Open
Close

Дар избавления от смерти. Чему научиться нам у святого пророка Илии? Из проповеди митрополита Илариона (Алфеева) Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа

Cегодня Церковь празднует память святого пророка Божия Илии. В Третьей и Четвертой книгах Царств мы читаем о великих делах пророка, о чудесах, которые он совершал перед лицом народа израильского. Читаем о том, как, чтобы доказать бытие истинного Бога, он призывает четыреста пятьдесят пророков Вааловых и приносит жертву Господу, а они приносят жертвы своим богам; и жертву пророка по его молитве попаляет Божественный огонь, жертв же лжепророков огонь не касается.
Мы читаем о том, как Илия приходит в дом бедной вдовы и воскрешает ее сына, о том, как пророк бежит от гнева нечестивой царицы Иезавели в пустыню и, не находя в себе более сил на пророческое служение, в отчаянии взывает к Богу: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою». Но Бог утешает его, не только посылая ему воду и хлеб, но и таинственным, необычайным образом являясь ему «в тихом веянии ветра». Ощущая это легкое дуновение, Илия понимает, что Господь явился ему не в грозных явлениях природы - не в буре, не в землетрясении, не в огне, - но именно в легком дуновении ветра духовного. Этим дуновением Духа Святого Бог утешает пророка и дает ему новые силы.
Наконец, мы видим как Илия идет вместе со своим учеником пророком Елисеем, и Елисей узнает, что его учитель в этот день будет взят от него. Илия говорит: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». И Елисей отвечает: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Илия сказал: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так». Вскоре явилась огненная колесница, и вихрь вознес Илию на небо. Это был человек, который при жизни воскрешал мертвых, это был пророк, который не увидел смерти, но был вознесен Богом в Царствие Небесное.
Жизнь пророка Илии научает нас тому, какими были истинные пророки, призванные Богом на особое служение, на особую миссию - возвещать людям о Боге. Пророки были гонимы, и мы слышали сегодня в евангельском чтении слова Христа: «Пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4:44), - т. е. там, где он проповедует, он не бывает понят. У всех пророков были враги и недоброжелатели, люди, которые желали им смерти. Как и все люди, пророки имели свои немощи, и не всегда была им по силам та невероятно трудная миссия, которая была на них возложена - свидетельствовать о Боге людям, которые не хотели этого свидетельства слышать.
Читая о жизни других пророков, мы узнаем, что, когда Господь призывал их, некоторые из них отказывались. Один сказал, что он слишком юн, другой - Иона - вообще бежал от Лица Божия, сознавая, что нет у него сил исполнить возложенную на него Богом миссию. Пророк Илия в отчаянии просил у Бога смерти. Но пророков всегда подкрепляла благодать Божия, в своем служении они непосредственно соприкасались с Богом, встречали Его в личном духовном опыте.
Встречи эти бывали разные. Иногда Господь приходил в легком дуновении ветра, т. е. в некоем сокровенном духовном утешении, как это было с пророком Илией. Но бывало и так, что не только пророк, но и весь народ был свидетелем явления Божия, когда, например, тот же Илия с помощью огня решил показать, быть ли Господу или Ваалу Богом Израиля. В разные периоды человеческой истории Бог посылал людям пророков, чтобы от них люди услышали слово истины, чтобы они чудесами засвидетельствовали присутствие Божие и силу Божию. И во все эпохи пророки были людьми немощными - такими же, как мы с вами. Их пророческая миссия намного превышала их естественные человеческие силы, и они, не надеясь на собственные силы, искали помощи у Бога. Они просили у Бога духовного подкрепления в трудные минуты, когда были оставлены людьми, гонимы, когда враги искали их смерти. И Господь таинственным образом подкреплял их благодатью Святого Духа.
И еще одному научаемся мы из жизни пророка Илии - тому, что каждый пророк оставлял после себя духовное потомство. Пророки не были людьми, которые, подобно знаменитостям мира сего, ярко блеснув, исчезают. Пророки оставляли после себя учеников, поэтому дело, которому они служили, не умирало и после их смерти. Когда Илия был вознесен на небо колесницей Божией, Елисей взял его милоть, т. е. плащ, и ударил ею по воде, и вода расступилась, и Елисей понял, что духовное наследие пророка Илии перешло к нему. Нередко бывало, что ученики оказывались выше учителя, потому что дух, который был на одном пророке, переходил на другого и с еще большей силой действовал через него. Так духовное преемство переходило от одного пророка к другому, вплоть до последнего из пророков и первого из апостолов - Иоанна Крестителя. Затем оно переходило от одних апостолов к другим, затем к епископам, к священникам и ко всему народу Божию, который это благодатное свидетельство о Боге - также передавал из поколения в поколение; оно дошло и до нас, и ныне мы являемся его обладателями.
Потому, вспоминая ветхозаветных пророков, мы вспоминаем не каких-то людей, которые жили в древности и три тысячи лет назад прославились своими великими делами, но святых, духовное наследие которых продолжает жить в нашей Церкви. Вспоминая их и молясь им, мы надеемся хотя бы в малой степени проникнуться тем духом, которым они жили, и получить хотя бы частицу той благодати Божией, которая была дана им не ради них самих, но дабы помочь им нести нелегкую миссию свидетельства о Боге перед людьми, тот крест, под тяжестью которого и мы порой сгибаемся, не находя в себе сил, чтобы его понести.
Иногда мы говорим: Господи, это невозможно, этот крест слишком тяжел для меня. И тогда приходит благодать Божия в «веянии тихого ветра», и ее освежающее и укрепляющее дуновение дает нам новые силы.

