Open
Close

День памяти Митрополита Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого).

Митрополит Арсений (Стадницкий) родился в селе Комарово Кишиневской губернии в 1862 году. Его отец протоиерей Григорий Стадницкий происходил из польского рода, ведущего своё начало с XIV века. Будущий митрополит закончил духовную семинарию в Кишиневе и недолго преподавал в местной школе. Затем поступает в Киевскую духовную академию в 1881 г., обучение в которой завершает в 1885 г., получив степень кандидата богословия. Еще обучаясь в этом престижном духовном заведении, он дважды совершил поездки на святую гору Афон. После отец Арсений напишет книгу «Дневник студента-паломника на Афоне», она будет издана и получит Макарьевскую премию через 10 лет после написания.

По окончании духовной академии трудится преподавателем греческого языка, а позже и церковного пения в духовной семинарии Кишинева. В 1895 году защищает магистерскую диссертацию и назначен на должность инспектора Новгородской духовной семинарии. В этом же году становится монахом. В 1896 году рукоположен в иеромонаха и назначен ректором этой же семинарии. Также становится настоятелем новгородского монастыря святого Антония Римлянина. Через год получает назначение на должность инспектора Московской духовной академии, несколько позже становится ее ректором.

В 1899 году отца Арсения (Стадницкого) возводят в сан епископа Волоколамского. Но все также он руководит духовной академией в Москве. Через год он вместе с другими преподавателями совершает поездку на Святую Землю. После напишет книгу «В стране священных воспоминаний», которая помимо уникальных впечатлений митрополита, содержит еще около 60 фотографий, сделанных им самим.

В 1903 году митрополит Арсений переведен на Псковскую кафедру, где служит в течение 7 лет. За это время проявил себя как блестящий педагог, оратор, миссионер, подвижник. Им на псковской земле были открыты школы для обучения псаломщиков, а также церковный музей, при котором создан историко-археологический комитет.

В 1904 году защищает диссертацию и получает степень доктора богословия. Его замечательные ораторские способности и педагогические таланты не остались не замеченными. И уже через год Священный Синод приглашает его на должность в свой Учебный Комитет, где митрополит руководит церковным просвещением в России.

В 1906 году становится председателем Синодального Учебного Комитета. Через год возведен в сан архимандрита. В 1910 году назначен епископом Новгородским и Старорусским. В 1913 году по личной инициативе архимандрита состоялось открытие церковно-археологического общества.

В 1917 году его вместе с владыками Тихоном Московским и Антонием Харьковским рассматривали на должность Патриарха. По воспоминаниям современников, отец Арсений (Стадницкий) ужасался этой возможности стать Патриархом и только и молил Бога, чтобы этого не произошло, понимая сколь велика ответственность Патриарха перед Богом и людьми. В этом же году становится митрополитом.

Митрополи́т Арсе́ний (в миру Авксентий Георгиевич Стадни́цкий) - епископ Русской Православной Церкви, митрополит Ташкентский и Туркестанский (1933—1936), ранее в течение долгого времени был правящим епископом Новгородской епархии.

Родился в селе Комарово Хотинского уезда Кишиневской губернии в семье сельского священника. Родом был молдаванин.

В 1880 году окончил Кишиневскую духовную семинарию и был назначен учителем Единецкого духовного училища.

Высшее образование получил в Киевской духовной академии, которую окончил в 1885 году со степенью кандидата богословия и со званием магистранта.

В 1885 году дважды посетил Афон. Впечатления о своих поездках он изложил в «Дневнике студента - паломника на Афон», изданном в «Трудах Киевской духовной академии» (№ 6-8, 1886 г.). Впоследствии «Дневник» был издан отдельной книгой и удостоен Макарьевской премии.

По окончании академии назначен в Кишиневскую духовную семинарию преподавателем греческого языка, затем - церковного пения (он считался одним из лучших его знатоков) и (бесплатно) гражданской истории.

В 1887-1895 годах был редактором «Кишиневских епархиальных ведомостей». Проф. И. В. Корсунский впоследствии писал, что А. Стадницкий «был не только редактором епархиальной газеты, но и самым деятельным и плодовитым сотрудником ее».

В 1887 и 1891 годах участвовал в работе Всероссийских миссионерских съездов в Москве. Свои впечатления об этих съездах он изложил в статье «Деятельность первого и второго миссионерского съезда в Москве», которая опубликована им в «Кишиневских епархиальных ведомостях». В Кишиневской епархии являлся членом комитета по наблюдению за деятельностью миссионеров.

В 1895 году за свою диссертацию на тему: "Гавриил Бонуласк-Бодони, экзарх Молдовлахийский и митрополит Кишиневский", утвержден в степени магистра богословия.

В этом же 1895 году назначен инспектором Новгородской духовной семинарии и, по принятии монашества 30 декабря, рукоположен 31 декабря во иеродиакона.

1 января 1896 года рукоположен во иеромонаха и определен на должность инспектора Новгородской духовной семинарии, а затем определен ректором той же семинарии с возведением в сан архимандрита и настоятеля монастыря св. Антония Римлянина в Новгороде.

10 января 1897 года назначен инспектором Московской духовной академии и исправляющим должность ординарного профессора по кафедре Библейской истории.

