Open
Close

Чудесные исцеления: Чудотворцы Валаамского монастыря. Список святых мест, где происходят чудеса исцеления

Чудотворцы Валаамского монастыря

О дивный остров Валаам!

Река Божественной судьбы

Воздвигла здесь обитель рая,

Обитель высшей чистоты.

Из старинной песни

Валаамская обитель – древнейшая святыня на Руси. Согласно преданиям и таким древним рукописям, как “Оповеди” и “Вселетник” Киевского митрополита Иллариона (1051 г.), сам апостол Андрей Первозванный из Киева прибыл в Новгород, а затем по реке Волхову достиг Ладожского озера и Валаама. В те времена это был языческий остров с главными капищами Волоса и Перуна (Велес, Волос и Перун - языческие боги, которым поклонялись древние и приносили жертвы). Апостол Андрей благословил горы каменным крестом, обратил жителей в Христову веру, капища Велеса и Перуна были истреблены. Основателями монашества на Валааме почитаются преподобный Сергий и его преемник св. Герман. Точное время их жизни неизвестно, однако их святые мощи были обретены нетленными еще в 1163 году. Относительно преподобных Сергия и Германа в древних книгах сохранились такие слова: “Их любовь к Богу была неразлучна, союз братолюбия - истинен, молитва непрестанна, нрава кротость, слезы присно текущие, пост, бдение и труды, предел естества превосходящие”.

Святые Сергий и Герман обладали пророческим даром и предсказали запустение и разорение обители шведами (1611 г.). Архимандрит Макарий писал в 1696 году: “Тии святые - Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы преславние еще живи быша, и тогда прорицах (пророчествовали) настоящая и будущая”. Вероятно, при жизни святые занимались и целительством, хотя определенных и конкретных данных на этот счет летописи не оставили. В одной из древних молитв есть такие слова: “Вы бо в недузех явистеся целители, по морю плавающим кормчий и утопающим благонадежное избавление и от всякого смертоносного нашествия хранители, паче же от духов нечистых свобождение, и всяких наветом содержимых очищение и помощь”.

Одним из почитаемых Валаамских чудотворцев является преподобный Авраамий (в миру Иверик), умерший согласно рукописи о его житии в 1054 году. Родившийся в языческой семье, он от рождения своего был расслаблен и обездвижен “неисцельною” болезнью, “лежа на одре своем осьмнадцать лет”. Однажды проезжие купцы стали рассказывать об Иисусе Христе, Его подвигах и чудесных исцелениях. На больного юношу рассказ произвел необыкновенно сильное впечатление, и совершил буквально переворот и в физическом и в духовном плане: “И се внезапу почувствовав в себе силу, нашедшую нань, и начав превращатися семо и овамо и рукама и ногама пресмыкаяся владети, и воста здрав”. Иверик исцелился по огромной вере и промыслу Всевышнего. Вскоре духовное озарение побудило стать его монахом. На Валааме его крестили (игумен Феогност), а затем постригли во святой иноческий чин, нареча именем Авраамий. Святые мощи его обретены нетленными.

Приведенный выше пример показывает возможность чудесного исцеления по одной лишь пламенной вере и горячему устремлению сердца к Истине. Безусловно, механизм такого чудесного преображения и полного физического исцеления с точки зрения науки не ясен. Даже если предположить функциональный характер парализации (то есть, как говорят в народе “на нервной почве”) и выздоровление через самовнушение и религиозную веру, то все это не очень согласуется, видимо, с предполагаемой истиной по целому ряду причин, свидетельствующих явно не в пользу “нервной” природы недуга: парализация была от рождения, в течение 18 лет и наверняка сопровождалась атрофией мышц ног, отсутствием навыков в ходьбе, нарушением координации и прочее. В приведенном же примере, как и в других чудесных исцелениях, отмечается мгновенное физическое преображение: слепые начинают видеть, глухие слышать, расслабленные ходить.

За период своего существования Валаам, именуемый в прошлом “Северным Афоном”, “то возвышался, то падал, то разоряли его, то опять он возникал из пепла и развалин”. Особенно сильному разорению подвергся он после 1940 года, когда после финской юрисдикции (с 1917 года) вновь перешел по мирному договору к СССР. Последовало варварское разрушение святыни, что, впрочем, соответствовало духу того времени и государственной политике, хорошо известной всем. Возрождение древней обители началось после посещения ее в 1989 году митрополитом Ленинградским и Новгородским (ныне Святейший Патриарх Алексий ).

Немало выдающихся людей России посетили некогда Валаам, стремясь духовно соприкоснуться с хранителем суровым отеческой святости и чистоты. Обитель посещали в разные годы: Великий князь Константин, Святитель Игнатий Брянчанинов, известные философы, писатели, поэты, музыканты. В 1819 году посетил обитель Царь Александр I. Остались трогательные обоюдные воспоминания после этого визита, как у гостеприимных хозяев, так и у монарха Российского. Перед приездом царское повеление гласило: “чтобы встречи никакой не делать; чтоб служб церковных не прибавлять и не убавлять, а быть всему по монастырскому положению” (вот бы тому поучиться ныне всем высокопоставленным особам). По приезде в обитель Государь несколько раз восторженно повторял: “Собор у вас прекрасный”, “вид вашего монастыря прекрасный”, он целовал у каждого иеромонаха руку, не давая своей руки, кланялся братии. Были когда-то у России и подлинно духовные правители!

Безусловно, наиболее почитаемыми святынями на Валааме были святые мощи угодников Божиих Сергия и Германа. В специально составленной для свидетельства о чудесных исцелениях книге Валаама имелось немало записей. Ряд исцелений происходил в случаях даваемых обетов: когда сами больные или их родные, близкие давали обещание перед Богом (или святыми) в случае выздоровления совершить то-то и то-то. Это чем-то напоминает некое подобие жертвоприношения по достижении просимого результата. Христианская религия (православная, в частности) считает влияние чтимых святых после окончанияих земной жизни на живущих несомненным в силу того, что они исполнились Божьей благодати. Их молитвы о нас “приятны Господу, как верных рабов Божьих”, они не умерли, а живы, как и “Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы” (Лук. 20, 38). Итак, несколько примеров таких исцелений, изложенных в сокращенном виде.

1. Купеческий сын Иоанн Старцев с четырнадцатилетнего возраста страдал падучей болезнью. Припадки мучили ежедневно. В течение 1 года и 9 месяцев лечился в С.-Петербурге, в больнице, но безрезультатно; все старания врачей были безуспешны. Тогда сам больной, вероятно, зная о возможности чудесного исцеления через молитвы, стал молиться св. Сергию и Герману, при этом давая обещание в случае выздоровления потрудиться в святой обители. Вскоре после таких молитв неожиданным образом последовало выздоровление. В 1850 году окончательно выздоровевший Иоанн приехал на Валаам, где прожил один год, усердно трудясь, исполнив тем самым данный обет. С медицинской точки зрения данное исцеление может быть объяснено только лишь в случае опять-таки функционального характера болезни, с другой стороны, петербургские врачи в то время уже достаточно ориентировались в “нервных припадках” и, видимо, подразумевали эпилепсию. Впрочем, это в который раз лишь теоретическое предположение, ибо достоверно определить точный медицинский диагноз по понятным причинам не представляется возможным.

2. Двухлетний младенец Иоанн Меншаков из деревни Лунгули был исцелен от “внутренних болезней и расстройства тела” по обету, данному его родителями.

3. Дочь священника Либерского прихода стала здоровой, избавясь от расслабления ног и болезни глаз.

4. Исцелился также хромой Федор, уроженец острова Гаугине, ходивший на деревяшке из-за боли в ноге.

5. А крестьянин Выборгской губернии Михаил Вайтине даже избавился от пьянства, слабоумия и телесного расслабления одновременно, после чего ушел в монастырь и был пострижен с именем Михей.

Немало свидетельств об исцелениях от святых мощей.

Так, крестьянин Семен Константинов в 1847 году оглох и впал в умопомешательство, но был подведен к многоцелебной раке и исцелился. Исцеление после помазания елеем от лампады перед иконой с образами преподобных Сергия и Германа произошло у крестьянина Алексея Иванова, страдавшего болезнью глаз. Эти и многочисленные другие свидетельства, безусловно, способствовали известности обители и ее насельников. Надо отдать должное многим поколениям этих мужественных воинов Христовых, испытавших столько раз нападения, грабежи и разорения со стороны различных врагов, но устоявших, духовно победивших. Да и не могло быть иначе, ведь это место испрошено у Господа молитвами и трудами, искуплено от древних врагов России православной мученической кровью.

