Open
Close

Чудеса на афоне в наше время. Чудеса монастыря преподобного григория святой горы афон

Божия Матерь и Защитница Владычица Богородица не раз доказывала Свою материнскую заботу о возлюбленных чадах Ее - афонских монахах. Известно огромное множество доказательств Ее опеки. Однажды, когда пираты готовили тайное нападение на монастырь, благочестивый игумен ватопедский услышал голос Пресвятой Богородицы, исходящий от иконы. Она велела ему не открывать ворот, но бить тревогу и приказать монахам подняться на крепостные стены для отпора врагу.

В том же монастыре жил преподобный иеродиакон , который спрятал икону Божией Матери, называемую «Виматарисса», в монастырском колодце. Она была обнаружена лишь спустя много лет после захвата монастыря варварами стоящей вертикально в воде с зажженной перед нею свечой.

Геннадий, келарь ватопедский, жил святой жизнью в согласии с волей Божией и сподобился стать свидетелем чуда от Пресвятой Богородицы: он видел, как пустой сосуд сам наполнился таким количеством масла, что оно полилось через край и под дверь в кладовую.

Говорят, что в Иверском монастыре жил слепорожденный монах, чье имя было Анфим. Услышав о чудесах иконы Владычицы нашей Богородицы «Портаитисса», производимых ею по всему миру, он стал молиться ей об излечении от слепоты и стал настолько почитать икону «Портаитисса», что попросил иконописца написать ее для него. Согласившись, иконописец начал готовиться. Но каждый раз, когда он пытался приступить к делу, руку его как будто охватывал холод.

Через несколько дней отец Анфим, решив, что икона уже готова, отправился к иконописцу, и тот рассказал ему, что каждый раз, когда он начинает писать, его руки немеют так, что он не может работать. Когда отец Анфим услышал это, он встал на колени и усердно принялся умолять Богородицу, чтобы брат написал Ее святую икону.

Божия Матерь не оставила без внимания его мольбу. Икона появилась на доске сама, без вмешательства иконописца, и открылись глаза у Анфима, так что он смог увидеть лики Пречистой и Господа нашего Иисуса Христа. Это событие стало известно всем. Отец Анфим узрел икону собственными глазами, безмерно наслаждаясь своим видением; потом глаза его затуманились снова, и он стал таким же, как прежде.

В день святого Георгия келлия святого Георгия на Карулях отмечает свой престольный праздник. Эта история случилась во время такого праздника где-то между 1930 и 1935 годами. Примерно 20-25 русских и греческих подвижников собрались для бдения, но у них не оказалось рыбы к празднику.

Отец Зосима, весьма благочестивый и простой монах, который любил людей и был самым милосердным среди всех русских подвижников Афона, предложил им рыбачить в том месте, где они находились, так как их домик был расположен на краю обрыва над морем. «Но как мы можем ловить рыбу без крючка или приманки?» - отвечали другие.

«Вот гвоздь, небольшая струна и кусочек хлеба», - сказал старец. Они перекрестились, забросили необычные удочки и чудом поймали большую рыбу, из которой сварили уху. Это был дар, посланный покровителем святой келлии!

Когда наш святой отец Акакий Кавсокаливит подвизался в пещере как отшельник каждое утро прилетала красивая птица, садилась на дерево у пещеры и выводила изысканные трели. Когда святой слушал птичку, он исполнялся большой радостью, освобождавшей его от скуки и печали, которые иногда нападают на безмолвников. Святой Акакий был наделен даром умиротворения. Когда кого-нибудь мучили внутренние мысли, ему надо было лишь посмотреть на радостное лицо святого , чтобы тотчас смириться и перестать беспокоиться.

В XIII веке в Лавре подвизался преподобный Григорий, который был духовным отцом святителя Григория Паламы - великого учителя нашей православной веры. Этот благословенный старец так много совершенствовался в нестяжании и посвящал себя неустанной молитве, что ангел являлся, дабы приносить ему пищу.

Много лет прошло с того прекрасного чуда, которое произошло в день святого Николая в монастыре Григориат. Известный монах Хаджи Георгий был в то время еще послушником Гавриилом. Отцы были опечалены тем, что из-за плохой погоды они не смогли наловить рыбы для праздничного обеда. Но Гавриил не отчаивался. Вся его вера и надежда была на святого Николая Чудотворца. Он весь погрузился в молитву и вскоре после этого, в канун праздника, сильные волны вынесли на берег к монастырю много больших рыб. Как только отцы увидели это, они побежали собирать рыб для приготовления обеда, славя святителя Николая и воспевая хвалу ему.

Известный духовник отец Иоанн из скита «Аксион Эстин» однажды рассказал об одном новом работнике, который пришел в скит святого Андрея, чтобы исповедаться. Этот работник рассказал ему, что он умер, когда еще был ребенком. Прежде чем его похоронить, его мать пошла в церковь и слезно молилась на коленях в течение длительного времени. Затем она вернулась домой, надела свою лучшую одежду и легла рядом с сыном, который был в гробу, и сказала: «Встань, дитя мое, я пойду вместо тебя». Ребенок был воскрешен, а мать умерла в тот же миг. Много лет спустя этот человек пришел на Святую Гору, чтобы быть рабочим в Карее.

Однажды монах Аглай из монастыря Констамонита заболел, и врач посоветовал ему есть мясо, так как у него оказался туберкулез, и он часто плевал кровью.

Больной старец очень опечалился, потому что в таком случае он был бы не в состоянии служить в своем монастыре пономарем. Он беспрестанно молился, горячо прося Господа о выздоровлении. Однажды, когда он молился таким образом, он вдруг увидел большого оленя , который появился перед ним, опустив голову, а затем упал, корчась. Отец Аглай, боясь, что тот сейчас умрет, быстро побежал сообщить другим отцам и садовнику, который не был монахом. Когда садовник увидел бедное животное в таком состоянии, он убил его и содрал с него шкуру. Старцы постановили, чтобы отец Аглайварил себе немного мяса каждый день. Они верили, что олень был отправлен Господом в качестве дара, благословения и лекарства для больного монаха.

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33) - эта заповедь Господа, которая передает всю полноту веры в Божественный Промысл, является жизненным руководством подвижников.

Старец Херувим из скита святого Василия был подлинным аскетом, исполненным веры и надежды. Но он был немного туг на ухо . Однажды после сильного снегопада он в своей келлии оказался отрезанным от внешнего мира и провел без еды целую неделю. И вот вдруг незнакомец с нагруженным мулом постучал к нему в дверь, а на дворе была почти ночь. Путник спросил, успеет ли он добраться до пещеры святого Петра до наступления темноты, а затем вернуться в монастырь святого Павла.

Отец Херувим отвечал ему: «Брат мой, столько снега, что ты не сможешь добраться до скита святого Петра , даже если у тебя будет впереди целый день. Оставайся здесь на ночь, а завтра рано утром сможешь ехать».

Незнакомец сказал: «Отче, я привез продовольствие, которое хотел бы продать, а затем вернуться домой. Если хочешь, сохрани все это и дай мне немного денег». - «Поскольку ты спешишь, оставь их здесь, в этом углу, а я дам тебе денег, которые пожертвовали мне странники». Старец пошел в свою келлию, а незнакомец принялся разгружать товар, но когда старец вернулся, его уже не было. Отец Херувим выглянул на улицу и позвал, но на снегу не было следов ни животных, ни людей. Тогда он понял, что все это было видимым проявлением невидимого Божественного Промысла, который заботится обо всем. Старец вошел в свою маленькую часовню и поблагодарил Господа. С благодарностью он поместил продукты в кладовку. Их хватило на всю зиму.

Отец Евстратий не носил бороды, несмотря на то, что ему было 30 лет. После смерти своего старца в Свято-Троицкой келлии монастыря святого Павла он отправился в Кавсокаливию. Там старцы отказались принять его, потому что они не хотели, чтобы кто-нибудь из них был без бороды. Евстратий был настойчив. В ту ночь у них было бдение в честь Пресвятой Богородицы. Утром чудесным образом на лице Евстратия появились несколько волосков, за которые он воздал Ей хвалу и благодарность. Самое удивительное, однако, было то, что со временем его борода выросла до земли.

В 1864 году Чусни-паша, губернатор города Фессалоники , посетил Афон. Будучи высокообразованным человеком, он хотел посетить Протатон. Там он увидел, в частности, фрески святых Онуфрия и Петра Афонских. Но он не поверил, что их бороды были до земли, как это показано на фресках. Отцы заверили его, что такое возможно, и в доказательство привели длиннобородого старца Евстратия. Паша, удивляясь, говорил по-турецки: «Afentersinefentiler», что значит: «Прошу прощения, господа!»

В 1750 году воскресенье перед Великим постом началось с того, что монаху Макарию из скита святой Анны стало очень плохо. Он находился при смерти. Его послушник, отец Феоктист, в тот год был помощником монаха, который отвечает за главный храм скита и прием гостей. После литургии отец Феоктист был очень огорчен, потому что нужно было найти рыбу, чтобы сварить суп для угощения старцев. Он спустился к пристани скита, но не нашел там ни лодки, ни рыбаков.

Вокруг было пустынно. Море волновалось. Отец Феоктист, упав на колени, стал молиться святой Анне, матери Пресвятой Богородицы и покровительнице их скита.