28 февраля 1899 года хиротонисан во епископа Волоколамского, третьего викария Московской митрополии, с оставлением в должности ректора академии. Хиротония состоялась в Московском кафедральном соборе Христа Спасителя.

В 1900 году он в числе профессоров и студентов Московской духовной академии совершил паломничество в Святую Землю. Итогом путешествия стала книга "В стране священных воспоминаний", редактированная и изданная им самим. В книге 60 фотографий, большую часть которых сделал Арсений.

В феврале 1902 года присутствует при пострижении в монашество студента духовной академии Сергея Симанского, в иночестве Алексия - будущего патриарха. В пещерном храме Гефсиманского скита он произносит по этому случаю "Слово". Арсений всю жизнь был духовным руководителем Алексия.

В 1903 году переведен на самостоятельную кафедру во Псков. Почти 7 лет он управлял Псковской епархией, сделав для Пскова немало доброго и полезного. В числе главных дел: создание школы псаломщиков и церковного музея и при нем - историко-археологического комитета.

В 1904 году защитил диссертацию на степень доктора богословия на тему: "Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви". Часть 1-я. "История Молдавской епархии и их святителей со времени основания государства и до наших дней" и утвержден в степени доктора Церковной истории.

Обширная педагогическая опытность епископа Арсения и выдающиеся труды его в этой области, привлекли к нему внимание Святейшего Синода и он был приглашен в 1905 году на пост члена Учебного Комитета при Святейшем Синоде, где и проявил свои блестящие способности руководителя церковным просвещением в России.

В 1906 году назначен председателем Синодального Учебного Комитета. В этом же году был назначен членом Предсоборного Присутствия и состоял в нем председателем 5-го отдела о реформе церковно-учебных заведений.

В 1907 году возведен в сан архиепископа и в этом же году был избран членом Государственного Совета от монашествующего духовенства. Будучи архиепископом Псковским и Порховским, архиепископ Арсений в 1909-1910 годах был утвержден в звании почетного члена Казанской духовной академии во внимание к его ученым трудам и плодотворной архипастырской деятельности.

В 1912 году председательствовал на Московском противоалкогольном съезде.

В 1913 году в Новгороде открылось по инициативе архиепископа Арсения церковно-археологическое общество.

Осенью 1917 года на Всероссийском Поместном Соборе был один из трех кандидатов в патриархи, вместе с владыками святителем Тихоном Московским и Антонием Харьковским. В то время народная молва оценила его как "самого строгого" из архиереев Русской Церкви - в отличии от "самого умного" Антония и "самого доброго" Тихона. По свидетельству мит-рополита Евлогия (Георгиевского), архиепископ Арсений "возможности стать Патриархом ужасался и только и молил Бога, чтобы "чаша сия миновала его".

Был арестован в ноябре 1919 года в Москве. Затем арест последовал в Новгороде, где он находился под надзором власти, - в 1920 году. В 1922 году митрополит Арсений был привлечен к суду вместе с патриархом Тихоном по ложному обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Почти год находился в заключении. Владыке пришлось пережить убийства своего викария епископа Варсонофия (Лебедева) и многих священнослужителей, вскрытие мощей, изъятие церковного имущества и ценностей в Новгороде.

Выйдя из тюрьмы 10 января 1924 года, уже через 5 дней был вновь арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

В это время он был лишен возможности принимать активное участие в управлении Русской Православной Церковью, а также управлять своей Новгородской епархией. 11 августа 1933 года он был уже формально освобожден от управления Новгородской епархией и назначен митрополитом Ташкентским.

Некоторое время занимал двойственную позицию по отношению к административной деятельности митрополита Сергия, но в 1927 году стал постоянным членом временного патриаршего Синода (хотя участия в нем не принимал).

По оценке помещенной в жизнеописании составленном митрополитом Мануилом (Лемешевским), митрополит Арсений был человек тяжелого характера, но справедливый и прямой. Уставщик церковной службы и пения. Формалист. Священников, имевших камилавки, но приезжающих без камилавок, не допускал к себе на прием, пока они не привезут свою камилавку, хотя бы надо было обратно ехать за 150 км. Митрополит Арсений был известный духовный писатель и выдающийся оратор политический (в Государственном Совете) и блестящий проповедник. Неутомимый исследователь в области местной церковной старины и автор многочисленных богословских трудов. Его выступления в Святейшем Синоде, Государственном Совете и в общественных церковных собраниях считались блестящими, как образцы выдающейся импровизации. Владел сильным голосом - басом.

Святитель , чьим духовным наставником он был и на чьих руках умер в ташкетской больнице, так отозвался на смерть Арсения: "Вы лучше меня знаете, как безмерна эта утрата для Церкви русской, и довольно мне сообщить только событие, низко опустить голову и снова лить слезы".

День памяти:
28.01/10.02 – день кончины (1936 г.)

Митрополит Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич) родился 22 января 1862 года в селе Комарово Хотинского уезда Бессарабской губернии в семье настоятеля Успенской церкви в Комарове. Мать происходила из молдавского священнического рода Черноуцан.

В 1880 году окончил Кишиневскую Духовную семинарию с отличием. В семинарии считался одним из лучших певцов.