Тем, видно, и сильна православная душа, что никакие испытания не низводят ее в окончательную погибель, что пройдя через страдания и погромы, восходит она, словно солнце из мрака; что, вобрав в себя боль мира, хранит в себе надежду этого же мира на спасение, и каждый раз, воскресая из руин, обращает свой лик к Высшему Свету Истины.

И опять приходит такое время и пришло уже. И ждет весь мир совершения нового чуда воскрешения и преображения России, в которое так надо всем нам верить и надеяться. Молиться, верить и надеяться непрестанно!

Рязанская область » Рыбновский район » село Пощупово

Особенно много чудесных исцелений было на Святом источнике, расположенном вблизи монастыря, и издавна почитаемом народом, как чудотворный.

Замечательный случай исцеления бесноватой расслабленной крестьянки произошел 21 мая 1872 года. О нем архимандрит Виталий докладывал Преосвященному Алексию, архиепископу Рязанскому следующее: "Рязанского уезда, села Кузьминского, князя Крапоткина временно-обязанного крестьянина Егора Полетаева дочь Анна Егорова, 22 лет, четыре года страдала расслаблением членов и с тем вместе, по признанию других, недугом беснования, потому что при звуке колокольного звона она тряслась, а при совершении Божественной литургии, особенно при чтении Евангелия и при пении Херувимской песни падала без сознания и кричала. Мая 20 дня 1872 года она - Анна - у себя дома легла отдохнуть, и вот видит во сне, будто она находится в Богословском монастыре, и по двору его несут чудотворный образ святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, сопровождаемый множеством народа, а за ним следовала старица с посохом в руках, которая подозвав ее к себе и назвав по имени, говорит ей: "Анна, тебе еще не полегчало?" и, получив отрицательный ответ, взяла ее за руку и повела с монастырского двора по дороге к часовне, у которой находился источник, и зачерпнув из него воды, дала ей пить из корца, как будто стеклянного, и, умыв ей лицо, сказала: "Теперь ты будешь здорова, и благодари Бога; из этого источника если больные умываться и пить будут, будут здравы, и не только люди, но и скот".

Сказавши сие, старица повела Анну по тому же следу обратно в монастырь. Но тут видение кончилось, потому что больная Анна проснулась, и, почувствовав облегчение в болезни своей, немедленно рассказала это сновидение матери своей и родной тетке, ближним соседям и знакомым, а тетка сказала Анне: "Мы завтра с тобою пойдем в монастырь и испытаем".

На другой день 21 мая в воскресенье девица Анна отправилась с теткою своею в монастырь Богословский, где отслушала Божественную литургию уже без страха и крика, а после литургии вместе с теткою, пошла искать тот источник, который она видела во сне, и сама без указания других нашла его, несмотря на то, что никогда не только не видала его, но даже не имела сведения о его существовании; испивши и умывшись его водою, она в то же время почувствовала себя совершенно здоровою.
О сем дивном исцелении своем, кроме бывших с нею в то время свидетелей - матери и тетки, она заявила и многим другим, а, наконец, возвратившись в монастырь, подробно рассказала настоятелю и братии как о видении во сне, так и о чудесном своем исцелении".

Спустя несколько дней на источнике исцелилась от головной боли и глухоты солдатка из г. Иванчина Ксения Акимова, гостившая в Окаемове у своей родной сестры.

Священник села Дурного Пронского уезда Василий Иссопов заявил следующее: "В первой половине июля 1872 года полуторалетняя дочь моя Татьяна чудесно выздоровела от воды, принесенной мне прихода моего крестьянкою вдовою Варварою Трофимовой Соловьевой из Святого ручья. От продолжительного поноса, колотья в животе и бессонницы дочь моя представляла собою настоящий скелет, облеченный тончайшею кожицею. Больная требовала, чтобы нянчивший ее ни на минуту не садился. Такое требование до того изнурило мать, что она, выбившись наконец из сил, сдала больную на мои руки. Сострадая малютке, я вспомнил про воду, принесенную мне из Святого ручья и, призвавши святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на помощь, взбрызнул ею больную. Больная мгновенно усыпает и спит всю ночь глубоким сном. На другой день тою же водою умыли ее, и она, не более как часа через три, начала ползать, есть, пить и смеяться. Это обстоятельство поразило нас и всех, кому известно было жестоко-болезненное состояние нашей дочери, в настоящее время пользующейся полным здоровьем".

Крестьянка дер. Колесни села Высокого Михайловского уезда Лукерья Алексеева Лобкова 17 лет страдала беснованием. В продолжении этого времени она испытывала сильное трясение в голове и во всех членах, а при звоне церковного колокола приходила в оцепенение и страх. Сама в церковь никогда не могла войти, а когда была вводима другими, молиться почти не могла; во время чтения Евангелия и Херувимской песни кричала и падала на пол без сознания. К принятию Святых Тайн подводима была поневоле пятью, а иногда и более человеками, сжавши губы и стиснув зубы, не хотела принимать Святых Даров, поэтому каждый раз с большим трудом могли причащать ее. Дома у себя Лукерья мало молилась, ей казалось, будто кто-то запрещал ей молиться, ножом неоднократно замахивался и хотел ее зарезать, всячески угрожал ей. Все это представлялось ей наяву. Лукерья посещала разные монастыри, но легче ей не делалось.

Наконец, когда она услышала, что в Богословском монастыре есть Святой ручей и от него исцеляются, тотчас же со своею дочерью, 17-летней девицей, отправилась туда. Когда пришли в монастырь, отдохнувши немного, отправились к Святому ручью. У ручья с больной сделались страшные припадки, в беспамятстве она всячески ругалась и кричала во весь голос. Много народа было у ручья, и то едва могли ее подвести к нему, - и когда ей ко рту поднесли воду, она губы и зубы крепко сжала, и ни за что не хотела пить, а когда поневоле напоили - пришла в себя и опамятовалась.

Пожила она неделю в гостинице и каждый день ходила к Святому ручью сперва с дочерью, а потом уже одна, и ей становилось раз от раза все легче и легче. Наконец Лукерья совершенно исцелилась от всех вышеупомянутых страданий.

Очень часто родители приносили на источник своих младенцев, больных разными болезнями - грыжей, сыпью, различными глазными заболеваниями, купали их, омывали водой из Святого ручья, и в скором времени те исцелялись.

Особенно трогательный случай произошел в семье машиниста Рязанской железной дороги Ивана Трофимова. Вот как он сам его описывал: "В первых числах марта 1874 года жена моя Анастасия Петрова к вечеру почувствовала боль в левом боку, а поутру - кашель с коликами, а через сутки боль усилилась, сделался жар, бред и отступление рассудка". Из Коломны вызвали доктора. По свидетельству его болезнь оказалась опасною. При отъезде доктор сказал, чтобы больную напутствовать по долгу христианскому, и что он пришлет лекарства. Но лекарство не подействовало, а болезнь усиливалась и продолжалась целую неделю.

Когда врач земной не помогает, то нужно прибегать к Врачу душ и телес. Немедленно был приглашён приходской священник с причтом, и больная напутствована Святыми Тайнами по долгу христианскому, все совершено, - только осталось одно - прочесть на исход души, но что же случилось?

11-лет-ний старший сын больной матери говорит священнику смело, хотя со слезами: "Нет, не читайте!" Священник спрашивает: "Почему же, Митя, не читать? "Ответ: "А с кем мы будем жить?" Священник задумался. Сын обращается к отцу и говорит: "Папаша! Пусти меня с кем-нибудь в Богословский монастырь, я привезу из Св. ручья воды и напоим мамашу, и мамаша будет жива". Это было говорено с детской простотой. Священник, выслушав его объяснение, спросил: "А что, Митя, ты надеешься, что мать твоя встанет от этой воды, которую ты привезешь из Святого ручья?" Ответ Мити: "Да как же, я там в монастыре жил и учился, - видал, как купали больных, и таких видал, которых на руках тащат, купают и поят, и они все живы." Священник сказал: "Ну, Митя, ступай за водой". "Затем прощайте", - сказал священник и, благословив больную, ушел.

Затем немедленно было послано письмо в монастырь, где живет отец болящей. В письме было написано так; что при смерти дочь твоя и желает повидаться с тобою, и просит отца привезти из Святого ручья воды. По приезде к больной, отец спросил подробно о болезни дочери и сколь давно больна. Я сказал, что 12 дней. "А что, пьет и ест?" "Нет, ничего ни пьет, ни ест".

В то время больная была в забытьи; когда открыла глаза, не признала отца, а долго смотрела на него; губы больной были потемнены, и вокруг глаз тоже, - видимый признак смерти. Но что тут делать? Привезена вода, а дать не знаем как. Отец отклонился несколько на сторону и замечает, что будет делать больная, - замечает, что больная следит глазами за отцом; это повторилось несколько раз. Отец берет привезенную бутылку с водой, показывает ей и говорит: "Я привез тебе водицы, можешь ли пить?" Больная, увидавши бутылку, вдруг вспыхнула, заплакала и перекрестилась: "Ах! Чего я ожидала, дайте мне напиться!"