Едва он закончил молитву, как увидел огромную рыбу, игриво плещущуюся в волнах. Он сотворил крестное знамение в ту сторону, и внезапно рыба была выброшена на песок следующей волной. Обрадовавшись, отец Феоктист тут же подобрал ее и побежал к главному скиту, где его старец лежал прикованным к постели. Он сварил рыбу, накормил старца, который мгновенно выздоровел, а тем, что осталось, кормили всех монахов и паломников, которые оказались в скиту в тот день. Они говорили, что никогда в своей жизни не пробовали рыбы вкуснее, чем эта, посланная Богом.

В Новом скиту жил бедный монах, старец Дорофей, который никогда не покидал Афон с того времени, как пришел сюда еще ребенком. Он не делал ничего на продажу. Он мог только ловить рыбу на маленькой лодке. Однажды, когда у него закончилось все масло, всеблагой Господь заставил бочку масла приплыть из моря и плавать между Новым скитом и пристанью святого Павла.

В день Пасхи 1935 года игумен святого Павла архимандрит Серафим и все 60 отцов обители вышли во двор, чтобы служить литургию в честь Воскресения Христова. В радостном настроении, полный возглашения «Христос воскресе!», игумен сказал одному из братий: «Отец Фома, сходи к мощам отцов и скажи им, что Христос воскрес». «Благословите, отче», - ответил тот и не задумываясь быстро пошел в костницу.

«Отцы, я послан игуменом сказать вам: “Христос воскресе!”» - воскликнул он громким голосом.

И вдруг кости скрипнули и подпрыгнули. Один череп поднялся на метр в воздух и ответил: «Воистину воскресе!»

После этого наступила мертвая тишина. Отец Фома бросился назад, чтобы рассказать все, что он видел и слышал. Достопамятный старец Феодосий, позднее библиотекарь монастыря, часто рассказывает об этом случае.

Его все называли «авва», и он действительно был «отцом» - старец Исаак Дионисиатский. В своих монашеских подвигах поста, молитвы и духовной борьбы он всех любил и был послушен во всем любому. И все любили его.

Однажды, когда он находился на послушании на подворье монастыря в Карее, его наставник отец Геласий, который в то время представлял их монастырь в Карее, предупредил его, что уже полдень и ожидается буря, так что он может заблудиться на обратном пути в этот час в зимнее время. Но старец отвечал, что ему без всяких оправданий обязательно надо вернуться в Дионисиат, который находился в пяти часах ходьбы от Кареи. И вот, постояв на коленях, блаженный ушел. Когда он достиг вершины горы, начался сильный снегопад. Стало тяжело идти. Когда он добрался до холма под названием Босдум в Симонопетре, снега было уже по колено и начинало темнеть. Старец Исаак был напуган этой темнотой, снегом и дикими зверями в лесу.

Уповая на Господа, святой старец воззвал из самой глубины сердца: «Господи Иисусе Христе, Боже мой, по благословению святого старца, пожалуйста, спаси меня в этот час». И тотчас же он был поднят невидимой силой и отнесен к воротам своего монастыря.

Подходило время вечерни, и привратник хотел уже закрывать ворота. Когда он увидел авву Исаака, то был очень удивлен и, поздоровавшись, с благоговением спросил его, как он смог добраться в такую непогоду. Блаженный ответил, что он приехал из Кареи.

«Но как вы смогли очутиться здесь в такую погоду?» Авва не мог ответить, а только смотрел на икону святого Иоанна Предтечи.

Привратник также заметил, что на снегу нет следов со стороны Кареи. Наконец, после настойчивых расспросов привратника о том, каким образом он покинул афонскую столицу и как он прибыл в Дионисиат, авва Исаак смог рассказать ему и другим отцам, что произошло: он сказал, что помнит все, что было с ним в первую половину пути, но дальше он может вспомнить только, как просил у Бога помощи. А потом он оказался перед входом в монастырь.

Перевела с английского Ангелина Леонова

Высоко на горе Афон исчезают люди, а местные предания называют их «Девять Незримых» - девять монахов, которых восхитили ангелы. И в то же время ангелы отпускают на землю других монахов, чтобы на их место взять новых. И вот эта группа из девяти монахов тайно управляет Афоном.

Внезапно появившийся монах

Как-то раз я неожиданно увидел монаха, выходящего из моря, внезапно показавшегося из воды! Он появился из ниоткуда и, показавшись на поверхности моря, шел по воде к берегу. Он поднялся на стенку, пересек прибрежную дорогу и пошел по крутой тропинке, которая ведет от берега к монастырю. Он шел к церковному двору, где я находился. Когда я увидел его выходящим из воды, то подумал, что мне это почудилось. Но тут же я предположил, что там всегда есть много монахов, которые работают на древесной фабрике, которые работают в поле, которые ловят рыбу и т. д. И подумал, что, может быть, он вышел из лодки, которую я не успел заметить, и которая тащилась позади стеночки так, что была вне моего поля зрения.

Монах выходит из моря и идет по крутой дорожке, которая ведет к монастырю и проходит мимо того места во дворе, где я нахожусь. Он мне говорит: «Благословение тебе, брат Иоанн», и жмет руку, приветствуя меня. Я, естественно, протянул руку совершенно сбитый с толку, так как он знал мое имя. Также он знал и о присутствии в монастыре моего сына Тало, бегло упомянув о нем в разговоре. До того, как я успел опомниться от первоначального шока, монах мне говорит: «То, что Вы искали, брат находится там...» - и указал мне на ценный знак, в котором угадывался символ того, что я искал. До того, как я успел поговорить с ним поподробнее, он поворачивается и идет вниз, входит снова в море и исчезает!

Он вошел в воду и скрылся с моих глаз... Сейчас я нахожусь в растерянности, потому что для меня было шоком, что кто-то пришел и сказал мне, где находится то, что я искал. Этот человек был похож на монаха, которого я до этого встретил в монастыре святого Дионисия на Олимпе! Он был на него похож, и я до сих пор уверен, что это был именно он.

Святой Паисий

Многие из вас, будучи на Афоне, услышат эту историю о старце Паисии. Всякий, кто посещал его домик рядом с Кариес, который всегда открыт, входя, видел еду на огне и понимал, что старец где-то рядом и скоро должен вернуться. Люди сидели и ждали много времени, до тех пор, пока не начинали беспокоиться и искать старца поблизости, но тщетно. Однако едва они возвращались в домик, как видели, что старец сидит в кресле и смеется. Посетитель мог сидеть около часа, в маленькой комнатке и не замечать старца Паисия, который сидел прямо напротив него, но совершенно непостижимым образом оставался незримым («И кто знает, кого ты тут ждал, а меня недостойного не заметил», - говорил старец).

Старец и молодой монах

Одна история рассказывает о молодом монахе, который ушел жить в келейке некоего старца, чтобы быть у него «в послушании». Стараясь научиться у старца, который был очень мудрый и смиренный, он прожил достаточное время рядом с ним. Однажды старец исчез. Напрасно его искал ученик и напрасно ждал, что тот появится. Старец пропал необъяснимо и вдруг, ничего не взяв с собой, ушел, абсолютно не оставив следа. Ученик беспокоился, может что-то случилось, например, может, старец упал с какого-нибудь обрыва или утонул в море. Много монахов искали его, но не нашли ни живого, ни мертвого. Ученик стал жить один в той келии. Прошло два года, и однажды старец появился вновь перед своим учеником во дворе келейки. «Старец, ты жив?!» - спросил его изумленный ученик. Старец ответил: «Мы два года живем вместе, но ты думаешь, что живешь один».

Священная десница

Особое место среди святых мощей, которые находятся в Святом монастыре Симона Петра, занимает десница святой мироносицы и равноапостольной Марии Магдалины. Эта рука святой сохранилась нетленной, с кожей и сухожилиями, и благоухает небесным ароматом. Более того, все, кто прикладываются к ней с благочестием и верой, подтверждают, что рука теплая. В монастыре Симона Петра на Афоне святая Мария до сих пор творит много чудес, поэтому среди монахов считается второй настоятельницей.

Чудо с тушением огня

В 1945 г. внезапно вспыхнул пожар в лесу около монастыря Иверон. Дул сильный ветер и огонь через несколько часов добрался до хребта, где монастыри Иверон, Филофей и Ксиропотам соприкасаются с лесом. Все были уверенны, что лес погибнет. Братья нашего монастыря были вовремя предупреждены и побежали на место пожара. Тогда братья иеромонахи Неофит и Пантелеймон, движимые великим благочестием, взяли с собой мощи святой Марии. Никто не мог приблизиться к пожару, потому что каждый боялся быть окруженным яростным огнем. Но, о чудеса Твои, Господи! Едва приблизились братья со святыми мощами к месту пожара, тут же огонь отрезал им дорогу назад. Так продолжалось до тех пор, пока священники не отслужили водосвятный молебен с каноном святой Марии Магдалине. К великому удивлению всех собравшихся отцов, после окончания молебна огонь неожиданно погас.

Кости, которые благоухают

Однажды некий человек решил посетить святую гору Афон. Именно посетить, а не совершить паломничество! Он намеревался провести на Афоне шесть дней, но соприкоснувшись с монашеской жизнью святогорских монахов, он изменил свое мнение и уже не видел возможности возвращения в тот суетный мир, который так до этого так восхвалял.

