). Однако, ни одному из предшествовавших писателей не удалось свести все элементы индуктивного метода к одной связной доктрине; в установлении такой доктрины и заключается великая заслуга Бэкона. Роджер Бэкон говорил, что только опыт приводит к точному знанию. Рассуждение строит заключения, но ничего не устанавливает твердо; даже математические доказательства без санкции опыта не порождают полного и твердого убеждения. Экспериментальные науки многим совершенно неизвестны. Они имеют три важных преимущества перед другими родами знания. Первое преимущество состоит в том, что опыт доказывает и поверяет те высшие положения, которые могут быть выставлены другими науками. Во-вторых, метод этот, единственно заслуживающий названия властителя метафизических наук, один только раскрывает перед нами возвышенные истины, недоступные другим наукам; в области опытных истин не следует отыскивать причину чего-либо, пока не явится свидетельство фактов, а также нельзя отвергать факты только потому, что с ними не может примириться рассуждение. Третье преимущество составляет настолько характерную особенность этого метода, что оно нисколько не зависит от отношений его к другим методам: оно заключается в возможности узнавать будущее, настоящее и прошедшее, а также в тех удивительных действиях, в которых экспериментальная наука превосходит добросовестную астрологию. Со времени Сократа многие указывали на необходимость обратиться к индукции, но под именем ее разумелось то, что Бэкон называет inductio per enumerationem simplicem, т. е. индукция, состоящая в возведении на степень всеобщих истин всяких положений, оправдывавшихся на фактах, случайно нам попадавшихся. Такая индукция имеет место в обыденной разговорной речи, отличающейся на этот счет слишком большими вольностями, а также и в литературе, распущенность которой в данном отношении, конечно, менее извинительна. Индукция эта, являясь результатом естественной и инстинктивной работы ума, должна быть отличаема от продуманного научного метода. За Бэконом останется та заслуга, что он с точностью указал на этот естественный источник ошибок и настаивал на применении более широкого и более осмотрительного метода проверки. Он не ограничился советом производить наблюдения и опыты; он учил, как производить эти наблюдения и опыты. Равным образом, он не остановился на простом утверждении, что истинный способ исследования есть индукция, основанная на фактах; он указал, какая разница между индукцией правильной и неправильной, между "вопрошением" природы и "предупреждением" ее. Но он сделал еще нечто большее. В его методе можно различить две стороны: точную систему правил и тот трезвый, в высокой степени научный дух, которым проникнуты все его сочинения. Этот дух выражен в весьма разумных и веских афоризмах, постоянно цитируемых писателями-философами. Из этих афоризмов можно видеть, как ясно понимал он несостоятельность господствовавших в его время методов и как справедливо он назван отцом положительного знания.

Наиболее выдающиеся афоризмы Бэкона следующие:

  • 1) Человек, властелин и истолкователь природы, может воздействовать на нее и понимать ее в той мере, в какой он, на деле или теоретически, ознакомился с порядком, существующим в природе: знать больше и влиять успешнее он не в состоянии.
  • 2) Действительная причина и корень всех зол в науке заключается в том, что, ошибочно превознося и преувеличивая силы ума, мы не ищем для него надлежащих пособий.
  • 3) Существует два способа искать и открывать истину: первый, от ощущений и частностей прямо переходить к самым общим положениям, и, основываясь на них, принимая их за непоколебимо истинные, выводить последующие положения; таков общеупотребительный способ. Другой выводит положения из ощущений и частностей путем непрерывного и постепенного восхождения, продолжающегося до тех пор, пока мы не дойдем до этих общих положений - таков истинный способ, до сих пор неиспробованный.
  • 4) Ум, предоставленный самому себе, избирает первый из этих путей, так как приятно сразу подняться до высоты общих положений и успокоиться на них; однако, после кратковременной остановки на этих положениях, ум пренебрегает опытом ради наружного блеска диспутов, причем зло усиливается благодаря логике.
  • 5) Мы называем ради ясности обычное человеческое мышление, всегда поспешное и быстрое, предупреждением природы; подлежащую же работу ума, обращенную на предметы, мы называем истолкованием природы.
  • 6) Несправедливо, будто человеческое чувство есть мера вещей, ибо как чувственные восприятия, так и идеи находятся в соотношении с человеком, но не в соотношении со вселенной; ум человеческий может быть уподоблен зеркалу с неровной поверхностью, на которое падают лучи от предметов и которое, примешивая свои собственные свойства к свойствам предметов, обезображивает и искажает их.