Детям было приказано стать на колени перед образом Божией Матери - молиться; старший сын заплакал, также дети посмышленее плакали; и дана была самая малость воды; минут через 10 дали еще неполную рюмку воды; выпивши оную, больная сказала: "Желала бы лежать при Святом ручье и пить эту воду".

После сего (это было в 9 часу ночи) детей уложили спать, и в третий раз дана также неполная рюмка воды. По-видимому, больная ослабела и выступил пот: заметив оное, мы вышли в другую комнату, дали больной покой. Больная спит крепко, а пот усиливается. В 5ч. утра больная открыла глаза и начала как бы искать, пощупала голову, на руки посмотрела, бок пощупала и все, что было около нее, все пересмотрела, повернула голову, на иконы, заплакала и перекрестилась, нас не замечая.

Отец закашлял; больная вдруг обратила взор к тому месту, откуда был голос. "Папинька, ты приехал?" - "Приехал дитя. Что, Настя, ты больна?" - "Да, всем больна была, кашлянуть было нельзя, колики были по всему телу, а особенно в левом боку". - "А что теперь чувствуешь?", -спрашивает отец. Иван Трофимыч! Чем ты мне голову намочил?" - "Я ничем не мочил". Отец говорит: "Это пот, дитя; это тебя Царица Небесная исцеляет; я вчера приехал и привез тебе из Святого ручья воды; ты три раза пила, и если желаешь, то вот тебе и лекарство, - пей, только помни Царицу Небесную - нашу Целительницу.

Через час был готов чай; больная сама встала и села на постели около подушек и выпила чашку чаю. Отец спросил: "Чего тебе хочется?" Больная говорит: "Малинового варенья?" К вечеру она выпила две чашки с вареньем и белым хлебом; потом другую ночь - спала преспокойно: на ночь намочена была голова водою из Святого ручья, а на следующий день больная встала с кровати, разливала чай и угощала отца; и со слезами смотрела на икону Царицы Небесной, дала обет быть в Богословском монастыре и благодарить Царицу Небесную и святого Иоанна Богослова за исцеление, что и было исполнено ею 29 мая". Так по вере 11-летнего мальчика была спасена от смерти его мать.
В 1874 году у Ивана Васильевича Котова, телеграфиста Сергиевской станции Рязанско-Козловской железной дороги сильно заболела правая рука. Рука распухла, а через некоторое время отнялась. Обратившись к врачам и не получив от них помощи, Котов с матерью отправился в конце концов в Иоанно-Богословский монастырь. Идучи в монастырь два дня, - рассказывал он впоследствии, - я чувствовал сильную и нестерпимую боль в руке, потому что от ходьбы рука моя как бы более отяжелела и невыносимо ломила.
По приходе в монастырь, конечно, пришлось подойти для благословения к о. архимандриту, - о. архимандрит, узнавши о моей болезни, посоветовал мне и матери моей - с крепкою верою и полною надеждою прибегнуть к заступлению Угодника Христова Иоанна Богослова, и вместе с тем о. архимандрит посоветовал три раза искупаться в воде из источника, находящегося при монастыре.

Когда же мать моя объявила о. архимандриту, что больной более года не видел на себе капли сырой воды, так как врач запретил мочить водою больную руку, - о. архимандрит сказал: "Тот - врач, а этот - Иоанн Богослов, скорый целитель от всех болезней; советую вам искать помощи от болезни у одного Бога и скорого целителя Иоанна Богослова".
По совету о. архимандрита мы пробыли несколько дней при монастыре, прося Угодника Иоанна Богослова об исцелении больной руки. На первый день после обедни я искупался при источнике в первый раз, после вечерни - во второй и на другой день после утрени искупался в третий раз. Во время третьего купания, пальцы моей больной руки начало подергивать, в то же время пальцы стали шевелиться". Прошло некоторое время, и рука Ивана Кротова стала здорова.

Ни в одной стране мира нет такого количества христианских ценностей, как в России. Начнем мы нашу “подшивку материалов” со столицы. Святые места Москвы - это заметная страница в перечне знаменитых храмов России. Есть здесь и чудотворные иконы, и исцеляющие мощи, и целебная вода святых источников. Чтобы прикоснуться к этим святыням, люди съезжаются не только из других областей, но даже стран. В этой статье мы расскажем о самых известных и самых почитаемых святых местах Москвы.

Храмы России: Храм Сергия Радонежского.

КИЙСКИЙ КРЕСТ

Точная копия Креста, на котором распяли Христа. Сделан из палестинского кипариса и выложен золотом, серебром и драгоценными камнями.

Но для христиан главной ценностьюэтого святого места является то, что внутри креста укрыты частицы мощей почти четырехсот святых.

Интересная деталь: после революции крест долго находился в антирелигиозном музее в Соловецком лагере.

В чем помогает

К этому Кресту люди приходят со всеми бедами. А еще прикасаются к нему, чтобы набраться сил не только духовных, но и физических.

Где находится

Храм Сергия Радонежского, Крапивенский пер., 4 (ст. м. «Пушкинская» или «Чеховская»).

Монастыри России: Данилов Свято-Троицкий монастырь.

МОЩИ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

Частички останков самого почитаемого в России святого хранятся в Даниловом Свято-Троицком монастыре в ковчеге из серебра. Известно множество чудес, которые совершились благодаря этим мощам. Но одно только то, что их уже много веков не касается тлен, даже ученые считают феноменом.

В чем помогают

Николаю Чудотворцу молятся о помощи плавающим, путешествующим и пленным. При бедности и нужде. Приходя к этому святому месту, просят о мире в семье и заступничестве вдов и сирот.

Где находятся

Данилов Свято-Троицкий монастырь, Даниловский вал, 22 (ст. м. «Тульская»).

Храмы России: Собор Успения Божией Матери.

ГВОЗДЬ ГОСПОДЕНЬ

Одна из главнейших христианских святынь. Считается, что этот гвоздь - один их тех, которыми прибивали Христа к Кресту. Хранится в Успенском соборе в серебряном ковчеге.

В чем помогает

Для верующих прикоснуться к такой святыне - значит, укрепиться в вере. Это святое место - благословение для Москвы, поскольку считается, что города, в которых хранятся такие гвозди, получают сильную защиту от эпидемий и войн.

Где находится

Кремль, собор Успения Божией Матери (ст. м. «Боровицкая» или «Александровский сад»).

Храмы России: Храм Воскресения Христова.

МОЩИ И ИКОНА СВЯТОГО ПАНТЕЛЕИМОНА

После мученической смерти мощи Пантелеимона частичками разошлись по всему миру. В Москве есть два храма с частицами мощей и чудотворные иконы.

В чем помогают

Святого еще при жизни признали великим целителем. И с тех пор к нему обращаются с молитвами при разных болезнях.

Где находятся

Храм Воскресения Христова, Сокольническая площадь, 6 (ст. м. «Сокольники»).

Церковь великомученика Никиты, ул. Гончарная, 6 (ст. м. «Таганская» или «Чистые пруды»).

Некоторые святые источники очень напоминают часовни.

СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ МОСКВЫ

В Москве около 30 святых родников. Самый известный - Холодный - находится в Теплом Стане, неподалеку от станции метро «Коньково». С давних пор считается, что вода святого источника, если пить ее из Холодного натощак утром и вечером, помогает быстро очистить почки и печень. А еще такая вода быстро снимает головную боль.

Другой не менее известный святой источник находится в Татарском овраге, поблизости от церкви Рождества Богородицы. Вода в нем самая чистая из всех родников столицы. Излечивает многие недуги, даже психические расстройства.

В Коломенском более 20 ключей. Один из них - Кадочка - бьет рядом со знаменитой церковью Вознесения. По преданию, именно эта вода святого источника избавила от бесплодия одну из жен Иоанна Грозного.

Есть еще целебные святые источники неподалеку от станции метро «Войковская», в лесопарке Покровское-Стрешнево, в Филевском парке, Свято-Даниловом монастыре, Нескучном саду, Серебряном Бору, Битцевском лесопарке, Кунцеве, Медведкове и Царицыне.

Впрочем, пить воду святых источников даже духовники советуют с осторожностью.

С сегодняшней экологией никто не может ручаться за чистоту ключей, - поясняет протоиерей Николай (Ремзовский). - Поэтому, прежде чем выпить из целебного святого источника, наберите из него воды и освятите на молебне в храме.

Как решается, что мощи или икона чудотворны

Правящий архиерей либо сам, либо через уполномоченных лиц не только собирает сведения о чудесах, но и проводит их освидетельствование. А также предоставляет в комиссию документальные подтверждения бывшего чуда (будь то медицинские документы либо свидетельство очевидцев перед Крестом и Евангелием).

ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВЛАДИМИРСКАЯ

Считается, что ее написал апостол Лука. Икона не раз спасала Русь: и во время набега Тохтамыша, и при бесчинствах воинов Батыя. И даже когда во время пожара Успенский собор во Владимире сгорел, икона лежала на пепелище целехонькая и невредимая.

В чем помогает

Эта икона считается одним из символов России, поэтому к ней принято обращаться не только с личными просьбами. Многие приходят походатайствовать за благополучие всей страны (особенно чиновники, особенно перед телекамерами).

Где находится

В храме святого Николая (кстати, здесь же и самая известная икона Рублева «Троица»). Малый Толмачевский пер., 9 (ст. м. «Третьяковская»).

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА «МИЛОСТИВАЯ»

Хранится в Зачатьевском монастыре - его возвели в 1584 году бездетные царь Федор Иоаннович с женой Ириной Годуновой. Вскоре у них родилась дочь. С тех пор главной святыней здесь считается икона «Милостивая» (именно перед ней молилась царица о рождении ребенка).

В чем помогает

К этой иконе со всех городов приезжают бездетные, чтобы попросить помощи в зачатии.

Где находится

2-й Зачатьевский пер., 2 (ст. м. «Кропоткинская» или «Парк культуры»).

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА «ВСЕЦАРИЦА»

Хранится в храме Новоспасского монастыря, построенном в XIII веке.

В чем помогает

Ей молятся о страдающих наркоманией и больных онкологическими заболеваниями.

Где находится

Крестьянская площадь, 10 (ст. м. «Пролетарская» или «Крестьянская застава»).

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА «ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ»

Долгое время местом ее «прописки» была церковь Рождества Христова. Когда в 1937-м ее разрушили, икону удалось спасти. Теперь она находится в одной из древнейших московских церквей - Воскресения Словущего.

В чем помогает

К ней обращаются невесты, выходя замуж. А также молятся о страдающих от пьянства и нищеты и погибающих детях.

Где находится

Брюсов переулок, 15/2 (ст. м. «Охотный ряд»).

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Несколько лет назад в храме Святых апостолов Петра и Павла на стекле иконостаса неожиданно проявился лик Христа. Здесь и находится икона Иоанна Предтечи.

В чем помогает

К этому святому обращаются при различных болях. И особенно если болит голова.

Где находится

Петропавловский пер., 4 - 6 (ст. м. «Китай-город», «Чистые пруды»).

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ»

Раньше в Москве были три такие иконы, и все считались чудотворными. Но после революции одна исчезла бесследно.

В чем помогает

Иконе молятся о здоровье и счастье детей. Просят помочь уладить неприятности.

Где находится

* Храм иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», ул. Шереметьевская, 33.
* Храм Илии Пророка, 2-й Обыденский пер., 6 (ст. м. «Кропоткинская»).

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА «УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ»

Прославилась в Москве многими чудесами, особенно во время чумы 1771 года. В церкви Николая Чудотворца, где икона хранится до сих пор, имеются даже письменные свидетельства о ее чудесах.

В Москве есть еще четыре святочтимых списка (полные копии) с иконы: в церквах св. Иоанна Крестителя на Покровке; св. апостолов Петра и Павла на Басманной; св. Тихона Амафунтского у Арбатских ворот и в церкви Преподобного Сергия.

В чем помогает

Ей молятся при жизненных невзгодах и несчастьях.

Где находится

Церковь Святителя на Пупышах, Вишняковский пер., 157 (ст. м. «Павелецкая», «Новокузнецкая»).

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»

Первое громкое чудо, связанное с этой иконой, случилось в конце XVII века. Сестра патриарха Иоакима страдала страшным заболеванием: на боку у нее была глубокая рана. Девушка обратилась к иконе и вскоре исцелилась. С тех пор православные ежегодно празднуют день иконы «Всех Скорбящих Радость» (24 окт./6 нояб.).

В чем помогает

Пережить тяжелые операции и кожные заболевания. Не раз было засвидетельствовано, что после молитвы к ней быстрее зарубцовывались раны.

Где находится

Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», ул. Б. Ордынка, 20 (ст. м. «Третьяковская»).

Святые места - Монастыри в Москве

Монастыри всегда являлись неотъемлемой составляющей облика Москвы. Среди сохранившихся в Москве памятников архитектуры монастыри занимают особое место. Они распространились по московским улицам, утаились за высотными домами и зеленью деревьев, они продолжают вести свою тихую, святую жизнь.

Монастыри (от греч. monasterion – келья отшельника), общины монахов (мужской монастырь) или монахинь (женский монастырь), принимающие единые правила жизни (устав). Первые христианские монастыри возникли как поселения отшельников (III - IV вв. в Египте). Монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела. В России крупнейшие мужские монастыри называются лаврами.

Сколько лет монастырям?

Считается, что Данилов монастырь – первый монастырь в Москве. Его основал в конце XIII века младший сын Александра Невского московский князь Даниил, впоследствии причисленный к лику святых. Здесь он и был погребен в 1303 году. Богоявленский монастырь был так же основаны в конце XIII века. Широкое монастырское строительство развернулось в Москве во второй половины XIV века. Именно в это время были построены такие монастыри, как Андроников, Чудов, Рождественский, Симонов, Сретенский. Основная же часть московских монастырей была основана в XVI- XVII веках.

На Руси роль монастырей в жизни народа всегда была значительна. Они являлись центрами духовной жизни. Обычно пригородный монастырь был повернут лицом (стеной, в которой были устроены Святые ворота с надвратной церковью) к главной дороге, ведущей в столицу. Роль центральной дороги часто выполняла судоходная река или озеро.

Монастыри Москвы - место молитвенного обращения к святителям и чудотворцам Московским. В них почивают мощи св. блгв. кн. Даниила Московского, свт. Тихона Патриарха Московского и всея Руси, прпп. Андроника и Саввы Московских, прп. иконописца Андрея Рублева и др. Монастырские некрополи нашего города являются уникальными памятниками истории не только Москвы, но и всего Отечества. На протяжении семи столетий на Московской земле было воздвигнуто более пятидесяти обителей, из которых лишь немногие выстояли до наших дней. Их двери открыты для тех, кто хочет войти в благодатный мир Православной Москвы.

Монастыри Москвы:

  • Андреевский монастырь
    • Адрес: Андреевская наб., 2
  • Богоявленский монастырь
    • Адрес: Богоявленский пер., 2
  • Всехсвятский монастырь
    • Адрес: ш. Энтузиастов, 7
  • Всехскорбященский монастырь
    • Адрес: Новослободская ул., 58
  • Высокопетровский монастырь
    • Адрес: ул.Петровка, 28/2
  • Данилов монастырь
    • Адрес: Даниловский вал, 22
  • Донской монастырь
    • Адрес: Донская пл., 1
  • Заиконоспасский монастырь
    • Адрес: Никольская ул., 7-
  • Зачатьевский монастырь
    • Адрес: 2-й Зачатьевский пер., 2
  • Знаменский монастырь
    • Адрес: ул.Варварка, 8-10 (собор - 8а)
  • Ивановский монастырь
    • Адрес: М.Ивановский пер., 2
  • Казанский Головинский монастырь
    • Адрес: Кронштадский бульв., 29-
  • Николо-Перервинский монастырь
    • Адрес: Шоссейная ул., 82
  • Николо-Угрешский монастырь
    • Адрес: г.Дзержинский, пл.Святителя Николая
  • Никольский монастырь
    • Адрес: Преображенский вал, 25
  • Ново-Алексеевский монастырь
    • Адрес: 2-й Красносельский пер., 7
  • Новодевичий монастырь
    • Адрес: Новодевичий пр., 1
  • Новоспасский монастырь
    • Адрес: Крестьянская пл., 10
  • Покровский монастырь
    • Адрес: Таганская ул.
  • Рождественский монастырь
    • Адрес: ул.Рождественка, 20
  • Симонов монастырь
    • Адрес: Восточная ул., 4
  • Спасо-Андроников монастырь
    • Адрес: Андроньевская пл., 10
  • Сретенский монастырь
    • Адрес: ул.Б.Лубянка, 19, стр.1

Мужские монастыри Москвы:

  • Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
    • Адрес: Крестьянская пл., д.10. (м. Пролетарская).
  • Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь
    • Адрес: Ул. Даниловский вал, д.22. (м. Тульская).
  • Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
    • Адрес: Ул. Большая Лубянка, д.19. (м. Тургеневская).
  • Донской ставропигиальный мужской монастырь
    • Адрес: Донская пл., д.1. (м. Ленинский проспект).
  • Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
    • Адрес: Р.п. Дзержинский, ул. Дзержинская, д.6.