Митрополит Иларион (Алфеев)

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ныне радостный праздник в честь пророка Божия Илии, память которого мы празднуем в этот знаменательный день. Святая Церковь вчера и сегодня в праздничных песнопениях, прославляя святого пророка Илию, называет его «земным Ангелом», «вторым Предтечей пришествия Христова», «основанием для пророков» и другими именами, которые свидетельствуют о том, как святая Церковь относится к этому великому угоднику Божию, который жил в десятом веке до Рождества Христова и оставил о себе знаменательную память о тех деяниях и чудесах, которые он совершал в Иудее и в Израиле.

Когда жил и трудился святой пророк Илия, было два Царства в Палестине: Царство Иудейское с центром - Иерусалим и Царство Израильское, центром которого был город Самария. Основная деятельность его была в Израильском Царстве. Тогда правил израильтянами царь Ахав, который был нечестив, потому что поклонялся идолам и божествам языческим Ваалу и Астарте, и поэтому пророк Илия обличал Ахава и его жену, которая жила нечествио и содержала языческих жрецов, которые приносили жертвы. А пророк Илия по велению Божию поразил этих жрецов и многих лжепророков, которые были в услужении царицы и царя Ахава. За свое обличение, за свои деяния, за то, что он твердо стоял на исповедании истинной веры, веры в истинного Бога и всячески противодействовал идолопоклонству, его преследовали. Он должен был убегать из земли Израильской в землю Иудейскую - там находил себе пристанище, но Господь никогда не оставлял своего верного служителя. В горе Хорив, где укрывался пророк Илия, Господь являлся ему и, являя ему любовь, снова и снова направлял его на то служение, на которое он был изначально поставлен.

Святая Цервковь за ревность, за верность, за мужество, которые проявил святой пророк Илия во время своего служения, называет его основанием пророков. Почему основанием? — да потому, что такая ревность, верность, мужество, которые имел пророк Илия - это то, что является фундаментом для деятельности любого пророка. И каждый пророк, который действовал в Ветхом Завете, конечно, вдохновлялся примером этого великого и славного пророка Божия Илии.

Святая Церковь также именует пророка Илию «земным Ангелом», потому что он вел жизнь, действительно, равноангельскую: питался он скудно, но творил великие дела Божии, будучу вестником (Ангел - само слово означает - вестник). Так вот пророк Илия тоже был вестником воли Божией, глашатаем того, что повелевал ему Господь во обличение в несчестии нечестивых. И далее, как уже отмечено, пророк Илия именуется «вторым Предтечей» пришествия Христова. Это очень важное определение, потому что, как мы уже знаем, что Предтечей первого Пришествия был Иоанн Креститель, а вот по вере Церкви — святой пророк Илия будет Предтечей второго Пришествия, славного Пришествия Господа для того, чтобы совершить общий Суд и окончательно определить участь всех людей, которые когда-либо жили на земле.

И мы знаем также из Евангелия, а именно из повествования о славном Преображении Господнем, что на горе Фаворе явился вместе с Моисеем и пророк Илия удостоился этого непосредственного общения с Господом. Как замечает евангелист, пророк Илия и Моисей беседовали с Господом об Его исходе, т. е. о завершении земного пути Господа и Спасителя нашего.

