Open
Close

Дедушке на 40 дней после смерти. Можно ли поминать раньше даты смерти: как поминать и что делать

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»

Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова

Лермонтов считал себя учеником и последователем великого Пушкина. В своих произведениях он стремился развить и углубить идеи, заложенные своим предшественником. Ярким примером этого является стихотворение «Пророк», написанное поэтом в 1841 г.

В последние годы жизни Лермонтов все чаще испытывает разочарование в достижении своих идеалов. Мотив одиночества и непонимания чрезвычайно усиливается. Неисправимому обществу людей поэт противопоставляет гармоничный мир природы, живущий по высшим законам добра и справедливости.

Описывает преображение человека. Чудесный дар он стремится передать людям. Свое высшее предназначение пророк видит в улучшении и исправлении человеческого общества. Ему присущи жизнерадостность и вера в лучшее будущее.

Лермонтов был свидетелем крушения пушкинских идеалов. Даже трагическая смерть великого поэта не затронула людские сердца. Сам Лермонтов постоянно подвергался насмешкам за свои горячие искренние мысли. Его «Пророк» — разочаровавшийся романтик, символизирующий судьбу самого поэта.

Пророк обретает высшее духовное знание и начинает свои благородные проповеди среди людей. Его призывы к добру и справедливости вызывают резко отрицательную реакцию. Погрязшие в пороке люди не только не слушают пророка, но и забрасывают его камнями. Убедившись в том, что его учение не встречает благодарных слушателей, пророк покидает общество и удаляется в пустыню. Только здесь он обретает покой. Природа не отталкивает изгоя, его речи воспринимают даже звезды.

Несмотря на нищету и скудную «божью пищу» пророк по-настоящему счастлив в пустыне. Если он вынужден посетить человеческое общество, то стремится поскорее его покинуть. Отношение к нему людей только усиливается в худшую сторону. Его ставят в пример детям, как символ человеческой гордыни. Общество упрямо держится за свое мнимое благополучие, на фоне которого пророк выглядит нищим, выжившим из ума стариком.

В стихотворении «Пророк» Лермонтов использовал библейский сюжет из Книги пророка Иеремии. Этим он замаскировал подлинный гражданский смысл произведения. Основная мысль поэта – творец обречен на одиночество. Он не сможет скрывать в себе истину, а попытается рассказать о ней людям, которые еще не готовы к пониманию. Идеи творца опережают время и раскрывают тайны будущего. Неизбежный результат – смерть, изгнание или добровольный отказ от общественной жизни. Жребий определил двум величайшим русским поэтам первый вариант.

Еще в Древней Греции говорили о том, что дар поэта заключается не только в стихосложении, но и в умении предвидеть будущее. В России первым, кто возвёл эту идею в абсолют, был Александр Сергеевич Пушкин. Он, будучи сам поэтом-пророком, говорил о том, что таких людей немного, но только им дано свыше «могучая власть над умами». Вторит ему и Л.И. Соболева, утверждая, что поэт-пророк словом своим «воплощает на земле власть духовную» и тем самым противостоит власти земной. Наверное, поэтому участь пророка тяжела, неблагодарна и трагична. Судьба и творчество великого русского поэта М.Ю. Лермонтова прямое тому подтверждение. Читать стих «Пророк» Лермонтова Михаила Юрьевича можно полностью онлайн на нашем сайте.

Стихотворение «Пророк» прямо окутано тайнами. Во-первых, оно было написано Лермонтовым в 1841 году, буквально за несколько недель до его трагической гибели. Во-вторых, это произведение связано с именем А.С. Пушкина – «дивным гением», которым поэт всю свою жизнь восхищался и скорбел об его несправедливой утрате. Оно является своеобразным продолжением пушкинского «Пророка», развитием его идеи о пророческом даре поэтов, и таким образом предвосхищает будущее самого автора - роковую дуэль.

Уже с первой строки стихотворения ощущается горечь и разочарование. От «вечного судии» он получил дар предвидения. Александр Сергеевич принял это «преподношение» с великой благодарностью, и готов был всегда, не смотря на всевозможные тяготы и лишения, «глаголом жечь сердца людей». Лермонтов же принял этот дар иначе. Он не отказывался нести людям «чистые ученья правды и любви». Но он не мог не видеть и не принимать их ответную «злобу», «порок» и «брошенные камни». Поэт пытался бросить всё, и бежать от жестокости и непонимания. Однако от самого себя не убежишь и не укроешься. В пустыне «звёзды», «лучами радостно играя», готовы слушать его всегда. Да ведь они все равно не живые души, и он вынужден вернуться в «град», и вновь терпеть бесконечные насмешки и презрение. Последнее четверостишие особенно пронизано скорбью и беспомощностью. Оно заканчивается словами старца, который указывает внуку на поэта, подчеркивая его отверженность и беспомощность. Иными словами, у поэта больше нет никаких иллюзий и надежды на то, отношение к нему может измениться. Оно будет всегда, передаваться от поколения к поколению. Так, поэт-пророк - это дар свыше или проклятие? Учить текст стихотворения Лермонтова «Пророк» и подготовиться к уроку литературы в классе теперь легко. На нашем сайте можно скачать данное произведение абсолютно бесплатно.

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

“Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!”