Женские монастыри Москвы

  • Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь

Адрес: Ул. Рождественская, д. 20. (м. Кузнецкий мост).

  • Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь

Адрес: м. Парк Культуры

  • Покровский ставропигиальный женский монастырь (бывший убожедомский)

Адрес: м. Таганская

  • Иоанно-Предтеченский женский монастырь

Адрес: м. Китай-город

  • Марфо-Мариинская обитель сестер милосердия

Адрес: м. Третьяковская

Некоторые Святые источники Подмосковья

Москва- это не просто столица и экономический центр. Москва - это православный центр огромного государства. И, если Вы ни разу не посещали святые места Подмосковья, этот пробел в духовном воспитании необходимо срочно восполнять.

Почему это важно?

Для русского человека религия, традиционно, была нечто большим, чем просто ритуал. Россия- это верующая земля. Вся история России, как государства тесно связана с православием. За религию страдали и умирали, за религию вели войны, на религию уповали в тяжелые дни. В наследство с прошлых времен нам досталось множество исторических памятников, монастырей, святых мест. Святые места Подмосковья - это невероятно популярные, с точки зрения посещения, места. Почему? Видимо, и сейчас, люди находят ответы, успокаивают душу и сердце, приезжая туда. С воды начинается православие. Вода очищает и придает силы. Считается, что святая вода лечит от болезней. Не знаю в чем тут секрет, то ли в вере в чудо, то ли действительно, вода из святых мест обладает неким медикаментозным эффектом. Достоверно известно лишь то, что по ГОСТу вода, поступающая в квартиры по водопроводу, может содержать до 600 бактерий. В воде из святых источников бактериальное загрязнение равно нулю. Кроме того, данная вода обладает высокой биологической активностью. То есть, говоря бытовым языком, укрепляющими силы, дающими энергию свойствами. Именно поэтому, святые источники привлекают к себе стольких желающих. На территории Подмосковья находятся более 100 святых источников.

Самые посещаемые освященные источники Подмосковья.

Чеховский район.

  • Давидова пустынь – Талеж. относится к Свято-Вознесенской Давидовой пустыни.

Подольский район.

  • Источник «Еринский». Кирпичная часовня Параскевы Пятницы над родником с купелью. Расположена у санатория «Ерино».

Ленинский район.

  • Святой источник новомучеников и исповедников Российских. Деревянная часовня над родником с купелью рядом с храмом Покрова Божьей Матери в с. Десна-Буревестник.
  • Святой источник «Ильинский». Небольшая надкладезная часовня Ильи Пророка в овраге рядом с церковью Рождества Христова в с. Беседы. Дмитровский район.
  • Святой источник Тихвинской иконы Божьей Матери. Часовня над родником с купелью вблизи храма Рождества Христова в с. Ильинское.
  • Святой источник священномученика Харлампия. Расположен около храма Воскресения Словущего у с. Карпово. Назван по имени Харлампия Никомедийского, придел которого существовал в церкви. Найти можно по поклонному кресту у храма, которым обычно отмечается начало пути к источнику.

Пушкинский район.

  • Святой источник «Грибаново». Часовня Петра и Павла над родником. Расположен у дер. Грибаново.
  • Святой источник «Мураново», он же «Барский колодец». Расположен в музее-усадьбе Тютчевых. При расчистке родника обнаружили, что вода пробивается в 12 местах. Есть купель, над которой сооружена часовня.
  • Святой источник «Софрино». Расположен на территории оздоровительного комплекса «Софрино», бывшей усадьбы князей Гагариных, вблизи храма Иоанна Воина.

Можайский район.

  • Святой источник Чудотворной иконы Божьей Матери Колоцкой. Над родником деревянная часовня. Купели нет, но есть место и ведра для обливания. Расположен рядом с Успенским монастырем у с. Колоцкое.
  • Святой источник преподобного Ферапонта. Расположен прямо перед Лужецким монастырем в Можайске, на «Брыкиной горе». Деревянная часовня над родником, который именовался «колодцем преподобного Ферапонта».

Сергиево-Посадский район.

  • Святой источник прп. Сергия Радонежского в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Находится на территории монастыря.
  • Святой источник Иоанна Крестителя. Расположен рядом с храмом Успения Пресвятой Богородицы в Сергиевом Посаде.
  • Святой источник Николая Чудотворца. Расположен рядом с лаврой, на берегу Келарского пруда.
  • Святой источник Саввы Сторожевского. Расположен рядом с лаврой.
  • Святой источник прп. Сергия Радонежского «Гремячий». Расположен у дер. Взгляднево. Источник удивительно похож на водопад. Есть купелью и душевая.
  • Святой источник «Радонеж». Расположен в одноименном селе близ храма Преображения Господня.
  • Святой источник Черниговского скита. В подземном храме Михаила Архангела бьет жилка живой воды.

Щелковский район.

  • Святой источник Страстной иконы Божьей Матери. Расположен у дер. Костыши. До революции над ним была часовня. Сейчас остался только родник.
  • Святой источник Параскевы Пятницы. Расположен за дер. Костыши, по дороге на Фряново. Считался целебным, вода из него помогала лечить глазные болезни.

Ступинский район.

Каждое из этих мест несет в себе удивительную историю.

  1. Давидова пустынь – Талеж. На машине- По Симферопольскому шоссе, в 80 км к югу от Москвы. На электричке - Курского вокзала до станции Чехов, далее на автобусе № 25 до поворота на Талеж, оттуда пешком 1,5 км. Обитель основана 15 мая 1515 года преподобным Давидом из рода князей Вяземских. Недалеко от монастыря, в деревне Талеж, находится подворье пустыни. Там из-под земли исходит источник, освященный во имя преподобного Давида. Рядом с ним построен целый родниковый комплекс: храм Преподобного Давида, звонница и две крытые купальни - мужская и женская. Считается, что на источнике происходят исцеления от болезни глаз и печени.
  2. Святые источники вотчины Шереметевых. На машине - по Новорязанскому шоссе, на Малом бетонном кольце поворот налево. На общественном транспорте - от станции метро «Выхино» на автобусе № 402, 403 до Малина, далее на автобусе № 34. Множество источников. Самые известные два. Первый - «Всех скорбящих Радость». Находиться в низине. Уникальность родника - в концентрации серебра, она в 20 раз превышает норму. Второй - древний чудотворный источник пророка Божия Илии. Этот источник свидетель и хранитель событий 18 века. Упомянут во многих исторических описаниях.
  3. Святой источник прп. Сергия Радонежского «Гремячий». 14 км к юго-востоку от Сергиевого посада. (рядом деревня Вздгляднево). На машине - по Ярославскому шоссе. Далее следовать указателям. На 65-м км от МКАД повернуть направо. Название «Гремячий» возникло из-за того, что родники бьют с высоты 25 –ти метров. В народе у каждого из потоков ключа есть свое имя – Вера (лечит сердечные болезни), Надежда (нервную систему), Любовь (исцеляет от женских болезней). По своему составу вода напоминает источники Кисловодска, поэтому увлекаться и пить её часто не стоит. В воде есть целебный радон, который в умеренных дозах обладает противоболевым и противовоспалительным действием, помогает справиться с хроническими заболеваниями. Особенно показан при заболеваниях сердечнососудистого цикла и опорно-двигательного аппарата. Помогает справиться со стрессом. Не рекомендуется купание в источнике беременным женщинам.

Путешествие к святым местам - это отдых и душой и телом. Помните, что святые источники - это все же не пляж, и приезжать туда, чтобы искупаться не стоит. Надо ехать с особенным настроением, с миром в душе, и тогда Вы тоже поверите в чудодейственную силу воды.

СВЯТЫЕ МЕСТА ПОДМОСКОВЬЯ

Серпухов – Зачатьевское – Давидова пустынь – Талеж

Знакомство с г. Серпухов: Соборная гора: Троицкий собор и остатки белокаменных стен Серпуховского кремля XVI в., Владычный Введенский женский монастырь и Высоцкий Зачатьевский мужской монастырь. Вознесенская Давидова пустынь, основанная в 1515г. учеником Пафнутия Боровского Давыдом. Недалеко от монастыря, в деревне Талеж находится подворье пустыни, где из-под земли бьет обильный источник родниковой воды, освященный во имя преподобного Давида.

Сергиев – Посад - Троице-Сергиева Лавра

Экскурсия в Троице-Сергееву Лавру. В Троицком соборе (1422 г.) хранятся мощи Святого Сергия, именно для этого собора была написана «Троица» Андрея Рублева. Убранство собора содержит фресковую живопись XVII века и копию рублевской “Троицы”.