Евангелие, которое мы слышали сегодня - это повествование евангелиста Луки, в котором по словам Господа, вспоминается два чуда, которые совершил Господь через Своего пророка Илию. Господь ныне в Евангелии от Луки говороит нам о том, что много вдовиц было и в Израиле в дни Илии, но только вдове в Сарепте Сидонской пришел пророк Илия, когда было тяжкое время испытаний, потому что по попущению Божию было заключено небо: не было дождя в течение трех с половиной лет, и была старшная засуха — все страдали от голода и жажды. И, когда пророк Илия явился в Сарепту Сидонскую к вдовице, там прося приюта. Никто не дал такого приюта пророку Илие, а только вдова, которая жила в одиночестве и пророк Илия, несмотря на то, что у нее была только горсть муки и немного елея, просил, чтобы она испекла лепешку для него. Она не пожалела последнее, что имела отдала, пророку. За это она удостоилась того, что мука никогда не оскудевала у нее и елей не истощался. Далее, как вы слышали, Сам Господь вспоминает в Евангелии от Луки относительно того, что в дни пророка Илии много было прокаженных в Израиле, но никто из соочественников не очистился от этой страшной болезни, а только удостоился этого Нееман Сириянин, т.е.человек, который был иноплеменником, который не заслуживал никакого внимания, снисхождения и сострадания. Тем не менее именно за те добрые дела, которые совершал этот человек, Господь удостоил его того, что он очистился от этой болезни. Мы знаем, что проказа — это очень тяжкая болезнь, и в Евангелии слышим также, повествования о том, что Господь исцелил десять прокаженных, которые чудесным образом освободились, очистились от проказы. Проказа страшна по себе как болезнь, но еще и из-за того, что люди, которые поражены этим недугом, являются изгоями, потому что живущие в городах и селениях не хотят видеть рядом с собой прокаженных, они изгоняют таковых за пределы города и селения, чтобы не видеть страшные струпы и страдания этих людей и, конечно, из-за боязни заразиться этим тяжким недугом.

Пророк Илия совершал и многие другие чудеса, о которых нам повествуют исторические книги Священного Писания Ветхого Завета — Царств и Паралипоменон. В них говорится о той деятельности, которую осуществлял пророк Илия по отношению к тем людям, которых он обличал, которых наставлял, которых вразумлял, которых направлял на путь истинный. Таким образом, пророк Илия являет для нас образ верности, ревности, мужества в исповедании истинной веры. Поэтому, прославляя этого пророка, будем и мы тоже вдохновляться его примером и стремиться к тому, чтобы с ревностью, исполнять свой христианский долг и мужественно исповедовать нашу веру в истинного Бога.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков

Библиотека “Халкидон”

___________________

Протоиерей Родион Путятин

В честь пророка Божия Илии и в ваше назидание, слушатели, мне хочется сказать какое-нибудь слово. Расскажу вам один вчерашний случай. Шли мы мимо вашего храма. У вас еще не кончилось всенощное бдение; мы обрадовались этому – подошли к церкви и увидели великолепное освещение вашего храма, и услышали стройное ваше пение. Как это хорошо, по-христиански, по-православному; ревнитель славы Божией пророк Илия, без сомнения, радовался, что вы в честь него составили такой торжественный праздник. Но послушайте, что мы тут же увидели. Не могу умолчать об этом. Когда взрослые с благоговением стояли и молились в церкви, в это время малые дети бесчинничали, бегали, смеялись около церкви, а из видевших это ни у кого не нашлось ревности вразумить, унять их, вступиться за славу Божию, за честь пророка Божия. Это нехорошо, не по-христиански; не так должны вести себя дети православных родителей.

И мы это терпим, и мы это допускаем, и мы на это смотрим равнодушно, и нам дела нет до этого. Ах, слушатели, будьте внимательны к подобным случаям. Мы сами бесчестим Бога, когда не останавливаем других бесчинствующих, мы сами оскорбляем Бога, когда позволяем им при себе говорить или делать оскорбительное для Бога. Не наше дело, вы говорите обычно. Нет, слушатели, наше дело, наша обязанность, наше существенное дело, наша священная обязанность – останавливать и вразумлять бесчинствующих. Я еще скажу: мы сами бесчестим, оскорбляем Бога, когда допускаем других делать и говорить что-нибудь бесчестное и оскорбительное для Бога. Особенно мы грешим, тяжело грешим перед Богом, когда не останавливаем, не вразумляем детей бесчинствующих, неблагоговейно стоящих за божественной службой во храме Божием.