"Он жил в том веке, - говорит Маколей, - когда диспуты о самых тонких вопросах богословия возбуждали огромный интерес во всей Европе, в особенности в Англии. Он находился в самом центре борьбы. Период его власти совпадает с господством Дортского синода; в течение многих месяцев его ежедневно оглушали споры о предопределении, о вечном проклятии и осуждении; тем не менее, мы не можем припомнить из его сочинения ни одной строки, из которой можно было бы заключить, был ли он кальвинистом или арминианцем. Между тем как весь мир оглашался шумными богословскими и философскими спорами, Бэконовская школа сохраняла спокойное нейтральное положение и, относясь к окружающему полупрезрительно, полуснисходительно, довольствовалась возможностью увеличить сумму практически полезных идей, предоставляя вести словесную войну тем, кто находил в этом удовольствие".

В науке могут происходить споры, например, между химиками, геологами и физиологами, ибо все эти ученые пользуются одними в теми же методами, прибегают к однородным доказательствам и стоят на общей почве, допускающей возможность споров. Но какую дисгармонию слов и идей представляют фразы: "лютеранская ботаника", "пресвитерианская оптика", "католическая химия" и "евангелическая анатомия"! Ясно, что если богословие может вмешиваться в науку и контролировать ее, то и различные религиозные секты точно так же могут контролировать ее, каждая со своей точки зрения. Бэкон проявил глубоко философский ум, совершенно разделив конфессиональную принадлежность и науку. Но он сделал дальнейший и еще более важный шаг энергически провозгласив, что физика есть "мать всех наук". Большинство считает химерой, если не нелепостью, идею о том, что физический метод приложим к этике и политике, и что их можно трактовать так же, как и физику. Только потому, что Бэкон так глубоко проник в самую сущность науки, он в состоянии был установить руководящие начала для экспериментальных исследований прежде, чем такие исследования стали производиться.

Признавая гениальность многих древних философов, Бэкон утверждает, однако, что гений их ни к чему не послужил им, так как он был ложно направлен. При этом Бэкон дает такое сравнение: "Калека, который идет верной дорогой, может обогнать рысака, если тот бежит не по настоящей дороге; даже более, - чем быстрее бежит рысак, раз сбившийся с пути, тем дальше оставит его за собой калека. Люди составили себе совершенно неправильное мнение о древности, не соответствующее даже смыслу этого слова, так как старость и продолжительность существования мира в сущности и означают древность, которая и должна быть, следовательно, отнесена к нашему времени, а не к тому периоду юности мира, в котором он находился, когда жили древние; этот период, по отношению к нам, действительно древен, но по отношению к миру он был нов и короток". Афоризм Бэкона: "Древность есть юность мира".

Постоянное стремление Бэкона, заключалось в том, чтобы показать людям, какова действительная цель науки и какой метод дает возможность успешно пользоваться ими. Бэкон занимает вполне определенное место в истории философии не только как выразитель уже до него начавшегося отрицательного отношения к древним и схоластическим мыслителям, но и как один из самых видных представителей новоевропейского стремления к положительной науке. Все его предшественники, даже в самых смелых нападках своих на древнюю философию, обнаруживали все-таки свое тесное духовное родство с тем, против чего они ратовали. Бэкон же был человеком нового времени по образованию, по целям и методу. Многие философы, как древние, так и новейшие, указывали мимоходом на наблюдение и опыт, как на средства, способные дать материал для физической науки, но никто до Бэкона не попытался систематизировать положительный метод или доказать, что индукция есть единственный метод, с помощью которого философия может выполнять свои действительные обязанности и осуществлять свои истинные цели. Радикальный недостаток бэконовского метода состоит в том, что это исключительно метод индуктивный, не соединенный с дедуктивным. Бэкон так глубоко был убежден в несостоятельности исключительно дедуктивного метода, который на его глазах практиковался его современниками и в котором он видел причину неудач, постигавших его предшественников, что он, естественно, предпочел остановить свое внимание на методе индуктивном. Однако же, хотя Бэкон и не обратил должного внимания на дедуктивный метод, но нельзя сказать, чтобы он совсем упустил его из виду. Известно, что вторая часть его "Нового Органона" осталась недоконченной. Именно в этой второй части он намеревался трактовать о дедукции, как это видно из следующих строк его сочинения: "Указания относительно истолкования природы распадаются на два отдела. В первом дело идет об образовании положений из опыта, а во втором - о дедукции, или о выводе новых экспериментов из положений (de ducendis auf denvandis experimentis novis ab axiomatibus)" . Отсюда видно, что Бэкон видел в методе две стороны, но не успел развить своего взгляда на это положение, так как вторая часть "Органона" осталась недоконченной. Во всяком случае, если Бэкон и не признавал истинной важности правильного дедуктивного метода, то для него ясна была бесплодность той дедукции, которая была в употреблении до него; он даже понимал, что причина этой бесплодности - отсутствие поверки, недостаток помощи и гарантии со стороны индуктивного метода. В этом, повторяем, заключается его величайшая заслуга, так же как самый крупный недостаток его - неправильное представление об истинном дедуктивном методе. Воззрение Бэкона на научный метод в тех границах, до каких он довел его разработку, замечательно. Но вследствие некоторых недостатков, зависевших, главным образом, от того, что еще не было тогда такой науки, которая могла бы служить для него образцом, его метод мог принести лишь косвенную пользу. Если он не дал никаких великих открытий, то все-таки оказал важное влияние на умы тех, которые впоследствии пришли к этим великим открытиям. Если принять во внимание крайне скудное количество существовавших во времена Бэкона научных истин, то еще более должна удивлять та чудесная способность, которая дала ему возможность сделать так много при столь ограниченном материале.