С 1 сентября 1880 года – учитель церковного пения, географии и чистописания в Единецком Духовном училище.

В 1881 году поступил в Киевскую Духовную академию.

В 1885 году, будучи студентом, посетил Афон. Впечатления о своих поездках изложил в «Дневнике студента – паломника на Афон», который был удостоен Макариевской премии.

В 1885 году окончил академию со степенью кандидата Богословия.

В 1885-95 годах – преподаватель древнегреческого языка, затем церковного пения и догматического Богословия в Кишиневской Духовной семинарии. Одновременно состоял редактором «Кишиневских епархиальных ведомостей», причем им лично было написано для этого издания около ста различных статей и заметок, преимущественно церковно-исторического содержания.
В 1895 году удостоен степени магистра Богословия за диссертацию на тему "Гавриил Банулеско-Бодони, Экзарх Молдовлахийский и митрополит Кишиневский".

В 1895 году – инспектор Новгородской Духовной семинарии.

30 декабря 1895 года епископом Нарвским Иоанном (Кратировым) в Александро-Невской лавре был пострижен в монашество с именем в честь святителя Арсения Тверского.
31 декабря рукоположен во иеродиакона.
1 января 1896 года – во иеромонаха.
В 1896-м возведен в сан архимандрита.

В 1896-97 годах – ректор Новгородской Духовной семинарии и настоятель монастыря святого Антония Римлянина в Новгороде.

С 10 января 1897 года – инспектор, ординарный профессор по кафедре Библейской истории Московской Духовной академии.

С 13 марта 1898 года – ректор Московской Духовной академии.
Среди его учеников, сохранивших любовь к своему наставнику на протяжении всей жизни, были будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский) и будущий епископ Серпуховский Арсений (Жадановский) – один из исповедников даниловских.

28 февраля 1899 года в храме Христа Спасителя в Москве хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии, с оставлением в должности ректора академии.
Пользовался в академии большим авторитетом. Важным событием в истории МДА стала паломническая поездка, совершенная в 1900 году группой студентов и преподавателей во главе с владыкой Арсением в Палестину и страны Ближнего Востока. Итогом путешествия стала книга «В стране священных воспоминаний», редактированная и изданная им самим. В книге шестьдесят фотографий, большую часть которых сделал сам Владыка.
Расставаясь с академией в 1903 году, владыка Арсений за прощальной литургией в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры рукоположил иеродиакона Алексия (Симанского) во иеромонаха.

В 1900 году был утвержден в звании почетного члена Киевской Духовной академии.

С 5 декабря 1903 года – епископ Псковский и Порховский.
Создал в епархии школу псаломщиков. Основал церковный музей, в котором хранились ценные рукописи, принадлежности Богослужения и церковная утварь, древние монеты. Для научного исследования, сохранности и пополнения музейной коллекции был образован историко-археологический комитет, устав которого утвердил Святейший Синод. Одной из главных задач комитета стала охрана памятников церковной старины.

В 1904 году защитил диссертацию на степень доктора церковной истории на тему «Исследования и монография по истории Молдавской Церкви». Часть 1-я. «История Молдавской епархии и их святителей со времени основания государства и до наших дней». Этот труд был отмечен королем Румынии, наградившим автора медалью Bene Merente 1-й степени, присуждавшейся за выдающиеся научные труды. Российская Академия Наук удостоила его за эту же диссертацию большой Уваровской премии.

С 1905 года епископ Арсений – член Учебного Комитета при Святейшем Синоде.
С 16 января 1906 года – исполняющий обязанности председателя Учебного Комитета.
С 6 марта 1906 года – член постоянного действующего при Святейшем Синоде Предсоборного Присутствия. Возглавил в нем отдел церковно-учебных заведений.
31 января 1907 года был избран членом Государственного Совета от монашествующего духовенства. Отстаивал принцип единения власти и Православной Церкви, необходимость сохранения за Православной Церковью статуса государственной. Его выступления в Святейшем Синоде, Государственном Совете и в общественных церковных собраниях считались блестящими, как образцы выдающейся импровизации.
Он владел сильным голосом – басом.

20 февраля 1907 года освобожден от обязанностей Председателя Учебного Комитета при Святейшем Синоде.

В 1910 году утвержден в звании почетного члена Санкт-Петербургской и Казанской Духовных академий.

С 5 ноября 1910 года – архиепископ Новгородский и Старорусский.
Большое внимание уделял сохранению памятников церковной старины. Стал инициатором начала работ по реставрации собора Ферапонтова монастыря. Принял активное участие в XV Всероссийском археологическом съезде, который проходил в июле-августе 1911 года в Новгороде, и выступил на нем с докладом «О современном состоянии собора Св. Софии в Новгороде». По его инициативе была осуществлена реставрация так называемого «Лихудовского» корпуса в Новгороде (там когда-то размещалось училище, в котором преподавали братья Лихуды). В отреставрированном здании разместилась открытая в 1911 году псаломщицкая школа. В 1912 году в Новгороде был торжественно открыт Арсеньевский епархиальный дом. В нем разместились консистория, училищный и миссионерский советы, библиотека, иконно-книжная лавка, епархиальный церковно-исторический музей, редакция «Новгородских епархиальных ведомостей», гостиница для духовенства.