Он прибыл в святой монастырь Ставроникита, который должен был стать последним местом его посещения. При этом если первоначально он думал провести на Афоне шесть дней, то теперь он думал о трех днях. Конечно, он надсмехался над своей группой паломников, потому что, как он говорил, эти люди смотрели на вещи по-другому, не так как он. Поэтому он уже считал часы до выхода в мир, чтобы, наконец, высвободиться.

На входе в монастырь их встретил добрый старец с лукумом и ракией. Он показал посетителям-паломникам их комнаты и объявил расписание служб. Было 12 часов дня, а в 4 часа вечера начиналась вечерняя служба. Наш друг в предыдущий день простоял на всенощной, которая длилась 12 часов. Он тут же завалился спать и проснулся, только услышав звук била, который означал ровно 4 часа вечера и призывал всех присутствующих на вечернюю службу. Он проснулся и, в буквальном смысле, спотыкаясь, пошел в кафедральный храм монастыря, в котором присутствовал на вечерней службе только телесно. Я говорю именно телесно, так как духовно он думал лишь о том, чтобы поскорее он смог вернуться к занятию, от которого его оторвало проклятое било. Так он говорил про себя.

Наконец, закончилась вечерняя служба, однако народ не расходился, ожидая поклониться святым мощам, которые находились в монастыре. Среди народа пошел и он. В это время он говорил только об отдыхе, поскольку в других монастырях, которые он посетил, он ничем другим не занимался, кроме того, что целовал мертвые кости, которые не имели ни пульса, ни тепла и не источали миро, о чем столько рассказывали святогорские отцы.

Итак, он приложился к мощам и собрался уходить, несмотря на то, что остальные люди еще пребывали в храме, когда батюшка, находившийся там, сказал чуть ли не срывающимся голосом громко, насколько мог: «Дети мои, прошу вас, сладчайшим именем Иисуса, скажите мне, кто из вас не обонял чудесного аромата от святых мощей, который они издают?» Этот человек удивленный остановился на входе, такого он не слышал ни в каком другом монастыре. Немедленно он идет к священнику и дерзким тоном говорит: «Я». Тогда внезапно появились еще с десяток таких же. Почтенный иерей идет прямо к святым мощам и умилительным голосом начинает петь тропарь святому Димитрию мироточивому. Его лицо, красное, как будто после химиотерапии, начинает сиять настолько сильно, что к концу на него невозможно было смотреть. Мой знакомый испугался того, что увидел, осознав, что в этот момент святые мощи начали благоухать настолько сильно и приятно, что нельзя было оторваться. Немного спустя лицо священника перестало сиять, однако чудесное благоухание от костей было настолько сильным, что вышло за пределы храма, растянулось на весь монастырь и провожало посетителей вплоть до трапезной и до их комнат. Все те, кто до этого сомневался, плакали как малые дети и говорили, что из-за грехов они не могли почувствовать благоухание с самого начала. Ночью никто не мог заснуть. На следующий день паломники отправились в монастырь Иверон. Запах преследовал их до половины дороги. Мой знакомый вновь изменил свое мнение, захотел остаться на Афоне и завершить там паломничество (он больше не называл это путешествием или экскурсией). Когда он вернулся домой, жена взяла его одежду, чтобы постирать. Тогда она подтвердила, что одежда пахнет еще тем сладостным божественным благоуханием.

Это событие случилось в афонском монастыре Ставроникита 5 сентября 1997 г. Знакомый этот мой дядя, двоюродный брат по матери и эту историю он рассказывает сегодня за постным столом. Изменение в его религиозной жизни и религиозной жизни его жены произошло быстро. А тем священником был пожилой отец Нектарий, который доживал последние дни, согласно врачам. Последний раз мой дядя посетил его на Афоне несколько месяцев назад, застав старца простуженным в своей кровати. Отец Нектарий узнал, что у него рак, который ударил по всему телу. Отец Нектарий стоматолог и на Афоне содержит медкабинет, предлагая всем свои услуги, насколько позволяет его здоровье.

О следующем случае многие старцы святой горы Афон рассказывают: однажды несколько монахов отправились на рыбалку в открытое море, на лодке. В это время разыгралась буря! И один из этих монахов исчез. Этот монах раньше имел опыт общения с дьяволом (из-за одного нераскаянного непослушания), который пообещал ему: «Я снова приду, чтобы забрать тебя навсегда».

Вышедшая в издательстве «Белый город» книга «Святой таинственный Афон» – абсолютно уникальна. В ней собраны фотографии святынь, которые впервые доступны взгляду простых мирян, не имеющих возможности посетить Святую гору. Автор книги Георгий Николаевич Юдин заслуженный художник, член Союза писателей, кавалер Ордена Преподобного Сергия Радонежского получил разрешение снимать не только в самих монастырях, что обычно запрещено, но и запечатлеть на пленку удивительные православные святыни.

Поговорим сегодня об Афоне – об удивительной монашеской стране, где творится постоянная, непрерывная молитва за весь мир. Это удивительное место, и попасть туда непросто. Каждый, ступающий на Афон, делает это как бы по своей воле, но делает и потому, что его туда приводит Бог. И можно собрать все документы, паспорта, визы, разрешения, благословения батюшки и не попасть на Афон, как много раз бывало с довольно известными людьми. Поэтому у каждого свой путь на Афон, и главное – было бы желание туда приехать, там побывать и очиститься. Для чего едет человек на Афон? Как хорошо сказал монах Исидор, живущий в Пантелеимоновом монастыре, – «каждый едет туда за новым духовным кислородом». Когда он чувствует, что душа заболела, что необходимо излечение души, он приезжает на Афон, как на рентген, и видит на Афоне все свои духовные болячки. Именно там он исцеляется. Огромное количество людей вернулось оттуда совершенно иными, даже отъявленные атеисты приезжали оттуда с другими глазами, с другой душой.

На Афоне человеку верующему особенно явно видны проявления Благодати Божией, видно присутствие Богородицы, чудеса, которые там случаются, – это очевидно явленные чудеса, и каждый, приезжающий на Афон, это может почувствовать на себе. Со мной было несколько чудес, на Афоне происходивших, я о них попозже расскажу, а сначала немного о том, что такое Афон.

Это длинная полоска земли, примерно, 80 км длиной и около 25 км шириной. И вот на этом узеньком пальце Божьем, скажем так, в Эгейском море расположено двадцать монастырей. Ни вкоем случае не позволяется строить еще монастыри, это узаконенное число. Большинство монастырей, конечно, греческие, так как это греческая республика, есть русский монастырь, Пантелеимонов, есть румынский, болгарский – Зограф. Удивительно то, что в каждом монастыре постоянно творится молитва, постоянно идут службы. Даже когда монахи вроде бы отдыхают, службы не прекращаются ни на минуту, и в этом смысл Афона – что постоянно творимая молитва на этой святой земле спасает наш мир. Я думаю, что только благодаря этим молитвам до сих пор и жива наша Земля.

Пантелеймонов монастырь на Афоне


Каждый монастырь замечателен по-своему, вот в этой книге, которую мы вам сегодня показываем – «Святой таинственный Афон» – я как раз рассказываю об особенностях каждого монастыря: о чудесах, которые происходили во время его постройки, о святынях, которые в этом монастыре живут, об их исцелениях, о многих случая посещения Богородицы святых, живущих на Афоне. Потому что Афон – это Удел Божией Матери, Она Сама избрала эту землю как свой Удел, сказала, что будет окормлять всех монахов, живущих там.

Чудеса начинаются сразу, при отплытии парома от порта Уранополис. И мы с моим товарищем, моим коллегой по этой книге, фотографом Сергеем Поповым, плыли на этом пароме с огромным количеством аппаратуры, съемочных камер. И, подплывая к одному из монастырей, к порту монастыря, Сергей мне говорит: «Я пойду вниз, поснимаю там снизу, а вы оставайтесь здесь». И уходит человек. Мы отплываем, я думаю, что он внизу, а остается два, примерно, порта до нашего окончательного пристанища, я начинаю бегать по всему кораблю искать Сергея, а его нигде нет. На всем корабле нет человека, он исчезает посреди Эгейского моря. Это было необъяснимо – куда девался человек? И капитан кричит: «Выходите с корабля!», и я вот с этим огромным количеством аппаратуры, с кофрами вылезаю на совершенно пустынный каменный берег, остаюсь один, а человека нет. Наконец, поздно ночью он мне звонит и рассказывает историю: он случайно вышел на одной из станций, и корабль вдруг закрыл свой борт, отплыл, и он говорит: «Я вижу вас, вы в трех метрах от меня стоите, я кричу вам – я здесь!» А я его не вижу, он был размыт на берегу. Он кидал камни, камни ударялись о борт, я слышал какой-то звук, но его не было, он исчез.

Когда мы пошли после этой истории в Пантелеимонов монастырь и спросили у старца – что ж такое, почему исчез человек (а он два дня ходил по горам, питался какими-то каштанами). Старец Исидор, прозорливый такой старец, посмотрел на него внимательно (а он первый раз его видел) и говорит: «А ты придешь к нам. Я знаю, что у тебя есть дети, но, когда они вырастут, ты придешь к нам. Вот ты когда ходил, тебя как бы проверяла Богородица, достоин ты здесь жить или нет». Я с ужасом спрашиваю этого провидца: «Батюшка, а мне что делать? Может быть, и мне тоже?» А он говорит: «А тебе сейчас скажу». Достает Псалтирь, открывает просто так, наобум, пальцем указывает на строку и читает: «А тебе Господь приказал творить то, что ты творишь». То есть писать и рисовать книги.