Звенигород - Савино-Сторожевский монастырь

Знакомство с г. Звенигород: Храм Успения на городце – ценнейшим памятник в Подмосковье (XIIв.), Саввино - Сторожевский монастырь – самый красивый монастырь XVIIв., большинство строений которого создано по заказу царя Алексея Михайловича

Николо-Угрешский монастырь – Быково

Николо-Угрешский монастырь - действующий мужской монастырь. Основан по обету Дмитрия Донского в XIVв.В монастыре прятался Лжедмитрий, сидел в заключении протопоп Аввакум, стояли польские войска. Сохранилась уникальная Иерусалимская стена, Никольский храм XVIII в., Спасский собор XX в, часовня на месте шатра Дмитрия Донского.
Быково - усадебный дворец, напоминает готический aнглийский замок. Храм Владимирской иконы Божьей Матери – по оригинальной объемной композиции не имеет себе равных.

Новый Иерусалим

Историко-архитектурный музей и действующий монастырь. Монастырь на подмосковной Истре, построенный патриархом Никоном, воплощает русскую Святую землю. Никон дал окрестным местам библейские названия: река- Иордан, сад - Гефсиманский.

Беседы – Остров – Знаменский скит

Знакомство с шатровыми храмами юго-востока ближнего Подмосковья. Храм Рождества Христова в Беседах и Преображения Господня в селе Остров - уникальный памятник архитектуры времен Ивана Грозного.
Посещение Серафимо-Знаменского скита, украшением которого является шатровый храм стиля модерн, построенный в начале XX века. В селе Битягово - белокаменная церковь XVII века, источник.

Радонеж – Хотьково - Черниговский скит

Воздвиженская церковь, Преображенская церковь, место, где прошла юность преподобеого Сергия Радонежского, памятник В. Клыкова преподобному Сергею Радонежскому. Хотьково: Покровский женский монастырь, место пострижения родителей Сергея Радонежского. История основания Черниговского скита, Гефсиманский скит, знаменитые пещеры – место уединения монахов Троице – Сергеевой Лавры, подземный храм с чудотворным источником. Исаковская роща.

Суханово - Екатерининская пустынь

Суханово: территория усадьбы Волконских, внешний осмотр главного дома с двумя флигеля, парк, фамильный мавзолей Волконских. Мужской действующий монастырь Екатерининская пустынь. В середине прошлого столетия здесь находилась печально известная "Сухановка" - одна из самых страшных расстрельных тюрем.

Виноградово - Николо-Пешношский монастырь - Медведева пустынь

с. Виноградово: храм Владимирской иконы Божией Матери, некрополь семьи Бенкендорфов с. Киово-Спасское: храм Спаса Нерукотворного; Николо-Пешношский монастырь Медведева пустынь: храм Рождества Богородицы, св. источник; с. Озерецкое: Никольский храм.

В России есть особые места, где человек преображается, очищается от суеты, обид, тревог. Что больше всего способствует этому: вера, настрой на чудо, красота места, особая атмосфера? А может, все это вместе и есть благодать, ради которой приезжают за тысячи километров, посещая монастыри и храмы, читая молитвы у намоленных икон. О том, какие есть значимые и почитаемые святые места в России, поговорим ниже.

В небольшое село Нижегородской области круглый год не иссякает поток паломников и туристов, желающих увидеть удивительные достопримечательности Дивеево, в истории которых отражена история страны: Свято-Троицкий монастырь, Канавка Пресвятой Богородицы, святые источники.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

Центр притяжения монастыря – величественный Троицкий собор высотой 54 метра и площадью 1500 квадратных метров. Он построен в стиле эклектики, вобравшей черты разных архитектурных направлений: классического, византийского, древнерусского.

Женский монастырь тесно связан с одним из особо почитаемых святых – преподобным Серафимом Саровским, ее основателем и духовным покровителем. В Троицком соборе хранятся рака с мощами Саровского чудотворца и его вещи, среди них нательный крест, епитрахиль, рукавицы, мотыжка.

Это интересно: икона преподобного Серафима написана с прижизненного портрета старца, написанного за пять лет до его кончины.

Икона Божией Матери «Умиление», находящаяся в храме, — список, написанный монахинями монастыря в конце XX века с оригинальной иконы, подаренной Серафиму Саровскому императором Николаем Вторым и хранящейся сейчас в патриаршем монастыре в Москве. Как и оригинал, икона признана чудотворной и является одним из самых почитаемых образов Богородицы.

Канавка Пресвятой Богородицы

Место, где построен монастырь, — особая земля, и почитается верующими, как четвертый земной Удел пресвятой Богородицы.

На заметку: 1-й удел Богородицы – Иверия в Грузии, 2-й – гора Афон в Греции, 3-й – Киево-Печерская лавра в Украине.

Святая Канавка в Дивеево вырыта на месте тропинки, по которой прошла Богородица. По форме это семиугольник протяженностью 777 метров (число 7 в православии считается божественным).

Верующие считают, что если пройти по этой тропинке, читая 150 раз молитву «Богородице Дева, радуйся», то сбудется заветное желание. Многие сознаются, что часто уже на тропинке просьба или желание трансформировались в другие, оказывающиеся более важными.

Святые источники

В самом Дивеево четыре источника, где можно окунутся в специальных купальнях, набрать воды: Казанский, Пантелеимона, преподобной Александры и Иверский.

У поселка Цыгановка на берегу реки Сатис находится источник Серафима Саровского, рядом с которым возведена деревянная часовня. Предусмотрено все, чтобы набрать воду из источника. Здесь оборудовано шесть купален, но нужно быть готовыми, что вода холодная даже летом.

Оптина пустынь

Одно из самых святых мест страны находится в Калужской области среди живописной природы в окружении соснового леса на берегу реки Жиздры вблизи города Козельска.

Доподлинные сведения о том, как возникла пустынь, до нас не дошли. По одному из преданий ее основал раскаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макарий. Долгое время обитель называлась Макарьевой.

Мудрость оптинских старцев снискала им славу и почитание. За советом, помощью в решении житейских проблем к ним приезжали и богатые, и бедные люди из разных уголков страны.

Посещали Оптину пустынь и известные философы, мыслители, писатели: К.Леонтьев, С.Нилус, Н.Гоголь, Л.Толстой. Прототип старца Зосимы в романе Ф.Достоевского «Братья Карамазовы» — старец Амвросий, с ним писатель общался во время 3-дневного пребывания в скиту и которого канонизировали в 1988 году, причислив к лику святых.

В истории Оптиной пустыни немало трагических страниц. Возрожденная обитель поражает красотой церквей, особой атмосферой.

Введенский собор, давший новое название обители – Свято-Введенская Оптина пустынь, — главный храм, сердце и жемчужина монастыря. Здесь хранятся мощи святых старцев пустыни: Амвросия и Нектария. Особо почитаемая икона собора – Казанской Божией Матери.

Это интересно: купола Введенского собора разного цвета — центральный – золотого, остальные четыре – синего с золотыми звездами.

На территории монастыря рядом с главным храмом находится небольшой дом, где жил преподобный Амвросий. Здесь сейчас действует музей, где можно не только увидеть внутреннее убранство и предметы быта святого, но и узнать от экскурсоводов много интересных и невероятных историй из его жизни и участи монастыря в разные периоды.

Соловецкий монастырь

Расположенный на Соловецких островах в Белом море монастырь – 5-угольный кремль — ассоциируется с крепостью: высокие — до 11 метров — стены толщиной 5 метров с башнями-бойницами по углам. Он и имел статус крепости: уже в XVI веке здесь кроме монахов располагались войска для отражения нападений соседей, пытавшихся проникнуть в страну с севера.

История монастыря богата событиями. На протяжении нескольких веков она была местом ссылки церковных и государственных деятелей, неугодных правителям.

Это интересно: будущий патриарх Никон принял постриг в Соловецком монастыре, но, вступив в конфликт со старцем Елеазаром, бежал. Его церковную реформу монахи монастыря не приняли и осудили как ересь. Противостояние, получившее название Соловецкое сидение, длилось восемь лет, и закончилось взятием крепости лишь из-за предательства одного из монахов.

Сейчас монастырь восстановлен, здесь же действует Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник.

Красота северной природы, архитектурная уникальность монастыря, особенная атмосфера острова привлекают сюда паломников, туристов, археологов.

Троице-Сергиева лавра

Монастырь в городе Сергиевом Посаде Московской области – центр духовной культуры страны, прекрасный архитектурный ансамбль, вобравший сокровища древнерусского искусства и признанный памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Обитель, основанная Сергием Радонежским, прославлена многими именами и событиями, неразрывно связанными с историей России. Одна из ярких страниц: князь Дмитрий Донской перед Куликовской битвой получил благословение преподобного Сергия и двух иноков монастыря – Александра Пересвета и Андрея Ослябу, — пожелавших принять участие в битве с врагами.