Дети, бесчинствующие во время церковнй службы, – пустые дети, стыд для родителей, бесчестие для соседей, пагуба для селения, язва для будущего поколения, ибо от таких детей, если не исправятся, не могут рождаться хорошие дети: от худой яблони и плоды худые. Таким образом вы, не унимающие детей, позволяющие им стоять бесчинно в церкви, много грешите и будете отвечать на том свете не только за своих детей, но за внуков и правнуков.

Не так судил, не так поступал прославляемый нами святой пророк Илия. Он всегда вступался за славу Божию, никому не спускал, никого не щадил. Он мечом и огнем наказывал всех, кто Богу осмеливался не воздавать чести. Он и царю Ахаву прямо говорил: ты худо делаешь, Бога бесчестишь, подданных развращаешь.

Святой пророче Божий Илие! Вдохни в нас твою святую любовь к славе Божией, пошли нам твою пламенную ревность по Богу, чтобы мы и словом, и делом прославляли Бога. Аминь.

Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
При использовании материалов сайта ссылка на обязательна.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! С праздником!

Милостью Господа и Его спасительной и благодатной заботой, в сегодняшний день мы в храме Божием сопереживаем праздник святого пророка Илии. Сегодняшним апостольским чтением было сказано, что Илия был "подобный нам человек".То есть он такой, как ты и я. Он помолился с верою, дабы Господь призвал к покаянию и закрыл небо для дождя. И три с половиной года не было ни капли. И при этом - мы помним - он, такой как мы. Это для нас сильное свидетельство, свидетельство того, что может молитва, совершаемая с верой. Если по молитве, как сказал Спаситель: «ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас" (Мф. 17:20). Это прямое предуказание, какими нам должно быть, что нам делать и чем дышать. А дышать нам нужно тем духом, каким дышали такие угодники Божии, как Илия.

Я несколько раз в этой церкви рассказывал факт, за который меня «расстреляли». Факт, когда, вот также в воскресный день, не было праздника, было обычное Богослужение и молебен над болящими с помазанием священным елеем. Когда я пришёл в храм, из «засады» выскочили несколько человек. У них был один-единственный вопрос: «Есть ли у нас хоть один шанс вылечить нашего ребёнка, ведь все врачи от нас отказались?» А я застыл и ничего не смог ответить, не знал, что сказать. Потом меня «пробило» и я сказал всю правду. «Нет! Нет у вас шанса! У меня нет шанса и ни у кого нет шанса! У всех есть вагоны шансов, ибо с нами Господь». Может ли Тот, Кто всё может, помочь нам? Странный вопрос. Это свидетельство того, что в этих людях нет даже малого шанса веры. Как с Богом может не быть шанса?! И вот сегодняшняя память пророка Илии и написанное слово нам говорит, Илия был такой же, как мы, тоже пять пальцев на руке, два уха, тоже был не святой, не безгрешен. Вспомним Библию, сколько раз он раздражался на безбожников, как он желал смерти тем, кто губит Творца, и ревность его, порой, переходила края. Он был такой, как мы, не только физически, но и душевно. Грешил, впадал в раздражительность, в ярость, но, тем не менее, молился, прося у Господа покаяния для людей, для пробуждения духовного. Мои дорогие, для нас это сильное свидетельство. Поэтому у нас, православных, есть горы шансов.