Самым знаменитым и первым Афонским святым был Петр. Он жил в седьмом веке, был греком, был воином и попал в плен. И однажды, сидя в тюрьме, проанализировал свою жизнь и пришел к выводу, что он когда-то обещал Господу придти в монашество и забыл об этом. И он решил, что это наказанием ему за то, что он не исполнил свое обещание. О стал истово молиться Богородице и Николаю Угоднику. Является к нему Николай Угодник и говорит: «Да, ты прав, это тебе наказание за невыполненное обещание». И говорит ему, что он должен идти на Афон и там служить. Петр садится на корабль, плывет, вдруг корабль останавливается посередине моря, он просит его высадить на незнакомом берегу – седьмой век, представьте себе, там вообще никого не было, дикие звери – и выходит на этот дикий, страшный берег, это скалы. В книге вы можете увидеть, что это было, вот что встретил Петр, ступив на землю, – совершенно безжизненное, безлюдное место. И он начинает искать пещеру, где бы он мог подвизаться и служить Господу, находит пещеру, полную змей, скорпионов, которые при его появлении убегают, и вот он там в этой пещере в посте и молитве проводит пятьдесят три года. Пятьдесят три года, не видя никого, ни с кем не встречаясь, только в конце жизни, когда Господь решил, что его иноческий подвиг должен быть известнее людям, он встречает охотника, который пришел к его пещере. И охотнику он рассказывает – причем, когда охотник появился, он решил, что это демон, он был обросший до пола бородой огромной, в каких-то веригах, замотанный травой, в панике охотник убежал, решив, что это искушение ему. Вот какой был подвижник.

Что интересно, в этой пещере потом пытались жить многие монахи в течение нескольких веков, и никогда никто из них не смог пройти вот этого испытания, не дожил до конца своего подвига. Кто-то умирал, кто-то сходил с ума, кто-то не выдерживал и уходил, и решили святые отцы, что не стоит там жить, потому что никто не достоин этот духовный подвиг совершить, кроме Петра. И эту пещеру замуровали. Это говорит о том, что желание особенно молодых людей поехать, посвятить себя Господу, не всегда соответствует их силам. Очень много искушений, очень много гордыни, и мне монахи на Афоне говорили: «Мы приехали здоровыми, сильными людьми, а тут начались болезни, искушения, мы стали другими». И, видимо, это необходимая борьба, смирение тела, духа, и немногие побеждают. Например, была история, года четыре назад, когда один монах, живя отшельником на крутом обрыве, решил, что он очень сильный молитвенник и возомнил себя главным монахом Афона. И однажды в его келье вдруг появляется Христос. И говорит ему: «Вот, по твоим молитвам, ты так молишься истово, что Я пришел к тебе Сам. Пойдем со мной». И манит его. И этот бедный монах от счастья забыл перекреститься и пошел. И только в последний момент, когда надо было сделать последний шаг в обрыв, он перекрестился и увидел, как у того появляются козлиные ноги, у мнимого Христа, и во что он превращается. И он все равно упал, благо, зацепился рясой за куст, провисел несколько суток без сознания, на обрыве. Его нашли через несколько дней, и он потом полгода ничего не говорил, но когда пришел в себя, рассказал эту историю и умер. Вот такие искушения бывают.

Мы удивительным образом попали на Афон в такое время, это было поздней осенью. Первые два дня была осень настоящая, с дождями, с туманами, с громом и молнией, потом два дня была зима, все завалило снегом, мы сняли зиму, потом началась весна, расцвели азалии – это в ноябре, засыпанном снегом! – и весна, когда все стало таять. То есть, Богородица нам послала все четыре времени года за одну неделю, понимая, что очень часто на Афон не съездишь. Самое сильное впечатление у меня было от посещения Иверского монастыря, где хранится самая главная афонская святыня – икона Иверской Божией Матери. Она по-гречески называется «портаитисо», в переводе – «вратарница».

Раньше она, приплыв чудесным образом по морю, была помещена над воротами обители Иверской, но монахи решили, чтобы ее не украли, поставить в храме. И трижды она являлась опять на прежнем месте, и, явившись ночью настоятелю, сказала: «Не надо Меня беречь, Я вас буду беречь». Придти вот к этой иконе чудотворной – это было таким чудом и радостью, что, когда мы вошли – ну, мы все знаем, икона такого обычного стандарта, размера – а тут вдруг стоит Богородица живая перед тобой, такая огромная икона, вся черная, лика не видно, и вот в этом лике темном была такая тайна, такая настоящая Богородица смотрела на тебя, пронзая тебя свои взглядом, и все видела насквозь, и просто оставалось упасть на колени и только в плаче молиться, потому что ты стоял как перед Страшным судом, Она все знала про тебя, все видела. И вот это потрясение, которое испытывает, я думаю, каждый приходящий с верой, оно очень важно для очищения твоего и пребывания на Афоне. И ночью в монастыре монах начинает стучать в било – это такая доска длинная, и вот он стучит вместо колокола, и по поверью вот эти удары била означают удары молотка Ноя, строящего ковчег. «Бдите, скоро придет Господь, готовы ли вы к этому приходу?» И вот это очень интересное сочетание этих ударов и связи с Ноем.

Вот я хочу прочитать мои ощущения от ночной службы: «Торжественная строгая монашеская служба в темном храме при свете лишь нескольких свечей и лампад, протяжное древневизантийское пение, пронизанное восточным ароматом молитв, раннехристианских пустынножителей, рождает сильное ощущение пребывания в самых первых катакомбных храмах, лишенных поздней золотой роскоши и пышных праздничных служб. Сосредоточенные, отрешенные от всего суетного мира молятся одухотворенно красивые, высокие молодые монахи. Возле стен в стасидиях, низко склонив головы в куколях, молят Бога о всеобщем спасении два очень старых молчальника. По их вдохновенным бледным лицам видно, что они видят Бога и беседуют с Ним, и от Его присутствия рядом с тобой становится так страшно, что только и можешь, заикаясь, пролепетать: «Боже, милостив буди мне грешному!» Здесь во время таинственной благословенной ночной службы вместе с иноками постепенно исчезает ощущение земли, и душа, наполненная горячим счастьем, как шар, наполненный горячим воздухом, воспаряет ко Господу».

Во время ночных служб у нас паникадило огромное посреди храма, а у них «хоррос» называется, такой вот огромный золотой обод, примерно метров пять-семь, в полной темноте горят эти свечи, когда начинает вращать монах этот хоррос, получается такое удивительное чувство, что ты в космосе, что вокруг тебя летают планеты, и вот эта молитва мужскими голосами приподнимает над миром, и ты растворяешься, и исчезает ощущение земли. Это удивительно чувство именно афонской молитвы необходимо каждому человеку, поэтому если есть возможность поехать туда, надо это обязательно сделать. Вы почувствуете на себе вот эту благодатную силу молитвы.

Этот необыкновенный камень находится только в одном месте на всем Афоне. Место это – там, где Пресвятая Богородица сошла на берег. Она плыла на корабле к Лазарю Четырехдневному, который жил на острове и пригласил Ее к себе. И Богородица плыла туда, но буря Ее повернула и прибила к афонскому берегу. И в том месте, где Богородица сошла на берег, вот такие камни сверкающие. Я вот надеюсь, что по этому камню Ее стопочка – вот как раз камень в виде стопочки… После коленопреклоненной молитвы у иконы Иверской монах, которых привел нас двоих, специально для нас открыл часовню, очень тактично стоял в стороне, видел, что мы не просто духовные туристы, которых очень много там, особенно из-за рубежа приезжают люди, и я видел, как один из богатых туристов негодовал, почему его не пускают на ночную службу, хотя имеют право присутствовать только православные. Он говорил: «Я же заплатил деньги!» Он решил, что это театр такой. И вот монах, видя, что мы люди верующие, поманил нас за собой, и из лампады, которая во время каких-то кризисов на земле, каких-то трагедий вдруг начинает сама собой вращаться (это является признаком того, что на земле что-то произошло и сигналом для монахов, что необходимо особенно молиться по поводу этого события, вот, например, когда Карабах был разрушен землетрясением, я уже не помню другие события), и вот из этой чудотворной лампады монах налил нам понемножечку масла лампадного, я на себе испытал его силу – у меня почему-то отказали ноги, я перестал ходить, не знаю, с чем это связано – на ночь помазал дважды, и целебная сила была настолько явной, что сомневаться в чудесах этих даже никто не должен думать.