Рака с мощами Сергия Радонежского хранится в Троицком соборе. Здесь же можно увидеть иконостас с иконами, написанными Андреем Рублевым и Даниилом Черным.

Псково-Печерский монастырь

Обитель, расположенная в городе Печоры Псковской области, ведет свое летоисчисление с XV века, когда была освещена Успенская церковь, выкопанная из песчаного холма. Но монахи, бежавшие с юга страны от набегов и разорений, поселились в этих местах намного раньше – в «Богом зданных пещерах», сохранившихся до наших дней.

И в этих местах монастырь не раз подвергался нападениям, пожарам, разрушениям, но восстанавливался и оказывал влияние на укрепление православной веры в этом регионе. Это один из немногих монастырей страны, который за свою непростую многовековую историю не закрывался ни разу.

Сегодня он представляет собой прекрасный архитектурный ансамбль. В Успенском соборе хранятся чудотворные иконы: «Успение» и «Умиление»

Кирилло-Белозерский монастырь

Находится в городе Козельске Вологодской области и признан самым большим монастырем Европы.

Обитель, названная в честь своего основателя Кирилла, возникла в конце XIV века среди непроходимых лесов на берегу Сиверского озера в череде других монастырей и пустынь (среди них соседние монастыри Ферапонтов, Сергиевский и Горицкий, Нило-Сорская пустынь), обустраиваемых на присоединенных землях. Вокруг монашеских скитов возникали поселения, превращавшиеся со временем в города.

Испытаний, выпавших на долю монашеской братии за семь столетий, выпало немало: набеги соседних стран, пытавшихся захватить и разрушить островки православия.

Не был обнесен монастырь царской милостью и финансовой поддержкой: Петр I, Иван Грозный, Александр I, посещавшие «Северную лавру», выделяли немалые деньги на ее обустройство, что позволило возвести прекрасные храмы, многие из которых поражают красотой и в наши дни.

Монастырь впечатляет размерами территории и мощностью стен: 11-метровой высотой и 7-метровой толщиной. Главный храм – Успенский собор, сооруженный из камня на месте сгоревшего деревянного и положивший начало каменным постройкам обители.

С 1924 года на территории монастыря действует музей-заповедник, собравший бесценные экспонаты о истории монастыря и Вологодского края.

Валаамский монастырь

Карельская жемчужина находится на северном острове Ладожского озера. По преданию, монастырь основали в X веке святые праведники Сергий и Герман, чьи мощи находятся под одним из храмов обители. В источниках первое упоминание относится к середине XII века, когда монахи, спасаясь от шведских завоевателей, нашли убежище в Великом Новгороде, принеся с собой наиболее ценные святыни монастыря.

Нападениям шведов Валаам подвергался постоянно, после перехода острова в состав Швеции в начале XVII века монастырь прекратил существование почти на сто лет. Монашеская жизнь возобновилась на острове после его отвоевания Петром I, по приказу которого здесь строились новые храмы, колокольня, другие здания.

Это интересно: на этом северном острове монахи выращивали кроме прочего фрукты и виноград.

После революции 1917 года, когда Карелия отошла к Финляндии, службу в монастыре проводили финские священники на своем языке.

Лишь в 1944 году после освобождения и возвращения Карелии началось возрождение Валаамского монастыря. В наши дни он почти полностью восстановлен, как и десять монашеских скитов, расположенных по соседству.

Гармония природных и архитектурных красот в сочетании с духовной благодатью не только российских паломников и туристов: эти места стремятся посетить жители многих стран.

Ипатьевский монастырь

Находится в городе Костроме на берегу одноименной реки, основан в 14 веке, не раз был в центре важных исторических событий страны.

Расцвету обители помогло семейство Годуновых, выделявшее немалые суммы на ее обустройство, дарившего рукописные книги в дорогих окладах, богатые церковные одеяния и утварь. Здесь похоронены родители царя Бориса Годунова.

На заметку: в монастырском музее находится лишь часть подношений, самые ценные вещи экспонируются в столичных музеях – Оружейной палате, Третьяковской галерее, Историческом музее.

Ипатьевский монастырь сыграл важную роль в прекращении Смутного времени, грозившем распадом и даже уничтожением государства. В начале 17 века послы из Москвы вручили здесь грамоту на царствование первому царю из династии Романовых – 16-летнему Михаилу, который вместе с матерью нашел за мощными стенами обители убежище от небезопасных столичных интриг.

В монастыре столетиями собиралась богатая библиотека из рукописных книг, созданных ипатьевскими монахами (евангелия, жития святых), и книг, подаренных и привезенных из разных мест. В 19 веке Николай Карамзин отыскал здесь бесценную рукопись 15 века, получившею название по месту находки «Ипатьевской летописью», — где шло повествование об истории Руси 12-13 веков.

Обитель, ставшую колыбелью рода Романовых, посещали все правящие представители этого рода. Неоднократно сюда приезжал последний император Николай Второй, последнее его посещение – в 1913 году, когда отмечалось трехсотлетие дома Романовых.

Больше информации об Ипатьевском монастыре — в видео:

Главный храм монастыря – Троицкий собор — был построен в середине 17 века. Необыкновенные фрески, которые можно увидеть в храме, выполнены знаменитыми костромскими иконописцами того времени во главе с Гурием Никитиным.

Это интересно: живописный монастырь часто привлекал внимание кинорежиссеров. На его фоне происходят события в фильмах: Э.Рязанова «Жестокий романс» и Н.Михалкова «Очи черные».

Монастырь хранит немало святынь, среди них: чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, камень из комнаты Ипатьевского дома в Екатеринбурге, в которой расстреляли царскую семью.

Ипатьевский монастырь в наши дни – действующий, живущий по строгим правилам. Но он открыт для посещения паломников и туристов. Об истории обители можно узнать в уникальном музее, расположенном на ее территории.

Животворящий Крест

Святыня находится в селе Годеново в храме святителя Иоанна Златоуста, являющемся подворьем Свято-Никольского женского монастыря города Переславля-Залесского Ярославской области.

Монахини монастыря ведут летопись событий и чудес, связанных с Животворящим Крестом. Согласно летописи, Годеновский Крест был обретен в XV веке на топком болоте недалеко от Ростова Великого: он явился пастухам в столбе яркого света с повелением построить храм и поместить в нем Крест.

Чудесным образом болото исчезло, и жители окрестных сел и деревень быстро возвели деревянную Никольскую церковь, которая несколько раз горела, но пламя Креста не касалось совсем.

В храм Иоанна Златоуста Крест был перенесен в 30-е годы XX века. Годы советской власти привели к обветшанию храма и забвению реликвии. Благодаря монахиням Свято-Никольского монастыря и его настоятельнице игумении Евстолии в 90-е годы началось восстановление церкви. Весть об обретении святыни быстро распространялась по стране, и даже в обветшалой церкви люди обретали благодать и исцеление – и духовное, и телесное.

В настоящее время храм восстановлен и поражает красотой архитектуры, уникальным иконостасом. Работы по реставрации чудотворного Креста сотрудники Русского музея Санкт-Петербурга проводили в церкви, не вынося его за ее пределы.

Люди из разных мест приезжают в Годеново. В церковный праздник — День Явления Животворящего Креста Господня, отмечаемый 11 июня, до 10 тысяч человек посещают храм. По просьбе священнослужителей сделано 12 копий Креста для их храмов. Копия святыни находилась полгода на Международной космической станции.

Летопись чудес Животворящего Креста постоянно пополняется новыми историями, с которыми можно ознакомиться на сайте храма https://www.godenovo.ru/ .

В каждой религии есть свои святые места и свои святыни. Этот материал посвящен православным. Верить или не верить в чудодейственную силу – выбор каждого.

На нашей планете встречаются такие области, где человек испытывает особенные ощущения: прилив энергии, эйфорию, желание совершенствоваться или духовно очиститься. Верующие связывают это с присутствием Бога, мистики - с внеземными цивилизациями, а ученые считают, что в таких регионах располагаются магнитные поля. В России также есть немало так называемых мест сил, с которыми мы и предлагаем вам ознакомиться.

Озеро Светлояр

Чаще всего эзотерики называют его «русской Атлантидой». Согласно легенде, Георгий Всеволодович, будучи основателем Китежа, спасаясь от армии Батыя, был вынужден затопить свой любимый город вместе с церковной утварью. Сам князь погиб, а Китеж навсегда стал городом-призраком, однако, местные жители утверждают, что с глубины водоема иногда можно услышать колокольный перезвон, а ночью из-под воды просвечивают огоньки. Люди не раз убеждались в том, что озерная вода не портится долгие годы, сохраняя прозрачность, чистоту и вкус, и поэтому многие считают ее целебной и святой.