В 1912-м председательствовал на состоявшемся в Москве первом Всероссийском съезде практических деятелей в борьбе с алкоголизмом.

6 декабря 1912 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.
Член Предсоборного Совета.

Архиепископ Арсений был лично знаком и состоял в переписке с Антиохийским Патриархом Григорием IV Хаддадом. В 1913 году принимавший участие в праздновании 300-летия Дома Романовых патриарх Григорий посетил Новгород и 28 апреля возглавил хиротонию архимандрита Алексия (Симанского) во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии.

В 1913 году в Новгороде по инициативе владыки Арсения открылось церковно-археологическое общество.

Труды Владыки были отмечены орденом святого равноапостольного князя Владимира 3-й степени, орденом Александра Невского, орденом святой Анны 1-й степени, сербским орденом святого Саввы 2-й степени, турецким орденом Меджидие 1-й степени, а также многими дипломами за участие в изучении церковной истории и в духовном просвещении.

В 1917-18 годах он – товарищ председателя Священного Собора Российской Православной Церкви, член Соборного Совета, председатель Отдела о правовом положении Церкви в государстве.
На Соборе был одним из трех кандидатов на Патриарший Престол.
Руководил почти всеми соборными заседаниями после избрания и поставления Патриарха.

В сентябре 1918 года Поместный Собор завершил свою работу, но митрополит Арсений не мог вернуться в Новгород, поскольку как член Синода должен был находиться возле Патриарха в сложное для Церкви время. Временное управление Новгородской епархией возложил на епископа Тихвинского Алексия (Симанского), который осуществлял руководство епархией и в 1917 году; между архиереями продолжалась активная переписка.
Осенью 1918 года в Новгородской епархии начались аресты и расстрелы духовенства, разорение храмов и монастырей, преобразование их в трудовые коммуны.
К концу 1918 года в Новгородской епархии без суда и следствия были расстреляны епископ Кирилловский священномученик Варсонофий (Лебедев), священномученик Павел Кушников, священномученик Иоанн Иванов, игумения Ферапонтова монастыря преподобномученица Серафима (Сулимова) и другие.

В ноябре 1919 года митрополит Арсений был арестован.
5 января 1920 года выслан из Москвы в Новгород.
Проживал в Новгороде без права выезда.

В феврале 1920 года арестован в Новгороде вместе с епископом Алексием (Симанским) и иными духовными и мирскими лицами по делу "о епархиальном совете". Им было предъявлено обвинение в «противодействии мероприятиям Советской власти, во внесении... дезорганизации в гражданскую жизнь Новгородской губернии, в нарушении Декрета об отделении церкви от государства».
В феврале 1921 года новгородским ревтрибуналом приговорен к пяти годам высылки в Архангельск.
Учитывая амнистию ВЦИК от 6 ноября 1920 года, наказание было определено условным.

2 июля 1922 года приехал в Москву по вызову ГПУ.
В Москве присоединился к архиереям-исповедникам в Свято-Данииловом монастыре.
Его называли «самым строгим архипастырем» Российской Церкви. Эта строгость проявлялась в неуклонной требовательности к выполнению заповедей Христовых духовенством и паствой; но – прежде всего – архипастырь был требователен к самому себе. Тщательно следил за соответствием уставу церковной службы. Выдающийся проповедник и оратор, духовный писатель. Проявлял себя не только мудрым и деятельным пастырем, но и знатоком отечественной истории, активным участником сбережения и изучения наследия предков.
Все знавшие Владыку отмечали его широкий ум, большое образование, могучую волю, честность и прямоту, решительный и непреклонный характер.

Он был привлечен к судебной ответственности в качестве обвиняемого вместе со святым патриархом Тихоном.
С 22 марта 1923 года по 10 января 1924 года содержался в заключении.
Вместе с патриархом Тихоном и митрополитом Арсением под следствием был и ближайший помощник Патриарха архиепископ Никандр (Феноменов).
Патриарху Тихону и привлеченным вместе с ним по делу инкриминировались преступления, предусмотренные 62 и 119 статьями Уголовного Кодекса РСФСР... "участие в организации, действующей с целью свержения завоеваний пролетарской революционной власти путем возбуждения населения к массовым волнениям, неплатежу налогов и др., вплоть до вооруженного восстания; использование религиозных предрассудков масс с целью свержения рабоче-крестьянской власти или для возбуждения к сопротивлению ее законам и постановлениям".

15 января 1924-го, почти сразу же после освобождения, владыка Арсений был вновь арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.
Его принуждали перейти к обновленцам, активно сотрудничавшим с большевиками.
Сохранилось описание одной из таких попыток властей. Ужасную роль посредников по делам ГПУ выполняли впавшие в раскол епископы. Архиепископ Евдоким (Мещерский), обновленческий «митрополит», в стенах ГПУ понуждал митрополита Новгородского Арсения перейти в обновленчество. Митрополит Арсений сказал ему, своему бывшему сослуживцу по Московской академии: «Но ведь Вы же знаете, что обновленчество беззаконно». – «Что ж поделать, они требуют», – ответил архиепископ Евдоким, кивая головой на дверь чекиста. Когда митрополит Арсений остался непреклонен, архиепископ Евдоким с гневом сказал ему: «Ну и сгнивайте в тюрьме!» И с этим покинул узника.
28 марта Комиссией НКВД СССР по административным высылкам владыка Арсений был приговорен к трем годам высылки в город Бухару.