И здесь же, в Иверском монастыре, произошло со мной чудо, о котором, с одной стороны, стыдно вспоминать, а с другой – необходимо, как в назидание будущим пилигримам, приходящим на Афон. Когда мы собирались на эту святую землю, нас предупредили, что ничего снимать, особенно на кинокамеру, там нельзя. Но у нас было задание от издательства «Белый город», от издательства «Даръ» сделать книгу, поэтому со мной были просьбы, подтвержденные издательством, о том что мы снимаем не для семейного альбома, что мы делаем большой серьезный альбом для всей России, и благодаря каким-то личным контактам, каким-то личным разговорам с настоятелями монастырей везде разрешали снимать, самые удивительные вещи, которые до нас никто не позволял снимать. Поэтому в этой книге есть огромное количество уникальных фотографий, никогда ранее не виденных никем. И только в Иверском монастыре на все уговоры позволить снять Иверскую икону Божией Матери и часовню, в которой она находится, нам ответили отказом. Ну и правильно сделали, потому что тиражировать святыни не стоит, они девальвируются. Вот рано утром в пять утра вышел я на двор монастырский и стал себя уговаривать, что не для себя ведь снимаю, для всего народа русского, особенно для женщин, которые сюда никогда не придут и ничего не увидят, позволь, Господи, снять часовенку, уговорил. Ну, думаю, сниму, возьму на себя грех. Спрятал камеру под куртку, прижался спиной к стене монастырской и снял один кадр – часовню, где находится Иверская икона Божией Матери. Приезжаю домой, перевожу в компьютер всю сессию афонскую – идеальное качество всех абсолютно фотографий, и только вот этот кадр снят таким образом, как будто меня двое или трое человек качали из стороны в сторону, он настолько нерезок был, хотя я был прижат к стене. И самое страшное, что через весь кадр красная огненная нить проходила, и на конце этой нити – белая капля. Думаю, что ж такое, возьму-ка увеличу этот кадр. Увеличиваю эту каплю, и что, вы думаете, в середине этой капли? Стоит маленький белый ангел и вот так вот крылышки держит. У меня прямо мороз по коже до сих пор, и я кричу жене: «Маша, Маша, скорей беги! Смотри, что делается!» Пока она шла – кадр исчезает на экране. Вы знаете, кто владеет компьютером, что нужно несколько кнопок нажать – «Вы правда хотите убрать?», «Да», «Вы хотите точно?», «Да»… Я ничего не нажимал, кадр исчез, как напоминание мне о том, что тебе не разрешили снимать это, зачем ты это делаешь? Вот и всем будущим фотографам этот рассказ в назидание, что неблагословленная фотография не получится.

То же самое было у меня в первую поездку, когда нельзя было снимать кошницу (это место, где хранятся извлеченные из земли черепа и кости умерших монахов), но я все равно решил это снять, опять же для альбома, и камеру заклинило, так что всю вторую половину поездки я не снимал, как в назидание еще раз, еще один случай. Когда я стал разговаривать с монахами и спрашивать, почему же так, батюшки, мы же снимаем для всех, чтобы все узнали, они говорят: «На этой земле столько всего святого, чудесного, невидимого находится, что мы, не видя этого, снимая, можем увидеть, и вы, принеся в мир суетный, этот вот современный, недуховный мир вот эти святые вещи, можете опошлить их». И подтверждением того, что камера может снять невидимый мир, служит фотография огромная, висящая на стене Свято-Пантелеимонова монастыря. На ней изображен ряд нищих, которые подходят к монаху и получают у него из рук хлеб. А дело происходило в 1903 году, когда протат – это главный административный центр – запретил Пантелеимонову монастырю подавать милостыню нищим, решив, что монастырь превращается в какую-то богадельню. И вот игумен приказал в последний раз подать милостыню нищим и сфотографировать это. И вот когда сняли, проявили пластинку стеклянную, оказалось, что от этого монаха, подающего милостыню, отходит плачущая Богородица в пламени, Она вся объята пламенем. Ну, конечно, никто не стал бы подрисовывать Богородицу на этом стекле, и эта фотографии удивительная находится в алтаре монастыря, а увеличенный ее формат на стене монастыря, кто будет – увидит. Вот это в назидание тем, кто хочет снимать то, что не надо снимать.

Икона "Утешение"

Есть на Афоне удивительный скит святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Небольшой скит, довольно высоко в горах. Туда не так просто взойти, но он особо почитаем паломниками в связи с тем, что, как известно, Анна была уже в возрасте, когда родила Марию. Это говорит о том, что не стоит терять надежду любой женщине, которая не имеет пока детей и продолжает молиться.

В этом ските Анны пребывает ее нетленная стопа, которая, как показывает время, помогает бесплодным родителям. Вернее, не стопа, а сам Господь помогает приходящим к этому святому месту обрести долгожданное чадо. Когда входишь в этот скит, поражает то, что весь алтарь - в маленьких фотографиях младенцев. Всего их более двухсот. Когда я спросил, что это такое, батюшка мне ответил: «Это - рожденные по молитвам младенцыот бесплодных родителей, которые по многу лет просили. И в благодарность отцы (потому что женщины не могут попасть на Афон) через год привозят фотографии младенцев. И тогда им дают как людям, с верой молящимся о своем чаде, маленький крестик, который младенцу вешают на люлечку в надежде на то, что это не последний ребенок».

Еще есть одна святая обитель - монастырь Ватопед. Здесь тоже молятся за неплодных родителей. В этом монастыре в необыкновенно красивом ларце пребывает частица пояса Богородицы. На этом поясе освящают кусочки ткани, которые потом разрезают на отрезки определенной длины и вкладывают в облатку, на которой написана молитва к Богородице о прошении детей и то, как с этим пояском нужно обходиться: с верой, не греша, не сквернословя, соблюдая посты. Этот поясок нужно неплодной матери завязать вокруг талии. И, как правило, у людей истинно верующих рождаются дети. Конечно, должен приехать отец, по молитве его ему дают этот поясок, и он его везет домой своей любимой жене.

В том же Ватопеде есть вот такая святыня - серебряный ковчег, в котором находится глава Иоанна Богослова с его нетленным ухом. Монахи говорят, что оно нетленно, потому что им он воспринимал слова ангела. Там же удивительная икона «Утешение». Один монах во время молитвы услышал голос, говорящий: «Сообщи настоятелю, что обитель окружили враги». Он никого не увидел вокруг и продолжил молиться. Тогда он опять услышал женский голос: «Прекрати молитву и предупреди настоятеля». Тогда он поднял глаза и увидел, что этот голос исходит от Богородицы, а младенец Христос пытается ей ручкой закрыть уста, чтобы Она не говорила. А Она своей рукою его ручку отводит от уст и продолжает предупреждать об опасности. Уразумев это чудо, монах побежал к настоятелю, стали бить в колокола.

На самом деле, взойдя на стену, увидели, что они окружены врагами. Еще бы чуть-чуть, и они не успели бы отбить нападение. Когда нападение было отбито, братия пришла к иконе, и все увидели чудо: икона изменилась. Раньше она была в каноническом положении, Богородица держала младенца, а теперь - Богородица отводит руку младенца от своих уст и немного наклоняет голову в сторону.

Вот еще одна интересная история, связанная с жизнью монахов. Однажды монах опоздал на обед и, прибежав после всех, попросил накормить его. А повар, рассердившись, сказал: «Ничего тебе не дам, надо было вовремя приходить». И вдруг этот монах выскочил из трапезной, схватил нож и вонзил его в ланиту иконы Богородицы. На его глазах из щеки Богородицы потекла настоящая кровь. Он в ужасе стал кричать, братия собралась, стали молиться о нем, и перед самой смертью Богородица явилась настоятелю и сказала: «Он прощен, но рука, которой он это сделал, будет наказана».

По обычаю умершего монаха закапывают в землю, а через три года открывают и проверяют, что с ним произошло. Если тело совершенно истлело, но остались кости, то считается, что монах жил праведно, если плоть не истлела, то монаха опять зарывают и усиленно о нем молятся.

Когда откопали это монаха, который посягнул на Богородицу, то увидели, что он весь истлел, только рука его, который он держал нож, черная, неистлевшая. И эту руку до сих пор выносят показывать в назидание всем богохульникам.

Когда я говорил о Лавре и Афанасии Афонском, я не сказал о том, что он посадил во дворе Лавры кедр. И при этом сказал, что когда кедр начнет умирать, значит, конец света недалеко. И вот перед вами засохшая ветка это кедра. Она источает необыкновенно нежный запах. И к великому сожалению, корни этого кедра начинают уже отмирать.

Паисий Святогорец

Об этом же говорил и святой Паисий, замечательный старец Афонский, в келии которого я тоже был. На вопрос молодых людей «Застанем ли, батюшка, конец света?», он сказал: «Ваше поколение застанет». Конечно, отчаиваться нельзя, никто не знает, когда это произойдет, но стоит, конечно, прислушиваться и делать все, чтобы отмолить у Господа прощения.

Кстати, об этом старце вышла недавно замечательная книга «Житие старца Паисия», в которой собраны удивительные истории из его жизни. Он страдал страшными болезнями - у него был рак, страшная грыжа, ему вырезали после туберкулеза легкие. И он, несмотря на эти болезни, ежедневно принимал со всего мира паломников, болящих, просящих, по двести человек ежедневно стояли у этой железной калитки и просили его помолиться. Он по их запискам, просьбам, письмам, после того как отпускал посетителей, всю ночь стоял на молитве и просил Господа об исцелении этих людей. И, как правило, эти люди исцелялись.

Однажды была интересная история. К нему пришел его духовный сын и сказал: «Геронда, у меня друг заболел лейкемией. Вы могли бы помолиться? А он, старик, был с юмором. Он и говорит: «А давай сделаем так: девяносто пять процентов болезни я на себя возьму, ведь когда я молюсь, я прошу Господа мне болезнь эту отдать, почему люди и излечиваются. А пять процентов ты возьмешь». И вот этот человек засомневался, все-таки пять процентов рака нужно на себя взять. Тогда Паисий, видя это, говорит: «Ладно, давай хотя бы один процент, а девяносто девять я возьму».