Очень радостно сегодня засвидетельствовать тот факт, что этот день для нашего храма совершенно особый. В далёком 1989 году, когда началось открытие первых храмов, а в предыдущем юбилейном году 1000-летия Крещения Руси в Болгаре начала быть церковь. Сначала она находилась в молитвенном доме. Народ там не умещался и пришлось сделать пристрой размером с эту «избу», но всё равно люди не умещались. Когда в молитвенном доме была первая Пасха, он не только не вместил людей, люди были вокруг, были на деревьях, чтобы быть участниками и крестного хода и Богослужения. В 1989 году из разных сёл и деревень приезжали толпы народа, чтобы креститься. Мы все не могли уместиться в молитвенном доме и вышли на улицу, чтобы крестить всех под открытым небом, а на задах была школа и «светильники правды и заботы о людях" – учителя - написали жалобу в инстанции, где было написано следующее: «Около «храма света» находится рассадник мракобесия. Они уже настолько пали и обнаглели, что совершают свои ритуалы на улицах, на глазах несчастных детей, которых мы учим светлому коммунистическому будущему – без Бога». Сейчас это, конечно, смотрится наивно и глупо, но тогда это было по-другому. Нам грозили, вызывали и говорили, что нужно всё это дело как-то прикрыть. А у нас нет другой возможности. Почему? А потому люди за столько лет безбожия настолько изголодались по благодати Божьей, что никого и ничего уже не боялись и шли валом в церковь. Шли креститься, венчаться, отпевать умерших, приходили на молитву. И поэтому церковь, в которой мы стоим, решили перенести из села Порфировка, которое находиться за 15 км, отсюда.

Мне радостно вспомнить, что сегодня среди нас есть те, кто помнит, как мы вперёд своих ног бежали на церковный субботник в храм, чтобы как-то соучаствовать и помочь церковному делу. Мне всегда вспоминается раба Божья Наталья Судакова, бабушка. Она всегда шла на субботник с двумя палками, как на лыжах. Давало знать о себе здоровье и старость. Я, обгоняя её, говорил: «Матушка, вам бы, может, дома побыть?», - а она плохо слышала и говорила: «Чего? Домой идти от церкви?» Посмотрела что я поп, подняла одну палку и пригрозила: «Вот я тебе сейчас!» Если уж на попов с палками, то кто мог вообще этим людям встать поперёк дороги?! Потом, во время субботника, я смотрел, как бабушка Наталья одну палку под одну мышку, другую - под другую и тащила какую-то доску. Хлоп, упала. Смотрю - встала и пошла дальше, опять упала, опять встаёт.

Эту церковь мы перенесли зимой. Ставили на лёд. Зимой поднимали её! Люди жаждали скорее перейти в церковь. И когда уже было сделано всё необходимое, 2 августа 1989 года в этом храме, на временном престоле и во временном алтаре было совершено первое Богослужение. Люди стояли и радовались, молились и ликовали, подходили к Чаше и говорили: «Теперь у нас есть настоящая церковь. Теперь мы настоящие православные!»

Из старых Болгар приходили ныне покойные бабушки. Я им говорил: «Вам далеко идти», - а они мне: «Да что ты, батюшка, на Ржавец ходили 10 км. и то говорили, слава Богу, что всего 10 км., а здесь-то, что нам - пенсионерам - не пробежаться». И вот с таким юношеским огнём, с таким большим искренним внутреннем радением и ревностью, по образу Илии пророка, многие участвовали в этом святом деле. Тогда этот храм стал храмом сразу четырёх районов. Потом, по милости Божией, открывались храмы и ныне продолжают открываться. Наш Спасский район стал не по названию, а по сути таковым. А потом наша церковь увеличила ареал своего влияния до границ всей России. А сейчас перехлестнула и за границу. И на сегодняшний день с этой церковью молятся сотни тысяч во всех церквах мира: Германии, США, Таиланде, Индонезии. Почему так? Одна из причин - горение людей. Эта церковь не созидалась на деньги спонсоров и благотворителей, она строилась на копейки. Это бабушка Наталья Судакова двумя палками и своими падениями вымолила эту церковь, это те пенсионеры, которые говорили: «Что не пробежаться-то?» Они своими «пробежками» освятили эту церковь. Это их молитвы и их подвиг.

Вторая причина - сегодняшний день. Господь ввёл нас под своды этой церкви именно 2 августа. Что для нас Илия пророк? Для нас он не просто тот, кто был и кто есть сейчас у престола Божия, для нас он тот, кто будет. По слову Господа и пророков, он второго Пришествия Христова предтеча. Не умерший, взятый живым, он придёт в конце времени и обличит антихриста. Эта церковь, которая по его молитвам открыта в день его памяти, набирает такое значение в мире не потому ли, что пророк Илия особо молится?

Желаю вам, мои дорогие, расти в духе молитвы, расти в верности Господу. От всей души рад ещё раз поздравить всех нас с вами с этим праздником!