Предмет стремлений Бэкона, выразившийся во всех его сочинениях, состоял в деятельной науке, т. е. в науке, имеющей в виду не бесплодное удовлетворение праздного любопытства, но благосостояние и счастье человеческого рода, в науке, истины которой, выражая сами законы природы, доставляли бы человеку возможность воспроизводить эту природу и подчинить ее человеческим нуждам. Бэкон установил союз между разумом и опытом. - Он хотел основать науку не для развлечения нескольких философов, а сделать ее достоянием всех людей. В коренном преобразовании науки, к которой он стремился, Бэкон постоянно отстраняет гипотезы и предостерегает от теорий, предпочитая им терпеливые и точные наблюдения. Стремясь подорвать авторитет древней философии, он старается донести воспитывающемуся поколению веру в будущий золотой век и сравнивает прошедшее с детством и юностью человечества. Мысль о грядущем золотом веке возбудила горячий энтузиазм к наукам. Основную философскую идею свою - преобразование наук с целью подчинить природу могуществу человека, он задумал изложить в громадном сочинении под заглавием "Великое возрождение наук", которое должно было состоять из шести частей. Средство для достижения преобразования наук - наблюдение и опыт, т. е. метод индуктивный. Первая часть носит заглавие: "О достоинстве и об усовершенствовании наук". В ней показано состояние наук во время Бэкона, доказана их несостоятельность и обозначен тот прогресс, к которому каждая наука способна. Бэкон рисует картину всех человеческих знаний, которые он разделяет на три отрасли: историю, поэзию и философию, соответствующие трем способностям человеческой души: памяти, воображению и разуму. Далее, он делает многочисленные подразделения, делит, например, философию на науку о Боге, о природе и о человеке, эти подразделения, в свою очередь, делит на ветви, о многих науках он дает только основное понятие, во многих показывает пробелы, часто приводит в пример отрывки собственных исследований. Сочинение это заканчивается образцовым трактатом об источниках права. По всем трактуемым им вопросам Бэкон высказывает свой практический ум, когда он говорит об улучшениях, которые должны быть сделаны впоследствии, как-то: основание коллегий, библиотек, академий, или когда он указывает на такие преобразования, которые требуют исполнения еще и в наше время. Нужно прочитать это сочинение, чтобы оценить этот обширный и глубокий ум, горячий энтузиазм к науке и горячую любовь к человечеству.

Вторая часть - "Новый Оpганон", в которой Бэкон излагает прием своего нового индуктивного метода. Эти две части и были только окончены Бэкконом, и то вторая часть издана не вполне доконченной. "Новый Органон" состоит из 2-х книг. В первой опровергаются предрассудки или, как фигурально называет их Бэкон, idola, т. е. обманчивые образы, которые вытекают не из природы познаваемых объектов, а лежат в природе самого человека. Эти обманчивые представления Бэкон делит на 4 категории:

  • а) idola tribus - ложные представления, которые лежат в природе всякого человека;
  • б) idola specus (идолы пещеры), куда свет проникает не вполне - те, которые коренятся в особенностях отдельных лиц;
  • в) idola fori - те, которых причина - в человеческой речи и сношениях;
  • г) idola theatri - основанные на предании.