Вот такой был человек удивительный, к себе относился с юмором, считал себя последним грешником, по две помидорки в день ел и одну сливку, называя себя при этом чревоугодником. А раз в году, на Пасху, он покупал одну рыбку, варил ее, съедал, а скелетик не выбрасывал. Это скелетик у него на гвоздике висел. Он его потом в баночке с водой варил и вот эту водичку с легким ароматом рыбы пил на другие праздники и при этом говорил: «Какой я чревоугодник».

Когда к нему приходили люди, он их рассаживал на пеньки и говорил каждому, что он хотел бы слышать. И вот однажды к нему пришли люди (естественно, он никого из них не знал), сели, и старец Паисий по Афонскому обычаю вынес для всех на подносе угощение: стаканчик водички, ракию и кусочеки рахат-лукума. Вдруг возле одного из пришедших людей он роняет лукум на землю, ногой его катает по земле и грязный подает ему. Тот опешил и говорит: «Геронда, что такое? Почему вы всем нормальный подали, а мне - весь в грязи изваляли и даете?» А он говорит: «А ты что творишь? Не ты ли пишешь порно-сценарии и портишь людей, с грязью смешиваешь их?» Тот человек встал и ушел.

Вот такой вот старец жил. И до сих пор на это могилу с верой приходящие люди получают исцеление. Его, видимо, скоро канонизируют.

Был там еще такой замечательный старец Порфирий, который знал, где находятся старые поселения. По его указаниям раскапывали землю и находили старые города, нефть. Однажды случилась одна история. Он был старенький, уже совсем больной лежал в больнице. К нему пришла женщина из соседнего селения и говорит: «Геронда, у меня козы заболели. Не могли бы вы помолиться?» Он никогда не отказывал. Вышел, женщина привела стадо коз. Когда старец начал читать молитвы за животных, все козы его окружили, главный козел вышел вперед, и молча, не шелохнувшись, они стояли полчаса и слушали молитву о себе. Когда старец закончил, козел-вожак подошел и приложился своей мордой к моей руке. Вот такая история.

Порфирий тоже болел раком. Он сам просил эту болезнь у Господа, потому что хотел, чтобы никто не болел больше в мире. Старец говорил: «Я знаю, чем лечится этот рак, но раз Господь не позволяет открывать эту тайну, я тоже не смогу». Причем, как он говорил, это очень простое лекарство, которое у всех на виду, и каждый день врачи с ним работают.

В мир монахов, потаенный, закрытый для нас, не стоит врываться. Я говорю о тех людях, которые настойчиво просят монахов поговорить с ними о своих делах, стараются нарушить их ритм жизни. Этого не надо делать. Монахи не любят долгих разговоров, особенно о мире, не любят, когда их фотографируют. Если вы видите, что с вами хотят поговорить, тогда идите на этот контакт, иначе не надо.

В монастыре Павла (не апостол, а просто святой Павел) мы встретили неприятие монаха, который охранял ворота. Там такое тоже бывает. Вот не понравились мы ему, не пускал он нас долго, но мы знали - там находится такая святыня, что не попасть туда нельзя. А находятся там, между прочим, дары волхвов. Они были сохранены Богородицей. После ее смерти дары были переданы в Константинополь, потом долго они по миру путешествовали, пока, наконец, не оказались у царевны сербской Марии. Чтобы турки не осквернили святыню, она решила отвезти ее на Афон.

Зная о том, что женщинам нельзя ступать на Афон, она подумала, что с такой святыней ей разрешат пребывать на горе. Царевна Мария сошла с корабля, идет по Афону с этими дарами, друг перед ней появляется Пресвятая Богородица и говорит: «Не ходи дальше. Женщинам нельзя здесь ходить. Отдай эту святыню первому монаху, который придет». Вот таким образом эти дары оказались в монастыре Павла.

Дары волхвов

Вот что интересно. На картинах живописцев мы видим караваны, нагруженные тюками, волхвы в дорогих одеждах идут, нагруженные золотом и бриллиантами. Может возникнуть впечатление, что они несли несметное количество богатства. Но на самом деле это тончайшие золотые пластиночки размером пять на семь сантиметром с золотой душкой из проволоки. Я смотрел и думал, что же это мне напоминает. И вдруг понял, что это похоже на погремушку для маленькой руки Христа, которыми Он мог играть. Я сказал о своем предположении монаху, и тот со мной согласился. То есть у волхвов не было цели завалить младенца богатством, они подарили Ему, маленькому, то, что было ему понятно. Вот эти дары живы.

Придя в издательство «Белый город» с отснятым материалом, с идеей писать эту книгу, я был удивлен, что директор издательства Андрей Астахов сразу решил ее издавать. Потому что, как я могу сказать из своей практики, для того, чтобы издать книгу, каждый раз нужно убеждать издателя, доказывать, что книга будет продаваться, что она нужна людям. И вдруг директор Андрей Астахов мгновенно решил издавать. Видимо, есть у человека издательское чутье. И я приступил к написанию этой книги. Надо сказать, что я ее писал очень долго - почти полтора года. Но зато получилась книга, которой я горжусь, которой, я думаю, гордится и издательство. Книга выдержала уже второе издание, ее покупают, несмотря на высокую цену. Очень хорошие отзывы от священников, от людей, которые разбираются в христианской культуре и истории. Монашество на Афоне об этой книге знает. Они прислали мне письмо с благодарностью, что я, не впадая в экзальтацию и ложную сентиментальность, написал так, как это есть.

Надеемся, эта книга будет долго у вас на столе, вы ее будете по многу раз перелистывать, смотреть, читать. Дай Бог, чтобы принесла вам духовную пользу.

Георгий Юдин

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Архистратиг Михаил является не только предводителем Небесных сил, но и покровителем всего человечества. Так, в Ветхозаветные времена, когда Моисей выводил еврейский народ из Египта, именно Архистратиг Михаил помогал ему вести народ в Израильскую землю.

И в Новозаветные времена Архангел Михаил ведет по жизненному пути весь христианский народ, творя при этом дивные чудеса.

Одно из таких чудес было явлено на Афоне.

Во времена благочестивых болгарских царей жил один богатый и знатный человек, по имени Дохиар. Некогда он, желая благоугодить Богу, пожелал быть иноком. Взяв много золота, пошел он на святую гору посетить тамошние монастыри и поискать себе удобного для поселения места. Обойдя многие монастыри и раздав много милостыни, он вышел из лавры блаженного Афанасия и направился от Солуни по берегу моря.

Здесь он нашел очень красивое место с вкусной водой и богатой растительностью; жителей на этом месте еще никого не было. Место сие ему очень понравилось, и он задумал здесь поселиться и выстроить монастырь. Усердно взявшись за дело, он вскоре привел в исполнение свое желание. Сначала он выстроил прекрасную церковь во имя святителя Николая, а потом устроил монастырь и оградил его каменными стенами. Приведя всё сие в надлежащий порядок, сам он принял в том монастыре иноческий образ. Но при множестве построек, золота его оказалось недостаточно, так что он не мог украсить церковь с подобающим благолепием. Возложив надежду на помощь Божию, он говорил:

– Если Господь Бог захочет прославить сие место, то Сам Он промыслит об украшении церкви; да будет Его воля!

Против святой горы есть остров, называемый Луг, находящийся на расстоянии одного дня морского пути; там жили пастухи и пасли скот, ибо то место было очень удобно для пастбищ. На этом острове был поставлен в необитаемом месте высокий каменный столб; на столбе стоял каменный идол, на котором было написано по-гречески:

«Всякий ударивший меня вверх найдет множество золота».

Многие пытались узнавать: правда ли это, – и били по голове идола, но ничего не находили.

Случилось же в то время одному юноше, близ означенного столба, пасти волов; юноша был очень разумен и грамотен. Прочитав надпись, сделанную на столбе, он ударил идола по голове, как то делали и другие, чтобы найти золото, – однако ничего не нашел. Потом он подумал, что, быть может, золото зарыто в земле и, при захождении солнца, заметил, где кончается на земле тень от этого столба и в том месте, где кончалась тень от головы идола, он начал копать землю, ища сокровища, но и здесь ничего не нашел. Когда же взошло солнце, он опять стал смотреть, где кончается тень от столба, и там стал копать. Когда он копал, то услыхал на том месте какой-то звук и, поняв, что на этом месте скрыто сокровище, стал еще усерднее копать и дорылся до жерновного камня, настолько большого, что ему невозможно было и поднять его. Протянув руку сквозь скважину камня, он нашел там много золота и в раздумье не знал, что ему с ним делать.

– Если я кому-нибудь расскажу о золоте, – думал он, – то как бы меня не убили из-за него.

Бог же, внимая молитвам вышеупомянутого старца, заботившегося об украшении святого храма, внушил юноше, чтобы он шел на святую гору в одни из монастырей и рассказал бы игумену о найденном сокровище. Юноша так и сделал. Взяв несколько золотых монет в удостоверение своей находки, он пришел в селение, лежавшее близ моря и нанял там человека, который бы перевез его к святой горе.