5 декабря 1925 года по завещанию Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского) на случай своей кончины назначен третьим кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола.

С 1926 года – в Ташкенте.
Формально оставался новгородским архиереем, но епархией до 1933 года управлял его ученик архиепископ Алексий (Симанский) – впоследствии патриарх Алексий I.

28 марта 1927 года по постановлению ОСО при Коллегии ОГПУ СССР Владыке было разрешено свободное проживание в пределах Средней Азии.

18 мая 1927 года он был включен во Временный Патриарший Священный Синод при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском). Находясь в ссылке, не мог принимать участия в работе Синода и имел отрывочные сведения о церковной жизни. И хотя подпись митрополита Арсения стоит под «Декларацией» митрополита Сергия и Синода от 29 июля 1927 года, лично Владыка безбоязненно написал митрополиту Сергию протест против его соглашения с богоборными властями и отрицал всякую возможность компромисса с ними.

С 11 августа 1933 года, после кончины митрополита Ташкентского Никандра (Феноменова), владыка Арсений – митрополит Ташкентский и Туркестанский (Среднеазиатский).
Новгородскую кафедру занял архиепископ Алексий (Симанский).
В связи с закрытием всех храмов Ташкента совершал Богослужения под открытым небом, у кладбищенской часовни иконы Богородицы «Всех скорбящих Радосте». На эти службы стекалось до двадцати тысяч верующих из города и окрестных селений, молящиеся заполняли всю обширную территорию кладбища. Один из ташкентских прихожан того времени Константин Вендланд (впоследствии – митрополит Иоанн) вспоминал: «Незабываемы эти трогательные Богослужения на лоне природы, голубая мантия митрополита, просвечивавшая сквозь листву деревьев, одушевление молящейся толпы, твердость духа архипастыря и верующих, подвергавшихся иногда серьезным испытаниям от проливного дождя или крепких крещенских морозов. Незабываемы вдохновенные проповеди митрополита Арсения, приковывавшие к себе внимание народа».

9 мая 1934 года он был награжден правом ношения двух панагий.
30 сентября 1935-го – правом предношения креста.

Был духовным наставником архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) и умер на его руках в ташкентской больнице. Предчувствуя свою кончину, просил положить его в простом, необитом гробу, на могилу положить живые цветы, которые очень любил.
10 февраля 1936 года преставился ко Богу.
Место захоронения: Ташкент, Александро-Невское кладбище, около могилы митрополита Никандра (Феноменова).

Литература:
1. Голубцов С.А., протодиак. Московская Духовная Академия дореволюционного периода. Т. II. "Кафедры и личный состав Академии". Ч. 4 "Сотрудники Академии в 1901-1919 гг". Архив ПСТБИ. Машинопись.
2. Голубцов С.А., протодиак. Мученики и исповедники из корпорации Московской Духовной Академии начала ХХ века, пострадавшие от безбожной власти в 1920-1930-х годах. Архив ПСТБИ. Машинопись.
3. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 1. С. 392-399.
4. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 842-843, 964.
5. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957 гг. (Джорданвилль). Ч. 1. С.148-149.
6. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957гг. (Джорданвилль). Ч. 2. С. 281.
7. Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918 г. Т. 1. С. 62.
8. Состав Святейшего Правительствующего Синода и Российской церковной иерархии на 1917
год. Пг., 1917. 384 с. С. 74-75.
9. Петров М.Н. Крест под молотом/ Науч. ред. В.Л.Янин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Новгород, 2000. 446 с. С. 4, 8-11, 17-18, 24-25, 46, 54, 57-59, 62, 67, 72, 90-92, 118, 120-121, 125-128, 130-131, 133-139, 192, 203, 205, 210-211, 238, 271, 318, 367.
10. http://www.msdm.ru
11. http://pstbi.ru
12. http://www.pravenc.ru

Документы:
ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.74.

- 11 августа

Рождение 22 января (3 февраля) (1862-02-03 )
село Комарово , Хотинский уезд , Бессарабская область , Российская империя

Митрополи́т Арсе́ний (в миру Авксентий Георгиевич Стадни́цкий ; 22 января [3 февраля ] , село Комарово , Бессарабская губерния - 10 февраля , Ташкент) - епископ Русской Православной Церкви , митрополит Ташкентский и Туркестанский (1933-1936), ранее в течение долгого времени был правящим епископом Новгородской епархии . С 14 января 1906 года присутствующий в Святейшем Синоде (до 15 апреля 1917 года). В 1907 году избран членом Государственного Совета Российской империи от монашествующего духовенства.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Родился в семье протоиерея Георгия Григорьевича Стадницкого (1824-1901) из польского рода Стадницких . Мать - Мария Авксентьевна Черноуцан.