Исцеляющие источники Жабынец

Расположены в Тульской области, за Окой. Согласно легенде, в этой местности спасался от врагов раненый польский воин. Истекая кровью и мучаясь от жажды, он увидел, как к нему подходит монах. Инок, желая спасти солдата, ударил об землю посохом и оттуда забил животворный родник. С тех пор источник носит название Жабынец, по имени отшельника, а несколько позже здесь был построен монастырь. Считается, что ключ, бьющий на территории скита, является целебным и может излечить человека от множества недугов.

Андрианова Свобода

Располагается в Ярославской области, в Пошехонском районе. Согласно древним сказаниям, преподобному Адриану Пошехонскому на этом месте явился ангел и сказал ему о том, что здесь будет располагаться монастырь. Святой огляделся вокруг и поставил на первое попавшееся дерево икону, как знак того, что скит будет основан здесь. Мимо проходили рыбаки и увидев икону, захотели ее взять, но невиданная сила отбросила их от дерева. Испугавшись, они бросили свежевыловленную щуку и хлеб, которые и нашел вернувшийся Андриан. Удивившись таким щедрым дарам, праведник решил, что именно здесь и будет располагаться центр храма. Немало бед свалилось на это святое место, а сам Адриан был убит разбойниками. Обитель, тем не менее, сохранилась, и по сей день является одним из самых известных женских монастырей России.


Территория России огромна, поэтому неудивительно, что на ней, в самых разных её уголках, оказались разбросаны десятки водопадов. Некоторые из них так...

Перынский холм

Считается одним из самых мощных мест силы и располагается у истоков Волхова, в древнейшем урочище с необычным названием Перынь. Когда-то восточными славянами-язычниками здесь было основано гигантское святилище, где приносили жертвы страшному и могущественному богу грома и молнии - Перуну. После того, как новгородцы приняли христианство, в 991 году, здесь возвели храм, а несколько позже воздвигли Перынский монастырь. К сожалению, в 1611 году скит был разорен шведами и до нас дошел только один храм - церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенной в 13 веке.

Шмаренские пещеры

Никому не известно точное время возникновения Шмаренских пещер. Местные жители утверждают, что когда-то здесь находился монастырь, основанный соловецкими чудотворцами. Несколько позже подземные дворцы стали пристанищем монахов, которые умирали здесь и, вопреки законам природы, не разлагались, а мумифицировались. В 1850 году простой крестьянин Костелев нашел пещеры и украсил их иконами и алтарями. Сегодня в подсобных помещениях и кельях обитают монахи, которые вполне мирно соседствуют с многочисленными хозяевами этих мест - летучими мышами.

Шардонский архипелаг

Расположен в Карелии и представляет собой около сорока небольших островков, имеющих вулканическое происхождение. Сюда приезжают желающие насладиться тишиной, поразмыслить о смысле жизни, помедитировать, тем более, что окружающая обстановка всячески этому способствует. Вокруг находятся шхеры, деревья принимают причудливые формы, многие элементы рельефа опалены молнией, а вокруг царит оглушительная тишина.

Остров Кижи

Считается «визитной карточкой» Карелии. Архитектурный комплекс является всемирно-известным объектом и включает в себя церкви, бытовые строения и дома. По легенде, все здания возводились исключительно при помощи одного лишь топора, который впоследствии мастер выбросил на дно водоема. Наиболее святым считается построенная в 1714 году Церковь Преображения Господня. Особенной красотой отличается крыша храма, а ее чешуйчатые купола не имеют аналогов в мире. Когда-то на этом месте постоянно извергались древние вулканы, несколько позже язычники устраивали свои капища. С 1990 года Кижи являются частью Всемирного наследия и находятся под охраной ЮНЕСКО.


Россия огромна, Россия прекрасна, Россия разнообразна. Это самая большая страна в мире, имеющая площадь более 17 млн. кв. км. Благодаря занимаемым обш...

Валаам

Получил всемирную известность благодаря одноименному монастырю. По одной из легенд, здесь когда-то располагались огромные мегалиты, было установлено капище бога Велеса и находились рунические камни. Ученые не раз обнаруживали на Валааме кельтские кресты, которыми были расписаны скалы. Местные жители утверждают, что до принятия христианства, Валаам представлял собой жертвенное место, куда стекались язычники со всего мира. Эзотерики утверждают, что местные земли обладают сильнейшей энергетикой, и нет человека, который бы не смог это почувствовать.

Большой Заяцкий остров

Располагается на славноизвестных Соловках и представляет собой четырнадцать лабиринтов, созданных из камня. Кто соорудил эти таинственные фигуры - неизвестно, однако спирали в виду овала или круга имеют диаметр 20 метров. Многие прибывшие сюда отмечают, что после прохождения по лабиринту, начинают чувствовать себя лучше, у них нормализуется давление, а энергия просто переполняет каждую клеточку организма. Говорят, что женщины могут излечиться от бесплодия, а мужчины от проблем с кровообращением.

Сейдозеро

Считается самым загадочным водоемом из всех, что располагаются на Кольском полуострове. Саамы считали это место мистическим и священным, что нашло отражение в названии объекта - «сейд» переводится с саамского как «святой». Во время археологических раскопок, тут были найдены древнейшие каменные постройки и даже остатки обсерватории, которую называют русским Стоунхенджем. Мистики уверены, что озеро отдаст свою силу только тому, кто сможет заговорить с ним и со всей искренностью попросить помощи. Если же вы не сможете добиться расположения духа Сейдозера, над ним появится туман, который закроет для вас все тайны, которые хранит это место.


Реки опутывают всю Россию как паутина. Если подсчитать их все до самой маленькой, то получится свыше 2,5 миллионов! Но подавляющее большинство из них...

Остров Коневец

Является невероятно энергетически активным регионом, а самой яркой точкой считается Конь-камень, представляющий собой 750-тонный валун, сохранившийся с ледникового периода. Глыба, по своей сути, является дохристианским алтарем, на котором приносились в жертву самые лучшие жеребцы. Еще одной странностью отличается Змеиная гора, на которую приходили желающие отрешиться от всего суетного и земного. В 18 веке на этой территории был возведен монастырь, основателями которых стали святые праведники - Василиск и Зосим. К сожалению, до наших дней постройки не сохранились, но мощная энергетика просто пронизывает каждый сантиметр здешней земли.

Остров Свияжск

Расположен в том месте, где река Свияга впадает в Волгу. Остров знаменит тем, что на нем находится старинный град, дата основания которого - середина 16 века. Чудесный вид с горы на луга и дали считается просто невероятным, а Успенский собор с фресками 16-17 веков отличается лаконичной красотой и имеет историческую и культурную ценность. Здесь же находится самая старая в регионе Троицкая церковь, а также руины собора Рождества Богородицы, разрушенного во времена СССР.

Каменные дольмены

Расположены в небольших поселках - Пшада и Возрождение, в Геленджикском районе. Дольменам, по самым скромным подсчетам, более трех тысяч лет, но кто их создал и для каких целях, неизвестно. Туристы дали каждому камню особенные имена - здесь есть глыба «Мудрость», «Дух», «Гармония» и другие. Местные жители уверены, что если прикоснуться к мегалитам и загадать желание, оно обязательно исполнится.

Древний город Аркаим

Считается наимощнейшим местом силы России и располагается в Челябинской области. Здесь примерно четыре тысячи лет назад находилось особое городище, которое было сориентировано по звездам. Сооружение выглядит как два концентрических круга, а при раскопках археологи обнаружили множество орудий быта, глиняных черепков и угля. Некоторые уверены, что в Аркаиме зародилась арийская раса, а круги представляют собой обсерваторию.


Сколько человечество помнит свою историю, столько существовали смельчаки, которых манили величественные горные вершины. Романтика альпинизма существов...

Святая гора Иремель

Расположена в древних и окутанных мистикой Уральских горах. Считается, что каждый камень, найденный здесь, обладает памятью о рождении нашей Планеты земля. Иремель является второй по величине вершиной южно-уральских гор, а снег на ней не тает до середины лета. Купание в местных родниках и ручьях на год зарядит вас энергией, избавит от множества болезней, снимет усталость. Именно в этом месте растет знаменитый женьшень, в чьем корне содержится эликсир молодости.

Чертово городище

Является одним из самых таинственных скальных комплексов и располагается на вершине горного массива, в Свердловской области. Сооружение со стенами из черных как уголь плоских глыб вулканического происхождения выглядит чрезвычайно необычно и возвышается над уровнем моря примерно на 350 метров. Возведение такой грандиозной постройки не могло обойтись без помощи инопланетных цивилизаций, а древние жители были уверены, что здесь повсюду обитают духи. Несколько позже Чертово городище использовалось как один большой жертвенник, а шаманы приходили сюда, чтобы пообщаться с духами умерших людей.