«Илия человек бе подобострастен нам, и молитвою помолися... и небо дождь даде, и земля прозябе плод свой» ().

Не удивительно ли, братие, что человек, подобострастный нам, повелевает небу, чтобы оно источило дождь, и земле, чтобы она произрастила плод свой? Кто поверил бы из людей настоящего времени, что человек может иметь такую силу духа, которой покоряются даже стихии? Кто из них имеет такую силу веры, чтобы, всецело положившись на Бога, всегда оставаться верным Ему в жизни и ни в чем не искать угождения людям? Таков был великий и славный пророк Израиля Илия. Исполненный огненной ревности о Боге Израилевом, он удаляется от общества людей, изменивших своему Богу, питается пищей, получаемой чрез ворона, и пьет воду из потока. Но и в своем уединении он не перестает сгорать духом ревности от пламенного желания очистить неправды Израиля, являясь воистину чрез свою молитву «колесницею Израиля и конницею его» ().

Его молитва была оплотом Израиля, спасая его от врагов, сохраняя в нем все более и более падавшую веру в истинного Бога и охраняя от нечестия соседних народов языческих.

Отчего же, братие, если Илия был человек, подобный нам, не видим мы теперь людей такого духа? Отчего никто из людей, познавших и уверовавших во Христа, Которого Илия будет, по верованию Церкви, только предтечею, когда во второй раз придет Господь на землю, не имеет столь сильной веры и столь пламенной ревности о Боге, какие имел Илия? Оттого, без сомнения, что мир как бы состарился во грехах и страстях своих, в которых живет, и чем далее идет время, тем все более теряют люди силу воли и уже не могут, как прежде, направлять ее на делание добра. Как человек, проживший много лет, почти не может изменить тех привычек, которые укрепились в нем с неодолимой силой в течение долгих лет жизни, так и мир, просуществовавший много веков без искреннего желания угождать Богу, все более и более становится неспособным веровать в Него и любить Его. «Огонь пришел Я низвести на землю» (), – говорил Господь, т. е. дух ревности огненной об исполнении воли Божией, как и о Себе Самом Он еще прежде чрез пророка говорил: «Еже сотворити волю Твою, Боже Мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева Моего» (). И вот мы видим теперь, что огонь этот все слабее начинает гореть в стареющемся от страстей своих мире и что сердца людей все более и более, как бы в дни старости, охлаждаются для любви к Богу и к созидающемуся среди людей Царствию Его. Не для того ли и должен Илия, исполненный пламенной ревности о Боге и взятый прежде живым на небо, снова прийти на землю в конце времен, чтобы воспламенить еще однажды в людях угасающее пламя любви к Богу и таким образом приготовить их к приближающемуся суду всего мира?

Впрочем, не та чудодейственная сила веры Илииной, которой он низвел огонь на землю и воскресил мертвого, нужна теперь для мира. Ибо не тогда должны мы радоваться, по слову Спасителя, когда даже сами бесы повинуются нам, а тогда, когда имена наши делаются «написанными на небесах» (). Не низведения огня величественного на землю должны желать мы, а того, чтобы души наши воспламенялись от неведомо действующего чудодейственного огня Божественной благодати. Некогда Илия в ревности о Боге Вседержителе, Которого оставил Израиль, удалился в пустыню и скорбел, но Бог явился ему не в буре, не в огне и не в землетрясении, а в веянии тихого ветра (). Этого тихого веяния Божественной благодати должны желать и мы для себя, чтобы неприметно созидала она в душах наших Царствие Божие.

И если в Царствии Божием, по слову Спасителя, даже "меньший" более по дарованиям благодати "большего между рожденными женами» Иоанна Крестителя (), то и ныне могут совершаться в душах наших действия более чудные, нежели все соделанное Илиею (). Если мы не можем иметь такой сильной и чудодейственной веры, какую имел Илия, то сохраним и умножим веру в то, что благодать может сохранить душу нашу от самой сильной и обольстительной страсти, если только с упованием на подаваемую нам благодать будем мы с нею бороться. Тогда и Илия, хотя, когда он заключал небо и снова молитвой своей отверзал его, оставался подобострастным нам слабым и немощным человеком, не обличит нас в день второго пришествия Христова, но молитвой своей отверзет двери имеющего явиться «нового неба», чтобы нам войти туда и «возлечь в Царствии Небесном» со всеми бывшими до нас праведниками. Аминь.