    Научно-педагогическая деятельность

    Важным событием в истории МДА стала паломническая поездка, совершенная в 1900 году группой студентов и преподавателей во главе с епископом Арсением в Палестину и страны Ближнего Востока . Итогом путешествия стала книга «В стране священных воспоминаний», редактированная и изданная им самим. В книге 60 фотографий, большую часть которых сделал епископ Арсений.

    Епископ Псковский и Порховский

    С 5 декабря 1903 года - епископ Псковский и Порховский . Создал в епархии школу псаломщиков. Основал церковный музей, в котором хранились ценные рукописи, принадлежности богослужения и церковная утварь, древние монеты. Для научного исследования, сохранности и пополнения музейной коллекции был образован историко-археологический комитет, устав которого утвердил Св. Синод. Одной из главных задач комитета стала охрана памятников церковной старины.

    С 1906 года - член Предсоборного Присутствия, председатель его пятого отдела: о реформе церковно-учебных заведений.

    31 января 1907 года был возведён в сан архиепископа . В том же году стал членом Государственного Совета от монашествующего духовенства.

    Новгородский архиерей

    Состояние церковного пения в храмах и монастырях Великого Новгорода вызвало у него скорбь: «Это запущенность пения, нерадивость исполнения, отчуждение церковного пения от древних прекрасных церковно-певческих образцов и отклонение их в сторону бессодержательных, голых напевов бахметевского обихода» .

    Проявлял себя знатоком отечественной истории, активным участником сбережения и изучения наследия предков. Большое внимание уделял сохранению памятников церковной старины. Стал инициатором начала работ по реставрации собора Ферапонтова монастыря . Принял активное участие в XV Всероссийском археологическом съезде , который проходил в июле-августе 1911 года в Новгороде и выступил на нём с докладом «О современном состоянии собора Св. Софии в Новгороде». По его инициативе была осуществлена реставрация так называемого «Лихудовского» корпуса в Новгороде (там когда-то размещалось училище, в котором преподавали братья Лихуды). В отреставрированном здании разместилась открытая в 1911 году псаломщицкая школа. В 1912 году в Новгороде был торжественно открыт Арсеньевский епархиальный дом. В нём, кроме обширного зала для религиозно-нравственных чтений, разместились консистория, училищный и миссионерский советы, библиотека, иконно-книжная лавка, епархиальный церковно-исторический музей, редакция «Новгородских епархиальных ведомостей», гостиница для духовенства. В 1913 году в Новгороде по его инициативе открылось церковно-археологическое общество.

    Современник Арсения, историк Николай Порфиридов, отметил его так:

    Энергичный, деловой и предприимчивый Арсений сразу же по его назначении в Новгород тряхнул, что называется, капиталами архиерейского дома. Построил прекрасную загородную дачу … при впадении летописной Пидьбы, на месте захудалой мызы. Для удобства сообщения с загородной дачей приобрёл моторный катер, которому дал название «Перун». Такой роскоши не было даже у местных губернаторов .

    Представил к епископскому служению многолетнего миссионера архимандрита Варсонофия (Лебедева) и в январе 1917 года сам возглавил его хиротонию во епископа Кирилловского.

    На первом собрании Святейшего Синода после февральской революции из зала заседаний было вынесено кресло обер-прокурора , находящееся до этого во главе стола. Тогда архиепископ Арсений воскликнул фразу произнесённую многими: «Вот выносят символ цезарепапизма!».

    Тогда же было решено в день Успения Божией Матери 15 августа (по старому стилю) 1917 года созвать Поместный Собор . Для его созыва при Синоде был создан Предсоборный Совет, в котором митрополит Арсений стал Председателем.

    В начале революции, когда передвижения по Москве не было, извозчики исчезли, трамваи не ходили, и от снега улицы не расчищались, а зима была снежная, мы, сёстры храма Христа Спасителя, считали своим митрополитом митрополита Новгородского Арсения, второго кандидата на Патриарший престол. Митрополит жил недалеко, и часто служил по воскресениям и малым праздникам, а по будням за литургией бывал почти ежедневно. Обладал хорошим голосом. Владыка был очень требователен к уставу во время службы (издана была замечательная его книга «Спутник псаломщика»). Если дьякон, перед Апостолом, забывал сказать глас, то из алтаря слышался грозный голос Владыки: «глас, глас…». Проповедник он был замечательный и по содержанию, и по форме, и по знанию. <…> Благословляя после литургии, он любил петь с народом. <…> По вторникам митрополит вел беседы, толкуя книгу Деяний апостольских. Он бывал в Палестине. Увлекательно описывал местность, а, главное, вдохновенно толковал каждое слово Деяний. Народу бывало так много, что не только сесть, но и стоять не было места, так как беседы велись не среди храма, а в боковой галерее, где были поставлены скамьи. Беседы велись вечером. По окончании Владыка разводил мальчиков прислужников по домам, по темным улицам, и ждал у дверей черных лестниц, так как парадные входы были все закрыты, частью из-за воровства, частью потому, что парадный ход считался буржуазным предрассудком.