Выяснив источники заблуждений, Б. приготовляет умы к воспринятию нового метода. Необходимость точки опоры и известного пути для ума он выводит из указания на бессилие человеческого ума, столько веков обрабатывавшего науки и оставлявшего их в зачаточном состоянии. По его собственным словам, его книга представляет логику, строго говоря, метод, а не саму науку, иначе указатель, компас ее. Отсюда понятно его значение в развитии наук. Природа есть книга, которую человек изучает с помощью реальных фактов; изучить и анализировать надо не книги ученых, но факты и явления, в числе которых находятся и факты нашей мысли, нашего существования, изучение которых соединено с изучением их свойства и законов, с открытием их причин и следствий. Средства для достижения этой цели - индукция, т. е. явления и сопровождающие их обстоятельства исследуются, исключаются обстоятельства случайные, обстоятельства же существенные, вызывающие явления, возводятся в законы этих явлений. После этого уже производится поверка законов, и для этого воспроизводятся сами явления посредством воспроизведения существенных обстоятельств, которыми эти явления обуславливаются.

Следующие части представляют только намеченные очерки, а именно 3-я часть - "Естественная и опытная история", в которой должны быть собраны все его наблюдения; 4-я часть должна была носить название "Лестницы разума", в ней должны были быть показаны причины и следствия фактов и явлений, собранных в 3-й части. Эта работа должна была быть подготовительной к более совершенным открытиям; 5-я часть - "О предварительных посылках философии". Здесь Бэкон имел в виду собрать самые распространенные мнения, доказанные истины; 6-я часть, или "Вторичная философия", т. е истина, доказанная индуктивными приемами. Он дает название Вторичной философии результатам индукции в противоположность гипотезам и до тех пор существовавшим умозрительным воззрениям, которые он считает за Первичную философию человеческого разума.

Развитие наук в XVI в. было источником философии Бэкона. Его идеи суть ни что иное, как заключение, выведенное из научного движения английским здравым смыслом. Если Бэкон и не создал экспериментального метода, все же за ним нужно признать ту заслугу, что он вывел его из того низменного положения, в котором его держали схоластические предрассудки, что он, так сказать, укрепил за ним право на легальное существование самой красноречивой защитой из всех, когда-либо сказанных в пользу этого метода. Бэкон стал основателем опытной философии, отцом современного научно-философского позитивизма. Он настойчиво просит своих читателей не думать, что он имеет намерение основать какую-нибудь секту в философии, подобно древним грекам или некоторым из современных философов. Не в этом его задача: "Для человечества совершенно не важно, каковы абстрактные мнения отдельного лица относительно природы и начала вещей" . Бэкон отрицает не только Аристотеля, но "всякое абстрактное воззрение на природу", т. е. всякую софистику, не зависимую от науки. Значение и слава Бэкона, как отца экспериментальной философии, дают ему право занять виднейшее место в истории философии. Философия Бэкона имеет определенное отношение к истории русского законодательства или предпринятой Сперанским русской кодификации; именно, Сперанский, при составлении Свода Законов Российской империи, стремился руководиться высказанными Бэконом 5 афоризмами относительно всеобщей правды (см. Неволина, "Энциклопедия законовед.", изд. 2, в "Пол. Собр." его сочинений, т. I, § 319, стр. 256).

Сочинения Френсиса Бэкона

"De dignitate et augmentis scientiarum" появилось сначала по-английски, под заглавием: "The two books of Francis Bacon on the profоcоence and ad vancement of learning divine and human" (Лонд., 1605, по-латыни, 1623 и др.). В 1612 г. вышло "Cogitata et visa", переработанное позже в "Novum Organum scientiarum" (Лонд., 1670); "Essays moral, economical and political" (1597, по-латыни); "Sermones fidèles" (Лонд., 1862 и 1885). Полное собрание сочинений Бакона сделано его секретарем Равлеем, с приложением биографии (Амст., 1663, полнее Маллетом, Лонд., 1740 и 1765). По-латыни собрание сочинений Бакона издавалось много раз (напр., Амст., 1730); по-французски "Oeuvres de Bacon" (изд. F. Riaux, Париж, 1852). Новейшее издание сочинений сделали: R. L. Eins, J. Spedding и D. D. Heath (Лонд., 1857-59); "Letters and Life of Fr. Bacon, including all his occasional works, newly collected, revised and set out in chronolog. order, with a commentary biograph. and historic. by James Spedding" (I - IV, Лонд., 1862-72). J. Spedding, "Account of the life and times of Fr. Bacon" (2 т., Лондон, 1879).

Статья основана на материале из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Данный словарь и его материалы являются общественным достоянием .
В дальнейшем статья будет переработана и дополнена более актуальной информацией.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив данную статью.