По усмотрению Божию, он остановился в пристани вышеупомянутого, вновь выстроенного монастыря, названного по имени его строителя Дохиар. Перевозчик возвратился в свое селение, а юноша пошел в тот монастырь. Увидав там игумена, он рассказал ему подробно о найденном им сокровище. Игумен уразумел в этом дело Божие; он позвал трех иноков и, передав им слышанное от юноши, послал их вместе с ним, чтобы они принесли найденное золото в монастырь. Иноки поспешно отправились на лодке и приплыв к острову, дошли до того столба, около которого было зарыто золото. Когда они отвалили жерновный камень, то под ним нашли котел, полный золота, и весьма обрадовались. Но исконный враг рода человеческого, ненавистник всего доброго, диавол, вложил одному из этих иноков неприязненную мысль, и тот сказал другому иноку:

– Брат, какая нужда нам нести сие золото к игумену! Бог послал его нам: на это золото мы сами построим себе жилища и воздвигнем монастырь.

Когда же другой возразил ему: «Как мы скроем это золото?» – то он отвечал:

– Всё это в нашей воле: мы можем бросить сего юношу в море, и тогда против нас не будет никаких свидетелей.

Сговорившись так, они сказали о том третьему иноку; но тот, будучи богобоязненным, сказал:

– Нет, братия, не смейте этого делать: не губите отрока, а вместе и свои души из-за золота.

Но они, не слушая его увещания, стали принуждать его быть единомысленным с ними, и наконец сказали:

– Если ты не будешь с нами заодно, то мы и тебя погубим вместе с отроком.

Брат, видя их непреодолимое злое намерение, устрашился, чтобы они и его не погубили, и сказал:

– Если вы так решили, то делайте, как хотите; я же клянусь именем Божиим, что никому о сем не расскажу и не потребую от вас золота.

Итак, утвердив свое слово клятвою, он молчал. Они же, взяв золото и тот камень, которым золото было прикрыто, внесли его в лодку и, сев в нее вместе с отроком, поплыли к монастырю. Когда они были на глубоком месте, то напали на отрока и начали привязывать ему на шею камень. Отрок, поняв, что они хотят с ним делать, начал с плачем и рыдание умолять их, чтобы они не губили его, но безуспешно: нечестивые те черноризцы, имея окаменелое сердце и златолюбивую душу, не убоялись Бога, не умилились слезами отрока и не послушали его смиренной мольбы; схватив отрока, они бросили его с камнем в глубину моря, и он тотчас же пошел ко дну.

Была же ночь, когда происходило это злодеяние. Милосердый Бог, взиравший с высоты на горькое рыдание отрока и видевший неповинное его утопление, послал хранителя рода человеческого святого архистратига Михаила, чтобы он взял утопленного со дна моря и принес бы его живым в церковь. Так сие и совершилось. Внезапно отрок оказался близ св. трапезы с камнем, повешенным на его шее. Когда наступило время служения утрени, то екклисиарх вошел в церковь, чтобы зажечь свечи и начать звонить к утреннему богослужению. В сие время он услыхал в алтаре человеческий голос и стон; он очень испугался и пошел рассказать о сем игумену. Игумен назвал его трусливым и малодушным и велел ему опять идти в церковь. Придя туда вторично, он опять услыхал тот же голос и снова возвратился к игумену. Тогда игумен сам пошел с ним в церковь и, услыхав голос, вошел в алтарь; там он нашел отрока, лежавшего близ св. трапезы с привязанным к его шее камнем; с одежды же его текла морская вода. Игумен узнал отрока и спросил:

– Что случилось с тобою, сын мой, и как ты попал сюда?

Отрок как бы пробудился от сна и сказал:

– Те лукавые иноки, которых ты послал со мною за найденным золотом, привязав этот камень на мою шею, выбросили меня в море. Погрузившись на дно, я увидал двух мужей, сиявших как солнце, и услыхал их беседу между собою; один говорил другому:

«Архангел Михаил! принеси сего отрока в монастырь Дохиар!»

Выслушав сие, я пришел в беспамятство, и не знаю, как очутился здесь.

Услыхав рассказ отрока, игумен удивился и прославил Бога, творящего дивные и преславные чудеса. Потом он сказал отроку:

– Останься, сын мой, на этом месте до утра, пока не будет обличена злоба.

Затем вышел оттуда и, затворив церковь, наказал екклисиарху, чтобы он никому не рассказывал о сем, утреню же игумен велел служить в притворе. При сем он прибавил екклисиарху:

– Если кто скажет: почему не в церкви, а в притворе поется утреня? – то отвечай, что так велел настоятель.

С наступлением утра, убийцы те подошли к монастырю, а золото они спрятали в другом месте. Увидав их, игумен вместе с прочими братиями, вышел к ним навстречу и спросил:

– Посему вчера вы пошли четверо, а теперь возвращаетесь трое? – где же четвертый?

Они на это с гневом отвечали:

– Отче, отрок обманул и тебя и нас, сказав, что нашел золото; ничего он не мог показать нам, ибо и сам ничего не знает и со стыда куда-то скрылся; мы долго искали его, но не могли найти и одни возвратились к тебе.

Игумен, сказав на это: «Да будет воля Божия», – пошел с ними в монастырь. Приведя их в церковь, где лежал юноша, с одежды которого еще текла вода, он показал им его и спросил:

– А сей кто такой?

Увидав юношу, они пришли в ужас, и стояли, как окаменелые: долго они не могли ничего ответить, но наконец, хотя и против воли, признались в своем злодеянии и рассказали, где они скрыли найденное золото. Тогда игумен послал более верных братий, и они принесли найденное золото в монастырь.

Слух о чудесном сем событии прошел по всей святой горе: иноки изо всех монастырей сошлись, чтобы видеть сие преславное чудо. Составив собор, они переименовали ту церковь во имя святого архистратига Михаила, а во имя святителя Николая Чудотворца выстроили другую церковь. Тех двух лукавых убийц прокляли и выгнали из обители, третьего же инока, который не соглашался на потопление отрока и отказался от злодеяния, признали невиновным. Избавленный от потопления отрок облекся в иноческий образ и стал добрым подвижником и строгим иноком.

После сего игумен на принесенное ему золото благолепно украсил церковь и выстроил вновь весьма красивый притвор; камень же, с которым было известно всем явленное чудо. Когда игумен преставился, то вместо него был поставлен игуменом избавившийся от потопления инок. Прожив богоугодно, и он перешел ко Господу, носимый руками св. архистратига Михаила, как прежде перенесен был им же из моря в церковь.

За всё сие прославим Отца, Сына и Святого Духа, и возвеличим во веки св. архистратига Михаила.

Афонский монах отец Иаков, главный певчий соборного храма, приехал в Ригу, чтобы спеть в Домском соборе вместе с хором Московского патриархата, и привёз нам благословение афонских старцев. «Субботе» посчастливилось побеседовать с ним.

Монах Иаков - главный протопсалт Карейского соборного храма Успения Пресвятой Богородицы Святой горы Афон. Он родился в городе Салоники. С детства изучал византийскую музыку и имеет степень и диплом в этой области. Был певчим хора «Иоанн Дамаскин». В 1993 году поступил в монастырь Каракал на Святой горе Афон. Он обучал византийской музыке младших монахов и организовал монастырский хор. С 1996 года монах Иаков живёт в столице Святой горы - Карее, в восстанавливаемой им келье. Сегодня он служит протопсалтом (главным певчим) соборного храма Успения Пресвятой Богородицы.

Словами не описать

На улочках Старой Риги его можно было заметить очень издалека: высокий стройный грек в чёрной монашеской рясе, карие глаза смотрят серьёзно и внимательно. А когда начинает говорить - хочется молча слушать, даже не понимая по-гречески. Голос у отца Иакова удивительный.

В Латвии афонский монах Иаков не первый раз. В январе вместе с камерным хором Московского патриархата он исполнял рождественские песнопения. И вот сейчас, как и тогда, в Домском соборе прозвучала музыка, которую легко охарактеризовать одним словом - божественная. Во всех смыслах.

Мы попросили разрешения его сфотографировать. Он согласился и терпеливо ждал, пока фотограф устанавливал свет и аппаратуру. Но удивительное дело - десятки кадров оказались засвеченными будто изнутри. И только два снимка наконец получились. Один из них вы видите. Наверное, главное в нём - глаза. И тот внутренний свет, который ни с каким освещением не сравнится. Потому что он из души.

Перед тем как задавать вопросы, я вспомнила давнюю поездку в Грецию: тогда мы с друзьями проплыли на кораблике вокруг Святой горы Афон, вдоль величественных монастырей, крыши и купола которых тонули в зелени. Как жаль, думали мы, что нельзя увидеть это вблизи: с древних времён женщин на Афон не пускают. А на кораблике в это время звучали записи песнопений афонского монашеского хора.

А потом ночью в маленьком греческом городке я сидела на балконе гостиницы, смотрела на море и думала, что Святая гора круглые сутки не спит - днём и ночью люди, ушедшие туда от мира, молятся за весь мир. И за каждого из нас. Многие монахи, рассказали нам, живут в аскезе и вообще спят по два-три часа, не больше… В это время кто-то опять включил записи афонских песнопений. До сих пор помню - ощущения были потрясающие.

Простите за длинное вступление, просто хотелось передать настроение, с которым мы начали разговор с отцом Иаковом. Вместе с ним к рижанам прибыла музыка Афона.

Особый образ жизни

- Отец Иаков, вы сказали, что приехали петь с благословением афонских старцев…

Всегда, когда кто-то из монахов куда-то уезжает, он согласовывает свои действия и с монастырём, к которому духовно принадлежит, и со своим духовником, чтобы совершить это путешествие.