    В марте 1922 года , в связи с голодом в Поволжье, призвал духовенство жертвовать в пользу голодающих «драгоценные церковные украшения, не имеющие богослужебного употребления». А после начала массового изъятия церковных ценностей 19 апреля издал новое обращение:

    Об одном молю вас, дорогие мои чада паствы моей. Отнеситесь по-христиански, с покорностью воле Божией, если придется расстаться с любимым нами благолепием наших храмов во имя той вопиющей нужды, в которой находятся наши братья. Если у нас есть что пожертвовать взамен церковных вещей, не упустите этой возможности. Если же нечем жертвовать, то и без золота и серебра храмы наши останутся храмами, и святые иконы - святыми иконами. Бог на Страшном Суде спросит нас прежде всего не о том, украшали ли мы золотом и серебром храмы и иконы, а о том, накормили ли мы голодного, напоили ли жаждущего, одели ли нагого? Прошу Вас не допускать при этом никакого насилия в той или иной форме, - ни в храме, ни около него, так как это оскорбит храм, как дом мира и любви Христовой… Прошу также и о том, чтобы это изъятие церковных ценностей не явилось поводом для каких-либо политических выступлений, так как Церковь по существу своему вне политики и должна быть чужда ей.

    Изъятие ценностей из храмов Новгородской губернии благодаря этому воззванию прошло «безболезненно». После того, как все ценности были изъяты, митрополита вызвали из Новгорода в Москву, в ГПУ, где его арестовали и привлекли к суду вместе с Патриархом Тихоном по обвинению в сопротивлении изъятию.

    В тюремном заключении находился с перерывами до 10 января 1924 года . Почти сразу же после освобождения был вновь арестован и заключён в Бутырскую тюрьму в Москве. Его принуждали перейти к «обновленцам», активно сотрудничавшим с большевиками. Сохранилось описание одной из таких попыток властей:

    Ужасную роль посредников по делам ГПУ выполняли впавшие в раскол епископы. Архиепископ Евдоким (Мещерский) , обновленческий «митрополит», в стенах ГПУ понуждал митрополита Новгородского Арсения перейти в обновленчество. Митрополит Арсений сказал ему, своему бывшему сослуживцу по Московской Академии: «Но ведь вы же знаете, что обновленчество беззаконно». «Что ж поделать, они требуют», - ответил архиепископ Евдоким, кивая головой на дверь чекиста. Когда митрополит Арсений остался непреклонен, архиепископ Евдоким с гневом сказал ему: «Ну и сгнивайте в тюрьме!». И с этим покинул узника.

    Глава двадцать первая. Из книги: "С любовью к Узбекистану".(Записки православного священника). Митрополит Арсений Стадницкий.

    Митрополит Арсений Стадницкий, в миру - Авксентий Георгиевич Стадницкий, занимал Ташкентскую кафедру с 24 августа 1933 года по 10 февраля 1936 года.
    Он родился 22 января 1862 года в селе Комарово (Кумарово) Хотинского уезда Бессарабской области, в семье протоиерея Георгия Григорьевича Стадницкого (1824–1901 гг.) из польского рода Стадницких. Его мать - Мария Авксентьевна (урожденная Генецкая), представительница даровитого молдавского священнического рода, давшего в 20 веке род известных музыкантов и ученых.
    В 1880 году будущий митрополит окончил Кишиневскую Духовную Семинарию и стал преподавать в ней. В 1881 году поступил в Киевскую Духовную Академию, которую блестяще окончил в 1885 году. В 1895 году защитил магистерскую диссертацию, принял монашество и вскоре получил священнический сан.
    В 1896 году архимандрит Арсений был ректором Новгородской семинарии и настоятелем монастыря святого Антония Римлянина. В 1897 году назначен инспектором, а затем ректором Московской Духовной Академии. 28 февраля 1899 года в храме Христа Спасителя состоялась его хиротония во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. В 1903 году переведен на самостоятельную кафедру во Псков. В 1904 году защитил диссертацию на степень доктора церковной истории, а в 1907 году избран членом Государственного Совета. Назначенный архиепископом Новгородским и Старорусским в 1910 году, он остался на этой кафедре и после революции и служил до 1933 года.
    В 1917–1918 годах на Соборе Российской Православной Церкви был заместителем Председателя Собора и фактически руководил почти всеми его заседаниями. Архиепископ Арсений был одним из трех кандидатов на Патриарший престол в 1917 году.

    11 декабря указом Святейшего Патриарха Тихона возведен в сан митрополита. В 1922 году был привлечен к суду вместе с Патриархом Тихоном. Церковные гонения, начавшиеся практически сразу после Октябрьской революции, не миновали и владыку Арсения. В дореволюционное время он имел репутацию реакционера и монархиста. Первый арест произошел в Москве весной 1919 года, однако на первый раз без предъявления каких-либо обвинений, и через неделю его освободили. В ноябре он вновь арестован и 5 января 1920 года выслан из Москвы в Новгород, где через две недели был опять арестован и заключен в тюрьму вместе со своим викарным епископом Алексием Симанским, будущим Патриархом.

    Был освобожден. Проживал в Москве на квартире и лишь вызывался на допросы. Затем владыку арестовали и почти год держали в тюрьме - с 22 мая 1923 года по 10 января 1924 года. Через несколько дней его забрали и снова выслали на три года в Среднею Азию, в город Бухару. Чудом не был расстрелян. Однако, как часто бывало в то время, до пункта назначения митрополит не добрался. Его привезли в Красноводск, затем в Полтарацк (ныне г. Ашхабад), а в 1926 году перевели в г. Ташкент.