- Как часто вы покидаете монастырь?

Не особенно часто. Последние разы были связаны с концертами в Риге, Москве и Петербурге.

- Как давно вы живёте на Афоне?

20 лет. Меня часто спрашивают, как я туда попал. Это не так просто объяснить в двух словах, потому что и сам человек с трудом понимает такие серьёзные вещи. Естественно, помогает Господь, но и воля человеческая содействует.

- Действительно ли на горе Афон есть монахи, которые пришли туда в возрасте 12 лет?

Это раньше, 40-50 лет назад, такое часто было. Сейчас этим монахам по 60-70 лет… Последние 30 лет такого не происходит. И запрещается, и нет такой традиции. По закону человеку, который уходит в монастырь, должно быть 18 лет. Обычно приходят люди в возрасте 20-30 лет. Раньше, после Второй мировой войны, экономические условия были трудные, и родственники привозили маленьких детей на Афон, чтобы выжить. А потом им там нравилось, и они оставались на Афоне навсегда.

- А что надо для того, чтобы остаться?

Естественно, есть испытательный срок в один-два года. И дальше игумен и духовники монастыря судят, может ли он остаться и продолжить духовный подвиг в этот промежуток времени, может ли он жить этим образом жизни…

Сокровища Афона

- Музыкальной традиции Афона более тысячи лет. Она связана с византийскими традициями…

Византийская музыка - это что-то особенное. И Афон - особое место для византийской музыкальной традиции. Византийский певческий стиль взращивается непрестанно в течение тысячи лет. Что касается меня - это благословение для меня, что в течение всего времени на Святом Афоне я был сопричастен этой традиции. И сейчас я пою в главном храме столицы Афона - Протате. И таким образом продолжаю эту музыкальную традицию и вношу в неё свой вклад.

В афонских монастырях хранятся настоящие сокровища: реликвии, древние рукописи, книги… Вы имеете возможность их читать?

Кроме духовной Святая гора несёт и культурную миссию. Афон хранит огромное количество рукописей, также есть записи, которые появились в последние годы. А когда мы говорим о сокровищах, которым свыше 800 лет, это, конечно, множество древних икон, реликвий, и монахи в их хранении превосходят хранителей музеев.

Как-то я пошёл в византийский музей в Салониках, недавно открытый. И там почувствовал большую гордость за Святую гору, потому что то, что я видел в Салониках, нельзя сравнить с тем, что я видел на Афоне, - Афон превосходит, конечно, любой музей. И это мы говорим о Салониках - византийском городе.

Паломники Святой горы

- Как складывается ваш день на Афоне?

20 лет я живу на Афоне. 16 лет жил в одном из 20 монастырей - это монастырь Каракалы - и создал там хор, с которым мы выступали на различных празднованиях. Конечно, помогали мне и другие афонские отцы. Последние четыре года я живу в келье - это как скит, и я там сейчас один. Выполняю послушание - пою в храме Протата, где находится совет Святой горы.

У монаха очень много разных дел. Главное значение имеют духовные вещи. Ежедневные службы длятся намного дольше, чем в миру. Есть занятия ручным трудом. Каждый занимается тем, что ему установлено. В монастыре это обычно послушание, а в скиту - различные работы по дому. Также я занимаюсь музыкой, по нескольку часов каждый день.

- Очень много паломников приходят на Афон. Как там их встречают?

Есть такое послушание монашеское - принимать паломников, а есть гостиничное. Есть специальный монах, который встречает паломников, угощает их, даёт им комнату, если они хотят остаться. Паломники могут ходить везде, заходить в любой монастырь.

Прекрасно на Афоне именно это, и это отличает его от других мест: когда ты приходишь в храм, там не как в музее, где ты видишь мёртвое пространство, - на Афоне, в монастырях, каждый, кто заходит, видит как бы живой музей с огромным числом бесценных экспонатов, но при этом везде жизнь. Паломники видят всё - службы, послушания монахов: как они молятся, гуляют, общаются. Это производит впечатление на людей.

- Они не мешают монахам?

Всё-таки не так всё неуправляемо, у монахов есть места, где они могут уединиться, есть часы, когда они свободны. Это считается благим делом, любовью к ближнему со стороны монахов - помочь паломнику. Гостеприимство - это добродетель, и на Афоне оно имеет особую ценность.

- Были случаи, когда паломники оставались?

Конечно, были люди, которые приезжали паломничать и потом становились монахами. Но сразу приехать и остаться - это редко. Сейчас всё строже. Игумену и духовнику нужно быть более внимательными, и самому человеку нужно очень серьёзно подумать, прежде чем причислиться к братии, монастырю, скиту.

- Есть общие праздники, когда все 20 монастырей объединяются?

Каждый монастырь имеет свой престольный праздник. Есть традиция, чтобы монахи со всех монастырей собирались вместе и молились на этих престольных праздниках. Кроме монастырей есть также скиты и кельи, и там тоже такая традиция. Самые большие престольные праздники проходят в Великой лавре, в Иверском и Ватопедском монастырях. Это самые большие монастыри, и в них собирается очень много народа.

Пасха на Афоне

Ваше рижское выступление перед Страстной неделей и накануне Великой Пасхи - это специально по времени задумано, такое подкрепление духовное?

Этот концерт духовной музыки мы проводим вместе с Анатолием Гринденко и московским хором, которым он руководит. Мы выбрали темой страсти Господни. И это совпало с подготовкой к Пасхе, которую мы будем скоро праздновать. Поэтому песнопения связаны с событиями Страстной седмицы. Мы хотели помочь тем, кто желает подготовиться к этим дням.

- Как проходит Пасха на Афоне?

Отпраздновать на Афоне Пасху, эти святые дни, - совершенно уникальный опыт. Пережить это могут только мужчины, так как женщинам не разрешено приезжать на Афон. Паломники уезжают домой очарованными и восхищёнными, и это остаётся с ними на всю жизнь. Во время Пасхи службы длятся очень долго, но люди, которые приходят (хотя в миру, возможно, и не ходят на службы), у нас присутствуют до последней минуты и совершенно не утомляются. Особенно те, которым удаётся остаться на сам пасхальный день. Это что-то особое, это не описать словами, а надо пережить.

Это было, есть и будет

В храме, где вы поёте, хранится чудотворная икона Богоматери «Достойно есть»… Пресвятая Богородица считается покровительницей Афона…

Афон считается земным уделом Богородицы. Когда святой Пётр Афонский впервые попал сюда, по преданию, Богородица сопроводила его и обещала, что того, кто приедет жить в это место, она обеспечит всем необходимым в этой и будущей жизни, если он посвятит себя духовному спасению. Все мы, святогорцы, живём там, поэтому у нас особые любовь и благоговение перед Пресвятой Девой. Множество чудотворных икон находится на Афоне, практически во всех монастырях. Это наша покровительница, предстательница.

По преданию, сто лет назад на Афоне было явление Богородицы, сохранились воспоминания об этом событии. В наше время бывали явления?

Конечно, могут быть явления, но откуда нам знать об этом? Если бы я увидел Богородицу, я никому не рассказывал бы. Важно не настолько её явление воочию, важно то, что мы чувствуем там. Мы её чувствуем как путеводительницу в нашей жизни. А явления зрительные - это то, что случается в особых ситуациях с определёнными людьми, когда есть на это причина. Мне не нравится доказывать, что это есть. Я абсолютно убеждён, что явления Пресвятой Богородицы были, что они сейчас происходят и будут происходить в будущем.

Важно, что мы чувствуем в своей душе уверенность, которую Богоматерь даёт, ежедневное удостоверение Её обещаний, и это подтверждается каждый день в нашей жизни. И я думаю, что это непрерывное чудо, ежедневное чудо. Любой монах на Афоне скажет то же самое. Её присутствие явно и точно, несомненно.

Паломники, которые приезжают на Афон, говорят, что когда они спускаются с корабля и ступают на эту землю, то чувствуют что-то особое. Но мы не можем объяснить, что именно. И я им говорю: «Вы чувствуете благодать Богородицы, которая присутствует в этом месте».

- Считается, что гора Афон - одно из немногих мест на Земле, которое как столп света связывает землю с небом…

Истина состоит в том, что это место 24 часа в сутки наполнено молитвами - молитва там не прекращается.

- Мир жив, пока вы молитесь за нас?

Мир жив, потому что Бог нас любит и постоянно пытается найти способы, чтобы нас помиловать. И если мы за вас будем молиться, это не значит, что вы обязаны нашим молитвам. Но Господь находит повод в каждом человеке, чтобы помочь ему.

- Отец Иаков, скажите, пожалуйста, несколько пожеланий для наших читателей. Накануне Пасхи это очень важно.

Наши дни трудные, наше время трудное, во всём мире постоянно происходят кризисы, поэтому люди потеряли ориентиры. Слишком много разной информации идёт с разных сторон. Я желаю вам, чтобы как можно больше людей в мире попробовали православную традицию и стали жить по ней. Жить согласно учению церкви. И я верю, что тогда будет какая-то перемена в жизни, очень значительная. Думаю, это основное в наши дни - найти свой путь.

Я прошу и желаю всем попробовать этот путь. И думаю, что через некоторое время душа сама удостоверит их, что это путь верный…