    28 марта 1927 года особое совещание при коллегии ОГПУ разрешило владыке свободное проживание только в пределах Средней Азии.
    Духовный авторитет его в эти годы был чрезвычайно высок. В мае 1927 года возглавлявший Русскую Церковь заместитель Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Сергий Страгородский включил его в состав Временного Патриаршего Синода. До 1933 года, несмотря на аресты и ссылки, владыка Арсений формально оставался правящим архиереем Новгородской епархии, осуществляя церковно-административные функции через своего викария, архиепископа Хутынского Алексия Симанского.

    После кончины митрополита Ташкентского Никандра (Феноменова) митрополит Арсений был назначен 11 августа 1933 года на овдовевшую Ташкентскую кафедру.
    В связи с закрытием всех храмов Ташкента, владыке Арсению приходилось некоторое время совершать богослужения под открытым небом, у кладбищенской часовни иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость». На эти службы стекалось до двадцати тысяч верующих из города и окрестных селений. Молящиеся заполняли всю обширную территорию кладбища. Один из ташкентских прихожан того времени Константин Вендланд (впоследствии - митрополит Иоанн) вспоминал: «Незабываемы эти трогательные богослужения на лоне природы, голубая мантия митрополита, просвечившаяся сквозь листву деревьев, одушевление молящейся толпы, твердость духа архипастыря и верующих, подвергавшихся иногда серьезным испытаниям от проливного дождя или крепких крещенских морозов. Незабываемы вдохновленные проповеди митрополита Арсения, приковывавшие к себе внимание народа».

    9 мая 1934 года митрополит Арсений награждается правом ношения двух панагий, 30 сентября 1935 года - правом предношения при богослужении креста.
    Владыка Арсений скончался 10 февраля 1936 года в ташкентской больнице и был похоронен на Александро-Невском кладбище, рядом с могилой митрополита Никандра, у часовни в честь «Всех скорбящих Радость». По свидетельству Луки Войно-Ясенецкого, «в последние дни владыка нередко говорил о себе, что исполнил все, предназначенное ему Богом, и потому ждал смерти».

    Митрополит Арсений Стадницкий является выдающимся деятелем Русской Православной Церкви. Он написал много литературных и научных трудов и занимался большой педагогической деятельностью, еще до ссылки в Среднею Азию.
    В свое время, будучи ректором Московской Духовной Академии (с 13 марта 1898 года по 1903 год), он пользовался в академии большим авторитетом. Важным событием не только в истории МДА, но и для Русской Православной Церкви того периода стала паломническая поездка, совершенная в 1900 году группой студентов и преподавателей во главе с владыкой Арсением в Палестину и страны Ближнего Востока. В своем прошении он писал о цели поездки следующее: «Имея в виду предстоящими летними каникулами совершить путешествие в Палестину и на Афон, почтительнейше прошу ходатайства Вашего Высокопреосвященства пред Св. Синодом о разрешении просимого мною отпуска. При сем долгом считаю изъяснить, что цель моего путешествия двойная: а) религиозная - поклонение св. местам и б) научная - непосредственное ознакомление и посильное изучение памятников тех священноисторических событий, повествование о которых составляет содержание преподаваемой мною науки библейской истории».
    Впрочем, для самого Арсения путешествие на Восток было уже не в новинку. В неоконченном автобиографическом отрывке «Путешествие в Палестину и на Афон» он писал: «Я уже два раза был на Афоне, в 1882 и в 1883 гг., летними каникулами, во время моего студенчества в Киевской Духовной Академии…».
    Итогом путешествия стала написанная им книга: «В стране священных воспоминаний», отредактированная и изданная им самим. В книге 60 фотографий, большую часть которых сделал владыка Арсений.

    За свои научные труды он был отмечен множеством наград, был почетным членом многих научных обществ. Проявлял себя не только мудрым и деятельным пастырем, но и знатоком отечественной истории, активным участником сбережения и изучения наследия предков. Владыка был неутомимым исследователем в области местной церковной старины.

    По характеру владыка Арсений был энергичный, деловой и предприимчивый. Знающие его лично отмечали у него широкий ум, большое образование, могучую волю, честность и прямоту, решительный и непреклонный характер, строгость к себе и подчиненным.

    По оценке, помещенной в жизнеописании, составленном митрополитом Мануилом (Лемешевским), митрополит Арсений был тяжелого характера, но справедливый и прямой. Был сторонником уставной службы. Его называли «самым строгим архипастырем» российской Церкви.

    Митрополит Арсений был духовным руководителем Патриарха Алексия I и святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Последний так отозвался на смерть Арсения: «Вы лучше меня знаете, как безмерна эта утрата для Церкви русской, и довольно мне сообщить только событие, низко опустить голову и снова лить слезы».

    В настоящее время за могилой митрополита Арсения Стадницкого, так же, как и за другими могилами архипастырей и пастырей Ташкента, ухаживают прихожане, на могилах совершаются поминальные панихиды духовенством митрополии и приезжим духовенством России.